Блокировка вилки велосипеда

Содержание скрыть

Ремонт велосипедной вилки. Как ухаживать за вилкой велосипеда

Горный велосипед, да и вообще практически любой современный велосипед сегодня сложно представить без системы амортизации, призванной эффективно и доступно повышать управляемость и комфортность езды на данном виде транспорта.

Чаще всего велосипеды оснащены передней амортизационной вилкой, благодаря которой велосипедистам гораздо легче преодолевать дорожные неровности даже при высокой скорости движения, при этом нагрузка на ладони и кисти во время езды минимальна. Уменьшая вибрационный эффект, грамотно подобранная и отрегулированная вилка способствует продлению срока службы других компонентов велосипеда, в частности рамы и рулевых подшипников.

Срок службы самой вилки может быть продлен в несколько раз за счет грамотного ухода и регулярного техобслуживания.

Видео-обзор обслуживания передней пружинной вилки:

Профилактический осмотр вилки

Нередко именно профилактический осмотр вилки позволяет своевременно выявить незначительные отклонения от нормы в работе устройства, и соответственно предупредить более серьезную поломку. Как правило, внешний осмотр вилки включает в себя проверку:

  • состояния дропаутов;
  • ног вилки на наличие вмятин, потертостей и прочих следов;
  • сальников (пыльников) на наличие механических повреждений и течи масла из-под них;
  • давления в воздушных камерах;
  • наличия и состояния поперечного люфта ног в «штанах»;
  • состояния крепежных болтов под «штанами» вилки и ручками регулировки.

Устройство велосипедной вилки

Техническое обслуживание вилки

Помимо профилактического осмотра вилка также требует регулярного ухода, а именно:

  • через каждые 100-150 км пройденного пути необходимо осуществлять чистку и смазку ног на сальниках;
  • через каждые 500-1000 км – разборка и полная смазка сальников;
  • через каждые 4000-5000 км или как минимум раз в год производится замена масла (относится к масляным вилкам)

В целом, велосипедная вилка должна смазываться хотя бы раз в сезон, однако при активной эксплуатации велосипеда данную процедуру рекомендуется проводить чаще. Если в качестве примера рассматривать пружинно-эластомерную вилку, то процесс смазывания будет выглядеть следующим образом:

  1. С помощью шприца масло заливается под пыльник.
  2. Чтобы смазочный материал распределился равномерно, вилку нужно разработать.
  3. Остатки масла необходимо удалить мягкой тряпкой.

По мнению специалистов, в качестве смазочного материала лучше применять силиконовые и прозрачные консистентные смазки.

Помимо смазки уход за велосипедной вилкой включает в себя также содержание устройства в чистоте. Чтобы исключить возможность попадания грязи в масло и сбоя в работе велосипеда после каждой прогулки нужно протирать ноги вилки возле пыльников.

Также велосипедную вилку можно отрегулировать, выставив сэг или отскок (если предусмотрена такая возможность). Однако как отмечают специалисты, данную процедуру следует выполнять поэтапно: после изменения каждого параметра следует проверять ход велосипеда. В противном случае, велосипедист может упустить разницу в ходе, а эффект от регулировки вилки будет смазан. Стоит отметить, что мастера советуют начинать регулировку данного устройства из нейтрального положения, в котором отскок должен быть выставленный наполовину, а стрелки компрессии откручены полностью против часовой стрелки.

Ремонт вилки

Работы по замене масла, сальников ног, уплотнительных деталей, а также по устранению неисправности одного из компонентов сопровождаются полной или частичной разборкой велосипедной вилки.

Рассмотрим процедуру снятия вилки с велосипеда.

Для начала нужно перевернуть велосипед колесами вверх, и распустив тормоз (в случае с ободным тормозом), снять переднее колесо. После этого можно снимать руль с выносом и рулевую трубу.

Затем уже снимаем непосредственно саму вилку. Важно следить, чтобы в процессе снятия вилки не потерялись шарики из подшипников. Для снятия опорного конусного кольца со штока вилки можно применить любой острый предмет. После этого можно приступать к ремонту или обслуживанию вилки.

  1. При помощи шестигранников откручиваются нижние крепежные болты.
  2. Выкручивается болт регулировки силы пружины Preload (важно запомнить ход болта).
  3. Достается эластомер, на который и возложена функция ограничения хода движения пружины (иногда при необходимости можно изменять размер эластомера путем подрезания).
  4. Откручиваются болты и достаются «штаны». При этом нужно следить за тем, что оттуда вытекает (грязь, вода, масло).
  5. Из «штанов» достаются при помощи отвертки пыльники, а также башинги, которые для этого нужно поворачивать вокруг своей оси.

Далее все компоненты проверяются на наличие трещин или других повреждений и промываются керосином. Элементы, нуждающиеся в смазке, обрабатываются соответствующим материалом. Стоит отметить, что пружину лучше смазывать густой смазкой, что повысит эффективность работы велосипедной вилки.

Некоторые велосипедисты перебирают даже только приобретенные вилки, стремясь индивидуально отладить устройство.

Процесс сборки вилки выполняется в порядке, обратном процессу разбора, поэтому описывать его не будем.

Процедуру замены вилки на велосипеде лучше доверить квалифицированному специалисту или же выполнять ее под присмотром и согласно рекомендациям мастера.

Как показывает практика, владельцев можно разделить на два типа:

  1. Те, кто ездит на велосипеде до последнего «вздоха» транспорта, и только когда полностью отказывают все системы, задумываются о ремонте устройства.
  2. Те, кто тщательно следит за состоянием байка, соблюдает правила по уходу за ним и предупреждают любые поломки.

Не секрет, что подход первого типа владельцев в конечном итоге обходится гораздо дороже, ведь зачастую приходится производить замену уже неподлежащих восстановлению компонентов велосипеда. К тому же бывают случаи, когда байк уже невозможно спасти.

В принципе опытные пользователи вполне способны справиться с ремонтом вилки и самостоятельно, ведь со временем каждому хоть немного проявляющему интерес к своему транспорту велосипедисту запоминаются название и функции деталей, и найти причину проблемы ему уже не составляет особого труда. Если же соответствующий опыт и навыки ремонта велосипеда отсутствуют, тогда не стоит экспериментировать и лучше обратиться к грамотным специалистам. К тому же незнание особенностей конструкции самой вилки может привести к сложностям в устранении ее поломки.

Вилка велосипеда – это то самое устройство, которое соединяет переднее колесо и велосипедную раму. В составе вилки три трубки, которые соединены между собой и выглядят как буква «у». С помощью вилки колесо велосипеда вращается, выбирается направление движения. Также, сверху вилки прикреплен руль, при помощи которого, собственно, вилка и вращается.

Итак, какие инструменты понадобятся для разбора велосипедной вилки:

во-первых, обязательно наличие гаечного ключа; во-вторых, нужны будут пассатижи; в-третьих, ничего не делается без отвертки; и, в-четвертых, есть необходимость в маленьком раздвижном газовом ключе.

Подробная инструкция как разобрать велосипедную вилку

Чаще всего вилка снимается только тогда, когда подшипники в рулевой колонке окончательно износились. Для этого, нужно поставить велосипед на ровную поверхность, например, прислонив к стенке. Берем гаечный ключ необходимого размера, подходящего к головке болта, который расположен посередине руля. Руль прикреплен к вилке именно с помощью данного болта.

Теперь нужно этот болт выкрутить. Не пугайтесь, он довольно-таки длинный. В верхней трубке вилки находится конусообразная гайка, в которую и вкручен болт. Так вот, болт вынимаем, после чего, расшатываем руль и снимаем его с трубки вилки.

Следующий этапом будет вынимание трубки вилки, а вынимается она из цилиндра рамы. Для этого, нужно взять газовый ключ, с его помощью, открутить накладную гайку, местонахождением которой является вершина цилиндра рамы. Кстати, трубка вилки проходит как раз через этот цилиндр. В принципе, данная гайка откручивается и специальным ключом, вот только на практике сделать это достаточно сложно.

После того, как гайку открутили, вынимаем подшипник. Чаще всего, он разрушен, а шарики повыпадали из креплений. Трубка вилки вынимается из цилиндра велосипедной рамы. Снизу будет виден другой подшипник, его необходимо аккуратно снять и отложить в сторонку.

Берем отвертку и откручиваем болтик, который держит наверху крыло велосипедного колеса. Болт этот обычно находится на цилиндре велосипедной рамы. Те же действия нужно провернуть и с теми болтами, который удерживают проволочный держатель велосипедного крыла.

Крыло необходимо вынуть. После этого, нужно ослабить те гайки, при помощи которых к колесу прикреплена вилка. И, собственно, освобождаем вилку, на чем и заканчивается весь процесс разборки. Осталось только поменять подшипники, тщательно смазать все литолом и, само собой, вернуть все в исходное состояние.

Приносит море удовольствия и хороших впечатлений, но не стоит забывать, что это транспортное средство требует ухода не меньше, чем любое другое. Пусть его конструкция относительно проста, но если вы стали обладателем велосипеда — рутинного ухода за ним вам не избежать. Кто-то может возразить — мол, для этого есть специалисты, пусть они занимаются этим. Но посудите сами — стоит ли бегать к мастеру каждую неделю, если вы сами вполне способны принять все необходимые меры для поддержания транспортного средства в рабочем состоянии. Да и по расходам это значительно дешевле, чем услуги специалиста.

Одним из пунктов обязательного ухода является разборка и смазка передней вилки велосипеда.

Как часто нужно проводить осмотр

При должном подборе , настройке и уходе вилка велосипеда значительно снижает нагрузки, которые испытывают ваши кисти и ладони во время езды. К тому же она, если находится в хорошем техническом состоянии, повышает управляемость и увеличивает срок жизни подшипников (ведь в этом случае они страдают от вибраций значительно меньше). Да и велосипедная рама прослужит намного дольше. Немаловажно помнить, что без ухода вилка довольно быстро придёт в негодность, а цена на новую довольно высока.

Обязательный техосмотр велосипедной вилки предусматривает следующее:

  1. Каждые 100–150 км — осмотр, смазка ножек вилки на сальниках.
  2. Через 500–1000 км нужно разобрать и смазать сальники. В обязательном порядке производится осмотр «штанов» вилки на наличие трещин и повреждений.
  3. Если ваш тип вилки — масляный, то каждый год требуется замена масла (либо по преодолению 4–5 тысяч километров).

Но перед тем как производить разбор вилки, нужно определиться с тем, какого она типа.

Классификация

Существует 2 типа вилок — это фиксированные и амортизационные. Первый тип предельно прост и рассматривать его разборку просто не имеет смысла — вы сами всё поймёте с первого раза. А вот амортизационные обладают более сложным строением и их виды стоят тщательного изучения.

Первый вид — это пружинные вилки. Они являются представителями начального уровня передних амортизаторов у велосипеда и ставятся на бюджетные модели. Обладают довольно несовершенной конструкцией, которая пропускает множество неровностей дороги и не выполняют роль демпфера. Такие вилки рекомендуются для новичков либо тех, чьи финансовые возможности не позволяют приобрести более совершенные модели.

Конструкция детали очень проста — это самая обычная пружина, которая закрыта в шатуне под защитой (в основном — резиновой). Сборка обычно грубая, из-за этого при езде портится оттого, что в неё попадает грязь. Не имеет настроек, одни только блокировки — да и обслуживание состоит только в замене пружины.

Уровнем повыше обладают пружинно-эластомерные вилки. Механически они ничем не отличаются от предыдущих, но вместо пружины имеют полимерный стержень — это обеспечивает демпфирующий эффект, который немного повышает комфортность езды. Но есть небольшой нюанс — все свойства вилки сильно зависят от качества используемых материалов, а для этого типа что-то качественное применяется крайне редко.

У вышеописанных типов вилок есть ещё один серьёзный недостаток — они не переносят низких температур. Потому кататься с ними в холодное время года крайне не рекомендуется.

Намного более удачной является конструкция воздушной, или пневматической, вилки. В ней сжатый воздух нагнетается насосом в небольшую камеру, где работает и как амортизатор, и как демпфер. Но без минусов не обошлось. Подкачивать воздух в камеру надо очень часто, так как она очень узкая, да и срок службы из-за этого невелик. Но стоимость и обслуживание зачастую перекрывают недостатки, да и комфорт от поездок сравним с более серьёзными (и, соответственно, дорогими) конструкциями.

Для кросс-кантри и постоянной езды лучше всего подходят масляно-воздушные вилки, которые обеспечивают очень высокую управляемость и степень комфорта (хотя ресурс их очень невелик). В них функция амортизации и демпфера разделены между воздушной камерой и масляным картриджем. Поведение пневмоблока понятно и просто, а вот от масляного блока зависит намного больше. Потому и выбор таких вилок осуществляется по его строению и марке используемого масла.

А вот профессионалы признают только масляно-пружинные вилки — технологически сложные устройства, состоящие из стальной пружины и масляного катриджа. Именно их устанавливают на лучшие модели велосипедов. Возможности по настройке несколько уступают масляно-воздушным вилкам, но возможность пружины долго работать без потери качеств перекрывает этот недостаток.

Разборка и сборка вилки

Разобравшись с конструкцией, можно приступать к разборке переднего амортизатора вашего велосипеда. Для этого нужно запастись инструментами, без которых осуществить её будет невозможно: комплектом пассатижей, отвёрткой, раздвижным и гаечными ключами и ворохом тряпок. Можно работать в перчатках, дабы не поцарапаться.

Сложностей в съёме передней вилки возникнуть не должно. Существуют всего 2 типа их крепления: резьбовые и безрезьбовые. Второй тип сейчас стандартен, при его использовании вынос руля держит подшипник, а расширяющаяся труба (якорь), входит в рулевую трубу вилки и закрепляется двумя винтами. Их-то и нужно раскрутить, чтобы снять вилку. Тут всё просто.

