Электрический велосипед
Электр́ический велосип́ед (Электровелосипед, пауэрбайк, e-bike, pedelec (англ.) ) представляет собой велосипед с электрическим приводом, который частично или полностью обеспечивает его движение.
В общем случае электровелосипед отличает от обычного велосипеда наличие трёх дополнительных компонентов : Электродвигателя, аккумуляторной батареи и контроллера. В отличие от мотоцикла или скутера, электровелосипед может приводиться в движение педалями, а его эксплуатация и обслуживание немногим сложней обращения с обычным велосипедом.
Содержание
История
Идея оснащения велосипеда двигателем возникла немногим позже появления самого велосипеда. В 1888 году Джон Данлоп изобрёл пневматические шины, что значительно повысило комфорт и безопасность езды, сделав велосипед одним из самых популярных средств передвижения. [1] Дальнейшее развитие идеи связано с прогрессом в области электротехники. С 1890 сразу несколькими патентами была защищена конструкция электрического привода, устанавливаемого на велосипеде. Так, патент США [2] (1895) описывает устройство велосипеда оснащенного электродвигателем постоянного тока. В 1899 году Джон Шнепф разработал модель привода заднего колеса [3]
Продолжительное время производство электровелосипедов не привлекало крупных производителей, но в 1990-х годах с развитием бытовой электроники и появлением компактных аккумуляторов, интерес к ним возродился. В 1992 году компания Zike начала массовый выпуск электровелосипедов [4] . C этого момента их выпуск постоянно увеличивается. На рынке США наивысший рост продаж пришёлся на 2002-2003 годы; общий объём продолжает расти. [5]
В Китае первые промышленные образцы электровелосипедов местного производства появились в 1998 году [6] и в 2007 году их ежегодный выпуск достиг 17 млн штук, а к 2010 году, согласно оценкам, вырастет до 22 млн. Китай крупнейший в мире и производитель и потребитель электровелосипедов. Мировое производство в 2007 году оценивалось в 18 млн штук и к 2010 году ожидался прирост до 30 млн штук в год. [7]
Достоинства и недостатки
Достоинства
- Электровелосипед позволяет преодолевать крутые подъёмы и значительные расстояния физически неподготовленным людям
- Если заряд батарей кончится, то можно доехать на педалях
- Возможна зарядка батарей от бытовой электросети [8]
- Электровелосипед, как и обычный, можно хранить в городской квартире
- При сопоставимой скорости в городских условиях, энергетические и экономические затраты на перемещение одного человека меньше, чем у любого другого вида транспорта, включая общественный.
- Меньшее загрязнение атмосферы в случае массового отказа от автомобилей с ДВС в пользу электровелосипедов.
Недостатки
- Высокая цена
- Длительное время зарядки батарей и малый срок их службы
- Малый запас хода на электроприводе (20-50км) даже с самыми дорогими аккумуляторами
- Педалирование затруднено большим весом конструкции
Разновидности
В общем случае электровелосипеды можно разделить на:
- Собранные в заводских условиях. Для заводских электровелосипедов характерны специальные рамы разработанные для крепления батарей (существуют даже модели, в которых батареи спрятаны внутри трубчатой конструкции рамы), а также специальные конструкции колёс и в целом специфический дизайн. Например, А2В
- Любительские (самостоятельно собранные) электровелосипеды — в своей основе обычные городские велосипеды с установленными на них компонентами, доступными на рынке. В настоящее время в продаже есть самые разнообразные готовые комплекты (двигатель, контроллер, батареи, зарядное устройство), которые позволяют практически любому человеку с небольшой технической подготовкой собрать такое средство передвижения.
На конференции по изменению климата в Копенгагене в 2009 году представителями Массачусетского технологического института было представлено «Копенгагенское колесо», которое представляет собой велосипедное колесо с интегрированным в него электродвигателем, аккумулятором и контроллером, что позволяет переделать обычный велосипед в электро просто заменой заднего колеса. Такое колесо автоматически помогает при педалировании, а для торможения использует электродвигатель, запасая энергию в аккумуляторе. Для управления колесом используется телефон, подключающийся к колесу по BlueTooth. Так же в колесо встроены датчики, собирающие информацию о экологической обстановке, GPS, GPRS. [9] [10]
Компоненты
Специфика и характеристики электрических компонентов во многом объединяют электровелосипед и электромобиль
Электродвигатель
Возможны, вообще говоря, два основных способа передачи крутящего момента от электродвигателя к колесу.
Мотор-колесо— в настоящее время наиболее распространённая разновидность привода. Здесь в качестве электродвигателя используется бесколлекторный электродвигатель постоянного тока. При этом собственно двигатель крепится на месте ступицы переднего или заднего колеса велосипеда. Использование мотор-колеса позволяет с минимальными затратами переоборудовать практически любой распространённый городской велосипед под электропривод, причём его дизайн почти не нарушается. Мотор-колесом может быть любое из колес или оба одновременно. Часто мотор-колесо продаётся в уже собранном (заспицованном) виде. Диапазон мощности у серийно выпускаемых мотор-колёс, приводящих в движение электровелосипеды, как правило колеблется в пределах от 200 до 1000 ватт.
Менее распространённой является схема, при которой электродвигатель крепится над колесом (как правило задним) и передает крутящий момент через цепную или ременную передачу. В этом случае мощность сравнительно такая же, как и в случае мотор колеса, но переоборудование становится сложнее и несколько страдает внешний вид.
Батареи
Наиболее распространены следующие типы батарей [12]
Батареи обычно крепятся на багажнике в специальном контейнере, на велосипедной раме или в специальных отсеках внутри рамы, если это предусмотрено конструкцией. Наиболее перспективным считается использование литиевых батарей ввиду их лучших характеристик (хотя и сравнительно более высокой цены) и постоянного увеличения их производства. [6]
В 2007-2008 годах на рынке появляется новая разновидность литий-ионных аккумуляторов — литий-железо-фосфатные, LiFePO4. Их появление решило две проблемы традиционных литий-ионных аккумуляторов: риск воспламенения и взрыва при перегреве во время заряда или разряда большими токами, а также относительно небольшое количество циклов заряда-разряда (обычно заявляются 500 и 2000 циклов соответственно). Типичные характеристики LiFePO4 батарей 2009 года выпуска: напряжение 39.6 вольт, ёмкость 10 А*ч, масса 3.5 кг, что при типичном расходе энергии 15 ватт-час на километр даёт запас хода электровелосипеда около 25 км [13] . Еще более внушительными характеристиками (энергоемкость и разрядный\зарядный токи) обладают LiPo аккумуляторы. В частности, для блока в 3.5Кг, указанного выше из LiFePo4 (40в10Ач = 400втч), при том же весе LiPo будут иметь большую энергоёмкость (45в10ач — 450втч), и выдерживать длительные разрядные токи в 4С (40А с 10Ач) и зарядные в 3С (30А для 10Ач). Это позволяет собирать относительно легкие батареи для мощных комплектов (2Квт+), и заряжать их за считаные минуты — 15 минут с использованием 1.5квт зарядки (48в 30а) для приведенных выше 45в10Ач. Но у LiPo есть недостаток: они могут воспламениться при сильном перезаряде или механическом повреждении
Контроллер
Контроллер (controller — с англ. «управляющий») — это электронное устройство, управляющее работой электровелосипеда.
Основные функции контроллера: подавать ток от аккумулятора на электродвигатель в соответствии с установками пользователя; выдавать на индикатор остаток заряда батареи; фиксировать нажатия педалей и скорость движения велосипеда для экономии энергии; поддерживать постоянную скорость движения (круиз-контроль); заряжать аккумулятор при торможении.
Контроллеры делятся по следующим параметрам: напряжение питания (24/36/48/64/72/80 и более вольт); рекуперация энергии от мотора (есть/нет); количество датчиков Холла (Hall sensor); наличие датчиков от педалей (есть/нет); тип электромотора (щёточный/бесщёточный); тип регулятора мощности (аналоговый/дискретный); возможность подключения к другим контроллерам (есть/нет); круиз-контроль (есть/нет); различные индикаторы, фары и переключатели.
Рекуперация энергии может осуществляться при торможении и/или на холостом ходу, в зависимости от возможностей контроллера и мотора.
Обычно контроллеры делаются в виде платы, расположенной в алюминиевом корпусе, выполняющем функции радиатора для отвода тепла и предохраняющем устройство от окружающей среды. Из корпуса выводятся кабели с контактными разъёмами для различных устройств электровелосипеда.
Применение
Несмотря на наличие электропривода, электровелосипед используется примерно так же, как и обычный велосипед, и в большинстве стран не требует для вождения наличия прав или номерного знака. Электровелосипед хорошо подходит как средство передвижения для широкого круга любителей с самым разным уровнем подготовки, поскольку легко позволяет дозировать физическую нагрузку.
Велосипеды с электроприводом
Каждому человеку будет очень тяжело крутить педали при подъеме в горку, особенно с затяжным уклоном. Не менее утомительно ездить на велотранспорте против сильного ветра, когда даже со спуска нужно прилагать усилие на педали, чтобы не остановиться. На прямых участках дорог, ну и особенно на склонах, велосипед имеет одни преимущества: тишина хода, нет ограничения в запасе топлива, не предъявляются требования государственного транспортного учёта. Скорее всего, если бы были массово доступны велосипеды с электроприводом, то легким двухколесным транспортом пользовались бы раза в два больше людей.
Устройство электровелосипеда
Чтобы собрать самодельный электропривод или установить купленный комплект на велосипед необходимо знать назначение отдельных устанавливаемых деталей. По сути, электровелосипед – это обычный велосипед, на котором дополнительно закреплены следующие детали:
- электродвигатель;
- передаточный механизм;
- аккумуляторная батарея;
- контроллер;
- регулятор скорости;
- оборудование контроля.
Электродвигатель может быть коллекторным, со щетками, или бесколлекторным, более простым по устройству, но более габаритным при равной мощности. Рационально устанавливать на велосипед электромоторы мощностями в пределах 150-1500 Вт. По рабочему напряжению электродвигатели выбираются на 12, 24, 36, 48 В. Чем выше напряжение, тем ниже ток, протекающий по обмоткам двигателя и подключаемым проводам, следовательно, можно использовать проводники меньшего сечения.
Своими руками можно собрать ременной, цепной или фрикционный передаточный механизм.
Аккумуляторная батарея обычно закрепляется на багажнике или в креплении на раме велосипеда. Лучше использовать необслуживаемые аккумуляторы, без жидкости. Свинцово-кислотные аккумуляторы имеют больший вес, в сравнении с другими типами аккумуляторов, при той же емкости. К тому же из них вытекает кислота при наклоне велосипеда. Разумно поставить батарею емкостью не более 20 Ач, так как большего объема батареи будут слишком тяжелыми, чтобы возить их на велосипеде.
Контроллер, заводский сборки, представляет собой прямоугольный блок в алюминиевом корпусе, для лучшего охлаждения. Главное назначение контролера – это изменять величину тока питания электродвигателя, по падению напряжения на переменном сопротивлении в регуляторе скорости. Регулируется ток силовыми тиристорами или полевыми транзисторами, им то и нужно охлаждение при работе. Второстепенные функции электронного блока: измерять уровень заряда батареи, ограничивать ток заряда батареи, ограничивать скорость передвижения на велосипеде.
Регулятор скорости фактически является переменным резистором. Для удобства этот реостат устанавливается в привычную поворотную ручку, которая одевается на руль.
К оборудованию контроля относятся:
- предохранители;
- тормозная ручка с микроконтактом, который отключает электродвигатель во время торможения;
- фара в корпусе, с выключателем питания, сигналом, светодиодным индикатором уровня заряда батареи;
- датчик, включающий двигатель при вращении педалей.
Виды электроприводов
Электроприводы для велосипедов бывают трех видов:
Фрикционная передача
Подобная разновидность электропривода встречается в продаже, но большой популярностью не пользуется. Монтируется привод в сборе с электродвигателем и батареей на подседельный штырь, над задним колесом. Передача вращения от электродвигателя происходит за счет трения обрезиненного ролика об покрышку. Кажется, что в такой передаче все просто и надежно. Но такой способ передачи отлично работает только на детских электрических машинках и велосипедах, а для ежедневного использования на большом велосипеде он является не удачным.
У фрикционной передачи много недостатков.
- Быстро стирается покрышка приводимого в движение колеса.
- Необходимо поддерживать повышенное давление в камере движимого колеса.
- Возникает пробуксовка приводного ролика при подъеме в горку, перевозке груза, особенно при езде по мокрой дороге или снегу.
- Тяжелый привод создает сильное изгибающее усилие на подседельный штырь и постепенно ломает раму велосипеда.
Фрикционный электропривод для велосипеда имеет одно преимущество – простота установки. Велосипед оборудовать таким приводом посильно каждому человеку: достаточно закрепить устройство над колесом, установить ручку-регулятор, и можно отправляться в дорогу.
Ременной или цепной электропривод
Такой вариант привода многие мастера собирают своими руками из электромоторов от стиральных машин, автомобильных стартеров, клиновых ремней, цепей, тяжелых свинцово-кислотных аккумуляторов.
У электроприводов с цепными и ременными передачами есть недостатки.
- Открытая передача подвержена повышенному износу.
- Такая передача на колесо значительно более шумная, чем у других электроприводов на велосипед. Особенно слышен шум цепи, ремня при прогулке на велосипеде по парку, лесу.
- Чтобы подключить подобный электропривод к велосипеду, необходимо на раму поместить громоздкую конструкцию для крепления электродвигателя и ведущей звездочки или шкива.
Элекпропривод через цепь или ремень является очень удобным, чтобы построить самодельный электровелосипед.
- Можно подключить цепной привод к многоскоростной передаче велосипеда. Переключая передачи, легко регулировать величину усилия на электродвигатель, при подъеме в гору, проезжая глубокий песок, снег. Когда электродвигатель вращается на полных оборотах, не гудит, он потребляет меньше тока. Заряда аккумуляторов хватает на долгое время, если не перегружать электродвигатель.
- Можно собрать такой электрический велосипед с цепным или ременным приводом, который сможет развивать большую скорость, чем готовые, заводской сборки варианты. Развить рекордную скорость на велосипеде поможет имеющаяся скоростная цепная передача.
- Свободный выбор места установки электродвигателя, так как длину цепной и ременной передачи можно менять в широких пределах.
Продаются готовые наборы со звездочками, цепью, электромотором, батареей, зарядным устройством, контроллером, ручкой-регулятором, которые подойдут на велосипед без амортизаторов, с жестким хвостом (хардтейл) и полным подвесом. Только цены на электронаборы с цепной передачей выше, чем на комплекты электроприводов другого вида. Большую популярность среди покупателей имеют наборы с цепной передачей тайваньского производителя Cyclone.
Мотор-колесо
Наиболее распространенный вид электропривода, имеющийся в продаже. В таком устройстве бесколлекторный электродвигатель установлен в ступицу колеса.
Преимуществ у колеса с электромотором много:
- Установить мотор-колесо несложно, как сзади на раму, так и спереди на вилку.
- Можно собрать полноприводной велосипед, установив два мотор-колеса.
- Работающий бесколлекторный двигатель практически не слышно.
- Колесо на велосипеде с большой ступицей смотрится значительно лучше, чем закрепленный на раме электродвигатель.
Имеется несколько замечаний по опыту использования мотор-колеса.
- Нельзя устанавливать колесо с электромотором большой мощности на алюминиевую вилку, иначе тангенциальная сила вращения мотора сломает усик дропаута вилки. Вилка велосипеда отлично выдерживает поперечную силу, направленную снизу вверх. Задние дропауты велосипеда рассчитаны на тангенциальную силу, которая смещает колесо перпендикулярно оси, поэтому на них можно смело ставить колесо с электромотором максимальной мощности.
- Нельзя крутить мотор-колесо с замкнутыми проводами, выходящими из него. Первое, что делает человек, взяв колесо в руки – он начинает его крутить. При принудительном вращении любой электромотор вырабатывает электрический ток. От статора электродвигателя выходит три толстых провода и два или более тонких от датчика. Если при вращении колеса эти провода будут замкнуты между собой, то между ними пробьет искра, и испортит датчик.
- Монтировать электроколесо нужно так, чтобы провода, выходящие из его ступицы, были слева. Тогда колесо будет вращаться в нужную сторону.
- Во многих азиатских странах существует ограничение скорости передвижения на велосипеде – не более 25 км/ч. Поэтому в контроллере предусмотрена блокировка от превышения установленной скорости. Быстрее разогнаться не получится, даже ускоряя велосипед педалями. Выключенный контроллером электродвигатель будет работать в режиме генерации, как электромагнитный тормоз.
Продается множество наборов, в которые входят: собранное колесо с электродвигателем от 200 до 1000 Вт, контроллер, батарея, зарядное устройство, оборудование контроля, регулятор скорости. Можно купить более дешевый комплект мотор-колеса на велосипед, в котором нет аккумуляторной батареи, и продается не собранное колесо, а отдельно втулка с мотором. Самые популярные электроколеса на велосипед выпускают фирмы: Electra, Golden motor, Polariss, Yamasaki.
Нужно сказать, что сейчас нет смысла собирать электровелосипед из подручных комплектующих, так как можно приобрести проверенный, надежный набор электропривода на велосипед. К тому же, можно купить готовый, красиво собранный электровелосипед например у таких производителей: GRACE, Izip, Sanyo Electric, Schwinn, Yamaha.
Электровелосипеды
Электровелосипед — это отличная возможность для тех, кто не очень любит крутить педали, но хочет передвигаться быстрее, чем пешком. А так же для тех, кто мечтает о мотоцикле, мопеде и прочих производных, но по каким-то причинам не может их еще иметь (нет прав, к примеру). Для того чтобы рассекать воздух на своем электровелосипеде, водительское удостоверение не требуется. Да и на бензине вы не разоритесь. А передвигаться со скоростью в среднем 30-40 км/ч вполне реально. Есть такие модели, которые позволяют развивать и более высокие скорости, но о них расскажем чуть позже. Итак, электровелосипед – это с виду обычный байк, вот только у него электрический привод. Привод может обеспечивать как частично движение, так и полностью за него отвечать. Узнать, что перед вами именно электровелосипед можно по трем составляющим:
Плюсы и минусы
Самый очевидный плюс этой удивительной конструкции в том, что можно с легкостью преодолевать длительные расстояния и покорять крутые подъемы без риска утомления. Это очень радует людей, не отличающихся хорошей физической подготовкой, но жаждущих увлечься велоспортом. К тому же, если вдруг батарея велосипеда разрядится, то всегда на помощь смогут прийти ваши ноги. Не нужно вызывать дорогущий эвакуатор, достаточно просто покрутить педали и добраться до того места, где можно будет зарядить ваш байк. Опять же, сам процесс зарядки очень прост. Электровелосипед можно зарядить от обычной электрической розетки. А процесс хранения и парковки гораздо проще и удобнее того же мопеда или мотоцикла. Он занимает ровно столько места, сколько бы занял обычный велосипед. С легкостью помещается на балконе или в коридоре.
Без минусов тоже не обойтись. Надо быть честными и сказать о том, что масса электровелосипеда немного больше, чем байка обычного. В среднем она достигает от 20 до 50 килограмм. В связи с этим, во время разрядки аккумулятора, могут возникнуть небольшие трудности в плане транспортировки. Если вы только начали забираться на большую гору, то лучше оставить эту идею до полной зарядки электровелосипеда. А вот с горы или по прямой – особо разницы не почувствуете.
Также стоит сказать о том, что запас хода у этого чуда техники не такой большой, как хотелось бы. Около 50 километров. Если брать модели новее и дороже, то некоторые производители обещают запас хода аж до 100 километров.
Как выбрать?
Как же выбрать подходящий именно вам электровелосипед? Да и вообще, на что стоит обращать внимание в первую и последнюю очередь?
- Чем легче байк – тем комфортнее вам будет с ним возиться;
- Наличие складной рамы. Легкость в транспортировке;
- Мощность двигателя. Это так же как с автомобилем. Чем больше мощность, тем дольше и быстрее он сможет проехать. 180 Вт – обычно берут для детей, которым далеко за пределы своего двора лучше не выезжать. Но если вы солидный человек – то лучше всего брать не менее 500 Вт, а можно и до 1,5 КВт дойти;
- Тормоза. Это неотъемлемая часть любого средства передвижения. И велосипеда это тоже касается. Если ваш велосипед мощнее 500 Вт, то проверьте его на наличие дисковых тормозов. Возможно, когда-нибудь, они спасут вам жизнь;
- Рекуперация. Это такая полезная штука, которая позволит вам заряжать аккумулятор электровелосипеда прямо на ходу, используя педали. Некое подобие динамо-машины. Очень выручает на более дальние дистанции.
Какие бывают?
Электровелосипеды принято разделять на 3 группы. Зависит это от того, какой именно электропривод используется в конкретной модели.
Как выбрать электровелосипед для пожилых людей?
Электрические велосипеды вовсю набирают популярность в России, и очень часто их приобретают пожилые люди или взрослые дети в подарок своим родителям. И несмотря на то, что стоимость такого транспорта может показаться кусачей в сравнении с обычным велосипедом, это приобретение полностью окупит себя и подарит возможность пожилому человеку не сбавлять привычного темпа жизни.
Так для чего же нужен электровелосипед пожилому человеку?
- Он позволит передвигаться на достаточно большие дистанции (до нескольких десятков километров) только на электротяге, совсем не прилагая усилий. Съездить в поликлинику, на почту — электровелосипед может стать альтернативой общественному транспорту.
- Поможет перевезти грузы средней тяжести, например продукты или другие покупки из магазина, урожай и т.п
- Позволит отправляться на длительные прогулки, например, в парк, не испытывая переутомления.
На что обратить внимание при выборе?
Конечно, выбор персонального электротранспорта зависит от многих факторов, таких как возраст пользователя, целевое назначение, возможности хранения, место жительства (городская квартира/загородный дом) и т.д. Однако есть общие характеристики, на которые стоит обратить внимание:
Пожилым людям подчас бывает затруднительно забраться на велосипед с полноразмерными колесами и высокой перекладиной на раме, поэтому делаем однозначный выбор в пользу моделей без верхней перекладины и с диаметром колес до 24 дюймов.
- – верхняя перекладина на раме отсутствует, колеса 24 дюйма. Он прекрасно подойдет пожилым людям. — горный электровелосипед с высокой рамой и полноразмерными колесами. Отличный вариант для активных райдеров, но для пожилого человека посадка не будет комфортной.
Большинство представленных на российском рынке электровелосипедов поддерживают 3 режима езды: 1. Полностью на электротяге – педали крутить не надо; 2. Режим помощи движению – вы крутите педали, но электромотор «помогает» при подъеме в гору; 3. Режим обычного велосипеда.
Это отличный вариант для пожилых людей, т.к при желании можно крутить педали, но при малейшей усталости просто включить электромотор, ехать как на скутере и отдыхать.
Однако на рынке можно встретить европейские модели электровелосипедов, которые поддерживают только режимы 2 и 3. Т.е при езде на таком электровелосипеде педали необходимо крутить всегда.
- – поддерживает 3 режима езды, отличный выбор для пожилого человека – отличный электровелосипед от итальянского бренда Benelli. Поддерживает только 2 режима езды, отлично подойдет взрослым и подросткам, но для пожилых людей не лучший вариант, т.к не поддерживает езду в режиме скутера.
Что еще важно учесть при выборе?
Если вы планируете использовать электровелосипед в условиях города и хранить в городской квартире, то целесообразно сделать выбор в пользу складных моделей с небольшим весом.
Если же вы проживаете в загородном доме или планируете использовать электровелосипед на даче, где есть гараж, сарай или просто навес для хранения, вы можете обратить свое внимание на электротрициклы – это электровелосипеды или электроскутеры с тремя колесами. Они очень устойчивы, обеспечивают комфортную посадку и при этом оснащены вместительными корзинами для перевозки средних грузов. Такой электротранспорт станет не только средством передвижения, но и надежным помощником в хозяйстве.
- – электровелосипед с тремя колесами и вместительной корзиной – трехколесный одноместный электроскутер с двумя вместительными корзинами – трехколесный электроскутер с 2 вместительными корзинами. Одну из корзин можно задвинуть и превратить в пассажирское виденье с мягкой спинкой и подлокотниками. – трехколесный электроскутер с 2 вместительными корзинами. Он легко раскладывается и превращается в двухместный с комфортным мягким пассажирским сиденьем.
Посмотреть все модели электротранспорта для пожилых людей вы можете здесь /magazin/tag/dlya-pozhilykh-lyudey.
Какой бы электровелосипед или трицикл вы не выбрали, будьте уверены – он станет вашим надежным другом и помощником на долгие годы!
Затрудняетесь с выбором? Наши консультанты с удовольствием помогут – смело пишите в онлайн-чате или звоните по телефону +7 (495) 741-12-35.
Источники:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/703983
https://velofans.ru/novichkam/velosipedy-elektroprivodom
http://yvelo.ru/vidii_velosipedov/xelektrovelosipedii.html
https://ibike.ru/obzory/post/kak-vybrat-elektrovelosiped-dlya-pozhilykh-lyudey