Ett велосипеда

Содержание скрыть

Как выбрать горный велосипед?

Большую народную любовь этот класс заслужил благодаря своей универсальности выбора места для катания. Грязь, горы, лес, камни, бордюры или же хорошее дорожное покрытие — горный велосипед везде чувствует себя уверенно. Обычно прост в обслуживании. Относительно невысокие цены, как на комплектующие, так и на сами байки. Всё это причины, по которым эти велосипеды — самый распространённый товар веломагазинов.

Какие самые популярные ошибки при покупке допускают не только начинающие, но и активные любители езды?

Давайте разбираться. Команда Velobuy подготовила для вас специальную статью – памятку.

Самой популярной ошибкой можно назвать неправильный выбор типа горного байка. Хотели спокойной удобной езды? Получили горизонтальное положение в седле и жёсткий передний амортизатор. Обидно, не так ли? Не беспокойтесь, прочтя нашу статью, вы будете готовы к выбору своего нового любимца. Еще одной частой ошибкой при выборе является неправильный размер рамы, что обязательно скажется на комфорте вашей езды. Некоторые покупатели, приобретя хороший велосипед, но сделав такую фатальную ошибку, попросту не могут получать удовольствие от езды на такой несоразмерной покупке.

Вот список действий, которыми нужно следовать.

  1. Выбрать тип горного велосипеда, подходящий вашему стилю езды.
  2. Определить подходящий вам размер.
  3. Проанализировать основные составляющие вашего байка (вилка, тормоза, рама, трансмиссия). Удовлетворяют ли они вашим ожиданиям? А стоимости?
  4. Оценить качество навесного оборудования, которое производитель предлагает за эту цену.

Помните, если у наших клиентов возникают трудности с выбором байка, они всегда звонят в наш магазин www.velobuy.ru , чтобы проконсультироваться у специалиста.

Основные типы горных велосипедов

Хардтейл

(от англ. жесткий хвост) – имеет только переднюю амортизационную вилку.

Это основной и самый встречающийся тип горных байков в мире.

На них выступают спортсмены в дисциплине кросс-кантри, принадлежащей к олимпийскому виду спорта.

Основными материалами для изготовления являются хроммолибден или алюминий, в редких случаях — карбон. Карбон используются в профессионально-спортивных версиях велосипедов. Они легче, но значительно труднее в изготовлении, а, следовательно, их цена выше.

В более дорогих и хороших моделях используются дисковые механические или дисковые гидравлические тормоза. Объясняется это тем, что они существенно сокращают тормозной путь, а также надежнее обычных ободных.

Цена: от 9 000 до 450 000 рублей

Среди горных велосипедов типа «Хардтейл» на нашем сайте www.velobuy.ru в ценовой категории от 20 000 до 40 000 рублей ваша команда Velobuy советует обратить внимание на следующие бренды: Merida, Scott, Giant, Aspect, Cube и Trek.

Хардтейл комфортный

Основными отличиями от своего старшего брата являются более широкое мягкое седло, установленное на амортизированный подседельный штырь и другие шины, способствующие более плавному, бесшумному передвижению по асфальту. Посадка на таком велосипеде ниже и не походит на спортивную. По сути тот же хардтейл с передним амортизатором, но для более спокойной поездки.

Цена: от 9 000 до 130 000 рублей

Среди горных велосипедов типа «Хардтейл комфортный» на нашем сайте www.velobuy.ru в ценовой категории от 15 000 до 30 000 рублей ваша команда Velobuy советует обратить внимание на следующие бренды: Dewolf, Format, Forward, Stels, и Giant.

Двухподвес ( full spension)

Байк имеющий как переднюю, так и заднюю амортизационную конструкцию.

Основное предназначение – достижение максимального комфорта при езде по асфальтированным дорогам или рельефной поверхности. Как комфортный Хардтейл, велосипед имеет низкую неспортивную посадку. Чаще всего пружинный или гидравлический амортизатор ставится между задней и передней частью рамы, «съедая» значительную часть удара по заднему колесу.

Цена: от 10 000 до 300 000 рублей

Среди горных велосипедов типа «Двухподвес» на нашем сайте www.velobuy.ru в ценовой категории от 10 000 до 30 000 рублей ваша команда Velobuy советует обратить внимание на следующие бренды: Trek, Stels и Giant.

Электробайк

Электробайки бывают горные, шоссейные, дорожные или туристические складные. В данном случае мы рассмотрим именно горные. Обычно при создании велосипеда с электродвигателем используется байк высокого класса, на который ставится электродвигатель, а также меняется конструкция. Такие велосипеды имеют все элементы своего сородича, включая педали и систему переключения скоростей, которая к слову, имеет меньшее количество скоростей, так как на передней части трансмиссии количество звездочек равняется одной, а вот на задней части их количество может быть разным. Сам двигатель чаще всего «вживлён» в раму. Средняя мощность двигателя составляет 350-500W. А максимальная скорость при езде от двигателя на прямой дороге варьируется от 20км/ч до 35км/ч. Запас хода так же зависит от модели, начинается от 30км и достигает 60км.

Цена: от 80 000 до 300 000 рублей

Среди горных велосипедов типа «Электро» на нашем сайте www.velobuy.ru в ценовой категории от 80 000 до 200 000 рублей ваша команда Velobuy советует обратить внимание на следующие бренды: Haibike и Electro.

С типами разобрались, переходим к размерам.

Как выбрать размер?

Важно помнить, что подбор зависит от индивидуального строения каждого человека, где длина ног имеет первостепенное значение. Если встать на ровную поверхность с велосипедом между ног, то в идеале, расстояние между вами и рамой должно составлять 7-10 см. Такое расстояние позволит вам избежать травм при резком соскакивании с седла. Даже если вы предпочитаете спокойный стиль езды, пренебрегать этим правилом не стоит, цена ошибки может быть высока.

Вот универсальная таблица для выбора подходящего размера исходя из вашего роста:

Размер 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Рост 150-160 155-165 165-175 170-180 175-185 180-190 185-190 185-195 190-200

Основные составляющие

Амортизационная вилка


Передние вилки без амортизаторов давно ушли в прошлое. На данный момент увидеть двухколесный агрегат без передней амортизационной вилки почти не представляется возможным. Такая вилка нормально справляется со своей главной задачей – погасить удар. Встречается на байках класса новичок – любитель. Вилка пружинно-гидравлическая лучше справляется не только с ударом, но и вибрацией от асфальтового покрытия. Обычно встречается на любительских байках стоимостью 20 000 – 50 000. Ход вилки горного велосипеда спортивного типа в среднем составляет 67-100мм, у сородичей с уклоном на комфорт ход бывает от 100 до 180мм.

Тормоза

Это самые распространённые тормоза на велосипедах любительского уровня и ниже. При торможении колодки сжимаются на ободе колеса, тем самым останавливая велосипед. Из плюсов можно, пожалуй, выделить низкую цену, лёгкость, простоту конструкции. К сожалению, V-brake проигрывает по силе торможения и надёжности дисковым тормозам. Особенно заметно это становится при выпадении осадков. Ещё одним недостатком является плохое вращение колеса при изгибе обода(восьмёрке), так как обод на деформированном участке будет постоянно тереться об колодку.

Механические и гидравлические дисковые тормоза

Принцип работы прост, к колесу крепится диск, при торможении диск зажимают колодки, как следствие, велосипед тормозит. Колодки почти не стирают диск, в отличие от V-brake, которые за два — три активных сезона могут протереть тонкий ободной алюминий. Также особенность крепления тормозов делает их невосприимчивыми к восьмёркам и другим деформациям обода. Ещё одним плюсом можно назвать универсальность, они прекрасно работают с колесами любых диаметров. Стоит отметить высокую надежность в плохих погодных условиях. Если говорить о минусах, то они конечно же есть, дисковые дороже и тяжелее ободных, но многие велосипедисты считают, что они того стоят.

Дисковых тормозов существует всего три типа: механика, гидравлика и гибрид. Гидравлика очень чувствительна к нажатию, достаточно небольшого усилия, чтобы велосипед сразу начал торможение. За такую скорость отклика велосипедисты её особенно ценят. Вообще гидравлика реже всех нуждается в обслуживании. А вот прочными или легко ремонтируемыми такие тормоза сложно назвать. Все-таки это не простой механизм. Если вы любитель экстремальной зимней езды забывать про то, что от температуры жидкость твердеет, делая тормоза более грубыми, никак нельзя.

С механикой дела немного проще. В её преимущества можно записать хорошую стоимость, простой ремонт и несложную конструкцию. К тому же можно получить отзывчивость почти как у гидравлики, если регулярно настраивать колодки.

Рама — один из самых важных элементов, а это значит, что к её выбору нужно подойти особенно внимательно.

В настоящий момент основными материалами для изготовления рамы являются алюминий, сталь, хроммолибден, карбон. Пройдёмся по каждому материалу, выясним его отличия, достоинства и недостатки.

Сталь — наиболее распространённый материал для изготовления недорогих велосипедов. Основным плюсом является прочность и стоимость, а вот вес — это основная проблема байков со стальной рамой.

Хроммолибденовая сталь — это сплав хрома, стали и молибдена. Так же прочен как сталь, но имеет меньший вес. Чуть дороже в цене.

Алюминий – лёгкий, прочный, а также самый популярный материал в изготовлении любительских и профессиональных велосипедов. Рамы из этого материала обычно имеют сложную внутреннюю конструкцию труб и стенок, поддерживающих баланс между лёгкостью и прочностью.

Карбон — самый дорогой лёгкий материал. Карбоновые рамы не пользуются огромной популярностью из-за цены и не столь значительного, для обычного любителя, отличия в весе от алюминия при большой разнице в цене. Материал имеет большую прочность, используется в профессиональных спортивных байках, основным критерием которых является легкость.

Трансмиссия


Трансмиссия безусловно, одна из важнейших составляющих вашего велосипеда. Качество её работы напрямую влияет на КПД велосипедиста. В хорошем состоянии, с отлаженной работой переключателей и смазанной цепью, она сбережет силы поездке, а значит вы получите больше удовольствия от езды. Классическая трансмиссия включает в себя следующие компоненты:

• Система – совокупность шатунов, каретки и передних ведущих звезд

• Кассета – комплект задних звезд

• Переключатели – передний и задний механизмы, отвечающие за передвижение цепи со звезды на звезду

• Манетки переключения – механизмы, располагающиеся на руле. Служат для управления переключателями при помощи тросиков

• Рубашка троса – крепкая трубка для проводки гибкого тросика от манетки до переключателя, крепится непосредственно к раме.

Чтобы проконтролировать качество предлагаемой детали, достаточно определить её класс, а затем сравнить с моделями байков, входящих в эту ценовую категорию. Сделать это можно с помощью, приведенной ниже таблицы.

Навесное оборудование

При покупке велосипеда немалое внимание нужно уделить классу навесного оборудования. Почти каждый велосипед имеет часть оснащения от кампании Shimano – японской корпорации, мирового лидера на рынке велооборудования. В таблице приведен перечень групп от Shimano и SRAM — второго по популярности бренда навесного оборудования.

Shimano SRAM Краткая характеристика
XTR X.0 / XX1 Для спортсменов профессионалов.
Deore XT* X.9 Используется спортсменами и является ориентиром для большинства любителей, которые могут себе это позволить.
Deore LX /SLX X.7 Настоящее качество. Верхняя планка для самых крутых любителей. Используется спортсменами.
Deore X.5 Начальная спортивная группа.
Nexave Разработана и ориентирована на велотуристов.
Alivio X.4 Лучшее для любителей.
Acera/Altus 3.0 / MRX Средний хороший уровень для любителей.
Tourney /SIS TRX Хороший начальный уровень для любителей.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что выбор нового велосипеда должен в первую очередь зависеть от стремления вашего сердца. Помните, если при выборе у вас возникают сложности, вы всегда можете позвонить нам. С вами была команда Velobuy, удачи на дорогах и до новых встреч!

Найнер. Что это такое и стоит ли брать?

найнер

Велосипед признан одним из величайших изобретений человечества. Однако его постоянно пытаются модернизировать, улучшая скоростные показатели, комфорт и безопасность. В 2004 году в свет вышел новый тип горных велосипедов – найнер. Это название он получил от увеличенного диаметра колес, который равнялся 29 дюймам (Twenty-nine).

Несмотря на достаточно молодой «возраст», найнер завоевал популярность и уже в 2010 году стал использоваться на соревнованиях по кросс-кантри. Что такое найнер и чем отличается новая модель от стандартных 26-дюймовых МТБ? Об этом и пойдет речь в данной статье.
Особенности конструкции

Главная и первая бросающаяся в глаза особенность данного велосипеда – 29 колеса. Примечательно, что диаметр колеса определяется не только размером обода, но и характеристиками всего колеса, включая профиль шины. Поэтому увеличить диаметр можно путем установки на стандартные 26-дюймовые колеса покрышки с более высоким профилем. Это позволит увеличить диаметр до 27,5”. Специфика езды на найнере весьма схожа с 27,5 дюймовыми велосипедами.

Увеличение диаметра колес повлекло за собой изменение всей конструкции байка. Пропорционально увеличилась рама, стали длиннее перья. Кареточная система стала выше. Изменение конструкции повлекло за собой увеличение клиренса и смещение центра тяжести на 1,5 см вверх.

найнер

Все это наложило серьезный отпечаток на динамику и управляемость. Сцепление с трассой стало лучше. За счет увеличенного размера 29” колеса велосипеда мягче преодолевают препятствия. Это уменьшило качение колеса, и увеличило накат. Найнер превосходит стандартный 26-дюймовый МТБ на горной дороге. За счет увеличенного шасси преодоление неровностей происходит мягче с меньшими потерями скорости.

Чем больше колеса, тем сложнее ими управлять. Отзывчивость руля и маневренность улучшили за счет большого прижима колеса – оно сильно зажато между сторонами вилки. Хотя новая конструкция многих заинтересовала, прежде, чем принимать решение о покупке, стоит детальнее разобрать плюсы и минусы найнеров.

Преимущества найнеров

Увеличение диаметра шасси улучшило показатели скорости, управляемости и комфорта, а именно:

  1. Увеличило длительность наката;
  2. Повысило показатели максимальной скорости – за счет лучшего крутящего момента высокую скорость легче удержать;
  3. Придало мягкости и плавности при преодолении препятствий;
  4. Улучшило сцепление с трассой за счет большей площади соприкосновения покрышки и дорожного полотна.

Поскольку за один оборот педали, 29” колесо преодолевает большее расстояние, чем 26”, найнер обладает более высокими скоростными характеристиками. Он отлично подходит для езды, как на асфальте, так и на горной трассе, а сцепление с дорогой позволяет комфортно ехать по скользкому полотну. Найнер существенно превосходит стандартный горный байк в показателях курсовой устойчивости и крутящего момента.

найнер

Недостатки байка

Но завоевать всеобщую любовь найнеру не дает список недостатков. Улучшая одно, зачастую приходится жертвовать чем-то другим. Так новая конструкция приобрела ряд существенных минусов:

  • Увеличение габаритов;
  • Больший вес;
  • Снижение точности управления;
  • Дефицит запчастей;
  • Уменьшение динамики разгона.

Увеличение конструкции пропорционально размеру колес отразилось на весе и габаритах. Это создает дополнительные трудности при разгоне – массивный байк с 29” колесами «раскочегарить» сложнее, чем стандартный горный велосипед.

Вес и габариты лишают райдера возможности выполнять трюки. Найнер не приспособлен для выполнения прыжков. Кроме того, большие массивные колеса менее отзывчивы на усилия велосипедиста, поэтому для их управления требуется больше сил и концентрации.

В конечном счете, данный тип велосипеда подойдет только для высоких райдеров. Велосипедисту ниже 180 см будет крайне некомфортно ездить на найнере. А за счет увеличения высоты посадки риск получить травму при падении более высок. Найнер смогут оценить по достоинству только высокие водители, и это существенный недостаток, снижающий уровень продаж данного байка.

Малоизвестная альтернатива

Недавно инженеры взвесили плюсы и минусы 26 и 29-дюймовых байков и предложили райдерам альтернативу – сиксти-найнер (69). Это гибрид, в котором переднее колесо имеет размер 29”, а заднее – 26”. Довольно противоречивое решение позволило увеличить разгон найнера и адаптировать велосипед под невысоких велосипедистов. При этом накат и мягкость подвески, обеспечиваемые передним колесом, сохранились.

Однако данный велосипед потерял должную максимальную скорость и нарушил геометрию общей рамы. Пока неизвестно, как приживется новый гибрид, хотя задумка однозначно вызывает интерес. Разумеется, для профессионального спорта сиксти-найнер не приспособлен.

найнер

Стоит ли брать найнер?

Взвесив все плюсы и минусы, пора принять решение, стоит ли покупать найнер. Если ваш рост составляет менее 180-190 см, ответ очевиден – лучше не стоит. Если вы будете сосредоточены не на дороге, а на том, как дотянуться до руля и педалей, поездка вряд ли принесет вам удовлетворения. Но для высоких людей это уже повод подумать.

Помните, что запчасти на данные велосипеды – покрышки, обода, камеры – достать нелегко, а стоят они достаточно дорого. Это обусловлено не только размером, но и дефицитом деталей. Эксклюзивные запчасти, не пользующиеся широким спросом, всегда стоят дороже.

Перед покупкой лучше прокатиться на найнере. Посмотрите, насколько удобно для вас управление большими колесами. Достаточно ли у вас сил, чтобы постоянно держать концентрацию и контролировать большие и менее поворотливые колеса. Если вас все устраивает, смело берите. Комфорт, цепкость на любой трассе и высокая скорость вам обеспечены!

Размер рамы велосипеда, как подобрать по росту, таблицы.

Рама велосипеда

Одним из основных элементов любого велосипеда является рама. На нее крепятся все остальные составляющие: будь то руль, седло, колеса и т.п. Поэтому подход к ее выбору должен быть наиболее тщательным, так как неправильно подобранная рама сказывается не только на удобстве велосипедиста, но и на его здоровье. Ниже мы поговорим о размере рамы велосипеда и как ее подобрать.

Размер рамы велосипеда и рост велосипедиста

Классическая велосипедная рама состоит из двух треугольников: передний треугольник образуют верхняя, нижняя и подседельная трубы, а задний треугольник образуют подседельная труба и верхние, и нижние перья. Помимо этого есть и другие виды рам, они встречаются у складных, городских, круизеров и других байков. Большинство моделей велосипедов выпускается в нескольких размерах рам. Например, горные и шоссейные велосипеды выпускаются, как правило, в 10-ти размерах, городские – в двух-трех размерах, но бывают и в одном размере (это, в основном, складные байки и круизеры). Размер рамы указывается в сантиметрах, дюймах или в условных обозначениях (S, M, L, XL). В сантиметрах обычно идут шоссейные, городские (из-за их популярности в Европе), в дюймах — горные, потому как их родиной является США. Условные же обозначения были введены производителями для простоты и универсальности.

Так, что же такое размер рамы велосипеда? Размер рамы или ростовка — это расстояние от оси каретки велосипеда, до верхнего среза подседельной трубы. При уменьшении или увеличении ростовки, будет пропорционально уменьшаться или увеличиваться вся рама байка, то есть ростовка влияет на габариты рамы. Но выбор рамы велосипеда по росту зависит не только от длины подседельной трубы, так как у производителей нет четких одинаковых стандартов в геометрии рам. И рамы, имеющие одинаковую длину подседельной трубы (ST), могут иметь абсолютно разную длину рамы. Поэтому мы рекомендуем обязательно обращать внимание на эффективную длину верхней трубы (ETT). Эффективная длина верхней трубы (ETT) – это расстояние от центра рулевого стакана, до воображаемой оси, проходящей через центр подседельной тубы. Можно сказать, что ETT является длиной велосипеда.

Для примера рассмотрим рисунок ниже, на котором, мы видим, что при абсолютно одинаковой ETT, длина ST может быть разной (ST1 и ST2).

Сравнение

Поэтому, при выборе размера рамы, ни в коем случае нельзя полагаться только лишь на ростовку (ST), а в большей степени лучше обращать внимание на длину велосипеда (ETT), потому как от рамы будет зависеть комфортность педалирования и здоровье вашей спины и коленных суставов.

Советы и рекомендации

Приведем ниже еще ряд рекомендаций, как выбрать размер рамы велосипеда по росту, учитывая ваш стиль езды и телосложение.

  1. Если вы планируете байк для неспешной, прогулочной езды в городе, то вам подойдет короткая рама. При данной раме посадка будет более вертикальная и нагрузка будет смещена в сторону спины.
  2. Хотите совершать длительные, скоростные поездки (свыше 50 км) – лучше выбрать длинную раму. При этом посадка будет более горизонтальная, что увеличит аэродинамику и одновременно перераспределит большую часть нагрузки на руки.
  3. Для долгих туристических походов лучше остановить свой выбор на средней длине рамы. Нагрузка будет распределяться равномерно между спиной и руками, что создаст больший комфорт и позволит вам проезжать достаточно большое расстояние.
  4. На выбор размера рамы так же влияет и телосложение велосипедиста. Так, при обычном телосложении лучше подбирать раму чуть большей ростовки, полному же человеку лучше подойдет меньший размер рамы, что сделает велопрогулки более комфортными.
  5. Кроме того, на выбор размерности рамы влияет и манера езды: при динамичной и активной из нескольких подходящих по параметрам рам лучше взять ту которая меньше, и наоборот – при спокойной езде всегда выбирайте больший размер.
  6. Определяясь с размером рамы при покупке велосипеда, постарайтесь провести тест драйв нескольких ростовок и моделей. Если нет такой возможности, хотя бы сядьте на каждый и выберите более удобный для вас.
  7. Встаньте так, чтобы велосипед находился у вас между ног, и расстояние от верхней трубы рамы до промежности было равно примерно ладони (5 -15 см). Это позволит избежать травмы в экстренной ситуации.
  8. Постарайтесь не забывать, что высота руля регулируется лишь у небольшого количества велосипедов (это, в основном, городские модели) и из-за неправильного выбора рамы у вас не будет возможности настроить руль под себя (стандарты безопасности), в результате чего может понадобиться новый вынос руля, оптимальный для вас.

Примерка велосипеда

Таблицы размеров велосипедных рам

В настоящее время существуют различные универсальные таблицы подбора велосипедных рам для разных видов байков, которые мы приводим ниже. Но обращаем ваше внимание, что данные таблицы условны, поэтому безоговорочно основываться на них не стоит.

Горные, городские и гибриды

Данные виды велосипедов одни из самых распространенных в настоящее время. Поэтому таблицы размерности будут для них наиболее универсальными. Но стоит помнить, что некоторые производители делают свою продукцию не соответствующей универсальным таблицам подбора.

Универсальная таблица подбора

Шоссейные и дорожные

Как правило, данные виды велосипедов выбирают люди опытные, не нуждающиеся в каких-либо рекомендациях. Тем не менее, мы покажем взаимосвязь размера рамы велосипеда по росту в таблице ниже

Таблица подбора шоссейных велосипедов

Велосипеды bmx (трюковые)

Для данных байков все таблицы подбора очень условны, так как они не только не предназначены для сколько-нибудь дальних поездок, но и даже для прогулочной езды. Они просто не приспособлены для этого, а их прямое назначение – выполнение различных трюков. Эти велосипеды подбираются индивидуально и в большей степени опытным путем. Но, теоретически, есть таблицы подбора и для этого вида.

Двухподвесы

Этот вид «железных коней» весьма условно можно сопоставить с какими-либо таблицами подбора. Все дело в заднем амортизаторе, который очень сильно может влиять на конфигурацию рамы, но все же мы ниже приведем таблицу.

Таблица подбора двухподвесов

Складные

Для данного вида велосипедов подбора размера рамы, можно сказать, не существует. Модель обычно выпускается в одном типоразмере и диапазон по росту в основном колеблется от 150 до 190 см, границы которого могут сдвигаться на 10-15 см в зависимости от производителя и модели. Поэтому приводить какие-либо таблицы взаимосвязи размера рамы и роста в данном случае нет никого смысла.

Складные велосипеды

В заключение еще раз хотелось бы обратить ваше внимание на то, что размеры велосипедных рам лучше всего выбирать индивидуально, держа в уме все вышеперечисленные нюансы.

Классификация современных велосипедов

Ниже изложена довольно подробная классификация велосипедов по их типам и назначению, которая будет полезна всем тем, кто хочет выбрать велосипед в соответствие со своими потребностями. В последние годы появилось множество новых подтипов велосипедов, поэтому классификация постепенно изменяется. Данная версия статьи актуальна на 2019 год. Начнем с наиболее характерных видов.

Горный велосипед (он же MTB, ATB, mountain bike, all-terrain bike)

Горный велосипед - Mountain bike (MTB)

Это наиболее распространенный и популярный на настоящий момент в России тип велосипедов. Маунтинбайк предназначен для езды по дорогам невысокого качества (или вне дорог), по местности с сильно пересеченным рельефом. Понятие «горный велосипед» очень широко и объединяет несколько существенно отличающихся по назначению и конструкции подтипов.

По назначению горные велосипеды делятся на байки для таких дисциплин, как даунхил, фрирайд или эндуро, бэккантри, кросскантри, фристайл, дёрт и стрит, а также горные велосипеды, без ярко выраженной направленности.

Большую часть недорогих и средних по цене MTB как раз и составляют «обычные» неспециализированные горные велосипеды, рассчитанные на умеренно агрессивную езду по дорогам различного качества. Это именно то, что подойдет большинству просто катающихся людей.

Чаще всего, это алюминиевые хардтейлы – велосипеды с амортизационной вилкой, но без заднего амортизатора, сильно усложняющего конструкцию. Геометрия рамы обуславливает среднюю по высоте посадку, которая соответствует умеренной интенсивности движения и не будет чрезмерно нагружать руки. Амортизационные вилки используются недорогие. Большинство горных велосипедов комплектуются дисковыми тормозами. Обычно есть возможность легко установить дополнительное оборудование: крылья, багажник, подножку и прочее. Примером могут служить такие MTB как Author Solution, Pegas или Traction. Существуют модели с низкими «женскими» рамами, такие, как Author Quanta или полувысокими женскими, как Author Solution ASL. Самые дешевые горные велосипеды, например, Horst Tempo или Author Outset, можно рассматривать исключительно как прогулочные.

Полноподвешенный горный велосипед - Full-suspension mountain bike

По мере увеличения стоимости, горные велосипеды приобретают ту или иную специализацию.

Ближе всего к горным велосипедам общего назначения стоят велосипеды для кросскантри (crosscountry, XC racing). Этот тип велосипедов помогает спортсмену максимально быстро передвигаться по трассе с умеренно пересеченным рельефом, как с горы, так и в гору. Обычно это хардтейлы с карбоновыми, и, все реже, алюминиевыми рамами с удлиненным передним треугольником, обеспечивающим более низкую посадку для активной езды. XC-байки комплектуются блокируемой амортизационной вилкой с ходом около 100 мм и трансмиссией высокого уровня: Shimano SLX и выше. Дисковые тормоза стали стандартом. Примером таких велосипедов могут служить велосипеды Scott из серии Scale или Author, начиная с модели Instinct и выше.

Полноподвесочные велосипеды в кросскантри используются не так часто ввиду большего веса и потерь энергии на раскачку задней подвески при педалировании, они актуальнее в XC-марафонах. Пример двухподвесов для кросскантри – Scott Spark. С 1996 года соревнования по кросскантри входят в программу Олимпийских игр и Чемпионата мира по горному велосипеду.

У некоторых производителей можно встретить такой подтип маунтин-байка, как бэккантри (backcountry), олмаунтин (all mountain) или трэйл (trail) – это несколько усиленные байки, по сравнению с кросскантрийными и обычными MTB. Могут быть хардтейлами или двухподвесами. Сюда же можно отнести и велосипеды для внедорожных марафонов, например, Scott Genius – относительно легкие двухподвесочные байки с ходом подвесок около 120 мм, Author A-Ray.

Велосипеды для фрирайда (freeride, FR) или эндуро (enduro) являются еще более усиленным вариантом. Комплектуются вилками и задними подвесками с ходом около 150-170 мм. Стихия этих велосипедов – езда вне дорог на высокой скорости. В целом, фрирайдные велосипеды похожи на даунхильные, но приспособлены для езды не только вниз с горы.

Спусковой байк - Downhill MTB

Велосипеды для скоростного спуска с гор (downhill, DH) – это двухподвесочные велосипеды с очень прочными рамами, длинноходными вилками и задними амортизаторами с ходом 200-240 мм. Основная задача таких байков – выдерживать нагрузки от движения на высоких скоростях по сложным трассам исключительно под гору. Вес велосипеда достигает 20 килограмм. Спереди лишь одна звезда с успокоителем цепи, а сзади кассета с узким набором передаточных чисел. Передвигаться на DH-велосипеде по ровному месту или в гору относительно тяжело. Сложная конструкция рамы и высокие требования к надежности обуславливают очень высокую стоимость. Пример – Scott Gambler. В настоящее время даунхилл включен в программу Чемпионата мира по горному велосипеду.

Фэт-байки (fatbike, fat-bike) – велосипеды с покрышками шириной порядка 4", позволяющими за счет низкого давления двигаться по рыхлому грунту: песку или снегу. На фатбайках я регулярно вижу людей на пляжах, в парках и даже на лыжне для конькового хода. Но и по твердому грунту фатбайки идут вполне приемлемо. Рама и жесткая вилка таких велосипедов, естественно, шире обычных. Примером может служить Fuji Wendigo.

Велосипед для дерта - Dirt MTB

Любители фристайла, стрита и всевозможных трюков на велосипедах используют специальные горные велосипеды – сток. Мощная рама очень малой ростовки, прочное заднее колесо и легкое переднее, обычно на жесткой вилке. Руль широкий, седло установлено предельно низко. Спереди всего одна звезда и рокринг для ее защиты. Сзади часто можно увидеть шоссейную кассету или вообще всего одну передачу. Используются велосипеды как в соревнованиях по преодолению всевозможных препятствий, так и при неспешной городской езде с постоянными запрыгиваниями на все встречные поребрики, тумбы, парапеты и лестницы – стрите.

Еще существуют такие стили катания, как дёрт-джампинг (dirt jumping) и норт-шор (north shore), велосипеды для которых отчасти напоминают триальные и фри-райдные, хотя обычно и являются специализированными, к примеру с 24-дюймовыми колесами для дёрт-джампинга. Пример – Scott Voltage YZ.

Горный велосипед 29"- 29er mountain bike (MTB 29)

До 2009 года почти все горные велосипеды комплектовались колесами диаметром 26 дюймов. Но в 2019 году 26-дюймовые велосипеды остались лишь в бюджетном сегменте. Их вытеснили горные велосипеды на 27.5-дюймовых колесах и, твентинайнеры (29er) – горные велосипеды с колесами 29 дюймов, например Author Instinct 29.

Если рассматривать общие черты горного велосипеда, то к ним можно отнести следующие. Прочная рама относительно небольшого размера с большим дорожным просветом. Наличие, за редким исключением, амортизации переднего или обоих колес. Прочные колеса с широкой и «зубастой» резиной. Тормоза почти всегда дисковые.

В настоящее время горные велосипеды оборудуются 11-30 скоростями, которые обеспечивают изменение передаточного отношения в очень широких пределах. Конструкция трансмиссии позволяют надежно переключать передачи в условиях сильного загрязнения и высоких нагрузок.

Обычный горный велосипед – самый универсальный тип велосипедов, хотя, лучше всего он приспособлен для движения по грунтовым дорогам и лесным тропам с сильно пересеченным рельефом. Прочие подтипы MTB ориентированы на конкретные дисциплины.

Шоссейный велосипед (road bike, road racing bike)

Шоссейный велосипед - Road bike

Шоссейный велосипед предназначен для быстрой езды по хорошим шоссе. Это, скорее, спортивный снаряд.

Визитная карточка – гнутый нисходящий руль, называемый в народе «бараньими рогами». Рама шоссейного велосипеда довольно высокая и короткая. Материалы, из которых она изготовлена, могут, в зависимости от класса велосипеда, быть различными: алюминиевые сплавы или карбон. Дополняет раму жесткая, обычно карбоновая, вилка. В итоге вес велосипеда составляет порядка 7-10 кг.

Колеса с очень узкими (18-28 мм) и гладкими покрышками высокого давления. Две или три ведущих звезды и 9-11 ведомых звездочек, подобранных с малым шагом от передачи к передаче. Характерная особенность современных шоссейных велосипедов – манетки, интегрированные в тормозные ручки. До недавнего времени, тормоза только клещевого типа, но теперь иногда и дисковые.

Кроме традиционных «шоссейников» существуют специализированные модели для триатлона и разделочные велосипеды, но это уже исключительно для спорта.

На гладком асфальте на шоссейном велосипеде можно держать скорость заметно выше, чем на гибридном или горном велосипеде при одинаковых энергозатратах. Правда, на зернистом асфальте преимущество будет существенно меньше, а на плохой дороге велосипедист будет просто вынужден снизить скорость.

Но у шоссейного велосипеда есть и очевидные минусы. Низкая посадка неудобна для неспешной езды и сильно ограничивает обзорность, что плохо для движения по городу. Узкие шины и невысокая прочность всей конструкции почти полностью исключают возможность ездить вне асфальта или по битому асфальту. На большинство шоссейных велосипедов достаточно сложно установить дополнительное оборудование.

Городской велосипед (citybike, дорожный велосипед)

Городской велосипед (дорожный) - Citybike

Как и отражено в названии, городские велосипеды предназначены для неспешного и удобного передвижения по городу. Это абсолютно неспортивные велосипеды.

Характерные черты городского велосипеда: закрытая (мужская) или открытая (женская) рама, обычно большие колеса 28» с шинами средней ширины и мелким протектором. Практически всегда установлены несъемные щитки на колесах, защита цепи и багажник. Иногда – подножка, зеркала заднего вида, корзина, электрооборудование и прочее.

Очень высокая посадка на городском велосипеде и широкое подпружиненное седло обуславливают комфорт при неспешной езде.

Крузер - Cruiser

Современные ситибайки нередко комплектуются многоскоростными планетарными втулками с внутренним переключением передач. Но есть велосипеды, которые по всем параметрам, исключая внешнее переключение передач, можно также отнести к городским: например, Author Victoria.

К классу городских относятся и так называемые круизеры (cruiser) и чопперы – велосипеды с характерной вытянутой рамой, установленной под очень острым углом вилкой и широченным рулем. Посадка вертикальная или даже с наклоном назад. Своего рода стилизация под старые велосипеды и под соответствующие мотоциклы.

Фикс - Fix (fixed-gear)

Тяжелые односкоростные городские велосипеды (которые назывались в нашей стране дорожными, а за границей coaster brake) почти вышли из употребления. Зато легкие минималистичные односкоростные фиксы (fix, fixed-gear) или сингл-спиды (single speed) наоборот приобретают все большую популярность. Обычно они сделаны в формате трекового велосипеда или подобного велосипеда с прямым рулем. Например, Fuji Declaration, на фото слева. Главное отличие – вес в 9-11 кг против 15-18.

Кроме того, сейчас выпускаются и псевдо-горные велосипеды, ориентированные на езду по городу, обладающие жесткими вилками и относительно узкими сликовыми шинами. Примером могут служить велосипеды Cannondale Bad Boy или Scott Sub прошлых лет на 26-дюймовых колесах.

Главное достоинство ситибайков – практически полное отсутствие необходимости в их частом обслуживании, так как все наиболее изнашиваемые узлы – тормоза и механизмы переключения передач – хорошо защищены от грязи или попросту отсутствуют. Планетарная втулка позволяет переключать передачи стоя на месте, что удобно для городской езды с ее частыми остановками. Но классические сити-байки достаточно тяжелы – порядка 15-18 кг – и не предназначены для высоких нагрузок. В то же самое время, на фиксах гоняет спортивная молодежь.

Гибрид (hybrid, cross bike, trekking bike)

Горные, шоссейные и городские велосипеды так сильно различаются, что понадобилось создать некие промежуточные варианты, которые позволили бы совместить преимущества различных типов велосипедов.

Гибрид - Hybrid

Один из них – гибридный велосипед. Традиционно под гибридом подразумевается облегченный вариант горного велосипеда лучше приспособленный для езды по шоссе.

Особенности конструкции заключаются в более легкой и высокой, по сравнению с горным велосипедом, раме. Большинство гибридных велосипедов оборудуется амортизационными вилками с ходом всего 50-60 мм, все чаще появляются дисковые тормоза. На гибридный велосипед можно легко устанавливать практически любые аксессуары.

Другое характерное отличие гибрида от MTB – его колеса (28», 622 мм). Они комплектуются шинами шириной 32-42 мм с умеренно развитым протектором. Такие колеса лучше катятся по шоссе, но и не подведут на лесной дороге. Многие узлы, такие как переключатели скоростей и тормозная система, взяты от горного велосипеда, хотя часть оборудования может быть специализированным.

Городской гибрид

Багажник, щитки, «рога» на руле и другие аксессуары могут как отсутствовать, обычно это гибриды со спортивным уклоном, так и входить в заводскую комплектацию велосипеда. Некоторые компании, например Scott и Marin, выпускают также серию шоссейных гибридов, полностью оборудованных шоссейными трансмиссиями, жесткими вилками и узкими покрышками – например, Scott Roadster или AGang Sincity. Фактически это почти шоссейные велосипеды, но с прямым рулем.

Главное преимущество гибридного велосипеда – его универсальность: при некотором снижении свойств, присущих горному велосипеду, гибрид имеет несколько лучшие ходовые качества на шоссе. Наверное, это лучший выбор для тех, кто любит ездить везде, кроме бездорожья и совсем плохих дорог. Например, у компании Author сейчас представлена очень широкая линейка гибридов, включая модели с дисковыми тормозами и карбоновыми рамами.

Туринг (touring, туристический велосипед)

Туристический велосипед (туринг) - Touring

Если гибрид – это шаг к более универсальному велосипеду от горного, то туринг является шагом к универсальному велосипеду от шоссейного. Этот велосипед предназначен для длительных велопутешествий в быстром темпе, но с возможностью езды как по хорошим шоссе, так и, при необходимости, по дорогам среднего качества.

Общая компоновка туринга близка к шоссейному велосипеду, но рама из высококачественной хромомолибденовой стали обычно длиннее, что повышает плавность хода и гасит вибрации, и рассчитана на установку дополнительного оборудования.

Туринг отличается от шоссейного велосипеда более прочными колесами и резиной пошире. Другое отличие – увеличенный диапазон передач: обычно кассета и задний переключатель берутся от горного велосипеда, а остальное оборудование привода от шоссейного или гибридного.

