Что лучше стальная или алюминиевая рама велосипеда

Содержание скрыть
5 Какая рама для велосипеда лучше стальная или алюминиевая

Что лучше стальная или алюминиевая рама велосипеда

Выбор шоссейного велосипеда – сталь, алюминий, титан или карбон

В поисках нового шоссейного байка вы будете удивлены разнообразием выбора. Существует множество факторов, по которым вам стоит отфильтровать свой выбор, от цены и комплектующих элементов, стиля езды до личной преданности определенному брэнду и даже цвету.

Иногда выбор велосипеда основан на выборе материала, из которого изготовлена рама велосипеда. Шоссейные байки делают в основном из четырех материалов: сталь, алюминий, титан и карбоновое волокно, – а материал, как известно, может влиять на качество и стиль езды, так что неплохо было бы знать основные принципы и разницу прежде, чем вы сделаете выбор.

Для некоторых выбор материала так же важен, как и перечень экипировки и цена, т.к. разные материалы предназначены для разных типов езды. Рама – сердце вашего нового шоссейного велосипеда, и основной бюджет уходит именно на неё, и большую роль играет здесь именно материал, поэтому выбор должен быть тщательно продуман.

Ниже расскажем об основных преимуществах каждого материала, что поможет вам сделать правильный выбор.

Алюминий

Алюминий – самый популярный материал, используемый изначально для шоссейных велосипедов по доступной цене. Он идеально подходит для изготовления велосипедных рам, т.к. обеспечивает ей жесткость и легкость. Долгое время алюминиевые рамы несправедливо клеймили как небезопасные и некомфортные для поездок, но жесткость зависит от дизайна – последние алюминиевые рамы развеивают мифы о своей ненадежности и предлагают мягкие поездки.

Хотя алюминий у большинства больших брэндов может считаться свойственным только велосипедам начального уровня, существует множество первосортных опций, так что не сбрасывайте его со счетов только потому, что он используется для шоссейных велосипедов начального уровня. Просто взгляните на супер легкий Kinesis Aethein (фото ниже) или новый Specialized Allez, как образец использования высококлассного алюминия.

Kinesis Aethein

Честно сказать, алюминий сейчас на пике своей популярности. Некоторые производители продвигают его с целью получить самые легкие рамы, и разумные покупатели осознают, что за те же деньги получают приличное качество. Примером является иконический Cannondale CAAD12 (и предыдущая версия CAAD10), а также много других. В соотношении цены и качества тяжело придумать лучший вариант, чем алюминий.

Покупайте алюминий, если вы ограничены бюджетом и хотите получить легкую и жесткую раму для гонок или лучшую подборку характеристик за свои деньги.

Сталь

В прошедшие годы сталь была единственным материалом, поэтому выбор велосипеда был относительно прост. В наши дни у нынешнего поколения сталь все еще имеет место быть, она славится своей плавностью во время езды, именно поэтому велотуристы все еще склоняются к ней, но последние стальные рамы возродили интерес к высокопроизводительным стальным шоссейникам и даже к гоночным велосипедам, как доказали Volare 953 команды Madison-Genesis пару лет назад. Сегодня сталь используется небольшим количеством производителей, но в действительности с ней просто работать, и сталь стала выбором развивающейся индустрии изготовления на заказ. Если вы хотите раму по своим размерам, сталь – хороший вариант.

Volare 953

Последние стальные рамы, намного легче и жестче, чем были ранее, и стали достойной альтернативой карбону и алюминию.

Покупайте сталь, если вы хотите раму на заказ или хотите улучшить качество гладкой езды, невзирая на лишний вес.

Титан

Титан – высоко востребованный материал, благодаря высокой прочности и амортизации. Он также легче стали, крепче алюминия и имеет анти-коррозийные свойства, а тот факт, что поверхность можно полировать, значит, что он долговечен, компенсируя высокую стоимость свойствами материала, хотя он и не настолько дорогой, как лет двадцать назад.

Титан может использоваться в самых лучших скоростных велосипедах, а также на великах, созданных для комфортных поездок на длинные дистанции с багажом или без него, как например, Sabbath September (на фото).

Sabbath September

Большинство титановых рам делают из труб 3AL-2.5V (где к титану примешивается 3% алюминия и 2,5% ванадия), а титановый сплав 6Al-4V более высокого класса, можно увидеть на более дорогостоящих велосипедах.

Покупайте титан, если хотите получить долговечный и легковесный велосипед и обеспечить себе мягкие поездки.

Карбоновое волокно

Для многих велосипедистов не существует других вариантов, кроме карбонового волокна. В мире гонок это – преимущественно используемый материал, он самый легкий и жесткий из всех четырех материалов для рам, но он также может быть и самым дорогостоящим. В последние годы цены на рамы сильно упали, и теперь вы можете купить карбоновый велик за доступную цену.

Карбон – самый гибкий из материалов, а аэродинамика шоссейных великов дает возможность стать универсальным, как у этого Trek Madone.

Trek Madone

Тем не менее, рамы из карбонового волокна не делаются по каким то общепринятым стандартам. Существенная разница между дешевым и дорогим карбоновым волокном, вплоть до типов используемых волокон, в том, как они изготавливаются, а также в других важных воздействующих факторах. Карбоновое волокно легко используется дизайнерами для создания рам с определенными характеристиками, будь то легкий вес, комфорт, жесткость.

Покупайте карбон, если хотите получить самый легкий и жесткий шоссейный велосипед, который только можно купить за деньги, или же если хотите быть быстры как ветер.

Какую выбрать раму для велосипеда?

рама велосипеда

Купив новый велосипед, на нём можно позже заменить все комплектующие, но рама останется. Как говорится, навесное оборудование ─ дело наживное. Поэтому важно сразу выбрать новый транспорт с отличной вело рамой. Пояснять не стоит, что рама лучшего качества должна быть легкой, прочной и долговечной.

Технологии создания

Многие люди далекие от велоспорта не понимают, почему два, на первый взгляд одинаковых, велосипеда так сильно отличаются по цене. Почему это фирменный велосипед без амортизаторов или дисковых тормозов стоит как минимум в два раза дороже украшенного экземпляра с богатой комплектацией. На самом деле, в дальнейшем от дешевого красавца будет в восторге только ребенок.

Велосипедные рамы авторитетные производители всегда изготавливают по более прогрессивным технологиям:

  1. Баттинг ─ утончение стенок труб в менее нагруженных участках.
  2. Гидроформинг ─ предание трубам рамы переменного сечения по их длине при помощи высокого давления в наполненных горячим маслом матрицах.
  3. Запатентованные методы сварки алюминия.
  4. Лабораторные исследования на изгиб, кручение.

Применяя названные способы, дорожащие своей репутацией, фирмы производят легкие, прочные и симпатичные рамы для велосипедов. Самое главное, что они к тому же безопасные: выдерживают торсионное скручивание при нажатии на педали, поглощают изгибающие воздействия при езде по буграм и ямам.

Геометрические размеры

Перед тем как выбрать подходящий для себя двухколесный транспорт, необходимо познакомиться с таким понятием, как геометрия рамы велосипеда. Удобнее всего ознакомиться с основными показателями геометрии по следующему наглядному рисунку.

геометрия велосипедной рамы

На этом изображении приняты такие сокращения:

  • T/Th ─ расстояние от подседельной до головной трубы;
  • T/Ta ─ длина верхней трубы;
  • H/T ─ высота головной трубы;
  • F/L ─ длина вилки;
  • S/T c-t ─ расстояние от центра каретки до верхнего края подседельной трубы;
  • W/B ─ колесная база;
  • C/S ─ длина нижних перьев;
  • B/B ─ положение каретки относительно уровня колес;
  • F/R ─ расстояние между осью вращения вилки и креплением переднего колеса;
  • S/T ang. ─ угол наклона подседельной трубы к уровню колес;
  • H/T ang. ─ угол наклона передней вилки к уровню колес.

Вам не нужно запоминать все параметры геометрии рамы. Достаточно лишь знать, что они определяют принадлежность велосипеда к определенному типу.

Подбор рамы можно правильно сделать, учитывая лишь свой рост и предпочитаемый стиль катания на велосипеде. Параметр S/T c-t напрямую указывает на то, какую раму вам нужно выбрать по росту. Хотя для разных рам этот размер имеет различную зависимость к росту велосипедиста, но для классических конструкций в виде двух треугольников он выражается так:

  • 15 дюймов ─ 160 см;
  • 17 дюймов ─ 160–175 см;
  • 19 дюймов ─ 175–185 см;
  • 20 дюймов ─ 180–190 см;
  • более 20 дюймов ─ 190 см и выше.

У рам городского, круизера или шоссейного велосипеда параметры W/B, T/Th и T/Ta имеют большие величины, что придает им устойчивость при движении по прямой дороге. Также у этих типов велосипедов максимальное число имеет показатель B/B, поскольку низкое положение каретки уменьшает расшатывание велосипеда при быстром вращении педалей.

Показатели W/B, T/Th, T/Ta и B/B у горного велосипеда, напротив, имеют небольшие величины. Ведь для такого транспорта гораздо важнее маневренность и высокий дорожный просвет, чтобы без проблем входить в крутые повороты и иметь возможность переезжать через большие камни и поваленные деревья.

Показатели C/S и S/T ang. сильно определяют распределение веса между колесами только у велосипедов без амортизаторов. Выбирая двухподвес на них можно вовсе не обращать внимания. Для опытного велосипедиста эти показатели также не имеют большого значения, так как спортсмен без помощи амортизаторов может равномерно и, главное, быстро распределить вес: улегшись на руль при преодолении подъема, а потом сдвинувшись назад на спуске.

Величины H/T, F/L у велосипедов разных типов практически одинаковы, и существенно не влияют на прочность закрепления передней вилки в раме. А вот увеличенное значение H/T ang. сильно уменьшает прочность всей конструкции, зато при этом улучшается устойчивость движения по ровной дороге, повышается безопасность при резком торможении и переезде препятствий, особенно на велосипеде с амортизированной передней вилкой (хардтейл).

Интересный результат дает увеличение значения F/R, ведь после этого переднее колесо будет быстрее выравниваться по отношению к раме за счет поступательного движения вперёд. Говоря проще ─ на велосипеде с выходящим далеко вперед колесом можно без усилий проехаться, не держась за руль.

Классическая женская рама имеет заниженное значение S/T c-t, если делать сравнение с ростом велосипедистки. Кроме того, женская часть населения отдает предпочтение велосипедам с так называемой низкой рамой, у которой верхняя труба сильно опущена вниз.

велосипед с низкой рамой

Велосипеды со складной рамой очень удобны для недолгих поездок в магазин за продуктами, в гараж за машиной, на работу, проезжая часть пути в автобусе или на поезде. Они имеют небольшой размер рамы. Нет смысла делать подбор складного велосипеда по своему росту, поскольку на раскладушке можно значительно изменять высоту седла и высоко поднимать руль. А прочности его рамы достаточно для неспешных, аккуратных поездок. Остается лишь, при покупке нового компактного велосипеда, оценить на глаз параметры W/B, T/Th, T/Ta, B/B.

Материалы изготовления

Если сказать кратко, то стальная рама в двое прочнее титановой, в три раза крепче алюминиевой, но и приблизительно настолько же тяжелее их. У стали самый высокий показатель жесткости ─ 30, у титана, в зависимости от вида сплава ─ 15–16,5, у алюминия ─ 10–11. Плотность у этих материалов отличается на столько же: у стали ─ 490, у титана ─ 280, у алюминия ─ 168,5.

Наибольшее влияние на вес готовой рамы имеет технология её изготовления. Например: не принимая во внимание карбоновую конструкцию, которая может иметь вес 900 грамм, алюминиевая рама Klein Adroit весит 1300 грамм, титановая основа велосипеда этой марки весит столько же ─ 1300 грамм, и фирме Scott удалось собрать сверхлегкую стальную хромомолибденовую раму весом 1600 грамм. Как видите, нет большой разницы в весе между рамами, сделанными из разных материалов. Их объединяет также одинаково высокая цена, оправдываемая сложностью изготовления качественных рам.

Стальная рама. Может собираться из конструкционной растяжимой стали ─ Hi-Ten (hi tensile) или сплава с хромом и молибденом ─ Cr-Mo (chrome molybdenum). Хромомолибденовые сплавы лучше, так как к ним применима технология баттинга. Изготовленные из этого сплава трубы имеют меньший вес, в сравнении с деталями из конструкционной стали.

велосипед со стальной рамой

Стальные конструкции имеют более изящный вид, так как они собираются из более тонких труб. Понятно, что стальные трубы более всего подвержены воздействию коррозии. Но время службы стальной рамы зависит в первую очередь от хозяина велосипеда. Просто нельзя допускать повреждения лакокрасочного покрытия. А свежие царапины несложно закрасить реставрационным карандашом.

Алюминиевая основа. Чистый алюминий слишком мягкий материал для изготовления, каких бы то ни было конструкций, будь это фюзеляж самолета или велосипедная рама. Поэтому для повышения прочности его сплавляют в основном с магнием, кремнием и цинком. Для изготовления несущих конструкций на велосипед используют множество различных сплавов алюминия: 5083, 5086, 6061, 6061T6, 6065, 7005, 7005T6, 7009T6, 7010T6. Первая цифра в серии указывает на основной легирующий металл. Сплавы серии 5000 укрепляют за счет магния. В составе сплавов 6000 меньше всего содержится магния, он замещается кремнием. В соединениях 7000 кроме небольшого количества магния имеется цинк.

Алюминиевая рама с большим содержание магния также подвержена разрушению коррозией в местах царапин, как и стальная деталь. Алюминий пластичен и накапливает усталостные деформации, что приводит к ослаблению сварных и контактных соединений. Поэтому не рекомендуется эксплуатировать изготовленные из него вело рамы дольше 10 лет.

Титановая рама. Изделия из титановых сплавов имеют долгий срок службы, поскольку они почти так же прочны как стальные детали, и не разрушаются коррозией. Титановые трубы очень трудно поддаются сгибанию и сварке, поэтому велорама изготовленная из них будет стоить дорого.

Чаще всего на сверхлегких велосипедах с титановыми рамами Wheeler (Германия) или Mongoose (США) катаются спортсмены, ведь мало какой любитель может позволить себе столь дорогое приобретение.

Карбоновая конструкция. Карбон представляет собой композитный материал, собранный из углеродного волокна и термореактивной смолы. Это единственный материал, у которого можно изменить жесткость в определенном направлении, а не только в конкретном месте. При производстве достаточно выбрать продольное или поперечное направление сплетения углеродных нитей.

