Дорожка велосипедиста

Содержание скрыть
2 10 ответов на популярные вопросы о велодорожках: зачем они нужны и можно ли кататься в таком дождливом городе

Знак велосипедная дорожка

Использование для передвижения экологичных и менее агрессивных транспортных средств приводит к повсеместному увеличению числа велосипедистов на улицах больших и малых городов. Однако езда на велосипеде продолжает оставаться травмоопасной, особенно в условиях интенсивного уличного движения в мегаполисе. Для обозначения специального участка проезжей части, предназначенного для этого транспорта, используют специальный знак «Велосипедная дорожка».

Определение велосипедной дорожки и виды

Велосипедная дорожка

Велосипедные дорожки могут быть с односторонним и двусторонним движением

Она представляет собой самостоятельный элемент дорожной инфраструктуры и предназначена исключительно для передвижения двухколёсных транспортных средств (велосипеды, скутеры). Практика организации дорожного движения предусматривает три основных способа обустройства:

  • Дистанцирование от проезжей части газоном, забором, металлическим ограждением. Как правило, под такую дорожку отводят часть тротуара, отделяя её от пешеходной зоны сплошной линией и выделяя нанесением условных знаков.
  • Правый край проезжей части отделяют от остального полотна сплошной линией разметки, предназначая её для передвижения на велосипедах.
  • Часть улицы или площадь закрывают для проезда автотранспорта, разрешая передвигаться пешком или на велосипедах.

Интенсивность двухколёсного потока привела к выделению ещё двух типов дорожек:

  • с односторонним движением — велосипеды и скутеры едут в одну сторону, обычно попутно движению автомобилей на дороге;
  • с двусторонним движением — дорожка шире, разделена на две полосы разметкой, направление движения по ним указано направляющими стрелками.

Как выглядит знак и что он означает

Знак 4.4.1 визуально выглядит как белый силуэт велосипеда на синем круглом фоне. Его присутствие — сигнал для водителей и пешеходов:

  • водители автотранспорта не имеют права размещать на этих участках дороги машину, используя их как парковочную полосу, запрещено движение;
  • пешеходы могут двигаться по велосипедным дорожкам только при отсутствии тротуара, при этом они не должны создавать препятствий на пути движения велосипедистов.

Знак 1.24

Знак обозначает пересечение с велосипедной дорожкой

Знак «Велосипедная дорожка» часто путают со знаком, предупреждающим о пересечении с таким участком дороги — 1.24. У каждого из них свой функционал и свои правила расстановки приоритета:

  • Если водитель при повороте направо должен пересечь зону движения велосипедов, обозначенную знаком 4.4.1, то он обязан пропустить двигающийся в этом ряду транспорт.
  • Если во время движения по улице водитель приближается к пересечению, обозначенному знаком 1.24, то преимущество за машиной.

Хотя на практике обычно в любом случае автолюбитель пропускает велосипедистов, которые не всегда знают правила и не считают себя обязанными их знать.

Где его можно встретить

Специальный знак размещают в следующих местах:

  • Справа от дорожки, если она отделена от проезжей части бордюром, газоном или забором.
  • Непосредственно над дорожкой, если она представляет собой выделенную полосу правого края проезжей части. Дополнительно под ним размещают таблицу 8.14 «Полоса движения».
  • На стандартном расстоянии от начала закрытого для проезда машин участка улицы или площади.

Знак 8.14

Знак 8.14. служит для определения направления движения

Движение по велосипедной дорожке

К сожалению, лишь малая часть велосепидистов знает ПДД

Езда на велосипеде предполагает соблюдение правил дорожного движения. Это позволяет снизить травматизм, избежать аварийных ситуаций, сохранить жизнь и здоровье. Знать и соблюдать эти требования обязаны все, включая юных велосипедистов, которым разрешена самостоятельная езда по улицам города только в пределах специально отведённых для этого участков.

Зона действия знака

Знак 4.4.2

Конец велоспиедной дорожки может быть обозначен специальным знаком 4.4.2 или ближайшим перекрёстком

Наличие знака 4.4.1 предписывает всем участникам дорожного движения использовать соответствующий участок дороги по прямому назначению: пешеходам не ходить, машинам не ездить. Зона его действия ограничивается ближайшими перекрёстками, т. е. если за перекрёстком нет этого знака, то это свидетельствует о том, что отдельная зона для велосипедистов закончилась.

Для ограничения действия этого знака может быть использован и специальный знак 4.4.2, обозначающий конец велосипедной дорожки. Он выглядит аналогичным образом с красной перечёркивающей полосой по диагонали. Чёрный силуэт велосипеда на белом фоне, окантованный красной полосой, категорически запрещает перемещение верхом на двухколёсном друге. В зоне действия этого знака необходимо спешиться и катить транспорт за руль.

Если велосипедная дорожка представляет собой выделенный участок проезжей части с нанесённой разметкой в виде велосипеда, но знак 4.4.1 не установлен, то по этой полосе могут передвигаться как владельцы двухколёсников, так и обычные машины.

Скорость и порядок движения

Светофор для велосипедистов

В России специальные светофоры для велосипедистов встречаются редко

В крупных городах с интенсивным трафиком для велосипедистов предусмотрены специальные светофоры, обозначенные либо специальной таблицей — чёрный силуэт на белом фоне, либо отдельным окошком светофора, в котором загорается силуэт велосипеда определённого цвета.

Как и любой водитель, велосипедист обязан заблаговременно предупреждать о начале манёвра:

  • о повороте в сторону предупреждает согнутая в локте поднятая соответствующая рука;
  • о торможении сигнализирует поднятая вверх любая рука.

Во время езды по выделенному участку проезжей части следует обращать внимание на знаки вблизи пересечения улиц:

  • если висит 4.4.1, то продолжать движение прямо можно, убедившись, что поворачивающие направо машины пропускают велосипед;
  • если установлен 1.24, то велосипедист обязан сбросить скорость и пропустить автомобиль.

Скоростной режим — один для всех видов транспорта: в черте города не быстрее 60 км/ч, во дворах — 20 км/ч.

В отсутствие специально выделенной полосы для движения велосипедист может передвигаться:

  • по обочине — в составе колонны или при транспортировке на багажнике крупногабаритного груза;
  • по пешеходной дорожке — с ребёнком до 7 лет.

Дети до 14 лет не имеют права самостоятельно ездить на велосипеде вне специальных участков дороги.

Штрафы за нарушения правил

Въезд на велосипедную дорожку на машине, использование под стоянку или зону посадки/высадки пассажиров, карается одинаково — штраф:

  • две тысячи рублей — передвижение по дорожке;
  • 2,5 тысячи рублей (для Москвы и Санкт-Петербурга) – использование её в качестве парковочного места.

Если пешеход при наличии тротуара идёт по специальной зоне для велосипедов и скутеров, то штраф чуть меньше — от 500 до 1000 рублей с учётом серьёзности созданной помехи. Если водитель не пропустил пользующегося приоритетом велосипедиста, то ему будет выписан штраф в размере полутора тысяч рублей.

Поскольку велосипедист или скутерист является равноправным участником движения, за несоблюдение правил ему также может быть выписан штраф:

  • нарушение ПДД — 800 рублей;
  • езда в состоянии алкогольного опьянения — от одной до полутора тысяч рублей.

Распространение двухколёсного транспорта послужило причиной для выделения отдельных участков на дороге. Их цель — предотвратить возникновение аварийных ситуаций, особенно в условиях интенсивного движения машин. По велосипедным дорожкам, обозначенным специальным знаком, можно передвигаться только на велосипеде или скутере. Для остальных видов транспорта и пешеходов предусмотрены свои зоны.

10 ответов на популярные вопросы о велодорожках: зачем они нужны и можно ли кататься в таком дождливом городе

В последнее время активизировались дискуссии о велосипедной инфраструктуре в Петербурге: появилось обращение муниципальных депутатов, желающих убрать велополосу на Фонтанке, петиция против велодорожек на Петроградской стороне. Городские власти интерес к развитию этого вида транспорта потеряли: с него сняли статус «приоритетного проекта», умер городской велопрокат, километров велодорожек с каждым годом строится все меньше. Так нужны ли нам велосипедисты? Будет ли кто-то кататься по городу с таким климатом? И можно ли сделать Петербург удобным для этого? На самые важные вопросы о велосипедизации для «Собака.ru» ответила экс-советник вице-губернатора по велосипедной инфраструктуре (2015-2019), руководитель проектов городского развития Дарья Табачникова.

Зачем вообще горожанам нужно пересаживаться на велосипеды? Почему все не могут покупать автомобили или ходить пешком?

В мире нет города, который мог бы переварить бесконечное число автомобилей — а они становятся все доступнее, поэтому их количество растет. Уже сейчас в Петербурге примерно 320 машин на 1000 жителей, по темпам автомобилизации мы обогнали даже Москву.

У каждой улицы есть своя предельная пропускная способность. Можно, конечно, расширять дороги, срубая деревья и уменьшая тротуары, рыть тоннели и подземные переходы, можно даже двигать дома, чтобы смогло проехать больше автомобилей. Технически это все реально, но такие решения дают лишь временный эффект, к тому же, стимулируют спрос, ведь ездить становится удобнее. Машин через некоторое время становится еще больше, они постепенно заполняют все городское пространство, а потом снова перестают помещаться на улицах. Важно также знать, что автомобили — это основной (и почти единственный) источник загрязнения воздуха в современных городах. Вся пыль и грязь, которой мы дышим, создана ими.

Пешком ходить здорово, но на велосипеде расстояние доступности увеличивается примерно в три раза. Если вам до магазина или станции метро идти 15 минут, то на велосипеде эта поездка займет всего пять.

Я не призываю пересадить всех на велосипеды, это всего лишь один из вариантов передвижения, но если мы хотим сделать транспортную систему менее зависимой от автомобилей, то эта опция должна быть не только в наличии, но и в приоритете, как и возможность передвигаться пешком и на общественном транспорте. При этом не обязательно совсем отказываться от автомобиля, но стоит присмотреться к своим ежедневным перемещениям. Возможно, есть более рациональные варианты: зачастую ежедневные короткие поездки по маршруту дом-работа-дом быстрее и дешевле совершать на общественном транспорте или велосипеде. Учитывая, что расстояние ⅔ поездок в Петербурге — до 10 км, их легко можно совершать на велосипеде, на это уйдет не больше 40 минут.

Чем дышат петербуржцы? Что не так с воздухом в городе и можно ли обезопасить себя

Разве кто-то будет кататься на велосипедах в таком климате, как в Петербурге?

Климат в Петербурге не сильно отличается от других стран Балтийского региона, где на велосипедах успешно катаются круглый год. Конечно, зимой этот вид транспорта выбирает меньше людей, но то, на сколько это количество падает, зависит в основном от качества уборки велодорожек — никому не хочется приезжать на работу в грязи. Поэтому нужно не обсуждать превращение велополос в парковку зимой, а научиться нормально убирать улицы.

Велодорожки появились два года назад, но по ним все равно никто не ездит. Значит их стоит убрать!

Велодорожками пользуется с каждым годом все больше людей — это подтверждается и ежегодными транспортными замерами, и социологическими опросами. Чтобы велосипедизация продолжалась, нужно прикладывать больше усилий для создания связной и безопасной инфраструктуры, наладить регулярную уборку и организовать велопарковки. Горожане будут массово использовать велосипед, когда это будет удобнее, быстрее и дешевле, чем другие способы передвижения.

А где теперь парковаться автомобилям?

Пока не появится платная парковка, мест будет всегда не хватать, и виноваты в этом не велодорожки, а чрезмерное количество автомобилей на улицах города. Вы не можете припарковаться из-за одних автомобилей, а другие — из-за вас. Как мы уже говорили, разместить на улицах и припарковать автомобили всех желающих не получится. А вот ввести платную парковку давно пора — да, владение машиной будет стоить дороже, произойдет перераспределение части поездок на другие виды транспорта, люди станут больше пользоваться метро и автобусами, ходить пешком и ездить на велосипедах, потому что это станет быстрее и дешевле.

Велосипедисты мешают автомобилистам и не соблюдают правила, они создают угрозу ДТП. Без них безопаснее.

Автомобилистам мешают все. Для расширения дорог в 70-е годы вырубили тысячи деревьев, сузили тротуары, убрали множество переходов, детей перестали отпускать гулять одних на улицу из-за автомобилей. Так кто кому здесь мешает?

Каждый день на дорогах России гибнет 50 человек, и 90% этих случаев — результат нарушения правил водителями. Только с января по март 2019 года на одном Невском проспекте произошло больше 200 ДТП, в 21 из них были пострадавшие, погибли пятеро (среди них два пешехода), все — по вине сидящих за рулем. Улицы бы стали безопаснее без автомобилей.

Но правильный путь — предоставить каждому участнику движения свое место на дороге. На сегодняшний день у велосипедистов на большинстве улиц нет такого места, они вынуждены балансировать между быстро едущими автомобилями с одной стороны и внезапно открываемыми дверями припаркованных машин с другой, либо ехать по тротуарам, ширины которых не хватает даже для пешеходов.

В то же время из-за низкой скорости велосипедист не представляет серьезную угрозу для жизни и здоровья других участников дорожного движения. Гораздо важнее для безопасности горожан снизить максимально допустимую скорость автомобилей до 50 км/ч в центре и до 30 км/ч на небольших спокойных улицах. Кроме того, всех с детского сада нужно учить, как вести себя на улице, как быть пешеходом и велосипедистом — это мировая практика.

Можно провести исследование и проложить велодорожки там, где много велосипедистов. Почему так не делают?

Так и делают. Ежегодно проводятся транспортные замеры и социологические опросы, чтобы понять, как люди ездят на велосипедах и каких связей им не хватает. Самые востребованные как велосипедистами, так и автомобилистами участки в городе — это мосты и магистральные улицы по направлению центр — спальные районы.

Зачем нужна велополоса? ПДД предусматривает велосипедистов как участников движения и без нее.

А тротуар зачем нужен? Можно же по обочине ходить. А асфальт зачем на дороге? Ведь можно и по гравию проехать. Инфраструктура нужна, потому что это удобнее и безопаснее для всех. На велодорожке нет необходимости маневрировать и постоянно оборачиваться, велосипедист чувствует себя спокойнее и становится более предсказуем для водителей.

Исторический центр Петербурга не приспособлен для велодорожек, их здесь сделать невозможно.

Наш город строился для пешеходов и конных экипажей. Для машин он тоже изначально не был приспособлен, как и для метро, трамваев и троллейбусов. Меняется мир, меняется город вместе с ним. Как показывает опыт многих мегаполисов мира, исторические центры прекрасно подходят для организации велосипедного движения. Мы можем воспользоваться европейским опытом, где на еще более узких улочках средневековых городов нашли место для велосипедистов, пешеходов и автомобилистов. Нет ничего невозможного, но это вопрос перераспределения пространства.

Сколько нужно ждать и сколько велодорожек проложить, чтобы много людей в Петербурге пересели на велосипеды?

Ждать не нужно, нужно поддерживать создание велосипедной инфраструктуры, строить и проектировать больше и лучше, чем делается сейчас. Помимо создания основного каркаса веломаршрутов, в Петербурге необходимо решить проблему с хранением. Люди не будут массово тащить велосипеды на себе в квартиры по лестницам.

Что можно сделать, чтобы велоинфраструктура развивалась быстрее?

Если вы живете в Петербурге, то самым действенным способом будет подача заявки в администрацию, муниципалитет, ТСЖ или управляющую компанию на установку велопарковки во дворе или у станции метро. Кроме того, можно обратиться с конкретными предложениями по маршрутам велодорожек в электронную приемную губернатора — ваша заявка будет обязательно рассмотрена и, возможно, включена в адресную программу. В любом случае, письмо стоит написать хотя бы для того, чтобы показать существующий спрос на создание велосипедной инфраструктуры. Также можно предложить офису, университету или спортивному залу установить велопарковку.

Городским властям же определенно стоит вернуть развитию велоинфраструктуры статус «приоритетного проекта», восстановить должность советника вице-губернатора по этой теме, выделить бюджетное финансирование на городской велопрокат и разработать новую концепцию развития.

10 самых красивых велосипедных маршрутов мира. Часть 1.

Оказывается, у мира есть цвет, звуки и запахи. И это не черно-бело-серый цвет офисных помещений. Это радуга на полнеба, заставшая Вас на узкой дорожке среди бескрайних полей где-нибудь в Провансе. Это оранжевый цвет зажигающихся на рассвете горных вершин в Альпах и пастельные тона осеннего леса в Шотландии.

И это не только запах растворимого кофе и кондиционированного воздуха. Это запах разнотравья в альпийских лугах, от которого пьянеешь без вина. Это и запах свеженадоенного молока на швейцарской ферме, и пряный аромат лавандовых полей во Франции.

А звуки!? Не круглосуточное гудение автомобильных клаксонов и плотная, физически ощутимая масса шума человеческой толпы, а нежный перезвон колокольчиков от пасущегося на итальянских склонах овечьего стада и пение птиц, под которое так приятно просыпаться и засыпать. Чтобы утром снова отправиться в дорогу…

И встреченные на дороге люди знают тысячу интересных вещей, а за проведенный вместе вечер ни разу не звучат слова о котировках нефти торговой марки “брент» и хеджировании фьючерсных контрактов.

И все это – не фантазия. Это просто день из жизни человека, путешествующего на велосипеде!

Я хочу познакомить Вас с десятью самыми красивыми велосипедными маршрутами мира. В этом выпуске – рассказ о пяти маршрутах в Европе.

Рейнская велосипедная дорожка (нем. Rheinradweg), Швейцария, Германия, Нидерланды


Описание маршрута

Вдоль Рейна, от его истока до устья, велосипедисты путешествовали уже давно, начиная с XIX века, но официально маркированный маршрут начал существовать лишь с 2001 года. Вокруг маршрута развёрнута всесторонняя велосипедная инфраструктура, включающая издание подробных велосипедных карт, путеводителей, велоатласов, система ремонтных велосипедных мастерских, кафе и гостиниц.

Достопримечательности

Швейцарский участок

  • 380 километров наиболее высокой части маршрута от истоков у перевала Обераллпасс (Oberallpass) до Базеля (Basel).

Немецкий участок

· Верхний Рейн

Примерно 385 километров от Верхне-Рейнской низменности до бассейна реки Майнц. Здесь можно использовать либо левый (французский) берег, либо правый (немецкий), то есть долина Рейна проходит между французскими горами Вогезы и немецкими горами Шварцвальд. Официальный маршрут проходит по левой стороне Рейна.

· Средний Рейн

Удивительный по красоте 132-х километровый участок между Бингеном и Бонном. Официальный маршрут проходит по левому берегу Рейна. Отсюда можно наблюдать скалы и замки Рейнских Сланцевых гор.

· Нижний Рейн

Примерно 460 километров от Бонна до Роттердама. На прекрасно ухоженном участке между Везелем и нидерландской провинцией Гельдерланд официальный веломаршрут неоднократно переходит с одного берега Рейна на другой. В самих Нидердандах не существует строго утверждённого маршрута. Можно ехать либо вдоль Вала (Waal), либо вдоль соседнего параллельного рукава Рейна (Nederrijn) до Роттердама.

Сезонность

Наилучшее время для путешествия – апрель — сентябрь

«Loire a Velo», Франция


Описание маршрута

Этот маршрут от Орлеана до Нанта является одним из лучших велосипедных маршрутов Франции. Он существует с 1995 года, длина пути составляет около 800 км, в год его посещают 700 000 путешественников.

С 1 июля до 2 сентября вдоль маршрута курсирует специальный «велосипедный поезд», что позволяет уставшим велосипедистам в любой момент сократить маршрут или, вообще, составить маршрут по своему усмотрению.

Достопримечательности

  • Всемирно известные замки долины Луары Шамбор и Шенонсо
  • Региональный природный заповедник Луар-Анжу-Турен
  • Захватывающие дух панорамные виды с горы Sancerre и башен замка Сомюр
  • Тематический парк Terra Botanica в Анже
  • Архитектура, природа и гастрономические дары долины Луары

Особенности

Прекрасно развитая инфраструктура для велопутешественников, в которую с 1995 года вложено около 52 млн. евро. Все необходимое снаряжение и оборудование можно арендовать на месте и сдать в любой точке маршрута. Путешествовать можно даже с маленькими детьми.

Сезонность

Наилучшее время для путешествия – 1 июля – 2 сентября

«Alpine Bike», Швейцария


Описание маршрута

Маршрут «Alpine Bike» от Scuol до Aigle пересекает всю Швейцарию с востока на запад. Длина пути составляет 665 км и 335 км из них — грунтовые дороги. Маршрут сложный, но очень увлекательный — проезжая через альпийские луга и идиллические деревни в долинах, можно любоваться панорамными видами на заснеженные вершины четырехтысячников, озера, ледники, водопады.

Достопримечательности

  • Müstair — одна из самых красивых горных долин Швейцарии, биосферный заповедник. Бенедиктинский монастырь святого Иоанна включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  • Natural Reserve of la Pierreuse -заповедник в районе Женевского озера с девственной природой. Здесь можно встретить представителей дикой фауны- горных козлов, рысь, орлов, тетеревов, ястребов.
  • Парк Ela со знаменитой железной дорогой Rhaetische Bahn (55 мостов и 39 туннелей на 63 км).
  • Самое высокое место паломничества в Европе — святилище Ziteil, основано в 1580 году, высота — 2434 метра над уровнем моря.
  • Национальный парк Грюйер Pays-d’Enhaut — родина знаменитых сыров «Gruyère».
  • На маршруте — несколько spa-комплексов с водой из термальных источников — Samedan, Therme Vals, римско-ирландские бани в Scuol.
  • Спиральный водопад Trümmelbach – это комплекс, состоящий из десяти каскадов и достигающий 150 метров в высоту.
  • Футуристический панорамный ресторан Kuklos расположенный на высоте 2048 метров на горе Berneuse, прямо на берегу Женевского озера. Ресторан вращается от энергии солнечных батарей, совершая полный оборот за 1,5ч, и из его окон открывается потрясающий вид на озеро, Маттерхорн, Монблан, и прочие красоты.

Особенности

Этот маршрут подходит только для опытных велотуристов. Чередование подъемов-спусков требует выносливости, высокого уровня мастерства и технического оснащения. Весь путь разбит на 16 дневных этапов. При желании, часть пути можно проехать на поезде или автобусе.

Сезонность

Наилучшее время для путешествия – июль — август

«Euro Velo», Европа


Описание маршрута

«Euro Velo» – европейская сеть велосипедных трасс, является проектом Европейской федерации велосипедистов по созданию 12 длинных велосипедных маршрутов, пересекающих всю Европу. Полная длина этих трасс будет превышать 60 000 км, в настоящее время существует более 20 000 км.

Трассы СЕВЕР — ЮГ

  • EV 1 — Атлантический маршрут: Нордкап (Норвегия) — Сагрес (Португалия) 8 186 км
  • EV3 – Трасса пилигримов: Трондхайм (Норвегия) – Сантьяго-де-Компостела (Испания) 5 122 км
  • EV5 – Via Romea Francigena: Лондон (Великобритания) – Рим (Италия) 3 900 км
  • EV7 – Среднеевропейская трасса: Нордкап (Норвегия) – Мальта 6 000 км
  • EV9 – Янтарный маршрут (от Балтийского к Адриатическому морю): Гданьск (Польша) – Пула (Хорватия) 1 930 км
  • EV11 – Восточноевропейская трасса: Нордкап (Норвегия) – Афины (Греция) 5 964 км

Трассы ЗАПАД — ВОСТОК

  • EV2 — Трасса Столиц: Голуэй (Ирландия) – Москва (Россия) 5 500 км
  • EV4 – Роскоф (Франция) – Киев (Украина) 4 000 км
  • EV6 – Трасса рек (от Атлантического океана до Черного моря): Нант (Франция) – Констанца (Румыния) 3 653 км
  • EV8 – Средиземноморская трасса: Кадис (Испания) – Афины (Греция) 5 388 км
  • EV10 – Круг Ганзы: Трасса вокруг Балтийского моря 7 930 км
  • EV12 – Трасса вокруг Северного моря

Совокупная длина всех маршрутов 63 505 км

Москва-Владивосток, Россия


Описание маршрута

Велосипедное путешествие по маршруту Москва – Владивосток является одним из самых экстремальных маршрутов в мире, но каждый год его успешно совершают сотни велотуристов. Длина пути – около 9 900 км, время в пути – 80 – 85 дней.

Это не только путешествие в пространстве – это еще и путешествие во времени – из наших дней на старте в Москве — в 90-е, а кое-где в Восточной Сибири и Дальнем Востоке – и в 80-е годы прошлого столетия.

Достопримечательности

  • Огромная, красивая, бескрайняя страна – Россия, ее природа и люди.

Особенности

Инфраструктура для велопутешественников, велосипедные дорожки и возможность аренды оборудования и снаряжения – отсутствуют.

Дополнительно

Я бы, не задумываясь, проголосовал на выборах за любого политика, прошедшего этот маршрут. Как минимум, он будет адекватно представлять современные реалии российской жизни.

Сезонность

Наилучшее время для путешествия – середина июня – начало сентября.

До встречи в путешествиях!

Игорь Уткин — путешественник, гурман, философ. Был одним из инициаторов и организаторов российского общественного движения «STARS FOR LIFE» — «Звезды за жизнь и вместе против рака». 20 лет руководил фабриками, заводами, пароходами. пока не понял, что самое большое удовольствие — заниматься любимым делом.

Изобретая велодорожки

Сезон велопроката открылся в Москве в самом конце апреля. На четыре дня раньше прошлогоднего. Стоимость услуги не изменилась, а велосипедов (4,3 тыс.) и станций (430) стало больше.

Как обстоят дела с остальной инфраструктурой в столице и других городах страны, iz.ru рассказали велоактивисты и урбанисты.

В конце января прославилось мобильное приложение Strava. Собирая данные о тренировках спортсменов, оно наносит их на карту мира. Благодаря этому обнаружили секретные военные базы США в Африке и на Ближнем Востоке, где тренировались военные. Кроме интернет-активистов, сервисом пользуются городские чиновники при проектировании велосипедных и пешеходных дорожек. Выбирают места для прокладки новых маршрутов там, где они наиболее востребованы, а затем могут проанализировать их востребованность.

В отличие от США и Европы, Россия на Strava Global Heatmap почти целиком — темное пятно. Но и здесь есть светлые точки, указывающие на то, что где-то на Урале или в Сибири люди ездят на велосипедах. И делают это достаточно осознанно и регулярно, чтобы пользоваться трекером. Ниже — пять самых ярких точек на велосипедной карте страны.

Россия; скриншот карты Strava Global Heatmap

Москва

Население — 12,3 млн человек
Общая длина велодорожек и полос — 230 км

Москва — город с самым большим в стране количеством велосипедных полос (участков дороги с разметкой) и дорожек (отделенных от проезжей части). До 2010 года здесь было 9 км велодорожек. К концу 2016 года эта цифра превысила 200 км. За 2017 год обустроено еще 30 км, и «эти показатели выше показателей 2015 и 2016 годов», заявили iz.ru в московском департаменте транспорта.

Московские веломаршруты почему-то принято критиковать за то, что они не образуют связной сети. Между тем из 202 км велополос и 28 км велодорожек 90 км проходят не по паркам. «Связность, протяженность и безопасность — вот три основных критерия [эффективности городской велоинфраструктуры]. Одно без другого работает плохо, — считает создательница блога Velonation Анастасия Ромашкевич.

Соавтор портала «ВелоМосква» Аркадий Гершман, полностью соглашаясь с тем, что велосеть должна быть безопасной и связной — «чтобы спокойно мог проехать ребенок» — отмечает всё же, что роль велодорожек в зависимости от размеров города меняется.

Аркадий Гершман, соавтор портала «ВелоМосква»

В мегаполисах акцент делается на внутрирайонных или межрайонных поездках, например отвезти ребенка в школу. И велосипед чаще рассматривается в комбинациях с магистральным общественным транспортом. Чтобы человек мог сесть на велосипед, доехать до станции метро или электрички и дальше либо оставить велосипед на парковке или станции проката, либо взять с собой. В этой роли велосипед дополняет общественный транспорт и повышает его доступность.

Пример удачной велодорожки в Москве приводит Павел Зюзин, старший научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ. «Если мы говорим не о рекреационных функциях [дорожках в парках], то есть велодорожка из Капотни в район Марьино. Район Капотня фактически имеет один выезд — в Марьино. Благоустройство там велодорожки снимает конфликт при движении [автомобилистов, велосипедистов и пешеходов] к Люблинско-Дмитровской линии [метро]. Я думаю, что эта велодорожка могла бы использоваться исключительно для рабочих поездок из Капотни», — сказал Зюзин в интервью iz.ru.

Его коллега по Институту экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Егор Мулеев подчеркивает, что в городе есть правильные велосипедные практики, но замечает, что их эффективность сложно измерить. «Все развитые страны, когда пытаются развивать велоинфраструктуру, закладывают какие-то параметры и механизмы оценки эффективности. На этапе обсуждения уже есть некие прогнозы: «Вот мы на этот рубль получим два рубля». Но нет данных, чтобы говорить, насколько была востребована конкретная велополоса в городе».

С этим мнением не согласны в пресс-службе дептранса, там подчеркнули, что эффективность существующей и потенциальной велосипедной инфраструктуры в Москве всё же оценивается. Для этого «учитывается интенсивность использования велосипеда в том или ином районе, данные по использованию велопроката, данные о количестве жителей и рабочих мест. Кроме того, учитываются планировочные и градостроительные условия и ограничения».

Представитель департамента Ольга Мальцева отмечала, что для сбора статистики установлены велосипедные счетчики, проводятся телефонные и интернет-опросы, а также собираются данные о провозе велосипедов в общественном транспорте, кражах велосипедов и ДТП с участием велосипедистов. В планах мониторинг по камерам велосипедного и пешеходного движения и проведение «ручных подсчетов».

Данные Strava и подобных сервисов в департаменте анализируют в основном при проектировании дорожек в парках, «поскольку аудиторией сервиса Strava преимущественно являются спортсмены и люди, перемещающиеся на велосипедах в рекреационных целях».

В пресс-службе добавили, что на 2018 год запланированы установка новых велосипедных парковок и обустройство велосипедных дорожек. Где они пройдут, не уточнили — адреса «находятся в стадии проработки». В материалах апрельских общественных слушаний «Велосипедное будущее Москвы» говорится, что в будущем протяженность дорожек и полос может увеличиться до 600 км.

Санкт-Петербург

Население — 5,2 млн человек
Общая длина велодорожек и полос — 70 км

Санкт-Петербург — одно из любимых московскими велосипедистами мест. В городе, построенном на болотах, практически нет холмов. До недавнего времени не было там и велоинфраструктуры.

Летом 2012 года 200 петербуржцев проехали по единственной велополосе, устроенной не в парке. Пытались таким образом показать, что 4,5 км для них маловато. Тогда же проект «Велосипедизация Санкт-Петербурга», основанный Дарьей Табачниковой, ставшей через несколько лет советником по велотранспорту при вице-губернаторе, начал устраивать велопробеги и конференции.

В 2013 году в городе установили 500 велопарковок, они велосипедистам не понравились. В 2014-м появилась система проката. Диалог с властями начался. И в феврале 2017 года губернатор объявил инфраструктуру для велосипедов приоритетным проектом развития города.

Дарья Табачникова, советник по велотранспорту при вице-губернаторе Санкт-Петербурга

В этом [2017] году мы сделали 40 км дорожек в дополнение к тем 30, что были разбросаны по городу при [предыдущем губернаторе Валентине] Матвиенко. И сейчас планируется бюджет на строительство еще 40 км ежегодно в течение пяти лет. В 2017-м на велоинфраструктуру потратили 130 млн рублей.

По мнению Табачниковой, для того чтобы количество велосипедистов в городе выросло, нужна связанная сеть дорожек хотя бы на 200 км.

«Потенциал велосипедизации у Петербурга большой. По крайней мере у исторической его части, благодаря хорошему рельефу и более-менее нормальному климату, — говорит соавтор портала «ВелоМосква» Аркадий Гершман. — Но речь идет именно о велополосах. Это можно рассматривать только как первичный запрос на велоинфраструктуру. Потому что ехать с ребенком маме или просто пожилому человеку будет некомфортно».

Альметьевск

Население — 150 тыс. человек

Общая длина велодорожек и полос — 83 км

Альметьевск — звезда транспортных блогов и самопровозглашенная велосипедная столица России. На карте Strava город, где находится штаб-квартира «Татнефти», не так заметен, как столицы исторические. Но опрошенные корреспондентом iz.ru эксперты выбрали его как самый вдохновляющий, а кое-кто как единственный пример удачной велосипедизации в России. В том числе потому, что при населении в 34 раза меньше, чем в Санкт-Петербурге, велодорожек в этом татарстанском городе больше на 15%.

«В Альметьевске совпало несколько факторов: понимание администрации и участие крупного бизнеса. Город развивает качественную городскую среду, стараясь привлечь высокопрофессиональные кадры и сохранить здоровье жителей, а бизнес поддерживает эти инициативы», — рассказывает Владимир Кумов, курирующий проект Let’s bike it!. Так, единственный пока велопрокат в России по китайской системе — без станций — работает именно в Альметьевске. И куплен на деньги нефтяной компании.

Анастасия Ромашкевич, создательница блога Velonation

Это единственный город, где имеется четкий план развития велотранспорта, над его составлением и реализацией работали профессионалы из Дании, а также имеются количественные критерии оценки проекта.

Речь идет, в частности, об уличных счетчиках, которые позволяют узнать количество велосипедистов, проехавших по дорожке.

В школьный курс введут обучение езде на велосипеде

За два года мэру Альметьевска Айрату Хайруллину и его команде удалось пересадить на велосипед 2% населения. В 2015 году здесь почти не было велодорожек. Сейчас их 83 км, и по ним можно ездить круглый год, почти не соприкасаясь с автомобилями. До 2020-го запланированы 200 км — на это «Татнефть» выделила 250 млн рублей. И на велосипеды пересядут уже, по прогнозам, 7%. Власти уже отчитываются о том, что статистика сердечно-сосудистых и легочных заболеваний в Альметьевске пошла на убыль.

Калининград

Население — 467 тыс. человек
Общая длина велодорожек и полос — 13 км

В Калининграде велоинфраструктура не слишком развита. Есть разрозненные и достаточно короткие (самая маленькая — 0,4 км в длину) велополосы. При этом в городе сформировалось устойчивое велосипедное сообщество, в том числе единственная постоянно действующая в стране ячейка движения «Критическая масса».

Движение за права велосипедистов зародилось в Сан-Франциско в 1992 году. 60 велосипедистов поехали после работы провожать друг друга до дома. Вскоре акции стали устраивать в других городах Америки и в Европе. В 2002 году в юбилейной «Критической массе» приняли участие 5 тыс. человек только в Сан-Франциско. В том же году первая «масса» прошла в Москве.

Калининградские велосипедисты впервые заявили о себе еще через 10 лет. Проехали по центру колонной, и делают это с тех пор каждые последние выходные месяца, даже зимой. Случается такое и в Москве, но нерегулярно. Более того, в отличие от Москвы, где 12 июня 2012 года нескольких участников «Критической массы» задержал ОМОН, власти Калининграда пошли навстречу велосообществу.

Россия присоединится к европейской сети велосипедных дорог EuroVelo

Как вспоминают активисты, до первых акций самым популярным ответом чиновников было: «Хотите велодорожки? Покажите, где эти велосипедисты вообще есть». Теперь велодорожки внесены в Генплан — 160 км до 2035 года. Также решено присоединить регион к европейской сети трасс EuroVelo, построив 51 км велодорожек от Куршской до Балтийской косы. И потратить на это 1 млрд рублей до 2024 года. Кроме того, есть программа подготовки города к чемпионату мира по футболу, по которой делают велопешеходное кольцо в центре города и велодорожки на реконструируемых набережных.

«Есть знаменитый спор любителей урбанистики: «Что раньше — курица или яйцо? Что раньше — велосипедист или велодорожка?» Одни говорят, что нужно делать велодорожки, и мы получим большое количество людей, которые передвигаются на велосипеде. С другой стороны, справедлива ситуация и обратная. Калининград это показывает», — считает Егор Мулеев из НИУ ВШЭ.

Причина калининградского парадокса в том, что он окружен европейскими городами, уверен коллега Мулеева по НИУ ВШЭ Павел Зюзин.

Павел Зюзин, старший научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов

Люди из Калининграда, используя льготный визовый режим, имеют возможность наблюдать практики в окрестных городах в области велосипедизации. Поэтому отношение к велосипедам в Калининграде более благосклонное, чем в других городах России. Чем дальше от западной границы страны, тем быстрее пролистываются любые программные документы, содержащие слово «велодорожка». Никто в принципе не воспринимает этот вид транспорта как возможный к использованию для трудовых поездок.

Зюзин полагает, что, если программа велосипедизации города к чемпионату мира по футболу будет реализована, Калининград может стать первым городом России с полноценной связной сетью велодорожек, «где можно будет доехать на велосипеде в центр города к основным центрам формирования пассажиропотоков от вокзалов и спальных районов».

Пока же, по данным эксперта, в городе с населением меньше полумиллиона насчитывается 100 тыс. велосипедистов, и ежегодно на 20% растут продажи двухколесного транспорта.

Автомобиль и велосипедная дорожка – что нужно знать, чтобы не нарушить ПДД

Велосипеды в условиях мегаполисов с каждым годом набирают обороты популярности. Европейские страны, а также Китай и Япония давно «пересели» на велосипед. Копенгаген, Токио, Пекин, Хельсинки, Нидерланды, Стокгольм. Города можно перечислять до бесконечности. Транспорт экологичный, а главное, бесплатный.

Велосипедная дорожка ПДД

Да и для здоровья полезно. Мода передвигаться на двухколёсном — не только ради забавы и удовольствия, но и с целью добраться с точки «А» в точку «Б» — «докатилась» и до нашей необъятной родины. И если в удалённых регионах велоувлечение не так развито, то в больших городах всё больше находит отклик в сердцах россиян. «Это я раньше был злой, просто у меня велосипеда не было», — говорил наш любимый почтальон Печкин. Только вот ездить велосипедистам особо негде. Велосипедные дорожки появляются в городах, как говорится, «со скрипом».

Но всё же появляются. Кстати, первая такая полоса для движения появилась в нашей стране достаточно давно. Дело было в 1897, конечно, в столице. Организовали её тогда вдоль Ленинградского проспекта. Что же делать автолюбителям? Что можно и что нельзя по ПДД, когда дело касается понятия «велосипедная дорожка».

Что такое велосипедная дорожка?

Велосипедной дорожкой называют либо самостоятельную дорогу, либо полосу для движения владельцев двухколёсного экологически чистого транспорта. Существует четыре вида дорожек для велосипедов: односторонняя, двухсторонняя, совмещённая, изолированная. Ездить по ней можно только на велосипеде, гужевой повозки или небольшом мопеде.

Изолированная велосипедная дорожка

Движение других механических транспортных средств по ней запрещено. Правда, есть одно но: по ней всё же могут передвигаться машины коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб. Тут уж ничего не попишешь. Пешеходы тоже могут двигаться по велодорожке, но только в том случае, если нет тротуара. А что же делать автолюбителям? В первую очередь, знать правила дорожного движения и быть предельно осторожными.

Знаки и разметка

Специальная дорога для велосипедов всегда должна быть оборудована знаками и соответствующей разметкой. Также на таких полосах должны быть указатели. Так принято на всём земном шаре. Дорожный знак Велосипедная дорожка под номером 4.4 представляет собой круглый знак синего цвета, на котором изображён белый велосипед.

Знак велосипедная дорожка

Его не нужно путать со знаком «Пересечение с велосипедной дорожкой». Тот треугольной формы, белый с красным ободком, и на нём также изображён велосипед.

Отношение вело- и автолюбителей

Жаль, но поладить владельцы транспорта экологически чистого, и не очень, часто не могут. К слову, есть счастливые автолюбители, которые всё же могут оказаться на велодорожке. Произойти это может в том случае, если водителю необходимо подъехать к какому-либо объекту для разгрузки своего железного коня. Тогда, в случае подобной необходимости, если по-другому подъехать нельзя, автолюбитель вынужден воспользоваться этой полосой.

Если же водитель четырёхколесного транспорта оказывается на дорожке для двухколёсных без видимых на то причин, ему может грозить штраф в полторы тысячи рублей. А за парковку на велодорожке придётся раскошелиться и того больше. Заплатить целых две с половиной тысячи. Чтобы не было соблазна заехать туда, куда не положено, на отдельных полосах устанавливают делиниаторы, по-другому — искусственные бордюры. Они не потребуются, если, например, велополосу от проезжей части отделяет капитальный бордюр. Хотя водители изощряются и умудряются припарковаться и там, даже если велодорога отделена от проезжей части не только бордюром, но и газоном. Делать это запрещено.

Автомобиль на велосипедной дорожке

Использовать полосы нельзя также для обгона. Конечно, владельцы автомобилей бы и рады не пользоваться велополосами, только вот не всегда это возможно. Необходимо отметить, что при повороте автолюбитель должен уступить дорогу велосипедисту, который едет по созданной для него полосе. А вот на пересечении с такой дорожкой, где как раз-таки стоит знак «Пересечение», водитель машины, напротив, в приоритете. Его должен пропустить велолюбитель. Но, говорят водители, лучше пропустить и здесь. Ведь не все велосипедисты знают правила «назубок», а зря!

Знать правила нужно всем!

Отдельно стоит отметить, что знать и помнить правила дорожного движения необходимо всем участникам этого самого дорожного движения. То есть не только водители автотранспорта, уж часто ругают именно их, но и водители, которые выбрали для себя двухколёсный транспорт, не требующий заправки. Тем, кто «всегда прав» (они так думают), то есть пешеходам, стоит также свои знания правил время от времени «освежать», дабы не стать участником дорожно-транспортного происшествия.

Источники:

https://avtopravo.guru/znaki/znak-velosipednaya-dorozhka.html
https://www.sobaka.ru/city/urbanistics/103858
https://tass.ru/arhiv/573145
https://iz.ru/722964/ignat-orbeliani/izobretaia-velodorozhki
https://carextra.ru/obuchenie/velosipednaya-dorozhka-kak-vesti-sebya-avtomobilistu.html