Фото лежачий велосипед

Содержание скрыть

Как своими руками сделать лежачий велосипед (лигерад) с длинной колёсной базой

Самодельный лежачий велосипед

Это инструкция по сборке лигерада (лежачего велосипеда) своими руками.

У этого самодельного лигерада множество интересных уникальных особенностей:

  • подседельное дистанционное управление;
  • промежуточный привод с эллиптической передней ведущей звездой;
  • сборка из стандартных компонентов, что облегчает модернизацию и ремонт велосипеда.

Когда велосипед собирался, то к сожалению не было сделано ни одной фотографии. Но для улучшения восприятия информации всё же были добавлены фотографии, полученные после разборки велосипеда.

Шаг 1: Материалы, необходимые для создания лежачего велосипеда своими руками.

Для сборки лежачего велосипеда своими руками нам потребуется только два велосипеда донора, которые должны удовлетворять ряду специфических требований.

С него необходимы следующие компоненты:

  • задняя часть (задний треугольник, каретка, шатуны, переключатели передач и т. д.); , вынос, рулевой стакан, труба вилки;
  • дискретная система переключения передач.

Второй велосипед — горный велосипед с колёсами 20 дюймов.

С него необходимы следующие компоненты:

  • передняя часть (вынос руля, рулевой стакан, вилка, колесо);
  • каретка, шатуны.

Идеально, если бы оба велосипеда имели тройную ведущую звезду, не составляющую одно целое с шатунами.

  • стальная прямоугольная труба длиной 2,8 м, сечением 50 мм x 25 мм и толщиной 1,2 мм;
  • фанера для сиденья;
  • поролон для сиденья;
  • кусок стальной пластины толщиной 3 мм;
  • стержень с резьбой длиной 1 метр и шириной 10 мм;
  • наконечники для стержня размерами 2 мм х 10 мм;
  • пластиковые трубы (внутренний диаметр 10 мм).
  • сварочный аппарат (успешно использовался дуговой сварочный аппарат на 130 А);
  • обычные инструменты для велосипеда.

Шаг 2: Сборка рама для лигерада.

Рама для самодельного лигерада

Я проектировал раму под себя, но с возможностью перемещения сиденья, чтобы можно было отрегулировать длину рамы. При сборке рамы в качестве отправной точки можете воспользоваться моими размерами, которые подбирались под длину ноги чуть более 80 см. Я оставил на раме немного запасного пространства, чтобы можно было отодвигать сиденье назад на 10 см.

Приступим к сборке лигерада. Сначала с большего велосипеда возьмём задний треугольник, подседельную трубу и каретку. Приварите 1,3 метра стальной прямоугольной трубы размерами 50 мм х 25 мм под к подседельной трубе под правильным углом на 175 мм выше каретки. Это будет верхней трубой самодельного лежачего велосипеда.

Каретка для лежачего велосипеда

Затем вырежьте каретку с меньшей рамы — она станет передней кареткой на новой раме. Чтобы создать новую нижнюю трубу, приварите каретку к стальной прямоугольной трубе 50 мм х 25 мм длиной один метр.

Из большей рамы вырежьте рулевой стакан и сточите вырезанные секции, чтобы осталась только труба. Удалите обойму подшипника и укоротите трубу примерно до 75 мм. Просверлите и отшлифуйте достаточно большое отверстие, чтобы рулевой стакан подошёл к новой нижней трубе. Это отверстие должно находиться примерно на 650 мм позади каретки. Приварите рулевой стакан к нижней трубе и затем снова вставьте обойму подшипника.

Сборка лежачего велосипеда своими руками

Чтобы соединить верхнюю и нижнюю трубу, сначала вырежьте гнездо шириной 25 мм по центру передней каретки. Верхняя труба должна войти в это гнездо, а нижняя труба приваривается к остальной раме (это хорошо видно на фотографиях). Чтобы просвет каретки мог функционировать, нужно отшлифовать верхнюю трубу, которая выглядывает внутрь из каретки.

Далее изготовим заднюю опору для сиденья. Это отрезок прямоугольной трубы, которая приваривается к верхней трубе как раз перед подседельной трубой и к верхним перьям заднего треугольника. Установите колесо, чтобы убедиться, что новая задняя опора хорошо согласуется с ним. Мне повезло, так как я выбрал раму, где верхние перья соединялись с одиночной трубой перед переходом в подседельную трубу, что значительно облегчило решение проблемы.

Изготовление рамы для самодельного лежачего велосипеда

Чтобы полностью завершить сборку рамы, добавим новый рулевой стакан. Отрежьте рулевой стакан с меньшей рамы и приварите его к верхней трубе. Привариваем её под таким углом, чтобы она стала параллельной к другому рулевому стакану.

Чтобы закрыть отверстие в подседельной трубе, я воспользовался резиновой заглушкой от ножки стола.

Шаг 3: Трансмиссия.

Изготовление трансмиссии для самодельного лигерада

Одной из интересных особенностей данного велосипеда является промежуточный привод. Он имеет несколько преимуществ по сравнению с обычной конструкцией трансмиссии лежачего велосипеда.

Во-первых, вокруг шатунов имеется свободная область и отсутствует передний переключатель скоростей. Во-вторых, меньше провисает цепь. Перед тем, как спроектировать этот самодельный лежачий велосипед, я просмотрел множество других моделей, у которых была проблема регулярного спадания цепи.

Промежуточный привод для лежачего велосипеда своими руками

Конструкция достаточно продвинутая. Чтобы создать промежуточный привод, отрежьте шатун от тройной ведущей звезды и гладко отполируйте. Снимите внутреннюю ведущую звезду и установите несколько шайб, чтобы отодвинуть её достаточно далеко от средней ведущей звезды, чтобы передняя цепь не мешала задней цепи.

На передний шатун установите только маленькую ведущую звезду. Используйте такие же шайбы, как и в случае с промежуточным приводом, но скорей всего в этом не будет необходимости. Спереди я использовал эллиптическую ведущую звезду. У меня ушло много времени на трансмиссию, но в итоге я добился её стабильной работы.

Цепь для самодельного лигерада

И в завершении нужно натянуть переднюю цепь, чтобы убрать провисание. Для этого мне понадобился самодельный холостой ролик из куска стали и звёздочка с заднего переключателя скоростей. Настройте передний переключатель скоростей так, чтобы он не мог переключаться на самую маленькую ведущую звезду.

Шаг 4: Рулевое управление.

Компонент рулевого управления лежачего велосипеда

Второй интересной особенностью этого самодельного лигерада является управление. При проектировании велосипеда я решил сделать руль ниже сиденья, так как по моему мнению это удобней. На велосипеде с длинной колёсной базой это требует удалённого рулевого управления.

Передняя часть рулевого рычага очень простая. Отрежьте конец одного из выносов и приварите кусок стали для плеча рычага. Установите вынос на трубу передней вилки и затяните заглушку как обычно.

Рулевой рычаг для лигерада

Задняя часть рулевого рычага немного сложней. Сначала отрежьте трубу от второй передней вилки. Далее необходимо создать новое крепление для обоймы подшипника, чтобы после вставки трубы в рулевой стакан сверху оставалось около 30 мм резьбы. Укоротите второй вынос, чтобы его можно было вставить в рулевой стакан. Постарайтесь сделать его как можно длиннее.

Вставьте вынос в рулевой стакан. Затем вставьте трубу вилки и отметьте до куда она поднимается на выносе. Верх выноса должен находиться как раз ниже конца верхней трубы, но чтобы руль не оказался слишком низко. Удалите всё лишнее и приварите кусок стали чуть выше отмеченной линии, чтобы образовалось плечо рычага. Соберите тем же способом.

Сборка самодельного лигерада

И в завершении необходимо изготовить рулевую тягу из стрежня с резьбой 10 мм и наконечниками с каждой стороны. После того, как вы определитесь с необходимой длиной, покройте стержень пластиковой трубой, чтобы получилась гладкая поверхность. Рулевая тяга должна находиться между левым шатуном и рамой, как раз над кареткой.

Шаг 5: Сиденье из фанеры для лигерада.

Сиденье из фанеры для лежачего велосипеда

Сиденье изготавливается из фанеры и покрывается поролоном высокой плотности. Основа сиденья крепится с каждой стороны верхней трубы таким образом, чтобы руль оставался на той же высоте по отношению к велосипедисту.

Вид сзади на сиденье для лигерада

Установите сиденье на велосипед и переместите его вперёд или назад, чтобы добиться необходимой длины. После этого я изготовил крепление, чтобы прикрепить заднюю часть сиденья к верхним перьям заднего треугольника.

Просверлите отверстия в верхней трубе и верхних перьях заднего треугольника. Закрепите сиденье с помощью болтов.

Шаг 6: Подведение итогов сборки лежачего велосипеда своими руками.

Я собрал лежачий велосипед своими руками и уже успел проехать на нём около пяти тысяч километров во время поездок на работу.

На этом велосипеде легко ехать, им легко управлять — чтобы задать направление движение, нужно просто легонько надавить на руль. Самодельный лигерад оказался удивительно динамичным, несмотря на длинную колёсную базу. А высоко расположенное сиденье предоставляет хороший обзор по сторонам и высокую заметность в потоке машин.

Лежачий велосипед

Велосипеды, которые позволяют разместиться практически лежа, на своей родине, в Германии получали название лигерады. В англоязычных странах их предпочитают называть рикамбенты. У нас они пока не завоевали большую популярность. Те новаторы, которые всерьез заинтересовались необычной новинкой, используют в своих обсуждениях оба варианта наименования.

troytec

Выглядят лигерады непривычно. Сиденье у них отстутствует, вместо него конструкцией предусмотрено целое ложе, которое позволяет разместиться практически горизонтально. Ноги при этом оказываются несколько выше тела.

Необычная конструкция позволяет рикамбету развить скорость, о которой раньше велосипедисты и не мечтали.

Недавно немецкая компания TroyTec выпустила новую модель лигерада, которая, двигаясь под уклон, набирает скорость свыше 100 км-час, а по ровной прямой дороге разгоняется до 50 кмчас.

Все преимущества положения лежа

Лежачий велосипедист хоть и выглядит непривычно, зато во время езды получает массу удовольствия. Обеспечивает это удобное расположение. Поза, которую занимает пилот лигерада, позволяет расслабить позвоночник, снимает нагрузку с рук, предплечий и шеи. Активно работают ноги и мышцы пресса. Отсутствует и трение в области ягодиц и промежности. Поэтому к такому виду транспорта советуют присмотреться тем, кто особенно опасается простаты.

liegerad_tt-pure

Лигерад – отличный вариант для длительных поездок. Обычные велосипеды сильно проигрывают на больших дистанциях из-за неудобной статичной позы. Спустя какое-то время велосипедист начинает чувствовать онемение в теле, покалывание в некоторых зонах. Положение лежа это исключает.

Как уже говорилось, лежачий велосипедист может развить скорость, которой его сидячий коллега не добьется даже при очень большом старании. Все благодаря особой вытянутой форме, которая обеспечивает низкое сопротивление воздуха, всего 20-30% от той, что испытывает обычный велогонщик.

Еще одно важное преимущество лигерада – его безопасность. Многочисленные краш-тесты показали, что даже при столкновения с препятствием на большой скорости у велосипедиста остается много шансов отделаться «легким испугом». Во-первых, у него появляется возможность торможения ногами. Во-вторых, если даже падение неизбежно, то оно принесет, то оно будет не таким опасным из-за низкой посадки.

Недостатки лигерада

От немедленного приобретения лигерада многих его поклонников останавливает его цена. Стоят такие агрегаты от 1100 до 11 тысяч евро. Однако на этом траты не закончатся: запчасти так же влетят в копеечку. К тому же в российских магазинах их купить не так просто, придется заказывать на зарубежных сайтах.

лежачий велосипед

При этом конструкторам велосипеда пока еще есть над чем поработать. При всех их преимуществах эти агрегаты далеко несовершенны. К примеру, они довольно много весят. Само ложе, большая трубная рама и увеличенная цепь прибавляют несколько килограммов. В итоге масса такого агрегата достигает 17 кг. Обычные двухколесные велосипеды весят около 12 кг.

Колеса такого велосипеда часто имеют плохой баланс из-за тяжелого неподвижного тела в ложе. А на поворотах может заклинить руль: слишком длинная колесная база.

Отметим и то, что наш климат не располагает к частым прогулкам на рикамбенте.

  • Лежачий велосипедист более чувствителен к непогоде: осадкам, ветру и т.д. Впрочем, многие производители уже учли этот момент, снабдив лигерады обтекателями – неким подобием крыши, которая дает достаточно надежное укрытие.
  • А вот защиту при езде по обычным для нашей страны льду, снегу и грязи пока не придумали. Риск упасть с лежачего велосипеда гораздо выше, так как в таком положении пилоту сложно сохранять равновесие.

Небольшая высота этого средства передвижения также может сыграть злую шутку. На дороге его могут попросту не заметить: велосипед не видно из-за автомобиля, а это может привести к аварийной ситуации.

Большой сложностью для рикамбента оказывается и преодоление препятствий: бордюров, небольших возвышений и т.д. Перескочить через них лежачий велосипедист сможет только на очень низкой скорости.

С чего все начиналось

Первый лежачий велосипед был создан американцем Брауном в 1900 году и запатентован в 1902-м. Его стоимость в США составляла 100 долларов, а в Великобритании – 20 фунтов. В начале 1902 года про этот велосипед написало английское издание The Cyclist («Велосипедист»). По словам журналистов, первый лигерад имел отличную плавность хода. Вместе с тем над громоздкими габаритами и недостаточной маневренностью еще нужно было поработать.

Лежачий велосипед

Преимущества

Давайте узнаем, чем лежачий велосипед лучше обычного:

    Удобное положение. Сидя в кресле лежачего велосипеда, человек находится в очень удобном положении, так как данная конструкция позволяет снять нагрузку с запястий, плеч и спины. При вертикальной посадке на руки велосипедиста возложено не только управление, но и поддержка верхней части тела. При длительных поездках на простом велосипеде спортсмену приходится периодически разминать мышцы шеи, в чем нет совершенно никакой необходимости при езде на лигераде. Поднимать голову, чтобы осмотреть дорогу, приходится только на тех моделях, где сидение имеет чересчур прямой профиль.

Лежачий трехколесные велосипеды

  • Полноценная передача энергии. Так как лигерады дают для таза лучшую опору, они позволяют давить на педали с большей силой. При педалировании используется каждая мышца, поэтому можно избежать усталости верхней части тела и рук. Вместе с тем велосипед с вертикальной посадкой позволяет увеличить крутящий момент, встав с сидения, чего нельзя сделать на рикамбенте.

Недостатки

Конечно же, лежачие велосипеды имеют и слабые стороны:

1. Цена. Рикамбенты гораздо дороже велосипедов с вертикальной посадкой. Это объясняется рядом вполне адекватных причин:

  • Небольшое количество экземпляров в серии.
  • Использование специфических запчастей (сидение, удлиненная цепная передача и багажник).
  • Высокие требования к качеству тормозов и переключателей передач, обусловленные высокой скоростью езды.
  • Дорогое обслуживание в силу отсутствия на рынке дешевых, не оригинальных деталей.

2. Воздействие атмосферных осадков. Обладатель лежачего велосипеда, не оборудованного дополнительным обтекателем, больше страдает от дождя, чем тот, кто ездит на вертикальном велосипеде. Капли дождя попадают на тело по всей его длине, а сильный ветер может задувать под одежду. Дабы этого избежать, некоторые производители выпускают рикамбенты, которые полностью закрываются обтекателем. Открытые велосипеды с лежачим положением можно также защитить от осадков с помощью чехла, который фиксируется на передней рейке. Проблема лигерадов, закрытых тентом состоит в том, что они имеют повышенную парусность при боковом ветре. Именно поэтому чаще всего закрытые обтекатели (твердые или нет) ставят на лежачие трехколесные велосипеды.

3. Больший вес. Из-за крупной трубной рамы, большого сидения и длинной цепи вес рикамбентов довольно внушителен – в среднем 17 килограмм. Конечно же, есть и исключения. Так, неподрессоренные спортивные модели с утилитарной посадкой могут весить 7-8 кг. Вес спортивных моделей с более или менее удобным креслом составляет от 10 кг. Ну а комфортный взрослый лежачий трехколесный велосипед может весить и 20 кг.

4. Нарушенный баланс. Из-за того, что тело в кресле лигерада находится в неподвижном состоянии, такой аппарат имеет плохой баланс между колесами. Кроме того, из-за длинной колесной базы при активном маневрировании на малой скорости руль в повороте может клинить. Однако, благодаря низкой посадке, велосипедист в любой момент может опереться на ноги и избежать падения.

Лежачий велосипед: фото

5. Опасность при езде среди машин. Лежачий велосипед не так хорошо заметен водителям авто, как вертикальный. Водители внедорожников и грузовиков попросту могут не увидеть лигерад за своим бампером. С другой стороны, лежачий велосипедист привлекает гораздо больше внимания, чем простой, в силу необычности конструкции. Так как в полулежащем положении проблематично оборачиваться назад, многие модели лигерадов оборудуются зеркалами заднего вида.

6. Затруднительный проезд бордюров. Если на простом велосипеде при должных навыках можно без проблем преодолевать бордюры и прочие элементы дорожной инфраструктуры, то на лигераде это весьма проблематично. Дело в том, что в лежачем положении велосипедист не имеет возможности приподнять переднее колесо, а проезд бордюров без этого маневра может негативно сказаться на состоянии рамы и подвески аппарата.

7. Опасность при езде по снегу и грязи. Так как на лигераде, в отличие от обычного велосипеда, у спортсмена нет возможности удерживать баланс своим телом, риск падения на нем при езде по плохому покрытию гораздо выше. Трехколесные лежачие велосипеды гораздо безопаснее, особенно при преодолении пересеченной местности.

8. Ослепление. Из-за низкого расположения сидения относительно дорожного покрытия при движении по трассе в темное время суток велосипедиста ослепляют фары проезжающих навстречу авто. С другой стороны, лежащий велосипедист с расстояния полностью виден водителям тех самых авто, по сравнению с простым велосипедистом, у которого видны лишь ноги.

