Экстремальный спуск на велосипеде
Существует множество видов экстремального катания на горных велосипедах, и под каждый из них выпускаются определенные модели байков, которые обладают своими конструктивными особенностями:
Cross Country
Кросс-кантри – наиболее популярная спортивная дисциплина MTB, подразумевающая динамичное катание по пересеченной местности со спусками, продолжительными подъемами, а также техническими и скоростными участками.
Сами соревнования проходят на различных трассах, на которых присутствуют как естественные, так и искусственные препятствия.
Велосипеды для кросс-кантри – наиболее универсальные, так как отлично подходят для каждодневной эксплуатации (в том числе – и в городских условиях).
Кросскантрийный «двухколесник» должен обладать легкой и прочной рамой (вес в данном случае играет особую роль), контактными педалями, фиксирующими ноги гонщика, а также ободные или дисковые тормоза. Такие велосипеды могут быть как с ригидной рамой, так и с одной или двумя подвесками.
All-mountain
Олл-маунтин – разновидность маунтинбайка, расположившегося между кросс-кантри и фрирайдом, но еще и с элементами эндуро. Такие велосипеды созданы для скоростного передвижения по несложной горной местности и способны без каких-либо проблем выдерживать серьезные нагрузки, однако также приспособлены для простого катания в городской среде.
«Железные кони» для данной дисциплины имеют ряд конструктивных требований: вес порядка 13-17 кг; подвески (может быть и передняя, и задняя) с ходом 130-170 мм; ободные или дисковые тормоза.
FreeRide
Фрирайд – стиль катания на горном велосипеде (и, по совместительству, одна из дисциплин велоспорта), который подразумевает езду по сложным трассам, изобилующим как естественными природными, так и искусственно возведенными препятствиями. Фрирайд требует не только хорошей физической подготовки райдера, но и использование специально приспособленных с технической точки зрения «двухколесников».
Для этой дисциплины применяются, как правило, мощные полноподвесные байки весом не более 18 кг, оснащенные передней вилкой с ходом 140-250 мм и задним амортизатором с ходом 100-200 мм. Тормоза допускаются только дисковые (желательно с гидроприводом), трансмиссия в основном имеет до 10 скоростей, а колеса должны обладать широким профилем и «цепким» протектором.
FatBike
Фэтбайк – горный велосипед на толстых покрышках, демонстрирующий повышенную проходимость: на нем можно без проблем ехать по различным рыхлым поверхностям, среди которых снег, высокая трава, песок и т.д.
Ключевой особенностью таких «железных коней» как раз таки и являются колеса с ободами шириной от 65 до 100 мм и толстенными шинами (давление в камерах обычно варьируется от 0.2 до 2 атмосфер – в зависимости от типа почвы основной части маршрута и стиля езды).
Enduro
Эндуро – дисциплина велоспорта, заключающаяся в агрессивном катании по бездорожью и на специализированных спортивных трассах, которые заполнены валунами, бревнами и различными другими препятствиями.
Велосипеды в данном случае должны обладать легкой, но прочной рамой (в идеале – из карбона, но допускается и из алюминиевого сплава), подвеской обоих колес (спереди – с ходом не менее 150 мм, сзади – 170 мм), трансмиссией с 10-ю и более скоростями (но в передней части устанавливается лишь одна звезда), широким рулем для улучшения маневренности и исключительно дисковыми тормозами с гидравлическим приводом.
Downhill
Даунхилл – экстремальная гоночная велодисциплина, подразумевающая прохождение трассы с крутыми спусками, резкими поворотами, трамплинами, обрывами и другими всевозможными препятствиями на время. Как правило, протяженность заезда составляет 1.5-2 км, и на столь небольшом участке средний перепад высот насчитывает порядка 500 метров.
Велосипеды для «скоростного спуска» комплектуются рамой с особой геометрией – у нее заваленные углы подседельного штыря и наклона вилки (для улучшения стабильности).
Кроме того, им полагаются: подвеска обоих колес (передняя – с ходом 203 мм, задняя – 180-200 мм); мощные тормоза с гидравлическим приводом и роторами диаметром 180-220 мм; специальные усиленные обода из алюминия или карбона; бескамерные колеса размерностью 27.5 или 29 дюймов; широкий руль с коротким выносом (для максимального контроля над «двухколесником»).
Dirt/Street
Дёрт/стрит – экстремальные дисциплины велоспорта: суть первой заключается в езде по специализированной трассе (изобилующей земляными насыпями-трамплинами), выполняя при этом прыжки и различные трюки, а второй – в катании по городским улицам, но также с прыжками и акробатическими элементами (только здесь в качестве препятствий используются трубы, бетонные плиты, бордюры, парапеты, заборы, лестницы и т.д.).
Как правило, велосипеды для дёрта и стрита имеют достаточно тяжелый вес, односкоростную трансмиссию, прочные колеса с «цепким» рисунком протектора и только задний тормоз.
Bike trial
Велотриал – одна из дисциплин MTB, которая заключается в преодолении препятствий (и естественных, и искусственных) на велосипеде, не опираясь при этом на посторонние предметы/поверхности ни ногами, ни руками и другими частями тела.
Байки для триала выделяются на фоне остальных компактной и легкой (из алюминия, карбона или магния), но прочной рамой, колесами величиной 26 дюймов с алюминиевыми или карбоновыми ободами и гидравлическими дисковыми тормозами (встречаются на подавляющем количестве моделей). Часто такие «двухколесники» лишены седла – из-за его ненадобности и прибавления лишнего веса.
Hybrid Mountain Bikes
МТБ-гибрид – велосипед, в котором сочетаются конструктивные особенности как горного, так и шоссейного «двухколесников»: у первого он заимствует прочные колеса (как правило – 28-дюймовые) с протектором, подходящим и для асфальта, и для бездорожья, переднюю амортизационную вилку и геометрию рамы, а у второго – узкие покрышки, направленные на скоростную езду по твердому покрытию, и большую звезду системы увеличенного размера.
Гибридные байки предназначены для не экстремального велотуризма и ежедневной эксплуатации. Но здесь стоит отметить, что такие «железные кони» уступают «шоссерам» в скоростных возможностях на асфальте и не позволяют чувствовать себя максимально уверенно на бездорожье (как в случае с полноценными горными моделями).
Разбираемся в стилях езды на велосипеде
Приступая к выбору велосипеда, стоит обязательно быть уверенным в том, что он будет подходить для вашего стиля катания. В ином случае вы можете выбрать просто неподходящий байк, или наоборот – существенно переплатить за ненужные «фишки». Давайте разберемся, какие существую основные стили езды на велосипеде.
Выбрать шоссейный байк или велосипед для катания по городским улицам проще. Но если вы попробуете на таком аппарате совершить экстремальный прыжок или отправиться на многочасовую прогулку по лесу, то ничего хорошего из этого не выйдет. В первом случае рама и обода не предназначены для высоких нагрузок, во втором ваше тело просто потребует более комфортного байка.
Условно стили катания на велосипеде можно разделить на:
- Прогулочный. Это неспешная езда по городу, парку или умеренно пересеченной местности в лесу.
- Спортивный. Райдер, катающийся в этом стиле, как правило, тренируется, пытается побить собственные рекорды и усовершенствовать технику. Это и шоссейные гонки, трековые соревнования, циклокросс и триатлон.
- Экстремальный или экстремально-спортивный. Кататься в дисциплинах, относящихся к этому стилю можно и для удовольствия, и для оттачивания трюкового мастерства.
Сегодня популярны несколько стилей спортивно-экстремального катания на велосипеде.
Кросс-кантри
Принято считать, что это обычная езда по пересеченной местности, даже если вы не торопясь едете по не асфальтированным улицам родного города за покупками. На самом деле, кросс-кантри – это, прежде всего, гонка, езда по пересеченной местности на скорость. Этот стиль езды на велосипеде предполагает сложные подъемы на пределе сил и скоростные спуски. Езда в стиле кросс-кантри – это настоящая проверка на выносливость, владение велосипедом и техникой катания. Для любого будущего экстремала важно овладеть этим стилем, так как это основа всех будущих трюков.
