Что такое фэтбайк

Фэт-байк

Фэтба́йк или фатба́йк (англ.  fatbike от fat  — «толстый») — разновидность горного велосипеда на широких покрышках (колёсах) [1] .

Содержание

Особенности [ | ]

Обладает повышенной проходимостью по различным типам рыхлых поверхностей, которые плохо или совсем не проходимы на других типах велосипедов, как то: снег, песок, высокая трава и т. п. При эксплуатации давление в камерах находится в пределах от 0,2 атм. до 2 атм. Ширина покрышек — от 3,5 до 5 дюймов (Vee Tire 2XL 5.6″ prototypes), ширина ободов — от 65 до 100 мм. Именно низкое давление в камере является ключевым в этом типе велосипеда наряду с шириной покрышки [2] .

История создания [ | ]

Одно из первых упоминаний о велосипедах на толстых покрышках (шинах низкого давления) встречается в серии рекламных картинок «Странно, но правда» (англ.  «Strange but True» ), публикуемых фирмой Currys в велосипедной прессе в период до 1932 года.

В седьмом выпуске серии было размещено изображение человека на велосипеде с широкими покрышками. Подпись сообщала, что «В. Ритчи (англ.  W. Ritchie ), знаменитый трюкач, собрал велосипед с толстыми покрышками» (шинами низкого давления, англ.  balloon tyres ) [3] .

«Отцом фэтбайка» считается живущий на Аляске Марк Грюнвальд (Mark Gronewald), который и придумал термин fatbike [4] . Трёхдюймовые покрышки на первых фэтбайках растягивались на 80-миллиметровых ободах до ширины примерно 3,5 дюйма.

Про появление первого серийного фэтбайка SURLY PUGSLEY знаменитый веломеханик Шелдон Браун говорил: «Pugsley is, in its way, as revolutionary as the original mountain bikes were in the early 1980s» [5] . («Пагсли — это своего рода революция, сравнимая с появлением горного велосипеда в начале 1980-х».) Но особенностью современного фэтбайка является не только широкое колесо, что было и раньше, но и широкий обод, сквозь который видна резина камеры. Именно таким способом в 2010 году ростовский умелец Ушаков Владимир соединил два обода и из камеры автомобиля сделал широкие (21 см) колёса, у которых, как у фэтбайка, камера проглядывала между спаренными ободами.

С 2013—2014 годов широкое применение получили фэтбайки с применением новейших технологий: карбоновых рам, ободов и других компонентов. Такие велосипеды могут весить менее 10 кг, а по управляемости мало проигрывать стандартным горным велосипедам [ источник не указан 2105 дней ] .

Современное состояние [ | ]

Для спортсменов, выступающих на фэтбайках, проводятся соревнования, например «Pugsley World Championships» (Чемпионат мира Pugsley) в г. Декора, штат Айова.

Гонка проводится в феврале, на трассе, покрытой снегом [6] .

Всемирный день фэтбайка отмечается в первые выходные дни декабря.

Важной вехой в развитии фэтбайкинга стало проведение в феврале 2015 года официального чемпионата США в группе фэтбайков. США в данном направлении велосипеда задают тенденцию, что сказывается на других странах. Фэтбайк-движение постепенно расширяется из сегмента катания для удовольствия в спортивное направление [ источник не указан 2105 дней ] .

Фэтбайк в России и СНГ [ | ]

Фэтбайки можно приобрести в крупных городах России и СНГ у ряда поставщиков, но из-за узкой направленности и очень низкой распространённости в российских веломагазинах массового применения в России они пока не нашли. В России подростковые фэтбайки производят на заводе компании Веломоторс в Подмосковье [ источник не указан 2105 дней ] под маркой Stels.

Несмотря на это, в последние годы поездки на фэтбайках проводятся всё чаще и чаще. В апреле 2013 года трое участников из Санкт-Петербурга успешно прошли на фэтбайках 310 км по снегу вдоль чукотского побережья Северного Ледовитого океана [7] .

Экстремальные развлечения: что такое фэтбайк и как правильно подготовиться к нему зимой

Украину в этом году накрыла настоящая суровая зима с сильными морозами, метелями и снежными сугробами. А это значит, что самое время осваивать зимние виды спорта. Тех, кому недостаточно привычных лыж, сноубордов и санок, может заинтересовать еще одно экстремальное, но пока не особо распространенное в Украине увлечение – фэтбайк. УНИАН разбирался, что же это такое.

Что такое фэтбайк

Если вы думаете, что велосипед – это занятие исключительно для теплого времени года, вы глубоко ошибаетесь. Ведь фэтбайк – это как раз экстремальный вид спорта на велосипеде, только не совсем обычном. Фэтбайк, от английского fatbike или же «толстый велосипед», отличается от прочих моделей велосипедов усиленной прочностью и широкими покрышками – ширина шин достигает 9,7-11,4 см.

Есть у таких велосипедов еще одна особенность – низкое давление в шинах, что увеличивает площадь контакта с поверхностью. Это помогает проехать по неровной местности, хотя и не позволяет развивать большую скорость. Тем не менее, фэтбайк сможет пробраться там, где обычный «двухколесный» провалится в снег. А еще этот транспорт значительно лучше держится на льду.

Немного истории фэтбайка

Для наших краев фэтбайк пока еще довольно новый вид спорта, но в мире он популярен уже почти 30 лет (хотя первые велосипеды с толстыми колесами упоминались в западной прессе еще в 30-х годах ХХ века). В Америке этот вид зимней активности распространился в 90-х годах прошлого века, а оттуда уже добрался до остального мира.

«Отцом» фэтбайка считается живущий на Аляске Марк Грюнвальд (Mark Gronewald), который и придумал термин fatbike. Он, как настоящий велосипедист, не мог оставаться без любимого транспорта на протяжении долгой северной зимы. Тогда парень собственноручно растянул трехдюймовые (7,62 см) покрышки своего велосипеда до размера стандартного велосипедного обода (8 см). В итоге его детище позволило наслаждаться катанием на велосипеде не только по ровным дорожкам в теплые летние деньки, но и по заснеженному февральскому лесу. Это событие американский знаток велосипедов и популярный веломеханик Шелдон Браун даже назвал одним из самых важных для велосипедистов после изобретения горного велосипеда.

Примечательно, что именно на фэтбайке велосипедистка Мария Лейерштам в 2013 году покорила Южный полюс. Ранее туда не смогла добраться ни одна другая модель велосипедов.

Фэтбайк появился от желания кататься на велосипеде даже в снежную зиму / фото Flickr.com

Весит фэтбак 14-17 кг, почти третья часть веса – это колеса. Такие велосипеды особенно популярны в северных странах. Также фэтбайки активно используются в спортивных соревнованиях, чаще всего в гонках по пересеченной местности.

Ну а 3-4 года назад этот вид спорта пришел в Украину. В зимнее время это отличный способ провести время на свежем воздухе, получить заряд экстрима и отлично отдохнуть.

Обычно фэтбайкерами становятся те, кто увлекается ездой на горном велосипеде, любители трекинга и те, кто просто не хочет расставаться с любимым видом транспорта в зимнее время.

Где достать фэтбайк

Фэтбайки можно приобрести в различных интернет-магазинах, а стоимость такого велосипеда колеблется от 10 до 40 тысяч гривень. Следует отметить, что веломеханики не советуют экономить, покупая самые дешевые комплектующие. Все-таки фэтбайк это транспорт для трудных дорог и должен отличаться повышенной надежностью и прочностью.

Фэтбайк должен быть надежным / Фото Flickr.com

При этом стоит учесть, что для езды на фэтбайке нужно обладать достаточной физической подготовкой, ведь велопрогулки на нем – это серьезная нагрузка на мышцы.

Тем не менее, для тех, кто хочет приобщиться к фэтбайку, но не хочет напрягаться, существуют электромодели с небольшим двигателем на 500 Вт. Передвигаться на також электрофэтбайке можно до 50 км без подзарядки. Стоят они подороже (около 40 тысяч гривень), но тут есть несколько преимуществ для тех, кто не любит крутить педали. Ведь на нем с легкостью можно проехать там, где могут устать ноги – по сугробам, песку, камням. К слову, в финском городе Оулу каждый пятый житель вместо машины или общественного транспорта использует электрофэтбайк.

Фэтбайки – популярный транспорт в Финляндии / Фото Flickr.com

Фэтбайк – это весело

Если у вас есть фэтбайк, зима точно не будет скучной. Ведь можно прекрасно проводить время, заниматься спортом и рассматривать окрестности одновременно. Можно поехать в парк или кататься рядом с домом, в зависимости от того, насколько у вас хватит фихической подготовки.

Если удастся найти таких же увлеченных велоспортом, как вы, можно отправиться за город кататься по заснеженным дорожкам, по которым не рискуют ехать автомобили, ведь благодаря широким шинам такой велосипед не провалится. Также на фэтбайке можно спуститься к побережью замерзшей реки или вовсе выехать на лед. Главное – убедиться, что лед на речке крепкий и вам не угрожает опасность.

С фэтбайком зима не будет скучной / Фото Flickr.com

А еще фэбайк — это полезно, ведь время езды укрепляется сердце, снижается риск инфаркта и тратится больше калорий. В итоге – вы становитесь здоровее и лучше выглядите.

Кроме того, широкие покрышки добавляют дополнительный комфорт во время поездки. Ведь на фэтбайке практически не чувствуются ямы и кочки, потому что такие колеса их «проглатывают». В условиях города это тоже пригодится, так как наши дороги далеки от идеала, а по пути нередко встречаются бордюры и «лежачие» полицейские.

Как правильно одеться для фэтбайка зимой

Чтобы зимняя езда была на пользу, а не во вред, очень важно правильно одеться. Ведь на скорости велосипедиста запросто может продуть, а незащищенные участки кожи (обычно это шея и запястья) мгновенно становятся нечувствительными и обмораживаются. Поэтому если всерьез собрались кататься на фэтбайке зимой, следует обзавестись специальной одеждой. Стоит она ненамного дороже обычной, зато отлично сохраняет тепло, не продувается и отводит пот.

Кроме того, профессионалы советуют одеваться многослойно, подбираться одежду с длинными рукавами, а также не забывать о термобелье. Ведь одежда из обычной хлопчатобумажной ткани в данном случае никак не подходит – она легко продувается, намокает от пота и не высыхает. В итоге вы рискуете заболеть простудой в два счета.

Не простудиться поможет правильная экипировка / Фото Flickr.com

Также зимой в рюкзаке велотуриста обязательно должны быть термос или специальная двухслойная фляжка, запасные шапка, перчатки, питательная еда и комплект с запчастями для ремонта велотранспорта.

Соревнования по фэтбайку

Для тех же, кто готов взяться всерьез за покорение этого вида спорта, существует множество соревнований по фэтбайку, а также трейлрайдингу. Это катание на горном велосипеде по тропинкам и дорожкам в лесу с легким добавлением экстрима. Такая тропа с легкой «подготовкой» носит название трейл. Дорожки могут содержать вылеты, корешки и секции из камней. Чтобы их преодолеть, нужно уметь спускаться по довольно жестким съезжалкам и контролировать байк на тропинке. Вот так, например, украинские велосипедисты устроили себе трейлрайдинг в Карпатах.

Большой плюс фэтбайков в том, что многие из них универсальны, то есть, подходят для катания как зимой, так и летом. Стоит только сменить резину, как в автомобиле. Этот транспорт, помимо снега, проедет по песку, грязи, скользким булыжникам, легко проскользнет в высокой траве.

Фэтбайк отлично подходит для катания как зимой, так и летом / Фото Flickr.com

Там, где спорт и движение, всегда энергия и хорошее настроение. Если вы искали что-то новое и не хотели ждать до весны, самое время поэкспериментировать. А вдруг фэтбайк станет вашим любимым видом транспорта, и вы не захотите больше добираться на работу на маршрутке?

Фэтбайк — велосипед с широкими колесами для езды по снегу и бездорожью

Фэтбайк - велосипед с широкими колесами для езды по снегу и бездорожью

За последние два года фэтбайки – или ширококолесные велосипеды – приобрели большую популярность. Их родина – США. До России и других стран Восточной Европы мода на фэтбайки докатилась не так давно. Но именно здесь, на территориях с продолжительной зимой и большим количеством снега, эти аппараты имеют все шансы стать такими же популярными, как и у себя на родине.

История возникновения

Появление в 1970-ые гг. велосипедов с большим количеством передач, мощной тормозной системой, амортизацией, широкими покрышками, легкими и прочными деталями позволило существенно расширить географию поездок. Те аппараты были по-своему вездеходны, но основное свое применение нашли на горных маршрутах, отчего и получили название «горные». Их массовое производство пришлось на начало 1980-х гг. К 1986 г. продажи маунтинбаков превысили объем городских, туристических и шоссейных велосипедов. Велосипедисты оценили все преимущества вездеходного двухколесного транспорта.

bicycle

На нем без труда можно было ездить по проселочным дорогам, пересеченной местности, каменистым грунтам. Но ограничения остались: мягкие поверхности и крутые склоны плохо проходимы горными байками. Технология их производства совершенствовалась: применялись новые более легкие материалы, проводилась работа с подвеской, прилагались усилия для улучшения внешних характеристик. Это совершенствование было направлено на повышение скорости и улучшение прохождения пересеченных местностей. На таких поверхностях, как песок, грязь и снег, горные аппараты оставались неэффективными.

Дальнейшая трансформация горного байка происходила в конце 1980-х гг. в двух районах Северной Америки – на Аляске и в Мексике. На Аляске ежегодно устраиваются зимние соревнования по преодолению больших дистанций. Участники сами работают над совершенствованием своих транспортных средств, придумывая различные конструктивные дополнения к ним. Очевидно, что для поездки по снегу требуется большая площадь соприкосновения с поверхностью резины. Это и было основным направлением совершенствования: любительская инженерная мысль рождала причудливые аппараты, например, с тремя ободами на одном колесе.

Fat-Bike-Local-History

Одновременно в Мексике человек по имени Рэй Молина, любивший ездить по пескам и оврагам, сделал 82-миллиметровый обод, на который надел специально сделанную 3,5-дюймовую (8,9 мм) камеру. Тестовая поездка по песчаным дюнам Чиуауа показала, что получившийся велосипед неплохо справляется с поставленной задачей. Аляскинец Марк Гронуэлд приметил изобретение Молины на одной из международных велосипедных выставок в 1999 г. Внеся небольшие изменения в конструкцию, он получил то, что сейчас называют фэтбайком.

В 2000 г. участник зимнего аляскинского соревнования Майк Куриак выиграл невероятную гонку на дистанции более 1500 км, первым преодолев расстояние за 15 дней. Его фэтбайк был сделан на основе тех идей, которые ранее реализовал мексиканец Молина.

Массовое производство аппаратов на колёсах увеличенной ширины начинается в 2005 г. американской компаний Surly под маркой Pugsley. Первый фэтбайк был выполнен в фиолетовом цвете с ободом в 65 мм и широкими шинами в 3,7 дюйма. К 2007 г. фэтбайки начали производить с десяток, преимущественно американских, компаний.

Преимущества

  1. Фэтбайк – вездеходный двухколесный транспорт.Он эффективен на таких поверхностях, как:
  • снег и лед;
  • камни и гравий;
  • песок;
  • грязь;
  • бездорожье (включая лесное).
  1. Подходит для зимы.

Несмотря на то, что транспортное средство с увеличенной шириной колес прекрасно справляется с любыми проблемными поверхностями, его наибольшая ценность для регионов с длительной зимой – это, безусловно, его снегоходность. В наших широтах обычным великом можно пользоваться ограниченный период времени в году.

Для многих это является проблемой, т. к. привычка кататься есть, но реализовать ее невозможно. Одним из зимних вариантов поддержания формы являются велотренажеры. Фэтбайки в этом отношении открывают новые горизонты и позволяют кататься зимой даже в лесу – там, где остальные ходят на лыжах.

  1. Идеально амортизирует.

Кочки, палки, небольшие бревна и стволы деревьев, другие неровности поверхности – не проблема для ширококолесного велосипеда. Благодаря слабо накаченным камерам и конструктивным особенностям, фэтбайк имеет возможность до 7 см вертикального хода без какого-либо дискомфорта для едущего.

  1. Экономит силы.

На трудных поверхностях фэтбайк имеет легкий накат. Там, где после нескольких километров езды на горном велосипеде, наваливается усталость, на фэтбайке продолжается непринужденное движение.

  1. Может быть трансформирован в обычный велосипед.

Лишняя пара колес шириной 2-2,5 см и диаметром в 29’’ позволит сделать из фэтбайка обычный горный велосипед. Для этого требуется, чтобы рама была оффсетной. Оффсет рамы – это смещение перьев в сторону на 1,75 или 2,8 см. При этом ось втулки становится смещенной относительно оси рамы. Оффсет обода – это смещение спицевых дырочек на ободе относительно плоскости обода. Оффсетная рама позволяет использовать стандартные втулки горных велосредств шириной 13,5 см, с ободами шириной до 10 см и резиной до 4,8’’.

Большинство известных производителей выпускают фэтбайки с оффсетными рамами.

Советы по езде на фэтбайке

  • Велосипеды с увеличенной шириной колес предполагают слабое давление в камерах. Свои лучшие качества по преодолению вязких грунтов, песка и снега фэтбайк проявляет при давлении около 5 PSI.
  • Не спешите. Фэтбайк создан не для быстрой езды. Он тяжело стартует, инертен, но всегда устойчив.
  • Часто оптимальным является давление 7-17 PSI. Оно позволяет как ездить по подготовленным трассам, так и преодолевать легкое бездорожье.
  • На твердых покрытиях при давлении шин ниже 15 PSI аппарат сложно управляем.
  • При давлении выше 20 PSI поведение фэтбайка на твердых покрытиях не отличается от горного велосипеда. Однако на неровных поверхностях обеспечена сильнейшая тряска и сложность управления.
  • Фэтбайки – это не шипованная резина. Несмотря на то, что они неплохо справляются с преодолением ледяных поверхностей, следует быть внимательным, не ехать быстрее 15 км/ч, сохранять равновесие, не делать крутых поворотов.
  • При любом ледяном подъеме рекомендуется спуститься с велосипеда и преодолеть его своим ходом.

Производители и цены

Основные производители ширококолесных велосипедов находятся в США. Стоимость колеблется от $1000 до $5500.

Плюсы и минусы модного фэтбайка

Если вы любите велосипедный спорт и не хотите расставаться со своим «железным конём» ни при каких обстоятельствах, есть смысл приобрести фэтбайк. Узнайте, что это, как работает и зачем нужно.

Что это?

Что такое фэтбайк? Название произошло от двух английских слов «fat» и «bike», что дословно переводится как «толстый велосипед». И это отражает суть конструкции «железного коня», ведь он оснащён толстыми колёсами, которые позволяют пересекать любые поверхности в любое время года.

Считается, что изобрёл фэтбайк в 80-х годах прошлого столетия один из жителей Аляски Марк Грюнвальд. Транспортное средство позволяло ездить в условиях сурового холода. Но ещё в 30-х годах того же века в одной из газет появилась фотография с велосипедом, имеющим неправдоподобно широкие и объёмные шины. Тогда изображение приняли за рекламную акцию или розыгрыш.

Преимущества и недостатки

Рассмотрим все плюсы современных фэтбайков:

  • Оригинальный внешний вид. На таком велосипеде вы точно будете привлекать удивлённые и восторженные взгляды.
  • Отличная проходимость. На фэтбайке можно ездить по пересечённой местности, снегу, лесам. Он преодолеет сугробы, грязь, песок и прочие вариации рельефа.
  • Возможность ездить при любых климатических условиях и в любое время года: снежной зимой, слякотной ранней весной или поздней осенью, жарким летом.
  • Универсальность. На таком велосипеде реально кататься как по асфальтированной дороге, так и по местностям с нетронутой природой: горам, овражистым участкам.
  • Отличная амортизация. Благодаря ей, препятствия, возникающие на пути, преодолеваются мягко, а мелкие – остаются практически незаметными.
  • Возможность преодоления различных препятствий: неровностей дороги, камней, бугров. Шины толстые и прочные, поэтому не лопнут даже при наезде на что-то твёрдое и острое.
  • Велосипедиста не трясёт, он не испытывает значительного дискомфорта, как на стандартном байке с тонкими колёсами, реагирующими на все неровности.
  • Безопасная езда. Увеличенная ширина шин повышает устойчивость, минимизирует риски падений.
  • Значительный вес, который может достигать 20-25 килограммов. Масса требует приложения усилий во время езды. Ноги при вращении педалей сильно устают, что для новичка чревато болями. Кроме того, возможен рост мышц икр и бёдер, что нужно не всем и не всегда.
  • Высокая стоимость, особенно в сравнении со стандартными привычными велосипедами.
  • На колёса можно устанавливать далеко не все обода, что усложняет ремонт.
  • Если покрышка или камера пострадает от повреждения, найти её в небольшом населённом пункте будет проблематично. Есть возможность сделать заказ через интернет, но при такой покупке никто не гарантирует, что деталь будет качественной и точно подойдёт. Если сравнивать столь необычную модель со стандартными велосипедами, то она имеет не такой широкий функционал. В некоторых моделях тормозная система несовершенна, что связано с неудобством настроек заднего тормоза (просвет тормозного механизма узкий, закрывается колесом).

Особенности выбора

Как выбрать фэтбайк? Прежде всего, определитесь, какая модель вам нужна. Все велосипеды с толстыми колёсами делятся на две больших группы:

  1. Офсетные. Положение втулки в таких моделях смещается относительно рамы, оси колеса и втулки. Такая конструкция позволяет при необходимости менять местами заднее колесо и переднее. Кроме того, для ремонта подойдут стандартные детали, что упростит устранение неполадок и позволит избежать значительных затрат. Но офсетные фэтбайки могут иметь весьма специфический внешний вид
  2. Безоффстетные модели отличаются симметричностью конструкции. Заднее и переднее колёса имеют втулки разных размеров, причём они специализированные, то есть стандартные детали не подойдут. Но зато можно использовать обода разной ширины, например, узкие летние или расширенные зимние.

Отдельно стоит выделить складные фэтбайки. Конструкция такая же, но модели предоставляют возможность складывания, и такая особенность упростит хранение: в сложенном виде велосипед не займёт много места. Механизм, как правило, прост в использовании, специализированных инструментов не требуется.

Известные крупные компании, специализирующиеся на производстве велосипедов, выпускают электрические фэтбайки, оснащённые моторами. Конечно, их стоимость велика, но зато при езде не нужно прилагать больших усилий: транспорт приводится в движение электродвигателем.

При покупке обратите внимание на три основных параметра:

  • Вес. Он варьируется от 15-17 килограммов до 20-25. Каждое колесо может весить по 3-5 кг, в зависимости от размеров и ширины.
  • Нагрузка. Выясните, какой вес выдержит фэтбайк. Если на нём будет ездить крупный человек, выбирайте модель со значительной допустимой максимальной нагрузкой – 120-130 килограммов.
  • Размер колёс. Покрышки фэтбайков могут иметь ширину от 3,5 дюймов до 4,5, что соответствует 9-12 см. Обод имеет ширину от 65 мм до 100. Но встречаются массивные модели с пятидюймовыми колёсами.

Производители

Существует немало производителей фэтбайков в разных странах, но наиболее популярными и предлагающими качественную продукцию являются такие как «Surly», «TREK», «Scott», «Specialized», «Cube», «Fatback», «Vicious Cycles», «Fatbikes».

Приобрести качественный фэтбайк в крупном городе можно в специализированном спортивном магазине. Если такового в населённом пункте нет, или же в ассортименте отсутствуют современные модели, то придётся приобретать «железного коня» через интернет и заказывать на официальном сайте производителя. Неизвестным посредникам доверять не стоит.

Стоимость

Сколько стоит фэтбайк? Цена зависит от функций, дизайна, особенностей конструкции велосипеда. Все модели можно условно разделить на три ценовых категории. Бюджетные – это байки стоимостью до 40 тысяч. В группе есть варианты за 20-25 тысяч. Вторая категория – от 40000 до 70000-80000 руб. Если же вы хотите многофункциональный, стильный и эксклюзивный байк, придётся выложить больше 80-90 тысяч рублей.

Хотите приобрести проходимый транспорт, но не желаете изменять велосипедному спорту? Купите ультрамодный фэтбайк. Удачного выбора и лёгкой узды!

Источники:

https://ru-wiki.ru/wiki/%D0%A4%D1%8D%D1%82-%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D0%BA
https://www.unian.net/tourism/lifehacking/10415679-ekstremalnye-razvlecheniya-chto-takoe-fetbayk-i-kak-pravilno-podgotovitsya-k-nemu-zimoy.html
https://zextrem.com/zemlya/velosport/fetbajk.html
https://brjunetka.ru/plyusyi-i-minusyi-modnogo-fetbayka/