9. Выпадает содержимое карманов. Если карманы брюк велосипедистов не застегиваются, то от их использования придется отказаться. Дело в том, что из-за практически горизонтального расположения тела спортсмена, едущего на лигераде, содержимое карманов может выпасть во время езды.

Велосипед трехколесный взрослый лежачий

Познакомимся с основными особенностями конструкции лежачего велосипеда.

Перевозка груза

Из-за низкого центра тяжести и специфической конструкции багажник лигерада значительно вместительнее и крепче, чем у обычного велосипеда. Особенно это касается довольно больших взрослых лежачих трехколесных велосипедов. На их багажнике можно закрепить несколько крупных сумок, не переживая, что они в пути съедут к колесу. Важно также отметить, что в лежачем велосипеде, в отличие от традиционного, при загрузке багажника развесовка между осями практически не меняется. Единственный недостаток – нет возможности надеть на плечи рюкзак и повесить что-нибудь на руль. Зато, если подвеска заднего колеса позволяет, к лежачему велосипеду можно подсоединить прицеп.

Ремонт

Многие компоненты конструкции, к примеру, чашки рулевой колонки и каретка, не стандартизированы, поэтому их можно устанавливать только на ту модель лигерада, для которой они предназначены. В массовой продаже такие запчасти труднодоступны. Их нужно заказывать непосредственно у производителя или поставщика. Однако есть и такие элементы, которые не только идентичны в разных моделях лигерадов, но и могут быть взяты с простых велосипедов. Речь идет о тормозах и переключателях передач.

Небольшие колеса

Как правило, переднее колесо лежачего велосипеда, фото которого выглядит весьма непривычно, имеет небольшие размеры, из-за чего увеличивается его сопротивление качению. Сниженная нагрузка на переднее колесо и более высокое давление в покрышке позволяют слегка компенсировать это сопротивление. Тем не менее преодолевать колеи на лигераде все равно проблематично, так как мелкое колесо проваливается в любые выбоины.

Удлиненная цепь

Для всех лигерадов с приводом на заднее колесо необходима длинная цепь. Чтобы она не слетала, используются специальные натяжные устройства. Кроме того, цепь изолируют с помощью специальных тефлоновых шлангов, которые уже стали неотъемлемой частью конструкции лежачего велосипеда. Длина цепи составляет в среднем 3,5 метра, что значительно сказывается на массе конструкции.

Первый лежачий велосипед

Смена положения

При езде на обычном велосипеде, чтобы ускориться, спортсмены наклоняются вперед, уменьшая тем самым сопротивление воздуха. В случае с лигерадом этого не требуется. При езде на нем проблем с сопротивлением воздуху и онемением тела попросту нет.

Настройка по росту

Подгонка транспортного средства под велосипедиста, которая на простом велосипеде производится с помощью изменения высоты седла, на лигераде также возможна. Для этого нужно перемещать кареточный узел и изменять длину цепи, что исключает возможность быстрой регулировки, которая может понадобиться при совместном использовании аппарата людьми разной комплекции.

Классификация

Лежачий велосипед может быть представлен в разных вариантах исполнения: задний или передний привод, низкий или высокий кареточный узел, руль под сидением или в передней части.

В этой связи, выделяют такие типы лигерадов:

  1. Короткие. Имеют малую колесную базу, подходят для повседневного использования и путешествий. На сегодняшний день это самый распространенный тип лежачих велосипедов.
  2. Лоурайдеры. Имеют короткую колесную базу и низкую посадку. Ориентированы на динамическое вождение в спортивном стиле. Используются в основном спортсменами.
  3. Переднеприводные. Также имеют малую колесную базу. В качестве руля выступает шарнирная рама. Поворот происходит за счет смещения тела в ту или иную сторону.
  4. Длинные. Обеспечивают высокий уровень комфорта благодаря большой колесной базе. Вместе с тем они очень громоздки и неповоротливы. Подходят для дальних поездок по хорошему дорожному покрытию.
  5. Велоскутеры. Отличаются в первую очередь высоким расположением сидения (над задним колесом) и длинным рулем. Хорошо подходят как для городской езды, так и для путешествий.
  6. Велоколяски. Имеют два колеса спереди, а функция рулевого возлагается на заднее колесо.
  7. Веломобили. Имеют три колеса. Некоторые модели оснащаются закрытым кузовом, защищающим велосипедиста от непогоды. Кузов положительно сказывается на аэродинамике лигерада, но значительно увеличивает его вес.
  8. Тандемы. Представляют собой лежачие велосипеды с двумя посадочными местами (один человек сидит за другим). Могут иметь два, три или даже четыре колеса.
  9. Гребные велосипеды. От обычных лигерадов отличаются тем, что приводятся в движение за счет силы рук. Могут выполняться как с двумя, так и с тремя колесами.
  10. Наклонные велосипеды. Принципиальное отличие таких велосипедов заключается в том, что на них нужно ездить лежа на животе. Такая конструкция позволяет достичь минимального сопротивления воздуха, однако при этом приходится жертвовать комфортом и обзором.

Лежачий велосипед (лигерад)

Типы рулей

Рули лигерада (лежачего велосипеда) могут также выполняться в различных вариациях:

  1. Высокий. Ручки такого руля располагаются выше седла, около груди велосипедиста. Он может устанавливаться на лоурайды и другие велосипеды с короткой колесной базой.
  2. Тиллер. Представляет собой Т-образный руль, с ручками, расположенными довольно близко к груди велосипедиста. На некоторых моделях лигерадов, тиллер может имеют складную конструкцию. В таком случае он откидывается во время посадки и высадки вперед.
  3. Аэроруль. Представляет собой трубу, изогнутую дугой вокруг колен. Ручки такого руля, как правило, также находятся на уровне колен.
  4. Низкий руль. Чаще всего труба такого руля устанавливается под сидением, а ручки в вертикальном положении находятся немного выше сидения.
  5. Пара рычагов. Такие рули можно встретить на веломобилях или велоколясках. Каждый рычаг непосредственно соединяется с парой передних колес, и позволяет сделать разворот в ту или иную сторону. Ручки таких рычагов находятся по бокам от сидения.

Лежачий велосипед своими руками

Ассортимент лигерадов на рынке, в силу их специфичности, довольно скуден, а цена таких транспортных средств для многих завышена. Поэтому даже сегодня на дороге можно встретить лежачие велосипеды собственного производства. Чаще всего лигерады делают из обычных велосипедов путем частичного видоизменения рамы. Реже мастера умудряются сделать трехколесный лежачий велосипед своими руками. Важно отметить, что реализация подобных проектов может увенчаться успехом только при наличии специального оборудования и навыков. В противном случае самодельный лигерад будет уступать заводским моделям по скорости и управляемости.

Рекорды

Благодаря высокому аэродинамическому потенциалу, лежачие велосипеды лучше подходят для установки всяческих рекордов скорости и дальности поездки, чем классические велосипеды. Познакомимся с самыми выдающимися рекордами:

  • 200 метров со старта. В 2008 году Сэм Виттингам преодолел эту дистанцию за 5,434 секунды на велосипеде Varna Diablo III. На протяжении заезда мужчине удалось достичь скорости в 132,5 км/ч. Среди женщин на этой дистанции отличилась Барбара Батуа, проехавшая ее за 5,911 секунды в 2010 году. Спортсменке удалось разогнать свой Varna Diablo III до 121,81 км/ч.
  • 60 минут со старта. В 2009 году велогонщица Барбара Батуа преодолела за указанный промежуток времени 84,02 км. А в 2011 году Франческо Руссо на своем велосипеде Eiviestretto 2 смог проехать за час 91,556 км.
  • 6 часов в движении. Рекордная дистанция среди мужчин принадлежит Акселю Фехлау. Она составила 426,917 км. Средняя скорость движения его веломобиля была равна 71,153 км/ч. Среди представительниц прекрасного пола на этом поприще отличилась Эллен ван Вугг, проехавшая в том же году и на том же треке 338,689 км. Средняя скорость движения составила 56,448 км/ч.
  • 24 часа в движении. В 2010 году велогонщик Кристиан преодолел за сутки 1219 км пути. Средняя скорость спортсмена составила 50,8 км/ч.

Лежачий велосипед своими руками

Тренажер

Кроме лежачих велосипедов для езды, существуют лежачие велотренажеры, позволяющие получить аэробную нагрузку и проработать мышцы ног в домашних условиях. Тренажер-лигерад имеет все достоинства простого велотренажера, однако есть принципиальное отличие – он не нагружает нижний отдел спины, поэтому подходит для тренировки больных или проходящих реабилитацию людей. Сидение лигерада разработано таким образом, чтобы обеспечивать максимальный комфорт во время тренировки. Если обычный велосипед для лежачих больных недоступен, то лигерад может стать отличным способом получить аэробную нагрузку, которой им так не хватает. Кроме того, за счет того, что ноги в лигераде двигаются вперед и назад, а не вверх и вниз, он позволяет лучше проработать ягодичные мышцы и бедра, нежели вертикальный велосипед. Тем, кто страдает от болезней спины, сердца или проблем с лишним весом, перед использованием такого тренажера, как лежачий велосипед, необходимо обязательно проконсультироваться с доктором.