Те, кто в детстве был счастливым обладателем велосипеда, прекрасно помнят резьбовые крепления. В них верхний подшипник зажимается с помощью гайки, конуса, шайбы с усиком и контргайки. Такая конструкция снимается очень просто, ещё проще безрезьбовых вилок, но быстро разбалтывается при поездках.

На первом этапе снятия резьбовой вилки нужно поставить велосипед на ровную поверхность и подобрать гаечный ключ для болта, соединяющего вилку и руль. Далее, этот болт выкручивается (не пугайтесь — он довольно длинный) из конусообразной гайки в верхней трубке. Теперь нужно немного расшатать руль и вынуть его.

Следующий шаг — вынимается подшипник. Скорее всего, он будет в совершенно негодном состоянии и его нужно будет заменить. Теперь можно вынуть вилку из самой рамы. Под ней есть ещё один подшипник, его надо тоже извлечь.

На финишной прямой нужно открутить болтик, удерживающий наверху крыло велосипедного колеса (обычно он находится на цилиндре велорамы). Болты, фиксирующие держатель велосипедного крыла, тоже должны быть вывинчены. Далее, крыло вынимается, вилка освобождается от креплений к колесу (тут надо ослабить гайки) и разборка на этом заканчивается.

Теперь вам стоит осмотреть вилку, сменить подшипники, хорошенько всё промыть керосином, смазать литолом и собрать всё обратно. Сборка происходит в обратном порядке и трудностей не вызовет.

Заключение

Как вы видите, разобрать велосипедную вилку несложно и нести своего двухколёсного друга к мастеру для этого совсем необязательно. Всё можно сделать самому. И если хотите не обращаться к мастеру как можно дольше — то не забывайте следить за состоянием велосипеда.

Любая амортизированная вилка горного велосипеда позволяет кататься с большим комфортом, нежели жесткая вилка шоссейного или городского велика.

Со временем каждый велосипедист начинает интересоваться устройством своего транспорта и в дальнейшем может сам обслужить или отремонтировать любой узел. Конечно же, устройство передней вилки с амортизаторами более сложное, чем у обычной жесткой с двумя соединёнными вместе рычагами. Самое главное при ремонте вилки велосипеда – это знать функции отдельных элементов. А также не лишне будет для покупки новых деталей запомнить их название.

Из всего многообразия велосипедных вилок, имеющихся в продаже, их можно отсортировать по устройству амортизации и особенностям конструкции.

По устройству амортизации велосипедные вилки различаются на:

  • жесткие;
  • пружинные;
  • пружинно-эластомерные;
  • пружинно-маслянные;
  • воздушные;
  • воздушно-маслянные.

Жесткие вилки позволяют развить большую скорость по асфальту, при отсутствии траты энергии на движение амортизаторов.

Пружинные, пружинно-эластомерные, воздушные вилки отлично смягчают съезды с бордюра, но хуже убирают удары при наезде на мелкие камни.

Пружинно-маслянные и воздушно-маслянные поглощают даже мелки толчки от наездов на трещины в асфальте.

Воздушные и воздушно-маслянные имеют широкую настройку для велосипедистов, имеющих отличный от обычных 70-100 кг вес. Для регулировки жесткости таких вилок нужно иметь насос высокого давления, и потребуется брать его в дальнюю поездку.

По особенностям конструкции вилки горного велосипеда различаются на:

  • однокоронные (обычные);
  • двухкоронные;
  • перевернутого типа;
  • одноногие.

Однокоронные используются на многих велосипедах, предназначенных для велотуризма, покатушек по грязи (дёрт), марафонов по пересеченной местности (трейл), гонок на выносливость (эндуро).

Двухкоронные нужны для скоростных спусков вне подготовленных трас (фрирайд), спусков с гор (даунхилл).

Перевернутого типа амортизаторы применяются для прыжков с высоты (хардкорный фрирайд).

Одноногие вилки удерживают ось только с одной стороны консольным закреплением, поэтому для ремонта пробитой камеры не понадобится снимать переднее колесо.

Внешнее устройство

Наиболее удобно ознакомиться с внешними элементами велосипедной вилки по наглядной картинке.

Шток – это ось вилки, которая неподвижно соединена с короной. Эта деталь необходима для установки вилки на раму велосипеда (в рулевую колонку), а также для закрепления в нёй выноса вместе с рулём. Шток может быть изготовлен из стали, алюминия или карбона.

Корона – элемент, в котором закрепляется шток и ноги веловилки. У однокоронных вилок шток и ноги неразделимо соединёны с короной. У двухкоронных вилок шток жестко соединён только с нижней короной, верхняя корона подвижно надета на шток, при этом ноги можно регулировать по длине. Короны изготавливаются литьём из алюминия, с возможной последующей ковкой (для вилок среднего и высшего класса) или карбона (для вилок полностью изготовленных из карбона).

Нога – деталь, которая подвижно входит в штаны у амовилки или непосредственно удерживает переднее колесо у жесткой вилки. В ногах амортизированных вилок (внутри труб) находятся пружины и демпферы, регулятор жесткости, блокиратор амортизации. У жестких вилок ноги принято называть перьями.

Ноги вилок изготавливаются из твердой углеродной стали, их поверхность хромируется. Качество обработки поверхности и толщина хромирования выше у более дорогих вилок.

Штаны – цельная деталь, состоящая из двух стаканов и соединяющей их вместе жесткой скобы (гориллы). Данная деталь имеется только у амортизированной вилки. Штаны у вилок перевёрнутого типа представляют собой деталь объединяющую стаканы и корону воедино.

Штаны для большинства вилок среднего и высшего класса изготавливаются из сплава алюминия с магнием. Чем выше процент магния в сплаве с алюминием, тем прочнее отлитая деталь. Более дорогие модели имеют большее содержание магния в алюминиевых деталях, и они соответственно надежнее. Штаны у некоторых вилок высшего класса производятся многослойным построением из алюминиевого сплава и карбона.

Крепление дискового тормоза – две полые стойки с внутренней резьбой для неподвижного закрепления каллипера (велосипедного суппорта).

Брейк боссы – две оси с внутренней резьбой, на которые подвижно надеваются рычаги кантилеверных тормозов или типа V-brake (ви-брейки).

Дропауты – крепления для оси в виде ушек на нижних концах штанов. Как следует из англоязычного названия, они позволяют быстро снять колесо, ослабив лишь гайки или эксцентрики на оси. Применяются различные стандарты дропаутов: QR9 введен для обычных тонких осей диаметром 9 мм, QR15 – закрытые ушки для вставной полой оси диаметром 15 мм, QR20 – закрытые ушки для вставной полой оси увеличенного диаметра 20 мм.

Дропауты на большинстве вилок отливаются цельно со штанами. А если штаны выполнены из карбона, тогда эти крепления являются отдельными деталями из алюминиевого сплава. На некоторых моделях высокого класса дропауты изготавливаются из нержавеющей стали, чтобы они в дальнейшем не ржавели. Отлитые из алюминиевого сплава дропауты при повреждении лакокрасочного покрытия ржавеют из-за коррозии магния .

Внутреннее устройство

Пыльники

На дорогие вилки резиновые пыльники в форме гармошки не устанавливаются. На модели среднего и высшего класса устанавливаются неопреновые пыльники цельно с сальниками.

Сальники – это детали препятствующие попаданию вовнутрь амовилки воды и грязи, тем самым сохраняя смазку в годном состоянии. Когда сальники повреждаются, тогда под них попадает грязь и песок, которые царапают ноги вилки.

Направляющие – пластмассовые тонкостенные втулки, которые установлены внутри штанов вилки. Они закрепляются внутри с помощью фиксирующих язычков.

Регулятор жесткости – болт внутри наружной гайки, который предварительно сжимает пружину в одной из ног вилки. Иначе он называется регулятором преднагрузки (preload). Механизм регулятора имеет простое устройство: внутри гайки находится полый стержень с наружной резьбой. Вращающее движение от ручки передается на стержень, которое преобразуется с каждым оборотом по резьбе в линейное перемещение стержня.

Блокиратор амортизации – механизм в одной из ног вилки, который одним движение рычага превращает амовилку в обычную жесткую. Сам рычажок, у разных велосипедов, может переключаться непосредственно на вилке или дистанционно через трос соединенный с переключателем на руле.

На бюджетных моделях вместо регулятора жесткости и блокиратора амортизации устанавливаются пластмассовые заглушки.

Механизм блокировки состоит из двух частей: верхнего и нижнего ограничителя. Принцип работы блокировки простой: при переключении рычага, проворачивается верхний ограничитель, и при таком положении стержень нижнего ограничителя уже не может пройти в отверстие верхнего. Таким образом, при включенной блокировке амортизации, вилку заклинивает.

Пружины

В вилке горного велосипеда они нужны для преобразования энергии удара переднего колеса об препятствие в упругую деформацию металла.

В пружинных, пружинно-эластомерных, пружинно-масляных вилках установлены металлические витые пружины. Эта деталь велосипеда изготавливается из стали или титана.

В воздушных и воздушно-маслянных вилках роль пружины выполняет сжатый воздух. Для того чтобы сжатый воздух из закрытой камеры не стравливался, применяются дополнительные уплотнения в сальниках. Необходимые уплотнения увеличивают трение при рабочем ходе, поэтому воздушные веловилки имеют низкую чувствительность при гашении малых толчков. В дорогих моделях этого типа проблема чувствительности решается установкой дополнительной воздушной камеры.

Уплотнители воздушных вилок затвердевают на морозе и начинают понемногу стравливать воздух.

Демпфер

В амовилке он необходим для замедления отскока пружины после её сжатия. При резких отскоках вилки вверх нарушается сцепление переднего колеса с дорогой. К тому же постоянные толчки становятся причинной сильной усталости у велосипедиста и даже боли в руках. Демпфер снижает вредные удары при резком возврате амортизированной вилки в исходное состояние.

В пружинных и воздушных вилках демпфера нет. В них энергию сжатой пружины лишь несущественно снижает трение между ногами вилки и сальниками или направляющими.

В пружинно-эластомерных вилках используется эластомерный демпфер. Этот демпфер является куском мягкой пластмассы, который вставляется вовнутрь пружины. Когда пружина сжимается, вместе с ней сжимается мягкий пластик, при этом увеличиваясь в диаметре. При отскоке пружина не может быстро разжаться из-за удерживающего её демпфера.

Чтобы твердая металлическая пружина не разрушила вставленный в неё мягкий пластик, он должен быть покрыт густой смазкой. Смазка с эластомерного демпфера постоянно стирается пружиной в процессе эксплуатации.

В пружинно-маслянных и воздушно-маслянных демпфером является масло. Когда вилка движется вниз, масло быстро перетекает через открытый внутренний клапан. При возврате вверх, этот клапан закрывается, а масло медленно просачивается через маленькие отверстия. При этом энергия сжатой пружины переходит в тепловую энергию, которая рассеивается маслом.

Масляные демпферы различаются на три типа:

  • Открытая ванна. Масло находиться в обоих цилиндрах штанов вилки, и с обеих сторон устанавливаются клапаны.
  • Полуванна. Масло необходимое для работы лишь одного клапана находится в одной из ног вилки и не должно вытекать в её штаны.
  • Закрытый. Масляный демпфер изготовлен в виде герметичного неразборного картриджа. В этом изделии, кроме демпфера также собирается механизм блокировки амортизации.

Модели с амортизаторами имеют значительно больший вес, чем обычные жесткие, поскольку они построены из большого количества деталей. Чтобы подвижные детали работали, нужно их смазывать. Чем больше километров наматывается на велосипеде за сезон, тем чаще нужно смазывать вилку, но не реже одного раза в год.

Амортизационная вилка горного велосипеда – одна из самых дорогих частей всего байка. Относиться к ее обслуживанию стоит ответственно хотя бы ради экономии, поскольку, если ее запустить, то придется покупать новый амортизатор. Безусловно, никто не обслужит вилку лучше профессиональных сервисменов в специализированном центре, но это не значит, что сделать это в домашних условиях невозможно.

Если знать основные составляющие и их взаимодействие, то разобрать и собрать вилку будет несложно. В основном с проблемой как правильно разобрать вилку горного велосипеда сталкиваются новички и любители.

Когда и зачем обслуживать вилку?

Обслуживание и разборка вилки горного велосипеда – очень важная и ответственная работа. Практически после каждой поездки надо проводить ряд простых процедур, про которые пойдет речь ниже.

Раз в месяц или даже чаще (все зависит от километража) вилку следует полностью перебирать и смазывать. Делать это так же советуют и после каждой «грязной» поездки.

Речь идет о покатушках в дождь, соревнованиях на грязных трассах и, например, форсировании рек вброд во время путешествий.

В остальных случаях снимать и разбирать вилку необязательно. Тем более частая сборка-разборка этой детали не идет ей на пользу.

Так, например, чистить и смазывать сальники желательно каждые 500 километров, а полный разбор вилки осуществлять каждые 4000 километров.

Снимать и разбирать вилку может понадобиться и не только для ее чистки, но и для смены подшипников или других деталей, которые быстро изнашиваются, так называемых расходников. Причем их срок службы будет напрямую зависит от качества и своевременности сервиса вилки горного велосипеда.

Снимаем вилку

Основные части вилки

Некоторые сталкиваются с проблемой как снять вилку горного велосипеда . Речь идет в большей степени о новичках или любителях, у которых нет необходимых знаний, опыта и инструментов. На самом деле, на этом этапе ничего сложного нет и в зависимости от модели понадобится совсем немного ключей и инструментов.

Для установки и демонтажа современных вилок понадобится всего пара шестигранников. Удобнее всего будет закрепить велосипед на специальном крепеже, чтобы он находился в подвешенном состоянии. Ставить велосипед колесами вверх будет неудобно, поскольку руль придется снять.

Специальная стойка для сервиса и обслуживания велосипеда

В первую очередь необходимо удалить с вилки и колеса всю излишнюю грязь, чтобы дальнейшая работа была «чистой». Далее надо отсоединить все, что крепиться к штанам вилки. Тут у каждого велосипедиста набор различных проводов и устройств может быть свой, но у всех есть тормоза.

Если установлена тормозная система V-brake, то можно просто разжать тормозные колодки . Если же стоят дисковые тормоза, то необходимо открутить калипер (непосредственно сам тормоз) и отсоединить гидролинию.

Датчик скорости , крылья и прочее тоже необходимо убрать со штанов.

Разбирать его полностью нет необходимости, достаточно только открутить вынос руля от штока вилки. Сложность этого заключается в том, что руль убрать в сторону не получится, поскольку все гидролинии и другие тросики крепятся и к раме и к рулю. Поэтому последний необходимо аккуратно снять, чтобы не повредить другие детали и все тросики.

Далее с руля необходимо снять со штока все проставочные кольца (их количество может быть разное), конус и подшипники. Снять их можно без использования специальных инструментов, но необходимо будет поддеть их отверткой или ножом. Главное не повредить шток .

После этого вилку вытащить из рулевого стакана. Последние детали, которые останутся на вилке – это нижний подшипник и еще одно кольцо. Все детали и вилку необходимо аккуратно разложить. Все кольца и подшипники тоже прочищаются и смазываются.

Как разобрать вилку горного велосипеда

После того, как вилка снята, можно приступить к ее разборке.

В первую очередь необходимо открутить болты, которые находятся внизу штанов вилки.

Далее снимаем штаны с ног. Первые можно пока что отложить в сторону, никаких манипуляций их больше не ожидает. Единственное, что можно сделать – снять сальники со штанов, если под ними накопилось много грязи.

Следующим шагом в разборке вилки будет откручивание регулировок, которые расположены на верхней части штанов. Вот как раз для этого и понадобится специальный ключ.

Можно попробовать выкрутить их и подручными средствами, например, сделать газовым ключом или сделать ключ из жесткой проволоки.

Что касается других типов велосипедных вилок, например, таких как, воздушных или масляно-воздушных, то там процесс разборки будет отличаться не сильно.

Единственные различия будут в разборке пружин (в воздушных вилках это будут воздушные камеры) и эластомеров.

Сборка вилки производится в обратном порядке. Главное ничего не забыть и не потерять.

Чем и как смазывать вилку горного велосипеда

После того, как все детали вилки были очищены от грязи и старой смазки, следует нанести на них новую. Среди велосипедистов не утихают споры по поводу того, чем же смазывать как вилку, так и другие детали велосипеда.

Кто-то льет масло для швейных машинок в качестве жидкой смазки, а вместо твердой использует только солидол или Литол, а кто-то пользуется исключительно специализированными маслами для велосипедов.

Если делать выбор в пользу последнего варианта, то, конечно же, не ошибешься, но это может сильно бить по кошельку. Это особенно не выгодно новичкам или любителям.

Любой велосипедный магазин богат на выбор различных смазок. Определиться с выбором помогут консультанты в зависимости от условий езды, марки и модели вилки.

Если есть желание сэкономить, то следует использовать такие смазки, как «Литол», «Униол» и прочие. Перед покупкой следует обратить внимание на побочные эффекты различных смазок.

Так, например, Литол негативно влияет на алюминий, но многие все же используют именно его и не отмечают вредных последствий.

Литол 24 – одна из популярных, но небезвредных смазок, среди велосипедистов.

Теперь следует разобраться с вопросом, как правильно смазывать вилку велосипеда. Начинает лучше всего с пружины.

Ее необходимо обильно смазать густой смазкой. Жалеть ее не стоит, лишнее потом выдавиться через сальники, но и перегибать палку тоже не стоит.

Также следует смазать и другие составляющие вилки. Необходимо нанести масло и внутрь штанов. В процессе сборки вилки смазать надо подшипники, кольца, чашки и стакан.

Заключение

Ухаживать за вилкой, конечно же, нужно систематически, чтобы она служила долго. Разбирать и смазывать вилку в первый раз лучше с опорой на руководства. Использовать желательно специальную смазку, но допускаются и аналоги.

После сборки вилки необходимо проверить отсутствие люфтов и в случае их обнаружения следует подтянуть те или другие детали с целью устранения люфтов.

Как отремонтировать переднюю вилку горного велосипеда

Использование горного велосипеда предполагает прохождение особенно сложных трасс. Передняя вилка отвечает за мягкость и лёгкость движения в любой местности, а также заметно облегчает управляемость транспортным средством. Даже если скорость езды зашкаливает, нагрузка, возлагаемая на руки велосипедиста, сведена к минимуму.

Вилка для горного велосипеда

Вилка, правильно отрегулированная для работы, уменьшает вибрации и продлевает период функционирования других взаимосвязанных элементов, например, рамы или подшипников, расположенных на руле.

Как правильно обслуживать велосипедную вилку?

Устройство детали

Вилка, находящаяся в передней части горного байка, включает следующие составляющие:

  • амортизатор — служит для смягчения неровностей, встречающихся на пути велосипедиста, насчитывает пружину и герметично закрытую камеру;
  • демпфер — обеспечивает смягчение небольших неровностей, его преимущество в быстрой амортизации;
  • корпус — принимает основную нагрузку;
  • фурнитура — успешно соединяет и совмещает между собой конструктивно важные элементы, такие как переключатели и фиксаторы на оси колеса и тормозов.

передняя вилка

Элементы передней вилки

В магазинах также можно увидеть нестандартные типы вилок для горного велосипеда. Ремонт передней вилки горного велосипеда учитывает внесённые в механизм изменения, благо отличить нестандартную деталь несложно. Например, если шатуны устремлены вниз, передняя вилка смягчает мелкие неровности, но от этого страдает вес и больше времени требуется для ухода и обслуживания, деталь придётся чаще протирать от грязи и пыли.

Как проверить состояние передней вилки горного велосипеда

Зная устройство передней вилки, не дожидайтесь неисправностей, регулярно проводите профилактический осмотр и, если есть недочёты, не затягивайте с их устранением. Проверка внешнего состояния компонента включает такие этапы:

  • определение износа дропаутов;
  • изучение поверхности на наличие царапин и сильных потёртостей;
  • присутствуют ли на сальниках следы течи масляного вещества;
  • какое давление в воздушных камерах;
  • в каком состоянии находится поперечный люфт ног в «штанах»;
  • проверьте надёжность и прочность крепления болтов под «штанами» и рычагами, предназначенными для регулировки.

дропаут вилки байка

Определение износа дропаутов

Обслуживание передней вилки велосипеда

Независимо от результатов профилактического осмотра, не помешает регулярно проводить мероприятия по уходу за деталью:

  1. Преодолев на байке 100–150 км пути, очистите ноги детали на сальниках, а затем хорошо смажьте.
  2. Каждые 500–1000 км пробега полностью разбирайте сальники и тоже смазывайте.
  3. Прохождение 4000–5000 км обязывает внимательного владельца двухколёсного транспортного средства осуществлять замену масла.

Любители езды на велосипеде обмениваются на форумах рекомендациями смазывать деталь каждые 3 месяца, но ежедневная езда заставляет отступить от этого правила и проводить техобслуживание ещё чаще.

Как отремонтировать переднюю вилку горного велосипеда

Демонтаж вилки своими руками

Ремонт вилки горного велосипеда подразумевает замену масла, сальников ног, уплотняющих накладок, их чистку и смазывание. В любом случае ремонтные работы своими руками начинаются со снятия вилки, для этого следуйте пошаговой инструкции:

  1. Установите транспортное средство в положение, когда колёса оказываются вверху, а руль внизу. Если тормоз ободного типа, его нужно распустить, а затем аккуратно снять колесо, размещённое в передней части.
  2. Открутив крепежи, извлеките руль со встроенным выносом и трубу, подходящую к рулю.
  3. Наконец вы добрались до самой вилки. Когда начнёте процесс снятия детали, ловите выпадающие подшипники, важно, чтобы они остались в прежнем количестве.
  4. Чтобы демонтировать со штока вилки конусное кольцо опорного формата, подцепите компонент любым заострённым инструментом.

Пошаговое руководство по разборке передней вилки

Разборка передней вилки отличается в зависимости от вида детали, для примера возьмём пружинно-эластомерную вилку:

  1. Воспользовавшись шестигранниками, выкрутите болты, расположенные снизу.
  2. Отсоедините болт, регулирующий силу пружины, постарайтесь запомнить, насколько плотно прилегала деталь.
  3. Возьмите эластомер, ограничивающий движения пружинного механизма. Если нужно изменить величину эластомера, аккуратно обрежьте его.
  4. Извлеките болты и вытащите «штаны». Если из внутренней конструкции вытекает грязь или масло, деталь придётся дополнительно очистить и пройтись маслом.
  5. Вытащите из «штанов» пыльники и башинги методом проворачивания отвёрткой вокруг своей оси.

разобранная вилка байка

Составляющие вилку детали

Как почистить и залить масло

Кожухи и трубную поверхность очищают до тех пор, пока они не станут чистыми. Оставлять грязь на изолирующем материале нежелательно, налипания провоцируют повреждения внутреннего устройства, которое позже ломается.

Ремонт вилки горного велосипеда в том числе предполагает смазывание внутреннего механизма, следите за тем, чтобы масло не оказалось снаружи. При наличии подтёков при разборке вилку нужно очистить, иначе скоро она полностью выйдет из строя.

Чтобы залить масло, проделайте такие манипуляции:

  • Наберите масляный раствор в обычный шприц.
  • Хорошо разработайте вилку, только так можно добиться равномерного распределения смазочного материала.
  • Очистите приспособление от излишков масла мягким кусочком ткани.

Что касается масляного состава, специалисты рекомендуют силиконовые и прозрачные смеси.

смазывание велосипедной вилки

Смазывание внутреннего механизма

Особенности ремонта телескопической вилки

Ремонт телескопической вилки горного велосипеда имеет свои особенности:

  1. Извлеките колесо вместе с крышкой барабана, отвечающего за тормоз.
  2. Выкрутите крепёж грязевого щитка колеса и отсоедините от скользящей трубки вилки, расположенной по левую сторону.
  3. С помощью ключа на 14 мм ослабьте затяжку гайки болта для стяжки траверсы, находящейся вверху рулевой колонки.
  4. Ключ на 27 мм поможет отвернуть на пару вращений пробку, подходящую к амортизатору.
  5. Далее, возьмите ключ на 17 мм и приспустите гайку стяжного болта на нижнем мостике.
  6. Слегка ударяя молотком и подложив под поверхность несущей трубы проставку из дерева, выбейте её из траверс внизу и вверху.
  7. Достаньте из нижней траверсы перо ремонтируемой детали.
  8. Извлеките оставшееся перо точно таким же образом.

Теперь вы знаете, как демонтировать вилку, после ремонта поставьте её на место в обратной последовательности.

Настройка передней вилки горного велосипеда

После того как ремонт телескопической вилки двухколёсного транспортного средства — горного велосипеда — завершён, функционально важный компонент необходимо правильно настроить. Настройка осуществляется с учётом типа и изготовителя составляющей, надёжнее всего прочитать инструкцию и сделать так, как указал производитель.

Своими руками предстоит настроить такие функции амортизатора:

  • блокировка хода — если нужно резко остановиться во время катания, например, перед холмом. Слишком часто использовать не стоит, от резкого торможения велосипеда переключатель может сломаться;
  • предварительная нагрузка — позволяет улучшить амортизацию и отрегулировать жёсткость пружины;
  • быстрота сжатия и возврата в прежнее положение — необходима для прыжков на двухколёсном железном коне;
  • длина хода.

Сразу отлаживать все параметры не рекомендуется — отладили первый и только потом переходите к следующему.

Заключение

Теперь вы знаете, как отремонтировать переднюю вилку горного велосипеда и сможете устранить появившуюся неисправность в любой непредвиденной ситуации. Благодаря правильно проведённому ремонту и регулировке работы детали удаётся добиться лучшей амортизации движения велосипеда, а значит, и комфортной езды с ветерком.

Монтаж передней втулки

Велосипед — непростой механизм, где ключевыми составляющими являются колёса. Корректное вращение переднего колеса в том числе зависит от втулки, соединяющей вращательный компонент с рамой. Вот почему важно разобраться, какие этапы подразумевает разборка и ремонт передней втулки велосипеда своими руками.

Жёсткая вилка велосипеда

Часто счастливые обладатели новеньких байков задумываются, целесообразна ли замена жёсткой вилки на амортизационную на велосипеде. Ведь не все производители устанавливают на свои велосипеды амортизационные вилки. Мы также задались этим вопросом.

задний амортизатор велосипеда

Впереди новый велосипедный сезон, а состояние вашего велосипеда оставляет желать лучшего? При езде на двухколёсном байке ощущается каждая кочка и катание больше не приносит удовольствия? Эта проблема вполне исправима, ремонт заднего и переднего амортизаторов велосипеда можно сделать своими руками. Как избежать и устранить уже имеющиеся неполадки амортизационной системы, рассказывают специалисты.

Вилки SR Suntour. Классификация моделей


Когда вы покупаете велосипед до $1000 в 99% случаев он будет с амортизационной вилкой от компании SR Suntour. Компания имеет долгую историю технических инноваций в велосипедной промышленности, и именно это позволяет им производить с 1995 года амортизационные вилки, в том числе и нижнего ценового сегмента — это я о вилках, которые можно увидеть на велосипеде стоимостью от 200 долларов. А история компании начинается в далеком в 1912 году. О истории развития SR Suntour и технологиях вы можете узнать из отдельной статьи.

Ниже мы рассмотрим модельный ряд амортизационных вилок компании Suntour. Разделять вилки будем по дисциплинам c описанием характеристик.

Условно все вилки можно разделить на категории:
  • вилки для гибридов или городских велосипедов: NEX, NCX;
  • для горных велосипедов: ХСТ, ХСМ, XCR.
  • для велосипедов нового класса Gravel
Обозначения и технологии, которые можно встретить на вилках Suntour
  • DS — вилка только под дисковый тормоз;
  • Coil — витая стальная пружина;
  • Air — воздушная пружина;
  • HLO — гидравлическая блокировка для вилок с эластомером. Представляет собой неразборной и необслуживаемый картридж;
  • LO — механическая блокировка вилки;
  • LO-R- пружинная вилка с картриджем блокировки и управлением на руле;
  • LO-R AIR — воздушная вилка с вынесенной на руль блокировкой;
  • RL — закрытый неразборной картридж, с регулировкой скорости отскока;
  • RL-R — закрытый неразборной картридж, с регулировкой скорости отскока и локаутом на руле;
  • PSC (piston compensator system) — закрытый обслуживаемый масляный демпфер, ставится на более дорогие и продвинутые вилки Suntour;
  • LO RC-PSC — картридж PSC c регулировкой низкоскоростной компрессии и отскока;
  • RL RC-PSC — картридж PSC c регулировкой низкоскоростной компрессии и отскока и локаутом на руле;
  • RC2-PSC — картридж PSC c регулировкой высоко- и низкоскоростной компрессии и отскока;
  • R2C2-PSC — картридж PSC c регулировкой высоко- и низкоскоростной компрессии, высоко- и низкоскоростного отскока;
  • EQ Equalizer — система воздушной пружины, позволяющая точно настроить пружину под райдера. Suntour обещают прогрессивную работу и ощушения как от витой стальной пружины;
  • Hollow Crown — полая корона, для уменьшения веса;
  • QLoc — система быстрого съема колеса под ось.
Вилки для прогулок и фитнеса

Вес частно превышающий 2 кг, пластиковые бушинги (направляющие ног), стальные пружины, рассчитанные на вес порядка 100 кг, эластомерный отбойник — отличительные особенности этой группы. В последнее время выпускаются с BOOST и обычной 15 мм осью.

1. M3010 — вилка для широкого диапазона колес: 20, 24, 26, 700С и ногами диаметром 25.4 мм. Имеет крепления для V-brake. Весит от 2.2 кг. Стальная пружина без регулировки.


2. XCE28 — вилка с ногами диаметром 28 мм и весом более 2,6 кг. Имеет версии под 26″, 27.5″ и 29″ колеса.


3. XCT-JR — вилка для детских и подростковых велосипедов. Есть модель вилки под BOOST на колеса 20″ под эксцентрик.


4. XCT30 — вилка с ногами диаметром 30 мм и гидравлической блокировкой. Выпускается для 20″, 27.5″ и 29″ колес. Широко используется для установки на бюджетные велосипеды.


5. XCM — старший брат вилок XCT для полного диапазона колес от 20″ до 29″ (вилка под 20″ колеса имеет воздушную пружину и 28 мм ноги). Есть более старые версии с диаметром ног 30 мм, новые с 32 мм и даже с 34 мм ногами (вес превышает 3 кг). Первые вилки в линейке Suntour с осью и BOOST. Встречаются версии с закрытым масляным картриджем и регулировкой отскока. В большинстве случаев это вилки с гидравлическим или механическим локаутом.

Вилки для кросс-кантри

1. XCR — кросс-кантрийная вилка с ногами 32 мм. Имеет необслуживаемый масляный картридж-демпфер и регулировку отскока. Модельный ряд включает вилки с 34 мм ногами с BOOST, а также с 15 мм осью.
Производятся вилки со стальной и воздушной пружиной. Верхние бушинги уже металлические с тефлоновым покрытием.


2. Raidon — вилка с алюминиевыми анодированными ногами и весом

2 кг (раньше ноги были стальные). Имеет закрытый необслуживаемый масляный картридж-демпфер. Есть варианты с 32 мм и 34 мм ногами под BOOST, разный ход (от 100 до 140 мм).


3. Epixon (бывший Epicon) — более легкая версия Raidon. В бытности Epicon имела разборный картридж-демпфер, но Epixon лишилась этого. Вес около 1850 грамм.


4. Axon — топовая кросс-кантрийная вилка от Suntour. Имеет низкий вес (около 1600 грамм), адекватный масляный демпфер PCS (Piston Compensator System) с регулировками компрессий, версии под BOOST, а также версию с 34 ногами.

Вилки для трейла, эндуро и фрирайда, даунхила

1. Zeron — вилка для трейла и эндуро с алюминиевыми ногами диаметром 35 мм и ходом 130-160 мм. Имеет версии со стальной пружиной весом около 2,5 кг и воздушной пружиной весом 2,3 кг. Простой необслуживаемый демпфер как у Raidon и Epixon. Выпускается версии под BOOST.


2. Aion — воздушная вилка с алюминиевыми ногами и весом около 2 кг. Ход от 130 до 160 мм. Обыкновенная версия Aion имеет ноги 34 мм и простой необслуживаемый демпфер, версия EVO имеет 35 мм ноги и масляный демпфер PCS. Присутствует версии под Boost.


3. Auron — полноценная вилка с ходом 130-160 мм, демпфером PCS и весом до 2 кг. Имеет версию Boost с 35 мм ногами.


4. Durolux — вилка c ногами 36 мм и ходом от 150 до 180 мм собрала в себе все самые передовые технологии Suntour: масляный демпфер PCS (Piston Compensator System), воздушную пружину EQ EQUALIZER™ SYSTEM, BOOST, Q-Loc2. Доступны несколько вариантов оффсета: 44 и 51 мм. Вес начинается от 2.1 кг.


5. RUX — даунхильная вилка с ногами 38 мм и ходом 200 мм. Имеет полноценный масляный демпфер PCS с регулировками ВСК и НСК, стандарт BOOST, воздушную пружину и вес в районе 3 кг.

Вилки для города, треккинга, кросса

1. TR-HSI — вилка со стальной пружиной, 30-ми ногами для 28″ колес. Имеет ход 63 мм, вес в 2.6 кг и гидравлическую блокировку.


2. CR7, CR8, CR85 — простая вилка для городских велосипедов с ходом 40-63 мм и креплением для V-brake. Вес в районе 2,2 кг. Некоторые версии имеют гидравлическую блокировку.


3. NEX, NVX — вилки для гибридов с ходом 50-75 мм и 28″ ногами. Вилки NEX предназначены для городских велосипедов под 28” колеса, с пружиной в одной ноге и без какого-либо демпфера. Маленький ход вилки подчеркивает ее городское предназначение. Есть версии с креплением для V-brake, гидравлической блокировкой и регулировкой скорости отскока.



4. Mobie45, Mobie25 — серия вилок с 32 мм (mobie25) и 34 мм (мobie45) алюминиевыми ногами и воздушной пружиной. Ход от 63 до 100 мм, простой необслуживаемый демпфер с регулировкой отскока и блокировкой. Устанавливается на электробайки.


