Как обслужить и чем смазать цепь велосипеда и другие основные узлы?
Казалось бы, какое обслуживание нужно обычному велосипеду – это ведь не автомобиль, где обязательны контроль и периодические смены расходных материалов и деталей. Однако если даже мельком взглянуть на нынешние веломашину, можно убедиться в том, что современные технологии не обошли эту отрасль стороной – здесь и сложные системы, и совершенные материалы. И все это нуждается в правильном обслуживании, а в первую очередь – в смазочных процедурах.
Какие узлы нуждаются в смазке и как правильно смазать велосипед?
Грамотное обслуживание позволит не только избежать нежелательных поломок, но и максимально продлить срок службы двухколесной машины. Каждый узел обрабатывается с различной периодичностью, с применением определенных типов смазки. Но некоторые механизмы вообще не нуждаются в подобных «масляных» процедурах, даже более того – они им противопоказаны, например, дискам, ободам и тормозным колодкам.
Кроме этого, нужно знать, чем смазать цепь велосипеда, а также другие его важные узлы, ведь применение однотипного смазочного материала невозможно по причине различных условий работы агрегатов. Поэтому верный подбор смазки гарантирует безаварийное функционирование и долговечность механизмов.
Основные части байка, которые нуждаются в смазочных работах:
- подвижные звенья цепной передачи;
- переключатели передач и их подвижные части;
- рубашки тормозных тросиков;
- ролики заднего переключателя передач;
- колесные втулки;
- рулевая колонка;
- каретка.
Последние три узла сложны не только в конструктивном отношении, но и требуют определенных навыков по их регулировке, поэтому есть смысл хорошо подумать, прежде чем приступать к самостоятельному обслуживанию.
Какие смазочные материалы можно использовать?
Любой начинающий байкер перед тем, как смазать велосипед, должен знать, что <strongсмазки в зависимости от предназначения делятся на несколько типов>:
- Специальное жидкое масло – обеспечивает бесперебойную работу цепей любых видов, тормозов и амортизационных систем.
- Двухкомпонентная аэрозольная смазка – используется для обработки резьбы и тросов; основное преимущество состоит в возможности работы в труднодоступных местах при помощи распыляющего эффекта. Содержание керосина позволяет открутить заржавевшие или загрязненные узлы. Наиболее известные марки: LM40 и LM47.
- Пластичная смазка – смазывание и уплотнение соединений.
- Смазочный материал с содержанием кальция – обработка разборных узлов, хорошо держится на поверхности деталей. Популярные марки: «Солидол» и «Униол».
- Литийсодержащая смазка – многоцелевой материал с активными присадками для обработки подшипников, имеет водоотталкивающие свойства. Самые известные марки: «Литол-24», «Фиол» и «Lithium Grease».
Периодичность смазки узлов веломашины
Смазочные материалы пластичной консистенции способны сохранять свои свойства и обеспечивать работу шарикоподшипников довольно долгое время, поэтому их замена в среднем производится раз в год. Однако в случае эксплуатации байка в пыльных условиях или в сырую погоду рекомендуется производить замену через 1000-1500 км пробега.
Любой новичок задается не только вопросом, чем лучше смазать цепь своего велосипеда, но и когда это нужно делать. Обычно при интенсивном режиме эксплуатации процедуру обработки необходимо производить не менее двух раз за сезон. Со временем можно будет определять время смазки на слух – если цепная передача под нагрузкой «свистит» или «звенит», то пора мазать.
Периодичность смазочных работ для основных узлов байка:
- втулки колес и подшипники педалей – 2 раза в сезон;
- ноги вилки – через 150-200 км пробега;
- ролики заднего переключателя – через 1000 км пробега;
- переключатели скоростей – через 500-700 км пробега;
- тормозные ручки, рычаги и манетки – 1-2 раза в год.
Смазочные материалы с содержанием графита (например, «Усса») отличаются высокой долговечностью, даже после выработки вязкой основы графит продолжает выполнять свои функции. Особенно хороши такие смазки в узлах, подвергающимся нагрузкам.
Что касается кареточного узла, то при наличии обычной втулки (но не картриджа) нужно следить за ее состоянием и обрабатывать не меньше, чем 2-3 раза за весь сезон. В противном случае износ и заклинивание подшипников гарантировано. Перед работой обязательно нужно очистить детали от грязи и старой смазки.
Главный вопрос: как и чем можно самостоятельно смазать цепь велосипеда?