Возможность установки щитков и багажника делает такой велосипед подходящим для велопутешествий с грузом. Велосипед лучше приспособлен к быстрому движению по шоссе, по сравнению с гибридом, но меньше зависит от качества дороги, по сравнению с шоссейным велосипедом.

Но из крупных производителей их всего по 1-2 модели собирают только Fuji, Trek, Kona и Cannondale.

Циклокроссовый велосипед (CX) и грэвел-байк (gravel bike)

Грэвел-байк - Gravel bike

Если же вам нужен внедорожный шоссейник, то альтернативой турингу для более активного передвижения могут стать такие велосипеды, как циклокроссовый велосипед и грэвел байк. Принципиальная разница состоит лишь в том, что циклокроссовый велосипед, например, Scott Speedster CX, обязан соответствовать требованиям UCI и является чисто спортивным байком для велокросса, а грэвел-байк, например, Author Ronin или Author Aura XR, свободен от ограничений и по сути ближе к туристическим велосипедам. Ронин, например, отличается мягкой хромомолибденовой рамой, дисковыми тормозами и относительно широкой резиной 40-622 мм. На него можно поставить задний и передний багажники, а можно ездить в быстром темпе без груза. По прочности оба типа велосипедов ощутимо превосходят классические шоссейные велосипеды.

Складной велосипед (folding bike)

Складной велосипед - Folding bike

Складной велосипед удобно хранить в маленьких помещениях и перевозить на автомобиле или на общественном транспорте. Пригоден для неспешных прогулок на относительно небольшие расстояния.

Складные велосипеды бывают и многоскоростными. Колеса, как правило, 20" или 24", но есть и 16", и 26". Примером могут служить Author Simplex или почти все велосипеды Dahon. Совсем экзотические конструкции типа Strida мало превосходят по размерам сложенную детскую коляску, но существенно уступают прочим в ходовых качествах.

Недостатки подавляющего большинства складных велосипедов – плохая накатистость и эффективность, обусловленная маленьким размером колес и высокой посадкой.

Велосипед для триала и фристайла (BMX, мод)

Велосипед для триала - BMX

Велосипед для выполнения разнообразных трюков и гонок на специальных площадках с искусственными препятствиями. Для него характерны колеса 20" с 48 спицами, пеги (специальные упоры по торцам осей колес), так называемый гиророторный механизм, позволяющий многократно вращать руль в одном направлении без перекручивания тормозных тросиков, защита каретки.

Трековый велосипед (track bicycle)

Специальная разновидность гоночных велосипедов, предназначенная исключительно для гонок на треке, не имеет ни механизма переключения скоростей, ни тормозов. Колесо жестко связано цепью с педалями, поэтому свободного хода нет. Переднее и заднее колеса нередко имеют разный диаметр. Руль – «бараньи рога». Это самый легкий тип велосипедов.

Детский велосипед - Kids bike

Детский велосипед (kids bike)

Самые разнообразные велосипеды небольшого размера с 2, 3, 4 колесами. Бывают и многоскоростные аналоги горных или шоссейных велосипедов. Например, Author Cosmic на 20-дюймовых колесах с 6 передачами. Вы можете подробнее почитать о детских велосипедах отдельно.

Электровелосипед

В последнее время, благодаря появлению легких и энергоемких аккумуляторов, бурное развитие получили электровелосипеды: велосипеды, оборудованные мотор-втулкой переднего или заднего колеса мощностью до 250 Вт. Основное назначение электродвигателя – помощь при движении на педалях, хотя, многие пользуются электровелосипедами, как мопедами. Бывают в самых различных форматах: городские, складные и даже горные. Например, Author Electra. Все что выглядит как велосипед, но имеет мощность более 250 Вт или не имеет встроенного ограничения в 25 км/ч формально относится к категории мопедов.

Другие типы велосипедов

Кроме перечисленных выше, существуют и другие типы велосипедов. Например, тандемы (велосипеды на двух человек) не являются такой уж редкостью за границей, но в нашей стране довольно редки. Тандемы можно тоже делить на горные, шоссейные и т. д. по используемым комплектующим и назначению.

Существуют велосипеды не с традиционной вертикальной посадкой, а с лежачей на сиденье типа кресла. Этот тип велосипедов называют лигерад или рикамбент (recumbent bike). Фактически это нечто среднее между велосипедом и веломобилем. Единственное, что позволяет отнести его к велосипедам, а не веломобилям, это наличие лишь двух колес и необходимости держать равновесие.

Также существуют грузовые велосипеды с кузовом, трехколесные и четырехколесные велосипеды, велорикши и т. д.

Резюме

Так какой же велосипед нужен именно вам? Прежде чем покупать велосипед, подумайте, где и как вы будете его использовать: ездить на работу или на дачу, кататься вечером в парке, гонять с крутых гор, прыгать по бордюрам. Пофантазируйте. Может быть, ваши запросы столь разносторонни, что вам необходимо два или три велосипеда, ведь абсолютно универсального не существует. Главное – определиться, где и как вы собираетесь ездить.

Принципиальные критерии для подбора велосипеда, которые следует учитывать, следующие: дорожный – внедорожный (со всеми промежуточными градациями), спортивный – утилитарный (то же самое), мужской – женский (требуется ли низкая рама), полноразмерный – складной (хранение, перевозка). И, само собой, приобретать велосипед следует с учетом вашего роста (или возраста для ребенка).

Источники:

https://velobuy.ru/kak-vibrat-gorniy-velosiped
https://velife.ru/vidy-vybor/najner-chto-eto-takoe-i-stoit-li-brat.html
https://vseprovelo.ru/komplektuushie/razmer-ramy-velosipeda-kak-podobrat-po-rostu-tablitsy
http://agbike.spb.ru/select/type.html

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector