Дисковый механический тормоз для велосипеда

Содержание скрыть

Дисковые тормоза для велосипеда — всё о велоспорте

Многие велосипедисты рано или поздно сталкиваются с вопросом, касающимся тормозов. Очевидно, что тормоза, в первую очередь — безопасность, как велосипедиста, так и других участников дорожного движения.

Нельзя однозначно утверждать, что одни тормоза хорошие, а другие плохие. Тут дело привычки и вкуса, да и для разных целей подойдут свои тормоза на велосипед.

Но все же, какие тормоза лучше выбрать новичку? Стоит перечислить плюсы и минусы разных тормозных велосипедных систем для рациональной оценки и сравнения.

Дисковые и ободные тормоза

Дисковые и ободные отличаются непосредственно способом блокировки колеса.

Торможение при помощи ободных тормозов происходит путем трения колодок об обод. Чем сильнее велосипедист зажимает ручку, тем ближе к ободу прислоняются колодки, и тем быстрее останавливается велосипед.

Дисковые тормоза воздействуют на втулку колеса: на нее закрепляется специальный диск (ротор), а рядом размещается устройство с тормозными колодками (калипер). При нажатии на ручку все происходит аналогично первому варианту, только колодки прижимаются не к ободу, а к диску.

Дисковые тормоза во многом лучше ободных. Используя их, получается останавливаться плавнее. Также плюсом является то, что они не стирают обод и не особо засоряются при передвижении по грязи. Ну и «восьмерки» не препятствуют их эффективной работе.

С другой стороны, применение дисковых тормозов не всегда оправдано. Например для туристического велосипеда рационально выбирать ободную систему. Она позволяет быстрее снять колесо, хорошо поддается ремонту, а запчасти к ней можно найти почти везде, так как они универсальны.

Дисковые тормоза также отталкивают покупателей высокой ценой. На бюджетные модели велосипедов (часто и на модели среднего класса) сегодня всегда устанавливают ободные тормоза, которые вполне справляются со своими задачами.

А вот для экстремальной езды необходимы именно «диски». При катании по горным дорогам, на колеса быстро налипает грязь, и ободные тормоза начинают проскальзывать. А на ось колеса, где расположен ротор, попадает куда меньше болота, поэтому торможение происходит успешно.

Механические и гидравлические тормоза

Гидравлические и механические тормоза разнятся методом передачи усилия от тормозных ручек.

В механическом типе усилие от ручки передается посредством тросиков. При нажатии они натягиваются, и тормозная система прижимает колодки.

Работа гидравлических тормозов основана на изменении давления жидкости в шланге. Нажимая на ручку, велосипедист увеличивает давление, за счет чего специальный цилиндр возле колодки выталкивает ее, прижимает к диску или ободу.

«Гидравлика» определенно лучше «механики». Она позволяет плавно и быстро передать усилия, то есть получается притормаживать постепенно, а при необходимости затормозить практически мгновенно.

Существенным минусом гидравлических тормозов является их высокая стоимость. Ну и отремонтировать их сможет только профессионал, а в походных условиях это и вовсе малореально. Поэтому для длительных путешествий надежнее будет «механика». В остальных случаях, если финансы позволяют, выбор стоит делать в пользу «гидравлики».

Ножные тормоза

Также нужно упомянуть и ножные тормоза — самые простые системы, которые устанавливали на велосипеды раньше.

Если применяются такие тормоза, то достаточно прокрутить педали в обратную сторону, как колесо заблокируется намертво. Это не очень безопасно, потому что может произойти занос. А если шатуны будут находиться не параллельно асфальту, то торможение окажется не мгновенным, а спустя пол оборота. Ну а при соскакивании цепи, о тормозе уже не может идти речь вообще.

Такая система в современных велосипедах не используется. Она подойдет разве что для детских моделей.

Какие тормоза лучше дисковые или ободные

Тормоза – неотъемлемая часть велосипеда. На сегодняшний день моделей тормозных систем представлено множество. Но чем же руководствоваться при их выборе?

Перед приобретением определенного типа тормозов нужно учитывать такие факторы, как характер езды, погодные условия, а также особенности маршрутов. Тормоза одного вида могут быть эффективны на горном треке, но в городских условиях окажутся избыточно сложными в обслуживании. Кроме того, необходимо следить за техническим состоянием механизма.

В данной статье мы попытаемся дать ответ на вопрос: какие тормозные системы лучше дисковые или ободные? Ведь именно данные виды являются самыми распространенными и встречаются практически на всех современных байках.

Типы тормозов велосипеда

Подавляющему большинству людей глубоко безразлично какого типа тормоза установлены на их велосипеде, и какие конструктивные особенности они имеют.

Более того, даже некоторые велолюбители, которые приобретают себе новый велосипед, не особо обращают внимание на тормоза, ведь считают, что главное, чтобы они были надёжными и исправно выполняли свою функцию.

А поскольку велосипед новый, трудно допустить мысль, что производители могли установить на него неисправную тормозную систему. Следовательно, какая бы она ни была, тормозить велосипед будет!

Между тем, от вида тормозов существенно зависит качество торможения и в целом комфортность поездок. Кроме того, тип тормозов следует подбирать исходя из условий и особенностей езды.

Но как же не растеряться и выбрать нужные тормоза, которые максимально будут соответствовать Вашим требованиям? Разобраться в данном вопросе Вам поможет данная статья.

Дисковые тормоза на велосипед: как выбрать и установить на велотранспорт

При выборе велосипеда очень частым вопросом бывает выбор тормоза. Так как их существует несколько видов (ободные, педальные, дисковые и др.), то возникает проблема: “Какие же выбрать тормоза для велосипеда?” В статье мы расскажем о том, какие имеют преимущества и недостатки дисковые тормоза на велосипед, как выбрать и установить их правильно.

Самой актуальной на данный момент тормозной системой являются дисковые тормоза на велосипед. Как выбрать и установить их, для каких велосипедов подходят, преимущества и недостатки такой тормозной системы, об этом сейчас и поговорим.

Дисковая тормозная система в своей конструкции довольно простая. Берется стальной диск, который закрепляется рядом со спицами на втулке колеса слева. Затем к этому диску прижимаются колодки справа и слева, и сила торможения будет тем больше, чем сильнее они прижаты.

Какие бывают виды дисковых тормозов:

  1. Гидравлические тормоза: имеют в устройстве управляющий цилиндр с поршнем, который размещается в тормозной ручке на руле. Тормозные колодки, именно, с помощью этого поршня приходят в действие. Для соединения колодок используется специальный высокопрочный рукав. Система гидравлического тормоза имеет герметичную структуру и заполнена жидкостью (маслом).

Конечно, такие тормоза имеют свои недостатки и преимущества.

Какие преимущества имеют дисковые тормоза:

  • такие тормоза однозначно лучшие для горных велосипедов (для городских неспешных прогулок они практически бесполезны);
  • им не страшна грязь, которая летит с колес, а также можно ручаться за их надежность при любой погоде и температуре;
  • эти тормоза не подвержены восьмеркам, не изнашивается обод колеса;
  • гидравлический тормоз не требует настройки, а также имеет довольно длительный срок службы;
  • не происходит нагревания обода, когда вы тормозите на длительном спуске.

Недостатки дисковых тормозов:

  • все дисковые тормоза имеют высокую цену;
  • идет нагрузка на спицы и втулку;
  • для обслуживания гидравлики необходим специальный инструмент;
  • их вес достаточно тяжелый;
  • зачастую мешают при установке багажника.

Немаловажным вопросом при установке дисковых тормозов будет выбор размера ротора. Он может быть различных размеров – от 140 до 220 мм. Размер ротора на эффективность тормоза (тем он больше, тем эффективнее).

Если вы не собираетесь использовать свой велосипед в экстремальном катании, то смело можете брать ротор размером 160 и 180 мм. Если же вам необходим более мощный тормоз, то вам подойдет ротор размером 203 и 220 мм.

Поговорим о тормозных колодках. Они различаются своим наполнением (металлическим, либо органическим). В качестве наполнителя в металлических колодках используют металлические опилки, что обеспечивает им большую износоустойчивость, они долго притираются.

Органические колодки более мягкие, более плавные при торможении, притирка происходит быстро, в следствии чего у них лучше торможение.

Как же происходит установка дисковых тормозов?

  1. На руль необходимо прикрепить тормозные ручки, после отрегулировать их положение при помощи шестигранника.
  2. Затем установите калипер в специальные дисковые крепления на раме.

Что можно сказать про обслуживание дисковых тормозов?

Для эффективного торможения вы должны отслеживать его состояние полностью:

  • Проверяйте растяжение тросика регулярно – его работа должна быть четкой и плавной.
  • Также проверяйте состояние колодок. Для этого их нужно периодически снимать.
  • Также осматривайте ротор и очищайте от налета (лучше всего это делать наждачной бумагой).

При эксплуатации дисковых тормозов самой распространенной проблемой является скрип тормозов. Вы, конечно, можете воспользоваться услугами специалиста в веломастерской, но не спешите, так как есть самые распространенные причины такого скрипа, для выяснения которых не требуется поездка к специалистам.

  1. Первой причиной может быть некачественный и дешевый материал, который использовался при изготовлении колодки. В таком случае, вы должны приобрести новые фирменные колодки, чтобы избежать повреждения поверхности ротора. Также следует учесть несовместимость колодок с вашими тормозами.
  2. Скрип также может слышаться, если колодки еще новые (на поверхностях колодок есть определенный слой, который и вызывает скрип). Покатайтесь несколько дней, и если скрип не исчезает, значит, причина вдругом.
  3. Также скрип издается, когда колодки изношены и происходит соприкосновение ротора с пластиной.

Подводя итог всему вышеперечисленному, можно сделать вывод, что дисковые тормоза имеют практическую ценность при более агрессивной езде. Во время обычных городских велопрогулок их практическая ценность равна нулю, так как они не используются в полном объеме, и нет смысла приобретать дорогие дисковые тормоза.

Однако если вы все-таки решили приобрести такие тормоза, то лучше покупайте механические, так как они являются золотой серединой для многих велосипедистов.

Конечно, если вам нужна высокая мощность торможения, то лучше гидравлических тормозов вы не найдете. Такие тормоза используют в экстремальных видах велоспорта (например, даунхилл). Конечно, они значительно дороже, но это того стоит.

Теперь вы знаете все необходимое о дисковых тормозах, поэтому смело можно отправляться за покупкой.

Какие тормоза для велосипеда лучше — дисковые или ободные

Ввиду ряда конструктивных особенностей идеальных тормозов не бывает. Следовательно, процесс выбора носит исключительно индивидуальный характер для каждого велосипедиста. Выбрать хорошие тормоза не так просто, как может показаться. Это напрямую зависит от стиля и условий вождения.

При выборе конкретной модели системы торможения велосипеда, важно понимать для каких целей и, следственно, динамических нагрузок на тормоза используется велосипед.

Если это средство неспешного передвижения по хорошей дороге в черте города, простой прогулки парком, можно не перебирать среди множества моделей и подобрать те, которые не ударят по карману.

Но если велосипед ‒ это не просто транспортное средство, а инструмент преодоления препятствий в труднопроходимых условиях и на предельных скоростях (например, экстремальные виды горного байкинга), тогда к выбору следует отнестись со всей серьезностью. От этого зависит безопасность велосипедиста.

На сегодня на рынке присутствует два основных типа тормозных устройств для велосипедов:

  • ободные (V-образные);
  • дисковые.

Слева — дисковый, справа — ободной

Ободные тормоза – это своего рода классика. Принцип их работы заключается в сжатии резино-пластиковыми тормозными колодками наружного контура обода колеса. Система проста и не требует никаких особых навыков.

В действие приводится посредством стального троса в защитном кожухе, входящего в сцепление с ручкой на руле. Преимущество этой системы – бюджетность. Но и в этой бочке меда найдется место ложке дегтя.

Есть у ободных тормозов ряд недостатков, умолчать о которых нельзя.

Прежде всего, это чувствительность к воздействию непогоды. Выражается она в снижении плотности сцепления колодок с поверхностью обода во время обледенения последнего или попадания на него воды и грязи. Процесс торможения теряет такой важный показатель, как оперативность. Это значит, что скорость реакции торможения падает, а тормозной путь существенно увеличивается.

Следующий неприятный момент – это налипание грязи. Особо характерно этот недостаток проявляется во время осенне-весенних велопрогулок. Грязь, подхватываемая протектором велосипедной шины, цепляется за колодки и собирается в огромный пласт. Это чревато не только неприятным видом, но может привести и вовсе к заклиниванию колеса.

Последнее, чем классические (V-образные) тормозные системы могут огорчить владельца велосипеда – это снижение уровня работоспособности при наличии даже небольших деформаций обода колеса. Дело в том, что тормозные колодки сжимают стенки обода с синхронизированным усилием и интервалом.

Для корректной работы такой системы необходим идеально ровный обод, чем, к сожалению, не могут похвастаться владельцы недорогих велосипедов с алюминиевыми и тонкостенными ободами. В результате появления так называемых «восьмерок» эффективность работы тормозов снижается прямопропорционально прогрессированию деформации обода.

В критический момент при необходимости резкой остановки этот фактор может сыграть злую шутку с велосипедистом.

Но есть у ободных тормозов и ряд неоспоримых достоинств. Прежде всего, это простота и, как следствие, ‒ надежность конструкции. Ломаться здесь нечему. Но даже в случае выхода из строя какого-либо элемента осуществить ремонт сможет сам велосипедист, даже в условиях отсутствия мастерской, находясь в лесу или в горах.

Ободная механика не требовательна к обслуживанию. Длина хода колодок и, как следствие, ручки тормозов регулируется без необходимости использования сложного инструмента.

Разница между ободными и дисковыми тормозами

Итак, в чем же разница между V-образными и дисковыми тормозными системами? Для того чтобы разобраться, необходимо детально рассмотреть устройство и принцип работы последних.

Дисковые тормозные модули работают по принципу, схожему с ободными системами, но в данном случае элементом конструкции, на который воздействуют колодки, является не обод колеса, а отдельный выносной тормозной диск. В чем же причина появления такого устройства?

Дисковые тормоза не подвержены воздействию погодных условий. Независимо от влажности и температуры воздуха они одинаково эффективно работают в любых условиях.

Реакция на торможение и жесткость сцепления колодок с диском не снижается.

Также в отличие от V-образных систем, дисковые не подвергают колесо и его составляющие нежелательному загрязнению при движении по раскисшей земле и грязным лужам. Уровень их эффективности не зависит от состояния обода.

Справедливости ради не стоит скрывать тот факт, что недорогие дисковые системы не отличаются особой плавностью работы даже при неполном нажатии. То есть ощущение резкой остановки присутствует всегда, что немного портит общую картину.

Все это способствует постепенному вытеснению с рынка старых ободных систем более продвинутыми дисковыми тормозами.

Виды дисковых тормозов

Дисковые тормозные устройства серийно производятся в двух модификациях.

  • Механические.
  • Гидравлические.

Устройство механического дискового тормоза

Дисковые механические тормоза по принципу работы почти идентичны с ободными. Тормозные колодки приводятся в движение навстречу поверхности диска под воздействием натяжения троса. Трос зафиксирован на ручке тормозов и срабатывает при ее нажатии.

Гидравлические дисковые тормоза – это уже совершенно иной уровень. Принцип их работы основан на сжатии тормозных колодок под воздействием давления жидкости (масла), находящейся внутри трубок системы. Сама ручка тормозов оборудована поршнем.

Несмотря на кажущуюся сложность, такая модель представляет собой надежный закрытый механизм, не требующий регулярного обслуживания. Исключение составляет разве что периодическая процедура замены колодок, как и в других моделях и системах.

Усилие на нажатие ручки очень мягкое и приятное, может производится буквально одним пальцем.

Достоинства дисковых тормозных систем:

  • мягкая регулируемая работа при нажатии, не требующая избыточных усилий;
  • долговечность и надежность конструкции;
  • оперативность срабатывания при экстренных остановках;
  • презентабельный внешний вид.

Среди некоторых велосипедистов бытует устойчивое мнение, что гидравлические тормоза не надежны ввиду возможности повреждения или заводского брака трубок или клапанов жидкостной системы. Это ошибочное мнение.

Подтекание масла обнаруживает себя при первом же нажатии на ручку тормозов, и поменять устройство по гарантии не представляет труда. Повредить саму систему в результате эксплуатации велосипеда почти невозможно.

Как выбрать дисковые тормоза для велосипеда

Размер диска. Это первое, что бросается в глаза. Размерная шкала этих элементов конструкции варьируется в довольно небольшом диапазоне, но это тот случай, когда размер имеет значение. Для чего это сделано? Все просто: чем больше тормозной диск, тем выше уровень оперативности торможения.

Перед тем, как выбрать, необходимо определиться с направлением применения велосипеда. Если это расслабленные велопрогулки в городе или парковой зоне, вполне целесообразным будет использовать небольших размеров диски (до 160 мм в диаметре).

Если же велосипедист – заядлый райдер и носится по горно-лесистым велотрассам с трамплинами и резкими спусками, со всей очевидностью необходимо устанавливать максимально большего диаметра тормозные диски.

Рекомендуем посмотреть видео:

Не единичны случаи, когда человек, покупая велосипед, отдает предпочтение бюджетному классу изделий, но при этом мечтает со временем вложить в его модернизацию определенные средства. Касается это усовершенствование и замены дешевых ободных тормозов на более совершенные – дисковые. В таких ситуациях следует учесть важный момент.

Для установки на колесо дисковых тормозов требуется специальная втулка, которую придется отдельно приобретать. Но существуют производители, которые устанавливают втулки, приспособленные для монтажа дисков на недорогие велосипеды в базовой комплектации, изначально оборудованные V-образными системами.

В таком случае при покупке бюджетного велосипеда имеет смысл обратить внимание на модели с предустановленными втулками для дисковых тормозных систем.

Поклонникам длительных путешествий с грузом на велосипеде следует обратить внимание на один нюанс: на велосипед, оборудованный дисковыми тормозами, нельзя установить классический багажник с фиксацией в нижней части рамы.

Обусловлено это габаритными размерами и особенностями конструкции тормозных систем.

В таком случае максимально доступным решением станет небольшой багажник, фиксирующийся только в верхних точках, с серьезными ограничениями транспортабельности и веса груза.

Подводя итог, можно смело заявить, что тормоза дисковые – это самое современное и эффективное решение для всех видов и стилей езды на велосипеде. Простота и комфорт эксплуатации этого типа тормозов ежегодно завоевывают расположение все большего количества как простых владельцев, так и требовательных спортсменов.

Как выбрать тормоза для велосипеда

Начнем с главного, виды ов:

  • дисковые;
  • ободные (сейчас они представлены только ви-брейками, другие типы подобных ов были вытеснены в процессе «эволюции», но принцип действия у всех них был схожим);
  • ножные.

Ножные а

Ими оборудуются самые простые модели дорожных, прогулочных и иногда детских велосипедов. Работают они так: при попытке прокрутить педали в обратную сторону блокируется вращение заднего колеса.

Это кажется очень логичным и естественным (особенно тем, кто раньше катался на советских велосипедах), но на деле это не очень надёжный вид ов: если в момент экстренного торможения шатуны педалей находятся не параллельно земле, то резко заить не получится; а если неожиданно слетит цепь, то ить не получится вообще никак — ну разве что пятками…

Поэтому мы рекомендуем вам выбирать между ободными и дисковыми ами — особенно если вы планируете кататься не только «прогулочным шагом» и не только по тротуарам.

Ободные а

Принцип действия ободных ов прост: ное усилие с ручки, расположенной на руле, передаётся на систему из двух рычагов с резиновыми колодками, расположенных друг напротив друга. Зажимая обод, эти рычаги не дают колесу вращаться и постепенно останавливают велосипед.

Конструкция очень простая, потому и дешёвая. Обслуживать такие а нетрудно: нужно только заменять по мере истирания ные колодки (они практически ничего не стоят) да иногда делать подстройку (для этого достаточно отвёртки и двух минут времени). С такими ами очень быстро и безопасно снимать колёса.

Но, как всегда, наряду с достоинствами есть и ряд недостатков:

  • так как торможение производится за счёт трения колодок об обод, изнашиваются не только колодки, но и сам обод. Особенно если вы будете кататься в грязи: частицы песка будут работать как абразив
  • грязь не только изнашивает обод — комья её на плохой трассе будут скапливаться у а и мешать ехать
  • в мокрую погоду или при езде зимой эффективность торможения уменьшается: вода выступает как смазка, уменьшая трение
  • для того чтобы работал эффективно, обод должен быть прямой, без восьмёрки
  • ободные а мало подходят для продолжительных спусков с горы: колодки будут сильно перегреваться, обод тоже будет перегреваться и деформироваться
  • с такими ами несовместимы очень «зубастые» покрышки
  • тонкие вилки и задние перья рамы могут выгибаться при торможении вслед за ными рычагами

Резюмируя, скажем, что ободные а подойдут вам для любых ситуаций, если только вы не собираетесь заниматься даунхиллом или кататься по грязям. Для поездок по городу их вполне достаточно.

Дисковые а

Пришли на велосипеды из мотоспорта. Сначала они были недостаточно качественными и часто ломались, но сейчас диски делаются из очень надёжных материалов, которым можно смело доверить свою безопасность.

В силу того, что конструкция их более сложная, стоят они дороже, чем ободные. Но зато у них и преимуществ больше. Посмотрите:

  • обод не изнашивается, не деформируется;
  • ная система находится у оси колеса, поэтому туда практически не попадает грязь, снег, лёд;
  • в мокрую погоду эффективность торможения почти не снижается (но может появиться скрип, который пропадёт сразу, как только высохнут а);
  • восьмёрка на ободе не страшна;
  • покрышку можно ставить любой ширины и со сколь угодно хищным рисунком протектора;
  • если у вас гидравлические дисковые а, то они не требуют никакого обслуживания после установки (кроме тех случаев, когда необходима прокачка гидролинии, о чём мы напишем ниже);
  • ное усилие проще дозировать, чем с ободными ами.

Пожалуй, это лучшие а — и для катания по матёрому бездорожью, и для скоростных спусков с горы, ну и для городских улиц, само собой. Кажется, что всё хорошо, где же подвох? Или из недостатков только более высокая цена? Не совсем так, минусы тоже есть:

  • возрастает нагрузка на втулку и спицы (поэтому обычно используются усиленные);
  • когда вы снимаете колесо, то необходимо обязательно между накладками, обжимавшими ной диск, вставить какую-нибудь заглушку, иначе случайное нажатие ручки а приведёт к заклиниванию а;
  • если вы сняли колесо с велосипеда для транспортировки, а в дороге погнули ной диск, то выправить его будет достаточно сложно, потому что зазор между накладками очень маленький, и кривой диск будет чиркать об них;
  • капля масла, попавшая на ной диск, выводит его из строя. Конечно, существуют способы возвращения его к жизни, но они трудоёмки, в крайнем случае придётся поменять ные накладки (что недёшево);
  • багажник на раму с дисковыми ами стоит дороже, чем обычный

Дисковые а бывают двух типов:

в одном (подешевле) при торможении сдвигается только одна ная накладка, это означает, что придётся периодически регулировать положение второй для более успешного торможения; у других же (подороже) обе накладки прижимаются к диску синхронно — соответственно, изнашиваются с одинаковой скоростью и настроек не требуют.

Резюме

Дисковые а предпочтительнее, если вы будете ездить по бездорожью чаще, чем по асфальту. Ну или если планируете какие-то экстремальные велопоходы.

Механика или гидравлика?

Усилие от ручки в обоих типах ов может передаваться или через тросик, или через шланг, наполненный ной жидкостью или минеральным маслом. Ободные а чаще всего бывают механическими, а дисковые — гидравлическими. Хотя и там и там бывают исключения.

Достоинства механической системы — дешевизна и простота ремонта.

Недостатки механики: со временем тросик растягивается, ное усилие передаётся недостаточно плавно, требуется периодическая подстройка.

Достоинства гидравлики — большая эффективность.

Недостатки гидравлики: большая цена, сложность ремонта в полевых условиях (хотя порвать гидролинию достаточно сложно).

Гидравлические а бывают двух систем: закрытой и открытой. Первая дешевле, но требует периодической подстройки, из-за изменения объёма ной жидкости под влиянием температуры.

У ов открытого типа (они несколько дороже) в рукоятку встроен небольшой расширительный бачок, который компенсирует изменение объёма ной жидкости. Никакой настройки эти а не требуют (принцип «поставил и забыл»).

Но иногда возникает необходимость в прокачке гидролинии — если в неё попал воздух, у рукоятки получается более лёгкий ход и эффективность торможения резко снижается.

Воздух в систему чаще всего попадает, когда велосипед переворачивают вверх колёсами (с ами открытого типа эта вероятность выше). Если вы понимаете, что стал работать совсем не так, как раньше, посетите мастера.

Самостоятельно делать прокачку ов начинающим велосипедистам не рекомендуем: операция эта хотя и не очень сложная, но специфическая.

Обратите внимание на то, что если у двух внешне похожих велосипедов одинаковая цена, но на одном стоят механические ви-брейки, а на другом – дисковые а с гидравликой, это означает, что у первого какие-то другие составляющие лучше, чем у второго. Переключатели, например.

Login to my account

Всего существует три основных типа велосипедных тормозов: ободные, дисковые и барабанные. Ободные и дисковые подразделяются на механические и гидравлические. На механических тормозах усилие на колодки передаётся при помощи тросика, на гидравлических — при помощи специальной жидкости.

Ободные тормоза — существует несколько типов: V-brake, кантилеверные и клещевые. Самыми распространёнными являются тормоза V-brake. Ободные тормоза получили своё название благодаря тому, что тормозящие колодки сдавливают непосредственно обод колеса.

Дисковые тормоза — основным отличием является то, что колодки тормозят не сам обод колеса, а тормозной диск (ротор), который располагается на втулке.

Барабанные тормоза — такой тормоз расположен непосредственно в задней втулке колеса, а торможение происходит за счёт вращения педалей в обратную сторону. Устанавливается на односкоростные велосипеды, либо на велосипеды с планетарным переключением передач.

— Обеспечивают более лучшее торможение — Дисковые тормоза практически не засоряются при езде, так как расположены ближе к центру колеса., благодаря чему эффективно работают в любые погодные условия; — Позволяют более плавно регулировать тормозное усилие, нежели ободные.

Иначе говоря, обладают лучшей модуляцией; — Можно использовать со слегка искривлённой геометрией колеса, «восьмёрки» не влияют на работу тормозов; — Дисковые тормоза редко требуют обслуживания. Фактически, это система «поставил и забыл».

Колодки и диски имеют значительно больший ресурс, чем колодки v-brake тормозов;

— Размер покрышки абсолютно не важен, покрышка любого размера не будет тереться о тормозной механизм;

— Простота в установке и обслуживании; — Небольшая цена; — Маленький вес;

— Простота обслуживания и ремонта.

— В связи с тем, что нагрузка прикладывается к центру колеса, усиливается нагрузка на спицы и втулку, а также на вилку, держащую колесо; — Обслуживание дисковых тормозов намного сложнее, чем у тормозов v-brake; — Дисковый тормоз тяжелее, чем ободной;

— Серьезным недостатком ободных тормозов является то, что они изнашивают обод; — Этот тип тормоза чувствителен к качеству сборки колеса и наличию «восьмерки», поскольку расстояние между тормозной колодкой и ободом должно не превышать нескольких мм; — V-brake тормоз уязвим ко влаге и грязи. Качество торможения в сырую погоду значительно хуже, особенно; — Система довольно капризна к настройке. Требует регулярной замены рубашек и тросов; — Длительное торможение (на спусках в горах) нагревает поверхность обода, что ухудшает эффективность торможения;

— При использовании V-brake тормоза невозможно установить широкие покрышки.

Механические и гидравлические тормоза конструктивно очень похожи и, на первый взгляд, неопытный велосипедист может даже их не отличить. Но в них есть одно существенное различие, благодаря которому они различаются между собой. Они различаются тем, при помощи чего передаётся усилие на тормозные колодки.

В механическом тормозе усилие от нажатия на ручку передаётся при помощи металлического тросика. Тросик протянут через специальные защитные рубашки от тормозной ручки до тормозного механизма и, при нажатии на ручку, натягивается, сдавливая тормозные колодки.

К преимуществам механического тормоза можно отнести ремонтопригодность и более простое обслуживание.

В гидравлическом тормозе усилие от нажатия на ручку передаётся при помощи специальной тормозной жидкости. Жидкостью герметично заполнена гидролиния (нечто похожее на обычные рубашки тросов), которая проходит от тормозной ручки до самих тормозных колодок.

Гидравлический тормоз имеет ряд преимуществ: — Более высокая мощность тормоза; — Практически всегда сдавливаются сразу обе колодки; — Более лёгкий ход тормозной ручки.

Требуется меньше усилий при нажатии; — Не требует частой настройки и смазывания.

К недостаткам можно отнести: — Высокая стоимость;

— Для ремонта требуются специальные инструменты, во время велопрогулки починить гидравлический тормоз практически невозможно.

Для монтажа/демонтажа велосипедного дискового тормоза Вы всегда можете обратиться в специализированную мастерскую.

Поговорим о дисковых тормозах для велосипедов

Дисковый тормоз — довольно простое, но очень практичное приспособление для велосипеда. Основу дискового тормоза составляет стальной диск, диапазона размеров от 140 до 200 мм, фиксируемый в левой части втулки колеса в непосредственной близости со спицами.

Качество выполнения дисковым тормозом своей работы, или иными словами произведение торможения, зависит от того, насколько сильно к стальному диску во время его вращения прижимаются с двух сторон колодки — сила торможения будет тем больше, чем сильнее они будут прислоняться.

Эффективность торможения велосипеда дисковым тормозом на порядок выше произведения той же операции при помощи стандартного ободного тормоза по причине производства его колодок из высококачественного абразивного материала.

С ободными же колодками абразивные материалы просто не совместимы, так как в процессе эксплуатации они могут привести к существенным деформации материала обода, которым, как правило, является алюминий.

Стальной диск не изнашивается в процессе трения, и потому может благополучно использоваться по назначению долгие годы.

Велосипедные дисковые тормоза делятся на три типа: механические, гидравлические и гибридные. Механические дисковые тормоза имеют очень простую конструкцию: управляющий рычаг, вынесенный на руль велосипеда, подтягивает к себе трос, который руководит тормозными колодками.

Когда велосипедист нажимает на рычаг, тормозные колодки довольно сильно прижимаются к стальному диску, благодаря наличию довольно простого конструктивного механизма, каким может быть либо ходовой винт, либо кулачок, либо клин. Что касается гидравлические дисковые тормозов, то их построение несколько отличается от вышеописанного.

В вынесенной на руль ручке тормоза располагается главный цилиндр управления со встроенным поршнем. Именно данный силовой цилиндр и руководит работой тормозных колодок, связываемых между собой рукавом.

При нажатии тормозной ручки, цилиндр передает давление по шланге при помощи специальной несжимаемой тормозной жидкости к цилиндру в суппорте, который непосредственно и влияет на тормозные колодки. Как стало понятно уже из самого названия данного типа тормозного механизма, вся система велосипедной тормозной гидравлики внутри заполняется маслом.

Этот тип дискового тормоза просто идеален как для горного, так и практически любого электрического велосипеда, правда имеет он не совсем низкую стоимость и довольно сложные настройки. Если сравнивать гидравлические дисковые тормоза с механическими, то гидравлика будет, конечно же, на порядок выше.

Механические дисковые тормоза имеют несколько больших минусов. Так как в процессе их работы постоянно натягивается трос, может иметь место заедание или растягивание троса. Правда, с позиции простоты ремонта, механический тормоз будет, бесспорно, впереди.

Гидравлические дисковые тормоза

Гибридные дисковые тормоза — это объединение в одном устройстве механики и гидравлики двух описанных ранее типов велосипедных тормозов. Уделять особое внимание данному типу дискового тормоза я, пожалуй, не буду, поскольку в наше время он является мало распространенным.

Отмечу только, что передача тормозного усилия в нем производится аналогично механическому тормозу — от тормозной ручки до супорта при помощи троса, где расположена гидравлика.

Сказать, что гибридный дисковый тормоз в разы лучше обычного гидравлического — нельзя, но по каким-то, не совсем понятным для меня причинам, он стоит существенно больше.

Как уже описывалось раньше, размер дисковой части тормоза, или его ротора может находиться в пределах 140-200 мм. Чем большим будет ротор, тем более эффективно будет работать тормоз. Тормозные колодки также могут иметь разный тип наполнения: металлический или органический.

Металлические колодки, как несложно догадаться, наполняются металлическими опилками, органические – в разы более мягким наполнителем. Разница между этими колодками состоит прежде всего в показателях износостойкости и качества, а также плавности торможения.

Так, органические колодки, хоть и служат значительно меньше, тормозят существенно лучше металлических.

Весь процесс установки дискового тормоза на любой велосипед, в том числе и электрический, можно разбить на несколько этапов.

Во-первых, производится непосредственное фиксирование на руль ручки тормоза, которая будет отвечать за подачу тормозного усилия, устанавливается калипер в специальные крепления на раме.

Во-вторых, устанавливается тормозной диск на втулку, после чего закрепляется тормозной трос в ручке и продевается в рубашку, что протягивается к калиперу. Последнее действие, которое должен проделать велосипедист, устанавливая дисковый тормоз, это закрепить тросик и хорошо отрегулировать тормоза.

Для того чтобы в процессе использования дисковых тормозов не возникало «приятных» неожиданностей, велосипедист обязан регулярно проводить проверку состояние колодок дискового тормоза, контролировать уровень растяжения тросика, осуществлять регулярную чистку основы тормоза (ротора) от грязи.

Особенно ценны дисковые тормоза для электровелосипедов. Как правило, в случае с обычными педалируемыми велосипедами развитие высокой скорости — довольно редкое явления, потому потребность в высокой мощности торможения при такого рода велопоездках практически никогда не возникает.

Если же на велосипед установлено мощное мотор-колесо, и порог развития скорости в 25 км/ч для него далеко не предельный, лучше установить на свой электробайк качественный дисковый тормоз, так как только он сможет обеспечить наиболее высоких уровень торможения, существенно повысив безопасность и управляемость транспортного средства на дороге.

Какие же плюсы использования дискового тормоза на электровелосипеде? Это прежде всего: их большой срок службы, обеспечение отличной сцепляемости колеса с дорожным покрытием во время торможения, отсутствие потребности в проведении частой регулировки, большой показатель коэффициента трения между ротором дискового тормоза и абразивом, возможность эксплуатации практически в любые погодные условия.

Гидравлические дисковые тормоза – это тот оптимальный вариант, который подойдет электровелосипеду. Люфт в этом виде тормоза полностью отсутствует, он прекрасно поддается регулировке и отлично реагирует на команды тормозной ручки, ну и, что немаловажно, гидравлический дисковый тормоз имеет хорошую мощность торможения.

Механические тормоза будут уже похуже гидравлики. Если установить их на электровелосипед, однозначно придется столкнуться с такой проблемой, как наличие люфта и быстрый износ передаточного механизма.

Так, трос, который обеспечивает передачу тормозного усилия от ручки тормоза на руле до колеса, рано или поздно изменит свою длину, существенно вытянувшись.

Правда, если Вы все же не желаете тратить много денег на покупку тормозной системы для своего велосипеда — Вам вполне сгодится и механический дисковый тормоз. Он прост в обслуживании, ремонте и довольно надежен по сравнению с обычным ободным тормозом.

Хоть дисковые тормоза и имеют определенные недостатки, они довольно не существенные в сравнении с их достоинствами, ведь касаются они по большей части не эксплуатационных параметров, а прежде всего цены, несколько увеличенного веса и необходимости наличия на велосипеде втулок для крепления диска. Ну, и ещё один не совсем приятный момент, который никак нельзя оставить без внимания, – при отсутствии под рукой в нужный момент специальных инструментов довольно сложно самостоятельно проводить ремонт дискового тормоза.

Дисковые тормоза. Выбор и эксплуатация

В предыдущей статье мы рассмотрели наиболее распространенные виды велосипедных тормозов, разобрали их достоинства и недостатки, а также изучили особенности их конструкции. Но вполне возможно, что скоро вся эта информация будет интересна лишь в историческом плане, поскольку многообразие видов тормозов в последние несколько лет стабильно сокращается: именно дисковые тормоза вытесняют другие виды в нишу бюджетных решений с простой и дешевой конструкцией, мало отличающейся от модели к модели.

Еще несколько лет назад дисковые тормоза использовались лишь в велосипедах для экстремального спорта, а даже в такой дисциплине, как кросс-кантри, ободные тормоза прочно удерживали позиции, как более легкие, надежные и мало уступающие по характеристикам дискам. Сейчас всё изменилось. Горные велосипеды практически поголовно оснащаются дисками, за исключением совсем бюджетных моделей, диски разрешены в шоссейных гонках и циклокроссе, маховик их внедрения раскручивается, и скоро ободные тормоза могут исчезнуть и оттуда. Даже в дешевых велосипедах ободные тормоза то и дело заменяются на простенькие китайские дисковые.

Причина победного шествия дисков по велосипедному миру лежит на поверхности: они эффективнее вибрейков, лучше работают в неидеальных дорожных условиях, хорошо справляются с загрязнением и обледенением, а также не изнашивают обод колеса. Что немаловажно в случае дешевых велосипедов — качество торможения не зависит от кривизны обода.

Исторически дисковые тормоза были намного тяжелее и дороже вибрейков, однако рост их производства закономерно приводит к снижению цен, а в случае с гидравликой нет никаких преград (кроме маркетологических) к тому, чтобы сделать тормоз и недорогим, и легким.

Общее устройство

Кратко напомним конструкцию дискового тормоза (более подробное описание приведено в предыдущей статье). Основные его части это тормозная ручка, воздействующая на калипер с тормозными колодками, которые сжимают тормозной диск (ротор), закрепленный на втулке колеса. Калипер закрепляется на раме (вилке) посредством адаптера (или напрямую) и приводится в действие посредством троса у механических тормозов или давления гидравлической жидкости у гидравлических.

Как правило, у механических тормозов двигается только одна колодка, изгибающая ротор и прижимающая его ко второй, неподвижной. У типичного гидравлического тормоза обе колодки синхронно движутся по направлению друг к другу с помощью двух поршней, но встречаются и другие, более сложные конструкции. Регулировка механических тормозов осуществляется путем подтяжки тросика и выдвигания неподвижной колодки навстречу подвижной (винтом), а гидравлические тормоза могут либо не иметь регулировки, либо обычно регулировка затрагивает лишь вспомогательные моменты (например, расстояние ручки от руля или ее жесткость).

Важное отличие механических тормозов от гидравлических — в процессе износа колодок у первых требуется подтягивать тросик и подкручивать неподвижную колодку, чтобы тормоза не отказали, тогда как вторые в идеале позволяют забыть о подстройке с момента установки новых колодок и до полного их износа. Обратная сторона медали — высокая сложность устройства гидравлики, требование к прецизионной обработке и высокому качеству деталей, сложность ремонта. В противоположность этому, механику сложно привести в негодность и несложно обслуживать. Но обо всём по порядку.

Выбор дисковых тормозов

Гидравлика или механика?

Выбор между гидравлическим и механическим приводом дисковых тормозов — один из самых острых вопросов при модернизации велосипеда. Как часто бывает, в этом вопросе нет одного единственно правильного решения, более того, есть множество противоречащих друг другу реальных примеров эксплуатации, показывающих пригодность либо непригодность тех или иных тормозов для заданных задач. Также есть примерно равное количество людей, которые навсегда разочаровались в каком-то из этих видов тормозов, и больше ни за что не поставят его на свой велосипед. Сразу оговорюсь, что в конце этого раздела не будет банального вывода: «Гидравлика нужна для гонок, а механика для туризма, главное не перепутать!» — реальность на самом деле посложнее, и окончательный выбор придется делать самому (или просто махнуть рукой и купить первое попавшееся).

На момент написания статьи дисковые механические тормоза уже отошли в тень гидравлики, которая за последнее время заметно подешевела, частично избавилась от «детских» болезней и от откровенно неудачных конструкций (например, гидравлика Hayes Sole с одной неподвижной колодкой, сочетающая в себе недостатки гидравлики и механики). На велосипедах в магазине дисковая механика если и встречается, то обычно на дешевых моделях (как первый шаг от вибрейков) — соответственно, используются самые дешевые тормоза от малоизвестных фирм. Автор пользовался подобными тормозами на различных велосипедах и рекомендовать их для использования не может. Непродуманная конструкция, неудобное и/или ненадежное крепление колодок, необходимость слишком частой настройки, плохая модуляция (резкий переход между слишком слабым и слишким сильным торможением) — вот основные проблемы, с которыми может столкнуться пользователь таких тормозов.

Однако чудес не бывавет, и дешевая гидравлика тоже может доставить проблемы, если попадется бракованный экземпляр. Наиболее типичные проблемы неудачных экземпляров тормозов — течь гидравлической жидкости и несимметричное движение тормозных колодок. К сожалению, наиболее эффективный способ решения этих проблем — замена тормоза в сборе на нормальный, поскольку в данном ценовом диапазоне запчасти, скорей всего, добыть не получится (то же самое справедливо и для дисковой механики, однако там хотя бы ручки и тросы стандартные).

Таким образом, при совсем уж ограниченном бюджете от любых дисков лучше отказаться в пользу пресловутых вибрейков от Shimano или Avid.

С ростом бюджета выбор тормозов становится шире. Здесь происходит жесткая конкуренция между лучшими механическими тормозами (например, Avid BB7) и средне-хорошей гидравликой (например, Shimano Deore и выше). Рассмотрим достоинства и недостатки обоих вариантов.

Требование к регулярности обслуживания. Если стоит вопрос о том, какой тормоз лучше поставить жене, маме или ребенку, то автор двумя руками «за» гидравлику. Как уже упоминалось, хороший гидравлический тормоз не требует почти никакого текущего обслуживания, кроме элементарной операции замены колодок (раз в 1000-2000 км в среднем) с одновременной регулировкой и очисткой калипера. Также раз в 1-2 года желательно производить прокачку тормозов, но такую операцию не грех поручить специалисту.

На этом фоне, механика требует постоянного контроля состояния колодок с подстройкой их положения. Если забросить это дело, то в какой-то момент тормоз просто перестанет работать. Поэтому для человека, который не желает или не может непрерывно контролировать состояние велосипеда, хорошая гидравлика подойдет лучше — поставил и забыл.

Мощность, модуляция и тактильные ощущения при работе. Если в вопросе мощности здесь примерный паритет (в разумных пределах — все же с адских гор на механике никто не ездит), то модуляция и тактильные ощущения лучше у гидравлики. Модуляция — это комплексный показатель, характеризующий однозначность и удобство управления тормозным усилием. Гидравлическая ручка плавно прожимается примерно на 1-2 см до касания диска колодками, при дальнейшем усилении давления мощность плавно и предсказуемо растет, что позволяет точно дозировать усилие.

У механики тормозное усилие растет ступенчато: оно появляется, когда ротора касается подвижная колодка, далее незначительно растет, и в момент сжатия ротора между обеими колодками происходит рывок. Это не очень приятно и требует определенного привыкания, чтобы не перетормаживать.

Надежность. Мы не будем рассматривать чисто механические поломки, вызванные внешними причинами или явным браком, например, раскрошенную тормозную ручку после перевозки на самолете — этому подвержены все компоненты без исключения, причем одинаково редко. Понятно, что в случае чисто механической поломки поврежденную деталь потребуется поменять, независимо от вида тормоза.

Скажем прямо: на глазах автора статьи неоднократно ломались рамы, колеса, багажники, подседельники, сёдла, рвались покрышки. Дисковый тормоз механически был сломан только один раз — когда участник покатушки не закрепил на велосипеде гидролинию, она свободно болталась в разные стороны, в итоге зацепилась за ветку и вырвалась из ручки.

При нормальной же эксплуатации надежность обоих видов тормозов стремится к образцовой, но при условии, что гидравлический тормоз является «нормальным», — а именно не текущим и с нормально двигающимися колодками. Если же вам попалась «проблемная» гидравлика, то плясок с бубном не избежать — то ручка начнет проваливаться, то колодки все в масле, то автоподвод не работает. Обычно при появлении подобных проблем тормоз может потребоваться прокачать или добавить жидкости в систему, что необходимо иметь в виду при длительных автономных походах.

Легкость диагностики, шанс появления проблем типа «неведомая хрень». Здесь механические тормоза, разумеется, далеко впереди со своей простой и понятной конструкцией, легко доступной для осмотра. Многие велосипедисты не имеют понятия о том, как работают гидравлические тормоза, и, следовательно, не смогут диагностировать проблему, если тормоз стал работать некорректно. Поэтому среди нежелающих разбираться в тонкостях работы гидравлики механические тормоза весьма популярны.

С другой стороны, если человек абсолютно далек от техники, то для него и механика, и гидравлика будут одинаково непонятны, этакий черный ящик: «нажал на ручку — он тормозит». Тут на первое место выходит отсутствие необходимости в регулярной подстройке гидравлики, что в данном случае может быть важно.

Ремонтопригодность в полевых условиях. При длительных путешествиях вдали от цивилизации, если в случае фатальной поломки тормоза нет возможности доехать маршрут на одном оставшемся, наиболее универсальным вариантом (как для механики, так и для гидравлики) выглядит наличие запасного тормоза в сборе. Ведь никогда нельзя угадать заранее, что будет сломано, насколько фатально и по какой причине. Разумеется, это выглядит как совет возить с собой запасной велосипед, поскольку все возможные поломки техники предупредить невозможно.

Если же не рассматривать такие экстремальные и маловероятные случаи, то в автономку для гидравлики имеет смысл везти набор для прокачки с некоторым количеством жидкости, а для механики — запасной трос с рубашкой (разумеется, в любом случае не стоит забывать и про хороший запас колодок). С несложными проблемами это поможет справиться, а сложные, типа разбитой тормозной ручки или лопнувшего калипера, на коленке всё равно не исправить. Порванная гидролиния, чего многие опасаются, скорее появится только после серьезного ДТП, когда будет немало и других вышедших из строя узлов. Как уже говорилось, не надо принимать близко к сердцу возможность поломки тормоза, поскольку их в любом случае два.

Вопрос износа колодок в грязи. Наиболее частая «поломка» у любых тормозов — сношенные «в ноль» колодки, ресурс которых совершенно непредсказуем и отличается в зависимости от покрытия дороги и режима движения в сотни раз. Если вы проехали на предыдущих колодках несколько тысяч км, это не значит, что в сильной грязи вы не сотрете новые колодки за 5-50 км. У бракованных колодок (такие редко, но встречаются) может срывать накладки вообще сразу. Разница в том, что у механики вы чувствуете износ непосредственно своей ладонью (по проваливающейся ручке), а гидравлика работает, как ни в чем не бывало, вплоть до начала торможения металлом о металл, и даже после этого (у невнимательных велосипедистов).

Если требуется месить очень серьезную грязь, то некоторые записывают в плюсы механики то, что при волочении велосипеда теоретически можно развести колодки в стороны (впрочем, на практике это все равно никто не делает), и они не будут стираться о грязный ротор. У гидравлики же после любого нажатия на ручку устанавливается стандартный зазор в доли миллиметра. Но здесь есть и другая сторона медали — если вам нужно по грязи ехать, то с гидравликой у вас будут тормоза всегда, пока живы колодки. А механику придется подкручивать каждые пару километров, чтобы не остаться без тормозов.

Чувствительность к загрязнению, замерзанию, ржавчине. Здесь также всё неоднозначно. Движущиеся части механического тормоза, особенно трос в рубашке, определенно склонны к загрязнению, закисанию и ржавлению, за их состоянием и легкостью хода надо следить. Автор однажды вырывал заржавевший трос из рубашки, дергая двумя руками, а владелица велосипеда двумя руками держала рубашку.

У гидравлики такой явной проблемы с грязью и ржавлением нет (если, конечно, не ездить активно по соленым зимним дорогам), но с другой стороны, некоторые гидравлические тормоза очень не любят холодную погоду — уплотнения дубеют и начинают травить жидкость или засасывать воздух. Но нужно отметить, что это относится лишь к некоторым тормозам. Впрочем, в случае действительно сложных зимних походов уже есть резон поставить механику, чтобы не пришлось решать «зимние» проблемы в лютый мороз вдали от человеческого жилья.

Шаркание и звякание колодок о ротор. В плане расстояния от колодок до ротора механика однозначно впереди, причем это расстояние регулируемое (в том числе и без участия пользователя, за счет износа колодок). В то же время у гидравлики расстояние однозначно определено конструкцией, и всегда очень невелико, сравнимо с допуском на плоскостность ротора. У некоторых тормозов легкий контакт с ротором вообще происходит непрерывно. Отсюда следует, что у гидравлики небольшое шаркание ротора о колодки является типичным, причем шаркание даже может усиливаться или ослабляться после снятия и установки колеса (из-за микро-изгибов оси). Это тем более заметно при больших размерах ротора.

В то же время нужно помнить, что мощность торможения, ход ручки и расстояние между колодками и диском связаны между собой законами физики, и в общем случае нельзя увеличить расстояние без увеличения хода ручки или ослабления торможения. Проще говоря, у мощных механических тормозов с жесткой ручкой расстояние между колодками и ротором будет те же доли миллиметра. Правда, Shimano на гидравлике использует технологию Servo-Wave, позволяющую достаточно заметно увеличить зазор между колодками — рычажный механизм в начале хода ручки сжимает колодки сначала быстро, а потом с нарастающим усилием.

  • Shimano Deore в сборе передний+задний ≈ 1100 г (2 ручки, 2 калипера, 2 ротора, масло, суммарно 2,3 метра гидролиний).
  • Avid BB7 в сборе передний+задний ≈ 1200 г (2 ручки SD7, 2 калипера, 2 ротора, суммарно по 2,3 метра тросов и рубашек).

Тут уже надо вспомнить, что Avid BB7 — это практически потолок развития дисковой механики, а Shimano Deore — просто недорогой гидравлический тормоз среднего класса. На самом деле, даже без расчетов хорошо видно, что механический калипер намного более металлоемкий, чем гидравлический, а стальные тросы и рубашки тяжелее, чем пластиковая трубочка с жидкостью.

Вопрос установки багажника


При покупке дисковых тормозов надо помнить, что зачастую они плохо сочетаются с багажником. Конечно, в первую очередь здесь важна конструкция рамы, но увы — обычно рамы сделаны именно таким образом, что стойка багажника должна пройти сквозь тормозную машинку дискового тормоза. Как с этим бороться? Этой проблеме много лет, и возможных способов решения было придумано очень много:

Выбор более компактного тормоза. Гидравлические калиперы по размерам часто меньше механических, и багажник установить на них проще.

Использование более длинных болтов крепления и втулок-проставок. Ноги багажника чуть раздвигаются, появляется дополнительный шанс избежать касания калипера. При разумной длине втулок (скажем, до 5 мм) прочность крепления не страдает, но если болты совсем длинные, или вместо втулок используются стопки шайб, то болт может согнуться или сломаться.

Использование самодельных или фабричных адаптеров, которые отодвигают багажник назад. Возможность использования таких адаптеров зависит от конструкции багажника. Практика показала, что адаптеры из алюминиевой пластины толщиной 5 мм подходят для перевозки груза до 30 кг, а сделать их можно за один вечер.

Установка багажника на перья рамы с помощью хомутов. Важно следить, чтобы багажник не уехал слишком далеко вперед, что приведет к тому, что велосипедист будет задевать за рюкзак пятками. Также у легких рам перья могут быть не рассчитаны на такую нагрузку.

Самостоятельное изготовление отверстий на раме (приваривание ушек, просверливание отверстий там, где их не было). Требует специфических навыков, а также может дать нерасчетные нагрузки на раму, что может привести к ее поломке.

Использование специальных багажников для дисковых тормозов. Необходимо учитывать, что такие багажники могут быть менее прочными, чем обычные.

Наконец, выбор рамы с расположением калипера внутри заднего треугольника, что как правило решает проблему установки багажника на корню.

Выбор того или иного способа или их совокупности определяется конструкцией рамы, тормоза, багажника, а также возможностями владельца велосипеда.

Гидравлическая жидкость: масло или тормозная жидкость

Тормозные жидкости DOT3, DOT4 и DOT5.1 совместимы в тормозах и похожи по свойствам, поэтому дальше они будут называться просто DOT4 (чтобы не путать с DOT5, которая не совместима с ними и похоже, что вообще не используется в велосипедах).

Еще один предмет вялого холивара. Довольно многие желающие купить гидравлические тормоза выискивают с микроскопом достоинства и недостатки каждого вида жидкости, на основании чего ставят крест на тех или иных производителях (Shimano, Tektro и Magura ездят на масле, остальные, как правило, — на тормозной жидкости). На самом же деле, для конечного пользователя разница в температурах кипения и замерзания практически отсутствует, и вид жидкости — далеко не первая характеристика тормоза, на которую надо смотреть.

Конечно, разница между видами жидкости есть: DOT4 дешевле и доступнее в продаже, а специальное масло зато более дружелюбно при общении байкера с внутренностями тормозов (DOT4, как известно, очень ядовит, коррозийно-опасен и требует перчаток при работе). Например, известен случай, когда сквозь бракованный корпус калипера прорвалась струя тормозной жидкости и ударила человеку в лицо, также иногда при неаккуратной прокачке тормозов жидкость разлетается в стороны, масло в таких случаях более «юзер-френдли». Но простой пользователь непосредственно с жидкостью дел вообще не имеет, сдавая тормоза в сервис.

Еще одна специфическая «сервисная» проблема — DOT4 гигроскопичен и во вскрытой упаковке постепенно накапливает влагу из воздуха (при этом быстро увеличивается склонность к закипанию), в отличие от масла, которое может храниться во вскрытой упаковке очень долго. Поэтому вскрытую упаковку DOT4 надо использовать довольно быстро и не держать годами. Хочется верить, что в сервисе в тормоза не зальют остатки тормозной жидкости с прошлого сезона.

Из опыта эксплуатации двух моделей тормозов с DOT4 и трех моделей с маслом, можно сказать, что по своей вязкости, устойчивости к высоким температурам и по качеству работы зимой оба вида жидкости примерно одинаковы, гораздо большую разницу в работе вносит различие между конкретными экземплярами одного и того же тормоза.

Кстати, вместо дорогого и труднодоступного фирменного масла некоторые успешно используют жидкость (минеральное масло) LHM+, применяемую в тормозах и амортизаторах автомобилей Citroen. По степени вязкости при -40°С и температуре кипения она полностью эквивалентна DOT4. Что точно не нужно делать — это лить DOT4 в тормоза, предназначенные для масла, и наоборот. Шанс вывести при этом тормоза из строя очень велик. Также нельзя использовать DOT5 (а DOT5.1 — можно) в тормозах, предназначенных для DOT4. Для удобства читателей предлагаю таблицу совместимости гидравлических жидкостей.

Какие дисковые тормоза на велосипеде лучше: гидравлические или механические

В списке характеристик байка графа «тормоза» вызывает не меньше вопросов, чем строка «задний переключатель». Еще лет семь назад вокруг систем замедления водилась масса споров, поскольку конструкция V-Brake конкурировала с дисковой механикой. Ныне механические «дискачи» уже вытеснили двухрычажную схему в бюджетном сегменте, а в качестве эталона предлагается гидравлика. Стоит ли переплачивать за нее? Что надежнее, а что комфортнее? И, в конце концов, какая конфигурация лучше тормозит?

Разница между дисковой гидравликой и механикой

какие тормоза на велосипеде лучше гидравлические или механические

Неопытным взглядом сложно определить, какие тормоза установлены на велосипеде – гидравлические или механические, из-за чего понять, что лучше, а что хуже вряд ли удастся. И там, и там вы обнаружите рукоятку, ротор и тормозной калипер (механизм, прижимающий колодки к диску). И принцип действия у них один – зажали ручку на руле, колодки остановили ротор.

Глобальное отличие состоит в том, как они работают, а точнее – в стиле передачи команды от рукоятки к калиперу:

  • Тросик. Его натяжение приводит к смещению одной колодки. Вторая же постоянно неподвижна. Так действует механика.
  • Тормозная жидкость или минеральное масло. При нажатии на ручку внутри нее перемещается поршень, оказывая давление на жидкое вещество, находящееся в гидролинии. Поскольку жидкость несжимаема, посредством нее усилие передается на поршни в тормозном калипере (механизм, прижимающий колодки к ротору). В гидравлической схеме перемещаются обе фрикционных накладки.

что лучше гидравлические или механические тормоза на велосипеде

Какие тормоза на велосипеде лучше: гидравлические или механические

Если строго оценивать вопрос, то поставлен он некорректно. Во-первых, механику вы встретите только на велосипедах до 30 000 рублей. Все, что выше этой психологической отметки, идет с гидравликой.

Во-вторых, бюджетный сегмент отличается экономией на всем, и на тросиковых «дискачах» тоже: китайский noname комплект тормозит даже хуже ретроконструкции V-Brake, но, увы, они на 95% вытеснены. Гидравлическая схема в этой ценовой категории тоже не идеальна, но поскольку, повторимся, вибрейков уже нет, то первенство за ней.

Если взглянуть на рейтинг лучших горных велосипедов по цене и качеству , то механические тормоза конкурируют с гидравлическими только в очень узком ценовом диапазоне: 20 000-30 000 рублей. Но он же и один из самых популярных. Комплектация с гидравликой, как правило, дороже Mechanical Disc на 3 000-5 000 рублей. Поэтому целевой аудиторией вопроса являются те покупатели, которые желают сэкономить эти деньги, и в этом есть разумное зерно.

дисковые тормоза гидравлические или механические

В фокусе сопоставления такие характеристики, как:

  • Удобство использования.
  • Производительность торможения.
  • Сложность обслуживания в домашних и полевых условиях.
  • Вес.
  • Разница в цене, которую мы уже обсудили.

Комфорт

Гораздо приятнее нажимать ручку гидравлического тормоза. Как минимум из-за того, что это можно сделать одним-двумя пальцами без особого перенапряжения. Дешевая механика управляется достаточно туго, и зажимать рукоятку до упора приходится чуть-ли не всей кистью.

Углубляясь в характер ощущений от управления дисковыми тормозными механизмами, уместно поговорить о модуляции.

К сведению. Модуляция – это обратная связь, то есть возможность ощущать через тормозную рукоятку то, насколько плотно прижаты колодки к ротору.

какие тормоза лучше дисковые механические или дисковые гидравлические тормоза

Так вот, дозировать усилие на дешевой механике не получится. На словах этого не ощутить, поэтому покатайтесь по магазину на трех разных велосипедах: с механическими тормозами, дешевыми и дорогими гидравлическими, и определите, что для вас лучше. Расстановка приоритетов наверняка будет согласно цене:

  • Четырехпоршневая гидравлика на байке класса премиум (свыше 50 000 рублей). Минимальное усилие на ручке (свободное перемещение одним пальцем), максимально прозрачная обратная связь.
  • Гидравлическая система замедления с двумя поршнями (20 000-50 000 рублей). Управление двумя пальцами, «обратка» присутствует, но недостаточно внятная.
  • Дешевая механика с одной подвижной колодкой. Пересаживаясь даже с бюджетной гидравлики, ощущается низкий уровень модуляции. По факту ее нет, а есть два положения – тормозит и не тормозит, команду притормозить тросовый привод обработать не способен.

Эффективность

Производительность торможения не зависит от того, как связаны калипер и ручка. Здесь играет роль материал и размер трущихся деталей:

  • Диаметр ротора.
  • Габариты колодок.
  • Материал фрикционных накладок.

Обычно колодки пропорциональны габаритным диаметрам дисков, ходовыми из которых являются всего два:

  • 160 мм – легкое кросс-кантри (лесные тропинки, не затяжные спуски).
  • 185 мм – активная езда по горным дорогам.

Ремонтопригодность

Начать, пожалуй, стоит с объяснения бродящего по велосообществу страха в отношении использования гидравлических тормозов на велосипеде. Суть его в том, что, скажем, в результате падения, поврежденную гидролинию практически невозможно отремонтировать в полевых условиях.

Так это и есть: оборудование для прокачки и тормозную жидкость или минеральное масло возить с собой накладно. Но современные комплекты от Shimano и Avid отличаются высоким качеством и повредить их тяжело. Это раз. Два – в жестких фрирайдовых дисциплинах применяется, как ни странно, гидравлика, хотя падать там положено чуть ли не по определению. Кроме того:

  1. Не каждый возит с собой запасной трос, а это значит, что механический тормоз отремонтировать тоже не получится.
  2. На велосипеде имеется два тормоза и выход из строя сразу обоих – явление очень редкое.

гидравлика на велосипеде

Конечно же, при наличии в запасном комплекте тормозного тросика, отремонтировать механику – дело пяти минут. На обслуживание гидравлики нужно порядком больше времени и дорогостоящее оборудование, но и заглядывать в нее приходится реже.

Если на счету каждый грамм, то ваш выбор – гидропривод.

Что в итоге выбрать

Проведем аналогию с трансмиссионным вопросом: подыскивая лучшие задние переключатели для велосипеда , вы отталкиваетесь от характера езды. То есть дорогущую и сверхлегкую систему Shimano Deore XTR на походный байк никто не ставит, потому как по асфальту и легкой грунтовке обычной Deore хватает с головой.

Соблюдайте данный принцип и в вопросе с тормозами, а также в том, какой велосипед лучше, Стелс или Форвард . Для покатушек по парку в выходной день механика подойдет – привыкнуть к ней можно, длится этот процесс недолго. А вот на каждый день лучше взять гидравлику, ведь за ней превосходная отзывчивость.

В серьезной сфере применения комментарии излишни. Для велотуризма вы просто не купите байк дешевле 30 000 рублей, поскольку понятие «надежность» коррелирует с суммой не менее 500$. Поэтому здесь, как и в случае с серьезным кросс-кантрийным направлением, гидравлический тормоз – монополист.

Выбор между дисковыми и ободными тормозами для велосипеда

Ездить на велосипеде без тормозов могут разве что камикадзе и каскадёры. Если вы не относитесь к этим двум группам лиц, значит, на вашем велосипеде должны быть установлены тормоза. Это раньше для остановки велосипеда необходимо было прокрутить педали назад, а теперь тормозные системы стали усовершенствованными, сложными, дорогими, но эффективными. Из всех существующих вариантов чаще всего устанавливаются на велосипед тормоза дисковые или ободные. Но каким же стоит отдать предпочтение? С этим вопросом мы и будем разбираться.

Дисковые и ободные тормоза

Что лучше: дисковые или ободные велотормоза

Никто не сможет однозначно сказать, какие тормоза лучше, а какие хуже. Выбор зависит от многих факторов, потому каждый велосипедист должен самостоятельно сделать оптимальный выбор. Для начала стоит изучить все преимущества и недостатки двух видов тормозных систем.

Разновидности тормозных систем

Вообще, существует немного больше разновидностей тормозных систем, чем дисковые или ободные. Не стоит забывать о барабанных и роллерных. Барабанные тормоза на велосипед размещаются внутри втулки. Для их активирования необходимо прокрутить педали не вперёд, а назад. Многие из нас в детстве катались на велосипедах именно с такими тормозами. Роллерные тормоза крепятся на внешнюю сторону втулки и на раму. Принцип торможения основывается на трении роликов о поверхность диска. Такие системы постепенно отходят в прошлое, а на смену им пришли ободные и дисковые тормоза.

В категории ободных систем торможения присутствует четыре подвида. Все они работают по одному принципу, который заключается в зажимании обода колодками. К ободным тормозам относятся:

  1. V-brake встречаются чаще всего и являются универсальными.
  2. Кантилеверы используются с каждым годом всё меньше, встречаются в велобайках старт-шоссе.
  3. Клещевые тормоза устанавливаются на шоссейники и некоторые городские модели.
  4. U-brake используются в BMX.

Для дальнейшего рассмотрения из всего этого списка выбираем V-brake, поскольку они более распространены и универсальны.

Дополнительно ободные системы разделяются на механику и гидравлику. В этом они похожи на дисковые тормоза, которые делятся только на эти две большие группы.

Обзор тормозов ободного типа

Обычно, когда появляется что-то новое, старое отходит на второй план и постепенно забывается. С ободными велосипедными тормозами так не случилось. Несмотря на появление достойной альтернативы в виде дисковых механизмов, ободные V-brake не стали частью истории.

Ободный тормоз байка

Ободные тормоза типа v-brake

Преимущества ободных тормозов

  1. Тормозное усилие обладает достаточной мощностью, которой хватает для передвижения внутри города и за его пределами.
  2. Стоимость является привлекательной и доступной, поэтому нет необходимости искать более дешёвые, а следовательно, и менее качественные экземпляры.
  3. Простая конструкция не создаёт сложностей при настройке, с которой справится любой дилетант. Для настройки потребуется шестигранник, отвёртка, минимум знаний и времени. К тому же при отсутствии сложных и дорогих деталей вероятность поломки оказывается минимальной.
  4. Минимальный вес является важным преимуществом, которое для многих велосипедистов оказывает решающее влияние.
  5. Не создают сложностей во время транспортировки велобайка.

Преимущества серьёзные, поэтому V-brake по-прежнему остаются популярными. Но не всё так гладко с этими тормозами. Недостатки у них также имеются.

велосипед с тормозом v-brake

Байк с тормозом v-brake

Недостатки ободных тормозов

  1. В процессе торможения используется обод и его поверхность должна быть пусть и не идеально, но относительно ровной. Если на колесе имеются восьмёрки, то потребуется увеличивать расстояние между колодками, исправлять недостатки или менять колесо. В противном случае будет увеличен ход ручки тормоза, что может вызвать снижение мощности силы торможения.
  2. Использование такого механизма в сильную непогоду оказывается усложнённым или вообще невозможным. Речь идёт не про небольшой дождь, а про конкретную грязь, которая налипает на колёсах. Хотя на таких дорогах никто не возьмётся гонять, а потому использование тормоза становится неактуальным.
  3. Грязь и пыль способствуют сильному износу колодок. Отправляясь на велосипеде в горы, даже необходимо брать с собой запасные колодки. В этом случае будут более актуальными картриджные варианты, которые позволяют осуществлять замену не всей колодки, а только тормозной накладки.
  4. Необходимость в проведении частой настройки. Этому способствует стирание колодок, искривление обода и сбивание степени отскока.

Многие компании занимаются выпуском ободных тормозов, но хорошие модели можно поискать в ассортименте Avid и Shimano. Отдельного слова заслуживает ви-брейковская гидравлика. Установка таких тормозов имеет место лишь в трейле.

Обзор тормозов дискового типа

Принцип работы такой системы основана на зажимающей силе тормозного диска, который называется ротором. Этот элемент закрепляется на втулке. На вилке и раме размещается калипер, который является тормозной машинкой. В его конструкцию входит пара колодок. При помощи одного поршня колодки прижимаются к ротору. В гидравлических моделях поршней имеется два. По причине отсутствия модуляции механические тормоза работают не особо хорошо.

Дисковый тормоз байка

Тормоза дискового типа

Достоинства дисковых тормозов

  1. Высокая мощность тормозной силы, которой нет равных среди прочих разновидностей тормозных систем.
  2. Самая высокая модуляция характерна для гидравлики. В результате пользователь получает возможность точно регулировать тормозное усилие, для чего достаточно будет задействовать всего один палец.
  3. Закрепление ротора осуществляется на большом уровне над землёй, что минимизирует попадание на него грязи, пыли и снега. В результате торможение сохраняется на высоком уровне независимо от погодных условий, а износ колодок осуществляется в гораздо меньшей степени.
  4. На работу тормозного механизма не влияет состояние колёс.
  5. Гидравлика не нуждается в настройке и регулировании расположения колодок относительно диска.

Недостатки дисковых тормозов

Идеальными их никак нельзя назвать, хоть список положительных моментов обширен. Отрицательных моментов также хватает:

  1. Высокая стоимость, которая часто вынуждает искать более доступные предложения с низким качеством.
  2. Внушительный вес часто вынуждает велосипедистов отказываться от таких тормозов.
  3. Отсутствие универсальности связано с тем, что каждый производитель старается выпускать уникальные модели. Это приводит к несовместимости деталей от различных производителей. Даже выбор жидкости для гидравлики должен осуществляться в соответствии с моделью механизма. Например, для Shimano, Magura и Tektro требуется покупать специальное масло. Для обслуживания Hayes, Formula и Avid необходима тормозная жидкость.
  4. В преимуществах было указано об отсутствии необходимости в настройке тормозов, но в гидравлику может попадать воздух, а это является серьёзной проблемой. И также не исключена вероятность вытекания жидкости. Исправить такие ситуации в полевых условиях крайне сложно.
  5. Во время скоростных спусков ротор начинает сильно греться и система может отказываться работать.
  6. В гидравлике колодки находятся очень близко к диску. Это расстояние не регулируется. При катании по сильной грязи колодки могут очень быстро стираться, в этом случае тормоз может быть не задействован. не такая простая, как в случае с ободным механизмом. Ротор может быть легко согнут, а калипер нужно обязательно закрывать пробкой.
  7. Проблема с выбором велобагажника, который может быть использован совместно с таким механизмом.

Если дисковые тормоза вас полностью устраивают и вы твёрдо решили покупать именно их, то стоит обратить внимание на продукцию Avid, Hayes и Shimano.

Дисковый тормоз на велоколесе

Велосипед с установленным дисковым тормозом

Заключительное слово

Как видите, не всегда новое оказывается лучше старого. Дисковые тормоза хоть и обладают большим ассортиментом положительных моментов, но всё же неспособны полностью заменить своих предшественников. Ведь многие велосипедисты по-прежнему выбирают ободные механизмы, остаются довольны и ни о каких других тормозах и не думают. Для прогулок на велосипеде и передвижения по городу таких механизмов оказывается вполне достаточно. Совсем другое дело — техничная езда, соревнования, преодоление кросс-кантри трасс. Такие условия эксплуатации требуют установки не просто дисковых тормозов, а гидравлики.

Ещё один момент не был нами рассмотрен, но он обязательно должен учитываться в процессе выбора велосипеда. Если вы присматриваетесь к велосипедам с дисковой гидравликой, то стоит адекватно оценивать их стоимость. Сама только тормозная система будет стоить порядка 150–200 долларов. Если стоимость велосипеда не особо высока или подозрительно занижена, значит, производитель сэкономил на других составляющих. Не исключено, что в таком велосипеде придётся сразу же менять резину или спустя короткое время заниматься ремонтом вилки, трансмиссии и других важных узлов.

Идея купить изначально велосипед с ободными тормозами, а в будущем установить на него дисковую гидравлику не так хороша на практике, как в теории. Не на всех велосипедах можно легко поменять одну тормозную систему на другую. Очень часто приходится покупать новое колесо с необходимой втулкой.

Никто не сможет однозначно сказать, какие тормоза будут лучше. Один тип механизмов подходит под одни условия и стиль катания, а другой тип механизмов является преимущественным для другой категории велосипедистов. Но обладание необходимой информацией поможет сделать правильный выбор даже новичку.

Настроика ободного тормоза

Как производится настройка ободного тормоза велосипеда, важно понимать каждому велосипедисту. Безопасность велосипедиста и других участников движения напрямую зависит от исправности тормозной системы велосипеда. Для поддержания нормального функционировании необходимо своевременно регулировать систему.

Открутить колесо велосипеда

Как правильно снимать и устанавливать на место переднее колесо велосипеда. Последовательность демонтажа и установки переднего колеса.

Снятие заднего колеса

Как правильно снимать, разбирать и монтировать на место заднее ведущее колесо. Последовательность демонтажа и установка заднего колеса.

Источники:

https://spiegelstudio.ru/remont/diskovye-tormoza-dlya-velosipeda-vsyo-o-velosporte.html
https://velopiter.spb.ru/tech/brakes/disk/disc_brakes.html
https://autobann.su/diskovye-tormoza-na-velosipede.html
https://aktsport.ru/velosiped/kakie-tormoza-luchshe-diskovyie-ili-obodnyie.html