Один из важных компонентов цепной передачи требует наиболее особого и тщательного ухода. При грамотном обслуживании цепь средней ценовой категории способна отслужить около 120-1500 км, более дорогие образцы без проблем работают до 3000 км пробега. Теперь более детально о методах поддержания этой детали в рабочем состоянии.
Очистка
Любой опытный велолюбитель знает, что перед тем, как смазать самостоятельно велосипед, следует предварительно очистить все его узлы. Не является исключением и цепная передача. «Дедовский» способ промывки в керосине применим и поныне, но он требует демонтажа цепного гибкого элемента, что для современных байков сделать затруднительно. Тем более, требуется последующая регулировка системы, что для начинающих сделать затруднительно.
Здесь на помощь приходит технический прогресс – цепемойка, с помощью которой даже начинающий может без проблем справиться с обслуживанием узла цепной передачи. В машинке для чистки используются обычные моющие средства типа Fairy, керосин или же уайт-спирит.
Процесс выполняется следующим образом:
- установить цепь на средние звезды;
- закрепить байк так, чтобы можно было свободно вращать педали;
- зафиксировать цепемойку, заправленную чистящим веществом (около 50 мл), на нижнем участке цепной передачи;
- придерживая корпус механизма очистки левой рукой, вращать педали правой рукой назад в течение 1-2 минут;
- отсоединить цепемойку, промыть ее и повторить циклы 3-5 раз до полной очистки элементов;
- протереть цепь и дать ей высохнуть.
Среди производителей таких механизмов для чистки хорошо зарекомендовали себя такие марки, как:
- Barbieri;
- Bike Hand;
- Birzman;
- Kettenmax.
Используемые смазки
Прежде, чем смазать цепь велосипеда, стоит поподробнее разобраться со смазочными материалами для этого процесса. Сразу нужно обратить внимание на то, что аэрозольные баллоны со смазочной смесью хоть и удобны в применении, но работают малоэффективно по причине распыления. Но для походных условий они, конечно, незаменимы.
Вот что используют опытные велосипедисты:
- тефлоновая смазка – наносится тонким слоем, высокая устойчивость к трению;
- силиконовая смазка – практична в работе, имеет высокую сопротивляемость влаге и прилипанию пыли;
- восковая смазка – по эффективности и свойствам близка к тефлоновой, требует тщательной предварительной чистки элементов цепи.
Наиболее известные бренды:
- Finish Line;
- White lightning;
- Pedro’s;
- Weldtite.
Процесс нанесения смазки
Любой более-менее опытный велолюбитель, знающий, как лучше смазать цепную передачу велосипеда, скажет, что первейшая задача – это добиться, чтобы смазка, попавшая на заклепку, прошла между пластинами внутрь втулки.
В результате процесса смазываются следующие элементы цепи:
- контактное пространство внутренних и внешних пластин;
- внутренняя плоскость ролика;
- место трения заклепок изделия о пластины.
Отсюда можно сделать вывод, что наносить смазку лучше всего с внутренней стороны звена, это позволит уменьшить ее загрязнение.
Ознакомившись с теорией, приступаем к практике:
- установить цепь на средние звездочки;
- обработать нижний сектор с внутренней стороны;
- переместить сектора проворачиванием педалей и обработать смазкой оставшиеся места;
- провернуть педали для равномерного распределения смазочного материала;
- устранить остатки масла ветошью.
Для удобства начало обработки можно отметить маркером.
Итого
Особое внимание следует уделить периодическому обслуживанию велосипеда, особенно смазке его рабочих узлов. Цикличность обработки каждого из них зависит от условий эксплуатации, в частности, цепная передача нуждается в смазке не реже 2-3 раз за сезон. Обязательным этапом является предварительная чистка, что выполняется в емкости с керосином или моющим средством. Однако новичкам, да и не только им, перед тем, как смазать собственный велосипед, желательно приобрести цепемойку – это значительно упростит выполнение процедуры.
Для обработки байка начального уровня вполне подойдут смазки с соединениями лития. Это объясняется тем, что в этой технике мало деталей из алюминиевых сплавов и эксплуатируются они далеко не в экстремальных условиях. Они не дороги, но есть недостаток – необходимость повтора процедуры смазки каждые 100-150-км пробега. Несколько дороже обойдется смазочный материал с тефлоновыми соединениями, но и пробег после такой обработки увеличивается до 500 км независимо от условий.
Обслуживание велосипедной цепи.
Цепь надо мыть после каждого катания по грязной или пыльной местности.
Песок и глина, попадая в звенья цепи, резко ускоряют ее износ.
Если вы оставите цепь грязной на несколько дней, то на ее звеньях появится ржавчина.
Чем мыть цепь?
- Специальные моющие средства — очистители цепи.( Хорошо чистят, но дорогие)
- Растворители, керосин, уайт–спирит. (Продаются в хоз. магазинах, хорошо чистят но сильно воняют. поэтому чистить надо на уличце)
- Мыльные растворы типа Фэри. (чистят средненько, не воняют, но после них надо промывать цепь обычной водой)
- Просто протереть тряпкой (Очистит плохо, но зато легко и быстро, подходит для несильно загрязнённых цепей)
Бензином мыть — не рекомендуется.
Почему цепь вытягивается?
Велосипедисты часто говорят о том, что цепь «вытянулась», так как будто пластины цепи деформировались от циклических нагрузок при педалировании. На самом деле цепь удлиняется не так. Основной причиной удлинения цепи является износ металла в местах трения заклепок о стакан в процессе того, как звенья цепи поворачиваются относительно друг друга при набеге и сходе со звездочек.
Чистка цепи.
Два способа мыть цепь
Традиционный способ состоит в том, что цепь снимается с велосипеда и моется в растворителе. Если вы хотите мыть цепь, сняв ее с велосипеда, то лучше всего приобрести специальное разъемное звено.
Такое звено позволяет снимать и надевать цепь без инструментов.Можно использовать емкость с растворителем и зубную щетку для чистки снятой цепи в тазике. А можно использовать пластиковую бутылку: наливаем в неё растворитель или керосин, кладём цепь и хорошенько трясём.
Другой способ состоит в том, что вы моете цепь, не снимая ее с велосипеда с использованием приспособления для чистки цепи. Такое приспособление представляет из себя коробочку, через которую пропускается нижняя ветвь цепи. Внутри коробочки находятся щетки и ролики, которые изгибают и чистят цепь, пропуская ее через растворитель.
С одной стороны, когда моют цепь, сняв ее с велосипеда, то, как правило, используют больше растворителя, чем помещается в приспособление для чистки цепи. Поэтому и грязи раствориться может больше.
С другой стороны, приспособления для чистки цепи вращают ролики и изгибают цепь. Такой способ способствует более глубокой очистке цепи. (От переводчика. Но все же лучший способ очистки цепи — ручной с использованием щеточки и растворителя.)
Что надо смазывать в цепи?
Смазка должна находиться под роликами цепи. Снаружи цепь смазывать не нужно — смазка только наберет на себя много грязи и пыли, которая проникнет внутрь цепи, под ролики. Поэтому после смазки цепь должна оставаться сухой снаружи.
Что такое хорошая смазка?
- Хорошая смазка должна легко проникать в труднодоступные места (должна быть жидкой)
- Смазка не должна вытекать (значит, она должна быть густой).
- Не вымывается водой
- Не должна вступать в химические реакции с металлом, из которого сделаны звездочки
То есть хорошая смазка для цепи — это всегда компромисс
Чем смазывать?
Аэрозольные смазки
Поставляются в аэрозольных баллончиках. На безрыбье можно применять отечественное масло УНИСМА или импортное WD40.
Плюсы: аэрозоль умеет проникать в самые труднодоступные места смазываемого узла.
Минусы: часто получается, что аэрозольная смазка попадает не туда, где она нужна, а как раз наоборот, где она совсем не нужна (на обода, покрышки, и пр).
Жидкие смазки
Поставляются в флакончиках–масленках. В принципе, можно использовать автомобильное трансмиссионное масло.
Плюсы: точечное применение. Используя медицинский шприц, можно капнуть маслом точно в промежутки между роликами и боковыми пластинами звеньев.
Минусы: не все, но многие такие смазки на морозе густеют, и не могут попасть в нужное место цепи.
Двухкомпонентные смазки
Поставляются в флакончиках–масленках. Это — попытка убить сразу двух зайцев и сделать смазку одновременно густой и жидкой. Такое масло представляет собой густую смазку, разведенную в растворителе, так, что оно является жидкостью (консистенция — как у воды). При смазке такая жидкость легко затекает под ролики цепи. Потом растворитель испаряется и внутри остается густая смазка.
Плюсы: как и у всякой жидкой смазки, возможно точечное применение.
Минусы: требуется время для высыхания растворителя, то есть после смазки кататься можно только через несколько часов.
Пример двухкомпонентной смазки — White Ligthning. Как написано в аннотации, если смазать этим маслом чистую цепь, то потом не обязательно ее мыть перед каждой смазкой — White Ligthning, высохнув, не пускает грязь внутрь. Но смазывать надо часто (через каждые 50–100 км).
Густые смазки
Поставляются в банках или тюбиках. Пример такой смазки — ЛИТОЛ–24. В принципе, их тоже можно использовать для цепей, но у таких масел есть огромный минус — очень трудно доставить масло в нужное место цепи. Можно, конечно, проварить цепь в горячем масле, но тогда придется, во–первых для каждой смазки снимать цепь с велосипеда, а потом, перед установкой, чистить ее снаружи… Получается, что густые масла для цепи подходят слабо.
Смазка для велосипедной цепи
Цепь состоит из множества деталей, поэтому считается сложным механизмом. От ее состояния зависит насколько бесшумным и легким будет ход велосипеда, поэтому ее нужно содержать в надлежащем порядке, не забывая регулярно смазывать. Смазка для велосипедной цепи считается лучшей, если легко проникает между осями звеньев и роликами, но не вытекает назад, не смывается водой.
Одновременно с этим, смазка не вступает с металлом звезд в реакцию. Найти компромисс сложно, но можно – следует применять смазки известных компаний.
Обслуживание цепи велосипедной и правильная смазка
Обслуживание этого узла считается одним из сложных в веломеханике. Как, когда и чем цепь смазывать? Эти вопросы решает каждый индивидуально, но в одном убеждены все – грязная цепь способствует быстрому износу звездочек и в целом системы, снижает легкость хода.
В чистоте ее поддерживать легче тем, кто ездит по асфальту или совершает редкие прогулки. А вот грязные дороги, по которым приходится ездить любителям продолжительных велопоходов, ее сильно загрязняют.
Видео: Чем смазать велосипедную цепь
В идеале ее мыть положено после каждой прогулки, чтобы в звенья не попадал песок, влага, грязь, которые приводят к образованию ржавчины.
Зачем смазывают велосипедную цепь и как?
Смазка необходима, во-первых, чтобы продлить срок эксплуатации цепи. Для справки: не регулярно обслуживаемая цепь «живет» 1000 км, а «ухоженная» — втрое дольше. Во- вторых, чтобы не возникало скрипа, вносящего дискомфорт. Смазку наносить можно кисточкой или машинкой для чистки цепи, обращаться на автомойки или очищать, поместив в пластиковую бутылку с очищающей жидкостью.
Машинка от Park Tool
Что использовать для мытья?
Сегодня масса очищающих средств имеется в продаже, но цена их достаточно велика, поэтому чаще прибегают к растворителям: уайт-спирит, керосину, продающимся в хозяйственных магазинах –, продающимся в хозяйственных магазинах. Но пользоваться в помещении ими нежелательно.
Порой рекомендуют использовать для мыться моющие средства (в частности Фейри) или мыльный раствор. Вариант допустимый, но не желательный, поскольку после такой процедуры нужно высушить цепь очень быстро, чтобы не дать ей заржаветь. В крайнем случае, ее протирают сухой салфеткой.
Как проводить смазку?
Как всем механизмам, цепи нужна периодическая смазка. Но выполнять смазку нужно грамотно. Когда слетать цепь на велосипеде через каждые 100 км или поскрипывать во время кручения педалей, значит, пришла пора смазки.
Масла для смазки цепи велосипеда жалеть не нужно, но и усердствовать чрезмерно не стоит, поскольку излишки ее вытекут и загрязнят детали велосипеда. Если же смазка попадет куда не нужно, то может сослужит плохую службу.
Перед смазыванием, обязательно очищают детали от отслужившей срок смазки, пользуясь зубной щеткой и обычной водой, подаваемую под напором. Это самый простой вариант, но есть и другой: цепь снимают, помещают в пластиковую бутылку, предварительно налив в нее моющее средство, и интенсивно взбалтывают, затем, просушивают.
Порой проблема с цепью застает в дороге: слетела, разъединилось или вышло из строя звено. В первом случае это не вызовет затруднений, поскольку ее легко вернуть на место. Если же она разъединилась, нужно удалить поврежденные звенья и вновь соединить концы и подвигать ими в стороны, чтобы увеличить пластичность.
Лучше, однако, не переключаться в момент интенсивного кручения педалей.
Наносить смазку правильно означает использование одного из способов:
- капельного, подразумевающего длительный процесс капания на все сочленения звеньев;
- аэрозольного, распыляющего смазку за секунды, но позволяющее ей попасть на тормозной диск, колодки, обод, что не желательно, поскольку привести может к отказу тормозов;
- применения двухкомпонентной смазки, являющейся очень густым маслом, разведенным в растворителе. Наносится она быстро, легко проникает внутрь звеньев, а после испарения растворителя образует плотный масляный слой.
Необходима смазка в местах, где происходит трение в момент изгиба звеньев: на заклепках, трущихся о внутренние пластины, между ними и внешними пластинами, на внутренней поверхности валика.
Виды смазочных материалов
Когда цепь движется по звездочкам, возникает трение, приводящее к ее износу. Значит, главное правило, обеспечивающее ей продолжительны срок службы – регулярная очистка и нанесение смазки. Какую применить смазку, зависит от условий погоды, предпочтений велосипедиста и дальности путешествия.
В сухую погоду достаточно проводить смазку после пройденных 100 км. Вдвое чаще это делают в дождливую погоду, используя соответствующий смазочный материал — для влажной среды.
Если же появились посторонние звуки, нужно смазывать немедленно, не придерживаясь указанных нормативов.
Цепь велосипедную нельзя смазывать чем-угодно, что не предназначается для велосипеда: машинным отработанным маслом или подсолнечным, иными заменителями. Подойдет смака, изготовленная на основе PTFE, в народе называемая тефлоном, или биоразлагающаяся, помогающая природе справиться с химией, смытой на землю.
У односкоростных велосипедов стоит негибка цепь, в отличие от многоскоростных, у которых спереди установлена пара звезд и еще 7-9 сзади, по которым она и перемещается, когда велосипедист нажимает на ручку переключения передач. Для того, чтобы не допустить провисания, существует подпружинный ролик, натягивающий цепь.
Однако, со временем, она все же растягивается или приходит вовсе в негодность. В последнем случае, необходима замена.
Иногда касается она велосипедной цепи и деформированной кассеты. Для постановки цепи на велосипед, следует определить ширину, а затем отправляться в магазин. Перед установкой, переключают ее на самые маленькие задние и передние звездочки.
Одевая цепь на велосипед, важно ее правильно установить на натяжные ролики: справа находиться должен верхний, а нижний — слева. Следующий шаг – соединение разомкнутых звеньев и заправка цепи в выжимку с последующей фиксацией винтом, называемым прижимным.
Теперь приходит очередь запрессовки оси, для чего следует вращать выжимную рукоять. Если она в отверстие погрузится полностью — все действия выполнены верно. Можно вынуть ее из выжимки, чтобы проверить, не заедает ли она при изгибе.
Рекомендуем:
- Какое детское сиденье на велосипед на раму выбрать? и его причина : причина и решение
Сложности возникают и при снятии. Для того, чтобы ее снять без ущерба, вновь потребуется выжимка, купить которую можно в любом веломагазине. Чтобы выдавить пин, ручку крутить следует осторожно, прекратив действия, когда он почти выдавится. Нельзя допустить, чтобы пин был полностью выдавлен, потому что, в этом случае, его крайне сложно вставить.
Мгновенно проводить съем и установку велосипедной цепи поможет специальный замок, называемый звеньевым.
Важно: поскольку велосипедная цепь должна быть смазанной всегда, чтобы срок ее службы был максимально долгим, не нужно выбирать тягучую смазку, но не слишком густую, чтобы меньше цеплялась грязь.
Помимо загрязнений и недостаточной смазки на состояние цепи влияет установка спереди и сзади больших звездочек. Она, в таком случае, перекашивается, а заметить это при визуальном осмотре нельзя.
Выбираем цепь правильно
Руководствоваться при выборе велосипедной цепи нужно числом звезд на конкретном транспортном средстве. Если их 5 – правильным выбором будет стандартная велосипедная цепь, ширина которой 2,4 мм. Если звезд больше – 6 или 7, отдать предпочтение нужно более качественно велосипедной цепи, стоить которая, понятно, будет дороже.
Для 8 звезд и ее недостаточно. В этом случае выбирают дорогую и гибкую.
Если же не придерживаться этих правил, заменяя их дешевыми вариантами, то придется часто производить замену и, вероятнее всего, одновременно менять кассеты.
Очень важно при выборе, чтобы параметры покупаемой велосипедной цепи соответствовали той, которая была установлена.
Прежде всего у них совпадать должна ширина, да и марку желательно использовать ту же. Название производителя найти можно на пластинах, предварительно хорошо очистив старую велосипедную цепь. Наиболее популярными являются такие производители: Sachs, Sedis и Taya.
Иногда о качестве свидетельствует маркировка, для которой служат цифры. Чем больше числовой показатель, тем качественнее изделие. Определяют качество и по окрасу: высококачественные велосипедные цепи имеют золотой цвет.
Еще важна длина велосипедной цепи, от которой зависит точность переключения скоростей. Но, этому параметру почему-то недостаточно внимания уделяет даже производитель, устанавливая цепь, длина которой больше оптимальной.
Но с этой проблемой еще можно бороться, уменьшив число звеньев. Гораздо сложнее, если длина коротковата. И привести это может к непоправимым последствиям: не получится переключить передачу в нужный момент, сломается переключатель, который сломает еще спицы в колесе, порвется сама велосипедная цепь.
Где купить хорошую цепь?
Современный рынок «не жалуется» на сортамент. Но на нем есть и сомнительные, малоизвестные производители, продукция которых (в данном случае – велосипедные цепи) не удовлетворяет требованиям качества. Поэтому, покупать рекомендуется в магазинах, специализирующихся на продаже такого товара.
Почему слетает цепь?
С этой проблемой сталкивались многие велосипедисты, если не каждый.
Причин ее много:
- недостаточное натяжение (относится к односкоростным байкам и с регулируемой трансмиссией);
- деформация зубьев (даже одного) в любой из звездочек (задней или передней);
- искривление звеньев (нескольких или одного);
- изношенность цепи;
- погрешности в настройке переключателей.
Решить проблему, связанную с недостаточным натяжением велосипедной цепи для велосипеда без передач, несложно. Нужно всего-то, открутит гайки, которые находятся на оси заднего колеса, и потянуть его слегка на себя, закрутить гайки, контролируя, чтобы колесо вновь не сместилось к центру.
На скоростном велосипеде бороться с аналогичной проблемой сложно. Чтобы ее устранить придется изрядно попотеть, потому что, нужно будет заменить переключатель, в котором стоит пружина, отвечающая за натяжение велосипедной цепи. От длительной эксплуатации ее упругость снижается, что и ведет к описываемой проблеме.
Искривление звеньев – редкая проблема, но к ней нужно быть готовым. Для устранения есть два выхода – замена велосипедной цепи и исправление искривления при помощи выжимки. Способ не подходит для велосипедов с нерегулируемой трансмиссией. Но и для моделей с переключателями скоростей он подходит лишь в качестве временной меры.
Деформация зубьев
Причина ее в ударах или сильном износе. Решение –замена кассеты новой.
Растянутая цепь
Провисание происходит это из-за износа велосипедной цепи, что не позволяет пружине уже ее натянуть до нужной длины. Единственным решением является замена, поскольку восстановить упругость не представляется возможным.
Неправильно настроенные переключатели
Эта проблема актуально только для велосипедов с передачами. Ее заметить легко: при кручении с большой силой педалей, но не нажимании на лепесток манетки, цепь перескакивает на другую передачу. Чтобы ее устранить следует переключатели настроить максимально точно при помощи болтов на корпусе.
Если велосипедист не желает столкнуться с описанными проблемами, приводящими к травмам, перед каждым выездом следует проверять трансмиссию.
Как правильно смазывать цепь велосипеда
Велосипедная цепь: правильно смазывать – хорошо ехать
Правильное обслуживание – обязательное условие безотказной работы велосипеда. Когда счет сезонному пробегу идет на тысячи километров, износ трансмиссии будет напрямую зависеть от правильного ухода. Если велосипед служит транспортным средством, смазывание цепи становится ключевым вопросом.
Велосипедная цепь уникальна. В основе каждого звена находится ось, которая называется пин. На нее надевается цилиндрическая деталь – стакан, во время движения он контактирует со звездочками кассеты и системы. Звенья соединяются друг с другом боковыми пластинами. Удивительно, что в цепи нет заклепок или резьбовых соединений. Более четырехсот деталей соединены за счет силы трения и пластичности металла.
Задача смазки состоит в том, чтобы ослабить силу трения между пином и стаканом. В том, что касается смазывания цепи, у каждого велосипедиста свои рецепты.
Но есть простые правила, против которых сложно спорить:
- Перед смазкой цепь надо очищать от загрязнений;
- смазка должна соответствовать условиям и стилю катания;
- наносить смазку следует в нужные места и в нужном количестве.
Правило №1. Смазывать чистую цепь
В средней статистической цепи велосипеда около 110 звеньев. Расточка каждого пина на 0, 01 мм будет удлинять цепь на 1 мм. Растянутая цепь не может точно лечь на звездочки. Она растачивает их под себя, и даже новая цепь ужу не будет работать правильно.
Смешиваясь с пылью и песком, смазка превращается в абразив, который точит трущиеся детали. Неплохо после поездки вытирать налипшую пыль влажной тряпкой. Чтобы не допустить скопления грязи в сочленениях цепи, надо тщательно очищать цепь перед смазкой. Можно капнуть уайт-спиритом на каждый пин, и убрать тряпкой выделившуюся грязь.
Для очистки велосипедной цепи можно воспользоваться специальной машинкой. Она состоит из пластикового контейнера, в который заливают растворитель, и нескольких щеток внутри его. Удобство машинки в том, что нет нужды снимать цепь, а вся грязь и растворенная старая смазка остается в контейнере. При катании по асфальту такой очистки вполне достаточно.
Импровизированное приспособление для очистки цепи велосипеда можно сделать из двух зубных щеток. Щетки обращаются щетиной друг к другу и скрепляются скотчем или изоляционной лентой. Обмакивая щетки в растворитель, пропускают цепь между ними.
Самый радикальный способ очистки – это снять цепь и погрузить ее в органический растворитель. В качестве растворителя используют уайт-спирит, керосин, бензин. Мыть цепь велосипеда следует до тех пор, пока стекающий с нее растворитель не станет чистым. При сгибании чистой цепи не должно быть слышно хруста.
Делать это часто нет необходимости. Мыть цепь велосипеда имеет смысл при катании по пересеченной местности и бездорожью. Такое купание полезно, если велосипед долго стоял без использования, и старая смазка затвердела, насобирала на себя много пыли.
Правило №2. Использовать специальные велосипедные смазки
Велосипед, выезжающий в ближайший парк на полчаса в неделю, можно смазывать, как и чем угодно. Его цепь, тем более, если велосипед односкоростной, все равно будет долгие годы выполнять свою работу.
Многоскоростная велосипедная цепь, в отличие от односкоростной, сгибается не только по оси пинов, но и в боковой плоскости. Это позволяет переключать передачи, перенося цепь на соответствующие звездочки. Для нее не подходят машинные масла. Они предназначены для работы механизмов, изолированных от воздействия внешней среды. При переключении такая смазка как выдавливается из соединений за счет бокового сгибания, так и затягивается обратно. При этом она увлекает за собой налипшую на нее пыль и более крупные частицы. Это ускоряет износ.
Велосипедные смазки учитывают непростые условия работы цепи.
Идеальная смазка должна обладать следующим набором свойств:
- Хорошо проникать между трущимися поверхностями.
- Эффективно снижать силу трения металла.
- Не смываться водой.
- Отталкивать грязь.
- Не пачкать руки и брюки.
Доступными и популярными являются смазки на основе тефлона, синтетических масел и воска. Ориентируясь на свой стиль катания, можно подобрать оптимальную.
Тефлоновые смазки жидкие. Они отлично проникают в сочленения цепи, хорошо снижают силу трения и предотвращают налипание пыли. Недостатком является то, что смазка быстро истирается и смывается водой. Тефлоновые смазки идеальны для сухой погоды на шоссе и бездорожье. Выпускаются в бутылочках с дозатором или аэрозольных баллончиках.
Смазки на основе синтетических масел разнообразны. Они могут быть густыми и водоотталкивающим, или более жидкими для сухой погоды. По сравнению с тефлоном, они более водостойкие, но сильнее собирают на себя пыль и грязь. Эти смазки не застывают на морозе и подойдут для любителей зимнего катания.
Восковые смазки для цепей велосипедов также выпускаются для сухой и сырой погоды. Преимущество восковых смазок в том, что при их систематическом использовании не требуется очистка цепи. Когда старая смазка начинает отваливаться хлопьями, тогда сразу можно нанести свежую. Восковые смазки не пачкают руки и одежду. Актуально для тех, кто ездит на велосипеде на работу.
Правило №3. Правильно наносить смазку
Смазка должна попасть на трущиеся поверхности цепи велосипеда. Для этого наносить ее надо аккуратно на каждый пин. Из аэрозольного баллончика можно брызнуть и сверху и снизу. Обязательно минуту или две надо покрутить педали. Еще лучше переключать при этом скорости.
Выступившие наружу излишки смазки обязательно убираются тряпкой. Снаружи цепь велосипеда должна быть почти сухой, чтобы не собирать пыль.
Надо следить, чтобы смазка не попадала на тормозные поверхности. Для полной уверенности лучше протереть обода или тормозные диски обезжиривающим средством.
Существует еще много экзотических способов ухода за велосипедной цепью. Кто-то мажет майонезом, кто-то кипятит в парафине. Не стоит вдаваться в крайности. Простые правила помогут легкому ходу и безотказной работе велосипеда.
Чем смазывать цепь велосипеда
О том, как ухаживать за цепью велосипеда, знает каждый продвинутый велосипедист. Но начинающим велолюбителям не известно, что не каждая жидкость, пахнущая маслом, способна благоприятно взаимодействовать с цепью велосипеда. Чем смазывать цепь велосипеда, чтобы уберечь её от раннего износа и негативных последствий? Найти ответ на поставленный вопрос – цель подготовленной мною записи.
Зачем и чем смазывать цепь велосипеда?
Смазочные материалы предназначены для снижения трения в сопрягаемых деталях. Так, цепь велосипеда, находящаяся в постоянном движении, трется о звезды системы и кассеты, а также о ролики заднего переключателя и о стенки переднего. Все эти механические процессы приводят к износу запчастей.
Владельцу велосипеда стоит регулярно проводить техническое обслуживание для поддержания своего двухколесного транспорта в исправном состоянии. ТО может быть сведено к минимуму – регулярная чистка и смазка цепи. Смазывать цепь велосипеда, чтобы она работала равномерно, нужно специальными маслами, и тогда чрезмерное налипание грязи и «шелест» обойдут велосипедиста стороной.
Выбираем смазку для цепи
Чем и как смазывать цепь велосипеда, когда на рынке представлен широкий выбор смазочных материалов?! Разобраться в них можно, классифицировав по видам:
- Аэрозольные смазки – это смазочные материалы, предназначены для обработки движущихся материалов (цепи, шарниров переключателей, мест выхода тросиков из рубашек). Такие смазки представляют собой жидкое масло в аэрозольных баллончиках, оснащенных специальными трубочками, по которым впрыскивается жидкость. Аэрозольной смазкой хорошо смазывать труднодоступные места, она проста в применении и безопасна при перевозке в сумке/рюкзаке (масло не может просочиться через трубочку).
Использование аэрозольного баллончика не очень эффективно, потому как большая часть распыления попадает не на деталь, а на другие, расположенные рядом, детали. Возникает вероятность залить тормозные диски или ободья, а это, как известно, совсем нежелательно.
Как правило, аэрозольные смазки используют веломеханики в мастерской либо велолюбители, производящие ТО в домашних / гаражных условиях. Перевозить с собой пол-литровую емкость не очень удобно, особенно если это кратковременный или длительный поход.
Мифы о WD40. Ходят слухи, что средство WD40 является альтернативой велосипедным смазкам. Это не так. WD40 можно использовать только в качестве промывочного средства. Это техническая аэрозоль, предназначенная для вытеснения воды и растворения ржавчины в соединениях. Она имеет минимальную способность к смазыванию, потому не является смазочным средством велосипедной цепи.
- Жидкие смазки – это специализированные жидкие материалы, которые применяются для смазки цепи велосипеда. Такие вещества, как правило, удерживаются в удобных упаковках-бутылочках с дозатором или без него.
Различают двухкомпонентные смазки, которые состоят из густого масла и растворителя. После нанесения такой смазки на цепь растворитель испаряется, а густое масло остается в соединениях цепи.
Смазка для влажных погодных условий – еще один подвид смазочного материала. Таким смазкам свойственна густота. Они могут применяться в агрессивных условиях и при высокой влажности. Смазки для мокрых погод обладают защитными, грязеотталкивающими и влагоотталкивающими свойствами. Низкая смываемость имеет отличные адгезивные качества.
Мифы о машинном масле
Многие наверняка не раз использовали для смазки цепи велосипеда попавшееся под руку машинное (бытовое) масло в прозрачном тюбике, купленное на базаре со стола за 4 грн. Это не лучший способ ухаживания за железом. Машинное масло собирает на себя всю пыль и грязь, «убивая» при этом звезды и цепь. Машинное масло может и дедовский способ, но только не для дорогой современной механики, которая требует чуть ли не ювелирного ухода.
Изготовлением аэрозольных и жидких смазок занимаются такие брэнды как Motorex, Barbieri, Pedros, Michelin, Tersus. Смазочные материалы высокого качества можно приобрести в велосипедных магазинах. Стартовая цена на смазочные материалы для цепи велосипеда составляет 40-50 грн.
Источники:
https://autoclub.su/chem-smazat-cep-velosipeda/
https://velolife.by/velostati/2017/06/obsluzhivanie-velosipednoj-tsepi/
https://motocarrello.ru/obsluzhivanie-i-uhod/1497-smazka-dlja-velosipednoj-cepi.html
http://kakpravilino.com/kak-pravilno-smazyvat-cep-velosipeda/
https://dnipro.bike/chem-smazyivat-tsep-velosipeda/