Дисковые гидравлические велосипедные тормоза
В дисковом велосипедном тормозе функциональная передача усиления приходится как раз на тормозной диск (второе название — ротор), закрепленный на колесной втулке. А собственно тормозная машинка — калипер — крепится на велосипедной раме, но может быть установлена и на вилке.
У калипера есть пара тормозных колодок, прижимающихся поршнем к ротору или же несколькими поршнями сразу — тут все зависит от калипер-конструкции.
Для таких тормозов обязателен специальный крепеж — на втулке (для ротора), а также на вело-раме или вилке.
Дисковые велосипедные тормоза бывают двух основных типов:
- механические;
- гидравлические.
Гидравлические дисковые тормоза: особенности
Главное отличие гидравлических дисковых тормозов от механических — это, конечно, гидравлический колодочный привод. Он обеспечивает и лучшую модуляцию, и необходимую конструкторскую технологическую мощность тормоза. Благодаря несжимающейся жидкости в приводе.
Впервые тормоза дисковые гидравлического типа были установлены на модельные профи-велосипеды для скоростного спортивного спуска (так называемого «даунхилла»). Скорости в этом виде спорта росли, и ободные вело-тормоза уже не в состоянии были справляться с поставленными задачами. Впрочем, для массового вело-оснащения в те времена гидравлические дисковые тормоза были слишком тяжелыми, громоздкими, а главное, дорогостоящими. Впоследствии конструкторами эти недостатки были устранены, и такие тормозные системы заменили вибрейки на всех горных моделях в среднем ценовом диапазоне и выше.
Виды дисковых тормозов с приводной гидравликой
Как уже было обозначено, разделение дисковых тормозов с гидравлическим приводом на разновидности напрямую зависит от конструкции калипера. Так гидравлические тормоза могут быть:
- с единственным поршнем;
- с оппозитной поршневой парой;
- с двумя поршнями и калипером плавающего типа;
- с четырьмя и более поршнями.
Большинство из современных вело-моделей оснащаются как раз двухпоршневыми оппозитными дисковыми тормозами. А вот однопоршневые, например, хоть и являются самыми недорогими, но имеют массу недостатков — причем, и те, и другие достались им и от гидравлических, и от механических тормозов.
Что же касается многопоршневых систем с плавающей тормозной машинкой, то они, конечно, необыкновенно мощны, но сложны конструктивно и требуют обстоятельного и обязательно профессионального технического обслуживания. Поэтому чаще всего их ставят на даунхилл-моделях, да и то не на всех, а только на самых серьезных. На велосипедах, у которых мощь превыше всего — часто в ущерб конструкционной простоте и необременительному сервису.
Разнятся дисковые гидравлические тормоза и по типу присутствующей приводной жидкости. Одни из них функционируют на тормозной жидкости, другие — на масле. И те, и другие имеют как очевидные достоинства, так и ощутимые недостатки. И даже специалисты не возьмутся рекомендовать какой-то один из этих тормозов начинающему или даже опытному велосипедисту.
Вообще, тормоза выбирать по типу жидкости — это не то, чтобы «неправильно», но как-то странно и совсем необоснованно. А утверждения типа «масло замерзает на морозе», разбиваются о масляную тормозную версию Shimano Deore XT, прекрасно действующую при — 28 градусах по Цельсию.
По калипер-конструктиву велосипедные тормоза тоже можно разделить на 2 группы:
- с монолитной тормозной машинкой;
- с детально-составной.
У первых калипер — это цельная моно-деталь, поршни которой вынимаются сбоку через специальное отверстие, прикрытое пробкой из алюминия. Кстати, довольно дорогая конструкция, но зато легкая и жесткая. Ей также требуется специальный, откручивающий пробку инструмент — каждый раз, когда надо вынуть поршни.
Что касается составного калипера, то он складывается из 2-х элементных частей, стянутых надежно болтами. Вот эта конструкция дешевая, а потому очень распространенная.
А еще выход гидролинии калипера может разниться. В зависимости от тормозного уровня, он может быть:
- обычным;
- поворотным.
Последний осуществляется при помощи специального штуцера, который еще называют «банджо». Он дороже, но в разы удобнее, поскольку способен прокладывать самую оптимальную гидролинию — без всяких подвешенных воздушных петель.
Применение дисковых гидравлических тормозов
Специалисты вело-области считают, что дисковые тормозные системы с гидравлическим приводом являются одними из самых надежных для оснащения велосипедного транспорта. И поэтому именно их чаще других рекомендуют к установке на самые разные вело-модели. Например, для «покататься с ветерком», в походы или даже для участия в велогонках.
Правда, в экстремальных условиях могут возникнуть проблемы, поэтому лучше иметь при себе, так называемый, ремонтный набор «для прокачки». Но особо надеяться на него тоже не нужно — в случае серьезной механической поломки, ликвидировать ее в полевых условиях самостоятельно не получится. Впрочем, велосипедистов можно успокоить — глобальные поломки гидравлических дисковых тормозов бывают очень редко. Гораздо чаще ломаются рамы, колеса или, например, багажники.
