Как накачать колесо велосипеда и какое давление должно быть
Многие велосипедисты не часто задумываются о том, как правильно накачивать колеса и какое давление в шинах велосипеда нужно поддерживать. Следить за техническим состоянием двухколесного друга достаточно рутинное занятие, поэтому проверка давления в велосипедных шинах зачастую осуществляется визуально, в лучшем случае – на ощупь.
Что необходимо знать про колеса велосипеда
Для того чтобы точно измерить, достаточно ли накачаны колеса, необходимо иметь при себе манометр, специальный прибор для измерения количества атмосфер в шинах. Однако величина оптимального давления может варьироваться, в зависимости от типа шин, и их производителя.
Велосипедная шина состоит из камеры и покрышки. За предельные значения давления отвечает покрышка. Независимо от камеры, оптимальное давление, которое необходимо поддерживать в шинах зависит от значений указанных на шине.
Каким давлением необходимо накачивать колеса велосипеда
На всех современных покрышках указывается максимально и минимально допустимое значение давления. Единицы измерения используются две – атмосферное давление, измеряется в Бар (BAR) и фунт-сила на квадратный дюйм (PSI). Манометры обычно показывают давление в Барах, если на шинах указано давление только в фунт-силе, можно перевести их в Бары – 1 Bar ≈ 15 PSI.
Допустимый диапазон давления в шинах велосипеда обычно находится в пределах пары атмосфер. Этот запас позволяет варьировать давление, в зависимости от поверхности, по которой вы планируете кататься и вашего веса.
В случае езды по ровному, приличному асфальту, либо по другим твердым покрытиям, следует поддерживать давление, на уровне близком к верхней допустимой границе. Если, во время езды на велосипеде, обратить внимание на заднее колесо, можно заметить, что шина проминается под вашим весом, за счет чего поверхность контакта с асфальтом увеличивается, трение увеличивается, и для создания движущей силы придется прикладывать заметно больше усилий.
Однако, чем хуже поверхность, тем менее комфортной будет езда на плохих поверхностях. Плотность колес не позволит амортизировать неровности, поэтому каждая кочка будет отдаваться в пятой точке, и перегружать все системы велосипеда. По этой причине к езде по грунтовым поверхностям, или плохому асфальту, давление лучше понижать, и поддерживать в районе нижних допустимых границ. Такое давление также позволит добиться лучшего сцепления с дорогой. На плохих поверхностях, это хоть и создаст дополнительное трение, потребовав от велосипедиста больших усилий, однако, это позволит сохранять управляемость велосипеда, в случае экстремальных ситуаций.
Для новичка, который не знает особенностей местных рельефов, всё вышеописанное можно принять к сведению и воспользоваться универсальной таблицей. Накачивать нужно до количества атмосфер соответствующих вашему весу, и вы уже сможете уверенно чувствовать себя на дороге.
Вес, кг | Давление, атм. | Давление, psi |
---|---|---|
50 | 2,8 | 40,6 |
65 | 3,1 | 45 |
80 | 3,4 | 49,3 |
90 | 3,6 | 52,2 |
105 | 3,9 | 56,5 |
115 | 4,1 | 59,5 |
Как узнать давление в колесах велосипеда
Наилучший способ узнать какое давление в колесах – это воспользоваться манометром. При этом наиболее удобно будет обзавестись насосом, со встроенным в него манометром. С таким насосом необходимое давление можно установить с первого раза. Имея при себе такой насос, можно по ходу маршрута, в зависимости от поверхности оперативно изменять давление, наиболее благоприятное для ее прохождения.
Чем грозит неправильное давление в шинах
Наиболее значительного улучшения производительности вашего велосипеда позволяет добиться не пара сверхлёгких колёс или электронная трансмиссия. На самом деле, для этого вам даже не потребуется тратить денег. Нужно лишь немного свободного времени. Я говорю про давление в шинах .
А если вы не обращаете на этот показатель внимания, скорее всего, ваше давление неверно. Вот четыре главные проблемы, связанные с давлением в шинах, и способы их решения.
На самом деле, вы не знаете своё давление
Если вы накачиваете свои шины с помощью обычного напольного насоса, он, вероятно, снабжён маномертом. Проблема в том, что его показания не совсем точны. Манометры напольных насосов изменяют давление рядом с собой, то есть внутри самого насоса, а не шины. Вдобавок к этому, их качество может быть разным. В некоторых случаях, погрешность не превышает нескольких фунтов на квадратный дюйм, но нам встречались и насосы, которые врали на 10-15 psi.
Впрочем, у этих насосов есть и свои плюсы. Большинство из них, если и не могут похвастаться особой точностью, то хотя бы последовательны в своих показаниях. Так что, вы, по крайне мере, каждый раз накачиваете одинаковое давление. Исправить ситуацию поможет приобретение отдельного маномерта.
На рынке есть дорогие цифровые маномерты, но вам не обязательно покупать именно их. Хороший игольный маномерт Presta от Meiser обойдётся всего в 25 долларов (они встречаются в велосипедных магазинах, магазины бытовой техники могут их заказать, ну и, конечно, они всегда есть на Amazon).
Бонус: Meiser выпускает версии для низкого давления (30 или 15 psi), предназначенные для горных и циклокроссовых моделей или велосипедов на толстых покрышках. Маномерты Meiser просты в использовании, дёшевы, а так же отличаются прочность и точностью. Я без всяких проблем пользовался одним из них многие годы.
Вы накачиваете переднюю и заднюю шины одинаково
Многие очень часто одинаково накачивают переднюю и заднюю шины. Но соотношение вашего веса далеко не 50 на 50. Если верить исследованию Университета Колорадо, для шоссейных гонщиков оно, в большинстве случаев, составляет скорее 40 спереди к 60 сзади. Цифры варьируются в промежутке от 33-57 до 45-55, в зависимости от спортсмена. Если вам интересно, каково ваше соотношение, вот простой тест для его определения:
- Шаг 1: Взвесьте себя вместе с велосипедом и всем снаряжением (включая обувь).
- Шаг 2: Поставьте на весы одного колесо, а под другое подложите что-то такого же размера. Попросите друга вас приподнять и взгляните на показания весов.
- Шаг 3: Проделайте то же самое с другим колесом.
Сумма должна совпадать с вашим общим весом из первого шага. А результаты из шагов 2 и 3 должны позволить вам вычислить проценты для каждого колеса. Проблема в том, что не существует ни одной гарантированной формулы для изменения давления шин на основании распределения веса. Этот тест полезен, поскольку позволяет вам узнать свой баланс, но он не даёт вам уравнения для изменения давления в шинах.
Правда в том, что предпочитаемое давления зависит от многих факторов, включая тип ваших шин и стиль езды. В то же время, ясно, что нельзя накачивать шины одинаково. Если вы весите 68 килограммов, а распределение веса составляет 40 к 60, получается, что на заднее колесо приходится 40 килограммов, а на переднее — 28. По логике, вам нужно использовать пропорционально меньшее давление для передней шины. Пусть не на 50, но хотя бы на 15-20 процентов меньше.
Вы проверяете давление нерегулярно
Шины постепенно выпускают воздух. Бутиловые камеры (наиболее распространённый тип) спускают гораздо медленнее лёгких латексных версий, но всё равно теряют пару psi в неделю (чем выше давление, тем быстрее оно снижается).
Вам не обязательно проверять давление перед каждой поездкой, но хотя бы раз в неделю нужно взять свой новый манометр и проверить, не слишком ли много воздуха вы потеряли.
Если вы недавно починили прокол с помощью CO2, обязательно накачайте шину заново. Углекислый газ легко растворяется в бутилкаучуке (азот и кислород, составляющие 98 процентов нашей атмосферы, таким качество не обладают). Таким образом, он, фактически, быстро просачивается прямо сквозь стенки камеры.
Если вы пользовались CO2 во время последней поездки, не забудьте достать насос перед следующим путешествием. На самом деле, если вы наполнили шину CO2 на раннем этапе заезда, через один час или около того, вам придётся снова это сделать.
Вероятно, давление в ваших шинах слишком высокое
Люди почти всегда стремятся накачать шины как можно сильнее. Максимальное давление, указанное на стенке шины, обычно, чересчур высоко. Плюс, оно не учитывает другие факторы, влияющие на давление: размер велосипедиста, тип местности и так далее.
Многие годы тренеры (и некоторые журналисты) твердили нам, что высокое давление позволяет уменьшить сопротивление качению. И высокое давление также снижает вероятность образования проколов в результате защемления. Но вам стоит наоборот снизить давление, особенно если вы перешли на более широкие шины. Вот почему:
- Широкие шины имеют больший объём, так что вы должны уменьшить давление пропорционально этому. Кроме этого, они отличаются меньшим отклонением боковины, что снижает сопротивление качению по сравнению с более узкими шинами с тем же уровнем давления.
- Сопротивление качению действительно увеличивается по мере снижения давления, но несколько исследований показывают, что на различных шоссейных шинах этот показатель вырастает не так сильно. Даже если уменьшить давление стандартных шоссейных шин до 60 psi, для компенсации дополнительного сопротивления качению потребуется всего несколько ватт мощности. Не стоит забывать и о том, что сопротивлению качению — лишь небольшая часть сил, которые нам приходится преодолевать (больше всего велосипедистам мешает встречный ветер и гравитация на подъёмах). Сопротивлению качению в большей степени зависит от самой шины, а не давления внутри неё.
- Низкое давление увеличивает сцепление с поверхностью на поворотах. Частично это происходит за счёт увеличения пятна контакта. Кроме этого шина с низким давлением сильнее деформируется при столкновении с поверхностью. Это, в некоторой степени, и увеличивает сопротивление качению. Однако у сильно накачанной шины возникают другие проблемы. В частности, она начнёт подскакивать на каждой, даже самой мелкой, неровности дороги. Бонус: Вдобавок к улучшенному сцеплению, низкое давление делает езду на велосипеде более комфортной.
Экспериментируйте с давлением, снижая его в передней и задней шинах на 5 процентов (процентов, а не psi, поскольку оно должно оставаться пропорциональным). После этого прокатитесь на велосипеде и обратите внимание на свои ощущения. При необходимости, не бойтесь опустить давление ещё ниже. При идеальном давлении вы должны чувствовать себя уверенно на поворотах. Как только переднее колесо начнёт казаться слишком податливым на резких поворотах, добавьте пару psi. Измеряйте давление в задней и передней шинах манометром и записывайте его. Но помните, что давление может поменяться, если вы перейдёте на шины другого размера или бренда.
Каким должно быть давление велосипедных шин
Каждый опытный райдер знает, что качество катания на велосипеде напрямую зависит от колёс, а точнее, от степени их «накачанности». Поэтому давление в шинах велосипеда — это тот параметр, который требует тщательного подхода, индивидуального расчёта и постоянного поддерживания на оптимальном уровне.
Единицы измерения
На велосипедных покрышках указываются минимальный и максимальный диапазоны давления. Для велосипедов принято использовать две измерительные единицы:
- Psi — выражается в фунтах на один квадратный дюйм. Широкой популярностью пользуется у американских производителей;
- bar — выражается в барах (или атмосферах). Этой единицей измерения пользуются российские и европейские производители. 1 бар приблизительно равен 15 Psi.
Где уточнить
Вся необходимая информация о требуемом давлении в камере указывается на покрышке. Почему именно на ней, а не на камере? Ответ прост: при езде камера не испытывает реальную нагрузку, вся «тяжесть» возрастающей при езде нагрузки ложится именно на покрышку и сила её сдавливания и есть основное ограничение. Если давление в камере окажется слишком низким, у шины могут появиться изломы в районе обода, камеру начнёт закусывать и в итоге приведёт к пробою. Если же оно будет слишком высоким, колесо может лопнуть при сильной нагрузке.
Определяющие факторы
Несмотря на рекомендации производителей, такой параметр, как давление в камере колеса — дело личных предпочтений. Каждый велосипедист этот параметр подстраивает под себя, под трассу, на которой собирается кататься, под свой личный стиль катания и уровень технической подготовки. Поэтому, сколько должно быть накачано, каждый решает для себя сам. Каждый опытный райдер знает ряд факторов и оперирует ими:
- Райдер приближает параметры к максимальным, если хочет добавить скорость байку при езде и при этом сэкономить свои силы.
- Велосипедист приближает значение к минимальному, чтобы обеспечить лучшее сцепление с дорогой.
- Невысокая степень накачанности помогает сгладить мелкие неровности дороги при езде.
- Перекачанные шины приведут к пробою камеры об обод.
- Недокачанные шины также приведут к повреждению камеры от «змеиных укусов».
Стандарты
Для велосипедистов, которые не знают, каким должно быть оптимальное давление в шинах велосипеда, существует таблица, содержащая в себе стандартные данные.
Стандарты для горных велосипедов
Для определения оптимального давления в колёсах горного велосипеда следует ориентироваться на его вес:
- 50 кг — давление должно быть 2,38–2,59 бара (или 35–38 Psi);
- 63 кг — следует качать до 2,52–2,72 бара (37–40 Psi);
- 77 кг — 2,72–2,93 бара (или 40–43 Psi);
- 91 кг — рекомендуемые параметры 2,86–3,06 бара (42–45 Psi);
- 105 кг — 3,06–3,27 бара (или 45–48 Psi);
- 118 кг — при таком весе нужно качать до 3,2–3,4 бара (47–50 Psi).
Стандарты для шоссейного велосипеда
В отличие от горных моделей, где давление в колёсах напрямую связано с весом велосипеда, в камере шоссейных велосипедов этот параметр зависит от размера покрышки:
- 12–18 дюймов — рекомендуется 2,4 бара (или 35 Psi);
- 20 дюймов — следует качать до 2,4–2,5 бара (или 35 Psi);
- 24–28 дюймов — должно быть 2,5–4,5 бара (35–65 Psi).
Давление в моделях шоссейного типа должно стремиться к максимальному значению, указанному на покрышке. Причём обязательно следует оставлять минимальный запас, чтобы покрышку не разорвало.
Регулировка давления
Несмотря на то что требуемая степень накачанности колёс определяется стандартами, имеется ряд поправок, которые стоит учитывать каждому велосипедисту.
Изменения по сезону
Величину давления в шинах рекомендуется корректировать по сезону. Особенно это касается летнего периода, когда высокая температура воздуха раскаляет асфальт. При соприкосновении с горячим асфальтом шины велосипеда нагреваются. От нагрева закачанный в камеру воздух расширяется, что увеличивает в ней давление. Поэтому в летний сезон рекомендуется не качать шины до максимума, а оставить небольшой запас. Если этого не сделать, от нагрева покрышка станет перекачанной и быстро придёт в негодность.
В зимний период шины рекомендуется качать, слегка превышая максимум. Это позволит получить более эффективную работу протектора.
Поправка на вес
Тяжеловесным велосипедистам, а также тем, кто любит перегружать свой байк, при накачке шин обязательно необходимо делать поправку на вес. А именно немного перекачивать шины. Иначе колесо под тяжестью веса будет сдавливаться и это может привести к негативным последствиям. Сколько в таком случае качать, каждый решает сам. Специалисты же рекомендуют на каждый килограмм веса добавлять по одному проценту давления.
Тип резины
При накачке колёс следует учитывать тип резины. Поскольку в неё бывают заложены разные параметры:
- Слики и полуслики. Настоящий тип колёс рассчитан на то, что сопротивление будет отсутствовать, поэтому они всегда должны быть накачаны до максимума. Немного недокачать их можно только в жаркую погоду.
- Кросс-кантри. Этот тип колёс производители рекомендуют качать до давления в 3–4 бара (зависит от типа трассы и личных предпочтений). Если до этих значений их недокачать, на катание будет затрачиваться огромное количество сил райдера. Если же перекачать, колесо, просто-напросто, взорвётся при пиковой нагрузке.
- Экстремальные. Накачивая покрышки для трюковых велосипедов, необходимо соблюдать среднее значение. Это позволит иметь хорошее сцепление с дорогой.
Когда качать
Велосипедные шины требуют постоянного контроля. Поскольку, несмотря на их относительную герметичность, воздух всё равно из них постепенно уходит. Поэтому для каждого типа велосипеда предусматриваются свои сроки:
- городские и бюджетные — один раз в 2–4 недели;
- горные — два раза в месяц;
- спортивные и шоссейные нужно качать перед каждой поездкой;
- дорожные — каждую неделю.
Поддержание оптимального давления позволит в полной мере насладиться качественной ездой на велосипеде и позволит продлить срок службы велосипедных шин.
Зимний велосипед кардинально отличается от летних вариантов многими моментами. Упускать из виду ни один из них нельзя, поскольку можно не только испортить своего двухколёсного коня, но и подвергнуть риску своё здоровье.
Как устроено велосипедное седло? Какие бывают велосипедные сёдла? Как правильно подобрать сидение для байка: по ширине, жёсткости, форме и длине? Основы установки и регулировки велосипедного седла по высоте, наклону и движению туда-обратно.
Давление шин горного велосипеда
Давление в шинах — это важный аспект, чтобы получить максимальную отдачу от горного велосипеда. Есть много переменных, влияющих на идеальное давление. Одни из этих переменных изменить нельзя, а на другие можно существенно повлиять.
У компаний, производителей покрышек, нет возможности знать с какими ободами будет потребитель использовать их продукцию. Не все колесные обода могут выдерживать большие нагрузки. Поэтому, максимальное рекомендуемое давление, величина расплывчатая и берется с большим запасом прочности. Большинство велосипедистов давление шин горного велосипеда поддерживают на значительно низком уровне, по сравнению с максимальным, указанным на покрышке.
Для чего занижают давление в покрышке
Во первых, это позволяет поглощать больше неровностей и прибавляет сцепление, не забываем и о комфорте, который дает низкое давление шин. Это все подтверждено исследованиями и опытом на практике. Найти идеальное давление шин горного велосипеда является первостепенной задачей. Максимальное значение давления определяет прочность обода, а минимальное давление выбирает для себя велосипедист.
При слишком низком давлении покрышке, она может извиваться и сойти с обода. Езда при низким давлении может испортить покрышку, могут появиться трещины, происходить преждевременный износ. Минимально рекомендованное указанное давление в принципе подходит для большинства велосипедистов.
Весь диапазон рекомендуемого давления указывают на боковине покрышки. Значения переменных, которые влияют на производительность покрышки, разделяют на несколько категорий. На них, как уже было сказано, влияет велосипедист, а не производитель покрышки.
Для примера можно привести цифры — если вес у велосипедиста 60 кг и он качает шину на среднее значение давления, того, что указано на ней. И, ему кажется что колесо слишком перекачено, не хватает сцепления и т. д. Но, гонщик, весом больше 100 кг, может сказать, что давление колеса слишком низкое, при езде шина на ободе плавает и даже может соскочить на повороте.
Давление шин у горного велосипеда — с тиль катания
Важно, как вы ездите, а также где вы ездите. При агрессивном стиле, придется давление держать немного больше. При аккуратном стиле езды, когда тщательно выбирается траекторию, и колеса от трассы не отрываются, а велосипедист владеет хорошей техникой управления, завышенное давление в принципе не надо.
Объем покрышки
Есть зависимость отношения объема покрышки к ее давлению. Это чувствуется при сжимании ее пальцами. К примеру, при давлении 35 psi в покрышке размером 700 х 25 mm, она будет чувствоваться мягкой и сильно проминаться под пальцами. Те же 35 psi в покрышке размером 26 х 3,8, чувствуются как камень и колесо отскакивает, не поглощая удары.
Ширина у обода
Ширина обода играет важную роль при определении минимального допустимого давления. Более широкий обод покрышку удерживает лучше, чем узкий. Широкий обод, при одинаковых размерах покрышки, позволяет поддерживать более низкое давление, не опасаясь извивания покрышки.
Тип покрытия
Давление зависит от типа покрытия, по которому вы катаете. Гладкая и быстрая поверхность, или каменистые тропы с корнями и булыжниками? Во втором случае, давление в колесах надо держать выше, чтобы не допустить змеиных укусов и болезненных ударов в обод.
Корпус у покрышки
Плетение покрышки оказывается важным, как она себя будет вести. Этот параметр важный, как и вес велосипедиста. У покрышек с высоким числом нитей в дюйме, так называемый показатель TPI, большая гибкость, чем у тех, где TPI меньше. Поэтому, при низком TPI покрышки, давление в шинах надо уменьшить, и наоборот сделать при высоком.
В моделях покрышек с жесткими, усиленными боковинами или бескамерных, надо поддерживать менее высокое давление для сохранения того же уровня производительности, который предлагали более эластичные покрышки.
Идеально подобрать давление шин горного велосипеда очень трудно. Можно подходить со стороны науки, учитывая множество теоретических моментов. Но, есть и так называемая «чуйка», когда у опытного велосипедиста в голове автоматом учитываются все факторы, и покрышка качается «на глаз».
Еще статьи на эту тему:
Износ велосипедной шины. Выход из строя шины велосипеда из-за полного износа протектора считается нормальным явлением. Но, очень часто это случается намного раньше. Основные факторы, которые влияют на её долговечность и преждевременный износ…
Проверяем качество покрышки велосипеда. Если провести по поверхности резины сухим пальцем с сильным нажатием и на нём останется заметный тёмный след, то значит в резине слишком большое количество наполнителя и служить такая резина будет недолго…
Как продлить срок службы велосипедной шины. При движении по ровной асфальтированной дороге шины надо накачивать до максимально допустимого давления. При езде по плохой неровной дороге, наоборот, давление снижают, но…
Повреждения велосипедной шины Износ шины велосипеда довольно сложный процесс. Принято считать, что основной износ шины приходится на место касания ее с поверхностью земли. Но, также износ происходит в местах контакта шины с…
Источники:
https://sportotip.ru/vidy-sporta/velosiped/kakoe-davlenie-v-shinakh-dolzhno-byt/
https://www.veloturist.org.ua/chem-grozit-nepravilnoe-davlenie-v-shinax/
https://aktsport.ru/velosiped/kakoe-davlenie-dolzhno-byit-v-shinah.html
https://velomasterclass.ru/davlenie-shin-gornogo-velosipeda/