Дисковые гидравлические велосипедные тормоза
В дисковом велосипедном тормозе функциональная передача усиления приходится как раз на тормозной диск (второе название — ротор), закрепленный на колесной втулке. А собственно тормозная машинка — калипер — крепится на велосипедной раме, но может быть установлена и на вилке.
У калипера есть пара тормозных колодок, прижимающихся поршнем к ротору или же несколькими поршнями сразу — тут все зависит от калипер-конструкции.
Для таких тормозов обязателен специальный крепеж — на втулке (для ротора), а также на вело-раме или вилке.
Дисковые велосипедные тормоза бывают двух основных типов:
- механические;
- гидравлические.
Гидравлические дисковые тормоза: особенности
Главное отличие гидравлических дисковых тормозов от механических — это, конечно, гидравлический колодочный привод. Он обеспечивает и лучшую модуляцию, и необходимую конструкторскую технологическую мощность тормоза. Благодаря несжимающейся жидкости в приводе.
Впервые тормоза дисковые гидравлического типа были установлены на модельные профи-велосипеды для скоростного спортивного спуска (так называемого «даунхилла»). Скорости в этом виде спорта росли, и ободные вело-тормоза уже не в состоянии были справляться с поставленными задачами. Впрочем, для массового вело-оснащения в те времена гидравлические дисковые тормоза были слишком тяжелыми, громоздкими, а главное, дорогостоящими. Впоследствии конструкторами эти недостатки были устранены, и такие тормозные системы заменили вибрейки на всех горных моделях в среднем ценовом диапазоне и выше.
Виды дисковых тормозов с приводной гидравликой
Как уже было обозначено, разделение дисковых тормозов с гидравлическим приводом на разновидности напрямую зависит от конструкции калипера. Так гидравлические тормоза могут быть:
- с единственным поршнем;
- с оппозитной поршневой парой;
- с двумя поршнями и калипером плавающего типа;
- с четырьмя и более поршнями.
Большинство из современных вело-моделей оснащаются как раз двухпоршневыми оппозитными дисковыми тормозами. А вот однопоршневые, например, хоть и являются самыми недорогими, но имеют массу недостатков — причем, и те, и другие достались им и от гидравлических, и от механических тормозов.
Что же касается многопоршневых систем с плавающей тормозной машинкой, то они, конечно, необыкновенно мощны, но сложны конструктивно и требуют обстоятельного и обязательно профессионального технического обслуживания. Поэтому чаще всего их ставят на даунхилл-моделях, да и то не на всех, а только на самых серьезных. На велосипедах, у которых мощь превыше всего — часто в ущерб конструкционной простоте и необременительному сервису.
Разнятся дисковые гидравлические тормоза и по типу присутствующей приводной жидкости. Одни из них функционируют на тормозной жидкости, другие — на масле. И те, и другие имеют как очевидные достоинства, так и ощутимые недостатки. И даже специалисты не возьмутся рекомендовать какой-то один из этих тормозов начинающему или даже опытному велосипедисту.
Вообще, тормоза выбирать по типу жидкости — это не то, чтобы «неправильно», но как-то странно и совсем необоснованно. А утверждения типа «масло замерзает на морозе», разбиваются о масляную тормозную версию Shimano Deore XT, прекрасно действующую при — 28 градусах по Цельсию.
По калипер-конструктиву велосипедные тормоза тоже можно разделить на 2 группы:
- с монолитной тормозной машинкой;
- с детально-составной.
У первых калипер — это цельная моно-деталь, поршни которой вынимаются сбоку через специальное отверстие, прикрытое пробкой из алюминия. Кстати, довольно дорогая конструкция, но зато легкая и жесткая. Ей также требуется специальный, откручивающий пробку инструмент — каждый раз, когда надо вынуть поршни.
Что касается составного калипера, то он складывается из 2-х элементных частей, стянутых надежно болтами. Вот эта конструкция дешевая, а потому очень распространенная.
А еще выход гидролинии калипера может разниться. В зависимости от тормозного уровня, он может быть:
- обычным;
- поворотным.
Последний осуществляется при помощи специального штуцера, который еще называют «банджо». Он дороже, но в разы удобнее, поскольку способен прокладывать самую оптимальную гидролинию — без всяких подвешенных воздушных петель.
Применение дисковых гидравлических тормозов
Специалисты вело-области считают, что дисковые тормозные системы с гидравлическим приводом являются одними из самых надежных для оснащения велосипедного транспорта. И поэтому именно их чаще других рекомендуют к установке на самые разные вело-модели. Например, для «покататься с ветерком», в походы или даже для участия в велогонках.
Правда, в экстремальных условиях могут возникнуть проблемы, поэтому лучше иметь при себе, так называемый, ремонтный набор «для прокачки». Но особо надеяться на него тоже не нужно — в случае серьезной механической поломки, ликвидировать ее в полевых условиях самостоятельно не получится. Впрочем, велосипедистов можно успокоить — глобальные поломки гидравлических дисковых тормозов бывают очень редко. Гораздо чаще ломаются рамы, колеса или, например, багажники.
Но владельцам велосипедов с подобными тормозными системами надо иметь ввиду, что у такой дисковой гидравлики совсем крохотный зазор между роторной конструкцией и непосредственно колодками — какие-то буквально доли миллиметра. Особенность в том, что этот зазор никак не регулируется и поддерживается абсолютно в автоматическом режиме. И значит, при наличии больших загрязнений, колодки сами себя просто «съедают».
Но в отличие от механических дисковых тормозов, чьи стершиеся колодки делают их абсолютно нерабочими до момента подстройки, гидравлический тормоз будет функционировать. Но будет расти и износ колодок.
Дисковые тормоза на велосипед механика или гидравлика
Дисковые тормоза велосипеда: гидравлические или механические?
Очень часто при выборе велосипеда или покупке на него новых тормозов становится вопрос: «Какие же тормоза лучше, дисковые гидравлические или механические?». Вопрос очень актуален, ведь они значительно отличаются по цене, качеству и другим не менее важным параметрам. Поэтому в данном сравнении мы постарались максимально лаконично и понятно рассказать, чем отличаются гидравлические и механические дисковые тормоза велосипеда по конструкции, принципу действия, тормозным характеристикам, настройке и обслуживанию, а также ремонтопригодности и цене.
Конструкция и принцип действия
Принцип действия механических и гидравлических дисковых тормозов велосипеда в принципе одинаков. Нажатием тормозной рукояти приводятся в движение тормозные колодки, которые сжимают ротор. В результате происходит торможение за счет преобразования кинетической энергии в тепловую благодаря силе трения. Отличие заключается, в основном, в способе передачи усилия нажатия тормозной рукояти на тормозные колодки. На дисковых механических тормозах используется трос. При нажатии на рукоять происходит его натяжение, что приводит к смещению подвижной колодки.
В дисковых гидравлических тормозах его роль выполняет система поршней и гидравлическая жидкость. При нажатии рукояти на гидравлике приводится в движение поршень мастер-цилиндра. Он толкает гидравлическую жидкость, которая приводит в действие поршни в калипере, сжимая тем самым колодки.
Торможение
Качество торможения дисковых гидравлических и механических тормозов практически не отличается (с учетом, что дисковая механика не из самых дешевых). Как одни, так и вторые отлично справляются со своими задачами. На торможение больше влияет материал тормозных колодок, их размер, а также диаметр ротора. Чем больше поверхность соприкосновения колодок с ротором, тем качественнее торможение. Также следует отметить и материал тормозных колодок. На данный момент на рынке велосипедов представлены два вида: металлизированные (Sintered), которые лучше подойдут для грязных трас и органические (Resin), предотвращающие перегрев калипера.
Хотя разница в торможении между гидравлическими и механическими тормозами все же присутствует. Выражается она больше в комфорте использования. На гидравлике, за счет того, что нет тросика, который трется о рубашку, легче ход тормозной рукоятки. Вторым достоинством является более четкий контроль тормозного усилия (модуляция). Другими словами, вам проще сориентироваться насколько сильно следует надавить на ручку в той или иной ситуации. Хотя данный параметр также зависит и от уровня гидравлических тормозов, а именно от количества поршней.
Настройка и обслуживание
Если качество торможения гидравлических и механических дисковых тормозов практически не отличается, то в настройке и обслуживании разница уже куда более заметна. Здесь явным фаворитом является гидравлика. Ее не нужно так часто настраивать как механику, а сама настройка производится во время первой установки или при замене тормозных колодок. Хотя это правило не касается одно-поршневых гидротормозов, которые, также как и механика, нуждается в периодической подстройке. Настройка же механических тормозов необходима после каждого снятия колеса и периодически, по степени износа колодок и растяжению тросика. Также к недостаткам механики можно отнести необходимость периодического обслуживания троса, а именно содержания его в чистоте и в смазанном виде.
Ремонтопригодность
А вот по ремонтопригодности выигрывает дисковая механика, которую можно относительно легко отремонтировать в полевых условиях. В случае выхода из строя троса, его легко можно будет заменить на месте, с учетом того, что у вас есть запасной. Чего нельзя сделать с гидравликой. Если вы зацепились за ветку и повредили гидролинию, установить новую, залить масло и прокачать систему без специального оборудования вряд ли получится. Плюс к этому, найти запасные части на дисковые гидравлические тормоза велосипеда гораздо сложнее, чем на механические.
Еще один пункт, по которому выигрывает механика – это цена. Хорошие гидравлические тормоза стоят дороже чем механические того же уровня.
Гидравлические или механические тормоза выбрать для велосипеда?
При выборе велосипеда или проведении замены компонентов часто возникает вопрос, какой вариант тормозной системы стоит устанавливать на велосипед. Выбор чаще всего предопределяется уже установленными на велосипед тормозами, поскольку менять что-то кардинально бывает очень дорого (и не всегда возможно технически).
Наиболее распространенные типы велосипедных тормозов сейчас – это дисковые тормоза, ви-брейки или втулочные тормоза.
Нас, в большей мере, интересуют именно дисковые тормоза, поскольку гидравлические ви-брейки – это большая редкость.
Тормоза бывают гидравлические и механические. Для того, чтобы сделать правильный выбор между этими типами, нужно понимать принцип работы тормоза велосипеда.
Как работают тормоза велосипеда
Любая конструкция тормозного механизма подразумевает, что к крутящейся части (например ротеру или ободу) прислоняется неподвижная часть, жестко зафиксированная на раме велосипеда или вилке. Примерно также работает и втулочный тормоз, только механизм спрятан внутри корпуса втулки.
Подвижная часть, например роутер, выполнена из материала, обладающего специальными свойствами. Он сохраняет свою форму и параметры после перепадов температуры и обладает хорошими фрикционными показателями.
Неподвижная часть обычно представлена тормозными колодками. Они изготовлены из специального фрикционного материала, обладающего высоким коэффициентом трения. Колодки и роутер образуют пару трения.
Колодки обычно подводятся к ротеру (в случае использования дисковых тормозов) с помощью специального суппорта или тормозной машинки. Суппорт жестко закреплен на раме и позволяет передвигать колодки в торцевом направлении.
Для того, чтобы колодки перемещались внутри суппорта, механизм их подачи и сближения нужно соединить с тормозной ручкой на руле. Именно здесь и проявляется конструктивное различие между механическим тормозом и гидравлическим тормозом.
Чем отличаются механические и гидравлические тормоза велосипеда
В механическом тормозе ручка на руле соединяется с суппортом, который умеет перемещать колодки, с помощью самого обычного тросика. Нажимаете на ручку и колодки как за веревочку передвигаются к роутеру. Это классическая технология. Она используется уже долгие годы и применяется, например, в ручном тормозе автомобиля.
В гидравлическом тормозе роль тросика, который прижимает колодки к диску, выполняет гидролиния. Сама же тормозная машинка адаптирована для использования с жидкостью. Технология тоже далеко не новая, но в велосипедной среде используется относительно недавно.
Гидролиния – это обычная трубка, внутри которой находится тормозная жидкость любого типа. С одной стороны этой гидролинии установлена тормозная ручка, которую нажимает велосипедист. В ручке организована система поршней, который начинают выдавливать жидкость по трубке.
С обратной стороны на трубке установлена тормозная машинка, снабженная также системой поршней. Она «принимает» перемещение жидкости и передает нажатие на колодки, сжимая их. Эффект возможно достичь благодаря тому, что жидкость является несжимаемой.
Гидравлические или механические тормоза выбрать?
Вопрос выбора полностью зависит от вас. Предлагаю просто ознакомиться с достоинствами недостатками гидравлических тормозов и сравнить их механическими.
1. Стоимость нового комплекта и стоимость обслуживания
Дисковые гидравлические тормоза обходятся дороже, чем механический аналог. Правда, разница это не особенно ощутимая. Например, запасные колодки имеют одинаковую стоимость. Ремонт же основной части механизма (при условии выбора качественного оборудования изначально) требуется редко.
2. Эффективность торможения
Дисковые гидравлические тормоза имеют большую эффективность торможения. Часто в конструкции используется принцип соотношения площадей поршней, благодаря чему на выходе получается большее усилие.
Тросик у механики обычно имеет свойство растягиваться, а жидкость не сжимаемая.
Другое дело, что для решения задач большинства велосипедистов, механического тормоза полностью хватает. Но если рассматривать профессиональное использование, например в даунхилле, то тут стоит выбрать гидравлику. Механика же хорошо подойдет или для прогулочного велосипеда, или для старта в экстремальном катании.
3. Сложность обслуживания и надежность
У дисковой гидравлики есть одно скверное качество – гидролиния может порваться, жидкость может вытечь. Сальники имеют свойство течь и сопливить. Могут появляться пузыри воздуха, что снижает эффективность. Правда происходит это на хороших моделях раз в три-четыре года или реже.
Если вы отправляетесь в дальний поход или не хотите тратить силы/время на сложный ремонт гидры, то можно остановиться и на механике. С учетом того, что эффективности механики вам достаточно. Механический тормоз всегда проще в обслуживании.
Полевой ремонт гидравлического тормоза практически невозможен, тогда как механический тормоз можно починить, имея просто кусочек тормозной рубашки и тросик.
Однако, гидравлический тормоз хорошего качества ломается очень редко и лишен таких радостей, как постоянная регулировка положения колодок, растягивающийся тросик или превращение тросика в мочалку. При износе гидролиния не начинает препятствовать перемещению жидкости и гидравлика всегда работает стабильно, а вот механика после пары лет использования начинает ощутимо барахлить и требует приложения руки.
4. Вес собранной системы
Тут даже и обсуждать особенно нечего – гидравлический тормоз всегда легче.
5. Самостоятельная установка нового комплекта
Соизмерима по сложности, так как гидравлический тормоз продается уже прокаченным и готовым к установке. Остается только его правильно поставить. Это не сложнее, чем поставить механику.
6. Запасные части
На рынке можно легко найти запасные части как для одного типа, так и для другого. Главное не увлекаться нонейм брендами.
7. Ресурс
Гидравлические тормоза имеют больший ресурс безотказной работы.
8. Разница в цене
Разница в цене зависит от выбранной модели. Часто хорошая механика отличается от гидравлики всего на 30-40%.
Советы по выбору
Прямо говорить, что одно хорошо, а другое плохо нельзя. При окончательном выборе нужно взвесить все за и против и ответить для себя на следующие вопросы:
1. Устраивает ли меня разница в цене?
2. Нужно ли мне иметь возможность оперативно отремонтировать тормоз в походе?
3. Нужны ли мне усложнять конструкцию, если я катаюсь только по лесным тропинкам и асфальту?
4. Важен ли общий вес велосипеда?
От себя добавлю, что для современного велосипеда, который используется на любительском уровне и именно как спортивный снаряд, лучше выбрать гидравлические тормоза. Для простого же велосипеда подойдет любой вариант тормозной системы.
Самый плохой расклад – это прийти в магазин, где торгуют полу-китаем и поддаться на уговоры продавца купить «вот этот вот супер-велосипед с двумя амортизаторами дискавыми тармазами гидравлическими и тремя катафотами всего за столько-то рублей». Исходите из здравой логики и не позволяйте использовать гидравлические тормоза, как способ продать себе неясный велосипед.
Дисковые механические тормоза для велосипедов
Велосипед, как и любой другой транспорт, невозможно представить без тормозов. И эти тормоза обязаны быть такими, чтобы была возможность быстро остановить движущийся велосипед. Но они не должны чересчур утяжелять вело-конструкцию.
Виды вело-тормозов
Есть несколько основных типов велосипедных тормозных систем:
- дисковая (механические тормоза или гидравлические);
- ободная (V-брейки и U-брейки, клещевые, а кроме того, кантилеверные тормоза);
- педальная или по-другому барабанная (втулочная);
- стремянная;
- роллерная (тоже втулочная).
Задними втулочными тормозами (барабанными, роллерными) оснащаются следующие вело-модели:
- городские односкоростные;
- детские;
- складные.
А на горных, шоссейных, гибридных и туристических, а также на передних колесах городских и складных великов ставят тормоза ободные.
Что касается дисковых тормозов различных конфигураций, то они буквально необходимы там, где требуется превосходная велосипедная проходимость.
Дисковые тормоза: устройство и особенности
Любой дисковый вело-тормоз состоит из:
- управляющей рулевой ручки, которая и приводит в действие тормозную исполнительную систему;
- тормозного диска-ротора;
- монтажной скобы (или адаптера), расположенной на вело-раме и служащей для крепления и закрепления калипера;
- собственно калипера — механизма исполнения, осуществляющего торможение в принципе;
- абсразивных пластин-колодок, стопорящих ротор;
- тормозной линии, передающей действие от ручки к исполнительному механизму тормоза.
У дисковых тормозов имеется ряд конструкционных и эксплуатационных особенностей. Например, чем больше роторный диаметр, тем эффективнее действует сам тормоз. И соблазн выбрать ротор побольше поэтому велик. Но следует помнить, что перед тем, как это осуществить, необходимо проверить крепость спиц в колесах, и если требуется — заменить эти спицы на более стойкие.
А еще управляющую ручку для дисковых тормозов легко можно позаимствовать у вибрейков, клещевых или кантилеверных тормоз-конструкций.
Дисковые механические вело-тормоза
У механических дисковых тормозов тросовый привод. Они конструкционно просты и очень надежны. Принцип их действия несложен: нажатием на тормозную ручку в рабочее состояние приводится подвижная колодка, которая и прижимает диск к другой, неподвижно-нерегулируемой колодке.
Как вариант существуют механические дисковые тормоза с двумя подвижными колодками. Но такая тормозная система устанавливается на велосипедах гораздо реже одноколодочной.
К особенностям обслуживания механических дисковых тормозов можно отнести:
- Постоянную регулировку зазора между колодками и ротором. Иначе тормозная ручка будет проваливаться, а диск жаться уже не к стершейся напрочь колодке, но непосредственно к калиперу. Что приведет неизбежно к нарушениям в работе тормоза и потере его мощности.
- Зазор между ротором и колодками в дисковой механике регулируются очень просто (в отличие от тех же гидравлических систем). И регулирование это не допускает негативного трения колодок о ротор, а значит предупреждает их скорый износ.
- Чтобы дисковые колодки не изнашивались впустую, на механических системах при езде в грязь и слякоть, их и вовсе можно развести.
Как выбрать механические дисковые вело-тормоза
Тем, кто собрался оснастить своего «вело-коня» дисковыми механическими тормозами, стоит знать, что это удовольствие достаточно дорогое. Если, конечно, речь идет о действительно качественных системах — например, Avid (более бюджетные Tektro и Shimano, но не настолько, чтобы можно было говорить о дешевизне хороших систем). К нормальной дисковой механике должны идти также и качественные ручки управления, что тоже не удешевляет приличные тормозные системы.
А если кому-то кажется, что можно приобрести на собственное транспортное средство дешевую механику азиатских производителей, то следует прислушаться к мнению специалистов, считающих, что тогда надежнее будет поставить вибрейки того же ценового диапазона.
Именно поэтому дисковую тормозную механику опытные велолюбители используют на великах «тяжелой езды» или моделях автономного туризма. В общем, там, где нужна надежная отдача и абсолютная работоспособность велосипеда в непростых условиях.
Немаловажную роль играет при выборе и хорошая ремонтопригодность этих тормозов. Их можно самостоятельно починить в случае ряда поломок. Но достоинства эти идут в ущерб модуляции велосипеда. И утяжеляют его массу.
Сегодня мало вело-моделей выпускается оснащенными механическими дисковыми тормозами. Ведь гидравлика (пусть она и чуть больше стоит) дает этому транспортному средству не в пример лучшее соотношение мощи и модуляции.
Какие дисковые тормоза на велосипеде лучше: гидравлические или механические
В списке характеристик байка графа «тормоза» вызывает не меньше вопросов, чем строка «задний переключатель». Еще лет семь назад вокруг систем замедления водилась масса споров, поскольку конструкция V-Brake конкурировала с дисковой механикой. Ныне механические «дискачи» уже вытеснили двухрычажную схему в бюджетном сегменте, а в качестве эталона предлагается гидравлика. Стоит ли переплачивать за нее? Что надежнее, а что комфортнее? И, в конце концов, какая конфигурация лучше тормозит?
Разница между дисковой гидравликой и механикой
Неопытным взглядом сложно определить, какие тормоза установлены на велосипеде – гидравлические или механические, из-за чего понять, что лучше, а что хуже вряд ли удастся. И там, и там вы обнаружите рукоятку, ротор и тормозной калипер (механизм, прижимающий колодки к диску). И принцип действия у них один – зажали ручку на руле, колодки остановили ротор.
Глобальное отличие состоит в том, как они работают, а точнее – в стиле передачи команды от рукоятки к калиперу:
- Тросик. Его натяжение приводит к смещению одной колодки. Вторая же постоянно неподвижна. Так действует механика.
- Тормозная жидкость или минеральное масло. При нажатии на ручку внутри нее перемещается поршень, оказывая давление на жидкое вещество, находящееся в гидролинии. Поскольку жидкость несжимаема, посредством нее усилие передается на поршни в тормозном калипере (механизм, прижимающий колодки к ротору). В гидравлической схеме перемещаются обе фрикционных накладки.
Какие тормоза на велосипеде лучше: гидравлические или механические
Если строго оценивать вопрос, то поставлен он некорректно. Во-первых, механику вы встретите только на велосипедах до 30 000 рублей. Все, что выше этой психологической отметки, идет с гидравликой.
Во-вторых, бюджетный сегмент отличается экономией на всем, и на тросиковых «дискачах» тоже: китайский noname комплект тормозит даже хуже ретроконструкции V-Brake, но, увы, они на 95% вытеснены. Гидравлическая схема в этой ценовой категории тоже не идеальна, но поскольку, повторимся, вибрейков уже нет, то первенство за ней.
Если взглянуть на рейтинг лучших горных велосипедов по цене и качеству , то механические тормоза конкурируют с гидравлическими только в очень узком ценовом диапазоне: 20 000-30 000 рублей. Но он же и один из самых популярных. Комплектация с гидравликой, как правило, дороже Mechanical Disc на 3 000-5 000 рублей. Поэтому целевой аудиторией вопроса являются те покупатели, которые желают сэкономить эти деньги, и в этом есть разумное зерно.
В фокусе сопоставления такие характеристики, как:
- Удобство использования.
- Производительность торможения.
- Сложность обслуживания в домашних и полевых условиях.
- Вес.
- Разница в цене, которую мы уже обсудили.
Комфорт
Гораздо приятнее нажимать ручку гидравлического тормоза. Как минимум из-за того, что это можно сделать одним-двумя пальцами без особого перенапряжения. Дешевая механика управляется достаточно туго, и зажимать рукоятку до упора приходится чуть-ли не всей кистью.
Углубляясь в характер ощущений от управления дисковыми тормозными механизмами, уместно поговорить о модуляции.
К сведению. Модуляция – это обратная связь, то есть возможность ощущать через тормозную рукоятку то, насколько плотно прижаты колодки к ротору.
Так вот, дозировать усилие на дешевой механике не получится. На словах этого не ощутить, поэтому покатайтесь по магазину на трех разных велосипедах: с механическими тормозами, дешевыми и дорогими гидравлическими, и определите, что для вас лучше. Расстановка приоритетов наверняка будет согласно цене:
- Четырехпоршневая гидравлика на байке класса премиум (свыше 50 000 рублей). Минимальное усилие на ручке (свободное перемещение одним пальцем), максимально прозрачная обратная связь.
- Гидравлическая система замедления с двумя поршнями (20 000-50 000 рублей). Управление двумя пальцами, «обратка» присутствует, но недостаточно внятная.
- Дешевая механика с одной подвижной колодкой. Пересаживаясь даже с бюджетной гидравлики, ощущается низкий уровень модуляции. По факту ее нет, а есть два положения – тормозит и не тормозит, команду притормозить тросовый привод обработать не способен.
Эффективность
Производительность торможения не зависит от того, как связаны калипер и ручка. Здесь играет роль материал и размер трущихся деталей:
- Диаметр ротора.
- Габариты колодок.
- Материал фрикционных накладок.
Обычно колодки пропорциональны габаритным диаметрам дисков, ходовыми из которых являются всего два:
- 160 мм – легкое кросс-кантри (лесные тропинки, не затяжные спуски).
- 185 мм – активная езда по горным дорогам.
Ремонтопригодность
Начать, пожалуй, стоит с объяснения бродящего по велосообществу страха в отношении использования гидравлических тормозов на велосипеде. Суть его в том, что, скажем, в результате падения, поврежденную гидролинию практически невозможно отремонтировать в полевых условиях.
Так это и есть: оборудование для прокачки и тормозную жидкость или минеральное масло возить с собой накладно. Но современные комплекты от Shimano и Avid отличаются высоким качеством и повредить их тяжело. Это раз. Два – в жестких фрирайдовых дисциплинах применяется, как ни странно, гидравлика, хотя падать там положено чуть ли не по определению. Кроме того:
- Не каждый возит с собой запасной трос, а это значит, что механический тормоз отремонтировать тоже не получится.
- На велосипеде имеется два тормоза и выход из строя сразу обоих – явление очень редкое.
Конечно же, при наличии в запасном комплекте тормозного тросика, отремонтировать механику – дело пяти минут. На обслуживание гидравлики нужно порядком больше времени и дорогостоящее оборудование, но и заглядывать в нее приходится реже.
Если на счету каждый грамм, то ваш выбор – гидропривод.
Что в итоге выбрать
Проведем аналогию с трансмиссионным вопросом: подыскивая лучшие задние переключатели для велосипеда , вы отталкиваетесь от характера езды. То есть дорогущую и сверхлегкую систему Shimano Deore XTR на походный байк никто не ставит, потому как по асфальту и легкой грунтовке обычной Deore хватает с головой.
Соблюдайте данный принцип и в вопросе с тормозами, а также в том, какой велосипед лучше, Стелс или Форвард . Для покатушек по парку в выходной день механика подойдет – привыкнуть к ней можно, длится этот процесс недолго. А вот на каждый день лучше взять гидравлику, ведь за ней превосходная отзывчивость.
В серьезной сфере применения комментарии излишни. Для велотуризма вы просто не купите байк дешевле 30 000 рублей, поскольку понятие «надежность» коррелирует с суммой не менее 500$. Поэтому здесь, как и в случае с серьезным кросс-кантрийным направлением, гидравлический тормоз – монополист.
Выбираем тормоза для велосипеда
Очевидно, велосипедные тормоза — это нечто большее, чем просто знание того, что они делают. Существуют также различные типы велосипедных тормозов, о которых вам нужно знать, чтобы выбрать правильную модель для установки на свой велосипед или для того чтобы сделать правильный выбор при покупке нового велосипеда.
Велосипедные тормозные системы в действии: понимание механизма
Все тормоза, независимо от типа, имеют схожую концепцию работы. По крайней мере, у каждого тормоза есть колодка, которая создает трение на тормозной поверхности колеса велосипеда. Когда вы нажимаете на тормоз, колодка контактирует с поверхностью колеса, создавая трение, которое снижает скорость велосипеда и в конечном итоге приводит к его остановке.
Для лучшего эффекта трения всегда нужно следить за тем, чтобы тормоза были в хорошем состоянии. Обода, колодки и тормозные диски должны быть чистыми и в хорошем состоянии, поэтому так важно иногда обслуживать свой велосипед.
Какие бывают разновидности велосипедных тормозов?
В основном, велосипедные тормоза разделяются на 3 основных типа:
- Ободные тормоза
- Дисковые тормоза
- Барабанные (роллерные) тормоза
Рассмотрим подробнее каждую группу тормозов и все плюсы и минусы данных конструкций.
Ободные велосипедные тормоза
Традиционно, ободные тормоза являются наиболее распространенными в велоспорте. Согласно истории, они датируются 1817 годом, когда Карл Дрейс изобрел поворотный тормоз, который приводился в действие нажатием на рычаг.
Чтобы было ясно, ободные тормоза довольно просты по конструкции и характеристикам, они все еще связаны с той же древней рабочей концепцией с момента их появления.
Есть минимум 4 причины любить ободные тормоза. Они экономичны, просты в использовании, доступны по цене и легки. И хотя, они требуют регулярного обслуживания, но при этом за ними совсем не сложно ухаживать и самому.
На данный момент существует 5 основных типов ободного тормоза.
Принцип действия у всех примерно похож: тормозные колодки зажимают с двух сторон обод велосипедного колеса как тиски. Но есть и свои отличия, в основном это конструкция ободного тормоза и дисциплина использования.
Разновидности ободных велосипедных тормозов:
1. Ободной тормоз типа V-brake.
Самые распространённый вариант ободных тормозов- это тормоза V-brake.
Векторные тормоза, V-brakes, «вибрейк», — наиболее распространенная на сегодня модель ободного тормоза, V-образное крепление рычагов (плечей) с тормозными колодками.
2. Ободные тормоза U-brake.
Тормозные рычаги перекрещиваются между собой в форме буквы «U» и конструкция отличается от тех же V-brake.
3. Кантилеверные тормоза.
Это уже уходящая модель, предшественник V-brake. Сейчас встречается на цикло-кроссовых велосипедах и хороши из-за большого грязевого зазора, также встречаются на некоторых моделях bmx.
4. Клещевой ободной тормоз.
В основном этот тип последние годы используется в профессиональных гонках на большинстве шоссейных велосипедов. Из плюсов — удобное крепление под один болт, низкий вес и более мощное и симметричное тормозное усилие колодок.
5. Гидравлические ободные тормоза.
Самые мощные ободные тормоза. Кардинальное отличие — два тормозных поршня, которые приводятся в движение тормозной жидкостью и работают абсолютно симметрично с обеих сторон обода. Такие тормоза дают вам максимальный контроль над тормозным усилием (вы контролируете тормозную ручку и силу сжатия до доли миллиметра). Тормоза данного типа способны разжать и согнуть велосипедную раму, поэтому зачастую вместе с тормозом ставят специальное усиление в виде подковы на раму (чтобы повысить жесткость и прочность рамы). Крепление под ободную гидравлику очень редко встречается на рамах и в основном такие тормоза используют в вело-триале.
Самая известный бренд из ободной гидравлики — это Magura.
Плюсы и минусы ободных велосипедных тормозов
Плюсы ободных тормозов:
- Невысокая нагрузка на спицы и втулку из-за равномерного распределения нагрузки по ободу колеса.
- Нагреваются гораздо меньше, чем дисковые тормоза, благодаря большей площади самого обода, чем у тормозного ротора.
- Очень простая и понятная настройка тормоза, его можно починить и настроить прямо в пути.
- Низкий вес, что бывает очень важно в некоторых велодисциплинах.
- Низкая цена. Хорошие ободные тормоза всегда будут тормозить лучше и стоить существенно меньше, чем самые простые китайские дисковые тормоза.
- Торможение ухудшается, если на обод велосипедного колеса попадает масло, грязь, вода, песок или снег. Может появляться «провал» в торможении на несколько секунд.
- Небольшое искривление колеса может приводить к притиранию колодок и постоянному торможению. Это довольно частая проблема при образовании на ободе велосипеда «восьмёрки».
- Требуют более частой замены тормозных колодок, если сравнивать с дисковым тормозом.
Дисковые велосипедные тормоза
Изначально дисковые тормоза, с небольшими изменениями, пришли в велосообщество после автомобилей и мотоциклов. В зависимости от типа привода тормозной машинки они делятся на механические и гидравлические, бывают также и комбинированные варианты тормоза.
Устройство дисковых велосипедных тормозов
Дисковый тормоз состоит из тормозного диска (ротора), прикрученного к втулке колеса (центральная часть), и тормозной машинки (калипер), внутри которой размещены тормозные колодки.
- Тормозные роторы (диски) бывают разного диаметра. Чем больше будет диаметр тормозного ротора, тем более эффективно будет работать тормоз. Также есть 2 разных типа крепления ротора ко втулке. CenterLock и стандартное крепление под 6 болтов.
- Калипер (тормозная машинка) крепится на вилку или на раму велосипеда. Внутри калипера находятся две тормозные колодки, которые зажимают тормозной ротор одним или несколькими поршнями с обеих сторон.
- Тормозные колодки могут состоять из разных металлов в виде прессованной стружки или из органического материала. Колодки с металлическим составом будут дольше притираться к обода, пока они новые и сами по себе более устойчивы к износу. Органические колодки более мягкие, быстрее стираются и обеспечивают более плавное торможение.
Разновидности дисковых велосипедных тормозов
1. Дисковые механические тормоза.
Отличительная особенность дисковой механики — тормозное усилие всегда передаётся на тормозную машинку через тормозной трос.
Одна тормозная колодка как правило стоит на месте, а вторая тормозная колодка работает на зажатие диска, путём вращения по резьбе за счёт натяжения тормозного тросика. Из-за ассиметричного зажатия тормозного диска, дисковые механические тормоза страдают неравномерным распределением тормозного усилия и могут застопорить ваше колесо раньше ваших ожиданий.
Существуют также и модели механических дисковых тормозов, где тормозной диск зажимается сразу двумя тормозными колодками одновременно, но сам механизм всё равно приводится в действие от тормозного тросика.
2. Дисковые гидравлические тормоза.
В отличие от дисковой механики, дисковые гидравлические тормоза обеспечивают более мощное тормозное усилие, более плавное и равномерное торможение, и контроль тормозного усилия до доли миллиметров с тормозной ручки.
Дисковая гидравлика приводится в действие за счёт тормозной жидкости — как правило это минеральное масло или тормозная жидкость DOT.
Тормозные ручки также отличаются от дисковой механики — тут уже будет полностью герметичная система с жидкостью внутри а также поршень (встроен в тормозную ручку), который давит на жидкость в тормозной гидролинии.
Сами калиперы (тормозные машинки) также имеют кардинальные отличия от механических тормозов — тут уже две активных тормозных колодки, которые одновременно и с одинаковой силой зажимают тормозной диск сразу с двух сторон. В стандартных гидравлических тормозах каждая тормозная колодка приводится в действие своим тормозным поршнем — всего получается 2 тормозных поршня (двухпоршневые велосипедные тормоза).
В дорогих и самых мощных тормозах идёт 4 тормозных поршня — на каждую тормозную колодку по 2 поршня. Такие велосипедные тормоза называют- четырёхпоршневые.
Если обобщать впечатление о дисковых гидравлических тормозах для простых читателей, то можно сказать, что вы получаете максимальный контроль при нажатии на тормоз, равномерное распределение тормозного усилия и максимальную силу торможения, если она требуется.
Гибридные дисковые тормоза для велосипеда
Механико-Гидравлические велотормоза появились сравнительно недавно. Такие тормоза встречаются пожалуй реже всего. Из названия не сложно догадаться что это будет гибрид дисковой механики и гидравлики. Суть в том, что от руля идёт стандартная тормозная ручка или чаще «пистолеты» под механику (если руль загнут как у шоссейника), с самыми обычными рубашками и тормозными тросиками внутри них, а сама тормозная машинка (калипер) уже идёт гидравлический. Обычно так делают ради экономии бюджета. Если купить гравийный или шоссейный велосипед с пистолетами под механический тормоз, а потом вдруг загореться желанием сделать апгрейд тормозов, то придётся занести в магазин хорошую сумму не только за сам тормоз, но и за новые тормозные ручки под гидравлику. А стоят пистолеты под гидравлику очень недёшево.
Плюсы и минусы гибридных дисковых тормозов на велосипеде
К плюсам всех дисковых тормозов можно отнести неприхотливость ко всем погодным условиям, а также хорошее торможение даже с кривыми, повреждёнными, и грязными колёсными ободами.
- Стоимость значительно больше, чем у ободных тормозов
- Большой вес
- Перегрев колодок (некоторые колодки имеют дополнительное охлаждение)
- Нагрузка на втулки и спицы в колёсах
Барабанные или «педальные» тормоза
Данный тип тормоза можно назвать аналоговым устройством в цифровом мире. Сейчас такие тормоза можно найти или на детских велосипедах, или на самых простых взрослых городских велосипедах, которые используются только для спокойной езды.
Тормоз барабанного типа (иначе называется «ножной или педальный тормоз») располагается в задней втулке велосипеда и имеет внутри тормозные колодки. Процесс торможения инициируется при вращении каретки против движения. В результате этого тормозные колодки разводятся в стороны и прижимаются к тормозному барабану внутри втулки. Между колодками и барабаном возникает трение, благодаря которому и происходит торможение.
Есть ряд преимуществ тормозов барабанного типа:
- Педальный тормоз работает одинаково хорошо как в дождь, так и в сухую погоду.
- Барабанный тормоз не приводит к износу обода колеса.
- Обычно требуют меньше обслуживания, чем тормоза любого другого типа.
- От руля нет проводов, что делает его аккуратным и простым.
- Отсутствие тросов и дополнительных механизмов особенно выгодно для складных или разборных велосипедов.
- Барабанные или «ножные тормоза» могут быть хорошим выбором для велосипедистов-инвалидов, у которых например недостаточно силы рук для пользования стандартными ободными или дисковыми тормозами.
- Велосипед с барабанным (педальным) тормозом может двигаться назад без вращения шатунов (полезно в акробатических велосипедах).
Но к сожалению преимущества не перебивают все недостатки и минусы ножного тормоза, смотрите сами:
- Ножные тормоза затрудняют начало движения на велосипеде, а также торможение. Нужно всегда заранее готовиться к торможению.
- Препятствуют использованию зажимных педалей или зажимов для ног и ремней, поскольку нет простого способа повернуть педали в исходное положение.
- Довольно часто вызывают занос, что приводит к чрезмерному износу шин.
- Когда педальные тормоза выходят из строя (например в результате обрыва цепи) они выходят из строя внезапно и полностью.
- Склонны к перегреву и выцветанию при использовании в горных районах.
- Педальный тормоза внутри ступицы с внутренним зацеплением усложняет механизм и сокращает возможности смазки.
- Несовместим с переключателем передач или натяжителем цепи.
- Слишком много велосипедов оснащены только ножным тормозом, поэтому на случай отказа тормозной системы, ваш велосипед остаётся вообще без тормозов.
- Велосипед не будет управляться так хорошо, как с ободными или дисковыми тормозами, из-за отсутствия холостого хода педалей назад.
- Имеют большой вес.
С какими тормозами покупать велосипед? Советы продавца
По сути, вам совсем не обязательно вникать во все нюансы и модели велотормозов, при выборе нового велосипеда в магазине, но мы дадим вам пару советов, на которые стоит обратить ваше внимание в магазине:
Гидравлические тормоза на велосипед: устройство, плюсы и минусы, бренды, выбор
Современные велосипеды (велобайки) могут оснащаться разнообразными тормозными системами. Любая из них обладает своими плюсами и минусами.
Среди имеющихся разновидностей гидравлические тормоза в последние годы стали довольно востребованными.
Велобайки с гидротормозом сегодня в моде и пользуются покупательским интересом у почитателей быстрой езды.
Устройство и принцип работы
Задачей всякого тормозного механизма является остановка транспортного средства. Базовые компоненты гидравлических тормозов:
- линия гидравлики (гидролиния);
- тормозной диск (ротор);
- тормозная машинка (калипер);
- ручка тормоза.
Вследствие такого строения системе не требуется частая регулировка, и она продолжительное время может находиться в работе.
Рассмотрим принцип работы гидравлического тормоза. При сжатии ручки тормоза в линии гидравлики нагнетается давление, которое выталкивает жидкость для гидросистем тормозов из главного гидравлического поршня. После этого она поступает в рабочий цилиндр. Под силой напора тормозные колодки посредством поршней сводятся вместе, а их трение о крутящийся ротор ведет к мгновенной блокировке колес.
Плюсы и минусы
Как и другие тормозные системы, гидравлическая имеет свои положительные и отрицательные стороны. Начнем с преимуществ.
- Первое и бесспорное преимущество – это то, что даже в самом обычном варианте тормозной системы обе тормозные колодки давят на диск с двух сторон.
- Самостоятельная центровка калипера, когда тормоза в превосходном состоянии, было своевременно проведено обслуживание, а поршни чистые. Данное преимущество является результатом первого пункта. В процессе регулирования тормоза при сжатии тормозной ручки тормозная машинка самостоятельно сжимает тормозной диск, и надо лишь закрепить калипер на раме. Регулировать зазоры между колодками не требуется.
- Превосходная передача тормозного усилия и предсказуемость. Гидросистема не находится в зависимости от загрязненных рубашек и тросов, значит, после езды по грязи гидротормоз работает равно, как и до нее.
Но есть и недостатки.
- Жидкость для гидросистем тормозов накапливает влагу. Вне зависимости от того, какие тормоза вы практикуете – на основе DOT либо минерального масла. Так или иначе, постепенно внутрь проникает влага, что снижает температуру кипения тормозной жидкости.
- Гидравлика «закипает». Чем ниже температура кипения, тем меньше тепловой энергии требуется тормозной жидкости для закипания. Когда вас ждет долгий спуск, в процессе которого вам придется систематически притормаживать, то в определенный момент тормозная жидкость перегреется и закипит. После того как произойдет закипание жидкости, в вашей тормозной системе взамен гомогенной жидкости возникнет жидкость и газ.
- Сложное обслуживание. По той причине, что жидкость накапливает влагу, гидротормоза требуется прокачивать. Выполнить это своими силами без комплекта нужных инструментов очень непросто. Требуются знания и навыки. Если гидролиния порвалась, перегнулась, пробита, потребуется приобретать новую либо отдавать тормозную систему в ремонт.
- Стоимость. Хороший гидротормоз стоит довольно солидных денег.
Сравнение с механическими
Строение механических и гидравлических тормозов по большому счету аналогично. Тем не менее сопоставить разницу по отдельным моментам не будет лишним. Вот перечень ключевых особенностей.
- Механические дисковые тормоза проще и дешевле, вследствие этого подойдут тому, кто выбирает недорогую марку велобайка.
- Гидравлические тормоза нуждаются в наличии специальной мастерской для замены запасных частей и комплектующих, прокачивания, ремонта гидролинии. Имеется резон их приобретать, когда сервисный центр располагается неподалеку, дабы обратиться в него за поддержкой.
- Гидравлику предпочтительнее практиковать в особенно тяжелых условиях, где мощь, точность и высокоскоростное торможение находятся в приоритете.
Обзор производителей
Как уже было сказано выше, дисковая тормозная система подразделяется на 2 основных вида: механику и гидравлику. Каждая из них наделена индивидуальными техническими характеристиками, плюсами и минусами. Собственно, по этим параметрам и устанавливаются расценки. Конечно же, существенную роль исполняет и компания-изготовитель. Условно политику цен дисковых тормозов можно разбить на 3 группы.
- К наиболее бюджетным относятся механические тормозные системы по цене от 20 до 30 долларов. Это следующие образцы популярных компаний: Shimano (AceraBR-M416-R), Tektro Aquila, Tektro Novela. Оснащаются только ротором.
- Средние расценки на тормозные системы колеблются в границах 30-100 долларов. Это гидротормоза следующих компаний: Shimano, Tektro Draco, Hayes, Magura, Avid Elixir и XLC. Изготавливаются с диском и без него.
- Самые дорогостоящие и престижные гидротормоза стоят в диапазоне 100-525 долларов. Их выпускают некоторые из перечисленных выше фирм, а также компании SRAM и Formula.
Как правило, дисковые (другое название роторные) тормоза монтируются на велобайках, которые предназначаются для экстремальной езды даже зимой. По виду привода подразделяются на 3 модификации.
- Механические дисковые тормоза. Аналогичны обыкновенным ободным тормозам. Они оборудованы тросиком, который подтягивается посредством приводного рычажного механизма – благодаря этому тормозные колодки прижимаются к ротору. Механическое устройство может быть исполнено в форме кулачка, клина или ходового винта с многозаходной резьбой. Клин и кулачок устроены одинаково, только клин перемещается, а кулачок вращается по оси. Колодки с тросиком перемещаются по параллельным плоскостям.
- Гидротормоз. Реализован так, что центр управления (цилиндр с поршнем) стоит непосредственно на руле велобайка в ручке тормоза. Он осуществляет управление колодками, сопряженными друг с другом прочным и износоустойчивым рукавом. Подобная структура характеризуется герметичностью. Внутри нее проходит жидкое вещество – масло. В основной массе модификаций подобных тормозов отсутствует расширительный бачок, вследствие этого их техобслуживание требует особых умений и инструментария.
- Гибридные. Сочетают в себе механику и гидравлику. Гидравлическая сторона содержит в себе 2 цилиндра: силовой и регулирующий. Они омываются некоторым объемом масла. Эти цилиндры размещаются в тормозном корпусе. На них оказывает воздействие тросик посредством рычага.
Как выбрать
При выборе и приобретении гидротормозов необходимо предварительно выяснить, где можно купить для них запасные части, дабы в случае поломки какой-нибудь составляющей не пришлось заменять полный комплект.
Гидравлику следует выбирать лишь тому, кто гоняет по территории со сложными условиями для передвижения и обожает экстрим.
В других случаях не надо попусту тратить денежные средства. Покупайте механические либо гибридные версии, которые являются самым удачным решением для перемещения по городу и велосипедного туризма. Их безотказность и простота использования не станут причиной разочарования в совершенном приобретении.
Как установить
Вам потребуются такие комплектующие и инструментарий:
- диск, метизы для фиксации на втулке;
- тормозная машинка, с ней – адаптер и колодки, тормозная ручка;
- тросик;
- ключ шестигранный;
- кусачки;
- хомутики для фиксации тросика на раме.
Прежде чем смонтировать гидротормоз на велобайк, наполните его специальной жидкостью. Для изделий Shimano – минеральное масло, в остальных моделях применяется жидкость DOT. Чтобы убрать воздух из гидролинии, ей нужна прокачка.
Герметичная фиксация гидролиний к рабочим и силовым цилиндрам является основным условием, чтобы не дать возможность воздуху проникнут внутрь системы.
После разрыва тормозного шланга эти места занимают второе место по вероятности возникновения пузырьков воздуха.
Далее проделайте несколько последовательных операций.
- Переверните велобайк, снимите заднее либо переднее колесо (в зависимости от местоположения тормозов) и монтируйте диск на втулку.
- Инсталлируйте ручку для торможения, затем подсоедините гидролинию.
- Установите на раму тормозную машинку с переходником, только фиксировать ее капитально не надо.
- Произведите установку колеса велобайка с диском.
- Выровняйте гидролинию посредством хомутиков либо направляющих ячеек. Они присутствуют в тех модификациях велобайков, где гидравлика предопределена с самого начала.
- Подключив линию гидравлики, убедитесь в ее эксплуатационной пригодности и надежности. Для этого плавно надавите на тормозную ручку велобайка. В случае когда все выполнено корректно, колодки в равной мере сдавливают ротор. Придавливание колодок к ротору устанавливает тормозную машинку на рабочее место, после этого требуется затянуть до конца винты крепления.
- Если соприкосновение колодок с диском неплотное, или они подходят к нему, нарушая ритм движения, понажимайте на ручку тормоза раз 10-20, зажав тормозную машинку вручную.
Неправильное расположение тормозной машинки на гидравлике является основной причиной плохого срабатывания гидротормоза.
При необходимости отверните калипер, после чего выполните повторную установку.
После завершения установки систему требуется настроить. Только помните, чтобы в систему не проник воздух, в процессе настройки велобайк лучше не переворачивать.
О том, как выбрать гидравлический тормоз, можно узнать из видео.
Источники:
https://sportzoom.ru/diskovye-gidravlicheskie-velosipednye-tormoza/
https://veloexpert33.ru/velosiped/diskovye-tormoza-na-velosiped-mehanika-ili-gidravlika.html
https://velomajor.ru/poleznye-stati/vybor-zapchastey-dlya-velosipeda/vybiraem-tormoza-dlya-velosipeda/
https://vplate.ru/velosiped/aksessuary/gidravlicheskie-tormoza/