Год изобретения деревянного велосипеда

Деревянные велосипеды

деревянный велосипед

Деревянный велосипед – так выглядел далекий предок современного байка. Все компоненты первой двухколесной лошадки были сделаны из этого экологичного материала – никаких металлических сплавов, резины и пластика.

Современность диктует движение в обоих направлениях – продолжают развиваться и новые конструкции, а кое-что берется из прошлого. Так в жизнь вновь вернулись деревянные рамы, правда, в более совершенном виде. А некоторые креативные конструкторы разрабатывают известные по всему миру уникальные модели велосипедов.

Исторические корни деревянного велосипеда

Первые велосипеды из дерева лишь отдаленно напоминали современную конструкцию – колеса крепились к прямому остову, впереди были закреплены ручки для управления. Педали и привод отсутствовали, велосипед приводился в движение отталкиванием ног от земли. В общем, конструкция больше напоминала беговел.

Первая картина с двухколесным сооружением была написана художником Джакомо Капротти, учеником легендарного Леонардо да Винчи, в конце 15-го столетия. То есть можно смело предположить, что история велосипеда насчитывает как минимум половину тысячелетия.

прототип байка в эпоху Ренессанса

Что-то отдаленно похожее на велосипед зародилось в эпоху Ренессанса

Китайцы, однако, с этим не соглашаются – по их версии, велосипеды изобрели уже до нашей эры. А если быть точнее, то по найденным чертежам 2500-летней давности им удалось воспроизвести настоящее чудо древности – деревянный велосипед-будку.

китайский байк

Устройство ничуть не проще современного байка – так старались конструкторы того времени

Но вернемся к беговелу. Официально изобретателем первого велосипеда является Карл фон Дрез – немецкий инженер-конструктор.

Изобретение датируется на 1818 год. Начиная с XIX века, велосипед получил значительный толчок в развитии: его конструкция несколько раз видоизменялась, и в конце столетия стали появляться машины, схожие с нынешними.

Беговелы с деревянной рамой

Беговелы с деревянной рамой делаются и в наши дни

Деревянный беговел не ушел безвозвратно – современность возвращает ретро из далекого прошлого, давая второе дыхание. Например, велосамокаты уже давно не те, какие были в XIX веке, но также изготовлены из дерева. Впрочем, не только беговелы собираются из дерева. Это и вполне обычные, на первый взгляд, велики. Конечно, такие модели не распространены и существуют зачастую в единственном экземпляре.

Современные модели на деревянных рамах

Велосипед – экологически чистый и тихий транспорт. Он не отравляет окружающую среду выхлопами, не раздражает треском и шумом, а еще он менее опасен по сравнению с автомобилем. Идеально. Но оказывается, можно сделать велосипед еще более экологичным – собрать его на деревянной раме.

Действительно, с деревом велик почти на 100% становится натуральным – полностью исключается небезопасное для здоровья производство металлических сплавов и углеродного волокна, к тому же дерево – более доступный материал. Неугомонным конструкторам удалось воплотить деревянные велосипеды в реальность. Оценим пятерку лучших моделей:

1. Perfect Day – маунти-байк на деревянном остове – возможно, самый прочный среди своих металлических собратьев. Идея создания и эксклюзивная модель принадлежит компании Dvoika. Материал рамы – береза.

Perfect Day

В целом это полноценный МТБ, в каком качестве мы привыкли его видеть: геометрия рамы, многоскоростная трансмиссия, мощная амортизация, конструкция руля, дисковые тормоза, агрессивные покрышки.

2. Ясень-байк – уникальное решение голландского дизайнера Пола Триммера. Легкий и экологичный велосипед выполнен из цельных досок ясеня.

Ясень-байк

По конструкции эта модель занимает промежуточное положение между тремя классами велосипедов: дорожным, шоссейным и горным. От дорожника ясень-байк взял односкоростную трансмиссию и тип колес, от шоссейника – легкость (около 10 кг) и взаиморасположение руля и седла, от горного эта модель переняла форму руля и дисковые тормоза. И правда, v-brake здесь неуместны – пришлось бы резать дерево, а это уже некрасиво.

3. Aero – стильная модель с рамой типа «глаз». В отличие от предыдущих моделей, эта оснащена тонкой металлической и жесткой вилкой. Задние перья как бы сливаются с передней частью рамы, подседельная труба отсутствует – седло просто крепится к верхней части «глаза».

Aero

Модель принадлежит украинскому конструктору Марии Королевой. Упор был сделан на оригинальность и стиль, сам же велосипед относится исключительно к классу прогулочных. Впрочем, прогулки с таким байком запомнятся навсегда!

4. Bough Bike – электрический велосипед из дерева с ременной двухскоростной трансмиссией. Мощность двигателя составляет 225 Вт, максимальная скорость разгона – до 25-30 км/час без силовых затрат велосипедиста. Тормоза – ручной ободной и классический барабанный.

Bough Bike

Материал остова – дубовая древесина из Франции, крепления колес и стыки частей рамы выполнены из нержавеющей стали.

5. Guapa – городской синглспид на бамбуковой раме и жесткой алюминиевой вилке. Модель отличает легкость и высокая курсовая устойчивость на гладких дорогах.

Guapa

Велосипед отлично подойдет для быстрой городской езды и порадует любителей велотранспорта и приверженцев экологичного образа жизни.

Смелые и нестандартные решения из Китая

Перенесемся в Поднебесную – самую велосипедную страну мира и по количеству катающих, и по производству моделей. Китайцы – творческий народ, и деревянные велики для них – один из поводов выразить все свои способности на практике.

Модель велосипеда на деревянной цепи считается достоянием народного творчества Китая. Цепь выполнена по всем правилам – те же звенья и ролики, но только деревянные. Отличительной чертой велика является то, что колеса тут не спицевые, и даже не диски, а цельные круги.

Цепь и центр заднего колеса

Цепь и центр заднего колеса крупным планом: срезы, выемки, зацепки

Этот байк сделан полностью из дерева, был изобретен молодым китайским дизайнером.

Велосипед из китайских палочек для еды сконструировал житель Ляонина по имени Сун Чао. Считать количество затраченных палочек бессмысленно – их явно насчитывается с десяток тысяч! Наверное, конструктор обежал все известные и неизвестные заведения общепита, чтобы набрать такое количество «сырья». А потом затратил несколько месяцев на их обработку и склейку.

Велосипед из китайских палочек для еды

Впрочем, результат достоин затрат и ожиданий. На фото мы видим счастливого создателя «палочного» велосипеда, ну и довольно прочное изделие, которое выдержит взрослого человека.

Деревянный велосипед на секционных колесах – творение китайского мастера Peijia Wu. Ни одной металлической детали, даже крошечного гвоздя. Все исключительно из дерева! Наверное, такой велосипед выдержит не одного катальщика.

Почему колеса секционные? Обод не представлен цельным изделием, он состоит из скрепленных между собой деревяшек, стыки сведены к минимуму. Конечно, если сравнивать с гладким колесом, то езда на этом велике будет сопровождаться толчками. Но, по уверению самого создателя, этот минус несущественен – велосипед прекрасно выполняет свое предназначение.

Еще одна особенность этой чудо-модели – это балочная трансмиссия. Передача идет не через цепь, а через балку, приводимую в движение ногами. Механизм напоминает перемычки паровозных колес.

Заключение

Даже такой привычный транспорт, как велосипед, может привлечь внимание, если нестандартно подойти к его сборке. И хотя деревянные велосипеды уже были в прошлом, в наши дни они выглядят привлекательно. Возможно, в недалеком будущем они смогут составить неплохую конкуренцию обычным моделям.

Деревянный велосипед: лучше или хуже

Деревянный велосипед

Байк, сделанный из дерева, является предком всех современных моделей двухколесного транспортного средства. Ранее на велосипеде не было никаких металлических или пластмассовых деталей.

Постепенно появились новые материалы и конструкции, технологии стали совершенствоваться, сейчас появились новые разновидности деревянных рам, которые могут составить конкуренцию стальным и алюминиевым аналогам.

История

Первые представители деревянных велосипедов имели совершенно другой вид, колеса фиксировались через прямой остов, на передней области закреплялись ручки для маневрирования.

Педального механизма не было. Первый байк двигался при помощи отталкивания нижними конечностями от земли. Принцип действия был больше похож на беговел.

Первая картина с участием велосипеда появилась в 1490-х годах, а значит история велосипеда включает более 500 лет развития.

В Китае же утверждают о появлении велосипеда ещё до нашей эры. По найденным чертежам, которым более 2500 лет, китайцы собрали своеобразный велосипед — будку, также выполненный целиком из дерева.

Деревянный велосипед

По официальным данным велосипед был изобретен в Германии в 1818 году. После этого двухколесное транспортное средство постоянно модернизировалось. Стали появляется и машины, которые были отдаленно похожи на современные аналоги.

Однако деревянный велосипед не исчез, новые конструкции делают снова возможным его использование. Велосамокаты, которые были изобретены в 19 веке, в настоящее время также изготавливаются из дерева.

Велосипеды из дерева не так популярны и чаще изготавливаются в единичном экземпляре. Модели характеризуются высокой денежной стоимостью и приобрести байк из дерева может позволить себе далеко не каждый райдер.

По этой причине некоторые задумываются об изготовлении деревянного велосипеда своими руками.

Преимущества дерева

Байки из дерева характеризуются не только уникальным дизайном, подобные двухколесные транспортные средства довольно практичны за счет следующих характеристик древесины.

  1. Это достаточно прочный и упругий материал.
  2. Его обработка не занимает много времени.
  3. За счет свойства древесины поглощать вибрации, обеспечивается плавный ход велосипеда.

Производители деревянных велосипедов используют наслоение, тем самым увеличивая прочность рамы. Также с целью уменьшить вес древесину сочетают с углеродным волокном.

После изготовления рама проходит обработку специальным водоотталкивающими пропитками, а также обрабатывается смесью против гниения. Таким образом достигается устойчивость рамы к воздействию внешних факторов.

В основном для производства деревянных рам двухколесного транспортного средства используется дуб, ясень, сандал, береза, орех. Также некоторые используют бамбук, не уступающий древесине по прочности.

Как самостоятельно сделать деревянный велосипед

Часть производителей занимаются продажей комплектов — сделай велосипед самостоятельно. В нем имеются все необходимые элементы для сборки полноценного байка.

Также на сайтах производителей за денежную плату можно ознакомиться с инструкцией по сборке и изготовлению брендовых моделей.

Однако при желании создать уникальный и неповторимый байк, потребуется придумывать всю схему сборку и закупать все необходимые компоненты самостоятельно.

Кто-то просто меняет свою раму на деревянную, оставляя все элементы со старого велосипеда. У кого-то появляется желание собрать новый деревянный велосипед с нуля.

С этой целью потребуется купить дополнительные элементы, чтобы не было необходимости вырезать каждую шестеренку.

В первую очередь требуется определиться с материалом для рамы. Он должен быть достаточно прочным, чтобы крепления и дополнительные элементы без труда фиксировались на велосипеде.

Потребуется клей для древесных пород и эпоксидная смола. Также необходима фанера, ножовка для дерева, дрель, рубанок и все элементы для сборки велосипеда.

    Создание велосипеда начинается с планирования эскиза будущей деревянной рамы. Некоторые пользуются уже готовыми схемами в интернете.

После этого велосипед полностью готов к поездке. Вполне возможно, что деревянные байки в будущем не будут таким редким явлением, а пока что транспортные средства из дерева притягивают взгляды всех окружающих.

Современные модели

Байк считается экологически чистым транспортным средством. Велосипед не загрязняет окружающий воздух, не мешает прохожим своими громкими звуками во время работы. А также не настолько опасен, в сравнении с машинами.

Деревянные велосипеды ещё более экологичны. Практически все элементы двухколесного транспортного средства натуральны, исключается негативное воздействие на здоровье создания сплавов из металлов.

Древесина также является наиболее доступным материалом. Следует выделить 4 наиболее известных модели деревянных велосипедов.

Деревянный велосипед

    Пол Триммер предоставил модель двухколесного транспортного средства с рамой из досок ясеня.

Деревянный велосипед

    Украинский конструктор выпустил модель Aero.

Деревянный велосипед

    Гуапа подразумевает раму из бамбука вместе с алюминиевой вилкой.

Деревянный велосипед

Постепенно деревянные велосипеды приобретают популярность, что объясняется свойствами дерева.

История развития велосипеда

С самого детства каждый из нас тем или иным образом имел дело с велосипедом. Кто-то вовсю гонял по двору, кто-то лишь мечтал о железном друге, кто-то просил покататься у друзей. В любом случае велосипед уже стал неотъемлемой частью нашей жизни, чем-то само собой разумеющимся. Даже сложно представить, что когда-то двухколесных средств передвижения совсем не было, и кому-то пришлось изобретать велосипед. В этой статье мы погрузимся в историю велосипеда и узнаем, кого же благодарить за столь полезное изобретение.

Зачем было изобретать велосипед

В основе каждого изобретения лежит идея отдельного человека или группы лиц, а в основе идеи – объективная причина необходимости появления нового изобретения. По мнению многих исследователей, одной из главных объективных причин изобретения велосипеда послужил голодный и холодный 1816 год, вошедший в мировую историю под названием «Год без лета».

В апреле 1815 года на индонезийском острове Сумбава (что недалеко от современного популярного курортного острова Бали) произошло мощнейшее извержение вулкана Тамбора, в результате которого погибло более 71 тысячи жителей, населявших многочисленные острова региона. Но неприятности на этом не закончились. Огромное количество вулканического пепла попало в атмосферу и в течение нескольких месяцев распространялось по ней, что в конце концов спровоцировало в 1816 году эффект вулканической зимы в северном полушарии.

История развития велосипеда. Извержение вулкана Тамбора в 1815 году (рис. Грег Харлин).
Постоянные наводнения, многомесячные аномальные холода, непрестанные холодные ливни и даже снег посреди лета – все это почти полностью погубило урожай. Последствия извержения ощущались еще несколько лет. Особенно пострадали от погодных аномалий Западная Европа и Северная Америка. Как следствие, начался массовый падеж домашнего скота, страдавшего от недоедания. Поголовье лошадей также резко снизилось, что заставило срочно искать альтернативу этому способу передвижения.

Создание велосипеда

История велосипеда. Laufmaschine

В самом начале 1818 года барон Карл Фридрих Кристиан Людвиг Драйс фон Зауерброн из немецкого города Карлсруэ запатентовал созданное годом ранее первое двухколесное самодвижущееся средство, послужившее праобразом современного велосипеда. Изобретатель назвал свое детище «Laufmaschine», что в переводе означало «машина для бега». Это изобретение очень напоминало современный велосипед, только без педалей и с деревянной рамой.

Машина для бега мгновенно стала популярной во всей Европе – многие английские и французские предприятия по производству карет начали выпускать новое модное средство передвижения. Но поскольку англичанам и французам немецкое слово «Laufmaschine» сильно резало слух, то машины для бега стали производить под названием «Дрезина» (если фамилию изобретателя Карла Драйса (Drais) прочитать на французский манер и добавить к нему суффикс -ine, означающий принадлежность, то получится Draisine, то есть, по-русски говоря, дрезина).

История развития велосипеда - Laufmaschine
Интерес к дрезинам был настолько велик, а прибыли от их продаж были таковы, что уже в конце 1818 года британский коммерсант Денис Джонсон объявил о выпуске новой, усовершенствованной модели. Возникла небольшая заминка – потребовалось новое слово для обозначения усовершенствованной дрезины, дабы отличать старую модель от существенно переработанной новой (иначе это все равно что изобрести дирижабль и продолжать называть его старым словом «аэростат»).

История развития велосипеда. Старинный велосипед dandy-horse.

Однако эта неловкая пауза длилась совсем недолго – французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс, больше известный как первооткрыватель фотографии, предложил слово vélocipède «велосипед» практически сразу же после появления новой модели дрезины.

Французское слово «велосипед» образовано сложением двух латинских слов velox «быстрый» и pedis «ноги» (т.е. буквально «быстроног» или «быстроножник»). Обращение к латыни было не случайно – во-первых, латынь всегда была языком ученых мужей, а во-вторых, французы больше других европейских народов любили баловаться латинскими словечками. Однако авторство слова «велосипед» оспаривается другим французом.

По второй распространенной версии усовершенствованная модель Дениса Джонсона была названа dandy-horse (т.е. «лошадка английского денди»). А вот слово «велосипед» появилось немного позже.

Как все стали крутить педали

История развития велосипеда - велосипед Лалмана

Когда в 1863 году девятнадцатилетний Пьер Лалман, зарабатывавший до этого на жизнь изготовлением детских колясок, соорудил в своей мастерской в Париже первую «лошадку денди» с крутящимися педалями, произошел поистине революционный прорыв в истории велосипеда.

В следующем году промышленники братья Оливье из Лиона, высоко оценив изобретение Пьера Лалмана, взяли его к себе и начали массовый выпуск «лошадок денди» с педалями в сотрудничестве с каретных дел мастером Пьером Мишо.

Пьер Мишо был первым, кто додумался заменить деревянную раму велосипеда на металлическую, а также (по некоторым данным) решил сменить неблагозвучное для французского уха название «денди-хорс» на латинское «велосипед».

История развития велосипеда - велосипед Мишо

До сих пор доподлинно так и не установлено, кто же первый придумал название «велосипед» – бургундец Жозеф Нисефор Ньепс (1765-1833) или же лотарингиец Пьер Мишо (1813-1883). Зато письменные источники четко зафиксировали первые (пока еще робкие) попытки проникновения слова «велосипед» в русский язык именно в это время – в начале второй половины XIX века.

Пьер Лалман же, проработав пару лет у братьев Оливье, уехал в Америку и запатентовал там свое изобретение в ноябре 1866 года. Именно Пьера Лалмана чаще всего незаслуженно считают изобретателем велосипеда, так как внешне его велосипед больше походит на своего современного потомка, чем изобретение незаслуженно отодвигаемого на второй план Карла Драйса.

Другие старинные велосипеды

В истории велосипеда есть модели, которые не получили большой популярности и практически никак не повлияли на эволюцию транспортного средства. В первую очередь сюда можно отнести изобретенный шотландцем Томасом МакКоллом в 1830 году двухколесный велосипед без педалей. Главное отличие модели от дрезины заключается в том, что у разработки переднее колесо несколько больше заднего.

 История развития велосипеда. Велосипед Макмиллана.
Не стал популярным велосипед и другого шотландца – Киркпатрика Макмиллана. В 1839-1840 годах кузнец из маленькой деревушки усовершенствовал изобретение МакКолла тем, что добавил к нему седло и педали. Можно сказать, что именно Макмиллан первым сделал велосипед, имеющий максимальное сходство с современным. Педали приводили в движение заднее колесо, которое в свою очередь было соединено шатунами с металлическими стержнями. Повернуть переднее колесо можно было рулем, велосипедист размещался между колесами. Очень напоминает привычный нам велосипед, не так ли? Вот только в те годы изобретение осталось незамеченным, поскольку сильно опережало свое время.

История развития велосипеда - велосипед «penny-farthing» пенни-фартинг

Во второй половине XIX века появились известные всем нам по старым фотографиям и гравюрам велосипеды с огромным передним колесом и непропорционально маленьким задним. Такие велосипеды получили особое наименование – «penny-farthing», данное им по названию соответствующих английских монет – пенни и фартинга (фартинг, стоивший одну четвертую пенни, по размерам был намного меньше, чем пенни).

Однако эти монстры очень быстро вышли из моды, так как сиденье было расположено на очень большой высоте, а центр тяжести в пенни-фартинге был смещен к переднему колесу, что делало такие велосипеды довольно опасными.

Рождение современных скитальцев

В 1884 году англичанин Джон Кемп Старли создал новую модель велосипеда и назвал ее , что в переводе с английского означает «скиталец», «бродяга». Эта модель стала столь популярной, что в некоторых языках слово Rover стало использоваться для обозначения велосипеда вообще – как, например, в польском языке (rower), откуда позднее оно попало в западнобелорусский (ровар) и в западноукраинский (ровéр). А Джон Кемп Старли, вдохновленный успехами новой модели, спустя пару лет основал компанию Rover Company, которая со временем превратилась в гигантский автомобильный концерн и просуществовала до 2005 года, когда внезапно разорилась.

История развития велосипеда - велосипед Rover
Первые роверы уже обладали цепной передачей на заднее колесо, сами колеса были одинаковыми по размеру, а велосипедист сидел между ними. Такая конструкция казалась настоящим прорывом после сомнительных пенни-фартингом, и получила название «безопасной».

Далее история велосипеда заключается лишь в совершенствовании роверов Старли. В 1888 году транспортное средство снабдили надувными шинами из каучука (изобретение Джона Бойд Данлопа), которые сделали катание максимально комфортным и популярным. Так начался золотой век велосипедов.

Велосипеды. История развития велосипеда.
В 1898 году решили проблему торможения. В обиход вошли педальные тормоза, а появившиеся ручные не сразу нашли широкое применение. Также был изобретен механизм свободного хода, благодаря чему велосипед смог катиться сам, без вращения педалей.

В 1878 году сделали первый складной велосипед, в 1890-е годы – алюминиевый. К началу ХХ века появились механизмы переключения скоростей. Впрочем, те системы были абсолютно неудобными и непопулярными. Современный же механизм изобрел в 1950 году итальянский велогонщик Туллио Кампаньоло.

В конце ХХ века в США были сконструированы особые гоночные и горные велосипеды, известные нам по сей день.

Изобретая велосипед

«Не изобретай велосипед» — то и дело слышится в нашей речи. Такое ощущение, что велосипед в жизни человека был всегда: каждый ребенок, во все времена, мечтал о своем «велике» и гонял по дворам, каждый взрослый ездил на велосипеде на прогулку или на работу… Но ведь много-много лет назад ничего такого не было! И когда-то давно появился самый первый велосипед. Как же его, по-настоящему, изобрели?

История велосипеда в датах

Легенды прошлого: до 1817 года

В общем-то все, что касается истории велосипеда до 1817 года, нельзя считать абсолютной истиной — фактических подтверждений нет, только легенды. Одна из них рассказывает о том, что первый рисунок, изображающий двухколесный велосипед с рулем и цепной передачей, принадлежит перу Леонардо Да Винчи. Велосипед (расшифровываемый с латинского как «velox» — быстрый, а «pedis» — ноги) берет свое начало от деревянных самокатов. Об их происхождении тоже ходят легенды.

Например, о немецком тележнике Михаэле Каслере, который в 1761 году «проскакал» два километра на агрегате, состоящем из деревянных колес, обитых стальными обручами и соединенных скамеечкой для сидения. Вес такого «самоката» должен был составлять около 125 килограмм! Существование самоката под названием «Селярифер», созданного графом Де Сивраком в 1791 году также подвергается сомнению, как и само существование вышеупомянутого графа!

Скорее всего, выдумана и история крепостного крестьянина, мастерового завода Ефима Артамонова, гласящая о том, как в 1800 году он не только изобрел велосипед, но и совершил на нем первый велопробег: добрался из уральского села Верхотурье до самой Москвы — а это ни много, ни мало, две тысячи верст! В столицу своего крепостного отправил хозяин, владелец завода, желавший поразить императора Александра I новой диковинкой. За свое изобретение Артамонов получил вольную вместе со всем своим потомством, а его велосипед хранится в музее Нижнего Тагила…якобы. Красивую историю развенчал химический анализ железа, который показал, что этот велосипед создан не ранее 1870 года и выполнен по английским образцам.

Деревянные самокаты: 1817-1840 годы

Деревянные самокаты 1817-1940 годы

Конечно, идея самоката и велосипеда витала в воздухе, и попытки ее воплощения то и дело встречались в разных странах. Однако официально первый велосипед изобрел немецкий барон и профессор Карл фон Дрез (иногда его фамилию переводят как Драйс или Дрейс), который создал деревянный двухколесный самокат и назвал свое детище «машиной для бега». Соседи барона прозвали изобретение «прогулочной лошадью». Самокат Дреза управлялся рулем, что было новшеством, а передвигаться на нем нужно было, отталкиваясь ногами от земли. В 1818 году Дрез получил в Германии патент на свое изобретение. Во всем мире машину стали называть «дрезиной», в честь создателя. А слово «велосипед» придумал французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс, назвав так усовершенствованную дрезину, снабженную седлом с изменяемой высотой.

Следующий шаг велосипед сделал в 1839-1840 годах при помощи шотландского кузнеца Киркпатрика Макмиллана. Макмиллан добавил к самокату Дреза седло и педали. Педали приводили в движение заднее колесо, с которым соединялись металлическими стержнями. По сути, кузнец создал настоящий прообраз современного велосипеда! К сожалению, его детище осталось малоизвестным и не получило распространения, хоть и опередило свое время. К слову, в середине XIX века такая же участь постигла и изобретение англичанина Томпсона – надувную шину.

Костотрясы и гонки: 1853-1869 годы

Каретный мастер из Парижа, Пьер Мишо, всего лишь ремонтировал свой старый самокат, когда ему в голову пришла идея установить на переднее колесо две педали. Позже изобретенный им велосипед прозвали «костотрясом». Практически одновременно с Мишо такое же изобретение сделал француз Пьер Лалман, специализировавшийся на механизмах детских колясок. Он скооперировался вместе с Мишо и крупными промышленниками братьями Оливье, и через пару лет велосипеды стали выпускаться серийно. Кстати, поговаривают, что само название «велосипед» предложил Пьер Мишо, он же придумал заменить деревянную раму на металлическую. Но запатентовал изобретение Лалман (в Америке, в 1866 году) и официальным изобретателем велосипеда считается именно он.

В 1867 году английский инженер Эдвард Каупер предложил чрезвычайно удачную конструкцию колеса — с натянутыми металлическими спицами. До этого спицы делали из дерева, что не прибавляло им прочности. А спустя год парижская компания «Мейер и Ко» начала выпуск велосипедов с цепным приводом на заднее колесо. В 1869 году велосипеды стали оборудовать металлической рамой, а колеса — шинами из цельной резины.

В 1868-69 годах во Франции появились первые велосипедные гонки: сперва гонка на два километра на аллеях парка Сен-Клу, а после гонка «Париж-Руан» — на целых 120 километров. От участников соревнований требовались «сила слона и ловкость обезьяны». Особо отличился этими качествами англичанин Мур, который и выиграл обе гонки.

Мода на пауков: 1870-е годы

В 70-х годах XIX века кому-то в голову пришла идея увеличить переднее колесо велосипеда, а заднее — уменьшить. Седло разместили прямо над огромным передним колесом. Такую конструкцию называли «велосипедом-пауком», большеколесным велосипедом («High bicycle» или «High Wheeler»), а еще — «пенни-фартинг», так как монета пенни была намного больше фартинга. Такие велосипеды имели смещенный центр тяжести, и передвигаться на них было довольно опасно — даже при малейшей неровности на дороге человек падал вниз головой с большой высоты (переднее колесо было 130 или 160 сантиметров в диаметре). Многочисленные травмы привели к тому, что на велосипед-паук установили третье колесо.

В 1878 году англичанин Лоусон оснастил велосипед цепной передачей и назвал свое творение «Байсиклетт». В то же время появились и складные велосипеды.

Приобретая знакомые черты: 1884-1898 годы

Велосипеды в 1884-1898 годы

В 1884 году англичанин Джон Старли изобрел велосипед под названием «Скиталец» («Rover»). Модель обладала цепной передачей на заднее колесо и равновеликими колесами диаметром по 76 сантиметров, между которыми располагалось седло. В 1885 году велосипед поступил в продажу и получил статус безопасного велосипеда. Примерно в то же время был выпущен велосипед под названием «Уиппет», оснащенный ромбообразной рамой с двумя пружинами для амортизации дорожных ударов.

Главный прорыв произошел в 1888 году, когда шотландец Джон Данлоп придумал оснастить велосипед надувными шинами. Данлоп хотел сделать езду на «костотрясе» для своего сына более удобной. Сперва он обернул колеса велосипеда кольцами садового резинового шланга для поливки цветов и наполнил их водой. Ехать, конечно, стало комфортнее, но водяные шины заметно снизили скорость. Тогда изобретательный отец накачал шины воздухом, предусмотрев специальный автоматически закрывающийся клапан, чтобы воздух не выходил наружу. Конструкция стала невероятно популярной – времена тряски прошли!

В 1892 году велосипеды продолжали совершенствоваться: во Франции была выдана тысяча патентов на велосипедные конструкции, в Англии — более двух тысяч, а в США и все четыре! Теперь велосипеды выглядели практически как современные, но производились из обычной стали — нержавеющую на тот момент еще не изобрели. Раму не красили, поэтому после каждой поездки велосипед требовал тщательного ухода: чистка, смазка, промывание бензином или керосином.
Вскоре стали делать велосипеды из алюминия, а в 1895 году изобрели велосипед лигерад, на котором можно ездить в лежачем положении.

В 1898 году появилась такая необходимая вещь как тормоз — непонятно, как люди обходились без него раньше? Сперва это был педальный тормоз и механизм свободного хода, который позволял не крутить педали, пока велосипед катится сам. Примерно тогда же был изобретен и ручной тормоз, но популярность он приобрел много позже.

Развитие скоростей и видов: XX-XXI век

Первый механизм переключения скоростей появился уже в начале XX столетия, но был он, прямо скажем, неудобным. Для того, чтобы переключить скорость, требовалось слезть с велосипеда, снять цепь, отвернуть заднее колесо, перевернуть его, снова прикрутить и надеть цепь обратно!

В 1903 году изобрели «планетарный» механизм, созданный по примеру Солнечной системы. Он был распространен в 30-е годы.

Привычная нам система переключения передач была создана в 1950 году стараниями Туллио Кампаньоло — известного в то время итальянского велогонщика и производителя велосипедов.

В 1960-х годах появились необычные конструкции велосипедов — например, тандем для двух ездоков. В 1974 году началось массовое производство велосипедов из титана, а в 1975 — из углепластика. В 1983 году на свет появился первый велокомпьютер. В 90-х годах получили распространение индексные системы переключения скоростей.

Модели велосипедов разного времени

В наше время развитие велосипедов тоже не стоит на месте. Происходят постоянные обновления в конструкции и дизайне, полным ходом идет развитие всевозможных аксессуаров для велосипедов. Выпускают специализированные велосипеды нескольких видов: спортивные, гоночные, горные, прогулочные городские и различные велосипеды для экстремального спорта. Каждый вид призван максимально удовлетворить потребности того, кто будет на нем кататься — остается лишь выбрать то, что вам по вкусу!

Источники:

https://velofans.ru/raznoe/derevyannye-velosipedy
https://velife.ru/vidy-vybor/derevyannyj-velosiped-luchshe-ili-xuzhe.html
https://rollmaster.ru/info/Istoriya-velosipeda_530_article.html
http://milkybikes.ru/about/interesting-about-bicycles/inventing-the-bicycle

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector