Велосипеды СССР
Советская эпоха оставила после себя внушительное «велосипедное наследие», поскольку некогда великая страна в своё время выпускала действительно большое количество двух- и трехколесных «железных коней», некоторые из которых до сих пор пылятся в гаражах, а другие – либо по-прежнему находятся в активной эксплуатации, либо стали предметами коллекционирования…
Вообще, в СССР велосипеды любили абсолютно все – от мала до велика и от жителей крупных городов до людей из далекой глубинки. И это совсем не удивительно, поскольку двухколесный транспорт всегда отличался доступностью, в то время как с автомобилями в то время был явный дефицит (да и позволить их себе могли далеко не каждые).
Несмотря на огромную популярность велосипедов, которые без преувеличения считались «культовыми предметами», Советский Союз никогда не являлся мощной велосипедной державой (особенно по сравнению с зарубежными странами), однако имел несколько десятков велозаводов, на которых выпускалось много разных марок трёх- и двухколёсников…
Сами велосипеды обрели популярность ещё в царской России, то есть задолго до Октябрьской революции, однако тогда их себе позволить могли только достаточно обеспеченные люди… Но революция и гражданская война «застопорили» развитие двухколесного транспорта в стране, и «волна возрождения» велосипедов началась уже в СССР, а если быть точнее – в 1920-х годах…
«Первопроходцем» в вопросе производства советских велосипедов стал Харьковский велосипедный завод – именно там в 1923 году были выпущены первые опытные образцы нескольких велосипедов, а уже в следующем году из цехов «выехало» практически 1000 «железных коней»… Но изначально на предприятии не имели какой-либо конкретной модели, предлагая разномастные «двухколесники», а первый единый велосипед под названием «Украина» появился здесь только в 1926 году…
В первое время Харьковский велозавод был «монополистом» в СССР по производству велосипедов, и лишь спустя несколько лет – в 1929 году – выпуск байков наладили и на Московском велозаводе (который «зародился» благодаря организации велосипедного производства на базе станочного парка «Дукса»)… Другие же крупные заводы начали осваивать двухколесный транспорт уже после Второй мировой войны – например, Минский мотоциклетно-велосипедный завод, Пензенский велозавод, Авиационный завод имени Чкалова и другие…
За годы существования СССР его предприятия выпустили ни один десяток миллионов велосипедов различных моделей, некоторые из которых стали по-настоящему легендарными, отчего и по сей день являются «мечтой» не только российских граждан, но и жителей других стран…
Дорожные велосипеды
Наибольшей популярностью в стране Советов пользовались дорожные велосипеды – это, как правило, простые с конструктивной точки зрения байки, предназначенные для катания по городским улицам или дорогам с асфальтированным и ровным грунтовым покрытиями, причем как взрослых людей, так и подростков. Вот лишь малый перечень наиболее популярных и интересных моделей такого типа:
Это поистине нестареющая классика и, пожалуй, один из символов советской эпохи, являющийся дорожным велосипедом «повышенной прочности и проходимости», который спроектирован, в первую очередь, для катания взрослых мужчин. Но, несмотря на то, что такие байки обладают внушительным весом и в народе обзываются «колхозными» или даже «дедовскими», в свое время на них колесили даже дети, располагаясь под верхней трубой…
Свою историю этот «двухколесник» начал более полувека назад – его производство запустили на Пермском машиностроительном заводе в далеком 1965 году, после чего продолжал свою «карьеру» несколько десятилетий и пользовался высоким спросом у советских граждан за счет простоты в обслуживании и неприхотливости в эксплуатации.
По сути своей «Урал» – это односкоростной велосипед с рамой (её высота – 560 мм), обладающей закрытой геометрией и выполненной из стальных тонкостенны труб, паяной вилкой все из той же стали, железным рулем с литым выносом и 28-дюймовыми колесами со стальными ободами коробчатого сечения. Естественно, такое количество стали и обуславливает приличный вес байка – более 16 кг.
Кроме того, «Урал» имеет в своём «арсенале» регулируемое седло с полужестким каркасом и мягким покрытием. Некоторые модификации оснащены комбинированной системой тормозов: на переднем колесе – ручной тормоз клещевого строения, а на заднем – ножной механизм барабанного типа. А ещё у всех таких велосипедов есть полноформатные стальные крылья. Поздние модели оснащались подрамной сумкой с набором инструментов и трубчатым багажником, а на некоторых имелись ещё и фара с генератором электричества, насос и подножка.
«Орленок» и «Ласточка»
Это подростковые велосипеды («Ласточка» – для девочек с соответствующей геометрией рамы, а «Орленок» – для мальчиков), сконструированные для прогулочного катания юных райдеров в возрасте от семи лет и старше по асфальтированным или грунтовым дорогам.
- Ласточка
- Орлёнок
Они были созданы по довоенным немецким образцам. Изначально (если быть точнее – с 1949 по 1951 год) производились на Минском мотоциклетно-велосипедном заводе. Но впоследствии белорусское предприятие приступило к освоению сборки мотоциклов, отчего выпуск «Ласточки» и «Орленка» перенесли на Шяуляйский велосипедно-моторный завод, где они держались на конвейере до 1978-го без каких-либо значительных технических доработок.
Но и на этом их история не закончилась, поскольку эти велосипеды, подвергнувшись небольшой модернизации, даже «пережили» сам Советский союз – выпускались ещё несколько лет после развала некогда великой страны.
Вообще, «Ласточка» и «Орленок» отличаются друг от друга, в первую очередь, геометрией рамы: у первой модели она открытая, а у второй – закрытая. Каждый же из этих байков обладает остовом (его высота – 460 мм), передней вилкой и регулируемым рулевым узлом – выполненными из стали; односкоростной трансмиссией; ножным задним тормозом и 24-дюймовыми колесами со стальными коробчатыми ободами.
Стоит отметить, что в своё время уже «в базе» данным велосипедам полагались полноценный металлические крылья, комплект инструментов, звонок и насос. При этом «Орленок» ещё имел багажник в задней части, а «Ласточка» комплектовалась защитной сеткой с крючками на заднем колесе и щитком на цепи.
«Украина»
Серия дорожных велосипедов, ориентированных на взрослых мужчин и предназначенных для прогулочных, туристических и деловых поездок по дорогам с различным покрытием и профилем. Одна из особенностей байка – большое количество модификаций, которые отличались друг от друга не только комплектацией, но и техническими моментами.
Вообще, формально велосипед «появился» на свет в 1926 году, когда и стартовало его массовое производство на мощностях Харьковского велосипедного завода имени Петровского. Однако конструкция байка уходила своими корнями ещё в дореволюционный период – дело в том, что предприятие в Харькове было основано на базе велосипедной фабрики Лейтнера, которую еще в годы Первой мировой войны эвакуировали из Риги на Украину, а после Октябрьской революции национализировали. А «Украина» представляла собой модель велосипеда, выпуск которого когда-то осуществлялся ещё на рижском заводе. К слову, в дальнейшем «двухколесник» постоянно модернизировался, а его производство ведется и по сей день…
Стандартный вариант этого «железного коня» обладает стальными рамой трубчатой конструкции (её высота – 560-600 мм), рулём и передней вилкой; колесами размерностью 28 дюймов с ободами коробчатого сечения из стали; односкоростной трансмиссией, а также ручным передним (с тросовым приводом) и ножным задним (барабанного типа) тормозами. При этом байк встречается как с жестким седлом, так и полужестким, имеющим жесткий верх, а «топовая» модель «щеголяет» трёхскоростной системой с параллелограммным переключателем и полностью ручными тормозами.
К слову, «Украина» – самый массовый советский велосипед в истории, который еще и успешно экспортировался более чем в 30 мировых стран.
«Минск»
Это обобщённое наименование дорожных велосипедов Минского мотоциклетно-велосипедного завода, предназначенных для катания взрослых мужчин по дорогам практически с любым типом покрытия, за исключением серьёзного бездорожья. Вообще, было немало модификаций таких байков, маркированных литерой и числами, однако у всех – схожая конструкция и технические параметры.
Производство «Минска» в базовом исполнении было запущено в 1956 году на ММВЗ, а велось до 1986 года (когда «двухколёсники» и сменили название на «Аист»).
Это – односкоростной велосипед с 560-миллиметровой рамой закрытого типа, паяной из стальных труб; жесткой вилкой и регулируемым рулевым узлом, изготовленными все из той же стали; 28-дюймовыми колесами со стальными ободами коробчатого сечения, а также ножным задним тормозом. Стоит отметить, что все версии байка с завода оснащались полноценными крыльями, подпружиненным седлом и задним багажником.
«Турист»
Серия дорожно-туристических велосипедов для взрослых мужчин, предназначенных для прогулочной и скоростной езды по асфальтированным дорогам на проселках с укатанным грунтом. Этот байк встречается в широком количестве вариантов исполнения, различия между которыми сводятся не только к внешности, но и к ряду технических особенностей (например, количество скоростей).
Историю «двухколёсника» можно разделить на два этапа, и первый из них начался в 1949 году – именно тогда было запущено его производство на Харьковском велосипедном заводе имени Петровского, которое продолжалось до 1961-го. После название «Турист» вывели из обихода, заменив на «Спутник», однако в 1977 году вновь вернулись к первоначальному варианту.
Базовый велосипед имеет стальные раму (закрытого типа, высотой 560 мм) и вилку, руль дорожного или спортивного типа, односкоростную систему, ручные тормоза клещевой конструкции «по кругу» и 28-дюймовые колеса с коробчатыми ободами из алюминиевого сплава. Более же «продвинутый» вариант может похвастать трехскоростной трансмиссией с параллелограммным переключателем.
«Уралец»
Дорожный односкоростной велосипед, предназначенный для юношей в возрасте от десяти лет и старше, который создан как для прогулочного, так и для активного катания по асфальтированным и грунтовым дорогам. Производство данного байка запустили в 1970 году на мощностях Атигского машиностроительного завода, после чего его «серийная жизнь» продолжалась до 1994-го (то есть даже после распада СССР).
У него – рама и жесткая вилка, изготовленные из стали; регулируемый рулевой узел; задний ножной тормоз и колёса размерностью 24 дюйма со стальными ободами коробчатого сечения. Кроме того, на всех версиях «двухколёсника» присутствуют такие решения, как полноформатные стальные крылья, светоотражающие элементы и седло с полужестким каркасом и мягкой накидкой.
Дорожный велосипед, который предназначен для езды взрослых мужчин по городским улицам и проселочным дорогам с укатанным грунтом. Он «появился на свет» в 1978 году – именно тогда стартовал его выпуск на Пензенском велозаводе имени Фрунзе, который вёлся вплоть до распада Советского союза.
Этот байк обладает: стальной рамой закрытого типа высотой 580 мм; жесткой передней вилкой все из той же стали; рулевой колонкой, настраиваемой по высоте; односкоростным механизмом; задним ножным тормозом барабанной конструкции; 28-дюймовыми колесами со стальными коробчатыми ободами.
«Спутник»
Дорожно-туристический велосипед для взрослых мужчин, сконструированный как для прогулочного, так и для скоростного катания по дорогам с асфальтированным или твердым грунтовым покрытием.
Этот байк встал на конвейер Харьковского велосипедного завода имени Петровского в 1961 году, а появился в результате переименования модели «Турист». Практически в неизменном виде «двухколёсник» выпускался до 1983-го, когда и «ушел на покой».
В активе данного велосипеда присутствуют: стальная рама высотой 540-600 мм; передняя жесткая вилка, также изготовленная из стали; рулевая колонка типа «бараньи рога»; колеса величиной 28 дюймов с дюралюминиевыми или стальными (коробчатого сечения) ободами; 3-, 4- или 8-скоростная система; ручные тормоза клещевого типа.
Спортивные велосипеды
Но только лишь простыми дорожными байками в СССР не ограничивались, а выпускали так же и большое множество спортивных велосипедов (причем, зачастую, очень даже серьезных) – они создавались, в первую очередь, для использования в той или иной спортивной дисциплине (либо для тренировочных процессов) для соревнований различных уровней, отчего и наделялись определенными конструктивными особенностями.
«Москва 80»
Спортивный велосипед «высшего класса», предназначенный для участия в соревнованиях мирового уровня по шоссейным гонкам, который считается одним из лучших «двухколёсников» советской эпохи.
Вообще, этот шоссер специально разрабатывался Харьковским велозаводом для спортсменов к Московским Олимпийским играм, прошедшим в 1980 году, однако из-за противников в рядах сборной принять участие в них ему так и не удалось… Работы над велосипедом под руководством Панина Г.И. начались в середине 1970-х годов на основе байка Colnago Mexico (именно на них в тот момент катала сборная СССР), однако он постоянно отклонялся «сборниками», а весной 1979 года и вовсе – перестал быть им интересен. С того момента прекратился даже мелкосерийный выпуск данного «двухколёсника», но при этом до конца года ещё изготавливались единичные экземпляры по индивидуальным заказам тех или иных гонщиков. Всего же за это время «свет увидело» чуть более полусотни «Москва 80» для различных видов шоссейных гонок.
