Виды седелок на трубу ПНД, варианты монтажа и установки
Замена или усовершенствование трубопроводов из полиэтилена низкого давления довольно часто сопровождается созданием дополнительных ответвлений. В связи с этим возникает необходимость выполнения врезки в действующую трубу. Задача такого вида решается с помощью специальных фитингов в виде седелки на трубы из ПНД. Эти элементы могут иметь различную конструкцию, но в одинаковой степени сохраняют плотность соединения и эффективную работу системы.
Описание элементов
Седелка на трубу ПНД – это особая деталь, представляющая собой две части, которые обжимают трубу с двух сторон. Именно поэтому элемент имеет второе название – хомут для врезки. С помощью седелки создаются разветвления на оросительных, канализационных, газопроводных и водопроводных магистралях. Кроме того это могут быть трубопроводы частного типа.
Некоторые виды седелки имеют конструкцию, которая позволяет использовать элементы для врезки в трубопроводы, работающие под высоким давлением. Это во многом упрощает монтаж отдельных участков в канализационных и водопроводных сетях.
Седелка устанавливается так, что целостность трубы из полиэтилена низкого давления не нарушается. На большинстве моделей имеется своя фреза, позволяющая просверливать отверстия нужного диаметра. Это позволяет использовать устройство в труднодоступных местах, таких как шахты, коллекторы и колодцы. Устанавливать седелку можно на новой или уже функционирующей сети. Возможно применение устройства при открытой прокладке коммуникаций из ПНД. С помощью седелки можно осуществить врезку на любом участке трубопровода (прочитайте также: «Как лучше сделать врезку в ПНД трубу – проверенные временем материалы и способы»).
Седловой отвод – это наиболее универсальное устройство, так как может иметь разный диаметр и использоваться для разных типов трубы. Для производства седелок могут использоваться полиэтилен, латунь, сталь и чугун.
В зависимости от конструкции седло для трубы ПНД может быть двух видов: хомут и накладка.
Характеристика и устройство обжимного хомута
Седелка, выполненная в виде обжимного хомута, считается наиболее доступным элементом, так как имеет низкую стоимость. Основным материалом для изготовления устройства является полипропилен РР-В. Минимальный диаметр седелки такого вида – 2 см, максимальный – 31,5 см. рабочая температура эксплуатации элемента не должна превышать 45 0 С. Важной характеристикой седелки-хомута является защищенность от ультрафиолета.
Установка седелки такой модификации на трубу выполняется путем стягивания двух изогнутых половинок, на одной из которых имеется резьбовой выход. Это дает возможность установки различных отводов, тройников, шаровых кранов и переходников, имеющих наружную резьбу.
Кроме того внутри выхода имеется место, куда может быть посажено резиновое уплотнительное кольцо. Установленный хомут для труб ПНД и максимально затянутые болты обеспечивают надежную герметичность в месте врезки. При этом допустимое рабочее давление соединительного узла может достигать 10 атмосфер. Резьба отвода имеет стандартный размер, что позволяет устанавливать седелку на металлическую трубу параллельно с другими соединительными элементами из пластика или стали.
Седелка на трубу из полиэтилена низкого давления в виде обжимного хомута имеет достаточно простую конструкцию, что позволяет легко и быстро выполнять монтаж элемента, выполняя крепление ПНД трубы к стене или другой основе. Кроме этого, устройство устойчиво к различным химическим элементам, давая возможность использования в любой среде.
Седелка-накладка: описание и виды
Для установки на трубы из ПНД было разработано специальное устройство – седелка электросварная для полиэтиленовых труб. Ее монтаж выполняется при помощи электродиффузионной сварки, поэтому устройство имеет дополнительное название – электросварная седелка. Основное применение – водопроводные и газовые изделия из полиэтилена низкого давления. Нижняя часть устройства оснащена нагревательным элементом, который устанавливается на стадии изготовления детали.
Для сцепления седелки и трубы из ПНД используется аппарат для электродиффузионной сварки. Это современное устройство с функцией, позволяющей автоматически устанавливать напряжение и время работы в зависимости от типа фитинга. Для этого на электросварную седелку производитель наносит штрих-код, позволяющий выбрать нужный режим работы. В результате исключается возможность ошибочного подбора параметров для сварки. В нижней части седелки накладки имеется ремень, который фиксирует устройство на трубе в определенном месте непосредственно перед сваркой.
В процессе нагревания спирали электрическим током заданной мощности на протяжении определенного количества времени часть трубы и седелки становятся мягкими, то есть оплавляются. При остывании эти части образуют литую систему. Соединение с помощью седелки-накладки на водопроводной трубе может выдержать давление равное 16 атмосферам, на газовых трубах –10 атмосферам. При использовании необходимого оборудования седелки, оснащенные специальным клапаном, могут использоваться для врезки в магистраль под давлением. Благодаря монолитному стыку седелки с трубой достигается особая прочность соединения. Это дает большое преимущество устройству, несмотря на его высокую стоимость.
По конструкции седелки-накладки могут быть следующих видов:
- С головной поворотной частью. Это сборная конструкция, элементы которой имеют сечение не меньше 4 см и не больше 40 см.
- С головной неповоротной частью. У этой конструкции диапазон сечений лежит в пределах не менее 6,3 и не более 22,5 см. В этом случае возможен отвод перпендикулярно основному трубопроводу.
Крепление седелок с головной частью выполняется при помощи болтов и гаек с последующим привариванием. Кроме того необходим седелочный ключ, с помощью которого осуществляется врезка фрезы, расположенной в головной части, в трубу. При этом создается подходящая степень герметичности.
- Без головной части. В таких видах имеется либо выход под приваривание, либо литой патрубок. В первом случае предполагается одновременная установка и седелки, и отводящей трубы. Во втором седелка устанавливается на трубу методом сваривания встык или с использованием электросварной муфты.
- Помимо этого седелка для труб ПНД может иметь ответную часть, а может быть изготовлена без нее. При использовании второго варианта на трубах большого диаметра требуется наличие специальных ремешков, которые предотвратят движение седелки в процессе сваривания.
Установка седелок
Процесс установки седелок зависит от типа конструкции и крепления устройства.
Монтаж обжимных хомутов предполагает выполнение следующих действий:
- Блокировка необходимой части магистрали.
- Подготовка трубы: удаление пыли и загрязнений, обезжиривание.
- Установка седелки на трубу с регулировкой положения.
- Фиксация устройства с помощью болтов.
- Контрольная проверка правильности монтажа и максимальное затягивание крепежных элементов.
- Высверливание отверстий в трубе.
Электросварные седелки для металлических труб монтируется следующим образом:
- Перекрывается участок магистрали.
- Счищается двухмиллиметровый слой трубы в том месте, где планируется установка устройства.
- Рабочий участок шлифуется и обезжиривается.
- Деталь фиксируется ремнями.
- Регулируется положение седелки, и затягиваются ремешки.
- На трубе отмечается время начала сварных работ.
- к клеммам на фитингах присоединяются провода аппарата для сварки.
- По окончании сваривания в трубе можно просверливать отверстия.
На выполнение работы по монтажу седелок-хомутов и седелок-накладок требуется несколько минут, а герметичность при этом остается на высшем уровне.
Используя седелки на ПНД трубу, можно в кратчайший срок выполнить монтаж соединительных узлов на любых магистралях с большим коэффициентом эффективности.
Восьмое седло для велосипеда (часть III). Жесткость седла
Выбор очередного велосипедного седла — довольно болезненная тема. Соответствующие темы на форумах не прекращаются в принципе. Люди ищут, находят, снова ищут, спрашивают, переспрашивают, иногда помогает, но тема продолжается. Потому что работающего алгоритма выбора скорее всего нет. В предыдущих заметках были обозначены общие вопросы по выбору (все-таки подходящего) седла и отдельная заметка по продольному профилю седла. В этой заметке поделюсь рассуждениями о жесткости седла.
Жесткость седла
Жесткость седла или то же самое другими словами мягкость седла по всей видимости дело вкуса.
Такое складывается впечатление, поскольку седла производятся «на любой вкус»: от предельно мягких «диванов» до предельно жестких карбодосок.
Наверное в этом вопросе сложно применить системный подход, поскольку мягкость обивки седла и его амортизационные свойства сильно зависят от привычки велосипедиста. Производители поэтому не склонны рекомендовать оптимальную мягкость, а наоборот стараются предоставить максимально широкий выбор.
Есть и объективная маркетинговая сложность. Мягкость седла оценивается как минимум два раза. Первый раз при «примерке» в магазине или по отзывам о первом впечатлении (а таких отзывов больше всего) и второй раз через некоторое время, например после прикатки километров 200. Конечно первое впечатление гораздо больше влияет на покупку. Оно может быть очень обманчиво и вести к быстрому выбору следующего седла (на радость маркетингу 🙁 ).
Следующая сложность при выборе жесткости седла меня особенно злит 🙁 Производители велотрусов (точнее производители памперсов) взяли на себя право вмешиваться в параметр мягкости. Получается, что пятая точка взаимодействует не с седлом, а с системой памперс-седло. Результат может быть непредсказуем, а выбор жесткости седла или мягкости/конструкции памперса по отдельности может оказаться лишенным смысла вообще.
Как и в предыдущих заметках рассматриваю седла для пробегов от 50 км с длинными вкручиваниями (от 10 км без перерыва) с наклонной посадкой. Поэтому вне поля зрения оказываются седла из предельно мягкого диапазона, седла с пружинами, да и всякие подседелы с амортизатором. Хотя в сети встречаются такие пользователи которые катают много и убедительно рекомендуют.
Оставшийся в рассмотрении диапазон жесткости все равно довольно приличный, от возможности промять седло пальцем на несколько миллиметров до почти или совсем не проминающегося. Большинство седел все-таки более-менее мягкие, карбодоски берут обычно те гонщики, которые точно знают, зачем им это нужно.
Общие рассуждения о жесткости/мягкости седла
Для чего все-таки нужна мягкость седла? Думаю, что для минимизации нагрузки на седалищные бугры, которые, как уже рассматривал, не привычны для процесса сидения, тем более долгого и тем более с периодическим «пробиванием» ямами на дороге. Бугры это кости, которые расположены вплотную к коже. Таких костей у человека много и в других местах, например на локтях, коленках, косточки на ногах. Как правило они более болезненны к кратковременной нагрузке, чем окружающие их мягкие ткани, на то они и мягкие. Поэтому в идеале обивка седла должна дать возможность, не убирая основную опору на бугры сделать нагрузку не «точечной», обеспечить перераспределение нагрузки с частичным подключение мягких тканей. С другой стороны мягкость ограничена тем, что бугры не должны слишком «проваливаться», иначе получится, что основная опора идет не на бугры, а на мягкие ткани, система нервов и сосудов которых не приспособлена к длительным нагрузкам. То есть сложность состоит в том, что кратковременные нагрузки (которых на велосипеде хватает) перераспределяются между буграми и мягкими тканями, а долговременные нагрузки (вес) идут в основном на бугры, а мягкие ткани только «слегка касаются» поверхности седла.
Отсюда следует очень большая индивидуальность: оптимальная жесткость седла получается сильно зависит от веса, от «костистости или мясистости» пятой точки, от строения мягких тканей, от привычки, от «наката». И все это еще может начисто перекрываться характеристиками памперса.
К сожалению, такие стройные рассуждения перекрываются еще и тем, что к долговременным нагрузкам (например часа 2-3) не приспособлены ни бугры ни мягкие ткани, даже при идеально подобранной системе мягкости «памперс-седло» 🙂 Честно говоря так долго и на стуле сложно просидеть, а на велосипеде нужно еще и педали крутить (напомню, что минимальная дистанция бревета 200 км подразумевает 7-9 часов вкручивания) 🙂 Вывод напрашивается не очень приятный: седло не должно быть очень уж удобным 🙂 На седле должно хотеться часто сменить позу и при каждом подходящем случае крутить педали стоя. Тогда как ни странно, пятая точка будет в большей сохранности. Хотя при достаточном опыте можно это делать и на удобном седле 🙂
Памперс и мягкость
Вернусь к теме велотрусов в плане мягкости/жесткости. Между пятой точкой и седлом расположена самая важная часть велотрусов, назначение которой, отводить влагу. Русский слэнг «памперс» ничему не соответствует, нигде в мире так эту деталь не называют (кстати, это относится и к детским «памперсам»). В англо-язычном мире эту деталь называют «замша», это соответствует истории создания велотрусов (а может быть и намного раньше, из времен кавалерии 🙂 ). Мне повезло, в моих первых велотрусах эта деталь с виду была именно как искусственная замша, без изысков. Внутри не прощупывалось никаких вставок, а сама «деталь» довольно тонкая. Поэтому памперс строго выполнял свою задачу, не вмешиваясь в характеристики жесткости/мягкости седла. Велотрусы изнашиваются, поэтому пришлось попробовать другие «современно-технологичные» конструкции, которых на рынке подавляющее большинство. Конечно здесь очень много «науки», складывается впечатление, что сильно преуспела в этом компания Elastic Interface, которая производит только памперсы, но для многих и многих производителей велотрусов. Общее в таком подходе бережного отношения к знаниям о теле человека — пренебрежительное отношение к аналогичным знаниям производителей седел. В качестве иллюстрации приведу несколько картинок «без комментариев».
Наверное если в этом хорошо разбираться, а потом еще придти в магазин, где представлен весь выбор технологичных моделей хотя бы одного производителя Elastic Interface, то можно найти именно свой памперс применительно именно к своему седлу и стилю катания. Но я не знаю, куда пойти. В общем, попавшиеся нам «высокотехнологичные» велотрусы используем на коротких поездках на МТБ и как запасной вариант, а для долгого вкручивания по шоссе удалось снова найти велотрусы с простым слоем «замши». Что интересно, что в этом случае различий женских и мужских моделей нет совсем (да и быть не может 🙂 )
Кожаные седла как эталон жесткости
Хочется от чего-нибудь отталкиваться, что-то типа эталона. Седло мягче эталона, значит мягкое, жестче — жесткое. Честно говоря мне сложно рассуждать об эталонах на основе своего опыта. Ощущений пятой точки в стародавние времена «стальных сингл-спидов и кожаных седел» не помню, но проблем не было, хотя не было и таких расстояний как сейчас. Поэтому тот опыт «не считается». Сейчас не могу сказать, что перепробовал много седел, чтобы делать какие-то выводы. Тем не менее, как упоминал в первой заметке, понял, что такое слишком мягкое (для меня) седло, хотя было вполне терпимо. Следующее седло было пожалуй слишком жесткое. Несмотря на карбоновый подседел на байке с приличным рабочим участком 20 см мелкие удары по седалищным буграм ощутимо пробивались. На первом бревете вторые 100 км были по дороге Кимры-Тверь. Это второстепенная дорога, проложена по лесу, почти по ненаселенке. Очень мало машин, но и асфальт был в довольно раздробленном состоянии. Не сказать, что много ям и дорога разбита, просто постоянная трясучка. Сначала было больновато, а потом как-то привык. Привело это к довольно жутким синякам на седалищных буграх, если бы бревет был многодневный, то он на этом бы и закончился, ехать на следующий день было невозможно. Потом было седло помягче, «стоковое» на шоссейнике (Selle Italia Q-bik), а потом то, которое сейчас, еще помягче (Selle Italia C2). Последнее седло, правда иногда ругают на форумах за мягкость, у некоторых наступает «онемение» мягких тканей. Кстати на этом седле еще два раза ехал по этой дороге, через год и еще через год, все было нормально, но чистого сравнения не получилось. Дорогу подремонтировали участками, в целом треть дороги заменена на гладкий асфальт. И велосипед был другой.
Теперь вернусь к эталону. Думаю, человечеством был накоплен огромный опыт долгого нахождения в седле задолго до изобретения велосипеда 🙂 Поэтому, когда такой же вопрос возник применительно к велосипеду, то скорее всего решение было найдено быстро. Это один толстый слой формованной кожи, форма обеспечивает достаточную амортизацию существенных «пробоев подвески», а сама твердость видимо и обеспечивает достаточное перераспределение нагрузки между костями и мягкими тканями. Исхожу из того, что кожаные седла выпускают и сейчас наверное все ведущие производители, они могут быть и современной формы (хоть и сильно проигрывают по весу и требованиям ухода). Да и пользуются популярностью кожаные седла в некоторых кругах 🙂 Такая «эталонная жесткость» имеет следующие индикаторы: пальцем поверхность почти не проминается, но в целом под усилиями рук форма седла изменяется. Первое впечатление от кожаных седел, судя по форумам, без «вау-эффекта», седло ощущается как жесткое и некомфортное. Но километров через 200 становится удобным. Пользователи считают, что седло принимает форму пятой точки, повторяет «лепку» седалищных бугров. Я допускаю, что просто наступает привыкание пятой точки, как и к другим седлам.
Пожалуй что три моих последних седла действительно похожи по «пальпации» на цельнокожаное седло. Ближе всего Q-bik, предыдущее чуть тверже, последующее чуть мягче. Нужно отметить, что концепция современных «некожаных» седел другая, они состоят из двух частей, платформа, которая берет на себя функции жесткости и амортизации, и «обивка» (если седло — не «карбодоска»), которая обеспечивает «интерфейс» к пятой точке. Но тем не менее по «пальпации» как-то сравнить можно.
Выводы и рекомендации
Несмотря на индивидуальность жесткости седла для дистанций от 50 км, можно все-таки сформулировать какие-то общие выводы.
- Жесткость седла должна обеспечивать распределение суммарной нагрузки между седалишными буграми (постоянная нагрузка) и окружающими мягкими тканями (кратковременные дополнительные нагрузки). Это сильно зависит от строения, веса, болевого порога, но тем не менее человек себя достаточно хорошо знает, чтобы прощупывая седло в магазине или внимательно читая отзывы, примерить на себя.
- Памперс может сильно исказить характеристики седла. При этом упругость и жесткость всяких гелевых вставок в памперсе быстро ухудшается, памперс изнашивается со скоростью износа одежды. Поэтому для длинных дистанций лучше, чтобы памперс был потоньше и занимался только своим «основным делом» — отводил влагу.
- В целом приемлемую жесткость седла для долгих поездок можно «отсчитывать» от жесткости цельноформованного кожаного седла.
- Нужно стараться не поддаваться первому «вау эффекту» от седла при «примерке» в магазине или на байке знакомого. Скорее всего такой эффект «хочу сразу то же самое» свидетельствует об излишней мягкости седла для вас.
- В целом параметр жесткость/мягкость седла не очень важен, поскольку сёдла очень и очень давно уже делают подходящими. Скорее всего можно прикататься к практически любому седлу (за исключеним крайних маркетинговых случаев).
Вадим Никитин
Как выбрать подседельный штырь для велосипеда
Велосипед популярен во многих странах мира не только как приспособление для занятия спортом, но и как средство для прогулок. Одной из важных его деталей является подседельный штырь.
Функция подседельного штыря
Распространенное английское название этого компонента звучит как seatpost. Он служит для опоры сиденья и связи с рамой, а также регулировки седла. Нижняя часть крепится хомутом, а верхняя — специальным замком. Внешне подседельник выглядит как тонкостенная трубка малого диаметра. Часто для изменения высоты в нее вставляют еще одну, потоньше. От правильной настройки посадки велосипедиста зависит удобство во время поездки.
Подседельный штырь — часть велосипеда в виде трубы, соединяющая седло с рамой.
Разновидности велосипедных штырей
Инженеры различных компаний постоянно придумывают новые конструкции элементов для велосипеда. Коснулись улучшения и подседельных штырей.
Жесткие штыри
Этот простейший вариант используется в любительских и спортивных моделях. Состоит из трубы, хомута и замка.
Изготавливается из таких материалов:
- стали — применяется на недорогих и устаревших конструкциях;
- алюминия — устанавливается на большинство аппаратов разных ценовых категорий;
- карбона, или углепластика, — подходит для легких шоссейных и горных байков; — применяется для изготовления велосипедов, которые выпускаются в единичных экземплярах по спецзаказу;
- скандия — используется в дорогих моделях.
Жесткие штыри изготавливаются из стали.
Амортизационные штыри
В отличие от жестких, они имеют механизм для смягчения толчков и ударов, возникающих от неровностей на дороге.
- телескопические с пневматическим или пружинно-эластомерным амортизатором;
- параллелограммные, или рычажные.
Оба варианта подходят для индивидуальных настроек.
Амортизационные штыри смягчают удары.
С регулируемой высотой
К этой категории относят штыри, состоящие из 2 трубок с зажимом. Они позволяют изменить высоту посадки, если велосипедист другого роста или приходится двигаться в гору и нужно сесть повыше. Иногда для этого требуется остановиться и с помощью инструмента выполнить манипуляции. Однако многие компании, например Brand X или Kind Shock, выпускают дропперы — системы с гидравликой, управляемые кнопкой или рычагом на руле.
Штыри с регулируемой высотой позволяют изменить высоту посадки.
С рамой
Модели с такими компонентами серийно не выпускают. Каждый экземпляр проектируют и собирают индивидуально под заказ будущего владельца (чаще всего это профессиональные спортсмены, которым нужен байк с небольшим весом).
В качестве материала для производства в этом случае выбирают карбон или титан.
Преимущества и недостатки разных видов: как выбрать
Каждый тип данной детали используется в соответствии с его преимуществами и недостатками.
Положительные черты жестких конструкций:
- дешевизна;
- малый вес;
- надежность;
- долгий срок эксплуатации.
Недостаток — низкая комфортность в поездке.
Регулируемые по высоте (амортизационные, телескопические, пневмо- и гидравлические подседельные штыри) гарантируют удобство посадки при правильной настройке.
Подседельные штыри имеют малый вес и надежность.
Однако их недостатками стали:
- небольшое проседание под велосипедистом во время движения;
- прочность ниже, чем у жестких;
- дребезжание, возникающее из-за люфта трубок у некачественных деталей.
Выбор модели зависит от финансовых возможностей будущего владельца и его предпочтений при использовании велосипеда. Прогулочные модели лучше приобретать однотрубные с замком из одного болта и смещением сиденья назад.
Экземпляры для экстрима лучше взять с более сложной и дорогой системой, а также с дополнительными функциями.
Другие критерии выбора
Чтобы приобрести нужный и качественный товар, нужно знать, от каких характеристик зависит удобство его использования.
Ход штыря
От этого параметра зависит высота, на которую можно поднять сиденье при максимально удобной посадке. Меньший диапазон недорогих моделей обеспечивает достаточную прочность детали. Выноса в 10 см хватит для комфортного передвижения. Однако в экстремальных условиях его недостаточно. Для большинства велосипедистов лучшим выбором будет возможность приподнять седло на 12-15 см, но высоким пользователям производители предлагают штыри с ходом до 20 см.
Диаметр элемента
Основные показатели, указанные в паспорте или на табличке с характеристиками, таковы:
- 25 мм — детали устаревшего размера времен СССР, которые уже не выпускают;
- 27,2 мм;
- 31,6 мм.
Есть велосипедные фирмы, выпускающие рамы с отверстиями другого диаметра (чаще всего класса BMX). Для них детали подбирают индивидуально.
Диаметр элемента подбирают индивидуально.
Длина штыря
Большинство велосипедов оснащают штырем длиной не менее 30 см. Модели экономкласса комплектуются трубками покороче — около 15 см.
Чтобы проверить, подойдет ли штырь покупателю, необходимо ослабить крепление детали с помощью ключа, имеющегося в инструментальной сумке и гайки, или барашка. Затем нужно выдвинуть подседельник до ограничивающей метки. Установить и затянуть фиксаторы, сесть на место водителя. Если ноги не касаются земли и свободно достают до педалей, а посадка комфортна, значит, габарит подобран верно. Большинство компаний, предлагающих байки в магазинах, выставляют в качестве образцов экземпляры с максимально выдвинутыми вверх седлами.
Типы замков
Для крепления подседельника используют такие замки:
- С 1 болтом. Возможна лишь грубая корректировка наклона.
- С 2 болтами. Позволяют произвести точную настройку положения сиденья.
- Оригинальные. Предназначены для премиум-байков. Чаще всего это запатентованные технологии. Их высокая стоимость не всегда оправдывается в процессе использования детали.
Еще один критерий — смещение замка по отношению к трубе. Самое распространенное положение — небольшой наклон сидения назад.
Как крепить сиденье к штырю
Главное требование при сборке — не оставлять вставленный штырь выше ограничительной линии, нанесенной на нем. Примерно 10-15 см должно оставаться внутри наружной трубки для обеспечения надежности и крепкой посадки. Не следует использовать молоток в том случае, если конструкция заходит туго — высока вероятность поломки рамы или самой детали. Нужно просто вынуть подседельник, осмотреть его и удалить заусенцы, капли сварки и прочие наросты, появившиеся при некачественной обработке.
Не нужно оставлять штырь выше ограничительной линии.
Бывает так, что выбран неправильный диаметр штыря. Если он больше, то вставить подседельник на место не получится. Нужно попытаться обменять товар у продавца. Для деталей меньшего размера есть специальные переходники.
Дополнительные аксессуары
Многие компании оснащают свою продукцию дополнительными устройствами. Среди них:
- Амортизаторы рычажные или пружинные. Они нужны для смягчения ударов и снижения нагрузки на мышцы ягодичного пояса. Будут полезны любителям прогулок по грунтовым дорогам или на пересеченной местности.
- Телескопические трубки для изменения высоты сиденья в зависимости от условий езды.
- Регуляторы высоты. Состоят из тросика, протянутого от фиксатора, к кнопке или рычагу. Таким образом велосипедист изменяет высоту посадки без установки. Чаще всего такие приспособления устанавливаются на заказ.
Лучшие производители подседельных штырей
На рынке представлено много брендов, предлагающих велосипедистам свою продукцию.
Kind Shock
Тайваньская компания. Ассортимент продукции состоит из вилок, амортизаторов и подседельных штырей. Стоимость различна. Например, дроппер KIND SHOCK SPEED UP HYDRO предлагают примерно за 5 тыс. руб., а амортизированный KIND SHOCK KSP-525 27,2×400 мм — за 1,2 тыс. руб.
Kind Shock — тайваньский штырь.
Suntour
Японский бренд с заводами в Китае и на Тайване и штаб-квартирой в Токио. Работает с 1987 г. и предлагает много запчастей для велосипедов разных классов. Амортизационный подседельный штырь SUNTOUR SP12-NCX 27,5х350 мм с регулировкой жесткости продается за 6,5-7,5 тыс. руб.
M Wave
Международный производитель комплектующих для велотехники. Продает свою продукцию во многих странах мира. В США его продажей занимаются магазины сети Walmart.
M Wave — производитель комплектующих.
Brand X
Самой популярной моделью компании стал подседельник Fox Suspension Ascend II Dropper. Он подходит высоким клиентам благодаря ходу в 17 см. Регулировочный механизм оснащен сверхгладкой направляющей для быстрого и плавного изменения высоты сиденья.
С 1991 г. фирма специализируется на выпуске легких и стильных аксессуаров и комплектующих для байков. Они пользуются спросом у профессиональных спортсменов и любителей благодаря качеству и большому выбору в каталоге. В компании следуют принципу непрерывных инноваций, высокой эффективности и полному соответствию требованиям потребителей.
Zoom специализируется на выпуске аксессуаров.
Humpert
В России продукцию бренда предлагают в основном в интернет-магазинах под заказ. Запчасти производят в Германии, и стоят они недешево. Например, за Ergotec Hook Seatpost Patent (15 3/4in) придется отдать около 7 тыс. руб. Доставка в этом случае займет не менее недели.
Kalloy Uno
Комплектующие, произведенные под этой торговой маркой, простые и долговечные. Часто устанавливаются на байки для начинающих спортсменов и прогулочные велосипеды. Одна из самых распространенных моделей — KALLOY 31,6 мм 400 мм 2-болтовый — стоит менее 1 тыс. руб.
Kalloy Uno — простой и долговечный штырь.
Под этим названием скрывается класс трюковых и акробатических велосипедов и деталей к ним, выпускаемых различными предприятиями:
- Academy BMX;
- Alienation BMX;
- Sunday;
- Subrosa;
- Haro Bikes;
- Hoffman Bikes;
- Fit Bike;
- Stolen Bike;
- Redline;
- Author;
- GT.
Где купить подседельный штырь
Продажей комплектующих занимаются специализированные торговые точки. Имеется много интернет-магазинов, среди которых самыми популярными стали «АлиЭкспресс» и «Амазон».
Самостоятельное изготовление хомута на лошадь
Хомут для лошади является необходимым аксессуаром. Чтобы животному было удобно, хомут нужно подбирать правильно. Также его можно изготовить самостоятельно, но при этом нужно учитывать некоторые особенности. К выбору и изготовлению этого аксессуара необходимо относиться ответственно.
Замеры
Перед тем, как приступить непосредственно к изготовлению хомута в домашних условиях, необходимо измерить габаритные размеры шеи лошади, а именно длину и ширину. Длина измеряется при помощи жесткого метра, для этого метр прикладывается к основанию шеи лошади, расстояние замеряется от гребня у начала холки до сочленения лопатки и плеча. К полученным размерам необходимо прибавить 6мм если хомут возовой или же 4мм если хомут легковой или пахотный. Ширина части тела — шеи животного, замеряется у ее основания. Лучше всего использовать спецциркуль для замера (циркуль Вилькенса).
История конской сбруи
Лошадь приручили очень давно: более семи тысяч лет тому назад. Долгое время она использовалась только для верховой езды, пока во втором тысячелетии до нашей эры не придумали первый хомут в виде кожаного ошейника, туго обхватывающего конскую шею. Подтверждением подобных приспособлений служат находки:
- у халдейских племен, обитавших в Месопотамии;
- на острове Крит, где остались следы минойской цивилизации;
- в ассирийском царстве, где сегодня расположен современный Ирак;
- в древнем Китае.
Примерное строение первого хомута из кожи для лошади
Первые хомуты изготавливали из куска кожи, туго охватывающей конскую шею. Встречался и вариант с двойными лентами: другая часть охватывала грудь и ноги, но главную нагрузку получала все-таки шея коня. Чем больше усилий прикладывало животное, чтобы тянуть плуг или телегу, тем сильнее хомут давил шею. Особенности строения лошадиного тела вызывали удушье, поэтому долгое время к самой тяжелой работе привлекали волов.
Хомут с двойными лентами, охватывающими грудь и ноги лошади
Усовершенствовать приспособление смогли только в третьем веке, когда в Азии появился нагрудный ремень. Первыми его применили китайцы. Возможности крепления позволяли задействовать костный аппарат в области грудины, а не шейные мышцы, как раньше. Такое решение позволяло полностью использовать потенциал животного. В европейских странах аналогичные приспособления стали использовать не раньше шестого века.
В Европе еще не были знакомы с нагрудным ремнем, а в Китае уже изобрели хомут. Найденные рисунки ученые относят ко второму тысячелетию нашей эры. Древний хомут изображен в виде дуги на подкладке. В европейских странах его используют с десятого века. Когда скандинавские племена уже запрягали коней, на юге все еще использовали волов.
Хомут в виде дуги с подкладом
В средневековье такое изобретение ускорило прогрессивные перемены в Европе, так как теперь ресурсы коня можно было использовать рациональнее. Если измерить эффективность коня в тоннах, которые он способен перевести за час на определенное расстояние, то лошади с хомутом перевозили на 50% больше. Прежде всего, из-за большей скорости (по сравнению с волом).
Из-за преимущества в скорости использование лошадей с хомутами было рациональней, чем использование волов
В 1910 году де Нёттес провел во Франции эксперимент, доказывающий эффективность хомута. Пара лошадок с ошейниками сдвигала груз в пределах полутонны, а те же кони с хомутом – в три раза больше! Опыт доказывает, что хомут – важная деталь упряжки, помогающая равномерно распределить нагрузку на корпус. Более того, хомут позволяет задействовать заднюю часть туловища и все ноги, чтобы толкать груз. Он смягчает давление, характерное для другого типа упряжи, сжимающего трахею.
Использование хомутов значительно увеличивало грузоподъемность лошадей
Детали
После проведенных измерений, можно приступать непосредственно к изготовлению. Хомут для лошади состоит из нескольких основных частей:
- Клещи.
- Хомутина.
- Подушка.
- Покрышка.
- Спинной горт.
- Гужи.
Измерение хомута производят
длина от верхней внутренней стороны хомутной подушки до внутреннего полотна нижних рожек клещей
ширина на уровне отверстий для гужей между внутренними полотнами клещей
хочется добавить, что новый хомут может показаться несколько меньше тех размеров, которые приведены в таблице. Потому что при производстве хомутов учитывается толщина войлочной части хомутной подушки и кожи, которая обязательно обомнется , а так же удлинение(вытягивание) хомутины.
Поэтапное изготовление
Перед тем как сделать хомут для лошади, требуется также снять мерки. Когда нужный размер будет выявлен, можно переходить к изготовлению. Устройство имеет несколько составляющих:
- хомутина;
- клещи;
- покрышка;
- подушка;
- гужи;
- спинной горт.
Начинать нужно с изготовления клещей. Для этой части подойдет многослойная фанера толщиной 5 мм. Из нее необходимо вырезать клещи, соответствующие нужному размеру.
Ошейник
Ошейник — это отдельная часть, представленная в виде ремня, который фиксируется на шее животного. Его необходимо сделать из кожи по типу простого ремня. Не следует делать ошейник слишком узким, т.к. в процессе использования такой аксессуар может порваться.
Ошейник крепится непосредственно ко всему устройству управления. Это необходимо для управления лошадью.
Нагрудный ремень подперсье
Подперсье предназначается для удерживания седла от сползания назад. Он состоит из двух нагрудных ремней и одного подгрудного. Их лучше делать из кожи.
Хомут
Хомутина — это мягкая подкладка, которая препятствует натиранию кожи фанерой. Для изготовления этой части нужно использовать кожу толщиной не менее 1 мм и любую набивку (для мягкости). Хомутина фиксируется с внутренней стороны клещей.
Затем необходимо сделать хомутную подушку. Ее изготавливают из мягкой ткани, например фетра. Ее необходимо установить на верхнюю часть хомута.
Гужи прикрепляют с обеих сторон. Их также желательно делать из прочной кожи.
Даже если хозяин знает, что такое хомут для лошади, он должен учитывать следующее: неправильно подобранный размер может не только усложнить управление, но и негативно отразиться на здоровье животного. Так, слишком узкий хомут будет нарушать кровообращение. Из-за этого у животного возникнут заболевания. А слишком широкий может при езде травмировать животному кожу, из-за чего у него постоянно будут раны и потертости.
Строение хомута
В стандартный вариант входят:
- подкладка;
- клещи;
- хомутина.
Оглоблям в упряжке нужны еще гужи, телеге с постромками – гужевые мочки. Размер хомута зависит от клещей, в точности повторяющих форму шеи коня. Эти параметры надо контролировать постоянно: если лошадь истощена или наоборот, набирает вес, сбрую надо менять.
Длину хомута определяют как расстояние между самой верхней и крайней нижней точками. Короткая модель может давить на шею и препятствовать нормальному дыханию, длинная – болтается слишком низко и затрудняет передвижение.
Материалом для клещей может служить клен или береза. Волокна должны располагаться по их длине . Сегодня в продаже бывают фанерные клещи. Такой бюджетный вариант не любит сырость, поэтому его надо защищать от влаги.
Внизу клещей соединение разбирается, это позволяет без проблем надеть хомут и подкорректировать на шее размер. Дерево, из которого сделан хомут, врезается в кожу, давит на мышцы, поэтому для них используют хомутину в виде кожаного чехла, набитого соломой или войлоком.
В кожаный чехол толщиною 1-2 мм наполнитель набивают плотно. Хомутину и клещи соединяют гвоздями так, чтобы подкладка выступала на 5 см. Гужи прикрепляют с внешней стороны между нижней границей клещей и 1/3 их длины. В этих ремнях из свиной или телячьей кожи шириной 9-12 см потом закрепляют оглобли. Из современных материалов используют резину, искусственные аналоги. Кроме крепежных функций, гужи еще играют роль амортизатора.
На фото клещи оббиты хомутиной из войлока
Седелка – это дополняющий элемент, передающий нагрузку сдавливающего хомута с шеи на спину. Для стандартного корпуса обычно используется горбатая седелка. При особых конфигурациях тела подходят стоячие и плоские разновидности.
Видео — Как запрячь лошадь
Необходимо знать:
Маленький хомут будет давить на шею лошади, затрудняя ее дыхание и кровообращение, не доходя до места своего нормального положения. Большой хомут будет низко спускаться у плечелопаточного сочленения и далеко заходить на холку. Такой хомут неизбежно будет болтаться и производить побои их мускулатуры и собьет плечи лошади.
В процессе эксплуатации хомуты приобретают особенности индивидуального строения шеи каждой лошади.
Нельзя использовать один и тот же хомут для разных лошадей! Форма шеи у них разная, и по мере эксплуатации хомут приобретает индивидуальные особенности строения шеи конкретного животного.
Раздвижная модель
Чтобы обеспечить оптимальную работоспособность, хомут надо подбирать точно по габаритам коня, чтобы давление на корпус распределялось равномерно. Нормальный хомут должен опираться на участок между шеей и холкой, боковые ответвления должны охватывать шейную мускулатуру и лопатки, а низ – основание шеи. Добиться идеальной посадки хомута можно только при правильном выборе модели, но есть и универсальный вариант – раздвижная разновидность.
Подбираться хомут должен на каждого коня отдельно, в зависимости от габаритов
Используют несколько типов таких моделей, но принципиальное устройство у них одинаково. В отличие от стандартных аналогов, клещи у таких хомутов сверху не соединяются, конструкция состоит из двух половинок. Хомутину закрепляют ремнями. Верхняя их часть связана ремнями: по мере их натяжения регулируют размер. Гужи также регулируются, чтобы приспособить упряжь для нужд разной сельхозтехники. Кольца передвигаются в любом направлении, расширяются и фиксируются колышком. При небольшом усовершенствовании применяют и хомут с оглоблями или с постромочной упряжью.
Виды сбруи
От вида сбруи зависит ее комплектация, важно, чтобы она была качественной и соответствовала индивидуальным особенностям животного. Независимо от типа аксессуаров, комплект должен быть не тяжелым и ремонтопригодным. В зависимости от назначения упряжки бывают сельскохозяйственными, транспортными и выездными. Для сельхоз работ используют как одноконные, так и парные сбруи. Транспортные виды предназначены для перевозки грузов и пассажиров. Выездные упряжки – парадные, число лошадей в них может быть разным.
Одноконный тип
Различают дуговую и бездуговую одноконную упряжь. Комплект рассчитан на одну лошадь. Первый вариант предполагает в комплекте дугу, хомут, супонь, гужи, сиделку с чересседельником, оглобли, уздечки с вожжами и шлеи. В последнем случае основную нагрузку от повозки на себя принимает шлея. Ее дополняют ременными гортами, оглоблями, хомутом с гужевыми мочками и уздечками с вожжами. Другое название такого типа упряжи – оглобельно-постромочное. Здесь часто применяются короткие оглобли, которые закрепляют не на хомуте, а на седелке.
Постромочно-дышловой вид
Такая упряжь предназначена и для одноконной, и для пароконной упряжек. Ее цель – контроль движения повозки, особенно поворотов. Основной компонент комплекта – дышло. Часто при работе с двухколесным сельскохозяйственным транспортом кони получают ссадины из-за давления на хомут дышла. Если надеть на коня седелку и затянуть постромки чересседельником, работоспособность лошади заметно усилится.
Постромочная разновидность
Конструкция совсем простая, но не всегда удобная, так как при быстрой езде повозку можно не удержать. Тягу в такой упряжке обеспечивают хомут и постромок. Дополняют комплект тормозами, чтобы не травмировать лошадь.
Тачаночный тип
Этот вариант был распространен до начала двадцатого века. Четверку коней и тачанку сейчас можно встретить разве что на съемках исторических фильмов. В комплект упряжи входят постромки и дышло. Пару лошадей запрягают в дышло в центре, а боковых – за постромки, которые закрепляют к вагам.
Комбинированная упряжь
Этот вид относят к типично европейским, запрягают 6-8 лошадей. Упряжка состоит из дышла с постромками и оглоблей. Важно, чтобы скакуны соответствовали друг другу по росту и силе. Коренников подбирают высоких и крепких, чтобы могли сдерживать экипаж. Вместе с ними постромками запрягают пристяжных лошадей, которые контролируют повороты повозки. Впереди коренника запрягают выносных коней. Они также определяют направление передвижения, поэтому их запрягают постромками.
ЦУГ – изобретение с немецкими корнями. Используют такую упряжь для шестерки с двойным выносом. Сегодня такой вариант – редкость, лошади в нем стоят парами или идут гуськом. В ЦУГ для каждой пары используют дышло, к которому припрягают одну или несколько пар коренников. Остальные лошади в упряжи – выносные.
Видео — Европейская упряжь
Рекомендации по выбору хомута для лошади
Шея каждого животного имеет свою характерную форму. Если надеть на лошадь плохо подогнанный хомут, она набьет плечи и холку и в конечном счете потеряет здоровье и работоспособность. Обыкновенный хомут состоит из двух половинок клещей, затягивающихся супонью при запряжке. Внутренняя его сторона продублирована подкладкой. При дышловой запряжке к ушкам хомута пристегиваются постромки, при дуговом варианте – к хомуту гужами фиксируются оглобли.
Шея каждой лошади имеет свою характерную форму, это нужно учесть при выборе хомута
Приобретая хомут, обращайте внимание, чтобы он не лежал на плечах, а плотно облегал шею коня. Длинный и широкий хомут заходит за ости лопаток и сбивает холку. Это препятствует свободному выбросу передних ног. Короткий хомут затрудняет дыхание, приводит к асфиксии, узкий – ухудшает кровообращение.
Хомут должен плотно прилегать к шее лошади
Степень облегания контролируют:
- по бокам: на мускулатуре передней оси лопатки;
- вверху: на гребне шеи, на чале холки;
- в нижней части: у основания шеи;
- в нижней части лопатки: на плечелопаточных сочленениях.
Существует 12 размеров хомутов (от №0 до №11). Чтобы найти свой вариант, надо правильно измерить параметры туловища:
- ширину шеи измеряют у основания специальным приспособлением: циркулем Вилькенса. Но при желании подобное устройство можно соорудить и самостоятельно. Для этого надо скрепить 3 планки в виде буквы «П», на перекладине надо нанести измерительную шкалу. Одна ножка должна передвигаться;
При выборе хомута обращайте внимание, чтобы нижний край хомутины был на 2 см выше клещей, иначе на шее могут быть повреждения. Хомут, предназначенный для быстрой езды с незначительной тягой, выбирайте более легкий (до 3-4 кг), для работы, где нагрузка будет значительной, – до 8-10 кг. Хомут, который используют для эксплуатации вместе с сельхозмашинами и орудиями, более легкий и небольших размеров. Вместо гужей у него постромки, прикрепляемые веревочными или кожаными мочками.
Хомут нужно выбирать, исходя из целей использования лошади
Чтобы определиться с номером хомута для своей лошади, сравните данные измерений с результатами в таблице.
Размер, № | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Длина, см | 440 | 460 | 485 | 510 | 535 | 555 | 585 | 610 | 640 | 670 | 710 | 740 |
Ширина, см | 210 | 230 | 240 | 250 | 260 | 270 | 280 | 310 | 340 | 360 | 380 | 400 |
В процессе эксплуатации хомуты приобретают особенности индивидуального строения шеи каждой лошади.
Видео — Русская упряжь
В продаже бывают и роскошные хомуты, с натуральной кожей, украшенные бахромой и росписью, даже парадные выездные хомуты для пони. Стоимость таких шедевров может доходить до 8 -10 тысяч рублей. Словом, купить хомут для лошади можно с любым бюджетом, главное, чтобы он был удобен и эргономичен для коня.
Расписной хомут с дугой
Сейчас средняя цена нового, только что произведенного хомута для лошади составляет около 100 долларов. Стоимость его в основном зависит от материала, из которого изготовлен гуж: петля в хомуте, которая с помощью дуги прикрепляет оглобли к упряжи. Экземпляры с гужем из сыромятной кожи стоят дороже: около 3400 рублей, с капроновыми гужами — около 2600. Ассортимент хомутов в интернет-магазинах включает несколько десятков наименований продукции.
Изобретенный более 7 тысяч лет тому назад, хомут не потерял своей актуальности и в двадцать первом веке: его легко можно найти на виртуальных прилавках интернет-магазинов, увидеть на фермерском подворье или в парке, в праздничных санях.
Древнее изобретение используется и в наше время, например в праздничных санях
Как выбрать седло для велосипеда
На уровень комфорта во время езды на велосипеде влияет множество различных факторов, одним из них является правильно подобранное седло, точнее его тип. В процессе езды на велосипеде большую нагрузку испытывает таз, минимизировать ее и сделать передвижение действительно комфортным можно при помощи хорошего, подходящего конкретно вам седла.
Типы конструкций велосипедных седел
Большой популярностью у велосипедистов пользуются седла следующих производителей:
- San Marco;
- Selle Italia;
- Specialized;
- Fizik;
- Ritchey.
Какому бренду отдать предпочтение? В данном случае нужно отталкиваться от своих финансовых возможностей. Однако, как утверждают опытные велосипедисты, на приобретении седла для своего двухколесного друга не стоит экономить.
Правила подбора велосипедных седел предельно просты. Так, для кросс-кантрийных велосипедов рационально приобретать жесткие узкие седла, в то время как для гибридных моделей городских транспортных средств лучше всего останавливать свой выбор на мягких широких образцах.
Классическое мягкое седло
рис. 1
Рассмотрим конструкцию велосипедного седла. Она состоит из следующих элементов:
- Рама. Элемент крепится к основанию седла в трех местах. При изготовлении рамы традиционно используется титановая проволока, сплав алюминия, сталь, карбоновое волокно, хром-молибден.
- Основа седла изготавливается из прочного пластика. В центральной зоне основы может располагаться вентиляционное отверстие.
- Смягчающая подкладка – служит для уменьшения показателя жесткости.
- Внешнее покрытие. Здесь возможны различные вариации, начиная от наиболее практичного традиционного кожаного покрытия и заканчивая карбоном и синтетическими тканями.
Выбирая велосипедное седло для себя нужно внимательно рассмотреть качественные характеристики всех составляющих элементов.
Пружины в конструкции – нужны ли они?
Вопрос спорный. Дело в том, что при интенсивной езде чрезмерно мягкие пружины седла вызывают небольшое раскачивание, что в свою очередь способствует натиранию внутренней поверхности бедер велосипедиста. Тем не менее, если вы являетесь обладателем велосипеда, конструкция которого предполагает расположение седла выше или на уровне руля, лучше отдать предпочтение варианту, оснащенному пружинами.
Комфортное седло с амортизационными пружинами
рис. 2
Габариты седла – так ли это важно?
Размер седалищных костей у каждого индивидуален. Именно поэтому, выбирая седло для себя, важно правильно определить оптимальную конкретно для вас ширину сидения. Чрезмерно широкое седло краями основы будет натирать внутреннюю часть бедер. Выбрав слишком узкий образец, вы будете чувствовать дискомфорт в процессе езды, поскольку ваши бедра будут постоянно находиться в напряженном состоянии.
Читайте также на СпортЗум.ру: Какой выбрать велосипед для города
Женское и мужское седло – имеется ли разница?
По сути, конструктивных отличий между мужскими и женскими велосипедными седлами нет, единственная разница заключается в ширине рамы, поддерживающей основу.
Женское велосипедное седло
рис. 4
Вопрос о проблемах с мужским здоровьем у велосипедистов с завидной регулярностью поднимается медиками. Многие считают, что седло велосипеда пережимает кровеносные сосуды в области мужских половых органов. Так ли это на самом деле? Безусловно, интенсивный контакт мужских гениталий с жесткой основой седла способствует возникновению чувства дискомфорта и ухудшению кровообращения в органах малого таза.
Мужское велосипедное седло с прорезью
рис. 3
Дабы минимизировать риск возникновения заболеваний мочеполовой системы нужно просто подобрать удобное для себя седло оптимальной ширины, не забыв при этом позаботиться о приобретении специальной велосипедной одежды.
Настройка высоты и регулировка положения седла
Выбранное с учетом индивидуальных физиологических особенностей велосипедное седло не подарит вам чувства комфорта во время езды, если не будет правильно отрегулировано его положение.
Для регулировки положения седла велосипеда нужно вставить рамку в зажимы подседельного штыря. Далее полученную конструкцию следует вставить в подседельную трубку рамы транспортного средства.
Обратите внимание: высота седла не должна превышать критическую отметку на подседельном штыре.
Чтобы определить оптимальную высоту штыря нужно просто сесть в седло велосипеда. При этом носок вытянутой ноги должен свободно доставать до земли, а колени при педалировании полностью распрямляться.
Удобное положение седла фиксируется с использованием специальных хомутов – подседельных зажимов.
Подседельный хомут
рис. 5 Далее нужно отрегулировать положение седла по отношению к положению руля велосипеда. Постепенно перемещая седло к рулю или от него, вы сможете выбрать оптимальный вариант.
Осталось определиться с углом наклона седла. Этот параметр определяется индивидуально, однако оптимальным положением седла является горизонтальное. Низко опущенный носик седла будет способствовать соскальзыванию, а слишком высоко поднятый будет оказывать чрезмерное давление на таз.
Если в процессе установки и регулировки положения седла у вас возникли сложности, рекомендуем ознакомиться с видео-инструкцией:
Источники:
https://trubaspec.com/soedinenie-trub/vidy-sedelok-na-trubu-pnd-varianty-montazha-i-ustanovki.html
http://diginfo.ru/ru/cycling_rus/vosmoe-sedlo-dlya-velosipeda-chast-iii-zhestkost-sedla/
https://velife.ru/zapchasti-i-detali/kak-vybrat-podsedelnyj-shtyr-dlya-velosipeda.html
https://agromolservice.ru/zhivotnovodstvo/homut-dlya-loshadi.html
https://sportzoom.ru/kak-vybrat-sedlo-dlya-velosipeda/