Александру i представлен первый в мире велосипед

Содержание скрыть

Первый велосипед в мире. История создания

Очень сложно отследить историю изобретения и возникновения велосипеда, каждая страна, как это принято в истории, «тянет одеяло» на свою сторону. Поэтому сейчас в интернете собралось очень много источников с самыми разными версиями, реальными, и не очень. По сути, есть две основные версии в истории о том, кто первым изобрел первый велосипед в мире. Одна версия утверждает, что первый велосипед в мире был изобретен в России, кузнецом Артамоновым. Но вскоре про это изобретение забыли. Его называли двухколесной тележкой. По второй версии в вопросе «кто изобрел первый велосипед» изобретателем считается Карл фон Дрез. О нем речь пойдет ниже.

Сама идея передвижения человека на колесах, за счет его собственной силы, появилась очень давно. Примером могут служить всевозможные коляски и повозки на четырех или двух колесах. Такие изобретения почти одновременно появились во всем развитом мире, например, Франции и Германии.

История создания первого велосипеда

pervyj-velosiped-v-mire-istoriya-sozdaniya

Хоть и история создания первого велосипеда неоднозначна, все же родоначальником велосипеда как такового можно назвать Карла фон Дреза — немецкого барона. В 1814 году он собрал некий двухколесный деревянный самокат, которому сам дал название «машина для хождения». Главным отличием того устройства о современных велосипедов было то, что у него не было педалей, человеку приходилось отталкиваться ногами от земли, чтобы передвигаться. В 1817 году Карл фон Дрез получил патент на свое изобретение. Это и была та самая история изобретения первого велосипеда.

В дальнейшей истории развития велосипеда это изобретение получило имя «дрезина», в честь имени своего создателя. Это слово и сейчас есть в нашем лексиконе, но обозначение у него совершенно другое.

pervyj-velosiped-v-mire-istoriya-sozdaniya

К слову о различных версиях истории велосипеда — в некоторых источниках указывается совершенно другая дата изобретения первого велосипеда. Это якобы был российский изобретатель Артамонов, который опередил немецкого аж на 14 лет. К сожалению ему не дали патент на его изобретение, хоть и велосипед его работал исправно — как гласит история, Артамонов проехал на нем около 5000 километров.

Примерно в 1839-40х годах некий Киркпатрик Макмиллан, шотландский кузнец, решил усовершенствовать велосипед Дреза. Самое главное в этой модификации — это добавление педалей. Макмиллан немного опередил свое время и его работа не была оценена широкой публикой.

Дальнейшая история развития велосипеда происходит, в основном, из западной Европы и США. Различные предприятия проводили модификации в системах шатунов, которую прикрепляли на переднее колесо.

История развития велосипеда

В 1853 году благодаря французу Пьеру Мишо был запатентован педальный привод, прикрепленный к переднему колесу. В том числе велосипед обзавелся подпружиненным седлом и тормозом. В истории создания велосипедов эта модель называется «костотрясом».

pervyj-velosiped-v-mire-istoriya-sozdaniya

После того, как 31 мая 1868 года в парижском пригороде Сен-Клу была проведена двухкилометровая гонка на «костотрясах», катание на велосипедах повсеместно превращается в весьма забавным увлечением. Кстати название велосипеда не двузначное — езда на нем была действительно непростым занятием, нужно было обладать достаточно большой силой и ловкостью.

Затем, в 1867 году история велосипеда была дополнена новым событием — изобретатель Каупер разработал новую конструкцию колеса со спицами. Через год после этого события в Париже фирма «Мейер и Ко» начала производство велосипедов с цепью — так называемым цепным приводом на заднее колесо.

1870-1885 годы — это время велосипедов-»пауков». Так называли велосипеды с большим передним колесом. К переднему колесу прикреплялись педали, а заднее колесо было в разы меньше. Такие большие колеса делались из-за желания проходить как можно больше расстояния за один оборот колеса. Как правило из-за таких колес увеличивалась максимальная скорость передвижения, и достигала почти 30 км/час, но езда на таком «пауке» была совершенно небезопасна — из-за малейшей кочки можно было перевернуться, а большая высота способствовала большим травмам. Альтернативам «паукам» были разве что трехколесные велосипеды.

Далее в истории велосипедов «пауков» значится небольшое усовершенствование — английский изобретатель Лоусон добавил в конструкцию цепную передачу. Эта модель называлась «кенгуру», ее скорость зависела от вида шестерен. В 1880 году городская управа Петербурга зарегистрировала примерно сто таких велосипедов, а вскоре, через два года, они стали появляться и в Москве. Для московских дорог тех времен эти велосипеды совсем не подходили, да и вовсе были запрещены правительством.

Затем совершенствование конструкций безостановочно продолжалось — только в Англии и США были поданы около 6000 патентов.

«Безопасный велосипед»

Начало для современных велосипедов в истории их создания было положено в 1884 году Джеймсом К. Старли. Но действительно большой рывок в технологии произвел шотландский ветеринар Джон Бойд Данлоп, который добавил пневматическую полую шину. Для того чтобы его сыну было комфортнее ездить на «костотрясе» он надел на колеса поливной шланг и наполнил водой, но это сильно снизило скорость передвижения. Тогда он наполнил шланг воздухом, да еще и придумал специальный клапан, чтобы воздух не выходил из шины под собственным давлением. Это изобретение стало именно тем новшеством, которое послужило широкому распространению велосипедов.

В дальнейшей истории велосипедов их постоянно улучшали, уменьшали вес, увеличивали скорость, повышали комфортность и прочность.

История создания велосипеда: кто изобрел, эволюция, интересные факты

Своими руками

Сейчас велосипеды как никогда актуальны. Люди задумались об экологии, о безопасном для окружающей среды транспорте. Мало кто знает, что над созданием двухколесного средства передвижения работали на протяжении долгих лет. Сказать однозначно, кто изобрел велосипед, невозможно. Ведь над ним трудились многие, совершенствуя конструкцию из года в год.

Древние прототипы

Сложно сказать, кто изобрел первый велосипед. Конструкции, которые двигались при помощи мускульной силы человека, создавали в разные периоды времени.

Впервые о подобном средстве передвижения говорили еще при правлении Александра Македонского. Античные источники утверждают, что у Дионисия, правителя Сиракуз была повозка, называвшаяся гемаксионом и относящаяся к прототипам велосипедов. Позже такие устройства создавались в Риме.

На Руси первым изобретателем самокаток была Шамшуренкова. Конструкция напоминала телегу, рассчитанную на 1–2 пассажиров, с 4 колесами. Управлялась человеком, место для которого было предусмотрено сзади, оборудовано педалями. Кулибин усовершенствовал самокатку, сделав ее более легкой и маневренной. У его конструкции было 3 колеса и рычаг для поворотов.

В 1801 году крепостной Ефим Артамонов придумал велосипед на двух железных колесах и с деревянным сиденьем. Историки утверждают, что за свое изобретение крестьянин получил вольную и награду — 25 рублей от самого Александра 1.

В 1493 году Леонардо да Винчи нарисовал средство передвижения с 2 колесами, рулем, педалями и цепью. Правда, по его эскизу велосипед никогда не мастерили.

Считается, что в 1791 году Граф де Сиврак изобрел деревянный велосипед. Но многие современные историки уверены, что этот человек — вымышленное лицо. Соответственно, и средство передвижения он не создавал.

Велосипед по эскизу Леонардо да Винчи Велосипед Ефима Артамонова

История изобретения

Многие мастера создавали свои варианты современных велосипедов. Каждый вносил в конструкцию что-то новое, делая средство передвижения все более совершенным.

Барон Карл Фридрих Кристиан Людвиг Дрез фон Зауерброн представил свой велосипед в 1818 году в Париже. Это была двухколесная деревянная беговая машина с тормозами. Чтобы поехать, человеку нужно было отталкиваться ногами об землю. Педали в конструкции не предусматривались.

Изначально изобретение мало кого заинтересовало, но позже случай помог устройству барона завоевать популярность. Из-за плохого урожая пришлось вырезать всю скотину, так как нечем было кормить животных. Зарезаны были и лошади. Людям не на чем было ездить, на помощь пришла дрезина (так назвали конструкцию Дреза).

Изобретатель Киркпатрик Макмиллан из Шотландии в 1840 году модифицировал дрезину, снабдил ее сиденьем, педалями. Благодаря такому дополнению средство передвижения стало похоже на современные модели велосипедов.

Спустя 7 лет устройство еще раз доработал французский изобретатель Пьер Лалман. Он перенес педали на переднее колесо. Для того чтобы конструкция двигалась, их надо было крутить. Переднее колесо Пьер сделал больше, чем заднее.

Англичанин Джон Кемп Старли в 1884 году создал первый двухколесный велосипед, внешне очень похожий на современный. Он имел одинакового размера колеса, педали, руль, сиденье, цепную передачу.

Термин велосипед придумал Жозеф Нильсефор Ньепс, французский изобретатель.

1818 год 1840 год 1868 год 1884 год

Эволюция велосипеда

Сказать, кто изобрел велосипеды первым, как уже упоминалось выше, точно нельзя. В России (1800 год), Ефим Артамонов создал конструкцию весом 40 кг, высотой 1,5 м. На переднем колесе располагались педали, оно было в два раза больше заднего. Но запатентован изобретенный велосипед не был. Поэтому Артамонов не вошел в историю, как официально признанный создатель.

В 1840 году почти никто не пользовался двухколесным средством передвижения. А вот в 1880 году российских велосипедистов было уже около ста. Даже Александр II привез себе из Парижа такой транспорт. Правда, катался на нем император всего несколько раз.

1868 год. В Екатеринбурге у сына лесничего появилось деревянное двухколесное средство передвижения. Его для ребенка смастерил отец. В этом же году, в Париже, компания Мейер и К выпустила велосипеды с цепным приводом на заднем колесе.

1869 год. Интересное изобретение появилось в Воронеже. Оно имело колеса из дерева, окованные железом. Диаметр их существенно отличался — переднее было больше.

1878 год — появился велосипед из газовых труб. Его создал Генрих Мамиель. На колесах была резина. Вес конструкции составлял 36 килограмм.

1870–1885 годы — время велосипедов. Их называли пауками, то ли из-за спиц в колесах, то ли из-за согнутой позы, которую принимали все ездоки.

1884 год — стартовало производство велосипедов с двойным цепным приводом и одинаковым диаметром колес. Выпускала их компания Хиллман, Херберт и Купер.

В 1885 году популярностью пользовалось изобретение под названием Rover, сделанное Джоном Кемпом Старли. Оно подходило женщинам, подросткам — было низкое, с удобным сиденьем, цепной передачей. Переднее колесо было больше заднего.

1888 год. Джоном Данлопом, ветеринарным врачом из Европы, были придуманы каучуковые шины. Езда на двухколесном средстве передвижения стала более комфортной.

1890 год. Впервые стали делать конструкции с ромбовидными (замкнутыми) рамами. С этого момента и по сегодняшний день внешний вид этого транспорта оставался практически неизменным.

1898 год — изобретены педальные тормоза, механизм свободного хода. Теперь, когда велосипед разгонялся, крутить педали было необязательно — какое-то время он ехал сам.

Начало XX века — двухколесное средство передвижения оборудовали планетарным переключателем скоростей. А уже в 1970 году велосипеды стали делать из углепластика, титана. Это значительно уменьшало вес конструкции. В 1983 году систему переключения скоростей усовершенствовали.

Кроме привычного всем велосипеда, сегодня есть и другие подобные средства передвижения. Они отличаются друг от друга конструкцией, внешним видом. Это:

  1. Трицикл (3 колеса вместо 2).
  2. Трицикл-тандем (конструкция с 3 колесами, на которой могут катиться 2 человека одновременно: сиденья расположены одно за другим).
  3. Социабль (двухместное средство передвижение с 3 колесами, на котором сиденья находятся параллельно друг другу).

Сегодня велосипеды — одно из самых распространенных средств передвижения в мире. Доказан тот факт, что английские богачи в 2, 5 раза чаще ездят на них, а не на автомобилях. В некоторых странах, например, Германии, (Фрайбург, район Фаубан), другие транспортные средства вообще запрещены. Чтобы не ходить пешком, люди пользуются велосипедами.

Самые дорогие по стоимости двухколесные средства передвижения выпускает компания Aurumania. Конструкция покрыта золотом (24-карата) и украшена кристаллами Сваровски. Стоят они около 100 тысяч долларов.

Занимательные мифы

Не вся информация о создании первого велосипеда — правда. Самые популярные мифы, которым верят люди:

  1. Говорят, что Иван Кулибин изобрел первый велосипед. На самом деле это не так. Он сделал нечто другое — самоходный экипаж. Появившиеся своеобразное транспортное средство с 3 колесами и рычагом управления так и не стало популярным.
  2. Говорят, что Артамонов смог проехать 5 тысяч километров на своем изобретении и оставил его в музее Нижнего Тагила. После долгих проверок было выяснено, что велосипед, который находится в коллекции — ненастоящий, изготовлен намного позже. Из этого делается вывод, что изобретатель не преодолевал такое расстояние, а вся эта история — просто вымысел.
  3. Говорят, что Граф Сиврак создал самый первый из велосипедов в мире. Но историки доказали, что такого человека вообще не существовало. А был Джин Сиврак. Он действительно делал самоходные экипажи, но они не имеют никакого отношения к велосипедам.

Помимо этих слухов есть и другие, порой противоречивые. Например, некоторые медики 19 века утверждали, что длительная езда на велосипеде способна привести к ослаблению потенции у мужчин. Современная медицина этот факт опровергает. Более того, поговаривали, что и девушкам такая езда грозит бесплодием. Это тоже неправда.

Видео


Первый в мире велосипед: кто его изобрёл и когда он появился

starinnyj-velosiped-3

Официальная история велосипеда началась в 1817 году после того, как немецкий профессор Карл фон Дрез создал и спустя год запатентовал первый двухколесный самокат, который был назван “машиной для бега”. Деревянный самокат, в дальнейшем в народе прозванный “дрезиной”, был снабжен двумя колесами и рулем, и в общем был похож на велосипед, но только без педалей.

velosip

Изобретение Карла фон Дрез

vPOKkOppXjQ

«Машина для бега» Карла фон Дрез

Примерно в 1839—1840 годах кузнец Киркпатрик Макмиллан из Шотландской деревушки усовершенствовал “дрезину”, добавив ей педали и седло. Педали толкали заднее колесо, с которым они были соединены металлическими стержнями посредством шатунов. Велосипедист восседал на седле между передним и задним колесами, а передним колесом можно было поворачивать с помощью руля. По сути доработанный Макмилланом велосипед можно смело назвать первым прототипом нынешнего велосипеда, но к сожалению он остался совершенно не замеченным и малоизвестным.

800px-Mccallvelos
Рисунки велосипеда Киркпатрика МакмилланаMacmillanBicycle
Усовершенствования Киркпатрика Макмиллана

36-dalzell-vel-glasgowmus-a

Велосипед Киркпатрика Макмиллана

Примерно в это же время, подобная идея посетила , молодого французского мастера по изготовлению детских колясок Пьера Лалмана. Он ничего на знал о разработках Макмиллана и в его машине нужно было педали крутить, а не толкать.

180

Изобретение Пьера Лалмана

В 1963 Лалман отправляется в Париж, где он и смастерил свою первую модель. А уже в 1864 году он, совместно с промышленниками братьями Оливье и в сотрудничестве с каретным инженером Пьером Мишо, начинает массовый выпуск своего изобретения. Именно каретный инженер Пьер Мишо догадался сделать раму велосипеда металлической, все предыдущие изобретения были деревянными, а по некоторым сведениям название “велосипед” придумал тоже Мишо. Спустя два года Лалман уезжает в Америку, где и запатентует свое изобретение.

velosiped-009

Пьер Лалман со своим изобретением

1280px-Michauxjun

Велосипед Пьера Лалмана

В 1867 году изобретатель Каупер предлагает удачную конструкцию металлического колеса со спицами.

А в 1878 году английский изобретатель Лоусон вводит в конструкцию велосипеда цепную передачу.

Самые первые велосипеды похожие на нынешние назывались Rover — “Скиталец” и были сделаны в 1884 году английским изобретателем Джоном Кемпом Старли. Они выпускались с 1885 года по 2005 года. Велосипед, к большому удивлению тех времен, обладал цепной передачей на заднее колесо и одинаковыми по размеру колесами.

velosiped-4

Одна из первых версии Rover — “Скитальца”

whippet

Rover — “Скиталец”

В 1888 году шотландец Джон Бойд Данлоп изобрел надувные шины из каучука. Они были гораздо совершеннее своих предшественников запатентованных в 1845 году. Благодаря новым каучуковым шинам велосипеды избавились от обидной клички “костотрясы” и это способствовало их популяризации. 1890-е годы были золотым веком велосипедов.

Хотя велосипеды того времени и стали в визуальном плане похожи на современные, то материалы из которых они были изготовлены были далеки от идеала. Так как нержавеющую сталь не умели еще варить, то рама и все металлические детали были изготовлены из ржавеющей стали и не были покрашены. Уход за таким велосипедом требовал трудоемкого ухода: чистка, смазка, промывание бензином или керосином после каждой поездки.

1327071119

vintagebikes11

В это же время появлялось множество модифицированных вариантов велосипедов: складной, алюминиевый, с разными колесами, тандемы, лигерад — велосипед которым можно управлять лежа.

Ordinary_bicycle01

18-лигерад

Лигерад

vintagebikes19

Тандем 20-века

vintagebikes22

x_500_453_6

Складной велосипед

111314_1917_5

демонстрация склодного велосипеда

1370189

За последние сто лет популярность велосипедов переживала свои пики и спады. Начиная с 1905 года популярность велосипедов начала падать из-за развития автомобильного транспорта. А к 1940 в Америке велосипед начали воспринимать как всего лишь игрушку для детей. А с конца 60-х велосипеды постепенно снова стали входить в моду, благодаря пропаганде здорового образа жизни и всеобщему осознанию важности экологических проблем.

Ниже я подобрала для вас фотографии велосипедов и велосипедистов прошлых столетий. Приятного просмотра.

vintagebikes1
cd5d16480189093781ce68c52f2a9f73

1299534325_39750420_world_first_bicycle_ever_2

vintagebikes17

vintagebikes9vintagebikes8
vintagebikes7
vintagebikes6
vintagebikes5

lHz2clVBd7E
113460891_large_10410536_763395727014415_5275194278161343221_n
4ff15133d0cae4c9248935ad9296e1d8
veloprokat_kazan_velosiped_02
post-462721-0-93267500-1375206446
8ff622dc5408136639f753db68e77111

Создание велосипеда

История велосипеда. Laufmaschine

В самом начале 1818 года барон Карл Фридрих Кристиан Людвиг Драйс фон Зауерброн из немецкого города Карлсруэ запатентовал созданное годом ранее первое двухколесное самодвижущееся средство, послужившее праобразом современного велосипеда. Изобретатель назвал свое детище «Laufmaschine», что в переводе означало «машина для бега». Это изобретение очень напоминало современный велосипед, только без педалей и с деревянной рамой.

Машина для бега мгновенно стала популярной во всей Европе – многие английские и французские предприятия по производству карет начали выпускать новое модное средство передвижения. Но поскольку англичанам и французам немецкое слово «Laufmaschine» сильно резало слух, то машины для бега стали производить под названием «Дрезина» (если фамилию изобретателя Карла Драйса (Drais) прочитать на французский манер и добавить к нему суффикс -ine, означающий принадлежность, то получится Draisine, то есть, по-русски говоря, дрезина).

История развития велосипеда - Laufmaschine
Интерес к дрезинам был настолько велик, а прибыли от их продаж были таковы, что уже в конце 1818 года британский коммерсант Денис Джонсон объявил о выпуске новой, усовершенствованной модели. Возникла небольшая заминка – потребовалось новое слово для обозначения усовершенствованной дрезины, дабы отличать старую модель от существенно переработанной новой (иначе это все равно что изобрести дирижабль и продолжать называть его старым словом «аэростат»).
История развития велосипеда. Старинный велосипед dandy-horse.
Однако эта неловкая пауза длилась совсем недолго – французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс, больше известный как первооткрыватель фотографии, предложил слово vélocipède «велосипед» практически сразу же после появления новой модели дрезины.

Французское слово «велосипед» образовано сложением двух латинских слов velox «быстрый» и pedis «ноги» (т.е. буквально «быстроног» или «быстроножник»). Обращение к латыни было не случайно – во-первых, латынь всегда была языком ученых мужей, а во-вторых, французы больше других европейских народов любили баловаться латинскими словечками. Однако авторство слова «велосипед» оспаривается другим французом.
По второй распространенной версии усовершенствованная модель Дениса Джонсона была названа dandy-horse (т.е. «лошадка английского денди»). А вот слово «велосипед» появилось немного позже.

Модели, разработанные в начале XIX века

1791 год. Графу Комте де Сикрак приписывают строительство целерифера, якобы, игрушечной деревянной лошади с двумя колесами вместо двух полозьев. Этот первый велосипед в настоящее время считается патриотическим мифом, созданным французским историком в 1891 году. Этот миф был развенчан французским исследователем в 1976 году. На самом деле, был случай, когда Жан Сиврак из Марселя продал за границу четырехколесный скоростной тренажер под названием целерифер в 1817 году.

1801 год. Упоминание о велосипеде в России. Якобы, крепостной кузнец Ефим Артамонов построил железную конструкцию с передним колесом в рост человека, задним — меньшим вдвое. Также был руль, седло, педали. На этом большеколёсном велосипеде Артамонов сделал нереальный марафон из своего родного городка Верхотурье, что возле Перми, до Москвы. Об этом событии сделана лишь одна запись в «Словаре Верхотурского уезда Пермской губернии» о том, что мастеровой уральского завода Артамонов бегал на своем изобретении во время коронации. Словарь издан более чем через сто лет после этого события, в 1910 году. Говорится также, что сама тележка Артамонова забрана в царскую коллекцию редких вещей и вскоре утеряна.

Эта история многими подвергается сомнению, даже русскими исследователями в документальном фильме об истории велосипедов, созданном по экспонатам зала Веломото в Московском политехническом музее.

1817 год. По-разному называли первый в мире велосипед: беговая машина, дрезина и денди-лошадь. Он был изобретен немецким изобретателем бароном Карлом Дрезом в ответ на широко распространившийся голод и массовый забой лошадей, вследствие неурожайного года. Ранее случилось извержение вулкана Тамбора.

беговая машина

Самый первый велосипед имел руль-держатель над передним колесом. Это первый двухколесный транспорт. От него пошло развитие принципа построения всех транспортных средств с двумя колесами, преимущество, которого в том, что велосипед или мотоцикл имеют минимальное сопротивление качению. Велосипеды Дреза были сделаны целиком из дерева. При езде на них нужно было находить баланс на переднем колесе, чтобы сдвинуть его немного при повороте. Люди тогда не решались убирать ноги с безопасной земли, поэтому деревянные велосипеды приводились в движение при помощи бега по поверхности.

После хорошего урожая в 1817 году верховая езда на велосипедах в городах была запрещена по всему миру, так как большинство велосипедистов катались по брусчатке, а на ней они не могли балансировать и сбивали пешеходов. Со временем эта причуда прошла сама собой. Потребовалось почти 50 лет, пока не появилось новое поколение людей с лучшим чувством равновесия.

Самокат Дреза

Laufmaschine (машина для бега)

  • два колеса одинакового диаметра,
  • в качестве покрышки – железная лента,
  • подшипники скольжения на латунных втулках,
  • задний колодочный тормоз,
  • масса – 22 кг.

Рулевая ось смещена вперед относительно середины колеса (если говорить «по-рабоче-крестьянски») – благодаря этому колесо стабилизируется по ходу движения (закон физики). Кстати, рулевую ось современных велосипедов делают наклонной с той же целью.

Также Дрез описал в газете возможные модификации своей машины. Таким образом конструкция «беговела для взрослых» получилась довольно удачной и быстро распространилась по разным странам.

В частности, английский делец Денис Джонсон удачно «раскрутил» свою модификацию самоката с регулируемой высотой седла (здесь уже появляется термин «велосипед»). А сама машина получила народное название «денди-лошадь» (из-за щеголеватого вида тогдашних велосипедистов).

Так совпало, что в 1815 г. произошло крупное извержение вулкана в Индонезии, а в 1816 (как следствие) – аномально холодное лето и неурожай (в Европе и Северной Америке). В результате существенно сократилось поголовье лошадей.

Считается, что именно эти события натолкнули Дреза на мысль о разработке «альтернативного вида транспорта». Не исключено также, что нехватка лошадей способствовала распространению самокатов (т.е. Дрез «просто угадал»).

К тому же, в первой трети XIX века в Западной Европе сформировалась сеть проселочных дорог с покрытием из щебня (что так же располагало к передвижению колёсным транспортом).

Так или иначе, многие европейские и американские производители карет стали выпускать собственные версии или клоны «машины для бега».

Технические решения того времени были сплошь деревянными: рама, руль, багажник, обода, спицы – всё из дерева… Даже велосипедисты иногда попадались «деревянные» , но это и сейчас бывает.

Однако с распространением нового транспорта появились и связанные с ним аварии. Очевидно, что культура вождения велосипеда была ещё не высока, да и конструкция не совершенна. Дошло до того, что власти некоторых городов стали запрещать «механическую лошадку»… в результате – интерес к велосипеду как ярко вспыхнул, так же быстро и угас.

Педальный велосипед

Лишь через 50 лет появилось значительное усовершенствование – педали. Они позволили изолировать пассажира от дороги и резко увеличить скорость катания, а также обеспечить комфорт от него.

Привода не существовало, и для увеличения скорости движения – особенно по неплохим, по тем временам, городским дорогам – увеличивалась окружность ведущего (переднего) колеса. Так появились всем известные «Фарт-феннинги» – от расхожих монет, которые сильно различались в окружности – велосипеды, переднее колесо которых в несколько раз превышало задние.

Фарт-феннинг

Новая конструкция начала порождать новые изобретения – появились четырёхколёсные велосипеды и первые тандемы, создавались настоящие произведения искусства.

Скиталец

Первый велосипед, похожий на используемые в наши дни, назывался Rover — «Скиталец». Он был сделан в 1884 году английским изобретателем Джоном Кемпом Старли и выпускался с 1885 года. В отличие от велосипеда «пенни-фартинг», Ровер обладал цепной передачей на заднее колесо, одинаковыми по размеру колёсами, и водитель сидел между колёсами.

Велосипеды такой конструкции получили название безопасных (Safety), а слово Rover во многих языках и поныне обозначает велосипед (польское Rower, белорусское Ровар, западноукраинское Ровер [Ров`эр]).

Фирма Rover стала огромным автомобильным концерном и просуществовала до 15 апреля 2005 г, когда была ликвидирована из-за банкротства. В России безопасные велосипеды из-за одинакового размера обоих колёс получили название бисиклетов или бициклетов от (французского bicyclette), однако, впоследствии это слово практически вышло из употребления .


Велосипедная прогулка. Акварель. Около 1887 г.

В 1888 году шотландец Джон Бойд Данлоп изобрёл надувные шины из каучука. Они были технически совершеннее, чем запатентованные в 1845 году, и получили широкое распространение. После этого велосипеды избавились от клички «костотрясы». Это изобретение сделало езду на велосипедах намного удобнее, что способствовало их популяризации. 1890-е годы назвали золотым веком велосипедов.

Хотя велосипеды 1890-х во многих отношениях были похожи на современные, но, так как они обычно делались из ржавеющей стали (нержавеющую сталь варить ещё не умели) и не были покрашены, то требовали трудоёмкого ухода (чистка, смазка, промывание бензином или керосином) после каждой поездки. Описание «обычной чистки велосипеда» в книге 1895 года занимает 4 страницы.

В 1898 были изобретены педальные тормоза и механизм свободного хода, позволявший не вращать педали, когда велосипед катится сам. В те же годы изобрели и ручные тормоза, но широкое применение они нашли не сразу.

Первый складной велосипед сделан в 1878 году, первые алюминиевые — в 1890-х годах, а первый лигерад (иногда называемый рикамбент, велосипед, на котором можно ездить в лежачем положении) — в 1895 году (а в 1914 году началось массовое производство лигерадов фирмой «Пежо»).

Велосипедные рекорды

С момента создания велосипеда производятся постоянные попытки определить предел скорости для разных велосипедных конструкций:

  • 268,83 км/ч (с уменьшенным сопротивлением воздуха) — установлен Фредом Ромпельбергом (Нидерланды) на Бонневильской соляной равнине (штат Юта, США) в 1995 году.
  • 133,28 км/ч (82,819 миль/ч) — установлен Сэмом Уиттингемом на лежачем велосипеде Varna Diablo конструкции Георгия Георгиева 18 сентября 2009 года в Батл-Маунтин, Невада, США.

Также в 2010 году Маркус Штольц развил скорость 210 км/ч с горы в Чили.

Находки конструкторов XX века

1903 год. Стали применяться ступицы с многоскоростным редуктором, изобретенные Стюрмейем Арчером. С 1930 года они массово использовались на велосипедах, производимых во всем мире. Доминирование этих редукторов продолжалось до 1950 года, пока не стали применяться привычные нам параллелограммные переключатели с кассетой звездочек на заднем колесе.

1930-е годы. Новатор Швинн построил велосипед с широкими покрышками, амортизированной передней вилкой, многоуровневой рамой, предназначенный для привлечения внимания подростков.

Schwinn Excelsior

Этот молодежный транспорт стал прототипом горного велосипеда. Модель Schwinn Excelsior стала образцом для ранних маунтинг байков почти пятьдесят лет спустя.

1977 год. Появился первый горный велосипед, который был разработан в компании Marin Co, штат Калифорния, к северу от Сан-Франциско. Джо Бриз, Отис Гай, Гарри Фишер и Крейг Митчелл были самыми ранними дизайнерами, строителями и промоутерами.

1984 год. Начали добавлять звездочки в кассету на заднем колесе, и число скоростей увеличилось от 15 до 18, 21 и 24.

1994 год. Сакс (SRAM) производит тормозную систему Power Disc — первые серийно выпускаемые дисковые гидравлические тормоза.

1996 год. Горный велосипед впервые был использован на Олимпийских играх в Атланте, штат Джорджия (США).

Отдел социальных исследований в Нильсоне утверждает, что езда на велосипеде является третьим наиболее популярным видом спорта после плавания и утренней зарядки.

загрузка. Еще можно почитать на похожие темы: Кто и когда изобрел велосипед: от первых до современных моделей Переднее колесо велосипеда Диаметры колес велосипедов

Когда был создан прототип современного велосипеда?

В течение нескольких десятилетий различные изобретатели совершенствовали велосипед фон Дреза. Так, в начале 1860-х годов был представлен деревянный велосипед с двумя стальными колесами и педалями. Поскольку у этого изобретения по прежнему не было тормозов, оно получило славу небезопасного транспортного средства. Мнения о том, кто был первым создателем подобной модели, до сих пор расходятся. Однако первый патент на данный велосипед был получен в США французом Пьером Лаллементом в 1866 году.

Первым велосипедом, который был похож на современные аналоги, стал «Скиталец» (Rover). Его создал англичанин Джон Кемп Старли в 1884 году. Выпуск велосипеда начался год спустя. Изобретение обладало цепной передачей на заднее колесо и одинаковыми по размеру колесами, а также седлом водителя между ними. Данная конструкция значительно отличалась от своих предшественников, что позволило ей получить мировую известность и славу «безопасной» модели.

Велосипед в разное время в разных странах

В начале ХХ века популярность велосипедов несколько снизилась в связи с развитием автомобилестроения. Человечество переключилось на новую игрушку и с упоением изучало её возможности почти полвека. Мода на велосипеды вернулась в 60-х в результате пропаганды здорового образа жизни.

Сегодня велосипедист – полноценный участник дорожного движения; благодаря росту числа тех, кто передвигается на механическом двухколёсном друге, разгружаются магистрали, атмосфера города становится чище. а здоровье нации – крепче.

На территории бывшего СССР велосипед начал производится с 1924 года. Страна занимала четвёртое место в мире по производству этой техники.

На данный момент большое распространение этого вида транспорта замечено в Дании, далее по списку идут Нидерланды, Бельгия и Германия. Растёт популярность двухколесного друга и в России. А вот в Испании и других южноевропейсикх странах она остаётся невысокой: среднестатистический житель этой страны проезжает на велосипеде не более 20 км в год.

Во многих европейских городах велосипед можно взять напрокат, в том числе бесплатно. Количество велосипедистов во многих европейских городах составляет более 60%.

Любят велосипед и в Азии за его дешевизну, хотя в последнее время он и уступает мотоциклам и легковым автомобилям.

История велоспорта

Официальной датой начала участия велосипеда в соревнованиях считается 31 мая 1868 года. В этот день в одном из парков пригорода Парижа Сен — Клу стартовала первая в мире велосипедная гонка на 2 000 метров. В соревновании одержал победу англичанин Дж. Мур. На следующий год он одержал триумфальную победу в шоссейных гонках на 120 км, которые проводились на «костотрясах». Маршрут соревнования начинался в Париже и заканчивался в Руане. Как говорят очевидцы, чтобы передвигаться на таком транспорте, нужно обладать «силой слона и ловкостью обезьяны». Победитель Мур закончил прохождение дистанции через 10 часов 45 минут. То есть он «прошел» траекторию со скоростью спортсмена — пешехода. В дальнейшем скорость велосипеда увеличилась до 30 км/час.

Модернизация велосипеда

Постепенно изобретатели пришли к тому, что увеличили переднее колесо и уменьшили заднее. Такие велосипеды прозвали пауками. Но ездить на подобном транспорте было небезопасно. Если велосипед неосторожно толкнуть, то он мгновенно падал, а пассажир прыгал через руль. Даже на таком высоком велосипеде некий Томас Стивенс сумел совершить кругосветное путешествие. Он двигался со скоростью 60 км в сутки.

Велосипед "паук"

Наряду с моделями велосипедов «паук», в мире появился и другой образец данного способа передвижения, именуемый «кенгуру». На модели велосипеда «кенгуру» первый раз стали применять цепную передачу. Скорость увеличивалась благодаря соотношению шестерёнок.

Велосипед "кенгуру"

Далее усовершенствование велосипеда происходило быстро. Переворотом в развитии считается 1885 год. В этот период шотландский ветеринар Денлоп создал и применил на деле полую пневматическую шину. Он хотел сделать велосипед наиболее комфортным для езды ради своего сына. Для этого Денлоп воспользовался резиновым рукавом для полива цветов, наполнил его водой и надел на колеса велосипеда. Велосипед стало меньше трясти во время езды, но уменьшилась скорость из-за тяжести наполненных водой шин. Денлоп решил попробовать накачать шины для колес воздухом. Чтобы воздух не выходил наружу, врачу пришлось придумать специальный клапан. Когда шина полностью наполнялась воздухом, клапан автоматически закрывался.

Колеса с шинами, наполненными воздухом, — это то, что не хватало велосипеду, чтобы он стал удобным для передвижения. В последующее время конструкция велосипеда подвергалась постоянному совершенствованию с целью сделать ее более прочной, легкой, красивой. Изобретатели — конструкторы работали и над скоростью.

Развитие велоспорта

Велосипед быстро приобрел популярность среди населения в качестве удобного средства передвижения, для занятий спортом. В период с 1870 года в таких странах, как Франция, Италия, Великобритания стали производится работы по строительству треков. В велосипедном спорте появились категории спортсменов. Они подразделялись на профессионалов, любителей, независимых участников.

Как только появились пневматические шины, гонки на велосипедах стали проводиться не только на треках, где ранее катались только на моделях «пауки» и «кенгуру», но и по дорогам. В 1891 году состоялась первая официальная дорожная гонка Бордо — Париж. Расстояние маршрута достигало 600 м. В 1893 году состоялся первый чемпионат мира для любителей велоспорта в Чикаго. С 1895 года стали организовываться мировые чемпионаты для профессиональных спринтеров. Конец XIX века известен популярностью шестидневных соревнований. В 1896 году в Америке организовали первую такую гонку. История мировых чемпионатов по дорожному шоссе началась с 1921 года на расстояние 190 км для любителей; для профессиональных спортсменов с 1927 года на 185 км. В 1958 году впервые прошли гонки среди женщин. Самой запоминающейся гонкой того времени считается гонка для профессиональных велосипедистов вокруг Франции под названием «Тур де Франс». Первый раз соревнование провели в 1903 году на длину маршрута 5 тыс. км. Гонка осуществлялась на далекое расстояние. Каждый год условия соревнования изменялись.

Шоссейный велоспорт

История велоспорта в Олимпийской программе

Велоспорт — это спортивная дисциплина, которая присутствует во всех Олимпийских играх современности. Когда проводилась первая олимпиада в Афинах, был специально построен трек. Во многом он соответствовал современным нормам. В первых играх, состоявшихся 08 апреля 1896 года, принимали участия спортсмены велосипедисты из пяти Европейских стран. В программу входило 5 видов гонок с помощью трека, и одна гонка совершалась по дорожному шоссе. Уникальные достижения продемонстрировал спортсмен из Франции П. Массон. Впоследствии он стал трехкратным чемпионом олимпийских игр по велоспорту. В 1896 году, в период проведения первых олимпийских игр, Международный союз велосипедистов еще не существовал. Союз образовался только в 1900 году. Но благодаря представителям Международного союза «Солидарность, соревнования на велосипедах были включены в программу. На протяжении долгого периода спортивная программа составлялась на усмотрение организаторов, включая в игры только гонки на треке. Так было в 1900,1904 годах. В 1900 году итоги соревнований, участниками которых являлись только спортсмены из Америки, не были отражены в официальных протоколах олимпийских игр. В игры включали либо гонки по треку, либо по шоссе. В период с 1908-1972 год гонки на треках осуществлялись на тендемах. Существующий сегодня план соревнований стали определять с 1928 года. В 1984 году в Олимпийских играх впервые приняли участие женщины.

На первых играх с участием спортсменов — велосипедистов победили профессионалы из Франции, Великобритании. Далее победителями становились велосипедисты из Дании, Германии, Италии, СССР. В 1996 году Олимпийские игры проходили в Атланте. Там спортсмены боролись за первое место, двигаясь по треку и шоссе и горным дорогам этого города. Наряду со стандартным велосипедом первый раз за историю игр в них приняли участие спортсмены на горных велосипедах. Конструкция такого велосипеда отличается широкими колесами. Он был создана примерно 20 лет назад хиппи из Северной Калифорнии. Раньше чаще всего американские спортсмены признавались лучшими в этом виде спорта. Маршрут гонки проходил вдоль холмов и рощ парка, предназначенных для верховой езды. В соревнованиях участвовали профессионалы.

Велоспорт - маунтинбайк

Каждый вид соревнований отличается типом велосипедов. Стоимость одной модели для гонок по треку или шоссе достигает 4 500 долларов. В конструкции велосипеда, предназначенного для шоссейных гонок, может быть предусмотрено до 14 передач, а также высококачественные тормоза. Модель трекового велосипеда обладает только одной передачей, тормоза у нее отсутствуют. Велосипедисты, двигающиеся по треку с закругленными бортами, могут достигать скорости 64,5 км./ч. Атланта известна своим переносным треком Stone Mountain. Борьба за победу — это всегда напряженный процесс. В 1964 году между первым и 51 местом была разница только лишь в 0,16 секунд. В 1976 году Западная Германия стала победителем по маршруту 4 км только из — за того, что участники наполнили шины велосипедов не воздухом, а легким гелием.

В последние годы программа олимпийских игр постоянно расширяется. Уже к 1990 году стали очень популярны такие виды велоспорта как маунтенбайк (горный велосипед), триатлон, ряд дисциплин трековой программы соревнований . Благодаря расширению в соревнованиях стали участвовать и женщины. В 2000 году в Сиднее проходили XXVII Олимпийские игры, программа которых была расширена до 18 типов соревнований с велосипедами. Из этого перечня 7 комплектов медалей предназначалось для женщин.

История велоспорта - трек

История велоспорта в России

Россияне должны гордиться тем, что такое средство для передвижения, как велосипед, впервые зародилось именно в нашей стране. Но достижение крепостного мастера — самоучки Артамонова, к сожалению, никто не оценил. Поэтому появившиеся велосипеды в России в середине XIX в. поставляли из Англии и Германии. В 1880 году Петербургской городской управой было зарегистрировано порядка 100 велосипедов. Примерно через два года они стали появляться в продаже в Москве. На них было неудобно ездить по булыжной мостовой, поэтому велосипеды запрещали использовать в черте города.

Первое официальное соревнование в Москве состоялось 24 июля 1883 года. Гонки проходили по двум дистанциям: 1,5 и 7,5 верст. Играм был присвоен международный статус. В гонках приняли участие спортсмены из Америки, Австрии, Англии. Именно 1883 год в России считается официальным днем начала истории велоспорта. Второй знаменательной датой для российского велоспорта является 24 сентября 1884 г. В этот день на Марсовом поле (тогда это место называлось Царский луг) в Санкт — Петербурге состоялось соревнование. Отчасти благодаря этому состязанию было создано Московское и Петербургское общество любителей велосипедного спорта. Московское общество в России организовано в 1882 году. В 1884 году был утвержден устав сообщества любителей — велосипедистов в Петербурге. Постепенно и в других городах образовалось множество подобных обществ. В губерниях и уездах формировались кружки поклонников велосипедов. В 1896 году в одном из таких кружков москвичи заметили Л.Н. Толстого. Несмотря на то, что на тот момент писателю было уже 70 лет, он прекрасно управлял велосипедом. Почитатели его творчества сделали Льву Николаевичу подарок: велосипед с серебряными спицами.

Л. Н. Толстой с велосипедом

1886 год примечателен появлением первой модели современного велосипеда, у которой колеса были одинакового размера с цепной передачей на втором колесе. Такая конструкция постепенно вытеснила ранее популярные модели «пауки» и увлечение велоспортом среди населения стало расти еще быстрее. Свои велосоревнования появились в Риге, Киеве, Одессе. Гонки проводились на дорогах и ипподромах. Позднее благодаря помощи крупных бизнесменов стали строить треки. В 1891 годы в столице для велогонок построили трек из цемента. В Санкт — Петербурге пока пользовались треком из дерева. Но собирать его было несложно и недолго: за 30 минут. Одесситы создали для себя трек для велогонок с асфальтовым покрытием. Его длина достигала 360 метров.

Одним из знаменательных событий спортивной жизни для нашей страны стали соревнования на звание «Первый ездок России». Событие произошло в 1891 году. Многие историки называют мероприятие «Всероссийским чемпионатом». На гонки приехало много гостей, а также профессионалы — гонщики из Санкт — Петербурга, Одессы, Киева. Дистанция для соревнований равнялась 7,5 верст (в то время такое расстояние было традиционным и равнялось примерно 8-ми километрам). Такие же мероприятия проводились в столице в 1892-1894 году. Так, велосипед стал массовым хобби.

В 1894 году было принято решение организовать марафон от столицы до Нижнего Новгорода. Но дорожное шоссе было сильно поврежденным: только два гонщика смогли добраться до реки Волга. На следующий год прошло другое тяжелое и длительное соревнование под названием «Москва — Петербург». Победителем стал профессиональный гонщик М.Дзевочко. Один из петербуржских гонщиков на протяжении многих лет выступал за Россию на международной арене. В 1896 году из Копенгагена он вернулся в качестве второго призера в гонке лидеров на 100 км. Дьяков занял призовые места в соревнованиях на 1 и 10 миль.

Благодаря другому русскому профессиональному велосипедисту А. Панкратову, который известен своим кругосветным путешествием, был утвержден Международный Союз велосипедистов. Российский спорт гордится такими профессиональными спортсменами, как А.Бутылкин, Г.Вашкевич, П.Ипполитов, П. Степанов-Калашников, С.Уточкин. В конце XIX века в Россию из США и Европы пришла настоящая «Велосипедная лихорадка». Велогонки стали очень популярны, зрители с удовольствием ходили на такие мероприятия.

В такой успех в историю велоспорта не могли не мешаться крупные торговые компании. Все пришло к тому, что гонщиков «скупали» и соревнования превратились в сугубо коммерческое мероприятие. Торговля целиком поглотила спортивную арену. Постепенно люди стали терять интерес к велосипедным гонкам. Как писал один из известных русских спортсменов П. Ипполитов: «Спустя два десятилетия после триумфального события на ипподроме Москвы (речь идет о 1883 г.), от велоспорта ничего не осталось». После переворота 1917 года в городе Тула остался один единственный трек, он был одним действующим треком на всю Россию.

Далее начинается другой этап развития велоспорта, теперь в РСФСР. В двадцатые годы вдоль Московского садового кольца (эта улица еще оставалась выложено булыжником) состоялись встречи московских гонщиков, Петрограда. Затем прошел чемпионат в Сибири, всеукраинская олимпиада в Харькове, чемпионат страны на ипподроме Москвы в 1923 году, гонки по трекам, дорогам…Настоящим толчком для развития велосипедного спорта в Советском союзе стала Всесоюзная спартакиада, прошедшая в 1928 году. До этого в 1926 году велогонщики из России состязались в соревнованиях с зарубежными спортсменами, которые входили в состав спортивных организаций. Первые победы произошли в Париже, Бремене.

История велоспорта в России

Но только в 50-е годы на международной арене начался официальный счет выступлений. Это произошло после того, как наших спортсменов признали настоящими профессионалами в Международном Союзе. СССР входил в состав Международной федерации любителей велоспорта с 1965 года. Первым советским рекордсменом в гонках на треке на дистанцию в 1 километр стал Р. Варгашкин. Советские спортсмены дебютировали в 1952 года, но, к сожалению, дебют оказался неудачным. На протяжении долгих лет советские спортсмены терпели неудачи, но в конечном итоге пришли к победе. 1976 и 1980 гг. — игры, в которых команда СССР стала олимпийским чемпионом в гонках по шоссе. В 1988 году наши спортсмены получили 4 золотые медали. В СССР гордились своими победителями: С.Сухореченковым, А. Кириченко, З. Зарибовой.

Считается, чтобы успешно состязаться с ведущими профессионалами в области велоспорта других стран, российским спортсменам следует работать в зарубежных командах либо организовывать свои собственные команды на профессиональном уровне. Неплохо, если бы вопрос финансирования решался с помощью государства. Настоящие профессионалы, участвующие в соревнованиях, никогда не скажут о своих коллегах «спортсмен» либо « велосипедист». Они говорят друг о друге как о гонщиках, то есть настоящих бойцах, носить этот титул является великой честью, но просто так он не присваивается.

Александр I

Александр I (1777 — 1825) — император и самодержец Всероссийский (с 1801 года), протектор Мальтийского ордена (с 1801 года), великий князь Финляндский (с 1809 года), царь Польский (с 1815 года), старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны. Император Александр I Павлович, которого иногда ошибочно называют царь Александр I, взошел на престол в 1801 году и правил на протяжении почти четверти века. Россия при Александре I вела успешные войны против Турции, Персии и Швеции, а позднее оказалась втянута в войну 1812 года, когда на страну напал Наполеон. За период правления Александра I расширилась территория за счет присоединения Восточной Грузии, Финляндии, Бессарабии и части Польши. За все введенные Александром I преобразования его называли Александром Благословенным.

Детство, воспитание и образование

Биография Александра I изначально должна была стать выдающейся. Мало того, что он был старшим сыном императора Павла I и его супруги Марии Фёдоровны, так и бабушка Екатерина II души не чаяла во внуке. Именно она дала мальчику звучное имя в честь Александра Невского и Александра Македонского, в надежде, что Александр историю станет творить по примеру легендарных тезок. Стоит отметить, что само имя для Романовых было несвойственно, и только после царствования Александра I прочно вошло в семейный именослов.

Личность Александра I формировалась под неустанным надзором Екатерины Великой. Дело в том, что императрица изначально считала сына Павла I неспособным занять трон и хотела короновать внука «через голову» отца. Бабушка постаралась, чтобы мальчик с родителями почти не общался, тем не менее, Павел имел влияние на сына и тот перенял от него любовь к военной науке. Юный наследник рос ласковым, умным, легко усваивал новые знания, но при этом был очень ленивым и самолюбивым, почему Александр I и не сумел научиться сосредотачиваться на кропотливой и длительной работе.

Современники Александра I отмечали, что он обладает очень живым умом, невероятной проницательностью и легко увлекается всем новым. Но так как на него с детских лет активно влияли две противоположные натуры, бабушка и отец, то ребенок был вынужден научиться нравиться абсолютно всем, что и стало основной характеристикой Александра I. Даже Наполеон называл его «актером» в хорошем смысле, а Александр Сергеевич Пушкин писал об императоре Александре «в лице и жизни арлекин».

Увлекаясь военными делами, будущий император Александр I проходил действительную службу в гатчинских войсках, которые лично сформировал его отец. Результатом службы стала глухота левого уха, но это не помешало Павлу I произвести сына в полковники гвардии, когда тому было всего 19 лет. Еще через год сын правителя стал военным губернатором Санкт-Петербурга и возглавлял гвардейский Семеновский полк, затем Александр I кратко председательствовал в военном парламенте, после чего стал заседать в Сенате.

Правление Александра I

На престол император Александр I взошел сразу же после насильственной смерти его отца. Ряд фактов подтверждает, что он был в курсе планов заговорщиков свергнуть Павла I, хотя, возможно, не подозревал цареубийства. Именно новый глава Российской империи объявил об «апоплексическом ударе», сразившем его отца, причем буквально через несколько минут после гибели. В сентябре 1801 года Александр I был коронован.

Восхождение императора Александра на престол

Первые же указы Александра I показали, что он намерен искоренить в государстве судебный произвол и ввести строгую законность. Сегодня это кажется невероятным, но строгих фундаментальных законов в России на тот момент еще практически не было. Вместе с ближайшими соратниками император образовал негласный комитет, с которым обсуждал все планы государственного преобразования. Это сообщество получило название Комитет общественного спасения, а также известно под именем Общественное движение Александра I.

Реформы Александра I

Сразу после прихода к власти Александра I преобразования стали видны невооруженным глазом. Его правление принято разделять на две части: сначала реформы Александра I занимали все его время и помыслы, но после 1815 года император разочаровывается в них и начинает реакционное движение, то есть, наоборот, зажимает людей в тиски. Одной из важнейших реформ стало создание «Непременного совета», который позднее преобразовали в Государственный совет с несколькими департаментами. Следующий шаг – создание министерств. Если раньше решения по любым вопросам принимались большинством голосов, то теперь за каждую отрасль отвечал отдельный министр, который регулярно отчитывался перед главой государства.

Реформы Александра I затрагивали и крестьянский вопрос, по крайней мере, на бумаге. Император задумывался об отмене крепостного права, но хотел это сделать постепенно, а определить шаги подобного медленного освобождения не смог.

В итоге указы Александра I о «вольных хлебопашцах» и запрет на продажу крестьян без земли, на которой они живут, оказались каплей в море. Зато более существенными стали преобразования Александра в области образования. По его распоряжению была создана четкая градация учебных заведений по уровню образовательной программы: приходские и уездные школы, губернские училища и гимназии, университеты. Благодаря деятельности Александра I в Санкт-Петербурге восстановили Академию наук, создали знаменитый Царскосельский лицей и основали пять новых университетов.

Царскосельский лицей основан императором Александром I

Но наивные планы государя по быстрому преобразованию страны столкнулись с противостоянием дворян. Быстро внедрять свои реформы он не мог из-за страха дворцового переворота, плюс занимали внимание Александра 1 войны. Поэтому, несмотря на благие намерения и стремление к проведению реформ, император не смог воплотить все свои желания в жизнь. Фактически, кроме образовательной и государственной реформы, интерес вызывает только конституция Польши, которую сподвижники правителя рассматривали как опытный образец для будущей Конституции всей Российской империи. Но поворот внутренней политики Александра I к реакции похоронил все надежды либерального дворянства.

Политика Александра I

Отправной точкой к перемене мнения о необходимости реформ стала война с Наполеоном. Император понял, что в тех условиях, что он хотел создать, быстрая мобилизация армии невозможна. Поэтому император Александр 1 политику смещает с либеральных идей на интересы государственной безопасности. Разрабатывается новая реформа, которая оказалась самой прижившейся: военные преобразования.

С помощью военного министра создается проект совершенно нового типа жизни – военное поселение, которое представляло собой новое сословие. Без особого отягощения бюджета страны предполагалось содержать и комплектовать постоянную армию численностью на уровне военного времени. Рост числа таких военных округов продолжался все годы правления Александра I. Более того, они сохранились и при преемнике Николае I и были упразднены только императором Александром II.

Войны Александра I

Фактически внешняя политика Александра I сводилась к череде постоянных войн, благодаря которым территория страны значительно увеличилась. После окончания войны с Персией Россия Александра I получила военный контроль на Каспийском море, а также расширила владения за счет присоединения Грузии.

После русско-турецкой войны владения Империи пополнила Бессарабия и все государства Закавказья, а после конфликта со Швецией – Финляндия. Кроме того, Александр I воевал с Англией, Австрией и начал Кавказскую войну, которая не закончилась при его жизни.

Главным военным противником России при императоре Александре I была Франция. Первый их вооруженный конфликт произошел еще в 1805 году, который, несмотря на периодические мирные соглашения, постоянно возгорался вновь. Наконец, воодушевленный своими фантастическими победами, Наполеон Бонапарт ввел войска на территорию России. Началась Отечественная война 1812 года. После победы Александр I заключил союз с Англией, Пруссией и Австрией и совершил ряд заграничных походов, в ходе которых разгромил армию Наполеона и вынудил его отречься от престола. После этого к России отошло еще и Королевство Польское.

Отечественная война 1812 года

Когда французское воинство оказалось на территории Российской Империи, Александр I объявил главнокомандующим себя самого и запретил вести мирные переговоры до того времени, пока хотя бы один вражеский солдат оставался на русской земле. Но численное преимущество армии Наполеона было столь велико, что российские войска постоянно отступали вглубь страны. Вскоре император соглашается с тем, что его присутствие мешает военачальникам, и уезжает в Санкт-Петербург. Главнокомандующим становится Михаил Кутузов, которого очень уважали солдаты и офицеры, но главное – этот человек уже проявил себя отличным стратегом.

Картина «Кутузов на Бородинском поле», 1952. Художник С. Герасимов

И в Отечественной войне 1812 года Кутузов вновь показал свой острый ум военного тактика. Он наметил решающее сражение возле посёлка Бородино и расположил армию так удачно, что с двух флангов ее прикрывали природный рельеф, а в центре главнокомандующий поместил артиллерию. Сражение было отчаянным и кровопролитным, с огромными потерями с обеих сторон. Битва при Бородино считается историческим парадоксом: обе армии объявили о своей победе в сражении.

Картина «Отступление Наполеона из Москвы», 1851 год. Художник Адольф Нортерн

Чтобы сохранить свои войска в боевой готовности, Михаил Кутузов решает оставить Москву. Итогом стало сожжение бывшей столицы и занятие ее французами, но победа Наполеона в данном случае оказалась Пировой. Чтобы прокормить свою армию, он был вынужден двинуться к Калуге, где уже сосредоточил силы Кутузов и не пустил врага дальше. Более того, эффективные удары наносили захватчикам партизанские отряды. Лишенные продовольствия и неготовые к русской зиме французы стали отступать. Финальная битва возле речки Березина поставила точку в разгроме, и Александр I издал Манифест о победном окончании Отечественной войны.

Личная жизнь

В юности Александр был очень дружен с родной сестрой Екатериной Павловной. Некоторые источники даже намекали на отношения более тесные, чем просто братские и сестринские. Но эти домыслы весьма маловероятны, так как Екатерина была младше на целых 11 лет, а в 16-летнем возрасте Александр I личную жизнь уже связал с супругой. Он женился на немке Луизе Марии Августе, которая после принятия православия стала Елизаветой Алексеевной. У них родилось две дочери, Мария и Елизавета, но обе скончались в годовалом возрасте, поэтому наследником престола стали не дети Александра I, а его младший брат Николай I.

Елизавета Алексеевна, жена Александра I

Из-за того что жена не смогла подарить ему сына, отношения императора с женой сильно охладели. Он практически не скрывал своих любовных отношений на стороне. Сначала Александр I почти 15 лет сожительствовал с Марией Нарышкиной, женой обер-егермейстера Дмитрия Нарышкина, которого в глаза все придворные называли «образцовым рогоносцем». Мария родила шестерых детей, причем отцовство пятерых из них принято приписывать Александру. Впрочем, большинство этих детей умирало в младенчестве. Также у Александра I был роман с дочерью придворного банкира Софи Вельо и с Софьей Всеволожской, которая родила от него незаконного сына, Николая Лукаша, генерала и героя войны.

Мария Нарышкина, фаворитка Александра I

В 1812 году Александр I увлекся чтением Библии, хотя до этого к религии был в принципе равнодушен. Но его, как и лучшего друга Александра Голицына, не устраивали рамки одного лишь православия. Император находился в переписке с протестантскими проповедниками, изучал мистицизм и различные течения христианской веры и стремился объединить все конфессии во имя «всемирной истины».

Россия при Александре I стала как никогда раньше толерантной. Официальная церковь была возмущена подобным поворотом и начала тайную закулисную борьбу против единомышленников императора, в том числе и Голицына. Победа осталась за церковью, не желавшей потерять власть над народом.

Смерть Александра I

Умер император Александр I в начале декабря 1825 в Таганроге, во время очередного путешествия, которые очень любил. Официальной причиной смерти Александра I назвали горячку и воспаление мозга. Внезапная кончина правителя вызвала волну слухов, подстегиваемых тем обстоятельством, что незадолго до того император Александр составил манифест, в котором право престолонаследия передавал младшему брату Николаю Павловичу.

В народе стали говорить, что император фальсифицировал свою смерть и стал отшельником Фёдором Кузьмичом. Такая легенда была очень популярна еще при жизни этого по-настоящему существовавшего старца, а в XIX веке получила дополнительную аргументацию. Дело в том, что удалось сравнить почерк Александра I и Федора Кузьмича, который оказался практически идентичным. Более того, на сегодняшний день у ученых-генетиков существует реальный проект по сравнению ДНК двух этих людей, но пока данная экспертиза проведена не была.

Видео

Источники:

https://velo-1.ru/pervyj-velosiped-v-mire-istoriya-sozdaniya
https://sport-snaryazhenie.ru/velosipedy/svoimi-rukami/321-kto-izobrel
https://clubhistory.ru/transport-2/pervyj-v-mire-velosiped-kto-ego-izobryol-i-kogda-on-poyavilsya.html
http://velosreda.ru/istoriya-velosporta
https://fam-person.ru/aleksandr-i/