Где искать украденный велосипед
Здравствуйте!
Вы находитесь на сайте Stolenbike, который представляет собой базу украденных велосипедов. Если у вас украли велосипед, вы можете внести его в базу. Этим вы осложните жизнь вора, а также возможно облегчите жизнь себе, ибо, как показывает практика, ворованные велосипеды (впрочем, как и другие вещи) иногда находятся.
Перед внесением украденного велосипеда в базу ОБЯЗАТЕЛЬНО прочтите материал «Читать в первую очередь«! Это не займет много времени и поможет Вам избежать ряда проблем.
Чтобы занести украденный велосипед в базу, необходимо зарегистрироваться. При занесении данных старайтесь отвечать на вопросы как можно полнее, т.е. дать как можно больше информации.
Также вы можете занести в базу увиденный вами подозрительный (возможно украденный) велосипед. Это может помочь найти пусть не ваш, но тоже украденный велосипед.
Если же (слава богу) велосипед у вас не крали или вы только задумываетесь о его приобретении, стоит ознакомиться с материалом «Полезные советы«. Это поможет избежать кражи. А в разделе «Антивор» кроме всего прочего фиксируются места, где неоднократно совершались кражи велосипедов.
Ну и напоследок: в данный момент обкатывается идея занесения в базу адресов скупок, где могут оказаться ворованные велосипеды. Так же пока в тестовом варианте работает раздел «Поесть с велосипедом«, где можно посмотреть (и добавить свои) места общественного питания, куда пускают с велосипедом.
Внести украденный велосипед в базу
Внести подозрительный велосипед в базу
Выставка «Велокульт» в Москве
2-4 апреля в Москве на территории ЦВК “Экспоцентр” состоится выставка «Велокульт». Цель выставки — развитие индустрии, популяризация и привлечение внимания широкой аудитории к велоспорту и велокультуре в России.
«Велокульт» — проект, аналогов которому еще не было на территории нашей страны. Представители мира велосипедов соберутся в одном месте, чтобы продемонстрировать лучшее, что есть в индустрии. Гостей ждут выставочная экспозиция, спортивное шоу и насыщенная деловая программа!
В 2020 году в Петербурге проложат 22 км веломаршрутов. Новые велодорожки приведут с севера на Петроградскую сторону
Протяженность веломаршрутов в Петербурге до конца 2020 года вырастет до 138 км. Смольный утвердил соответствующую адресную программу. Об этом 29 января сообщил комитет по развитию транспортной инфраструктуры.
Всего новых дорожек и полос в городе должно прибавиться на 21,8 км. Из маршрутов три остались незавершенными с прошлого года, и один новый, который появится в Приморском районе.
Принято решение о проведении эксперимента по маркировке велосипедов и велосипедных рам
Постановление от 11 сентября 2019 года №1183. С 16 сентября 2019 года по 31 мая 2020 года будет проводиться эксперимент по маркировке средствами идентификации велосипедов и велосипедных рам. Цель эксперимента – апробация механизмов функционирования системы прослеживаемости оборота велосипедов и велосипедных рам в России, создание условий для защиты интересов производителей и потребителей такой продукции.
Кража велосипеда – административная или уголовная ответственность
Кража велосипеда – тайная форма завладения чужим имуществом, одно из самых распространенных незаконных деяний.
Вернуть товар можно почти всегда! Главное знать порядок действий и правильно пользоваться законом. Получите информацию бесплатно от юристов через чат (справа внизу ↘️) либо по этой ссылке.
Актуальность статьи проверена нами по состоянию на 09.10.2020, пользуясь сайтом вы соглашаетесь с Правилами
чтобы деяние признавалось кражей оно должно удовлетворять следующим признакам:
- это должно быть хищение;
- такое хищение велосипеда должно быть тайным;
- при совершении деяния не использовалось насилие или угроза его применения (например угрозы охранникам);
- правомочия на распоряжение предметом кражи отсутствовали.
если хищение произведено открыто, то это влечет за собой гараздо более серьезные последствия – срочно проконсультируйтесь с юристом
Кража может признаваться как преступлением, так и правонарушением
Определившись что такое Кража велосипеда, следует для себя выяснить, какая была сумма кражи более или менее 2000 рублей.
То, насколько правильно будет произведена оценка велосипеда будет являться определяющим при выборе – уголовная или административная ответственность ждет человека за такое воровство, поэтому обязательно проконсультируйтесь у профессионального юриста. Сделать это можно по этой ссылке, либо в форме на этом сайте справа внизу.
Кража велосипеда: статья 158 УК РФ
Любое незаконное присвоение чужого имущества является кражей. Велосипед могут украсть на улице, в подъезде, на стоянке и в иных общественных местах.
Особенность такой кражи в том, что она может происходить на глазах других людей, но они даже не поймут, что велосипед воруют. Однако, если хищение будет происходить открыто, и очевидцы (включая владельца велосипеда) будут осознавать, что его крадут, то по УК РФ содеянное квалифицируют, как грабёж, а не кражу. Когда в процессе совершения данного преступления к потерпевшему применяют физическое насилие, то такое хищение велосипеда и вовсе является разбоем, то есть тяжким преступлением в рамках уголовного права РФ.
Примеры из судебной практики
Кражи велосипеда происходят в нашей стране ничуть не реже чем в Европе, где велосипед является основным способом передвижения.
Случай №1
Примером кражи велосипеда является случай, произошедший в Орле в 2012 году.
Хозяин двухколесного транспорта оставил свое средство передвижения на лестничной клетке, приковав велосипед цепью к решетке подъезда.
Но это не помешало преступникам спилить цепь из металла и пока хозяин потерял бдительность, удалиться в неизвестном направлении.
Случай №2
Что касается угона, то еще один показательный случай произошел в Москве.
У пары, прогуливающейся в отдаленном районе столицы, в одном из лесопарков злоумышленники силой отняли велосипед и скрылись с ним в неизвестном направлении.
Все эти примеры очень показательны и учат владельцев двухколесного транспорта быть более осторожными, а также не оставлять свое имущество без присмотра, ведь это чревато различного рода последствиями, которые могут быть не очень приятны для вашего кошелька и морального здоровья.
Состав преступления
Квалификация хищения велосипеда довольно проста. В состав преступления входят:
- Объект – имущественные отношения.
- Объективная сторона – незаконное завладение транспортным средством.
- Субъективная сторона характеризуется наличием прямого умысла.
- Субъект – лицо в возрасте от 16 лет, отдающий отчёт в собственных действиях (вменяемый и дееспособный). Но за кражу могут наказать, начиная с 14 лет. Квалификация субъекта зависит от вида наказания – административная ответственность наступает с 16 лет, а уголовная с 14.
Как и в других видах кражи, квалификация состава преступления при хищении велосипеда происходит с учётом отягчающих и смягчающих обстоятельств.
Ответственность УК
УК по стандартному договору с жильцами отвечает за содержание и обслуживание общедомового имущества:
- лифтов и оборудования;
- коммуникаций;
- чердаков;
- лестничных клеток;
- фасадов здания;
- крыш.
Ответственность же за сохранность собственности самого жильца управляющая компания несет только в том случае, если заключен отдельный договор именно на охрану имущества.
После пропажи велосипеда стоит ознакомиться с договором УК и охранной фирмой, если подъезд охраняется. Ответственность охраны должна точно прописываться в договоре, и статья 25 Закона о ведомственной охране 77-ФЗ допускает возмещение ущерба жильцам, если охрана на момент совершения преступления бездействовала.
Что будет за кражу велосипеда в 2020 году?
Ответственность за кражу велосипеда зависит от ряда обстоятельств, одним из важнейших среди которых является размер причинённого ущерба. Ущерб оценивается, исходя из стоимости велосипеда на момент хищения. Поэтому владельцу двухколёсного транспорта нужно:
- Подтвердить его стоимость чеками о покупке.
- Определить рыночную стоимость на момент угона (так как велосипед уже не новый, и она не будет равна стоимости при покупке).
Текущую стоимость определяет эксперт. Именно его заключение ложится в перечень материалов дела, на основе которых прокурор формирует обвинительное заключение.
На основании экспертной оценки преступление могут квалифицировать, как административное или уголовное.
Административное наказание определено в статье 7.27 КоАП РФ «Мелкое хищение». Данная норма права за хищение на сумму не более 1000 рублей и без признаков уголовного преступления предусматривает ответственность в виде:
- Штрафа до пятикратной стоимости велосипеда, но не менее 1000 рублей.
- Ареста до 15 суток.
- Обязательных работ до 15 часов.
При краже велосипеда, стоимость которого находится в диапазоне 1000-2500 рублей, КоАП РФ требует назначить виновному:
- Штраф до пятикратной стоимости похищенного, но не менее 3000 рублей.
- Арест на срок 10-15 суток.
- Обязательные работы до 120 часов.
Уголовная ответственность за кражу велосипеда наступает в соответствии со статьёй 158 УК РФ. Эта статья содержит следующие санкции:
- Штраф на сумму 80 тысяч рублей или в размере полугодового дохода.
- Обязательные работы до 360 часов.
- Исправительные работы на год.
- Арест до 4 месяцев.
- Ограничение свободы на 2 года.
- Принудительные работы до 2 лет.
- Лишение свободы на тот же срок.
Однако 158 статья содержит более строгие санкции для краж, совершённых:
- Группой лиц, которые заранее договорились о данном преступлении.
- С проникновением в помещение, где хранился велосипед, при условии, что проникновение было незаконным.
- Повлёкшем значительный ущерб.
Значительным ущербом считается кража на сумму 5-250 тысяч рублей. Виновных в таких квалифицированных кражах накажут:
- Штрафом на сумму до 200 тысяч рублей (в размере дохода за 1,5 года).
- Обязательными работами до 480 часов.
- Исправительные работы до 2 лет.
- Принудительные работы до 5 лет с дополнительным ограничением свободы на год.
- Лишение свободы также на 5 лет. Дополнительно может быть назначено ограничение свободы на 1 год.
Дополнительное наказание применяется по усмотрению суда.
При совершении преступления малолетним ребёнком (младше 14 лет), ответственность за него несут его родители. К самому ребёнку применяют меры воспитательного характера.
/> /> />
Квалификация
Угон и хищение чужого транспортного средства – два разных преступления, по которым наступает уголовная ответственность. Угон – управление транспортным средством без ведома владельца, с намерением покататься, а не присвоить себе.
Кража предполагает тайное хищение ТС, принесшее при этом ущерб для собственника. Данное правонарушение подпадает под статью 158 УК РФ.
Статья 166 УК РФ распространяется на тот вид транспорта, для управления которым требуются водительское удостоверение:
- автомобили;
- мопеды;
- троллейбусы;
- автобусы;
- а также катера и моторные лодки.
Не действует статья 166 УК РФ на угон таких ТС, как:
- Велосипед, гужевая повозка, весельная лодка (п. п. 2, 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»).
- Другие средства передвижения — воздушный транспорт, железнодорожный транспорт и водные суда, так как угон этих ТС подпадает под статью 221 УК РФ.
- Не являются предметом преступления прицепы и другие ТС без двигателя.
Что делать, когда украли велосипед?
В ряде случаев, когда система защиты велосипеда, мешает угнать его легко и быстро, преступник может бросить транспортное средство недалеко от места преступления. Поэтому, не обнаружив велосипед, первым делом нужно поискать его в окрестности от места, где велосипед был оставлен. Алгоритм последовательных действий включает:
- Звонок в полицию с сообщением о краже.
- Обследование места расположения велосипеда. Иногда воры роняют личные вещи и даже документы, что позволяет быстро их найти.
- Опрос людей вокруг. Возможно среди них найдутся очевидцы. Ими могут быть работники близлежащих магазинов и иных учреждений. Также стоит поговорить с владельцами припаркованных рядом машин. На видеорегистраторах может быть записан процесс кражи.
- Описание всей полученной информации, а также подробных характеристик внешнего вида велосипеда, приехавшим сотрудникам полиции.
Обычно полицейские предлагают вместе с ними проехать по близлежащим дворам, что бывает довольно эффективно для поимки вора по горячим следам.
Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.
Телефон в Москве и Московской области: +7
Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области: +7
Бесплатная горячая линия по всей России: 8 (800) 301-39-20
Оповестите страховую службу
Надеемся, у вас есть какой-то страховой полис. Свяжитесь с службой, как только получите отчет полиции. Им потребуется такая же информация, которую вы дали полиции, а также номер ссылки на преступление из полицейского отчета и ваши квитанции о покупке.
Опять же, сделайте это, как только ваш велосипед будет украден. Большинство страховых компаний говорит, что необходимо хотя бы предупредить их о краже в течение определенного периода времени. И, конечно, чем скорее вы напишите отчет, тем скорее у вас будут деньги на новый велосипед!
Как подать заявление?
Важный момент – подача письменного заявления в полицию. В случае обнаружения полицейскими украденного велосипеда, именно на основании заявления его владельца транспортное средство можно изъять. Наличие заявления особенно важно, если велосипед уже был продан.
Отказать в приёме заявления полицейские не имеют права. Они обязаны его принять. В случае отказа можно смело обжаловать незаконное решение.
В заявлении нужно описать не только обстоятельства кража, но и все важные характеристики велосипеда, по которым его можно обнаружить. Также необходимо предъявить чек о его покупке и технический паспорт, в котором указан уникальный номер велосипедной рамы. Всё это поможет не только идентифицировать велосипед, но и доказать, что он принадлежит именно заявителю.
Возвращение велосипеда
Итак, что вы будете делать, если ваш велосипед появится в списке? Вы определенно не должны обвинять продавца по электронной почте или телефону. Вы можете ошибаться. А в случае, если вы правы, он просто избавится от велосипеда, прежде чем вы сможете сделать что-нибудь еще.
Вы определенно не должны идти и покупать свой велосипед у них! Как ни странно, но бывает, что люди делают и так. Но это явно пахнет поражением и будет только поощрять дальнейшее воровство.
Вы не должны идти туда, чтобы самостоятельно вернуть свой велосипед. Любая конфронтация может легко перерасти в нечто очень неприятное. Самая разумная вещь — связаться с полицией. Они посоветуют лучший курс действий. И, надеемся, они даже придут и сами уладят ситуацию!
Самостоятельный поиск
Помимо заявления в полицию нужно искать велосипед самостоятельно. Благо сейчас для этого существует немало технологических решений. В интернете созданы специальные сайты с базами данных угнанных велосипедов. Найти эти базы можно по адресам:
- https://velorozisk.ru
- https://lostbike.ru
Для размещения на этих сайтах информации об украденном велосипеде, нужно зарегистрироваться. Также необходимо указать свои данные и данные велосипеда, включая его серийный номер.
Это довольно эффективный метод поиска, так как в случае обнаружения велосипеда, информацию о нём сразу же предоставят владельцу. Также сотрудники сайтов подскажут, где в вашем городе действуют точки сбыта ворованных велосипедов.
Помимо специализированных сайтов, бывает полезно разместить объявление в социальных сетях с просьбой к друзьям о его распространении, а также поискать велосипед на сайтах объявлений о продаже б.у. вещей.
Сообщите о краже полиции
Как можно скорее сообщите в полицейский участок. Это действительно важно. У вас может не быть страховки, но это не значит, что они не станут ничего делать.
Соберите всю информацию, которую имеете о велосипеде. Это включает в себя марку, модель и серийный номер, некоторые фотографии и подробное описание.
Вам нужно будет предоставить им личные данные, которые обычно включают ваше имя, пол, дату рождения, контактные данные и почтовый адрес. Кроме того, расскажите им все, что знаете об обстоятельствах кражи, включая, где, когда и как был украден велосипед, все что может быть полезно.
Например, есть ли в этой области камеры видеонаблюдения, которые могли зафиксировать кражу? Взамен они дадут вам полицейский отчет, который, конечно же, жизненно необходим, в случае если у вас есть страховка.
Где продают угнанные велосипеды?
Основные места продажи – интернет площадки объявлений «Авито» и «Из рук в руки». Другой распространённый метод – разобрать велосипед на части и продавать их на авторынке.
Поскольку такой примитивный метод незаконного обогащения привлекает не особо образованных воров, часто достаточно установить на велосипед противоугонную систему и соблюдать меры предосторожности. В частности, не оставлять велосипед надолго без присмотра.
Угон из подъезда жилого дома
Практика показывает, что кражу из подъезда легче предотвратить, чем поймать вора. Тем не менее, если такое все же произошло, действовать нужно по схожему с уличной кражей алгоритму:
- вызвать полицию;
- найти свидетелей;
- поискать записи с камер наружного наблюдения;
- написать в участке заявление о краже велосипеда;
- распространить информацию о хищении в соцсетях и на специализированных сайтах.
Свидетелей кражи придется искать из числа соседей – возможно, кто-то из них что-то слышал или видел в «глазок» двери, а может, даже столкнулся с угонщиком в лифте. Уличных камер во дворах обычно нет, однако они бывают установлены над входом в подъезд. Иногда камерами оборудованы домофонные кнопочные панели – в этом случае нужно обратиться в управляющую компанию.
Найти велосипед, украденный с лестничного пролета или площадки этажа, весьма непросто – может оказаться, что злоумышленника и вовсе никто не видел. Тогда все надежды только на то, что пропажа «всплывет» при попытке сбыта.
В любом случае бездействие потерпевшего точно не приведет к поимке вора – если велосипед дорог, нужно постараться вернуть его всеми законными путями.
Как проверить велосипед на угон?
Качественные велосипеды могут служить много лет, поэтому продажа б.у. велотранспорта распространённое явление. Рассматривая конкретный вариант для его покупки нужно попросить у продавца документы, удостоверяющие факт владения данным велосипедом. Однако далеко не всегда эти документы хранят. В таком случае возникает риск купить краденый велосипед и вопрос, как от этого себя обезопасить?
Для этого нужно проверить наличие заводского штампа под нижней частью каретки велосипеда. На нём указан номер велосипеда. При подаче в полицию заявления об угоне велосипеда его владелец указывает этот номер в тексте заявления. Все номера фиксируются в базе данных отдела угнанных транспортных средств ГИБДД, в котором и можно проверить покупаемый велосипед.
Для проверки необязательно посещать ГИБДД. Можно проверить номер на сайтах:
Помимо размещения базы данных угнанных велосипедов, целью данных сервисов является размещение информации о том, что делать в случае хищения велосипеда.
Существуют у данных сайтов и специальные приложения для мобильных телефонов.
Как правильно составить объявление о пропаже, и где его разместить?
Рассчитывать исключительно на правоохранительные органы не стоит. Это не означает, что вы должны лично заняться поисками преступника. Достаточно предпринять все возможные действия по распространению информации о краже. Вы вправе размещать сведения в любых общедоступных источниках. Чаще всего пострадавшие расклеивают по городу объявления с просьбой за вознаграждение сообщить информацию, которая поможет найти велосипед. Подавать объявления можно в газеты, на местное радио и телевидение. Безусловно, данные варианты предполагают возмездность оказания услуги.
Обратите внимание!
Самым эффективным способом является размещение информации в интернете. Современные социальные сети обладают всеми инструментами быстрого поиска требуемых данных или их распространения. Просьба о помощи, размещенная в сети, позволяет в кратчайшие сроки уведомить небольшой населенный пункт о действиях злоумышленника.
На добровольных началах граждане объединяются в поисковые группы, которые осматривают подвалы домов и прилегающие территории как наиболее популярные места для хранения велосипедов. Смысл подобных мероприятий заключается в том, что, чем больше людей знают о проблеме, тем сложнее преступнику избавить от ТС и остаться незамеченным.
Как собрать вещественные доказательства
Чтобы максимально помочь полиции и ускорить поиски велосипеда:
- Пообщайтесь с владельцами автомобилей, чьи машины стояли около подъезда (или другого места кражи) с помощью их видеорегистратороров можно обнаружить подозреваемого и доказать его вину.
- Поговорите с прохожими, может они видели момент кражи. Только не задавайте слишком много вопросов и не будьте требовательны.
- Поищите рядом с местом преступления какие-нибудь улики, например, остаток распиленного замка.
Характеристики велосипедов и самокатов, которые надо знать
Уникальные характеристики средств передвижения нужно знать с момента приобретения и хранить на случай потери или кражи. Это цвет, габариты, дата выпуска, модель. Сделайте несколько фотографий модели с разных ракурсов и зафиксируйте на снимке своего ребенка за рулем.
Самый главный признак отличия — серийный номер. Обычно он ставится на раму. Если такового нет, обратитесь в сервис, где маркируют транспорт.
Какие меры принять на месте
Для начала постарайтесь найти свидетелей и выяснить, что они видели, могут ли описать внешность вора, с какого направления он пришел и в каком ушел.
Осмотрите лобовые стекла автомобилей, припаркованных рядом с местом кражи. Если найдете видеорегистраторы, проверьте, нет ли за стеклом карточки с телефонным номером водителя. Если повезло, позвоните по указанному номеру и попросите хозяина авто вместе посмотреть видеозапись. В противном случае, запишите регистрационный номер машины и оставьте записку за «дворниками» со своими контактными данными и описанием ситуации.
Обратите внимание на камеры городского видеонаблюдения на зданиях, в подъездах, столбах, заборах.
У местных жителей выясните, кто владелец интересующей камеры и как с ним связаться. Если это частное лицо, попросите просмотреть и скопировать запись за интересующий промежуток времени. В городские и муниципальные компании придется писать официальное заявление. Адреса учреждений можно найти в интернете по своему региону. Например, Московский департамент размещается здесь, жители Санкт-Петербурга могут обратиться сюда.
Часто велосипеды или самокаты воруют для перепродажи, поэтому стоит регулярно проверять объявления на сайтах «Авито», Youla.ru, Slando, в соцсетях, на велосипедных форумах. Но рассчитывайте, что сил на это уйдет немало: в больших городах подобных объявлений огромное количество, а объявление может появиться через несколько месяцев.
Чтобы угнанный велосипед или самокат было сложнее продать, разместите объявление на российских велофорумах в разделах, посвященных тематике украденных байков. В объявлении опишите подробности случившегося: место, время. Приложите фотографии модели с разных ракурсов, укажите регистрационный номер и другие индивидуальные характеристики. Вот некоторые из сайтов: Dirt.ru, Velomania.ru.
Внесите свой случай в базы украденных велосипедов: «Велорозыск», Lostbike, «Велоугон», Stolenbike.
Кто крадет велосипеды и что спасет от воров
По статистике у 4 из 10 взрослых жителей нашей страны есть велосипед. Тренд на здоровый образ жизни ведет к росту рынка двухколесного транспорта. Есть спрос — будет и предложение. В том числе и криминальное. Скупка и продажа краденых велосипедов — сфера достаточно прибыльная. О том, что она собой представляет, кто промышляет воровством и где сбывают похищенное, разбиралась корреспондент “НГ”.
Фото БЕЛТА
Таксисты в роли скупщиков
В конце лета у 25-летнего минчанина Алексея украли сразу два велосипеда. Ночью. Из приквартирного тамбура. “Зря я думал, что раз на входе висят камеры видеонаблюдения, то воры в такой подъезд не полезут. Еще как полезли! И в наглую смотрели прямо на камеру”, — вздыхает потерпевший.
Заявление в РУВД он отнес, как только обнаружил пропажу. В милиции выяснилось, что таких, как он, в районе более десятка. За две недели банда злоумышленников увела 12 байков во Фрунзенском районе и 1 в Московском.
Личности грабителей установили по видео: участковые без труда узнали местных. Безработные парни 1990-х годов рождения не раз привлекались к административной ответственности.
— С поисками пришлось повозиться. Регистрация у них есть, но дома они давно не появлялись. Мобильных телефонов нет. Одним словом, бродяги. Наши сотрудники прочесали полрайона, пока их нашли, — рассказал начальник городского отдела милиции № 2 Фрунзенского района Анатолий Сущеня.
Задержали подозреваемых ночью на стоянке такси, куда они тащили очередную добычу — два почти новеньких велосипеда.
— Почему воры сбывали украденное таксистам? А куда еще идти? Рынки ночью не работают. Машины с желтыми номерами — единственный вариант, — объясняет Анатолий. — В среднем за один велосипед угонщики получали по 70—80 рублей. За день умудрялись потратить эти деньги на алкоголь, а к вечеру снова отправлялись на охоту.
Куда девали велосипеды таксисты, оперативники выясняют. В интернете полно историй о том, как краденые белорусские байки время от времени всплывают в России.
Рамочный доход
Сотрудники милиции заявляют, что составить портрет среднестатистического велосипедного вора нереально. На краже двухколесного транспорта попадаются подростки и студенты, закоренелые преступники после отсидки, алкоголики и наркоманы, бомжи.
— Камеры видеонаблюдения одного из супермаркетов однажды запечатлели такую сценку. Двое нетрезвых мужчин стояли у магазина. Вдруг один из них подошел к стоянке велосипедов, схватил один, запрыгнул на сиденье, но тут же упал. Выяснилось, что горе-угонщик даже не умел крутить педали, — рассказали в Ленинском РУВД Минска.
Велосипеды, которых полно на улицах и в подъездах, едва ли не самая легкая добыча для вора. Украсть их можно за считаные секунды и так же быстро продать. Поэтому воруют даже те, у кого изначально умысла не было.
Но кое-что общее у всех велокриминальных элементов имеется. Одной кражей не ограничивается никто. За первой следует вторая, за второй — третья, и так до тех пор, пока милиция не остановит. Так что уже можно говорить о широком распространении уголовной “профессии”. В СМИ время от времени появляются новости о серийных похитителях. Но если разобраться, то практически каждый веловор — серийный. Других в этом деле попросту не бывает.
Тросики перекусываются за секунду
Корреспонденту “Народной газеты” удалось поговорить с одним из профессиональных угонщиков — 37-летним Леонидом:
— Подворовывать начал еще в 1990-х, когда был подростком. Рос, мягко говоря, не в высшем обществе. Нужны были деньги. Сначала специализировался на мелкой технике, потом перешел на автомобили. Несколько раз сидел в тюрьме. В 2014-м плотно подсел на наркотики. С этого времени, если честно, стало все равно, что воровать. Велосипедов вокруг тьма. Переключился на них.
— С чего всё началось?
— Произошло это средь бела дня. Мудрить не пришлось: жизненный опыт подсказал, как действовать. Когда в очередной раз закончились деньги, а без дозы я уже не мог, пошел шарить по подъездам. Двери открывал методом отжима или отверткой. Наши люди беспечные — велосипеды пристегивают к перилам на лестницах. Тонкий тросик снимается за пару секунд кусачиками. Бери не хочу! Вот я и брал. Когда на лестничных площадках ничего не было, я в тамбуры заглядывал. Многие даже не запирают их на замок. Впрочем, везло мне не всегда. Иногда проходил по 10—12 подъездов, перед тем как обнаруживалось что-то годное.
velobajo.ru
— То есть искали определенные модели?
— Смотрел в интернете, что пользуется спросом. Топовые марки — “Фуджики”, “Мангусы”, LTD, “Стелсы”. Их и старался брать. Тщательно все осматривал. GPS-трекеры, детские кресла, перерезанные тросы выкидывал в ближайшую мусорницу.
— Где сбывали украденное?
— Чтоб не спалиться, вывозил в другие районы. Все делал сам. Зачем мне свидетели еще какие-то? Продавать по запчастям или через интернет — долго и небезопасно. А на маленьких городских рынках такой товар забирают быстро. Если ориентировочная стоимость двухколесника была 500—600 рублей, то я продавал по 250—300. Полчаса — и деньги у меня. Никто даже не спрашивал о документах или почему продаю. Главное — дешево.
Леонид говорит, что задержали его после очередной кражи: “Я подозревал, что недели за две до этого меня начали выслеживать. Но тяга к наркотикам была сильнее страха. ” Потом — суд. Тюрьма. “Освободился и дважды в месяц теперь хожу отмечаться в РУВД. Устроился на работу. Надеюсь, что с этим криминалом завязал навсегда”.
Все дороги ведут на “поле чудес”
Ворованное расходится разными путями. Кто-то предпочитает его сбывать местным барыгам. Они на модели особо не смотрят. Более двухсот рублей даже за самую “навороченную раму” не дают. Другие пытаются действовать без посредников. Даже на улице могут пристать к случайному прохожему: “Велик не нужен? Почти даром отдаю!” Хватает двухколесного добра на интернет-барахолках. Но, безусловно, основной поток идет на местные рынки. В Минске — это прежде всего Ждановичи и его знаменитое “поле чудес”. В выходной день здесь я нашла три велоточки. На первой — мужчина лет 50 с bluetooth-гарнитурой в ухе торговал сотнями звездочек, колес, рам и седушек. Все это было разложено на земле. “Товар хороший, не сомневайтесь”, — уверял он. Однако мой вопрос: “Откуда все это добро?” остался без ответа. Другой продавец заманивал прохожих к байкам немецкого качества. Они сверкали на солнце, и казалось, что некоторые из них совсем новые. Рядом целая коллекция номеров с немецких автомашин, как бы намек: все точно из Германии. Цена на “европейские штучки” — 300—500 долларов. Недешево. Но даже если их действительно привезли из Германии, то где гарантия, что там их не украли? Документов ни на что нет. А в Берлине, кстати, воровства не меньше, чем у нас.
У третьего торговца товар оказался подешевле и поскромнее:
— Чья техника? Моя и знакомых. Никакого криминала. Вот и документики на все есть, — и он стал переворачивать рамы, чтобы можно было взглянуть на серийные номера.
Разные люди здесь промышляют. Наверное, есть и те, кто действительно продает свое. Но недавно милиция арестовала 25-летнего жителя Молодечно. Он на Ждановичах умудрился “толкнуть” с десяток уведенных байков. По возрасту задержанный хотя и молод, но опытен. Отсидел в тюрьме за автокражи, вышел. И вот изменил “специализацию”. Несколько мелочей —”работал” исключительно в перчатках, остатки перекушенных тросиков всегда забирал с собой. Взяли молодечненца с поличным: катил к себе домой два чужих “красавца”. Утром собирался везти их на рынок.
Документы никого не интересовали
На одной из популярных интернет-барахолок я разместила объявление о продаже велосипеда: “Срочно! Почти новый. Цена — 100 рублей”. В качестве фотографий, иллюстрирующих товар, взяла те, на которых изображен байк, украденный пару дней назад у нашего коллеги. На минуточку, реальная стоимость велосипеда — 700 рублей! Фото его было на десятках форумов и тематических групп, где ищут ворованное. Просмотров тысячи. Но никто тогда не откликнулся.
Мне же звонки посыпались спустя пару минут после размещения объявления. Самые популярные вопросы — почему так дешево и нет ли серьезной поломки? О документах из 24 звонивших не спросил никто. Зато забрать “ласточку” в тот же день желание изъявили семеро.
Рисунок Олега Попова
За 8 месяцев этого года в стране угнали более 1800 велосипедов. В прошлом году цифра составила чуть более 3 тысяч. Отдельные экземпляры стоят больших денег. Неудивительно, что некоторые автоугонщики переквалифицировались в веловоров. Проще, но тоже доходно. Статистика краж, исчисляемых тысячами, может свидетельствовать, что этот криминальный промысел выходит на профессиональный уголовный уровень, где у всех четко расписаны роли. Есть те, кто “приделывает колеса” транспорту, кто скупает краденое, и есть площадки, где все эти паленые товары сбываются. И главное, нет недостатка в покупателях, не отличающихся принципиальностью и готовых брать все, что стоит дешево. И с этой новой реальностью нужно считаться всем. Велосипед проще сберечь, чем сокрушаться, когда его украдут.
КОМПЕТЕНТНО
Павел Кудравец, начальник Ленинского РУВД Минска
— Велосипеды воруют сезонно. С первыми похолоданиями кражи в этом сегменте сведутся к минимуму. Но пойдет снег, народ достанет с антресолей санки и будет беспечно оставлять их где попало. А ворам все равно, что красть — велосипеды, санки, медную проволоку. Все снесут и продадут.
Шанс найти украденный велосипед без маркировки и других опознавательных знаков совсем небольшой. Воры почти всегда сбывают байки незнакомым людям. Искать их в городе с населением почти два миллиона все равно что иголку в стоге сена.
Думать о своем имуществе велосипедисты должны до того, как его украдут. Не ленитесь и заводите велосипеды в квартиру — это единственный способ обезопасить себя на 100%. Хранение байков в подъезде или тамбуре — это, между прочим, еще и нарушение пожарной безопасности. Об этом мало кто задумывается, а зря.
СОВЕТЫ МИНСКОГО ВЕЛОСИПЕДНОГО ОБЩЕСТВА
1. Сфотографируйте ваш велосипед и запишите серийный номер рамы (обычно он выбит снизу на каретке). Не выбрасывайте техпаспорт.
2. Используйте велозамок в форме подковы — U-lock. Такие намного надежнее тросовых. Выбирайте модели стоимостью в эквиваленте от 20 евро и массой не менее 700 гр.
3. Цепной велозамок берите потяжелее и с толстыми звеньями (5 мм в диаметре). Если вы паркуете велосипед всегда в одном и том же месте (например, возле офиса), то можно не возить такой замок с собой и оставлять его всегда пристегнутым к велопарковке. Хорош замок сегментного типа. Он дорогой, но надежный.
4. Паркуйте велосипед в наиболее людном месте. Это не смутит опытного вора, но отпугнет угонщика-новичка, который боится привлечь к себе лишнее внимание прохожих.
5. Правильно фиксируйте велосипед. Желательно замком прикрепить не только раму к ограждению, но и “прихватить” одно из колес.
6. Звуковая сигнализация. Можно брать не самую качественную и подешевле, потому что ее цель — отпугнуть вора.
7. Если у вас дорогой велосипед — фиксируйте двумя замками.
8. Помните: грязный велосипед меньше привлекает вора.
9. Попробуйте договориться с вахтером, а если не получится, то с директором того здания, где вы работаете и держите велосипед внутри.
10. Страхование велосипеда. Эта возможность действует уже несколько лет. За ежегодную сумму 5—7% от стоимости велосипеда, вы получаете гарантию возмещения потери в случае кражи, аварии, повреждения чужого имущества (автомобиля или велосипеда) и чужого здоровья.
СОСТОЯНИЕ НА КОЛЕСАХ
• Британский художник Дэмиан Херст создал двухколесное розовое чудо за полмиллиона долларов! Шоссейный байк инкрустирован отнюдь не бриллиантами. Его украшают крылья бабочек. Специально для своего творения автор вырастил несколько сотен чешуекрылых насекомых. Однако ценность велосипеда не только в изящном оформлении. Он выполнен из самых дорогих и качественных материалов и снабжен гарантией на 50 лет. В 2009 году титулованный гонщик Лэнс Армстронг испытал “велобабочку” на прочность во время Тур де Франс.
• В 250 тысяч долларов оценивают велосипед, сконструированный японским художником Нара Яшимото. Он превратил скоростной байк из легчайшего углеродного волокна в произведение современного искусства. Колеса и раму украшают изображения героев популярных мультиков аниме.
• А вот золотой в прямом смысле велосипед оценивают всего в 110 тысяч долларов. Несколько килограммов 24-каратного золота, 600 кристаллов Swarovski, дорогая кожа — двухколесный
шедевр создавали шведские ювелиры из компании Aurumania.
ЧЕРНЫЕ БАЙКИ
Есть такой старый анекдот: “Если в Амстердаме рядом с проезжающими велосипедистами крикнуть: “Слезай, это мой велик!”, несколько человек бросят байки и убегут”. Нам смешно, а для голландцев это вполне реальная ситуация.
Самый большой черный рынок велосипедов находится в Амстердаме. Неудивительно, ведь тут на 850 тысяч жителей приходится более миллиона двухколесников. Десятую часть из них ежегодно воруют и тут же продают прямо на площадях и набережных многочисленных каналов. Если внимательно присмотреться к голландским велопарковкам, то можно увидеть, что они усыпаны перекушенными тросиками и цепями.
SEAHORSESAMUI.COM
Иногда воры перекрашивают краденые велосипеды в черный цвет. На продаже можно увидеть экземпляры с закрытыми замками без ключа — это значит, что товар точно краденый. Самый большой черный рынок находится возле знаменитой площади Ватерлоо. Здесь краденый велосипед можно купить всего за 50 евро. Удивляет то, что голландская полиция прекрасно знает о бизнесе, построенном на воровстве, но реагирует крайне редко.
ГОРНЫЕ — КРУЧЕ
Консультант одного из самых крупных столичных магазинов Вадим рассказал, какие нынче велосипеды пользуются спросом и сколько они стоят: “Как ни странно, это классические горные модели фитнес-класса. Да, гор у нас нет. Но условия для велосипедистов во многих городах пока далеки от идеала, учитывая неприспособленные бордюры и отсутствие отдельных дорожек. “Горники” хороши тем, что подходят как для повседневных велопрогулок, так и для быстрой езды. Асфальт или лесная тропинка — он проедет всюду”.
Пользуются спросом у нас сегодня японский Fuji, швейцарский Scott, американские Trek и Merida.
— Отечественный товар тоже берут охотно, — говорит Вадим. — Потому что в последние годы завод стал выпускать достойные и недорогие модели. Хотя у наших “птичек” хромает сборка. Из 10 велосипедов у 2 возникают поломки по гарантийным случаям. Зарубежные байки выигрывают и по функциональности: мы их в магазине за 15 минут собираем. Над отечественными возимся минимум 40.
Средняя сумма, которую наши покупатели готовы отдать за велосипед, — от 600 до 1500 рублей. Хотя единицы покупают двухколесный транспорт и за 5 тысяч долларов.
— Почему так дорого? Это двухподвесные модели с шикарной амортизацией, мощными тормозами и другими “примочками”. На нем по любым ухабам и кочкам едешь с невероятным комфортом. Но, как показывает практика, такие велосипеды покупают люди, которые в полной мере не могут оценить его прелестей. Для них это — дорогая игрушка. Пару раз в год возле дома покатаются и на этом их велоувлечение заканчивается.
Богатый выбор и средств защиты, говорит консультант:
— 95 процентов велосипедистов покупают тонкие тросики. Они популярны, потому что легкие и дешевые (20 рублей). Я даже на полчаса таким пристегивать не стал бы. Есть цепи: обычные стоят 40 рублей, каленые — 80. Их перекусить нельзя, берет только ножовка. Надежные U-lock стоят от 50 рублей, но они тяжелые и прицепить можно не ко всему. Самая дорогая защита — звеньевая из каленого металла — обойдется от 100 рублей.
КАКИЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЭФФЕКТИВНЫ?
Наталья Цилинская, велогонщица, 8-кратная чемпионка мира, бронзовый призер Олимпийских игр — 2004:
— У меня четверо детей и мы регулярно выбираемся на велопрогулки. К счастью, Минск за последние годы сильно изменился в этом плане в лучшую сторону. Хотя я велодорожки делала бы пошире: в выходные на них места хватает не всем.
Мои байки — профессиональные. У меня правило — нигде велосипед не парковать и не оставлять без присмотра. Выехала, покаталась и завела домой. А дочка пользуется тросовым замком, пристегивает через раму и колесо, но тоже старается надолго не оставлять.
Владимир Коляда, священник, руководитель миссионерского отдела Новогрудской епархии:
— У меня простенький Aist и я никогда ничем его не пристегивал. Он всегда стоит вместе с детскими велосипедами прямо во дворе. Однажды, правда, мой байк увели. Но через год вернули. Видимо, человек покаялся и это замечательно. Вообще, я стараюсь каждый день ездить на велосипеде. Мне нравится идея здорового образа жизни, и мы активно продвигаем ее в нашем отделе.
Татьяна Лемешевская, редактор:
— С начала мая на работу я добираюсь на велосипеде, даже в дождь. Так быстрее, чем на общественном транспорте, плюс неплохая физическая нагрузка. Рядом с моим офисом парковки нет. Зато есть неподалеку у отделения милиции, с видеонаблюдением. Сначала я стеснялась оставлять там байк, а потом поговорила с местными сотрудниками и теперь спокойна за свое имущество. Когда оставляю велосипед, даже не снимаю с него фонарик и бутылку с водой. И никто ничего не взял.
Семь правил, как уберечь велосипед от кражи
Стартовал велосезон. А одновременно с ним – и сезон велосипедных краж. В Курске их уже совершено порядка 30. Как не стать жертвой воров и что делать, если велосипед украли, выяснила «ДДД». Оказалось, несколько простых шагов с большой долей вероятности помогут сохранить вашего «железного коня».
1. Не оставлять в подъезде
В полиции отмечают: число велокраж растет с каждым годом. С одной стороны, спортивный образ жизни становится все популярнее, и все больше курян обзаводятся двухколесным транспортом. С другой – к его хранению горожане зачастую относятся весьма легкомысленно.
Велосипед, оставленный на лестничной клетке – легкая добыча для вора. Украсть его даже проще, чем с оживленной улицы, свидетелей ведь нет.
Заместитель начальника УМВД города Курска Эдуард Стариков |
– Никому не придет в голову оставить в подъезде золото или повесить дорогую шубу на лестничные перила. А велосипеды – пожалуйста. Подавляющее большинство краж происходит именно в подъездах, – отмечает замначальника городского УМВД Эдуард Стариков.
Последний пример – на улице Садовой из подъезда пятиэтажки укатили сразу два велосипеда. Хозяева утверждают, что транспорт был пристегнут велозамками. Злоумышленники справились с этой проблемой, прихватив замки с собой.
2. Не бросать на улице
Второе по популярности место «угонов» – улица. «Я лишь на 10 минут зашел в магазин (на почту, в офис – вариант можно поставить любой), вышел – а велосипеда нет», – такое объяснение часто приходится слышать полицейским. На самом деле неважно, пробыли вы в здании пять минут или полчаса. Преступнику достаточно нескольких секунд. Обычно это люди, которые видят, как вы оставляете велосипед и скрываетесь в здании. Заскочить в седло и уехать – много времени не требуется.
Пусть вас не обманывает ложная уверенность, что на оживленной улице никто не рискнет покуситься на ваш велик. Прохожие, скорее всего, даже ничего не заметят.
Кстати, это не касается велопарковок перед большими зданиями. Там двухколесный транспорт обычно пристегивают, да и камеры отпугивают потенциальных воров. Но если оставить велосипед на целый день, то и самый надежный замок не спасет.
Зампредседателя федерации велоспорта Курской области Юрий Лысенко |
3. Запомнить номер рамы
О том, как опытные велосипедисты заботятся о сохранности спортинвентаря, «ДДД» рассказал зампредседателя федерации велоспорта Курской области Юрий Лысенко.
Первый шаг стоит сделать уже при покупке. Продавец должен записать в документы номер рамы. Во многих магазинах это забывают сделать или не считают нужным, поэтому покупателю лучше проследить за исполнением данной формальности.
– Номер в документах нужен не для предотвращения кражи и даже не столько является помощником в поиске. Это способ доказать принадлежность велосипеда, если его вдруг нашли. Например, накрыв серийного вора, – поясняет наш собеседник. – Если велосипед куплен давно и документы вы не сохранили, неплохо бы сфотографировать номер на телефон.
Свою базу номеров третий год формирует и полиция. Сотрудники ППС знакомятся с велосипедистами и переписывают номера прямо на улице. Номер проверяют на предмет заявления о краже. Часто именно так раскрывают преступления. Ну и разумеется, удаленный с рамы номер вызовет множество вопросов.
– Полиции поможет фото номера рамы и самого велосипеда, его царапин, потертостей, других отличительных особенностей, – добавляет Эдуард Стариков. – Любой курянин может обратиться в полицию с документами на велосипед, попросить добавить его номер в базу. Чем полнее она будет, тем проще искать.
4. Купить замок
– Насчет средств защиты не все однозначно, – говорит Лысенко. – Есть замки, которые не могут перекусить даже очень мощные силовые ножницы по металлу, а у болгарки сгорают круги при попытке их отрезать. Но стоимость таких средств может быть несопоставима с ценой велосипеда. Поэтому простейший замок – лучшее средство при условии, что веломашина стоит недолго.
– Если кража реально намеренная, когда вору нужен именно этот велосипед, никакие средства не остановят, как и с автомобилями, – продолжает курянин. – Были случаи в профессиональном спорте, когда выносили с охраняемой территории велосипеды всей команды.
Полицейские предостерегают от покупки запирающих устройств за 100–200 рублей. «Подобные замки преступники срывают руками, – замечает Стариков. – Даже обычный навесной замок гораздо надежнее. Им можно зафиксировать колесо. На таком транспорте невозможно уехать, а человек, несущий велосипед, непременно вызовет подозрение.
– Большинство новичков покупают стандартные недорогие модели. И воруют их чаще всего, – говорит Юрий Лысенко. – Заметить такой велосипед в городе и отличить от сотни других почти невозможно. Как правило, такие велосипеды не возвращаются к владельцам. Проще с редкими экземплярами, кастомными комплектациями (собранными вручную). Они заметнее, и в поиске может помочь любой человек, хоть немного понимающий. Однажды я ловил за руку человека на украденном велосипеде, это был редкий старый Trek, который было сложно не узнать. Догнал человека на улице, тормознул и доставил в отдел полиции, после всех процедур и разбирательств велосипед вернулся к владельцу.
Но любой велосипед можно сделать узнаваемым. Яркая полоса краской на раме, наклейки. Все это поможет, если преступник не станет сразу перекрашивать раму.
6. Если кража произошла
– Важно действовать быстро и правильно, – говорит бывалый велосипедист. – Во-первых, сразу сообщить в полицию. Если это произошло только что, можно попытаться обнаружить следы велосипеда недалеко от места кражи. Если давно катаетесь то, скорее всего, знаете следы протектора своего велосипеда.
Сообщить о краже всем знакомым в ближайшем районе, возможно, велосипед сейчас проезжает мимо них.
Сообщить в сообщество велосипедистов. Эти люди ездят регулярно и внимательны к другим, могут по внешним признакам определить несоответствие владельца и велосипеда, заметить уникальные черты, если такие имеются. Свободные велосипедисты могут выехать на поиски, расширив территорию охвата.
Один раз таким образом в Курске удалось раскрыть кражу трех велосипедов. Благодаря взаимодействию с полицией воров нашли, вернув веломашины хозяевам.
7. Быть внимательным при покупке велосипеда б/у
В 2018 году в Курске произошло 230 велосипедных краж, 187 из них раскрыто. То есть, если ваш велосипед пропал, вернуть его можно. Главное – сразу обратиться в полицию. «Каждое второе преступление раскрывается по горячим следам», – подчеркивает Эдуард Стариков.
Самый дорогой велосипед, украденный в Курске, стоил около 300 тысяч рублей. Похитителя нашли. Продвинутые воры мониторят объявления о покупке в Интернете, находят «заказы» на определенные марки и могут работать именно по ним. Но это – исключение из правила. Чаще бывает наоборот: крадут велосипед и ищут, куда его продать.
Поэтому, приобретая технику б/у, покупатель всегда рискует. «Дешевое имущество – почти всегда ворованное, – предупреждает Стариков. – Потраченные нервы, беседы со следователем и суд – стоит ли всего этого сомнительная экономия? Ведь украденный велосипед изымут как улику и вернут владельцу. А покупатель лишится потраченных денег. Главное же – приобретение имущества, заведомо добытого преступным путем, – уголовное преступление.
И прецедентов, когда покупателя судили вместе с ворами, – множество. Если купить велосипед за копейки вам предлагают прямо на улице, самое разумное – звонить в полицию. Вероятность, что он украден, – 99%. Тогда вы не влипните в неприятную историю, а поможете кому-то вернуть двухколесного друга».
Источники:
https://stolenbike.ru/
https://ugkk.ru/uk/ukrali-velosiped.html
https://www.sb.by/articles/cherez-pedali-i-bedy.html
http://www.dddkursk.ru/number/1281/consumer/005759/