Федерация велосипедного спорта

Содержание скрыть
4 Трековый велоспорт: виды, правила гонок, дисциплины, экипировка, требования к велосипедам

Велоспорт


Фото — Сергей Киврин и Андрей Голованов

Шоссейная велогонка — вид велосипедной гонки, проводящейся на шоссе и дорогах с хорошим покрытием на больших скоростях, на большие расстояния. В каждой гонке могут участвовать не более 200 спортсменов. Велотрек — это гонка на искусственном треке по кругу.

ИНТЕРЕСНО

В одной из самой зрелищной дисциплине велоспорта – спринте на треке существует любопытный тактический прием – «сюрпляс» (производное от франц. слова surplace – «на месте»). Смысл сюрпляса в том, что гонщик, едущий впереди, стремясь пропустить соперника вперед, останавливается и балансирует на стоящем на месте велосипеде. Второй спортсмен, как правило, присоединяется к нему, и они стоят рядом, выжидая, кто первым допустит ошибку, сорвется и займет невыгодную первую позицию. В полуфинальном заезде на Олимпийских играх 1964 года два гонщика простояли без движения 22 минуты

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ

Велоспорт был включен в программу первых Олимпийских игр в Афинах 1986 года и с тех пор присутствовал на всех последующих Играх. Сейчас соревнования по велоспорту проходят в четырёх дисциплинах – шоссейные гонки, трековые гонки, маунтинбайк и BMX. Женские шоссейные гонки впервые появились на Играх в 1984 году в Лос-Анджелесе, а гонки на велотреке – в Сеуле в 1988 году. Маунтинбайк и BMX – самые новые участники Игр, они приобрели (в мужском и женском зачетах) официальный олимпийский статус в 1996 году в Атланте и в 2008 году в Пекине соответственно.

РОССИЯ

Первая золотая медаль в велоспорте была выиграна в 1960 году на Олимпийских играх в Риме на шоссе. Чемпионом тогда стал Виктор Капитонов. Самыми успешными для советских велогонщиков считаются Игры 1972–го года в Мюнхене, где было завоевано 2 золотые и 1 бронзовая медали. (В 2004 г. Вячеслав Екимов получил серебряную медаль, и, несмотря на то, что американец Т. Хэмилтон, занявший 1-е место и уличенный в допинге, вернул свою медаль, Екимову ее не вручили. И он считается двукратным чемпионом, а не трехкратным).


Фото — Сергей Киврин и Андрей Голованов

Включает различные виды гонок на треке, шоссе, велокроссы, фигурную езду на велосипедах, велобол.

Шоссейная велогонка — вид велосипедной гонки, проводящейся на шоссе и дорогах с хорошим покрытием на больших скоростях, на большие расстояния. В каждой гонке могут участвовать не более 200 спортсменов. Существует пять основных видов шоссейной велогонки: групповая гонка, индивидуальная гонка, критериум, многодневная гонка и командная гонка.

Олимпийские дистанции шоссейных велогонок никак не регламентируются: на каждых Олимпийских играх дистанция разная. Например, у мужчин в 1896 дистанция групповой шоссейной гонки была 87 км, в 1912 году – 320 км, а на последней Играх в Пекине – 245 км. У женщин в 1984 году дистанция составила 79,2 км, а в 2008 – 126 км.

Гонки на треке проводятся на искусственном треке по кругу. Длина олимпийских треков, строительство которых начато после 1972 года, должна быть не менее 333,33 м. Существует несколько видов гонок на треке: гонка на время (или гит) – здесь не надо никого обгонять, а просто проехать быстрее всех 1000 м у мужчин и 500 м у женщин; спринт – три круга по треку, время в спринте значения не имеет — побеждает первый пришедший к финишу гонщик; индивидуальная гонка преследования, в ней нужно догнать противника или показать лучшее время (мужчины соревнуются на дистанции 4 км, женщины — 3 км); командная гонка преследования – почти то же самое, что и индивидуальная, но только для мужчин, на дистанции 4 км и командами по 4 человека; олимпийский спринт — это мужская гонка, в которой участвуют две команды по три человека. Кросс-кантри маунтинбайк — гонка по пересеченной местности, состоящая из определенного количества кругов. Велосипедный мотокросс (ВМХ) — состязания по BMX проводятся на маленьких велосипедах с большой маневренностью и возможностью большого ускорения. Различают 3 вида BMX – гонки, flatland или «танцы на велосипеде» и фристайл.

Шоссейный велоспорт

Шоссейный велоспорт – это олимпийский вид спорта, в котором велосипедисты соревнуются в преодолении дистанции на скорость на автомобильных дорогах общего пользования.

шоссейный велоспорт

  • История шоссейного велоспорта
  • Правила в шоссейном велоспорте
  • Инвентарь и экипировка
  • Популярные соревнования в шоссейных гонках

Велоспорт на международном уровне регулируется Международным союзом велосипедистов (UCI – Union Cycliste Internationale), Европейским Союзом Велосипедистов (UEC – L'Union Européenne de Cyclisme), а в России – Федерация велосипедного спорта России (ФВСР).

UCI

История шоссейного велоспорта

Велосипед был изобретен в России крепостным мастером Ефимом Михеевичем Артамоновым на одном из заводов Нижнего Тагила в 1800 году в день Пророка Ильи (20 июля (2 августа)). Артамонову не посодействовали в получении патента, и в 1817 году патент на первый в мире велосипед получил лесничий по имени Карл фон Драйс из Мангейма (Германия).

Первая велосипедная гонка состоялась 31 мая 1868 года в одном из парков пригорода Парижа Сен-Клу на дистанции в 2 км. Примечательно, что велосипеды двигались в то время со скорость быстрой ходьбы (10 км/ч). Для сравнения – мировой рекорд скорости на велосипеде, установленный в 1995 году Фредом Ромпелбергом, составляет 268 км/ч.

В дальнейшем этот вид спорта получил большое распространение в Англии и Америке, и уже в 1896 году велогонки по шоссе стали Олимпийским видом спорта.

Первая крупная велогонка стартовала в 1892 году в Бельгии. Спортсменам предстояло пройди дистанцию более 200 км по маршруту «Льеж — Бастонь — Льеж».

Правила в шоссейном велоспорте

Правила шоссейных велогонок варьируются в зависимости от вида гонки: индивидуальная, групповая или критериум.

правила шоссейного велоспорта

В индивидуальной велогонке старт раздельный. Его порядок определяется согласно текущему рейтингу участника. Наиболее сильные велосипедисты стартуют в конце. Временной промежуток между стартом велогонщиков – 3 минуты. Главная задача – показать лучшее время прохождения дистанции.

В групповой гонке на шоссе общее число спортсменов не должно превышать 200 человек. Каждая команда должна предоставить от 4-х до 9-и участников в зависимости от решения организаторов гонок. Это количество должно быть одинаковым для всех команд. Гонщики стартуют одновременно, стараясь преодолеть дистанцию как можно быстрее, используя при этом определённые тактики:

  • основная группа;
  • отрыв;
  • отвал;
  • группето.

В критериуме гонка ведется группой спортсменов по улицам города по кругу (кольцевая гонка). Длина одного круга – от одного до трёх километров, количество таких кругов — до пятидесяти. Через определённое количество кругов устраивается промежуточный финиш, где первый пересекший черту гонщик получает 5 очков, второй — 3 очка, третий — 2, четвёртый — 1. Длина круга и количество кругов в гонке может сильно варьироваться в зависимости от решения оргкомитета гонки и судейства.

Все гонщики могут оказывать друг другу незначительную помощь в виде передачи питания, напитков, ключей и др. Передача или обмен колесами, предоставление велосипеда другому гонщику, а также ожидание и оказание помощи отставшему разрешается только для гонщиков одной и той же команды. Подталкивание одного гонщика другим запрещено во всех случаях.

В качестве трофеев в велосипедном спорте велосипедисты получают призовые майки (в порядке уменьшения важности):

  • майка лидера генеральной классификации;
  • майка лучшего спринтера;
  • майка горного короля;
  • майка лучшего молодого гонщика;
  • майка чемпиона мира;
  • майка национального чемпиона.

майки в шоссейном велоспорте

Инвентарь и экипировка

Велосипед. Согласно регламенту UCI рама велосипеда должна быть выполнена на основе так называемого главного треугольника из верхней, подседельной и наклонной труб, к которым крепятся рулевой стакан и перья для установки заднего колеса. Материал рамы: классические стальные рамы, сварные алюминиевые и карбоновые, имеющие наименьший вес. Однако вес велосипеда в сборе не должен быть меньше 6,8 кг, в среднем – 9-10 кг. Также в конструкцию велосипеда входят алюминиевые или карбоновые обода под клинчерные покрышки (шина отдельно, камера отдельно) или однотрубки (совмещённая конструкция, приклеивающаяся к ободу), втулки, спицы, кассеты, звёзды с переключателем, классические рули формы «баран», тормозные ручки и манетки (устройства переключения передач).

  • велосипедные шорты с защитой/велокомбенизон;
  • дышащая и потоотводящая майка или футболка;
  • перчатки;
  • велосипедные туфли, фиксирующиеся на контактных педалях при помощи подошвы с шипами;
  • шлем.

экипировка для шоссейного велоспорта

Популярные соревнования в шоссейных гонках

В велоспорте различают соревнования по олимпийской программе, по программе чемпионатов мира и соревнования общего характера.

Олимпийские игры – один из самых престижных чемпионатов по шоссейному велоспорту, проводится один раз в четыре года.

Чемпионат мира по шоссейным велогонкам – ежегодный чемпионат мира по шоссейным дисциплинам велоспорта, проводимый под эгидой Международного союза велосипедистов (UCI).

Национальные чемпионаты по шоссейному велоспорту – ежегодно проводимые в каждом государстве (имеющем федерацию велоспорта) соревнования. Они проводятся в двух дисциплинах: групповой гонке и гонке с раздельным стартом.

Велоспорт: история

Велосипедный спорт (велоспорт) включает в себя такие дисциплины, как гонки на треке, шоссе, пересеченной местности, маунтинбайк, соревнования в фигурной езде и игре в мяч на велосипедах — велополо и велобол и др. Велоспорт также является частью такого вида спорта как триатлон. Основная цель гоночных дисциплин — наиболее быстрое преодоление дистанции.

Как вид спорта, велосипедный спорт управляется Международным союзом велосипедистов, находящимся в Швейцарии. В России аналогичные функции выполняет Федерация велосипедного спорта России.

Велоспорт в мире

Велоспорт в мире

В отличие от многих олимпийских видов спорта, история которых исчисляется тысячелетиями, велосипедный спорт возник сравнительно недавно – в конце XIX века. Но прежде, чем рассказать о зарождение и развитии велосипедного спорта, уместно будет вспомнить историю возникновения самого велосипеда. Идея передвижения на колесах за счет мускульной силы человека родилась очень давно. Различные коляски, повозки, приводимые в движение человеком на 4, 3 и 2 колесах, появились почти одновременно в Германии, Франции, Англии и других странах. Не остались в стороне и российские умельцы. Первый год XIX столетия ознаменовался созданием первого двухколесного цельнометаллического велосипеда. Сотворил его на нижнетагильском заводе крепостной мастеровой Ефим Михеевич Артамонов. Он “в день Ильи Пророка года 1800 ездил на диковинном велосипеде по улицам Екатеринбурга”, а в 1801г. добрался на своем самокате в Москву, преодолев по бездорожью более 5тыс. км. В столице он показал свое детище во время коронации царя, за что был освобожден от крепостной зависимости. Весил “новорожденный” больше 40кг. Но мастеровому не помогли. Патент на изобретение не выдали. Летописцы велосипедной истории считают родоначальником современной веломашины изобретение немца лесничего Карла фон Драйса из Мангейма. В 1814г. он построил свой деревянный двухколесный велосипед, который имел управляемое переднее колесо и мог двигаться в любую сторону.

В 1817 г. Карл фон Драйс получил патент в Германии на изобретение велосипеда. Дальнейшее усовершенствование велосипеда происходило в Западной Европе и Америке.

Официальной датой начала проведения соревнований по велосипедному спорту принято считать

31 мая 1868 года, когда на аллеях парка парижского пригорода Сен-Клу была организована гонка на 2 000м. Ее победителем стал англичанин Дж. Мур, который в следующем году триумфально финишировал во впервые проводившейся шоссейной гонке на велосипеде Париж-Руан на 120км. Победитель англичанин Мур окончил дистанцию за 10 час 45 мин, т.е. со скоростью спортсмена-пешехода. В дальнейшем скорость велосипеда была доведена до 30км/ч. Изобретатели увеличили переднее колесо и уменьшили заднее. Эти машины получили название “пауков”. Однако езда на них была не безопасна. При малейшем толчке велосипед опрокидывался и седок совершал прыжок через руль. В 1885г. на таком велосипеде Томас Стивенс совершил кругосветное путешествие, передвигаясь со скоростью 60км в день. Одновременно с “пауками” стала распространяться другая модель велосипеда, названная “кенгуру”. Впервые была применена цепная передача, а увеличение скорости достигалось соотношением шестерен. Дальнейшее совершенствование велосипеда шло очень быстро. Настоящий переворот в этом деле произошел в 1885г., когда шотландским ветеринаром Денлопом была изобретена и применена полая пневматическая шина. Пневматические шины были тем новшеством, которого нахватало велосипеду для окончательного признания его удобным способом передвижения.

Велоспорт в мире

Начиная с 1870 года в различных городах Франции, Италии, Великобритании и других странах начинается строительство треков. В 1890г. в велосипедном спорте наметилось несколько категорий гонщиков: профессионалы, любители и независимые. С появлением пневматических шин велосипедные гонки получили широкое распространение не только на треке, но и на шоссе. В 1891г. было положено начало традиционной дорожной гонке Бордо-Париж (600км). Первый чемпион мира по треку для спортсменов любителей был организован в Чикаго в 1893г. С 1895г. начинают разыгрываться чемпионаты мира для спринтеров-профессионалов. В конце XIX века особой популярностью пользовались шестидневные гонки на треке. Первая такая гонка была устроена в 1896г. в Америке. А первые чемпионаты мира по шоссе для любителей стали проводиться в 1921г. на 190км; для гонщиков-профессионалов – в 1927г. на 185км; среди женщин в 1958г. Наиболее значительной дорожной гонкой является гонка для профессионалов вокруг Франции – “Тур де Франс”. Впервые она состоялась в 1903г., общая протяженность – 5.000км. Условия этой сверхдальней гонки меняются каждый год, подвергаются изменению и этапы.

Велосипедный спорт – одна из немногих дисциплин, которая была представлена на всех Олимпийских играх современности. Причем для участников Игр I Олимпиады в Афинах был построен трек, во многом отвечающий современным стандартам.8 апреля 1896г. были даны первые олимпийские старты, в которых приняли участие велосипедисты из 5 стран Европы. В программу соревнований было включено 5 видов гонок на треке и один на шоссе. Уникально достижение французского спортсмена П. Массона, ставшего на одной Олимпиаде трехкратным чемпионом. Во время проведения этой I Олимпиады еще не было Международного Союза велосипедистов (УСИ), он возникнет лишь в 1900г., но завидную настойчивую инициативу по включению велогонок в программу проявили представители Международного союза рабочих велосипедистов “Солидарность”. Долгое время организаторы игр составляли программу соревнований по своему усмотрению иногда устраивая гонки только на треке, как это было в 1900г., 1904г. (результаты состязаний 1904г., в которых участвовали лишь спортсмены США, не вошли в официальные протоколы олимпийских игр), или только на шоссе, как в 1912г. В 1908-1972г. г. проводились трековые гонки на тандемах. Современный регламент соревнований в общих чертах стал определяться с 1928 года. Женщины впервые участвовали в Олимпиаде 1984г. На первых Олимпийских играх лидировали велосипедисты Франции и Великобритании, затем к ним присоединились спортсмены Дании, Италии, Германии, СССР. На Олимпийских играх в Атланте в 1996г. велосипедисты крутили педали в погоне за медалями на шоссе, на треке и по дорогам Атланты. Впервые в истории Олимпийских игр присоединился горный велосипед, для которого характерны широкие колеса.

Горный велосипед изобрели около 20 лет назад хиппи из северной Калифорнии, и в прошлом американцы были лучшими в этом виде спорта. Гонка по пересеченной местности прошла по холмам и рощам парка для верховой езды. Впервые к участию в Играх допущены профессионалы. В каждом виде соревнований используются разные типы велосипедов, а цена моделей для трековых и шоссейных гонок может достигать 4 500 долларов.

Шоссейный велосипед может иметь до 14 передач и снабжены первоклассными тормозами. Трековый велосипед имеет только одну передачу и не имеет тормозов. Скорость велосипедистов на треке на закругленных бортиках может достигать 64,5км в час. В Атланте построен первый переносной трек “Стоун маунтин”. Борьба за первое место всегда очень напряженная: в 1964 году, например, только 0,16 секунд отделяло победителя от спортсмена, занявшего 51 место; а в 1976 году команда из Западной Германии выиграла гонку – преследование на 4км, потому что спортсмены заполнили шины своих велосипедов более легким гелием, а не воздухом. Одним из наиболее заметных явлений олимпийского движения в последние десятилетия является постоянное расширение видов программы. К началу 90-х годов приобрели массовую популярность новые виды велосипедного спорта – маунтенбайк (горный велосипед), триатлон, ряд дисциплин трековой программы соревнований. Эта тенденция затрагивает и программу женского велосипедного спорта. На XXVII Олимпийских играх в Сиднее в 2000г. программа соревнований по велосипедному спорту расширена до 18 видов, из них 7 комплектов медалей разыгрывались между женщинами.

Отечественный велоспорт

Отечественный велоспорт

Велосипедный первенец родился в нашей стране. Но изобретение крепостного мастера Артамонова не нашло применения. И потому первые велосипеды, появившиеся в России в конце 60-х годов XIX в., были продукцией заводов Англии и Германии. В 1880г. Петербургская городская управа зарегистрировала около 100 велосипедов, а через 2 года они появились в Москве. Для булыжной мостовой они были мало пригодны. К тому же езда на них в городе была строжайше запрещена.

Первое официальное состязание было проведено в Москве 24 июля 1883г. на двух дистанциях 1,5 и 7,5 верст. Фактически они носили международный характер. В состязаниях участвовали американский, австрийский и английские спортсмены.1883 год и отмечается как дата рождения велосипедного спорта в России. Вторым по значению для развития отечественного велоспорта было соревнование, состоявшееся 23 сентября 1884г. на Царском Лугу (Марсовом поле) в Петербурге. Эти выступления ускорили создание Московского и Петербургского обществ велосипедистов-любителей.

Уже в 1882г. в Петербурге было создано первое русское велосипедное общество. Вскоре возникло и Московское общество велосипедистов-любителей и Московский клуб велосипедистов. Уже к концу 80-х г. г. велосипедные общества созданы в других городах России, а велосипедные кружки были во многих губернских и уездных городах. В 1896г. среди любителей велосипедной езды москвичи увидели Л.Н. Толстого.70-летний писатель прекрасно владел машиной. Почитатели подарили ему велосипед с серебряными спицами.

Отечественный велоспорт

В 1886г. появилась первая конструкция современного велосипеда с колесами одинакового диаметра и цепной передачей на заднем колесе. Центрами велосипедной жизни стали города Рига, Киев, Одесса. Вначале состязания проводили на ипподромах и шоссе. В дальнейшем на средства общества и крупных предпринимателей были выстроены циклодромы (треки). В 1891г. в Москве был построен трек, покрытый цементом. В Петербурге действовал деревянный трек длиной 250м, который собирался за полчаса. В Одессе в 1894г. был построен первый велотрек с асфальтовым покрытием длиной 360м.

Важнейшим событием в спортивной жизни России явился розыгрыш в 1891г. звания “Первый ездок России”. Его назвали первым “Всероссийским чемпионатом”. В Москву съехались сильнейшие гонщики Петербурга, Киева, Одессы. В программе была гонка на дистанции 7,5 версты, считавшейся тогда классической. Подобные соревнования были проведены потом в 1892-1894г. г. в Москве. В 1894г. впервые был проведен интереснейший марафон от Москвы до Нижнего Новгорода, но шоссе оказалось таким разбитым, что только двое спортсменов доехали до Волги.

В 1895г. зарождается самая тяжелая и длительная гонка Петербург – Москва. Победителем ее стал волевой и выносливый гонщик М. Дзевочко. Так, с первенства мира 1896 г., состоявшегося в Копенгагене, он вернулся вторым призером в лидерской гонке на 100км и занял первые места в гонках на 1 и 10миль.А. Панкратову принадлежит приоритет первого русского велосипедиста, свершившего в 1911-1913г. г. кругосветное путешествие по маршруту, который официально утвердил Международный Союз велосипедистов. А. Бутылкин, Г. Вашкевич, П. Ипполитов, С. Уточкин – все эти спортсмены стали гордостью нашего велоспорта.

Велосипедная лихорадка гонок, охватившая в конце XIX века Западную Европу и Америку, перекинулась в Россию. Зритель охотно шел на велогонки. Велосипедный спорт был в расцвете славы. Но тут в прибыльное дело вмешались крупные торговые фирмы. Они скупали лучших гонщиков и превратили велосипедные соревнования в чисто коммерческое предприятие, торговые махинации целиком переносятся на спортивную арену. Пропадает спортивный интерес, гонки перестают привлекать зрителей.

После Октябрьского переворота (1917г) Тульский трек оставался единственным в стране действующим “велосипедным островком”. В 1918г. Тульский губернский олимпийский комитет совместно с Московским кружком велосипедистов организовал в Туле розыгрыш первого чемпионата Советской России. Этим было положено начало развития велосипедного спорта в РСФСР. В 20-х годах прошли: первая гонка по Московскому Садовому кольцу, тогда еще вымощенному крупным булыжником, первая встреча гонщиков Москвы и Петрограда, первый чемпионат Сибири, всеукраинская олимпиада в Харькове, первый чемпионат страны, проведенный в 1923г. на Московском ипподроме: соревнования на треке, а на шоссе – в 1928г. Резкий толчок развитию советского велосипедного спорта дала Всесоюзная спартакиада 1928г. (Победитель спринтерской гонки А. Куприянов в течение многих лет занимал пост вице-президента УСИ и ФИАК).12 августа 1937г. в Москве стартовала первая советская многодневная гонка. На олимпийской трассе впервые русские велосипедисты выступили в Стокгольме в 1912г. Из 12 гонщиков только один велосипедист закончил 320-километровую гонку, он был 60-м. В 1926г. российские гонщики впервые участвовали в матчах с зарубежными спортсменами – членами рабочих спортивных организаций. Тогда наши велосипедисты убедительно победили на состязаниях в Париже и Бермене. Однако официальный счет выступлениям на международной арене был открыт лишь в 50-е годы, после признания наших гонщиков Международным союзом велосипедистов в 1952г. А в Международную любительскую федерацию велоспорта СССР вошел в 1965г. Первым советским рекордсменом мира в гонке на треке на 1км с ходу был Р. Варгашкин.

Отечественный велоспорт

Олимпийский дебют советских гонщиков состоялся в 1952г., но был неудачным. За горечью первых неудач пришла радость первых побед. Первым советским олимпийским чемпионом по велосипедному спорту стал В. Капитонов. В 1976 и 1980г. г. сборная СССР стала олимпийским чемпионом в шоссейной командной гонке, а в групповой гонке на 189км победу праздновал С. Сухорученков. На Олимпийских играх 1988г. советские велосипедисты завоевали 4 золотые медали, причем А. Кириченко победил в гите – номере программы, в котором наши мастера никогда прежде не поднимались на верхнюю ступень олимпийского пьедестала почета. Надо отметить и победу Эрики Салумяэ из Таллинна, которая выступала за команду СССР, в спринтерской гонке для женщин, впервые включенной в олимпийскую программу. В 1996г. золото России завоевала Зульфия Забирова (фото) в индивидуальной гонке на время.

В настоящее время, чтобы на равных бороться с ведущими велосипедными странами необходимо, по мнению специалистов, делегировать как можно больше российских велосипедистов в зарубежные профессиональные команды или создавать собственные профессиональные команды, решая вопросы финансирования на государственном уровне. Те, кто выходит на трассы, никогда не скажут друг о друге “велосипедист”, даже не скажут “спортсмен”. Непременно произнесут слово “гонщик”, ибо для них гонщик – синоним слова “боец”. Этот титул – большая честь, его надо заслужить.

Развитие велосипеда

История развития велосипеда прошла несколько этапов. Сначала был так называемый низкий велосипед, его сменил высокий, чтобы затем вновь уступить место низкому. По настоящему велосипед начал совершенствоваться с начала XIX века. Однако конструкции с колесами, предназначенные для самостоятельного перемещения их человеком, упоминается уже в XV столетии. Так, Майнингенская хроника 1447 года повествует о перемещающемся устройстве, приводимым в движение водителем.

В 1761 году тележник Михаэль Каслер “проскакал” 2км из Браусдорфа (округ Магдебург) в поселок Бедру (нынешнее название Браусбедра). Его машина представляла собой два обитых стальными обручами деревянных колеса, которые соединялись скамеечкой для сиденья. Вес ее составлял, должно быть, приблизительно 125кг.

Развитие велосипеда

Путь к современному велосипеду был проложен только в 1817 году Людвигом Драйсом. На своем самокате длиной 2,4м с 30 дюймовыми колесами он ввел новшество – управляемое переднее колесо. На этой машине Драйс сумел преодолеть расстояние от Лейпцига до Дрездена (111км) за 7 часов.

В 1860 году Пьер Мишо, каретник из Парижа, ремонтируя старый самокат, установил на передние колеса две педали. Уже через два года такие машины начали пускаться серийно под названием “велосипед” (“вело” – быстро, “пед” – нога).

Открытие Мишо окончательно утвердило велосипед. Начали появляться новые усовершенствования. Если до того велосипеды изготавливались преимущественно из дерева, то в последующие 10 лет колеса оделись плотной резиной, а для рам и полых вилок начали использовать трубки.

В 1870 году англичанин Хилман начинает продавать первые полностью металлические велосипеды с высокими колесами. Величина переднего колеса, как правило, составляла 54дюйма (современных колес – 27дюймов, ровно в два раза меньше).

В 1885 году англичанин Старлей изготовил так называемый “ровер” – первый низкий велосипед с цепным приводом. Он весил около 20кг. В 1888 году ирландец Дэнлоп изобрел и выпустил в продажу шины, наполняемые воздухом. С этого момента наступает настоящий расцвет двухколесного велосипеда. В конце XIX – начале XX века в мире насчитывалось около миллиона велосипедистов.

Первые соревнования велосипедистов состоялись в Париже в 1868 году. В 1875 году устанавливается первый мировой рекорд на одну английскую милю (1660м) для высокого велосипеда (2 мин 55 сек). В 1876 году был установлен первый неофициальный мировой рекорд на дальность поездки (за 1ч – 25,508км). Официальный рекорд в этом виде, установленный в 1893 году французом Дегранжем, составлял уже 32,325км. В 1893 году на шоссейных гонках Вена – Берлин за 32 часа 22 минуты было преодолено расстояние 591км.

Развитие велосипеда

Зубчато-цепная передача начала применяться на рубеже веков. Она состояла из ведущей шестерни, соединенной с рычагами, и ведомой, расположенной на ступице заднего колеса. Соединенные цепью, они и составляли передачу. Вначале такая передача на велосипедах делалась жесткой. Надо было крутить педали на каждом преодолеваемом метре, даже при спуске с горы. Холостой ход дал возможность не двигать ногами, если во время перемещения не требовалось дополнительного усилия. Посредством замены ведущей или ведомой шестерни можно было регулировать передаточное соотношение, что открывало путь к изменению скоростей.

В дальнейшем ступицу заднего колеса стали изготавливать так, чтобы слева и справа на нее можно было навинчивать звездочки-шестерни различной величины. Благодаря этому появилась возможность, подкручивать заднее колесо, осуществлять замену передачи. В 30-е годы разработали первый переключатель скоростей, который, однако, не обеспечивал достаточной надежности (цепь слишком натягивалась или, наоборот, спадала). Позднее этот узел был переработан и появился современный переключатель скоростей параллельного типа. Ведущую шестерню сталь изготавливать двух – или даже трех дисковой. Специальный переключатель позволял на ходу перебрасывать цепь с одного диска на другой. В результате современный велосипедист при двух ведущих дисках и пяти ведомых может располагать десятью скоростями. За последние 30 лет велосипедные узлы и детали значительно усовершенствовались. Многие части велосипеда такие, как руль, рулевая колонка, обода, педали, шестерни, тормоза, изготавливаются сегодня из легких металлов. Недавно и раму начали делать из легких металлов и целиком склеенной. Гибкие велосипедные шины (или трубки) благодаря значительному улучшению дорожных покрытий стали легче. Нынешние шоссейные трубки весят от 250 до 330г. Собранная из таких частей гоночная машина весит от 9 до 9,5кг, то есть она на 2-3кг легче обычных гоночных машин.

Строение современного спортивного велосипеда

Гоночный велосипед – это сложная машина, состоящая из многих узлов. Очень важно, чтобы все они работали нормально и, прежде всего, чтобы велосипед, предназначенный для езды по улице, был соответственно оборудован. Каждая деталь имеет свое назначение, и велосипедист должен обязательно ее знать.

Прежде чем подробно рассматривать отдельные детали, следует назвать его основные узлы.

Основные узлы велосипеда:

Строение современного спортивного велосипеда

Шоссейный и трековый гоночные велосипеды заметно отличаются друг от друга по конструкции и технологии производства. Трековый, на котором никогда не ездят по улицам, не имеет тормозов, холостого хода, переключателя передач и осветительного устройства. Он оснащен специальными трековыми колесами и шинами. Спицы трековых колес в точках пересечения обмотаны проволокой и пропаяны. От этого повышается прочность колес. Есть отличия и в прочности и конструкции рамы, крутизне вилки.

Правильная посадка на велосипеде важна для гонщика. От того, под каким углом будут работать коленные суставы, бедра и стопы, от положения туловища и рук зависит способность мышц прилагать максимальное усилие. Положение тела влияет и на положение внутренних органов (легких, органов пищеварения). Слишком сильное или слишком слабое сгибание и разгибание суставов не позволит развивать максимальную мощность. Правильная посадка определяется взаимным расположением голеней, бедер и рук, величиной рамы, высотой седла и руля.

Для некоторых видов шоссейных и трековых гонок, а также в определенных ситуациях на тренировках и соревнованиях используются специальные виды посадок.

Прежде чем начать ездить на велосипеде, надо научиться правильной посадке, соответствующей особенностям телосложения: росту, длине ног, рук и туловища. Время от времени, по мере увеличения роста, посадку необходимо проверять и корректировать. Правильность посадки зависит от размера рамы, установки седла и руля, подбора шатунов педалей.

Седло можно перемещать вертикально, вперед и назад и придавать ему желаемый наклон. Высота седла измеряется от средней точки оси каретки до середины поверхности седла. Обычно седло устанавливается параллельно раме. Его острие не должно быть направленно вверх или вниз. Есть три варианта установки высоты седла.

Первый вариант. Велосипедист сидит на седле прямо, пяткой вытянутой ноги опирается на педаль, находящуюся в нижнем положении.

Для гонок на треке седло рекомендуется устанавливать на 1 – 1,5см выше этой нормы; для езды по пересеченной местности на такую же величину ниже.

Второй вариант. Одна из педалей устанавливается в крайнее нижнее положение. Сидя на седле прямо, поставьте носок ноги под педаль так, чтобы вся стопа располагалась параллельно земле.

Третий вариант. Длина рук обычно соответствует длине ног и наоборот, следовательно, положение седла может определяться и длиной рук. Этот вариант используется когда седло нужно установить очень быстро. Наклонитесь над рамой так, чтобы вытянутая рука составляла с продольной осью велосипеда угол 90°. Колени сгибать до тех пор, пока седло не окажется в подмышечной впадине вытянутой руки. При этом седло устанавливается на такой высоте, чтобы средний палец руки оказался на уровне оси каретки. Не следует перегибаться плечом через седло. Оно должно попасть точно под мышку.

Высота руля устанавливается в зависимости от высоты седла. При переустановке руля по высоте болт крепления отворачивается на 3-4 оборота. Руль всегда следует располагать немного ниже поверхности седла: для езды на шоссе – на 1-2см, для гонок на треке – на 2-4см. Расстояние от седла до руля соответствует длине руки от локтя до кончиков пальцев. Стоя рядом с велосипедом, приложить локоть к острию седла. Вытянутые пальцы должны касаться поперечной трубы руля рядом с выносом руля.

Тормоза, их безукоризненная работа имеют решающее значение для безопасности самого велосипедиста и других гонщиков. Тормозные носики, укрепленные в тормозных ручках, передают усилие руки на тормозные скобы и колодкодержатели. Колодки из резины давят на обода с двух сторон и тормозят колеса. Тормозное усилие регулируется нажатием руки. Тормозные носики всегда должны быть в порядке, а винты скоб надежно затянуты. В свободном состоянии резина тормозных колодок должна находиться на расстоянии 2 – 3мм от обода. В притянутом состоянии резина тормозных колодок должна прилегать к ободу всей поверхностью.

Руль состоит из передней крепи и речек, которые можно поворачивать при установке. Концы руля (с заглушками, чтобы не получить повреждений при падении) устанавливаются приблизительно параллельно земле. Труба, ручки и концы руля, за исключением тормозных рычагов, обматывают клейкой лентой, а иногда покрывают бесцветным лаком.

Влияние велоспорта на организм

Влияние занятием велоспортом на организм очень положительно и широко направлено. Во-первых, укрепляется опорно-двигательный аппарат, во-вторых, – сердечно-сосудистая система, в-третьих, способствует поправки фигуры и пополнение мышечной массы.

Влияние велоспорта на организм

Велосипед на сегодняшний день можно считать не только самым эффективным способом укрепления здоровья, но и самым доступным. Какой бы вид спорта ни выбрать для себя в качестве альтернативы тренажёрам, всё равно придётся попотеть – и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Результат в виде подтянутой спортивной фигуры. Как у любого вида физической нагрузки велосипедные прогулки, как самый популярный на сегодня из способов поддержания формы, имеют свои плюсы и минусы.

ПЛЮСЫ. Можно считать упражнение на выносливость, в основном развивающим нижнюю часть, а точнее – бёдра и ягодицы. Также подтягивает заднюю поверхность бёдер, практически не задействованную во многих других видах физической активности. Антицеллюлитный эффект от занятия велосипедом.

МИНУСЫ. Они как продолжение достоинств. Велосипед не рекомендован тем, кто никак не заинтересован в увеличении объёма бёдер. Фигура велосипедиста отличается некоторой гипертрофией в этой области. Если слишком упорно крутить педали, можно “перекачать” и икры. Раньше существовала возможность гинекологических последствий этого спорта, но сейчас уже есть специальные женские сиденья.

Велосипед на сегодняшний день можно считать не только самым эффективным способом укрепления здоровья, но и самым доступным. К тому же с его помощью можно и укрепить опорно-двигательный аппарат, и сердечно-сосудистую систему, и поправить фигуру и пополнить мышечную массу. Вдобавок к этому и чисто эстетическое чувство при поездках как по городу и его паркам, так и на лоне природы.

Для любого вида физической культуры важна системность и постоянство. Именно поэтому велосипед целесообразно сочетать по окончании летнего периода с лыжами, или занятиями на велотренажере.

Трековый велоспорт: виды, правила гонок, дисциплины, экипировка, требования к велосипедам

Велоспорт – это вид спорта, в котором спортсмены передвигаются по трассе на велосипедах, применяя физическую силу. Основная нагрузка в процессе тренировок и соревнований по велосипедному спорту приходится на мышцы ног. Поэтому спортсменам необходимо развивать выносливость и укреплять общее состояние организма. Для победы также важны характеристики велосипеда.

Трековый велоспорт – это одна из спортивных дисциплин велосипедного спорта. Чтобы уметь отличать его от других направлений, стоит изучить все его разновидности.

Виды велосипедного спорта

В велосипедном спорте существуют 4 основные дисциплины.

Трековый велоспорт

Велотрековые состязания проходят на велодромах и велотреках. Велотрек – это стадион, имеющий овальную форму, на котором спортсмены ездят по кругу. Велодром отличается тем, что имеет дополнительные строения (например, трибуны). Покрытие данных спортивных площадок может быть бетонным или деревянным, и обязательно должно быть ровным. Еще одна особенность – велосипедисты должны ездить под определенным углом, и для этого треки имеют наклоны: углы наклонов на прямых участках – 42°, а на поворотах – 12,5°.

Трековый велоспорт имеет множество собственных дисциплин. Можно выделить два основных направления, которые включают в себя отдельные состязания:

Спринтерские гонки

Особенность данных гонок в том, что в них преодолеваются короткие дистанции. Для участия в спринтерских гонках спортсменов учат специальным тактикам. Упражнения нацелены больше на развитие силовой мощи, а не выносливости. В эту группу входят следующие гонки:

  • «Спринт»: в ней участвуют два или четыре отобранных спортсмена, которые совершают заезд на дистанцию в 2-3 круга. Побеждает тот, кто пересек финиш первым.
  • Командный «спринт»: между собой соревнуются 2 команды. Существуют как мужские, так и женские гонки. В мужских гонках каждая команда состоит из трех мужчин (дистанция – 3 круга), а в женских – из двух женщин (дистанция – 2 круга). Процедура состязания: на первом круге один из гонщиков ведет за собой остальных, а перед следующим кругом выходит из гонки. И так до тех пор, пока на конечном круге не остается один спортсмен. Побеждает команда, в которой последний участник преодолевает финишную черту быстрее.
  • Гонка на тандемах: для соревнований используются специальные двухместные велосипеды – «тандемы». Таким образом, на одном транспорте умещаются 2 спортсмена, но они засчитываются как один участник состязания. Дистанции обычно включают от трех до шести кругов.
  • «Кейрин»: в соревновании участвуют от четырех до восьми участников. Спортсмены должны преодолеть 2 километра при скорости – до 30 км/ч. Победа присуждается гонщику, который раньше всех пришел к финишной черте.
  • «Гит»: относится к индивидуальной трековой велогонке, в которой перед спортсменами стоит задача – как можно быстрее преодолеть дистанцию.
Темповые гонки

Дистанции в темповых гонках длиннее, чем в спринтерских (в среднем – 12-16 кругов, а может доходить до 120 кругов). Главное в данном виде состязаний – высокая выносливость и технические навыки.

В данную группу включены гонки:

  • Индивидуальная гонка преследования: между собой соревнуются два гонщика на дистанциях от двух до четырех километров. Победу одерживает тот, кто догнал и перегнал соперника или преодолел дистанцию за меньшее время.
  • Командная гонка преследования: процедура прохождения состязания такая же, как у индивидуальной гонки преследования. Отличие – участвуют две команды.
  • «Скретч»: мужские гонки проводятся на дистанции 15 километров, а женские – 10 километров. Победителем объявляется спортсмен, который первый пересек финишную черту.
  • Гонка по очкам: гонка проходит поэтапно. За каждый этап гонщику насчитывается по 5 очков. Дистанции: 25 километров (женская гонка) и 40 километров (мужская гонка). Побеждает участник соревнования, набравший максимальное количество очков.
  • «Мэдисон»: командная гонка, в которой дистанция варьируется от 25 до 50 километров, а также имеются промежуточные финиши (каждые 20 кругов). Спортсмен, который первый преодолевает промежуточный финиш, получает 5 очков. Второй гонщик зарабатывает 3 очка, третий – 2 очка, а четвертый – всего 1 очко.
  • Гонка на выбывание: также состоит из промежуточных финишей. Спортсмены, пересекающие промежуточные финиши последними, покидают соревнование.
  • Гонка за лидером: участники состязания («стайеры») должны следовать за «лидером» – гонщиком на мотоцикле.
  • «Омниум»: состязание, которое включает в себя 4 гонки: скретч, темповая гонка, гонка на выбывание, гонка по очкам. Соревнования проходят именно в таком порядке. Цель спортсмена – прийти к финишу первым в каждой гонке. За каждое состязание (кроме гонки по очкам) победитель получает по 40 очков, за второе место – 38 очков, за третье – 36 очков и т. д. Результаты первых трех состязаний объединяются, а к очкам, заработанным в последнем соревновании, прибавляются ранее полученные. Победу одерживает гонщик, набравший большее количество очков.

Таким образом, можно заметить существенные различия между двумя направлениями трекового велоспорта. Каждый вид гонок требует определенных навыков, поэтому велоспортсмены обычно делают выбор между спринтерскими и темповыми гонками.

Шоссейный велоспорт

Шоссейный велоспорт – это дисциплина велосипедного спорта, в которую включены гонки на шоссейных велосипедах по твердым поверхностям.

Данное направление включает в себя следующие виды гонок:

  • Однодневные (классические): состязания проводятся всего один день. Заезд осуществляется на дальние дистанции (более 200 километров) по дороге с неровностями.
  • «Критериум»: неклассическая однодневная велогонка, т. к. проводится в городе.
  • Многодневные: соревнования состоят из нескольких этапов, которые длятся более одного дня (иногда – более недели).
  • «Гранд тур»: гонки, которые проводятся в течение трех недель. Состязания состоят из 21 этапа и включают в себя два дня отдыха.

В целом шоссейный велосипедный спорт наиболее популярен в европейских странах, а соревнования проходят с весны по осень.

Велосипедный мотокросс

Велосипедный мотокросс – это гонки на велосипедах с препятствиями по грунту. Препятствия могут быть в виде поворотов, канав, трамплинов. Для данного велоспорта используются специально оборудованные велосипеды BMX, поэтому мотокросс часто называют просто «BMX».

В велосипедный мотокросс включены гонки:

  • «Классик»: поэтапная гонка, проходящая на дистанции 300 и более метров. В состязании могут принимать участие до 8 гонщиков. Особенность данной гонки в том, что участники стартуют с возвышенности (высота – от 1,5 до 9 метров). Победа достается самому быстрому спортсмену.
  • «Крузер»: то же самое, что и гонка «классик», но с одним отличием: колеса велосипедов должны иметь диаметр в 24 дюйма.
  • «Эстафета»: гонка, состоящая из четырех этапов. В соревновании участвуют 4 гонщика, среди которых три мужчины и одна женщина. Суть состязания – передача эстафеты от одного спортсмена другому.
  • Гонка на время: гонка на трассе, в которой фиксируется время прохождения трассы каждым участником. Победителем признается гонщик, прошедший дистанцию быстрее всех.

Помимо профессиональных состязаний существуют и любительские заезды по велосипедному мотокроссу. В них принято демонстрировать различные трюки в воздухе.

Горный велоспорт

Горный велоспорт – самая экстремальная дисциплина в велосипедном спорте, включающая гонки в условиях бездорожья. Для данного вида состязаний используются гибридные дорожные или горные велосипеды, оснащенные специальным оборудованием. В горном велоспорте существуют как одиночные, так и групповые состязания.

Он включает в себя гонки:

  • «Кросс-кантри»: гонки, которые проходят по специально оборудованной пересеченной местности на дистанции от 5 до 9 километров. Иногда помимо искусственных препятствий используются естественные.
  • «Скоростной спуск», или «даунхилл»: гонка по крутым спускам и поворотам с препятствиями на время.
  • «Веломарафон»: гонки по бездорожью на длительные дистанции.

Горный велоспорт – опасный вид велосипедного спорта, поэтому гонщикам важно иметь при себе нужное снаряжение. Это и защитные элементы одежды (налокотники, наколенники, шлем, очки, перчатки и т. д.), и система навигации, необходимые инструменты для ремонта велосипедной техники, а также вещи первой необходимости (вода, пища, аптечка).

Правила соревнований по трековому велоспорту

В велосипедном спорте, как и в любом другом, существуют строго регламентированные правила. Трековый велоспорт, в частности, имеет ряд отдельных положений.

Что такое карточка участника и зачем она нужна?

Идентификационный документ, который выдается велогонщикам, называется «карточка участника». Спортсмены, имеющие карточку, допускаются к соревнованиям любого вида велосипедного спорта и обязаны соблюдать правила соревнований, Устав, регламенты Международного союза велосипедистов (UCI) и Федерации велосипедного спорта России.

Принципы выдачи и действия карточки участника:

  • Без карточки участника нельзя участвовать в соревнованиях, которые организуются/контролируются Федерацией велосипедного спорта России и ее членами (региональными федерациями). Если у спортсмена нет карточки, но он все равно принял участие в состязаниях, его результаты аннулируются, и гонщика могут наказать.
  • Участники по требованию уполномоченных сотрудников обязаны предъявить карточку.
  • Карточка участника обязует ее владельцев соблюдать правила и честно вести борьбу.
  • Даже, если гонщик подал заявление на получение карточки и находится в ожидании ее выдачи, он все равно несет ответственность за нарушения правил и регламентов, соблюдение которых контролируют дисциплинарные органы.
  • Совершив какое-либо нарушение, владелец карточки участника попадает в поле зрения дисциплинарных контролирующих органов. Это происходит и в случае, если расследование нарушения уже начато, а также в случае, если участник перестает быть владельцем карточки.
  • Владелец карточки или его официальный представитель несут за нее личную ответственность.
  • Органы, выдающие карточку участнику соревнования, не несут ответственность за его поведение или нарушения.
  • Нюансы выдачи карточек Федерацией велосипедного спорта России:
  • Федерация велосипедного спорта России также может выдавать карточки участников, и она несет ответственность за соблюдение правил при выдаче карточек.
  • Участник, желающий получить карточку, и Федерация велосипедного спорта России должны гарантировать, что гонщик застрахуется от несчастных случаев. Страховка должна действовать в странах, в которых спортсмен тренируется или соревнуется, на протяжении года, пока действует карточка.
  • Федерация велосипедного спорта России может выдавать только утвержденные карточки участника. Карточки, выдаваемые Федерацией велосипедного спорта России, утверждает Руководящий орган.
  • Условия, при которых невозможно получить карточку участника:
  • Если желающий получить карточку намерен участвовать в соревновании в качестве персонала, но ранее, будучи спортсменом, он нарушил антидопинговые правила, и это было зафиксировано уполномоченными органами.

Исключения составляют случаи, когда единовременно выполняются 3 условия:

  • нарушение произошло единожды;
  • за нарушение не было дисквалификации (на 2 года или более);
  • после нарушения прошло 5 лет и первый день года обращения за карточкой.
  • Если желающий получить карточку участника намерен участвовать в соревновании в качестве персонала, но ранее нарушил антидопинговые правила, работая врачом во время фиксации нарушения.
  • Период действия карточки участника – ровно год.
  • Действие карточки участника распространяется на все страны, где национальные федерации входят в Международный союз велосипедистов.
  • У одного гонщика может быть карточка участника лишь одной федерации.
  • Все люди, принимающие участие в соревновании, обязаны приобрести карточку. Статус и должность участников должны быть внесены в нее. Если участник выполняет несколько обязанностей, то он должен приобрести несколько карточек. Выдачей карточек одному человеку с разными обязанностями занимается Федерация велосипедного спорта России.
  • За отсутствие карточки участника могут применяться штрафные санкции:
  • За попытку участия или фактическое участие в состязании без получения карточки применяются следующие штрафные санкции: выдача карточки участника только через год, недопуск к старту.
  • За попытку участия или фактическое участие в состязании без наличия карточки в момент ее проверки применяются санкции: дисквалификация, недопуск к старту. Однако если карточка участника была утеряна или забыта, но возможно установление личности с помощью других источников, то санкции не предусмотрены.

Существуют и исключения из правил:

  • Федерация велосипедного спорта России может дать разрешение на участие спортсмена без карточки участника на всероссийских соревнованиях, но только при наличии действительного страхового полиса.
  • Если участник был дисквалифицирован на территории федерации, в которой он состоит, и его карточка была отозвана, ему могут предоставить временный допуск к соревнованиям Международного союза велосипедистов. Временный допуск выдается по тем же правилам, что и карточка участника.

Таким образом, для того, чтобы участвовать в любых соревнованиях по велоспорту необходимо избегать нарушений и вовремя приобретать карточку участника.

Категории спортсменов

Спортсменов распределяют по возрастным категориям:

  • 10, 11-12, 13-14, 15-16 лет – девушки и юноши;
  • 17-18 лет, 19-22 года – юниорки и юниоры;
  • От 23 лет – женщины и мужчины.

При распределении участников на возрастные категории учитывается разница между датой рождения гонщика и годом проведения соревнования.

Дисциплины трека

Трековый велоспорт – одна из дисциплин велосипедного спорта, в которую входят множество состязаний (гонок):

  • Гит с ходу (от 200 до 1000 метров), а также гит сходу парами на 1000 метров.
  • Гит с места (от 200 до 1000 метров), гит с места парами на 1000 метров.
  • Гонка за лидером.
  • Гонка по очкам.
  • Многодневная гонка по очкам.
  • Гонка с выбыванием.
  • Индивидуальная гонка преследования (от 2 до 4 километров).
  • Командная гонка преследования (от 2 до 4 километров).
  • Парная гонка преследования (от 2 до 4 километров).
  • Спринт как индивидуальный, так и командный.
  • Кейрин.
  • Мэдисон (однодневная и многодневная гонка)
  • Омниум.
  • Скретч
  • Тандем.

Каждая дисциплина трекового велоспорта имеет свои особенности.

Спортивные судьи

Спортивный судья – это главное официальное лицо, которое назначается всероссийскими, региональными, местными федерациями. Он работает как индивидуально, так и в составе судейской коллегии, и регулирует соревнования согласно регламенту и правилам. Особое внимание уделяется соблюдению положений регламента относительно каждой конкретной гонки. Основная роль судей – фиксация нарушений и применение штрафных санкций.

Для каждого конкретного соревнования назначается коллегия судей. Судьи, состоящие в коллегии, должны согласовывать решения друг с другом. В трековом велоспорте коллегия судей имеет следующий состав:

  1. В главную судейскую коллегию входят:
  • Главный судья.

Является самым главным членом судейской коллегии, контролирует и регулирует соревнование согласно регламенту и правилам. Также главный судья имеет следующие обязанности:

  • проверка готовности места, где проводится соревнование;
  • проведение совещания с организаторами соревнования, а также с официальными представителями команд;
  • обсуждение и проведение инструкций с остальными судьями;
  • может отменять мероприятие, если складываются неблагоприятные условия;
  • имеет право вносить изменения в программу состязания;
  • имеет право отстранять судей из-за ошибок или в связи с неудовлетворительным исполнением ими обязанностей.
  • Главный секретарь.

Является главным организатором работы секретариата. Он обязан вовремя выпускать необходимые материалы для проведения соревнования (различные протоколы, расписания, графики и т. д.). После каждого соревнования главный секретарь должен выдать готовый финальный протокол с результатами. Также он может проводить комиссию по допуску к соревнованиям.

  • Заместитель главного судьи.

Исполняет обязанности главного судьи в его отсутствие. Также заместитель контролирует подготовку к соревнованию, отчитывается перед главным судьей, передает сведения о недочетах подготовки, наблюдает за соблюдением правил.

  • Заместитель главного секретаря.

Исполняет обязанности главного секретаря в его отсутствие. Также заместитель главного секретаря передает судьям необходимые материалы, предоставляет документацию о процессе соревнования, вывешивая ее на информационную доску. В обязанности заместителя входит взаимодействие с тренерами и СМИ.

  • Судья на финише.

Следит за приходом спортсменов к финишу, занимается составлением промежуточных классификаций. Для помощи судье на финише выделяются помощники, которыми он руководит. Также ему подчиняется судья на счетчике кругов. Судья на финише обязан вносить данные в протокол (занятые места, заработанные очки, количество кругов), а после окончания соревнования он должен подписать и передать собранную информацию.

  1. В судейскую коллегию входят:
  • Судья-арбитр.

Должен наблюдать за тем, соблюдается ли регламент, и как себя ведут спортсмены. Арбитр в праве применять штрафные санкции и участвовать в принятии любых решений.

  • Судья на старте (стартер).

Следит за тем, чтобы старт начался правильно и принимает решения в случае спора. Судья на старте должен давать старт спортсменам по порядку, который отражен в протоколе. Также в его обязанности входит проверка внешнего вида, стартовых номеров на соответствие правилам.

Имеет право остановить состязание, если возникла непредвиденная опасная ситуация. Стартеру тоже предоставляют помощников.

  • Судья-хронометрист.

Следит за точным временем пересечения участниками финишной черты, а затем передает эту информацию судье на финише. Хронометристу также выделяются помощники.

  • Судья-информатор.

Информирует участников соревнования обо всех важных нюансах: программе, условиях гонки, графике. В его обязанности входит передача объявлений или комментариев в процессе соревнования. Также он обязан объявлять гонщикам промежуточные результаты, вызывая их на старт. Однако итоговые результаты информатор по собственной инициативе объявлять не может. Он это делает только после разрешения главного судьи или судьи на финише.

  • Судья по контролю велосипедов.

Занимается проверкой велосипедов гонщиков до старта и после финиша согласно регламенту.

  • Судья-секретарь.

Работает совместно с главным секретарем и организатором соревнования. В обязанности судьи-секретаря входит: подготовка документов, медалей, кубков, призов, сувениров. Также он отвечает за время выхода спортсменов на пьедестал и за время их ухода с пьедестала.

  • Судья на счетчике кругов.

Следит за правильным количеством пройденных кругов. В случае необходимости судье на счетчике кругов предоставляются помощники.

  • Судья на вираже.

Сотрудничает с главным судьей и наблюдает за тем, чтобы участники соревнования соблюдали правила и регламент.

  • Судья-помощник.

В первую очередь, судьи-помощники выполняют поручения судей, за которыми они закреплены. Также помощники взаимодействуют с главным судьей и письменно докладывают ему обо всех инцидентах и нарушениях. Для официального подтверждения фактов нарушения или инцидента они обязаны фиксировать все подробности, точное место происшествия, его обстоятельства.

Каждый международный судья проходит практику и сдает экзамен согласно положениям регламента Международного союза велосипедистов, и только после этого ему присваивается квалификация. Такую же процедуру проходит спортивный судья всероссийской категории, но по согласованию с Федерацией велосипедного спорта России.

Судьи должны быть беспристрастны, независимы и нейтральны. В случае, если судья не может быть нейтральным, он обязан прекратить исполнение своих полномочий.

Допуск к соревнованиям

Дисквалифицированным владельцам карточки участника запрещено находиться в закрытых зонах, где проводится гонка, а также участвовать в ней. Любому официальному представителю гонки, допускающему к соревнованию дисквалифицированного участника, выносится дисциплинарное взыскание.

За аккредитацию и доступ к соревнованию представителей Федерации велосипедного спорта России и Международного союза велосипедистов отвечает организатор гонки.

Тотализатор

Лица, входящие в Федерацию велосипедного спорта России и Международный союз велосипедистов, не могут участвовать в организации тотализаторов в процессе проведения состязаний. За нарушение этого правила применяются штрафные санкции вплоть до дисквалификации (от восьми дней до года). В случае, если в организации тотализатора участвует организатор соревнования, то гонку могут исключить из календаря мероприятий на один год.

Спортивная форма

Для участия в велоспорте, в частности, на треке, гонщики обязаны носить спортивную форму. Это велосипедная майка, у которой обязательно должны быть рукава, и трусы до колен (велосипедные трусы). Вместо майки и трусов может использоваться специальный комбинезон.

Велосипедные майки должны соответствовать следующим правилам:

  1. Велосипедные майки не должны быть похожи на майки чемпионов мира или майки чемпионов России.
  2. Гонщики не могут использовать отличительные велосипедные майки, если это не предусмотрено регламентом.
  3. Все надписи и номера на майке должны быть видны.
  4. Во время дождя гонщики используют прозрачные ветровки, которые должны иметь такие же основные цвета, как у велосипедных маек команды. Также ветровка должна иметь надпись с названием команды.

В трековом велоспорте гонщики обязаны надевать жесткую защитную каску.

Правила, которые касаются ответственности спортсменов относительно каски, следующие:

  • Гонщик обязан использовать каску с утвержденной конструкцией, которая должна соответствовать официальным стандартам по безопасности.
  • Каску необходимо надевать на голову так, чтобы она плотно к ней прилегала. Также гонщик должен отрегулировать крепежные ремешки.
  • Спортсмен обязан следить за защитными характеристиками каски, чтобы они не ухудшились при падении.
  • Нельзя использовать поврежденную каску.
  • Нельзя использовать каску с измененной конструкцией.

Спортивная форма гонщиков не должна содержать элементы, которые могут снижать сопротивление воздуха. Сотрудники персонала не могут носить одежду, содержащую рекламу, если она не утверждена.

Безопасность во время гонки

Гонки на треке могут быть опасны, поэтому организаторы соревнований должны обеспечить безопасность для всех участников. Федерация велосипедного спорта России также может вносить собственные коррективы в обеспечение безопасности гонок.

В целях безопасности устанавливается предельно допустимое количество спортсменов, которые одновременно участвуют в состязании:

  • 20 гонщиков (или 15 команд в мэдисоне) на велотреке 200 метров;
  • 24 гонщика (или 18 команд в мэдисоне) на велотреке 250 метров;
  • 36 гонщиков (или 20 команд в мэдисоне) на велотреке 333,33 метров.

Однако стоит уточнить, что Федерация велосипедного спорта России не несет ответственности за требования дополнительных мер по безопасности, а также за возникновение несчастных случаев.

Соревнования на треке

Для подробного изучения правил соревнований на треке стоит изучить положения, которые касаются поведения гонщиков, присвоения номеров, полномочий судейской коллегии, причин предупреждений и дисквалификаций и т. д.

Поведение гонщиков

Поведение гонщиков на соревнованиях также регулируется правилами:

  • Спортсменам нельзя какими-либо действиями нарушать процесс гонки или влиять на ее результаты.
  • Во избежание дисквалификации участники соревнования должны участвовать в следующих турах или в заездах «надежды», если они туда прошли. Исключения составляют чрезвычайные ситуации.
  • Гонщикам нельзя брать с собой предметы, которые могут выпасть во время гонки.
  • Спортсменам запрещено использовать средства связи или музыкальную технику.
  • Если гонщик использует электронные устройства с монитором, то они должны быть скрыты. Спортсмен не должен в них заглядывать.
  • Гонщик не имеет права ни при каких обстоятельствах самостоятельно прерывать состязание.
  • В случае непредвиденных ситуаций (падения, поломки велосипеда) гонщик может обратиться за помощью, а затем продолжить гонку с того места, где случился инцидент.
  • Спортсмен не имеет права специально совершать езду за пределами трека.

Таким образом, правила поведения для спортсменов делают соревнование прозрачным, честным и безопасным.

Номера гонщиков

У спортсменов должно быть два номера, но в некоторых видах гонок допускается использование одного номера: гит (500 метров и 1 километр) на время, индивидуальная и командная гонки преследования, командная гонка на время и командный спринт.

Судейская коллегия

Важную функцию на трековых гонках выполняет судья-арбитр. Он обязательно должен присутствовать на некоторых гонках (спринт, мэдисон, скретч, кейрин, гонки с выбыванием, гонки по очкам). Арбитра назначает главный судья.

  • Контроль поведения спортсменов в процессе гонок.
  • Наложение штрафных санкций.

Он находится всегда за пределами трека, в спокойной зоне с хорошим обзором. Также арбитр должен беспрепятственно взаимодействовать с главным судьей, для этого он обязан использовать средства связи.

Если судья-арбитр участвует в проведении чемпионата или Кубка России, то ему должны предоставить возможность просмотра видеозаписей соревнования. Доступ к видеосистеме на финише также должен быть у главного судьи, чтобы одновременно с арбитром просматривать видеозаписи. Обслуживанием видеосистемы занимается технический специалист.

Предупреждения и дисквалификация

Предупреждения и дисквалификация выносятся за разные нарушения правил. За следующие нарушения выносятся предупреждения:

  • Предупреждение выносится для нарушений без штрафных санкций или за неспортивное поведение. Для этого используется желтый флаг, который предъявляется нарушителю.
  • Гонщик может получить понижение в гонке и следом предупреждение.

Иногда участника, нарушившего правила, дисквалифицируют. В таком случае ему предъявляется красный флаг. Отстранение от гонки происходит, если:

  • спортсмен получил 2 предупреждения или 3 понижения;
  • спортсменом было произведено изменение конструкции велосипеда или собственного положения на нем.

Таким образом, предупреждение или отстранение от гонки происходит в зависимости от тяжести проступка нарушителя.

Хронометраж

Если гонка идет на время, то результаты гонщиков фиксируются крайне точно, вплоть до тысячной секунды.

Старт

Старт дает судья-стартер: он находится в центре трека и стреляет из стартового пистолета. Иногда старт дается посредством специального механизма. В таком случае это происходит иначе: хронометр включается одновременно с электронной системой, которая отвечает за опускание тормозов велосипеда.

До начала старта велосипед должен быть зафиксирован в стартовом механизме, а за обратный отсчет до старта (50 секунд) отвечает электронное табло.

Остановка

Остановка гонки происходит в случае фальстарта. Остановить гонку может только стартер. Он сигнализирует об остановке гонки с помощью стартового пистолета, стреляя из него 2 раза подряд. Исключением служат гонки на время, в которых дистанция составляет 500 метров и 1 километр.

Признаваемые инциденты

Инциденты в процессе гонки делятся на признаваемые и не признаваемые. К признаваемым относятся падения, проколы и неисправности важных частей в велосипеде. Остальные инциденты относятся к не признаваемым.

Посев

Посев – это ранжирование спортсменов, участвующих в соревновании, на основе их предыдущих результатов. Для посева в трековом велоспорте используется действующая на данный момент индивидуальная трековая классификация Международного союза велосипедистов и Федерации велосипедного спорта России. Те спортсмены или команды спортсменов, которые не имеют рейтинга, должны быть посеяны произвольно. Решение о посеве в данном случае принимает коллегия судей. А для чемпионата и кубка России участники должны быть посеяны только Федерацией велосипедного спорта России.

Федерации

Спортивные федерации – это официальные общественные объединения, участвующие в организации и контроле соревнований. Существуют международные федерации, национальные (на территориях своих стран), региональные (внутри одной страны).

Главная национальная (общероссийская) федерация в России – это Федерация велосипедного спорта России (сокращенно – ФВСР). Она была создана в России в 1990 году. Сегодня под ее контролем находятся 61 региональная федерация. ФВСР была признана на международном уровне и стала единственной общероссийской организацией в велоспорте, которая имеет право управлять развитием данного спорта по всей стране, проводить национальные и международные соревнования на территории России и представлять велоспорт на международной арене.

Федерация велосипедного спорта России имеет строгую иерархию. Главой является президент. Также в ФВСР входят генеральный директор, президиум, главный тренерский совет, тренерский совет, коллегии комиссаров, экспертный совет, совет по вопросам ветеранов, совет спортсменов. Сама организация находится в Москве.

Что касается международной ассоциации, то к ней можно отнести Международный союз велосипедистов. Это главный руководящий орган, контролирующий весь велоспорт. В нее включены конфедерации, которые находятся на разных континентах (Азия, Европа, Океания, Африка). Представительство Международного союза велосипедистов находится в Швейцарии.

История появления и развития велосипедного спорта

Самый первый велосипед появился вследствие экспериментов немецкого ученого – Карла фон Дреза. Изначально в 1817 году он изобрел первый в мире самокат, который внешне был похож на велосипед без педалей. Это был транспорт, состоящий из металлической рамы, двух колес и сиденья. Любой желающий прокатиться на технике должен был передвигать ноги по земле для того, чтобы привести механизм в движение. Лишь спустя время в устройство были добавлены педали для более легкой езды.

Шли годы, дороги становились все более цивилизованными за счет появления бетонных смесей. Наряду с этим видоизменялась конструкция велосипеда, и само устройство становилось все более комфортным и функциональным. Так, в 1885 году изобретателям удалось добиться желаемого – велосипед начал выглядеть, как современный, и передвижение на нем стало удобным. Именно в это время и начал развиваться велосипедный спорт.

Франция – страна, в которой прошли первые соревнования между велосипедистами-любителями. Затем состязания становились все более профессиональными, а начиная с 1893 года началось проведение международных турниров. Через 7 лет, в 1900 году, велосипедисты из разных стран решили объединиться и создали Международный союз.

Россия также участвовала в развитии велоспорта. Так, в 1884 году образовалось Московское сообщество велосипедистов, которое активно продвигало спортивную езду на велосипеде. Это было нелегко, ведь в России не было собственных фабрик по производству данного устройства. Таким образом, транспортную технику можно было привезти только из-за рубежа, что могли себе позволить лишь богатые люди.

Позднее, в 1895 году появились первые московские и рижские заводы, изготавливающие велосипеды. Именно тогда началось активное развитие российского велоспорта, т. к. велосипеды получили возможность купить и менее обеспеченные жители. В то же время в Москве появился первый циклодром для велосипедных гонок. Затем эти сооружения возникли и в других городах (Одесса, Санкт-Петербург, Симферополь и т. д.).

В течение года после открытия заводов и фабрик по изготовлению велосипедов появлялись многочисленные спортивные клубы. В то время газеты активно писали о велосипедном спорте, а в 1896 году его включили в программу Олимпиады. Сначала в состязаниях принимали участие мужчины, и лишь намного позже (в 1988 году) в них разрешили участвовать женщинам.

Книги о велоспорте

Для более глубокого погружения в тему велоспорта, рекомендуется прочитать следующие книги:

  1. Голубев Анатолий, «Никто не любит Крокодила».

Главный герой – велосипедный гонщик Роже Дюваллон, у которого есть необычное прозвище – «Крокодил». В книге легко и доступно описывается велосипедный спорт изнутри.

  1. Анкетиль Жак, «Велосипедный спорт».

Сам автор является велогонщиком, признанным на мировом уровне. В своей книге он описывает схемы тренировок и виды нагрузок для велогонщиков, а также правила питания.

  1. Полищук Дмитрий, «Велосипедный спорт».

Автор подробно описывает современные техники велосипедного спорта, а также систему тренировок для профессиональных велоспортсменов.

Подводя итог повествованию нужно отметить, что трековый велоспорт – это один из самых зрелищных видов спорта. Вместе с тем для гонщиков состязания – это настоящие испытания на силу и выносливость. В целом, трековый велосипедный спорт проводится как на местном, так и международном уровне, что доказывает его серьезность и ценность.

Источники:

https://olympic.ru/team/sport/summer/velosport/
http://ru.sport-wiki.org/vidy-sporta/shossejnyj-velosport/
https://velo-1.ru/velosport-istoriya
http://alvin-almazov.ru/rules/trekovyj-velosport-vidy-pravila-gonok-discipliny-ekipirovka-trebovaniya-k-velosipedam/

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector