Смазка цепи велосипеда
Смазка цепи велосипеда — это процесс, с которым довольно часто приходится сталкиваться. Периодичность обслуживания цепей велосипеда зависит от многих факторов. К ним относятся: тип смазки, погодные условия и дорожное покрытие. Таким образом, через каждые 200 — 300 км необходимо снять цепь, вымыть и смазать ее, и установить обратно. И не важно какая цепь стоит на вашем велосипеде, китайская или от известного бренда.
Многие велосипедисты не знают об этом, другие просто «не заморачиваются» и катаются до победного. А ведь от смазки цепи зависит не только ее ресурс работы. Хорошо смазанная цепь влияет на ресурс кассет или трещоток, а также ведущих звезд (на правом шатуне). Вдобавок, тишина поездки и более легкое вращение педалей также зависят от своевременного обслуживания цепи.
Владельцы большинства односкоростных моделей (к примеру «Украина») годами не обслуживают велосипед. И это касается не только цепи. Конечно же есть исключения, но это скорее редкость. В основном присутствует лень и полное нежелание что то делать с велосипедом. Пока он едет, и не важно как, на его состояние не смотрят. Только когда происходит критическая ситуация, и дальнее движение на нем становиться не возможным, начинают бить тревогу.
Если на односкоростные велосипеды еще хоть как-то можно «закрыть глаза», то с современными скоростными моделями такое уже «не прокатывает». Халатность приводит к дополнительным тратам и порой на крупные суммы. Поскольку, не смазывание цепи приводит к сокращению ее срока службы в несколько раз. Более того, увеличивается шум при езде и ехать становится труднее. Сокращается ресурс трещоток и кассет, а также ведущих звезд. Их зубья значительно быстрее стираются. Вдобавок ухудшается качество переключения передач.
Таким образом, чтобы избежать негативных последствий, необходимо периодически мыть и смазывать цепь.
Мойка цепи велосипеда
Перед смазкой цепи необходимо хорошенько очистить ее. Не рекомендуется наносить смазку на «грязную» цепь. Естественно значительно проще просто добавить смазки. Однако, так вы лишь уменьшите шум от цепи, а ее износ продолжится по нарастающей. Поскольку пыль, грязь и частицы самой цепи останутся под новым слоем смазки.
Существует несколько способов мойки цепей. Первый — с помощью различных цепомоек, они так и называются «мойка цепи». Основное их преимущество — нет необходимости снимать цепь. Значительно сокращает время работы и при этом руки останутся чистыми. Однако, есть и существенный недостаток. Качество мытья не высокое, мойки цепи лишь частично очищают поверхность цепи. Поэтому в веломастерских такой способ не применяют. Вторым способом является снятие велосипедной цепи и помещение ее в емкость (бутылку) с очистителем. Цепь оставляют на 10- 15 минут и периодически взбалтывают саму бутылку. Расход очистителя будет большим в этом случае, однако и качество мытья значительно увеличится.
На нашем ютуб канале SPAC есть видео «Мойка и смазка цепи велосипеда». Поэтому если нет желания читать можете его просмотреть:
В этом видео применен второй способ. Он займет большего времени и придется выпачкать руки. Также необходимо иметь в наличии съемник цепи (если она не оснащена замком). Но, повторюсь, таким образом вы гораздо лучше очистите цепь. Такой процесс стоит проводить даже с новой цепью.
Существует множество разных очистителей. Есть фирменные очистители, которые разработаны исключительно для велосипедных цепей. Стоимость которых, у большинства, вызывает недоумение. Поскольку, их цена превышает стоимость велосипедных цепей. Порой даже таких брендов, как Shimano. Однако есть и более бюджетные варианты, которые также эффективно очищают. Мы рекомендуем использовать бензин «Калоша». Это не реклама (мы не занимаемся продажей растворителей). Это лишь совет, как сэкономить свои финансы и качественно вымыть цепь.
После того как вы достанете цепь с бутылки, дайте ей немного просохнуть и лишь после этого можете устанавливать обратно на велосипед.
Смазка цепи велосипеда
Теперь мы подошли к самой смазке цепи. Видов смазок на сегодняшний день множество. Они имеют разный состав имеют свои преимущества и свои недостатки. Поскольку данная статья не о самих смазках, мы заострять особое внимание на этом не будем. Категорически не рекомендуем применять литол и подобные смазки. Есть уникумы, которые умудряются такое делать. необходимо использовать специальные смазки для велосипедных цепей.
Есть смазки для влажной и для сухой погоды. Первый вариант предназначен для обслуживания осенью, зимой и весной. Также мокрые смазки можно использовать и летом, к примеру, в сезон дождей. Смазки для сухой погоды — самый популярный вид. Поскольку, летом значительно больше катаются на велосипедах, чем зимой. Стоимость смазок разная, и может отличаться в десятки раз. Поэтому будьте осторожны, так как подделок довольно много. К тому же, не всегда можно доверять тому, что написано на упаковке. К примеру, в тефлоновых смазках до 2 долларов, тефлон находится только в самом слове.
Достаточно один раз купить хорошую смазку, пусть она и стоит гораздо больше. Но зато вы будете абсолютно уверенны в ее качестве. Как правило, смазки в 100 мл хватает для обычного велосипедиста на несколько лет. При этом вы не только сэкономите на замене цепей, кассет, трещоток и ведущих звезд, но и ощутите комфорт при езде.
Рекомендуемые смазки для цепи
Мы рекомендуем использовать смазки для цепи велосипеда от компании Shimano. Они на практике показали превосходный результат. Их преимущества, которые указаны на упаковке это не миф, а реальность. Первая — это смазка для цепи Shimano WET LUBE.
Смазка для цепи Shimano WET LUBE
Она подойдет для влажной погоды. То есть лучше использовать весной и осенью. А также зимой, если вы «настоящий» велосипедист и не боитесь морозов и снега.
Вторая — смазка для цепи Shimano PTFE LUBE универсальная. Идеальный вариант для теплых деньков.
Смазка для цепи Shimano PTFE LUBE универсальная
Можно использовать начиная с ранней весны, когда уже растаял снег и дороги стали более сухими, и вплоть до поздней осени. Они не слишком дорогие, очень удобные и довольно функциональные. Тефлоновая смазка позволяет держать вашу цепь в чистоте. То есть, она предотвращает налипание грязи и пыли на звенья. Она значительно увеличивает ресурс и периоды между обслуживанием. Нами был проведен тест. Была установлена недорогая китайская цепь (7-ми скоростная), которая обслуживалась через каждые 300 км. В результате, ее ресурс составил примерно 1800 км. Хороший показатель, ведь большинство велосипедистов столько не проезжают за весь велосезон.
Заключение
Смазывать нужно только пины велосипедной цепи. то есть звенья смазывать не нужно. Буквально по капле наносите смазку на внутреннюю сторону пина. Бутылочка шимановской смазки вам в этом поможет. Поскольку, она оснащена удобным дозатором. После смазки всей цепи, обязательно оставьте цепь сохнуть. Недостатком тефлоновых смазок является их время высыхания. Примерно для их высыхания нужно около 7 часов. Поэтому смазывать лучше вечером, чтобы за ночь цепь высохла и на утро она было готова к работе. В вышеуказанном видео показана смазка цепи. Главное — не ленитесь! И вовремя смазывайте и мойте цепь.
Если же у вас нет желания самостоятельно мыть и смазывать велосипедную цепь, то наши веломеханики смогут сделать это за вас. В качестве смазки мы используем только продукцию Шимано. Для мытья используем второй способ. Надеемся наша статья и видео поможет вам в обслуживании велосипеда.
Как и чем мыть велосипед
Многие думают, что для очистки велобайка достаточно загнать его в речку или полить из шланга. Однако, двухколесный транспорт требует к себе не менее бережного ухода, нежели автомобиль. Существуют рекомендации, как правильно помыть велосипед, чтобы он прослужил максимально долго.
Простая вода против профессиональной велохимии: чем мыть велосипед
Казалось бы, что нет ничего проще, нежели просто сполоснуть велик под струей воды и протереть тряпкой. После этого многие, даже не дожидаясь высыхания транспорта, едут дальше кататься. Но это не только неправильно, а еще и опасно для велобайка.
Обычная вода не сможет качественно очистить велосипед и все его составляющие. Речная и вовсе может содержать в себе мелкий песок, который попадая внутрь звезды, приведет к быстрому износу механизма. Более того, есть загрязнения, которые простой водой не вымыть. Они будут незаметно накапливаться на поверхности конструкции, разъедать краску, ухудшать внешний вид. Даже могут привести к коррозии, если велик выполнен не из нержавеющей стали.
Профессиональная велохимия, например, от английского производителя WELDTITE, даст лучший результат благодаря:
- Бережному очищению. Состав велохимии содержит в себе специальные вещества, которые не смогут навредить конструкции или механизму, даже при частой мойке.
- Быстро очищает от загрязнений. Велохимия значительно быстрее справляется с загрязнениями, нежели обычная вода. Там, где нужно будет сильно тереть, достаточно провести влажной тряпкой с нанесенным очистителем.
- Не оставляет разводов после мытья. Данная проблема часто возникает с обычными мыльными растворами. После высыхания байк смотрится грязно и неприятно.
Ни в коем случае нельзя использовать абразивные моющие средства при очистке велосипеда. Сюда относятся различные порошки. Да, они ототрут сильные загрязнения, но наверняка испортят покраску рамы. Также могут попасть в цепи со звездами и привести к более быстрому износу. Они усилят трение, из-за чего трущиеся части станут быстрее выходить из строя.
Мойка велосипеда в домашних условиях
В качестве инструмента для мытья велосипеда можно выбирать различные губки, щетки, мягкие тряпки. Главное условие — чтобы они не были жесткими. Как часто мыть велик, решать вам. Смотреть нужно на уровень загрязнения. Однако, рекомендовано вымывать его после поездки в дождь, а также 1 раз в 1-2 месяца в зависимости от запыленности дороги и частоты езды.
Вымыть велобайк можно на улице возле дома, подготовив емкость, куда можно поставить колеса или же в квартире. В последнем случае:
- Снимите колеса.
- Застелите пол чем-нибудь, что выдержит влагу. Например, клеенкой или тряпкой, которая хорошо впитывает воду.
- Налейте в емкость воду. Поставьте в нее байк.
- Обрызгайте специальным очистителем на раму.
- Колеса вымойте тряпкой, прокручивая их в емкости.
- Промойте раму губкой, стирая очистительное средство.
Для труднодоступных мест используйте кухонную или зубную щетку с длинной ручкой. Сгодится старая, которой вы уже давно не пользуетесь. По окончанию водной процедуры тщательно просушите велосипед. Протрите его насухо мягкой тряпкой, например, сделанной из микрофибры. После просушки обязательно используйте специализированную смазку для велобайков, например, компании WELDTITE. Она имеют оптимальное соотношение цены и качества. При этом, в серии смазок есть различные составы, который подходят под обычные условия езды или же под дождем, в грязи т.д.
Чем мыть цепь велосипеда
Со временем смазка на трансмиссии велосипеда становится настоящей наждачкой. Попавшая на нее пыль и грязь образует абразив, усиливающий трение деталей. Поэтому важно чистить цепь со звездами максимально тщательно. Для этого используйте очиститель. Он максимально эффективно очистит поверхность трансмиссии, смывая даже водостойкую смазку.
Чтобы средство сработало как нужно, его распыляют на поверхность трансмиссии, включая самые труднодоступные места. Идеально снять цепь с байка и вымыть ее отдельно. После нанесения оставьте средство на пару минут. Далее ополосните поверхность под чистой водой, высушите и нанесите новую смазку на все трущиеся элементы.
Правильный уход за велосипедной цепью
В велосипеде цепь — один из самых важных механизмов. Эта незамысловатая с виду деталь отвечает за передачу крутящего момента с педалей на колёса. Без неё снаряд просто не поедет.
Стоит отметить, что лишь с виду велосипедная цепь выглядит просто. На самом деле она состоит из большого количества деталей. Для того чтобы понять, что может вывести велоцепь из строя, следует сперва разобраться в её устройстве.
Как устроена
Велосипедная цепка должна быть максимально подвижной, но при этом прочной. Поэтому простая цепь на роль такого механизма не подошла бы.
Велосипедная цепь — это одна из самых важных деталей, которая требует необходимого ухода
Стандартная велосипедная цепь делается из составных деталей. Внутренние параллельные пластины, внешне напоминающие вытянутую посередине восьмёрку, на каждой своей круглой части имеют сквозные отверстия. В них продеты цилиндрические полые втулки или, как их ещё называют, стаканы.
В стаканы вставляются пины, которые играют роль осей. Сверху пины скрыты цилиндрическими роликами.
Скрепляются эти детали внешними пластинами, по форме повторяющими внутренние.
Как видно из этого описания, в каждой велоцепи огромное количество подвижных деталей, которые всегда должны иметь возможность крутиться и скользить.
Если детали лишаются такой возможности, мы уже можем говорить о проблемах с цепью. Чтобы таких проблем не допустить, за этим велосипедным элементом нужно регулярно ухаживать. О том, как это делается, мы поговорим далее.
Чтобы велосипедная цепь служила вам максимально возможный срок и не огорчала своими недугами, регулярно нужно чистить и смазывать этот элемент. Это совершенно несложные манипуляции, справиться с которыми сможет даже ребёнок. Однако отметим, что уход за цепью подразумевает использование токсичных средств. Работа с ними возможна только под присмотром взрослого.
Как мыть?
Для начала давайте разберёмся, как производится чистка цепи велосипеда.
Как часто?
Строгой регулярности чистки цепи велосипеда не существует. Однако, даже не имея углублённых знаний об этом элементе, можно понять, что чем чаще он чистится, тем лучше.
Бывалые велосипедисты рекомендуют производить чистку велоцепи после каждой прогулки.
При бережной эксплуатации вы можете делать это реже. Но помните, что при поездках по песку, пыльным неасфальтированным дорогам и растительности с чисткой затягивать не стоит.
Что использовать?
Сейчас на прилавках спортивных магазинов можно встретить специальные средства для чистки цепей. Однако регулярная покупка таких химикатов может отрицательно сказаться на вашем бюджете.
Намного более дешёвым вариантом являются керосин и уайт-спирит.
По старинке многие используют бензин. Однако профессионалы им пользоваться не рекомендуют.
Способы
Мыть цепку можно вручную или с использованием специальной машинки. Да, для чистки цепи существуют специальные стиральные машинки. В них заправляется очиститель, а после этого устройство надевается на велоцепь и начинает стирать.
Удобство этого способа в том, что вам не придётся соприкасаться с химикатами, и в том, что для чистки не нужно снимать цепь. Однако такие устройства есть далеко не у всех.
Для ручной стирки снимите цепь, наберите в неэмалированную посуду очистителя и положите в него деталь. Дайте ей отмокнуть хотя бы на протяжении сорока минут.
Затем хорошо поболтайте её в посуде палочкой или пальцем (если работаете в перчатках).
Некоторые места придётся прочистить щёткой. Также можно использовать шприц, чтобы обеспечить напор очистителя на трудные участки.
После этих манипуляций можно будет считать, что цепка достаточно чистая.
Но мы обращаем ваше внимание, что на велоцепи, которая только что прошла чистку, ездить нежелательно. Её нужно смазать.
Смазка
Цепь смазывают либо сразу после мойки, либо после того, как снаряд проехал 100–150 километров. Провести смазку необходимо и в том случае, если цепь начала трещать.
Чем смазывать?
Вариантов смазок для цепи существует несколько. В идеале, используемое вещество должно обладать достаточной текучестью, чтобы пробраться в труднодоступные места, но быть не слишком жидким, чтобы не стечь с деталей.
Смазка не должна смываться водой и вступать в реакцию с металлами.
Существует несколько распространённых видов смазок велосипедных цепей:
- Густые. Далеко не самый хороший вариант. Вы и сами поймёте это, когда попытаетесь нанести такое вещество на сложные участки цепи.
- Жидкие. Не вызывают нареканий при использовании в тёплом помещении. Однако чем ниже температура, тем гуще становятся такие смазки. Продаются в специальных тюбах с острым концом, чтобы удобно было наносить жидкость на трудные участки.
- Двухкомпонентные. Первым компонентом является густая смазывающая смесь. Вторым — растворитель. Неудобны тем, что после смазки эксплуатировать цепь можно будет только через несколько часов.
- Аэрозоли. Один из самых удобных вариантов смазывания труднодоступных мест. Минусом является то, что капли спрея могут попадать не только в конкретное место, но и долетать до колёс, пола, стен, одежды и прочих окружающих объектов.
Как смазывать?
Смазывается цепь с внутренней стороны. Это делается потому, что с внешней стороны на смазку налипает пыль и песок, что способствует слишком скорому засорению этого элемента.
Наносится смазывающее вещество только на ролики. Не нужно пытаться омыть маслянистой жидкостью каждую пластину.
При использовании смазок с растворителем после обработки велоцепи нужно дать несколько часов покоя, чтобы вещество обрело нужную консистенцию.
Это были все правила ухода за велосипедной цепью. Если вы знаете хитрости, касающиеся того, как продлить срок службы этого элемента, поделитесь своими знаниями в комментариях.
С развитием велопромышленности новые модели становятся более сложными и совершенными. Теперь велосипеды состоят из большого количества важных и дорогих механизмов. Одним из таких является вилка, выбор которой может оказаться намного сложнее, чем вы себя представляли.
Как заклеить камеру велосипеда. Как правильно заклеить колесо в домашних условиях, какие инструменты нужны для заклеивания колеса, какой использовать клей, как заклеить колесо без клея.
Для чего нужна защита цепи велосипеда? Во время поездок в цепь велосипеда могут попадать посторонние предметы, песок, грязь — всё это приводит к деформациям и износу. Как защитить цепь от преждевременного износа? Делаем защиту цепи своими руками.
Смазка цепи велосипеда
Вопрос обслуживания цепи велосипеда является одним из самых неоднозначных, существует огромное количество мнений чем и когда смазывать, как лучше производить чистку и когда менять цепь. Но все все опытные велосипедисты сходятся в одном — цепь должна быть чистая и смазанная!
Срок проведения очередного обслуживания цепи варьируется от стиля катания: для людей катающихся только в выходные дни по асфальту он будет одним, а тем кто любит длительные поездки за город, да еще и по пересеченной местности другим. Правило которое неизменно для всех — цепь должна быть чистой и смазанной. В идеале цепь надо обслуживать после каждой поездки по грязной и пыльной дороге. Пыль и песок, проникая в звенья цепи, создают излишнее трение и сильно ускоряют ее износ.
Чем чистить цепь
В настоящее время существует огромное множество различных моющих средств (очистителей) цепи велосипеда, они очень хорошо очищают ее от грязи, но достаточно дорогие. Помимо моющих средств можно использовать обычные растворители, которые продаются в хозяйственных магазинах (керосин, уайт-спирит и др., а вот бензин не рекомендуется), но имейте в виду, что их использовать лучше вне помещений. Некоторые велосипедисты пользуются для очистки цепи обычной водой и мылом, а также неабразивными моющими средствами (например Фейри), но после такой чистки цепь следует быстро просушить, пока на ней не образовалась ржавчина.
Как чистить цепь
В магазинах продаются машинки, которые позволяют чистить цепь не снимая ее с велосипеда, чаще всего к ней в комплекте прилагается моющее средство. В эту машинку можно заливать и керосин и уайт-спирит (бензин может растворить пластмассу). Если цепь сильно загрязнена, тогда придется провести процедуру очистки несколько раз, каждый раз используя новую порцию моющего средства.
К каждой машинке прилагается инструкция по использованию, так что я не буду здесь расписывать порядок действий при работе с машинкой.
Если машинки нет, тогда придется снимать цепь и промыть ее в ванночке с моющим средством. Труднодоступные места, в данном случае, следует прочищать щеткой (купить в магазине специальную или использовать старую зубную щетку). Этот способ удобен если цепь разъемная, а если нет, тогда каждая операция по съему цепи будет сокращать срок ее службы, в данном случае стоит приобрести машинку.
Чем смазывать цепь
Частота смазки цепи, также, зависит от условий в которых эксплуатируется велосипед. Чем больше грязи, пыли, песка, тем чаще приходится ее проводить. Смазывать цепь нужно внутри роликов, если смазка останется снаружи цепи, тогда грязь будет лучше прилипать к ней. Поэтому после смазки цепь необходимо протереть насухо.
Хорошая смазка для велосипедной цепи должна легко проникать в труднодоступные места, но при этом не должна вытекать наружу. Не должна вымываться водой, не должна вступать в химические реакции с металлами и т.д. К хорошей смазки цепи очень много различных требований.
В магазинах продается множество разнообразных типов смазок для цепи велосипеда. Всех их я не буду рассматривать, опишу только основные типы:
- Аэрозольные смазки цепи — продаются в аэрозольных баллончиках, хорошо проникают в самые труднодоступные места цепи, часто попадает не туда, куда нужно (на обода, покрышки и т.д.), поэтому наносить нужно очень аккуратно;
- Жидкие смазки цепи — продаются в флаконах-масленках, благодаря которым смазку легко наносить в промежутки между роликом и боковой пластинкой звеньев цепи. Но, большинство таких смазок плохо переносят морозы и густеют, что усложняет процесс их нанесения.
- Двухкомпонентные смазки цепи — продаются в флаконах-масленках. Данный тип смазки — это попытка создать сразу и густую и жидкую смазку. Представляют собой густую смазку, разведенную в растворителе. При нанесении на цепь смазка легко проникает в необходимые места, затем растворитель испаряется, а внутри остается густая смазка. После ее нанесения необходимо дать время растворителю выветриться, поэтому сразу покататься на велосипеде не получится, придется ждать несколько часов.
- Густые смазки цепи — продается в банках или тюбиках. Очень плохо подходят для смазки цепей велосипеда, но ее очень сложно доставить в нужное место — внутрь ролика. Некоторые велосипедисты для этого варят цепь погруженную в эту смазку, а затем насухо протирают ее снаружи. Этот процесс плохо похож на смазку цепи и я вам его не советую.
Как смазывать цепь
Производить смазку цепи необходимо тогда, когда цепь начинает поскрипывать (в среднем каждые 100-150 км). Смазку наносить следует только на чистую цепь, в идеале она должна быть промыта на столько, чтобы при изгибании ее не было песочного хруста. Далее цепь нужно просушить, после чего приступать к смазке.
Наносить жидкую или двухкомпонентную смазку можно на цепь не снимая ее с велосипеда. Капаем из масленки или шприца в промежуток между роликами о стенками звеньев цепи и повторяем эту операция для каждого звена поочередно. Если смазка попадет на тормозной диск, обод колеса или покрышку ее необходимо удалить сухой тряпкой.
После смазки всех звеньев прокрутите педали в обратном направлении пару минут, а затем протрите цепь и звездочки тряпкой насухо.
Источники:
https://spac.in.ua/stati/remont/transmissiya-velosipeda/smazka-tsepi-velosipeda/
https://velomajor.ru/poleznye-stati/ukhod-i-zashchita-velosipeda/kak-i-chem-myt-velosiped/
https://aktsport.ru/velosiped/uhazhivat-za-tsepyu-na-velosipede.html
http://velosreda.ru/chistka-i-smazka-tsepi-velosipeda