Экстрим – как способ самовыражения! Рейтинг лучших BMX велосипедов на 2021 год
Если вы планируете попробовать нечто новенькое, или отдаете предпочтение экстремальному досугу, так почему бы не попробовать для себя экстремальную езду на велосипеде? BMX конструкции используются для выполнения трюков разного уровня сложности. Такие велосипеды характеризуются рядом конструктивных особенностей, которые не присущи большинству прогулочных моделей. Дополняются различными аксессуарами. В магазинах встречаются только взрослые и подростковые модели. Подразумевается, что дети не должны прибегать к подобного рода манипуляциям, которые считаются небезопасными. Какие бывают BMX велосипеды, и с какого возраста можно заниматься трюками? Предлагаем разобраться в этих вопросах.
Что такое BMX велосипед
Исходя из конструктивных особенностей, такие велосипеды относятся к категории самых простых. Сложного в них нет ничего. Для управления особые навыки не потребуются. Конструкция разрабатывалась для того, чтобы обучать детей выполнять несложные трюки. Рассчитана на существенные нагрузки, даже по сравнению с горными моделями. BMX изделия приобрели всеобщую популярность во многом благодаря развитию трюковой сферы.
Несмотря на конструктивную простоту подобных приспособлений, при выборе BMX изделий следует ориентироваться на определенные факторы, которые неизвестны неподготовленному покупателю. При покупке подростковых моделей многие взрослые совершают ряд ошибок, что приводит к тому, что радости от езды ребенок не испытывает. Для того чтобы обезопасить себя от покупки некачественного изделия, следует руководствоваться простыми правилами, которые составлены опытными велосипедистами. К тому же это действенный способ сэкономить, покупая изделие, ориентируясь исключительно за заявленные производителями характеристики.
Оптимально сбалансированные модели относятся к премиальному сегменту, а значит стоят дорого. Профессиональные спортсмены могут собрать такой велик и в гараже, однако для этого потребуется некоторый опыт и специфические умения. Начинающим байкерам рекомендуется выбирать BMX велосипеды строго по обозначенным ниже критериям.
Конструктивные особенности
В отличие от экстремальных велосипедов, здесь не предусмотрена подсветка. Прямая необходимость в ней отсутствует. В основе конструкции лежит использование ригидной рамы, для изготовления которой используется цельная металлическая труба. Подобный элемент характеризуется повышенной прочностью и износоустойчивостью. Способен пережить регулярные и существенные нагрузки. На общем весе этот аспект практически не отражается. Поэтому можно будет выполнять трюки любой сложности, не переживая за состояние двухколесного транспортного средства.
Отдельного внимания заслуживает геометрия конструкции. Нижняя часть занижена и выгнута. В зависимости от области применения и стиля езды подбирается длина велика. За надежность и безопасность передней части отвечает усиленная конструкция косынки. Представляет собой дополнительное ребро жесткости. Задняя часть приваривается к верхнему элементу рамы. Внешне руль ничем не отличается от классических велосипедов, однако может вращаться на 360°. Подобное конструктивное решение позволит не только обучаться трюкам, но и придумывать собственные финты.
Коробка передач весьма простая, по сравнению с горными аналогами. Это связанно с тем, что они будут мешать выполнять трюки. Зачастую тормоза и вовсе отсутствуют. На прилавках можно обнаружить ряд популярных моделей, где заветный тросик спрятан глубоко в полости вилки. Такая конструкция обойдется в целое состояние. К тому же, по мнению большинства покупателей, подобные траты не оправданы. Тормоза отсутствуют по причине того, что трос лопнет через несколько минут активного исполнения трюков. Чем чаще и резче крутить рулем, тем выше риск разрыва.
К характерным особенностям также следует отнести наличием небольших колес. За счет этого удалось не только снизить общий вес конструкции, но и повысить коэффициент маневренности. Этот аспект также рекомендуется учитывать в процессе выбора.
Критерии выбора
Рулевая колонка
Коэффициент диаметра и мощности на подобном приспособлении должен составить 1,1 на 8 дюймов. Предпочтение отдается интегрированным изделиям, на которых имеется закрытый подшипник промышленного образца. Подобное решение позволит исключить риск быстрой поломки велика и деформации трубы. В случае поломки этот элемент можно заменить самостоятельно, не привлекая специалистов.
Материал
Этот параметр относится к категории ключевых, так как от него напрямую зависит конечный вес велосипеда и его эксплуатационный срок. Выбор должен основываться на финансовых возможностях человека и стиле катания будущего пользователя. Помимо материала рамы, также внимание следует обращать на втулку, руль и конструкцию вилки. Лучшие мировые производители используют сырье двух типов:
- конструкционный или Hi-Ten;
- хромированная сталь или Cr-Mo.
Первый вариант характеризуется умеренной стоимостью и средним коэффициентом надежности. Именно поэтому следует уделять особое внимание комплектующим в процессе выбора велосипеда типа BMX. Рост велосипедиста будет играть второстепенную роль. Если владелец много весит, это негативно скажется на эксплуатационном сроке конструкции. Причина заключается в том, что рама сильно деформируется и в конечном итоге лопнет.
Активным пользователям рекомендуется отдать предпочтение хромомолибденовым стальным изделиям. Материалу присущ повышенный показатель прочности. К недостаткам относят высокую цену на такие велосипеды. Средний ценовой сегмент состоит из изделий, изготовленных на основе конструкционного материала. Вес таких моделей небольшой и велики могут использоваться людьми разной комплекции. Самые хорошие модели делаются из титана и алюминия, но относятся к другой категории велосипедов. Предназначены для подростков, которые хотят уверенно себя чувствовать за рулем двухколесного друга.
Титановые модели – вещь не из дешевых, поэтому позволить себе подобные траты могут единицы. Исходя из степени надежности, они все же проигрывают хромомолибденовым аналогам.
Колеса
Колеса должны быть не только надежными, но и устойчивыми. Этому аспекту следует уделить особое внимание. Со временем не должна наблюдаться деформация. Недорогие материалы могут использоваться новичками и только на непродолжительное время. Несколько неудачных попыток, и колеса по форме будут напоминать восьмерку. От типа используемой втулки будет напрямую зависеть количество установленных спиц. Чем их больше, тем большее количество трюков выдержит конструкция.
Вес пользователя также учитывается, как и предполагаемый стиль езды. Зачастую на прилавках встречаются модель с широкими покрышками на 1,8-2,25 дюймов. Не следует забывать и о местности эксплуатации байка. Если планируется катание по плохо асфальтированной дороге, рекомендуется обратить внимание на модели с агрессивным протектором.
Втулки
При выборе модели категории BMX, втулкам уделяется повышенное внимание. Именно от этих элементов будет зависеть безопасность и качество работы двухколесного друга. На них приходится повышенная нагрузка. В зависимости от конструктивных особенностей рассматриваемых моделей, втулки встречаются таких типов:
- Кассета с драйвером или храповым механизмом.
- Фрикостер.
- Фривил.
Первый вариант считается наиболее предпочтительным. Он позволит выполнять самые сложные номера без риска существенной поломки. Подобного удалось добиться за счет применения качественной трещотки. Отсутствие ведущей шестерни благоприятно сказывается на весе изделия. К классическим элементам относят фривил. Применяется в продукции бюджетного сегмента. К недостаткам относят наличие массивной звезды.
К дорогостоящим элементам относят фрикостер. Такое изделие редко встречается в собранных моделях. Зачастую приобретаются отдельно и устанавливаются профессиональными велогонщиками. Помимо необычного внешнего вида может стать незаменимым помощником при выполнении особо сложных трюков. Отличное решение при условии, если диаметр заднего элемента 14 мм. Если значение меньше, то риск поломки существенно возрастет.
Педали
Во избежание дополнительных трат в будущем рекомендуется купить конструкцию из хромомолибденовой стали. Характеризуется повышенным эксплуатационным сроком и отсутствием необходимости регулярной замены шатуна. Если производитель установил педали из конструкционной стали, то профессиональные спортсмены рекомендуют как можно быстрее заменить их на элементы, сделанные из легированного сплава. До осуществления замены велосипедом не следует пользоваться.
Если предпочтение отдается мотокроссу, то педали должны быть изготовлены из высокопрочного пластика, магния или алюминия. Последний вариант предпочтительнее исходя из соотношения цены и степени надежности. Магний – легкий и прочный материал. Цена на него доступная. Недорогим и практичным материалом является пластик. Такой элемент легко меняется, но ломается также быстро. Поверхность педали должна быть рельефной, что сделает сцепление с подошвой обуви надежнее.
От этого аспекта будет зависеть степень удобства катания. Большую часть времени человек будет находиться в стоячем положении, поэтому коэффициент удобства имеет первостепенное значение. Помимо высоты пользователя учитывает и его вес. Для определения понадобится примерка. В расчет берется и диаметр верхней трубы.
- Для подростков, чей рост не превышает отметку в 140 см, прекрасным решением станет конструкция на 18-20 дюймов. Превышать установленное значение не рекомендуется.
- Для подростков, чей рост составляет 150-170 см, предпочтительнее модели 20,25-20,75 дюймов.
- Обладателям 180 см и более, советуем отдать предпочтение раме на 21-22 дюйма. Такой показатель негативно отразится на качестве выполнения финтов, что также следует учитывать при выборе.
Лучшие модели подростковых BMX велосипедов
Детские модели BMX велосипедов различаются между собой по способу и интенсивности эксплуатации. Речь идет о разновидностях велокросса, которые предпочитает юный пользователь.
BMX-велосипеды и советы по их выбору
Под BMX чаще понимают не BMX велосипеды, а сам спорт – Bicycle Motocross, или Велосипедный мотокросс. Название вполне историческое. Молодые ребята, у которых не хватало денег и возможностей для покупки и содержания кроссовых мотоциклов, пытались проделать трюки и проехать сложные трассы на доступных им велосипедах.
Появление и история
Появление BMX относят к рубежу 60-х – 70-х годов, и в течение 10 лет это было неофициальное развлечение, хотя специализированные велосипеды для трюков уже появлялись. В 1981-м появилась Международная федерация BMX, а в 2003-м BMX стал олимпийским видом спорта. Первыми играми, где выступали BMX’еры, стала летняя олимпиада 2008-го года в Пекине.
Состав дисциплины
Как и многие другие экстримальные виды спорта, BMX разделяется на множество дисциплин и отдельных течений. Формализованы далеко не все:
- Race – BMX гонки, скоростное прохождение специально подготовленного трека, содержащего несколько прямых и поворотных участков, а так же несколько «профильных» препятствий: двойной и тройной трамплины, плоские «стол» и «ступенька», волнообразные участки.
- Flatland – трюки на плоской поверхности, иногда называемые «танцами». Далеко не самая простая дисциплина.
- Vert-BMX (Vertical) – наборы трюков, выполняемые в U-образной рампе, очень опасный и зрелищный из-за высоких скоростей вид BMX.
- Dirt-BMX – трюки на грунтовой трассе с большим пространством для приземления и разгона.
- Street-BMX – городская среда, сверхпопулярная дисциплина среди подростков и любителей видеотрансляций, здесь и нужны настоящие трюковые велосипеды.
Конструкция BMX велосипеда
Перейдём к самим велосипедам. Вот основные отличия классического BMX от условно классического байка:
- Синглспид – никаких переключателей, максимально прозрачная и надёжная система привода.
- Заниженная рама – для выполнения трюков.
- Усиленные элементы – и рама, и колёса, и педали с рулём должны выдерживать очень большие нагрузки.
- Небольшие (стандарт – 20”) колёса.
- Пеги – трубы, устанавливающиеся на оси велосипеда для опоры на них при выполнении трюков.
- Гироротор для передачи усилия тормозного троса.
Главный элемент не только BMX, но и любого велосипеда – рама. Из-за своих небольших размеров рама BMX часто становится слабым звеном всего велосипеда. На форумах профессионалов половина тем относится к весу рамы, а вторая – к починке и профилактике трещин, ведь практически любой трюк – это либо удар, либо серьёзная нагрузка на изгиб для рамы.
Итак, важно понимать, на что смотреть при выборе рамы:
- Вес. Всё, что весит больше 3 кг – уже не подходит для «настоящих» трюков – слишком тяжело. Тем не менее, для начального уровня и небольших цен можно и больше.
- Материал. Связано с весом, но выбирается отдельно. Некоторые очень легки, но хрупки, некоторые тяжелы, но надёжны и ремонтопригодны.
- Размеры. Сложный вопрос для любого велосипедиста. Ростовки определяются по верхней трубе, для подростков высотой 150 см подходит размер в 20”, для высоких спортсменов – длина до 21.5”. Как видно, разброс невелик, и всегда необходимо учитывать факторы типа трюков и удобства для конкретного спортсмена.
Достаточно сложный элемент BMX велосипеда, так как на руль часто приходится основная нагрузка. Рули для BMX различаются по своей геометрии:
- Классика (двухэлементный) – стандартный руль из одной изогнутой трубы и кроссбара (перекладины).
- Четырёхэлементный – когда в каждую сторону уходит независимая приваренная к центральной перекладине труба, плюс кроссбар.
Существует ещё несколько видов рулей, например, с занижением кроссбара для трюков с небольшой нагрузкой, но высокими требованиями к настройке.
1 – двухэлементный руль, 2 – четырёхэлементный руль, 3 – с заниженным кроссбаром
Классический руль рекомендуется всем, а вот четырёхэлементный обычно намного менее крепок и рекомендуется, когда необходимы серьёзные изменения относительно «прямой» геометрии. Например, крутые загибы вперёд или назад (backsweep).
Педали
Педали для BMX мало отличаются от стандартных, разве что чуть крупнее. Обычно выпускаются из прочных сплавов:
- Алюминий – универсальный, не особо крепкий и достаточно тяжёлый материал. Недорог, чем и подкупает.
- Магний – легче, но намного дороже алюминия.
- Пластик – самый лёгкий материал, но педали из него хуже держат и легко разрушаются.
Также в стоимости педалей серьёзно участвуют используемые подшипники. В недорогих используются обычные насыпные подшипники, в дорогих моделях – более надёжные и не требующие обслуживания промышленные.
Втулки и пеги
Во втулках BMX применяются исключительно промышленные подшипники, хотя корпус почти всегда алюминиевый. Иногда используется усиленное крепление на болтах. Самое важное в BMX втулках – это пеги и защита самой втулки на случай серьёзных нагрузок.
Пеги – небольшие трубы, почти всегда стандартного (4 см в диаметре, 11 в длину) размера, закрепляющиеся на осях. На них наступают спортсмены для выполнения сложных трюков, ими скользят по различным поверхностям. Для защиты во время исполнения таких трюков некоторые устанавливают дополнительную защиту втулки перед пегой.
Механически сложна задняя втулка. Здесь много вариантов. Может использоваться и обычная храповая, с движением в одну сторону, и фрикостеры для движения накатом в обе стороны.
Тормоза
В самих тормозах нет ничего необычного. V-brake или U-образные надёжные ободные тормоза, классические ручки. К тому же, на некоторых BMX велосипедах тормоза попросту не устанавливаются. Это требование некоторых дисциплин, да и просто проявление храбрости.
Особая задача – передача нагрузки на тросик в условиях, когда он может перекручиваться (что далеко не редкость в BMX). Для этого применяется механизм гироротора, который передаёт нагрузку через свою систему подшипников и разветвителей, независимо от поворота и закручивания вилки.
Как выбрать BMX-байк
При выборе готового велосипеда стоит пройтись по каждому элементу и понять, подходит он под ваш стиль катания или нет. Что проверяем, покупая BMX велосипед:
- Определить стиль катания. Для трюков на плоской поверхности – максимально компактные модели, подходящие по росту и к рукам, для гонок – длинные облегчённые модели, для сложных трюков – максимально прочные варианты.
- Опыт. Для начинающих стоит смотреть в сторону более дешёвых и крепких моделей – падений будет много.
- Рост. Определяем длину байка и удобство руля, пробуя на нём прокатиться и сделав пару трюков.
- Вес. Отталкиваемся то того, как байк будет использоваться (см. п. 1).
- Руль. Надёжный, за исключением «танцевальных» трюков – для него можно брать сложные четырёхэлементные рули.
- Втулки и система. Насколько позволяют средства, выбираем промышленные подшипники и современные сплавы.
- Рама. Конфигурация зависит от стиля катания, а вот сварные швы стоит проверить ещё при покупке. Это зона риска для любых BMX.
Надо понимать, сколько стоит BMX байк. Можно разделить рынок на три сегмента:
- До 15 000 р. – начальный сегмент, особых BMX-составляющих здесь не найти, лишь форма рамы да базовая устойчивость в трюках. Могут быть проблемы с установкой пег или тормозами. Гироротор обычно заменяют обычными тросиками.
- 15 000 – 30 000 р. – средний сегмент для начинающих и для экспериментирующих. Базовые байки.
- От 30 000 р. и выше – профессиональные решения. Следует отметить, что «выше» может быть очень серьёзной суммой. Многие брендовые сборки стоят далеко за 100 тысяч рублей.
Производители
Пожалуй, велосипеды BMX реже всего покупают в сборе от производителей – больше всего времени комьюнити тратит на обсуждение тех или иных составных деталей байка. Тем не менее, можно выделить несколько именитых производителей:
- BSD – британский бренд, очень широкая линейка велосипедов и запчастей;
- Federal – этот английский производитель, больше известен своим промоушеном, но производит компоненты приличного качества;
- Stereo bikes – новая немецкая компания, выпускают лучшие велосипеды с точки зрения дизайна;
- Duo – очень качественные компоненты и велосипеды из Америки;
- Verde – ещё один американский производитель.
Вместе с тем, BMX-комплектации выпускают и вполне известные MTB производители – от качественных импортных GT до доступных китайских Giant и русских Stels. Начинающим можно выбрать и их.
Заключение
BMX – отдельное направление велоспорта, мало связанное с шоссе или кросс-кантри. Трюки, своеобразные байки, яркая музыка и высокий риск создали совершенно отдельную культуру, а высокие технологические требования сформировали совершенно новое направление в конструкции велосипедов.
Типы BMX велосипедов
Чаще всего, дети начинают свое знакомство с миром велосипедов и мотокросса на простеньких великах.Родители ищут отпрыскам такой двухколесный транспорт, с которым детки смогут легко справляться.Он должен быть прост в конструкции, небольшой и выдерживать большие нагрузки.Так были созданы BMX велосипеды.
Этот вид великов отлично подходит для людей, занимающихся различного рода трюками, так как способны выдержать большую нагрузку чем любой горный велосипед.Благодаря своим достоинствам BMX обойдется покупателю в кругленькую сумму, а это устраивает далеко не всех.Многие опытные велосипедисты сами собирают для себя велосипед, учитывая свои нужды, а также выставляя необходимые требования.Не обладая подобными познания в сфере необходимой комплектации будущего агрегата, новички могут подобрать для себя неплохой вариант, если будут знать азы.
Известные производители
Как и было сказано, без нужных знаний, имеющихся у старичков велосипедного спорта, подходящий по всем параметрам велосипед для себя самостоятельно не собрать.Благо, в наше время существует огромное количество компаний, предлагающих неплохие варианты не только для взрослых, но и для людей помладше.
Лидирующими компаниями в этой области являются:
Haro занимает лидирующие позиции на рынке начиная с 1978 года.Отличительной чертой этой фирмы является их конструкции велосипедов, разработанные ими самими.К плюсам этой компании также можно отнести качественные материалы, из которых изготавливаются компоненты велосипедов, отличные цены, которые не завышаются за брэнд, широкий ассортимент, позволяющий найти подходящую модель не выходя из дома, благодаря великолепно проработанному сайту.
BMX от Norco известны во многих странах благодаря их любви к велоспорту.Берт Льюис — основатель компании, начинал собирать велосипеды в своем сарае и, благодаря бесконечным стараниям, сегодня, через пятьдесят лет после рождения бренда, Norco признается огромным количеством велосипедистов как гарант качества.Для жителей РФ большим удобством окажется то, что данная организация имеет свой филиал в России, что позволит заказать BMX прямо с официального сайта.
Предприятие BSD предназначена специально для райдеров со стажем.Выпущенные ею компоненты для велосипедов оцениваются выше всяких похвал благодаря их качеству.Без сомнений, данная организация работает на совесть и предоставляет своим покупателям лишь продукты высочайшей пробы.Зародившись в 1998 году, BSD до сих пор выпускает железо для велосипедов BMX, предназначенных для стрита и парка.
Конструкция BMX и принцип работы
Байки BMX — сама простота.В них нет большинства компонентов, встречаемых в традиционных велосипедах.В них не встретишь подвески, а жесткая ригидная рама делает из представленного транспортного средства прочный и непробиваемый танк.Это при том, что сам велосипед подобного вида весит довольно мало.В большинстве случаев, мотокроссная рама сидит довольно низко, также можно встретить вытянутую модель, но это уже зависит от цели использования велика.
Учитывая вариации исполнения различных трюков, руль у BMX прокручивается полностью, то-есть на все 360 градусов.Очевидно, что в связи со своей конструкцией, ни о каком переключении передач говорить не приходится.
Относительно тормозов, ситуация почти не меняется.Учитывая возможности проворачивания руля во все стороны, расположить тормоза на подобном велосипеде врятли получится.Если встречаются варианты, имеющие тормозную систему, то она, как правило, находится внутри велосипеда, проходя через гироротор.Это сделано с целью безопасности, ведь такое расположение не приведет к поломкам.
Также, BMX обладают небольшими колесами, в большинстве случаев их диаметр не превосходит 20″.Благодаря такому размеру общий вес байка снижается, а также с такими колесами удобнее делать трюки.
Некоторые трюки предусматривают скольжение по поверхностям объектов, на которых проводятся трюки.Специально для произведения подобных движений устанавливают специальные пеги, представляющие собой короткие трубочки.
Какие бывают BMX — ы
Street
Один из самых популярных разновидностей.Велик для стрита имеет самую простую конструкцию из всех.На таких обычно не увидишь тормозной системы, также может не быть сидения.Почти все трюки выполняются «стоя» на велике, так что сидушка будет лишь мешаться.Пеги прикручиваются самостоятельно, в зависимости т предпочтений спортсмена.
Street обычно используют для исполнения трюков в городской среде, на бордюрах, лавочках и подобном.
Достоинства
Достаточно малы и легки — не затрудняет выполнение трюков.
Отличная синергия колёс с поверхностью езды.
Легкое управление и маневрирование.
Недостатки
Не рекомендуются прыжки с трамплинов, так как установленная вилка, зачастую, этого не выдерживает.
Большинство производителей экономят на обвеске.
Также, Street BMX неплохо подходят для верта, исполнять кувырки в воздухи на них также легко, ведь они очень весят всего ничего.
Racing
Эти BMX известны как первоначальные.Именно такими были самые первые модели Bicycle Motocross.Обладают довольно легкой алюминиевой рамой, а тормоза устанавливают лишь на заднее колесо.Racing созданы для быстрой езды с резкими поворотами или легкими препятствиями.
Достоинства
За легкостью алюминия прячется надежность и прочность.
Хорошо показывают себя на льду или сыпучей поверхности.
Более устойчивы, в отличие от других моделей.
Недостатки
Практически полное отсутствие поглощения.
Dirt
Обладают более высоким весом, однако сцепление с поверхностью на должном уровне.Предназначение этих велосипедов — прыжки с трамплинов и езда по сыпучей местности.
Достоинства
Одна из самых прочных рам.
Удлиненная база обеспечивает стабильный полет.
Позволяет хорошо приземляться
Прочные толстые шины хорошо противостоят пробиванию.Установлен сильный протектор.
Недостатки
Затруднительно выполнять трюки на земле.
Flatland
Байки вида Flatland очень непохожи на остальные BMX.В их задачу не входит езда, они предназначены для различных акробатических трюков, а также прыжков на одном колесе.
В отличие от остальных, имеют довольно большие колеса.Короткая рама и пеги большого диаметра также очень часто встречаются на Flatland BMX.
Достоинства
Благодаря короткой базе и общей конструкции отлично подходит для исполнения трюков.
Обода сильнее чем на других BMX, а еще на колесах больше спиц.
Руль открывает полную свободу действий
Хорошие функциональные тормоза.
Недостатки
Не предназначены для езды, что выражается в низком предаточном числе.
Как выбрать BMX
Материал
Самым важным критерием является материал изготовления.Тут выбираем из двух — Hi — Ten или Cr-Mo.Первый — недорогой, но и не прочный.Второй — дорогой и прочный.Выбираете взависимости от бюджета.При возможности, присмотритесь к комбинированым.
Колеса
Желательно сразу же искать велосипед с двойными ободами, так как они более
прочные и защищенные.
Размер рамы
Детям до 140 см — 18-20″
Людям ростом 150-170 см — 20-21″
Руль
Рулевая колонка должна быть достаточно мощной и иметь диаметр хотя бы 1.1-8″.
Как выбрать велосипед BMX
ВМХ – одни из самых простых по конструкции велосипедов, изначально созданные для подготовки детей к занятиям мотокроссом. Однако они способны выдерживать такие нагрузки, которых не осилят иные маунтинбайки, и это делает их идеальным вариантом для трюкового катания. Увы, найти достойный комплит можно только за хорошие деньги, поэтому профи чаще сами собирают свои снаряды. А вот начинающим спортсменам удастся подыскать приличный ВМХ в магазине. Главное – учесть рекомендации наших экспертов, чтобы купить достаточно надежную модель для своего уровня катания.
Лучшие производители велосипедов BMX — какую фирму выбрать
Опытные рейсеры часто «допиливают» свои ВМХ до такой степени, что в конце от них остается только родная рама. Однако тем, кто едва начал заниматься этим зрелищным спортом, проще взять хороший велосипед в сборе от надежного производителя.
Отличные модели Bicycle MotoCross предлагают компании:
- Haro;
- Norco;
- BSD;
- Duo;
- Code;
- Stolen.
Выпуском ВМХ занимаются и некоторые производители маунтинбайков, такие как:
- GT;
- Author;
- Giant.
Самые лучшие велосипеды этих марок вы найдете в нашем рейтинге. Но прежде чем окончательно определиться с моделью, стоит изучить особенности мотокросс-байков, а также характеристики, влияющие на их качество и надежность.
Принцип работы и устройство ВМХ-велосипеда
В отличие от других экстрим-байков, у ВМХ-моделей нет подвески. Жесткая ригидная рама сваривается из цельнотянутых баттинг-труб, обладающих максимальной прочностью при относительно небольшом весе. Это – единственный способ повысить надежность снаряда, испытывающего запредельные ударные нагрузки.
Отличается она и своей геометрией: мотокроссовая рама очень низкая, часто вытянутая, хотя ее длина в большей степени зависит от стиля, для которого предназначен велосипед. Для повышения надежности всей конструкции на переднем треугольнике у самого руля вваривают косынку (она работает как дополнительное ребро жесткости), а перья заднего крепят к верхней, а не только к подседельной трубе рамы.
Нестандартная конструкция и у руля. Здесь он свободно поворачивается на 360°, что позволяет расширить набор трюков, выполняемых на велосипеде. Естественно, ни о каких тросиках, тянущихся от ручек, не может быть и речи, поэтому у ВМХ нет системы переключения передач.
Что касается тормозов, на многих моделях их попросту нет. А если и есть, то это самые обычные U или V-brake колодки с передачей усилия тросиком, убранным в полость вилки. Он пропускается через гироротор в рулевой колонке, поскольку многие выступления на таких байках предусматривают вращение руля – без «переходника» тормозной трос просто закрутится и оторвется.
Еще одна характерная черта трюковых велосипедов – небольшой диаметр колес до 20″. Во-первых, это позволяет снизить массу снаряда, а во-вторых, обеспечивает хорошую маневренность и не мешает выполнять спортсмену основные трюки.
К осям колес дополнительно прикручиваются пеги – короткие трубки длиной 10-11 см, предназначенные для опоры ног и скольжений (гриндов) по различным поверхностям.
Виды велосипедов для ВМХ
Street
Байк для стрита имеет облегченную и предельно простую конструкцию – часто даже без сиденья и тормозной системы. Пеги рейсер прикручивает сам, выбирая удобную для себя сторону установки.
Основное предназначение таких велосипедов – трюковая езда в условиях города по бордюрам, перилам, ступеням и т. д. Они имеют укороченную раму, агрессивный протектор на переднем колесе и традиционный слик на заднем.
Плюсы:
- В меру легкие и компактные;
- Узкий руль и короткие перья, упрощающие выдергивание;
- Хорошее сцепление колес с поверхностью;
- Маневренность.
Минусы:
- Прыгать с трамплинов на них не рекомендуется – почти вертикальная вилка усложняет приземление;
- Часто имеют бюджетную обвеску, даже если рама хорошая.
Похожие байки используются для вёрта (Vert). Это один из самых эффектных стилей ВМХ – катание в рампе с воздушными кувырками и кульбитами. Поэтому дооснащать «летающие» велосипеды приходится иначе.
Пеги устанавливаются и на переднем, и на заднем колесе, а покрышки идут только сликовые, со слабо выраженным рисунком протектора. В остальном байки для вёрта – те же стриты.
Racing
Собственно, это и есть классические ВМХ, с которых все когда-то началось. Такие байки рассчитаны на скоростную езду с крутыми поворотами трассы, невысокими дропами и прочими мелкими препятствиями. Они имеют легкую раму из прочного алюминиевого сплава 6005А и устойчивые колеса с выраженным протектором. Тормоза устанавливаются только сзади.
Плюсы:
- Очень легкие, но достаточно крепкие;
- Хорошее передаточное число в отличие от большинства ВМХ;
- Уверенно идут по скользкому и сыпучему грунту;
- Более устойчивы за счет удлиненной базы;
- Оснащаются хорошими контактными педалями.
Минусы:
- Жесткая алюминиевая рама не гасит вибраций.
Для дёрта (прыжков с трамплинов и экстремального катания по земляным насыпям) нужны приземистые и более тяжелые байки. В отличие от всех других разновидностей ВМХ, такие велосипеды могут оснащаться не только передним, но и задним тормозом.
Плюсы:
- Оснащаются самыми прочными рамами;
- Устойчивы за счет низко расположенного центра тяжести;
- Длинная база обеспечивает стабильность в полете;
- Большой угол отклонения вилки – гарантия удачного приземления;
- Цепкая резина с мощным протектором.
Минусы:
- Тяжелее других ВМХ;
- Не подходят для сложных трюков на земле.
Flatland
Флэт – весьма нетипичный байк, в принципе не предназначенный для езды. На нем выполняют акробатические номера и «танцуют» на одном колесе, не касаясь земли ногами.
Такие велосипеды отличаются очень короткой базой и практически вертикальной вилкой. Обвешиваются четырьмя мощными пегами – по паре на каждом колесе – поэтому должны иметь надежные втулки и спереди, и сзади.
Плюсы:
- Короткая рама, да и вся конструкция сделана максимально удобной для трюков;
- Усиленные обода с большим числом спиц;
- Полная свобода действий с рулем;
- Отзывчивые и цепкие тормоза.
Минусы:
- Очень низкое передаточное число, но эти байки для езды и не предназначены.
Параметры выбора BMX велосипеда
Материал изготовления
Этот параметр определяет все: вес велосипеда, срок его «жизни» (с поправкой на ваш стиль катания) и стоимость самого снаряда. Причем речь идет не только о материале рамы, но и о прочих нагружаемых элементах: вилке, руле, втулках.
В производстве ВМХ-байков применяют два основных вида металлов:
1. Hi-Ten – обычная конструкционная сталь, недорогая и далеко не самая прочная. При агрессивном катании и прыжках все детали велосипеда, изготовленные из нее, быстро потребуют замены – либо погнутся, либо вообще лопнут. Хотя под спортсменами небольшого веса хай-тен проходит достаточно долго.
2. Cr-Mo – легированная хромомолибденовая сталь. Считается идеальной для изготовления всех металлических деталей ВМХ, поскольку оказывается вдвое прочнее обычной. Но и стоит она недешево.
В среднем ценовом диапазоне оказываются велосипеды, где одни части конструкции сделаны из Hi-Ten, а другие – из хромомолибденовой стали. Если денег хватает только на такую модель, проследите, чтобы хотя бы рама была легированной (ее замена обойдется слишком дорого, в отличие от прочих узлов).
ВМХ на алюминиевых и титановых рамах – это отдельная категория велосипедов. Первые подходят только для рейсинга без серьезных прыжков и ударов, но могут использоваться подростками и детьми. Вторые – слишком дороги, и по сравнению с Cr-Mo, разница в цене не соответствует разнице в их прочности.
Руль и колонка
Рулевая колонка ВМХ должна быть достаточно мощной и иметь диаметр не меньше 1.1/8″. Предпочтение лучше отдать интегрированному стакану, где по умолчанию стоят промышленные подшипники закрытого типа, не оказывающие никакого негативного воздействия на трубу. К тому же такую колонку проще и дешевле менять.
Кареточный стакан
Это посадочное место для шатунов педалей и приводной звездочки.
Сегодня производители ВМХ предлагают 2 основных типа кареточных стаканов:
1. С запрессованными подшипниками и втулкой – лучше, если это Mid или более легкая «испанка» (Spanish);
2. Резьбовые, с внешними подшипниками (Euro) – не самые ходовые. Тяжелые, не слишком надежные и к тому же требуют подбора специальных шатунов.
Иногда еще встречаются велосипеды со стаканом типа американка, где подшипники (часто насыпные) дополнительно фиксируются чашками. От покупки аппарата с такой посадкой каретки лучше отказаться.
Втулки
Заслуживают особого внимания при выборе ВМХ-велосипедов, поскольку зачастую принимают на себя всю нагрузку.
Кроме того, они имеют несколько вариантов исполнения:
1. Фривил – относительно недорогие втулки с трещоткой и довольно крупной, тяжелой звездой.
2. С драйвером – идеальный вариант для трюковых моделей, поскольку кассета с храповым механизмом долговечнее трещотки и позволяет снизить массу снаряда за счет уменьшения ведущей шестерни.
3. Фрикостер – шикарный и безумно дорогой вид втулок как раз для трюковых байков. Но на стандартизированных комплитах они практически не встречаются, если это не какая-то флагманская модель.
