Как правильно тормозить на механике в любое время года
Экономическая деятельность – это совокупность действий, направленных на получение материальных благ или услуг. Для достижения результата необходимо обладать ресурсами: техническими, сырьевыми, трудовыми, финансовыми и т. д.
Рекомендуемые статьи по данной теме:
Казалось бы, что сложного представляет собой процесс торможения на автомобиле, особенно при наличии у него АБС и ESP. Надавил на педаль тормоза – машина остановилась. Все просто. Тем не менее новости ежедневно пестрят сообщениями о ДТП на светофорах, часто с участием нескольких машин. Из нашей статьи вы узнаете, как правильно тормозить на механике и какие принципы нужно соблюдать, чтобы обеспечить безопасное торможение. Мы приведем также примеры упражнений для закрепления необходимых навыков.
Как работает тормозная система
Начало тормозной системы – педаль тормоза. Она оказывает давление на шток (небольшой стержень), проходящий через усилитель тормозного усилия. Это устройство позволяет увеличить давление, которое передается от педали к тормозной системе. То есть усилие, с которым давит на педаль водитель, преобразуется в гораздо большее, которое и испытывает тормозная система после усилителя.
Следующий за усилителем элемент тормозной системы – главный тормозной цилиндр (ГТЦ), распределяющий тормозное усилие по контурам, давление в каждом из которых должно быть одинаковое. Внутри главного тормозного цилиндра находится тормозная жидкость, которая поступает в него из расширительного бачка, располагающегося обычно сверху.
При нажатии на педаль тормоза происходит перекрытие входных отверстий поршнями, в результате чего обеспечивается движение тормозной жидкости исключительно в сторону тормозных механизмов. ГТЦ соединен трубками с тормозными механизмами, передающими давление тормозной жидкости на тормозные механизмы на колесах – тормозные суппорты. Их также называют тормозные механизмы или рабочие цилиндры тормозной системы. Давление на тормозные колодки, в результате которого движение автомобиля прекращается, оказывают именно эти цилиндры.
Устройство и принцип работы тормозной системы описаны упрощенно, о некоторых узлах мы не упомянули. Однако суть изложена верно.
Чуть подробнее стоит рассказать об усилителе тормозного усилия. Существуют вариации его с энергоаккумулятором (накапливающим вакуум или тормозную жидкость под давлением) и без него. Тип усилителя определяет способность автомобиля быстро тормозить при заглохшем двигателе. Усиление тормозов может происходить посредством вакуума или гидравлики. Существуют гидравлические тормозные системы, заполненные внутри тормозной жидкостью, и пневматические, управление которыми осуществляется посредством давления воздуха (такими системами оборудуют только грузовые машины).
Распространенные ошибки при торможении на механике
Расскажем, какие недочеты обычно мешают правильно тормозить на механике, для новичков это особенно полезно.
Нередко на дороге можно наблюдать ситуации, когда ученики автошкол, осваивая практические навыки вождения и двигаясь с небольшой скоростью, при виде загоревшегося запрещающего сигнала светофора резко тормозят, хотя расстояние до перекрестка еще немаленькое. При этом машина обычно «клюет носом». Причина такого торможения – слишком резкое нажатие на педаль тормоза. Хотя приближение к светофору требует постепенного замедления движения. Тормозить нужно с таким расчетом, чтобы плавно остановиться перед стоп-линией или едущей впереди машиной.
Часто начинающие водители допускают еще одну ошибку – резко и несвоевременно останавливают автомобиль на дороге, причем в неподходящем месте, создавая неудобства для других участников дорожного движения. Если они после остановки забывают к тому же выключить передачу, то, когда отпускают педаль сцепления, машина дергается вперед.
К несвоевременной остановке транспортного средства на проезжей части приводит также и противоположная ситуация. Если начать останавливать машину слишком рано, она может встать не в том месте, где это нужно. Причиной такой ошибки является вполне обоснованное нежелание новичка резко тормозить, чтобы не создать аварийной ситуации, и одновременно неумение точно рассчитать тормозной путь своего автомобиля.
Начинающим автомобилистам довольно сложно верно определить, какое расстояние проедет машина после начала торможения. Поэтому они начинают тормозить раньше, чем это требуется, и как следствие, останавливаются задолго до того места, где планировали.
Бывает, что водители начинают останавливать машину, когда находятся уже слишком близко к предполагаемому месту остановки. Эта ошибка является противоположной раннему торможению, и приводит она к более серьезным последствиям. Зачастую результатом позднего торможения становится столкновение с впереди стоящим или едущим автомобилем. Причем обычно такие ситуации возникают именно по вине начинающих автомобилистов.
Рекомендуем
Особую опасность представляет вылет не успевшей затормозить машины на перекресток с оживленным движением на запрещающий сигнал светофора или регулировщика либо создание помехи для транспортных средств, имеющих преимущественное право проезда на нерегулируемых перекрестках.
Надо сказать, что если отпускать педаль газа слишком поздно, то использовать тормозную педаль придется более часто. Не нужно давить на газ, если вы знаете, что вам скоро нужно будет замедлиться или вовсе прекратить движение. Уменьшение подачи топлива должно быть заблаговременным. При необходимости следует пускать машину накатом, тогда прибегать к использованию педали тормоза нужно будет гораздо реже (при этом тормозные колодки будут изнашиваться не так быстро).
Если вы недавно за рулем и вам кажется, что вы не чувствуете педаль тормоза, то во избежание казусов следите за движением всего потока машин и придерживайтесь общего стиля езды. Внимание нужно обращать не только на автомобили, едущие непосредственно перед вами, старайтесь следить на дороге и за соседними полосами движения, и за находящимися сзади вас транспортными средствами.
Как правильно тормозить на механике
О безопасном вождении можно говорить, если у водителя в любой момент движения есть возможность совершения маневра, позволяющего избежать столкновения. Есть три основных способа совершения таких маневров:
- Изменение направления движения (посредством рулевого механизма).
- Торможение:
- с задействованием тормозной системы (посредством нажатия на педаль тормоза);
- двигателем (посредством отпускания педали газа).
- Ускорение (увеличение подачи топлива путем нажатия на педаль газа).
При условии хорошего сцепления шин с дорожным покрытием и исправности автомобиля остановить его, нажав на тормозную педаль, или изменить направление движения несложно. А вот маневрировать с помощью двигателя не так просто. Мы расскажем вам, как правильно тормозить двигателем на механике. Ускориться или затормозить, регулируя усилие нажатия на педаль газа, можно при выполнении следующих условий:
- передача находится во включенном состоянии;
- передача должна быть включена та, при которой у двигателя есть запас тяги.
Первое условие предполагает, что движение автомобиля в момент маневра осуществляется не накатом, то есть сцепление не выжато, нейтральная передача не включена. Если вы едете накатом, то не сможете управлять машиной с помощью педали газа.
Вывод из этого такой: правильное торможение на механике – это торможение на передаче до полной остановки авто. О езде накатом следует забыть.
- Работа с оборотами
Давайте вспомним, с какой целью вы выжимаете педаль сцепления, когда начинаете тормозить? Чтобы предотвратить остановку двигателя. А что может к ней привести? Маленькие обороты (ниже холостых). Как правило, холостые обороты – это 800 об/мин по тахометру. Двигатель не глохнет при снижении их до 500 в минуту. Если частота меньше 500 об/мин, мотор отключается. А при частоте 1500, 2000, 3000 об/мин он будет работать.
Поэтому, если передача включена, не бойтесь и начинайте торможение двигателем, не забывая периодически поглядывать на тахометр. Внимательно следите за дорогой и мониторьте ситуацию сзади вас в зеркало заднего вида (чтобы своевременно отреагировать, если авто за вами не успевает затормозить). Следите за показаниями тахометра и выжимайте педаль сцепления при снижении частоты до 1000 об/мин.
Некоторые думают, что выжимание педали сцепления или включение нейтральной передачи при торможении необходимо для экономии топлива. Однако это не так. Устройство современных авто таково, что при торможении на включенной передаче топливо в двигатель не подается совсем, а вот при движении накатом потребление топлива мотором составляет 1-2 л в час.
Не забывайте: нейтральная передача – это технологическая необходимость, ее функция – обеспечение возможности переключения передач и работы двигателя при остановленном авто. Но ездить на нейтралке категорически нельзя! То же самое касается и педали сцепления. Она позволяет плавно трогаться, переключать передачи и не дает мотору заглохнуть во время остановки. А выжимать ее при движении не нужно. Соответственно, вопрос, как тормозить на механике со сцеплением, неактуален.
Двигателю необходим запас тяги. Поэтому включенной должна быть не любая передача, а обеспечивающая режим максимального крутящего момента и запас тяги двигателя. То есть, когда вы тормозите, обороты должны быть не ниже 2500 в минуту (кроме I и II передач), если автомобиль снабжен стандартным атмосферным бензиновым мотором. Если двигатель бензиновый с наддувом, то обороты можно держать около 2000 в минуту. С дизельным мотором можно тормозить с частотой 1500 об/мин.
Как выполнить эти требования на практике и правильно тормозить на механике? Недостаточно просто торможения на передаче, требуется включение пониженных передач по мере замедления автомобиля для поддержания рабочих оборотов мотора.
Шкала тахометра делится на две зоны: экономичную и скоростную. Граница этих зон для атмосферного бензинового двигателя – 3000–3500 об/мин. Это означает, что при штатном разгоне переключение передачи вверх должно осуществляться при наборе двигателем этих оборотов. Если на каждой передаче разгоняться до 3000 об/мин, то движение будет плавным и спокойным, если же дожимать до 3500 об/мин, то разгон будет более активным.
Но большее значение имеет то, что после переключения передачи на оборотах 3500 в минуту частота их снижается до 2500 в минуту, после чего снова растет до 3500. То есть при наборе скорости стрелка тахометра гуляет между значениями 2500 и 3500 об/мин при каждом повышении передачи.
Аналогично должны изменяться и обороты двигателя при остановке авто. Следить за показаниями тахометра нужно независимо от способа торможения (двигателем или тормозной системой). При достижении частоты вращения 2500 об/мин передачу нужно понизить, и тогда обороты снова возрастут до 3500. На пониженной передаче тормозить нужно также до 2500 об/мин. Понижение следует осуществлять до II передачи. Правильно будет на II передаче тормозить до полной остановки.
Выжимать педаль сцепления необходимо при снижении стрелки тахометра до значения 1000 об/мин. Уже с выжатым сцеплением запускается процесс торможения накатом до полной остановки авто.
Сейчас вполне ожидаем вопрос: «К чему такие сложности? Почему нельзя тормозить, просто выжимая педаль тормоза?». Безусловно, такой вариант имеет право на существование. Однако в езде на машине характер многих действий и их последствий вероятностный.
Различные приемы вождения позволяют повысить или понизить вероятность ДТП. Если останавливать автомобиль, просто нажимая на педаль тормоза, то это безопасно с точки зрения торможения самого по себе, но управлять ситуацией при возникновении непредвиденных обстоятельств в таком случае гораздо труднее. Поэтому и существуют некоторые тонкости, позволяющие правильно тормозить на механике.
- Время для маневра
Представим ситуацию: вы едете по дороге и на перекрестке вам нужно уйти влево. Подъезжая к повороту, вы включаете «поворотник» и начинаете тормозить. Ваша скорость составляет 60 км/ч, включена IV передача. На ней вы и начинаете процесс торможения. До сбавления скорости частота оборотов составляла 2000 в минуту, а по мере остановки начала снижаться. Взглянув в зеркало заднего вида, вы замечаете несущийся на вас автомобиль, который по какой-то причине не успевает вовремя сбросить скорость. Вероятность столкновения очень высока, водитель авто сзади понимает это и сигналит вам всеми возможными способами. Как поступить в таких обстоятельствах?
Безусловно, ни в коем случае не поворачивать, а продолжить движение прямо, прекратить торможение и затем ускориться. А вы все еще едете на IV передаче, обороты успели упасть до 1500, то есть у мотора полностью отсутствует запас тяги (даже если двигатель дизельный или имеется турбина). Вы яростно давите на педаль газа, однако ускорения не добиваетесь. Переключить передачу просто нет времени, как и подумать, какую нужно включить.
Изменим исходные условия: начав тормозить, вы последовательно снижаете передачу по мере уменьшения показаний тахометра. Заметив приближающуюся к вам сзади машину, вы с легкостью переключаетесь на следующую, II, передачу, частота оборотов составляет 3000 в минуту. Вы жмете педаль газа, машина реагирует незамедлительно, и вы ускоряетесь, уходя от столкновения.
- Предупреждение сноса
Рассмотрим другой пример. На вираже вы сбавили скорость, и уже начав поворачивать, поняли, что она все же высока. Сцепление шин с дорожным покрытием ослабевает настолько, что вы уходите с нужной траектории, не можете повернуть и двигаетесь по направлению к обочине встречной полосы.
Как нужно действовать в случае сноса? Вариантов несколько. Пожалуй, лучший из них – затормозить двигателем, то есть перестать давить на газ, снизив тем самым скорость, и дождаться восстановления сцепления с дорогой. Это позволит выровнять машину и продолжить движение.
Вполне понятно, что если поворачивать при включенной нейтральной передаче, то выправить транспортное средство описанным способом не удастся, ведь в таком случае управление авто педалью газа невозможно. Не стоит входить в поворот и с включенной пятой передачей. При скорости, например, 70 км/ч обороты двигателя были бы не больше 2000 в минуту. При таком значении тяга мотора минимальна, поэтому быстро затормозить не получится.
Лучше всего проходить повороты с показаниями тахометра 3000–3500 об/мин. При 70 км/ч для большей части авто это третья передача. Торможение двигателем в таком случае будет максимально эффективным. Машину удастся выправить и избежать ДТП.
Рекомендуем
Ситуаций, в которых требуется экстренно набрать скорость или затормозить двигателем, на дороге возникает очень много. Мы привели лишь два примера. Поэтому понимание сути и практический навык, позволяющие правильно тормозить на механике, необходимы каждому водителю.
Вывод из вышесказанного следующий: сбавляя скорость, постепенно понижайте передачу, тогда ваше движение будет максимально безопасным. Переключать передачи следует при достижении частоты 2500 об/мин на атмосферном бензиновом двигателе, 2000 об/мин на бензиновом двигателе с турбиной, 1500 об/мин на дизельном двигателе. Возможно переключение и при большей частоте, тут кому как удобнее. Но вот ждать большего снижения точно не стоит. Лучше всего выяснить, каков максимальный крутящий момент у вашего автомобиля, и ориентироваться на эту цифру при переключении передач.
Актуальность понижения передач особенно высока при вхождении в поворот, поскольку устойчивость авто на искривленной траектории ниже, чем на прямой.
Изучите повнимательней тахометр вашей машины. Максимальное значение на нем – 7000 об/мин, если двигатель работает на бензине, и около 5000 об/мин, если мотор дизельный. Для чего нужны такие высокие обороты? Ведь многие водители поддерживают частоту на уровне 1500–2000 об/мин. Если вы относитесь к ним, задумайтесь, правильно ли вы водите автомобиль.
- Правильная последовательность
Отвечая на вопрос, как правильно тормозить на механике, необходимо разобраться, что нужно делать в первую очередь: начинать тормозить, а потом переключать передачу, или наоборот? Мнения драйверов расходятся. Многие профессиональные автогонщики единодушно утверждают, что сначала нужно тормозить, а уже потом переключаться.
Мы бы не были так уверены. Уточним некоторые моменты, чтобы прояснить вопрос последовательности действий при торможении. Напомним, какую цель имеет понижение передач при остановке машины, – оно позволяет поддерживать частоту вращения двигателя на нужном уровне и предотвращает потерю тяги мотора. Почему так важно сохранять тягу мотора, в подробностях мы рассмотрели выше. Сейчас проговорим основные моменты:
- чтобы можно было быстро ускориться и избежать столкновения;
- чтобы можно было тормозить двигателем, и при этом не терялась управляемость;
- чтобы создавать антиблокировочный эффект тормозам. Этот пункт имеет актуальность только для старых авто без АБС. Подробно этот вопрос освещать мы не будем. Однако скажем, что если у вас машина без АБС, тормозить вам нужно на пониженных передачах. Так вы обеспечите безопасность, как свою, так и других участников дорожного движения;
- чтобы можно было резко ускоряться, выходя из поворота и быстрее проходить гоночную трассу. Очевидно, что этот момент касается любителей спортивной езды.
Последний пункт имеет особую важность для гоночного вождения, поэтому гонщики всегда понижают передачу, когда начинают тормозить. При этом переключение осуществляется не на средних оборотах, рекомендуемых для торможения при обычном стиле езды, а на высоких, чтобы после понижения передачи стрелка тахометра доходила до красной зоны. Гоночное авто на прямой интенсивно разгоняется, стрелка тахометра находится в скоростном диапазоне и к концу трассы часто достигает красной зоны.
Понятно, что на гонках водители не имеют возможности переключить передачу перед торможением, ведь это приведет к зашкаливанию стрелки тахометра. Поэтому гонщики сначала тормозят, при этом частота вращения снижается примерно от 7000 до 5000 об/мин, а уже затем понижают передачу, и обороты снова поднимаются до максимальных.
Если говорить о городской езде, то обычно обороты составляют 2000–3500 в минуту (стрелка тахометра в экономичной зоне). Когда машина разгоняется, обороты достигают 3500 в минуту, после установления равномерного движения оптимальная частота составляет 2500 об/мин. Напомним, что понижение передачи лучше осуществлять именно при этом значении. Поэтому в такой ситуации сначала необходимо переключить передачу на пониженную, а затем начинать тормозить.
Безусловно, можно начать с торможения, однако обороты при этом упадут ниже 2000 в минуту. Смысла переключать передачу при этом нет. Ведь переключение как раз и имеет целью сохранить обороты двигателя на необходимом уровне.
Поэтому понижать передачу нужно своевременно, руководствуясь при этом показаниями тахометра, а не моментом нажатия на тормозную педаль. При высоких оборотах правильная последовательность торможения на механике предполагает переключение передачи после начала торможения, а при низких, наоборот, следует сначала понизить передачу, а уже потом тормозить.
Процессы переключения передач и торможения не зависят друг от друга. Тормозить на механике можно, не используя тормозную систему вовсе, а лишь понижая передачи и уменьшая обороты. В таком случае во фразе «сначала тормозим, а потом переключаемся» нет никакого смысла.
Как правильно тормозить на механике зимой
Зимой, в период гололеда, ездить на машине довольно опасно. Поскольку колеса плохо сцепляются с дорожным покрытием, управлять автомобилем на высокой скорости становится очень сложно. Резкое торможение на зимней дороге невозможно – тормозной путь очень большой и возможно возрастание скорости из-за силы инерции. Чтобы не создавать аварийно-опасных ситуаций, специалисты рекомендуют соблюдать несложные правила езды и торможения на скользкой дороге.
Во-первых, стиль вождения не должен быть агрессивным. Сцепление с дорогой ослабевает даже при небольшом снеге, слякоти или обледенении трассы. Происходит увеличение тормозного пути, поэтому резко остановить машину невозможно, даже на резине с шипами.
Во-вторых, тормозить нужно начинать заблаговременно. Если резко нажать на педаль тормоза, авто может занести. Останавливаться нужно путем коротких нажатий на тормоз. Это предотвратит резкую блокировку колес и обеспечит плавное снижение скорости их вращения.
В-третьих, следует овладеть комбинированным методом остановки. Он заключается в том, что при наличии площадки для торможения достаточной длины необходимо заранее понижать передачу и по чуть-чуть тормозить. Главное вовремя переключать передачи. Переход на более низкую нужно осуществлять только при соответствующей скорости движения, в противном случае двигатель может «сбиться». То есть понижение передачи при повышенной тяге чревато полной потерей управляемости.
Обязательно нужно соблюдать дистанцию между машинами и не гнать без особой необходимости. Даже при наличии системы антиблокировки колес ABS полагаться на нее полностью не стоит. Иногда тормозной путь авто с ABS бывает даже более длинным.
Как правильно тормозить с АБС на механике? Задача ABS – обеспечить прерывистое торможение. Достигается оно с помощью системы датчиков. Но, к сожалению, на зимней дороге в гололед о корректности считывания датчиками информации говорить не приходится. Избежать потери управления можно резким нажатием на тормозную педаль и последующим выжиманием сцепления. Это запускает импульсное торможение системой. При этом не происходит блокировки колес, что значительно сокращает тормозной путь.
Рекомендуем
Чаще всего ДТП в городах происходят на перекрестках. В гололед нужно начинать тормозить перед ними заблаговременно. Также не нужно газовать сразу при включении разрешающего сигнала светофора – другие участники дорожного движения могут не успеть затормозить, а пешеходы могут поскользнуться.
Итак, как можно тормозить на механике зимой:
- Ступенчатое торможение (так называемый русский АБС). Предполагает кратковременное нажатие на тормоз до полной блокировки колес. Этот способ хорош в гололед, когда колеса сцеплены с дорогой очень слабо. Хотя использовать его можно повседневно. Важно! Тормозить на авто с системой антиблокировки АБС этим способом нельзя.
- Если вы экстренно тормозите и перед вами неровный участок дороги, педаль тормоза перед ним следует отпускать. Попадание колеса в большую ямку при нажатом тормозе чревато заносом задней оси.
- Поворачивая, старайтесь обеспечить плавное торможение и не допустить полной блокировки колес.
- На спуске следует тормозить методом газ – тормоз. Передача должна быть включена. Торможение осуществляется кратковременным нажатием на педаль тормоза. Чтобы ведущие колеса не заблокировались, следует слегка давить и на газ.
- Торможение двигателем. В гололед, особенно когда все подтаивает, правильным будет тормозить на механике двигателем. Для этого нужно перестать выжимать педаль газа, и скорость движения постепенно начнет снижаться. Этот способ отличается наибольшей безопасностью и эффективностью, использовать его можно не только в гололед, но и на протяжении всей зимы.
Стоит поговорить о том, как ведут себя авто с задним приводом на зимней дороге. Они излишне поворотливы, поэтому их заносит чаще, чем машины с полным или передним приводом. Если резко крутить руль или нажимать на педаль газа в гололед на заднеприводном авто, то его однозначно занесет.
Вовремя тормозить владельцам таких моделей поможет соблюдение оптимального скоростного режима. Как говорится, тише едешь – дальше будешь. Если ехать не очень быстро на автомобиле с задним приводом, то для его стабилизации достаточно прекратить давить на газ. Выйти из заноса можно, следуя рекомендациям: убрать ногу с педали газа, не жать на тормоз и поворачивать руль в сторону заноса.
Если авто пошло в занос и скорость движения небольшая, то сорвать заднюю ось можно, воспользовавшись ручным тормозом. Либо понизив передачу и перестав выжимать сцепление. Правильно выполненные действия позволят блокировать задние колеса и приведут к необходимому заносу задней оси. В любом случае торможение рабочим тормозом при сносе передней оси недопустимо. Оно способно еще больше усугубить ситуацию.
Упражнения для правильного торможения на механике
Упражнение несложное. Нужно сесть за руль, двигатель при этом заглушен. Левую ногу поставить на педаль сцепления или на подставку под левую ногу (мертвая педаль). Правой нужно выжать педаль газа. После чего резко, по какой-либо команде, переставить правую ногу на тормозную педаль, а левую – на педаль сцепления. Упражнение закончено. Следует вернуться в исходное положение и повторить его столько раз, чтобы ноги «запомнили» расположение педалей и вы не запутались в них на дороге.
Во время выполнения упражнения нужно следить за четкостью движений. Хорошо выработать рефлекс на команду «Тормози». После успешного осваивания упражнения его можно усложнить: в исходном положении обе ноги должны находиться не на педалях, а в любом другом месте. Нужно добиться четкого попадания ног на нужные педали в любой момент из любого их положения. Причем добиться еще до первого выезда на дорогу.
Будет отлично, если вы засечете время выполнения команды и в дальнейшем будете стараться уменьшить его.
Упражнение следует повторять неоднократно, все время придумывая новое исходное положение для ног. После команды ноги должны моментально попадать на нужные педали, не задевая при этом соседние. Если у вас получится не отрывать пятки от пола, это большой плюс.
Данный рефлекс очень пригодится при отсутствии других рефлексов или их запоздалом срабатывании.
Упражнение необходимо повторять изо дня в день, пока вы не станете уверены, что безупречно выполняете его в любое время и при любом положении ног.
Практика показывает, что на отработку этого упражнения необходимо примерно 50 минут.
Как научиться правильно трогаться и тормозить на светофоре с АКПП и МКПП
Когда человек оказывается за рулём автомобиля, не имея при этом богатого водительского опыта, сразу же возникает вопрос относительно грамотного торможения около светофоров.
Ведь если не остановиться вовремя на красный свет, очень высока вероятность сбить пешехода или спровоцировать ДТП с другими транспортными средствами. Подъезжать к перекрёсткам следует уверенно и аккуратно, чтобы не нарушать правила и не создавать опасные ситуации.
Торможение на механической коробке передач объективно более сложное, если сравнивать с автоматическими трансмиссиями. Но каждый водитель, вне зависимости от типа КПП, обязан знать, как нужно правильно тормозить на светофоре.
Задачи аккуратного торможения
Давайте для начала определим, зачем вообще водителю уметь аккуратно и грамотно тормозить. Ведь можно резко ударить по педали газа. Всё равно транспортное средство необходимо остановить.
Но важно не просто прекратить движение перед светофором, если водителю горит красный сигнал, но и сделать это предельно аккуратно. Есть несколько причин поступать именно так.
- Пассажиры. Это вопрос их удобства. Когда водитель долгое время находится за рулём своего транспортного средства, на разные дёрганья машины он часто даже не обращает никакого внимания. А вот пассажиры это будут прекрасно чувствовать. Каждый толчок приводит к далеко не самым приятным ощущениям. А если среди пассажиров есть маленькие дети, резкое торможение вовсе опасно для их здоровья. Как и для пожилых людей.
- Необходимость быстро исправлять ошибки. Не сложно представить, как машина движется по заснеженной дороге. И если тормозить путём резкого нажатия на педаль, есть высокая вероятность того, что автомобиль не остановится. А если ещё и наехали на лужу или обледеневший участок, то тогда наверняка выезд на красный обеспечен. Либо же въезд в задний бампер впереди идущего автомобиля. У водителя банально не будет времени, чтобы исправить свою ошибку. Потому количество аварий резко возрастает в зимний период.
- Ситуация под полным контролем. Если тормозить правильно, вы не въедете в машины впереди, а также не позволите сзади идущему автомобилю протаранить ваш задний бампер. Так что правильное торможение это одна из составляющих безаварийной эксплуатации транспортного средства.
Вряд ли стоит спорить о том, что учиться тормозить необходимо.
При этом не стоит забывать о разнице между автоматическими и механическими трансмиссиями. Автомат значительно упрощает жизнь автомобилисту. Но не все могут или не все хотят покупать себе машину с АКПП. Потому приходится использовать более сложную схему для остановки перед светофором.
Торможение на АКПП
Для начала расскажем немного о том, как правильно останавливаться на светофоре, если ваша машина работает на автомате.
Если механическая трансмиссия делится на скорости, то у автомата есть разные режимы. Появление нового типа конструкции коробки привело к тому, что тормозить и трогаться на машинах с АКПП стало намного проще. Особенно, когда речь заходит о начинающих водителях.
Автоматы буквально созданы для езды в городских условиях. Они позволяют без лишних усилий и множества манипуляций быстро остановиться на светофоре, а затем так же легко задать стартовую скорость транспортному средству.
Чтобы остановиться на подъезде к перекрёстку, водителю нужно плавно отпускать и нажимать педаль тормоза. В результате автомобиль остановится. Но тут главное не отпускать педаль, если вы находитесь в режиме Drive. Он автоматически задаёт машине движение на скорости около 20 километров в час.
Как только автомобиль на АКПП удастся остановить, держите ногу на педали тормоза, пока не загорится красный. Дальше отпускайте педаль и нажимайте на газ.
Помимо торможения педалью тормоза, на автоматических трансмиссиях также присутствует возможность остановки автомобиля двигателем. Здесь на помощь приходят рекомендации более опытных водителей. Но по факту никаких сложных манипуляций проводить не придётся.
Когда впереди виднеется спуск, коробка автомат переключается на режим S с текущего положения Drive (или просто D). Если склон достаточно крутой, тогда можно перейти с Drive на режим L. Тут уже стоит отталкиваться от собственных ощущений.
Дополнительно на автоматических трансмиссиях присутствует кнопка Hold, которая поможет вам в торможении двигателем.
Использовать такой метод остановки лучше в экстренных ситуациях, когда отказала педаль тормоза. Хотя некоторые активно практикуют этот способ, если нужно затормозить или остановиться при движении по крутому или затяжному спуску. Но если с педалью тормоза и всей тормозной системой проблем нет, лучше применять традиционный метод. Всё же тормоза для того и созданы, чтобы приостанавливать или полностью прекращать движение транспортного средства.
Торможение с МКПП
Теперь рассмотрим детальнее вопрос о том, как нужно правильно останавливаться на светофоре на механике. Если вспомнить свои уроки в автошколе, то наверняка вспомнятся слова инструкторов, которые говорили ученикам о том, что двигаться транспортное средство всегда должно с включённой передачей на КПП.
Какую именно передачу выбирать, уже зависит от скорости движения, чтобы всегда быть готовым совершить последующий манёвр, отталкиваясь от текущей ситуации на дороге. И только когда необходимо полностью остановить машину при скорости около 5-10 километров в час, следует выжать педаль тормоза и сцепления одновременно.
Но интересно то, что на практике большинство водителей с небольшим и внушительным стажем крайне редко используют метод торможения двигателем. Это можно объяснить необходимостью частого переключения передач на понижение, что провоцирует довольно быструю утомляемость. Плюс такие движения ведут к увеличению расхода топлива в городских условиях. Не забываем о том, что подобный метод торможения становится причиной ускоренного износа элементов механической коробки переключения передач.
Если погода сухая и на дороге уложен асфальт, перед светофором намного проще и удобнее тормозить, не понижая передач. Куда практичнее плавно и одновременно выжать две педали в автомобиле, а не пытаться останавливать транспортное средство самим двигателем.
В торможении двумя педалями нет ничего сложного. Тут достаточно научиться с правильной скоростью и усилием выжимать их. Это уже зависит от того, насколько легко перемещаются педали конкретно на вашем автомобиле. Плюс на скорость нажатия непосредственно влияет сама скорость движения транспортного средства перед светофором. Чем быстрее вы ехали, тем реще придётся выжимать педали. Но лучше не стоит сильно разгоняться, если знаете, что впереди перекрёсток.
При этом отказываться от обучения техники торможения двигателем ни в коем случае нельзя. Рекомендуем узнать, как правильно на механике остановиться перед светофором. В противном случае вы рискуете заглохнуть.
Многих справедливо интересует, как нужно тормозить на светофоре так, чтобы не глохнуть на механике. Ведь тогда придётся снова вращать ключ в замке зажигания, повторять заново процедуру старта и пр.
- Суть методики остановки двигателем заключается в том, чтобы при включённой передаче на механической трансмиссии заставить машину остановиться.
- Если у вас включена та же 2 или 3 передача, когда вы надавите на педаль акселератора, машина начнёт ускоряться. Так устроены автомобили.
- Если перестать давить на газ, но оставить скорость включённой, то сам двигатель постепенно начнёт останавливать машину.
- Время, затрачиваемое на торможение, непосредственно зависит от включённой на данный момент передачи. Чем она ниже, тем быстрее транспортное средство остановится.
- Когда вы подъезжаете к светофору, рекомендуется заранее перейти на пониженную передачу.
Важно понимать, что такая техника остановки повышает расход топлива. Зато эффективность подобного торможения выше, что положительно сказывается на безопасности и уверенности начинающего водителя.
В описанном методе педаль тормоза практически не нужна. Но если чувствуете такую необходимость, с её помощью можно немного подтормаживать. Даже если на передаче вы упрётесь педалью тормоза в пол, всё равно транспортное средство от этого не остановится. А вот ущерб тормозным механизмам можете нанести серьёзный.
Притормаживая, педаль тормоза можно не использовать. Выжимайте её тогда, когда машина уже перешла на минимальную скорость за счёт остановки двигателем. Это позволит зафиксироваться на линии, которая отделяет зону для машин от пешеходного перехода. Так вы не будете выступать за установленные пределы и не выкатитесь на полосу, по которой перпендикулярно движутся другие машины, поскольку для них загорелся зелёный.
Никогда нельзя забывать о необходимости фиксации автомобиля при остановке на регулируемых перекрёстках, где работают светофоры или стоят инспекторы дорожного регулирования. Особенно это касается участков, которые имеют неровности и при достаточно большом трафике.
Когда к вашей машине близко пристраивается сзади другой автомобиль, даже небольшой откат назад станет причиной дорожно-транспортного происшествия. Если же зафиксировать машину в неподвижном состоянии, зажав педаль тормоза, тогда ни о каких столкновения речь идти не будет.
Когда остановку приходится совершать на спуске или подъёме, точно не лишним станет помощь стояночного или ручного тормоза. Его советуют использовать ещё на уроках в автошколе. Включив ручник, машина гарантировано не сдвинется с места. А потому не будет создавать угрозу для транспортных средств позади или впереди вас. Когда настанет время трогаться, сначала начинайте движение, и потом постепенно отпускайте ручник. Бросать стояночный тормоз и потом пытаться выжать сцепление и перейти на первую передачу крайне опасно, когда сзади вас находятся другие машины. Вы банально не успеете выполнить все необходимые манипуляции, а начнёте катиться назад.
Практика показывает, что для новичков более правильным и удобным решением станет использование метода торможения двигателем с повышенной передачи на пониженные. При этом снимается давление с педали газа. Уже перед самой остановкой можно воспользоваться педалью тормоза или ручником, чтобы зафиксировать положение транспортного средства.
Уверенные и более опытные водители отдают предпочтение торможению с помощью одновременного нажатия двух педалей. Это позволяет быстро затормозить при разной скорости, вне зависимости от включённой передали. Плюс такая техника остановки позволяет экономнее расходовать топливо.
Правильный старт
Также все хотят знать, как правильно трогаться на светофоре при механике. С автоматом всё предельно понятно, а вот к МКПП есть несколько вопросов.
Если вы интересуетесь, как можно научиться быстро трогаться на механике, стоя на светофоре, то попробуйте для начала вспомнить уроки из своей автошколы. Чтобы побыстрей начать движение, обычно инструкторы советуют стартовать на сцеплении, не работая при этом педалью газа. Но такая техника достаточно сомнительная, поскольку в условиях плотного дорожного трафика сделать это будет проблематично. Вы станете объектом для выражения агрессии и не только.
Нельзя забывать, что на разных автомобилях есть свои особенности настройки и регулировки сцепления. Метод такого старта подойдёт, если дорога пустая, ровная и горизонтальная. Но от него лучше отказаться, если речь идёт о спусках, подъёмах и оживлённых перекрёстках. Тут опытные водители советуют ездить несколько иначе.
Перед тем как проехать светофор на механике, вам придётся от режима полной остановки задать транспортному средству начальную скорость. То есть необходимо тронуться. Для этого смоделируем ситуацию. Машина остановилась на светофоре или перекрёстке. При этом водитель включил ручной тормоз, двигатель работает, а ручка МКПП находится в положении нейтральной передачи.
- Левой ногой до упора требуется выжать педаль, которая отвечает за работу сцепления.
- Параллельно правой рукой водитель включает на механической трансмиссии первую передачу.
- Далее автомобиль можно постепенно снимать с ручного тормоза.
- Если необходимо, включите поворотник, чтобы обозначить другим водителям своё намерение повернуть на светофоре.
- Теперь плавно отпускается педаль сцепления.
- Когда наступит момент схватывания, на пару секунд прекратите отпускать педаль, и поддайте одновременно газ педалью акселератора.
- При этом на тахометре начнут увеличиваться обороты.
- Стартовать рекомендуется при 1000-1500 оборотах в минуту. Более 2500 оборотов поднимать не рекомендуется, поскольку вы не гонщик и ни с кем соревноваться в стартовой скорости не собираетесь.
- Параллельно следите за движением стрелки тахометра, поскольку не всегда удаётся определить нагрузку на двигатель только по его звучанию.
- Старайтесь чётко контролировать усилие, с которым вы воздействуете ногой на педаль газа. Чтобы её лучше чувствовать, старайтесь садиться за руль в мягкой обуви.
- Если вы всё сделаете верно и легко нажмёте на педаль газа, автомобиль поедет.
- Не опустив до конца педаль сцепления, проедьте около 3 метров. Такой режим называется движением на полусцеплении.
- Теперь разрешается полностью оставить сцепление и ещё сильнее нажать на педаль газа. Это позволит переключиться на следующую передачу, снова выжав сцепление.
В идеальных условиях отпускать педаль сцепления и нажимать газ следует аккуратно, плавно и синхронно. Но добиться этого можно только по мере увеличения вашего водительского опыта. Если новичок на первых парах будет глохнуть или передавливать педаль газа, ничего страшного. Вскоре вы привыкните к работе МКПП и педалей своего автомобиля, тем самым научитесь плавно трогаться с места.
Как угадать момент схватывания
Это тоже приходит с опытом. Не стоит ждать от человека, который только недавно села за руль, что он сумеет плавно и без рывков трогаться на светофоре.
Потому изначально большинство начинающих водителей часто глохнут после остановки на перекрёстке и при необходимости быстро стартовать. Ведь сзади подпирают другие машины, водители нервничают, что-то кричат и часто нелицеприятно выражаются в адрес блокирующего им движение водителя. Но такие реалии наших дорог. Паниковать не нужно. Соберитесь и постарайтесь сделать всё правильно.
Важно научиться улавливать этот самым момент схватывания сцепления. Это позволит вам не глохнуть, пытаясь стартовать с места. Для этого водители постепенно вырабатывают привычку отпускать сцепление, как только двигатель начинает дёргаться. Появляются своего рода судороги, которые не сложно перепутать с чем-либо другим.
Выработав подобный рефлекс, у вас никогда не будут возникать проблемы со стартом после остановки на светофоре, перекрёстках и при иных обстоятельствах. Тут важно привыкнуть именно к характерному поведению самого автомобиля. Сев за руль другой машины, она вряд ли будет вести себя точно так же.
Водительский опыт ничего не заменит. Потому мало просто изучать теорию, смотреть уроки о правильной технике остановки или начала движения на светофорах. Всё нужно пробовать на практике. Только так вы быстро привыкните к характерным особенностям своего транспортного средства. И тогда уже вы получите законное право кричать на тех водителей, которые глохнут на светофоре. Но стоит это делать или нет, решать вам. Всё же ещё совсем недавно вы сами были на их месте.
Нельзя сказать, что правильное торможение и трогание на светофоре является каким-то невероятным достижением для водителя. Это повседневная процедура, которую жители больших городов проводят по несколько десятков раз за день.
Научиться грамотно останавливать транспортное средство и задавать стартовую скорость, не глохнув на светофоре, не сложно. Нужно освоить технику и основные правила, следовать инструкциям и учиться чувствовать свою машину. И вскоре вы поймёте, что сделать это очень легко.
Тормозить двигателем: как правильно и какие последствия
Для кого-то простой, для кого-то очень сложный способ сбавления скорости автомобиля или другого транспортного средства — это торможение двигателем. Смысл такого торможения — естественное торможение силовым агрегатом без использования тормозной системы.
- Почему автомобиль замедляется при торможении двигателем?
- Плюсы и минусы торможения без тормозов.
- Учимся правильно тормозить двигателем на авто с коробкой автомат и на механике.
- Вывод.
- Видео.
Почему автомобиль замедляется при торможении двигателем
Замедление скорости движения автомобиля происходит за счет того, что водитель убрал ногу с педали газа и не перевел рукоятку коробки передач в нейтральное положение, соответственно топливо не подается в мотор, элементы коробки и двигателя находятся в зацеплении, коленвал ДВС испытывает сопротивление со стороны коробки и теряются его обороты.
При подаче топлива в двигатель, коленчатый вал передает вращение валу коробки переключения передач, а при торможении мотором, происходит обратное действие, потому что вал коробки получается скорость от вращения колес, так как коробка находится в активном режиме, а коленвалу приходится воспринимать нагрузки от коробки.
В режиме 1, 2 и 3 скоростей коробки, на колеса передается максимум энергии, но транспортное средство на таких скоростях быстро не может ехать. А в режиме 4,5 и 6 скоростей коробки, автомобиль можно разгоняться по максимуму, но коробка не может передавать колесам максимум энергии.
Это значит, что на повышенных скоростях, машина труднее разгоняется. Поэтому разгоняются всегда на пониженных передачах. Соответственно, если на малых скоростях КПП отпустить газ, то сила инерции будет большая и авто быстрее остановится.
А, если на высоких скоростях КПП отпустить газ, то авто будет дольше останавливаться из-за того, что сопротивление колес и коробки низкое.
Плюсы и минусы торможения двигателем
Основное преимущество торможения двигателем — это то, что автомобиль защищен от заноса, чем нежели, если бы застопорили колеса. При блокировке колеса машина становится на какое-то время неуправляемое и все зависит от сцепления резины с дорожным покрытие. На скользких дорогах даже машины с ABS (АБС — антиблокировочная система) не всегда защищают от заноса.
Поэтому очень важно уметь тормозить двигателем. Я использовал такое торможение при спуске с крутых склонов, где даже не было асфальта.
Если тормоза слабые, например стерлись накладки на колодках или накладки на дисковых тормозах, то торможение двигателем приходится применять даже, если дорога сухая.
Минус торможения двигателем в том, что сзади едущие автомобили могут не сразу сообразить, что вы тормозите мотором, потому что задние стоп сигнальные фонари не горят, а с чего бы им гореть, если не нажимается педаль тормоза.
Правильное торможение двигателем на АКПП и МКП
У многих водителей свои способы и нюансы торможения наработанные на практике. Но базовые приемы нужно уметь применять всем, кто ездит за рулем.
Рассмотрим торможение двигателем на «механике» на большой скорости:
- убираем ногу с педали газа;
- нажимаем на педаль сцепления;
- переключаем скорость на пониженную передачу (ориентируемся на скорость движения накатом, если авто еще быстро едет, то ставит на третью передачу, если уже скорость достаточно упала, то на вторую);
- при сильной потери скорости переключаем коробку на первую скорость.
Если даже вы задумали тормозить двигателем с пятой или шестой включенной передаче, то желательно сразу переводить на третью, потому как на четвертой замедление будет не существенной. Но учитывайте, конечно, скорость, если вы летите 180 км/час, то не вздумайте переключать сразу на третью.
У кого автомобили УАЗ или похожие, то желательно делать перегазовку при переключении передач коробки. Это щадящий режим сэкономит ресурс работы коробки. Перегазовка — это значит, что перед каждым переводом рукоятки коробки передач, когда сцепление нажато, надо нажимать на педаль газа. То есть, нажали на сцепление, нажали на газ, вывели со скорости в нейтральное положение, затем опять нажали на педаль газа и переключили на нужную скорость.
Важно! Нельзя переключать с высоких скоростей коробки — 4, 5, 6 сразу на первую, если не хотите добить трансмиссию.
После переключения на нужную скорость не следует резко бросать педаль сцепления. Двигатель и коробка должны плавно входить в контакт.
Что касается торможение двигателем на автомобилях с АКПП, то здесь все зависит от типа конструкции коробки.
- Некоторые автоматические коробки дают возможность постепенно переключать скорости в ручном режиме.
- Некоторые АКПП работают в фиксированных режимах с возможностью выбора низких скоростей.
- Некоторые АКПП не позволяют водителю управлять коробкой, все делается искусственным интеллектом.
Если у вас авто с коробкой «автомат», то прежде чем использовать моторное торможение, необходимо узнать в руководстве по эксплуатации для конкретной марки и модели авто, можно ли это делать.
Вывод
Следует уметь тормозить двигателем, потому что разные ситуации бывают на дорогах. Следует учитывать следующие моменты:
Как ехать быстрее на велосипеде: 7 неочевидных советов
Все мы хотим быть быстрыми и мощными (да здравствую ватты!). Но далеко не все мы знаем, что в этом нам могут помешать трение, давление, линия цепи… Так как ехать быстрее на велосипеде?
- А вы не забыли подписаться на наш канал Telegram?
1. Давление в покрышках
Если вы чувствуете давление, это может быть не ваша голова. Может быть, вы просто перестарались при «работе с насосом». Иметь каменные покрышки хорошо на гладком покрытии велодрома. А сколько вы знаете таких дорог общественного пользования в Украине?
На первый взгляд кажется, что высокое давление «в колесах» помогает ехать быстрее на велосипеде. Но не все так однозначно. Низкое давление может придать вам не только больше комфорта, но и скорости. Недавнее исследование показало, что сопротивление качению имеет два компонента потери энергии от ударов, независимые друг от друга. Они выявляются в:
- деформации из-за не идеального, неточного установления ваших покрышек;
- в потере из-заамортизации (да здравствует украинский асфальт!).
Свидетельство тому — гонка Париж — Рубе. Профики в ней катают на резине 30c, надувая ее до +/- 4 bar или 60 psi. Снижение давления означает, что покрышки могут деформироваться и поглощать неровности, а с тем позволять быстрее катиться велосипеду (вместо подпрыгивания на этих неровностях).
А еще снижение давления в покрышках будет хорошо влиять на езду по обычным дорогам, ибо это тоже будет поглощать бугры — вместо того, чтобы скакать на них. Быстрее, более комфортно, и бесплатно.
Каким оптимальное давление будет для вас — сказать сложно, ведь на это влияет множество факторов:
- ваш вес;
- ширина покрышек;
- дорожное покрытие, на котором посчастливилось ехать.
А также сниженное давление = увеличенное пятно контакта с почвой, а значит — улучшенное сцепление, что позволит увереннее входить в повороты.
Как ехать быстрее на велосипеде — снизьте давление в покрышках
2. Инерция
Чем быстрее въезжаете на подъем, тем быстрее поднимаетесь с тем же усилием. И чем короче подъем, тем лучший результат это принесет.
Еще один совет: въезжая на подъем в группе, оставляйте свободное место (выбирайте траекторию) для обгона впереди едущего. Зачем? Когда он начнет терять скорость (шансы такого крайне велики, ведь он ранее вас начинает «бороться» с подъемом + сопротивление встречному воздуху), вы же по инерции можете его обогнать, даже не вращая педалей. Только вперед сильно не вырывайтесь, чтобы не стать в голову пелотона и быстро не сжечь оставшиеся силы.
3. Направление ветра
Если ветер дует слева и вы в голове группы, то… откуда бы не дуло, ой тяжко вам приходится. Если же вы — второй или более, то при боковом ветре слева вам нужно быть немного позади справа и наоборот: ветер дует справа — становитесь сзади чуть-чуть левее от впереди едущего велосипедиста. Ваше точное положение будет зависеть от:
- скорости;
- угла атаки ветра;
- скорости ветра.
Прячьтесь от бокового ветра за задним колесом впереди едущего
4. Линия цепи
Знаете ли вы, почему у Тони Мартина и Тома Дюмулена стоят звезды на 58 зубьев на их разделочных байках? Нет, не потому, что они выдают намного больше мощности, чем мы, простые смертные. Катая на таких огроменных передних звездах, они чуть больше времени «проводят» на больших звездах кассеты. Это также означает, что линия цепи ровнее. А это в свою очередь «оказывает» меньше трения трансмиссии.
Не то, чтобы это существенно помогало ехать быстрее на велосипеде. Но пару лишних ватт явно сэкономит. А на больших дистанциях это существенно может повлиять на общую картину.
5. Чистая трансмиссия
Чистая трансмиссия. Она сделает вас быстрее. Трение в ней увеличивается с попаданием грязи. Потери из-за грязной трансмиссии или перерастянутой цепи могут быть значительны. А еще смазка: она тоже может работать по-разному. Вот вам интересный факт:
- чистая не смазанная цепь работает более эффективно, чем смазанная слишком сильно.
Одним словом, ухаживайте за велосипедом. Особенно за трущимися и вращающимися его компонентами — так, как рассказывает и показывает герой следующего видео:
6. Атмосферное давление
Если чувствуете давление, это может быть ваша голова. То есть погодные условия вас тоже могут значительно ускорить или замедлить. Самые очевидные факторы: ветер и дождь. Но знаете ли вы, что атмосферное давление тоже может значительно влиять? Многие в курсе: катаясь на высоте, велосипедист может ездить быстрее, при этом выдавая меньшую мощность. Но менее очевидно, что разница в атмосферном давлении и температуре может также влиять на скорость.
Колебание в виде нескольких градусов особо не ощутимо. А вот если выкатитесь после грозы в средине лета, результат может приятно удивить (вплоть до прироста на 3% в скорости при тех же ваттах).
7. Катание по вечерам
Исследователи из Бразилии обнаружили прирост скорости на целых 7%, проведя лабораторный тест на фиксированной дистанции вечером в сравнении с утром. Экспериментов на эту тему проделано уже великое множество (например, этот и этот). Но ничто не мешает еще раз все опробовать на себе и снова убедиться в правдивости или ложности данных результатов.
Выезжая вечером, всегда цепляйте на байк велосвет
- У нас есть YouTube-канал — подписывайтесь!
Желаете получать наши статьи в социальных сетях? Подписывайтесь на наши каналы в Twitter, Telegram и Facebook!
Источники:
https://rad-star.ru/pressroom/articles/kak-tormozit-na-mehanike/
https://drivertip.ru/zhizn/tormozit-trogatsya-na-svetofore-na-mehanike-avtomate.html
https://autostuk.ru/tormozit-dvigatelem.html
https://bikeandme.com.ua/trenirovki/sovety/1839402-kak-ekhat-bystree-na-velosipede-7-ne-ochevidnykh-sovetov