Фото велосипеда орленок

Содержание скрыть

Орлёнок (велосипед)

«Орлёнок» (лит. Ereliukas ) — советский массовый и культовый двухколёсный цельнорамный подростковый велосипед, предназначенный для детей 7—14 лет.

История

Появился в начале 1950-х годов в Минске. В 1950-е годы ММВЗ освоил выпуск и подростковых моделей «Орлёнок» и «Ласточка».

«Орлёнок» был своеобразным переходным типом от двухколёсного велосипеда для детей младшего школьного возраста «Ветерок» к дорожным велосипедам для взрослых. Так, рама поздней модификации «Орлёнка» является почти точно уменьшенной рамой модели В-110 (напр. «Украина»), в то время как рамы ранних выпусков (до начала 80-х) имели характерную сдвоенную верхнюю трубу рамы, переходящую в верхние части перьев задней вилки. Он был широко распространён среди детей среднего школьного возраста, как символ начала приобщения к «взрослым» велосипедам (по сравнению например со складными велосипедами «Кама» и т. п.).

Будучи того же класса, что и «Школьник» (правда, заметно больше последнего по размерам), «Орлёнок» тем не менее котировался намного выше своих конкурентов. Объяснялось это тем, что на «Орленке» применялась надежная втулка заднего колеса «Торпедо», такая же как на «взрослых» дорожных велосипедах. На «Школьнике» же, применялась втулка завода ГАЗ, быстро выходившая из строя.

Модели

Выпускались две модели:

  • «Эрелюкас» (лит. Ereliukas , рус.орлёнок ) для мальчиков (с верхней трубой)
  • «Крегждуте» (лит. Kregždutė , рус.ласточка ) для девочек (женская рама).

Выпускался Шяуляйским велосипедно-моторным заводом (ШВМЗ) «Vairas» в г. Шяуляе Литовской ССР.

Модель171–831,171–821 ГОСТ 6693–74
База, мм975
Высота рамы, мм440
Рульповоротный, регулируемый по высоте
Число зубьев ведущей звездочки44
Число зубьев ведомой звездочки19
Втулка заднего колесатормозная со свободным ходом
Размер шин, мм37–533 (24×1,5)
ЦепьПР 12, 7–900–2, ГОСТ 13658–75 (100 звеньев)
Масса без принадлежностей и оборудования, кг12,5

Напишите отзыв о статье «Орлёнок (велосипед)»

Ссылки

[www.autolabs.ru/automir/minsk/#ixzz1GnMBXlX1 История марки Минск]

Отрывок, характеризующий Орлёнок (велосипед)

Имя его Vincent уже переделали: казаки – в Весеннего, а мужики и солдаты – в Висеню. В обеих переделках это напоминание о весне сходилось с представлением о молоденьком мальчике.
– Он там у костра грелся. Эй, Висеня! Висеня! Весенний! – послышались в темноте передающиеся голоса и смех.
– А мальчонок шустрый, – сказал гусар, стоявший подле Пети. – Мы его покормили давеча. Страсть голодный был!
В темноте послышались шаги и, шлепая босыми ногами по грязи, барабанщик подошел к двери.
– Ah, c’est vous! – сказал Петя. – Voulez vous manger? N’ayez pas peur, on ne vous fera pas de mal, – прибавил он, робко и ласково дотрогиваясь до его руки. – Entrez, entrez. [Ах, это вы! Хотите есть? Не бойтесь, вам ничего не сделают. Войдите, войдите.]
– Merci, monsieur, [Благодарю, господин.] – отвечал барабанщик дрожащим, почти детским голосом и стал обтирать о порог свои грязные ноги. Пете многое хотелось сказать барабанщику, но он не смел. Он, переминаясь, стоял подле него в сенях. Потом в темноте взял его за руку и пожал ее.
– Entrez, entrez, – повторил он только нежным шепотом.
«Ах, что бы мне ему сделать!» – проговорил сам с собою Петя и, отворив дверь, пропустил мимо себя мальчика.
Когда барабанщик вошел в избушку, Петя сел подальше от него, считая для себя унизительным обращать на него внимание. Он только ощупывал в кармане деньги и был в сомненье, не стыдно ли будет дать их барабанщику.

От барабанщика, которому по приказанию Денисова дали водки, баранины и которого Денисов велел одеть в русский кафтан, с тем, чтобы, не отсылая с пленными, оставить его при партии, внимание Пети было отвлечено приездом Долохова. Петя в армии слышал много рассказов про необычайные храбрость и жестокость Долохова с французами, и потому с тех пор, как Долохов вошел в избу, Петя, не спуская глаз, смотрел на него и все больше подбадривался, подергивая поднятой головой, с тем чтобы не быть недостойным даже и такого общества, как Долохов.
Наружность Долохова странно поразила Петю своей простотой.
Денисов одевался в чекмень, носил бороду и на груди образ Николая чудотворца и в манере говорить, во всех приемах выказывал особенность своего положения. Долохов же, напротив, прежде, в Москве, носивший персидский костюм, теперь имел вид самого чопорного гвардейского офицера. Лицо его было чисто выбрито, одет он был в гвардейский ваточный сюртук с Георгием в петлице и в прямо надетой простой фуражке. Он снял в углу мокрую бурку и, подойдя к Денисову, не здороваясь ни с кем, тотчас же стал расспрашивать о деле. Денисов рассказывал ему про замыслы, которые имели на их транспорт большие отряды, и про присылку Пети, и про то, как он отвечал обоим генералам. Потом Денисов рассказал все, что он знал про положение французского отряда.

Орлёнок (велосипед)

«Орлёнок» (лит. Ereliukas ) — советский массовый двухколёсный цельнорамный подростковый велосипед, с колёсами диаметром 533 мм (24 дюйма), предназначенный для детей 7—14 лет.

Содержание

История

Минский мотоциклетно-велосипедный завод был создан на базе оборудования и станков, велосипедных заводов вывезенных из Германии в качестве военных репараций. Первой массовой продукцией нового предприятия в были велосипеды В-16 (мужской дорожный) и два подростковых велосипеда  В-72 «Орлёнок» и В-82 «Ласточка». Эти модели были созданы по довоенным немецким образцам.

Велосипеды «Орлёнок» и «Ласточка» выпускались минским заводом с 1949 по 1951 год.  В связи с освоением выпуска мотоцикла М-1М (копии немецкого DKW RT-125) производство подростковых велосипедов было передано на Шяуляйский велосипедно-моторный завод. Модель  В-72 «Орлёнок» выпускали без значительных изменений конструкции с1951 по 1978 год. Затем было начато производство  новой модели 171-812 с прямой верхней трубой рамы.

«Орлёнок» был своеобразным переходным типом от двухколёсного велосипеда для детей младшего школьного возраста «Ветерок» к дорожным велосипедам для взрослых. Так, рама поздней модификации «Орлёнка» является почти точно уменьшенной рамой модели В-110 (напр. «Украина»), в то время как рамы ранних выпусков (до начала 80-х) имели характерную выгнутую сдвоенную верхнюю трубу рамы, переходящую в верхние части перьев задней вилки. Он был широко распространён среди детей среднего школьного возраста, как символ начала приобщения к «взрослым» велосипедам (по сравнению например со складными велосипедами «Кама» и т. п.).

Будучи того же класса, что и «Школьник» (правда, заметно больше последнего по размерам), «Орлёнок» тем не менее котировался намного выше своих конкурентов. Объяснялось это тем, что на «Орленке» применялась надежная втулка заднего колеса «Торпедо», такая же как на «взрослых» дорожных велосипедах. На «Школьнике» же применялась втулка завода ГАЗ, быстро выходившая из строя.

Модели

Выпускались две модели:

  • «Эрелюкас» (лит. Ereliukas , рус. орлёнок ) для мальчиков (с верхней трубой)
  • «Крегждуте» (лит. Kregždutė , рус. ласточка ) для девочек (женская рама).

Выпускался Шяуляйским велосипедно-моторным заводом (ШВМЗ) «Vairas» в г. Шяуляе Литовской ССР.

Велосипед Кама

Выпуск был очень ограниченным, особенно, для моделей, предназначенных для профессионального спорта. Основные: “Турист”, “Спутник”, “Тахион” и “Москва-80”, выпущенный специально к московской олимпиаде.