Не забудьте уточнить тип установленных подшипников: индустриальные (промы) обязательны на заднем колесе и крайне желательны – на переднем.
Что касается размеров, то сзади втулки в любом случае должны быть диаметром 14 мм – обычная десятка здесь не годится, поскольку после установки пег под весом райдера ее просто выгнет. На переднем колесе допускается использование более легкой оси на 9,5 мм – опять-таки, если это не флэтовая модель, а вы не планируете ставить передние пеги.
Колеса
Сразу берите велосипед с двойными ободами – они прочнее и более устойчивы к деформациям. Одинарные можно взять для подростка, но и он после нескольких неудачных прыжков запросто сделает из колеса восьмерку.
Количество спиц зависит от размеров втулки, но чем их больше, тем серьезнее можно будет нагрузить колеса – это касается как веса райдера, так и уровня экстрима во время езды.
Покрышки обычно используются широкие (1,8-2,25″) с профилем слик или полуслик. Но если катать придется по плохому покрытию, есть смысл взять более агрессивный протектор.
Материал педалей
Речь идет не о самих шатунах – здесь выбор очевиден: либо сразу покупать байк с Cr-Mo, либо брать Hi-Ten и с первых же денег менять на легированный сплав.
В велосипедном мотокроссе значительная нагрузка приходится на платформы педалей.
Здесь возможны следующие варианты:
1. Алюминиевые педали – надежные и прочные, вполне доступны по цене.
2. Магниевые – самые лучшие, поскольку при тех же показателях прочности весят меньше алюминия, но и стоят значительно дороже.
3. Пластиковые – недорогие, легко меняются, но прочности им явно не хватает. Да и сцепление с подошвой у них неважное.
Ростовка
Как ни странно, традиционный размер рамы – не имеет принципиального значения в ВМХ. На таких велосипедах ездят в основном стоя на педалях, а значит, вопрос удобства зависит только от конституции спортсмена. Тем не менее на длину верхней трубы стоит обратить внимание.
Подбирать ее лучше методом примерки, но для ориентира можно пользоваться такими цифрами:
1. Для детей и подростков ростом 140 см оптимальной считается рама размером 18-20″;
2. При росте 150-170 см уже можно брать модели 20,25-20,75″;
3. Рослым спортсменам от 180 см подойдут рамы 21-21,2″, но это – потолок. Делать трюки при такой длине трубы не всем кажется удобным.
Какой ВМХ выбрать
1. Если вы хотите приобщить к спорту ребенка, возьмите ему детскую модель ВМХ на колесах от 12 до 18 дюймов. Алюминиевой или Hi-Ten рамы длиной не больше 20″ ему будет достаточно, маленьких втулок до 10 мм в диаметре – тоже. Тормоза обязательны.
2. Новичкам, только осваивающим этот зрелищный спорт, лучше взять байк средней ценовой категории, но непременно на хромомолибденовой раме со столь же надежным рулем. Остальные металлические детали велосипеда могут быть и из обычной стали, если вес райдера небольшой.
По мере накопления опыта часть бюджетной обвески стоит все-таки заменить. А вот задняя втулка изначально должна быть «взрослой», то есть иметь 14 мм в диаметре. К передней никаких особо жестких требований нет. Тормоза, как и в случае с детскими велосипедами, на первых порах точно пригодятся.
3. Тем, у кого достаточно денег на хороший ВМХ и есть опыт экстрим-катания, понадобится максимально прочный байк, ведь «убивать» его вы будете старательно и со знанием дела. Соответственно в его конструкции все – от рамы до шатунов педалей – должно быть сделано из Cr-Mo.
Обвеску тоже стоит подобрать максимально надежную: Mid-стаканы на каретке, кассетные втулки с промышленными подшипниками, мощной алюминиевой звездой и соответствующей цепью. Педали лучше выбрать из магниевого сплава. Если чего-то из этого списка в комплите не окажется, желательно сразу докупить и поменять.
Сколько стоит ВМХ-велосипед
1. За детский трюковый велосипед в магазинах просят от 5 до 20 тысяч рублей.
2. Бюджетную стритовую модель на стальной раме можно приобрести за 10-22 тыс. руб.
3. Алюминиевые ВМХ для рейсинга идут по цене от 18 до 28 тысяч.
4. Примерно в тех же пределах (15-30 тысяч) можно купить комбинированные байки, собранные из легированных и Hi-Ten деталей.
5. Неплохие хромомолибденовые велосипеды удастся найти при бюджете от 19 до 40 тысяч рублей, хотя кое-что из обвески, возможно, понадобится поменять.
6. Реально крутой велосипед для мотокросса, рассчитанный на уровень профи, обойдется от 30 до 100 тыс. руб. Или еще выше, если вы выберете новинку от известного бренда.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Источники:
https://topsov.com/rejting-bmx-velosipedov/
https://velofans.ru/vibor/bmx-velosipedy-vyboru
https://cyclearea.ru/velosiped-i-ego-sostavlyayushhie/tipy-bmx-velosipedov
https://vyboroved.ru/vybor/1379-kak-vybrat-bmx.html