Чтобы не украли переднее колесо
Для того, чтобы спокойно оставлять вел возле магазинов, я заказал себе крутую цепь (вот такую). Сделана она из прутка квадратного сечения толщиной 9.5 мм (это сторона квадрата), верхний слой стали закален до твердости напильника, внутри — чуть по-меньше, чтобы не допустить хрупкость звеньев.
Длина цепи — 95 см, чего с лихвой хватает, чтобы пристегивать раму велосипеда с захватом заднего колеса.
Я совершенно уверен, что такой степени защиты будет достаточно патамушта:
— во-первых, подавляющее большинство велосипедов вокруг пристегивают обычными тросиками, которые кусаются более-менее приличными кусачками небольшого размера. А в некоторых случаях и кусать ничего не надо, просто бери вел и уезжай;
— во-вторых, чтобы перекусить такую цепь надо долго пыхтеть с огромным болторезом или тащить аккумуляторную болгарку, что на практике нереально. Очень маловероятно, что кто-то будет так заморачиваться, создавая много шума, привлекая внимание всех вокруг и тратя драгоценные секунды на всю эту возню. Проще пройти чуть дальше и угнать соседний велосипед, который… см. предыдущий пункт.
Для тех, кто сомневается в надежности интегрированного в эту цепь замка, предлагаю посмотреть видос от профессионального медвежатника. В этом видео чувак пытается вскрыть практический такой же замок, только меньше и легче:
В общем, теперь мне осталось решить задачу защиты от кражи переднего колеса.
Решается она разными способами.
1. Отдельная цепь или тросик для переднего колеса
Надежный вариант (особенно цепь). Недостаток только в том, что нужно ее все время таскать с собой и каждый раз тратить время на пристегивание-отстегивание.
2. Использование эксцентриков с секретом
Достоинство в том, что не нужно таскать с собой ничего лишнего. Никаких дополнительных цепей или тросиков. И нет нужды каждый раз пристегивать колесо — оно постоянно под защитой. Варианты бывают разными. Вот, например, эксцентрики под шестигранники:
Вряд ли это можно считать удовлетворительной защитой, конечно. Есть и другие, усложненные, варианты — шестигранник со штырьком посредине, пятигранник, трехгранник:
Вот тоже неплохой вариант:
В сборе эксцентрик PZ Racing выглядит так:
Чтобы снять колесо, нужен ключик:
Вот вариант еще хитрее (Pinhead):
Вот как это выглядит на колесе:
А вот защищенный вынос руля (чтоп колесо не сперли вместе с вилкой):
Самым крутым и дорогим вариантом являются эксцентрики Pitlock. С каждым набором идет свой собственный индивидуальный ключ хитрожопой формы. Но стоит это все дорого и не каждому по карману (мне точно нет).
Вот питлок на велосипеде:
А вот защищенный питлоком подседельный штырь:
Достоинство в том, что в продаже есть целые наборы для защиты всего, что только можно снять с велосипеда: калиперы, подседелы, седла, выносы, фонари и т.д. Но цены…
3. Оси под гайки
Кто-то особо не парится и просто меняет оси под эксцентрик на оси под гайки. В принципе неподготовленного воришку (спонтанная кража) это остановит.
Как закрепить велосипедные колеса на эксцентрике?
Эксцентрик для смесителя
Эксцентрик для смесителя по конструкции представляет собой трубку с резьбой по обоим концам и со сдвинутой средней частью. Подгонка размеров между соединениями осуществляется благодаря такому своеобразному переходу. Название «эксцентрик» состоит из двух слов: «экс» (вне) и «центр», расшифровывается как «вне центра». Деталь имеет две разные диаметром резьбы по краям: широкую и узкую. Их размер составляет 15мм и 20 мм. Стандартное расстояние между осями входных отверстий водопроводных труб 150 мм.
Существует несколько разновидностей переходников: короткие, удлиненные и длинные:
- Переходники с маленьким плечом – стандартные конструкции 3-4 см, в основном идут в комплекте со смесителем. Дополнительно к эксцентрикам предусмотрены отражатели – декоративные накладки, скрывающие соединения водопроводной фурнитуры. С помощью таких переходников, можно скорректировать расстояние до 8 см.
- Изделия с увеличенным плечом – устанавливают, когда трубы или другие преграды мешают монтажу смесителя, и позволяют вывести кран от стены на нужное расстояние.
- Конструкции с большим расстоянием плеча – используют при значительной разнице между расстояниями вывода водопроводных труб и патрубками смесителя.
Длина плеча эксцентрика является важной характеристикой. Она указывает на возможность увеличения расстояния между точками монтажа узлов соединения. В продаже имеются изделия с размерами 40 мм, 60 мм и 80 мм. Встречаются соответствующие маркировки: М8, М10 и М12.
При подключении смесителя к сложным условиям используют эксцентрики нестандартных размеров. Такой тип переходников позволяет смонтировать систему, независимо от расположения выводов водопровода.
Чаще всего применяют изделия из латуни, бронзы и нержавейки. По отзывам потребителей, большим спросом пользуются бюджетные металлические или латунные варианты, имеющие хромированное покрытие. Предпочтительнее переходники из латуни, т.к. на резьбовых соединениях не образуется ржавчина.
Недостатком недорогих изделий является хрупкость при откручивании с водопроводных труб.
Удлинители из порошковой прессованной латуни даже при незначительном затягивании часто лопаются и имеют единственное положительное качество – низкая цена. Хорошие латунные переходники должны быть цельнолитыми.
Высокое качество эксцентриков гарантируют известные фирмы:
- Remer – удлинители производства итальянской компании. Отличаются отменным качеством, но имеют высокую стоимость: от 400 до 600 рублей, в зависимости от расстояния плеча.
- Timo – переходники идут в комплектации с декоративными накладками. Цена от 600 рублей.
- Grohe – изделия производства Германии, изготавливаются из латуни, имеют хромированное покрытие. Переходник высокого качества, цена 2500 рублей.
Поставляемые со смесителями переходники при монтаже в основном не подходят по типоразмеру или качеству. Поэтому покупка смесителя подразумевает и дополнительное приобретение эксцентриков.
Не стоит покупать блестящие, хромированные переходники китайского или турецкого производства. Несмотря на привлекательные внешние показатели, качество вызывает сомнение. Изделия во время эксплуатации подвержены ржавчине. Часто, еще при монтаже отламывается головка.
ЭКСЦЕНТРИКИ, ИХ ВИДЫ И ПРИМЕНЕНИЕ.
В настоящее время одна из самых распространенных стяжек для сборки мебели – это эксцентрики. За счет низкой цены, относительно простотой установки, эстетичности внешнего вида (фурнитура не видна с внешней стороны мебели и аккуратно расположена внутри конструкции) и возможности многоразового использования эксцентриковая стяжка давно пользуется большой популярностью у мебельщиков.
Эксцентриковые стяжки многообразны: есть стяжки, полностью выполненные из металла, в пластиковом корпусе, усиленные, отличающиеся размером и функциональным предназначением.
Также многообразен и ассортимент штоков для эксцентриковых стяжек, которые являются обязательными компонентами, дополняющими эксцентрики: стандартные и угловые штоки, штоки эконом-варианта с пластиковым элементом, штоки с метрической резьбой под футорку или с резьбовым окончанием.
МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ЭКСЦЕНТРИКИ.
Подходят для самых популярных толщин плит, которые используются в России для производства мебели: 16, 18, 22, 25, 30 мм. В теле эксцентриков для плит 16 и 18 мм присутствуют специальные насечки, которые предотвращают ослабление и раскручивание стяжки.
Ассортимент штоков для металлических эксцентриков достаточно широк, что позволяет мебельщику использовать различные типы соединений:
— перпендикулярное соединение
— двойное перпендикулярное соединение
— угловое соединение
На схемах вы можете видеть два вида угловых штоков, которые позволяют соединить две плиты под углом от 30 до 180°, например, это могут быть какие-либо угловые элементы конструкции или нестандартные фасады для ящиков.
МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ЭКСЦЕНТРИКИ, ОБЛАЧЕННЫЕ В ПЛАСТИКОВЫЕ ИЛИ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ КОРПУСА.
Используются в основном при производстве шкафов-купе. С помощью этих стяжек собираются корпуса шкафов. Также такие стяжки используются для установки полок внутри шкафа, чтобы обеспечить достаточную жесткость конструкции.
Металлический эксцентрик в пластиковом корпусе подходит для плит толщиной 16, 18 и 25 мм. Пластиковый корпус представлен в нескольких цветах, что позволяет использовать стяжку с различными вариантами плит: однотонные или древоподобные, светлые или темные.
Эксцентрик в металлическом корпусе подходит для плит толщиной 16 и 18 мм. Такой эксцентрик идеально сочетается с петлями и полкодержателями, таким образом, поддерживается общий цветовой стиль внутреннего дизайна мебели.
По форме корпуса выделяют эксцентрики с бортиком и без бортика.
Эксцентрик без бортика
Позволяет осуществлять установку полки в двух вариантах: вертикально и горизонтально.
Эксцентрик с бортиком
Предусматривает только вертикальную установку полки, при этом бортик препятствует выпадению полки со штоков, обеспечивая горизонтальную фиксацию.
ЭКСЦЕНТРИКИ В КОРПУСЕ С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ФУТОРКОЙ.
Используются для сборки более массивных конструкций. Данные эксцентрики выдерживают большую нагрузку на излом и также представлены в двух корпусах: пластик и металл.
Данная группа эксцентриков обеспечивает следующие соединения:
— перпендикулярное
Это соединение обеспечивают три вида штока: с острым резьбовым окончанием (саморез), с тупым резьбовым окончанием (евровинт) и с метрической резьбой (под футорку). Безусловно, самый простой по установке вариант – это шток под саморез. Два остальных штока (евровинт и под футорку) требуют дополнительного сверления в боковине конструкции, но при этом обеспечивают более надежное соединение.
— двойное перпендикулярное соединение
Такое соединение используется при соосной установке полок на одну боковину. Во-первых, это позволяет установить полки на одном уровне, что, безусловно, придает конструкции более презентабельный вид. Во-вторых, позволяет производителю мебели сэкономить на материале, используя вместо двух всего одну боковину. В-третьих, сверлится всего одно сквозное отверстие, и тем самым упрощается производственный цикл. Данные штоки можно использовать с плитами толщиной от 16 до 22 мм.
УСИЛЕННЫЕ ЭКСЦЕНТРИКОВЫЕ СТЯЖКИ.
Их, в основном, используют для сборки массивных конструкций, в которых применяются толстые плиты от 22 мм и требуется очень надежное соединение. Нередко данные стяжки используют для сборки каркаса кровати или дивана.
Для установки данной стяжки необходимо сверлить отверстие в плите диаметром 35 мм.
Критерии выбора
Переходники для смесителя являются важным элементом при установке в ванной комнате. Отечественный рынок сантехники предлагает широкий ассортимент удлинителей. При выборе рекомендуется обратить внимание на следующие характеристики:
- размеры;
- особенности конструкции, расположение резьбы (внутренняя или внешняя);
- коррозийную устойчивость;
- какое расстояние сможет компенсировать монтаж удлинителя;
- прочность изделия, чтобы можно было его прикрутить без риска разлома;
- дизайн переходника, для органичности с общим стилем помещения.
Выбирая переходник, в первую очередь, учитываются размеры присоединения патрубков водопроводной арматуры. Можно произвести измерения при помощи обычной линейки.
Технологические особенности процедуры
Установка эксцентриков для смесителя является важным составляющим этапом его монтажа. Процесс подразделяется на две последовательные операции:
- непосредственно крепление конструкций;
- подсоединение крана.
Прежде, чем приступать к осуществлению работ, связанных с монтажом, следует обязательно позаботиться о том, чтобы доступ к воде был перекрыт. Это поможет предотвратить возможность непреднамеренного затопления соседей.
Во-первых, внимательно полностью соберите конструкцию, не используя при этом уплотнитель. Процедура необходима, чтобы удостовериться: у готового изделия не будет перекосов, а все смонтированные соединения беспрепятственно соединятся друг с другом. В ситуации, когда вам попались чересчур короткие эксцентрики, их можно заменить иными аналогами либо же приобрести экраны, предназначенные для конструкций.
Подключение крана через эксцентрики
Любое приспособление состоит из двух частей – более широкой и узкой составляющей. В процессе монтажа, после того как вам удалось аккуратно открутить старый эксцентрик на смесителе, обязательно следует осторожно обмотать короткую резьбу льном.
Заменить такие нити можно изделием из фторопласта – это может быть лента. В любом случае, наматывать средство нужно так, чтобы оно ни в коем случае не могло прокручиваться вокруг основания.
На нити наносится специальная паста, предназначенная для использования в случае работы с резьбовыми соединениями. Подойдет и герметик, изготовленный на основе из силикона. Если ни первого, ни второго средства нет, подойдет и масляная краска. В крайнем случае, оставьте смеситель необработанным – по большому счету, ничего произойти не должно.
Способ монтажа
Монтаж изделий
Перед началом монтажа, следует обратить внимание на несколько советов:
- необходимо присутствие всей комплектации смесителя;
- соответствие типоразмеров эксцентрика и смесителя;
- фум-ленту или другой уплотнитель накручивается по направлению резьбы;
- для герметизации поверх уплотнителя используется гелиевый герметик или масляная краска.
При наличии труб из пластика, материал изготовления эксцентриков не имеет значения. Если металлические, то применяются переходники исключительно из такого же металла. Разные коэффициенты термического расширения материалов могут привести к быстрой износостойкости и возникновению протечек.
Чтобы монтаж или замена эксцентриков прошли качественно и быстро, необходимо подготовить следующие инструменты и материалы:
- плоскогубцы;
- ключ разводной;
- набор гаечных ключей;
- фум-ленту или паклю;
- материал для герметизации соединительных узлов.
Перед осуществлением работ необходимо позаботиться, чтобы вода была перекрыта, во избежание затопления. Порядок монтажа:
- Собрать всю конструкцию смесителя, уплотнитель при этом не используется. Это необходимо для проверки изделия на перекосы и беспрепятственного соединения всех узлов.
- После аккуратного демонтажа старого эксцентрика, осторожно намотать на резьбу уплотнитель. Делать это необходимо плотно, чтобы фум-лента или пакля не прокручивались на основании.
- На уплотнитель нанести герметик.
- Эксцентрики вручную накрутить к конструкции.
- Убедившись, что переходники сели на резьбу, завернуть с помощью гаечного или разводного ключа. Не стоит пережимать изделие: большей герметичности это не придаст, но появятся шансы его сломать.
- При работе ключом, контролировать, чтобы уплотнитель не оборачивался, иначе это нарушит герметизацию соединения. Если все же это произошло, лучше демонтировать всю систему, заменить уплотнитель и начать монтаж заново.
- Устанавливать эксцентрики желательно так, чтобы к ним было удобно прикрутить гайки смесителя.
Сама конструкция фиксируется ровно, с помощью уровня. Затем монтируются накладки, их еще называют декоративными экранами.
После того как смеситель полностью установлен, необходимо открыть воду и проверить узлы соединения на протечки.
Если после включения воды обнаружится течь, необходимо разобрать конструкцию и проверить целостность уплотнителя и герметика на резьбе фитингов. Если нужно, детали поменять.
Виды эксцентриков
Разнообразие велосипедных эксцентриков поражает – их два:
- Традиционный.
- Регулируемый (Clix).
Принципиальная конструкция обоих видов схожа — это совокупность следущего:
- Ось вала, вставляемая во втулку колеса.
- Регулировочная гайка. Калибрует необходимую длину оси.
- Прижимной диск. Рабочий узел, через который производится фиксация закрепляемого элемента (колеса, подседельного штыря).
- Эксцентрик. Фиксирующий рычаг, оснащенный прижимным валом со смещенной осью.
Традиционный эксцентрик отличается от Clix отсутствием дополнительных конструктивных элементов: блокировочной кнопки на регулировочной гайке, толкателя и чашки.