Плюсы и минусы

Разговор на тему плюсов и минусов всегда субъективный. Могу сказать только о том, что знаю сам и что пробовал. Раньше был один велосипед для всего, а сегодня для каждого вида катания свой. Хочешь гонять по шоссе? Покупай карбоновый шоссер. Хочешь лазать по горам, лесам? Тогда — кросскантрийный двухподвес. Хочешь ездить далеко и с комфортом — лигерад (проверено мной).

Плюсы

  • Скорость

Лежачие велосипеды – самые скоростные, потому что у них меньше «парусность» и, соответственно, сопротивление воздуха тоже ниже. Существуют легкие жесткие шоссейные лигерады с обтекателями, которые давно бьют рекорды скорости и к которым обычные шоссейные велосипеды не могут даже приблизиться. Но нужно понимать, что лигерад комфорт-класса соревноваться со спортивными шоссейными велосипедами не может в силу веса, толстых покрышек и системы амортизации. ligerad.ru

Полностью с этим согласен. Ниже будет ролик с TroyTec на скорости 102 км/ч. Хотя, рекорд с обтекателями за 130 км/ч. Сам могу сказать про скорость следующее. У меня лигерад AZUB MAX. Вначале стояла резина SCHWALBE SMART SAM 2.0. Хорошая универсальная резина. Когда вкатан можно держать скорость 30-32 км/ч. Потом поставил SCHWALBE HURRICANE. Скорость прыгнула на до 35-38 км/ч, такую скорость можно поддерживать больше часа. Если ставить узкие покрышки с давлением в 5 атмосфер и больше, то скорости можно добавить еще, но комфорт сразу страдает.

Катание на лигераде лишено основной проблемы всех велосипедистов — проблемы с филейной частью. Вся нагрузка равномерно распределяется анатомическим сидением-лежанкой по спине и даже после сотен километров лигерадист может снова сесть в сидение без мучительной боли в нежном месте. Только усталость ног может остановить лежачего велосипедиста. Седло велосипеда в длительных поездках может травмировать очень важные органы как у мужчин, так и у женщин. Достаточно много людей, которым по медицинским показаниям запрещена езда на обычном велосипеде, но разрешена и даже полезна езда на лежачем велосипеде. Откинувшись на спинку, мы снимаем нагрузку с позвоночника, с мышц поясницы, расправляем плечи назад, а не сутулимся, расслабляем руки, а не сжимаем их на рукоятках. Работают только ноги и происходит это легко и непринужденно. Лежачий велосипед прекрасно подходит для пользователей с лишним весом, которым трудно выдержать длительные поездки в вертикальном положении. На лежачем велосипеде можно кататься хоть целый день, хоть месяц, медитативно прокручивая педали в собственном ритме. ligerad.ru

Раньше когда проезжали по 130-140 км. филейная часть всегда давала о себе знать. Перепробовал много сидений, пока не нашел оптимальное. Постоянная нагрузка на кисти рук тоже даром не проходит. С покупкой AZUB все изменилось. После 200 км. ничего не болит кроме мышц ног. Посадка совсем другая. У AZUB все можно подстроить под себя как душе угодно. Кататься можно долго. Мы с ребенком (4 года — 17кг.) вместе катаемся. Ставим детское кресло назад. Подкачиваем амортизатор FOX и вперед.

Катание на лежачем велосипеде полезней для здоровья, чем на традиционном. Традиционный велосипед, конечно, тоже очень полезен для здоровья, как и любая умеренная физическая активность. Но перечень противопоказаний для катания на лежачем велосипеде гораздо меньше перечня для традиционного велосипеда с вертикальной посадкой. Это отличный реабилитационный инструмент, который помогает восстановить активность мышечной системы без перегрузки опорно-двигательного аппарата. Снимается нагрузка на пятки, на бедренный сустав, значительно уменьшается в районе коленного сустава. К тому же, весь ваш плечевой корпус, вся верхняя часть тела от шеи до кистей рук, от грудного отдела до мышц пресса – все абсолютно расслабленно. Улучшается кровообращение органов малого таза, кровь отливает от ног и снимаются проблемы офисного сотрудника, который целыми днями сидит в офисе за компьютером! Стоит для катания на велосипеде просто сменить позу и настроение с самочувствием улучшаются! ligerad.ru

Согласен со всем, что сказано. Комфорта и удобства намного больше, чем на обычном велосипеде. После того, как ноги привыкли к нагрузке ездить на велосипеде одно удовольствие. Низ спины, а именно нагрузка на него играет большую роль. Тем у кого есть проблемы при езде на обычном велосипеде на лигераде не испытывают болевых ощущений.

Минусы

  • Вес

AZUB max на 26″ колесах весит 17кг. Среди лежачих велосипедов это хорошо. AZUB весит столько из-за полной подвески и рама из трубы диаметром 60мм. TroyTec, самый тяжелый весит 11,2 кг. Но у него другая цена.

Фреймсет — рама, сидение и все типичное для лигерада будет стоить 1500 EURO. Плюс все остальное. Полная цена перевалит за 2000 EURO. Это справедливо в случае чехов. А немцы стоят намного дороже. Только фреймсет обойдется в 2500 EURO.

Нужно заново учиться ездить на велосипеде. Самое сложное на малой скорости до 5км/ч. У меня получилось тронуться с 3 раза, но это уже позади. Часто приходиться ездить по песку. Тут сноровка появилась не сразу. На лежачем велосипеде невозможно сместить центр тяжести, поэтому запрыгивать на тротуар надо осторожно. Если вилка хорошая и правильно настроена, то это упрощает задачу. Да и еще в горку труднее забираться, невозможно встать на педали и вкручивать. Чтобы избежать проблем с горками приходиться менять технику педалирования и использовать контактные педали.

Выводы

У каждого велосипеда свое предназначение. Походы, бреветы, марафоны легче проходить на лежачем велосипеде. Аэродинамика в сочетании с правильными покрышками и давлением в них могут много добавить к скорости. Полная подвеска сделает езду комфортней. Для наших дорог и лесов конечно нужна полная подвеска. Обратно на обычный велосипед пока не хочется.

TroyTec

Ребята из Мюнхена (их всего двое) собрались и начали делать карбоновые лежачие велосипеды. Все заточено под скорость. С весом тоже все в порядке, от 8,2 до 11,3 кг . Для лигерадов это очень хорошо, наверно, лучший весовой показатель. Грустная только цена. Цены — 4990, 5190, 5690 и не рублей а EURO. Производство начали совсем недавно в 2013 году. Сейчас можно купить одежду с их символикой, аэробагажник и прочие аксессуары. Сам на таких аппаратах еще не катался. В России таких пока нет. Ниже есть несколько моделей, чтобы представить, что это такое.

  • Troytec revolution
  • Troytec revolution-lr
  • Посадка велосипедиста на Troytec revolution-lr
  • Посадка велосипедиста на Troytec revolution-lr. Вид сбоку

Видео

Скорость 102 км/ч на Troytec Revolution …
Troytec Revolution и MTB …

Azub — чешская фирма. Работает давно. Модельный ряд самый широкий. Есть трайки, обычные двухколесные велики и даже есть лежачий тандем. Они не увлекаются карбоном и прочими hi-end примочками. Может поэтому и цена самая демократичная. Вот их флагман AZUB MAX на 26″ колесах. Предприятие семейного характера, сборка ручная. В сети можно найти видео о производстве рам, там все хорошо видно. Плюсы ручной сборки видны сразу.

Вот пример: после покупки любого велосипеда для себя или знакомых приходилось готовить колеса. Нужно было «обхрустеть»,т.е. снять колесо, взять колесо двумя руками и упереться осью в пол надавить на колесо, при этом ниппеля спиц начинают хрустеть. Перехватить и повторить процедуру. Затем исправить восьмерки и опять «обхрустеть». Так до тех пор, пока ниппеля спиц не перестанут хрустеть. Подготовленное таким образом колесо не ведет вообще. Это процедура, как обкатка. Так с чехами такой процедуры не было. Взял колесо, начал «хрустеть» и тишина, колесо идеальное, собрано вручную качественно. Втулки чехи используют NOVATEC на промподшипниках. Сиденье, по умолчанию идет из стеклопластика, но можно заказать и карбон. Компоненты, тоже можно любые SHIMANO заказать. Правда, так никто не поступает, потому что дорого. Заказывают фреймсет и то, что у нас не купить. Вот некоторые модели.

  • AZUB тандем
  • AZUB тандем в сложенном состоянии
  • AZUB trike
  • AZUB 5

Шаг 1: Материалы, необходимые для создания лежачего велосипеда своими руками.

Для сборки лежачего велосипеда своими руками нам потребуется только два велосипеда донора, которые должны удовлетворять ряду специфических требований.

Первый велосипед — горный велосипед с колёсами 26 дюймов.

С него необходимы следующие компоненты:

  • задняя часть (задний треугольник, каретка, шатуны, переключатели передач и т. д.);
  • руль, вынос, рулевой стакан, труба вилки;
  • дискретная система переключения передач.

Второй велосипед — горный велосипед с колёсами 20 дюймов.

С него необходимы следующие компоненты:

  • передняя часть (вынос руля, рулевой стакан, вилка, колесо);
  • каретка, шатуны.

Идеально, если бы оба велосипеда имели тройную ведущую звезду, не составляющую одно целое с шатунами.

