Движение по велосипедной дорожке

Содержание скрыть

Правила езды на велосипеде по автодорогам: ПДД и зона ответственности

Так называемый «велосипедный бум» ворвался в российскую повседневную жизнь примерно 10 лет назад. И если ранее на велосипедах гоняли только дети и подростки, то сегодня велосипедистами стали многие взрослые люди. И речь идёт не только о прогулочной езде по паркам, многие россияне стали ездить на велосипедах на работу, в гости, по делам. Этот экологический транспорт оказывает однозначно благоприятное действие на организм в целом, но вот отношение к велосипедистам со стороны автомобилистов и пешеходов по-прежнему неоднозначное. Прежде всего, это связано со слабой велоинфраструктурой в большинстве российских городов, а также с халатным отношением большой доли велосипедистов к действующим правилам ПДД. В стране существенно увеличилось количество ДТП с участием велосипедного транспорта. Только за последние четыре месяца 2019 года Госавтоинспекция зафиксировала увеличение вело-авто-ДТП + 39,4 % по сравнению с предыдущим периодом. Мы разобрались с темой: «Как должен ехать велосипедист по проезжей части?», а также оценили все безопасные способы езды в городских условиях.

Правила езды на велосипеде

Где можно ездить на велосипеде?

Езда на велосипеде

В нашей статье пойдёт речь о том, как должен двигаться велосипедист по дороге. Мы будем говорить преимущественно о поведении взрослого человека. Помните, что детям, которым не получили свой первый гражданский паспорт, категорически нельзя выезжать на проезжую часть!

Веловодитель, как полноценный участник дорожного движения, несёт ответственность за исправность немеханического транспортного средства (ТС) и за соблюдение ПДД, в том числе за соблюдение дистанции, скоростного режима и места своего нахождения в автопотоке. Но стоит только «слезть с велика», как веловодитель становится пешим гражданином, даже если он ведёт транспорт рядом с собой. В это время, как пешеход, он должен руководствоваться правилами ПДД для пеших граждан.

Исходя из пункта 24 действующих норм ПДД, законными местами для езды велолюбителей могут являться:

  • специально предназначенные дорожки (велосипедные или вело-пешеходные) или полоса для вело-перемещения;
  • при отсутствии специальных полос правый край проезжей части в попутном направлении, обочина, тротуар и пешеходная дорожка.

Выделенная полоса для велосипедистов

Велодорога — часть дороги автомобильного назначения или самостоятельная линия, созданная для преимущественного передвижения веловодителей. По нормам российского законодательства по территории велодорожек нельзя ездить механическому автотранспорту (кроме мопедов) и гужевым повозкам. В отношении «бесколёсников» и их присутствия на специальной велодорожке существует оговорка: они могут ходить по данной территории или пересекать её только при отсутствии тротуаров, обочин, пешеходных дорожек и пешеходных зон.

Когда спец. участок для двухколесных «стальных коней» примыкает непосредственно к дороге общего пользования, она должна быть отделена от проезжей части разделительной полосой, газоном, бордюром, разметкой и (или) дорожным знаком 4.4.1:

Начало участка для двухколесных средств

Окончание участка спец. назначения определяется знаком 4.4.2.:

Конец участка для двухколесных средств

Велолюбителям в текущем году нужно присматриваться и к другим специальным знакам:

Полоса для велосипедистовКонец полосы для велосипедистов Дорога с полосой для велосипедистовКонец дороги с полосой для велосипедистов

Задаёте вопрос: «По какой дороге должен ехать велосипедист, если есть специальная выделенная полоса?» Однозначно — только по велодорожке.

Пересечение с велосипедной дорожкой

Пешеходные дорожки

Веловодитель имеет право на перемещение по тротуару или пешеходной дорожке только:

  • если нет в наличии или нет возможности передвигаться по велосипедной и велопешеходной дорожке, а также специально выделенной полосе для двухколесного немеханического байка;
  • если веловодитель сопровождает другого веловодителя (до 14 лет), а также если он перевозит ребёнка (до 7 лет) на специально предназначенном дополнительном сиденье (велоколяске, велоприцепе).

Автомобильная дорога

«Как должен ехать велосипедист по проезжей части?» Исходя из п. 24.2 и 24. 5 водитель двухколесного немеханического байка может ехать по правому краю проезжей части. Стоить учесть важные условия:

  • веловодитель достиг своего 14-летия;
  • нет в наличии или нет возможности двигаться по спец. полосе или дорожке;
  • велобайки двигаются в один ряд или в два ряда (если ширина «велика» ≤ 0,75 см);
  • группа велолюбителей перемещается в виде организованной колонны;
  • велоезда допустима исключительно в попутном направлении;
  • габариты велобайка и (или) перевозимого груза ≥ 1 м.

Велосипед на автотрассе

Все, кто интересуются вопросом: «Как должен ехать велосипедист по трассе?», должны знать, что езда по автомагистралям на двухколесном транспорте запрещена. Это положение закона указано в пункте 16.1 действующих правил ДД. Велосипедам и другим средствам передвижения, которые по техническим параметрам не могут разгоняться свыше 40 км/час, нельзя находиться на автотрассах.

Возраст для управления велосипедом

Возраст велосипедиста

Согласно действующему законодательству нашей страны, существует три возрастные группы водителей двухколесного транспорта:

  1. Дошкольники.

Малолетние веловодители могут ездить исключительно по тротуарам (вместе с пешеходами) под неустанным присмотром взрослых. Конечно, юный велолюбитель обязан держаться за руль обеими руками, пропускать и объезжать пешеходов, не создавая им помех и опасностей, иметь навыки соблюдения дистанции. Перед вепоездкой родители должны осуществлять технический осмотр на предмет исправности детского «велика», позаботиться о защите ребёнка (шлем, защитная экипировка). Сиденье должно соответствовать росту ребёнка. Для безопасной велоезды нужно оснастить велотранспорт фонариком, звонком и катафотами. Разумно одеть на ребёнка одежду со светоотражающими полосками.

  1. С первого класса до первого паспорта.

Веловодители школьного возраста могут перемещаться по тротуарам, велодорожкам, пешеходным и вело-пешеходным дорожкам, в пределах пешеходных зон. Юному веловодителю разрешено ездить только на технически рабочем велобайке, а его поведение должно соответствовать нормам ПДД.

  1. От 14-летия и старше.

Веловодитель, достигший своего 14-летия, приравнивается к взрослому водителю. Он приобретает право перемещаться на велобайке по проезжей части при соответствующих условиях.

Правила движения велосипеда по дорогам

Каждый веловодитель должен соблюдать принципы безопасности на дорогах:

  • содержать в исправном состоянии своего «стального коня» и делать визуальный технический осмотр перед каждой поездкой;
  • соблюдать нормы движения, принятые в России;
  • соблюдать попутное направление передвижения;
  • сигнализировать о своих манёврах.

Техническое состояние

Во имя личной безопасности и безопасности окружающих веловодитель обязан содержать свой транспорт в рабочем состоянии, а именно:

  • велотранспорт должен иметь исправные тормоза, работающие педали, клаксон и руль;
  • для езды в любое время суток нужно оборудовать свой велотранспорт фонарём и катафотами (как минимум, впереди — белые, сзади — красные). Также целесообразно оснастить велосипед светоотражающими элементам и по боковым сторонам;
  • сиденье должно соответствовать росту;
  • своевременно подкачивать шины (по рекомендациям производителя).

Дорожные знаки, разметка, светофоры

Дорожные знаки и светофоры

Всем известен факт: веловодители не должны учиться в автошколе и получать водительские велоправа. Однако это и есть камень преткновения: велолюбители обязаны знать и выполнять все действующие дорожные нормативы безопасности, но нет контроля за их подготовкой к выезду на «большую дорогу».

Для любителей велоезды есть пять запрещающих знаков:

  • «кирпич» или «въезд запрещён» (3.1);
  • «движение запрещено» (3.2);
  • «движение на велосипедах запрещено» (3.9);
  • «автомагистраль» (5.1);
  • «дорога для автомобилей» (5.3).

Во время поездки на вело-байке нужно учитывать существующую разметку:

  • не наезжать на сплошную линию;
  • не парковаться в местах, размеченных желтым цветом;
  • пропускать пеших граждан на пешеходных зонах.

Направление движения

Нередко автомобилисты жалуются на любителей велопрогулок, передвигающихся во встречном направлении по краю дорожного полотна. А на дорогах, где находятся дачные массивы, нередко можно наблюдать картину — «едет велосипедист навстречу движению по середине дороги».

Прежде чем влиться в поток автомобилей, абсолютно каждый веловодитель должен знать «Как велосипедист должен ехать по встречке или попутно?» Согласно нормам безопасного передвижения, веловодитель может двигаться только в попутном направлении, как можно правее (по правой стороне). А выезд на «встречку» допустим в трёх случаях:

  1. Обгон.
  2. Объезд ДТП или оцепления.
  3. Плохое качество покрытия, во избежание падения и создания аварийной ситуации.

Сигналы поворота

Исходя из того, что велотранспорт не оборудован световыми приборами, обозначающими повороты, веловодителю нужно подавать сигналы с помощью рук. Есть устоявшаяся система предупреждения о манёврах велосипедистов-одиночек и система общения в организованной колонне.

Сообщения одиночки-веловодителя:

  • «я поворачиваю налево или перестраиваюсь» — левая верхняя конечность вытянута или права верхняя конечность вытянута и согнута в локтевом суставе;
  • «я поворачиваю направо или перестраиваюсь» — правая верхняя конечность вытянута или левая верхняя конечность вытянута и согнута в локтевом суставе;
  • «я останавливаюсь» — любая верхняя конечность поднята вверх;
  • «я объезжаю препятствие справа» — правая верхняя конечность опущена вниз;
  • «я объезжаю препятствие слева» — левая верхняя конечность опущена вниз».

Сообщения ведущего колонны (в дополнение к вышеперечисленным жестам):

  • «всем уменьшить скорость» — любая из верхних конечностей опущена вниз и выполняются небольшие махи вверх-вниз;
  • «всем выстроиться в колонну по одному» — один палец вверх;
  • «всем выстроиться в колонну по двое» — два пальца вверх;
  • «мы объезжаем препятствие, поэтому выстроиться поодиночке» — пять пальцев вверх.

Велосипедист и пешеходы

Начиная с первого трёхколесного велотранспорта нужно приучать ребёнка к тому, что нужно проявлять уважение к пешим гражданам. А именно, нужно пропускать их, объезжать, не создавая опасные ситуации, не пугать резкими манёврами и звонками, соблюдать дистанцию при езде среди пешеходов.

Среди велолюбителей есть утверждение, что им можно пересекать пешеходные переходы верхом на своём велотранспорте со скоростью пешехода. Это в корне неверная информация. Согласно п. 24.8 действующих норм дорожной безопасности, на пешеходных переходах велосипедисты обязаны не только пропускать всех граждан, но и сами на время перехода дорожного полотна превратиться в пешего человека.

Ответственность велосипедиста за нарушение ПДД

Ответственность велосипедиста

Дорожно-транспортным происшествием может быть признано столкновение:

  • двух или более веловодителей;
  • веловодителя и пешего человека;
  • автоводителя и веловодителя (или нескольких).

Подавляющее большинство любителей велосипедных поездок не утруждают себя учением и повторением правил безопасного движения в начале сезона. Многие и вовсе считают себя «вне закона», ввиду того, что у них нет специальных водительских прав (а значит, лишение им не грозит). Однако незнание закона не освобождает от ответственности. На веловодителей распространяются все правила ПДД и действующие статьи КоАП РФ.

Самые распространенные нарушения

Согласно статистике, самыми «популярными» правонарушениями с участием велолюбителей являются:

  • наезды на пешеходов, стоящие автомобили, животных. Причинами являются нарушение скоростного режима, бокового интервала и дистанции, а также рассеянность, недостаточная внимательность и самоуверенность в собственных силах;
  • движение во встречном направлении по отношению к автопотоку.

Причинами становятся элементарное незнание и пренебрежение действующими нормами и правилами безопасности;

  • пересечение пешеходного перехода верхом на велотранспорте и ДТП на данном участке.

Прямое нарушение п. 24.8 ПДД приводит к тому, что виновником дорожного происшествия признают велосипедиста, который не слез со своего велотранспорта на пешеходном переходе;

  • столкновение при выезде с дворовой территории.

Независимо от того, где ехал велосипедист (по дороге или тротуару), причиной аварии, как правило, становится ограниченная видимость (из-за припаркованных авто, зелени, строений). Виновником может быть признан как веловодитель, так и автоводитель;

  • пренебрежение сигналами маневрирования.

Это самое опасное нарушение со стороны веловодителей, особенно на проезжей части дорожного полотна. Любое перестроение, объезд неровностей, препятствий или ям должно сопровождаться ручными сигналами. Как правило, именно их отсутствие приводит к смертельным ДТП с участием велотранспорта.

Привлечение к ответственности

Взрослые любители велоезды имеют статус водителя, поэтому на них распространяются нормы административной, материальной и уголовной ответственности. Несовершеннолетние веловодители, ставшие виновниками ДТП, не несут административной и уголовной ответственности, а материальный ущерб взыскивается с родителей или опекунов.

Размеры штрафов

Если говорить о вине веловодителя, как нарушителя ПДД, то его зона ответственности предусматривается Кодексом об Административных Правонарушениях статьей 12.29. Пункт № 2 данной статьи говорит, что за нарушение норм дорожной безопасности к веловодителям применяется наказание в размере 800 рублей. А пункт № 3 уточняет, что если нарушитель находился в состоянии алкогольного или иного опьянения, то штраф увеличивается (от 1000 до 1500 рублей).

Если веловодитель создал помеху автотранспорту, то его действия приводят к штрафу в размере 1000 рублей. Причинение вреда лёгкой и средней тяжести потерпевшему гражданину карается суммой от 1000 до 1500 рублей (КоАП ст. 12.30).

Заключение

Всеобщая российская велосипедизация имеет массу преимуществ, и можно назвать как минимум 10 причин почему велосипедная езда – это классный способ передвижения. Однако увеличение количества велосипедов на большинстве российских дорог, не предназначенных для велоезды, приводит к огромному количеству дорожных происшествий. Во многих случаях аварии и травмы велосипедистов происходят по причине халатности и незнания действующих нормативов дорожной безопасности со стороны веловодителей. Ситуация усугубляется тем, что велосипедисты имеют право вливаться в общий автопоток, при этом не имеют специальных водительских прав, полиса страхования и контроля за подготовкой к велопоездкам. А физическая незащищённость велосипедиста по сравнению с автотранспортом делает их чрезвычайно уязвимыми. Улучшение ситуации велодвижения может произойти только при развитии велосипедной инфраструктуры в целом по стране и при педантичном соблюдении правил безопасности на дорогах со стороны всех участников движения.

Велосипедная дорожка

Велосипе́дная доро́жка — это или часть дороги общего пользования, или самостоятельная дорога, предназначенная исключительно для движения велосипедов (в России и для мопедов, а при отсутствии тротуаров и обочин — также для пешеходов).

Если велосипедная дорожка является частью дороги общего пользования, то она отделяется от проезжей части разделительной полосой, бордюром или только разметкой.

Велосипедные дорожки распространены во многих странах Европы. Причём велодорожки могут образовывать транспортную сеть не только в городе, но и по всей стране [1] . (схема национальных велодорожек Дании). В России встречаются крайне редко и не образуют транспортной сети. Первая велосипедная дорожка в России была организована в 1897 г., она проходила вдоль современного Ленинградского проспекта (в Москве).

Содержание

Велодорожки в городах России

     — полоса для велосипедистов и инвалидов на проезжей части Пионерского проспекта.  — велодорожки выделены дорожной разметкой на тротуарах [2] .  — велодорожка Белгород — Строитель — Яковлево — Мемориал Курская дуга, всего около 30 км.  — велодорожка вдоль прибрежной стороны Колмовской набережной, велодорожка вдоль западной стороны улицы Магистральная, велодорожка, совмещенная с тротуаром, длиной около 90 м на северной стороне проспекта Александра Корсунова от перекрестка с улицой Кочетова в сторону деревни Григорово.  — одна официальная велодорожка и несколько в виде части тротуара по ул. Энтузиастов и Калининградской.  — велодорожки вдоль некоторых улиц, в частности, по Лежневскому шоссе до Кукарино.  — велодорожка на Набережной ижевского пруда[3]  — велодорожка на Воробьёвых горах (у станции метро Воробьёвы горы), велотрек на Крылатских Холмах, велодорожка в парке Покровское-Глебово, велодорожка на дублере Проспекта Вернадского (между станциями метро Университет и Проспект Вернадского) [4] , велодорожка на Лужнецкой набережной, велодорожка Каптоня-Марьино (через Марьинский парк).  — велодорожка в городском парке по Липовой аллее [5] .  — велосипедные дорожки в Академгородке.  — велодорожки, размеченные на тротуаре и велополосы на проезжей части на улице Ленина.  — велодорожка на улице Рокоссовского.  — в 2010 году обустроена пилотная велодорожка, которая связала студенческое общежитие на проспекте Нагибина, Донскую публичную библиотеку на улице Пушкинской, Ростовский государственный строительный университет на улице Социалистической и медуниверситет на переулке Крепостном [6]  — велодорожка на второй очереди набережной Волги.
    • велодорожка на территории Муринского парка вдоль проспекта Луначарского от проспекта Культуры до улицы Руставели;
    • велодорожка на Софийской улице от КАД до Колпино;
    • велодорожка в сторону Курортного района (направление Сестрорецк от СП-б). Качество дорожки посредственное, езда на шоссейных велосипедах не рекомендуется.
    • велодорожка вдоль побережья озера Разлив (от Приморского шоссе до шалаша Ленина);
    • велодорожка вдоль «Петербургского шоссе», связывающего Санкт-Петербург и Пушкин;
    • велодорожки на Крестовском острове вдоль Северной дороги и Кемской улицы, вдоль Южной дороги и Крестовского проспекта, на Большом Петровском мосту и подходах к нему.
    • велодорожка на проспекте Славы-от Бухарестской до Пражской

    6.5 км велодорожек(обозначенных соответствующими знаками) в одностороннем исчислении(учитывая, что все двухсторонние — 13км). Все находятся в новом(продолжающем строиться) районе Академический на юго-западной окраине города. А именно: улицы Краснолесья и де Генина(

    Велосипедные дорожки в Германии

    Германия покрыта густой сетью как местных, так и дальних [10] велосипедных дорожек. Через её территорию проходит ряд международных велосипедных маркированнных путей, относящихся к проекту Евровело.

    К дальним популярным у путешествующих велосипедистов велодорогам относятся:

      , длиной 1230 км, проходящая большей частью по Германии вдоль реки Рейн.

    Велосипедные дорожки на Украине

    На Украине велосипедные дорожки встречаются крайне редко и не образуют транспортную сеть.

    В 2009 году был создан проект ВелоСтрана (укр. ВелоКраїна ), конечной целью которого является создание инфраструктуры для рекреационных велосипедных поездок в горах Карпаты. Территория проекта включает Ивано-Франковскую, Закарпатскую и Черновицкую области. [11]

    По территории Украины проходит ветка 4 маршрута EuroVelo Роскофф — Киев, соединяющая украинские города Киев и Львов. [12]

      : 15 июля 2012 был открыт первый туристический веломаршрут, который проходит по Южному берегу Крыма. Туристический веломаршрут начинается от Ливадийского дворца, проходит через территорию Гаспринского поселкового совета по Солнечной тропе и завершается у дворца-музея «Ласточкино гнездо». Маршрут создан с учетом стандартов сети европейских транснациональных маршрутов EuroVelo. [13]
      : 2 июня2011 года произошла встреча винницкого городского главыВладимира Гройсмана с велосипедистами областного центра. Результатом встречи стало создание рабочей группы, в течение двух недель было обследовано состояние асфальтного покрытия, наличие пандусов и протяженность будущих велосипедных дорожек. [14] Учитывая, что в городском бюджете на 2011 год не были предусмотрены средства на проведение работ по адаптации городских улиц для нужд велосипедистов, было принято решение частично реализовать этот проект в 2011 году и выделить полосы для велосипедистов на тротуаре вдоль Хмельницкого шоссе и на проезжих частях проезда Пирогова и проспекту Космонавтов. На соответствующих участках была нанесена дорожная разметка и значки, установлены соответствующие дорожные знаки, были обустроены пандусы. [15] Первые дорожки появились в июле 2011 года. Общая протяженность составляет 6,4 км. [16][17]
      : в 2008 году горгосадминистрация вместе с велосипедистами разработали и утвердили перечень улиц для обустройства велосипедных полос и дорожек в составе городской схемы велосипедных маршрутов города. Специалисты определили 17 самых популярных веломаршрутов длиной 161 километр, в которых задействованы 62 столичные улицы. [18][19] На август 2012 года известны маршруты по проспекту Бажана (2 км из 6 запланированных) [20][21] и проспекту Победы, среди отрицательных черт которых — отсутствие удобных заездов на велодорожку, резкие повороты и постоянное пересечение велодорожки с пешеходными выходами. [22] До конца 2012 года будет спроектировано 5 городских маршрутов протяженностью 38 км. Пилотным для развития велосипедной инфраструктуры стал Дарницкий район Киева. [23]
      : при содействии немецкого Общества технического сотрудничества (GTZ) группа разработала план поэтапной постройки велосипедной сети во Львове. На 2012 год построена одна дорожка, проходящая по улице Липинского, её протяженность составляет 400 метров. Велодорожки прокладываются рядом с пешеходными дорожками. Для велодорожек используется асфальтобетонкрасного цвета, для лучшей ориентации пешеходов. [24]
      : в июне 2011 года, по требованию велообщественности города была нанесена разметка вдоль проспекта Нахимова. Планируется нанесение разметки на участке по Приморскому бульвару. Для создания велосипедных дорожек используется нанесение разметки, отдельные дороги не строятся. [25]
      : единственная [26] дорожка — на Трассе здоровья размещена в начале июня 2012 года. Проходит от улицы Ланжерона. Ширина поверхности — 2 метра, нанесена дорожная разметка и сеть знаков. [27] Дорожка освещается [28] , территория охраняется внутренними войсками[29] .

    Велосипедные дорожки в Беларуси

    В Минске велодорожка, которая пересекает почти весь город, имеет протяженность 27 км. Проходит через Ленинский, Партизанский и Центральный районы города. [30] .

    Дорожные знаки и разметка

    Дорожные знаки на Украине соответствуют Венской конвенции о дорожных знаках и сигналах. Разделение дорожных знаков на группы, нумерация, названия, размеры, форма, символы и требования по размещению регламентируются ДСТУ 4100-2002. [31]

    Дорожная разметка соответствует «Конвенции о дорожных знаках и сигналах» 1968 года, а также «Протоколу о разметке дорог» 1973 года. Все требования изложены в ДСТУ 2587-94. Дорожная разметка представляет собой линии, надписи или другие обозначения, наносимые на проезжую часть, бордюры и элементы дорожного сооружения. Линии горизонтальной разметки имеют белый цвет. [31]

    Ширина велосипедной дорожки по ГОСТу и нормам СНиП (СП)

    Ширина велодорожки должна соответствовать нормам СНиП (СП) и ГОСТу. Этот вопрос регламентируется достаточно жестко. Прочитав статью, вы узнаете, какой должна быть ширина велосипедной дорожки по нормативным документам. Также мы расскажем о других нормах проектирования велотрасс.

    Ширина велодорожки

    Где можно строить велодорожки

    Нормы для проектирования и строительства велосипедных трасс определяют:

  1. СП 34.13330.2012 (ранее СНиП 2.05.02-85).
  2. СНиП II-К.3-62.
  3. ГОСТ 33150-2014.
  4. СП 42.13330.2016 (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89).
  5. ВСН 25-86.

Однополосные дорожки

Велосипедные дорожки могут идти вдоль пешеходных тротуаров или отдельными маршрутами.

Возможно строительство велосипедных дорог в зеленой зоне: городских парках и лесопарках. Можно строить велотрассы на набережных у рек и морей. Их ширина определяется нормами.

Варианты строительства велодорожек:

  1. Отдельным дорожным маршрутом.
  2. У основания земляных насыпей.
  3. На искусственных насыпях – бермах.

На автодорогах могут быть выделены отдельные полосы для движения велосипедов. Их ширина определяется по СП (СНиП), а также ГОСТу. Потребность в дополнительной полосе возникает, если по дороге проезжает более 100 велосипедистов за час. Интенсивность трафика должна быть до 150 автомобилей за 1 час и до 2000 машин за 24 часа.

Разметка городских дорожек

Однополосные трассы рекомендовано строить на наветренной обочине. Двухполосные – по обеим сторонам автострады. (Это рекомендации, а не правила.)

Высота бордюра, который отделяет велодорожку от автомобильной трассы, составляет 20–25 см. При строительстве разделительной полосы ее ширина должна быть 0,7–1,5 м.

Велосипедная дорожка на тротуаре может быть обособленной или доступной для пешеходов. Маршруты второго типа называют велопешеходными. Ширина подобной дорожки принимается от 4 м.

Минимальная ширина велодорожки в парке по СНиП (СП)

Размер велосипедной дорожки зависит от интенсивности трафика. Строительные нормы и ГОСТ, регламентирующие ее ширину, представлены ниже в таблице.

Конструкция велодорожкиШирина велодорожки по ГОСТу (м)
В стесненных условияхПри строительстве с нуля
Односторонняя и однополосная0,75–11–1,5
Односторонняя и двухполосная1,51,75–2,5
Двухсторонняя и двухполосная (для встречного движения)22,5–3,6

Минимальная ширина велосипедной трассы составляет 0,75 м. Это предельный минимум по ГОСТу 33150-2014, определяющий допустимый размер полосы.

На улице

Велосипедная дорожка двухполосная должна быть равна или шире 1,5 м. Двустороннее движение допускается при интенсивности трафика до 70 велосипедов за 1 час. Стоит отметить, что нормативную ширину трассы необходимо строго соблюдать согласно ГОСТу.

Нормативы расстояния до других объектов

В парках по СНиП (СП) регламентируется не только ширина велосипедных трасс. Также нормами определены минимальные дистанции между обособленными велодорожками и прочими объектами (в метрах):

  1. Тротуар – 0,5.
  2. Кромка автодороги – 0,75.
  3. Деревья – 0,75.
  4. Автомобильная парковка – 1,5.
  5. Остановка любого вида транспорта – 1,5.

Эскиз дорожки

Нормативы строительства велодорожек обеспечивают безопасность велосипедистов.

Они снижают риск получения серьезной травмы при потере управления и падении с велосипеда. Правила проектирования велосипедных дорожек обеспечивают и безопасность пешеходов. Ширина данных дорожек является важным показателем.

Когда велодорожка пересекает водную преграду в парке или лесопарке, необходимо строительство моста. Высота ограждений на мосту через канавку, ручей или овраг должна быть от 1,3 м вне зависимости от ширины переправы.

Зоны пересечения с автодорогами

Перекрестки должны располагаться на прямом участке обоих маршрутов. Это должна быть зона с хорошей видимостью и минимальным наклоном. В местах пересечения устанавливаются дорожные знаки согласно ПДД.

Размер дороги

На перекрестке велодорожки с автомобильной трассой должен быть установлен светофор. Зона пересечения дорог должна хорошо освещаться фонарями. Длина освещенного участка трассы должна быть от 60 м.

Для пересечения крупной автомобильной трассы может быть оборудован надземный путепровод. Он предназначен для пешеходов и велосипедистов, идущих пешком. Ширина путепровода – не менее 4 м. Высота над трассой – от 2,5 м. Лестницы должны быть оборудованы наклонными пандусами для велосипедов и колясок.

Правильное нанесение разметки для велодорожки

Велосипедная дорожка в парке должна быть построена из асфальтобетона, цементобетона или другого каменного материала. Для строительства допускается применение гравия, грунтощебня, кирпичного боя, шлака и горелых пород. На современные велодорожки наносят модульное или бесшовное покрытие из резиновой крошки.

Тонкости и отличия

Трасса для велосипедистов обозначается:

  • разметкой тротуара;
  • дорожными знаками;
  • ограждениями (только на автодорогах);
  • высотой рельефа – поднятием уровня полотна.

Поверхность велодорожки обрабатывается вяжущими составами. Они уменьшают скольжение, снижают вероятность аварийных ситуаций.

Когда велосипедная дорожка идет параллельно пешеходной или автомобильной трассе, она выделяется цветом. Если между двумя дорогами есть расстояние, оно заполняется газоном, клумбами, кустарниками, посадками деревьев.

Ширина улицы во дворе

Для окрашивания и разметки велосипедных дорожек нежелательно использовать термопластик. Во время дождя он становится скользким.

Старый пластик с трудом удаляется с полотна при обновлении разметки. Остатки старого пластика формируют рельеф, который ухудшает управление велосипедом.

Тонкости

Современные технологии позволяют окрашивать асфальт на стадии его изготовления. Для этого в раствор добавляют пигменты. Альтернативой термопластику являются и стойкие краски, которыми можно окрашивать асфальт.

Назначение нормативных размеров

На полотно наносят изображения велосипедов. Расстояние между двумя рисунками должно быть от 100 до 150 метров. В зоне пересечения велосипедных и пешеходных дорожек наносится зебра или изображение человека.

На велодорожках не допускается размещение желтых рельефных плит. Подобные плиты служат для ориентации слепых и слабовидящих людей. Укладывать рельефные плиты нужно на тротуаре в зоне перехода.

Нормативы для велосипедных стоянок

В парках и лесопарках могут быть оборудованы стоянки для велосипедов. Велостоянки следует размещать у заведений общественного питания, мест кратковременного отдыха людей.

Дорожки в городе

Нормативы расстояний для парковки велосипедов:

  • интервал до ближайшей стены – 0,6 метра;
  • боковая дистанция между стойками – 0,76 м;
  • расстояние между параллельными стойками – 1,2–2,6 метра.

В парках чаще всего организуют открытые стоянки. Они сформированы одной или несколькими стойками. Велосипедные стойки могут быть закрыты навесом от дождя. Но это не обязательное условие для организации стоянки.

Правила движения по дорожкам для велосипедистов

Велодорожки предназначены для пользователей старше 14 лет. Дети до 7 лет должны ездить по тротуарам даже там, где есть велодорожка.

Нормативы расположения дорожки

Это ограничение установлено для безопасности детей и выравнивания скорости потока. У детей в возрасте от 7 до 14 лет есть право выбора маршрута: велосипедная трасса или тротуар.

На дорожках велосипедистам рекомендуется держать дистанцию 0,8–1 м.

Дистанция упрощает обгон и делает маневры безопаснее при ограниченной ширине трассы. По велодорожкам нельзя перевозить грузы шириной более 1 м.

Водителям мопедов разрешено пользоваться велодорожками. При маневрах у велосипедистов есть преимущество перед водителями мопедов согласно ПДД. Все участники движения обязаны пользоваться светоотражающими элементами в темное время суток.

Заключение

Проектирование и строительство велодорожек ограничено строгими нормативами. Соблюдение установленных норм ширины подобных трасс обеспечивает безопасность велосипедистов и пешеходов.

Около дома

СНиП (СП) о велодорожках регламентирует правила их проектирования и строительства достаточно четко. Ширина велосипедной трассы является в данном случае одним из основных нормативных показателей, учитывающих требования ГОСТа.

Практическое руководство для передвижения на велосипеде в городе

Практическое руководство для передвижения на велосипеде в городе

Езда на велосипеде в городе пугает многих наших сограждан. Это вполне может быть связано с отсутствием в крупных городах достаточного количества велосипедных дорожек, или наоборот, кто-то действительно боится ездить по автодорогам города на велосипеде из-за большого потока (количества) в нем автомобилей. Велосипед в городе для многих из нас созвучен с конкретной боязнью за свою жизнь и со страхом, хотя не все так страшно-сложно и опасно, как нам кажется на первый взгляд.

Вы наверняка не раз господа видели на дорогах города вполне достаточное количество граждан, которые предпочитают передвигаться в мегаполисе на велосипеде. Если бы это было действительно так опасно и страшно, то поверьте нам друзья, редко кто из нас бы встретил на улицах города велосипедистов. Для того чтобы приспособиться к частой езде (передвижению) на велосипеде по городу необходимо сначала успокоиться и научиться соблюдать правила дорожного движения, чтобы чувствовать себя в дальнейшем комфортно. В этом случае вы сможете забыть об опасности и будете наслаждаться поездками на велосипеде, которые полезны для здоровья человека.

Соблюдайте безопасность и правила дорожного движения

Практическое руководство для передвижения на велосипеде в городе

Прежде чем приступить к езде по дорогам города на велосипеде, вы непременно должны выучить правила дорожного движения и особенно в той их части, которая касается такого передвижения на велосипеде. Эти правила не сложные, достаточно потратить несколько дней на их изучение и вы сможете свободно передвигаться по городу. Советуем желающим приобщиться к движению по городу на велосипеде приобрести заранее велосипедный шлем. Также хотим напомнить гражданам, если вы забыли как управлять велосипедом, то перед тем как выезжать на дорогу необходимо несколько дней попрактиковаться маневрированию на велосипеде на стадионе, во дворе и на т.п. дорожках.

В целом правила поведения велосипедиста на автомобильной дороге точно такие же, как и у водителя автомобиля. Вы не должны ни кому подрезать на дороге, не пугать людей на тротуаре (для этого позаботьтесь об установки на велосипед звонка или звукового сигнального оборудования), а также заблаговременно предупреждать других участников дорожного движения о своих намерениях перестроиться, если вы решили допустим повернуть с улицы в переулок. Для этого согласно правилам дорожного движения вы должны заранее вытянуть руку в ту самую сторону, куда хотите перестроиться или повернуть. Таким образом, вы предупредите водителей автомобилей о том, что собираетесь сделать на велосипеде определенный маневр.

Будьте осторожны и всегда думайте о том, видят ли вас на дороге водители автомобилей

Практическое руководство для передвижения на велосипеде в городе

Как и все вокруг нас в этом мире по большей части, как тажа удача или безопасность на дороге, зависят от нас самих. Помните пожалуйста о том, если вы не позаботитесь о своей безопасности лично, то никто за вас этого делать не будет.

Поэтому запомните на будущее, вы должны постоянно и лично следить за своими действиями. Также необходимо следить еще и за действиями других участников дорожного движения ставя тем самым себя на их место. Для чего это нужно? Отвечаем. Это нужно для того, чтобы вы могли понять, видят ли вас водители автомобилей на дороге. Ведь даже в тех случаях когда вы полностью будете соблюдать ПДД это не будет означать, что вы не попадете (даже случайно) в ДТП. Согласитесь друзья с нами, на дороге можно втретить большое число невнимательных и неопытных водителей, которые могут вас не заметить и просто нечаянно сбить. Поэтому запомните господа, вы постоянно должны думать при движении на велосипеде о том, видят ли вас на проезжей части другие участники дорожного движения.

Это актуально например, при движении по велосипедным выделенным дорожкам, а также и при движении в темное время суток. Как правило, велосипедные дорожки находятся с правой стороны дороги рядом с полосой движения автомобилей. На некоторых улицах первая полоса автомобильного движения частенько может быть совмещена с парковкой, где водители оставляют свои автомобили. Если рядом с такими местами проходит велосипедная дорожка, то будьте пожалуйста осторожны, поскольку именно в подобных местах часто и происходят не предвиденные ДТП.

Например, пассажир, недосмотрев или не оглянувшись назад открывая дверь, чтобы выйти из машины, может этой дверью нечаянно ударить проезжающего по велосипедной дорожке велосипедиста. Для этого вам необходимо помнить, подъезжая к тому месту, где велосипедная или любая второстепенная дорожка находится рядом с автопарковкой, вы обязательно должны снизить скорость движения велосипеда и внимательно посмотреть вперед. Если вы заметили, что пассажир собирается выходить из машины, то заранее снизьте скорость, чтобы избежать столкновения и падения в аварию.

Практическое руководство для передвижения на велосипеде в городе

Кроме того, будьте осторожны при движении по крайней правой полосе автодороги. Часто водители просто не замечают с правого края дороги движущего велосипедиста (например, при обгоне справа или при перестроении).

Старайтесь друзья, чтобы вас всегда и при любых обстоятельствах было видно на дороге. Не прижимайтесь к самому краю дороги (к бордюру). Помните о том, что большинство водителей не будут заботиться о вашей безопасности. Никогда не рассчитывайте на то, что ради вас «такого хорошего» все вокруг будут соблюдать ПДД. Поэтому будьте всегда предельно собраны и осторожны, готовыми к любым неожиданностям на дороге.

Вот еще некоторые советы для безопасности поездок на велосипеде в городе:

  • Не одевайте на голову наушники. Во время движения на велосипеде в городской среде вы не должны пользоваться наушниками. Безусловно, вы можете брать наушники с собой этого никто не запретит, но, если вы едите по велосипедной дорожке или по автомобильной дороге, то ни в коем случае не используйтесь в это время наушниками.
  • Установите на велосипед внешнее осветительное оборудование. Если вы едете на велосипеде в темное время суток, то согласно правилам дорожного движения ваше транспортное средство передвижения (велосипед) должно быть оборудовано, как минимум, светоотражающими элементами. Естественно и желательно, чтобы ваш велосипед был оснащен передней и задней осветительной оптикой. Особенно это необходимо при поездках осенью, когда на улице рано начинает темнеть.
  • Для поездок по городу используйте соответствующий велосипед. Горные, фристайловые, трековые и т.п. велосипеды не помогут вам чувствовать себя в городе в безопасности. Дело вот в чем, эти велосипеды созданы не для повседневных поездок и тем- более по городу. Многие из них большого размера и достаточно громоздки, что непременно будет доставлять вам дискомфорт при передвижении на них по тротуарам, где плотный трафик движения людей.

Дорожные и городские велосипеды — это идеальный выбор для повседневных поездок в крупных населенных пунктах. Как правило, городские велосипеды не такие уж дорогие (многие имеют всего одну скорость) и они очень комфортны для поездок по городу. Кстате, советуем вам друзья для выезда в город все-таки покупать односкоростные велосипеды, поскольку это очень облегчит техническое обслуживание данной велосипедной техники.

Правда, имеется одно «но», если в вашем городе имеются холмы и перепады высот, которые встречаются в городе достаточно часто, то придется вам переплатить и купить для передвижения многоскоростной велосипед, чтобы облегчить себе поездку по городу с множеством подъемов и спусков.

  • Приобретайте для себя только тот велосипед, который соответствует вашему росту, весу и размеру ног. Выбор велосипеда также важен для размера обуви вашей ноги. Представьте себе такую ситуацию, как вы будете мучиться при ходьбе по дороге, если наденете обувь, которая будет велика для вашей ноги на два размера(?) Тоже самое может произойти в случае, если вы будете использовать тот велосипед, который вам просто не подходит. Например, вам будет очень неудобно им управлять, для вас он будет очень громоздким и на нем будет достаточно трудно ездить. В итоге из-за такого дискомфорта вы будете подвержены риску упасть или попасть в ДТП.
  • Помните о том, что велосипедная дорожка является не полосой безопасности, которая ограждена бетонной стеной. Люди ошибочно склонны думать, что велосипедные дорожки — это какой-то особый магический барьер через который не смогут пройти (просочиться) даже молекулы. Это далеко не так. На самом деле это обычная простая выделенная полоса дороги для движения по ней велосипедов, которая может плавно и неожиданно для неопытных велосипедистов (и даже для водителей) сливаться с той же автомобильной дорогой.

Иногда велосипедная дорожка может плавно и резко сливаться с обычной автомобильной парковкой. Поэтому запомните друзья, если вы передвигаетесь по велосипедной дорожке это не означает, что вы находитесь за каким-то защитным барьером. Учтите для себя, что некоторые водители могут ошибаться и заезжать на эту велосипедную дорожку. Вы должны быть очень внимательны и всегда быть готовыми к любым неожиданностям. Кроме того, не забывайте смотреть далеко вперед, чтобы заранее увидеть, как велосипедная дорожка плавно перетекает в обычную автомобильную полосу движения на дороге. В этом случае вам необходимо притормозить и безопасно перестроиться в общий поток движения автомобилей в кранею правую полосу.

  • Прежде чем отправиться на проезжую часть с большим автомобильным трафиком, вам необходима практика. Если вы считаете или думаете, что езда на велосипеде по городу это самое простое из занятий, что может быть, то вы господа ошибаетесь. Вот к примеру, если вы в течении длительного времени не ездили на велосипеде не только по городу но и вообще, то прежде чем отправиться на велосипеде на дорогу с автомобилями, Вам необходима практика, которую вы должны провести на маленьких переулках и на небольших улицах вашего города, где наблюдается небольшое количество автомобилей. Это нужно в первую очередь для того чтобы освоиться после длительного перерыва езды на велосипеде. Также советуем велосипедистам, никогда не торопить события. Помните о том, что на дорогу вместе с автомобилями лучше выезжать только после того, как вы окончательно освоитесь.
  • Используйте господа карты навигации. Некоторые карты (например Google) имеют у себя (несут в себе) уникальную навигацию именно для велосипедистов (работает не во всех городах и странах мира). Это друзья просто фантастика. Подобные сервисы прокладывают маршруты именно для велосипедов, что позволяет таковым минимизировать само движение по дорогам вместе с автомобильным транспортом.
  • Не думайте пожалуйста, что автомобили не опасны. Двигаясь по автомобильной дороге рядом вместе с автотранспортом, вы всегда должны помнить о том, что автомобили являются для вас гигантскими кусками металла, которые могут легко раздавить велосипедиста (и не только). Вы считаете, что когда сбивают велосипедистов то они, как правило, просто отскакивают от машин и на этом все? К сожалению это совсем не так, в 70% случаев наездов автомобилей на велосипедистов эти случаи заканчивается плачевно, а именно тем, что сам велосипедист оказывается под автомобилем, что в итоге часто очень приводит к его гибели.

Этот факт безусловно может многих отпугнуть от передвижения по городу на велосипеде. Но это ни в коем случае не должно пугать, необходимо просто об этом помнить и никогда не забывать. Запомните друзья, соблюдая все меры предосторожности при езде на велосипеде вы до минимума снижаете свой риск попасть в ДТП.

Эти советы могут многим из вас показаться типичными и обыденными, но.. Мы прежде всего не хотим пугать будущих и настоящих велосипедистов, всех участников движения этого транспортного средства, а хотим просто заранее отметить то, что, если бы в нашей стране не было бы такого огромного количества аварий с участием велосипедистов, мы бы прежде всего наверное об этом бы и не написали, а выбрали бы другую тему о чем-нибудь другом. Но так как в нашей стране сегодня имеется просто огромное количество аварий и самих велосипедистов ведущих себя на дороге прсто аморально и очень часто не соблюдающих правил ПДД, мы были вынуждены поднять эту немаловажную для многих тему и о ней написать. У нас остается надежда, что все эти обыденные советы описанные нами в статье пригодятся многим нашим велосипедистам и они хотя бы чуть-чуть или хоть немного смогут повлиять на их сознание и поведение на дороге.

Возите всегда с собой инструменты для ремонта велосипеда

Практическое руководство для передвижения на велосипеде в городе

Не забывайте возить с собой ремкомплект для ремонта проколотой шины велосипеда.

Если вы друзья готовы к тому, чтобы уезжать на велосипеде на большие расстояния от дома, то обязательно должны брать с собой ремкомплект необходимый для ремонта проколотого колеса.

Обращаем ваше внимание на то, что на нашем Российском рынке в данный момент присутствует огромное количество ремпкомплектов необходимых для ремонта велосипедных камер и шин. Но не все эти ремкомплекты содержат в себе нужные приспособления и средства для устранения прокола шины. Вот список тех ремкомплектов, которые необходимы вам для самостоятельного ремонта велосипедного колеса в случае его прокола:

    (нужна для того, чтобы снять шину с обода или достать камеру из шины).
  • Комплект заплаток для заклейки камеры велосипеда . Как вы уже догадались, это комплект материла для латания прокола в колесе. Средняя стоимость такого ремкомплекта составляет от 300 — до 500 рублей. В данный комплект входит разного размера заплатки, которые помогут вам заклеить любой прокол в шине. В крайнем случае и при необходимости вы сможете заклеить при помощи его и саму покрышку.
    для накачивания велосипедного колеса.
  • Запасная велосипедная камера . Многие велосипедисты предпочитают брать с собой запасную камеру колеса, чтобы в случае прокола шины или камеры поменять поврежденную на новую. В таком случае весь процесс ремонта много времени не займет, а заклеить эту проколотую камеру вы сможете в спокойной обстановке потом у себя дома.
  • Ключи для велосипеда . Как правило, более удобными многофункциональными инструментами для велосипеда являются различного размера и конфигурации рожковые ключи и отвертки. Все естественно зависит от вашего типа велосипеда. Возможно, в зависимости от той же марки и модели велосипеда вам понадобится еще и специальный инструмент для ремонта. В первую очередь надо помнить о том, что при выборе наборов инструментов у вас в комплекте всегда должен быть с собой ключ для ремонта колес.

Вот в принципе и все хитрости с инструментами. Вы можете брать всегда с собой эти названные нами предметы, поместив их допустим в рюкзачок или под седло велосипеда (если там есть специальное место), а насос можно разместить на раме. Также вы можете оснастить свой велосипед и багажником, на котором сможете закрепить нужную вам сумку в которую и сложите все необходимые вам вещи и инструменты.

Если вы собираетесь путешествовать на велосипеде далеко от дома и планируете в случае прокола самостоятельно поменять камеру в колесе, а также заклеивать образовавшийся прокол на колесе, то помните всегда о том, что вы должны иметь опыт и навык, как это делать. Таким образом вам надо помнить, если вы никогда еще самостоятельно не меняли камеру в колесе велосипеда, то хотя бы один раз вы должны это сделать прямо у себя дома.

Процесс замены камеры в колесе при наличии инструмента достаточно простой. Но если вы этого никогда не делали. вам будет наверно сложно прямо на дороге заменить колесо на велосипеде по-быстрому.

Также обращаем ваше внимание на то, что вышеуказанный список инструментов и ремкомплекта относится только при поездках в черте города. Если же вы собираетесь уехать далеко от дома за город и планируете такую поездку по пересеченной местности, то в этом случае вам необходим совсем другой набор необходимых предметов для ремонта велосипеда.

Проверка технического состояния велосипеда

Перед тем как выезжать на дорогу, вы обязательно должны проверить работоспособность всех систем велосипеда. В первую очередь нужно проверить работоспособность тормозов на велосипеде.

Если вы эксплуатируете свой велосипед каждый день, то этого можно и не делать, думаем он будет у вас в порядке, ведь вы и так знаете, что тормоза находятся в работоспособном состоянии. Но, если вы ездите на велосипеде только по выходным дням, то перед такой поездкой вам все-же необходимо проверить тормоза на их исправность. Для этого надо поднять одно колесо и сильно его раскрутить, а далее просто резко нажать на тормоз.

Также, всегда проверяйте и давление в шинах велосипеда прежде чем отправиться в дальний путь. Если давление в колесах будет низкое, то вам необходимо будет перед самой поездкой накачать колеса велосипеда.

Позаботьтесь об охране вашего велосипеда при помощи «велозамка»

Велосипеды в нашей стране (и не только) крадут тысячами, и происходит это ежедневно. Если вы не позаботитесь о сохранности своего велосипеда, то его обязательно рано или поздно украдут. Если вы собираетесь ездить на нем по магазинам, по ресторанам, по кафе или использовать свой велосипед прямо как автомобиль, то вам необходимо позаботиться о правильной блокировки самого велосипеда, защитив тем самым его от кражи в ваше отсутствие.

Лучший тип блокировки для защиты велосипеда от кражи, это U-образный замок. Дело тут вот в чем. Все кодовые или тросовые (кабельные) замки легко можно перекусить или взломать.

Старайтесь всегда оставлять свой велосипед в людном месте. Желательно, чтобы ваш велотранспорт был припаркован на велопарковке рядом с другими велосипедами.

Кроме того, мы не рекомендуем вам оставлять вместе с велосипедом любые сумки, рюкзаки или осветительное оборудование, поскольку в ваше отсутствие злоумышленники могут украсть все эти вещи.

Как и с любым или в любом хобби существует множество советов и рекомендаций о которых мы не можем полностью рассказать вам в рамках этого нашего руководства. Так что друзья извиняйте, мы не претендуем конкретно на то, что наш сегодняшний материал должен быть единственным вашим руководством для поездок на велосипеде по городу. В сети безусловно можно найти множество полезной информации которая будет вам полезна. Мы же со своей стороны попытались в данной публикации просто несколько обобщить все самое нужное и разумное для велосипедистов, то есть все то, что необходимо многим из вас знать на сегодняшний день, как использовать своего «железного коня» (велосипеда) при передвижении на нем в крупном мегаполисе.

Когда вы уважаемые друзья привыкните к свому велосипеду при передвижении в городе, то вы возможно будете готовы и к чему-то уже большему. Например, будете готовы для созерцательных поездок и по горным дорогам или для путешествий по пересеченной местности за городом. Вполне возможно, что велосипед станет для вас более важным атрибутом, чем тот же самый автомобиль, а может быть ваше хобби перерастет и во что-то большее. Стремитесь всегда господа к совершенству и к чему-то большему. Удачи всем!

Источники:

https://autoizakon.ru/pdd/pravila-ezdy-na-velosipede
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1379
https://pronormy.ru/stroitelstvo/uchastok/shirina-velodorozhki
https://1gai.ru/baza-znaniy/vajno-znat/516000-prakticheskoe-rukovodstvo-dlya-peredvizheniya-na-velosipede-v-gorode.html