Этот велосипед может «похвастать»: рамой и жесткой вилкой, изготовленными из легированной стали; спортивным рулем типа «бараньи рога» из алюминия с удлиненным выносом; многоскоростным механизмом с передним и задним переключателями параллелограммного типа; ручными тормозами клещевого строения «по кругу»; 28-дюймовыми колесами с алюминиевыми ободами трубчатого сечения и однотрубными шинами; педалями из «крылатого металла».
Примечательно, что специалисты смогли добиться крайне небольшой массы «Москвы 80» – всего 8.25 кг. И столь низкие показатели были достигнуты широким применением в конструкции не только алюминия, но и титановых сплавов – из последнего выполнены шатуны, спицы, трещотка и некоторые другие детали.
«Тахион»
Спортивный велосипед профессионально-спортивного уровня, доступный в широком количестве модификаций, предназначенных для участия в шоссейных и трековых гонках (причем как в индивидуальных, так и в командных). Это – настоящая легенда советской велосипедной промышленности, мечта всех мальчишек (и не только), но доступная только «избранным».
«Тахион» был разработан Центральным конструкторским техническим бюро Харьковского велозавода в 1979 году под началом Воронцова Р.И., причем этот байк стал первым в СССР, в котором широко использовались компоненты и материалы иностранных компаний. И надо сказать, велосипед получился действительно впечатляющим, отчего его производство продолжалось до 1992 года (за это время было выпущено свыше 400 «двухколёсников»).
Данный велосипед имеет в своем активе: раму высотой 530-600 мм, выполненную из стальных труб; переднюю вилку из труб овального сечения все из той же стали; алюминиевый подседельный штырь аэродинамической формы; руль из «крылатого металла» с креплением на корону вилки; колеса размерностью 28 дюймов с алюминиевыми ободами трубчатого сечения и титановыми спицами. При этом шоссейная модель обладает 6-скоростной трансмиссией с параллелограммным переключателем и ручные тормоза клещевого типа спереди и сзади, в то время как у трекового варианта – всего одна скорость и нет тормозов.
Вообще, сам Воронцов хотел назвать велосипед «Кентавром», однако такое название «забраковали» руководители – мол, нечего величать советский байк именем чуждого персонажа, да еще и с какой-то там мифологии. Тогда сын Реджинальда Ивановича предложил имя «Тахион», которое в теоретической физике означает гипотетическую частицу, движущуюся в вакууме со скоростью быстрее скорости света. Его и утвердили.
«Чемпион»
Спортивно-шоссейный велосипед, предназначенный для тренировочной езды по асфальтированным и проселочным дорогам и соревнований различных уровней. Производство данного «железного коня» осуществлялось на Харьковском велозаводе с 1957 по 1963 года, при этом в 1958-м он удостоился диплома «за новые конструктивные решения».
У него – стальная рама закрытого типа (высотой 540-580 мм), рулевая колонка типа «бараньи рога», 10-скоростная система с параллелограммным передним и задним переключателями, 28-дюймовые колеса с дюралюминиевыми ободами и однотрубными шинами, ручные тормоза клещевого вида с тросовым приводом, а также спортивные педали с туклипсами.
Складные велосипеды
Сегодня это может показаться странным, но в Советском союзе самыми пижонскими в быту считались именно складные велосипеды. Которые хоть и уступали обычным дорожным байкам в плане ходовых характеристик, однако подходили более широкому кругу лиц, поскольку на таких «железных конях» без проблем катались и взрослые, и дети, а хранить их можно было даже в городской квартире.
Складной велосипед, предназначенный для размеренного катания и райдеров любого возраста по дорогам с асфальтированным или ровным грунтовым полотном. Свою историю данный «двухколёсник» начал в 1977 году, после чего выпускался на мощностях Минского мотоциклетно-велосипедного завода до 1992 года, причем без каких-либо серьезных визуальных и конструктивных доработок.
По сути своей «Аист» – односкоростной велосипед со стальными остовом (высотой 400 мм) и передней вилкой, который обладает складной рамой с механическим фиксатором в сложенном положении, регулируемым рулевым узлом (также стальным), 20-дюймовыми колесами с коробчатыми ободами из стали, а также задним ножным тормозом барабанного типа.
Кроме того, у всех «Аистов» без исключения есть полноценные металлические крылья, защита цепи, светоотражающие элементы, звонок, багажник и сумка с инструментами.
По-настоящему массовый складной велосипед, подходящий велосипедистам практически любого возраста (естественно, за исключением «самых маленьких»), который предназначен для городских или загородных поездок с возможностью перевозки в сложенном состоянии практически в любом виде общественного транспорта, а также непродолжительных туристических путешествий.
Этот «двухколёсник» был представлен в середине 1970-х годов, тогда же и началось его производство на Пермском машиностроительном заводе имени Октябрьской революции. Причем велосипед оказался «долгожителем» – его выпуск без каких-либо существенных изменений продолжался ещё много лет даже после распада СССР.
Советская «Кама» может похвастать: стальной рамой высотой 460 мм, имеющей складной механизм с литым замком петлевого типа; завышенным рулевым узлом с литым выносом; односкоростной трансмиссией; колесами величиной 20 дюймов со стальными ободами коробчатого сечения; передним ручным (клещевой конструкции) и задним ножным тормозами. Стоит отметить, что с завода все велосипеды комплектовались полноформатными крыльями, защитой цепи, багажником, катафотами на спицах и крыльях, а также насосом, а часть моделей – ещё и фарой с генератором электричества.
«Салют»
Этакий вариант «Камы» (поскольку они выпускались на одном заводе в Перми), но на более крупных колесах, также представляющий собой складной велосипед, который подходит для катания по дорогам с хорошим покрытием. Но если его меньший «собрат» действительно встречался в Советском союзе повсеместно, то сам «Салют» не был столь востребованным – да, он имел лучший накат, особенно при езде с горы, однако был неудобен для поездок в общественном транспорте, причем даже в сложенном виде. Единственная реальная польза от его складывания была при хранении.
Базовая модель имеет: раму (высотой 435 мм) открытого типа с литым замком складывания; жесткую вилку из стальных труб круглого сечения; высокий руль с удлиненным литым выносом; колеса размерностью 24 дюйма со стальными ободами коробчатого сечения. У базового «Салюта» – одна скорость и комбинированные тормоза (передний ручной и задний ножной).
У модели «Салют-5» – 5-скоростная трансмиссия и полностью ручные тормоза кантилеверного типа.
«Десна»
Велосипед со складной рамой, сконструированный для неспешных велопрогулок по асфальтированным или укатанным грунтовым дорогам и отлично подходящий (благодаря конструктивным особенностям) для транспортировки в общественном транспорте, который в свое время выпускался на Жуковском велозаводе.
«Десна» может похвастать: открытой геометрией облегченной рамы с литым замком складывания петлевой конструкции; высоким рулем с литым выносом; односкоростным механизмом; 20-дюймовыми колесами с коробчатыми ободами из стали; задним ножным тормозом барабанного типа; седлом с пружинным каркасом, покрытым кожзаменителем.
Уже с завода на байк устанавливались металлические крылья, защита цепи, багажник с зажимом, звонок и светоотражающие элементы, а в его базовую комплектацию входили насос и сумка с инструментами.
«Эврика»
Складной подростковый велосипед для подростков, разработанный для поездок по ровным дорогам, выпуск которого когда-то вёлся на Львовском мопедном заводе.
В активе этого «двухколёсника» присутствуют: рама открытого типа высотой 459 мм с шарнирным механизмом складывания; паянная передняя вилка с пружинным амортизатором; мопедный руль, регулируемый по высоте; односкоростная трансмиссия; колеса величиной 20 дюймов со стальными ободами коробчатого сечения; задний ножной тормоз барабанного типа; седло с пружинами и мягким верхом.
Детские велосипеды
В советское время, наверное, практически у каждого ребёнка был свой велосипед – даже несмотря на их немалую стоимость, родители стояли в немаленьких очередях, дабы порадовать своё чадо. Вообще, такой транспорт был пределом мечтаний для многих мальчишек и девчонок – тогда если у тебя имелся ве́лик, то ты считался чуть ли не королём двора, и другие ребята стремились к дружбе с тобой.
Ну а если отступить от лирики, то в СССР действительно делали велосипеды именно для детей, пусть и совсем простенькие, но для всех возрастов – и трёх-, и двухколёсные:
«Школьник»
Детский велосипед, ориентированный на мальчиков и девочек в возрасте до 10-11 лет, который предназначен для прогулочной езды по дорогам с асфальтированным или твёрдым грунтовым покрытиями. Это – один из самых популярных байков для маленьких велосипедистов, из когда-либо выпускаемых в Советские времена.
Свою историю «Школьник» начал еще в 1950-х годах, а если быть точнее – в 1956 году: именно тогда стартовало его производство на мощностях Горьковского велосипедного завода.
- для мальчиков
- для девочек
При этом стоит отметить, что ранние модели имели разделение на «мальчишечьи» и «девчачьи» (первые отличались рамой закрытого типа, у вторых же верхняя труба размещалась на более низком уровне), однако впоследствии сделали «универсальный вариант», который успешно выпускался до 1993 года.
Сам по себе «Школьник» имеет действительно примитивную конструкцию. У него – рама высотой 445 мм, скроенная из стали, жесткая вилка из стальных труб, высокий руль с увеличенным выносом, односкоростная трансмиссия, 20-дюймовые колеса с коробчатыми стальными ободами и задний ножной тормоз барабанного типа.
При весе в 9.5 кг, велосипед уже с завода снабжался мягким седлом, полноразмерными стальными крыльями, защитой цепи и звонком.
«Бабочка»
Односкоростной велосипед для ребят в возрасте от четырёх до семи лет, подходящий для неспешного катания по хорошим дорогам (как асфальтированным, так по грунтовым, но с укатанным покрытием), который выпускался на заводе в городе Узловая, что в Тульской области.
Этот байк имеет сварные раму и жесткую вилку из стали, регулируемый по высоте рулевой узел, 12-дюймовые колеса с пневматическими шинами и стальными ободами, задний ножной и передний ручной (на покрышку колеса, поршневого типа) тормозами, а также пластмассовое седло, настраиваемое по высоте.
Всем версиям «Бабочки» с завода полагались стальные крылья, звонок, щиток на цепи и задний багажник.
«Дружок»
Детский велосипед со складной рамой, созданный для юных велосипедистов в возрасте от трех до пяти лет, который подходит как для обучения езде на двухколесном транспорте, так и для размеренных поездок по дорогам с хорошим покрытием.
В активе данного байка числятся: стальная рама открытого типа с замком складывания; жесткая вилка, также скроенная из стали; высокая рулевая колонка, настраиваемая по вылету; 14-дюймовые колеса со стальными ободами и шинами из сплошной резины; ручной тормоз клещевого типа на обод заднего колеса.
К слову, уже в «базе» этот велосипед оснащался металлическими крыльями, защитой цепи, багажником, звонком и поддерживающими колесиками по бокам.
«Малыш»
Трёхколесный велосипед для детей в возрасте от одного до трёх лет, предназначенный для обучения или неспешных велопрогулок по ровным дорогам, который выпускался на кулебакском заводе «Старт» с 1962 года (причем производство байка ведется и сейчас, правда, в значительно измененном виде).
У этого «железного коня» – лёгкая однотрубная рама сварной конструкции, рулевая колонка с пластмассовыми рукоятками, жесткое седло и разновеликие сплошные колеса с покрышками из литой резины (спереди – диаметром 350 мм, а сзади – 240 мм).
«Кросс»
Спортивно-игровой детский велосипед, подходящий для маленьких райдеров в возрасте от семи до одиннадцати лет, который в своё время выпускался на мощностях Саранского механического завода. Этот байк подходит как для неспешного катания по различным дорогам, так и для спортивных состязаний.
У него – рама, жесткая вилка и регулируемая рулевая колонка, изготовленные из стали, колеса размерностью 20 дюймов со стальными ободами и пневматическими покрышками и односкоростная трансмиссия. При этом «двухколёсник» встречается как с задним ножным тормозом барабанного типа, так и с полностью ручными тормозами клещевого типа.
«Мишка»
Двухколёсный детский велосипед, сконструированный для покатушек ребят в возрасте от пяти до семи лет по дорогам с асфальтированным или укатанным грунтовым покрытием, который когда-то производился на Саранском механическом заводе.
Байк имеет: трубчатую раму с глубоким проемом; жесткую переднюю вилку; регулируемое мягкое седло; односкоростную систему; 12-дюймове колёса со стальными ободами и пневматическими шинами; задний ножной тормоз барабанного типа.
«Ветерок»
Детский велосипед-трансформер (благодаря конструктивным особенностям он может быть как трёх-, так и двухколёсным), предназначенный для велопрогулок детей в возрасте от трёх лет и старше, который выпускался еще в 1950-х годах.
Этот велосипед обладает остовом, жесткой вилкой и регулируемым рулём, изготовленными из стали, односкоростной трансмиссией, 24-дюймовыми колесами со стальными ободами и покрышками из резины, а также задним ножным тормозом.
Самые необычные велосипеды мира — смотрим и удивляемся
Вы не представляли, насколько необычными могут быть велосипеды, но мы исправим эту ситуацию и перевернём ваше представление о двухколёсном транспортном средстве.
Изобретатель велосипеда и подумать не мог, насколько популярным станет его изобретение, каким изменениям будет подвержено и насколько сильно изменится. Именно это двухколёсное чудо индустрии является самым популярным, распространённым и востребованным видом транспорта. Количество велотранспорта, которое находится на данный момент в эксплуатации, достигает миллиарда, эта цифра продолжает расти.
С каждым днем велосипеды становятся все популярнее
Выделиться среди такого количества моделей кажется невозможной задачей, но находятся такие неординарные личности, которые потрясают человечество необычностью своего велотранспорта. Составить рейтинг является крайне сложно, поскольку один экземпляр является более необычным, чем предыдущий, а следом появляется ещё более странный велосипед и так далее. Но нам удалось отобрать для вас самые необычные велосипеды. Наслаждайтесь.
Деревянный велотранспорт
Если обратиться к истории и посмотреть на самые первые велосипеды, то увидим, что для их создания использовалось дерево. Со временем этот материал был заменён на сплавы из различных металлов и пластик. И вот опять стали появляться деревянные модели благодаря дизайнеру из Японии Йоджиро Ошима.
Ещё один деревянный велосипед придётся по душе ультрахипстерам. Для создания рамы был использован цельный кусок американского ясеня. Для увеличения показателей твёрдости было выполнено армирование при помощи углеродного волокна. Пока такая модель не выпускается массово, а только по предварительным заказам.
Прям деревянный бум наблюдается в велоиндустрии. Для создания модели Bam Bam Baby был использован бамбук, и только на колёсах присутствуют резиновые ободья. Эта вариация на велосипедную тематику получилась действительно необычной, устойчивой к износу и гипоаллергенной.
Велосипед-внедорожник
Экземпляр Rungu Juggernaut Bike преодолеет любое бездорожье, пройдёт в самых непроходимых участках. С таким велосипедом не страшна любая непогода и самые суровые погодные условия. Прочная рама из алюминия, увеличенная колёсная база, не просто правильное, а идеальное распределение веса, мощные, широкие колёса — настоящий внедорожник среди двухколёсного вида транспорта.
Велочоппер
Сами по себе велосипеды-чопперы являются удивительными, необычными и оригинальными, а многие из них даже существуют в единственном экземпляре. Но среди всего этого ассортимента выделяется творение от Custom Max, который передвигается на самых широких колёсах, что только могут существовать. Их ширина составляет 10 см. С таким велосипедом даже педали не нужно сильно крутить, он будет катиться сам.
Ретро + современные технологии
Ретростиль остаётся популярным везде и всюду, даже в велосипедной индустрии. Ну а куда деться от современных технологий? Вот и пришлось совместить ретростиль, характеристики байка и технологии электровелосипедов. Получилась удивительная модель Cykno.
Самый дешёвый и лёгкий велосипед
Следующий экземпляр выигрывает сразу в двух номинациях: самая низкая цена и минимальный вес. Для его производства был использован самый обычный картон, который применяется для упаковки товаров. Такая идея пришла в голову дизайнеру из Израиля Ицгару Гафни. Конечно же, картон был подготовлен специальным образом, чтобы велосипед был пригодным к использованию. Исходный материал был вымочен в смоле, а затем покрыт краской с водостойкими и огнеупорными свойствами. В итоге получилась модель, покупка которой обойдётся всего в 12$.
Его вес составляет всего 9 кг, но при этом его грузоподъёмность позволяет удерживать 220 кг. В конструкцию бумажного велосипеда входит резина, которая сосредоточилась на колёсах, что предотвращает их прокол. Хоть производитель и заявляет о надёжности своего изобретения, но российские дороги и условия ему будут не по зубам. Это лично моё мнение.
Грузовой велосипед
С каждым годом велотранспорт всё больше усовершенствуется, характеристики повышаются, а преимущества растут. Уже автомобиль кажется не таким желанным приобретением, тем более что большие грузы теперь можно перевозить при помощи велосипеда Donkey, что переводится как ослик. В этой модели имеется сразу два багажника. Такая конструкция позволяет равномерно распределять вес, транспортировать вещи с большими габаритами и сохранять равновесие даже при очень медленном передвижении. Кто знает, может быть, велосипеды скоро и вовсе вытеснят автомобили.
Самый компактный и лёгкий
Складными велосипедами уже никого не удивишь, но креативным дизайнерам компании Bergmonch удалось создать самый компактный вариант из всех ныне существующих. Горная модель за две минуты превращается в рюкзак — такого мы ещё не видели.
Велосипед, который весит всего 5,5 кг — это уже не фантастическая идея, а реальность, что воплотилась в модели A-bike. Спортивный характер, складная конструкция, хорошие показатели скорости, качественные детали. Такие характеристики ещё долго будут оставаться необычными.
За счёт компактности модель One также является одним из самых необычных велосипедов в мире. Автором этого творения является Томас Оуэн. Если конструкция находится в собранном положении, то очень сложно догадаться о том, что же на самом деле находится перед вами. Больше похоже на стильный дамский чемоданчик. Следовательно, с его транспортировкой и хранением нет вообще никаких проблем. Эксплуатационные характеристики находятся на высоком уровне, несмотря на необычную конструкцию, лёгкость и небольшие габариты.
Самый прочный
Инженеру из Эстонии Индреку Наруску удалось создать велосипед из нержавеющей стали, что позволяет ему называться самым прочным и долговечным. В основе конструкции лежат две трубы, а дизайн имеет схожие черты с гоночными мотоциклами.
Велосипед-замок
Наверное, у британского дизайнера Кевина Скотта очень часто угоняли велосипеды, что ему пришлось создать велосипед-замок. Владельцу такого велосипеда предложил альтернативный метод для защиты велосипедов от угонов. Вместо всевозможных противоугонных устройств в качестве замка используется сам велосипед Bendy Bicycle, который при необходимости достаточно просто закрутить вокруг столба, дерева или любой другой стойки и застегнуть.
Пока этот велосипед проходит ряд проверок и тестов, но шансы запуска масштабного производства достаточно высоки. Возможно, уже очень скоро в свободной продаже появится велосипед, которому не нужна будет противоугонная система.
Самый быстрый
Автомобильные компании вносят свою лепту в развитие велоиндустрии, применяя свои наработки и достижения для создания мощных, экономичных и быстрых велосипедов. Не составляет исключения и компания Audi, которая не так давно презентовала новый велосипед Worthersee. В этой модели имеется пять рабочих режимов, которые рассчитаны на езду в различных внешних условиях. При активации максимального режима велосипед может разогнаться до 80 км/час. Зачем крутить педали, если велосипед может сам ехать на такой высокой скорости.
Солнечный велосипед
Использование солнечной энергии — чрезвычайно актуальная тема, которая затрагивает многие области. Вот и до велосипедов дошла очередь. В велосипеде Ele на дисках установлены компактные солнечные панели, которые за счёт солнечной энергии заряжают аккумулятор. Можно менять угол размещения панелей для достижения максимальной эффективности в их работе. Если солнечной энергии не будет хватать, то можно передвигаться за счёт педалей или работы мотора.
Ночной велосипед
Велосипед Tong City Bike напоминает картинку из фантастического фильма про далёкое будущее с летающими автомобилями и именно такими велосипедами. Максимально современный дизайн, взятый из будущего, модные элементы — всё это притягивает взгляд и вызывает интерес у велосипедистов-любителей, профессионалов и людей, далёких от этой области. Особого шарма эта модель приобретает в ночное время, когда становятся отчётливо видны световые трубки, излучающие эффектное сияние. Цвет подсветки можно выбирать самостоятельно. Одним словом, для ночных прогулок именно этот велосипед является лучшим вариантом из всех, которые были предложены.
Хотя нет, с таким громким утверждением мы всё-таки погорячились. Есть ещё один двухколёсный транспорт Antares Lift, предложенный японским дизайнером Идеки Кавата. К этому велосипеду применимы такие эпитеты, как поэтичный, романтичный, женственный. А всё из-за того, что при сложенном положении велобайк похож на лист орхидеи с каплей росы или слезой. Именно внешний вид делает велосипед необычным и запоминающимся. Наличие подсветки позволяет без опасения передвигаться по ночному городу.
Велосипед-колесо
Зачем велосипеду два колеса, если можно обойтись и одним — наверное, примерно такие мысли посещали создателя одноколёсного экземпляра Бена Уилсона. Сразу и не поймёшь, простым является этот транспорт или ещё более сложным, чем его стандартные аналоги. Дизайнер выбросил второе колесо и раму, посчитав эти элементы лишними.
Хоть эта модель и является единственным одноколёсным экземпляром, но попытки произвести нечто подобное предпринимались задолго до этого. Ещё в 1860 году был выдан патент на выпуск подобного транспорта, но на этом всё и закончилось. И только сейчас чертежи приобрели реальные черты.
Максимально необычный
Наш рейтинг был бы неполноценным без упоминания Oryx. Авторство этого творения приписывается Гарольду Крамеру, который решил изменить все стереотипы и создать велотранспорт, уникальный абсолютно во всём. Рама имеет цельнолитую конструкцию, изготовлена из углепластика. Внутри рамы располагается цепь. Сразу же привлекает в себе внимание форма рамы, которая напоминает букву Y. Это не только эстетично, но и практично, поскольку именно за счёт этого элемента можно говорить за эффективную амортизацию. Этот параметр сохраняется на высоком уровне даже во время преодоления бездорожья. Получить такую новинку можно только по предварительному заказу, что позволяет считать Oryx эксклюзивным.
Кто сказал, что колёса в велосипедах должны располагаться друг за другом? Это очередной стереотип, который был разрушен создателями модели Di-Cycle. В этом экземпляре колёса располагаются параллельно, друг напротив друга. Между колёсами имеется сидение и педали, конструкция отличается устойчивостью, может передвигаться с большой скоростью и приносить комфорт своему пользователю. Возможно, именно так и будут выглядеть велосипеды в будущем.
Посмотрев на это творение, можно прийти в недоумение и подумать, что в рейтинг по ошибке попал автомобиль. Не спешите делать выводы, поскольку это полноценный велосипед. Только с крышей, лобовым стеклом и полноценным, комфортным сидением. Зато дождь и ветер не будут беспокоить во время поездки.
Необычные детские велосипеды
Велосипед-тренажёр Taurus, автором которого является Джулия Майер, не имеет в своей конструкции педалей и сидения. Пользователю предлагается делать шаги, подобные тем, которые имитируют подъём по ступенькам. Такой тренажёрный транспорт является очень компактным и может разбираться, что ещё больше уменьшает необходимое пространство для его хранения. В заднем колесе встроены конденсаторы, которые накапливают энергию, вырабатываемую во время передвижения. Данные передаются на дисплей.
Ещё одна новинка в сфере детского велотранспорта предназначается для детей с ограниченными физическими возможностями. Регулярное использование такого тренажёра способствует физическому, умственному и общему развитию ребёнка, тренирует моторику и укрепляет мышечную массу. Для устойчивого расположения маленького пользователя и защиты его грудной клетки в конструкции велосипеда предусмотрена опора. Конструкция велосипеда может меняться в зависимости от особенностей ребёнка и параметров его тела.
Мы представили самые необычные велосипеды мира, которые у нас вызывали удивление, восторг или недоумение. Дизайнеры постоянно удивляют мировую общественность своими творениями, от которых дух захватывает. Теперь уже нельзя точно сказать, как будет выглядеть велосипед в будущем, но можно с уверенностью утверждать, что его концепция существенно изменится.
Боксеры с самым высоким заработком в мире
Гибридными велосипедами уже никого не удивишь, но есть среди них относительная новинка, которая вызывает повышенный интерес общественности, — велосипед, скрещённый с мопедом.
Самые невероятные велосипеды
Всем знакома поговорка: «Не надо изобретать велосипед», тем не менее именно этим занимаются многие современные дизайнеры. Придумать что-то принципиально новое пока никому не удалось, зато появились самые невероятные велосипеды, которые только можно представить.
Деревянный велосипед
С дерева начиналась история велосипеда, не отказываются от этого материала и современные разработчики. Всемирную известность заслужил ясень-байк, выполненный из цельных досок ясеня. Его создал голландский дизайнер Пол Триммер. Стоит вспомнить и Bough Bike – электрический велосипед из дерева, который также был разработан в Голландии.
Самый нестандартный вариант деревянного велосипеда сконструировал китаец Сун Чао. Ему удалось соорудить рабочую модель из палочек для еды. Всё в том же Китае был создан деревянный велосипед без единой металлической детали.
Гибрид велосипеда и классического автомобиля
Автором столь невероятного сочетания является итальянский конструктор Лука Аньелли. Он сумел сконструировать 3-колесный грузовой электровелосипед, сочетающий в себе черты велосипеда Doniselli Duomo и автомобиля Citroën 2CV.
Заднее электроколесо гибрида Citroen C2 Paris работает от аккумуляторной батареи. Велобагажник в основных чертах повторяет дизайн передней части автомобиля Citroën. Он открывается наклоном вперед носовой части. Светодиодные фонари, которыми оборудована модель, оформлены в стиле ретро.
Велосипед-чоппер
Если предыдущие модели – это своеобразная дань прошлому, то за велочопперами будущее. Это длинные велосипеды с прогнутой рамой, заниженным седлом и вытянутым рулем, внешне напоминающие одноименный мотоцикл. Комфорт, который обеспечивает чоппер, несравним с ездой на обычных велосипедах.
Необычнее всего выглядят 3-колёсные чопперы, дополненные корзиной для перевозки багажа. Также стоит модель от Custom Max, отличающуюся самыми широкими колесами (100 мм). Велочоппер идеально подходит для путешествий.
«Умный» велосипед без спиц
Разработка, получившая название Cyclotron, это вызов давно сложившимся традициям. Данная модель представляет собой карбоновый велосипед без спиц, но зато с подсветкой в стиле блокбастера «Трон». Основой для Cyclotron служит аэродинамическая конструкция планера.
Функционал модели контролируется приложением Cyclo App. Специальное программное обеспечение предоставляет информацию о вращении педалей, скорости и количестве сжигаемых калорий. С его помощью можно создать индивидуальный план тренировок.
Картонный велосипед
Пока ещё никому не удалось создать велосипед с более низкой себестоимостью. По словам его разработчика, израильского дизайнера Ицгара Гафни, конструирование картонного велосипеда Alfa обойдется всего в 9$. Автора этой революционной идеи вдохновил человек, который сумел сделать из картона каноэ.
Alfa весит 9 кг, что не мешает ему выдержать до 200 кг. Составные части агрегата, кроме шатунов, тормозов и педалей, изготовлены из картона. Думаете, такой велосипед прослужит лишь до первого дождя? А вот и нет. Alfa покрыт водонепроницаемой смолой и при необходимости может быть обработан лаком.
Складной велосипед
На выпуске складных велосипедов специализируется французское предприятие Mobiky. Её продукция ориентирована на жителей больших городов. Модельный ряд бренда включает 7 моделей, в число которых входят как простые односкоростные модели, так и велосипеды, оснащенные электроприводом.
Вес стандартной модели Mobiky колеблется в районе 13 кг. Такой велосипед удобно переносить и катить рядом. Складывается он за считанные секунды. Mobiky легко узнать по высокой посадке, небольшим колесам и детским габаритам. Подобная конструкция способна выдержать водителя весом до 110 кг.
Велосипед-рюкзак
Названная модель была создана австрийским изобретателем Томасом Кайзером для любителей даунхилла (скоростной спуск). По сути это складной горный велосипед, который конструктор совместил с рюкзаком. Правда, у этой необычной разработки нет ни педалей, ни седла. Весит он всего 9,5 кг.
Чтобы перевести велосипед-рюкзак из походного положения в боевое, потребуется всего несколько минут. Затем можно смело скатиться с холма, стоя на подножках и опираясь коленями на «рюкзак», вписанный в раму велосипеда. Данная модель далека от универсальности, зато в сфере даунхилла у неё нет соперников.
Велосипед-самокат
Этот концепт подарил миру французский разработчик Филипп Старк. Модель, получившая название Pibal, имеет удобное место для ног, что позволяет передвигаться в режиме «самоката». Гибрид Pibal – это удобное транспортное средство для передвижения на небольшой скорости.
Езда на таком велосипеде позволяет задействовать самые разнообразные группы мышц и равномерно распределить нагрузку. Филипп Старк выпустил Pibal совместно с компанией «Пежо». Модель легко узнать по ярко-желтым колесам. Она незаменима в переполненных людьми местах.
Противоугонный велосипед
Bendy Bicycle – это неординарный способ защиты велосипедов от кражи, предложенный дизайнером Кевином Скоттом. Вместо очередного специального устройства британец предлагает использовать сам велосипед, который легко сложить и застегнуть.
Рама Bendy Bicycle достаточно крепка для езды, тем не менее её не сложно согнуть вдвое без каких-либо повреждений. Конструкция рамы основана на элементах, стянутых внутренним тросом. Рама становиться более гибкой за счет ослабления тросового механизма. Такое решение позволяет прикрепить руль к седлу, что препятствует угону велосипеда.
Велосипед-коляска
Данная модель была создана корпорацией Taga специально для активных родителей. Помимо седла, педалей и колес она оснащена безопасным детским креслом. Использовать трансформер Taga Bike могут даже те, кто не умеет ездить на обычном велосипеде.
По словам производителей, езда на этом гибриде помогает бороться с лишним весом и укрепляет сердечно-сосудистую систему водителя, в то время как малыш получает массу впечатлений от прогулки. Taga Bike можно использовать и как обычную прогулочную коляску. При желании можно докупить второе кресло, люльку для малыша или прицепную тележку.
Электровелосипед от Аudi
Электровелосипеды уже давно перестали быть диковинкой. Однако Audi Wörthersee заметно выделяется на общем фоне. Данная модель разработана для безопасного выполнения трюков разного уровня сложности. Её важным преимуществом является функция видеозаписи трюков.
Управление Audi Wörthersee происходит посредством ручки-газа и велокомпьютера. Последнее устройство позволяет выбрать оптимальный тип баланса между работой двигателя и педалей. Максимальная скорость, которую можно развить, составляет 80 км/ч. При отсутствии работы с педалями можно двигаться со скоростью до 30 км/ч.
Велосипед на солнечной энергии
Отдельного упоминания заслуживает и велосипед Ele, который оборудован специальными панелями, позволяющими заряжать двигатель солнечной энергией. Солнечные панели расположены на подвижных дисках колес и, по сути, заменяют спицы. Ele имеет 3 режима езды:
- обычный (без мотора);
- электрический (движение происходит за счет мотора);
- полуэлектрический (мотор используется для увеличения скорости).
Описанный концепт создала международная дизайнерская группа Yanko Design. Подзарядка от солнца очень удобна, так как аккумуляторные батареи Ele в дневное время всегда смогут получать дополнительное питание.
Ультралегкий велосипед Bugatti и PGС
В настоящий момент PG Bugatti Bike является самым легким городским велосипедом в мире. Модель весит 5 кг и на 95% состоит из карбона. Её детали изготовлены с использованием технологий, применяемых в автопромышленности. Производители отмечают и особый амортизатор руля, спроектированный с учетом высокоскоростной аэродинамики.
Стоит отметить, что описанная модель также претендует на вхождение в перечень самых дорогих велосипедов в мире. Новинку впервые показали на Женевском автосалоне. Внешне PG Bugatti Bike повторяет экстерьер однобрендового авто.
Распространенность и простота конструкции велосипедов побуждает разработчиков и дизайнеров вновь и вновь работать над совершенствованием это незамысловатого транспортного средства. Трудно представить какими возможностями будут обладать модели будущего.
Велосипед — средство передвижения и выражение индивидуальности
С приходом весны всегда встает вопрос о покупке какого-нибудь топового транспортного средства. Благо в настоящее время их огромное множество. Наиболее популярными считаются скейтборды и его вариации вроде лонгбордов, пенни и т.д., городские самокаты, ролики и, конечно, велосипеды.
Сегодня рассмотрим поподробнее велосипеды. На улицах Москвы в последнее время можно увидеть многообразие различных видов велосипедов. Но какой из них подойдет именно тебе? Ведь от правильного выбора зависит и комфорт, и безопасность владельца. Не будем забывать и о том, что велосипед может выражать индивидуальность, стиль своего обладателя. Так как задача выбрать подходящий байк не из простых, мы разберем уже велосипеды, которые уже успели заявить о себе.
Круизеры
Первыми мы рассмотрим круизеры, которые отлично подойдут для неспешных прогулок по улицам вашего города. Данный тип велосипедов пользуется большой популярностью у девушек, но в последнее время выпускается достаточное количество моделей унисекс. Обычно круизеры очень красивые, так как производители используют яркие цвета, а в комплекте запросто может идти плетеная корзинка. Но нужно учитывать несколько отличий круизера от остальных байков. Во-первых, обычно рама у такого ситибайка очень массивная и тяжелая, во-вторых, нет переключателя скоростей, и у некоторых моделей есть только педальный тормоз.
Одним из лидеров среди производителей считается Electra – компания, которая специализируется на производстве городских велосипедов, основанная в 1993 году в Калифорнии. Цены на самые популярные модели стартуют от 40 тыс. рублей. Есть и модели бюджетного сегмента – от 20 тыс. рублей. Следующая марка, которой я сама отдаю свое предпочтение, это Schwinn. Игназ Швин и его партнер Адольф Арнольд создали компанию в 1895 году, которая в 20 веке стала лидером по производству велосипедов. На сегодняшний день американский велосипед Schwinn – это классика стиля и безупречное качество.
Мне удалось несколько лет назад самой стать обладательницей велосипеда этой марки. В течение трех лет этот байк оправдывает все мои ожидания, хотя цена была очень-очень приятная (около 10 тысяч рублей). На данный момент, стоимость той же модели варьируется от 15 до 20 тысяч рублей.
В последнее время многие любители велосипедов отдают свое предпочтение байкам «побыстрее». К таким относятся шоссейники, а также синглспиды и фиксы.
Шоссейники, синглспиды и фиксы
Шоссейники – это те самые спортивные велосипеды, предназначенные для скоростной езды на велотреках. У них очень легкая, но жесткая рама, все компоненты велосипеда требуют тонкой настройки и своевременной замены, и, кроме того, стоимость очень высока.
Синглспиды и фиксы – это подобие шоссейников, но в использовании они куда проще. Такие «велики» характеризуются своей простотой и минимальным количеством составляющих, что дает велосипеду легкость. Такой байк можно собрать и самостоятельно. Маневренность – это неотъемлемая составляющая поездки, поскольку педали напрямую связаны с движением колес. Да и яркий внешний вид велосипедов нельзя оставить без внимания. Привлекательной деталью считается руль в виде «бараньих рогов», позволяющий менять хват.
Синглспид – велосипед с одной передачей. Фикс – передача фиксирована, то есть педали вращаются одновременно с колесами. К компаниям производителей относятся Fuji, уже упомянутый Schwinn, Polo&bike, Pure Fix, а также московская компания Bear Bike.
Складные
Складной велосипед – это настоящая палочка-выручалочка для тех людей, которым приходится добираться до работы, например, на метро. Такой байк можно легко перевозить не только в машине, но и в любом транспорте. К самым компактным относится Brompton, но не каждый сможет позволить себе заплатить за подобный велосипед около 100 тысяч рублей. Фирма Dahon считается надежным и бюджетным вариантом, а к качественным отечественным производителям можно отнести Shulz.
Это уже специальный велосипед, предназначенный для выполнения трюков. У него маленькие колеса, всего 20 дюймов, особенные упоры по бокам колес, названные пеги, а также интересный механизм, позволяющий вращать руль в одном направлении. Такой велосипед стоит купить только в том случае, если у вас в планах выучить «парочку» опасных трюков. Стоит отметить, что BMX – это огромный пласт молодежный культуры, который объединяет большое количество не только «уличных» групп, но и профессиональных клубов по всему миру.
Подводя итог, хочется заметить, что в обзоре ни разу не были упомянуты горные велосипеды. На мой субъективный взгляд их век подходит к концу. Тем не менее, велосипед является имиджевой составляющей любого современного человека.
Источники:
http://bikes.ironhorse.ru/bikes-of-the-ussr/
https://aktsport.ru/velosiped/samyie-neobyichnyie-velosipedyi-v-mire.html
https://topkin.ru/best/raznoe-best/samyie-neveroyatnyie-velosipedyi/
https://stoneforest.ru/look/allabout/velosiped/