  • стальная прямоугольная труба длиной 2,8 м, сечением 50 мм x 25 мм и толщиной 1,2 мм;
  • фанера для сиденья;
  • поролон для сиденья;
  • кусок стальной пластины толщиной 3 мм;
  • стержень с резьбой длиной 1 метр и шириной 10 мм;
  • наконечники для стержня размерами 2 мм х 10 мм;
  • пластиковые трубы (внутренний диаметр 10 мм).
  • сварочный аппарат (успешно использовался дуговой сварочный аппарат на 130 А);
  • обычные инструменты для велосипеда.

Шаг 2: Сборка рама для лигерада.

Рама для самодельного лигерада

Я проектировал раму под себя, но с возможностью перемещения сиденья, чтобы можно было отрегулировать длину рамы. При сборке рамы в качестве отправной точки можете воспользоваться моими размерами, которые подбирались под длину ноги чуть более 80 см. Я оставил на раме немного запасного пространства, чтобы можно было отодвигать сиденье назад на 10 см.

Приступим к сборке лигерада. Сначала с большего велосипеда возьмём задний треугольник, подседельную трубу и каретку. Приварите 1,3 метра стальной прямоугольной трубы размерами 50 мм х 25 мм под к подседельной трубе под правильным углом на 175 мм выше каретки. Это будет верхней трубой самодельного лежачего велосипеда.

Каретка для лежачего велосипеда

Затем вырежьте каретку с меньшей рамы — она станет передней кареткой на новой раме. Чтобы создать новую нижнюю трубу, приварите каретку к стальной прямоугольной трубе 50 мм х 25 мм длиной один метр.

Из большей рамы вырежьте рулевой стакан и сточите вырезанные секции, чтобы осталась только труба. Удалите обойму подшипника и укоротите трубу примерно до 75 мм. Просверлите и отшлифуйте достаточно большое отверстие, чтобы рулевой стакан подошёл к новой нижней трубе. Это отверстие должно находиться примерно на 650 мм позади каретки. Приварите рулевой стакан к нижней трубе и затем снова вставьте обойму подшипника.

Сборка лежачего велосипеда своими руками

Чтобы соединить верхнюю и нижнюю трубу, сначала вырежьте гнездо шириной 25 мм по центру передней каретки. Верхняя труба должна войти в это гнездо, а нижняя труба приваривается к остальной раме (это хорошо видно на фотографиях). Чтобы просвет каретки мог функционировать, нужно отшлифовать верхнюю трубу, которая выглядывает внутрь из каретки.

Далее изготовим заднюю опору для сиденья. Это отрезок прямоугольной трубы, которая приваривается к верхней трубе как раз перед подседельной трубой и к верхним перьям заднего треугольника. Установите колесо, чтобы убедиться, что новая задняя опора хорошо согласуется с ним. Мне повезло, так как я выбрал раму, где верхние перья соединялись с одиночной трубой перед переходом в подседельную трубу, что значительно облегчило решение проблемы.

Изготовление рамы для самодельного лежачего велосипеда

Чтобы полностью завершить сборку рамы, добавим новый рулевой стакан. Отрежьте рулевой стакан с меньшей рамы и приварите его к верхней трубе. Привариваем её под таким углом, чтобы она стала параллельной к другому рулевому стакану.

Чтобы закрыть отверстие в подседельной трубе, я воспользовался резиновой заглушкой от ножки стола.

Шаг 3: Трансмиссия.

Изготовление трансмиссии для самодельного лигерада

Одной из интересных особенностей данного велосипеда является промежуточный привод. Он имеет несколько преимуществ по сравнению с обычной конструкцией трансмиссии лежачего велосипеда.

Во-первых, вокруг шатунов имеется свободная область и отсутствует передний переключатель скоростей. Во-вторых, меньше провисает цепь. Перед тем, как спроектировать этот самодельный лежачий велосипед, я просмотрел множество других моделей, у которых была проблема регулярного спадания цепи.

Промежуточный привод для лежачего велосипеда своими руками

Конструкция достаточно продвинутая. Чтобы создать промежуточный привод, отрежьте шатун от тройной ведущей звезды и гладко отполируйте. Снимите внутреннюю ведущую звезду и установите несколько шайб, чтобы отодвинуть её достаточно далеко от средней ведущей звезды, чтобы передняя цепь не мешала задней цепи.

На передний шатун установите только маленькую ведущую звезду. Используйте такие же шайбы, как и в случае с промежуточным приводом, но скорей всего в этом не будет необходимости. Спереди я использовал эллиптическую ведущую звезду. У меня ушло много времени на трансмиссию, но в итоге я добился её стабильной работы.

Цепь для самодельного лигерада

И в завершении нужно натянуть переднюю цепь, чтобы убрать провисание. Для этого мне понадобился самодельный холостой ролик из куска стали и звёздочка с заднего переключателя скоростей. Настройте передний переключатель скоростей так, чтобы он не мог переключаться на самую маленькую ведущую звезду.

Шаг 4: Рулевое управление.

Компонент рулевого управления лежачего велосипеда

Второй интересной особенностью этого самодельного лигерада является управление. При проектировании велосипеда я решил сделать руль ниже сиденья, так как по моему мнению это удобней. На велосипеде с длинной колёсной базой это требует удалённого рулевого управления.

Передняя часть рулевого рычага очень простая. Отрежьте конец одного из выносов и приварите кусок стали для плеча рычага. Установите вынос на трубу передней вилки и затяните заглушку как обычно.

Рулевой рычаг для лигерада

Задняя часть рулевого рычага немного сложней. Сначала отрежьте трубу от второй передней вилки. Далее необходимо создать новое крепление для обоймы подшипника, чтобы после вставки трубы в рулевой стакан сверху оставалось около 30 мм резьбы. Укоротите второй вынос, чтобы его можно было вставить в рулевой стакан. Постарайтесь сделать его как можно длиннее.

Вставьте вынос в рулевой стакан. Затем вставьте трубу вилки и отметьте до куда она поднимается на выносе. Верх выноса должен находиться как раз ниже конца верхней трубы, но чтобы руль не оказался слишком низко. Удалите всё лишнее и приварите кусок стали чуть выше отмеченной линии, чтобы образовалось плечо рычага. Соберите тем же способом.

Сборка самодельного лигерада

И в завершении необходимо изготовить рулевую тягу из стрежня с резьбой 10 мм и наконечниками с каждой стороны. После того, как вы определитесь с необходимой длиной, покройте стержень пластиковой трубой, чтобы получилась гладкая поверхность. Рулевая тяга должна находиться между левым шатуном и рамой, как раз над кареткой.

Шаг 5: Сиденье из фанеры для лигерада.

Сиденье из фанеры для лежачего велосипеда

Сиденье изготавливается из фанеры и покрывается поролоном высокой плотности. Основа сиденья крепится с каждой стороны верхней трубы таким образом, чтобы руль оставался на той же высоте по отношению к велосипедисту.

Вид сзади на сиденье для лигерада

Установите сиденье на велосипед и переместите его вперёд или назад, чтобы добиться необходимой длины. После этого я изготовил крепление, чтобы прикрепить заднюю часть сиденья к верхним перьям заднего треугольника.

Просверлите отверстия в верхней трубе и верхних перьях заднего треугольника. Закрепите сиденье с помощью болтов.

Шаг 6: Подведение итогов сборки лежачего велосипеда своими руками.

Я собрал лежачий велосипед своими руками и уже успел проехать на нём около пяти тысяч километров во время поездок на работу.

На этом велосипеде легко ехать, им легко управлять — чтобы задать направление движение, нужно просто легонько надавить на руль. Самодельный лигерад оказался удивительно динамичным, несмотря на длинную колёсную базу. А высоко расположенное сиденье предоставляет хороший обзор по сторонам и высокую заметность в потоке машин.

Все о трехколесных велосипедах

Все о трехколесных велосипедах

В реалии современного общества на улицах чаще встречаются маленькие дети, раскатывающие на трехколесных велосипедах, нежели представители старшего поколения, хотя многие производители пешеходного транспорта и создают различные модификации трехколесных конструкций для взрослых. К сожалению, не многие заинтересованы в подобной покупке, а зря. Ведь трехколесные байки – универсальное спортивное устройство, способное не просто перевозить человека, но и дарить ему здоровье.

Особенности

На сегодняшний день велосипеды трициклы приобретают все большую популярность среди мировой общественности. Чаще всего водителями 3-колесных конструкций являются маленькие дети, хотя существуют модели, предназначенные для взрослых, пожилых людей, инвалидов и райдеров, неспособных держать равновесие.

Спрос на трехколесные велобайки вызван структурными особенностями их конструкции. Речь идет о низкой раме, значительно облегчающей посадку велосипедиста. Также трехколесные велосипеды отличаются высоким уровнем прочности и устойчивости, а значит, могут двигаться на любых поверхностях и преодолевать любые дорожные препятствия.

Трехколесные велобайки не разгоняются до запредельных скоростей, из-за чего изделие не испытывает проблем с равновесием. При остановке водитель сможет без труда поставить обе ноги на землю. Вертикальное расположение посадочного места максимально снижает нагрузку на мышцы спины, плечевой пояс и руки.

В вопросах ремонта трехколесных конструкций проблем не возникает. Для этих моделей применяются запчасти, аналогичные двухколесным велосипедам.

На сегодняшний день разработаны десятки разновидностей моделей трехколесных велосипедов для взрослых, поэтому даже самый привередливый водитель сможет найти соответствующий его индивидуальным требованиям транспорт.

Трехколесный велосипед, предназначенный для детской эксплуатации, является спасением родителей маленького чада, особенно в возрастном промежутке от 1 года до 2 лет. Как раз малыш начинает самостоятельно ходить, отказывается ездить в коляске. Родителям же при первых признаках усталости ребенка приходится брать его на руки. Уже через 10 минут взрослый начинает ощущать усталость в мышцах, тупую боль в плечах, что и не удивительно, если носить долгое время ребенка весом в 10-12 кг.

С другой стороны, родители утверждают, что заранее договаривались между собой о покупке трехколесного велосипеда для ребенка, преследуя цель приобщения дитя к спорту с «молодых ногтей».

Педиатры, как и другие специалисты, утверждают – детские трехколесные велосипеды приносят исключительную пользу здоровью ребенка:

  • у малышей развивается выносливость, стабилизируется координация движений;
  • укрепляется мышечный аппарат;
  • улучшается функционирование сердечно-сосудистой системы;
  • езда на велосипеде положительно воздействует на глазные нервы, так как ребенку приходится постоянно смотреть вперед и вглядываться в даль.

Невропатологи советуют родителям детей, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата, как можно быстрее посадить малыша на велосипед.

Модификации велосипедов для детей и взрослых имеют массу разных дополнительных элементов. Например, козырек, ремень безопасности, тележка сзади или корзинка спереди. Главное, что все дополнения могут похвастаться многофункциональностью и соответствием дизайну трехколесной конструкции.

Преимущества и недостатки

Каждая модель трицикла обладает множеством уникальных особенностей. Конструкции велобайков отличаются друг от друга техническими характеристиками. При сопоставлении всех модификаций трехколесных велосипедов получилось составить перечень их общих достоинств и недостатков.

Для начала предлагаем ознакомиться со списком положительных качеств трициклов.

  • Взрослым, имеющим проблемы с равновесием, трехколесный агрегат позволяет передвигаться по городу с чувством максимальной безопасности. И это неудивительно: у трехколесных велосипедов имеется дополнительная опора, прочно удерживающая ездока при движении.
  • Управление большим трициклом под силу человеку с самой плохой физической формой. Конструкция транспорта разработана по специальной технологии, снимающей напряжение с тела человека.
  • Трехколесные модели предоставляют водителю возможность управлять транспортом в сидячем, лежачем и полулежачем состоянии.
  • Трехколесный велосипед – идеальный вариант передвижения для представителей старшего поколения и инвалидов.
  • Дополнительное место в конструкции велосипедов трициклов позволяет перевозить небольшие грузы, например, покупки из супермаркета.
  • Модели трициклов для детей способствуют развитию ребенка, развивают его спортивные показатели и укрепляют иммунитет.

Далее необходимо рассмотреть перечень недостатков трехколесных агрегатов.

  • Найти трехколесный велосипед в любом спортивном магазине невозможно. Данный товар имеет ограниченный выбор и нечасто интересует потребителя.
  • Трехколесные велосипеды не рассчитаны на высокую скорость езды.
  • Управлять трехколесным велосипедом на проезжей части очень сложно. Водитель автомобиля может не заметить на дороге велосипедиста, управляющего заниженным трехколесным транспортом.
  • В некоторых моделях детских трициклов отсутствует ограничитель поворота руля, а значит, при резком повороте конструкция может опрокинуться.

Может показаться, что трехколесная конструкция велосипеда является самой простой моделью транспорта, позволяющего передвигаться детям и взрослым по прямой дороге на невысокой скорости. На самом деле производители подошли к данному вопросу с иной точки зрения и разработали разные модификации трициклов с индивидуальными эксплуатационными требованиями. Существуют даже трехколесные велобайки для дрифта. Для малышей же подготавливают модели, предназначенные только для прогулочных поездок.

Детские

Трехколесные велосипеды для детей разделяются на 3 основные категории, каждая из которых отличается своими особенностями и техническими характеристиками.

Велоколяска

Данный тип конструкций известен родителям под названием велосипед-каталка. При рассмотрении модельного ряда становится понятно, что устройство в принципе не является велосипедом. Движение этого транспорта аналогично передвижению коляски. И это не удивительно, годовалый ребенок еще не приобрел навык самостоятельного кручения педалей. Конструкторы подарили малышам возможность ощутить себя повзрослевшим ребенком. А поставив ножки на имитацию педалей, чадо постепенно освоит азы самостоятельной езды.

В качестве защиты ребенка конструкция велоколяски оснащена ремнями безопасности. Сзади присутствует корзина, куда можно положить необходимые ребенку игрушки.

В разных моделях велоколясок можно встретить музыкальную игровую панель, сменное сиденье и съемный козырек.

Классический велосипед

У каждого человека в детском возрасте был такой спорткар. Конечно, модификации прошлых лет во многом отличались от современных моделей. Но все же сходства между ними остались.

Сегодня классические разновидности трехколесных велосипедов приобретаются детям, достигшим 3-летнего возраста. С их помощью малыши могут самостоятельно передвигаться.

В их конструкции присутствует удобное посадочное место, выполненное из более жесткого материала, нежели у велоколясок, есть удобные педали, широкие колеса и ограничитель поворота руля.

Трансформер

В данном случае речь идет о модификации, объединяющей в себе классическую конструкцию трехколесного велосипеда и велоколяску, что весьма удобно для маленького ребенка и практично для родителей. С годовалого возраста малыш приучается к равновесию, самостоятельному кручения педалей. После того как он постигнет тонкости самостоятельной езды, с трансформера снимается родительская ручка, убирается козырек, ставятся стационарные педали и ребенок может отправляться сам в поездку по двору. А максимальный уровень сцепки с дорогой осуществляют резиновые колеса.

Лигерад

Лигерад (нем. liegerad ; другое название — «рикамбент») — лежачий велосипед, позволяющий велосипедисту ехать полулёжа или лёжа на спине, в редких случаях — на животе.

Лигерады, как правило, быстрее обычных велосипедов из-за лучшей обтекаемости, и по этой причине не допускаются на соревнования (проводятся специальные соревнования для лигерадов).

Впервые лигерад был использован на международных соревнованиях в 1933 году, но в 1934 году Международный союз велосипедистов запретил участие в велогонках на любой велотехнике, которая отличается конструкцией от стандартного велосипеда. По состоянию на 2012 год часовой рекорд для стримлайнеров (лигерадов в полном обтекателе) составляет 91 км 595 м, для лигерадов без обтекателей — 52 км 074 м. Для стандартных спортивных велосипедов — 54 км 526 м (по состоянию на июль 2015 года) [1] [2] [3] [4] [5] .

Другими преимуществами лигерадов является комфортабельность, отсутствие нагрузки на спину, меньшая вероятность развития импотенции у мужчин [6] , безопасность головы при авариях [7] . Недостатками являются большой вес и размеры, высокая стоимость, худший обзор, медленный поворот и более трудная езда в гору (велосипедист не может встать на педали, чтобы давить на них всем своим весом) [8] . Последнее утверждение весьма спорно, так как используя упор спины в сиденье можно прилагать к педалям усилие даже превышающее вес велосипедиста.

Также существуют тандемные лигерады (один велосипедист полулежит, другой сидит либо оба находятся в полулежачей посадке).

Лигерады достаточно широко распространены в Европе, где популярны среди туристов [9] .

Лежачие велосипеды выпускаются как промышленным способом [10] [11] [12] [13] , так и строятся самодельщиками [14] [15] .

Рама лигерада изготавливается из круглых или квадратных труб с различным сечением и прочностью, в зависимости от предназначения велосипеда и совершенства его конструкции. Легированная сталь, алюминиевые и титановые сплавы, углепластик, а также авиационная фанера — часто используемые материалы для изготовления современного лежачего велосипеда. Большинство лигерадов имеют хребтовую раму, хотя иногда встречаются и пространственные [16] .

Лигерад может оснащаться полностью закрытым или частичными обтекателями. Полностью капотированный лигерад называется стримлайнером. Обтекатели, как правило, делаются съёмными и могут устанавливаться на большинство лигерадов. В заднем обтекателе часто оборудуют небольшой багажник. В качестве типичных материалов для обтекателя используют стеклопластик, алюминиевые сплавы, карбон, кевлар, фанеру или непромокаемую ткань, натянутую на каркас [16] .

Стримлайнер (полностью капотированный лигерад)

Лежачий велосипед с тканевым обтекателем

Лежачий велосипед с передним и задним обтекателями

Лежачий велосипед с задним обтекателем

Лежачий велосипед может иметь ножной или ручной привод. Привод может осуществляться на переднее или заднее колесо. На ведущее колесо крутящий момент может передаваться с помощью цепи, ремня [17] , карданного вала или стальных (кевларовых) тросиков. С точки зрения движения ног (рук) веломобилиста, привод веломобиля может быть круговым, эллиптическим или линейным [18] . На некоторые лигерады устанавливают вспомогательный электродвигатель, например, «BionX» [19] .

Система переключения передач

Лигерад оснащается, как правило, классическим или планетарным переключателем скоростей, однако могут также устанавливаться велосипедные вариаторы такие, как «NuVinci N360» [20] или вариатор Б. Фролова [21] .

Существуют различные способы классификации лигерадов. Наиболее часто лигерады разделяют на прогулочные, спортивные и рекордно-гоночные. Чтобы классифицировать лежачие велосипеды более точно, их рассматривают с точки зрения привода (передний или задний), величины колёсной базы и расстояния от сиденья до земли.

Привод

  • Задний привод — заднее колесо является ведущим. Часто используются направляющие ролики, пластиковые трубки или промежуточные валы, что вызвано необходимостью гасить колебания длинной цепи.
  • Передний привод с подвижной кареткой — переднее колесо является ведущим. Преимуществами такого привода являются высокая эффективность и надёжность. Недостатками — влияние педалирования на управление лигерада. Чувствительность управления зависит от угла установки передней вилки, ширины и формы руля, расстояния от руля до педальной каретки, а также от высоты сиденья относительно педальной каретки. Оптимальным углом установки передней вилки при такой компоновке считается 45 градусов.
  • Передний привод с неподвижной кареткой — переднее колесо является ведущим. Такой привод обеспечивает свободу в выборе расположения сиденья и позволяет сделать лигерад складным. Педалирование, в отличие от привода с подвижной кареткой, на управление лигерада не влияет. Угол поворота руля относительно небольшой и ограничивается эластичностью цепи.

Колёсная база

  • ККБ (короткая колёсная база) — короткобазный лигерад. Переднее колесо находится позади педальной каретки. Часто используются 20″ колёса. Короткобазные лигерады более манёвренные и компактные. Главным недостатком такой компоновки является пересечение цепи с передним колесом. Чтобы не допустить трения цепи об переднее колесо или вилку, цепь устанавливают через один или два направляющих ролика, что позволяет надёжно передавать крутящий момент на ведущее колесо, но снижает эффективность привода.
  • СКБ (средняя колёсная база) — среднебазный лигерад. Как правило, используются 24″ или 26″ колёса. Сиденье устанавливается ближе к заднему колесу или над ним для уменьшения колёсной базы.
  • ДКБ (длинная колёсная база) — длиннобазный лигерад. Педальная каретка находится позади переднего колеса. Переднее колесо, как правило, меньше заднего. Преимуществами длиннобазных лигерадов являются низкая высота педальной каретки и прямая линия цепи. Недостатки такой компоновки — плохое распределение веса, с сильным смещением центра масс назад. Также из-за большой длины существенно ухудшается манёвренность, однако, по сравнению с короткобазными лигерадами, повышается устойчивость на высоких скоростях.

Посадка

  • Высокая посадка — сиденье велосипедиста находится на расстоянии вытянутой ноги от земли. Лигерад с такой посадкой даёт хорошую обзорность. Используются 26″ и 28″ колёса.
  • Средняя посадка — сиденье велосипедиста находится на расстоянии согнутой ноги от земли. Лигерад с такой посадкой обеспечивает хороший компромисс между обзорностью и обтекаемостью. Используются колёса разных размеров.
  • Низкая посадка — сиденье велосипедиста находится на расстоянии 15-20 см от земли. Лигерад с такой посадкой обеспечивает минимальную фронтальную площадь, что выгодно с точки зрения аэродинамики. Однако такой лежачий велосипед малозаметен на дороге, и его не следует использовать на оживлённых дорогах. Используются колёса разных размеров, либо одинаковые 20″ колёса.

До 1918 года

Лигерад Брауна

Одним из первых лежачих велосипедов считается длиннобазный лигерад американца Брауна. Он построил свой первый лигерад в 1900 году и запатентовал его в 1902 году. В 1901 году этот лежачий велосипед стоил 20 фунтов в Великобритании и 100 долларов в США. В январе 1902 года английский журнал The Cyclist (рус. «Велосипедист» ) опубликовал статью про этот лежачий велосипед. По мнению журналистов лигерад отличался хорошей плавностью хода. Его недостатками были большой вес и длина. Манёвренность также оставляла желать лучшего [22] .

Лежачий велосипед «Пежо»

В 1914 году, незадолго до начала Первой мировой войны, «Пежо», крупный производитель велосипедов в то время, начал серийное производство длиннобазного лежачего велосипеда. Производство этого лигерада вскоре было свёрнуто в связи с началом войны [23] .

«Курортный» лигерад

В 1915 году «Популярная механика», известный американский научно-популярный журнал, опубликовал заметку про лежачий велосипед с «креслом». Этот велосипед активно использовался на курортах штата Флорида, где отдыхающие могли насладиться неспешной и комфортной ездой на таком лежачем велосипеде. Важным преимуществом такого велосипеда, по мнению автора заметки, была низкая вероятность получить травму при падении с лежачего велосипеда [24] .

1918—1939

«Джей-Рад» Пауля Ярая

Пауль Ярай (венг. Paul Jaray ; 11 марта 1889 — 22 сентября 1974) — венгерский еврей, ставший знаменитым инженером благодаря созданию жёсткой оболочки для дирижабля LZ-120 «Bodensee» и обтекаемых кузовов чехословацких автомобилей Tatra 77 и Tatra 87.

Работая в компании «Цеппелин», Ярай загорелся идеей применить открытые им принципы улучшения обтекаемости транспортных средств на велотехнике. Его целью было построить велосипед с лучшей аэродинамикой чем у стандартного велосипеда с параллелограммной рамой [25] .

В 1921—1923 годах на немецкой фабрике «Hesperus-Werke» в Штутгарте было построено около 2000 лежачих велосипедов «Джей-Рад» (J-Rad) с его конструкцией с линейным приводом типа «швейная машинка» (treadle drive). Большинство велосипедов были проданы в Нидерландах, ставших на тот момент крупнейшим рынком велосипедов в Европе. Производство быстро начало набирать обороты, и «Джей-Рад» (известный также как «J-bicycle» и «J-fiets») стал известным не только в Германии, но и в других европейских странах [26] .

В 1922 году Пауль Ярай получил патенты на «Джей-Рад» в нескольких странах, среди которых были Швейцария и Франция [27] [28] . Были также проведены независимые исследования, целью которых явилось желание сравнить эффективность «Джей-Рад» и обычного велосипеда при равной мощности, прилагаемой одним и тем же гонщиком. Был установлен некий порог мощности, который разрешалось выдавать велосипедисту во время эксперимента. Согласно исследованиям, «Джей-Рад» позволял без особых усилий заезжать на подъём в 13 градусов. При максимально разрешённой мощности велосипедист уверенно заезжал на 16-градусный подъём на «Джей-Рад», в то время как на обычном велосипеде он смог преодолеть подъём лишь в 10 градусов, не повышая условленную мощность. Также было установлено, что при равной скорости движения у велосипедиста на «Джей-Рад» частота сердцебиений была всегда ниже по сравнению с ездой на обычном велосипеде в аналогичных условиях [29] .

В 1922 году «Джей-Рад» стоил 210—280 золотых марок. Установка динамо-фары добавляла 24 золотые марки к цене велосипеда. В Нидерландах, на главном велорынке в Европе, велосипед стоил 130 гульденов. Последние «Джей-Рад» в Нидерландах были проданы на распродаже в 1924 году за 100 гульденов [30] .

В 1923 году одна за другой последовали аварии на «Джей-Раде» со смертельным исходом и тяжёлыми травмами. Аварии были вызваны поломкой рамы на скорости при спуске с горы. Журналисты, подбадриваемые крупными велосипедными производителями, организовали травлю Ярая и его лежачего велосипеда в газетах, заявляя, что смертельные аварии — закономерный результат езды на «ненормальном» велосипеде. Проблему надёжности было решено реализовать с помощью замены стали, используемой для производства велосипедной рамы, на более качественную. Однако, было уже поздно: доверие покупателей к новинке оказалось подорвано. «Джей-Рад» получил ярлык смертельно опасного велосипеда, и это поставило крест на его рыночной перспективе [31] .

Таким образом, в 1923 году производство «Джей-Рад» было поспешно прекращено из-за общественного резонанса, вызванного смертельными авариями велосипедистов на велосипедах такого типа. Последние «Джей-Рады» были проданы в Германии в 1925 году.

«Вело-Велокар» Шарля Моше

Шарль Моше, французский предприниматель, выпускавший веломобили «Велокар» с 1925 года, разработал в начале 1930-х гг лежачий велосипед «Вело-Велокар». В результате получился лигерад на 20″ колёсах, с колёсной базой длиной 146 см и регулируемой кареткой, установленной выше сиденья на 12 см. Сиденье также регулировалось по углу наклона [32] .

Моше поставил амбициозные задачи для своего изобретения: победы на этапах мирового первенства и новый часовой рекорд. Для осуществления этой цели, Моше начал активно искать в 1932 году гонщика, который бы помог осуществить задуманное. Поначалу Моше пытался предложить «Вело-Велокар» известным гонщикам, однако они отказались. Велогонщики, к которым обращался Моше, признали удобство посадки и управления нового типа велосипеда. Однако, они отнеслись очень скептически к возможности его применения в гонках мирового первенства. Никто из топ-гонщиков не рискнул расторгнуть прибыльный контракт с крупными велопроизводителями ради очень быстрого, но необычного лежачего велосипеда. Шарль Моше не найдя альтернативы, принимает решение предложить сотрудничество явному аутсайдеру мирового чемпионата — Франсису Форо. Гонщик согласился на эту спортивную «авантюру» [22] .

В 1933 году, в первой гонке международного уровня с участием «Вело-Велокара», увидев Франсиса Форо на лигераде, другие гонщики смеялись над ним: «Ты что очень устал и решил прилечь? А подушку не забыл подложить?», «Брось валять дурака, вставай и педалируй, как мужчина». Однако, пользуясь преимуществом лежачего велосипеда в аэродинамике, Форо, явный аутсайдер чемпионата, последовательно в одной за другой гонке уверенно побеждал намного более сильных соперников. Вплоть до запрета лежачих велосипедов МСВ в 1934 году Форо, благодаря «Вело-Велокару», был практически непобедим.

По состоянию на 1933 год, мировой часовой рекорд составлял 44 км 247 м [33] . Рекорд был установлен швейцарцем Оскаром Эггом в 1914 году.

7 июля 1933 года Франсис Форо на лигераде «Вело-Велокар» устанавливает новый мировой часовой рекорд 45 км 055 м. Рекорд был официально засчитан. Однако, 29 сентября 1933 года Морис Ришар (Maurice Richard), один из сильнейших велогонщиков того времени, устанавливает новый рекорд для «обычных» велосипедов: 44 км 777 м. Руководство МСВ встало перед дилеммой: велогонки — это состязания гонщиков или конструкторов велотехники?

3 февраля 1934 года состоялся 58-й конгресс МСВ, на котором обсуждалось чем является с формальной точки зрения «Вело-Велокар» и какой рекорд следует засчитать. Конструкторский гений Моше был оценён по достоинству, однако у чиновников МСВ вызвало раздражение победы Франсиса Форо, явного аутсайдера мирового первенства, над признанными велогонщиками. Это вызвало протесты большинства гонщиков и болельщиков. Было устроено голосование, на котором большинством голосов было принято решение аннулировать часовой рекорд Франсиса Форо и признание таковым рекорд Мориса Ришара на стандартном гоночном велосипеде. Было решено, что в соревнованиях могут участвовать только стандартные велосипеды. Было создано две категории: часовой рекорд (UCI hour record) и лучшая человеческая попытка (Best Human Effort). Были сформулированы жёсткие технические требования к велосипеду. Шарль Моше тяжело переживал поражение в противостоянии с МСВ и в 1934 году он скоропостижно умирает в возрасте 54 лет [32] .

После его смерти, его сын, Жорж Моше, и гонщик Франсис Форо решили осуществить мечту Шарля Моше и побить дистанцию 50 км в часовом рекорде. В 1938 году был построен полностью капотированный стримлайнер на шасси «Вело-Велокара».

3 марта 1939 года Франсис Форо, в возрасте 43 лет, проехал на нём 50 км 537 м за один час, установив новый мировой рекорд в специальной категории МСВ «мускульные средства передвижения с аэродинамическими элементами» [34] . После начала Второй мировой войны Франсис Форо эмигрирует в Австралию, где умирает в 1948 году.

Участие «Вело-Велокара» в международных велогонках под эгидой МСВ было рекламой для коммерциализации лежачего велосипеда. Всего было продано несколько сотен «Вело-Велокаров». Главная причина, по который «Вело-Велокар» не обрёл большой популярности, была плохая плавность хода. Обычный велосипед на 28″ колёсах с подпружиненным седлом обеспечивал заметно лучшую плавность хода, чем «Вело-Велокар» на маленьких 20″ колёсах без каких то либо систем амортизации сиденья или колёс. В европейских городах преобладают дороги из брусчатки, на которых плавность хода «Вело-Велокара» оказалась неудовлетворительной. Как показала практика, на брусчатке или просёлочной дороге «Вело-Велокар» был медленее, чем обычный велосипед. Игнорирование проблемы плавности хода привело к коммерческому провалу «Вело-Велокара» [32] .

«Грабб Кингстон»

Внешние изображения
Лигерад Grubb Kingston
Фото

В августе 1934 года английская фирма «Грабб» начали производство длинобазового рикамбента «Кингстон». Реклама лигерада называла его первым английским лежачим велосипедом.

Производство было налажено в Лондоне. «Кингстон» оснащался трёхскоростной планетарной втулкой Sturmey-Archer. Лигерад стоил 14,1 фунтов в 1934 году.

Выпуск «Кингстонов» был прекращён в связи с банкротством фирмы. Было построено около 16 000 таких лежачих велосипедов [35] .

1945—1975

В период после Второй мировой войны и до образования Международной Ассоциации Мускулоходов (англ. International Human Powered Vehicle Association ) было построено немного лигерадов.

Одними из изобретателей и активными сторонниками лежачих велосипедов в этот период были американец Роберт Райли (англ. Robert Riley ) и немец Пауль Ринковский (англ. Paul Rinkowski ).

Пауль Ринковский

Пауль Ринковский (24 апреля 1915 — 14 марта 1986) — немецкий изобретатель из ГДР и пионер в области разработки лежачих велосипедов в послевоенный период. В период с 1947 по 1985 год Ринковский построил и всесторонне испытал на предмет эффективности и максимальной скорости десятки лежачих велосипедов своей конструкции [36] .

Изобретатель много работал над улучшением обтекаемости велотехники и уменьшением сопротивления качению покрышек своих лежачих велосипедов. Для увеличения скорости своего лигерада Ринковский использовал дисковые колёса, радиальные велопокрышки своей разработки, обтекатели на педалях. Радиальные велопокрышки размером 500×48 мм конструкции Ринковского, созданные для его же лигерада, имели коэффициент сопротивления качению 0,00345, что было на 75 % меньше, чем у стандартных шин-однотрубок размером 700С, имевшие коэффициент равный 0,00600.

Роберт Райли

В апреле 1969 года в известном американском журнале «Популярная механика» была опубликована статья в стиле «сделай сам» про то, как построить длиннобазный рикамбент «Ground Hugger». Автором этого лежачего велосипеда был американец Роберт Райли. Роберт получил патент на эту конструкцию в середине 1960-х гг, однако не смог найти партнёра, который бы взялся начать выпуск новинки. Поэтому изобретатель решил заработать, опубликовав рекламу своего рикамбента в «Популярной Механике». В упомянутой статье было рассказано про основные моменты постройки «Ground Hugger». Тем, кому не хватало информации, могли заказать за $5 полный комплект чертежей с детальными инструкциями.

Рикамбент получил признание. Было построено немало этих лежачих велосипедов, что вызвало интерес к теме нестандартной велотехники. Роберт Райли до сих пор продаёт чертежи «Ground Hugger», а точнее его современной версии «XR2» на своем сайте [37] .

После 1976 года

Международная Ассоциация Мускулоходов

В связи с лунной программой НАСА и сопутствующим желанием выяснить предельные возможности человека, а также появлением на свет необычных экземпляров велотехники, появилось неорганизованное движение веломобильных энтузиастов, которые строили и испытывали самодельные гоночные мускулоходы. Для того, чтобы стимулировать развитие этого перспективного направления велотехники, было принято решение образовать International Human Powered Vehicle Association (рус. Международную Ассоциацию Мускулоходов ). Организация была создана 28 марта 1976 года [38] . Это впоследствии стало толчком для установления ряда мировых рекордов скорости на лежачих велосипедах.

В данное время IHPVA сконцентрировалась на проведении следующих видов соревнований веломобилей: спринт с хода на 200 метров, часовой и суточный рекорды.

Гонки веломобилей под эгидой IHPVA проводятся на трассе № 305, недалеко от американского городка Бэттл Маунтин (Battle Mountain), в штате Невада. Место проведения соревнований находится на высоте 1407 метров над уровнем моря. Заезды обычно проводятся в конце сентября или в начале октября. В соревнованиях ежегодно принимает участие 10—20 хорошо подготовленных команд. Максимальная скорость замеряется на последних 200 метрах восьмикилометрового участка для разгона. Типичная скорость гонщиков во время спринта составляет более 100 км/ч.

Долгое время рекорд в спринте с хода на 200 метров принадлежал канадскому гонщику Сэму Уиттингхэму на стримлайнере «Варна Диабло-3». 18 сентября 2008 года гонщик на капотированном лежачем велосипеде конструкции Георгия Георгиева развил 132,5 км/ч в спринте на 200 метров с хода [39] .

15 сентября 2013 года голландская команда из Делфтского технического университета и Амстердамского свободного университета установила новый рекорд скорости езды на VeloX3, лежачем велосипеде с аэродинамическим обтекателем [40] . Себастьяну Боуйеру удалось разогнать его до 133,78 км/ч [41] .

Источники:

http://velofun.ru/do-it-yourself/kak-sdelat-lezhachiy-velosiped-ligerad-svoimi-rukami.html
https://rollerbord.life/velosiped/lezhachij-velosiped.html
https://vplate.ru/velosiped/trehkolesnye/
https://wikicom.ru/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%B4