Сразу стоит отметить, что если дорожные велосипеды, выпущенные на Харьковском велозаводе (ХВЗ) вызывали заслуженные нарекания, то спортивные модели украинского производства были всегда на высоте. Все завершилось тем, что выпуск специализированных спортивных велосипедов был полностью доверен этому заводу.

ХВЗ Старт Шоссе Москва 80

Лебединой песней стал, конечно же, “Москва-80”. Предназначенный для спортивных гонок, всего 8-ми килограммового веса в сочетании с неимоверной выносливостью — о таком “велике” любители такого вида транспорта могли только мечтать. Интересно, что и другой ряд моделей, выпущенных заводом к олимпиаде всегда считался наилучшим вариантом спортивного велосипеда. У многих такие марки стоят дома как реликвия, но, не меньшее количество продолжает ездить по нашим дорогам и почти сорок лет спустя, подтверждая качество изготовления.

Совсем другого качества был “Турист”, выпускавшийся на том же заводе. Отличавшийся внешне лишь обычным рулем (в отличии от загнутого “бараньего” у спортивной модели), в эксплуатации 4-скоростная модель вызывала лишь разочарования. Плохо выполненная система переключения передач часто подводила, невысокого качества были и другие комплектующие. Неудивительно, что несмотря на заметно большие объемы производства, таких моделей, в отличии от “олимпийских” уже не встретишь на наших дорогах. Он был гораздо ближе к дорожнику, компоновался обычными крыльями, багажником и подсумком для инструментов.

“Тахион” был специальным шоссейным велосипедом, который можно сравнить с современными гоночными. Из-за своей дороговизны (некоторые детали были импортного производства) он был незнаком большинству велолюбителей Союза. Был доступен только для элитных владельцев.

Особенностями таких моделей, в целом, была система переключения передач и отсутствие, по этой причине, барабанных тормозов. Тормозная система была ободного типа, как на переднем, так и на заднем колесе.

Многие из моделей советского периода до сих пор можно встретить на наших дорогах (причем, некоторые — еще в заводской компоновке). Нередко также встречаются объявления о продаже такой техники в интернете. Все это на практике подтверждает качество и популярность советских велосипедов. Для кого-то еще это — ностальгия по времени, “когда мы были молоды”.

«Турист» — первый в шоссейник в СССР

«Турист» считается шоссейным велотранспортом, но если провести параллель с современными велосипедами шоссейного типа, то сходства можно пересчитать на пальцах. Но мы же говорим о временах Советского Союза. А для того времени такой агрегат, как «Турист», был настоящим прорывом в велосипедной индустрии. Это был первый велосипед, скоростной режим которого можно было выбирать самостоятельно.

Но наличие четырех скоростей — это ещё не все преимущества модели! «Турист» имел превосходную заводскую комплектацию, в которую входили:

  • насос;
  • подрамная сумка, внутри которой был весь необходимый инструментарий для осуществления велосипедный ремонтных работ;
  • багажник.

И это еще не все! Производители оборудовали эти советские шоссейные велосипеды тормозами ручного типа, фарой и динамо-машиной. Именно этими нововведениями марка заслужила всенародное признание и любовь.

К недостаткам модели можно отнести отсутствие амортизаторов.

Надежность, крепость и эргономичность – синонимы велосипеда «Турист».

Орленок

«Орленок» (по-литовски «Эрелюскас») был подростковым велосипедом, а значит – почти взрослым. Его покупка была своеобразной инициацией для советского ребенка, который прошёл стадию «Львонков» и «Школьников». Немного изогнутая рама «Орленка» была будто специально создана для того, чтобы его удобно было заносить на плече по лестничным пролетам до своего этажа. Да-да, когда у тебя появлялся «Орлёнок» ты больше мог не рассчитывать на то, что старшие будут тебе помогать в деле доставки велика «в гараж».

Что отличало «Орленок» от детских велосипедов, так это то, что количество спиц, профиль обода, втулки и каретка были такие же, как на больших велосипедах, а потому владелец «Орленка» сразу вставал на более высокую ступеньку в дворовой иерархии.
Ещё один момент: «Орленок», как и другие велосипеды, многие умельцы переделывали в мотовелосипеды, но это уже другая история.

Из истории велосипеда «Кама»

Несмотря на дороговизну, приобрести заветную игрушку было проблематично – в свободной продаже велосипед «Кама» практически не появлялся, и желающим приходилось доставать талоны и потом еще отстаивать неимоверные очереди, чтобы купить это чудо техники. Обладатели такого велосипеда считались счастливчиками, особенно ценился такой велосипед у мальчишек, так как колеса этого велосипеда считались «противоударными», и возможность поставить на нем восьмерку была нулевой.

Завод «Кама» ведет свою историю с 1956 года и к восьмидесятым годам, когда был расцвет популярности новой модели, стал лидером по производству складных велосипедов в СССР.

Во все республики Советского Союза поставляли велосипед «Кама». Характеристики этой модели были, на тот момент, наиболее востребованы в сельской местности, но и для городских кварталов этот велосипед отлично себя показывал. Главной особенностью изделия было то, что велосипед «Кама» складной, ранее таких моделей в СССР не производилось.

Конструкция велосипеда была настолько проста, что проблем со сборкой-разборкой этой модели не возникало совсем. Любой мужчина интуитивно понимал, как в несколько секунд разобрать и упаковать на хранение или для перевозки этот складной велосипед «Кама». Размер колес позволял использовать велосипед с возраста 8-9 лет.

Молодые владельцы велосипеда старались украсить своего двухколесного друга, но заводские тюнинговые детали не были доступны, и приходилось использовать любые подручные средства. В ход шли шланги от противогаза, устанавливаемые на руле; цветной проволокой украшались спицы; монтировались автомобильные катафоты и зеркала заднего вида.

История замечательного велосипеда могла прерваться в 2005 году, когда завод «Велта», занимающийся выпуском этой марки велосипеда, был близок к банкротству. Лишь с помощью ООО «Аталис» завод удалось отстоять и наладить новый выпуск старого бренда, но уже с применением более современных материалов, как в техническом решении, так и в оформлении внешнего вида изделия.

О байке

Салют – советский дорожный складной велосипед, предназначенный для передвижения по различной поверхности. Он выпускался на заводе в Перми, совместно с такими популярными велосипедами, как «Урал», «Кама» и др. В свое время пользовался большой популярностью среди городского и деревенского населения. Часто позиционировался как подростковый велосипед.

В стандартной комплектации велик был оборудован крыльями, багажником, редко и передним ободным тормозом. В умелых руках дворовой детворы Салют мог превратиться в настоящее творение искусства. Он украшался всем, что попадало под руку: изолентой, проволокой, кассетной лентой и многим другим. В случае поломки, ремонт не был дорогой или затруднительный. Практически любую неисправность можно было починить собственноручно.

«Салюты» сегодня

Как уже указывалось ранее, эти велики очень надежные и изначально были рассчитаны на долгий срок использования. Многие из них дожили и до сегодняшних дней в неизменном виде и без каких-либо коренных переработок и изменений. Хотя намного больше «Салютов» сейчас хранятся в виде ржавеющего хлама в сараях, гаражах и на чердаках. Хотя есть и такие энтузиасты, которые дают «Салютам» вторую жизнь.

Отреставрированный «Салют»

Переделка такого велосипеда сегодня занимает немало времени и сил. Тем не менее на улицах все-таки можно встретить с виду новый велосипед «Салют». Перекрашенный и ухоженный «Салют» даже сегодня будет выглядеть очень неплохо.

Тем же, кто захочет собственноручно отреставрировать старый «Салют», следует знать, что такие детали, как каретка, втулки и цепь, скорее всего, потребуют полной замены. Придется повозиться еще и с рулевой колодкой. Подходящие покрышки сегодня найти будет тоже достаточно проблематично, хотя как вариант можно будет заменить полностью колеса.

Складные велосипеды

Особой категорией велосипедов были складные дорожные. Они компоновались колесами размером 20” (“Аист”) или 24” (“Салют”).