Чем тоньше слой смолы между листами углеродной ткани, тем крепче изготовленная рама. Это объясняется тем, что при перегрузках в первую очередь разрушается хрупкая связующая смола, и уже после разрываются отдельные нити.

Карбоновая рама для велосипеда может быть составной, то есть собранной из металлических узлов и карбоновых труб. Но самые надежные монококовые рамы, которые формируются как цельная деталь из карбона. Они легче рам из любых других материалов и немного прочнее их.

После достаточно подробного рассмотрения темы о выборе велосипедных рам не должно быть вопросов касательно их геометрических размеров или материала изготовления. Остается лишь напомнить, что карбоновая рама лучше выдерживает удары, лишь в том направлении, в котором сплетены её волокна. Поэтому, просмотрев следующее видео об испытании на прочность алюминиевой и карбоновой рамы, не стоит делать поспешных выводов.

Хромомолибденовая рама, достоинства и недостатки, как выбирать

Люди добрые, объясните все-таки насколько критичен выбор алюминиевой рамы? Насколько и чем хуже хромоль? Чем он лучше?
Заранее всем сенксы!

Последний раз редактировалось Тэнгер 09 фев 2005, 20:10, всего редактировалось 1 раз.

Тэнгер Понимающий Сообщения: 201 Зарегистрирован: 09 фев 2005, 19:33

117.10.2015 07:33

Заранее спасибо всем кто поучаствует в выборе. Я начинающий байкер, но за пол года катания на байке и «колупания» в нем же успел сделать некоторые свои выводы. Сейчас я счастливый обладатель «чуда китайского велопрома» gtx сталь 19 дюймов на 26 колесах. По порядку — во мне 192 см росту и 80 кг живого веса. Соответственно 19 дюймов явно маловато. Недавно сел на 23дюйма хроммобайл и почувствовал себя дома))). Т.е.с ростовкой определились. Теперь о стиле езды. Не люблю шоссе, хавать выхлопные газы и матерится на матерящихся в твой адрес водителей совсем не по кайфу. А вот пеереесееченная местность с торчками и спусками. Вот это мое. Один из уважаемых на форуме байкеров посоветовал присмотрется к хроммолибдену (знает меня в жизни и о стиле езды). Но многие с хрома тролят. Так вот и суть вопроса. Хром или алюминий? Прошу аргументировать.

квест таков — хочу попробовать себя в кросскантри, да и для простых покатушек есть желание приобрести первый велосипед. начал рыть в нете — нашел завалявшийся на складах новенький байк серии года 2002… Обвес на превое время пойдет, вилка хорошая, цена (достаточно критичный сейчас фактор) просто смешная… а вот рама стальная. Сижу и думаю — насколько это критично?

3P Понимающий Сообщения: 163 Зарегистрирован: 12 май 2004, 23:12 Откуда: Томск

217.10.2015 10:51

А вот пеереесееченная местность с торчками и спусками. Вот это мое.

Тогда титановый двухподвес.

Минус только один: вес.
А так — рама прочнее. Стритеры / дёртеры зачастую предпочитают CroMo именно из-за этого.

ZireX Гуру Сообщения: 1061 Зарегистрирован: 04 июн 2004, 22:04 Откуда: Новок-Томск

317.10.2015 11:09

Возможно, но до него еще дорости надо и по опыту прохождения сложных участков , и по технике их прохождения. А я спрашиваю о втором после китайвела байке(если не считать ммвз за вел))).

Не буду сильно вникать в подробности металлов просто скажу:
Я искал в поисковике Алюминий 6061, 7000 что за марки и что эти цифры значат. Много полезного начитался.

Не лирическое отступление. Насколько я помню максимум на Земле делают 2000. Цифра обозначает содержание примесей в металле (иногда полезных специально вставленных). 2000 самый чистый и самый мягкий и легкий, 9000 самый твердый и тяжелый. Космические корабли делают из 3000-4000, самолеты 5000, 6000-7000 ширпотреб, 7000-8000 обшивку для кораблей, 9000- большегрузные танкеры. Марки так же показывают как металл относится к сжатию/растяжению, деформациям, скрЮчиванью. 2000 более износостоек, легок но легко деформируем. Марки 7000 > легко варятся при атмосферном воздухе обычной дуговой сваркой, 6000< требуют специального разогрева и последующей сварки в спец. газах (6061 варят еще пока в разогретом воздухе). Если кантора не сильно солидная, а делает «высококачественные рамы 6061» по низким ценам, то тут возможен косяк с приваренными частями в особенности с рулевой, которую нередко отрывают (экономят на электричестве – плохо греют, плохо варят…).

Вернемся к нашим б… э.. велосипедам. Все металлы накапливают усталость. 2000 гнутся, 9000 – лопаются. 7000 больше лопается чем гнется. Хромоль и сталь в Российских велосипедах широко используется. Хром молибденовая рама была у меня на предыдущем велосипеде. Она гнулась. Я правил ее кирпичом, т.к. более тяжелых вещей в доме не нашлось (кладешь на бок и долбишь по ней через газетку). Изгиб появлялся при резком входе в поворот или кривом приземлении на заднее колесо (перья гнутся). – это главное.
Второе – она в 1,5-2 раза тяжелее. Если лазить по горам с ним, то тяжело становится.

Неоспоримые преимущества хромоли:
1. Цена в 2 раза ниже 7000.
2. Износоустойчивость при ПРАВИЛЬНОМ использовании, т.е. не допускать скручиваний.
Неоспоримые преимущества алюминия:
1. Легкость
2. Ударопрочность

Stark Shooter 4 16″ 2006
Jamis Komodo FX 17″ 2004 спижен

Xenon Каменная жопа Сообщения: 5496 Зарегистрирован: 20 авг 2004, 15:50 Велосипед: Marin Palisades Trail’08 Откуда: Томск, «ТАКТ» Контактная информация:

417.10.2015 11:38

Но многие с хрома тролят. Так вот и суть вопроса. Хром или алюминий? Прошу аргументировать.

Надеюсь, вы в курсе, что «хром» — это сталь, легированная хромом (1%) и молибденом (0,25%), остальные 98% с лишним — железо. От обычной конструкционной стали (hi-ten) отличается большей прочностью и, соответственно, возможностью сделать стенки труб рамы более тонкими, а всю раму — более лёгкой. Остальные свойства такие же, как и у обычной стали.

Цитирую: «Существуют не так много фирм, производящих качественные легированные трубы для велосипедных рам. Запомните их названия: Reinolds (США), Columbus (Италия), Vitus Prestige (Франция), True Temper (США), Oria (Азия), Tange (Япония). Каждая фирма имееет свое клеймо, которое после сварки и покраски наклеивается на подседельной или наклонной трубе и несет информацию о материале труб, их внутреннем профиле и назначении рамы»

А вообще Глава 2.2 «Велосипед и путешествия» питерцев Ильи Гуревича, Аркадия Вишневского и Арнольда Рассукованного. В подробностях и с большого опыта рассказано о рамах, сомнений не вызывает. Цитата оттуда.

Да, кстати, сплав обычно 7005, а не 7000. Вообще первая цифра означает добавляемый элемент (6ххх — магний, 7ххх — цинк).

ZireX Гуру Сообщения: 1061 Зарегистрирован: 04 июн 2004, 22:04 Откуда: Новок-Томск

517.10.2015 12:19

Конечно, легированная сталь, а значит и прочность и износостойкость, и корозиеустойчивость с которыми по идее соперничать может только титан и карбон. Рекомендовали мне хром мотивируя более высокой жесткостью рамы и наверное я с этим согласен.

А что я не так сказал по твоему? Все верно — цифра примесь, а 7000 это нарицательное. Если ты любишь называть 700, то пожалуйста

Stark Shooter 4 16″ 2006
Jamis Komodo FX 17″ 2004 спижен

Xenon Каменная жопа Сообщения: 5496 Зарегистрирован: 20 авг 2004, 15:50 Велосипед: Marin Palisades Trail’08 Откуда: Томск, «ТАКТ» Контактная информация:

617.10.2015 13:28

Конечно, легированная сталь, а значит и прочность и износостойкость, и корозиеустойчивость с которыми по идее соперничать может только титан и карбон.

Рекомендовали мне хром мотивируя более высокой жесткостью рамы и наверное я с этим согласен.

Дядьку, вы всё перепутали…
У хромоля прочность выше, а жёсткость ниже, стало быть, пружинит лучше.
У люминтия жесткость выше, стало быть, пружинит хуже.
Карбон и коррозия вообще рядом не стоят

Так вот и суть вопроса. Хром или алюминий?

То, что доступнее — бери и катай. Пока ты думаешь, осень заканчивается

ZireX писал(а):А что я не так сказал по твоему? Все верно — цифра примесь, а 7000 это нарицательное. Если ты любишь называть 700, то пожалуйста

Да не хотел я тебя обидеть, что так бурно ? Сплавов с тремя нулями все равно нет, насколько мне известно.
А вообще человеку про железные сплавы надо, а не про люминь.

Nikolay Админ Сообщения: 7997 Зарегистрирован: 14 апр 2004, 22:26 Велосипед: GT Force 3.0 Откуда: Томск, солнечный Контактная информация:

717.10.2015 13:56

будет время раскажу. А пока выкидывайте свои теории что мягче)

Ну а что человеку… Ему уже сказали.
Хромоль это большой вес. Если хочется заниматься кросс-кантри, то тогда не пойдет. Насколько я в курсе вес вела больше всего парит именно кросскантрийщиков Ну а если «кросскантри» это покатушки по лесу, то тогда можно и купить.
Оно конечно хорошо сразу купить какойнить Atom XC700, но если нет денег а кататься хочется, то можно для начала взять дешевый. Как втянешься так и деньги найдутся

GT Force 3.0 +SRAM X-7 +Avid Juicy Five +KED Alien

Xenon Каменная жопа Сообщения: 5496 Зарегистрирован: 20 авг 2004, 15:50 Велосипед: Marin Palisades Trail’08 Откуда: Томск, «ТАКТ» Контактная информация:

817.10.2015 14:49

:РУКАЛИЦО:

Дядьку, вы всё перепутали…
У хромоля прочность выше, а жёсткость ниже, стало быть, пружинит лучше.
У люминтия жесткость выше, стало быть, пружинит хуже.
Карбон и коррозия вообще рядом не стоят

То, что доступнее — бери и катай. Пока ты думаешь, осень заканчивается

Возможно я выразился неверно, но суть примерно таже. А насчет коррозии, так советские хвз, ммвз и т.д.вз под нами в детстве не разрушались, хоть ни хрома ни молибдена ни содержали. И кстати о благополучном разрушении «некародирующего» карбона в инете также почитал. А по поводу «бери и катай» 100% согласен.

Хорошо, что у меня легковес (lightweight)

Ю.Г. Главмеханик Сообщения: 5425 Зарегистрирован: 14 апр 2004, 21:32 Велосипед: горный, немногоскоросной, универсальный

917.10.2015 15:33

А насчет коррозии, так советские хвз, ммвз и т.д.вз под нами в детстве не разрушались, хоть ни хрома ни молибдена ни содержали.

В детстве, да! и деревья выше были и самокаты быстрее. Несколько лет катаюсь на алюминиевой раме. А вот если бы я в таком стиле катался на ХВЗ, то он бы развалился через пару сотен километров.

Zirex’у: твоя прошлая рама была не хромоль а Hi-Ten. Незнаю что скрывается под этой абревиатурой, но такие рамы ниже всякой критики. устанавливаются на самые бюджетные велы.

ЗР, Николаю: разница в весе дорогой хромолевой КК-рамы и дешевой покатушечной алюминиевой, я думаю, будет не в пользу алюминиевой… Но такие рамы сами по себе стоят как самолет. смотри, например, ямис дракон (350 долларов). Из плюсов хорошая катимость. Многие недобросовестные продавалки называют хромолевыми рамы имеющие только одну хромолевую трубу.

автору: ты б кинул ссылку на вел. мы б его дружно обстремали

ZireX Гуру Сообщения: 1061 Зарегистрирован: 04 июн 2004, 22:04 Откуда: Новок-Томск

1020.10.2015 16:57

Алюминий дешевле и легче, его очень много и можно выбрать хорошую раму. Многие говорят о его жесткости. НЕТ… Правильная алюминиевая рама мягкая и пружинистая.

Сталь дороже, тяжелее, выбор рам очень маленький. Все говорят о том что сталь мягкая и пружинит, НО! Обычно по ощущениям они жестче, так как расчитаны выдерживать хорошие нагрузки. Когда говорят про пружинистую сталь обычно имеют ввиду рамы дорожного класического типа, которые не выдержат и парочки серьезных нагрузок.

Пробовав различные виды сплавов, я бы с удовольствием поменял бы свою стальную раму на легкий и пружинистый алюминий.

Да не хотел я тебя обидеть, что так бурно

Я не обиделся. Все нормально.

ЮГ. А где это ты вычитал про название моей бывшей рамы? Я ее как только не крутил начего не нашел. С Олегусом сошлись на хромоле.

Пи.Си. Уралы, Камы вроде из стали делают или я ошибаюсь.

Stark Shooter 4 16″ 2006
Jamis Komodo FX 17″ 2004 спижен

Oleguz Гуру Сообщения: 780 Зарегистрирован: 16 апр 2004, 02:49 Откуда: Томск Контактная информация:

1121.10.2015 10:23

Спасибо за аргументированное мнение. Катаю на стальном коне, в сравнении люмений (у жены прайд), конечно мой оч тяжелый. Хром попрбовал, понравился, хотя вохможно изза геометрии и настроек. Выбрал всетаки люмений gt bakwood на 23 раме.

Кирилл, Про твою раму, ей богу не помню, хромоль он не дешевле люминия, сомневаюсь, что он был на твоем монстре.

Считаю, что номера Аллюминия рассматривать полным бредом. Этим вопросом пусть занимаются технологи. Рамы с одной геометрией, но разным марками аллюминия никогда не различишь.

Про хромоль:
у Ямиса в этом году есть несколько клевых КК-шный байков на хромолевых рамах. Зовутся DRAGON, DAKOTA XC и EXILE. Весят меньше чем аналогичные люминевые собратья. Мне они жутко нравятся, с удовольствием бы прокатился на таких.

Тэнгер Понимающий Сообщения: 201 Зарегистрирован: 09 фев 2005, 19:33

1221.10.2015 10:48

может вдруг кому пригодится

Ю.Г. писал(а):автору: ты б кинул ссылку на вел. мы б его дружно обстремали

Gary Fisher Wahoo 2001

main frame: Oversized Butted Cromoly Steel
fork: RockShox Jett | 65mm travel (насколько я понимаю, это старое название Juddy TT)
headset: Dia-Compe STR | Aheadset
bottom bracket: Cartridge
crank: Shimano TY40 | 42/34/24
pedals: Nylon ATB Platform (знаю, что это пластиковая чушь…)
front derailleur: Shimano C050
rear derailleur: Shimano Acera SGS
shifters: Shimano EF28
cassette: 7 Speed | 11-30
chain: IG Compatible
front hub: Alloy Sealed QR
front rim: Matrix 550 | 32 hole
front spokes: Stainless steel 14 Gauge
rear hub: Alloy Sealed QR
rear rim: Matrix 550 | 32 hole
rear spokes: Stainless steel 14 Gauge
tires: Hutchinson Chameleon
front brake: Alloy linear pull
rear brake: Alloy linear pull
brake levers: Shimano EF28
handlebar: Riser 30mm
stem: Bontrager Sport AHS
grips: Oasis Dual Density
saddle: Oasis Supersoft
seatpost: Alloy micro-adjust

Тэнгер Понимающий Сообщения: 201 Зарегистрирован: 09 фев 2005, 19:33

1321.10.2015 13:36

Многие говорят о его жесткости. НЕТ… Правильная алюминиевая рама мягкая и пружинистая.

Когда приезжали Cannondale со своими велосипедами попробовать, я попробовал два топовых шоссейника алюминиевый и карбоновый на одной и той же трассе, карбоновый оказался сильно мягче, вот прямо заметнее невооружённым глазом на расстоянии в один километр. Так же являюсь обладателем стальной ригидной вилки, тоже рядом с алюминием не стояла, никогда руки не отбивает, в отличии от алюминиевой.

На авторитетность не претендую, просто мои личные наблюдения.

Говоря русским языком, там обвес Acera/Altus

Xenon Каменная жопа Сообщения: 5496 Зарегистрирован: 20 авг 2004, 15:50 Велосипед: Marin Palisades Trail’08 Откуда: Томск, «ТАКТ» Контактная информация:

1422.10.2015 10:22

А что по поводу усталости металов? Резьбовые соединения? Еще читал много о сломанных и приваренных креплениях подедельного штыря. Если хром-молибден прочнее, то почему его выбор так невелик?

Тэнгер писал(а):Говоря русским языком, там обвес Acera/Altus

Фирма вроде нормальная. А стоимость ?

1522.10.2015 11:24

Читали все правильно. Алюминий может неожиданно сломаться, и отремонтировать его будет крайне сложно. Так как у стали наоборот, трещина может жить много лет, после ее легко можно заварить или запаять.

По поводу выбора.
Просто производители и люди дибилы.

На прочность рамы как на показатель в современном мире вовсе никто не смотрит.

1722.10.2015 13:44

Просто производители и люди дибилы.

Насчет первых, опять таки не всегда. Ибо в любой капиталистической экономике, при проэктировании «продукта», в него изначально залаживаются узлы с конструктивными недостатками, дабы в последующие 5-10 лет, можно было выпускать этот же продукт с мелкими доработками и улучшениями, что бы стимулировать потребителя его покупать

Отредактировано AMD64 (22.10.2015 13:45)

1822.10.2015 14:04

Т.е. можно сделать вывод, что люмений проще идешевле в изготовлении, а потому производители и отказались от легированных сталей?

1920.11.2015 13:23

Люминий как в добыче так и в производстве дороже. по поводу Хромоли спроси вон у ткача,он катает и скажет своё мнение.

2020.11.2015 15:13

Во всего свое назначение. В туризме хромоль более ходовой так как вес не на первом месте, но за то он мягкий, крепче и усталость метала не так быстро приходит

2113.01.2016 15:57

давно катаю на алюминиевой раме, для моих целей запас прочности с головой!

Облегченный велосипед с алюминиевой рамой

Первый велосипед в 1817 году был построен из ясеня и весил больше 20 кг. С тех пор велосипедные компании перепробовали множество материалов, чтобы обеспечить наилучшие свойства для своей продукции. Сейчас для производства вело рам используется 3 основных типа материалов: сталь, алюминий и углеволокно.

Сталь – применяется с 19 века, но не в чистом виде, а как сплав. Самый популярный сплав – хром-молибденовый позволяет строить прочные велосипедные рамы, которые за счет своих свойств способны гасить микровибрации, возникающие при езде.

Алюминий начали применять в конце 1970-х годов. На тот момент алюминиевый велосипед был легче стального аналога, но менее прочными. По мере развитие технологий производства, алюминиевые модели начали завоевывать премиальный сегмент рынка. Сейчас велосипед с алюминиевой рамой — это прежде всего низкий вес и технологичность.

Углеволокно ощутимо легче, по сравнению со сталью и даже алюминием, но не подходит для повседневных городских поездок из-за своей хрупкости. Зато карбоновые велосипеды не редкость на спортивных соревнованиях, где низкий вес может подарить дополнительные драгоценные секунды, а гонщиков сопровождают машины технического сопровождения, готовые в любой момент заменить треснувший карбоновый велосипед. И это не запрещено правилами.

К слову о прочности: для всех взрослых велосипедов с алюминиевой рамой предоставляется пожизненная гарантия Electra.

Плюсы и минусы облегченных велосипедов

Велосипедные рамы должны обладать следующими свойствами: прочностью, жесткостью, способностью гасить вибрации и низким весом.

Тяжелые велосипеды лучше сохраняют инерцию и дают наезднику ощущение мотоцикла, характерное для круизеров. Преимуществом легких велосипедов является более простой разгон. На движение с постоянной скоростью вес влияет, но не сильно.

Проектировщикам рам важно соблюсти баланс между жесткостью и пластичностью. Пластичная рама будет гасить микровибрации, возникающие при езде, при этом часть энергии педалирования будет теряться на изгиб рамы, а не передаваться через трансмиссию для ускорения. Про такие велосипеды говорят, что они «не катят». Слишком жесткий велосипед тоже будет иметь худший накат из-за постоянных вибраций, более того езда на нем не принесет удовольствия. Задача проектировщика рамы – подобрать материалы и конструкцию, чтобы обеспечить лучший баланс.

Сталь жестче и тяжелей алюминия. Требуемой жесткости в алюминиевых велосипедах можно достичь за счет профилирования и баттирования – придания раме особенной формы и переменного сечения труб. В местах наибольшей нагрузки трубы толще для достижения прочности. В местах меньших напряжений лишний материал удаляется для экономии веса. В итоге при правильном походе алюминиевые рамы будут иметь более низкий вес, при лишь небольшой потери жесткости, которая некритичная для городских велосипедов.

Дополнительным преимуществом легких велосипедов с алюминиевой рамой является то, что они не подвержены коррозии.

Как правильно выбрать легкий велосипед

Electrabike

Большинство велосипедов Electra сделаны именно из алюминия.

Cruiser Lux отличается от схожего Cruiser 1 как раз-таки алюминиевой рамой и, соответственно, меньшим весом.

Все прогулочные велосипеды Electra Townie алюминиевые. Это решение просто необходимо для сокращения веса и раскрытия всех преимуществ технологии Flat Foot. Например, Electra Townie Original 3i весит всего 13.7 кг и это рекорд в своем классе, особенно учитывая, что велосипед оборудован полнотелыми крыльями.

Electra Loft — женский легкий велосипед, также выполнен из алюминия. Алюминиевые багажник и крылья на вид массивны и прочны, при этом весят совсем немного. Если вы ищете голландский велосипед — женский легкий Electra Loft 7d – это лучший выбор: изящная алюминиевая рама, 7 скоростей для любого рельефа и крылья в комплекте. Вишенка на торте – цена 37 000 руб — Самое выгодное предложение в мире.

Среди ассортимента Electra много легких велосипедов для мужчин: Townie, Loft и Amsterdam опережают конкурентов в своем классе. Отдельно нужно отметить знаменитые велочопперы Straight 8, Ghostrider и RatFink, в которых применение алюминия просто необходимо для получения сложных форм.

Самый легкий велосипед от Electra

Особого внимания среди алюминиевых велосипедов заслуживает конструкция Electra Ticino. Созданный вручную по итальянским рецептам гоночных велосипедов 50-х, но с применением авиационного алюминия это велосипед совмещает изящность и технологичность. В сплав рамы Ticino под номером 6061-T6 добавляется хром, медь, кремний и еще 10 микрокомпонентов. В результате этот высококлассный материал обеспечивает прочность и максимально низком весе.

Electrabike

Electra Ticino являются одними из самых легких велосипедов с алюминиевой рамой.

Рама образует красивый силуэт и намекает на итальянский характер, винтажный образ дополняют чеканные крылья и премиальное оборудование. Профессиональный шифтер Shimano Tiagra, тормоза Dia Compe с туристическими педалями обеспечат контроль динамики. На этом велосипеде можно проехать пол сотни километров не почувствовав усталость. Добавим сюда развернутые тормозные ручки, которыми с уверенностью можно похвастать среди коллекционеров, – и получим велосипед, в который легко влюбиться и невозможно забыть!

Какая рама для велосипеда лучше стальная или алюминиевая

Какую раму выбрать на велосипед: алюминиевую или стальную?

Рама для велосипеда является опорной частью, так как к ней прикреплены все главные составляющие. 70 % нагрузки приходится на раму, именно поэтому конструкция должны выполняться из качественных материалов.

Для многих владельцев главным критерием является вес изделия, чем он меньше, тем удобнее управлять средством. Масса напрямую зависит от материала, поэтому выбирать байк следует исходя из этого критерия, учитывая плюсы и минусы каждого.

Что прочнее — алюминий или сталь?

Сталь намного прочнее алюминия, из-за этого стальные детали больше по весу.

Алюминиевые рамы изготавливают не из чистого металла, а с добавлением различных элементов. Зачастую сплав включает примеси хрома, цинка, титана, марганца, железа, что улучшает характеристики деталей. Чаще всего при изготовлении велосипедных рам, применяют сплавы из алюминия таких марок: 7005 и 6061.

Какую раму выбрать на велосипед?

Стальная рама, плюсы и минусы

Для выполнения стальных рам используют такие виды:

  1. Сталь обыкновенная.
  2. Углеродистая сталь.
  3. Сталь, легированная хромом и молибденом.

Сталь обыкновенного качества. Имеет самые низкие свойства, поэтому велосипеды невысокой стоимости. Такой материал быстро портится, рама ржавеет,и велосипед теряет пригодность.

Рамы из углеродистых сталей имеют хорошие прочностные свойства, а также стойки к коррозии. Они достаточно гибкие, поэтому на дороге сглаживают все неровности. Такие конструкции идеально подходят для обычной езды, а также для выполнения трюков. Углеродистая сталь выдерживает большие нагрузки, вплоть до 150 кг.

Легированные стали позволяют сделать конструкцию более надежной, прочной и легкой. Чаще всего стали для выполнения рам легированы молибденом и хромом. Молибден влияет на структуру стали, делая её мелкозернистой, за счет этого повышается прочность. Хром придает коррозионную стойкость.

Цена на такую раму начинается от 400$. Высокая стоимость самый существенный недостаток, именно поэтому такие велосипеды не пользуются спросом.

Преимущества рам из стали:

  • высокие показатели прочности, жесткости;
  • долговечны;
  • выдерживают удары;
  • просты в обслуживании;
  • в отличие от алюминиевых рам, стальные не накапливают усталость. Это свойство позволяет не ломаться элементу в один момент, поэтому велосипедист может вовремя заметить трещину и заменить поврежденную деталь;
  • ремонтировать стальные конструкции достаточно легко, для этого необходима лишь сварка;
  • велосипеды имеют небольшую стоимость;
  • физические свойства позволяют гасить вибрации при движении.

Недостатки стальной рамы:

  • ощутимый вес конструкции;
  • конструкции из обычной стали быстро подвергаются коррозии;
  • из-за появления ржавчин, необходимо тщательно ухаживать за велосипедом: окрашивать поверхность, не оставлять под дождем и снегом, и регулярно смазывать.

Алюминиевая рама, плюсы и минусы

Чаще всего для изготовления рам используют алюминиевые сплавы. Такой материал делает конструкцию более легкой и отзывчивой к недостаткам дороги, а также стоек к коррозии. Алюминиевые сплавы превосходят сталь по жесткости, но они имеют меньшую плотность.

Преимущества рамы из алюминия:

  • маленький вес рамы. Низкосортные конструкции весят около 2 кг, а качественные до 1,5 кг;
  • хорошие характеристики стоят наряду с небольшой стоимостью;
  • велосипед разгоняется быстро на любой местности;
  • не подвергаются коррозии;
  • выдерживают большой вес.

Недостатки этой рамы прямо противоположны достоинствам рамы из стали:

  • Несмотря на быстрый разгон, они также стремительно теряют инерцию.
  • Некоторые модели не поглощают вибрации от дороги, поэтому езда может стать мучительной.
  • Накапливают усталость, поэтому поломка может произойти в любой момент.
  • Большинство поломок практически невозможно починить.

Отзывы велосипедистов

Не каждый велосипедист может с первого раза правильно подобрать раму. Необходимо иметь достаточно опыта, для того чтобы ориентироваться в материалах.

Плюсы и минусы алюминиевой рамы для велосипеда и сравнение со стальной рамой

Велосипедная рама призвана удерживать руль перед владельцем, а колеса — под ним. Существует множество форм, металлов, цветов и конструкций рам. Именно рама должна быть первым существенным фактором при выборе всего велосипеда, как при его сборке, так и при выборе готового экземпляра в магазине. Ведь рама определяет предназначение, которое будет выполнять велосипед, посадку наездника, суть и тяжесть обвесов и креплений. Также это оказывает большое значение на конечный вес велосипеда. А какая разница, какого веса будет велосипед?

Какая разница, сколько весит велосипед

Существует три базовых параметра, которые влияют на вес велосипеда — его устойчивость на дорожном покрытии, управляемость во время маневров и инерция. Последний параметр учитывает не только саму инерцию, но и энергию, которую нужно затратить для ее компенсации. Как бы странно это не звучало, но когда падает вес велосипеда, то все эти показатели улучшаются. Здесь не работает правило — чем тяжелее, тем устойчивее, так как приходится часто менять центр тяжести, а инерцию сложнее компенсировать.

Так что вес всего велосипеда крайне важный параметр, а его рама несет большую часть веса.

Она может быть стальной рамой, алюминиевой или хромо-молибденовой. Иногда встречаются титановые экземпляры. Вес зависит не только от рамы, но и от всех частей комплекта в совокупности, а также от назначения велосипеда. Шоссейные варианты весят обычно 8-9 килограмм, горные варьируются — есть облегченные варианты с весом в 9 кг, средние взрослые аппараты весят до 11 кг, а экземпляры для даунхилла могут достигать среднего веса в 20 кг.

Отдельные спортивные велосипеды стоят дорого и весят строго выверенное количество кг, но слишком разнятся в зависимости от производителя и назначения, поэтому бессмысленно указывать средний их вес. Наиболее дешевые велосипеды-солянки из «Ашана» и других крупных гипермаркетов стоят мало, но комплектация у них как правило тяжелая, ненадежная и негармоничная. Кататься на таком будет неудобно, тяжело и он быстро придет в негодность, а ремонту они, как правило, не подлежат.

Стальная рама

Как стальная рама, так и рама из различных сплавов с участием стали имеют примерно одинаковый вес. Для того, чтобы рама была максимально прочной, в сплав добавляют хром или молибден. Такая добавка позволяет также делать необычные конструкции рамы — утонченные посередине и утолщенные к краям. Это делает раму более легкой и удобной, а интересный внешний вид привлекает внимание особенно в сочетании с оригинальным цветовым решением. По сравнению с алюминиевыми трубами для рамы эти получаются тоньше и эластичнее.

При использовании стальной рамы пропадает необходимость в установке на велосипед карбоновой вилки или рамы. Ведь чем будет гибче выполненная рама, тем дольше она будет служить своему хозяину. Для туристического велосипеда это будет лучшим вариантом, так как они недорогие, но при этом отлично поддаются мелкому ремонту. Проблема велосипеда из стали заключается в легком обретении коррозии и более тяжелым весом по сравнению с рамой из алюминия. К преимуществам этой рамы из такого материала можно отнести:

  • Отличную инерцию — после того, как владелец прекратил крутить педали, велосипед долгое время сохраняет отличную скорость;
  • Мягкая стальная рама — сталь смягчает силу удара и вибрацию, в сочетании с карбоновой вилкой превращает езду на велосипеде в сплошное удовольствие;
  • Изгиб — часто рама из стали изгибается под непривычными углами, что отлично помогает на поворотах;
  • Долговечность и отличная способность к ремонту материала — помочь сможет каждый второй сварщик.

Но такая рама имеет и небольшое количество недостатков, среди которых увеличенный вес — в самых облегченных вариантах такая рама будет весить на 1 — 1,5 кг больше, чем другие варианты.

Резкий разгон на такой раме тоже не получится.

Рама из алюминия

Сейчас чаще всего изготавливаются велосипеды с алюминиевой рамой. Такие экземпляры легче, более отзывчивы к неровностям дороги, недороги как в ремонте, так и в покупке, а еще они не подвержены коррозии. Жесткость и вес у такой рамы будет лучше, чем у стальной, но сам металл будет иметь меньшую плотность. Алюминиевая рама получается легкой и жесткой, хотя сам диаметр больше у трубы. Если сравнивать со сталью, то увеличение диаметра труб такой рамы приведет к более жесткому варианту, но вместе с тем и на порядок легче.

Ощущаться изменение жесткости практически не будет, но если это ощущается, то можно поставить на велосипед карбоновые вилки, которые будут смягчать дорогу.

К преимуществам алюминиевой рамы можно отнести:

  • Лучшее среди возможных соотношение между весом и стоимостью конечного результата. Самая низкосортная рама не весит больше 2 кг, а хорошего качества — не более 1,5 кг;
  • Резкий и хороший разгон на любой местности;
  • Алюминий не подвергается коррозии металла;
  • Является лучшим вариантом для велосипедистов с большим весом.

Недостатки этой рамы прямо противоположны достоинствам рамы из стали.

Велосипедные рамы из алюминия (алюминиевых сплавов)

Мы продолжаем серию статей о различных материалах, используемых при производстве велосипедных рам. В прошлой статье мы поговорили о велосипедах на основе стальных рам.

В современном мире для изготовления рам велосипеда используют следующие материалы:

  • Сталь (обычную, углеродистую, хромомолибденовую).
  • Алюминиевые сплавы (Alloy)
  • Титановые сплавы (Titanium)
  • Карбон (углепластик, Carbon fiber)
  • Различные редкие, экспериментальные и оригинальные материалы (магниевые (Magnesiumc), алюминиево-скандиевые, бериллиевые сплавы, бамбук и т.д.)

В этой статье мы рассмотрим свойства рамы, изготовленной из алюминиевых сплавов.

Сам термин алюминиевая рама не совсем правильный. Алюминий в чистом виде не применяется – он слишком мягкий. Под этим термином подразумеваются сплавы с другими металлами: цинком, медью, магнием, марганцем и т.д.

Один из больших плюсов алюминиевых рам – их малый вес. Именно поэтому велосипеды с такими рамами быстрее набирают скорость, на них легче подниматься в гору. Однако, это же дает и отрицательный эффект в виде потери наката, т.е. когда велосипедист прекращает вращать педали байк быстрее останавливается.

На велосипедах с алюминиевыми рамами немного сложнее делать повороты, так как они гораздо «жестче» стальных рам, и, если стальные могут немного изгибаться при повороте, как бы «вписываясь» в него, то алюминий этого делать не может.

Из-за такой жесткости рамы энергия велосипедиста, вращающего педали, передается на колеса с меньшими потерями, чем у стальной рамы, которая при этом немного изгибается и поглощает энергию велосипедиста. Правда, все это играет большую роль у гонщиков и спортсменов, а для обычного байкера это «мелочи жизни». А вот что гораздо более заметно, так это то, что из-за такого свойства алюминия поездка на байке с алюминиевой рамой становится более жесткой и некомфортной. Велосипед гораздо хуже гасит вибрации на дороге, чем байк со стальной рамой, лучше амортизирующей все ухабы и выбоины на ней. Алюминиевая рама передает на пятую точку, позвоночник и руки, практически не гася, все удары о дорогу. А дороги у нас, как известно, не отличаются ровностью и гладкостью.

Для велосипедов с алюминиевой рамой нужна хорошая амортизационная вилка, которая частично возьмет на себя амортизацию от ударов переднего колеса, хорошее седло, а возможно и амортизационный подседельный штырь, для смягчения ударов на позвоночник от заднего колеса.

Еще одним недостатком алюминиевых рам является то, что в отличие от стальных, они, накапливая усталость, ломаются без появления трещин. А это значительно повышает риск того, что она сломается прямо во время поездки. Т.е. стальная рама, перед тем как сломаться сначала треснет, а уже потом в этом месте сломается. Это свойство позволяет заметить трещину и выкинуть треснутую деталь или заварить её.

Например, на моих глазах, во время спуска по горной тропе в Буковеле, в конце трассы сломалась алюминиевая рама д аунхилл-велосипеда. Хорошо еще, что это произошло практически у подножья горы, да и сам спортсмен был отлично экипирован велозащитой и не получил никаких повреждений. Рама просто сложилась пополам на небольшой кочке, так что последние полкилометра до финиша велосипед ехал на своем хозяине. Ситуация очень напоминала ту, что показана на фотографии внизу.

Зависимость прочности велосипедной рамы от диаметра и толщины стенок труб

При изготовлении алюминиевых рам используют трубы большего диаметра с толстыми стенками.

Законы физики говорят, что при увеличении диаметра трубы в два раза ее жесткость повышается в восемь раз (кубическая зависимость), а при увеличении толщины стенки трубы в два раза ее жесткость увеличится так же в два раза. Т.е. для увеличения жесткости конструкции и при минимизации при этом веса — увеличение диаметра трубы предпочтительнее.

Исходя из этих принципов и учитывая, что минимальная толщина стенки стальной трубы может быть 0,4 мм, а алюминиевой 0,8 мм, конструкторы выбирают диаметр и толщину стенок труб для велосипедных рам. Конечно трубы с приведенной выше минимальной толщиной стенок не используют при производстве велосипедов.

Причем рамы часто делают из труб различных сечений или баттированные, что так же позволяет повысить прочность готовой рамы. Почитать о баттировании и геометрии труб рамы можно в статье «Геометрия рамы велосипеда».

Преимущества алюминиевой велосипедной рамы:

  • Меньший вес, по сравнению со стальными рамами, и как следствие этого хорошие разгонные характеристики.
  • Почти абсолютная коррозийная стойкость – такие рамы не ржавеют от слова «вообще».
  • Высокие скоростные характеристики: легче набрать скорость и ехать в гору.

Недостатки велосипедной рамы из алюминиевых сплавов:

  • Жесткость. Алюминиевая рама практически не гасит вибрации, и все неровности дороги передаются на руки и через пятую точку на позвоночник, особенно если еще и вилка жесткая, а не амортизационная.
  • Быстрая потеря наката. Из-за меньшего веса, как только байкер перестает крутить педали, велосипед быстро теряет свою скорость, в отличие от велосипеда со стальной рамой.
  • Недолговечность. Если велосипед эксплуатируется активно, то через несколько лет резко возрастает вероятность получить трещину. А лет через 10 обычного катания рекомендуется регулярно осматривать байк перед поездкой на их наличие. Производители чаще всего дают гарантии на рамы из алюминиевых сплавов в пределах 5-10 лет.
  • Более чувствительны к ударам и падениям, чем стальные и титановые рамы. Все-таки алюминий мягче стали и удар, который сталь даже не заметит – на алюминии может оставить вмятину.
  • Неремонтопригодность. Сварить алюминиевую раму слишком сложно, да и уверенности в ее прочности это, на самом деле, не прибавит – надежнее купить себе новую.
  • Высокая цена.

Виды алюминиевых сплавов, использующихся при изготовлении велорам.

Немного остановимся на видах алюминиевых сплавов, использующихся для изготовления велосипедных рам.

Марок алюминиевых сплавов достаточно много (2014, 7000, 7005T6, 7009T6, 7010T6, 6061T6, 6065 и т.д.), но наиболее часто в велосипедостроении используются марки 7005T6 и 6061T6 (аналог отечественного сплава АД33 по ГОСТ 4784-97).

Их еще называют сплавы шести- или семитысячной серии.

Использование в названии букв «Т6» говорит о том, что материал прошел термическую обработку.

Например, при термической обработке сплава 6061 изделие из него нагревают до 530 °С, затем интенсивно охлаждают водой. Затем его в течении 8 часов при температуре около 180 °С искусственно старят. После такой обработки сплав 6061 уже обозначают 6061-Т6.

Сплав 7005 при термической обработке охлаждают не водой, а воздухом.

Например, в приведенной ниже таблице видно состав металлов в сплавах и как изменяются их физические характеристики после термической обработки.

Покупаем велосипед: как выбрать правильный алюминиевый шоссейник и сэкономить на понтах

Шоссе — это скорость, легкость, это плавность хода и моментальный отклик на любое усилие. Каждый хотел бы почувствовать это на хорошем шоссейном велосипеде, в особенности те, кто считает, что «горники» — это для гор. Стоимость профессионального велосипеда топового уровня сопоставима с ценой нового бюджетного автомобиля. Давайте посмотрим, на чем можно, а на чем нельзя сэкономить, чтобы выбрать достойный шоссейник за адекватные деньги.

А нужен ли карбон?

Карбон — это основной и практически безальтернативный материал для производства велосипедных рам и компонентов топового уровня в профессиональном шоссейном велоспорте. Легкий и прочный, жесткий, но при этом эффективно гасящий вибрацию — карбон велосипедному спорту высоких достижений однозначно нужен.

А вам? Что делать, если вы не готовы потратить на велосипед самого среднего уровня сумму от $3000? Причем важно понимать, что за эти деньги вам предложат не те велосипеды, на которых спортсмены гоняются на «Тур де Франс». У того карбона другой состав, другой способ плетения, другой уровень технологичности.

Так что алюминий представляет собой хорошую альтернативу. К тому же качественно сделанная рама из алюминия может оказаться даже предпочтительнее недорогой рамы из карбона: она значительно дешевле и, скорее всего, долговечнее.

Совершенно точно хороший алюминиевый велосипед не разочарует своего владельца и как минимум будет надежной тренировочной и соревновательной «машиной».

Наш вердикт: если бюджет не располагает к тому, чтобы купить дорогой карбоновый велосипед — купите алюминиевый, сэкономьте на понтах.

К тому же учтите, что почти все современные модели шоссейных велосипедов, в том числе алюминиевые, оснащены карбоновой вилкой, а нередко и карбоновым подседельным штырем — это те узлы велосипеда, которые нуждаются одновременно в жесткости и способности к виброгашению.

На чем экономить не стоит

Мы ищем велосипед с 22 передачами — 2 звезды спереди и 11-скоростная кассета сзади. Да, совсем недавно итальянская фирма Campagnolo представила 12-скоростную шоссейную трансмиссию, но пока эта попытка расширения вызывает много споров и нет предпосылок к тому, чтобы велосипедистов стали пересаживать на велосипеды с 12-скоростными кассетами.

Поскольку японский производитель велокомпонентов Shimano чувствует себя абсолютным лидером на рынке, выбирать будем из ассортимента, предложенного этой компанией. И здесь не следует быть чересчур прижимистым. Мы не рекомендуем покупать велосипед с недорогими группами навесного оборудования начального уровня вроде Shimano Sora и Shimano Tiagra. Конечно же, эти компоненты будут исправно работать. Не так давно обе группы получили обновления с учетом технологий, используемых в более продвинутых сериях. Но недорогие компоненты, во-первых, существенно тяжелее, а вес для шоссейного велосипеда — важный параметр. Во-вторых, сэкономив в самом начале, позднее вы наверняка решитесь на «апгрейд» вашего велосипеда, а это всегда выходит дороже.

Предлагаем остановиться на группах Shimano 105 (серии 5700 или 7000) или Shimano Ultegra. Последний вариант предпочтительнее, эта серия отвечает всем самым взыскательным запросам велолюбителей. Не столь критично, удастся ли раздобыть велосипед со свежей Ultegra 8000 либо это будет предыдущее поколение — 6800. Главное свыкнуться с мыслью, что, если вы не профессиональный гонщик, Ultegra хватит за глаза — это и есть наш вердикт.

Источники:

http://veloclub.su/stati/item/1281-2016-08-14-11-47-45
https://velofans.ru/vibor/kakuyu-vybrat-ramu-velosipeda
https://portalss.ru/zapchasti/alyuminievaya-ili-hromomolibdenovaya-rama.html
https://www.electrabike.ru/journal/luchshiy-oblegchennyy-velosiped/
https://garant-motors23.ru/velosiped/kakaya-rama-dlya-velosipeda-luchshe-stalnaya-ili-alyuminievaya.html