Популярные поломки эксцентриков
При откручивании старого латунного эксцентрика, бывает, что резьба прикипела к трубе и отломилась.
Чтобы ее вытащить, необходимо вооружиться полотном от ножовки по металлу, молотком и плоской отверткой:
- Полотном от ножовки сделать первый пропил застрявшей внутри резьбы. Действовать нужно осторожно, чтобы не повредить внутреннюю резьбу трубы. Необходим контроль процесса: допилив до нужного момента, почувствуется сопротивление. Латунь намного мягче, чем металл.
- Отступив 5 мм, сделать второй пропил.
- Конец плоской отвертки аккуратно вставить между выпиленным сектором и внутренней резьбой уголка под углом 15 градусом, и несильными ударами молотком по отвертке, отсоединить застрявшую резьбу переходника.
- Плоскогубцами вытащить остатки.
- Нужно проследить, чтобы кусочки не провалились в трубу. Если это случилось, их можно убрать резким включением воды.
- Если при неосторожном выбивании отломившегося сектора, повредилась резьба трубы, то вкрутить новый переходник, затем выкрутить, намотать уплотнитель с герметиком или смазкой и заново закрутить.
Установка или смена водяных эксцентриков для смесителей не требует особенных навыков и можно свободно произвести своими руками. Для этого нужны обычные инструменты, уплотнительные материалы и правильный подбор эксцентриков.
Как установить эксцентрики?
Процедура установки переходника входит в общий состав работ по монтажу сантехники. Условно весь процесс можно разделить на две фазы:
- монтаж переходников;
- установка на них смесителя.
Первая фаза происходит по следующим пунктам:
- перекрыть подвод воды;
- намотать лен или фторопластовую ленту на резьбу меньшего диаметра;
- вкрутить сначала вручную переходник в трубу, а затем зажать гаечным ключом;
- установить отражатели;
- установить сантехнику.
После установки эксцентриков для смесителя и соблюдения межосевых размеров, обязательно следует проверить горизонтальность конструкции уровнем. При использовании льна нужно обязательно намазать его специальной пастой для резьбовых соединений.
Если обнаружится, что в вашем случае плеча переходника не хватает, то следует приобрести такой же, но более длиннее. Сам процесс установки особых навыков не требует, поэтому вполне доступен для самостоятельной реализации.
Выбор нужной модели
Чтобы приобрести подходящую деталь, надо знать расстояние между трубами и параметры смесителя. Если разница в расстояниях существенная, то стоит купить удлиненный эксцентрик с самым большим плечом. Такие детали обычно не включают в комплект.
Совет! Для смесителя с патрубком нужен эксцентрик с внутренней резьбой. Только так его можно будет присоединить.
Диаметр для подключения труб составляет 1/2 или 3/4 дюйма, поэтому эксцентрики подходят ко всем стандартным водопроводам. Очень редко встречаются необычные формы изделий, требующие индивидуального подхода.
Для пластиковых труб металл переходника не имеет значения, а для металлических желательно, чтобы материалы совпадали. Это обеспечивает одинаковое температурное расширение и реакцию на внутренне давление воды, что в конечном счете исключает протечки. В любом случае при обычных стальных трубах специалисты советуют выбирать латунные или бронзовые изделия – это будет самым лучшим вариантом. Латунные переходники должны быть цельнолитыми.
Недобросовестные производители наносят на металл плохого качества напыление, выдавая детали за более дорогие. При постоянном контакте с водой они быстро разрушаются, выходят из строя, начинаются протечки. Чтобы не ошибиться, надо покупать эксцентрики у тех поставщиков, которым вы доверяете, или обращаться в специализированные фирменные магазины.
Варианты и особенности монтажа
Монтаж эксцентриков ничем не отличается от обычной установки смесителя, их прикручивают обычным сантехническим инструментом. В продаже можно встретить более дорогие модели с прокладками «антипротечка». Брендовые переходники отличаются качественным металлом и точным соблюдением размеров, а также отличной нарезкой резьбы. Они не лопаются, когда их прикручивают с чрезмерным усилием.
Каталоги брендов отличаются широким набором вариантов, позволяющих сделать монтаж при любых недостатках трубопровода.
Причем исполнение соединительных элементов придает дополнительный внешний эффект и дает возможность:
- разместить краны на удобном расстоянии от ванных и раковиной;
- версии с удлинением помогают опустить кран ниже привычного уровня или емкости для набора воды;
- открутить кран с минимальными усилиями;
- исправить недостатки прокладки трубопровода без нарушения общей эстетики.
К преимуществам брендовых моделей, как уже говорилось, относится большой ассортимент размеров, видов, покрытий и дизайна, разнообразие и возможности можно оценить даже по фото. Когда небольшое дополнение к крану в ванной способно сделать соединение эстетичным и удобным, это очень важный фактор выбора. Особенности монтажа коротких и длинных переходников можно посмотреть в видео.
Из чего состоит колесо
Колеса велосипеда – самая консервативная составляющая. Конечно, появились модели на литых дисках, ставятся цельнокруглые колеса на трековые модели, но их меньшинство. Все-таки основная доля велосипедов оснащается спицевыми колесами.
Устройство переднего колеса следующее:
- втулка обычная;
- обод;
- соединительные спицы;
- защитная лента обода (флиппер);
- камера и покрышка;
- диск (на моделях с дисковыми тормозами).
Втулка – осевая часть колеса, представляет собой сборочный узел из центральной оси, подшипников и конусных фиксаторов. Конусно-подшипниковые системы чаще всего устанавливаются на втулках с подшипниками открытого типа. Также они могут оснащаться закрытыми подшипниками или промами.
Втулка на открытых подшипниках
Обод – несущая конструкция, металлическое кольцо. Обода изготавливаются в основном из алюминия, на дорогих моделях ставятся карбоновые обода. По жесткости и мощности они делятся на три типа:
- одностенные – внешняя и внутренняя поверхности имеют одну линию соприкосновения (перемычку);
- двойные – внутренняя поверхность крепится к боковинам, отделена от внешней;
- тройные – самый крепкий и прочный вариант: внутренняя стенка также закреплена к боковинам, но, в отличие от двойного обода, тройной имеет дополнительную стенку посередине.
Вертикальные перемычки образуют каналы, идущие по направлению вращения. По количеству таких каналов современные обода делятся на одно, трех- и пятиштучные:
Спицы – элементы соединения втулки с ободом. Выполняют функции закрепления, распределения нагрузок по ободу и центральной оси и смягчения колебаний при движении. Обод перфорирован, каждое отверстие предназначено для закрепления одной спицы. На велосипедное колесо устанавливается число спиц, кратное четырем. В зависимости от модели, их количество различается – от 28 до 40 в среднем.
Число спиц для переднего колеса обычно меньше количества на заднем. Это связано с тем, что на основная доля нагрузок приходится на заднюю часть велосипеда, и там колесо должно быть прочнее.
По типу сечения спицы разделяются на:
- стандартные (катаные) – постоянное круглое сечение по всей длине от крепления втулки до наконечника;
- аэродинамические (лезвиеобразные) – эллиптический или прямоугольный профиль;
- переменного сечения (тянутые) – стандартное сечение у головок и сужение к середине.
Камера – внутренняя часть шины, которая держит внутри себя воздух под давлением. Покрышка – внешняя оболочка, контактирует с дорогой, принимает на себя неровности, защищает камеру. Покрышка изготовлена из более жесткой резины, чем камера.
Ободная лента, или флиппер, – резиновая подкладка под камеру для ее защиты от пробоев об наконечники спиц. Динамические нагрузки заставляют стенки камеры изгибаться, из-за чего они прижимаются к ободной поверхности. Без флиппера камера может продавиться в отверстие с наконечником спицы. Данная проблема больше выражена на заднем колесе, где нагрузки выше, но и на переднем наличие флиппера обязательно. Порванную ленту необходимо заменить на новую. Проверенный самодельный вариант – обклеить обод несколькими слоями изоленты, кроме отверстия под ниппель.
Велосипедные втулки: что нужно знать новичку для ремонта своими руками
Чтобы не собирать подшипники по всей квартире, чтобы у вас не было «лишних спиц», читайте, что вам стоит знать про велосипедные втулки.
- А вы не забыли подписаться на наш канал Telegram?
Втулка — центральная часть колеса, упирающаяся на неподвижную ось, которая в свою очередь крепится к дропаутам вилки и рамы велосипеда. Качественная втулка призвана обеспечить минимальное трение при вращении колеса, улучшая таким образом накат велосипеда. Кроме того, чем лучше втулка, тем дольше ее ресурс и меньше проблем возникает после эксплуатации велосипеда в мокрую погоду и в болоте. Велосипедные втулки обладают рядом отличительных характеристик, в перипетиях которых мы с вами будем разбираться.
Расположение
В первую очередь, втулки делятся на передние и задние. Передняя в своем устройстве несколько проще, ведь она ответственна только за крепление колеса и его вращение. Задняя же втулка, кроме данных функций, еще несет на себе трещотку или кассету. Здесь подробнее.
Трещотка и кассета — набор звездочек, необходимых для переключения передач. В первом случае они представляют между собой монолитную неразборную конструкцию, как правило, из 5-7 звездочек. Во втором случае отдельные звезды могут быть заменены при необходимости. Например, когда себя изнашивает более ходовая звезда. Кассеты состоят чаще всего из 8-12 звезд. Кассета является более предпочтительным вариантом для покупки. Втулка, рассчитанная под кассету, всегда будет надежнее трещоточной и выдержит больший вес ездока.
Отдельно отметим планетарные задние втулки. В их внутренности заключен механизм переключения передач (3-5). Переключаться можно даже стоя на месте.
Фиксация
Существует 2 способа фиксации втулки к велосипеду. Более простой и дешевый вариант — двумя гайками под ключ на 16. Более удобный и дорогой — эксцентриком. В данном случае для снятия колеса понадобится лишь отжать ручку эксцентрика. Этот процесс занимает считанные секунды. На всех качественных велосипедах в обязательном порядке будут установлены втулки под эксцентрик.
Эксцентрик — вещь, с которой снять колесо можно за считанные секунды
Тормоза
Кроме крепления колес, втулки еще ответственны и за тормоза. Таким образом, втулки делятся на те, которые работают лишь с тормозами типа V-brake, и которые рассчитаны также под дисковые тормоза. Следует понимать, что при этом любая втулка подойдет под V-brake. Есть также втулки под барабанные тормоза, но это в наше время редкость и встречаются такие лишь на редких городских велосипедах.
Материал изготовления
Здесь все просто. Стальные втулки — дешевые, но тяжелые и подвержены коррозии; алюминиевые — дороже, но легче и не ржавеют.
Размер
Есть разные стандарты осей втулок. Они отличаются по диаметру: чем он больше, тем надежнее втулка, но при этом и весит она будет также больше. Для обычного горного и кроссового велосипеда характерен диаметр 9-10 мм, более экстремального — 14-15 мм.
Оси втулки отличаются по длине. Передние, как правило, равны 108-110 мм, а задние более длинные — 135-146 мм.
Количество спиц
Два наиболее распространенных стандарта — втулки на 32 и на 36 спиц. Разумеется, чем меньше спиц, тем колесо легче, но при этом менее прочное, и наоборот. Важно, чтобы и втулка, и обод колеса были рассчитаны под одно количество спиц.
Втулка и обод колеса должны быть рассчитаны под одно количество спиц
Типы подшипников во втулке и что лучше
В современных втулках используются 2 типа подшипников: насыпные и картриджные (в народе их называют «пром, «промы», втулка «на промАх»).
1. Насыпные подшипники
Во втулках с насыпными подшипниками есть возможность их регулирования путем подтягивания / ослабления внешних чашек. Также они лучше выдерживают угловые нагрузки, возникающие при наклоне колеса при поворотах.
Однако насыпные подшипники требуют частой проверки и ухода. Если внутрь попадает песок или другой абразив, то он начинает интенсивно изнашивать шарики и чашки. И если сами шарики и внешние чашки можно заменить, то внутренние чашки подшипника, которые выточены внутри втулки, замене не подлежат. При сильном повреждении надо менять втулку или пробовать полировать чашки, но это помогает не всегда, да и делать это умеет далеко не каждый мастер.
- И еще одна деталь: некоторые производители используют конструкцию с сепараторами, некоторые же просто насыпают шарики между чашками.
Насыпные подшипники. Требуют частой проверки и ухода
2. «Промы»
Втулки «на промАх» менее прихотливы, имеют лучшую инерцию. При повреждении «прома» его выпрессовывают и вставляют новый. Но есть нюанс: цена. Качественные картриджи с такими подшипниками стоят ощутимо дороже переменных шариков для насыпных подшипников. А еще «промы» меньше рассчитаны на угловые нагрузки.
- Совет Bike&Me: на таких подшипниках экономить не стоит. Дешевые или уже с немалым пробегом, они могут заклинить.
«Промы». Менее прихотливы, имеют лучшую инерцию
- У нас есть YouTube-канал — подписывайтесь!
Желаете получать наши статьи в социальных сетях? Подписывайтесь на наши каналы в Twitter, Telegram и Facebook!
Как быстро снять заднее колесо на велосипеде со скоростями для ремонта
Ремонт
Скоростной велосипед – это независимость от общественного транспорта, городских пробок плюс тренировка и здоровый образ жизни. Подобно другим средствам передвижения его необходимо вовремя осматривать и ремонтировать. А это значит – придется разбирать. Одна из проблем, с которой могут столкнуться новички, – как снять заднее колесо на велосипеде со скоростями, а потом вернуть элемент на место. Если делать это неправильно, не исключена деформация механизма.
В каких случаях необходимо
Как и любое транспортное средство, велосипед необходимо своевременно осматривать и ремонтировать. Одна из обязательных процедур – отделение одного либо всех колес от рамы. Причинами, когда требуется демонтаж, могут стать:
- существенное повреждение или неисправность обода;
- повреждение спиц, шины или камеры;
- ремонт веловтулки;
- замена колеса в результате полного обветшания старого;
- износ системы задних звезд.
Помимо профилактики и ремонта, демонтаж может потребоваться и в случае исправности байка. К примеру, когда нужно перевезти в другое место, а креплений для крыши автомобиля нет. Тогда удобнее разобрать транспортное средство на части, чтобы перевезти в багажнике или салоне. В такой ситуации обязательно стоит знать, как правильно снять заднее колесо на велосипеде со скоростями.
Демонтаж и сборка – несложные процедуры, но только если знать последовательность операций. Помимо этого, самостоятельное отделение имеет и ряд других преимуществ: нет необходимости тратиться на услуги мастерской, можно все сделать в любом месте в удобное время. Плюс – заодно улучшить навыки обслуживания.
Если для велосипедистов со стажем это вопрос пары минут, новичкам или ездокам с небольшим опытом придется потратить больше сил, чтобы освоить премудрость, как снять заднее или переднее колесо со скоростного велосипеда, а затем поставить элементы обратно.
Пошаговая инструкция
Перед тем как снимать колеса с велосипеда, необходимо разобраться в особенностях тормозной системы, установленной на нем. Скоростные байки выпускают с разными видами устройств, отличающихся принципом работы. Самый простой демонтаж – если стоит дисковый тормоз, сложный и более продолжительный – при наличии ободной системы. Если не обратить на это внимание, а сразу приняться за работу, велика вероятность заблокировать систему так, что колесо закрепится навечно, и снять его станет невозможно.
Дисковый тормоз
Ободная тормозная система
Демонтаж колеса
Работать будет легче, если делать это в месте, где удобно подойти к байку с любой стороны. Демонтаж колес с велосипеда с ободными тормозами проводят по следующей схеме:
- Ослабить тормоза – разжать и свести рычаги навстречу один к другому, затем – поднять фиксатор поворота.
- Ослабить цепь – прокрутить колеса как можно сильнее, установив на самые маленькие звездочки сзади и спереди.
- Если у покрышек большой диаметр либо крупный протектор – выпустить воздух.
- Перевернуть «машину», установив на специальную стойку или просто на пол. Главное, чтобы упор на руль и сиденье был устойчивым, и байк не заваливался. Однако, если он оснащен гидравлической тормозной системой, такое положение крайне нежелательно, поскольку высока вероятность, что в гидролинию проникнет воздух. Держать вверх колесами байк нужно как можно меньше.
Ослабить тормоза
Ослабить цепь
Открутить колесо
Перед демонтажем заднего колеса велосипеда необходимо ослабить цепь. Для этого нужно выставить минимальное передаточное число (звездочку). Далее ход работы зависит от вида крепления:
- Гаечное. Установить два ключа с противоположных сторон колеса, зафиксировав один в неподвижном состоянии. Крутить вторым в обратном направлении часовой стрелки. Гайки можно снять полностью или только ослабить, чтобы снять колесо.
- Эксцентрик. Ослабить крепление, подняв рычажок вверх, с обратной стороны – чуть открутить, сделав пару оборотов против стрелки часов. Взяв в руки тряпку, чтобы не испачкаться, отвести колесо чуть в сторону, чтобы снять с крепления. Цепь убирают в последнюю очередь.
Перед тем как снять переднее колесо, нужно эксцентриковый зажим (расположен слева от втулки) повернуть на 180°. С правой стороны втулки провернуть гайку на пару оборотов. Останется высвободить переднее колесо с велосипеда, сняв с наконечника вилки.
Если велосипед с дисковыми тормозами, тогда прежде чем снимать колеса, нужно позаботиться, чтобы диски нечаянно не сомкнулись. В противном случае придется потратить много времени и сил на разжимание. Чтобы этого не произошло, нужно вставить в щель какой-либо предмет (кусочек картона, сложенной бумаги) или заглушку из пластика (прилагается в комплекте).
Гаечное крепление
Эксцентриковое
Установка колеса
В работе нет никакой сложности, когда есть знания, как установить заднее или переднее колесо на велосипед. Все операции демонтажа нужно выполнять строго в обратном порядке:
- Надеть велосипедную цепь на наименьшую звездочку. Вставить колесо в крепление корпуса, стараясь попасть как можно точнее. Проверить, зафиксировалась ли деталь правильно.
- Гаечные крепления затянуть с помощью ключа, у велосипеда с эксцентриком – повернуть рычажок в обратном направлении.
- Если у байка ободная тормозная система – закрепить ее, четко отзеркаливая последовательность операций демонтажа, чтобы обеспечить безопасность при движении.
Если требуется установка переднего колеса на велосипед с дисковой тормозной системой, то одновременно при монтаже нужно вставить тормозной диск в щель между колодками. Если они стоят тесно, и пространство между ними слишком мало, можно расширить его с помощью отвертки.
Производить все манипуляции необходимо без излишних усилий, иначе на колодках образуются заусеницы.
В завершение нужно обязательно протестировать все механизмы велосипеда. При выявлении недостатков – снять колеса и повторить все сначала. Пренебрегать проверкой не стоит, ведь состояние байка напрямую влияет на безопасность. Удостоверившись, что все сделано правильно, – прикрутить к велосипеду снятые ранее аксессуары.
Видео
Как поменять заднюю втулку на велосипеде
Одним из наиболее практичных и полезных для здоровья транспортных средств является велосипед. Однако его обслуживание может влететь Вам в копеечку, если не уметь ремонтировать хотя бы небольшие поломки.
В таких случаях просто необходимо обладать такими навыками, как внимательность к деталям и аккуратность, поскольку именно они помогут Вам починить или разобрать какую-либо деталь, например, заднюю втулку велосипедного колеса.
Задняя втулка велосипеда и ее устройство
Одной из важных запчастей велосипеда является его колесо. В частности, заднее колесо гораздо больше нагружено, нежели переднее, поскольку именно на нем установлены трещотка (механизм свободного хода) и кассета (блок звездочек). На колесо идет основной упор при езде, поэтому важно разобраться в конструкции его втулки, чтобы уметь правильно его обслуживать.
Втулка — элемент колеса, закрепленный на велосипедной раме, а именно на дропаунтах. Это центральная часть колеса, обеспечивающая его свободное вращение.
Втулка состоит из таких элементов, как:
Разновидности задних велосипедных втулок, отличия их друг от друга
Одним их оснований для разделения задних втулок на разновидности является их конструкция. В зависимости от нее задние втулки разделяются на:
- Без тормозные.
- Со встроенными тормозами.
По способу фиксации втулки могут быть зафиксированы на двух гайках, что значительно дешевле, а могут быть закреплены с помощью эксцентрика. Второй метод дороже, однако гораздо удобнее, поскольку гайки нужно снимать ключом, а, чтобы снять колесо на эксцентрике, достаточно отжать его ручку. Это займет всего пару секунд.
Материал изготовления также имеет значение. Втулки бывают:
- Алюминиевые (легкие и не подвергаются коррозии).
- Стальные (прочные, но тяжелые и очень подвержены коррозии).
Втулки отличаются и по размеру оси, стандарты бывают разные – от 9мм и до 15мм. Следует иметь в виду, что чем больше втулка, тем она тяжелее.
Когда надо обслуживать заднюю втулку
Для исправной работы колеса и его основных частей, в т.ч. втулки, его нужно постоянно поддерживать в хорошем состоянии. Оно нуждается в смазке, а также его корпус необходимо периодически подтягивать. Кроме того, не помешают замена шариков подшипников и регулировка колодок на тормозной втулке.
Обслуживание задней втулки просто необходимо, поскольку в случаях, когда этого не происходит, может понадобиться ремонт всего колеса. Поэтому лучше позаботиться о своем велосипеде в долгосрочной перспективе. Следует заметить, что произвести обслуживание задней втулки ненамного сложнее, чем передней.
Производить обслуживание необходимо в таких случаях:
- Если Вы слышите шум корпуса при движении велосипеда или при его шатании.
- Люфт.
- Если хрустят подшипники.
- Плохая накатная динамика.
Если не обращать внимания на описанные выше признаки «заболевания» вашего велосипеда и использовать его длительное время при их наличии, он может быстро выйти из строя.
Ремонт, в свою очередь, выйдет гораздо дороже, чем простое обслуживание колеса, которое можно произвести своими руками. Поэтому в начале каждого сезона проверяйте колесо на наличие люфта, а также, чтобы подшипники были не слишком затянуты.
Разборка корпуса, очистка и смазка
Прежде чем приступать к разборке корпуса необходимо очистить рабочее место, поскольку очень важно все этапы производить очень аккуратно и с предельной осторожностью.
Изначально следует снять кассету с оси, используя съемник и хлыст. Затем размыкаем стопорное кольцо и извлекаем шайбы и подшипники. Чтобы не запутаться в деталях, важно запомнить изначальное местоположение шайб и подшипников.
Как собрать заднюю втулку велосипеда?
После смазки необходимо собрать втулку. Чтобы правильно собрать заднюю втулку, необходимо придерживаться таких правил:
- Вставляем ось таким образом, чтобы не перепутать с какой стороны находиться правая сторона оси, которая закреплена намертво. Регулируется ось с помощью левого конуса.
- Далее следует надеть левый конус на ось до упора.
- Надеваем шайбы.
- Наворачиваем контргайку.
- Регулируем подшипники.
Ремонт втулки заднего колеса. Пошаговая инструкция
- Проверяем рабочее место. Очищаем рабочее место от лишних инструментов, вещей, которые Вам не пригодятся.
- Снимаем стопорное кольцо.
- Снимаем ось втулки. Сначала снимаем все детали, которые находятся на противоположной стороне от звездочек.
Чаще всего ремонт втулки заднего колеса необходим либо при люфте, либо при перетяжке конуса. Итак, пошаговая инструкция:
- Проверяем рабочее место. Очищаем рабочее место от лишних инструментов, вещей, которые Вам не пригодятся.
- Послабляем контргайку при помощи ключа.
- Послабляем или затягиваем конусную гайку.
- Затягиваем контргайку на место.