Велосипед «Аист», «Десна» складной

Их универсальность была в том, что на них могли ездить все, от мала до велика. Дети установив минимальный подъем седла и руля, начинали ездить на удобном (без рамы) велосипеде. По мере роста, и то, и другое можно было регулировать почти до бесконечности. Женский пол также любил этот транспорт из-за отсутствия рамы и удобства посадки-высадки. Некоторые мужчины предпочитали такой велосипед по причине его разборной конструкции. Без проблем его можно было сложить и отправить в багажник автомобиля или вагон электрички. Особенно, это относилось к имеющему совсем скромные размеры “Аисту”. Конечно, длительные поездки на таком транспорте были некомфортными и утомительными. Он был скорее предназначен для близкого подъезда.

“Аисты” начали выпускаться почти сразу после войны (в 1947 году), но, и сейчас еще в строю и пользуются заслуженным уважением и спросом.

А вот велосипеды марки “Салют” выпускаются и сейчас. Как и в те времена, кроме привычной складной модели, есть такая же с нескладной рамой и с большими колесами (26 или 28-дюймовыми). Особенностью этой модели был очень удобный, красиво изогнутый руль. Пользовался огромным спросом в селах и поселках.

Если на Украине и в Белоруссии больше любили эти марки складных велосипедов, то в России отдавали предпочтение “Каме”. Велосипед с яркой окраской был мечтой продвинутой молодежи. Не удивительно, что на эту марку одними из первых стали устанавливать зеркала, свет и различные аксессуары. Он был очень выносливым и с хорошей проходимостью на маленьких колесах.

Советский «Школьник»

«Школьник» — модель велотранспорта для детей, ведь именно они выступали в качестве основной потребительской категории. Производство двухколесных под этой маркой было развернуто на заводе им. Горького, который являлся структурной единицей объединения ГАЗ. Начал осуществлять свою деятельность этот завод в 1940 году и первоначально был цехом Горьковского автомобильного завода по выпуску автомобилей для детей и их комплектующих. Вторая мировая война заставила поменять специализацию на производство боевых мин. Но несмотря на это, в 1956 году мир увидел велосипед советский «Школьник».

  • целевая аудитория – дети 10–11 лет;
  • период выпуска – с 1956 по 1993 год.
  • задней втулке был свойственен свободный ход;
  • высокий руль;
  • вынос руля увеличенный;
  • мягкое сиденье;
  • жесткий каркас седушки.

Диаметр колес

Для использования в городской среде самым оптимальным считается колесо с 20-ти дюймовым диаметром. Имено такие колеса имеет велосипед «Кама». Это идеальный компромисс между компактными габаритами и комфортностью поездки. Колеса идеально подходят для перемещения по асфальту, брусчатке и грунтовой дороге. Для них не составляет труда преодоление невысокого бордюра.

Возможно они не настолько компактны как суперсовременные модели с миниатюрными 16-дюймовыми колесами, зато более функциональны и прекрасно приспособлены для езды в сельской местности по грунтовой дороге.

Велосипеды «Кама», выпущенные много лет назад, и сегодня отлично востребованы и часто используются.

«Урал» – это нестареющая классика. Среди советских велосипедов – это диплодок. Неубиваемый, тяжелый, он на протяжении десятилетий служил советским людям верой и правдой. Он не боялся ничего: ни бездорожья, ни больших грузов. На нем перевозили канистры и дрова, доски и трубы. На «Уралах», принайтовав связки удочек, катились на рыбалку рыбаки. На «Уралах» не форсили, их не обклевали наклейками и не обвешивали катафотами – не солидно. Зато на «Урале» была аптечка, ремонтный набор и насос, часто прямо на раму крепилось второе, пассажирское, сиденье.
Ребенку ездить на «Урале» было неудобно, но сноровка позволяла ездить под рамой, что тоже считалось особым шиком.

«Тахион» — спортивная мечта

Советский спортивный велосипед – предмет вожделения мальчишек. Каждый хотел, чтобы у него был такой велик, которого не было у сверстников. Тогда его владелец приобретал большой авторитет среди друзей и получал выгодные предложения взамен на разрешение прокатиться. Ну, кому такое не понравится?!

Создателем «Тахиона» является Реджинальд Воронцов. Чтобы охарактеризовать советский велосипед, достаточно дать определение названию модели. Итак, тахион представляет собой частицу, которая движется со скоростью, превышающей скорость световых потоков в вакууме. Вот и получается, что «высокоскоростная» особенность была изначально заложена в агрегат этой марки. Просуществовал «Тахион» на рынке немного более 10 лет. В конструкцию входили импортные элементы. Вес железного коня составлял 9,5 кг. Такие габаритные характеристики были достигнуты благодаря применению таких материалов, как титан, сплавы из алюминия. Кстати говоря, вышеперечисленные материалы активно используются и в современном велопроме.

В общей сложности было выпущено около 400 велосипедов марки «Тахион», которые отличались друг от друга техническими характеристиками. Но какие бы характеристики ни были свойственны той или иной модели, для целей эксплуатации обычными людьми он предназначен не был. Призвание «Тахиона» — спортивная жизнь и соревнования. Цена такого спортивного коня находилась в пределах 7000 рублей.

Старые советские велосипеды — легенда нашего времени!

Особенности велосипедов времен СССР

Какими-то супер-отличиями советские велосипеды от нынешних не обладали, однако они сразу бросаются в глаза. Есть у них, что ли, своя магия, хранящая воспоминания давно ушедших лет. А если серьезно, то рама обычных великов представлялась в нескольких вариантах:

  • прямая;
  • выпуклая верхняя труба;
  • открытая.

Шоссейный велосипед всегда выпускался только в прямом варианте и был легче обычного синглспида. Правда, почти все байки тех времен имели больший вес по сравнению с нынешними моделями. Этот недостаток компенсировался высокой прочностью как самой рамы, так и всех остальных деталей. Недаром говорят, что велосипеды из СССР практически не убиваемые и смогут выдержать любые дорожные и погодные условия!

Рамы односкоростных велосипедов были тоньше, чем сейчас. Обязательно было наличие крыльев. Они присутствовали и на городских, и на гоночных велосипедах. Размеры колес варьировались от 20 до 28 дюймов. Впрочем, последний размер можно было встретить чаще.

Традиционно велосипед имел ножной барабанный тормоз, даже сейчас можно услышать выражение «советский тормоз». Приводился в работу движением педалей назад. Тормоз удобен, рассчитан на весь срок эксплуатации велика, по эффективности сопоставим с ободным. Тип V-brake ставился только на гоночные скоростные модели. Могли отличаться и размеры задней звезды на синглспидах: она была чуть больше, а цепь на несколько звеньев длиннее.

А вот аксессуар, который на велосипедах советских времен был исключительной редкостью – это подножка. Тем, кто пользуется этим вариантом велотранспорта, не слишком удобно парковаться. Впрочем, исправить этот недостаток и поставить подножку можно самостоятельно.

«Орленок» в СССР

Велосипед советский «Орленок» относится к группе подросткового транспорта. Выпускал мечту подростка литовский завод. Эта марка велосипеда значительно превосходила агрегат «Школьник» как по техническим характеристикам, так и по особенностям дизайнерского оформления. Этот «литовский красавец» был самым желаемым подарком на день рождения или Новый год каждого советского мальчишки.

Особенностями рассматриваемой модели являются:

  1. Эргономичность. Модель была правильно разработана и комфортна в эксплуатации. Кроме того, пользовался этот велосипед спросом и у жителей многоэтажных домов, ведь заносить его было гораздо проще, нежели предшественников.
  2. Идентичность велосипедов для взрослой категории населения. В основе конструкции «Орленка» присутствуют каретка, втулки и профиль обода в том же количестве, что и взрослого агрегата. Поэтому тот, кто становился владельцем этого железного коня, выглядел взрослым в глазах друзей-подростков.
  3. Простота модернизации под мотобайк. Истории известна масса случаев, когда обычный подростковый «Орленок» становился мотовелосипедом, на котором можно «вышивать» на относительно высоких скоростях, не прилагая практически никаких усилий – достаточно было пару раз крутануть педали.

Самый первый

Фото: ТАСС/Борис Кавашкин

Собственно именно с него все и начиналось. Для советского ребенка этот смешной велосипедик был первым “большим”, почти как у взрослых. Все классические детские велосипеды с педалями, намертво прикрепленными к переднему колесу, были, скорее, самоходным вариантом коляски, не случайно многие из них сегодня выпускаются с торчащей позади седла длинной ручкой для управления взрослым.

