Изобретая велосипед: эволюция маунтинбайка
От простейших конструкций родом из XIX века до современных All Mountain, Trail, Enduro, Downhill — какой путь развития прошли первые велосипеды для бездорожья, чтобы сегодня спортсмены могли ездить на ультратехнологичных электробайках? Разбираемся в разновидностях маунтинбайков, а еще — в стилях велоспорта.
Сергей Иванов, Slopestyle Distribution (официальный дистрибьютор Merida, Centurion, Cervelo в России):
«Традиционно считается, что история маунтинбайка началась с нескольких парней из округа Марин, которые решили установить на классические прогулочные велосипеды большие колёса и начали кататься по окрестным горам. Но на самом деле, корни внедорожного катани я уходят гораздо глубже: первые велосипеды, предназначенные для катания по бездорожью, появились ещё в XIX веке, а первый серийный маунтинбайк создал английский инженер Джоф Аппс в 1979 году. С тех пор маунтинбайк прошёл путь эволюции, имеющий мало аналогов в современной промышленности. В этом не малую роль сыграли американские велолюбители , заложившие основу и создавшие основные марки маунтинбайков того времени. Тогда это были относительно простые, по современным меркам, конструкции – рамы, не далеко ушедшие от своих дорожных аналогов, система переключения передач, позаимствованная от шоссейного велосипеда, без которой невозможно ехать в гору. Главным отличием от дорожного велосипеда был прямой и широкий руль, помогающий владельцу преодолевать сложные элементы рельефа , и «толстые» покрышки с развитым протектором, обеспечивающие использование этих велосипедов по их прямому назначению: для катания в гористой местности.
Главным событием, предопределившим современный облик маунтинбайка, стало появление системы амортизации. Многие инженеры пытались так или иначе приспособить элементы подвески на раму горного велосипеда, полёт конструкторской мысли был свободным. И наконец, серийные велосипеды начали оснащаться самым важным элементом конструкции – амортизационной вилкой. Классический хардтейл – велос ипед с мягкой вилкой спереди, же сткой рамой из стали, алюминия или карбона, большим количеством передач и широкими колёсами с развитым протектором – этот тип горного велосипеда существует вот уже порядка 30 лет без радикальных изменений.
01. Centurion Trailbanger team — байк категории «бэккантри» и All-Mountain
Но развитие горного велосипеда не останавливается ни на секунду и любителям, число которых растёт с каждым годом, требуются уже большие скорости, повышенная надёжность и комфорт при катании. Спортсмены, для которых маунтинбайк уже стал признанным видом спорта, входящим даже в программу Олимпийских Игр, требуется ещё и эффективность – максимально возможное снижение потерь при передаче усилий от педалей к колёсам. Процесс совершенствования идёт уже непрерывно – каждый год появляются десятки и сотни новых решений, какие-то верные, впоследствии утверждённые в качестве общепризнанного стандарта, какие-то – ошибочные, не выходящие за рамки прототипов.
З олотое время инженеров-одиночек и небольших «гаражных» брендов постепенно заканчивается , н ачинают появляться производственные гиганты, размещающие на своих заводах заказы множества велосипедных марок. Основным производственным регионом становится остров Тайвань, переживающий экономический подъём. Там разместились крупнейшие в мире заводы Merida и Giant , производящие велосипеды для огромного количества марок со всего света, – только так стало возможным добиться требуемого уровня качества и технологий, сохранив приемлемые цены.
Новые технологии стали напрямую пересекаться с наработками автомобильной, мотоциклетной и авиационной промышленности: лёгкие сплавы стали и алюминия, титан, магний, карбон, механика, гидравлика и даже электроника. Настало время слияний и поглощений: для работы с заокеанским производителем, американским и европейским маркам требовались существенные вложения и многие популярные марки были поглощены большими концернами, потеряв свою независимость, но получив доступ к самому технологичному и массовому производству. » Чудо Тайваня» дает стимул к появлению новых марок, создающихся в условиях, где местное производство затруднительно или невозможно в принципе. Одна из таких марок – Atom Racing , первый российский велосипедный бренд, имеющий штаб-квартиру и отдел разработки в России и производство в странах Азии . Марка быстро завоевала попу лярность на родине и составила заметную конкуренцию «европейским» и «американским» брендам .
02. Merida Ninety-Six 6000 — полноподвесочный байк для кросскантри и марафона
Впрочем, инженеры и разработчики тоже не остались без дела. Располагая мощностями тайваньких заводов, опытом коллег и возможностями профессиональных спортсменов, испытывающих новинки в деле, лучшие умы велоиндустрии начали активно усовершенствовать конструкцию, разрабатывая новые современные решения и существенно улучшая старые идеи, принятые в велоспорте как стандарт. Маунтинбайк стал стремительно меняться – появилось множество систем задне й и передней подвески, новые размеры колёс: к имеющимся классическим 26 дюймам добавились 29 дюймов, 27.5 дюймов, а также размеры » Plus Size» – увеличенная в полтора раза ширина покрышки, дающая больше сцепления и управляемости, но немного снижающая скорость при движении по ровной местности. Появились новые системы привода, обеспечивающие большую эффективность , сократилось количество ведущих звёзд и увеличилось количество и размер ведомых, что сделало управление приводом проще и снизило его вес , без особой потери эффективности . Количество инноваций, которое претерпел маунтинбайк за последние годы, просто невероятно и сравнимо только с самыми яркими моментами технической революции 18 века.
Но история идёт по спирали, и история маунтинбайка – не исключение. Настал момент, когда придумать что-то новое стало крайне сложно. Но эволюцию остановить нельзя, и основой её становится совершенство вание имеющихся решений . Улучшается качество обработки материала, появляются новые технологии проектирования и разработки, компьютерное моделирование и системы автоматического проектирования позволяют вдохнуть новую жизнь в классические решения. Так , например, компания Merida при помощи своего немецкого дистрибьютора и владельца марки Centurion Bikes , создала полностью новый отдел разработки, находящийся в Германии, пополнив ряды не только индустриальных гигантов, но и создав одну из самых современных и технологически продвинутых линеек велосипедов в мире, сохранив «фирменные» доступные цены .
03. Centurion Backfire Pro 200 — классический «хардтейл» для активного отдыха
Существенную роль начинают играть детали, ранее считавшиеся второстепенными, но в совокупности своей имеющие влияние на надёжность велосипеда, комфорт, столь важный на бездорожье, управляемость и безопасность даже в очень жёстких условиях. Появляются экспериментальные и серийные попытки заменить механические схемы переключения скоростей электрическими и электронными, к тому времени уже успешно применяющимися в шоссейном велоспорте.
Попытки поставить электродвигатель на горный велосипед начались очень давно, но до определённого времени велосипед с электродвигателем напоминал скорее мопед. П овышенные требования к надёжности и безопасности силового оборудования – всё это заставляло инженеров нервно грызть локти в попытках найти решение, либо вовсе отказаться от электрического привода на байках серийной линейки. Редкие прототипы демонстрировались на выставке, не вызывая особого интереса у публики по причине немалого веса и непривычно-брутальной внешности. Ну а среди велосипедистов электропривод вызывал лишь усмешку, наводя мысли о ленивом владельце, далёком от спорта. Любители прокатиться с ветерком , не крутя педали , продолжали эксперименты, но сталкивались с одной и той же проблемой – после разряда батареи движение с помощью педалей представляло из себя достаточно сложную задачу.
Но всё изменилось, когда появились системы помощи при езде, так называемый Assist . Электроника измеряет скорость и мощность педалирования , сравнивает их со скоростью велосипеда, и при необходимости, в зависимости от настроек блока управления приводом, включает электромотор. Такое решение сохраняет необходимость крутить педали, но позволяет преодолевать заметно большие расстояния и покорять сложный рельеф, существенно экономя собственные силы. Маунтинбайкеры первыми оценили возможности ассист -систем, получив возможность существенно расширить привычные маршруты катания и сократить усилия на трудных и долгих подъемах, практически не ограничивая себя при езде вниз. Первые системы электропривода были громоздкими и сложными в установке и использовании, но на помощь пришли инженеры всемирно известной компании по производству электрооборудования – Bosch .
04. Merida eONE-TWENTY M#RIDA — электробайк для трейлрайдинга
Не заставили себя ждать и велосипедные бренды – первым из » веломарок» стал крупнейший производитель велокомпонентов Shimano , а позже и Yamaha . Решения этих производителей открыли новую эру электробайков : компоненты стали размещаться в отдельном, закрытом корпусе, батареи уменьшились в объеме и увеличили свою емкость. Модульная конструкция и централизованная сервисная политика немецких и японских производителей сделала возможной замену компонентов для обслуживания практически на лету, без необходимости привлекать специалистов-электриков. Каждый год уменьшается вес систем, возрастает их эффективность и компактность. Многие модели электровелосипедов уже практически неотличимы по внешнему виду от обычных маунтинбайков, и интерес велосипедистов к электроприводу растет с каждым годом на порядок, привлекая даже былых противников таких решений.
Эволюция затронула и стили, направления катания. Благодаря современным достижениям, велосипедистам становятся доступны более сложные маршруты: трассы, которые раньше были уделом только серьезных энтузиастов с большим опытом катания, теперь, благодаря новым современным байкам, становятся доступны для любителей и даже для начинающих.
Recreational / Прогулочные велосипеды
Это известные всем «горные велосипеды», которые всегда можно встретить в любом спортивном магазине. Рама без заднего амортизатора, жесткая или амортизационная вилка, оборудование начального уровня, тормоза чаще ободные, но иногда встречаются и дисковые. Такие велосипеды отлично подходят для развлекательного катания по тропинкам в ближайшем парке, для непродолжительных туристических поездок. Заниматься экстремальной ездой, выполнять трюки или покорять сложный рельеф на таком велосипеде не следует. Хотя не лишним будет отметить, что с каждым годом возможности проектирования и обработки материалов возрастают, и мировые гиганты велоиндустрии внедряют в сегмент недорогих горных велосипедов решения и технологии, ранее доступные только для моделей соревновательного уровня, что существенно расширяет возможности прогулочных маунтинбайков.
Touring / Велотуризм
Маунтинбайк, наравне с шоссейным велосипедом, получил заслуженное признание и среди туристов. Велосипедный туризм многогранен и там , где одни видят цель в преодолении больших расстояний, других привлекают неизведанные уголки планеты, где асфальт встречается не на каждой автомобильной дороге. Маунтинбайк как нельзя кстати подходит для такого туризма . Н ад е жная рама, выдерживающая большие нагрузки, высокая про ходимость, комфортная посадка и хорошая управляемость. Новинки велоиндустрии воспринимаются туристами с энтузиазмом – туристические сумки нередко можно встретить на f at -байках и велосипедах с колесами размера 650 b +. В последние годы, параллельно с совершенствованием компонентов электропривода, в сегмент туристических моделей приходят и электробайки , делающие доступными очень сложные горные маршруты, ранее не рассматривавшиеся как однодневные или радиальные.
XC / Кросскантри
К росскантри – это олимпийская дисциплина велоспорта, подразумевающая соревнования на трассе с очень разнообразным и сложным рельефом. На современной кросскантрийной трассе присутствуют подъёмы – как затяжные, требующие десятки минут на их преодоление, так и крутые, в которые не каждый сможет с первого раза подняться даже пешком. Современное кросскантри подразумевает и спуск – порой очень техничный, требующий от спортсмена виртуозного владения велосипедом. Кросскантри подразумевает и высокую скорость, причём за неё отвечает не гравитация, а собственные силы спортсмена. Всем этим противоречивым требованиям должен соответствовать и велосипед – он должен быть максимально лёгким, жестким, обеспечивать как эффективную передачу усилий гонщика в подъеме, так и обладать управляемостью и проходимостью на спуске. Эти требования заставляют инженеров проводить бессонные ночи в отделах разработки, но только так получаются шедевры велосипедного искусства, как например легчайший байк Merida Big . Nine Team , неоднократно привозивший спортсменов на подиум мировых сорев нований и даже на олимпийский пь едестал.
Trail / Трейл
Велосипед категории Trail – это сочетание веса кросскантрийного велосипеда, комфорта туристического байка, проходимости велосипеда для All-Mountain, надежности Enduro. Такие велосипеды оснащены высокоэффективной подвеской, работающей в паре с мощными тормозами и легкими компонентами. Конечно, возможности их меньше, чем у специализированных моделей для перечисленных дисциплин, но настоящий поклонник Trail-катания всегда живёт, не зная, куда завтра заведет его тропа. Облик «трейлового» велосипеда включает в себя небольшой ход передней и задней подвески, больше чем для кросскантри, но меньше, чем для эндуро, геометрию рамы, обеспечивающую возможность продолжительной езды как вверх, так и вниз, подседельный штырь с регулируемой «на лету» высотой, легкие и надежные компоненты привода, колеса диаметром 27.5 или 29 дюймов. «Электрическая революция» не оставила в стороне и трейловые байки – всё больше производителей предлагают такие маунтинбайки с установленным электродвигателем, для преодоления продолжительных подъёмов, существенно раздвигая возможности в поиске приключений.
All Mountain
All Mountain – это стиль для тех, кому по душе горные приключения. Если trail -байк даст возможность много времени проводить на «плоском» рельефе и даже кататься с комфортом по городу, то AM -маунтинбайку нужны горы! Такие байки массивнее своих кросскантрийных и трейловых собратьев, у них существенно увеличен ход передней и задней подвески и, как следствие, возможности езды вниз по сложному, горному рельефу. В гору AM -байк едет без претензий на олимпийский рекорд, не быстро, но уверенно и с достаточным уровнем комфорта. Идеальный выбор для тех, кто хочет провести отпуск в горах с маунтинбайком, к тому же в последние годы организованные байк-туры набирают огромную популярность. Как например Biketest . ru , катание в горах Крыма в компании амбассадора Merida , Вадима Савельева, опытного гида и маунтинбайкера со стажем катания в горах более 20 лет.
Enduro / Эндуро
Отличить эндуро- байк от велосипеда для All Mountain , на первый взгляд , непросто. Даже более того, многие спортсмены на Enduro World Series выступают на велосипедах, изначально проектировавшихся для All — Mountain . Но, как Вы уже поняли, эндуро это спорт. Если All Mountain это способ хорошо провести время с друзьями в горах, то эндуро это усиленные тренировки, тяжелая борьба с сильными соперниками, выносливость на подъемах и высочайший уровень владения байком на очень, очень сложных спусках. Эндуро – своего рода противоположность кросскантри – здесь подъемы небольшие, » ровные» участки зачастую отсу т ствуют, зато спуски могут посоревноваться по сложности с даунхильными . Байки для эндуро – пик, остриё возможностей велоиндустрии . Тут самые легкие в своём классе рамы, самая эффективная длинноходная подвеска, спроектированная без потери возможности езды в гору, самые надёжные компоненты. Конечно, электродвигатель нельзя применять на соревнованиях, но эндуро -байк стал универсальной платформой для выпуска самых современных велосипедов для горных приключений, позволяющих сделать множество спусков за день без помощи подъёмника или преодолеть продолжительные и сложные горные маршруты.
Downhill / Даунхилл
До появления и последующей популярности эндуро , даунхилл – скоростной спуск с горы, являлся одним из самых экстремальных, скоростных и сложных с точки зрения навыков владения велосипедом, направлений маунтинбайка. Велосипеды для даунхилла это кажущиеся огромными байки, с широкими покрышками, огромным ходом передней и задней подвески, с характерными формами и геометрией рамы. Такие велосипеды начисто лишены возможности двигаться вверх, а движение по прямой требует от владельца заметных усилий. Зато на спуске возможности такого велосипеда поистине безграничны и результат в рейтинге финишировавших зависит только от бесстрашия, физической подготовки и умени я управлять байком, несущимся по камням на отвесном склоне со скоростью более пятидесяти километров в час. В последние годы даунхилл уступает эндуро в популярности среди любителей маунтинбайка, и многие знаменитые спортсмены пересаживаются с тяжёлых даунхильных байков на лёгкие эндуро , которые в свою очередь, по возможностям на спуске подбираются к даунхиллу вплотную.
Dirtjumping , Street , Pump track
Воплощение велоэкстрима , на зависть поклонникам BMX , маунтинбайк предлагает похожие возможности для самых бесстрашных байкеров. Дёртджампинг – катание на специально построенных трассах с непрерывными сериями трамплинов, позволяющих подниматься в воздух с большой амплитудой, дающей свободу для исполнения трюков. Или покорение городского рельефа – лестниц, парапетов, перилл и прочих элементов урбанистического пейзажа, с прыжками, пролётами, разнообразными трюками. Кому всё это кажется слишком экстремальным – отправимся на памп-трек , специальную трассу, позволяющую быстро ехать , совсем не вращая педали. Но не стоит полагать, что это легко – вместо педалей придётся работать всем телом, перенося вес и как бы раскачивая велосипед на элементах рельефа трассы. Добившись определённого уровня мастерства, можно начинать преодолевать некоторые участки в полёте, используя элементы трассы как трамплин. А тем, кто уже считает себя профессионалом, всегда найдётся повод и возможнос ть посоревноваться с товарищами на скорость и технику прохождения трассы. Направление памп-трек в последние годы стало очень популярным, вызывая интерес не только у велосипедистов, но и у производителей. Так , например, старейшая российская компания – производитель маунтинбайков , Atomracing , в ближайшие годы планирующая возобновление производства велосипедов, отвела для этого направление особое место в будущей линейке .
Даунхилл байк
Алекс Фэйолл присоединился к команде «Polygon UR», которая выступает в даунхилле, эндуро и других дисциплинах. В видеоролике ниже Алекс демонстрирует свои навыки в даунхилле, мотокроссе, ралли.
Блог им. IndiGone → Любишь кататься – люби и катайся!
— Ищешь лёгких путей?
— Да! – с вызовом и усмешкой ответила я, понимая, что от моего ответа ничего не зависит.
Мы влетели в безбрежное сжатое поле, и я долго не могла окинуть его взглядом. Вдоль борозд, истыканных стеблями, трудно читать рельеф, и я доверяю Каве нести нас обоих, оттянувшись дугою назад. «А ведь жизнь прожить – не поле перейти», — доносится до меня мысль, оглохнувшая от свиста ветра. Кажется, что в мире вообще больше никого и ничего нет.
Мне очень хочется обнять ветер, но получается лишь на долю секунды зачерпнуть его ладонью и отпустить, как хвост невидимой вольной птицы, затрепетавшей в руке.
KTM → Аарон Гвин спустился на мотоцикле KTM RC390
Аарон Гвин (Aaron Gwin) — американский даунхиллер, которому удалось выиграть гонки в Австрии и Леоганге, даже несмотря на сломанные цепи. В карьере Аарон сталкивался со всеми проблемами, которые случаются с даунхиллерами: неработающие тормоза, разбитые колеса и многое другое. Однако, все фанаты даунхилла с восторгом вспоминают гонку в Леоганге, где Аарон сумел одержать победу, даже несмотря на тот факт, что с его велосипеда слетела цепь.
Мотокросс → Крис Фостер на природе (видео)
Monster Energy подготовили прекрасный сюжет на тему покатушек на дикой природе. В главной роли выступил Крис Фостер (Kris Foster), профессиональный фристайлер, который доказал, что не обязательно ехать на специальный трек, чтобы хорошенько отжечь и отточить своё мастерство. В данном случае Крис продемонстрировал мастерство мотофристайла, даунхилла и хилл климба.
Мотокросс → Майк Гис: мотокросс и даунхилл
Очередной прекрасный видеоролик, снятый и смонтированный ребятами из студии «Vurb». На сей раз они уделили внимание как мотокроссу, так и даунхиллу. В главной роли выступил Майк Гис (Mike Giese), который входит в число талантливейших молодых людей родом из Колорадо.
Кастомайзинг → Кастом Honda Dominator
В прошлом году Диего и Риккардо Коппьело из мастерской "North East Custom" переделали эндуро Honda Dominator в легкий кастом North East Toy. Назначение мотоцикла — шоу и даунхилл, поэтому он максимально облегчен.
Мотокросс → Даунхилл на мотоцикле KTM Freeride 350 (видео)
Отличный видеоролик с участием Маркуса Клосмана (Marcus Klausmann — 14-кратный чемпион Германии) на мотоцикле KTM Freeride 350 и спортсмена на велосипеде MTB. Постановка хорошая, не считая одного момента, когда встретились мотоциклист и велосипедист, так как во время даунхилла развивается немалая скорость, и поэтому так сразу остановиться практически невозможно.
Видеоролики → Велогонщик Джи Афертон и мотогонщик Девид Найт
Что бывает, когда собираются вместе два профессиональных гонщика? Как минимум они весело проводят время. В данном ролике показы Джи Афертон (Gee Atherton) и Девид Найт (David «Knighter» Knight). Афертон — профессиональный велогонщик, специализируется на даунхилле и горных гонках. Он многократный чемпион национального чемпионата, кубка мира и чемпион по даунхиллу 2010 года. Девид Найт — трехкратный чемпион эндуро.
Теперь они взяли свои байки и сцепились на горной трассе недалеко от Форт-Уильяма. Афертон почти три года на ней тренировался, но Девиду Найту это ни о чем не говорит. В общем парни немного пофанились, показав хорошее шоу.
The 13 Best Downhill Bikes You Can Buy Right Now
Built to shred the steepest, gnarliest trails, these downhill mountain bikes are itching to go fast.
Unlike XC, trail, and enduro rigs, downhill bikes need to be good at only one thing: going down. Climbing is typically achieved via a chairlift or in the back of a shuttle vehicle. But choosing the right DH bike isn’t so simple. Your budget, skill set, and intended riding style are all important factors when deciding on wheel size, frame material, geometry, and component spec, which all play a significant role in how a bike handles and how much it costs. Despite being comprised of highly specialized bikes for descending at ludicrous speeds, the DH market can be surprisingly diverse.
Check out our top five bikes here, then scroll down for buying advice and more in-depth reviews.
The privateer’s choice for shredding without breaking the bank.
2018 world champion Amaury Pierron’s ride of choice.
Chainstay length, BB height, and shock progression; all can be tweaked for your style of riding.
A high-end bike in a (relatively) featherweight 34.5-pound package of full send.
A 1,250mm wheelbase provides tons of stability at speed.
29er vs 27.5 Wheel Size
If you’re planning to pursue World Cup racing dreams, a low-slung 29er with a long wheelbase is probably the way to go. More capable at high speed, it will provide its pilot the poise to push past his or her comfort zone. But if spinning park laps and mastering airborne tricks is your primary goal, a 27.5-inch-wheeled steed with a shorter rear end will be more playful and poppy—and arguably more fun.
“If you’re just getting started with downhill or are focused on racing, I’d say look at a 29er,” affirms Dylan Howes, senior R&D engineer for Trek. “They’re fast, stable, and confidence-inspiring. But if you’re already experienced and are looking to hit jumps with some style, then a 27.5 may be the better choice. It’ll be easier to whip around in the air.”
Carbon Versus Aluminum Frames
If money is no object, carbon is the choice. Its lower weight enhances acceleration, and the composite material does a better job of absorbing vibrations. “You can feel it more than on a trail bike because you’re going faster and hitting obstacles harder,” explains Howes. “I also feel like carbon bikes return energy better, so you can rocket out of corners and maintain momentum.”
But durability is another important factor, explains Nick Anderson, lead engineer for Santa Cruz. “Typically aluminum can handle a baseball-size rock strike to the down tube and still be fine,” he says. “With carbon, not so much. That can be an expensive problem—and carbon frames are already more expensive than aluminum ones.”
Coil Versus Air Shocks
Outside of wheel size, this is arguably the most hotly debated topic in the downhill bike arena. While it used to be that coil shocks were the overwhelming choice for DH sleds, air shocks have begun to catch up in recent years. Generally speaking, coil shocks are more sensitive off the top and provide more consistent performance, especially during extended descents. But they are also heavier and you can’t tune them as finely as their air shock brethren.
“Coils are more reliable and have better initial sensitivity, so the suspension will have a better overall feeling,” says Anderson, noting that Santa Cruz sells only DH bikes spec’d with coil shocks. “From a racing standpoint, riders only run air shocks to solve a problem, say if the frame’s kinematics aren’t progressive enough to provide adequate bottom out resistance.”
But Trek’s Howes points to air shocks’ adjustability as the most critical feature. “It’s so much easier to tune an air shock because you can add or take away volume spacers,” he says. “We design and spec our bikes for air shocks and feel like, for the average rider, they are definitely the way to go because of that adjustability and progressivity to better handle big hits.”
How We Picked
Now that we’ve covered some of the basics, it’s time to look at our top 13 downhill bikes. We formulated this list by surveying the market, reading reviews on other sites, and observing consumer reviews from around the web. If at all possible try before you buy, as a test ride is always the best way to make an educated decision.
Даунхилл: Топ-10 причин выбрать «Манжерок Байк-парк»
Даунхилл — один из видов экстремального велосипедного спорта, суть которого заключается в скоростном спуске по горному склону. Ряды райдеров постоянно пополняются новичками, стремящимися отточить мастерство и научиться профессионально проходить самые сложные маршруты. Поэтому каждый сезон поклонники даунхилла отправляются на поиски идеальных трасс, чтобы получить порцию драйва, острых ощущений и запас впечатлений на год вперед.
«Манжерок Байк-парк», расположенный на территории Всесезонного курорта «Манжерок», — первый профессиональный байк-парк за Уралом, каждый год открывающий двери для начинающих и опытных райдеров. Наших гостей ждут подготовленные, интересные трассы разных уровней сложности, большой выбор спортивного инвентаря и развитая инфраструктура — все, что нужно для яркого, запоминающегося отдыха.
10 причин приехать в байк-парк Всесезонного курорта «Манжерок»
Трассы
Когда речь идет о даунхилле, вопрос о трассах возникает в первую очередь. Для скоростного спуска нужен крутой склон большой протяженности и различные естественные препятствия (ямы, каменные насыпи, резкие повороты, корни деревьев и пр.). В дополнение к ним нередко создаются и искусственные преграды. Чем их больше, тем выше должен быть профессионализм велосипедиста. Особенно, если учесть, что перепады высоты иногда достигают 500 м.
Различают трассы для новичков, делающих первые шаги в освоении горного велосипеда, опытных гонщиков и райдеров-профессионалов, годами оттачивающих мастерство скоростного спуска. В распоряжении гостей «Манжерок Байк-парка» маршруты разного уровня сложности с продуманными до мелочей препятствиями: специально проработанными дропами, контруклонами и крутыми поворотами. Для любителей экстрима мы подготовили трассы для даунхилла общей протяженностью 13 000 м:
- «Зеленую», для райдеров-новичков, длиной 1 850 м. Маршрут начинается со средней станции канатной дороги. Этот вариант подходит даже для тех, кто попал в байк-парк впервые. Пологий спуск и обычный горный велосипед с передним амортизатором помогут поближе познакомиться с этим видом спорта и приобрести навыки, необходимые для покорения более сложных трасс.
- «Синюю», с низким уровнем сложности. Маршрут протяженностью 1 700 м начинается со средней станции канатной дороги и подходит для всех посетителей байк-парка, от новичков до профессионалов. Это широкая, плавная трасса, с безопасными трамплинами и удобными виражами — идеальный вариант для отработки навыков и перехода на новый уровень сложности.
- «Красные», со средним уровнем сложности. Это два маршрута протяженностью 700 м и один на 3 000 м. Выбрав одну из 700-метровых трасс, опытные райдеры завершают спуск около пункта проката велосипедов. А самая длинная красная трасса в «Манжерок Байк-парке», или «Массандра», протяженностью 3 км, начинается на верхней станции подъемника. Здесь катаются те, кто не понаслышке знаком с даунхиллом: крутые спуски, отвесные участки, виражи и прыжки требуют от велосипедиста высокого мастерства и большого опыта в этом виде спорта.
- «Черную», повышенной сложности. Трасса рассчитана на профессиональных райдеров, посвятивших тренировкам массу сил и времени. Протяженность маршрута — 950 м. Такой спуск точно запомнится надолго — это настоящая проверка на прочность и для велосипедиста, и для байка.
А для тех, кто еще не решился освоить скоростной спуск со склонов нашего байк-парка, Всесезонный курорт «Манжерок» предлагает оценить прогулочную трассу протяженностью 4,5 км, которая начинается у пункта проката снаряжения. Это отличная возможность проехаться с ветерком, полюбоваться местными пейзажами и поддержать хорошую физическую форму.
Кроме этого, для удобства гостей «Манжерок Байк-парка» на нижней станции подъемника установлено информационное табло с актуальными сведениями о доступности downhill-трасс для посетителей. В целях безопасности администрация байк-парка настоятельно рекомендует внимательно ознакомиться с картой трасс перед спуском и выбрать маршрут, правильно оценив свои силы и уровень подготовки.
Скилл-парк, памп-трек
Кроме трасс для новичков и профессиональных райдеров, для гостей «Манжерок Байк-парка» оборудованы деревянный скилл-парк и земляной памп-трек. Здесь можно прокачать свои навыки и подготовиться к экстремальному спуску с настоящих горных склонов.
Попробовать свои силы на памп-треке может любой желающий — главное, иметь базовые навыки владения байком. Это замкнутая велосипедная трасса без ровных участков, состоящая из ям, кочек и контруклонов. За счет небольшой высоты препятствий памп-трек безопасен даже для новичков, но при этом хорошо развивает важные для райдеров умения, силу и выносливость.
Рядом расположен скилл-парк — специально отстроенная площадка для тех, кто хочет прокатиться на трюковом велосипеде или попробовать свои силы в маунтинбайке. Здесь поклонников активного отдыха ждут несколько маршрутных линий с препятствиями: контруклонами, трамплинами, «качелями» и пр. И, конечно, веселая компания единомышленников, готовая провести день на свежем воздухе за любимым занятием.
Байк-пасс
«Манжерок Байк-парк» предлагает всем любителям экстремальных видов спорта интересные скидки и выгодные условия проживания в комфортабельном гостиничном комплексе, расположенном на территории Всесезонного курорта «Манжерок». Специально для райдеров мы подготовили особый тариф: при бронировании любого номера на срок от трех суток выдается бесплатный безлимитный байк-пасс на каждый день проживания.
«Манжерок Байк-парк» предлагает всем любителям экстремальных видов спорта интересные скидки и выгодные условия проживания в комфортабельном гостиничном комплексе, расположенном на территории Всесезонного курорта «Манжерок». Специально для райдеров мы подготовили особый тариф: при бронировании любого номера на срок от трех суток выдается бесплатный безлимитный байк-пасс на каждый день проживания.
Подробная информация — в разделе «Цены» на нашем сайте.
Прокат инвентаря
Даже «зеленую» трассу для начинающих в байк-парке не пройти на обычном велосипеде. Он не годится для преодоления препятствий, не говоря уже о крутом горном склоне. Поэтому для даунхилла нужно специальное транспортное средство — надежное, безопасное и готовое к серьезным нагрузкам. Пункт проката летнего спортивного оборудования, действующий на территории нашего курорта, предлагает большой выбор современных велосипедов для даунхилла и маунтинбайков для прогулок в «Манжерок Байк-парке».
Не обойтись райдеру и без надежной экипировки, широко представленной в пункте проката байк-парка. Трассу обязательно проходить в шлеме, по желанию защита для спины и коленей, специальные шорты для удобной посадки, перчатки и очки. Также у нас есть большой выбор детских и взрослых городских велосипедов, чтобы с ветерком прокатиться по прогулочной трассе.
Опытные специалисты нашего велопроката помогут выбрать байк, с которым не будут страшны никакие препятствия. Подробности можно узнать у специалистов проката.
Парковка
Чтобы раз и навсегда решить проблему хранения спортивного инвентаря, мы предоставляем посетителям «Манжерок Байк-парка» возможность оставить велосипед на ночь в надежном месте — внутри пункта проката снаряжения на нижней станции подъемника. Услуга бесплатная при условии бронирования номера любой категории в гостиничном комплексе курорта. Для гостей курорта стоимость хранения – 100 рублей. Время работы проката — ежедневно с 10:00 до 20:00, то есть припарковать велосипед нужно не позднее 8 часов вечера, а забрать — не раньше 10 часов утра.
Перед размещением велосипеда на парковке настоятельно рекомендуем заглянуть на мойку.
Мойка
Привести в порядок свое транспортное средство после прохождения трассы для сдачи велосипеда на хранение и перед очередным подъемом к началу маршрута важно для каждого райдера. Поэтому у всех гостей «Манжерок Байк-парка» есть возможность в любое время воспользоваться бесплатной мойкой, оснащенной всем необходимым для эффективного удаления пыли и грязи. Для удобства посетителей наша мойка дополнительно оборудована стойками для шлемов и масок.
Канатная дорога
В распоряжении даунхиллеров «Манжерок Байк-парка» высокоскоростная гондольная канатная дорога, единственная современная в регионе и оснащенная системой бесконтактной оплаты на турникете. В удобных, просторных кабинах подъемника достаточно места, чтобы разместить всю экипировку, а для перевозки байка дополнительно установлены прочные, надежные крепления. Весь путь до верхней станции канатной дороги, откуда берет начало самая длинная «красная» трасса байк-парка, при благоприятных погодных условиях занимает не больше 12 минут. А количества кабин достаточно для перевозки 6 райдеров с полным комплектом спортивного снаряжения одновременно!
Безопасность
Даже для опытных профессионалов даунхилл остается экстремальным видом спорта. Поэтому администрация «Манжерок Байк-парка» в первую очередь заботится о безопасности своих гостей. С этой целью мы запустили в работу удобное и функциональное мобильное приложение «Гид Манжерок», которое за пару минут может скачать на свой смартфон любой посетитель байк-парка — достаточно только зайти в App Store или Google Play .
«Гид Манжерок» — это быстрый доступ ко всей интересующей информации о жизни курорта и байк-парка. С его помощью можно узнать о последних новостях и актуальных акциях, расписании работы подъемников, ценах на проживание и прокат велосипедов, развлечениях и планируемых спортивных соревнованиях. Особенно полезен для даунхиллеров раздел «Замер»: с его помощью можно засекать время спуска, смотреть трек на карте, ставить рекорды и соревноваться в результатах с другими спортсменами. В приложении отображаются все достижения за выбранный период. Здесь же есть кнопка «SOS», чтобы оперативно вызвать спасателей в случае чрезвычайного происшествия на трассе.
Для безопасности гостей «Манжерок Байк-парка» на всех даунхилл-трассах перед открытием каждого сезона проводится обработка от клещей. Поэтому вероятность встретить у нас это опасное для здоровья и жизни насекомое ничтожно мала.
Спортивные соревнования, фесты
«Манжерок Байк-парк» — это не только большой выбор трасс, свежий воздух и алтайские пейзажи, но и масштабные соревнования, привлекающие любителей экстремального велосипедного спорта со всей Сибири. Популярностью у поклонников активного отдыха пользуются уже ставшие традиционными байк-фесты, которые на несколько дней погружают весь курорт в особую, незабываемую атмосферу. Яркие тренировочные заезды, насыщенные гоночные дни, интересная развлекательная программа и торжественное награждение победителей — гостям и участникам таких событий не бывает скучно!
К нам часто заглядывают в гости известные личности — именитые спортсмены, готовые поделиться опытом и интересными историями с начинающими и профессиональными райдерами.
А вот так 8-9 июня 2019 года на Всесезонном курорте «Манжерок» прошел «МАНЖЕРОК-N-ROLL Bike Fest», участниками которого стали профессиональные райдеры, любители и даже юные спортсмены на беговелах:
Инфраструктура
Одна из особенностей Всесезонного курорта «Манжерок» — развитая инфраструктура. Здесь каждый любитель активного отдыха найдет себе занятие по душе, когда захочется немного отвлечься от экстремальных развлечений и драйва. Кроме «Манжерок Байк-парка» с его крутыми горными склонами, здесь можно в кабине высокоскоростной гондольной канатной дороги подняться на вершину горы Малая Синюха, насладившись видом со смотровой площадки, весело провести время в «Веревочном парке» и расслабиться в настоящем сибирском банном комплексе. Или в уютной обстановке оценить аутентичную алтайскую кухню в ресторане «Горный».
Также можно забронировать светлый, уютный номер в комфортабельном гостиничном комплексе, у дверей которого заканчиваются две даунхилл-трассы, для начинающих и опытных велосипедистов. Наши номера оснащены всем необходимым для полноценного отдыха после богатого экстримом и острыми ощущениями дня в байк-парке. А главное, здесь можно сразу выложить в сеть видеообзор на прохождение трассы, поделиться впечатлениями и получить восторженные комментарии поклонников даунхилла.
Чтобы быть в курсе интересных событий и акций, подготовленных специально для гостей «Манжерок Байк-парка», вступайте в наше сообщество Вконтакте и подписывайтесь на страницу в Инстаграме . Здесь можно оставить отзывы и предложения по улучшению работы байк-парка, которые обязательно будут рассмотрены и приняты во внимание. Или поделиться эмоциями и впечатлениями от прохождения трасс и просто пообщаться с единомышленниками, не представляющими жизни без экстрима и острых ощущений.
Прайс-лист
В процессе подготовки к новому сезону лето 2021 года.
На маршрутах «Манжерок Байк-Парка» регулярно проводятся профилактические работы. Актуальную информацию о погодных условиях и доступности трасс можно найти в новостях сайта и социальных сетях.
Какой выбрать велосипед для людей с большим весом
Не каждый велосипед способен выдержать человека с большим весом. У неподходящей модели как минимум могут лопнуть спицы и деформироваться рама, а на колёсах – образоваться «восьмёрки». Избежать неприятных последствий поможет внимательный выбор байка.
Какой вес можно считать нормальным или большим для велосипеда?
Производители стандартных средств передвижения массового сегмента выпускают модели, рассчитанные на нагрузки до 100 кг. При этом у большинства велосипедов для взрослых есть запас прочности. На практике конструкция из массового сегмента выдерживает при прогулочном катании до 110–120 кг. Конечно, речь не идёт о дешёвых велобайках из «слабого» и тонкостенного железа, с ненадежными спицами, одинарными и узкими ободами.
При весе человека выше 100 кг лучше присмотреться к моделям с усиленными деталями. Также стоит отдать предпочтение выносливым байкам, если планируется эксплуатация транспорта на максимуме возможностей для массового сегмента. Использование конструкции на пределе увеличивает износ деталей – узлов трансмиссии и цепей. Поэтому лучше сразу выбирать выносливые велосипеды, чем потом менять их.
Какие типы подходят людям более 100 кг?
К транспорту с усиленной конструкцией относятся внедорожные (горные) маунтинбайки (MTB). Велосипед имеет ряд особенностей:
- мощная дисковая тормозная система
- наличие амортизационной вилки впереди, а иногда и на заднем колесе
- расширенные покрышки 5–13 см с агрессивным рисунком протектора
- руль прямой конфигурации.
Тяжелые модели для гор сложно испортить большими нагрузками. Такие велосипеды могут долгое время эксплуатироваться без поломок. Особенности внедорожников: большая тяжесть конструкции, низкая скорость на трассе из-за высокого сопротивления покрышек качению, высокая стоимость.
Другой вариант для людей в весе от 100 кг – городской велосипед (ситибайк). Устройства не предназначены для езды по бездорожью. Их отличия от горных моделей:
- широкий руль с улучшенной маневренностью
- большие колёса в диаметре
- средние шины по ширине с более мелким узором на протекторах
- грязезащитные щитки
- менее мощная тормозная и амортизационная система
- более высокая рама
- наличие багажника
- подходят для людей с большим весом.
Горные маутинбайки показывают лучшую проходимость при езде по бездорожью, а городские – на качественном покрытии. Ситибайки, лишившись гладкой дороги, частично теряют устойчивость. А при отсутствии амортизации дают почувствовать все неровности рельефа.
Важно! При выборе двухколёсного транспорта стоит учитывать, что не все модели для гор и мегаполиса подходят для нагрузок весом от 100 кг.
К велосипедам, которые не пасуют при большом весе, также можно отнести трициклы. Трехколесные модели предназначены для туризма, дальних путешествий, езды по сельской местности. Устройства бывают с механическим приводом и электрическим мотором.
Преимущества трициклов: низкая рама (не нужно поднимать высоко ноги), устойчивость на дороге, доводчик руля для удержания переднего колеса в прямом направлении. Чаще такие модели оснащены нестандартным седлом, а широким креслом, удобным для пользователей с крупной комплекцией.
Особенности двухколесных городских и горных велосипедов для ездоков с большим весом
Существует множество видов маунтинбайков, которые способны выдерживать значительные нагрузки. Популярные типы горных велосипедов:
- Кантрийник для гонок кросс-кантри – собирается на самых лёгких рамах.
- Трейловый байк – отличается большими прочностными характеристиками, чем первый вариант. Они тяжелее кантрийных, но имеют более надежную раму, усиленные покрышки и колёса.
- Велобайк для даунхилла – самый дорогой вариант транспорта с мощной системой амортизации. Модели рассчитаны на весомые нагрузки при спуске с гор по трассе. Отличаются увеличенным амортизационным ходом в пределах 170–300 мм.
- Лучшим вариантом для человека с большим весом можно назвать супернадежный байк для даунхилла. Но такой велосипед довольно дорогой, а его геометрия не слишком удобна для обычных поездок. Поэтому оптимальным видом горного велобайка в нашем случае можно назвать модели для трейла. Как правило, такой транспорт выпускается с рамой хардтейл (hard — жесткий, tail — задняя часть).
Для прогулок по ровным поверхностям и дачным дорожкам без серьёзных препятствий трейловый байк с hardtail – идеальный вид двухколесного транспорта. Особенность наиболее подходящего крупным людям велосипеда – усиленная рама без задней подвески, амортизированная (не стоит брать жёсткую) вилка на переднем колесе.
Примечание. Из-за высокой цены опытные райдеры в целях экономии иногда прибегают к самостоятельной сборке велобайка: укреплённая рама от трейлового велосипеда с конусным стаканом и широкими перьями, мощное заднее колесо с тройным ободом, укрепленными спицами, качественная втулка на четырёх промподшипниках и т. д.
Среди ситибайков оптимальным выбором для райдеров можно назвать круизный велосипед. Это вид прогулочного транспорта с исключительной надёжностью, широкими покрышками и крепкой рамой. Комплектующие моделей отличаются высокой прочностью и устойчивостью к нагрузкам, риск поломки минимален.
Круизеры предназначены для перемещения по асфальтовому полотну. Они обеспечивают удобную посадку, при которой ноги и спина нагружены по минимуму.
На какие характеристики стоит обратить внимание при выборе велосипеда?
Производители не выпускают отдельно линейки для пользователей с лишним весом. Поэтому при выборе или самостоятельной сборке байка для тяжёлого человека стоит уделить внимание нескольким важным деталям.
Какие байки больше подходят людям от 100 кг?
Как упоминалось выше, идеальным вариантом будет конструкция типа hardtail без задней подвески. Самые крепкие рамы выпускаются из титана и стали. Также можно использовать детали из алюминиевого сплава, если труба толстостенная и не относится к облегчённым.
При выборе важно обратить внимание на высоту верхней планки. Если поднимать ногу некомфортно, стоит сделать выбор в пользу модели с заниженной рамой.
Лучший вариант для велобайка – дисковая система с гидравликой. Тросиковый привод чуть слабее, но стоит дешевле. Не стоит выбирать транспортное средство с ободными тормозами, которые труднее остановить при весе более 100 кг.
Идеальным выбором для людей с весом выше 100 кг считаются модели с двойными или тройными усиленными ободами и широкими покрышками. По диаметру оптимальными считаются «маленькие» колёса на 26 дюймов. Они обеспечивают оптимальную маневренность велосипедов.
Обода лучше использовать пистонированные – с внутренними металлическими стаканами (пистонами) для спиц. Они отличаются большей устойчивостью к деформации (в том числе к появлению «восьмерок»), увеличивают рабочий ресурс колеса и способствуют более равномерному распределению нагрузки.
Bicycle fork относится к несущим элементам и играет важную роль в управлении велосипедами. Вилка держит переднее колесо и соединяет его ось с рулем. Устройство отвечает за точность траектории движения, поворота, гашение колебаний от неровностей, обеспечивает безопасность езды.
К выбору вилки нужно отнестись внимательно. Хорошо зарекомендовала себя Rock Shox Recon – она на практике доказала свою долговечность и надежность.
Велосипедное сидение лучше выбирать с жёсткими пружинами.
Предпочтение стоит отдать велосипедам со стальными педалями, а не пластиковыми.
Что же выбрать?
Лучший вариант при значительном весе пользователя – трейловый велосипед или городской круизер. При этом идеальной моделью станет двухколесный транспорт с воздушной вилкой, седлом с жёсткими пружинами, стальными педалями, двойным или тройным пистонированным ободом и небольшими колесами. В идеале тормозная система велосипеда должна быть дисковой, с гидравлическим приводом.
Источники:
https://worldclassmag.com/fitness/mountainbikes/
https://bikepost.ru/tag/%D0%B4%D0%B0%D1%83%D0%BD%D1%85%D0%B8%D0%BB%D0%BB/
https://www.bicycling.com/bikes-gear/mountain-bike/a20047519/best-downhill-mountain-bikes/
https://mglk.ru/ru/services/summer/cycling-trails/
https://www.ozon.ru/club/article/kakoy-vybrat-velosiped-dlya-lyudey-s-bolshim-vesom-7029/