Дертовый велосипед

Содержание скрыть
1 Отличительные особенности велосипедов, предназначенных для профессионального велоспорта

Отличительные особенности велосипедов, предназначенных для профессионального велоспорта

Одним из самых полезных и увлекательных видов спорта является катание на велосипеде. Но многие, решив приобщиться к велоспорту, не знают, как выбрать велосипед для женщины или мужчины, какому типу модели отдать предпочтение или как подобрать правильный размер.

Внедорожные велосипеды

Горный велосипед

Вы можете встретить другие его названия: MTB, ATB, mountain-bike, хардтейл, сикстер, найнер, По назначению этот тип можно разделить на велосипеды для даунхилла, фрирайда, дёрта, стрита, кросс-кантри.

Это самый популярный и распространенный вид велосипеда. Предназначен для езды по бездорожью. Но современные велосипедисты используют горные велосипеды для езды повсюду, от убитых грунтов до идеально ровного шоссе.

Внешне такой байк легко идентифицировать. Ему свойственна массивная прочная рама, колёса с широкими покрышками и зубастым протектором, амортизационная вилка, большое количество передач, тормоза ободные или дисковые.

Под конкретные задачи горный велосипед комплектуется совершенно по-разному, все зависит от того, хотите вы кататься по проселочным дорогам или участвовать в соревнованиях, преодолевая сложные препятствия. Цены на велосипеды стартуют от 200$ и могут достигаться нескольких тысяч.

Рассматривая современные велосипеды, классификация не может обойти стороной горные двухподвесы.

Велосипед двухподвес

По сути это тот же самый горный велосипед, но на таких байках амортизация присутствует как на переднем, так и на заднем колесе. Задняя амортизация гораздо сложнее передней (вилки). Каждый производитель стремится создать свою собственную уникальную разработку задней подвески.

Условно их можно разделить на два вида:

  • четырёхрычажные подвески
  • однорычажные подвески

Стоимость от 1000$ долларов.

Подробнее познакомиться с этим типом велосипедов и областью их применения можно в статье про двухподвесы.

Фэтбайк

Фэтбайк — это велосипед с толстыми покрышками. По части геометрии рамы и посадке схож с горным велосипедом. Отличается повышенной проходимостью. Способен с легкостью преодолевать такие сложные поверхности, как рыхлый песок, снег, грязь.

Особенности шоссейных велосипедов

Шоссейный велосипед — это самый быстрый тип велосипедов, предназначенных для езды по шоссейным дорогам. Как известно, на скоростях свыше 30 км/ч главной силой, препятствующей движению вперед является сила аэродинамического сопротивления или сопротивление воздуха, поэтому конструктивные особенности шоссейного велосипеда направлены на ее уменьшение.

Особенности шоссейного велосипеда:
— главной отличительной особенностью шоссейного велосипеда, является его геометрия, которая позволяет принять велосипедисту посадку с наименьшем сопротивлением воздуху. Рули шоссейных велосипедов имеют форму барана, что позволяет в зависимости от ситуации менять хват руля и тем самым менять аэродинамическое сопротивление
— Второй особенностью является отсутствие амортизирующих элементов. Шоссейник очень жесткий велосипед, у него жесткая передняя вилка, узкие покрышки или однотрубки шириной до 25 мм, седла без дополнительной амортизации. Это сделано с целью сокращения паразитных потерь — повышения КПД системы велосипед — велосипедист. Те, кто покатался на шоссейнике отмечают его отзывчивость. Каждое малейшее усилие на педали трансформируется в ускорение
— Третьей особенностью шоссейника является его низкое собственное аэродинамическое сопротивление. Для его снижения применяются профилированные сечения труб рамы велосипеда, высокопрофильные обода колес, плоские спицы, приплюснутые рули
— Четвертой особенностью является трансмиссия с передаточным отношением смещенным в сторону высоких скоростей. Стоит отметить, что у современных шоссейников системы переключения передач (шифтер) и торможения интегрированы в единый механизм, имеющий только одну ручку, что позволяет переключать передачи и нажимать на тормоза не отрывая рук от руля
— Пятой особенностью шоссейника является его самый низкий вес среди всех типов велосипедов. Вес топового шоссейника составляет от 5,5 до 6,8 кг, а обычного 7-10 кг. Для сравнения вес топового горного велосипеда составляет 8-10 кг

Велосипеды по их назначению

Это самая распространенная классификация велобайков, хотя и является довольно условной. По этому признаку выделяют следующие виды велосипедов: для спорта, для города, для отдыха и развлечений.

Спортивные велосипеды

Такие модели, имеющие прочную конструкцию и вертикальную посадку, получили наибольшее распространение у профессиональных спортсменов, но используются как для участия в соревнованиях, так и для других целей. Эти бициклы также имеют свою классификацию, в зависимости от конструкции рамы, числа передач, назначения и разделяются на несколько групп:

Горные велосипеды являются одними из самых востребованных категорий спортивных байков. Предназначенные для езды по бездорожью, эти модели имеют соответствующие конструктивные особенности: трапецевидная рама, передняя вилка с амортизацией, руль с большим выносом, достойный протектор на колесах и прочные двойные ободья, причем сами колеса небольшие — 26-29″. «Горники» также имеют свои подкатегории, определяющиеся стилем катания и видом спорта, в котором они используются:

  • Кросс-кантри — облегченные байки с прочной рамой и 2-мя подвесами, предназначены для езды по сложным трассам с многочисленными подъемами, спусками, большим количеством препятствий, а также для гонок по пересеченной местности.

Кросс-кантри

  • Даунхилл — велосипеды для экстремального катания и скоростных спусков. Имеют небольшие, но широкие колеса (24-26″), оснащенные развитыми протекторами и амортизацией на каждом из них, широкий руль с маленьким выносом. Для предотвращения травм, спортсмены, катающиеся на дунхилле, всегда носят усиленную защитную экипировку.

Даунхилл

  • Dirt-jumping — узкоспециализированные байки, предназначенный для совершения трюков (прыжков) на специальных трассах с насыпными трамплинами. Имеют длинную рамную верхнюю трубу, колеса 24-26″ (причем тормоз ставится только на заднее), широкое седло, переднюю амортизированную вилку и только одну передачу — их конструкция обуславливается предназначением.

Dirt-jumping

  • Velotrial (велотриал) — облегченные байки, предназначенные для преодоления различных препятствий. Велотриалы оснащены гидравлическими тормозами, spanish-кареткой, алюминиевой рамой с баттингом, имеют небольшие колеса (20-26″), а седло в таких велосипедах, в целях облегчения конструкции, как правило, не ставится.

Velotrial

  • Фрирайд — велосипеды, предназначенные для фрирайда — особой экстремальной спортивной дисциплины, подразумевающей прыжки на байке с обрывистых склонов, катание по извилистым и крутым тропам, дропы с камней и валунов и другие трюки. «Велики» для фрирайда конструктивно напоминают аналоги для велотриала: те же широкие колеса, мощные задние тормоза, прочная рама.