Но “Дружок” был не такой. У него было все как у настоящего велосипеда: руль, тормоз, цепь, багажник и даже колеса с камерой. У более поздних вариантов они, правда, делались из цельнолитой резины. Весь секрет заключался в колесной формуле 2×2: на задней вилке рядом с выемкой для колесной втулки на болтах крепились две дюралевые штанги с пластмассовыми колесиками. В один прекрасный день папа говорил: “Ну все, ты уже большой” – и отвинчивал одну из них. Потом отвинчивал вторую, и вот ты уже едешь как взрослый, удерживая равновесие. После “Дружка” учиться этому не требовалось.

В отличие от большинства советских великов, “Дружок” не имел заднего барабанного тормоза, вместо него был задний клещевой. Впрочем, вряд ли ребенок смог бы разогнаться на нем так, чтобы не суметь затормозить ногами. Еще “Дружок” был складным, со съемными рулем и седлом, что существенно облегчало его перевозку в метро, в электричке или в багажнике автомобиля. А его платформа позволяла такие изощренные издевательства над собой, что от фантазии отечественных кулибиных можно было остолбенеть на месте с разинутым ртом. Доводилось видеть даже переделку “Дружка” в мопед при помощи мотора от братской бензопилы “Дружба”.

Более продвинутым вариантом “дутика” (так называли в народе все детские велосипеды “дружковского” типа) считались ленинградский КВД или его тульская копия по имени “Бабочка” – в основном за счет более изящных форм и красного пластмассового шильдика со звездой на переднем крыле.

Велосипед “Бабочка”. Фото: velomasterclass.ru

Самым понтовым детским великом считалась львовская “Зайка-люкс”, у которой было сидение с поддерживающей спинкой, передняя и задняя фары и зеркала, как на мотоцикле – но она крайне редко попадала в магазины за пределами Украины.

Велосипед “Зайка-люкс”. Фото: detstvoto.net

Для особых эстетов были еще тульские ДКВ, считавшиеся промежуточным вариантом между детскими и школьными великами. Их конструкцию вполне можно было назвать винтажной: в комплекте помимо обычного ведущего колеса поставлялось аналогичное по размерам второе пассивное колесо и удлиненный мост со звездочкой. Из всех этих запчастей можно было собрать как трехколесный детский велосипед, так и обычный двухколесный.

Процесс послевоенной эволюции советского детского велосипеда начался он с “Ветерка”, выпускавшегося в 1950-х. Ранние модели “Ветерков” имели ту самую формулу 3×2, которую потом без изменений скопировали на ДКВ, а поздние делались уже с приставными колесиками, как на “дутиках”.

Еще одним ответвлением с того же древа был совсем уж редкий латвийский “Спарите” (“Стрекоза”) с тремя колесами, уже без всякой возможности модификации. Между прочим, поставлялся на экспорт в Финляндию.

Помимо детских 3×2 велосипедов существовали и взрослые: экспериментальный В-925 Жуковского завода, предназначавшийся для лиц пожилого возраста и перевозки грузов и их же ЖВЗ “Десна” 113-221, выпускавшийся крупной серией на базе одноименного “складника”.

В один прекрасный день в жизни каждого советского ребенка наступал тот самый момент, когда руль и седло верного “дутика” выше уже не поднимались, а ноги начинали скрести по земле. Это означало, что пора канючить на велик побольше. А также учиться на все пятерки, ходить за хлебом и выносить ведро по первому свистку – все ради того, чтобы в один прекрасный день родители торжественно вкатили бы в квартиру новенький, блестящий, еще чуть-чуть липкий от заводской смазки подростковый велосипед.

Характеристики

Рама «Салюта» изготавливалась из прочного стального сплава. Складные модели делились на 2 типа:

  1. Складные на шарнире;
  2. Разборные.

Если со складными не должно возникать никаких вопросов, то разборная конструкция требует некоторых уточнений. Велосипед с таким типом рамы полностью разъединялся на две части и имел жесткую сцепку. Таких рам было выпущено немного, и они достаточно раритетные. Разобраться в устройстве помогала инструкция, которая шла в комплекте.

Рулевая колонка была регулируемая. Так же была выполнена из стали. Она регулировалась не только по высоте, но и по наклону. Каждый мог подобрать для себя подходящее положение руля.

Диаметр колеса по современным стандартам составляет 24 дюйма. Покрышки и камера имели размер 533х37мм. Колесо было оснащено 36 спицами.

Что касается тормозной системы, то торможение производилось за счет задней втулки.

Велосипеды «Салют» выпускались с двумя видами седла. Первые представляли собой мягкую латексную подушку, а вторые жесткое седло с пружинами для большего комфорта.

Общий вес велика составляет 14,8 кг, что по нынешним меркам достаточно много для подобного рода дорожных велосипедов.

От 8 до старших классов

Советские велосипеды для детей младшего школьного возраста и подростков фактически представляли собой уменьшенные копии взрослых. Вариантов было не так много, а самыми распространенными были “Школьник” и “Орленок”. Все остальные если где и ездили, то разве что на периферии производивших их республик.

“Школьник” – детище Горьковского автозавода, выпускался с начала 1960-х. Первые модели еще имели гендерную стратификацию – они делились на женские (рассчитанные на езду в длинной юбке) и мужские. Позднее их стали выпускать в варианте унисекс, с открытой однотрубной рамой. Существовала и складная версия.

Родовой травмой всех “Школьников”, так и не исправленной за добрых два с лишним десятка лет производства, было весьма паршивое качество задней втулки. Уже через несколько месяцев езды цепь начинала регулярно слетать, а прокруты педалей становились унылой повседневностью. Папаши вынужденно переквалифицировались в веломехаников, потом махали рукой: “делай сам”, и детям приходилось сызмальства осваивать всю премудрость ключей и подшипников, чтобы заставить несчастный агрегат хоть как-то ездить.

“Орлята” появились еще раньше – в 1950-х. Сперва их делал Минский велозавод, причем сразу двумя моделями: “Орленка” с закрытой рамой для мальчиков и “Ласточку” для девочек. С середины 1970-х основной поток “орлят” стал сходить с конвейров Шауляйского моторного завода, благодаря чему велосипеды обзавелись звучными именами “Эрелюкас” и “Крегждуте”.

Велосипед “Эрелюкас”. Фото: veloretro.ru

Ранние варианты “Орленка”, как и мужских версий “Школьника” имели сдвоенную верхнюю трубу рамы, переходящую в перья задней вилки. Потом конструкцию решили упростить, позаимствовав раму от популярного у взрослых “Прогресса”. В таком виде “Орленок” дожил чуть ли не до вступления Литвы в Евросоюз.

Орлёнок (велосипед)

Из Википедии, бесплатной энциклопедии

«Орлёнок» (лит. Ereliukas ) — советский массовый двухколёсный цельнорамный подростковый велосипед, с колёсами диаметром 533 мм (24 дюйма), предназначенный для детей 7—14 лет.

Содержание

История [ править | править код ]

Минский мотоциклетно-велосипедный завод был создан на базе оборудования и станков, велосипедных заводов вывезенных из Германии в качестве военных репараций. Первой массовой продукцией нового предприятия в были велосипеды В-16 (мужской дорожный) и два подростковых велосипеда  В-72 «Орлёнок» и В-82 «Ласточка». Эти модели были созданы по довоенным немецким образцам.

Велосипеды «Орлёнок» и «Ласточка» выпускались минским заводом с 1949 по 1951 год.  В связи с освоением выпуска мотоцикла М-1М (копии немецкого DKW RT-125) производство подростковых велосипедов было передано на Шяуляйский велосипедно-моторный завод. Модель  В-72 «Орлёнок» выпускали без значительных изменений конструкции с1951 по 1978 год. Затем было начато производство  новой модели 171-812 с прямой верхней трубой рамы.

«Орлёнок» был своеобразным переходным типом от двухколёсного велосипеда для детей младшего школьного возраста «Ветерок» к дорожным велосипедам для взрослых. Так, рама поздней модификации «Орлёнка» является почти точно уменьшенной рамой модели В-110 (напр. «Украина»), в то время как рамы ранних выпусков (до начала 80-х) имели характерную выгнутую сдвоенную верхнюю трубу рамы, переходящую в верхние части перьев задней вилки. Он был широко распространён среди детей среднего школьного возраста, как символ начала приобщения к «взрослым» велосипедам (по сравнению например со складными велосипедами «Кама» и т. п.).

Будучи того же класса, что и «Школьник» (правда, заметно больше последнего по размерам), «Орлёнок» тем не менее котировался намного выше своих конкурентов. Объяснялось это тем, что на «Орленке» применялась надежная втулка заднего колеса «Торпедо», такая же как на «взрослых» дорожных велосипедах. На «Школьнике» же применялась втулка завода ГАЗ, быстро выходившая из строя.

Модели [ править | править код ]

Выпускались две модели:

  • «Эрелюкас» (лит. Ereliukas , рус. орлёнок ) для мальчиков (с верхней трубой)
  • «Крегждуте» (лит. Kregždutė , рус. ласточка ) для девочек (женская рама).

Выпускался Шяуляйским велосипедно-моторным заводом (ШВМЗ) «Vairas» в г. Шяуляе Литовской ССР.

Велосипеды «Орленок»: история и характеристики

Во времена Советского Союза детвора была не столь избалована игрушками и развлечениями, как современная. Поэтому приобретение велосипеда становилось целым событием, которое еще нужно заслужить. И новый, и даже доставшийся от старшего брата, он был поводом для гордости.

Велосипед «Орленок» занял особую нишу в сознании подростков того времени. С ним связано столько событий и приятных воспоминаний. Уже при упоминании о нем накатывает ностальгия о детстве. Быть может, нынешняя молодежь со мной не согласится, но для взрослого поколения это действительно так.

Немного истории

Производство «Орленка» началось в далеком 1949 году на базе Минского мотоциклетно-велосипедного завода. Использовались станки, привезенные из Германии в качестве репараций после войны. За основу брались немецкие модели велосипедов еще довоенных времен.

В 1951 году производство было передано в Шяуляйский велосипедно-моторный завод (Литовская ССР). Долгие годы модель оставалась практические без изменений. Только в 1978 году внесли изменения, которые затронули в первую очередь раму.

Особенности

Каждый подросток времен СССР мечтал стать обладателем «Орленка». Это была своеобразная «переходная» модель от детского велосипеда к взрослому. Подходила она для ребят младшего и среднего школьного возраста (примерно 7–14 лет).

Изначально велосипед выпускался с верхней сдвоенной рамой. Причем она была немного изогнута и плавно переходила в верхние перья задней вилки. Складывалось мнение, что это было сделано специально, чтобы было удобнее переносить его на плече. Ведь катались на нем уже «взрослые» ребята, которым родители не помогали относить велосипед в гараж или подъезд дома. В более поздних моделях раму стали выполнять из одинарной ровной трубы.

По внешнему виду «Орленок» очень похож на взрослый велосипед «Украина». Отличался только уменьшенными размерами. Остальные характеристики (втулки, каретка, обод, количество спиц) были аналогичны. А вот ближайшего конкурента «Школьника» «Орленок» обходил по размерам, что позволяло его владельцу занять более высокую ступеньку в «дворовой иерархии».

Характеристика

Технические характеристики велосипеда соответствуют ГОСТ 6693-74. Так, высота рамы составляла 44 см. Расстояние между центрами втулок колес (по-другому – база) – 97,5 см. Масса составляла 12,5 кг (без оборудования и всех принадлежностей.

Втулочно-роликовая цепь на 100 звеньев на первых моделях часто слетала. Об этом упоминают многие владельцы. Звездочка, ведущая на 44 зуба, а ведомая – на 19. На заднем колесе одевалась втулка со свободным ходом для торможения.

Высота поворотного руля легко регулируется, что позволяет подобрать ее для каждого ребенка.

Комплектация

К каждому велосипеду шел так называемый ремкомплект. В него входили такие необходимые вещи, как насос со шлангом (крепился на специальном креплении), масленка, сумка с небольшим числом инструментов. Имелась так же аптечка для ремонта колес.

На руль обязательно устанавливался звонок.

Поскольку «Орленок» считался моделью для мальчишек (для девочек была «Ласточка»), то на него устанавливали багажник.

В отдельных случаях на велосипед можно было приобрести и установить зеркало заднего вида, защиту для цепи. Самые «крутые» устанавливали счетчик пройденного расстояния, фару и генератор. Но это все было за дополнительную плату.

«Орленок» прекрасно подходил для езды по любым дорогам, будь то город или тропинка в деревне. И это было актуально, ведь во времена Советского Союза велосипеды были распространенным средством передвижения. Владельцы по праву могли гордиться своим «двухколесным другом».

Орленок

Узнаете? Это не просто велосипед, это настоящая легенда, сопоставимая с вкладышами из жевачек или автоматами с газированной водой. Сотни тысяч детей из СССР связали свое детство с этим велосипедом, который был расчитан на детей 7-14 лет.

Орленок выпускался Шяуляйским велосипедно-моторным заводом (ШВМЗ) «Vairas» в городе Шяуляе, Литовской ССР.

Всего было 2 модели:

  • «Эрелюкас» (лит. Ereliukas, русск. Орлёнок) для мальчиков (с верхней трубой)
  • «Крегждуте» (лит. Kregždutė, русск. Ласточка) для девочек (женская рама).

«Орлёнок» был своеобразным переходным типом от двухколёсного велосипеда для детей младшего школьного возраста «Ветерок» к дорожным велосипедам для взрослых. Так, рама поздней модификации «Орлёнка» является почти точно уменьшенной рамой модели В-110 ( напр. «Украина»), в то время как рамы предыдущих выпусков имели характерную верхнюю трубу рамы, переходящую в верхние части перьев задней вилки. Отчасти поэтому он был широко распространён среди детей среднего школьного возраста, как символ начала приобщения к «взрослым» велосипедам (по сравнению например со складными велосипедами «Кама» и т.п.).

Будучи того же класса, что и «Школьник», «Орлёнок» тем не менее стоял на более высоком уровне, в отличии от своих конкурентов.

  • Модель 171–831,171–821 ГОСТ 6693–74
  • База, мм 975
  • Высота рамы, мм 440
  • Руль поворотный, регулируемый по высоте
  • Число зубьев ведущей звездочки 44
  • Число зубьев ведомой звездочки 19
  • Втулка заднего колеса тормозная со свободным ходом
  • Размер шин, мм 37–533 (24×1,5)
  • Цепь ПР 12, 7–900–2, ГОСТ 13658–75 (100 звеньев)
  • Масса без принадлежностей и оборудования, кг 12,5

Воспоминания счастливого обладателя Орленка:

“Если бы меня в конце 1974 года спросили: “Какое событие в твоей жизни самое яркое?”, то я бы точно знал, что ответить: покупка велосипеда. День, когда мы с отцом пошли в “Детский мир” и приобрели мне двухколесного друга синего цвета, запомнился мне так, словно он был решающим в моей судьбе. Я катил только что купленный велосипед, держа его за свернутый руль, и торжественно молчал, распираемый гордостью и радостью, не до конца веря в реальность происходящего. А хромированные крылья сверкали на солнце, пуская зайчики. Мне казалось, что все встреченные нами люди с улыбкой и некоторой завистью смотрят на меня и мое первое в жизни серьезное средство передвижения. Ведь это был не какой-нибудь “Школьник”, а полноценный “Орлёнок”! Или, как было написано на раме, “Ereliukas”.
вот и я так покупал Орленок в Детском Мире

Дома мы освободили все части велосипеда от вощеной бумаги, прикрутили сиденье и педали, привязали к сиденью сумочку с инструментом, установили звонок и насос. Папа, будучи человеком основательным и ответственным, проинструктировал меня на предмет соблюдения техники безопасности, поведения на дороге, возможных неисправностей и методов их устранения. Я слушал вполуха. Ездить на двух колесах я умел давно, даже “Уралом”, велосипедом для взрослых, управлять случалось (из-за малого роста приходилось крутить педали, неестественно выгнувшись и пропустив одну ногу под рамой). Мне не терпелось вынести свое сокровище во двор и продемонстрировать его детскому сообществу. “

А про себя добавлю, что я тоже был этим счастливцем, кому довелось гонять на Орленке по бездорожью и шоссе. Это был мой любимый велосипед! Он не был похож на транспорт для детей, но в то же время был практически как взрослый, но более удобный и юркий. Достался мне от брата, который в свое время намотал на нем не один километр. И за все это время в нем ничего не сломалось и не потребовало замены. В СССР все делали качественно.

Велосипеды «Орленок»: история и характеристики

Детский велосипед В-623Л.

“Зайка-Люкс”. Велосипед “Школьник”.

ЛВЗ В-22 “Львов” (женский).

ЛВЗ В-25 (женский).

ХВЗ В-22 “Харьков” (женский).

ХВЗ 155-412 “Старт – Шоссе Москва-80″.

Автор: Anlrey1967 Anlrey1967

Действия:
13 комментариев:

У меня были такие и “Ерелюйкас” и ранний “Орлёнок” тока крылья у моих были хромированные . Тот что был “Орлёнком” имел широкие диски колёс и пресс масленки на втулках цвет был тёмно бордо в сочетании с хромом это было что то . На даче , я помню была ещё и ласточка такого хе цвета и с хромом и каталас на ней очень красивая девочка звали Маша папа у неё был отъявленный велосипедист с большой буквы и вот Мы каталис . Ну а “Ерелюкас” постоянно ремонтировался он был очень капризный , хотя внешний вид был ничего .Мораль : как Вы яхту назовёте так она и поплывёт .

Шауляйский “орлёнок” проходил после “школьника”.Ещё с двойной рамой.За шесть лет поломки не было,не менял даже покрышки,которые были зелёные.К четвёртому году можно сказать ездил как на “формуле 1”, то есть слик полный.
Сверх надёжная машина,особо крепкая.

С покраской у них был просто швах, дохла очень быстро.
Слабое место – обода и перья передней вилки, у моей просто оотвалилась вставка под ось.

А потом мой “Орленок” украли, и я пересел на мамину “Каму”, и далее на “Спутник”.

Наверное если постараться то об этом велосипеде а именно “Орлёнке” можно было бы книгу написать сколько всего он мы с ним пережили. Были и взлеты и падения но одно могу сказать есть что вспомнить. Мега велосипед на многих катался советских великах но такой прыти как была у “Орлёнка” не мог выдать ни один его “одноклассник” скажу больше я на равных летал на нем с такими экземплярами как “Урал” “Минск”. Досталось ему с лихвой. так как я на нем гонял не каждый маунтинбайк сейчас выдержит). Как повзрослел забросил его потом разобрал на запчасти к другому велосипеду, рама томилась долгие годы на улице в ожидании своего времени и вот спустя время как то снова мысли и обстоятельства вернули к мысли его реанимировать возродить из пепла так сказать. Буду пробовать по возможности восстановить велосипед так как с годами стал понимать реальную его ценность.

у меня был зеленый и такие же покрышки,Велик был неубиваемый,Когда я из него вырос,отдал двоюродным сестрёнкам,Единственная потеря-аллюминевые колпачки на педалях,но на скорость это не влиялоЮ

Подскажите пожалуйста, какие варианты цвета были у Орлёнка с завода ?
Хотелось бы узнать цветовую гамму, для востановления, в какой цвет красить, дабы привести к более оригинальному виду.)

Подскажите пожалуйста, где можно найти, или кто знает все варианты цветовой гаммы ( заводской ) Орлёнка ?
Хотелось бы восстановить, и узнать все варианты, дабы сделать близким к заводу.)

У меня был голубого цвета, обода колес тоже в цвет рамы,голубые. Знаю, что еще были темно-зеленого цвета

Вечер добрый.Стоит перед до мной арлёнок в родном синем окрасе (не голубом,ближэ к тёмному)Но непонятка ;а Где тормоза. )) Почему на руле. Разъясните пожалуйста

Обидно, что в детстве у меня качественного “Орленка” не было. Я родился после распада СССР (1998), но родителям ничего не мешало купить с рук старенький велосипед. Катался только на ашанбайках, которые вечно ломались и не доставляли удовольствия от катания. в 2006-2008 годах у меня был типичный ашан “Nordway-20”, у которого были вилка – макет амортизатора и 6 скоростей – они плохо переключались – переключатель Tourney (дно дном), а иногда цепь слетала с звезд. Этот “велосипед” надолго отбил желание кататься. Был бы синглспид с рамой, колесами, рулем и ножным тормозом без поломок (посмотрите только на “Орленка” в посте – все просто как автомат Калашникова, ничего лишнего!) – я был бы на седьмом небе от счастья! 🙂

Интересно, можно ли использовать “Орленок” в качестве взрослого велосипеда, поставив рулевой и подседельный штыри от “Камы” или подобного велосипеда?

В прошлом сезоне чистил полученную в наследство дачу от хлама. Разгребал целое кладбище останков старых велосипедов. Вспоминал, как нас родители на них катали в детстве, как мы сами гоняли на речку, до магазина у станции, в лес, по всем окрестностям. Старшая сестра тоже, к сожалению, умерла в прошлом году, дети давно выросли. Так что, оставил один складной велосипед, который более-менее, чтобы не ходить пешком за хлебом и машину не гонять, остальное пришлось выкинуть. Когда выбрасывал рамы, если были, снимал на память шильдики. Штук пять разных насобирал. Вот, с “Ласточки” с полукруглым прогибом рамы, которой здесь не нашёл, никелированный шильдик на русском языке. Написано “СССР, МИНМАШ”, а внизу “ШВЗ, ШЯУЛЯЙ”. А в центре – красивая эмблема, вроде как крепость с флагом наверху, похоже на эмблемы городов. Краски, к сожалению, уже пропали все за давностью лет. Вот, прочёсываю интернет в надежде узнать, в какие цвета он был раскрашен. Хочу прикрутить его на оставшийся велосипед, который уже изрядно перелопатил. мягкое сиденье смастерил из натуральной кожи. у каждого своя дурь на старости лет.

Интересно, выпускались ли “орленок” и “ласточка” после советской власти? И сколько, если выпускались? И под каким названием? Находил в Сети упоминание велосипедов “Baltik Vairas”, среди них могли ли быть “орленки”? Еще где-то упоминался велосипед “Westminster” 94г., тоже вроде бы продолжение прибалтийских моделей.

Велосипеды «Орленок»: история и характеристики

В СССР практически не было импортных велосипедов. Зато были свои. Среди многих моделей великов были те, которые пользовались особой любовью среди детей и взрослых. Одни их названия – «Кама», «Урал», «Турист» – пробуждают ностальгию.

Тахион

Велосипед-мечта. Трековые и шоссейные велосипеды «Тахион» выпускались на Харьковском велосипедном заводе. Эти велосипеды были настоящими супермашинами. При их производстве использовались импортные детали, титан и легчайшие алюминиевые сплавы.

Цены на «Тахионы» кусались. В 80-е годы велосипед стоил 6500 рублей, что было сопоставимо со стоимостью автомобиля.
Всего за время производства «Тахионов» было около 400 велосипедов с различными техническими характеристиками и комплектацией.

Иметь «Каму» было невероятно круто. Этот велик был настоящим бестселлером. В конце 80-х он стоил сто рублей, что было не так уж мало, но за ним все равно выстраивались очереди. Ещё бы не выстраиваться – советские дети потому так хорошо и учились, что такие вещи как «Кама» покупались родителями в обмен на обещание приносить теперь только пятерки.

У «Камы» был очень современный и стильный профиль, она обладала массой достоинств. Во-первых, длинные втулки руля и сиденья позволяли сделать её настоящим «байком» (кроме того, велик «рос» вместе с хозяином). Во-вторых, у «Камы» не было горизонтальной рамы и колеса были небольшого диаметра, что серьезно увеличивало возможность погарцевать «на дыбах». В-третьих – выпускались складные «Камы».

Особым шиком было сделать на «Каме» хороший «обвес». Дефицит заводских тюнинговых деталей позволял развернуться фантазии. На руль и раму надевали шланги от противогазов, активно использовалась в тюнинге изолента в разных цветовых сочетаниях; велик обвешивался катафотами, на руль крепились зеркала; на колеса ставились «трещотки» из картона, а в колеса (чтобы можно было гонять по свалкам и закоулкам) вставлялись «колбасы», найденные на ближайшей стройке. Кто помнит – тот поймёт, о чём речь.

«Каму» обклеивали наклейками с гоночными машинами, на «сидушку» и ручки руля вешалась бахрома, а на спицы надевались детали из конструктора. И ещё: на крылья крепились брызговики из резины или линолеума. Хотя, у нас на районе считалась, что «Кама» круче без крыльев. А у вас?

«Урал» – это нестареющая классика. Среди советских велосипедов – это диплодок. Неубиваемый, тяжелый, он на протяжении десятилетий служил советским людям верой и правдой. Он не боялся ничего: ни бездорожья, ни больших грузов. На нем перевозили канистры и дрова, доски и трубы. На «Уралах», принайтовав связки удочек, катились на рыбалку рыбаки. На «Уралах» не форсили, их не обклевали наклейками и не обвешивали катафотами – не солидно. Зато на «Урале» была аптечка, ремонтный набор и насос, часто прямо на раму крепилось второе, пассажирское, сиденье.
Ребенку ездить на «Урале» было неудобно, но сноровка позволяла ездить под рамой, что тоже считалось особым шиком.

«Уралы» и сегодня успешно справляются с непростой обязанностью «дачного велика». Некоторые особо верные «ураловцы» уверены, что негоже русскому человеку покупать заграничные «байки», пока остается в живых хоть один «Урал», а он, как уже можно понять, вечен.

Москва-80

«Москва-80» – это самый легендарный советский велосипед, хотя бы по той причине, что он так и остался легендой – прокатиться на нём посчастливилось немногим. История его показательна и даже поучительна. Когда в середине 70-х годов Москва получила право на проведение Олимпиады, сразу встал вопрос: на каких велосипедах будет соревноваться наша сборная? Задать вопрос и постановить, что необходимо создать отечественный спортивный велосипед – это одно, довести решение до дела – совсем другое.

В условиях дефицита времени велосипед всё же был создан. Для своего времени он был уникален: собранный по последнему слову техники, из высокопрочных и легких материалов (с применением титана), он весил всего 8 килограмм. Однако предстартовые испытания на велотрассах в Сочи выявили недостатки «Москвы-80», главным из которых было переоблегчение машины в ущерб надежности.

Катать домашнюю Олимпиаду на нем не рискнули, советские спортсмены выступали на проверенных велосипедах итальянской фирмы Colnago, а на «Москве-80» состязались в шоссейной гонке спортсмены из Камеруна. Всего было выпущено около 52-х велосипедов «М-80» для различных видов гонок на треке и шоссе, но в свободной продаже их не было. Выпускались эти советские супервелики по индивидуальным заказам.

Турист

Шоссейные велосипеды – это «роллс-ройсы» советского велопрома. Самое главное отличие их от «простых смертных» великов заключалось, конечно, в наличии нескольких скоростей. В случае «Туриста» – четырех. Во время долгих поездок («Турист» был велосипедом, созданным именно для велопоходов) этот фактор играл решающую роль.

Владельцы шоссейников были небожителями, для детей возможность прокатиться хотя бы на раме «Туриста» признавалась за высшее благо. У «Туриста» в заводской комплектации был насос, подрамная сумка с инструментами (помните ключ «семейник»?), багажник. Некоторые экземпляры выходили с завода с фарой и чудом техники – динамо-машиной.

Также нужно сказать про спортивный эргономичный руль, в народе прозванный за свою форму «бараном». Благодаря его форме, можно было менять хват и давать спине заслуженный отдых. Кроме того, «Турист» был оборудован ручными тормозами, рычаги которых крепились всё на том же «баране». «Турист» был самым народным из всех спортивно-шоссейных советских велосипедов. Несмотря на отсутствие привычных сегодня амортизаторов – это была очень достойная и надежная машина.

Орленок

«Орленок» (по-литовски «Эрелюскас») был подростковым велосипедом, а значит – почти взрослым. Его покупка была своеобразной инициацией для советского ребенка, который прошёл стадию «Львонков» и «Школьников». Немного изогнутая рама «Орленка» была будто специально создана для того, чтобы его удобно было заносить на плече по лестничным пролетам до своего этажа. Да-да, когда у тебя появлялся «Орлёнок» ты больше мог не рассчитывать на то, что старшие будут тебе помогать в деле доставки велика «в гараж».

Что отличало «Орленок» от детских велосипедов, так это то, что количество спиц, профиль обода, втулки и каретка были такие же, как на больших велосипедах, а потому владелец «Орленка» сразу вставал на более высокую ступеньку в дворовой иерархии.
Ещё один момент: «Орленок», как и другие велосипеды, многие умельцы переделывали в мотовелосипеды, но это уже другая история.

Легендарные велики СССР

Советская эпоха оставила после себя серьезное «велонаследство». В годы СССР выпускалось большое количество велосипедов. Некоторые из них еще пылятся в гаражах, другие стали объектами коллекционирования. К сожалению, многие советские велосипеды уже забыты.

«Тахион»

Спортивные велосипеды — предмет вожделения любого мальчишки. Каждый мечтал, чтобы его друзья смотрели с завистью на его велик, чтобы все они просили покататься на нем. И, пожалуй, лучше всего для этих целей мог послужить спортивно-шоссейный велосипед «Тахион», созданный Реджинальдом Воронцовым. Одно название этого велосипеда говорит само за себя: тахион — частица, движущаяся со скоростью, превышающей скорость света в вакууме. Значит, и велосипед должен быть быстрее своих конкурентов и давать преимущество спортсмену на треке. «Тахион» — специальная марка велосипеда, которая производилась на Харьковском велосипедном заводе. История его насчитывает немногим более 10 лет, так как выпускался он в период с 1981 по 1992 год. При создании велосипеда были применены компоненты зарубежных производителей. Так же, широко использовались такие материалы, как титан и алюминиевые сплавы, которые активно применяются и современными производителями, благодаря чему его вес составлял 9,5 кг. Всего существовало около десяти моделей, предназначенных для шоссейных или трековых гонок. За все время существования марки было выпущено порядка 400 велосипедов с различными техническими характеристиками. К сожалению, обычные граждане не могли позволить себе такой велосипед, так как был предназначен для тренировок и соревнований на треке и стоил около 6,5 тысяч рублей.

«ЗиЧ-1»

Что будет, если авиационный завод станет выпускать велосипеды? Получится великолепная модель, которую многие будут считать шедевром. Именно таким стал велосипед «ЗиЧ-1», выпускаемый бывшим авиационным заводом имени Чкалова. Эта модель стала самой желанной для детишек 40-х годов. «ЗиЧ-1» был самым дорогим и самым технически совершенным велосипедом того времени. Такую дорогостоящую покупку могли позволить себе лишь представители интеллигенции, военные в высоких чинах, обеспеченные представители партноменклатуры. Велосипед, впервые увидевший свет в 1946 году, стал культовым, так как велолюбители считали его лучшим из всех моделей 30-70-х годов. «ЗиЧ-1» обладал своеобразным дизайном, который сразу же приглянулся покупателям. Помимо этого, у него была система переключения 3-х передач и ручные тормоза. Этот велосипед прекрасно подходил для тех людей, которые любили кататься в ночное время, так как у него была фара на переднем крыле и генератор электричества, предназначенный для питания фары.

«Спутник»

Наверное, каждый слышал много раз о велосипеде под названием «Спутник». У многих был такой, а некоторые даже сохранили его на память о днях минувшей молодости. Он выпускался на Харьковском велосипедном заводе, откуда расходился по всей стране в 60-70-х годах прошлого века. На велосипеде были установлены обода из дюралюминиевого проката. Но могли так же устанавливаться и стальные. Тормоза с симметричной тягой, усиленные педали, улучшенные переключатели скоростей — все это сделало «Спутник» одним из наиболее популярных велосипедов в стране. Кроме того, он считался мужским легкодорожным велосипедом. В комплекте с велосипедом шли разнообразные «бонусы», такие как: насос, звонок и сумка с комплектом инструментов. Установленный на «Спутнике» руль был спортивного типа, благодаря чему велосипед использовался не только для велопрогулок, но и для спортивных тренировок.

«Школьник»

«Школьник» — самая популярная модель детских велосипедов в советские времена. Они выпускались на Горьковском велосипедном заводе производственного объединения «ГАЗ». Этот завод начал свою работу еще в 1940 году, изначально являясь цехом Горьковского автозавода по производству «детских автомобилей» и их комплектующих. Во время Второй мировой войны завод был переквалифицирован на выпуск боевых мин. Но уже в 1956 году началось изготовление велосипеда «Школьник». Эта модель предназначалась для детей 10-11 лет, и поэтому пользовалась огромным спросом среди населения страны. Каждый ребенок, родители которого могли позволить себе купить ему такой велосипед, рассекал на нем с особой гордостью, и берег его как самое ценное сокровище в своей жизни. Наверное, благодаря такому отношению сохранилось множество экземпляров данной модели. Также «Школьник» продавался во многих странах социалистического лагеря. Велосипед выпускался по 1993 год. Ранние модели для мальчиков имели закрытую раму, хотя со временем от этой конструкции отказались. Задняя втулка велосипеда имела свободный ход, руль был высокий с увеличенным выносом, седло мягкое с жестким каркасом.

«Аист»

Рассказывая о велосипедах советских времен, невозможно обойти стороной велосипеды марки «Аист». Эта марка в свое время получила огромное распространение и невероятную популярность, что позволило ей продолжить существование и по сей день. Эти велосипеды запомнились любому человеку, чье детство пришлось не только на вторую половину прошлого столетия, но и на начало нынешнего столетия. Марка «Аист» была создана в 1947 году. Уже в 1950 году был продан стотысячный велосипед. Простота конструкции, легкость в ремонте, удобство в обслуживании сделали велосипеды этой марки наиболее популярными среди веломашин подобного типа. На данный момент велосипеды этой марки производятся белорусским заводом «Аист». В наши дни здесь выпускаются различные модели и типы велосипедов, таких как горные, дорожные, шоссейные, детские и др. Теперь, правда, велосипеды производятся под торговой маркой «AIST». В 2008 году на велосипеде AIST восьмикратная чемпионка мира Наталья Цилинская выступала на Олимпийских играх в Пекине. Конечно это был не тот советский «Аист».

«Москва-80»

Название велосипеда говорит само за себя — он был создан специально для «Олимпиады-80» и предназначался для советской сборной, которая, стоит заметить, так и не выступила на этих велосипедах. Специально для «Олимпиады-80» было собрано 10 экземпляров этих велосипедов. Изготовлением его занимался Харьковский велосипедный завод. Знатоки совершенно справедливо называют этот велосипед лучшим среди моделей 60-80-х годов. «Москва-80» изготавливалась с применением отечественных титановых и алюминиевых сплавов. Вес модели составляет чуть больше 8 килограмм, что является наиболее оптимальным весом для велогонок. На велосипедах этой модели ездили сборные команды Белоруссии, Киргизии, Эстонии, Латвии, Украины, Литвы. Многие соревнования были выиграны на этих произведениях велоискусства.

«Орлёнок»

«Орленок» — культовый подростковый велосипед 50-х годов XX века. Выпускался он на Шуляйском велосипедно-моторном заводе, в Литовской ССР, в городе Шяуляе. Он являлся переходной стадией от совсем детских моделей к взрослым и считался символом начала взросления. Так как именно с его помощью переходили от двухколесного детского велосипеда на взрослый дорожный велосипед. Мальчишки и девчонки от семи до четырнадцати лет, на которых он и был рассчитан, рассекали на нем по дворам и улицам. «Орлёнок» считается одним из самых надежных велосипедов, изобретенных в Советском Союзе, поскольку имеет уникальную конструкцию рамы, не предусмотренную в моделях того же класса, и сверх устойчивое заднее колесо. Велосипед появился в начале 50-х годов, как детская модель, но вскоре стали выпускать модели для детей переходного возраста, ставшие самыми популярными и приобретшие большую известность. По большому счету, модельный ряд насчитывал всего две модели: для девочек — «Ласточка» (с литовского «Крегждуте») и для мальчиков — «Орлёнок» («Эрелюкас»).

И, наконец, аппарат, который был у меня. Позиционировался как мужской дорожный велосипед. Тяжеловат, конечно, но прочность – исключительная. Где только мы с ним не бывали.
Но это уже совсем другая история.

Велосипед «Орленок» — мечта любого советского школьника

В середине прошлого века в СССР каждый без исключения школьник мечтал об этом легендарном велосипеде — «Орленок». Этот велосипед являлся самым желанным подарком для любого подростка от 7 до 15 лет.

В сознании советского школьника «Орленок» был, порой, несбыточной мечтой и наивысшей наградой за старания.

Это был красавец-велосипед, примерно с такой же рамой, что и на «Украине», а высотой доходил до груди среднестатистическому советскому подростку. На велосипеде были установлены колеса диаметром в 24 дюйма.

Об истории советского велосипеда «Орленок», его моделях и их технических характеристиках читайте в данном материале.

Советские велосипеды «Орленок»

История

Этот велосипед в начале пятидесятых годов прошлого века стал выпускаться на Минском заводе.

«Орлёнок» являлся своеобразным переходным типом от двухколесного велосипеда для младших школьников «Ветерок»к дорожным велосипедам, разработанным для взрослых.

Так, сперва эти велосипеды выпускались с верхней сдвоенной рамой, а на последних моделях рама у «Орленка»- это практически точно уменьшенная рама модели В110 («Украина»).

Велосипед пользовался бешеной популярностью у детей и подростков младшего и среднего школьного возраста.

Он обгонял по размерам не менее популярный «Школьник» и гораздо выше ценился, нежели конкуренты.

Дело в том, что при производстве «Орленка» применялась отличающаяся надежностью втулка заднего колеса«Торпедо» — точно такая же, как и на дорожных велосипедах для взрослых. К примеру, на ближайшем конкуренте, «Школьнике», применялась втулка завода ГАЗ. Она быстро выходила из строя.

Помимо Минска, «Орленок» выпускался еще и в Литве, на Шауляйском заводе.

Модели и их технические характеристики

Для мальчиков и девочек выпускались разные модели:

  • «Эрелюкас». Эта модель с двойной верхней трубой была сделана специально для мальчиков. В переводе с литовского означает «Орленок».
  • «Крегждуте» — эта модель предназначалась для юных леди. В переводе с литовского означает «Ласточка».

Высота рамы на моделям составляла четыреста сорок миллиметров, а высота базы – 975.

Руль был поворотным и регулируемым по высоте. Втулка заднего колеса – тормозная, со свободным ходом.

Масса велосипеда составляла двенадцать с половиной килограммов.

«Орленок» был предназначен для поездок абсолютно по любым трассам. Он был укомплектован аптечкой для ремонта шин, насосом, а также масленкой.

Также можно было дополнительно купить:

  • фару,
  • счетчик преодоленного расстояния,
  • генератор.

Но даже без дополнительного оборудования этот велосипед был настоящим богатством для подростков, своеобразным статусом.

Ведь в советское время на велосипедах проводили достаточно большое количество времени, а когда хозяин «Орленка» взрослел, он передавал байк по наследству младшим братьям, либо друзьям. Поэтому даже «бэушный» велосипед был предметом зависти и гордости.

Отзывы о велосипедах Орленок

Некоторые владельцы этого велосипеда вспоминают, что изначально «Орленок» частенько требовал ремонта и «капризничал». Наиболее частой проблемой был соскок цепи.

Однако затем, после совершенствования моделей, велосипед стал более надежным. В частности, спаянная рама первых моделей превратилась в такую, которую имел велосипед для взрослых «Украина». Кроме того, у подросткового велосипеда появились широкие хромированные крылья.

Покупались велосипеды в магазинах «Детский мир».

Какие еще модели велосипедов были популярны в СССР?

Наиболее популярными моделями велосипедов в Советском союзе были:

Для советских школьников слово «Орленок» всегда вызывало только хорошие ассоциации: пионерский лагерь, звучная песня, а также лучший в целом мире велосипед.

Источники:

http://wiki-org.ru/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BB%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%BA_(%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4)
http://wikiredia.ru/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BB%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%BA_(%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4)
https://krutipedaly.ru/velosiped-kama-harakteristiki-i-foto-skladnyh-velosipedov-iz-sssr/
https://wikizero.com/ru/%D0%9E%D1%80%D0%BB%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%BA_(%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4)
https://terra-beauty.ru/velosiped/velosipedy-orlenok-istoriya-i-harakteristiki