Ездию на велосипеде

Содержание скрыть
2 На велосипеде через Африку за полгода. Личный опыт российского путешественника

Едь, eзжaй или ехай?

Когда мы хотим попросить кого-нибудь поехать куда-то, часто возникает вопрос: как правильно сказать — едь, ехай или езжай? Разберёмся с этой проблемой.

Надо что-то делать

Итак, нам нужен глагол ехать в повелительном наклонении.

Образование повелительного наклонения глаголов происходит двумя способами:

  1. от основы настоящего времени глагола несовершенного вида: печь — я пеку — ты (что делай?) пеки, вы (что делайте?) пеките;
  2. от основы будущего времени глагола совершенного вида: расставить — я расставлю — ты (что сделай?) расставь, вы (что сделайте?) расставьте.

Особый случай

Но в некоторых случаях это правило не действует. Отсюда и вопрос: как правильно: едь, езжай или поезжай?

Рассмотрим, как изменяется глагол ехать:

Всё так: по правилам русского языка формой повелительного наклонения глагола ехать будет . едь.

И всё не так: этот глагол, как и однокоренные глаголы (выехать, приехать, заехать, подъехать, переехать, доехать и т. п.) не образует форм повелительного наклонения по традиционной модели.

  • ехать — я еду —едь;
  • доехать — я доеду —доедь;
  • переехать — я перееду —переедь.

Эти грамматические формы (едь, доедь, переедь), бытующие в разговорной речи, не являются верными по морфологическим нормам современного русского литературного языка.

Слезай, приехали.

Чтобы выразить просьбу, пожелание или приказ, правильно использовать формы несовершенного вида:

  • ехать — ты поезжай, вы поезжайте;
  • выезжать — ты выезжай, вы выезжайте.

Соответственно, именно форма поезжай является правильной по нормам русского языка. Например:

Тем не менее, эта форма не всегда является подходящей для применения. В таких случаях можно использовать описательные конструкции — требования, пожелания или просьбы:

На велосипеде через Африку за полгода. Личный опыт российского путешественника

Егор Ковальчук — 31-летний инженер-строитель, по факту — полупрофессиональный спортсмен-путешественник. Семь лет он ездил по миру на велосипеде за свой счет, потом стал заключать партнерские соглашения с брендами. Недавно Егор проехал на велосипеде через Африку. За шесть месяцев пути он научился пить воду любого качества, отбиваться от агрессивных детей и ходить в туалет под конвоем. Начал он путешествие со своей знакомой — Любовью, а закончил один. О том, как это было — в монологе Егора.

Подготовка

Мы проложили маршрут через 12 стран, в каждую из них заранее оформляли визу так, чтобы она действовала, пока мы едем по континенту. Сложнее всего было сделать визу в Судан — в консульство мы несли письма из Русского географического общества и приглашения от суданских туристических фирм.

Вопрос с жильем решили просто: регистрировались через Couchsurfing и WarmShowers. Последнее — это велосипедное братство, члены которого рады принять всех единомышленников [при регистрации с новых членов взимается единоразовый взнос в 30 долларов, при этом все размещения у хозяев бесплатны. — Прим. ред.]. Где-то за две недели предупреждали, что подъезжаем.

Также еще находясь в России, мы договаривались с некоторыми школами, в основном это были школы при церквях, что проведем для детей мастер-классы по рисованию. При церквях, потому что наши друзья из Москвы помогают православным приходам в Африке, через них мы связались со священниками и договорились о проживании.

С собой кроме палаток и других необходимых для похода вещей мы взяли пять килограммов карандашей и красок, несколько блоков бумаги и сувениры (Любовь — художник и керамист, она сама сделала брошки и значки).

Через 2,5 месяца подготовки мы вылетели в Египет.

Наш маршрут начинался в Каире, а закончиться должен был в Кейптауне. Согласно расчетам, улететь из Кейптауна мы должны были через год, но улетел я один и через шесть месяцев. На всю экспедицию вместе с аппаратурой, экипировкой и билетами мы потратили 500 тыс. рублей.

Муха цеце, которая скользит по голому телу

Африка так или иначе вся с дорогами. И чаще — с неплохими, хотя были участки и с грунтовками, которые иногда размывало дождем или засыпало песком пустыни. Но засыпало так, как у нас зимой снегом — не очень сильно. Другое дело, что между населенными пунктами могло быть 100, 200 и 300 километров.

Первое животное мы встретили в Кении, на третий месяц путешествия, — это был слон, который хлопал ушами. Похлопал и ушел.

Большая часть зверей Африки находится в национальных парках, так что можно не волноваться, что случайно набредешь на льва: максимум можно встретить енотовидную собаку.

Я этого максимума достиг. Когда это случилось, температура воздуха была где-то 50 градусов. Наши с собакой взгляды встретились, и мы посочувствовали друг другу. У меня закончилась вода, а до населенного пункта было еще полдня, собаке воду взять было тоже негде: в русле высохших рек валялись туши антилоп.

Опаснее собак комары — они переносят болезни и страшно надоедливы. Муха цеце буквально заедает, и не спасает ничего: ни куртка, ни спрей. Я нашел против нее одно средство: ты раздеваешься до спортивных трусов и едешь так быстро, как только можешь, в итоге муха скользит по твоему телу и не может укусить.

В туалет под конвоем

На границе у Синайского канала нас остановила полиция и начала вымогать деньги. Сотрудники говорили, что якобы нам нужны специальные документы для пересечения канала и паспорт на велосипед. После нам намекнули, что нужно заплатить. Мы попытались решить конфликт мирно, но это не сработало, тогда мы достали GoPro и стали говорить, что отправим кадры куда надо. Это подействовало. Они позвонили в Географический союз, а потом извинились и сказали, что не так прочли наши документы.

Мы пересекли канал, разбили палатку, а утром ели шоколад, чипсы и хлеб, которые накануне нам подарил местный житель. И поехали в сторону больших египетских городов.

Там ощущение свободы снова улетучилось.

Согласно политике Египта, путешественников, которые передвигаются на велосипеде, сопровождает полиция — всегда и везде. Якобы страна небезопасная, поэтому нужна охрана.

Они постоянно предлагали сесть в машину, чтобы машина отвезла нас к другому посту, где ждет новая машина. Мы отказывались, и они буквально ходили по пятам: водили под конвоем в магазин и туалет. Серьезно, меня вел в туалет человек с автоматом. Ночью они тоже не уходили. У дверей церквей, в которых мы ночевали, ставили часовых.

И это удивительный контраст, потому что в египетских храмах люди чувствуют себя очень свободно. Все заходят босиком, дети там могут играть и шуметь, раскидывать фантики — это никого не смутит. А за дверью конвой.

Во время путешествия мы вели дневники, про каждую страну писали свою главу, главу Египет мы назвали «Путешествие в плену».

График перемещения

В одном месте мы старались долго не задерживаться, чтобы не растягивать маршрут и не потерять азарт. Гостили день, два, максимум три. Вставали в 5 утра и ехали до 11, до солнцепека. На обед останавливались в деревне, отдыхали, осматривали велосипеды, писали дневники и приводили себя в порядок. Даже если есть полтора литра воды — уже можно смахнуть пот и прополоскать верхнюю одежду, чтобы быть свежее. После четырех вечера солнце спадало и мы ехали дальше — до ночлега. Там мы повторяли все наши процедуры.

Разумеется, мы могли не доехать до деревни, бывало, что не доезжали. С собой у нас была палатка и спальники.

Иногда мы спали прямо на бархане, на песке, заворачиваясь в тонкие простынки.

А как-то ночью мы попали в песчаную бурю. Спать при такой погоде нет смысла, так что мы продолжили путешествие. Хорошо, что буря была в спину — помогало ехать. Под утро заночевали под навесом, который одиноко стоял в пустыне.

Шесть ложек сахара на бутылочку

В Намибии, стране ветров и пустынь, сколько бы ты ни вез воды, ее всё равно будет мало. В один из вечеров, когда я уже остановился на ночевку, у меня было семь литров воды. Когда я уснул, оставалось уже два. Пьешь — тело впитывает, пьешь — впитывает.

В один из безумно жарких дней какой-то водитель отдал мне двухлитровую бутылку замороженной воды, то есть бутылку со льдом. И это была находка! Вечером я устроил пир из холодных напитков: пил холодный чай, холодный кофе, холодный растворимый сок, холодные восстановительные препараты.

Чем в Африке стоит полакомиться кроме растворимых напитков:
  • Египет — фалафель
  • Судан — фуль (тушенная в больших емкостях фасоль)
  • Эфиопия — инжера (кислая лепешка)
  • Кения — молочный чай и угали (твердая каша из муки белой кукурузы)
  • Уганда — матоке (пюре из вареных зеленых бананов)
  • Руанда — французские булки
  • Танзания — рис и бобовая похлебка
  • Замбия — манго
  • Зимбабве — цзама (твердая каша из муки белой кукурузы, вкуса нет, но каша заполняет желудок)
  • Ботсвана — мороженое
  • Намибия — ишима (то же что и цзама, но в Зимбабве она кажется лакомством)
  • ЮАР — жаренное на углях мясо

Вообще, в Африке пьется всё, что заваривается. В Судане отлично заходил каркаде, в Египте — крепкий мелко молотый черный кенийский чай. А так как организм немного сходит с ума от такой траты энергии, как поездки на велосипеде по жаре, помимо воды и чая безумно хочется сладкого. У нас были спортивные металлические бутылочки по пол-литра, туда мы заваривали крепкий-крепкий чай и засыпали шесть столовых ложек сахара. При таком потреблении килограмм сахара расходился за пару дней.

Саму воду брали у местных жителей. Вода везде разная, но мы пили ее так же, как все вокруг. Мы же не можем ее очищать фильтрами. Нет, разумеется, можем, но тогда проще в Африку вообще не ехать. Мы пили воду даже из Нила. Вода мутная, но ты пьешь.

Вообще, самое большое счастье — это налить вечером горячий чай, достать лепешки и конфеты. А потом под открытым небом ложиться спать. Или — на кроватях во дворе.

В Судане мы так делали часто. Там очень гостеприимные люди, они всегда приглашают к себе, а так как дома жаркие, во дворах они ставят кровати. И вот ты лежишь с горячим чайком, смотришь на звезды, а вокруг Сахара.

«Фаранч, мани!»

В Эфиопии дети знают три слова: «фаранч» (белый человек), «мани» и «фак». Ты едешь, на дороге сидит ребенок, ему два-три года, и он орет: «Фаранч, мани!» Таким диким воплем. Это слово ты слышишь тысячу раз, потому что страна невероятно перенаселена, люди встречаются везде и всегда, и люди эти часто бедны. А белого человека воспринимают как богатого человека.

К счастью, нас никто не грабил, но дети постоянно цеплялись за рюкзаки, пытаясь их расстегнуть. Поэтому кармашки мы начали связывать. Чтобы обезопасить себя от воровства, шли по деревне и заходили в последний двор — так нас особо никто не видел, только хозяева двора, которые всегда оказывались очень милы. У эфиопов такая особенность: когда у них появляются дети, они становятся сознательными и добродушными. А молодежь и дети дикие.

Вот ты едешь на велосипеде и слышишь крик — наперерез бежит ребенок лет 15. И ты понимаешь, что в тот момент, когда ты будешь проезжать мимо, он, скорее всего, ударит.

Мы могли с детьми рисовать, играть, разговаривать, дарить им подарки, но как только мы садились на велосипеды, дети начинали бросать в нас камнями. Мы тоже начинали бросаться — но карандашами. Пока ребенок подбирал, мы уезжали.

Впрочем, в Эфиопии мы себя не чувствовали в безопасности не только по этой причине. Во время нашего путешествия там проходили демонстрации за независимость одного округа. Вся Эфиопия бунтовала, дороги были перекрыты. В столице нам даже пришлось ввязаться в драку.

Любовь ехала впереди в двух метрах от меня, и ее кто-то толкнул. Когда я проезжал мимо этого человека, я — здесь, конечно, не было ничего благородного, — ударил его ногой в корпус. Он тут же схватил большой камень и побежал за мной, следом за ним побежали еще несколько человек. Смысла уезжать не было.

Я слез с велосипеда, началась драка, после чего меня стали забивать ногами. Но собралась толпа, и нас растащили. Мы взяли велосипеды и еще километров десять пробирались сквозь демонстрацию.

Всё это время нам кричали: «Чайна!» Дороги эфиопам строили китайцы, и они воспринимают белого человека как китайца. А мы после этой драки были уже настолько морально измотаны и загнаны, настолько были озлобленным и напуганы, что начали орать: «Раша! Раша!»

Деньги

Чаще всего мы пользовались картой. Наличных взяли с собой не очень много, потому что и так везли много дорогой аппаратуры, лишний повод для волнения был ни к чему.

А тратили везде по-разному. В Уганде можно неделю жить на 20 долларов и ни в чем себе не отказывать: ни в еде, ни в хостелах. А в других странах может оказаться дороже, потому что тебя хотят развести и иногда разводят, завышают цены.

В Эфиопии с десятого раза находишь человека, который продаст тебе продукты по местной цене. Ты говоришь: «Уважаемый, я знаю, что ты завышаешь цену», и он отвечает: «И что? Не хочешь — не бери».

Чтобы тратить меньше, надо понимать цены. Легче всего среднюю цену узнать в супермаркете или через друзей.

Еще экономить помогают, как ни странно, велосипеды. Поскольку места для складирования сувениров нет, ты сдерживаешься и не покупаешь лишнего. Я хотел привезти принадлежности для кофейной церемонии, но в итоге привез гербарий, который сам собирал и сушил.

WhatsApp в режиме офлайн

У нас было два пауэрбанка, телефон работал в режиме карты, плеера и фотоаппарата, и этого хватало где-то на неделю, а раз в неделю розетку найти было реально. Для GoPro везли кучу батареек, которые меняли, как патроны.

Местные сим-карты мы не использовали, так что часто по несколько дней оказывались не на связи. Но мы заранее об этом предупреждали родных, и те могли следить за нами по своим картам.

Общались мы через WhatsApp: обычно в режиме офлайн я записывал монологи, и, когда появлялся интернет, они отправлялись. Родственники делали так же: отправляли мне большие записи, по 10–20 минут, потом я эти сообщения загружал, брал наушники и слушал в дороге.

Лихорадка и желтые глаза

Сначала заболела Любовь. Это случилось в Эфиопии — на второй месяц путешествия. Ей было то жарко, то холодно, ее трясло, ломило шею, становилось то лучше, то хуже. Так продолжалось около месяца. На границе Эфиопии и Кении у меня началось примерно то же самое, только к этому прибавилась рвота и боли в печени, вскоре пожелтели белки глаз и кожа.

Мы были ходячими трупами, валились с велосипедов, но никто нам помочь не мог. Местные укрывали нас, обмахивали, отгоняли детей, однако лучше нам не становилось. От отдыха в гостиницах и дворах толку тоже не было, поэтому мы приняли решение ехать дальше и двигаться к цивилизации.

Когда Любови стало совсем нехорошо, мы переправили ее до столицы Кении на автобусах, оттуда она улетела в Москву. Там в больнице у нее нашли два типа малярии.

Малярия — самая распространенная болезнь в Африке, но от нее прививок нет, поэтому максимум, что можно сделать перед поездкой, — почитать об этом, чтобы знать симптомы [но существуют противомалярийные препараты, которые используются в том числе для профилактики. — Прим. ред.] Собираясь в Африку, можно сделать только одну прививку — от желтой лихорадки.

И я ее не сделал, потому что желтая лихорадка относится к забытым вирусным заболеваниям. Шанс заболеть крайне невысок, но я заболел. Разумеется, прививку эту сделать было надо.

В итоге лихорадка у меня прошла, и я продолжил путешествие один.

Путешествие в одиночестве — это нечто совсем иное. Ты полностью погружаешься в новый мир. Если ты хочешь что-то обсудить, обсуждаешь это с дневником, и так переживаешь всё полнее и глубже.

Но второй человек — как зеркало. Благодаря спутнику ты видишь свои слабости и замечаешь слабости другого, подстраиваешься. Когда ты один, ты чаще не жалеешь себя, можешь пострадать и поголодать.

«Африка стала прорастать во мне могучим деревом»

От нашего друга в Уганде я услышал фразу: даже если ты не родился в Африке, но побывал там, Африка начнет рождаться в тебе. И со мной это произошло. Африка стала прорастать во мне могучим деревом. После путешествия я думал, что не смогу смотреть фотографии и работать над материалом, потому что у меня будут флешбэки после Эфиопии и египетских ментов, но всё неприятное ушло. После «чистки» в Эфиопии Африка раскрывалась.

В Замбии огромные пустые пространства, возле дорог лавочки и навесы, где можно побыть наедине с собой и написать в дневник. В Судане взрослые и дети относятся к тебе с уважением, потому что ты гость. Даже если ты просто останавливаешься в деревне, кто-то подходит и спрашивают: «Кофе?» Потом подходят еще люди, и каждый предлагает кофе.

Уганда тоже замечательная. Страна очень бедная, она пережила много междоусобиц и войн, но люди открытые и добрые, и там очень много детей, которым не нужны наши деньги, им нужно общение. Я мог посадить на багажник ребенка и проехать с ним километр-два, и он хохотал.

Взрослые люди тоже раскрывались, и очень занятно.

Когда я жил у фермера в Намибии, я спросил его, ест ли он зебр, и он ответил: «Ты что? Зебры — наши друзья». А вечером пошел и убил зебру. Потом жарил ее на гриле и, пережевывая кусок, сказал: «Но эта зараза такая вкусная!» Если что, убивать зебр там разрешено законом.

5 вещей, выдающих в велосипедисте чайника

Ловите на себе презрительные взгляды опытных велосипедистов? Часто слышите: «Эй, му#%ло, вали отсюда в конец группы!»? Готовитесь к айромену за 15 часов, но всем плевать? Отлетаете при первом же натяге до 50 км/ч?

Поздравляю, вы — типичный офисный триатлет, вставший на опасный путь триатлона «с дивана за 100 дней». Ваша жизнь наполнена бассейном, бегом и велосипедом, но ни первого, ни второго, ни третьего вы, скорее всего, толком не умеете, но очень хотите.

article-2633610-1E02C23600000578-799_964x605

После прочтения этого текста вы не станете выдающимся атлетом, зато вы, вероятно, поймете, почему на вас косятся более опытные велосипедисты и стараются держаться от вас подальше. И, что было бы совсем хорошо, постараетесь что-то исправить в своей жизни в лучшую сторону.

Есть вполне конкретный набор признаков, по которому чайника на велосипеде видно за версту. Давайте разберемся с каждым пунктом в отдельности и поговорим, что с этим делать.

Попытки езды в группе на разделочном велосипеде

1979TdF.

В целом, это – самая опасная и травматичная привычка владельцев разделочных велосипедов. Дело в том, что управляемость при езде лежа на насадке ухудшается катастрофически. Один и тот же человек на «рогатке» виляет заметно сильнее, чем на групповом велосипеде, создавая аварийные ситуации при езде в группе.

Скатанная группа велосипедистов-шоссейников может ездить весьма плотно, оставляя считанные десятки сантиметров между колесами и чуть ли не касаясь друг друга локтями. В такой плотной группе любое виляние на 15-20 сантиметров в любую сторону весьма вероятно может привести к завалу.

Всю картину усугубляет невозможность слегка притормозить, когда держишь руки на насадке, а это легко приводит к завалам при малейшей «гармошке»: вы догоняете впереди идущего, цепляете его заднее колесо своим передним, с большой вероятностью валитесь сами и валите человек 5-10, едущих за вами со скоростью 40+ км/ч.

Кроме того, торчащая вперед насадка, особенно, если это обычный «лежак» из гнутых алюминиевых труб, установленный без заглушек или манеток в передней части, при завалах легко может стать тем самым острым твердым предметом, который проткнет живот вам или кому-то еще. Поверьте, такие истории случаются не так редко, как хотелось бы, и они всегда весьма плачевны.

При этом редкий провокатор завала спешит оплачивать операции по установке пластин на сломанные ключицы, замену поломанных колес и треснувших рам.

Более того, часто одно неаккуратное движение какого-то чайника может перечеркнуть чью-то многомесячную подготовку к серьезному старту типа Чемпионата Мира в категории «masters» или многодневки типа Haute Route.

Все еще удивляетесь, почему вам не сильно рады на ветеранской тренировке?

Если вас таки манит езда с «ветеранами», будьте добры неукоснительно соблюдать 2 правила:

  1. не соваться в группу на разделочном велосипеде, иначе не удивляйтесь, если к вам подъедет к примеру Гончарик и от души огреет насосом по спине.
  2. если вы таки впервые в жизни приехали в группу на групповом велосипеде, сидите в последней паре и не рыпайтесь. Сами же будете целее. И в ближайшие месяца 3 даже не пробуйте подниматься выше последней позиции, пока не поймете, как и по каким законам движется по дороге шоссейная группа.

Но в первую очередь, будьте добры ознакомиться с правилами езды в группе. Только 100% их соблюдение позволяет тренироваться в шоссейных группах относительно безопасно для себя и окружающих. Помните: правила техники безопасности написаны кровью, а правила езды в группе написаны поломанными ключицами, позвоночниками, колесами и рамами.

Кстати, если кто-то скажет вам, что достаточно только разделочного-триатлонного велосипеда, а обычный групповой шоссер вообще не нужен, плюньте ему в лицо. Он это заслужил.

Волосатые ноги

laghair

Есть множество теорий по этому поводу, пытающихся объяснить, что движет велосипедистами-любителями, бреющими ноги. Кто-то объясняет это необходимостью делать массаж, кому-то проще обрабатывать раны после падений, кто-то просто хочет быть чуть более похожим на профи.

Но факт остается фактом: подавляющее большинство опытных велогонов и ветеранов шоссейного велоспорта бреют ноги.

Можете воспринимать это как традицию (что-то вроде того, почему в оперу не ходят в шортах или не занимаются сексом в носках). Если вы таки предпочитаете наличие носков в постели, можете не читать эту статью дальше, она вам ничем не поможет.

В любой группе на шоссе наличие пышной шевелюры ниже уровня седла является первым признаком того, что её обладатель – чайник, не понимающий и не уважающий традиций и правил велоспорта, скорее всего, не понимающий законов движения в группе, от которого нужно держаться подальше во избежание завалов и прочих проблем.

Единственная ситуация, когда допустима обильная волосатость на ногах — холодный период, когда ноги прячутся под теплой одеждой и об этом все равно никто не узнает.

Научитесь ездить в группе, а потом просто попробуйте разок побрить ноги перед первыми весенними выездами в летнем. С большой вероятностью эти привычка останется с вами на долгие годы. В этом нет ничего от любви мужчины к мужчине. Лишь столетние традиции спорта, которым вы пытаетесь заниматься.

Компрессионные гетры

Stage 5, 2010 Tour of Utah

Даже если абстрагироваться от правил «хранителей ордена зубца шестеренки», совершенно очевидно, что компрессионное белье — абсолютно бесполезная штука на велотренировке, выдающая чайника и по совместительству жертву умелой работы маркетологов.

Если бы компрессионные гетры работали во время тренировок и гонок, будьте уверены, в них ездили бы все поголовно, особенно те, кто рубится за доли секунд на профессиональных стартах.

Кроме того, есть правило UCI, прямо запрещающее использование компрессионных гетр на велогонках. Ездить в гетрах на тренировках – это примерно, как жрать гейнер вместо завтрака, обеда и ужина. Никто не может запретить вам это, равно, как и тихонечко пукнуть за столом в обществе прекрасных дам.

Если вы пытаетесь утеплять нижнюю часть ноги от колена до голени, чтобы не замерзнуть, но оставляете открытым колено, у нас для вас еще более плохие новости: ваши действия граничат с идиотизмом.

Номерки на шлеме или на велосипеде за пределами старта

3838085583_12e399f557_b

Многие люди пытались найти объяснение этому феномену, но все – тщетно. Нет ни одной логичной и понятной причины, чтобы не снять номер после финиша. Хорошо, пусть на следующий день после финиша, если гонка добила вас так, что силы есть лишь на то, чтобы лежать на асфальте и думать: «Когда же меня отпустят эти чудо-пилюли. 11».

Есть несколько прекрасных мест, где могут крепиться номера в обычное время, если вы хотите сохранить их на память: стена, тумбочка, кладовка. Что угодно, только не велосипед.

Единственная уважительная причина не снять-срезать номер после финиша – участие в многодневке, когда завтра нужно выходить на старт с тем же номером. Остальные причины выглядят нелепо и выдают в вас чайника с больным эго, пытающимся что-то кому-то доказать странными способами.

Если вам по какой-либо причине не рассказали ранее, запоминайте! Это бесплатно:

  1. номер на шлем можно клеить на двухсторонний строительный скотч, тогда он легко снимается, не оставляя следов на шлеме.
  2. для крепления номера на велосипед давным-давно придумали специальные съемные плашки, крепящиеся на подсидельную трубу, седло или одним болтом с задним тормозом.

Шлем-капля на тренировках

Uchwycone_w_dobry_momencie25

Если вы спросите у любого профессионального велосипедиста, как часто он тренируется в «капле», он посмотрит на вас, как на умалишенного и скажет «никогда». Профи велоспорта тренируются в обычных групповых шлемах в том числе и на разделочных велосипедах. Запомните и живите с этим.

Езда в капле — не только компромисс с комфортом: в ней жарко, минимальная вентиляция приводит к тому, что пот быстро начинает заливать глаза. В 30+ тренироваться в капле может лишь любитель садо-мазо и острых ощущений.

Другая проблема большинства аэродинамических шлемов – закрытые уши. Езда по шоссе в капле примерно настолько же опасна, как езда в наушниках: вероятность того, что вы услышите приближающуюся шальную фуру и у вас будут доли секунды, чтобы избежать серьезного ДТП, резко сокращается.

chan-aero

Кроме того, это выглядит нелепо. Шлем-капля – спортивный снаряд для достижения результата на гонках. Точка.

Купите нормальный групповой шлем с хорошей вентиляцией или, как вариант, гибридную модель спринтерского шлема, условно подходящего и для тренировок и для гонок. Что-то вроде Giro Air Attack или Specialized Evade.

Конечно, бросив привычку ездить в капле, гетрах и с волосатыми ногами, вы не станете профи в одночасье, но с большой вероятностью перестанете ловить на себе брезгливые взгляды.

Куда важнее понять основы езды в группе, научиться ехать прямолинейно, не лупить по тормозам при малейших признаках опасности перед вами. Никому не хочется поучаствовать в скоростном завале только потому, что чайник обыкновенный решил проверить свои силы в группе посильнее.

Удачи вам на тренировках и да пребудет с вами здравый смысл и понимание сути вещей!

Царапают машины и уезжают: чем грозит ДТП с велосипедом

В дептрансе назвали велосипед «крайне популярным» транспортом у москвичей, несмотря на пандемию и дождливое лето. Растет и число ДТП с велосипедистами, которые зачастую сами создают аварийные ситуации. Что делать, если двухколесный виновник аварии скрылся с места аварии, разбирались «Известия».

Создают опасные ситуации

Аварии с велосипедистами происходят повсеместно. Недавно на Сахалине местный житель решил привлечь к ремонту машины велобайкера, который повредил его машину. По словам пострадавшего, молодой человек на трюковом велосипеде BMX буквально прыгнул на проезжую часть с тротуара прямо под колеса.

После столкновения велосипедист заявил о том, что машину просто не заметил, а затем, не дожидаясь приезда инспектора ГИБДД, укатил.

велосипед

«Велосипедисты часто покидают место ДТП. Даже если им причинен вред здоровью. Очень много велосипедистов сейчас катается в качестве развозчиков еды. Большинство из них находятся в России нелегально. Они довольно часто царапают машины и уезжают. Кроме того, нередко велосипедисты выезжают на дорогу и создают опасные ситуации, в результате которых автомобилисты вынуждены останавливаться друг в друга, чтобы спасти нерадивого велосипедиста. А сам виновник аварии уезжает», — рассказал юрист Алексей Гудас.

«Дело просто закроют»

Правила дорожного движения разводят понятия «водитель» и «велосипедист». В судебной практике, по словам юристов, эти понятия также не тождественны. Велосипедист не является водителем, а его двухколесный транспорт не подлежит регистрации. Поэтому велосипедиста невозможно привлечь за оставление места ДТП, рассказал ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала. Разве что личность велосипедиста будет установлена компетентными органами и его движению на велосипеде будет дана правовая оценка.

Орест Мацала отметил, что есть другая статья — 12.29, в которой прописана ответственность пешехода, пассажира и иного участника дорожного движения, в том числе — велосипедиста. Например, он не уступил кому-то дорогу или же не спешился перед пешеходным переходом. За это штрафуют на 800 рублей.

Если же велобайкер создал помехи для движения других транспортных средств, то его оштрафуют на 1000 рублей по статье 12.30.

велосипед

По словам Ореста Мацалы, без установленной личности виновника такое дело развалится через два месяца.

«В течение месяца будет проведено расследование, затем его продлят до двух, и из-за невозможности установить личность дело просто закроют. Есть сроки давности для привлечения к административной ответственности. В этом случае гражданин будет вынужден восстанавливать автомобиль за своей счет. Если, конечно, у него нет полиса каско», — отметил ведущий юрист Европейской юридической службы.

Ищите камеры

Юрист Алексей Гудас рекомендует заручиться показаниями свидетелей и снять окружающую местность на камеру, чтобы потом посмотреть, есть ли на местности какие-то камеры наблюдения, записи с которых можно было использовать в суде, — если велосипедист обратится в правоохранительные органы из-за причиненного вреда здоровью. Так можно будет доказать, что велосипедист сам уехал с места аварии.

камера

«Если же автомобиль пострадал — царапины, сколы, трещины, необходимо вызвать сотрудника ГИБДД, чтобы зафиксировать повреждения. К слову, можно попросить у едущих рядом машин записи с их видеорегистраторов», — советует Гудас.

Если виноват водитель

Если же в аварии с велосипедистом будет виновен водитель, то самое меньшее, что ему грозит, — штраф в 500 рублей за нарушение правил маневрирования.

Если при наезде был причинен легкий или средний вред здоровью велосипедиста, то водителю может грозить штраф от 2500 до 5000 рублей либо лишение прав от одного до полутора лет. В случае вреда средней тяжести штраф может составить от 10 000 до 25 000 рублей, а лишение прав на срок от полутора до двух лет.

Если же был причинен тяжкий вред здоровью, виновнику грозит и вовсе уголовная ответственность: ограничение свободы на срок до трех лет или же принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

велосипед

«По ОСАГО велосипедист имеет право получить компенсацию за причиненный вред здоровью и велосипеду. А к самому виновнику велосипедист имеет право предъявить компенсацию за моральный вред. Если пострадает только велосипед, о моральном вреде говорить не приходится», — рассказал Орест Мацала.

СИМ повелели

Год назад Министерство транспорта предложило вынести электросамокаты, сегвеи и моноколеса в отдельную группу — средства индивидуальной мобильности. Для их владельцев пропишут ряд обязанностей и указаний, а также введут административную ответственность за нарушения ПДД.

Пока что управляющие такими транспортными средствами приравниваются к обычным пешеходам. Однако именно для пешеходов аппараты на электрической тяге и представляют наибольшую опасность, так как частенько передвигаются по пешеходным зонам на больших скоростях.

самокат

Если предложение будет одобрено властями, 14-летние владельцы СИМ смогут перемещаться только по велодорожкам, велополосе и проезжей части. Вместе с пешеходами владельцам мобильных устройств можно ехать только при отсутствии вышеперечисленных участков для велосипедистов и то со скоростью не выше 20 км/ч.

Гроза автомобилей и пешеходов

Правила езды на велосипеде также стоит продумать более тщательно, считает заместитель руководителя Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Александр Евсин.

«Есть очень различные сценарии применения велосипедов. Одни велосипедисты ездят по автомобильным дорогам, другие только по велодорожкам и паркам. Это совершенно различные модели поведения. Причем при движении по автомобильной дороге велосипедист рискует в основном собой, поскольку в случае столкновения с автомобилем понесет более серьезный ущерб, а при езде, например, по паркам сам становится источником опасности для пешеходов. Особую опасность представляют столкновения с детьми. Это необходимо решать на уровне формулирования правильного и общественного неопасного поведения и поддержания порядка» — отметил Евсин.

По его словам, также важно вести постоянную работу по правильному проектированию городского пространства, как в части автомобильных дорог, так и других мест, где люди ездят на велосипеде.

велосипед

«Чем более продумана среда, тем меньше возникает конфликтных ситуаций и проблем», — отметил Евсин.

Научат ездить безопасно

Велосипедист Павел Низкин считает, что необходима пропаганда соблюдения ПДД, такая же, как при смене шин к зиме и пристегивании ремня безопасности.

«Вот моему сыну три года, с 2,5 лет мы начали ездить на самокате и велосипеде. Мы подъезжаем к дороге, он уже знает, что нужно спешиться, дать мне руку и тогда перейти. Я его приучил», — рассказал Низкин.

Необходимость пропаганды понимают и столичные власти. В дептрансе заявили, что разрабатывают рекомендации по безопасному передвижению на велосипеде для курьеров.

Источники:

https://journal.learnoff.com/10619.html
https://knife.media/le-bicycle-africain/
https://nogibogi.com/5-veshhej-vydayushhix-v-velosipediste-chajnika/
https://iz.ru/1069932/anastasiia-pisareva/tcarapaiut-mashiny-i-uezzhaiut-chem-grozit-dtp-s-velosipedom