Фрирайд

  • Шоссейные — предназначены для катания по ровным, заасфальтированным дорогам и заточены под извлечение наибольших скоростных показателей, чему способствует треугольная рама, верхняя труба которой практически параллельна дорожному покрытию, а также легкий вес. Колеса таких байков узкие, часто без протектора, диаметр — до 28″, а руль имеет специфическую форму в виде бараньих рогов. Именно «шоссейники» используются для участия в знаменитой гонке «Tour de France».

Шоссейный

  • Стрит-байки — велобайки для езды по городским улицам и исполнения трюков, в которых задействованы различные элементы городского рельефа. Конструкция таких велосипедов, хоть и имеет специфические особенности в виде короткой рамы и отсутствия амортизатора спереди, но всё-таки похожа на аналоги для дерт-джампинга.

Стрит-байк

  • Трековые — узкоспециализированные велобайки, которые используются для гонок по специальным трекам. Внешне эти байки напоминают «шоссейники», хотя отличаются от них отсутствием тормоза и свободного хода, т. е. педали приходится крутить постоянно. Трековые велосипеды оснащены всего одной передачей, а также имеют жесткую раму и слегка укороченную колесную базу.

Трековый

  • Циклокроссовые — применяются для езды по пересеченной местности с препятствиями природного или искусственного происхождения. Благодаря изогнутому рулю и относительно большому диаметру колес, внешне «циклокрос» напоминает шоссейник, однако его «выдают» внедорожные покрышки и наличие дисковых тормозов.

Циклокроссовый

  • BMX — являются своеобразными универсальными велосипедами, которые могут использоваться как для движения по мотокроссовым трассам, так и для дерт-джампинга и даже велотриала. В чем особенности этих моделей? Прежде всего, у них отсутствуют амортизаторы, имеется только 1 передача, а рама имеет конструкцию, внешне напоминающую бриллиант: 2 узких треугольника, в каждом из углов которых ввинчено еще по одному треугольнику — делается это для увеличения жесткости рамы. Руль BMX-ов имеет поперечину и загнут вверх, а колеса зачастую оснащены фрикостерами, которые предотвращают возможность прокручивания педалей назад.

BMX

  • Фэт-байки — велосипеды, имеющие толстые покрышки, обеспечивающие повышенную проходимость и позволяющие спортсмену ездить по снегу, грязи, песку. Карбоновые элементы, которыми оснащена их конструкция, способствуют повышению управляемости за счет снижения веса байка.

Фэт-байк

Велосипеды для развлечения и отдыха

Эти велобайки получили широкое распространения благодаря небольшой цене и возможности получать удовольствие от процесса катания. Однако для достижения спортивных результатов и участия в соревнованиях такие велосипеды также пригодны, поскольку многие модели из вышеперечисленных «горников» также позволяют неспешно кататься по городским улицам и изучать окрестности.

Идеальным вариантом для повседневных неспешных прогулок является т.н. гибрид, который сочетает в себе характеристики как шоссейного, так и горного велосипеда. Его отличительными чертами являются: прямой руль, передняя амортизированная вилка, большие колеса (28″), наличие сликов или полусликов. В целом, гибрид — это своеобразное компромиссное решение, которое позволяет как ездить по бездорожью и пересеченной местности, так и набирать приличную скорость и легко управлять велосипедом при катании по ровным, заасфальтированным дорогам.

Еще одним первоклассным вариантом для отдыха являются туристические байки, которые специально спроектированы для длительных велопоездок, удобны и эргономичны, позволяют с легкостью преодолевать ухабы, а также надежно фиксировать и перевозить дополнительный багаж в виде палаток, рюкзаков и т.д. Туристические велосипеды имеют множество передач, развивают довольно высокую скорость и, благодаря практически лежачему положению райдера при движении, облегчают нагрузку на мышцы спины.

Подтипы шоссейных велосипедов

Гоночные аэродинамические шоссейные велосипеды

Этот подтип велосипедов имеет улучшенные аэродинамические характеристики. За счет прибавки в весе от 0,3 до 1 кг аэрошоссейник получает более жесткую аэродинамическую раму и компоненты, высокопрофильные колеса. Применение данного велосипеда — езда по холмистой и равнинной местности, спринтерские разборки на финишах.

Гоночные горные шоссейные велосипеды

Этот подтип велосипедов имеет минимальный вес, так как при затяжном подъеме в гору чувствуются каждые лишние 100 грамм веса. Горный шоссейник легко отличить по круглому профилю труб имеющих лучшее соотношение жесткость — вес. По той же причине, борьбы за низкий вес, на колеса горных шоссейников не ставят высокие обода.

Комфортные гоночные шоссейные велосипеды

Отличие данного подтипа велосипеда наличие более мягкого заднего треугольника рамы, который позволяет слега уменьшить передачу вирбрации на спину. Такой велосипед применяется спортсменами для длительных тренировок или гонок типа Париж — Рубэ, а также очень популярен среди любителей.

Шоссейники для гонок с раздельного старта и триатлона

Этот подтип велосипедов еще называют «разделочник» или Time Machine. Это особый, узкоспециализированный подтип шоссейных велосипедов. Его основным отличием является супераэродинамичная рама и компоненты, а также плоский руль с лежаком, позволяющий гонщику практически лежать на последнем. Для улучшения аэродинамики применяются дисковые, лопастные колеса или колеса с высотой профиля до 10 см. Здесь все подчинено одному — борьба за аэродинамику, борьба за секунды. Вес таких велосипедов на 8-10 кг.

Различают велосипеды для триатлона и гонок с раздельного старта. Велосипеды для триатлона оснащаются гидраторами, чтобы гонщик имел возможность пить не меняя посадки. «Разделочники» такой системы не имеют, так как время гонки с раздельного старта обычно не превышает 60 минут. Рамы велосипедов для гонок с раздельного старта согласно правилам UCI имеют ограничения по профилю труб, расположению седла и кончика лежака относительно каретки,а велосипеды для триатлона таких ограничений не имеют.

Фитнес шоссейные велосипеды

Главным отличием этого подтипа велосипеда является укороченная на несколько сантиметров рама. Она позволяет велосипедисту-любителю иметь более комфортную высокую посадку. Иногда на фитнес шоссейниках делают более широкое расстояние между перьями рамы, что позволяет установить покрышки шириной до 32 мм. Иногда фитнес шоссейники комплектуют прямыми рулями.

Другие велосипеды: классификация

Судя входит то, что не так часто встречается на наших дорогах, либо же требует отдельного пояснения.

Детский велосипед

Их бывает очень много. Двухколесные, трехколесные и даже четырехколесные (2 дополнительных боковых колеса). Чаще всего имеют одну скорость и ножной тормоз. Но некоторые производители комплектуют свои детские велосипеды многоскоростной трансмиссией и тормозами разного типа, делая их похожими на взрослые.

Цены стартуют от 120$

Подробнее в статьей о выборе детского велосипеда.

Женские велосипеды

Велосипеды для девушек отличаются своей конструкцией. Обычно различия проявляются в геометрии рамы. Также часто сокращено расстояние между седлом и рулем. Сидения учитывают особенности женской анатомии.

Существуют горные, шоссейные, городские и многие другие типы велосипедов, созданные специально для девушек. Однако, большинство из прекрасной половины человечества предпочитает кататься на традиционных велосипедах и не испытывает при этом дискомфорта.

Подробнее в статье выбор женского велосипеда.

Грузовые велосипеды и Велосипеды-прицепы

Не трудно догадаться, что это велосипеды для транспортировки грузов. Грузовые чаще всего сделаны как трехколесные и имеют сзади большую корзину. Такой велосипед станет отличным помощником в хозяйстве где-нибудь в селе. А еще они довольно популярны в некоторых азиатских странах.

Велосипеды прицепы представляют собой конструкцию, с помощью которой можно сделать тандем. Тот, кто сидит спереди отвечает за направление, а тот, кто крутит педали на прицепе, просто любуется красотой. Здорово, не правда ли?

Электровелосипед

Это тип велосипеда, который подразумевает наличие электродвигателя. Основная задача такого подхода помощь при кручении педалей, но некоторые ездят на таких велосипедах, как на мопедах.

Сделать электровелосипед можно почти из любого байка, установив на него мотор-колесо. Однако, многие производители выпускают свои собственные модели с самым разным дизайном и запасом хода. Это замечательный экологически чистый вид транспорта, позволяющий без проблем преодолевать расстояние в несколько десятков километров.

Велосипед тандем

Тандем — это велосипед, на котором могут ехать одновременно 2 человека. За переключение скоростей и рулевое управление отвечает сидящий спереди. Сидящий сзади крутит педали и любуется пейзажем.

Традиционное тандемы используются для езды по асфальту, но некоторые производители также выпускают внедорожные модели. Кататься на таком велосипеде очень весело.

Цены стартуют от 500$

Велосипед Лигерад

Также известен как лежачий велосипед. Глядя на фото можно понять, что спина ездока размещается на специальном лежаке. Лигерады обладают хорошей скоростью разгона, высокой маневренностью, на них можно ехать долго и совершенно не уставать. Единственной их слабостью являются подъемы.

Уницикл

Или моноцикл. Это велосипед с одним колесом, над которым собственно и сидит человек. Удивительно, но даже этот необычный вид можно классифицировать на несколько типов: трюковые унициклы, горные и дорожные.

Чопперы и круизеры

Это велосипеды для городских прогулок. От классических моделей они отличаются необычным дизайном и посадкой. Часто такие модели именуются «растабайками».

Для чего они подойдут? Для неспешной покатушки на пикник, на работу, в парк. На них можно ездить долго и не уставать, благодаря очень комфортной посадке и широкому седлу.

На этом мы заканчиваем нашу подборку типов велосипедов, надеемся, что данный материал был полезен для вас!

Ростовка

Для тех, кто не знает, как выбрать велосипед по росту, существует универсальная таблица, по которой можно подобрать размер транспортного средства. Используя эту таблицу, размер изделия смогут подобрать для себя как мужчины, так и женщины. Но при покупке велосипеда следует в первую очередь ориентироваться на рекомендации производителя, где нужный размер определяется по конкретной модели.

Поскольку велосипед приобретается на достаточно длительный срок, особое внимание следует уделить его качеству. Не следует отдавать предпочтение недорогим моделям, изготовленным из дешёвых запчастей. Выбирая проверенных производителей, можно быть уверенным, что двухколёсный друг прослужит долгое время.

Утилитарные велосипеды

Утилитарные байки — своеобразные универсальные транспортные средства с широкой сферой применения: их можно использовать в качестве экологичного и практичного городского транспорта, например, для поездок на работу, для доставки корреспонденции, для перевозки малогабаритных грузов и для других задач. В этом плане они выгодно отличаются от спортивных байков, а также тех, которые заточены исключительно под рекреационные цели.

Сити-байки — идеальный вариант ля городского транспорта. Они комфортны, эргономичны, удобны, способствуют созданию повышенного комфорта при езде, а садиться на них можно даже в повседневной одежде. В Европе все чаще можно встретить людей в деловых костюмах, добирающихся на работу на сити-байке. Несмотря на то, что скоростей у этих велосипедов меньше по сравнению с «шоссейниками» или горными байками, скорости, которую развивает городской велосипед вполне достаточно для движения по городской местности, а управлять им довольно легко. Сегодня взять такой велобайк напрокат и отправиться по своим делам — не проблема, стоит такая услуга совсем недорого и позволяет добираться до места без пробок и стресса.

Велосипеды используются для передвижения по городу в различных уголках нашей планеты. Например, в Индии, всем известные рикши провезут Вас на карете, прикрепленной к велосипеду, по местным достопримечательностям. Кроме того, велобайки также используются в коммерческих целях: во многих городах мира можно встретить торговые точки, например, продающие выпечку или кофе, созданные на основе велосипеда.

В данной статье представлены лишь самые популярные модели «двухколесных коней», всеобъемлющая классификация гораздо шире. Велосипедный рынок постоянно развивается, появляются все новые категории и виды, например, еще несколько лет назад байки с электромотором считались экзотикой, а сейчас их все чаще можно встретить на улицах городов. Одно остается неизменным — растущая год от года популярность этих транспортных средств.

В нашем салоне есть горные и дорожные велосипеды, Вы можете воспользоваться услугой проката велосипедов в Минске.

Трансмиссия горного велосипеда

Трансмиссия горного велосипеда

Трансмиссия — очень важная часть велосипеда. От качества ее работы зависит КПД передачи усилий велосипедиста на заднее колесо. Хорошо настроенная трансмиссия со смазанной цепью и четкой работой переключателей сбережет силы в поездке и, в конечном итоге, принесет удовольствие от катания.

Трансмиссия — очень важная часть велосипеда. От качества ее работы зависит КПД передачи усилий велосипедиста на заднее колесо. Хорошо настроенная трансмиссия со смазанной цепью и четкой работой переключателей сбережет силы в поездке и, в конечном итоге, принесет удовольствие от катания. Классическая трансмиссия горного велосипеда включает в себя следующие компоненты:

  • Система – совокупность передних ведущих звезд, шатунов и каретки (система подшипников на которой вращаются шатуны)
  • Кассета – набор задних звезд
  • Цепь
  • Переключатели – передний и задний механизмы, перебрасывающие цепь со звезды на звезду
  • Манетки переключения – механизмы с креплением на руль, которые управляют переключателями при помощи тросиков
  • Тросики – гибкие, металлические, плетеные тросы, соединяют манетки и переключатели
  • Рубашка для троса – жесткая трубка для проводки гибкого тросика от манетки до переключателя, крепится непосредственно к раме.

Традиционная система переключения работает на ходу: цепь, направляемая переключателем, перескакивает с текущей звезды на соседнюю. Задние переключатели позволяют перескакивать на несколько звезд за одно нажатие рычага натяжения тросика манетки. Манетки для переднего и заднего переключателя различаются количеством передач, а так же изготавливаются под определенную руку. Соответственно, манетка заднего переключателя находится на руле справа, а переднего – слева.

«А сколько скоростей»?

Количество скоростей в трансмиссии горного велосипеда – это произведение количества передних ведущих звезд на количество задних звезд, составляющих кассету. Традиционный набор звезд горного велосипеда в настоящий момент — 3х9, что составляет 27 скоростей. Тут следует сказать, что велосипедная индустрия все время развивается, и уже сложно встретить кассету на 7 передач на велосипедах в среднем ценовом диапазоне, а кассета на 8-мь скоростей используется в связке с дешевыми компонентами. Качественные кассеты состоят из 9-ти звезд и имеют в своем наборе звездочки от 11 до 32 или 34 зубьев (для скоростного спуска используются наборы 11-23..28 зубьев). Не так давно начался массовый выпуск трансмиссий нового стандарта для работы с 10-ю скоростными кассетами (11-32, 12-36 зубьев) и двумя или тремя ведущими звездами спереди — схемы 2х10 и 3х10. Классическое сочетание передних ведущих звезд — 22-32-44 зубца, так же бывают 24-36-48 зубьев и другие модификации. Трансмиссии с разным количеством звезд в кассете используют разные цепи: так цепь для 8 скоростной кассеты шире, чем цепь для 9 или 10 скоростной, и поэтому не подходит для работы с трансмиссиями более новых стандартов. Следует использовать цепь, подходящую к вашей кассете. Большое количество скоростей позволяет велосипедисту выбирать передачу в большом диапазоне, начиная от пониженной 22-34 и заканчивая повышенной 44-11. Пониженная передача позволяет заехать в крутой подъем, а повышенная — набрать скорость на спуске или ровной поверхности.

Кроме классических трансмиссий с тремя ведущими звездами спереди применяют и специальные. Так, для катания в горах большую звезду часто заменяют рокрингом – пластиковым или металлическим защитным кольцом, которое берет на себя все удары судьбы об камни. Большая звезда от таких ударов погнется и выведет из строя трансмиссию. Для получения сопоставимых передаточных отношений с рокрингом обычно применяют звезды 24-36. Для определенных дисциплин таких, как скоростной спуск (DownHill) или дерт-джампинг (Dirt Jump), спереди используется одна звезда, а система переднего переключения заменяется успокоителем – конструкцией, полностью предотвращающей соскакивание цепи с ведущей звезды при прыжках или проезду по серьезным препятствиям. К тому же специализированные велосипеды для Дерт-джампинга или Триала (Trial) могут вообще не оснащаться системой переключения и использовать одну фиксированную передачу. Велосипед для активного отдыха и туризма лучше выбирать с трансмиссией вида 3х9 для легкой взаимозаменяемости всех компонентов.

Производители и серии компонентов

Основными игроками на рынке компонентов для трансмиссии являются компании Shimano (http://www.shimano.com) и Sram (http://www.sram.com , ей принадлежат так же бренды Avid, Truvativ и RockShox), которые выпускают полный спектр всех компонентов для трансмиссии. Отдельные компоненты выпускаются множеством фирм: SR Suntour, RaceFace, FSA, Middleburn, Bontrager ,и многими другими. Компания Shimano выпускает серии компонентов с одним названием и предназначением, компания Sram выпускает серии под маркой Sram, а так же отдельные системы под маркой Truvativ. У Truvativ в серию входят еще и средства управления, то есть можно подобрать руль, подседельный штырь и вынос нужного назначения. У каждого производителя собственное представление о различных категориях, для которых они выпускают компоненты, поэтому все приводимые далее сравнения примерны и отражают положение вещей на момент написания статьи. С каждым годом компоненты могут сильно модернизироваться, изменяя свое предназначения, а то и заменяться другой серией, но, в целом, названия и назначения устоялись и живут уже несколько лет. Обычно производители выпускают целую серию всех компонентов трансмиссии с одним названием, чтобы покупатель не запутался. Давайте же разберемся, кто есть кто.

Самые дешевые компоненты – это компоненты серии Shimano Tourney. Эта серия обычно ставится на имитацию горного велосипеда. Она предназначена для катания по ровным твердым дорогам, на нагрузки по бездорожью рассчитана плохо. Хотя чего, в общем-то, хотеть, если весь велосипед стоит 3000-5000 рублей. Здесь обычно используется устаревший набор звезд 3х7. Для активного катания стоит поискать компоненты понадежнее.

Компоненты начального уровня – это компоненты серии Shimano Altus и Acera, Sram X3. Они ставятся для использования на соответствующие велосипеды начального уровня. Данные компоненты предназначены, в основном, для неспешных выездов в парк по асфальтовым или твердым грунтовым дорогам. Компоненты можно использовать и на бездорожье, но только в прогулочном темпе. Обычно используется набор звезд 3х8.

Компоненты для активного отдыха и туризма – серии Shimano Alivio и Sram X4 для нижних ценовых предложений данного сегмента рынка и Shimano Deore, Sram X5 (система Truvativ Firex) для более дорогих велосипедов этой категории. Компоненты Alivio и X4 для уменьшения цены велосипеда могут использовать набор звезд 3х8. Трансмиссии на Deore и Х5 идут с классическим набором звезд 3х9. Компоненты будут надежно выполнять свои функции, если вовремя смазывать цепь и следить за четкостью работы переключателей. Серии не отличаются легким весом, но способны выдерживать нагрузки при езде по бездорожью, вынести тяготы многодневного туризма.

Компоненты для спортивных и экстремальных велосипедов – здесь существует множество различных компонентов с разными модификациями и назначениями. Shimano SLX и Sram X7 — надежные и крепкие, в меру легкие компоненты для таких стилей катания, как cross country, trail, enduro, all mountain. В этих сериях присутствуют компоненты как для 9, так и для 10 скоростных кассет.

Shimano Deore XT и Sram X9 (Truvativ Stylo, Truvativ Noir) – Надежные, крепкие и легкие компоненты. Это отличный выбор для катания в горах и участия в соревнованиях. Они подходят для всех стилей катания, что и предыдущая серия. Часто данные компоненты используются даже в экстремальных дисциплинах, если райдер мало весит либо технично катается. В этих сериях присутствуют компоненты как для 9, так и для 10 скоростных кассет.

Shimano XTR и Sram X0 (Truvativ XX) – компоненты с экстремально низким весом без проигрыша в прочности и надежности. Это компоненты для спортсменов, участвующих в самых серьезных соревнованиях. Здесь представлены последние достижения в технологиях и применяемых материалах. За качество и легкость этих компонентов приходится расплачиваться космическими ценами. Стоит серьезно подумать перед тем, как использовать их в экстремальных дисциплинах, потому что основное предназначение компонентов — марафоны и соревнования ХС. Используется набор звезд 2х10 или 3х10.

Shimano Saint, Truvativ Holzfeller, Truvativ Hussefelt – суровые, в меру тяжелые и очень надежные компоненты для любых проявлений экстрима. Это выбор райдеров, участвующих в соревнованиях по скоростному спуску. Здесь обычно используется только одна ведущая звезда с успокоителем.

Особенности работы переключателей и их совместимость

Для полного описания трансмиссии хотелось бы отметить различные особенности отдельных компонентов. Системы, цепи и кассеты у всех производителей взаимозаменяемы, если они предназначены для работы по одной схеме (7, 8, 9 или 10 скоростей в кассете). Так, можно поставить ведущую звезду одного производителя на шатуны системы другого производителя, а кассету и цепь использовать от третьего. Переключатели, как передние, так и задние, работают с соответствующими цепями, кассетами и системами всех производителей. Тонкость выбора переключателей заключается лишь в том, что сам переключатель и его манетка, за редким исключением, должны быть одной фирмы. Это обусловлено тем, что, например Sram и Shimano, применяют разные передаточные отношения натяжения тросика 1:1 и 2:1. Поэтому нельзя использовать задний переключатель Deore ХТ и манетку X9. Манетки бывают двух типов: триггеры (переключение происходит при нажатии на рычаги) и поворотные (переключение происходит поворотом ручки переключателя).

Передние переключатели различаются диаметром подседельной трубы, на которую они крепятся. Крепление переднего переключателя еще может быть стандарта E-type или под каретку. Часто в комплекте с новым передним переключателем идет ещё и проставка под меньший диаметр. Хомут крепления может быть нижний и верхний относительно самого механизма переключения. Для некоторых рам можно применять только переключатель с определенным креплением. Кроме того переключатели бывают с верхней и нижней тягой, это зависит от того, с какой стороны подходит к переключателю тросик. Так как прокладка тросика зависит от рамы, стоит обращать внимание и на это. Хорошие модели передних переключателей умеют работать как с верхней, так и с нижней тягой.

Задние переключатели выпускаются с разной длиной лапки: короткая, средняя и длинная. Короткая лапка предназначена в основном для работы с кассетами типа 11-26, в то время как кассеты 11-34 требуют длинную лапку, чтобы цепь можно было забросить на большую звезду в 34 зуба. Более короткая лапка, естественно, компактней, и при экстремальном применении переключателем труднее задеть ветку или камень.

Особенности выбора системы

При выборе системы следует обратить внимание на ширину каретки, так как ширина посадочного места у горных велосипедов может быть различной. Большинство велосипедов имеют ширину посадочного места в раме 73 или 68 миллиметров. Большинство систем подходят под эти размеры, применяя проставочные кольца в случае 68 мм. ширины. Экстремальные велосипеды имеют посадочное место размером 83 мм, что обусловлено необходимостью в большей прочности рамы.

Системы могут иметь разную длину шатунов. Стандартной считается длина 170 мм, однако существуют варианты 165 и 175 мм (а так же более короткие для детских велосипедов). Людям невысокого роста будет удобнее крутить короткие шатуны, а высоким людям – длинные. У экстремальных велосипедов с задней подвеской применение более коротких шатунов дает больший дорожный просвет, а, значит, меньше вероятность зацепить педалью землю при полном срабатывании подвески после препятствия.

Hi-tech

Прогресс не стоит на месте, и плодом инноваций становятся не только новые традиционные системы переключения передач, но и экзотические. Компания SRAM выпустила в массовое производство систему с внутренней схемой переключения передач планетарной конструкции. Система называется Truvativ HammerSсhmidt. Она представляет собой конструкцию с одной лишь звездой, одновременно выполняющую функции традиционной системы с 2-мя ведущими звездами и рокрингом, переднего переключателя и успокоителя цепи. К тому же, данная система обладает гораздо меньшими размерами, нежели традиционная. Переключение передач происходит путем подключения дополнительных механизмов внутри конструкции, которые обеспечивают разное передаточное соотношение между оборотом единственной ведущей звезды и оборотом шатунов. Система заменяет традиционные наборы звезд 22-36 или 24-38 зубцов в зависимости от установленной звезды (22 или 24 зуба соответственно).

Трейл, кантри, эндуро, ДХ, оллмаунтин — в чем же разница?

К подготовке этого материала я подходил несколько раз. С классификацией дорожных велосипедов было значительно проще. Слишком уж много на начало 2018 года маркетологи и инженеры (но в основном таки маркетологи) наплодили различных велосипедов, которые входят в категорию МТБ или «горного велосипеда». Я попытаюсь сделать максимально комплексный материал и с радостью выслушаю корректировки и замечания.

Перво-наперво нужно разобраться с этимологией слова МТБ, он же маунтенбайк, он же горный велосипед. Если говорить очень обобщенно, то это велосипед з более широкими покрышками чем дорожные велосипеды и основное его предназначение — езда по пересеченной местности. Львиная часть выпускаемых горных велосипедов за всю свою жизнь гор то как раз и не видит.

Начать рассказ о МТБ стоит с того, что велосипедом по сути не является, но укоренилось в сознании многих именно как «крутой горняк». Речь, конечно же, об ашан-байках. Интересно то, что эта напасть, зародившись в мтб-сегменте, постепенно начинает распространятся на другие категории, например уже существуют ашан-шоссеры. Но все ашаны объединяет одно — максимальная дешевизна комплектующих, низкий уровень качества, общая несуразность исполнения и копирование велорам 10-20 летней давности. Кстати, на фото мой первый велосипед, только в другой расцветке:

Скрупулезно нужно подойти к выбору критериев классификации МТБ-братии. Побочными критериями разделения будет стандарт колес и конструкция. Основным — предназначение велосипеда для конкретных дисциплин и стилей катания.

Размер колес

О различиях колесных стандартов написана тьма разного, к тому же у нас в блогах есть материал. На данный момент в МТБ-сегменте доминируют две размерности — 29″ и 27,5″(650b). Найнеры превалируют в скоростных дисциплинах где большую часть времени нужно крутить педали и ехать вверх, а 27,5 завоевали себе место под солнцем в гравити-сегменте. Но это не значит, что 650b нельзя встретить в кросс-кантри, а многие производители с 2017 года начали активно продвигать 29 покрышки даже в даунхилл. Так что это очень условное разделение. Фановым трендом последних лет стали так званые плюсовые покрышки — 27,5+, про них тоже есть статья. Используются на трейловых байках и при постройке электробайков.

24″ колеса можно увидеть только на очень старых даунхильных и фрирайд велосипедах, 26″ тоже постепенно уходит с рынка, новые модели на этом стандарте встречаются все реже и реже.

Размер влияет на такие характеристики колес как накат, способность перекатываться через препятствия (угол атаки), вес, неубиваемость, удобство руления. Колесо большого диаметра сложнее сделать одновременно крепким, легким и приемлемым по стоимости, но оно лучше едет по корням и каменистым участкам, при этом чуть менее маневренное. В связи с этим некорректно ставить знак равно между понятиями найнер—хардтейл или найнер—кантрийник, размер колес сейчас существует в отрыве от дисциплины, конструкции подвески и стиля катания.

Конструкция

В плане конструкции рамы и подвески велосипеда вариантов не так много. Начать надо с ригида — когда вилка, перья и рама практически неподвижны в вертикальной плоскости и не имеют сколь ощутимого хода. Такие велосипеды популярны, в основном, в среде BMX, дерта и гибридов. Но сразу возникает вопрос, стоит ли их причислять к категории МТБ. Иногда ригидные вилки ставят на кросскантрийные велосипеды, в зависимости от условия использования, к примеру для участия в гонках без сложных спусков или зимой, чтобы не убивать амортизиционную вилку. Именно к категории ригидных МТБ относится крокодил Pride Rocksteady.

Велосипеды с амортизационной вилкой и жесткой рамой называются хартдейлы. Самая распространенная категория велосипедов — от макетов до топовых самолетов за много тысяч уе.

Есть еще специфичный вид, который носит название софттейл. Конструктивно у подобных велосипедов сильно играют задние перья, между ними нет линка и присутствует механизм (демпфер), который смягчает удары колеса о неровности. Но полноценной подвеской такая конструкция не является. Вот вам пример софттейловой рамы — Litespeed Unicoi.

Подвесы — велосипеды, которые имеют подвижный задний треугольник с амортизатором (с металлической или воздушной пружиной). Такая конструкция позволяет заднему колесу постоянно иметь контакт с неровной поверхностью во время езды и, как побочный эффект, делает езду значительно мягче. Именно подвесы, в идеале, и являются нормальными «горными велосипедами». Но не будем спешить с выводами и запутывать вас.

Геометрия

О геометрии в мтб можно написать книгу и не одну. Главные показатели — это:
1 рич (обозначает длину переднего треугольника, влияет на вытянутость посадки)
2 длина задних перьев (считается, что чем короче, тем велосипед резче, чем длиннее — тем стабильнее на скорости)
3 угол рулевой (от 70 до 60 и чем этот угол меньше, тем велосипед более предназначен для езды вниз и адского валева)
4 угол подседельной трубы
5 стендовер (чем ниже верхняя труба, тем больше свободы для райдера, но сильно низко опускать тоже нельзя)
6 трейл (сложнопонимаемый новичками параметр, скажем грубо — вынос оси крепления переднего колеса за ось рулевой, влияет на управляемость)
7 колесная база
8 длинна выноса (чем короче, тем легче велосипед дергается вверх, но тем тяжелее на нем ехать вверх)

А еще нужно вспомнить о ходах вилки и подвески, ведь это тоже влияет на поведение и предназначение велосипеда.

МТБ по типу использования и назначению

Кросс-кантри, кантре, ХС, cross-country

Самый распространенный вид велосипедов в наших краях. Кросскантри, в быту, это катание по пересеченной местности. Например выезд в соседний парк уже фактически можно признать кантри, с натяжкой. Но если смотреть более узко, то XC — спортивная дисциплина, в которой гонщики преодолевают трассу, состоящую в равной степени из спусков, затяжных подъемов и торчей с небольшим количеством техничных секций. Если обобщать, то главная цель ХС состоит в страдании и езде вверх. В зависимости от формата и длительности, различают XCO, XCM и XCE. XCO, она же олимпийка, отличается длинной трека в 2-4 км и наматыванию кругов по этой трассе. Быстрый и изматывающий вид спорта. XCM подразумевает длительные дистанции, на то он и марафон. Часто проходят несколько дней, с радиальными или последовательными маршрутами.

Велосипеды для кантри должны быть максимально легкими, жесткими и быстрыми. Для XCO преимущественно выбирают хардтейлы, для марафонов — подвесы. Но это весьма условно, ведь и Нино Шуртер (Чемпион мира по XCO), и Ярослав Кульхави (звезда мирового кантри) ездят на подвесах.

Стандартом для кантри принято считать ход вилки и подвески в 100мм, с небольшими частными отклонениями. Такой себе баланс между хоть какой-то амортизацией и эффективностью педалирования. При этом производители вилок и аммортов постоянно ищут решения по обеспечению максимальной жесткости подвески и работе только на неровностях. Так появились системы Brain от Specialized и Terralogic от FOX.

Выноса на кантрийники ставят различной длинны, но опускают руль как можно ниже, это упрощает карабканье в совсем уж отвесные торчки. Вот как на BMC Teamelite.

С этой же целью все бьются над уменьшением веса. Хороший топовый хардтейл весит около 8 кг, подвес обычно на килограмм тяжелее. По геометрии за последние пару лет изменилось многое. Перья становятся все короче, углы уходят все дальше от общепринятых 69-70, это обусловлено постоянным усложнением ХС-трасс.

Касательно стандартов, то категория XC полностью отдана на съедение найнерам. 27,5″ можно найти только у низкорослых спортсменов или у больших оригиналов. Найнеры пришли надолго.

А вот дальше тенденция простая — хода больше, руль выше, вынос короче, угол позаваленней, колеса и рама помясистее, колесная база длиннее.

Трейл, Trail

Понятие трейлового катания и, соответственно трейлового велосипеда, возникло в мозгах у маркетологов. Причем его начали со всех сил пичкать эпитетами «фан», «веселье», «радость» и «свобода». Такие себе Свидетели Трейлового Иеговы. Но пользователи попробовали и им действительно понравилось. Трейловый велосипед будет занимать место между кантрийником и эндуриком. Такой себе XC-переросток. Хода вилки и подвески у трейловых велосипедов обычно 120-130мм. Углы совсем немного более пологие чем у кантри-велосипедов. Фактически это среднестатистический «велосипед для всего». И в горку приятно едет, и вниз можно получить удовольствие. Размер колес, по сути, для трейла не сильно важен. Много найнеров, много 650b. В этом сегменте точно максимально прижились плюсовые покрышки — 27,5+. Потому что цепкие, в меру тяжелые, прощающие ошибки. И можно я не буду еще раз упоминать «фановость»?

Большинство трейловых велосипедов — подвесы, но существует и очень занимательный сегмент трейловых хардтейлов, с ходами вилки 130-150мм и углами рулевой от 68 до 65 градусов.

Отличительной чертой трейлового велосипеда выступает так званый дроппер — подседел с дистанционно регулируемой высотой. Он позволяет в нижнем положении комфортно ехать вниз, а в верхнем эффективно педалировать в гору. Используется активно в эндурных велосипедах и начал постепенно завоевывать любовь кантрийной тусовки.

Lapierre Zesty — типичный представитель трейловых байков

Скажем так, если мне приспичит поменять на что-то свой кантрийный найнер, то это будет трейловый велосипед.

Эндуро, Enduro

Берем трейловый велосипед, обязательно подвес. Делаем ему более жесткую раму. Разгоняем хода до 150мм и еще сильнее заваливаем рулевую.

Вуаля, у нас вышел эндуро — велосипед для техничного агрессивного катания с преимущественной ездой вниз по довольно сложных участках. Но по специфике конструкции, напрягшись, на эндуро велосипеде можно ехать и вверх. Именно так проходят гонки мировой эндуро-серии EWS.

Оллмаунтин, Allmountain, AM

Все, можете забыть, нет больше вашего оллмаунтин. Точнее, маркетологи решили разделить эту категорию на трейл и эндуро, в зависимости от ходов и предназначения. Выгоднее. А так AM был в глазах пользователя универсальным гравити-велосипедом с ходами от 120 до 160мм. Сейчас АМ сместился в сторону трейла, если смотреть очень грубо, то заканчивается он на 150мм хода подвески.

Очень характерным представителем этой уходящей категории является Specialized Stumpjumper FSR. По концепции, АМ-байк предназначался для «заезда на вершину горы и быстром спуске с нее», что сейчас вкладывается в понятие эндурика.

FreeRide

Это очень крепкие, тяжелые велосипеды, предназначенные для спусков по неподготовленным трассам и горным склонам.

Могут похвастаться двухкоронными и однокоронными вилками с ходами в 180-200 мм, специфической геометрией, мясными пружинами, и тотальной неубиваемостью. Коротко — тебя забрасывают на вершину вертолетом, одного, голодного. Ты должен быстро спуститься вниз. Если по дороге замочишь велосипедом лося или медведя — то красавчик и будешь иметь ужин. Велосипед при этом никак не страдает. Самое жуткое и отбитое велосостязание в мире RedBull Rampage изначально было фестивалем фрирайдных велосипедов.

Даунхил, скоростной спуск, ДХ, DH, downhill

Это конечная ступень развития подвесов — максимальный ход в 200мм, только двухкоронки, нулевые выноса, широченные рули, максимально острый угол рулевой, длинная база, солидный вес, широкие втулки, тяжелые цепкие крепкие колеса.

Все направлено на максимально быстрый спуск по подготовленному треку. Скорости под 60-70 км/ч и специализированные соревнования. Даунхил для сильных духом и владельцев стальных яиц. И, как и XC, это соревновательная дисциплина.

Экзотика

Фэтбайки, Fatbike, Fat, фэт

Фэтбайки выделяются во всем. И внешним видом, и ощущениями от езды, и весом, и проходимостью. Они разработаны для езды по рыхлым и сыпучим поверхностям, таким как снег и песок. Но при должной сноровке для фета не будет помехой даже молодая лесная поросль. Такие показатели достигаются путем установки широченной резины от 4 дюймов. При этом давление выбирается минимальное, до 1 атмосферы.

Очень нишевые но веселые коляски. Выпускаются, в основном, в ригидном исполнении, ведь объемные колеса отлично перебирают на себя роль подвески. Между тем некоторые производители выпускают и фет-вилки и фетовые подвесы, но это уже кажется сильно лишним. Кстати, учитывайте, что по жидкой грязи фетбайки ездят скверно, так как не могут достать шипами до твердой поверхности. Для таких условий намного лучше подходят узкие покрышки, как у циклокросса.

Электровелосипеды

Ниша электроМТБ растет как на дрожжах! Найти велосипед с электроприводом можно практически в любой категории — от кантри до ДХ. Но самые интересные екземпляры встречаются в категории электро-AM и электро-Эндуро. Мощные движки с pedal assist, нормальные хода и цепкие покрышки. Они созданы для веселья, но пока цена на них выходит за понятие «средняя». У нас как раз сейчас на обзоре три таких монстра от немецкого производителя Haibike.

Дерт, DJ, Dirt Jump

Короткие велосипеды, с максимально заниженным седлом и низкой рамой. Предназначены для памптреков, прыжков, и трюков.

Синглспиды, вилка или ригидная, или аммортизационная с жесткой пружиной и настройками.

Слоупстайл, Slope style bikes

Обычно это короткоходные 100мм подвесы и низкой крепкой рамой.

Стихия — огромные пролеты с исполнениями трюков, фокроса или парного слалома. Не знаю, зачем я их сюда включил, это не МТБ вообще.

Триал

В комментариях к статье на Facebook спросили, почему не написано про триал. Хороший вопрос. Я думаю, что триал, при всей своей сложности, требовательности к райдеру и всей специфике вообще отдельное явление. Это трюковая дисциплина, в которой велосипедист должен пройти полосу препятствий используя все навыки отрицания гравитации. Зрелищно, но уже сродни высокому искусству.

Велосипеды для триала крайне специфичны. Низкая рама, отсутствие седла, високий руль с длинным выносом — все направлено на максимальный контроль велосипеда. Кстати, как оказалось — в Киеве существует довольно плотное комъюнити велотриалистов, надо будет подготовить о них материал.

Модельные ряды производителей МТБ

Specialized

Самый полная коллекция МТБ традиционно у Спеша. При этом практически все модели чем-то примечательны.

Подвес Epic — легенда в сегменте кантри. К тому же в 2017 году он получил совершенно новую систему подвески, инженеры отказались от FSR. Плюс спеши создали хардтейл версию.

Не меньше внимания в этом сезоне получила обновленная Endura — новый дроппер, подтянутая геометрия и очень агрессивное поведение на трейле.

За сегмент Трейл, оллмаунтин и даунхил отвечают уже солидный по возрасту Camber, зажигательный Stumpjumper FSR и Demo8, которую хотят все, но никому не говорят об этом.

Cannondale

Каннондейл не сильно балует любителей даунхила, максимум, что они могут предложить сорвиголовам это Jekyll и Trigger.

Зато американцы хорошо наполнили сегмент трейловых байков — Habbit и Bad Habbit приятны по цене и отлично веселят райдера.

О кантри нужно сказать одно — новый Scalpel Si. Технологически близок к совершенству и основной конкурент спешового Епика.

Giant

А вот Джаянты на гребне волны. АМ-сегмент они закрыли трейловым Trance и эндурным Reign.

Ну и признанный многими райдерами даунхильный Glory тоже на месте, не дождетесь.

Много интересного вы сможете найти в инфо-разделе Veliki.com.ua

Фелт в принципе больше заточен под шоссе и триатлон, но завоевывать МТБ рынок нужно.

Самыми яркими, на мой взгляд, у них вышли трейловые велосипеды на «плюсовых» колесах — Surplus и Compulsion.

Если в двух словах, то это все, что можно на скорую руку рассказать о МТБ велосипедах. Все возникшие вопросы задавайте в комментариях и на фейсбуке.

Подборка видео по теме

Долой садово-огородное рабство! Даешь дерт на даче!

Прошли времена, когда свой участок земли был нужен лишь для выращивания картошки и прочих «запасов на зиму»: на дачу ездили каждые выходные и после работы только для того, чтобы хорошенько там потрудиться. Сегодня от многих молодых людей можно услышать, что дача им вовсе не нужна, пусть на грядках «корячится» старшее поколение.

Но кто сказал, что своя земля предназначена только для трудов в поте лица? Она должна приносить радость!

Предлагаем рассмотреть вариант устройства на своем наделе дерт-площадки с трамплинами – места для экстремального отдыха и велотрюков.

Дерт-джампинг

Что такое дерт и зачем нужны трамплины

Дерт (dirt) в переводе с английского – земля или грязь. Этим же словом обозначают земляную трассу с трамплинами для занятий экстремальным велоспортом с обязательными прыжками – «джампингами».

Дерт-джампинг – эффектный (одни прыжки с переворотами чего стоят!) и очень демократичный вид спорта, он доступен каждому, у кого есть велосипед. Конечно, для профессионального уровня желательны специальные байки, но на начальном этапе подойдет любой имеющийся в наличии железный конь. Трамплины, на которых выполняются трюки, тоже найти не проблема – их можно сделать самостоятельно.

Копать отсюда и до обеда. Трамплины для дерта своими руками

Для обустройства дерт-трассы достаточно:

  • доступных стройматериалов: песка, глины, бревен, досок и др.;
  • простых инструментов: в основном лопат разных видов, топора, пилы, тележки для вывоза вырытой земли и мусора;
  • базовых строительных навыков: выкопать яму, установить сваи, утрамбовать землю и т. п.

На этапе подготовки проанализируйте:

  1. Удобно ли выбранное место для экстремального спорта? Не помешаете ли вы соседям. Может, стоит под свой дерт облагородить какой-нибудь пустырь? Так вы убьете двух зайцев: никого не потревожите, занимаясь спортом, и сделаете полезное дело – превратите никому не нужную площадку в спортивную.
  2. Каковы «исходные данные» вашего участка. Под какие трамплины он наиболее приспособлен. Намного проще не перекапывать его весь, а использовать особенности естественного ландшафта. В низины – приземляться, с возвышенностей – взлетать. Если участок ровный, то просчитайте: сколько потребуется завезти земли для насыпей и у кого ее приобрести.
  3. Какие трамплины для дерта вы хотите и, главное, можете сделать: чтобы просто научиться прыжкам на велосипеде или серьезно тренироваться, один у вас будет трамплин или несколько, какой величины каждый?

Полезно посоветоваться с профессионалами, людьми, которые давно занимаются экстремальным велоспортом. Не стесняйтесь задавать вопросы по обустройству дерта на тематических ресурсах в интернете, поинтересуйтесь «вживую» у знакомых джамперов, если можете, привезите их на место. Спортсмены, как правило, заинтересованы в развитии дела, которым занимаются, поэтому им не жаль будет дать рекомендации конкретно по вашей ситуации.

С верблюда – на стол: виды трамплинов для дерта

Основных видов дерт-трамплинов – три, на их основе уже могут создаваться более сложные конструкции.

1. Кикер.

Невысокая (до 50 см) и недлинная (около 1,5 м) земляная горка.

Как построить.

Вариант 1. Если на выбранном участке есть естественные неровности, можно просто довести их до ума: подкопать ямки, немного подсыпать холмики.

Вариант 2. Берете два бревна, фиксируете их на нужном расстоянии друг от друга (одно при этом должно быть выше на необходимые для заездов полметра) и засыпаете землей – получается нужная горка.

В обоих случаях землю нужно хорошо утрамбовать, чтобы не проваливаться при езде. Делается это лопатами или просто ногами.

Трамплин для дерта «кикер»

2. Стол.

Предмет мебели эта конструкция напоминает очень отдаленно, скорее – трапецию. На нее спортсмен заезжает и, как правило, прыгает, приземляется на горизонтальную поверхность, а затем спускается с нее. Бывают огромные трамплины-столы, новичкам следует ориентироваться на размер 70 см в высоту и 2,5 м в длину плоской поверхности.

Как построить.

Вариант 1. Вам потребуется: земля в большом количестве (ведь насыпь довольно высокая), строительный хлам – бревна, трубы и т. п. На основе последнего делается своего рода каркас, он засыпается землей. Конструкция очень сильно утрамбовывается, чтобы стать достаточно прочной, заливается водой и оставляется на некоторое время для закрепления.

Вариант 2. Заезд (вылет) на трапециевидный трамплин сколачивается из досок и фанеры. Деревянные вылеты с твердой ровной поверхностью удобнее для отработки велотрюков, особенно для новичков.

Земляной трамплин «стол»

3. Верблюд.

Такой трамплин чем-то напоминает двугорбого верблюда. По сути тот же стол, но без плоской части, вместо нее – две горки. Ориентировочная длина – около 7 м, высота горок – от 1,5 м, одна может быть выше. Размер ямки между «горбами» – около 2,5 м. Профессиональные дерты намного больше.

«Верблюд» хоть и считается базовым трамплином, но именно он наиболее травмоопасен, если на «стол» велосипедист приземлится даже в случае неудачного прыжка, то между двух «горбов» уцелеть гораздо сложнее.

Как построить.

Делаете трамплин «стол» из земли и выкапываете на месте горизонтальной части ямку.

Дерт-трамплин «верблюд»

Какая земля – такой и дерт

Идеальная почва для дерт-трамплинов – глинистая. С ней легко работать, придавать нужную конфигурацию, она быстро высыхает, твердеет и долго держит форму (при условии, что вы катаетесь, постоянно утрамбовываете свой дерт и заливаете водой). Песчаная будет разъезжаться под колесами, если такая у вас на участке, советуем сразу подумать о приобретении земли для строительства трамплинов. Твердую – замучаетесь копать, но если нет иного, можно поработать и с ней.

Советы по обустройству и эксплуатации дерт-трамплинов

  • Стройте трамплины для дерта на расстоянии друг от друга, чтобы, приземляясь с одного, не травмироваться, нечаянно налетев на другой.
  • Не стремитесь сделать сразу огромные трамплины профессионального уровня. Умеете ли вы на них кататься? Лучше начать с малого, оттачивать мастерство, а вместе с этим – увеличивать трамплины.
  • Земляная конструкция, даже если держится на каркасе, нуждается в постоянной корректировке, после каждой тренировки заново трамбуйте ее, если нужно, то и поливайте ваши трамплины. Пользоваться ими можно сразу (но ни в коем случае не раньше!) после высыхания.
  • Вода хоть и необходима для ухода за земляными дертами, но не лейте ее чрезмерно, иначе у вас получится грязь в буквальном смысле. Конструкция должна стать чуть влажной, как бы слипшейся.

Самое главное – сколь профессиональными ни получились бы трамплины, без мастерства спортсменов это просто земляные горки. Поэтому тренируйтесь! И не забывайте надевать шлем.

Источники:

https://portalss.ru/vybor-velosipeda/tipy-i-vidy-velosipedov-polnyy-spisok-2.html
https://bikedivision.ru/article/transmissija-gornogo-velosipeda/
https://bikeincity.com.ua/trejl-kantri-jenduro-dh-ollmauntin-v-chem-zhe-raznica/
https://taxi-pesok.ru/stati/doloy-sadovo-ogorodnoe-rabstvo-daesh-dert-na-dache