Что такое гироротор на bmx

Bmx (велосипед)

BMX (англ. Bicycle MotoX сокращение слова xtream ) — разновидность велосипеда, изначально придуманная взрослыми любителями мотокросса для тренировок. Для детей — будущих спортсменов мотокросса и мотофристайла, физически невозможно было учиться кататься на полноразмерных мотоциклах для мотокросса, а специальных детских моделей в то далёкое время (1960-е годы) не было. Такой велосипед был проще для освоения. Потом BMX уже перерос в отдельный вид спорта, разделённый на несколько дисциплин, три из которых являются олимпийскими видами спорта — BMX freestyle, BMX dirt, и BMX racing.

Главной особенностью велосипеда BMX являются колёса размерностью 20 дюймов, полное отсутствие подвески и наличие всего лишь одной передачи. В остальном же вариации могут быть разными, в зависимости от предназначения (стиля катания). Велосипеды типа BMX, как правило, очень манёвренны, обладают малым весом (до 12 кг).

Рама для BMX делаются из расчёта на прочность в сочетании с лёгкостью, поэтому рама BMX имеет очень простую и надёжную конструкцию: два треугольника с общим основанием, крепления для втулки (дропауты), которые могут иметь большую площадь и толщину. Для увеличения прочности используется «баттинг» или вварка дополнительных косынок в задние перья рамы и иногда между главными трубами. Дешёвые рамы для BMX’а делаются из нелегированной стали, а более дорогие — из легированной стали (с добавлением хрома и молибдена), реже из титана или алюминия (последний материал используется для рам BMX racing). В технологии изготовления рам применяют «баттинг» — вытягивание ещё горячих труб. В итоге в местах нагрузки трубы более толстые, а где её мало — тоньше. Вытягивание может быть многоэтапным.

BmxStreet.JPG

На раме кареточный стакан (под подшипники для оси кареточного вала) может быть четырёх видов:

  • American (Американка). Самый большой стакан, устанавливается на старые и/или дешёвые велосипеды. Рассчитан на запрессовывание двух чашек под подшипники в комплекте со втулкой между ними, чтобы подшипники стягивались и не ломались при затягивании осевых болтов на валу.
  • Mid (Мид). Примерно на треть меньше по диаметру, подшипники впрессовываются непосредственно в раму, минуя чашки.
  • Spanish (Испанка). Этот стакан устроен так же, как и Мид, но является самым маленьким по диаметру.
  • Euro (Евро). Этот стакан имеет резьбу и рассчитан на установку особой каретки. В ней есть две завинчивающихся в раму чашки, в которые запрессованы четыре подшипника (по 2 на сторону) и втулка между подшипниками. Также данный тип кареточного стакана используется в рамах горного велосипеда.

Колёса

Колёса на BMX имеют размер 20 дюймов (ISO 406, иногда 451 миллиметр), но встречаются и совсем «детские» версии 18, 16, 14, 12 дюймов (только не для bmx racing). Обода имеют широкий «коробчатый» профиль, бывают одинарные, двойные или даже тройные, большинство предназначено для использования с ободными тормозами. Также для BMX racing используется вытянутые внутрь обода для большей жёсткости при прямых ударов. Количество спиц может быть: 48 (спицовка в 4 креста) — это устаревший вариант; 36 (в 3 креста).

Покрышки, как правило, слики или полуслики в зависимости от дисциплины, шириной 1,8 — 2,50 дюйма. Рекомендуемое давление в камерах 3-7 атм (300—700 кПа).

На руле ВМХ, как правило, есть кроссбар (англ. crossbar ) — перекладина посередине, повышающая прочность руля. Руль может быть сделан двухэлементным и более. Самые популярные рули — двухэлементные (из двух труб) и четырёхэлементные (соответственно, из четырёх). На концах руля, как правило, устанавливаются (натягиваются или если есть такая возможность то накидываются и прикручиваются шестигранником) грипсы — ручки для повышения сцепления рук с рулём и для предотвращения поврежедения пальцев рук при выполнении трюка barspin от английского прокрут руля на 360 градусов и более простых версий трюка такие как chicken bar slide bar. Для того, чтобы при падении руль не прорезал кожу, а также чтобы при падении велосипеда не повреждался руль, на него устанавливаются баренды — заглушки по обеим сторонам руля, бывают с винтами или свободно заходящие — нейлоновые.

Вынос

Деталь, которая соединяет руль с вилкой. Выполняется в основном из цельного куска алюминия.

Существуют две различные вариации выноса: frontload и topload. front load вынос держит руль так что крышка держится спереди. topload вынос устроен так что его крышка смотрит наверх

Вилка

Деталь, к которой крепится переднее колесо. Состоит из двух ног, штока и дропаутов (пластины, держащие втулку). Как и на раме, дропауты имеют увеличенную площадь и толщину. Может выполняться из тех же материалов, что и рама, и может быть рассчитана на установку оси в 10 мм, реже — 14 мм.

Пега (англ. Peg — колышек, штифт ) — карбоновая, металлическая или пластиковая трубка, устанавливающаяся на ось (устанавливаются не всегда). Пеги используют для скольжения на гранях и перилах, а также как дополнительную опору при выполнении трюков. Пеги делают из стали, хромомолибденового сплава, титана и прочного пластика. Пеги бывают длинными, короткими и т. н. «микропегами». Пеги для катания в стиле Flat обычно больше в диаметре, чем стандартные, и имеют цепкую поверхность для предотвращения соскальзывания ноги.

Система шатунов

Под системой шатунов понимают вал и два шатуна. Шатунами в велосипедной терминологии ошибочно называют кривошипы, в то время как роль шатунов в данном случае играют голени велосипедиста. В системе на BMX применяется ось 19 и 22 мм. Встречается исполнение в трёх видах:

  • Одноэлементные (One-Piece), когда оба шатуна и вал выполнены в виде одной детали. На жаргоне — «кочерга».
  • Двухэлементные (Two-Piece), когда один из шатунов представляет собой единое целое с валом, а второй крепится к валу посредством того или иного шлицевого интерфейса.
  • Трёхэлементные (Three-Piece), самый распространённые — оба шатуна и вал являются отдельными деталями.

Систему шатунов различают по типу соединения, которое передаёт крутящий момент на звезду. Они могут быть с четырьмя шлицами (срез оси представляет с собой квадрат), 8-, 10-,16- и 48-шлицовыми.

Педали

Педали для BMX делаются из алюминия, магния или пластмассы. Магниевые педали легче алюминиевых, но более дорогие. Пластиковые педали самые лёгкие, но менее надёжные и имеют худшее сцепление в отличие от алюминиевых или магниевых. На дешёвых педалях обычно стальная ось и насыпные подшипники, на дорогих ось делается из хромомолибденового сплава и установлены промышленные подшипники. На некоторых педалях шипы ввинчиваются шестигранником. Также существуют педали с подшипниками скольжения (Odyssey JC\PC). В BMX racing также используется контактные педали в которые нужно пристёгиваться.

Втулки

Велосипедисты, выполняющие много скольжений на пегах, надевают специальные «щитки» на передние и задние втулки — «хабгарды» (англ. Hubguard, hub — втулка, guard — защитник )». Они предотвращают стирание фланцев втулки и спиц во время скольжения на пегах.

Передняя втулка
Корпус втулки в основном выполняется из алюминия. Во втулках для BMX применяются два закрытых промышленных, или насыпных подшипника. Втулка чаще всего имеет ось 10 мм, реже — 14 мм. Наиболее популярен вариант, когда втулку на вилке держат болты, ввинчивающиеся в ось. Втулка рассчитана на 36 спиц, всё реже — на 48.

Задняя втулка

Корпус задней втулки, как и передней, чаще всего выполняется из алюминия [1] , но может выполняться и из титана. Задние втулки имеют ось 14 или 10 миллиметров, или 3/8 дюйма, и могут удерживаться на раме гайками или болтами. Втулки бывают левосторонние и правосторонние.
Задние втулки различают по сторонам свободного хода: в одну сторону (с использованием храпового механизма) и в две стороны (т. н. «фрикостеры» (англ. Freecoaster, free — свободно, coast — двигаться накатом ). Фрикостер позволяет не крутить педали назад при езде задним ходом (Fakie).
Существует три конструкции передачи усилия с цепи на втулку:

  • Фривильная
    (англ. FreeWheel, Free — свободный, Wheel — колесо )
    Фривил — специальная велосипедная трещотка, навинчивающаяся на корпус втулки. Собачки и зацепы находятся в самом фривиле и закрыты его корпусом. В корпусе самой втулки, в основном, расположены три подшипника, два из них под фривилом. Традиционная конструкция фривила не позволяет сделать его меньше, чем на 13 зубьев (левосторонний фривил с метрической резьбой 30×1), или 16 зубьев (для стандартной английской резьбы 1.37″×24tpi).
  • Кассетная
    У кассетных втулок всегда есть драйвер (англ. Driver — ведущий шкив ) — звёздочка с храповым механизмом, передающим крутящий момент с цепи на колесо. Принцип работы втулки схож с принципом фривила, но в отличие от него собачки находятся внутри корпуса втулки. Драйвер или корпус втулки представляет с собой «кассету» для собачек и пружин храпового механизма. В драйвер чаще всего устанавливаются 2 или 3 промышленных шариковых подшипника, но может быть установлен один открытый роликовый или керамический (основанный на трении скольжения). Также применяются комбинации этих решений. Разделяются на два типа:
  1. С зубчаткой в корпусе — в данном случае собачки и пружинка расположены на драйвере, есть варианты с 6, 4 и 3 собачками, а также разные системы пружин — одна круглая пружина на все собачки или же для каждой собачки своя пружина(такой способ обычно применяют для втулок с симметричным дизайном драйвера).
  2. С зубчаткой на драйвере (также называется Q-lite) — в этом случае собачки и пружинки находятся в корпусе втулки, а роль зубчатки выполняет драйвер. Плюс этой системы в том, что есть возможность установить более мощный подшипник в драйвере. В таких втулках для каждой собачки идет своя пружина.
  • Фрикостер
    — в этих втулках на драйвере вместо собачек нанесена крупная резьба. Внутри корпуса втулки на драйвер накручена специальная гайка. Принцип таков: когда крутятся педали, драйвер «накручивает» на себя гайку, та прижимается к корпусу и крутит колесо. Когда ездок перестаёт крутить педали, гайка чуть-чуть «откручивается» и больше не касается корпуса. При свободном ходе драйвер полностью выходит из зацепления со втулкой, поэтому колесо может крутится в обе стороны, не передавая крутящий момент на педали.

Тормоза

Расположение тормозной системы на раме идёт из расчёта на то, что при кручении руля или рамы вокруг него, тросики тормоза не будут запутываться и терять свою эффективность. В связи с этим, тросик переднего тормоза идёт внутри вилки, а в тормозе на заднее колесо используется специальный механизм — гироротор. Этот элемент расположен на рулевой колонке и представляет собой подшипник с креплениями для тормозных тросиков. На тросиках, до и после гироротора применяются разветвители: первый раздваивает (бочка) тросик, а второй — объединяет (бочка) их в один. Таким образом, на гироротор идут два тросика, расположенных по разным краям, делая нагрузку на него равномерной. Иногда вместо гироротора и разветвителей ставят один длинный тросик, причём такой длины, чтобы руль мог свободно сделать один или несколько полных оборотов. Некоторые BMX райдеры предпочитают вообще не ставить тормозов в целях снижения веса велосипеда или в зависимости от стиля катания. Для BMX racing используется обычные ободные тормоза, реже дисковые.

BMX (велосипед)

BMX (Bicycle motocross) — разновидность велосипеда, изначально придуманная взрослыми любителями мотокросса для тренировки своих детей. Для детей — будущих спортсменов мотокросса и мотофристайла, физически невозможно было учиться кататься на полноразмерных мотоциклах для мотокросса, а специальных детских моделей в то далёкое время (1960-е годы) не было. Такой велосипед был проще для освоения. Потом BMX уже перерос в отдельный вид спорта, разделённый на несколько дисциплин, две из которых являются олимпийскими видами спорта — BMX freestyle и BMX racing.

Содержание

Конструкция и отличительные особенности велосипедов BMX

Главной особенностью велосипеда BMX являются колёса размерностью 20 дюймов, полное отсутствие подвески и наличие всего лишь одной передачи. В остальном же вариации могут быть разными. Велосипеды типа BMX как правило очень манёвренны, обладают низким весом (до 13 кг).

Рама для BMX делаются из расчёта на прочность в сочетании с лёгкостью, поэтому рама BMX имеет очень простую и надёжную конструкцию: два треугольника с общим основанием, крепления для втулки (дропауты), которые могут иметь большую площадь и толщину. Для увеличения прочности используется «батинг» или сварка дополнительных косынок в задние перья рамы и иногда между главными трубами. Дешёвые рамы для BMX’а делаются из нелегированной стали, а более дорогие — из легированной стали (с добавлением хрома и молибдена), реже из титана или алюминия (последний материал используется для рам BMX-racing). В технологии изготовления рам применяют «баттинг» — вытягивание ещё горячих труб. В итоге в местах нагрузки трубы более толстые, а где её мало — тоньше. Вытягивание может быть многоэтапным.

BmxStreet.JPG

На раме кареточный стакан (под подшипники для оси кареточного вала) может быть четырёх видов:

  • American (Американка). Самый большой стакан, устанавливается на старые и/или дешёвые велосипеды. Рассчитан на запрессовывание двух чашек под подшипники в комплекте со втулкой между ними, чтобы подшипники стягивались и не ломались при затягивании осевых болтов на валу.
  • Mid (Мид). Примерно на треть меньше по диаметру, подшипники впрессовываются непосредственно в раму, минуя чашки.
  • Spanish (Испанка). Этот стакан устроен так же, как и Мид, но является самым маленьким по диаметру.
  • Euro (Евро). Этот стакан имеет резьбу и рассчитан на установку особой каретки. В ней есть две завинчивающихся в раму чашки, в которые запрессованы четыре подшипника (по 2 на сторону) и втулка между подшипниками. Также данный тип кареточного стакана используется в рамах горного велосипеда.

Колёса

Колёса на BMX имеют размер 20 дюймов, но встречаются и совсем «детские» версии 16 дюймов. Обода имеют широкий «коробчатый» профиль, бывают одинарные, двойные или даже тройные, большинство предназначено для использования с ободными тормозами. Спицовка может быть 48 (в 4 креста, устарело) или 36 (3 креста) спицами.

Покрышки как правило слики или полуслики в зависимости от дисциплины, шириной 1,8 — 2,50 дюйма. Рекомендуемое давление в камерах 3-7 атм (300—700 кПа).

На руле ВМХ, как правило, есть кроссбар (англ.  crossbar ) — перекладина посередине, повышающая прочность руля. Руль может быть сделан двухэлементным и более. Самые популярные рули — двухэлементные (из двух труб) и четырёхэлементные (соответственно, из четырёх). На концах руля, как правило, устанавливаются (натягиваются) грипсы — ручки для повышения сцепления рук с рулем. Для того чтобы грипсы не спадали, а также чтобы при падении велосипеда не повреждался руль, на него устанавливаются баренды — заглушки по обеим сторонам руля, бывают с винтами или свободно заходящие — нейлоновые.

Деталь, которая соединяет руль с вилкой. Выполняется в основном из цельного куска алюминия.

Существуют три различные вариации выноса: frontload, topload, upload

Вилка

Деталь, к которой крепится переднее колесо. Состоит из двух ног, штока и дропаутов (пластины, держащие втулку). Как и на раме, дропауты имеют увеличенную площадь и толщину. Может выполняться из тех же материалов, что и рама, и может быть рассчитана на установку оси в 10 мм, реже — 14 мм.

Пега (англ.  Peg — колышек, штифт ) — карбоновая, металлическая или пластиковая трубка, устанавливающаяся на ось. Пеги используют для скольжения на гранях и перилах, а также как дополнительную опору при выполнении трюков. Пеги делают из стали, хромомолибденового сплава, титана и прочного пластика. Пеги бывают длинными, короткими и т. н. «микро пегами». Пеги для катания в стиле «Flat» обычно больше в диаметре, чем стандартные, и имеют цепкую поверхность для предотвращения соскальзывания ноги.

Система шатунов

Под системой шатунов понимают вал, и два шатуна. Шатунами ошибочно называют кривошипы, в то время как роль шатунов в данном случае играют голени велосипедиста. В системе на BMX применяется ось 19 и 22 мм. Встречается исполнение в трёх видах:

  • Одноэлементные, когда оба шатуна выполнены в виде одной детали. В простонародии «кочерга».
  • Двухэлементные, когда один из шатунов представляет единое целое с осью, а второй крепится к оси.
  • Трёхэлементные, самый распространённые, когда оба шатуна и вал являются отдельными деталями.

Систему шатунов различают по типу соединения, которое передаёт крутящий момент на звезду. Они могут быть с четырьмя шлицами (срез оси представляет с собой квадрат), 8-, 10-,16- и 48-шлицовыми.

Педали

Педали для BMX делаются из алюминия, магния или пластмассы. Магниевые педали легче алюминиевых, но более дорогие. Пластиковые педали самые лёгкие, но менее надёжные и имеют худшее сцепление в отличие от алюминиевых или магниевых. На дешёвых педалях обычно стальная ось и насыпные подшипники, на дорогих ось делается из хромомолибденового сплава и установлены промышленные подшипники. На некоторых педалях шипы ввинчиваются шестигранником. Также существуют педали с подшипниками скольжения (Odyssey JC\PC).

Втулки

Велосипедисты, выполняющие много скольжений на пегах, надевают специальные «щитки» на передние и задние втулки — «хабгарды» (англ.  Hubguard, hub — втулка, guard — защитник )». Они предотвращают стирание фланцев втулки и спиц во время скольжения на пегах.

Передняя втулка
Корпус втулки в основном выполняется из алюминия. Во втулках для BMX применяются два закрытых промышленных, или насыпных подшипника. Втулка чаще всего имеет ось 10 мм, реже — 14 мм. Наиболее популярен вариант, когда втулку на вилке держат болты, ввинчивающиеся в ось. Втулка рассчитана на 36 спиц, всё реже — на 48.

Задняя втулка

Корпус задней втулки, как и передней, чаще всего выполняется из алюминия [1] , но может выполняться и из титана. Заднии втулки имеют ось 14 и 10 мм, и могут держатся на раме гайками или болтами. Втулки бывают левосторонние и правосторонние.
Задние втулки различают по сторонам свободного хода: в одну сторону (с использованием храпового механизма) и в две стороны (т. н. «фрикостеры» (англ.  Freecoaster, free — свободно, coast — двигаться накатом ). Фрикостер позволяет не крутить педали назад при езде задним ходом (Fakie).
Существует три конструкции передачи усилия с цепи на втулку:

  • Фривильная
    (англ.  FreeWheel, Free — свободный, Wheel — колесо )
    Фривил — специальная велосипедная трещотка, навинчивающаяся на корпус втулки. Собачки и зацепы находятся в самом фривиле, и закрыты его корпусом. В корпусе самой втулки, в основном, расположено три подшипника, два из них под фривилом. Конструкция фривила не позволяет его сделать меньше, чем на 13 зубьев.
  • Кассетная
    У кассетных втулок всегда есть драйвер (англ.  Driver — ведущий шкив ) — звездочка с храповым механизмом, передающим крутящий момент с цепи на колесо. Принцип работы втулки схож с принципом фривила, но в отличие от него собачки находятся внутри корпуса втулки. Драйвер или корпус втулки представляет с собой «кассету» для собачек и пружин храпового механизма. В драйвер чаще всего устанавливаются 2 или 3 промышленных шариковых подшипника, но может быть установлен один открытый роликовый или керамический (основанный на трении скольжения). Также применяются комбинации этих решений. Разделаются на два типа:
  1. С зубчаткой в корпусе в данном случае собачки и пружинка расположены на драйвере, есть варианты с 6, 4 и 3 собачками, а также разные системы пружин — одна круглая пружина на все собачки или же для каждой собачки своя пружина(такой способ обычно применяют для втулок с симметричным дизайном драйвера).
  2. С зубчаткой на драйвере(так же называется Q-lite) в этом случае собачки и пружинки находятся в корпусе втулки, а роль зубчатки выполняет драйвер. Плюс этой системы в том, что есть возможность установить более мощный подшипник в драйвере. В таких втулках для каждой собачки идет своя пружина.
  • Фрикостер
    В этих втулках на драйвере вместо собачек нанесена крупная резьба. Внутри корпуса втулки на драйвер накручена специальная гайка. Принцип таков: когда крутятся педали, драйвер «накручивает» на себя гайку, та прижимается к корпусу и крутит колесо. Когда ездок перестаёт крутить педали, гайка чуть-чуть «откручивается» и больше не касается корпуса. При свободном ходе драйвер полностью выходит из зацепления со втулкой, поэтому колесо может крутится в обе стороны, не передавая крутящий момент на педали.

Тормоза

Расположение тормозной системы на раме идёт из расчёта на то, что при кручении руля или рамы вокруг него, тросики тормоза не будут запутываться и терять свою эффективность. В связи с этим, тросик переднего тормоза идёт внутри вилки, а в тормозе на заднее колесо используется специальный механизм — гироротор. Этот элемент расположен на рулевой колонки и представляет собой подшипник с креплениями для тормозных тросиков. На тросиках, до и после гироротора применяются разветвители: первый раздваивает (бочка) тросик, а второй — объединяет (бочка) их в один. Таким образом, на гироротор идёт два тросика, расположенных по разным краям, делая нагрузку на него равномерной. Иногда вместо гироротора и разветвителей ставят один длинный тросик, причём такой длины, чтобы руль мог свободно сделать один или несколько полных оборотов. Некоторые BMX райдеры предпочитают вообще не ставить тормозов в целях снижения веса велосипеда или в зависимости от стиля катания.

BMX: велоспорт или средство для самовыражения?


Биемиксинг (известный так же, как BMX или Modified Bike X-treme) – пожалуй, самый зрелищный и опасный вид велосипедного спорта, сочетающий в себе особенности мотокросса, а также сложные акробатические и цирковые трюки, выполняемые на BMX-велосипедах. В последнее время это экстремальное направление становится все более популярным как в России, так и во всем мире, причем биемиксингом увлекается, в основном, молодежь до 35 лет.

Мировую известность в данном виде спорта получили Джейми Бествик (Jamie Bestwick), Мэт Хоффман (Mat Hoffman), а также многократный чемпион Экстремальных BMX-игр X-Games Дэйв Мирра (Dave Mirra), выполняющий уникальный по своей сложности трюк – двойное сальто назад на велосипеде.

Спорт или уличная культура?

BMX, как известно, является также одним из самых демократичных видов спорта, не требующих даже специально оборудованных площадок: для выполнения вело-трюков вполне подходят и «естественные» препятствия на городских улицах. В так называемом стрит-биемиксинге (street BMX) особой популярностью пользуется, например, катание на перилах и уличных парапетах. Биемиксинг также иногда рассматривают как направление молодежной уличной культуры.

Более того, в BMX-спорте, по сути, нет никаких четких правил и очень многое здесь зависит от личной импровизации спортсмена. Демократичность обусловлена также относительно низкой ценой на большинство моделей BMX-велосипедов, по сравнению с ценами на стандартные велосипеды.

Немного истории

Биемиксинг появился в Калифорнии более 30 лет назад. Американская молодежь, ориентируясь на своих кумиров из мотокросса, использовала для гонок и выполнения трюков обычные велосипеды. Тогда биемиксинг еще не являлся видом спорта как таковым – для юных экстремалов это было, скорее, средством самовыражения, возможностью выделиться из толпы.

Среди начинающих райдеров постепенно сформировался свой стиль в одежде: было принято носить широкие джинсы, кеды и толстовки с капюшонами. А немного позже были разработаны удобные и легкие мини-велосипеды для любителей BMX.

В 1981 году BMX становится официальным спортивным направлением и появляется IBMXF – международная федерация ВМХ, а позже организуются серии национальных соревнований по BMX в США (например, известные состязания «Bicycle Stunt») и мировые чемпионаты. Спортсмены постепенно осваивают самые сложные акробатические трюки с использованием BMX-велосипеда.

В середине 1990-х гг. появляются тематические средства массовой информации, освещающие тенденции BMX, а также клубы по интересам. Во второй половине 1990−х гг. огромную популярность получает самое опасное направление в биемиксинге — так называемый «верт» (vert). Развивается также райдинг в стиле «стрит» (street) – зрелищное катание с препятствиями. А с 2008 г. биемиксинг включается в программу летних Олимпийских игр (есть как мужская, так и женская дисциплины спорта).

В связи с тем, что биемиксинг уже фактически стал официальным видом спорта, велосипеды для BMX должны соответствовать ряду технических требований.

Особенности велосипедов для BMX

Любой BMX-велосипед должен быть адаптирован для гонок на трассе (рейсинга), а также для выполнения сложных трюков. Именно поэтому такие велосипеды невелики по размеру (небольшие габариты необходимы для маневренности), имеют очень прочую раму, руль с кроссбаром и специальные трубки на осях колес – пеги.

На многих моделях BMX-велосипедов установлен также специальный гироротор, обеспечивающий беспрепятственное вращение руля на 360 градусов. Благодаря такой нехитрой конструкции, спортсмены могут выполнять виртуозные трюки на велосипедах, например, барспин.

Направления и трюки

В биемиксинге выделяется, как правило, пять направлений.
В первую очередь, это рейсинг (BMX-racing) – гонки на велосипедах по трассам с трамплинами и иными препятствиями. Трамплины могут быть, например, двойными (так называемые double), и даже тройными (triple).


Другое направление BMX, флетленд (Flatland), подразумевает выполнение довольно сложных, почти цирковых трюков в течение определенного промежутка времени. Данное направление нередко именуют также «танцы на велосипеде». Одним из самых известных трюков этого направления является катание на одном колесе.

  • Верт (Vert) – очень эффектное и зрелищное катание в специально оборудованной рампе. Спортсмены могут выполнять на велосипедах, например, такие трюки, как сальто назад и вращение в несколько оборотов, причем все это делается в прыжке с вылетом.
  • Дерт, также известный как дерт-джампинг (Dirt jumping) – не менее зрелищное направление. Целая серия трюков выполняется на грунтовой трассе с двойными препятствиями.

BMX в России

В России различные BMX-направления стали активно развиваться лишь во второй половине 1990-х гг. Сегодня среди российских спортсменов очень популярны рейсинг, стрит-биемиксинг и флетленд. Также российские любители экстрима постепенно осваивают дерт-джампинг: в некоторых BMX-клубах в Москве уже есть специальные трассы для данного направления. Безусловно, значимой датой для развития российского BMX-спорта станет 2011 год, когда в нашей стране будет впервые проведен мировой чемпионат по Race-биемиксингу.

В целом, BMX воспринимается российской молодежью, скорее, не как спорт, а как экстремальный образ жизни, средство самовыражения. Молодые люди создают клубы по интересам, одеваются в определенном freestyle-стиле, часами проводят время на специальных трассах с препятствиями, или же импровизируют на велосипедах в городских условиях.

BMX (велосипед)

BMX (англ.  Bicycle Moto Cross, Велосипедный Мотокросс ) — велосипед, предназначенный для соревнований по BMX.

Содержание

Конструкция и отличительные особенности велосипедов BMX

Главной особенностью велосипеда BMX является полное отсутствие подвески и наличие всего лишь одной передачи. В остальном же вариации могут быть разными.

Рамы для BMX делаются из расчёта на прочность, поэтому рама всегда имеет в своей геометрии два треугольника с общим основанием, крепления для втулки (дропауты) имеют большую площадь и толщину. Для увеличения прочности ввариваются дополнительные горизонтальные косынки в задние перья рамы и иногда между главными трубами. Дешёвые рамы для BMX’а делаются из стали, а более дорогие — из легированной стали (с добавлением хрома и молибдена), титана или алюминия. В технологии изготовления рам применяют «баттинг» — вытягивание ещё горячих труб. В итоге в местах нагрузки трубы более толстые, а где её мало — тоньше. Вытягивание может быть многоэтапным.
На раме кареточный стакан (под подшипники для оси шатунов) может быть четырёх видов:

  • American (Американка). Самый большой стакан, устанавливается на старые или дешёвые велосипеды. Рассчитан на запрессовывание двух подшипников в комплекте со втулкой между ними, чтобы подшипники не ломались при затягивании.
  • Mid (Мид). По геометрии абсолютно такой же, как и американка, но примерно на треть меньше по диаметру.
  • Spanish (Испанка). Этот стакан устроен так же, как и американка, но является самым маленьким.
  • Euro (Евро). Эта стакан имеет резьбу и рассчитан на установку особой каретки. В ней есть два завинчивающихся в раму цилиндра, в которые запрессованы четыре подшипника и втулка между подшипниками.

На руле ВМХ, как правило, есть кроссбар (англ.  crossbar ) — перекладина посередине, повышающая прочность руля. Руль может быть сделан двухэлементным и более. Самые популярные рули — двухэлементные (из двух труб) и четырёхэлементные (соответственно, из четырёх). На концах руля, как правило, устанавливаются (натягиваются) грипсы — ручки для повышения сцепления рук с рулем. Для того чтобы грипсы не спадали, а также чтобы при падении велосипеда не повреждался руль, на него устанавливаются баренды — пластиковые заглушки по обеим сторонам руля, фиксирующиеся винтами.

Вынос

Деталь, которая соединяет руль с вилкой. Выполняется в основном из цельного куска алюминия.

Вилка

Деталь, к которой крепится переднее колесо. Состоит из двух ног, штока и дропаутов (пластины, держащие втулку). Как и на раме, дропауты имеют увеличенную площадь и толщину. Может выполняться из тех же материалов, что и рама, и может быть рассчитана на установку оси в 10 мм, реже — 14 мм.

Пега (англ.  Peg — колышек, штифт ) — металлическая трубка, устанавливающаяся на ось. Пеги используют для скольжения на гранях и перилах, а также как дополнительную опору при выполнении трюков. Пеги делают из стали, хромомолибденового сплава, титана и прочного пластика. Пеги бывают длинными, короткими и т. н. «микро пегами» (выглядят как длинные гайки). Пеги для катания в стиле «Flat» обычно больше в диаметре, чем стандартные, и имеют цепкую поверхность для предотвращения соскальзывания ноги.

Система кривошипов [1]

Под системой понимают сами кривошипы (Ошибочно называемые «шатуны») и соединяющую их ось. В системе на BMX применяется ось 19 и 22мм. Встречается исполнение в четырех видах:

  • Одноэлементные , когда оба кривошипа и ось выполнены в виде одной детали.
  • Двухэлементные, когда один из кривошипов представляет единое целое с осью.
  • Два с половиной элемента, когда ось с одного конца зафиксирована, и кривошип надеваются на неё с другой стороны. Такая ось имеет только один болт.
  • Трёхэлементные, когда оба кривошипа и ось являются отдельными деталями.

Также, кривошипы различают по типу крепления к оси. Они могут быть четырёхгранными (срез оси представляет с собой квадрат), 8-, 10-,16- и 48-ми шлицевыми (каждый шлиц — «зацеп» за шатун).

Педали

Педали для BMX делаются из алюминия, магния или пластмассы. Магниевые педали легче алюминиевых, но более дорогие. Пластиковые педали самые лёгкие, но менее надёжные и имеют худшее сцепление в отличие от алюминиевых или магниевых. На дешёвых педалях обычно стальная ось и насыпные подшипники, на дорогих ось делается из хромомолибденового сплава и установлены промышленные подшипники. На некоторых педалях шипы ввинчиваются шестигранником. Также существуют педали без подшипников, работающие на трении скольжения(Odyssey JC\PC).

Втулки

Велосипедисты, выполняющие много скольжений на пегах, надевают специальные «щитки» на втулки — «хабгарды» (англ.  Hubguard, hub — втулка, guard — защита ). Они предотвращают стирание втулки и спиц во время скольжения на пегах.

Передняя втулка
Корпус втулки в основном выполняется из алюминия. Во втулках для BMX применяются два закрытых промышленных подшипника. Втулка чаще всего имеет ось 10 мм, реже — 14 мм. Наиболее популярен вариант, когда втулку на вилке держат болты, ввинчивающиеся в ось. Втулка рассчитана на 36 (иногда 32) спиц, всё реже — на 48.

Задняя втулка

Корпус задней втулки, как и передней, чаще всего выполняется из алюминия [2] , но может выполнятся и из титана. Задние втулки имеют ось 14 и 10 мм, и могут держатся на раме гайками или болтами. Втулки бывают левосторонние и правосторонние.
Задние втулки различают по сторонам свободного хода: в одну сторону (с использованием храпового механизма) и в две стороны (т. н. «фрикостеры» (англ.  Freecoaster, free — свободно, coast — двигаться накатом ). Фрикостер позволяет не крутить педали назад при езде задним ходом (Fakie).
Существует три конструкции передачи усилия с цепи на втулку:

  • Фривильная
    (англ.  FreeWheel, Free — свободный, Wheel — колесо )
    Фривил — специальная велосипедная трещотка, навинчивающаяся на корпус втулки. Собачки и зацепы находятся в самом фривиле, и закрыты его корпусом. В корпусе самой втулки, в основном, расположено три подшипника, два из них под фривилом. Конструкция фривила не позволяет его сделать меньше, чем на 13 зубьев.
  • Кассетная
    У кассетных втулок всегда есть драйвер (англ.  Driver — ведущий шкив ) — звездочка с храповым механизмом, передающим крутящий момент с цепи на колесо. Принцип работы втулки схож с принципом фривила, но в отличие от него собачки находятся внутри корпуса втулки. Драйвер или корпус втулки представляет с собой «кассету» для собачек и пружин храпового механизма. В драйвер чаще всего устанавливаются 2 или 3 промышленных шариковых подшипника, но может быть установлен один открытый роликовый или керамический (основанный на трении скольжения). Также применяются комбинации этих решений. Разделаются на два типа:
  1. С зубчаткой в корпусе в данном случае собачки и пружинка расположены на драйвере, есть варианты с 6, 4 и 3 собачками, а также разные системы пружин — одна круглая пружина на все собачки или же для каждой собачки своя пружина(такой способ обычно применяют для втулок с симметричным дизайном драйвера).
  2. С зубчаткой на драйвере(так же называется Q-lite) в этом случае собачки и пружинки находятся в корпусе втулки, а роль зубчатки выполняет драйвер. Плюс этой системы в том, что есть возможность установить более мощный подшипник в драйвере. В таких втулках для каждой собачки идет своя пружина.
  • Фрикостер
    В этих втулках на драйвере вместо собачек нанесена крупная резьба. Внутри корпуса втулки на драйвер накручена специальная гайка. Принцип таков: когда крутятся педали, драйвер «накручивает» на себя гайку, та прижимается к корпусу и крутит колесо. Когда ездок перестаёт крутить педали, гайка чуть-чуть «откручивается» и больше не касается корпуса. При свободном ходе драйвер полностью выходит из зацепления со втулкой, поэтому колесо может крутится в обе стороны, не передавая крутящий момент на педали.

Тормоза

Обычно на ВМХ стоят тормоза типа U-Brake. Расположение тормозной системы на раме идёт из расчёта на то, что при кручении руля или рамы вокруг него, тросики тормоза не будут запутываться и терять свою эффективность. В связи с этим, тросик переднего тормоза идёт внутри вилки, а в тормозе на заднее колесо используется специальная деталь — гироротор. Этот элемент расположен на трубе рулевой колонки и представляет собой подшипник с креплениями для тормозных тросиков. На тросиках, до и после гироротора применяются разветвители: первый раздваивает тросик, а второй — объединяет их в один. Таким образом, на гироротор идёт два тросика, расположенных по разным краям, делая нагрузку на него равномерной. Иногда вместо гироротора и разветвителей ставят один длинный тросик, причём такой длины, чтобы руль мог свободно сделать один или несколько полных оборотов. Некоторые BMX’еры предпочитают вообще не ставить тормозов в целях снижения веса велосипеда или в зависимости от стиля катания.

Источники:

https://wikicom.ru/wiki/Bmx_(%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4)
https://wiki2.net/BMX_(%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4)
https://rollmaster.ru/info/BMX-velosport-ili-sredstvo-dlya-samovyrazheniya_36_article.html
https://test.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1421890