Это жестко: 5 самых изнурительных велосипедных рекордов мира
Гонка длиной 9200 км, круглосуточный заезд, часовой рекорд на треке — на что только велосипедисты не идут ради очередного рекорда.
Первый в истории рекорд скорости на велосипеде
Год 1899, железная дорога, паровоз с одним вагоном, под завязку набитым журналистами. И велогонщик Чарльз Мерфи. Паровоз постепенно разгонялся, ну а Чарльз ехал за вагоном, постоянно находясь в воздушном кармане.
Был момент, когда гонщик потерял плотный контакт с вагоном, но затем таки смог «добрать» состав. В итоге, экстремала прозвали «Миля-за минуту-Мерфи». А еще в итоге родился первый в мировой истории рекорд скорости на велосипеде — 100,2 км/час.
Чарльз Мерфи. Мчит за вагоном навстречу первому в мире рекорду скорости на велосипеде
Источник: Red Bull
Часовой рекорд на треке
Брэдли Уиггинс — британский трековый и шоссейный велогонщик, значительную часть карьеры выступавший за «Team Sky». А также пятикратный олимпийский чемпион, семикратный чемпион мира на треке, чемпион мира на шоссе и победитель Тур де Франс 2012.
Год 2015, июнь, 7-е. Велотрек. Брэдли решается установить часовой рекорд пройденного расстояния на треке.
В планах Уиггинса — пройти 55 км. Не удается: гонщик проезжает 54 километра 526 метров. Но и этого хватает, ибо до него рекордом были признаны 52,937 километра, пройденные Алексом Даусеттом.
- Алекс Даусетт — британский профессиональный шоссейный велогонщик, выступающий за команду Movistar Team. Четырехкратный чемпион Британии в гонках с раздельным стартом.
Смотрите, как Брэдли за 60 минут проехал почти 55 км на треке:
Наибольший километраж за год
В 1939 году за 365 дней будущий двукратный призер Олимпийских игр британец Томми Годвин проехал колоссальные 120 805 километров! Это в 3 раза больше длины экватора! Позже в одном из численных интервью Томми рассказывал:
Томми Годвин. В 1939-м проехал колоссальные 120 805 километров на велосипеде
Источник: Red Bull
Круглосуточный заезд
В 1969 году австралиец Дик Браун за 24 часа проехал по шоссе — в дождь и при холодном ветре — 842 километра. Желающих превзойти этот рекорд до сих пор не сыскалось.
Самая протяженная велогонка в мире
Называется Red Bull Trans-Siberian Extreme. Решиться принимать участие в этом состязании — уже героизм. Ну а финишировать в нем — и подавно. Ибо Red Bull Trans-Siberian Extreme — это:
- гонка вдоль легендарной Транссибирской магистрали;
- 15 этапов — от 260-ти до 1368 км каждый.
В рамках гонки участникам приходится пересекать 5 климатических и 8 временных зон, более 80 км подъемов. Суммарный километраж — 9200 км.
Примечательно: с 2015-го Red Bull Trans-Siberian Extreme проводится ежегодно. И вот как оно прошло в 2018:
Желаете получать наши статьи в социальных сетях? Подписывайтесь на наши каналы в Twitter, Telegram и Facebook!
Измерение мощности велосипедиста
Мощность на единицу веса — важный показатель, который нужно непременно улучшать, если только вы не совершаете велозаезды по идеально ровным трассам. В этой статье мы постараемся объяснить, что это такое, почему этот параметр имеет такое значение, как выполнить измерение мощности для велосипедиста, а также дадим рекомендации, как улучшить показатель.
О мощности велосипедистов
Некоторые мотоциклисты шутят: «Счастье за деньги не купишь, а вот купить дополнительные лошадиные силы — это пожалуйста». Велосипедисты интерпретируют это по-своему: им не нужно покупать дополнительную мощность, они могут ее производить с помощью собственных мышц и за счет ресурсов организма, хоть это и непросто.
Поскольку увеличение аэробной способности позволяет повысить показатель мощности мышц, в плане физиологии это значит, что существуют вполне конкретные пределы развития мощности. Но, к счастью, абсолютная мощность — это не единственный фактор, который определяет эффективность велосипедистов. Вес спортсмена также играет немаловажную роль, поскольку увеличение массы тела или движение вверх по направлению, противоположному силе притяжения Земли, требует увеличенной мощности. Следовательно, чем меньшую массу приходится перемещать, тем меньшая мощность для этого требуется.
Для всех велосипедистов, которые прокладывают свой маршрут по неровным дорогам, важно понимать соотношение мощности и веса, которое обычно измеряется в ваттах на килограмм. Чтобы узнать показатель, просто разделите максимальную выходную мощность велосипедиста в ваттах на массу тела в килограммах. Например, 80-килограммовый спортсмен с максимальной выходной мощностью 280 ватт получает показатель мощности на единицу веса, равный 3,5 ватта на кг.
Показатель мощности на единицу веса позволяет спрогнозировать эффективность тренировки атлета. Рассмотрим на примере двух велосипедистов: максимальная мощность велосипедиста А равна 250 Вт, а велосипедиста Б — 225 Вт. На идеально ровной плоской поверхности (где гравитация не играет роли), можно с уверенностью спрогнозировать, что велосипедист А окажется быстрее велосипедиста Б. А вот на неровной, сложной поверхности показатель мощности на единицу веса начинает играть свою роль. Если представить, что оба велосипедиста весят 80 кг, то велосипедист А будет двигаться быстрее. Однако если он будет весить 80 кг, а второй — всего 68 кг, то показатель А будет равен 3,13 Вт/кг, а показатель Б — 3,31 Вт/кг. И тогда на неровной дороге преимущество получит велосипедист Б.
Табл. 1. Соотношение мощности на единицу веса при различных выходных мощностях и весовых показателях (ватты на килограмм)
120 Вт | 150 Вт | 180 Вт | 210 Вт | 240 Вт | 270 Вт | 300 Вт | 330 Вт | 360 Вт | 390 Вт | |
45 кг | 2.7 | 3.3 | 4.0 | 4.7 | 5.3 | 6.0 | 6.7 | 7.3 | 8.0 | 8.7 |
50 кг | 2.4 | 3.0 | 3.6 | 4.2 | 4.8 | 5.4 | 6.0 | 6.6 | 7.2 | 7.8 |
55 кг | 2.2 | 2.7 | 3.3 | 3.8 | 4.4 | 4.9 | 5.4 | 6.0 | 6.5 | 7.1 |
60 кг | 2.0 | 2.5 | 3.0 | 3.5 | 4.0 | 4.5 | 5.0 | 5.5 | 6.0 | 6.5 |
65 кг | 1.8 | 2.3 | 2.8 | 3.2 | 3.7 | 4.1 | 4.6 | 5.0 | 5.5 | 6.0 |
70 кг | 1.7 | 2.1 | 2.6 | 3.0 | 3.4 | 3.8 | 4.3 | 4.7 | 5.1 | 5.6 |
75 кг | 1.6 | 2.0 | 2.4 | 2.8 | 3.2 | 3.6 | 3.0 | 4.4 | 4.8 | 5.2 |
80 кг | 1.5 | 1.9 | 2.2 | 2.6 | 3.0 | 3.4 | 3.8 | 4.1 | 4.5 | 4.9 |
85 кг | 1.4 | 1.8 | 2.1 | 2.5 | 2.8 | 3.2 | 3.5 | 3.9 | 4.2 | 4.6 |
90 кг | 1.3 | 1.7 | 2.0 | 2.3 | 2.7 | 3.0 | 3.3 | 3.7 | 4.0 | 4.3 |
95 кг | 1.2 | 1.6 | 1.9 | 2.2 | 2.5 | 2.8 | 3.2 | 3.8 | 3.8 | 4.1 |
Что такое мощность на единицу веса (Вт/кг)
Мощность на единицу веса высчитывается по формуле: мощность (Вт) разделить на массу (кг). Поэтому каждому спортсмену, даже тому, кто совсем не дружит с физикой и математикой, под силу рассчитать мощность велосипедиста. При этом существует три сценария повышения этого показателя:
- Увеличение выходной мощности при поддержании стабильного веса
- Поддержание стабильной выходной мощности при снижении веса
- Увеличение выходной мощности при уменьшении веса
Из этого следует, что при повышении выходной мощности и увеличении веса спортсмена показатель не будет расти. То же самое происходит и в случае, если спортсмен сбрасывает вес и при этом снижает выходную мощность. В таблице 1 хорошо видно соотношение веса к мощности и то, каким образом показатель растет при увеличении выходной мощности и уменьшении веса.
Теперь представим, что 90-килограммовый велосипедист хочет улучшить показатель мощности на единицу веса. Если он сбросит порядка 10 кг, показатель вырастет с 3 до 3,4 Вт/кг. Это более простое решение, чем сохранение веса на прежнем уровне и попытки увеличить выходную мощность 300 Вт.
Какой показатель мощности к единице веса считается хорошим
Каким должно быть отношение мощности к весу? Это зависит от периода времени и профессионализма спортсмена. Нагляднее видно в таблице 2 (см. ниже).
Табл. 2. Типичное соотношение мощности и веса для различной спортивной подготовки велосипедиста
5 мин | 20 мин | 1 час | |
Профессионал | 7.0 | 6.1 | 6.0 |
Новичок | 3.7 | 3.3 | 3.0 |
Любитель | 2.5 | 2.1 | 1.8 |
Неудивительно, что профессионалы получают максимально высокий показатель соотношения мощности и единицы веса в любой промежуток времени. Если сравнивать с новичками и любителями, профессионал может ехать практически с максимальной мощностью, а утомляемость его мышц значительно ниже, чем у новичка или любителя.
Что влияет на показатель мощности на единицу веса на холмистых и ветреных участках
Как мы знаем, перемещение массы вверх подразумевает противодействие силе земного притяжения. Это объясняет, почему показатель мощности на единицу приобретает такое большое значение при подъеме.
Для наглядности давайте сравним требования к мощности для 70- и 80-килограммового велосипедиста на 6-килограммовом велосипеде по дороге с уклоном 7% на скорости 16 км/ч при постоянном ветре. С помощью параметров прокатки и воздушного сопротивления можно подсчитать, что 80-килограммовый спортсмен должен поддерживать среднюю выходную мощность на уровне 298 Вт; при этом необходимый показатель соотношения мощности на единицу веса составляет 3,73 Вт/кг. В свою очередь, 70-килограммовому спортсмену нужно всего 266 Вт выходной мощности при тех же условиях, и показатель мощности на единицу веса составит уже 3,80 Вт/кг.
Исходные условия: два велосипедиста, велосипед весом 6 кг, скорость движения 16 км/ч, уклон дороги 7%
- Велосипедист весом 80 кг – 298 Вт (3,73 Вт/кг)
- Велосипедист весом 70 кг – 266 Вт (3,80 Вт/кг)
Почему так? Простыми словами, помимо выходной мощности, которая напрямую связана с массой тела спортсмена (из-за подъема в гору), существует дополнительная работа, выполняемая при выталкивании воздуха (т. е. преодоление сопротивления воздуха), одинаковая для обоих спортсменов. С повышением скорости увеличивается и сопротивление воздуха. Важно помнить, что чем тяжелее велосипедист, тем больше площадь тела, на которую приходится воздушное сопротивление, следовательно, такому атлету ехать тяжелее.
Приведем еще один пример. Предположим, спортсмены едут в два раза быстрее (32 км/ч), а уклон дороги составляет 3,5%. Тогда показатели изменятся следующим образом:
- Велосипедист весом 80 кг – 462 Вт (5,77 Вт/кг)
- Велосипедист весом 70 кг – 429 Вт (6,12 Вт/кг)
Как мы видим, чтобы поддерживать такую скорость, более тяжелому спортсмену нужно приложить больше усилий и ехать с большей выходной мощностью.
Как обстоят дела на практике
Конечно, чем холмистее дорога, по которой едет велосипедист, тем важнее соотношение мощности и веса. А если показатель мощности на единицу веса идентичен для нескольких спортсменов, то спортсмен с более высокой мощностью окажется быстрее. Например, если один велосипедист весит 80 кг и его мощность педалирования составляет 240 Вт, а второй весит 70 кг и его удельная мощность составляет 210 Вт, то их показатель мощности на единицу веса будет равен 3 Вт/кг. Но первый спортсмен будет ехать быстрее, так как его выходная мощность выше и он легче преодолеет сопротивление воздуха. Чем ровнее дорога, тем важнее абсолютная мощность. Чем холмистее дорога, тем большее значение приобретает показатель мощности на единицу веса.
Проверка вашей выходной мощности
Для подсчета вашего показателя мощности на единицу веса нужно знать всего два параметра: ваш вес и максимальную выходную мощность. Первый параметр измерить очень просто — достаточно встать на весы. Для измерения второго параметра нужно узнать выходную мощность. Сделать это можно с помощью измерителя уровня мощности на обычном велосипеде или на велотренажере с использованием точного ваттметра (например, датчика на WattBike).
Чтобы измерить максимальную стабильную аэробную способность, едьте на велосипеде в течение 10 минут, чтобы в достаточной мере разогреться. Отдохните несколько минут, а затем едьте на максимуме своих возможностей в течение 20 минут и зафиксируйте средний цифровой показатель. Это будет вашей максимальной стабильной аэробной способностью за 20 минут. Ваш часовой показатель будет на 5-10% ниже, а вот пятиминутный показатель будет выше прим. на 10%.
Советы по улучшению вашего показателя мощности на единицу веса
Как мы убедились выше, повышение мощности, понижение веса или сочетание этих факторов способно существенно повлиять на этот показатель. Но как можно добиться максимума? Это зависит от опыта и подготовки велосипедиста:
Новички
Чем больше километров вы проедете, тем выше будет ваше соотношение мощности и единицы веса. Вы не только увеличите свою аэробную способность, но и, вероятно, сбросите лишние килограммы. Например, если вы похудеете с 86 до 82 кг и увеличите 20-минутный показатель выходной мощности с 210 до 235 Вт, ваше соотношение мощности и единицы веса увеличится с 2,4 Вт/кг до 2,9 Вт/кг.
Опытные спортсмены
Вам нужно несколько больше, чем просто увеличение количества преодоленных километров. Безусловно, количество преодоленных километров поспособствует снижению веса, но увеличит вероятность усталости и выгорания. Более того, попытки снизить вес, когда процент жира в организме и так маленький, приведет также к потере мышечной массы. Оптимальным решением будет включить в план тренировок специфические упражнения для увеличения выходной мощности, а именно интервальные тренировки (долгие и короткие, но более интенсивные). Кроме того, рекомендуем добавить серии подъемов в гору с небольшими передышками. Обращаем ваше внимание на то, что такие усиленные тренировки требуют достаточного периода отдыха для адаптации мышц к нагрузкам и их полноценного восстановления.
Силовые тренировки
Для опытных и выносливых спортсменов можем также порекомендовать силовые тренировки. В ходе исследований было установлено, что тренировки с сильным сопротивлением отлично прорабатывают мышцы, задействованные при велозаезде (квадрицепсы, мышцы задней поверхности бедра, ягодицы и икроножные мышцы), а также повышают выносливость этих мышц, позволяя выдерживать большую нагрузку во время активных велотренировок или в период снижения веса.
Питание
Независимо от степени вашего профессионализма в велоспорте, здоровое и правильное питание с минимальным количеством сахара, отказом от сильно обработанных продуктов с высоким содержанием жира поможет улучшить показатель мощности на единицу веса. Достаточное употребление нежирной белковой пищи окажет положительное влияние на мышцы, особенно после тренировок. Белок нужен организму для восстановления после занятий, а также для предотвращения потери мышечной массы в период высоких спортивных нагрузок. Употребление в пищу продуктов, богатых витаминами, микро- и макроэлементами, также позволит улучшить общее самочувствие, наполнить организм полезными веществами и создать необходимый питательный резерв для новых спортивных свершений.
Длина маршрута велогонок 80 километров сколько километров проехал велосипедист
Использование велосипеда для передвижения полезно для здоровья. Доказано, что езда на велосипеде тренирует все системы организма, укрепляет мышцы и иммунитет. Однако существует несколько негативных и вредных воздействий на организм.
Как выбрать правильный велосипед
Езда на велосипеде (польза и вред зависит от правильного выбора транспортного средства) требует предварительной подготовки. В выборе правильного велосипеда помогут ответы на следующие вопросы.
Для кого подбирается велосипед: пол, возраст, вес, рост?
Велосипед рекомендуется подбирать индивидуально.
При этом важно учитывать:
- Пол. Для женщин это могут быть специальные велосипеды, имеющие заниженную раму и веселую расцветку, а также велосипеды, созданные с учетом параметров женского тела – «женские» велосипеды. Для большинства женщин подходят обычные мужские велосипеды.
- Возраст. Велосипед может быть взрослый или детский.
- Вес. Если вес человека превышает 90 кг, то рекомендуется велосипед, имеющий передний амортизатор (хардтейл), двойные (усиленные) обода, кассетную втулку и рамы из алюминия или стали (не карбоновые).
- Рост. Размеры велосипедной рамы подбираются в соответствии с ростом. Таблица соответствия размера рамы росту:
Где, по какой местности, и по каким дорогам будут на нем ездить?
Необходимо выбрать тип велосипеда, соответствующий предполагаемому виду поездок:
- Горный велосипед. Является универсальным. Широко распространенный вариант при выборе для поездок по любым дорогам. Имеет амортизацию. Легко модифицируется в соответствии с нуждами владельца.
- Шоссейный велосипед. Специализированный велосипед без амортизации. Легкий и быстрый. Используется для поездок по хорошим дорогам с асфальтовым покрытием. Непрактичный и дорогой вариант.
- Кроссовый велосипед. Универсальная модель, имеет хороший накат по асфальтовым дорогам, может передвигаться в условиях бездорожья. Цена немного выше, чем у горного велосипеда.
- Экстремальный велосипед. Специализированные модели для прыжков, триала, трюков и BMX. Непрактичны.
- Городской, складной. Велосипеды, отличающиеся практичностью и удобством для езды в условиях города. Не используются по бездорожью.
Для новичков лучше подойдут горный или кроссовый велосипед, имеющий переднюю амортизацию. Такой велосипед будет лучшим вариантом, подходящим для первой покупки. В дальнейшем его можно будет усовершенствовать, добавив или заменив некоторые аксессуары.
Предположительная стоимость велосипеда?
Варианты:
- Менее 300 $. Современную модель велосипеда для взрослого не удастся подобрать за такую сумму. Таких денег хватит для покупки детского, подросткового или односкоростного взрослого велосипеда.
- От 300 до 500 $. Можно выбрать бюджетную модель велосипеда, имеющую начальную или среднюю группу оборудования, простую амортизационную вилку и механические тормоза.
- От 500 до 1000 $. Улучшенная модель велосипеда с легкой и качественной рамой, средней группой оборудования, нормальной амортизационной вилкой.
- От 1000 до 2000 $. Любительская и полупрофессиональная модель велосипеда с легкой и надежной рамой, верхней группой оборудования, хорошей амортизацией, гидравлическими тормозами. Для покупателей, знающих толк в велосипедах.
- Более 2000 $. Профессиональная или эксклюзивная модель, собранная с использованием новых технологий, лучших компонентов, эксклюзивного дизайна. Подходит спортсменам, любителям фанатам и состоятельным людям.
Одежда для езды на велосипеде
Езда на велосипеде (польза и вред зависит от выбора одежды) может быть комфортной и приносить максимальное удовольствие, если используется велосипедная одежда.
Специальная одежда для езды на велосипеде отличается некоторыми особенностями:
- Способность вентилироваться для охлаждения тела во время интенсивного катания.
- Выводит пот и способствует сохранению кожи в сухом состоянии во избежание дискомфорта от влаги.
- Снижает негативный эффект и распределяет нагрузку, позволяя меньше уставать во время езды. Снижает вероятность получения травм.
- Оптимизирует аэродинамические показатели, снижая силу сопротивления.
В экипировку велосипедиста входит несколько элементов:
- Велосипедная майка или футболка из синтетической ткани, способной согреть или охладить, создать ощущение комфорта с помощью вентиляции и выведения пота. Имеет светоотражающие элементы в летних моделях.
- Шорты или велосипедные штаны. Могут быть в виде велотрусов или шорт с памперсами, которые смягчают удары, сглаживают трение и успешно выводят пот. Силиконовые вставки способствуют амортизации. Предпочтение – плотно прилегающим моделям с резинками или подтяжками. В штанах обязательно наличие резинки в районе голени.
- Куртка. Мембранная ткань, не пропускающая ветер, выводящая влагу, согревающая и создающая комфортное состояние. Необходимо подбирать в соответствии с размером.
- Утягивающие гетры. Больше используются профессионалами.
- Для зимнего катания обязательно использование балаклав и специальных зимних очков.
- Белье, подобное термобелью – охлаждает тело и отводит пот.
- Велоперчатки выполняют защитную функцию. Препятствуют натиранию, образованию мозолей, обморожению, потливости.
- Защитит голову от возможных травм – велосипедный шлем.
- Специальная легкая обувь, рассчитанная на интенсивные нагрузки. Велобахилы.
Польза и вред езды на велосипеде
Езда на велосипеде (польза и вред перечислены ниже) позволяет быстрее добраться до необходимого места и улучшить общее состояние физического и психического состояния здоровья.
Катание на велосипеде способствует:
- укреплению и подтяжке ножных и ягодичных мышц;
- улучшению кровообращения и укреплению сердечной мышцы;
- поддержанию тонуса сосудов, профилактике варикоза;
- улучшению работы дыхательной системы, усилению метаболизма;
- усилению подвижности суставов и эластичности хрящевой ткани;
- улучшению психического и эмоционального состояния благодаря новым впечатлениям и положительным эмоциям;
- устранению стресса и хронической усталости;
- улучшению сна и общего самочувствия в результате получасовой велосипедной прогулки вечером.
- Ускорению похудения благодаря сжиганию лишних калорий.
Негативные стороны чрезмерного увлечения ездой на велосипеде:
- Велосипедные прогулки при обострении хронического заболевания могут привести к ухудшению состояния здоровья.
- Не стоит кататься до состояния усталости, что может привести к перегрузке организма.
- При неправильной посадке могут онеметь мышцы рук и ног.
- Риск травм от возможных падений и ДТП.
- Воспаление мочеполовых органов может возникнуть при неправильной экипировке в соответствии с погодой или сезоном.
Основные проблемы создают легкомысленность и беспечность самого велосипедиста.
Для мужчин
Польза:
- регулярные поездки помогут нормализовать вес тела без изнурительных занятий на тренажерах;
- поддержка сосудов в тонусе;
- профилактика заболеваний мочеполовой системы и проблем с потенцией;
- улучшение качества сексуального здоровья;
- интенсивное насыщение кислородом крови понижает риск появления болезни Альцгеймера.
Вред:
- может возникать раздражение в паху;
- онемение органов половой системы;
- аномалия мошонки;
- возможно наступление эректильной дисфункции;
- риск повреждения яичек;
- мужское бесплодие.
Для женщин
Польза:
- позволяет тренировать все мышцы в организме;
- способствует похудению;
- более позднее наступление климакса и более легкое его протекание.
Вред:
- может снижать сексуальные ощущения.
Возможные противопоказания для езды на велосипеде
Существуют противопоказания для езды на велосипеде, которые нельзя игнорировать.
Необходимо учесть некоторые моменты:
- нарушения координации и связанные с этим заболевания могут быть опасными при велосипедных прогулках;
- при болезни сердца и сосудов, если имеются серьезные нарушения деятельности сердечной мышцы, — нужна консультация специалиста;
- нарушения функций сосудов мозга, поражения и патологии сосудов, приводящие к нарушению кровоснабжения мозга;
- ломкость и хрупкость костной ткани, склонность суставов к вывихам;
- повреждения и болезни, связанные с опорно-двигательным аппаратом, ограничивают допустимую скорость передвижения на велосипеде.
Какие группы мышц работают во время велосипедной прогулки
Езда на велосипеде (польза и вред должны учитываться обоими полами) заменяет тренировки для мышц на многих тренажерах.
Группы мышц, подвергающиеся нагрузке во время велосипедных прогулок:
- икроножные мышцы с подколенными сухожилиями;
- квадрицепсы ног;
- сгибатели бедер, подвздошные мышцы паховой области;
- ягодичные мышцы;
- бицепсы бедер;
- мышцы спины и пресса;
- трицепсы рук;
- мышцы плечевого пояса при движении по холмистой местности.
Похудение при езде
Езда на велосипеде может быть более эффективной для похудения, чем тренировки на тренажерах.
Основные принципы:
Эмоциональное состояние
Велосипедные поездки благотворно влияют на психологическое и эмоциональное состояние. Улучшается настроение, предотвращается возникновение депрессивных состояний. Во время езды на велосипеде вырабатываются гормоны радости (эндорфины). Организм легче и быстрее справляется со стрессовыми ситуациями.
Зрение
Езда на велосипеде положительно влияет на органы зрения. Велосипедисту во время движения по любому маршруту и трассе важно постоянно переключать свое зрительное внимание с близких предметов на далекие, благодаря чему происходит усиление нагрузки на мышцы глаз. Усиленная тренировка глазных мышц приводит к улучшению зрения и профилактике глазных заболеваний.
Иммунитет
Поездки на велосипеде закаляют организм, повышают выносливость и сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Наблюдается общее усиление иммунитета.
Легкие
Укрепляется дыхательная система. Благодаря нагрузке во время езды, дыхание становится размеренным, глубоким и ритмичным.В результате объем легких увеличивается, оптимизируются механизмы кровообращения. Дыхательная система очищается от токсинов.
Сердечно-сосудистая система
Укрепляется и оптимизируется работа сердечно-сосудистой системы. Происходит ее оздоровление. Велосипед выступает в качестве кардиотренажера. Происходит стимуляция сердечно-сосудистой системы, активизация всех ее механизмов. Интенсивная нагрузка на мышцы приводит к уменьшению количества сердечных сокращений, что приводит к общему улучшению данной системы организма.
Против варикоза
Езда на велосипеде способствует улучшению состояния сосудов. Благодаря активному вращению педалей ускоряется во много раз кровяной ток. Устраняются застойные явления в сосудах. Происходит нивелирование процессов воспаления. Улучшающееся кровообращение способствует беспрепятственной и энергичной циркуляции крови. Это позволяет расширенным венам приобрести нормальные размеры.
Правила и рекомендации
Поездка на велосипеде доставляет удовольствие, комфортна и полезна, если придерживаться некоторых правил и рекомендаций. Велосипед должен быть в исправном состоянии, чтобы избежать вреда для велосипедиста.
Подготовка снаряжения
В состав правильной экипировки велосипедиста должен входить рюкзак, который удобно прилегает к спине.
В поездках на велосипеде с собой обязательно должны быть:
- насос для камер;
- ремонтный комплект с набором инструментов, запасной камеры и клея;
- бутылка с водой (может крепиться на раме);
- еда для перекуса (фрукты, орехи, батончики).
Правильная посадка
Правильная посадка поможет сделать езду комфортной и получить удовольствие от прогулки. Посадка может быть прогулочной, гоночной или туристической.
- Прогулочная посадка достигается при опущенном седле и поднятом руле. Перпендикулярное расположение тела относительно земли. Отсутствие нагрузок на мышцы. Голова занимает удобное положение для обзора окрестностей. Стоит учесть, что при такой посадке происходит нагрузка на позвоночник при езде по бездорожью.
- Гоночная посадка – поднятое седло и опущенный руль. Основная масса тела поддерживается с помощью рук. Подходит для длительных и быстрых поездок по шоссе. Нагрузка на все группы мышц сбалансирована.
- Туристическая посадка вмещает в себя лучшее из прогулочной и гоночной посадки. Сидение немного ниже руля. Наклон туловища велосипедиста – 45 0 . Позволяет совмещать равномерное распределение нагрузки на мышцы и возможность обзора окрестностей во время поездки.
Важный момент – настроить и отрегулировать седло. Не стоит устанавливать седло слишком низко, во избежание возникновения проблем с коленными суставами. Оптимальная высота при выпрямленной ноге, стоящей пяткой на педали. Положение седла желательно максимально параллельно земле.
Положение головы при езде должно исключить чрезмерную нагрузку на мышцы шеи. Повороты головой в стороны позволят периодически расслаблять эти мышцы
Правильная посадка подразумевает оптимальное положение рук параллельно телу. При движении по неровностям руки необходимо расслаблять для улучшения амортизации.
Маршрут
Поездки на велосипеде должны быть безопасными.
Правила, касающиеся маршрута движения велосипедиста:
- Необходимы знания правил дорожного движения, чтобы избежать возникновения ДТП.
- Первые поездки лучше проводить с опытными коллегами для подстраховки в пути, своевременных советов и рекомендаций.
- Регулярные выезды помогут научиться делать прогноз действий водителей на дороге.
- Перед поездкой нужно изучить предполагаемый маршрут с акцентом на остановках транспорта, перекрестках, скоплением автомобилей и потенциально опасных участков.
Примерный план тренировок
При составлении плана тренировок нужно учесть некоторые моменты:
- Начинать занятия лучше с 20 мин., постепенно доведя время тренировки до 2 ч, которые можно разделить на утреннюю и вечернюю тренировки по 1 ч.
- Проводить тренировки необходимо от 2 до 3 раз в неделю с перерывами.
- Расстояние поездки для новичков – 10 км, для опытных велосипедистов – до 60 км.
- Равномерная езда должна чередоваться с подъемами и ускорениями движения.
- Время лучше выбирать утреннее или вечернее, чтобы не заниматься под лучами палящего солнца. Избегать неблагоприятной погоды.
- Использование низких оборотов и больших усилий на педали может привести к травмированию суставов.
Примерная схема получасовой тренировки:
- 10 мин. спокойной езды;
- 2 мин. подъем в гору, увеличение нагрузки;
- 2 мин. – по ровной дороге;
- 5 мин. – движение с увеличением скорости в течение 30 сек., затем спокойное движение;
- чередование подъемов в гору с движением по ровной местности;
- последние 5 минут – ровное спокойное движение.
Выбирая велосипед по своим параметрам, и соблюдая правила езды, можно извлечь максимальную пользу от поездок на велосипеде и избежать возможного вреда для здоровья.
Описание велосипеда «Школьник»
Велосипед «Школьник», рассчитанный на детей от 7 до 10 лет, производился на автомобильном заводе ГАЗ. Первые товарные образцы 2-колесной техники были отгружены в 1956 г., деятельность велосипедного подразделения прекратилась спустя почти 40 лет. С 1982 г. на предприятии собиралась модернизированная модель, последние экземпляры были переданы в торговую сеть в 1993 г.
История велосипеда «Школьник» в СССР
После введения в строй завода ГАЗ был создан цех по производству сопутствующей продукции, в число которой вошли педальные детские автомобили и другие товары народного потребления. В годы войны цех перешел на сборку изделий для армии, а в 50-е гг. было принято решение о начале выпуска велосипедной техники. Продукция автозавода поступала на рынок СССР и стран Варшавского договора, пользуясь спросом до конца 80-х гг. После распада СССР сбыт изделий марки «Школьник» стал сокращаться, что привело к закрытию велосипедного подразделения завода ГАЗ.
Описание «Школьника»
В основе велосипеда лежит рама открытого типа, сваренная из стальных труб. Поверхность покрыта слоем грунта, предотвращающего образование коррозии, а затем окрашена синтетической эмалью. Первые серии техники оборудовались закрытым каркасом (модель для мальчиков), но затем стала выпускаться версия, одинаково подходящая для мальчиков и девочек. Небольшими партиями собиралась модификация со складной рамой, упрощавшей перевозку и хранение изделия. На серии фото представлены все основные варианты велосипеда «Школьник».
Колеса закрыты металлическими крыльями, на заднем защитном элементе предусмотрена багажная сетка, рассчитанная на нагрузку до 5 кг.
Педальный узел соединен со звездочкой, для передачи крутящего момента использована роликовая цепь. Предусмотрен металлический защитный экран с отверстиями для снижения массы, закрывающий верхнюю ветвь цепи и часть ведущей звездочки. Задняя втулка имеет свободный ход и оснащается тормозным механизмом. Руль и сиденье регулируются по высоте, но диапазон настроек руля недостаточен для детей небольшого роста.
Сиденье имеет металлический каркас с повышенной жесткостью, который обтянут эластичным материалом. После 1982 года седло увеличили в длину, что повысило уровень комфорта при движении. На части экземпляров встречается заводской светоотражатель красного цвета, смонтированный на защитном щитке заднего колеса. Завод устанавливал на руль механический сигнал-звонок, предусматривались сетчатые металлические экраны для боковин заднего колеса (использовались на велосипедах для девочек).
Пневматическая камерная шина имеет ширину 30 мм, которой недостаточно для движения по лесным дорогам или проселку. Для накачки покрышек используется золотниковый ниппель, при нормальном давлении шина под нагрузкой проминается на 8-10 мм. От давления воздуха в покрышках зависит комфорт при езде, поскольку эластичные шины сглаживают удары и толчки от неровностей на дороге.
Технические характеристики велосипеда
Основные технические параметры:
- колесная база (расстояние между осями втулок) — 875 мм;
- расстояние между центром оси каретки и верхней кромкой трубы для установки сиденья — 445 мм;
- зазор между поверхностью земли и центром вала каретки — 225 мм;
- диаметр колес — 510 мм (с учетом установленных покрышек);
- размерность шин — 445×30 мм;
- передаточное число цепного механизма — 2:1;
- длина шатунов педалей — 110 мм;
- количество зубьев на ведущей шестерне — 32;
- число зубьев на вторичной шестерне — 16;
- размер звена цепи — 12,7×3,4 мм;
- количество звеньев — 82 шт.;
- вес — 9,5 кг (без дополнительных щитков).
Отличия от современных моделей
Велосипед отличается повышенным весом по сравнению с техникой, выпускаемой в XXI в. В конструкции рамы отсутствует опорная подножка (не предусмотрены даже петли под установку подставки). Схема рамы также не используется в современной технике, как и металлические щитки над колесами, закрывающие 25% окружности шины спереди и 50% — сзади. Отличается схема седла с амортизирующими пружинами и конфигурация руля, который сдвинут вперед относительно направляющей трубы рамы.
На велосипеде используется тормоз заднего колеса, расположенный внутри втулки. Дополнительные тормозные механизмы с ручками и тросовым приводом не использовались. При этом на велосипеде имеется плавная регулировка высоты седла и руля, позволяющая настроить технику под индивидуальные параметры ребенка. Завод предусматривал на раме специальные крючки для установки насоса, на перекладине рамы крепился кожаный кофр для комплекта инструмента. Дополнительным отличием является багажная решетка с пружинным зажимом для крепления груза.
«Школьник» в наши дни
Сейчас можно найти экземпляр «Школьника», находящийся в отличном техническом состоянии, который хранился в гараже или сарае. При выборе велосипеда следует обратить внимание на состояние металлических элементов, а также проверить люфт подшипников в каретке и передней вилке. Оригинальные запасные части находятся редко, при ремонте подбираются аналоги. Восстановленные велосипеды являются объектами коллекционирования, встречаются экземпляры с доработками (например, с установкой дополнительных световых сигналов).
Рекомендации по эксплуатации велосипеда
Перед началом эксплуатации велосипеда необходимо проверить состояние задней втулки, которая быстро изнашивается из-за неудачной конструкции. При повреждении элемента нарушается натяжение цепи, которая соскакивает со звездочки и повреждает защитный экран. При дальнейшем износе втулки появляются прокручивания педалей, сопровождаемые металлическим скрежетом. Регулировка подшипникового узла производится на снятом колесе при помощи конусной втулки и зажима (гайка и контргайка).
Подшипник втулки свободного хода регулируется с правой стороны корпуса. После снятия контргайки и гайки снимаются шайбы, тормозной рычаг и защитное кольцо.
Затем необходимо отогнуть усы стопорной шайбы, что позволит снять ведомую звездочку. Под шестерней находится конус, который позволяет скорректировать люфт подшипника. После завершения настройки необходимо собрать узел в обратной последовательности.
Во втулке переднего колеса установлены шариковые подшипники, зазор компенсируется при помощи конуса, который фиксируется в требуемой позиции гайкой и контргайкой. Для проверки зазора необходимо повернуть колесо ниппелем вверх, а затем приподнять раму велосипеда. При корректном зазоре колесо с шиной повернется под воздействием веса ниппеля, при этом не допускается осевого биения вращающегося элемента.
В передней вилке установлены шариковые подшипники, в которых вращается рулевой вал. Предусмотрена конусная гайка для регулировки осевого биения, которое необходимо свести к нулю. При этом запрещается перетягивать подшипники, поскольку повышенные нагрузки разрушают шарики и беговые поверхности на кольцах. При корректной регулировке колесо с вилкой должно отклоняться в стороны под воздействием собственного веса. Зазор между боковой поверхностью колеса и перьями вилки при вращении должен быть равномерным.
При обнаружении износа колец или заклинивании вала необходимо поменять подшипники. В педалях также используются шариковые опоры, оснащенные конической втулкой для настройки осевого зазора. Шины снимаются и устанавливаются при помощи отвертки или монтажной лопатки без острых кромок, способных повредить обод колеса.
Источники:
https://bikeandme.com.ua/dosug/ekstrim/696588-velosport-5-samyh-iznuritelnyh-rekordov-mira
https://livelong.pro/izmerenie-moshhnosti-velosipedista/
https://clinica-opora.ru/%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7-%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8-%D0%B8-%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5/%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%B0-%D0%BD%D0%B0-%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%B0-%D0%B8-%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B4-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BC%D1%83/
https://velosipedinfo.ru/opisanie-velosipeda-shkolnik