Dirt велосипед

Содержание скрыть

Велосипед для дёрта: основные характеристики, правила выбора

С момента своего появления и по сей день велосипед пережил немало изменений. Сначала он имел примитивную конструкцию, а теперь есть модели, которые не назовешь иначе как чудом инженерной мысли. Долгое время устройство велосипеда было неизменным. И ездили на таком транспорте исключительно по ровным дорогам. Но в 1970 году изобрели горный велосипед (маунтинбайк), и это стало настоящей революцией в велосипедостроении. На горном байке можно осваивать местность, которая ранее была недоступна для велосипедистов. Со временем в велоспорте появились различные дисциплины, связанные с маунтинбайком. Сегодня большую популярность обрели дерт-джампинг и стрит-триал. Давайте выясним, каким должен быть велосипед, чтобы на нем можно было заняться этими видами спорта.

Велосипед для дерта

Общие понятия

Dirt jumping дословно переводится как «прыжки по грязи». В принципе, так оно и есть. Езда на велосипеде осуществляется по специально подготовленной трассе, которая состоит из грунтовых трамплинов. Стремительные взлеты, душещипательные приземления, головокружительные полеты – вот что ожидает зрителей на трассе для дерта. Ну а в стрит-триале для трюков используются не земляные горы, а элементы городского рельефа. Оба вида спорта требуют отличного владения байком (так называют не только мотоцикл, но и велосипед). Дисциплины схожи по уровню нагрузки на транспорт, однако есть и некоторые отличия.

Велосипед для дерта и стрита: ключевые характеристики

Для прыжков используются доработанные горные велосипеды и BMX. Или что-то среднее между этими двумя видами. Как правило, они довольно много весят и имеют один тормоз – задний.

Велосипед для прыжков

Велосипед для прыжков всегда имеет только одну передачу. Тем не менее многие производители позиционируют мультискоростные байки как дертовые или стритовые. Такие модели стоит исключить из списка рассматриваемых вариантов при выборе байка. Если у велосипеда несколько передач, то производитель, скорее всего, сэкономил на качестве рамы и других важнейших компонентов. Кроме того, в данных дисциплинах переключение передач совершенно бесполезно. Оно лишь увеличивает вес двухколесного транспорта и его стоимость.

Для новичка вполне подойдет серийно выпущенный велосипед для дерта. Такие модели еще называют «комплитами». А более опытные спортсмены и те, кто хорошо разбирается в деталях и специфике их работы, собирают свои байки самостоятельно из наиболее подходящих для них элементов, или тюнингуют свой комплит. Обсудим важнейшие элементы байка отдельно.

Это наиболее важная и дорогая часть любого велосипеда. Основные характеристики рамы – это ее геометрия и материал изготовления. Именно от них зависит качество рамы и пригодность ее в том или ином виде спорта.

Велосипед для дерта или стрита должен быть стойким к экстремальным нагрузкам. Поэтому прочность рамы стоит на первом месте. При их изготовлении применяют такие материалы:

1. Hi-Ten – сталь повышенного качества. Ее, как правило, применяют при изготовлении недорогих комплитов. Рама, сделанная из данного материала, имеет внушительный вес, но не обладает достаточной прочностью. Поэтому тюнинг такого велосипеда начинают именно с нее.

2. Сплавы алюминия. Рама из этого материала меньше весит и практически не подвергается коррозии. Однако она не может в полной мере гасить удары и плохо ремонтируется. Со временем, при активной эксплуатации, алюминий накапливает усталость. Рано или поздно это приводит к разрушению рамы. Однако среди поклонников прыжков на велосипеде найдется много любителей именно алюминиевых рам.

3. Легированная сталь. В таких рамах используются хромомолибденовые сплавы. Изделие из данного материала хорошо гасит энергию, возникающую при приземлении, и смягчает удары. В рамах из легированной стали среднего и дорого класса часто используют трубы с неоднородной толщиной стенки. Это позволяет увеличить прочность и уменьшить вес.

4. Магниевые и титановые сплавы, а также композиты – наиболее качественные материалы для рам. Но позволить их себе могут, как правило, только профессионалы.

Стрит байк

Таким образом, можно сделать вывод, что лучшие велосипеды для дерта и стрита – те, рама которых сделана из легированной стали. Она обеспечивает оптимальное соотношение веса и прочности. Алюминий также имеет массу поклонников, но он больше подходит для дисциплин, в которых нет сверхвысоких нагрузок и каких-либо ударов.

Геометрия рамы

Отдельного внимания заслуживает такой момент, как геометрия рамы. Как раз здесь и проявляется основное отличие дерт-байка от стрит-байка. В отличие от других дисциплин, ростовка здесь не играет особой роли. На первый план выходит длина верхней трубы.

Велосипед для дерта отличается относительно большими размерами. Передний треугольник рамы обычно имеет длину 570-590 мм. Задний треугольник также довольно длинный – 370-410 мм. Плавность приземления обеспечивает специфический угол наклона рулевой колонки – 68-70 градусов. В стрит-триале такая конструкция увеличила бы продолжительность полета, но затруднила бы «выдергивание» велосипеда. Стрит-байк, наоборот, имеет максимально короткие передний (порядка 545 мм) и задний (345-350мм) треугольники. А наклон рулевой колонки здесь составляет 71-74 градуса.