5. NCХ — вилка для гибридов с 30 мм алюминиевыми ногами. Suntour NCX открывает модельный ряд качественных вилок для городских велосипедов, под колеса 700C. Она выполнена с использованием алюминия и магниевых сплавов, что уменьшает ее вес. А регулировка жесткости пружины и гидравлическая блокировка приятно дополняют картину. Буква D в маркировке означает крепление под сквозную ось, для увеличения жесткости и четкости управления.


6. NRX — более легкий вариант NCX с черным анодированием ног. Ноги 30 мм, вес в районе 1,8 кг. Наряду с серией mobie являются топовым в линейке короткоходных вилок. Модификация серии NRX-D Air RL имеет воздушную камеру, изменяя давление в которой, можно регулировать ее жесткость. В правой части ноги имеется масляный демпфер, одновременно являющийся картриджем блокировки хода, управляемым с руля велосипеда. Возможность блокировки хода пригодится во время езды по ровному асфальту.

Вилка для 700C Suntour NRX имеет 30-миллиметровые алюминиевые ноги, благодаря чему может похвастаться хорошими показателями жесткости и «живучести», а штаны из магниевого сплава и алюминиевая корона позволили значительно снизить вес изделия.

Вилка для Gravel-байков

1. GVX — новая разработка компании Suntour. Анодированные черные ноги диаметром 32 мм, ход 45мм, 46мм, 47мм. На борту: воздушная пружина, кованная корона из сплава A6000, крепление только ось ø15-100.

На что обратить внимание при выборе.

Для помощи в выборе типа амортизации вилки, а соответственно и стоимости обслуживания публикую таблицу, в которой приведены модели вилок и тип амортизационной пружины.


Еще один важный технический аспект — диаметр ног вилки. При прочих маркетинговых инсинуациях, он прямо влияет на управляемость велосипеда, но его стоит рассматривать только вместе со стилем катания и никак не отдельно. Как правило, более толстые ноги означают лучшую жесткость и управляемость. Suntour делает ноги диаметром: 25,4 мм, 28 мм, 30 мм, 32 мм, 34 мм, 35 мм, 36 мм, 38 мм. Обычно дисциплина XC использует 30–34 мм, trail использует 32–35 мм, а 35-38 мм предназначены для эндуро и скоростного спуска.

Фактором, влияющим на стоимость вилки является материал из которого сделаны ноги. Самые дешевые вилки SR Suntour используют хромированную сталь, далее по нарастающей идет никелированная сталь, сплав A6000, а завершает список сплав A7000. Ноги из более легкого сплава обеспечивают значительную экономию веса по сравнению со сталью, а дополнительная обработка в виде анодировки — повышение эксплуатационных качеств.

Нижняя часть вилки — так называемые штаны, преимущественно изготовлены из магниевого сплава (более 90% магния), который значительно легче алюминия. Штаны бюджетных вилок изготавливаются из алюминия.

Материал статьи соответствует каталогу SR Suntour на март 2021 года и периодически обновляется.

Вилка велосипеда — новичкам на заметку

Неотъемлемой частью вашего двухколесного друга является передняя вилка. Вилка велосипеда — это многофункциональный механизм рулевого управления, удерживающий переднее колесо и обеспечивающий смену направления во время движения. Не так давно все велосипедные вилки были между собой схожи и мало чем отличались друг от друга. Со временем в эту часть велосипеда изготовители начали вкладывать больше смысла, что привело к мультифункциональности устройства.

Вилка велосипеда. Множественность функций

Главными функциями вилок считаются поворот колеса точно на угол поворота руля, удержание точной траектории колеса, восприятие нагрузок при торможении передним тормозом, смягчение воздействия при ударах колеса, обеспечение безопасной езды на велосипеде за счет прочной конструкции, которая рассчитывается под определенный тип использования.

Как правило, вилки изготавливаются из различных материалов: из стали, алюминия, карбона, титана. По принципу устройства они делятся на жесткие и мягкие. Устройство вилки определяется предназначением велосипеда. Вилки для маунтинбайков практически всегда амортизационные, с подвижными элементами. На шоссейных велосипедах, ситибайках и гибридах устанавливаются жесткие вилки простой конструкции без каких-либо движущихся частей.

Жесткие вилки

Жесткий вариант вилки постепенно уходит в прошлое, но что касается шоссе, то жесткая вилка – это традиция. Алюминиевые вилки считаются самыми худшими для использования, потому что сильнее передают вибрацию на руки. В шоссейных скоростных велосипедах применяются карбоновые вилки, что намного уменьшает вес конструкции.

Амортизационные вилки

Уже трудно представить себе горный велосипед без амортизационной вилки. На сегодняшний день они перестали считаться чем-то необычным, вследствие чего снизилась цена на вилки среднего класса от известных брендов. Они устанавливаются на велосипедах, предназначенных для использования на неровных рельефах местности, на бездорожье, а также при экстремальном катании.

Производители предлагают амортизационные вилки, которые могут работать по-разному принципу и иметь в качестве рабочих элементов такие компоненты:

  • пружина, за счет сжатия которой работает вся конструкция;
  • эластомер — резиновый пруток внутри пружины;
  • масло, которое перетекает по емкостям масляного демпферного устройства через систему клапанов, тем самым ограничивая скорость сжатия или разжимания вилки;
  • воздух или воздушная пружина. Используется герметическая ёмкость, работающая за счет сжатия атмосферного воздуха. Как правило, они имеют малый вес и характерны для кросс-кантри и марафонов.

Амортизационные вилки более высокого качества могут настраиваться под требования велосипедиста и под условия езды. Чем дороже вилка, тем больше возможностей по настройке параметров. Регулировке подлежат:

  • скорость сжатия вилки;
  • скорость разжимания;
  • жесткость (изменение хода вилки);
  • полная блокировка действий, а также пробиваемая блокировка, которая обеспечивает заблокированной вилке разблокирование при сильных ударах с целью предотвращения повреждения всего устройства;
  • настройка минимальной нагрузки, при которой начинает срабатывать амортизатор.

При выборе амортизационной вилки нужно учитывать предполагаемый стиль катания и ее геометрические параметры, а именно ход вилки и диаметр ног.

Большой ход вилки велосипеда дает возможность преодолевать более крупные препятствия, гасить сильные удары, развивать большую скорость на трамплинах, иметь удобную посадку при скоростных спусках. Маленький ход вилки обеспечивает низкий центр тяжести велосипеда, точное управление, снижает раскачивание при усиленном педалировании. Как правило, амортизационная вилка блокируется, когда движение происходит по ровной дороге.

Источники:

https://rekri.ru/melochi/repair-of-the-bicycle-fork-how-to-care-for-a-bicycle-fork.html
https://aktsport.ru/velosiped/remont-peredney-vilki-gornogo-velosipeda.html
https://wildbike.by/articles/231-vilki-sr-suntour-klassifikacija-modelej.html
https://dnipro.bike/vilka-velosipeda/