Если же причиной поломки стала неисправность или поломка какой-либо детали, то следует просто заменить ее, используя такие рекомендации:
- После проверки рабочего места снимаем стопорное кольцо.
- Снимаем ось втулки. Сначала снимаем все детали, которые находятся на противоположной стороне от звездочек.
- Проверяем детали на неисправность.
- Заменяем поломанную деталь.
- Устанавливаем все детали на место, затягиваем конусные гайки и контргайку.
Причины поломок
Поломка колеса велосипеда происходит по разным причинам. Их может быть большое количество.
Основные из них:
- Недостаточный уровень обслуживания втулки или его отсутствие.
- Разболтавшаяся втулка (люфт).
- Некачественные детали втулки.
- Износ.
- Перетяжка конуса.
Таким образом, чтобы обеспечить долгую службу Вашего велосипеда следует уделять ему определенное количество времени. Основой долгосрочной службы велосипеда является проведение техобслуживания. Это можно сделать самостоятельно, своими руками. Главное в этом – соблюдать технику безопасности и аккуратно подойти к делу, поскольку в механизме втулки важна каждая деталь.
Чтобы произвести обслуживание втулки, необходимо снять все детали, провести смазку, предварительно удалив всю старую смазку. А затем осторожно в обратном порядке установить все детали на свои места. При этом следует внимательно отнестись к затяжке контргаек и конусной гайки, чтобы не перетянуть их. Кроме того, существуют различные виды задних втулок.
Обслуживание задней втулки велосипеда
Если игнорировать необходимость периодического обслуживания задней втулки велосипеда, то срок эксплуатации «железного друга» может сильно сократиться. Опытные велосипедисты знают, какие признаки будут свидетельствовать о том, что необходимо провести разборку/смазку/сборку задней втулки незамедлительно. Процесс этот не представляет трудностей, но нужно все делать в определенной последовательности.
Когда необходимо провести обслуживание задней втулки
Чтобы детали велосипеда всегда находились в идеальном техническом состоянии, необходимо регулярно проводить их обслуживание. Если рассматривать заднюю втулку велосипеда, то для нее понадобится:
- периодически подтягивать корпус;
- регулярно менять шарики подшипников;
- при очередной разборке смазывать все внутренние части корпуса;
- время от времени регулировать тормозную втулку.
Демонтировать собственно заднее колесо проще простого, а вот процесс снятия и разборки/сборки задней втулки велосипеда гораздо сложнее. И тем не менее, без такого регулярного обслуживания рассматриваемой детали в скором времени может понадобиться ее капитальный ремонт или замена.
Признаки, которые свидетельствуют о необходимости срочного обслуживания задней втулки велосипеда:
- при движении отмечается сильный люфт колеса;
- отчетливо слышен хруст подшипников (это означает, что они просто износились);
- на ходу корпус велосипеда гремит и шатается;
- накатная динамика плохая.
Стоит знать некоторые особенности устранения того или иного признака:
- Если происходит прокручивание корпуса задней втулки, его расшатанность, то это можно устранить путем подтягивания крепежных гаек.
- Если же движение заднего колеса затруднено, то, возможно, нужно будет немного ослабить крепежную гайку – скорее всего, при ее затягивании было приложено слишком большое усилие.
- При появлении посторонних звуков при движении велосипеда и ухудшении наката понадобится замена подшипников или же полная смазка корпуса задней втулки.
Как правильно разобрать, очистить и смазать заднюю втулку
Сразу же запомните одну истину: любое обслуживание рекомендуется проводить при заспицованной втулке. В противном случае, шансов собрать колесо правильно и быстро вряд ли получится – это сможет сделать только уже опытный в обслуживании велосипедов человек.
Пошаговая инструкция по обслуживанию задней втулки велосипеда:
- Снимаем кассету с оси, используя для этого хлыст и съемник.
- Размыкаем стопорное кольцо.
- Извлекаем все подшипники и шайбы.
Обратите внимание:втулка может быть на промподшипниках и насыпных подшипниках, но в любом случае очень важно запомнить их исходное расположение во втулке. Это правило нужно соблюдать и при выемке шайб. - Проводим внимательный осмотр подшипников – если на них имеются повреждения, то это означает необходимость их замены на новые детали.
- Вытаскиваем ось – она не разбирается.
- Корпус задней втулки велосипеда очищаем от грязи. Все внутренние полости обязательно протираются сухой ветошью.
- При установке обратно каждая деталь тщательно смазывается, особое внимание при проведении такого процесса нужно уделить подшипникам.
- Последний шаг – устанавливается стопор и затягивается крепежная гайка. Не стоит прикладывать для затягивания большие усилия, так как это может вылиться в проблему свободного вращения колеса.
Конечно, все выглядит достаточно легко и просто, но имеется масса нюансов по обслуживанию задней втулки велосипеда – их обязательно нужно знать и учитывать в процессе работы:
- Во-первых, к непосредственной разборки втулки нужно приступать только после того, как будет снята кассета. Причем, разборка втулки проводится с противоположной стороны и, как правило, это слева. Контргайка, если она вообще имеется, выкручивается ключом на 15 мм, затем снимается стопор (опять же, при его наличии).
- Во-вторых, нужно быть предельно внимательным при извлечении шайб и колечек – их нужно будет разложить на заранее приготовленном листе бумаги в точном порядке если этот момент упустить из виду, то сборка задней втулки велосипеда после ее очистки и смазывания может превратиться в настоящее мучение.
- В-третьих, после скручивания корпуса задней втулки начнет поддаваться ее ось – как раз в этот момент взору предстанут подшипники. И опять же, нужно быть предельно аккуратным при извлечении подшипников – детали мелкие, их легко потерять. Каждый подшипник извлекаем спицей или пинцетом, тщательно протираем тряпкой, смоченной в керосине или бензине, и откладываем в сторону. Как раз в процессе протирания подшипники нужно внимательно осмотреть на предмет повреждений, и если таковые имеются, то деталь необходимо заменить.
Обратите внимание: в статьях и инструкциях по обслуживанию задней втулки велосипеда можно встретить рекомендацию использовать для протирки подшипников ацетон – это допустимо, но стоит учитывать, что аромат от такого средства будет не самый приятный, да и кожу на пальцах ацетон может разъесть. И еще один момент – многие «кулибины» для того чтобы не растерять мелкие подшипники используют магнит – этого ни в коем случае нельзя делать! Дело в том, что подшипник намагничивается и в процессе эксплуатации велосипеда происходит притягивание железной пыли к этим мелким деталям – то, что в скором времени втулка придет в негодность, можно с уверенностью предсказать.
Крайне нежелательно путать при разборке/сборке задней втулки велосипеда левые и правые детали – это может привести к люфту колеса. Если же потеряется хотя бы один шарик, то придется проводить полноценную замену подшипников. Иногда, при вскрытии втулки рядом с осью можно наблюдать железную «труху» — это означает то, что подшипники полностью истерлись, они подлежат полной замене.
Работаем с внутренним пространством втулки
После того, как извлекли ось, нужно ее тщательно осмотреть. Как правило, эта деталь велосипеда изнашивается очень редко, но в любом случае понадобится тщательно протереть ее от грязи и пыли. Делается это сухой тряпкой, но в некоторых случаях (при сильном загрязнении) можно использовать бензин. Итак, протираем левый конус и осматриваем правый на прочность крепления. Только после того, как стенки оси полностью высохнут (если для обработки использовался бензин), можно нанести на нее новую смазку.
Обратите внимание: ни в коем случае нельзя использовать для задней втулки велосипеда цепную смазку или какую-то другую – понадобится приобрести специальное средство. Для подшипников часто используют буксол – этот смазочный материал будет самым подходящим. Слишком толстый слой смазки накладывать не стоит – она, в процессе эксплуатации велосипеда, будет выдавливаться наружу и активно поглощать грязь, что приводит к быстрому изнашиванию детали.
Как правильно провести монтаж
После проведения вышеописанных работ нужно собрать втулку в исходное положение. Делается это в следующей последовательности: правые подшипники – ось колеса – конус – левые подшипники – стопор – шайбы и заклепки – контргайка.
Практически всегда после сборки задней втулки велосипеда требуется ее регулировка. Это осуществляется только с левой стороны – сначала ключом на 15 мм немного ослабляется контрящая гайка, затем она затягивается до упора, но при этом конус должен удерживаться в фиксированном положении.
Описанным способом можно полностью избавиться от люфта оси, по крайней мере – свести его к минимуму. Скорее всего, придется не раз провести одну и ту же операцию, но нужно добиться синхронного хода оси и колеса.
Обратите внимание: небольшой проворот вполне допустим, а вот слишком сильное затягивание контрящей гайки может привести к затруднению хода.
На этом обслуживание задней втулки велосипеда закончено. Нужно будет проверить качество работы – испытайте «железного друга» на разных скоростях, определите, имеется ли люфт, насколько крепко зафиксированы все детали, нет ли посторонних звуков. Если что-то не устраивает, то процесс разборки/сборки задней втулки понадобится повторить.
Обслуживание задней втулки велосипеда не является чем-то архисложным – с работой справится даже новичок. Но если разобрать втулку самостоятельно не получается, то нужно обратиться к специалистам – при сильном давлении на деталь можно ее повредить, что потребует полной замены.
Как перебрать заднюю и переднюю втулку на скоростном велосипеде
Переборка втулки, будь-то задней или передней – это мероприятие, которое может носить как вынужденный характер, из-за попадания воды во втулку, так и регламентный. Цель его по большей части профилактическая – сменить смазку и, при необходимости, заменить некоторые комплектующие. Если речь идёт о конусной велосипедной классике, то это может быть изношенный шарик или конус. Однако на скоростных велосипедах встречается и иной тип опор, который также нуждается в обслуживании.
Виды и устройство задней/передней втулки горного велосипеда
В классе MTB распространены только два типа втулочных механизмов: ось-конус-шарикоподшипник и ось-промподшипник. По наименованию классов понятно, что разница между ними состоит в конструкции опор.
Конусные втулки
Наиболее распространенный вид. В частности, в модельном ряду Shimano вы не встретите узел на «промах». Компания это объясняет тем, что у конструкции на основе конус-гаек лучше накат. Элементы конфигурации такого изделия представлены на рисунке:
Втулочный механизм на промышленных подшипниках
Втулки на конусных гайках многие не любят из-за сложностей, сопряжённых с их регулировкой после сборки. В связи с этим, изношенную опору часто меняют на вариант с «промами».
В числе преимуществ конструкции на промподшипниках – простое обслуживание. Здесь нет необходимости что-либо регулировать: подшипник плотно сидит в чашке и на оси, конусных гаек нет. В теории люфта у такого колеса быть не должно, что и демонстрируют дорогие экземпляры. В моделях подешевле применяются низкосортные подшипники качения, в которых зазор наблюдается ещё с упаковки.
К сведению. Люфт во втулках на «промах» ликвидируется только заменой подшипников. Последние изъять трудно, поэтому при появлении критических зазоров механизм заменяется в сборе.
Как перебрать заднюю втулку скоростного велосипеда
Слово «переборка» в полном объеме актуально только для конусных изделий. Максимум, что можно сделать в опоре на «промах» – это почистить и смазать подшипники, причем, не вынимая их.
Принцип ремонта задних и передних опор с конус-гайками одинаковый, хотя различия в конструкции очевидны. Сзади установлен комплект звездочек + другая конструкция пыльника со стороны кассеты. Впрочем, «костяк» полностью идентичен: что сзади, что спереди с обеих сторон по одной конус-гайке и одному ряду шариков, уложенных насыпью.
Итак, предмет обсуждения – обслуживание задней конусной втулки горного велосипеда. Она может быть с трещоткой, как на велосипедах начального класса, например, Stels или Forward, так и с кассетой, как на байках среднего и высокого ценового диапазона. К слову, в материале, о том, как выбрать горный велосипед , мы подробно разобрались в различиях этих двух конструкций. Там же приведена рекомендация, какой конструкции стоит отдать предпочтение.
Инструмент
В технологии переборки изделия на конусах следует различать три этапа: разборка, смазка и сборка+регулировка. На каждой стадии необходим инструмент. Полный комплект для кассетной втулки показан на фото:
- Хлыст.
- Вороток с переходником.
- Плоская отвертка.
- Оправка для откручивания стопорной гайки.
- Конусный ключ.
- Накидной ключ на 17.
- Медицинский пинцет.
- Заглушка для калипера.
Рекомендация. Если планируете обслуживать велосипед от «А» до «Я» самостоятельно, то чемоданчик с инструментами от X-Tools будет очень кстати. В частности, в нем есть выжимка цепи и даже с запасной головкой. А это, к слову, незаменимое приспособление не только дома, но и в походе. Приобрести набор по демократичной цене можно на ChainReactionCycles.
Заглушка необходима только для гидравлики. В методике, описывающей, как отрегулировать дисковые гидравлические тормоза на велосипеде, мы уже рассуждали, чем чревато случайное нажатие на тормозную ручку при отсутствии ротора в гидросхеме. Для втулочного механизма с трещоткой хлыст не нужен, а оправка + вороток замещаются переходником со шлицев под рожковый или накидной ключ. Внешне переходная втулка похожа на оправку для снятия кассеты, которая присутствует на фото с инструментом.
Как разобрать
Изначально необходимо обеспечить беспрепятственный доступ к конусным гайкам. Для этого обычно снимают:
- Ротор дискового тормоза. Демонтажу подлежит не во всех случаях. Удостоверьтесь, не мешают ли болты его крепления устанавливать и вращать конусный (тонкий) ключ. Если зазор между ключом и диском есть, снимать последний не обязательно. Встречаются ситуации, когда сзади инструмент свободно помещается, а на передней втулке без удаления ротора не обойтись.
- Кассету/трещотку. Снимать обязательно, иначе до второго конуса не добраться, да и ось не изъять. Процесс демонтажа кассеты изображен на фото.
Когда доступ к конусным гайкам открыт, можно расконтрить одну из них. При этом важно соблюдать два правила:
- Расконтрить допускается только одну сторону! Вторая должна быть законтрена до отказа еще с завода и трогать ее запрещено.
- Расконтрить можно только конус, расположенный со стороны крепления ротора (если дискового тормоза нет, то ориентируйтесь на сторону, противоположную кассете). Дело в том, что ослабленная со стороны звездочек конусная гайка самозатягивается при ударах или наездах на препятствие, отчего свободный ход втулки нарушается. А это сокращает ресурс и ухудшает накат. С левой стороной такого не происходит, поскольку там конус-гайка стремится выкрутиться, а стопорная гайка и эксцентрик препятствуют этому. Итого в такой схеме сохраняется баланс и можно выбрать зазор без ущерба накату.
Процедура расконтровки показана на фотоматериале. Тонким конусным ключом придерживается конус-гайка, а другим ключиком (для удобства желательно взять инструмент помассивнее) откручивается контргайка. После этого резьбовые детали полностью скручиваются, а ось вынимается. Далее необходимо снять пыльники и изъять из чашек шарики.
Внимание! При разборке запоминайте последовательность расположения компонентов. Идеальный вариант – сделать фотографию размещения пыльников, гаек и шайб по свежим следам, как это представлено на изображении.
При демонтаже шариков из посадочных мест важно разъединить их на две группы. Те, что справа, необходимо складывать в одно место, те, что слева – в другое. Не смешивайте и не путайте эти группы между собой, иначе после сборки идеального наката без люфта не получите.
Важно! Вынимая ось на переднем колесе велосипеда без дисковых тормозов, пометьте на покрышке сторону нераскрученного конуса. Еще один ориентир на байках такого типа – направление вращения резины, изображенное на боковой части.
Чистка и смазка
Очищать от смазки необходимо шарики и контактирующие с ними чашки, конус-гайки + ось. Во втулке с хорошей пылезащитой смазка обычно чистая, поэтому чистку можно провести и без химии – обычной чистой ветошью. Если грязь присутствует, используйте один из дегризеров, которые мы рекомендовали для чистки цепочки в материале, как почистить цепь велосипеда от старой смазки в домашних условиях.
Чем смазывать
Идеальный вариант – тефлоновый состав. Например, Finish Line Premium Grease: очень скользкая и вязкая. Впрочем, тефлон можно заменить на обычный Литол-24 или консистенцию для ШРУСов автомобиля.
Что точно не подходит, так это любая жидкая смесь:
- Состав для обслуживания велоцепи.
- Масло для двигателя или коробки передач автомобиля.
- Веретенка.
Как наносить смазку
Цель – смазать шарики, конуса и чашки. Сделать это максимально быстро и качественно можно по такой технологии:
- Смазать пальцем чашку.
- Выложить в чашку шарики с помощью медицинского пинцета, соблюдая предназначение рассортированных при разборке групп.
- Нанести тонкий слой смазочного состава поверх шариков.
- Повторить пункты 1-3 для второй стороны.
- Одеть пыльник на законтренный конус, расположенный со стороны кассеты (актуально только для задних втулок).
- Нанести тонкий слой смазки на скошенную поверхность обеих конус-гаек.
Смазочного вещества в местах контакта не должно быть много. Это утверждение актуально лишь потому, что лишнюю смазку выдавливает через пыльники, и она интенсивно начинает собирать пыль. Оценить достаточный уровень заполнения можно по фотографии.
Проблем с монтажом шариков обычно не возникает. Они хорошо липнут к смазочному материалу, который уже находится в чашке согласно пункту 1 технологической инструкции.
Резьбу на оси и торцы гаек принято слегка промазывать составом, который был использован для обработки трущихся поверхностей. Это мероприятие призвано минимизировать окисление металлов и образование ржавчины в местах сопряжения разъемных деталей.
Порядок сборки и регулировки конусов втулки на примере заднего колеса
Все действия в сборочном процессе совершаются в порядке, обратном разборке. Так, сразу устанавливается первый ряд пыльников. В примере такая резинка одна и расположена на стороне, противоположной барабану кассеты. Спереди этих элементов два – по одному на сторону. Если имеем дело с задней втулкой, то пылезащита на законтренный конус должна быть установлена еще до его смазки согласно пункту 5 технологической инструкции.
Далее необходимо аккуратно вставить ось. Помните, что ее необходимо вводить со стороны кассеты. То есть нетронутая конус-гайка должна оказаться на стороне, противоположной размещению ротора дискового тормоза.
Насадив и закрутив конус-гайку и контргайку с левой стороны, приступайте к регулировке:
- Закрутить расконтренный ранее конус до упора от руки.
- Послабить затяжку вращением конусной гайки в обратную сторону. Достаточно отвернуть ее примерно на пол-оборота, после чего удостовериться путем пошатывания оси в разные стороны, есть ли люфты. Если таковых нет, то необходимо послабить еще и снова проверить биение. Цель этого этапа – поймать небольшой люфт, слегка ощутимый пальцами.
- Немного закрутить конус-гайку. Это может быть любой угол в пределах 1/4 оборота от положения, найденного в предыдущем пункте. Люфты должны уйти.
- Приподнять колесо и проверить его свободный ход, крутанув конструкцию за спицы или барабан. Конкретного критерия оценки плавности вращения нет: кто-то смотрит, проворачивается ли обод под тяжестью ниппеля или катафота, кто-то полагается на опыт, осматривая характер свободного хода на глаз. Если ход тугой, гайку необходимо немного ослабить.
- Когда колесо вращается свободно, конус можно контрить. Для этого тонким ключом необходимо зафиксировать конусную гайку, а накидным инструментом плотно затянуть контргайку.
- Удостовериться в отсутствии люфтов.
В завершение сборочного процесса надевается второй ряд пыльников и устанавливается эксцентрик. При этом важно проконтролировать плотность посадки этих уплотнительных резинок. Так, ситуация, изображенная на фото, не допускается.
Устанавливая обратно кассету, совмещайте самый тонкий шлиц с наиболее мелким пазом на посадочной окружности комплекта звездочек. Торец стопорной гайки желательно смазать той же смазкой, которая использовалась для обработки подшипников. Хлыст при сборке не нужен.
После установки колеса на велосипед и фиксации эксцентрика проверьте отсутствие люфта в различных положениях (прокрутить на небольшой угол и проверить). Допускается небольшое биение только в одной из исследуемых позиций колеса. Если люфт ощутим в любом положении, не спешите с повторением процедуры регулировки конусов – подтяните эксцентрик. Это помогает выбрать небольшой люфт.
Как поменять заднюю или переднюю втулку на скоростном байке
Если речь идет о конусных втулочных механизмах, то в замене нуждаются только изделия с изношенными чашками. В этом случае, подбирается аналог, подходящий по расстоянию между дропаутами и количеству отверстий под спицы. Работу по переспицовке колеса лучше поручить опытному мастеру, как и подбор новых спиц.
Как поменять втулку на велосипеде?
Втулка велосипеда – это достаточно простой механизм, который позволяет колесу вращаться практически без затруднений. Естественно, трение всё равно имеет место быть. Но качественная смазка даёт возможность им пренебречь (сопротивление встречных потоков воздуха оказывает на велосипедиста значительно большее влияние, чем трение в колёсной втулке). Те, кто планирует приобрести современный велосипед, часто раздумывают над тем, действительно ли стоит заказывать в качестве опции «втулки на промышленных подшипниках».
Магазин велозапчастей в Москве предоставляет по-настоящему широкий выбор компонентов для всех типов велосипедов (шоссейные, горные, гравийные и т.д.). Забегая вперёд можно сказать, что насыпные втулки (втулки с насыпными подшипниками) являются приоритетными. В крайнем случае в последующем их можно будет заменить на аналогичные, но уже построенные на промышленных подшипниках.
Как выполняется замена втулки?
Для проведения вышеозначенного процесса потребуется несколько специальных инструментов. Постольку-поскольку втулки меняются и на заднем колесе в том числе, необходим следующий набор инструментов:
- съёмник кассеты;
- ключ-хлыст;
- ключ для спиц.
Изначально необходимо получить доступ к втулке. Для этого придётся снять колесо с велосипеда, а затем демонтировать кассету (набор шестерней ценой передачи).
Естественно, чтобы вытащить втулку придётся сначала расспицевать колесо, а затем заспицевать уже с новой втулкой. Втулка на насыпных подшипниках отличается меньшим весом. В профессиональном велоспорте используются именно такие втулки.
Однако, обслуживать такие втулки сложно неподготовленному пользователю. Придётся вытаскивать шарики из втулки, очищать их, заново смазывать и упаковывать обратной во втулку. Сложность в том, что нельзя перетянуть крышку втулки. Если случится перетяжка, трение будет повышено – колесо начнёт тормозить само собой. Если недотянуть – возникнет люфт.
Преимущества втулок на промышленных подшипниках
На профильных форумах часто можно встретить совет, дескать, увеличить накат (а следовательно и среднюю скорость велосипеда) можно посредством установки втулок на промышленных подшипниках.
Это ложь. Как уже было сказано выше, трение в подшипниках втулки абсолютно ничтожно. Гораздо больше мощности при педалировании теряется на несмазанной цепи, к примеру.
Но стоит отметить, что промышленные подшипники обладают огромным ресурсом – 20 000 км минимум. Даже в случае выхода из строя заменить их очень просто. Проблемы с перетяжкой или люфтом здесь конструктивно невозможны.
В видео будет продемонстрировано, как самостоятельно заспицевать колесо:
Источники:
http://dimanium.ru/chtoby-ne-ukrali-perednee-koleso.htm
https://omkmebel.ru/polka/zachem-nuzhny-ekscentriki.html
https://bikeandme.com.ua/novickam/obsluzhivanie-velosipeda/1069325-velosipednye-vtulki-chto-nuzhno-znat-novichku-dlya-remonta-svoimi-rukami
https://sport-snaryazhenie.ru/velosipedy/remont/130-kak-snyat-zadnee-koleso-na-velosipede-so-skorostyami
https://veloexpert33.ru/velosiped/kak-pomenyat-zadnyuyu-vtulku-na-velosipede.html