Триал
В триале вас ждет множество препятствий – как природных, так и искусственных – которые нужно преодолевать с помощью велосипеда. Планки, бревна, парапеты, доски и лестницы – триалист преодолеет все эти препятствия, не слезая с байка. Катаясь в этом стиле, велосипедист должен в совершенстве владеть не только своим железным другом, но и собственным вестибулярным аппаратом, чтобы эффектно балансировать на одном или двух колесах.
Дёрт-джампинг
Это эффектные и зрелищные прыжки на байке с одной земляной насыпи, представляющей собой трамплин для взлета, на вторую, служащей для приземления. В воздухе райдеры выполняют самые разные трюки, включая сальто с байком или прокручивание велосипеда на 360 градусов. Собственно, трасса для этого стиля и называется dirt (в переводе с английского «грязь»). Для того чтобы кататься в этом стиле езды на велосипеде нужны специальные трассы – серия трамплинов – их строят в местах скопления фанатов дёрта. В этом стиле езды на велосипеде важно разогнаться, а затем использовать скорость и собственное чувство ритма для прыжков и приземления.
Даун-хилл
Это спуск с горы на максимальной скорости, при этом на трассе встречается масса камней, корней и самых разных препятствий, включая натуральные трамплины. Чтобы кататься в этом стиле экстремальной езды на велосипеде, нужно обладать физической выносливостью, хорошей реакцией и правильной техникой катания. Ехать вверх в даун-хилле вам не придется, так как трассы для этого вида велоспорта оборудованы подъемниками. В любом случае, вес и конструкция специального байка для даун-хилла для этого не предназначены.
Фрирайд
Как понятно из названия, это свободный стиль экстремальной езды на велосипеде. Он является самым популярным и одновременно максимально разнообразным. Соответственно построены и трассы для этой дисциплины – тут и подъемы, и бешеные прыжки с десятиметровых склонов, и скоростная езда по узким мостикам, извилистым тропинкам, расположенным на верху склонов. Фрирайдер сам выбирает части и сложность маршрута, но в его интересах хорошо владеть техникой катания и основными навыками прыжков.
Выбирать стиль езды на велосипеде нужно исходя из собственной физической подготовки и предпочтений. И уже после присматривать походящий по параметрам байк. Только тогда вы сможете получать настоящее удовольствие, добиться прогресса и усовершенствовать свои результаты.
Самые опасные экстремальные виды спорта
Спорт — отличный способ улучшения физических возможностей, а также источник развлечения для участников и наблюдателей. В мире существуют различные виды спорта. Некоторые из них расслабляют, другие вызывают выброс адреналина. В большинстве видов присутствует уровень риска. Но некоторые из них настолько опасны, что могут привести к серьезным травмам и смерти. Какие экстремальные виды спорта представляют угрозу для здоровья и жизни участника?
1. Хели-ски
Катание на лыжах по специально оборудованным трассам может быть травмоопасным. Но любители зимних развлечений и острых ощущений придумали более экстремальный спорт. Хели-ски — это разновидность горнолыжного спуска по нетронутым снежным склонам. Смельчаков, которые желают прокатиться, доставляют на вершину горы вертолетом, другими способами добраться туда невозможно.
Как выбрать электросамокат и на что обратить внимание
Лыжникам приходится не только бороться с густым снегом, льдом, камнями и отвесными падениями — существует реальная опасность попасть в лавину. Поэтому в экипировку спортсмена обязательно входит специальный передатчик сигнала, лавинный щуп и небольшая лопата.
Этот экстремальный спорт представляет угрозу для жизни, так как один промах или ложный поворот может привести к трагедии. В Швейцарии ежегодно совершается около 15 000 полетов. В Германии и Франции такие спуски запрещены.
2. Бейсджампинг
В последние годы этот вид спорта стал популярным явлением. Бейсджампинг — это прыжки с парашютом. В отличие от обычных прыжков из самолета спортсмены предпочитают прыгать с вершин неподвижных конструкций.
На английском аббревиатура BASE означает четыре типа фиксированных объектов:
Как правильно бегать по утрам: советы
- Building (здания);
- Antenna (конструкции антенн);
- Span (пролет — перекрытия мостов);
- Earth (суша — высокие утесы или вершины гор).
BASE-прыжки происходят на небольших высотах и часто в непосредственной близости от конструкций. У спортсменов мало времени, чтобы исправить неудачное падение, отреагировать на смену условий или отказ оборудования. Иногда это может привести к серьезным травмам или смерти.
За годы популярности этого спорта произошло множество несчастных случаев со смертельным исходом. В ноябре 2018 года немецкий бейсджампер Доминик Лойен умер, выполняя прыжок в Португалии. Парашют спортсмена не раскрылся во время падения с высоты 100 м.
3. Свободное одиночное скалолазание
Скалолазание, как и все виды спорта, улучшает физическое здоровье человека. Это интересное и сложное занятие развивает координацию, гибкость и решительность человека. Но среди всех положительных моментов выделяется большая опасность этого вида спорта.
Как природа влияет на состояние человека
Свободное соло-скалолазание является одной из форм горных восхождений. Альпинист поднимается в одиночку, без использования защитного оборудования, полагаясь исключительно на собственные навыки. Это очень опасная дисциплина, любое неправильное движение может привести к падению, травмам и смерти.
Расположенный в Калифорнии Йосемитский национальный парк является излюбленным местом для альпинистов всех уровней, включая тех, кто предпочитает свободное лазание. В июне 2017 года американский скалолаз Алекс Хоннольд побил рекорды, покорив вершину Эль-Капитан в технике свободного восхождения за 18 часов 50 минут.
4. Стритлагинг
В переводе с английского streetluge означает ‘уличная санка’. Стритлагинг похож на обычное катание на скейтборде. Отличается тем, что спортсмен располагается на доске в положении лежа на спине и мчит по асфальтированной дороге на чрезвычайно высокой скорости.
Шины: признаки, что вам пора купить новые
Это нелегальный вид спорта, который очень опасен. И хотя участники надевают защитные костюмы и шлемы, вероятность ушибов, переломов и падений достаточно велика. Поскольку спортсмены находятся близко к земле, сопротивление ветра меньше, что часто способствует более скоростным заездам.
Механические тормоза не используются, гонщики контролируют движение собственными ногами. На ботинки прикрепляются куски резины от автомобильных шин, но это не спасает от травм, полученных при контакте с асфальтированной поверхностью на скорости 60–80 км/ч.
Некоторые смельчаки предпочитают кататься на автомобильных дорогах, маневрируя между машинами.
5. Пещерный дайвинг
Подводный мир всегда манил человека красотой и загадочностью. Поэтому дайвинг — популярный вид спорта. Но существуют его разновидности, которые несут серьезную опасность для жизни спортсмена, требуют высоких профессиональных навыков.
Джо Диспенза: биография и творчество
Пещерный дайвинг: pixabay.com
Пещерный дайвинг — это подводное погружение в заполненные водой пещеры. Он считается одним из самых сложных и потенциально опасных видов спорта в мире. Погружение в пещеры связанно с такими опасностями:
- Пещерные системы содержат сотни различных подводных тоннелей, в которых легко заблудиться. Обратный маршрут может быть очень длинным, что требует большого количества кислорода для аквалангиста.
- Подводная навигация в пещерах затруднена. Погружение может быть настолько глубоким, что приведет к кислородной токсичности.
- Пещеры содержат песок, грязь, глину и другие отложения, которые уменьшают видимость под водой.
- Пещеры могут иметь сильные водные потоки, которые вызывают серьезные проблемы для дайвера.
Этот вид спорта требует специального оборудования, отличной физической подготовки и нескольких лет обучения и сертификации.
Боязнь высоты: как побороть
6. Рафтинг
Рассматривая водные виды спорта, нельзя обойти вниманием экстремальный сплав по горным рекам. Этот вид спорта сложный и опасный. Для сплава используются надувные плоты — рафты.
Маршруты рафтинга разделяют по 6-бальной шкале. Наиболее экстремальный сплав — 6 класса. Он предполагает высокий уровень мастерства спортсменов, но иногда это не помогает избежать травм. Сплав проводится на очень опасных участках горных рек с порогами, скалистыми берегами, водопадами. Плохо подготовленному участнику такое путешествие грозит ушибами, переломами, потерей сознания и утоплением.
7. Экстремальный серфинг
Сегодня серфинг — очень популярный вид спорта. Самые смелые спортсмены предпочитают кататься на волнах высотой не менее 6 метров. Такое состязание с водной стихией имеет ряд опасностей:
Инфантильность — это хорошо или плохо?
- большие волны чрезвычайно мощные, могут толкнуть серфера на глубину 6,5–15 м;
- возникновение дезориентации под водой;
- возможно столкновение с подводными камнями или кораллами.
Экстремальный серфинг: wikipedia.org
Удачный серфинг требует понимания того, как появляются и распространяются волны, от чего меняется их скорость, сила, форма, высота. Чтобы приготовиться к выходу в океан, необходимо пройти серьезную подготовку. Почти 24-метровую волну за всю историю серфинга покорил американец Гарретт Макнамара в 2011 году в Португалии.
8. Буллрайдинг
Езда на быках считается одним из самых опасных и смертельных видов спорта. Наездник взбирается на спину разъяренного животного, вес которого превышает 1 тонну. Чтобы удержаться, спортсмен использует только одну руку, которой хватается за веревку, обмотанную вокруг груди быка.
Как избавиться от страха и начать жить
Буллрайдинг — опасный и непредсказуемый вид спорта для участников, но захватывающее представление для болельщиков. От наездника требуется высокое физическое мастерство и мужество. Баланс, гибкость, координация, быстрые рефлексы и сильный психологический настрой — вот то, из чего состоят хорошие наездники на быках.
9. Скоростной горный спуск на велосипеде
Эта дисциплина предназначена для опытных и экстремальных райдеров, чья любовь к скорости заставляет их мчаться вниз по самым опасным спускам. Участники должны не только справляться с прыжками, падениями и сложными условиями. Спортсменов поджидает серьезная опасность — один промах может привести к падению на острые и скалистые камни. Известный американский велосипедист Джейк Уотсон потерял жизнь во время скоростного спуска на Keysville Classic в Калифорнии в результате полученных травм.
Выпадение волос: причины и лечение народными средствами
Скоростной горный спуск на велосипеде: pixabay.com
Гонщики нуждаются в хорошем чувстве равновесия, чтобы перемещаться по самым сложным местностям на высоких скоростях. Для этого используются специальные горные велосипеды. Они тяжелые и прочные, оснащены передней и задней подвесками, чтобы быстро скользить по камням и корням деревьев.
10. Мотофристайл
Это разновидность мотокросса, в которой мотоциклисты совершают невероятные прыжки и трюки. Один из самых экстремальных видов спорта требует высоких навыков и умственных способностей. У спортсмена есть несколько секунд, чтобы восстановить контроль над мотоциклом в воздухе и совершить безопасное приземление. Фристайл несет опасность для участника — одна маленькая ошибка может привести к падению, переломам костей и смерти.
Экипировка включает в себя шлем, защитные очки, перчатки, ботинки, костюм, шейный бандаж, нагрудную защиту. Спортсмены используют модифицированные мотоциклы с улучшенными характеристиками.
Несмотря на опасность, которую несут экстремальные виды спорта, многие люди желают испытать острые эмоции и поучаствовать в приключениях на грани смерти. Поскольку для самых смелых жизнь скучна без риска.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Трансмиссия горного велосипеда
Трансмиссия — очень важная часть велосипеда. От качества ее работы зависит КПД передачи усилий велосипедиста на заднее колесо. Хорошо настроенная трансмиссия со смазанной цепью и четкой работой переключателей сбережет силы в поездке и, в конечном итоге, принесет удовольствие от катания.
Трансмиссия — очень важная часть велосипеда. От качества ее работы зависит КПД передачи усилий велосипедиста на заднее колесо. Хорошо настроенная трансмиссия со смазанной цепью и четкой работой переключателей сбережет силы в поездке и, в конечном итоге, принесет удовольствие от катания. Классическая трансмиссия горного велосипеда включает в себя следующие компоненты:
- Система – совокупность передних ведущих звезд, шатунов и каретки (система подшипников на которой вращаются шатуны)
- Кассета – набор задних звезд
- Цепь
- Переключатели – передний и задний механизмы, перебрасывающие цепь со звезды на звезду
- Манетки переключения – механизмы с креплением на руль, которые управляют переключателями при помощи тросиков
- Тросики – гибкие, металлические, плетеные тросы, соединяют манетки и переключатели
- Рубашка для троса – жесткая трубка для проводки гибкого тросика от манетки до переключателя, крепится непосредственно к раме.
Традиционная система переключения работает на ходу: цепь, направляемая переключателем, перескакивает с текущей звезды на соседнюю. Задние переключатели позволяют перескакивать на несколько звезд за одно нажатие рычага натяжения тросика манетки. Манетки для переднего и заднего переключателя различаются количеством передач, а так же изготавливаются под определенную руку. Соответственно, манетка заднего переключателя находится на руле справа, а переднего – слева.
«А сколько скоростей»?
Количество скоростей в трансмиссии горного велосипеда – это произведение количества передних ведущих звезд на количество задних звезд, составляющих кассету. Традиционный набор звезд горного велосипеда в настоящий момент — 3х9, что составляет 27 скоростей. Тут следует сказать, что велосипедная индустрия все время развивается, и уже сложно встретить кассету на 7 передач на велосипедах в среднем ценовом диапазоне, а кассета на 8-мь скоростей используется в связке с дешевыми компонентами. Качественные кассеты состоят из 9-ти звезд и имеют в своем наборе звездочки от 11 до 32 или 34 зубьев (для скоростного спуска используются наборы 11-23..28 зубьев). Не так давно начался массовый выпуск трансмиссий нового стандарта для работы с 10-ю скоростными кассетами (11-32, 12-36 зубьев) и двумя или тремя ведущими звездами спереди — схемы 2х10 и 3х10. Классическое сочетание передних ведущих звезд — 22-32-44 зубца, так же бывают 24-36-48 зубьев и другие модификации. Трансмиссии с разным количеством звезд в кассете используют разные цепи: так цепь для 8 скоростной кассеты шире, чем цепь для 9 или 10 скоростной, и поэтому не подходит для работы с трансмиссиями более новых стандартов. Следует использовать цепь, подходящую к вашей кассете. Большое количество скоростей позволяет велосипедисту выбирать передачу в большом диапазоне, начиная от пониженной 22-34 и заканчивая повышенной 44-11. Пониженная передача позволяет заехать в крутой подъем, а повышенная — набрать скорость на спуске или ровной поверхности.
Кроме классических трансмиссий с тремя ведущими звездами спереди применяют и специальные. Так, для катания в горах большую звезду часто заменяют рокрингом – пластиковым или металлическим защитным кольцом, которое берет на себя все удары судьбы об камни. Большая звезда от таких ударов погнется и выведет из строя трансмиссию. Для получения сопоставимых передаточных отношений с рокрингом обычно применяют звезды 24-36. Для определенных дисциплин таких, как скоростной спуск (DownHill) или дерт-джампинг (Dirt Jump), спереди используется одна звезда, а система переднего переключения заменяется успокоителем – конструкцией, полностью предотвращающей соскакивание цепи с ведущей звезды при прыжках или проезду по серьезным препятствиям. К тому же специализированные велосипеды для Дерт-джампинга или Триала (Trial) могут вообще не оснащаться системой переключения и использовать одну фиксированную передачу. Велосипед для активного отдыха и туризма лучше выбирать с трансмиссией вида 3х9 для легкой взаимозаменяемости всех компонентов.
Производители и серии компонентов
Основными игроками на рынке компонентов для трансмиссии являются компании Shimano (http://www.shimano.com) и Sram (http://www.sram.com , ей принадлежат так же бренды Avid, Truvativ и RockShox), которые выпускают полный спектр всех компонентов для трансмиссии. Отдельные компоненты выпускаются множеством фирм: SR Suntour, RaceFace, FSA, Middleburn, Bontrager ,и многими другими. Компания Shimano выпускает серии компонентов с одним названием и предназначением, компания Sram выпускает серии под маркой Sram, а так же отдельные системы под маркой Truvativ. У Truvativ в серию входят еще и средства управления, то есть можно подобрать руль, подседельный штырь и вынос нужного назначения. У каждого производителя собственное представление о различных категориях, для которых они выпускают компоненты, поэтому все приводимые далее сравнения примерны и отражают положение вещей на момент написания статьи. С каждым годом компоненты могут сильно модернизироваться, изменяя свое предназначения, а то и заменяться другой серией, но, в целом, названия и назначения устоялись и живут уже несколько лет. Обычно производители выпускают целую серию всех компонентов трансмиссии с одним названием, чтобы покупатель не запутался. Давайте же разберемся, кто есть кто.
Самые дешевые компоненты – это компоненты серии Shimano Tourney. Эта серия обычно ставится на имитацию горного велосипеда. Она предназначена для катания по ровным твердым дорогам, на нагрузки по бездорожью рассчитана плохо. Хотя чего, в общем-то, хотеть, если весь велосипед стоит 3000-5000 рублей. Здесь обычно используется устаревший набор звезд 3х7. Для активного катания стоит поискать компоненты понадежнее.
Компоненты начального уровня – это компоненты серии Shimano Altus и Acera, Sram X3. Они ставятся для использования на соответствующие велосипеды начального уровня. Данные компоненты предназначены, в основном, для неспешных выездов в парк по асфальтовым или твердым грунтовым дорогам. Компоненты можно использовать и на бездорожье, но только в прогулочном темпе. Обычно используется набор звезд 3х8.
Компоненты для активного отдыха и туризма – серии Shimano Alivio и Sram X4 для нижних ценовых предложений данного сегмента рынка и Shimano Deore, Sram X5 (система Truvativ Firex) для более дорогих велосипедов этой категории. Компоненты Alivio и X4 для уменьшения цены велосипеда могут использовать набор звезд 3х8. Трансмиссии на Deore и Х5 идут с классическим набором звезд 3х9. Компоненты будут надежно выполнять свои функции, если вовремя смазывать цепь и следить за четкостью работы переключателей. Серии не отличаются легким весом, но способны выдерживать нагрузки при езде по бездорожью, вынести тяготы многодневного туризма.
Компоненты для спортивных и экстремальных велосипедов – здесь существует множество различных компонентов с разными модификациями и назначениями. Shimano SLX и Sram X7 — надежные и крепкие, в меру легкие компоненты для таких стилей катания, как cross country, trail, enduro, all mountain. В этих сериях присутствуют компоненты как для 9, так и для 10 скоростных кассет.
Shimano Deore XT и Sram X9 (Truvativ Stylo, Truvativ Noir) – Надежные, крепкие и легкие компоненты. Это отличный выбор для катания в горах и участия в соревнованиях. Они подходят для всех стилей катания, что и предыдущая серия. Часто данные компоненты используются даже в экстремальных дисциплинах, если райдер мало весит либо технично катается. В этих сериях присутствуют компоненты как для 9, так и для 10 скоростных кассет.
Shimano XTR и Sram X0 (Truvativ XX) – компоненты с экстремально низким весом без проигрыша в прочности и надежности. Это компоненты для спортсменов, участвующих в самых серьезных соревнованиях. Здесь представлены последние достижения в технологиях и применяемых материалах. За качество и легкость этих компонентов приходится расплачиваться космическими ценами. Стоит серьезно подумать перед тем, как использовать их в экстремальных дисциплинах, потому что основное предназначение компонентов — марафоны и соревнования ХС. Используется набор звезд 2х10 или 3х10.
Shimano Saint, Truvativ Holzfeller, Truvativ Hussefelt – суровые, в меру тяжелые и очень надежные компоненты для любых проявлений экстрима. Это выбор райдеров, участвующих в соревнованиях по скоростному спуску. Здесь обычно используется только одна ведущая звезда с успокоителем.
Особенности работы переключателей и их совместимость
Для полного описания трансмиссии хотелось бы отметить различные особенности отдельных компонентов. Системы, цепи и кассеты у всех производителей взаимозаменяемы, если они предназначены для работы по одной схеме (7, 8, 9 или 10 скоростей в кассете). Так, можно поставить ведущую звезду одного производителя на шатуны системы другого производителя, а кассету и цепь использовать от третьего. Переключатели, как передние, так и задние, работают с соответствующими цепями, кассетами и системами всех производителей. Тонкость выбора переключателей заключается лишь в том, что сам переключатель и его манетка, за редким исключением, должны быть одной фирмы. Это обусловлено тем, что, например Sram и Shimano, применяют разные передаточные отношения натяжения тросика 1:1 и 2:1. Поэтому нельзя использовать задний переключатель Deore ХТ и манетку X9. Манетки бывают двух типов: триггеры (переключение происходит при нажатии на рычаги) и поворотные (переключение происходит поворотом ручки переключателя).
Передние переключатели различаются диаметром подседельной трубы, на которую они крепятся. Крепление переднего переключателя еще может быть стандарта E-type или под каретку. Часто в комплекте с новым передним переключателем идет ещё и проставка под меньший диаметр. Хомут крепления может быть нижний и верхний относительно самого механизма переключения. Для некоторых рам можно применять только переключатель с определенным креплением. Кроме того переключатели бывают с верхней и нижней тягой, это зависит от того, с какой стороны подходит к переключателю тросик. Так как прокладка тросика зависит от рамы, стоит обращать внимание и на это. Хорошие модели передних переключателей умеют работать как с верхней, так и с нижней тягой.
Задние переключатели выпускаются с разной длиной лапки: короткая, средняя и длинная. Короткая лапка предназначена в основном для работы с кассетами типа 11-26, в то время как кассеты 11-34 требуют длинную лапку, чтобы цепь можно было забросить на большую звезду в 34 зуба. Более короткая лапка, естественно, компактней, и при экстремальном применении переключателем труднее задеть ветку или камень.
Особенности выбора системы
При выборе системы следует обратить внимание на ширину каретки, так как ширина посадочного места у горных велосипедов может быть различной. Большинство велосипедов имеют ширину посадочного места в раме 73 или 68 миллиметров. Большинство систем подходят под эти размеры, применяя проставочные кольца в случае 68 мм. ширины. Экстремальные велосипеды имеют посадочное место размером 83 мм, что обусловлено необходимостью в большей прочности рамы.
Системы могут иметь разную длину шатунов. Стандартной считается длина 170 мм, однако существуют варианты 165 и 175 мм (а так же более короткие для детских велосипедов). Людям невысокого роста будет удобнее крутить короткие шатуны, а высоким людям – длинные. У экстремальных велосипедов с задней подвеской применение более коротких шатунов дает больший дорожный просвет, а, значит, меньше вероятность зацепить педалью землю при полном срабатывании подвески после препятствия.
Hi-tech
Прогресс не стоит на месте, и плодом инноваций становятся не только новые традиционные системы переключения передач, но и экзотические. Компания SRAM выпустила в массовое производство систему с внутренней схемой переключения передач планетарной конструкции. Система называется Truvativ HammerSсhmidt. Она представляет собой конструкцию с одной лишь звездой, одновременно выполняющую функции традиционной системы с 2-мя ведущими звездами и рокрингом, переднего переключателя и успокоителя цепи. К тому же, данная система обладает гораздо меньшими размерами, нежели традиционная. Переключение передач происходит путем подключения дополнительных механизмов внутри конструкции, которые обеспечивают разное передаточное соотношение между оборотом единственной ведущей звезды и оборотом шатунов. Система заменяет традиционные наборы звезд 22-36 или 24-38 зубцов в зависимости от установленной звезды (22 или 24 зуба соответственно).
Источники:
http://choppersforlife.ru/schwinn_stingray_spoiler.html
http://bikes.ironhorse.ru/subjects/mountain-disciplines/
https://www.velosklad.ru/velo-obzor/info/4762-razbiraemsya-v-stilyah-ezdy-na-velosipede
https://www.nur.kz/1784139-samye-opasnye-ekstremalnye-vidy-sporta.html
https://bikedivision.ru/article/transmissija-gornogo-velosipeda/