Но владельцам велосипедов с подобными тормозными системами надо иметь ввиду, что у такой дисковой гидравлики совсем крохотный зазор между роторной конструкцией и непосредственно колодками — какие-то буквально доли миллиметра. Особенность в том, что этот зазор никак не регулируется и поддерживается абсолютно в автоматическом режиме. И значит, при наличии больших загрязнений, колодки сами себя просто «съедают».
Но в отличие от механических дисковых тормозов, чьи стершиеся колодки делают их абсолютно нерабочими до момента подстройки, гидравлический тормоз будет функционировать. Но будет расти и износ колодок.
Гидравлический тормоз и его схема. Гидравлические тормоза на велосипед
У тормозов, как механических, так и гидравлических, вектор действия всего один – остановить транспортное средство. Но имеется целая совокупность вопросов, касающихся обоих типов схем. Стоит более подробно рассмотреть гидравлический тормоз. Его основное отличие от механического состоит в том, что для привода колодок используется гидролиния, а не тросики. В варианте с гидравликой соединение тормозного механизма с ручками происходит напрямую.
Принцип работы
Чтобы понять, как работает гидравлический тормоз, необходимо рассмотреть его устройство. Для заполнения гидролинии используется специальное масло или тормозная жидкость, находящаяся под незначительным давлением. Нажатие специальной ручки приводит к вытеснению жидкости из гидравлической системы, в результате чего она оказывает давление на рабочий цилиндр, установленный на вилке или раме велосипеда. В результате этого приводятся в действие тормозные колодки и поршень, что приводит к блокировке колеса.
Все довольно просто. Схема гидравлического тормоза дает наглядное представление о действии всей описанной системы. Работа с таким устройством требует понимания того, что тормозная жидкость характеризуется чрезвычайной токсичностью, что часто становится причиной сильных отравлений. Кроме этого, она способна оказывать пагубное воздействие на пластиковые детали и лакокрасочное покрытие.
Преимущества и недостатки гидравлики
Широкое распространение такой тормозной системы можно объяснить точностью дозирования и высокой скоростью реакции механизма на нажатие ручки. Однако на этом преимущества не заканчиваются, но именно они стали для многих спортсменов решающими в вопросе обращения к гидравлике.
Еще одним важным моментом является отличная выносливость, которой обладают тормоза дисковые гидравлические. Не менее значимой считается точность срабатывания. Система показала себя надежной за долгие годы эксплуатации в автомобилях. Соответствующий уход позволяет сделать так, что гидравлический тормоз, установленный на велосипед, будет намного надежнее в сравнении с механическим. Обостренное чувство силы дозировки дает возможность использовать тормоза максимально точно. Это просто необходимо в экстремальных видах спорта.
Среди недостатков гидросистемы можно выделить несколько основных. Стоимость такой системы заметно выше в сравнении с механической, поэтому цена велосипеда с гидравликой будет существенной. Такое устройство представляет собой технологичный и весьма сложный узел, который требует в обслуживании навыков и четкого понимания особенностей конструкции. Не у каждого байкера есть необходимые знания для самостоятельной разборки и ремонта гидравлического тормоза.
Бережного к себе отношения требуют такие узлы, как тормозные шланги и трубки. Это весьма уязвимые места, оказывающие непосредственное воздействие на функционирование всей системы. Гидравлические тормоза на велосипед могут оказаться привередливы к качеству масла или тормозной жидкости, поэтому прокачка должна осуществляться после того, как будет сделан продуманный выбор. Довольно часто их используют в паре с традиционными дисковыми. Стоит немного сказать и о них.
Виды дисковых гидравлических тормозов
Отличие дискового тормоза от ободового заключается в том, что торможение осуществляется за счет зажатия диска, который закреплен на ступице довольно жестко специальными колодками, зафиксированными сзади на раме и спереди на перьях вилки. У главного цилиндра используется разная конструкция, поэтому гидравлический тормоз может принадлежать к одному из следующих видов: однопоршневые, двухпоршневые с плавающими или оппозитными поршнями, многопоршневые. В основном используется третья разновидность. Можно повстречать модели, принадлежащие к первому виду, но из-за определенных недостатков их практически полностью заменили вторым и третьим типами. Сложные системы с множеством поршней используются для даунхилла, где решающая роль отведена мощности, а не простоте конструкции.
Отличительные характеристики
Если рассматривать гидравлический привод тормозов, то тут уместно отметить возможность использования масла либо специальной жидкости. У каждого из вариантов есть как недостатки, так и достоинства, но пока не существует однозначного мнения по этому поводу. Калипер бывает монолитным, благодаря чему конструкция становится легкой и жесткой, и составным, характеризующимся меньшей ценой, но большей сложностью в плане обслуживания.
Дисковый гидравлический тормоз отличается надежностью, но его ремонт довольно сложно произвести в полевых условиях. Правда, выходит из строя он в крайне редких случаях. Существует ряд проблем, сопряженных с тем, что дисковая гидравлика имеет очень небольшой зазор между колодками, а при наличии сильных загрязнений они изнашиваются в разы быстрее. Однако в таком случае механика не может похвастать хоть каким-то преимуществом, так как испорченные колодки невозможно отрегулировать на ходу, а в случае гидравлики это проводится автоматически в процессе износа.
Дисковые тормоза стоят заметно дороже ободных, их нагрузка на втулку при торможении сильно увеличена, хотя этот вопрос можно назвать спорным. Не стоит подробнее углубляться в эту тему, лучше рассказать о производителях, представленных на рынке гидравлических тормозов.
Обзор брендов
Несмотря на то что существует очень много типов тормозных систем, на байках среднего уровня теперь довольно часто встречается тормоз гидравлический. С ростом их популярности можно отметить заметное падение цены. Поэтому вполне возможно, что вы решитесь на переоборудование своего велосипеда под гидравлическую систему тормозов. Примеров тому очень много, но мы приведем только несколько.
Одним из производителей является компания Shimano. Тормоза гидравлические данного бренда представлены в нескольких линейках. Самой последней стала Deore. Ее характеристикой является стабильная работа главного цилиндра, удобные и приятные для использования ручки. Велосипедист может получить истинное удовольствие от того, как вся система четко срабатывает и послушно себя ведет. Картина слегка омрачена дребезжанием самой тормозной ручки. Новая коллекция представлена двумя вариантами крепления ротора: болтовым и шпилевым. В одном комплекте поставляется два вида колодок – металлизированные и прорезиненные. Износ последних протекает максимально быстро. В целом это гидравлический тормоз превосходного качества, который стоит денег, потраченных на его покупку, а именно, 50 долларов.
Тормоза CLIM 8 CLARK`S характеризуются тем, что покупая приспособление по цене одноцилиндрового тормоза, вы получаете полноценное многоцилиндровое устройство. Однако всем известно, что чудес не бывает, поэтому тут немного настораживает дизайн ручек, но и этот параметр находит своих поклонников. Зато гидравлические шланги получили армирование металлом и кевларом.
Самая интересная конструкция, обладающая шестью цилиндрами, имеется у калипера. Эта система характеризуется таким недостатком, как увеличение массы. Кроме этого, в процессе установки требуется подогнать колодки к дискам максимально тщательно.
Тормоз гидравлический характеризуется тем, что отзывы о нем можно встретить довольно разнообразные. Часто говорят о том, что такая система достаточно привередлива в плане обслуживания. Однако данное утверждение можно назвать спорным. Это совсем не сложно, и вы сами можете убедиться в этом. В обслуживании тормозной системы самой сложной работой является ее прокачка. С такой проблемой сталкивается практически каждый байкер, который использует гидравлику. Вы сами можете оценить, насколько сложна данная процедура.
Признаки неисправности
Самым первым признаком того, что тормоза велосипеда неисправны, является факт их самостоятельного притормаживания. Это можно объяснить тем, что внутри системы оказалось небольшое количество воздуха. Случиться такое могло из-за падения велосипеда, при размыкании гидравлической цепи, а также при низком уровне тормозной жидкости в бачке.
Так как свойство воздуха сжиматься заметно отличает его от жидкостей, при попадании в систему он может сработать в качестве газовой пружины. В результате этого создается давление жидкости, что активирует тормоза. Задний гидравлический тормоз может заниматься такой самодеятельностью в том случае, если рабочий поршень начал заклинивать. Это может быть вызвано фактом попадания воды в гидравлическую систему. Еще одним моментом, который должен насторожить вас, является утрата упругости тормозной ручки в сравнении с ранним периодом эксплуатации. А если гидравлика вообще не реагирует на вашу команду остановки велосипеда, то решение тут будет только одно – незамедлительная замена всей системы.
Диагностика неисправностей и ремонт
Для понимания того, что конкретно произошло с тормозной системой велосипеда, необходимо провести несколько экспериментов. В первую очередь требуется снять колесо, на котором отмечается данная проблема. Далее вам будет необходимо приложить определенные усилия по очистке тормозной машинки от загрязнений, что проще всего осуществить посредством зубной щетки. Основная задача в этом случае – снять колодки.
После открытия доступа к рабочим поршням вы должны вдавить их посредством отвертки, а потом плавно нажать на ручку тормоза. Оба поршня должны выдвинуться вперед. Если произошло заклинивание одного из них, то требуется использовать ремкомплект для устранения имеющейся неисправности. Поршневая система должна быть тщательно осмотрена на предмет различных протечек. В случае их наличия можно говорить о сильной изношенности группы цилиндров. Теперь вам потребуется произвести замену поршней или специальных уплотнительных колец на них. В конце нужно тщательно осмотреть всю гидравлическую линию. Хорошим признаком является отсутствие на ней перегибов, вмятин и повреждений иного рода. При их наличии стоит заменить всю гидролинию.
Зачем нужна прокачка?
Если вы нажимаете на ручку тормоза, а она уходит до грипсы, то есть ее ход слишком велик, но колодки при этом не шевелятся либо не достают до тормозного диска, то можно делать выводы о необходимости прокачки. Аналогичная ситуация наблюдается и в том случае, если рычаг имеет слишком легкий ход при нажатии или вовсе проваливается. Когда ручка резко нажимается, а после срабатывания системы не возвращается в исходное положение, тоже требуется прокачать гидравлические тормоза на велосипед.
В этих случаях причиной отказа системы стал воздух, который оказался внутри. В первую очередь требуется отыскать то место, через которое осуществляется пропускание. Следует отметить, что этому может предшествовать повреждение гидроарматуры, ослабление штуцера прокачки на цилиндре, закипание жидкости, что связано с перегревом. Когда вся система будет проверена на предмет утечки жидкости, можно будет приступать к ее починке.
Если вам требуется прокачать гидравлический тормоз, физика в данном случае говорит о необходимости делать это на горизонтальной ровной поверхности. Колодки нужно развести так, чтобы они не доставали до диска. Далее требуется открутить главный цилиндр, после чего закрепить его горизонтально. У каждой системы особенности прокачки могут различаться, поэтому вам стоит использовать инструкцию, в которой все подробно расписано.
Финальные работы
Далее требуется надеть на болт прокачки кембрик, а потом погрузить его в емкость, чтобы собрать остатки жидкости. После этого нужно открутить крышку расширительного бачка и до максимального уровня заполнить его жидкостью. Следует несколько раз нажать на руку тормоза, но делать это рекомендуется плавно и не спеша. Нажимать требуется до тех пор, пока не появится тугость. Далее, удерживая ручку, следует открутить болт прокачки вместе с кембриком и долить жидкость в расширительный бак. Проводить такую процедуру рекомендуется до тех пор, пока ручка не обреет необходимый уровень жесткости. После этого можно закрутить расширительный бак, а потом убрать все инструменты. Все готово, теперь тормоза полностью прокачаны.
Выводы
Как видите, слухи о сложности прокачки чрезмерно преувеличены. Гидравлическая система тормозов характеризуется тем, что у нее больше преимуществ, чем недостатков. А настоящему байкеру не так сильно важен принцип работы какого-то механизма, а сам факт того, что он имеет возможность свободно передвигаться в пространстве. И дисковые гидравлические тормоза на велосипед позволяют ему это.
Гидравлические тормоза на велосипед!
Велосипеды могут комплектоваться несколькими видами тормозов: механическими ободными и дисковыми — как механическими, так и гидравлическими. Назначение у них одинаковое — остановить в нужный момент байк. Принцип действия основан на блокировании колеса тормозными колодками. В первом случае тормозное усилие передается на обод, а во-втором — на диск (ротор), жестко закрепленный на ступице. У гидравлических устройств воздействие на исполнительный механизм проводится при помощи специальных масел (жидкостей).
Устройство гидравлических тормозов
Принцип действия этих устройств такой же, как у механических. Усилие тормозной ручки передается через тормозной цилиндр и гидролинию машинке тормоза (калиперу). Колодки под давлением гидравлики прижимаются к ротору и тормозят колесо.
Для того чтобы в гидравлическую систему тормозов на велосипеде не попадал воздух, предусмотрен расширительный бачок, в котором уровень жидкости всегда должен находиться выше штуцера гидролинии. Роль температурного компенсатора выполняет мембрана, установленная на емкости, которая герметично закрывается крышкой и фиксируется шурупами.
В гидравлических системах различных изготовителей в качестве рабочего тела могут использоваться как масла на минеральной основе, так и синтетические тормозные жидкости. Они приводят в действие поршни, которые зажимают колодками ротор. Калипер может быть монолитным, что делает конструкцию жесткой, и разборным — более сложным в обслуживании.
Гидравлические тормоза надежны в эксплуатации, однако провести ремонт на природе без соответствующей подготовки будет сложно. В этих системах расстояние между колодками и тормозным диском невелико, и при попадании грязи или песка они быстро изнашиваются. Однако в отличие от механических у гидравлических тормозов по мере изнашивания вкладышей зазор выбирается автоматически.
В зависимости от конструкции главного тормозного цилиндра существуют следующие виды систем:
- однопоршневые;
- двухпоршневые с оппозитными или плавающими поршнями;
- многопоршневые.
В моделях велосипедов, где не требуются повышенные тормозные усилия, применяются двухпоршневые конструкции с оппозитными поршнями. Сложные многопоршневые системы используются в байках для даунхилла, где нужны мощные тормоза. Для повышения долговечности комплекта устанавливают гидрошланги с кевларовым и металлическим армированием.
Признаки неисправности гидравлического тормоза
Неисправности велосипедного тормоза могут возникнуть из-за:
- попадания воздуха или воды в систему гидравлики;
- течи тормозной жидкости;
- износа тормозных колодок,
Дефекты проявляются по-разному, но результатом будет отказ тормозов. А это в большинстве случаев приводит к печальным последствиям.
Признаком того, что в тормозную систему попал воздух, будет легкий ход или «провал» ручки во время ее нажатия. Так как рабочая среда несжимаема, то энергия, передаваемая главным цилиндром гидравлике, будет сообщаться пузырьку газа, а не поршням калипера. Усилий для сжатия воздуха необходимо гораздо меньше, чем для перемещения исполнительного органа. Поэтому колодки не смогут прочно зафиксировать ротор.
Такая ситуация может возникнуть из-за снижения уровня жидкости в расширительном бачке или неплотно поджатого штуцера, предназначенного для прокачки тормозной системы. При возникновении течи масла через уплотнительные кольца поршней рабочего цилиндра или поврежденную гидролинию в систему может попасть не только воздух, но и вода. Наличие ее чаще всего вызывает коррозию рабочих поверхностей, что приводит к заклинке деталей.
Тормозные колодки являются элементами, которые передают усилие нажатия ручки ротору (колесу). Это приводит к постепенному износу поверхности вкладышей. Высота рабочей части не должна быть менее 1 мм. Если показатель ниже нормы, то колодки подлежат замене. При низком уровне жидкости в расширительном бачке возникает большая вероятность попадания воздуха в систему и снижения эффективности торможения.
Изготовители дисковых гидравлических тормозов рекомендуют применять сертифицированные виды масел в своих изделиях.
Диагностика неисправностей и ремонт
Чтобы определить неисправность, приведшую к появлению дефекта в тормозной системе, необходимо провести диагностику всех узлов. Действия выполняются от простого к сложному. Первым делом нужно проверить уровень гидравлики в расширительном бачке. Если жидкости мало, то ее необходимо долить до верхнего уровня. Затем переходят к осмотру линий подачи рабочей среды.
При наличии вмятин или переломов шлангов гидросистемы гидравлика может не доходить до рабочего цилиндра в необходимых объемах. В таком случае гидролинию лучше заменить качественной. Это снизит вероятность внезапного выхода из строя всей тормозной системы.
Осмотр и обслуживание калипера с колодками предполагает снятие колес. Для этого байк устанавливают на подставку для удобства демонтажа необходимых деталей. Тормозную машинку очищают от грязи и осматривают на предмет наличия протечек и работы тормозных поршней. Если при нажатии ручки тормоза оба плунжера двигаются, то машинка исправна, а если нет, то придется менять либо поршень, либо калипер в сборе. Это будет зависеть от марки изделия.
Колодки демонтируются с посадочных мест, и проверяется упругость возвратной пружины. При износе рабочей поверхности вкладыша деталь подлежит замене.
После устранения дефекта в любом узле потребуется прокачка системы или полная замена масла. Эта операция должна обязательно проводиться после попадания воды или изменения цвета рабочей жидкости. Использовать такую гидравлику не рекомендуется, чтобы не привести к поломке всей системы.
Прокачка — заключительный этап ремонта
Перед тем как прокачать гидравлические тормоза, необходимо внимательно ознакомиться с рекомендациями производителя изделия. Существует несколько способов удаления воздуха:
- Подача жидкости через вентиляционный штуцер калипера в расширительную емкость главного цилиндра.
- Прокачивание масла от главного цилиндра и слив его в емкость через штуцер тормозной машинки.
Для этого байк устанавливают на горизонтальную поверхность. Тормозную ручку располагают параллельно основанию, чтобы жидкость не выливалась из расширительного бачка. На крышке откручивают вентиляционное отверстие и устанавливают в него емкость для сбора масла. Чистую гидравлику набирают в медицинский шприц объемом 50-100 мл, а вместо иголки закрепляют прозрачный кембрик. Из устройства полностью удаляют пузырьки воздуха и трубку надевают на вентиляционный штуцер калипера.
После выполнения подготовительных работ ключом на 8 мм отворачивают вентиль и начинают медленно выдавливать масло в систему. Проходя по магистрали, жидкость вместе с пузырьками воздуха через расширительный бачок будет попадать в сборную емкость. Прокачка гидравлических тормозов велосипеда считается оконченной, если в вытекающей жидкости нет пузырьков.
Меры предосторожности при ремонте
После прокачки дисковых тормозов следы масла убираются техническими безворсными салфетками. Особое внимание уделяют защите колодок от попадания масла. Для удаления следов гидравлики с рабочих поверхностей их надо обезжирить техническим спиртом или растворителем, а после этого места зачистить мелкой наждачной бумагой.
В связи с тем, что жидкости, используемые в тормозных системах, в большинстве случаев токсичны, все действия проводятся с использованием средств защиты кожи и глаз. При попадании гидравлики на открытые участки тела их необходимо промыть теплой мыльной водой, а потом протереть чистой ветошью. Если жидкость попала в глаза, нужно любым возможным способом ее удалить и немедленно обратиться к врачу.
Установка дисковых тормозов: как делается и что нужно знать
Без тормозов далеко не уедешь, вернее, уехать можно, но остаться при этом целым и невредимым будет сложно. Тормозная система в большой степени отвечает за безопасность велосипедиста, поэтому работать она должна безотказно. Из всех видов тормозных систем, которые устанавливаются на велосипеды, выделяется дисковая, или роторная. Чаще всего такие тормоза устанавливаются на горные байки. Такая система торможения характеризуется высокой эффективностью работы и немалой модуляцией. Такие характеристики способствуют тому, что для многих пользователей является преимущественной установка дисковых тормозов на велосипед для скоростного передвижения и жёсткой езды. С процессом монтажа можно справиться самостоятельно, без привлечения специалистов.
Из чего состоит дисковый тормоз
Изначально необходимо ознакомиться с принципом устройства таких тормозов. В состав конструкции входит рычаг, системный привод, калипер (или корпус), тормозные колодки, диск, который является тормозящей поверхностью. Дисковые тормозные системы разделяются на две большие категории: механика и гидравлика. В конструкции первого типа установлен металлический трос, заключённый в оплётку. В гидравлических тормозах используется гидравлическая линия, наполненная жидкостью и оборудованная силовыми цилиндрами.
Установка дисков на велосипеды с V-brake
Далеко не все велосипеды позволяют установить дисковые тормоза и ви-брейки одновременно. Главная сложность, а вместе с этим и недостаток роторов заключается в их неуникальности. Ввиду этого обстоятельства переход с ободной системы на дисковую всегда связан со сложностями, которые требуют работы над конструкцией велосипеда.
В доработке нуждается колесо, втулка которого должна предполагать установку диска и иметь для этого особые посадочные элементы. Колёса на велосипедах с V-brake такой особенностью не обладают. Поэтому необходимо или другое колесо покупать, или менять втулку. Как ни странно, но покупка нового колеса является более предпочтительным вариантом. В этом случае не придётся разбирать/собирать колесо и не потребуется обращаться в мастерскую для установки подходящей втулки.
Отличие ободного тормоза от дискового
Прежде чем узнавать, как поставить тормоза на велосипед, их необходимо выбрать и купить. Это логично. Качественная тормозная система стоит немалых денег. А вдруг вам не понравится кататься с такими тормозами? Чтобы не сильно тратиться, изначально лучше купить систему только на переднее колесо и обкатать её.
А теперь можно знакомиться со схемой, после ознакомления с которой вы больше не будете задумываться о том, можно ли на велосипед поставить дисковые тормоза.
- Устанавливаем корпус на раму за счёт адаптеров.
- К рулю прикручиваем ручку от тормоза.
- Соединяем приводной рычаг и корпус тормозной системы за счёт привода, который может быть представлен в виде троса или гидравлической линии.
- Фиксируем ротор на втулке колеса.
- Устанавливаем колесо на место.
Если соблюдать осторожность и быть внимательным, то поставленный тормоз будет служить исправно и не станет источником проблем.
Монтаж механики
Замена ободной системы на дисковую механическую часто выбирается экономными велосипедистами. Установка такой системы не связана со сложностями, и дальнейшее обслуживание не требует значительных финансовых вливаний. Для установки дисковых тормозов на велосипед необходимо иметь под рукой следующий набор инструментов и комплектующих:
- рычаг, колодки, калипер, переходник и болты, которые обычно входят в комплект;
- ротор, шайбы, болты;
- трос и кусачки для сокращения его длины;
- шестигранник;
- хомуты.
Установка дисковых тормозов
Процесс установки выглядит следующим образом:
- Ставим велосипед в удобное положение для демонтажа колеса.
- Снимаем колесо.
- Снимаем старый калипер, а вместе с ним и диск.
- Освобождаем трос, который удерживается приводным рычагом.
- Разжимаем тормоза V-brake для дальнейшего демонтажа их с байка.
- При помощи 6 крепёжных винтов прикручиваем ротор на втулку колеса. Затягивать нужно максимально, а за равномерное распределение усилий будут отвечать шайбы, которые располагаются под болтами.
- Устанавливаем тормозную ручку на руле, а если она уже имеется, то просто настраиваем её.
- Фиксируем расположение рычага и троса, для этого понадобится шестигранник.
- Устанавливаем калипер на раме посредством адаптера, но пока не затягиваем крепёжные элементы до максимума.
- Протягиваем трос на калипер.
- Устанавливаем на место колесо.
Величина зазора, который имеется между колодками и поверхностью, определяется натяжением троса. Чтобы настроить этот параметр, необходимо воспользоваться шестигранником. Если трос оказался слишком длинным, то смело отрезаем остатки кусачками. Колодки находятся в правильном положении, тормозная система приводится в действие от сжатия рычага только наполовину, значит, можно основательно фиксировать калипер. Установленный тормоз можно испытывать в реальных условиях.
Монтаж гидравлики
Гидравлические дисковые тормоза хоть стоят дороже и имеют более сложную конструкцию, но всё же обладают рядом важных преимуществ. Поэтому более состоятельные велосипедисты, которые готовы к проведению сложных ремонтов, выбирают именно эту систему.
Прежде чем мы ознакомимся с тем, как поставить дисковые тормоза на велосипед, необходимо залить в систему специальную жидкость. Если вы имеете дело с Shimano, то потребуется специальное масло, которое имеет минеральную основу. Для всех других систем допустимо использование жидкостей стандарта DOT.
Набор для прокачки гидравлических проводов
А также перед установкой потребуется прокачать гидравлические линии. Смысл этой процедуры заключается в проталкивании жидкости под давлением. В процессе эксплуатации система может завоздушиваться, что крайне нежелательно. Для исключения такой ситуации необходимо обеспечить герметичное закрепление гидролинии к цилиндрам. В этом месте чаще всего появляются пузырьки воздуха.
Для установки гидравлики необходимо подготовить такой же набор инструментов, как в случае с механикой. Даже работа выполняется в такой же последовательности, хотя некоторые отличия всё же имеются.
Как установить дисковые тормоза на велосипед, вы теперь знаете и сможете самостоятельно справиться с этой работой. Так что замена тормозов на велосипеде на дисковые не будет проблемой и может быть выполнена без привлечения посторонней помощи.
Даже самые аккуратные велосипедисты рано или поздно сталкиваются с тем, что необходимо менять тормозные дисковые колодки для велосипеда. Работа это хоть и несложная, но требует определённых познаний.
Как правильно снимать и устанавливать на место переднее колесо велосипеда. Последовательность демонтажа и установки переднего колеса.
Как настроить дисковые тормоза на велосипеде. Какие дисковые тормоза бывают, чем они отличаются друг от друга, в чём особенности настройки механических и гидравлических дисковых тормозов.
Гидравлические тормоза на велосипед
Ободные или дисковые? А может быть хватит и ножного тормоза? Такой вопрос задавал себе каждый велосипедист сначала при выборе велосипеда, затем при его замене или улучшении. В принципе, на этот вопрос можно ответить довольно коротко.
Ножной тормоз подойдёт для неторопливых поездок по городу и паркам, когда простота велосипеда наиболее важна, а мощность не требуется на таких малых скоростях. Также этот тип тормозов устанавливается на большинство детских велосипедов, ведь у детей сила ног больше, чем маленьких пальцев на руках.
Ободные тормоза прошли долгий путь изменения конструкции. Начиналось всё с кантилеверных тормозов, но по мере увеличения ширины покрышек потребовалось и изменение формы ободных тормозов. Какое-то время устанавливались U-образные тормоза, но в итоге пришли к тормозам типа V-brake. Сейчас эти тормоза устанавливаются, в основном, на бюджетные горные велосипеды и на гибриды. «Вибрейки» проще всего настроить и обслуживать, ведь весь механизм довольно прост. От ручки тормоза проведён стальной трос к двум рычагам, на которые крепятся тормозные колодки, которые в свою очередь зажимают обод колеса между собой. На дорожных велосипедах, в том числе и на большей части профессиональных шоссейных до сих пор ставят ободные тормоза. Такие тормоза высокого уровня имеют низкий вес и хорошую эффективность при работе с узкими колёсами, хотя в последнее время и на шоссейники устанавливают дисковые тормоза.
Дисковые тормоза уже давно использовались в автомобилях и мотоциклах, однако на велосипедах появились только в конце 90-х годов прошлого века. При этом изначально они были только гидравлические и устанавливались на самые дорогие велосипеды профессионального уровня. Сразу было понятно, что дисковые тормоза наиболее эффективные и требуют наименьшей приложенной силы велосипедиста. Особенно это заметно в условиях непогоды. Главным недостатком такого вида тормоза всегда был вес. Ведь кроме ручки и тормозного механизма требуется еще и тормозной диск — ротор. Некоторые производители, например, Shimano выпускают роторы с креплением Centerlock, но основная часть роторов крепится на шесть болтов ко втулке.
Стоит отметить разницу между дисковой механикой и гидравликой. Механическая система работает от стального троса со своими плюсами и минусами. Туристы предпочитают механические тормоза как раз из-за надёжности, тем более в длительном путешествии заменить трос гораздо проще, чем прокачать гидравлическую систему.
Однако механические тормоза требуют большего усилия для хорошего торможения, поэтому в гонках повсеместно используется гидравлика. Дисковые гидравлические тормоза на велосипед позволяют тратить меньше сил на торможение, а также четко модулировать торможение на сложные участках.
Система дискового тормоза (гидравлические тормоза на велосипед), перекочевала на велосипеды из мира мотоциклов. Дисковые велосипедные тормоза делятся на механические дисковые и гидравлические дисковые тормоза. В механических — тормозные колодки приводит в действие трос а в гидравлических жидкость. С одной стороны механические тормоза проще в обслуживании, с другой, гидравлические тормоза мощнее в разы, более отзывчивые и при правильном обслуживании особо не приносят хлопот своему хозяину. Велосипедные тормоза дисковые на сегодняшний день являются самыми надежными и мощными из всех тормозов, предназначенных для велосипедов.
Положительные и отрицательные стороны
Гидравлические дисковые тормоза имеют несколько явных преимуществ:
- Скорость реагирования;
- Надежность;
- Точность работы.
Такие системы позволяют без проблем остановить транспорт в нужный момент или на трудном участке дороги. Главным является то, что для эффективной работы их нужно вовремя прокачать и настроить. Современные компании предлагают большой выбор, что дает возможность приобрести готовый комплект. Качество устройств на высоком уровне, ставить оборудование на велосипед можно и самостоятельно.
Кстати, рекомендуем:
Тормоза на велосипед такого типа имеют и отрицательные стороны. Для многих любителей езды является решающим фактором стоимость дисковых тормозов. Она достаточно высока и ремонт транспорта может существенно ударить по карману. К тому же, устройство тормозных систем имеет свои сложности и не каждому владельцу удастся правильно настроить работу. В таком случае придется обратиться за помощью к профессионалам, что, опять же, приведет к определенным финансовым тратам.
Обкатка новых дисковых гидравлических тормозов
Начинающие велосипедисты, не разбирающиеся во всех тонкостях работы велосипеда и ухода за ним, наверняка сталкивались с вопросами по работе тормозной системы. Все новые дисковые тормоза, тормоза после капитального ремонта, или частичной замены комплектующих нуждаются в периоде обкатки. При этом неважно — механические они или гидравлические.
В период обкатки эффективность работы тормозов снижена, поэтому прыгать «с места в карьер» и использовать тормоза на всю катушку не желательно. Особое внимание следует обратить на новые тормоза, когда не прикатаны одновременно и тормозной диск, и колодки. Не следует забывать про обкатку и при замене тормозных колодок — в данном случае длительность обкатки сокращается.
Во время периода обкатки происходит 2 важных момента. Первое — гладкая поверхность новых тормозных колодок должна стать шероховатой. Второе — материал тормозных колодок должен попасть в поверхность тормозного диска. Благодаря обкатке работа тормозов улучшается — торможение становится более плавным, эффективность работы всей системы повышается, пропадает вибрация и посторонние звуки.
При обкатке тормозов можно сделать комплекс мероприятий:
- Сделайте 3−4 остановки чуть сильнее, чем обычное торможение. Это разогреет роторы, чтобы при обкатке не случился температурный удар.
- Сделайте 8−10 сильных торможений без полной остановки, например, с 35 км/ч до 5 км/ч.
В процессе торможений вы можете почувствовать, что тормоза стали «ватные» — это норма, т.к. они сильно нагрелись. После торможений прокатитесь 5−10 минут, чтобы роторы могли остыть от набегающего потока воздуха.
Минеральное масло или ДОТ?
В гидравлических дисковых тормозах для передачи усилия с тормозной ручки на тормозные поршни калипера применяется специальная тормозная жидкость. В процессе эволюции тормозных систем велосипедов производители пришли к двух стандартам «тормозухи» — DOT и минеральное масло.
- DOT (US Department оf Transportation) — стало общим названием рабочей тормозной жидкости в транспортных средствах (не только в велосипедах). Ключевой особенностью ДОТ’а является высокая точка кипения жидкости. Одновременно с этим точка кипения понижается, когда ДОТ начинает впитывать воду, поэтому в идеале менять ДОТ каждые 12−18 месяцев.
- Минеральное масло — производится из нефти и представляет собой смесь углеводородов, отделенных от бензина. Применяется в разных отраслях (включая косметологию), в том числе используется как тормозная жидкость. Уровни сжатия жидкости и точка кипения примерно схожи с ДОТ.
При прочих равных условиях точка кипения минерального масла и ДОТ примерно одинакова, но у «минералки» есть один важный нюанс — она не впитывает в себя влагу, а накапливает её в гидравлической системе. Если в ДОТ накопленная вода снижает эффективность работы тормозов, то в «минералке» при высокой температуре работы тормозов вода испаряется и приводит к выходу системы из строя. Аналогично тормоза на «минералке» не рекомендуют использовать в холодное время года, так как накопленная в системе вода при заморозке расширяется и резинки поршней в калипере или тормозной ручке может попросту выдавить. Разогнавшись и начав тормозить, можно обнаружить, что тормозов нет, поэтому при круглогодичном использовании велосипеда рекомендуется использовать тормоза на ДОТ или менять на механические аналоги.
Главные производители
Различные компании, например, Shimano, предлагают огромный выбор дисковых тормозов. Все они имеют определенное качество, популярность и стоимость. Стоит отметить марку Shimano хотя бы за то, что их изделия отличаются отличным качеством, а ремонт им требуется довольно редко, колодки отлично справляются со своими функциями. Модели систем последней серии Shimano имеют хороший зажим, но требуют внимательного выбора. Комплект этого бренда стоит вполне приемлемо и соответствует критерию «цена-качество».
Качество гидравлических тормозов CLIM 8 CLARK`S также находится на высоком уровне, но при установке необходимо тщательно подогнать колодки к дискам. В отличии от Shimano, данная марка тормозных систем имеет интересный дизайн ручек, но это на любителя, главное — удобство.
Устройство торможения можно выбрать любой ценовой категории. Качество тормозных систем будет на соответствующем уровне, просто у зарекомендовавших себя с хорошей стороны моделей ремонт будет производиться реже.
Источники:
https://sportzoom.ru/diskovye-gidravlicheskie-velosipednye-tormoza/
https://fb.ru/article/186219/gidravlicheskiy-tormoz-i-ego-shema-gidravlicheskie-tormoza-na-velosiped
https://provelik.ru/remont/gidravlicheskie-tormoza-na-velosiped.html
https://aktsport.ru/velosiped/kak-postavit-diskovyie-tormoza-na-velosiped.html
https://www.velodepo.ru/gidravlicheskie-tormoza-na-velosiped.php