Нижние перья у дерт-байка параллельны земле или имеют отрицательный угол наклона. Таким образом, каретка или находится на одном уровне с задней осью, или немного ниже неё. Такая конструкция позволяет занизить центр тяжести байка, что положительно сказывается на динамике разгона и делает полет более стабильным. Кроме того, велосипед для дерт-джампинга благодаря такой геометрии рамы лучше управляется на трассе с динамичными поворотами.

Велосипед стрит

Каретка стрит-байка располагается выше, что позволяет легче «дергать» велосипед и устанавливать на заднюю ось пеги. Чрезмерно увеличивать высоту каретки не стоит. Это сделает байк непригодным для полетов и приведет к утрате стабильности. Как правило, в велосипедах для дерта и стрита используют горизонтальные дропауты, которые дают возможность менять длину колесной базы.

Колеса

Еще один момент, который часто вызывает споры – выбор колес. На велосипеды для дерта и стрита, как правило, ставят колеса диаметром 24 или 26 дюймов. Велосипед на 24-дюймовых колесах более универсален. Он может подойти для обеих дисциплин. Кстати говоря, иногда на дерт-байк ставят два разных колеса: 26-дюймовые вперед, а 24-дюймовые назад. А вообще, для дерта больше подходит последний вариант. Такие колеса лучше обрабатывают неровную поверхность и смягчают приземление.

Велосипед стрит, напротив, лучше себя ведет с 24-дюймовыми колесами. На них проще делать трюки, ведь они легче и меньше. Байк на малых колесах гораздо компактнее. Он легко выдергивается и более отзывчив на движения руля.

Выбор диаметра также зависит от роста спортсмена. Если вы выше 180 см, смело покупайте байк с колесами диаметром 26 дюймов. Ну а если ниже – с 24. В дерте используют резину с развитым протектором или полуслики. А в стрите – слики или полуслики. Велосипед для прыжков обязательно должен иметь колеса с двойными ободами.

Вилка

Еще один важнейший элемент велосипеда. Стрит-байк, равно как и дерт, обычно надоедает новичкам, не имеющим спортивных амбиций, где-то через полгода. За этот короткий промежуток времени суставы райдера могут получить сильные повреждения, если он неправильно выбрал вилку.

Эти элементы бывают двух типов: жесткие и амортизационные (короткоходные). Мягкая вилка с ходом до 13 см подойдет любителям агрессивного стиля с затяжными полетами и приземлением на ровные поверхности, а также новичкам. Но такое изделие стоит довольно дорого. На комплитах для начинающих обычно стоят самые дешевые амортизационные вилки с одной короной.

На стрит-байк, который используется для невысоких прыжков, лучше установить легкую жесткую вилку. Она позволит максимально использовать амплитуду вылета и лучше контролировать велосипед. Еще один плюс такого решения – значительная экономия. Важно, чтобы такая вилка изготавливалась из хромомолибденового сплава или хайнета.

Стандартными считаются изделия под ось 14-20 мм. Они достаточно прочны и надежны. Не стоит ставить на велосипед для прыжков вилку под ось толщиной 10 мм – она быстро выйдет из строя.

Руль и вынос

Лучшие велосипеды для дерта

Размер руля зависит от ширины плеч и физической подготовки спортсмена. Для крупных райдеров подойдет руль с шириной 700 мм и более. Ну а среднестатистическому человеку вполне будет достаточно ширины в 680 мм.

На байки с жесткой вилкой устанавливают хромолевые рули, а если вилка мягкая, подойдет и алюминиевый. Высота зависит от личных пристрастий, но, как правило, на жесткие вилки ставят рули повыше, чем на мягкие.

Для прыжкового велосипеда идеально подходит короткий вынос с длиной 35-50 мм. Такой байк отлично управляется, так как руки находятся близко к центру тяжести. Райдерам крупного телосложения можно поставить вынос подлиннее.

Тормоза

Тип тормозов, в принципе, не важен. Важно другое: есть они на байке или нет. Никоторые спортсмены ездят вообще без тормозов, но новичкам лучше не спешить снять этот узел. В нужный момент он может обезопасить вас от серьезных травм. Велосипед стрит или дерт может оснащаться даже простыми вибрейковыми тормозами, но лучше все-таки установить дисковые.

Седло

Тут все просто: седло должно быть широким и мягким. Узкое не получиться зажать ногами при прыжках. А жесткое будет биться о колени, доставляя дискомфорт.

Велосипед для дерт джампинга

Защита

Прежде чем начать заниматься экстремальным катанием на велосипеде, обязательно приобретите защиту. В первую очередь нужно выбрать шлем. Можно взять так называемый фуллфейс, но он много весит, сильно парит и мешает обзору. Поэтому для начала лучше купить простой шлем-котелок.

Далее нужно позаботиться о защитных щетках для коленных и локтевых суставов, а также голеней. И не забудьте купить перчатки.

Велосипеды для стрит/дерт: цена

Данные виды спорта получили довольно широкое распространение, а значит, на рынке есть большой выбор велосипедов, запчастей и обмундирования. Цена на велосипеды для прыжкового спорта колеблется в зависимости от качества и комплектации деталей. Байк для начинающего стоит от 300 до1000 долларов. А вообще, как вы, наверное, понимаете, предела совершенству нет.

Дерт байк

Заключение

Выбирая велосипед (стрит или дерт вам по нраву – не суть важно), вы столкнетесь с массой нюансов. Понимание необходимости той или иной мелочи придет с опытом. Есть и такие вопросы, которые уже долгие годы вызывают споры среди райдеров. Немаловажную роль играют и личные предпочтения спортсмена. Начав кататься и погрузившись в атмосферу экстрима, вы быстро познакомитесь со всеми нюансами этого увлекательного занятия. И не забывайте, что путь к опыту лежит лишь через регулярные тренировки.

Трейл, кантри, эндуро, ДХ, оллмаунтин — в чем же разница?

К подготовке этого материала я подходил несколько раз. С классификацией дорожных велосипедов было значительно проще. Слишком уж много на начало 2018 года маркетологи и инженеры (но в основном таки маркетологи) наплодили различных велосипедов, которые входят в категорию МТБ или «горного велосипеда». Я попытаюсь сделать максимально комплексный материал и с радостью выслушаю корректировки и замечания.

Перво-наперво нужно разобраться с этимологией слова МТБ, он же маунтенбайк, он же горный велосипед. Если говорить очень обобщенно, то это велосипед з более широкими покрышками чем дорожные велосипеды и основное его предназначение — езда по пересеченной местности. Львиная часть выпускаемых горных велосипедов за всю свою жизнь гор то как раз и не видит.

Начать рассказ о МТБ стоит с того, что велосипедом по сути не является, но укоренилось в сознании многих именно как «крутой горняк». Речь, конечно же, об ашан-байках. Интересно то, что эта напасть, зародившись в мтб-сегменте, постепенно начинает распространятся на другие категории, например уже существуют ашан-шоссеры. Но все ашаны объединяет одно — максимальная дешевизна комплектующих, низкий уровень качества, общая несуразность исполнения и копирование велорам 10-20 летней давности. Кстати, на фото мой первый велосипед, только в другой расцветке:

Скрупулезно нужно подойти к выбору критериев классификации МТБ-братии. Побочными критериями разделения будет стандарт колес и конструкция. Основным — предназначение велосипеда для конкретных дисциплин и стилей катания.

Размер колес

О различиях колесных стандартов написана тьма разного, к тому же у нас в блогах есть материал. На данный момент в МТБ-сегменте доминируют две размерности — 29″ и 27,5″(650b). Найнеры превалируют в скоростных дисциплинах где большую часть времени нужно крутить педали и ехать вверх, а 27,5 завоевали себе место под солнцем в гравити-сегменте. Но это не значит, что 650b нельзя встретить в кросс-кантри, а многие производители с 2017 года начали активно продвигать 29 покрышки даже в даунхилл. Так что это очень условное разделение. Фановым трендом последних лет стали так званые плюсовые покрышки — 27,5+, про них тоже есть статья. Используются на трейловых байках и при постройке электробайков.

24″ колеса можно увидеть только на очень старых даунхильных и фрирайд велосипедах, 26″ тоже постепенно уходит с рынка, новые модели на этом стандарте встречаются все реже и реже.

Размер влияет на такие характеристики колес как накат, способность перекатываться через препятствия (угол атаки), вес, неубиваемость, удобство руления. Колесо большого диаметра сложнее сделать одновременно крепким, легким и приемлемым по стоимости, но оно лучше едет по корням и каменистым участкам, при этом чуть менее маневренное. В связи с этим некорректно ставить знак равно между понятиями найнер—хардтейл или найнер—кантрийник, размер колес сейчас существует в отрыве от дисциплины, конструкции подвески и стиля катания.

Конструкция

В плане конструкции рамы и подвески велосипеда вариантов не так много. Начать надо с ригида — когда вилка, перья и рама практически неподвижны в вертикальной плоскости и не имеют сколь ощутимого хода. Такие велосипеды популярны, в основном, в среде BMX, дерта и гибридов. Но сразу возникает вопрос, стоит ли их причислять к категории МТБ. Иногда ригидные вилки ставят на кросскантрийные велосипеды, в зависимости от условия использования, к примеру для участия в гонках без сложных спусков или зимой, чтобы не убивать амортизиционную вилку. Именно к категории ригидных МТБ относится крокодил Pride Rocksteady.

Велосипеды с амортизационной вилкой и жесткой рамой называются хартдейлы. Самая распространенная категория велосипедов — от макетов до топовых самолетов за много тысяч уе.

Есть еще специфичный вид, который носит название софттейл. Конструктивно у подобных велосипедов сильно играют задние перья, между ними нет линка и присутствует механизм (демпфер), который смягчает удары колеса о неровности. Но полноценной подвеской такая конструкция не является. Вот вам пример софттейловой рамы — Litespeed Unicoi.

Подвесы — велосипеды, которые имеют подвижный задний треугольник с амортизатором (с металлической или воздушной пружиной). Такая конструкция позволяет заднему колесу постоянно иметь контакт с неровной поверхностью во время езды и, как побочный эффект, делает езду значительно мягче. Именно подвесы, в идеале, и являются нормальными «горными велосипедами». Но не будем спешить с выводами и запутывать вас.

Геометрия

О геометрии в мтб можно написать книгу и не одну. Главные показатели — это:
1 рич (обозначает длину переднего треугольника, влияет на вытянутость посадки)
2 длина задних перьев (считается, что чем короче, тем велосипед резче, чем длиннее — тем стабильнее на скорости)
3 угол рулевой (от 70 до 60 и чем этот угол меньше, тем велосипед более предназначен для езды вниз и адского валева)
4 угол подседельной трубы
5 стендовер (чем ниже верхняя труба, тем больше свободы для райдера, но сильно низко опускать тоже нельзя)
6 трейл (сложнопонимаемый новичками параметр, скажем грубо — вынос оси крепления переднего колеса за ось рулевой, влияет на управляемость)
7 колесная база
8 длинна выноса (чем короче, тем легче велосипед дергается вверх, но тем тяжелее на нем ехать вверх)

А еще нужно вспомнить о ходах вилки и подвески, ведь это тоже влияет на поведение и предназначение велосипеда.

МТБ по типу использования и назначению

Кросс-кантри, кантре, ХС, cross-country

Самый распространенный вид велосипедов в наших краях. Кросскантри, в быту, это катание по пересеченной местности. Например выезд в соседний парк уже фактически можно признать кантри, с натяжкой. Но если смотреть более узко, то XC — спортивная дисциплина, в которой гонщики преодолевают трассу, состоящую в равной степени из спусков, затяжных подъемов и торчей с небольшим количеством техничных секций. Если обобщать, то главная цель ХС состоит в страдании и езде вверх. В зависимости от формата и длительности, различают XCO, XCM и XCE. XCO, она же олимпийка, отличается длинной трека в 2-4 км и наматыванию кругов по этой трассе. Быстрый и изматывающий вид спорта. XCM подразумевает длительные дистанции, на то он и марафон. Часто проходят несколько дней, с радиальными или последовательными маршрутами.

Велосипеды для кантри должны быть максимально легкими, жесткими и быстрыми. Для XCO преимущественно выбирают хардтейлы, для марафонов — подвесы. Но это весьма условно, ведь и Нино Шуртер (Чемпион мира по XCO), и Ярослав Кульхави (звезда мирового кантри) ездят на подвесах.

Стандартом для кантри принято считать ход вилки и подвески в 100мм, с небольшими частными отклонениями. Такой себе баланс между хоть какой-то амортизацией и эффективностью педалирования. При этом производители вилок и аммортов постоянно ищут решения по обеспечению максимальной жесткости подвески и работе только на неровностях. Так появились системы Brain от Specialized и Terralogic от FOX.

Выноса на кантрийники ставят различной длинны, но опускают руль как можно ниже, это упрощает карабканье в совсем уж отвесные торчки. Вот как на BMC Teamelite.

С этой же целью все бьются над уменьшением веса. Хороший топовый хардтейл весит около 8 кг, подвес обычно на килограмм тяжелее. По геометрии за последние пару лет изменилось многое. Перья становятся все короче, углы уходят все дальше от общепринятых 69-70, это обусловлено постоянным усложнением ХС-трасс.

Касательно стандартов, то категория XC полностью отдана на съедение найнерам. 27,5″ можно найти только у низкорослых спортсменов или у больших оригиналов. Найнеры пришли надолго.

А вот дальше тенденция простая — хода больше, руль выше, вынос короче, угол позаваленней, колеса и рама помясистее, колесная база длиннее.

Трейл, Trail

Понятие трейлового катания и, соответственно трейлового велосипеда, возникло в мозгах у маркетологов. Причем его начали со всех сил пичкать эпитетами «фан», «веселье», «радость» и «свобода». Такие себе Свидетели Трейлового Иеговы. Но пользователи попробовали и им действительно понравилось. Трейловый велосипед будет занимать место между кантрийником и эндуриком. Такой себе XC-переросток. Хода вилки и подвески у трейловых велосипедов обычно 120-130мм. Углы совсем немного более пологие чем у кантри-велосипедов. Фактически это среднестатистический «велосипед для всего». И в горку приятно едет, и вниз можно получить удовольствие. Размер колес, по сути, для трейла не сильно важен. Много найнеров, много 650b. В этом сегменте точно максимально прижились плюсовые покрышки — 27,5+. Потому что цепкие, в меру тяжелые, прощающие ошибки. И можно я не буду еще раз упоминать «фановость»?

Большинство трейловых велосипедов — подвесы, но существует и очень занимательный сегмент трейловых хардтейлов, с ходами вилки 130-150мм и углами рулевой от 68 до 65 градусов.

Отличительной чертой трейлового велосипеда выступает так званый дроппер — подседел с дистанционно регулируемой высотой. Он позволяет в нижнем положении комфортно ехать вниз, а в верхнем эффективно педалировать в гору. Используется активно в эндурных велосипедах и начал постепенно завоевывать любовь кантрийной тусовки.

Lapierre Zesty — типичный представитель трейловых байков

Скажем так, если мне приспичит поменять на что-то свой кантрийный найнер, то это будет трейловый велосипед.

Эндуро, Enduro

Берем трейловый велосипед, обязательно подвес. Делаем ему более жесткую раму. Разгоняем хода до 150мм и еще сильнее заваливаем рулевую.

Вуаля, у нас вышел эндуро — велосипед для техничного агрессивного катания с преимущественной ездой вниз по довольно сложных участках. Но по специфике конструкции, напрягшись, на эндуро велосипеде можно ехать и вверх. Именно так проходят гонки мировой эндуро-серии EWS.

Оллмаунтин, Allmountain, AM

Все, можете забыть, нет больше вашего оллмаунтин. Точнее, маркетологи решили разделить эту категорию на трейл и эндуро, в зависимости от ходов и предназначения. Выгоднее. А так AM был в глазах пользователя универсальным гравити-велосипедом с ходами от 120 до 160мм. Сейчас АМ сместился в сторону трейла, если смотреть очень грубо, то заканчивается он на 150мм хода подвески.

Очень характерным представителем этой уходящей категории является Specialized Stumpjumper FSR. По концепции, АМ-байк предназначался для «заезда на вершину горы и быстром спуске с нее», что сейчас вкладывается в понятие эндурика.

FreeRide

Это очень крепкие, тяжелые велосипеды, предназначенные для спусков по неподготовленным трассам и горным склонам.

Могут похвастаться двухкоронными и однокоронными вилками с ходами в 180-200 мм, специфической геометрией, мясными пружинами, и тотальной неубиваемостью. Коротко — тебя забрасывают на вершину вертолетом, одного, голодного. Ты должен быстро спуститься вниз. Если по дороге замочишь велосипедом лося или медведя — то красавчик и будешь иметь ужин. Велосипед при этом никак не страдает. Самое жуткое и отбитое велосостязание в мире RedBull Rampage изначально было фестивалем фрирайдных велосипедов.

Даунхил, скоростной спуск, ДХ, DH, downhill

Это конечная ступень развития подвесов — максимальный ход в 200мм, только двухкоронки, нулевые выноса, широченные рули, максимально острый угол рулевой, длинная база, солидный вес, широкие втулки, тяжелые цепкие крепкие колеса.

Все направлено на максимально быстрый спуск по подготовленному треку. Скорости под 60-70 км/ч и специализированные соревнования. Даунхил для сильных духом и владельцев стальных яиц. И, как и XC, это соревновательная дисциплина.

Экзотика

Фэтбайки, Fatbike, Fat, фэт

Фэтбайки выделяются во всем. И внешним видом, и ощущениями от езды, и весом, и проходимостью. Они разработаны для езды по рыхлым и сыпучим поверхностям, таким как снег и песок. Но при должной сноровке для фета не будет помехой даже молодая лесная поросль. Такие показатели достигаются путем установки широченной резины от 4 дюймов. При этом давление выбирается минимальное, до 1 атмосферы.

Очень нишевые но веселые коляски. Выпускаются, в основном, в ригидном исполнении, ведь объемные колеса отлично перебирают на себя роль подвески. Между тем некоторые производители выпускают и фет-вилки и фетовые подвесы, но это уже кажется сильно лишним. Кстати, учитывайте, что по жидкой грязи фетбайки ездят скверно, так как не могут достать шипами до твердой поверхности. Для таких условий намного лучше подходят узкие покрышки, как у циклокросса.

Электровелосипеды

Ниша электроМТБ растет как на дрожжах! Найти велосипед с электроприводом можно практически в любой категории — от кантри до ДХ. Но самые интересные екземпляры встречаются в категории электро-AM и электро-Эндуро. Мощные движки с pedal assist, нормальные хода и цепкие покрышки. Они созданы для веселья, но пока цена на них выходит за понятие «средняя». У нас как раз сейчас на обзоре три таких монстра от немецкого производителя Haibike.

Дерт, DJ, Dirt Jump

Короткие велосипеды, с максимально заниженным седлом и низкой рамой. Предназначены для памптреков, прыжков, и трюков.

Синглспиды, вилка или ригидная, или аммортизационная с жесткой пружиной и настройками.

Слоупстайл, Slope style bikes

Обычно это короткоходные 100мм подвесы и низкой крепкой рамой.

Стихия — огромные пролеты с исполнениями трюков, фокроса или парного слалома. Не знаю, зачем я их сюда включил, это не МТБ вообще.

Триал

В комментариях к статье на Facebook спросили, почему не написано про триал. Хороший вопрос. Я думаю, что триал, при всей своей сложности, требовательности к райдеру и всей специфике вообще отдельное явление. Это трюковая дисциплина, в которой велосипедист должен пройти полосу препятствий используя все навыки отрицания гравитации. Зрелищно, но уже сродни высокому искусству.

Велосипеды для триала крайне специфичны. Низкая рама, отсутствие седла, високий руль с длинным выносом — все направлено на максимальный контроль велосипеда. Кстати, как оказалось — в Киеве существует довольно плотное комъюнити велотриалистов, надо будет подготовить о них материал.

Модельные ряды производителей МТБ

Specialized

Самый полная коллекция МТБ традиционно у Спеша. При этом практически все модели чем-то примечательны.

Подвес Epic — легенда в сегменте кантри. К тому же в 2017 году он получил совершенно новую систему подвески, инженеры отказались от FSR. Плюс спеши создали хардтейл версию.

Не меньше внимания в этом сезоне получила обновленная Endura — новый дроппер, подтянутая геометрия и очень агрессивное поведение на трейле.

За сегмент Трейл, оллмаунтин и даунхил отвечают уже солидный по возрасту Camber, зажигательный Stumpjumper FSR и Demo8, которую хотят все, но никому не говорят об этом.

Cannondale

Каннондейл не сильно балует любителей даунхила, максимум, что они могут предложить сорвиголовам это Jekyll и Trigger.

Зато американцы хорошо наполнили сегмент трейловых байков — Habbit и Bad Habbit приятны по цене и отлично веселят райдера.

О кантри нужно сказать одно — новый Scalpel Si. Технологически близок к совершенству и основной конкурент спешового Епика.

Giant

А вот Джаянты на гребне волны. АМ-сегмент они закрыли трейловым Trance и эндурным Reign.

Ну и признанный многими райдерами даунхильный Glory тоже на месте, не дождетесь.

Много интересного вы сможете найти в инфо-разделе Veliki.com.ua

Фелт в принципе больше заточен под шоссе и триатлон, но завоевывать МТБ рынок нужно.

Самыми яркими, на мой взгляд, у них вышли трейловые велосипеды на «плюсовых» колесах — Surplus и Compulsion.

Если в двух словах, то это все, что можно на скорую руку рассказать о МТБ велосипедах. Все возникшие вопросы задавайте в комментариях и на фейсбуке.

Подборка видео по теме

Стрит-байки: особенности конструкции и выполнения трюков

Стрит-байки

С момента изобретения велосипеда, прошло немало времени, за которое этот двухколесный вид транспорта превратился из неудобной, но увлекательной забавы, в настоящее чудо инженерной мысли техники. При этом появилось столько модификаций велосипедов, что велосипедистам пришлось разделиться, пусть и не на враждующие сообщества, но уж точно на ярых приверженцев.

Особенно заметным прорывом в индустрии создания велосипедов ознаменовался 1970 год, когда мир впервые увидел майнтибайк, существенно расширивший возможности передвижений, включив пересеченную местность.

На этом изобретения не окончились и спустя несколько десятилетий на улицах появились совершенно новые байки, которые так и назвали велосипед для стрита.

Велосипед стрит применение

Велосипед стрит не предназначен для преодоления дальних дистанций, и даже скорость не главное из его достоинств. Основное назначение этого велосипеда – эффектное выполнение трюков при заезде из пункта «А» в пункт «Б».

При этом велосипедист, не стесняясь, использует любой устойчивый предмет или преграду, для осуществления самой смелой задумки. В ход идут тротуары и парапеты, лестничные марши и даже стены, при этом вся поездка осуществляется стоя, в постоянном контакте со средством передвижения.

Конечно же, во время выполнения трюков, велосипед испытывает сверхнагрузки и для этого производители оснастили его надежными элементами, начиная от крепкой рамы, заканчивая практически «не убиваемыми» деталями.

Стрит-байки

Виды стритовых велосипедов

Существует два «родных брата» среди велосипедов, но предназначенных для несколько разных задач, а также имеющих определенные конструктивные отличия. Речь идет о таких моделях, как велосипед дерт и велосипед стрит.

Дерт. В переводе с английского это название означает «грязь» и очень точно отображает суть езды на этом виде велосипедов.

Эта дисциплина подразумевает выполнение трюков, но при этом большая их часть происходит в воздухе, а в качестве разгонного полотна, используются так называемые земляные «горбы».

Все просто, но очень опасно, а также зрелищно и увлекательно. Велосипедист разгоняется, залетает на «горб» выполняет один или несколько трюков, после чего успешно приземляется на землю, а именно грунтовую дорогу.

Дисциплина исключительно для смелых и отчаянных велосипедистов, не представляющих свою жизнь без адреналина.

Стрит. Как уже писали выше, это типичная уличная дисциплина, для которой разработан специальный велосипед с утяжеленной рамой, одной цепной передачей и одним тормозом, как правило, задним.

Характеристики байков для стрита

Сразу стоит отметить, что велосипеды для стрита неспроста оснащаются только одной цепной передачей.

Во-первых, это снижает вес конструкции, увеличивает прочность, и снижает цену. Тем более что переключать скорости во время трюков — это не только неудобно и опасно, но и незачем.

Если вам предлагают рассмотреть стрит байк с несколькими передачами, это означает только одно, что производитель снизил цену за счет качества рамы или других элементов.

Если уж и хотите подобрать велосипед, то обратите внимание на так называемые «комплиты», идеально подходящие для новичков, при этом имеющие не заоблачную стоимость.

Стрит-байки

Начнем с рамы. Эта часть велосипеда, считается самой дорогой и, пожалуй, самой важной, так как именно на нее «навешиваются» составляющие стритбайка, а также приходится значительная часть нагрузки. Так что перед тем как купить стрит велосипед обратите внимание именно на эту часть байка.

Материалы для рамы:

  • Hi-Ten – один из относительно недорогих материалов для рам комплитов, отличающаяся довольно приличным весом, но, тем не менее, способная выдержать продолжительные многолетние испытания тренировками.
  • Алюминиевые сплавы. Достоинства рам в составе которых присутствует алюминий – это, конечно же, сниженный вес, а также неподверженность коррозийным процессам.
    Но при этом алюминий довольно сложно поддается ремонту, а также «склонен» к накоплению так называемой «усталости» что, может привести к поломке рамы.
  • Сталь. Конечно же, речь идет о легированной стали, в которых чаще всего применяются хромомолибденовые сплавы. Такие сплавы великолепно держат «удар», гася энергию и смягчая приземление и преодоление преград.
    Производители рам из легированной стали практикую различную толщину стен в одной и той же раме, что позволяет распределить нагрузку, где это необходимо и снизить итоговый вес конструкции.
  • Композитные сплавы. Одни из самых дорогих вариантов для рам, но зато отличающиеся сами высокими показателями к эксплуатационным нагрузкам.

Виды и геометрия рамы

Если обратить внимание, то в зависимости от дисциплины, каждая из моделей велосипедов имеет свою геометрию. Это же правило распространяется и на велосипеды для стрита, для которых не имеет значения ростовка, а в первую очередь учитывается длина верхней трубы.

Если сравнивать рамы для дерта и стрита то у первых длина переднего треугольника варьируется от 570 до 590 миллиметров, при наклоне рулевой колонки в 70 градусов, а у вторых более короткий передний (до 550 мм) и задний треугольник (до 350мм), но зато наклон рулевой колонки колеблется от 71 до 74 градусов.

Рамы для дерта более подходят для управления на больших скоростях и внезапных поворотах, а рамы для стрита проще «выдергиваются» для выполнения трюков.

Особенности колес

Интересный момент, который постоянно возбуждает самые жаркие споры. По сути, и в дерте и в стрите используются колеса диаметром 24-26, вот только вперед устанавливаются колеса с большим диаметром, а сзади меньшим.

Чуть большее переднее колесо, смягчает неровности и позволяет проще приземляться, зато заднее колесо за счет меньшего диаметра, способствует выполнению трюков.

Скорее, при выборе диаметра колес, нужно руководствоваться ростом велосипедиста. Другими словами если рост «наездника» превышает метр восемьдесят, то в идеале ставить колеса диаметром 26, а если меньше, то 24.

Руль, седло, защита

Перед тем как выбрать руль стоит учитывать ширину плечей. В противном случае, мышцы рук будут уставать намного быстрей. К примеру, широкоплечим велосипедистам рекомендуем останавливаться на руле шириной 700 мм, и в очень редких случаях 800мм.

Стрит-байки

Следующим пунктом идет седло, которое должно быть достаточно широким, чтобы было легче его зажимать во время головокружительных трюков и остаточно мягким, чтобы не вызывать дискомфорт во время ударов по внутренней стороне бедер.

Теперь защита, и этот этап смело можно назвать самым важным, так как вопрос стоит о безопасности.

Для начинающих вполне подойдет шлем-котелок, имеющий небольшой вес и надежно закрывающий голову от случайных ушибов. Также потребуются наколенники и налокотники, так как выбрав дисциплину стрит, падения неизбежны.

Стрит-байки

При возможности можно приобрести еще и дополнительную защиту спины (панцирь), но она снижает гибкость хотя полностью оправдывает свое предназначение.

Трюки, которые выполняются на байках стрит

Сложно перечислить все трюки (флет), которые можно выполнить на велосипедах для стрита, но в целом все зависит от фантазии и смелости велосипедиста.

При этом для трюков не требуется специальной площадки, так как велосипедисты освоили бордюры и перила, скамейки и лестничные пролеты. Самые отчаянные экстремальщики забираются даже на крыши домов, где балансируют на краях, нервируя невольных свидетелей удали.

Также в арсенале велосипедистов часто можно наблюдать езду на заднем или переднем колесе, а также запрыгивания на прочно стоящие предметы вместе с велосипедом.

Велосипеды стрит дерт: характеристики, модели, отзывы

Экстремальная езда на велосипеде подразумевает изначально достаточно агрессивное поведение на трассе с выполнением трюков различной степени сложности. Обычный велосипед, исходя из этого, для подобного спорта не подойдет. Но не расстраивайтесь — приобрести модель, которая подойдет для этих целей, большого труда не составит.

велосипеды стрит

Большая степень возможности поломки велосипедов и получения травм предполагает выполнение двух обязательных условий для каждого экстремального велосипеда: высокое качество деталей и надежность. Велосипед, в зависимости от манеры катания, будет компоноваться как фрирайд, ВМХ, стрит-дерт, даунхилл, триал. Каждый из них имеет свои особенности сборки.

Велосипед Street ВМХ предназначен для спорта с таким же названием. Байк предполагает быструю езду, кроме того, выполнение различных фигур и трюков в прыжке и на земле. Из-за определенной специфики главное отличие ВМХ от остальных велосипедов в том, что он небольшой по размерам, очень легкий и маневренный. В его комплектации отсутствует подвеска, нет возможности управлять скоростями.

стрит дерт

Кроме того, он отличается тормозной системой со специально предусмотренным гидроротом, позволяющим рулю крутиться вокруг своей оси, при этом не препятствуя движению транспорта. Существуют модели вообще без тормозов. Стоит отметить, что профессиональные ВМХ-велосипеды производят из особых сплавов стали, в которые добавляют алюминий, титан или хром, обеспечивающие отличную прочность велосипеда. Помимо этого, конструкция предполагает наличие различных дополнительных деталей, поддерживающих руль и раму.

Фрирайд

Это необычная дисциплина велоспорта, которая характеризуется катанием по тяжелым трассам, насыщенным всевозможными препятствиями, передвижением по лесным дорожкам, прыжками на скорости. Для их прохождения нужны очень мощные велосипеды стрит. Они всегда двухподвесные по типу сборки: в комплектации имеется задняя и передняя подвеска. Такой велосипед характеризуется весом до 20 килограмм, кроме того, системой переключения скоростей (10-20 скоростей).

Стоит также отметить, что для фрирайда нужна надежная тормозная система – гидравлическая дисковая. Помимо этого, условия катания предполагают наличие на колесах велосипеда особых шин – они по размеру большие, созданы для экстремальной езды. Кроме того, параметры хода вилки в них ограничиваются 140-250 мм. В основном велосипед для фрирайда оснащен однокоронной вилкой, хотя профессиональные модели имеют 2, причем у задней параметры 200-250 мм.

Даунхилл

дерт велосипеды

Это гоночная дисциплина, предполагающая быстрый спуск с горы или холма. Основные признаки даунхилла в том, что нужно преодолеть очень сложную дистанцию с большим количеством искусственных или естественных препятствий за определенный отрезок времени. Велосипеды стрит для даунхилла нужны уникальные по конструкции даже при простом преодолении преград на достаточно высокой скорости.

Как и велосипед для фрирайда, эта модель должна иметь 2-4-поршневую дисковую гидравлическую систему торможения и 2 подвески. Его вес чуть больше, достигает 25 кг. Кроме того, это один из видов байков, для которого применяется подъемник. Его конструкция не предполагает, что будет осуществляться самостоятельный подъем наверх. Главными особенностями такого велосипеда являются наличие роторов огромного диаметра и специфическая геометрия алюминиевой прочной рамы.

Стрит/дерт

Данный стиль катания, как понятно из названия, предполагает катание на улицах, хотя от простого передвижения отличается выполнением разнообразных трюков. Выполняться они могут на перилах, лавках, парапетах, ступеньках, также могут содержать прыжковые комбинации. Кроме того, их специфика хорошо расширена возможностью делать прыжки по трамплинам или земляным дропам.

Интересная особенность, которую имеют дерт-велосипеды, – высокая прочность колес и низкая рама. Как и прочие байки для экстремального спорта, эти модели очень легкие. Они изготавливаются по модернизированным технологиям, которые обеспечивают высокую прочность.

Для этого используются очень прочные сплавы металлов, кроме того, стенки главных деталей утолщены. Дерт-велосипеды отличаются достаточно короткой базой, способствующей уменьшению центра тяжести для удобного выполнения различных трюков.

Триал

стрит трайк велосипед

Увлекательный вид катания, который отличается выполнением исключительно трюков различной сложности. Среди них: прыжки на высокие лавки, созданные специально препятствия из дерева или бетона, лестницы, валуны, бордюры и рельсы. Велосипеды стрит-триал имеют раму, соответствующую особым требованиям, низкую посадку и высокую степень жесткости. У данных моделей достаточно широкий руль имеет гнутую форму.

Тормозная система должна обеспечивать моментальную остановку движения, следовательно, такой велосипед Street оснащают ободной системой торможения или гидравлической дисковой. Колеса имеют маленькие размеры (20-26 дюймов), при этом выбор их зависит от типа препятствий и стиля катания. На данном велосипеде часто отсутствует сидение, так что он совершенно не подходит для поездок, а используется исключительно для выполнения трюков и прыжков. Модели, в которых присутствует седло, оно расположено достаточно низко.

Характеристики

Рассматривая велосипеды стрит, стоит отметить, что общими характеристиками для них является хорошая маневренность, легкость, надежность и исключительно высокая прочность. Каким бы спортом вы ни увлекались, данные параметры должны быть непременно соблюдены, поскольку дают гарантию безопасности, кроме того, снижают риск поломки байка и помогают овладеть навыками езды на нем намного быстрее.

велосипед street

Сегодня купить стрит-трайк велосипед можно от любого производителя. Самыми известными брендами, которые представляют публике экстрим-байки, являются Kona, Kross, HARO, KHS. Они предлагают высококачественные модели для выполнения сложных фигур и катания в целом, обеспечивая тем самым получение положительных незабываемых эмоций. Главное — не забывайте о собственной безопасности!

Источники:

https://fb.ru/article/270982/velosiped-dlya-d-rta-osnovnyie-harakteristiki-pravila-vyibora
https://bikeincity.com.ua/trejl-kantri-jenduro-dh-ollmauntin-v-chem-zhe-raznica/
https://velife.ru/vidy-vybor/strit-bajki-osobennosti-konstrukcii-i-vypolneniya-tryukov.html
https://autogear.ru/article/285/843/velosipedyi-strit-dert-opisanie-harakteristiki-modeli/