Гонки на велосипедах по бездорожью

Содержание скрыть

По пересеченной местности на двухподвесе, особенности катания кросс-кантри

Кросс кантри в переводе с английского означает «пересеченная местность». Поэтому под данным термином подразумевается направление в велосипедном спорте, где гонка проходит по пересеченной местности. При этом необходимо отличать cross-country и прогулку на велосипеде по лесному массиву. Трассы для состязаний оборудуются профессионально, с учетом требований, предъявляемых МОК. А для езды по этим трассам требуется особый велосипед, обладающий необходимыми характеристиками. Кроме того, для занятий этим видом спорта нужна хорошая физподготовка, выносливость и быстрота реакции.

Трассы для кросс кантри

Что представляет собой дисциплина кросс-кантри

Езда по специально подготовленным трассам, включающим искусственные и естественные преграды, затяжные подъемы, резкие спуски, мосты, бревна и другие препятствия — это стиль кросс-кантри.

Независимо от выбранного вида соревнований, заезд в дисциплине не относится к легким туристическим прогулкам по лесу или холмам. Он напоминает жёсткую изнурительную гонку, которая требует не только физически укреплённого тела, но и подходящего байка и экипировки.

Отличия горных велосипедов

Горный велосипеды изначально придумали для катания по бездорожью и пересеченной местности, однако в условиях нашей российской действительности, из-за плохого состояния дорог, горные велосипеды с успехом стали использоваться для перемещения по улицам городов.

Конструктивные особенности горного велосипеда направлены на то, чтобы сделать сделать велосипед более проходимым, точным в управлении и комфортным в условиях бездорожья и горного рельефа.

Основными особенностями горного велосипеда являются:
— наличие передней амортизационной вилки, а иногда и подвески заднего колеса с ходом от 100 мм
— широкие покрышки толщиной 2.0 — 5.0 дюймов с агрессивным протектором
— большой диапазон переключения передач, смещенный в сторону более низких передач
— мощные дисковые тормоза
— прямой руль
— заниженная верхняя труба рамы велосипеда, и смещенная вперед посадка

Перечисленные выше моменты дают следующие преимущества:
— уменьшают тряску велосипеда
— увеличивают время контакта и сцепление покрышки с дорогой, а значит улучшают контроль над траекторией движения и передачей крутящего момента
— уменьшают сопротивление качению на неровных участках (выбоины, корни, камни и т.д.), а значит уменьшают падение скорости при наезде на препятствия.

Однако горный велосипед имеет и свои недостатки:
— Относительно большой вес за счет применения подвески колес, широкой резины
— Потери мощности педалирования, связанные с паразитной раскачкой подвески
— Низкая скорость на шоссе, из-за высокого сопротивление качению покрышек и плохой аэродинамики велосипеда

Какой велосипед подходит для кросс-кантри

Точных характеристик кросс-кантри велосипеда указать нельзя, так как они подбираются исходя из личных предпочтений велосипедиста и вида соревнований. Однако, есть устоявшиеся общие нормы для участия в данной дисциплине:

Все указанные характеристики являются достаточно общими, поскольку каждый новичок, любитель или профессионал может собрать байк под себя, опираясь на личные предпочтения в определенных деталях.

Плюсы и минусы

Как и у любого другого вида велосипедов, у двухподвесных велобайков есть свои достоинства и недостатки. К объективным преимуществам двухподвесов можно отнести:

  1. Комфортное катание на бездорожье
  2. Снижение нагрузки на суставы при преодолении препятствий
  3. Лучшее сцепление заднего колеса с поверхностью трассы
  4. Лучшая устойчивость и управляемость (в сравнении с хардтейлами)
  5. Эффектный внешний вид

Но отчасти эти преимущества нивелируются ощутимыми недостатками:

  1. Более высокая цена
  2. Повышенные требования к качеству комплектующих
  3. Необходимость в более частом техническом обслуживании
  4. Ускоренный износ цепи и звездочек
  5. Увеличенный вес велосипеда
  6. Сниженный КПД педалирования (из-за рассеивания части энергии «в рычагах задней подвески»)

Подтипы горных велосипедов

Горные велосипеды для кросс-кантри

Горные велосипеды для кросс-кантри, это велосипеды для катания по пересеченной местности, с достаточно высокой интенсивностью, где главным требованием является способность максимально быстро преодолевать подъемы, техничные участки и спуски.

Как правило, их выбирают продвинутые любители, эксперты и спортсмены или те велосипедисты, которые хотят иметь легкий, прочный, работающий, практически в любых условиях, байк, которому будут завидовать друзья. К этому подтипу велосипедов предъявляются более высокие технические требования, такие как:
— низкий вес, 8-14 кг, без потери прочности и жесткости
— надежное и точное переключение передач под нагрузкой, в грязи, при тряске
— мощное контролируемое торможение, без перегрева
— эффективная амортизация, которая позволяет не терять скорость при прохождении неровности, не тратить лишние силы на раскачку велосипеда, обеспечивать приемлемый уровень комфорта, который особенно важен на длинных расстояниях

Горные велосипеды для кросс-кантри, собираются на самых легких рамах и компонентах продвинутого, экспертного и топового уровня. На велосипедах для кросс-кантри применяется трансмиссия: 3*9, 3*10, а на самых крутых моделях: 2*10,2*11, 1*11, 1*12 передач. Передние вилки кросс-кантрийников имеют толщину ног 30-32 мм, на экспертных и топовых моделях используют воздушные вилки с алюминиевыми ногами и несколькими регулировками. Стоимость данного подтипа велосипедов самая высокая среди горных велосипедов. Кросс-кантрийники, как правило, выбирают те велосипедисты, которые уже «переросли» свой первый прогулочный байк.

Прогулочные горные велосипеды

Этот подтип горных велосипедов предназначен для умеренных физических нагрузок, таких как велосипедные прогулки и занятия фитнесом по грунтовым дорогам на природе или в парке. Предполагается, что этот подтип велосипедов будет использоваться в более щадящих условиях, нежели кросс-кантрийники.

Прогулочные модели по сравнению с велосипедами для кросс-кантри имеют более комфортную, вертикальную посадку велосипедиста, которая меньше напрягает мышцы спины при движении.

Такие велосипеды оборудованы легкой, прочной алюминиевой рамой, амортизационной вилкой с шириной ног, как правило, до 28 мм и навесным оборудованием начального или любительского уровня, а колеса — двойными ободами. Как правило трансмиссия таких велосипедов имеет 21-27 скорости, что вполне хватит для прогулочных задач. Вес прогулочных моделей горных велосипедов обычно колеблется в диапазоне 14-17 кг.

Стоит отметить, что прогулочные горные велосипеды не подойдут для жестких условий эксплуатации, на которые рассчитаны велосипеды для кросс-кантри, однако при использовании по их назначению, они прослужат безотказно многие годы.

Цены на прогулочные горные велосипеды являются наиболее доступными среди горных велосипедов. Прогулочный горный велосипед — это отличный выбор, если Вы покупаете свой первый велосипед, и еще не предполагаете, насколько сильно увлечет Вас катание на горном велосипеде.

Фэтбайки

Фэтбайки пришли к нам из Канады. Фэтбайки — это горные велосипеды имеющие толщину покрышек колес от 3,5 до 5,2 дюйма. Слово фэтбайк (fatbike) переводится дословно, как жирный велосипед. Они предназначены для катания по снегу, песку, полям, рыхлому и мягкому грунту. Фэтбайк, подобно трактору, имеет огромное преимущество — феноменальную проходимость, и способен ехать там, где обычный байк просто спасует, а фэтбайк проезжает практически везде. Также фэтбайки используются для фанового катания, с целью привлечь к себе внимание окружающих.

Главным недостатком фэтбайка являются тяжелые колеса, они подобно маховикам имеют большой момент инерции, вследствие чего на велосипеде тяжелее разгоняться и управлять им на технически сложных участках, изобилующих крутыми поворотами.

Комфортные горные велосипеды

Комфортные модели горных велосипедов предназначены для тех, кому, в первую очередь важен комфорт, а не скорость движения. Комфортные модели горных велосипедов дополнительно оборудованы подседельным штырем с амортизацией, широким седлом на пружинах, более простой, но надежной трансмиссией 3*7 передач, высоким рулем, выносом руля с регулировкой высоты руля. Рамы комфортных горных велосипедов имеют укороченную длину и рассчитаны на высокую посадку, чтобы велосипедист при езде почти не сгибал спину. Комфортные модели велосипедов имеют вес 16-20 кг. Комфортные горные велосипеды чаще всего выбирают себе для прогулок на небольшие расстояния, чтобы полюбоваться окружающей средой. Также мы рекомендуем этот подтип горного велосипеда людям пожилого возраста и тем, кто имеет проблемы с мышцами спины и позвоночником.

Горные велосипеды для трейла

Такие велосипеды используются для фанового катания в горах или на холмистой местности. На трейловом байке вполне реально проехать даже кросс-кантрийный марафон, но сделать это будет сложно, из-за большего веса велосипеда. Для трейловых велосипедов характерны более прочные и, соответственно, более тяжелые, чем в кросс-кантри, рамы, усиленные колеса и покрышки. Ход амортизаторов находится в диапазоне 120-170 мм. Такие велосипеды предназначены преимущественно для езды вниз, но наличие блокировок подвески и изменяемый ход амортизаторов позволяют без проблем самостоятельно доехать до места катания и заехать наверх для последующего спуска.

Горные велосипеды для скоростного спуска (даунхилла)

Эти велосипеды самые дорогие, тяжелые и обладают самыми большими амортизационными ходами (170-300 мм). Для даунхилла используются узкоспециализированные байки, заточенные для спуска с горы, по специально подготовленной трассе, на время. Даунхилл – это спортивная дисциплина, по которой каждый год проводится Чемпионат Мира и несколько этапов Кубка Мира. В связи с этим, проблеме касающейся массы велосипеда в даунхилле уделяется ничуть не меньше внимания, чем в кросс-кантри.

Снаряжение велосипедиста

Для участника дисциплины кросс-кантри самое главное – это скорость, поэтому снаряжение подбирается таким образом, чтобы максимально снизить вес и повысить аэродинамику райдера. Для комфортных занятий кросс-кантри необходимо следующее:

  • легкий шлем с отверстиями для вентиляции;
  • велосипедные очки;
  • плотно прилегающая велофутболка джерси;
  • велоперчатки;
  • велошорты;
  • рюкзак;
  • обувь для контактных педалей или для новичков – спортивная обувь.

В зависимости от погоды снаряжение велосипедиста может дополняться термобельём, велокурткой и велоштанами.

Другие обзоры по горным велосипедам

— Что такое двухподвес и зачем он нужен?

— Плюсы и минусы двухподвеса по сравнению с хартейлом

— Какой размер колеса горного велосипеда выбрать?

Трассы для кросс-кантри

В качестве места проведения соревнований по кросс-кантри выбирают:

  • шорт-трек – 2-5 км, 6-10 кругов;
  • классическую трассу – 5-9 км, 3-7 кругов;
  • марафонскую трассу – 60-120 км.

Маршрут строится по пересеченной местности в полях, лесах с использованием грунтовых дорог. Проходимость трассы должна быть 100% независимо от погодных условий, если существует опасность разрушения участка дороги, устанавливают дополнительный маршрут.

По всему пути делаются разметки, указывающие дальнейшее направление, а также защитные приспособления в виде сеток на опасных участках дороги. При длительных заездах на трассах размещаются станции техобслуживания и питания.

Виды соревнований

Выделяют три основных вида соревнований кросс-кантри:

Если Вы решились делать первые шаги в велоспорте, то кросс-кантри подойдет как нельзя лучше. Здесь Вы получите Все необходимые базовые навыки управления байком, а при регулярных занятиях – еще и хорошую физическую форму.

Рекомендации по выбору

Выбор велосипеда – это всегда непростая задача, поэтому общие вопросы, связанные с этим процессом, подробно рассмотрены в отдельной публикации, а здесь сосредоточимся на ключевых деталях выбора двухподвесного горного велосипеда.

В первую очередь лучше определиться с ответом на вопрос: а нужен ли вам вообще двухподвес и стоит ли за него переплачивать? Если вы катаетесь по городским асфальтированным дорожкам, то практичнее будет посмотреть в сторону более добротных моделей с рамой хардтейл, купить которые можно за те же самые деньги, что придется выложить за недорогой двухподвес начального уровня и сомнительного качества.

Непосредственно двухподвесной велосипед нужен тем, кто планирует много кататься по бездорожью (где дополнительная подвеска поможет сберечь суставы от излишней нагрузки), ну и, конечно же, тем, кто планирует участвовать в соответствующих соревнованиях.

Во-вторых, при выборе духподвеса, нельзя забывать об особенностях велосипеда для каждой конкретной дисциплины (о чем написано в середине этой статьи).

Категорически не рекомендуется покупать двухподвес со складной рамой (да, некоторые производители штампуют и такое чудо велотехники!). Наличие механизма складывания на раме, которая должна выдерживать повышенные нагрузки, ни к чему хорошему не приведет.

Кроме того, лучше не отдавать предпочтение моделям с обычной стальной рамой – она быстрее погнется или лопнет, не выдержав очередного приземления велосипеда после прыжка на трамплине.
Варианты с алюминиевой или композитной рамой гораздо дороже, но долговечнее и безопаснее. Еще один плюс алюминиевых и композитных рам – меньший вес, что немаловажно, так как более сложная конструкция задней подвески «подкидывает» к общей массе велосипеда немало лишнего.

Выбирая двухподвес, обязательно (и крайне тщательно) следует осмотреть надежность крепления элементов задней подвески, ничего не должно болтаться или выглядеть слишком хрупко/хлипко.

Убедитесь, что ходы подвесок соответствуют планируемому стилю катания, трансмиссия предлагает достаточный диапазон скоростей (для удовлетворения всех ваших потребностей по динамике разгона и легкости движения в гору), а колеса обуты в правильные покрышки (способные уверенно чувствовать себя на предполагаемом бездорожье и/или обеспечить необходимые показатели скорости).

Еще один важный момент – тип тормозной системы. Для фрирайда, даунхилла, форкросса и трейла уместны только выносливые дисковые тормоза (лучше с гидравлическим приводом).

Велоспорт не только вид спорта — это стиль жизни

Велоспорт не только вид спорта - это стиль жизни

Велосипедный спорт – cycling sport – уважаемый и популярный вид активности в Европе. С марта по октябрь здесь проходят более 50 соревнований на открытом воздухе. Некоторые из них, например, Вуэльта Испании или Тур де Франс, длятся три недели, за которые участники преодолевают 4-5 тыс. км.

История велоспорта

Возникновение велосипедного спорта было связано с прогрессом технологий, который позволил создать двухколесный аппарат лишь в 1817 г. Официальный патент на металлическую конструкцию из двух колес, рамы и сидения для водителя получил немецкий барон Карл Дрез в 1818 г. Транспортное средство, скорее, напоминало прототип велосипеда: устройство не имело передаточного механизма и педалей. Предполагалось, что человек приводит его в движение, отталкиваясь от земли ногами. Сам Дрез назвал аппарат «самокатом».

Двухколесный аппарат 1817 г

На совершенствование технологии изготовления велосипеда ушло почти 70 лет. Одновременно прогрессировали технологии и материалы для покрытия дорог: по мощеной мостовой на велосипеде не покатаешься. Изобретаются битумно-минеральные и асфальтобетонные смеси, позволившие сделать дорогу ровной.

В этот период появляются смешные экземпляры велосипедов: например, аппарат с передним колесом очень большого диаметра и задним – на несколько порядков меньшим. Уже тогда состоятельные люди начинают пользоваться велосипедом в рекреационных целях.

К 1885 г. двухколесное транспортное средство уже не имеет принципиальных отличий от того, которое мы знаем сейчас. Его конструкция окончательно получила передачу на заднее колесо и в разы превзошла своих предшественников по управляемости и устойчивости.

Почти сразу за этим «коренным усовершенствованием» велосипеда проводятся первые международные соревнования:

  • в 1893 г. – чемпионат мира по велоспорту.
  • с 1896 г. велоспорт включен в программу Олимпийских игр.

В 1900 г. Возникает профессиональная организация – Международный союз велосипедистов. На национальном уровне руководство велоспортом осуществляется соответствующими Федерациями.

В СССР велоспортивные соревнования традиционно проводились в рамках спартакиад.

Виды велоспорта

Существует 4 больших направлений велосипедного спорта:

  • шоссейные велогонки;
  • трековые велогонки;
  • велосипедный мотокросс.
  • гонки на горных велосипедах.

Все они входят в программу Олимпийский игр.

Шоссейные велогонки

Велосипедный спорт в классическом виде – гонка на длинные расстояния на шоссейных велосипедах. Путь гонщика не обязательно лежит по асфальтированным дорогам: это может быть и брусчатка, и гравий, и дорога с выбоинами. Единственное условие – дорога должна иметь твердое покрытие и не проходить по пересеченной местности.

Шоссейный велоспорт предполагает следующие виды гонок:

  • однодневные – заезды на дистанцию 200-300 км;
  • многодневные – заезды могут длиться более недели;
  • критериум – групповая круговая гонка в черте города на 50-150 км;
  • гранд тур – 3 гонки, длящиеся 21 день (испанская Вуэльта, итальянская Джиро и французский Тур).

Шоссейный велоспорт – типично европейский весенне-летне-осенний вид спорта. Маршруты проходят, как правило, в пределах одного государства.

Наибольшее количество шоссейных гонок проходят в классических велогоночных странах:

  • Бельгия (14);
  • Франция (10);
  • Италия (8);
  • Испания (5).

По 1-3 соревнований за сезон устраиваются в Швейцарии, Нидерландах, Германии, Великобритании.

Кроме того, шоссейные велогонки организуются и не в совсем «велосипедных» странах, например:

  • в Норвегии (многодневные «Тур фьордов» в мае и «Арктическая гонка» в августе);
  • в Дании (4-дневный «Тур Дании» в августе);
  • в Польше (6-дневный «Тур Польши» в августе);
  • в Турции (недельный «Тур Турции» в апреле).

Несколько велогонок проходят в северной Америке:

  • в США недельные туры по Калифорнии в мае и Колорадо в августе;
  • В Канаде однодневные гран при в Квебеке и Монреале в сентябре.

Когда в Европе зима, шоссейный велоспорт перемещается на другие континенты и страны: в Австралию, в ОАЭ, Оман, Малайзию.

Трековые велогонки

Гонки по треку – стадионный вид велосипедного спорта. Он не столь масштабен как шоссейные гонки по Европе, то также имеет массу своих поклонников. Велогоночный трек всегда имеет твердое ровное покрытие и обязательный угол наклона: небольшой – на прямых участках и доходящий до 42° – на поворотном радиусе.

Трековые велогонки

Трековых дисциплин – 16. Они имеют между собой небольшие различия в правилах. Бывают:

  • индивидуальные и в составе команды;
  • с общим или раздельным стартом;
  • спринтом или гонкой преследованием;
  • с оценкой на время или в баллах;
  • со стартом с места или с ходу;
  • на дистанции от 500 м (женский гит с места) до 50 км (заезд «мэдисон» в команде на очки).

В любом случае задача велогонщика на треке проехать дистанцию как можно быстрее, наиболее эффективно распределив свои силы.

Первые несколько кругов велосипедисты следует с ограниченной скоростью: впереди них едет мотоцикл, который они не должны обгонять. Зрители в это время могут оценить качество езды каждого, предположить исход гонки и сделать ставки. Мотоциклист-регулировщик постепенно увеличивает скорость езды и за 700 м до финиша сходит с трека, снимая скоростное ограничение. Оставшуюся дистанцию велогонщики преодолевают как полноценный спринт, разгоняясь до 70 км/ч. В это время на треке бьют в специальные железные гонки, подбадривая участников и публику.

Велосипедный мотокросс

Сокращенное название для этого направления велоспорта – BMX. Используются специальные велосипеды, маркируемые этим тремя буквами. У них широкие шины по типу маунтинбайка, меньший диаметр колеса, низкая посадка велосипедиста и высокое положение руля. Конструкция делает аппарат более устойчивым: она заточена под прохождение трасс с перепадами высот и выполнение трюков. BMX-гонки появились раньше, чем гонки на маунтинбайках.

Велосипедный мотокросс

Непосредственно BMX-кросс – это гонки на грунтовой, извилистой трассе с трамплинами, ямами, возвышениями и другими препятствиями. С 2008 г. спортсмены по велосипедному мотокроссу участвуют в Олимпийских играх. Современные юношеские спартакиады, как правило, включают экстремальные BMX-соревнования

Одним из популярных среди молодежи направлений катания на велосипедах BMX является стрит-рейсинг, в котором большое значение имеет трюковая составляющая. При катании велосипедисты активно используют городскую инфраструктуру – бордюры, лестницы, перила и прочее. Но это, скорее, любительский велоспорт.

Гонки на горных велосипедах

Гонки на мотобайках – зрелищный и экстремальный вид спорта. Появившись относительно недавно, он быстро обрел популярность, преимущественно в США, став альтернативой традиционным шоссейным велогонкам Европы. По гонкам на мотобайках проводятся чемпионаты мира и национальные соревнования, спортсмены участвуют в Олимпийских играх.

Сегодня гонки на горных велосипедах дифференцировались на несколько подвидов:

  • Кросс – наиболее популярен – заезд проводится по пересеченной местности, обычно кругами, на общей дистанции до 5 км.
  • Даунхилл – скоростной спуск по трассе с естественными препятствиями.
  • Марафон – заезд на дистанциях более 100 км, в котором могут принимать участие все желающие.

В разных странах перечисленные гонки практикуются в различных вариациях: параллельный слалом, байкер-кросс, дерт-джампинг, фрирайд. Они проходят как в виде индивидуальных соревнований, так и – гонки командой.

Лидеры велоспорта

Велосипедный спорт имеет своего традиционного лидера. Французы – это мастера спорта в велоспорте. За ними идут спортсмены из США, Великобритании, Италии, Бельгии.

По количеству полученных золотых медалей за все время проведения Олимпийских игр первое место занимают спортсмены из Франции.

Как называется прыжки на велосипеде

Существует много видов велоспорта, в которых участвуют на разных моделях велосипедов и в определенных условиях (на трассе, бездорожье, горах). Если задаться вопросом: спорт на велосипедах, как называется, то ответом послужит стиль езды на соревновании.

Спорт на велосипедах как называется?

Велоспорт имеет много различных вариаций и подвидов, среди которых наиболее распространены:

  1. Шоссейные гонки. Среди гонок данного типа большинство проходит на шоссейных велосипедах, по автомобильным дорогам и магистралям, изредка по гравию.
  2. Велотрековые. Гонки заезды по кольцевым, специально подготовленным трассам на облегченных шоссейных байках.
  3. Гонки маунтибайк. Соревновательные экстремальные заезды по тяжелым, прерывистым, природным маршрутам с большим количеством препятствий. Чаще всего используются байки МТБ или их модернизированные аналоги.
  4. Велосипедный мотокросс. Дисциплина, в которой основой является выполнение трюков и прыжки через трамплины на специально подготовленной либо природной местности. Чаще всего используют BMX и МТБ.

Шоссейная гонка

К данному типу гонок относятся:

  • Индивидуальные гонки. Это вид заездов, в котором участники стартуют по очереди и победителем является тот, кто проехал определенную трассу либо дистанцию быстрее. Соревнование проходит только по обычным автомобильным дорогам на достаточно большие расстояния.

Обычно данные гонки проводят в теплое время для исключения необходимости покупки теплой спортивной одежды и тем самым замедления результатов из-за дополнительного веса. Лучше всего для такого заезда подойдет шоссейный велосипед с облегчённой рамой, большим диаметром и маленькой толщиной колес и выгнутой рулевой базой.

Также очень важным фактором является расположение велосипедиста при передвижении. Он должен находиться в буквально вытянутом положении, при котором будет меньше сопротивление ветру и соответственно больше скорость.

  • Многодневные соревнования. Гонки, которые могут объединять в себе сразу несколько видов дисциплин и длятся не менее двух дней. Заезды обычно проходят на асфальтированных трассах. Многодневными они называются, потому что победитель считается из общего зачета всех заездов (на время, скорость либо первенство). Выбор велосипеда также аналогичен, обязательно выгнутый руль, большие и тонкие колеса и существенное облегчение всех деталей и конструкций байка.
  • Критериум. Соревнования по круговой трассе на наибольшее количество очков, которые велосипедисты получают проезжая через назначенные точки на маршруте. Гонка также проходит на автомобильной дороге, изредка подобные заезды могут проводить на гравии. Выбор велосипеда абсолютно аналогичен предыдущим дисциплинам.
  • Групповые заезды. Заезд для одновременно всех участников гонки. Обычно длина маршрута составляет не менее 50 километров, а победителем определяется тот, кто приехал первый. По сути это гонка на выносливость и скорость, ведь дистанция может превышать 200 километров. Необходим очень легкий шоссейный велосипед для придания меньшего количества усилий.

Велотрековые гонки

К этому виду гонок относят:

  1. Спринт. Небольшие круговые гонки, где победитель – приехавший на первой позиции. Это одна из самых старых видов гонок. В ней участвует от 2 до 4 велосипедистов, а количество кругов обычно не превышает четырех. Заезд проводят на специально обустроенных треках без каких-либо препятствий. Для успешного участия в таких соревнованиях потребуется велосипед с облегченной рамой и составными частями, специализированный руль для уменьшения усилий и правильной посадки.
  2. Групповой спринт (командный). Гонка для команды из 3 или более участников на лучшее время. Первый гонщик из команды начинает, проезжая круг за определенное время – оно фиксируется. Далее начинает заезд следующий велосипедист из его команды.

МТБ-велоспорт: кросс-кантри, фрирайд, триал

Сюда входят:

  • Спуски на скорость (даунхилл). Съезд с гор или подъемов на время, при этом на маршруте обычно присутствует большое количество препятствий.Считается зрелищным видом спорта, который проходит на больших скоростях, по неровной местности в экстремальных условиях. Для успешного заезда необходимы определенные навыки и подготовка.

Дистанции могут продлиться несколько километров. Для такого заезда нужен соответствующий велосипед, лучше всего подходит горный байк. Обязательное условие – это укрепленная рама, которая сможет выдержать усиленные нагрузки.

Участники используют жесткие, широкие протекторы для лучшего прохождения препятствий и амортизирующую вилку для более комфортного передвижения. Не стоит забывать о снаряжении, а именно шлем с защитными очками и специальный жесткий костюм, который сможет уберечь велосипедиста во время падения.

  • Заезд фрирайд. Гонка на время по особо сложным природным трассам с большим количеством препятствий. На обычном велосипеде проехать подобный маршрут просто невозможно, потому следует приобрести велосипед для фрирайда. Это отдельный вид, подготовленный специально под эту дисциплину.

Он отличается от обычного горного своей легкостью при условии сбережения прочности. Байк должен быть оборудован отличной тормозной системой, широкими и жесткими шинами и хорошей амортизацией. Как и в случае с даунхиллом потребуется серьезная защита для велосипедиста.

  • Кросс-кантри. Соревнование на время спуска со склонов без применения широких протекторов и длинноходных амортизационных систем. Это сравнительно молодая дисциплина, которая все больше набирает популярность. Для таких заездов нужен специальный велосипед с рамой из карбона или алюминия для сохранения прочности при легком весе байка. Также обязательны контактные педали и низкая посадка.
  • Дерт. Прыжки через трамплины с трюковыми элементами. Для этого заезда используют специальные экстремальные байки. Основные его условия – это жесткая, легкая, маленькая и надежная рама, особое строение, заниженное положение седла, выносливый рулевой узел.
  • Командный байкер-кросс. Дисциплина, в которой участвуют 4 велосипедиста. Это расширенная версия даунхилла с возможностью контакта между участниками, где побеждает тот кто, приехал первым. Велосипедисты должны обладать хорошей реакцией и особыми навыками для успешного участия в данном заезде. Что касается велосипеда – выбор должен пасть на вариант с рамой короткоходом или хардтейлом. Протекторы стоит выбрать жесткие, но не широкого типа.
  • Параллельные заезды слалом, дуал. Соревнование аналогичное обычному слалому, гонщики едут по нескольким дорожкам объезжая заранее установленные флажки, минуя всевозможные препятствия. В таких заездах используют велосипеды с жесткой, облегченной рамой особой геометрии. МТБ байки подходят для подобных гонок как можно лучше.

Флетленд и фристайл

К этим соревнованиям относятся:

  • Флетленд. Демонстрация различного вида велосипедных трюков на ровной поверхности. Наименее травмоопасный вид спорта в данной дисциплине. Для участия необходимо приобрести специальный велосипед для флетленда. От отличается от обычного BMX более короткой рамой, геометрия же может быть какой угодно владельцу. Обязательно высоко поднятое седло для легкости выполнения некоторых трюковых элементов, хорошие задние и передние тормоза, по 2 пеги на каждом колесе и тонкие шины.
  • Соревнование фристайл. Трюковой вид спорта, при котором необходимо проделывать трюку в городских условиях без каких-либо ограничений. Подойдет стандартный BMX, который можно модернизировать по собственному желанию и предпочтениям.
  • Дерт-джампинг. Прыжки с трамплина с сопутствующими трюковыми элементами. Зачастую в этой дисциплине используют МТВ (горный велосипед) или 20 дюймовый BMX. По поводу тормозной системы следует задуматься только новичкам, но можно приобрести и самые простые, более же опытные велосипедисты в дерт-джампинге ездят вовсе без них. В обязательном порядке потребуется защита коленей, голеней, головы и рук.
  • Верт. Езда и демонстрация трюков на специально оборудованной рампе. Для данного вида практически не имеет значения, какой велосипед используется. Но для профессионального использования, конечно же, лучше всего подойдут BMX или МТБ.

Прыжки на велосипеде как называется

Далеко не все велосипедисты задумываются о прыжках. Например, прыгать совершенно не нужно любителям быстрых шоссейных заездов. В реальности же даже при катании по самому приспособленному для байков городу приходится преодолевать различные препятствия — бордюры, ступеньки, неудобные края дорожек и автодорог. Для этого приходится изучать, как прыгать на велосипеде.

Исторически перепрыгивание было эксцессом, и редкий велосипедист подобное исполнял. Со временем появилась дисциплина кросс-кантри, и люди в рамках соревнований исполняли достаточно сложные прыжки. В итоге появился «велосипедный мотокросс» и другие трюковые дисциплины — BMX, триал, в которых прыжок стал не утилитарным элементом, ускоряющим прохождение трассы, но независимым оцениваемым действием.

Использование прыжков

Собственно, можно выделить три направления использования прыжков на велосипеде:

  1. Для преодоления небольших препятствий. Самый простой вариант встречается при любом катании, мы запрыгиваем на небольшие бордюры, ступеньки, неровности, чтобы не нагружать велосипед и не терять динамику.
  2. Перенос велосипеда — достаточно сложный элемент, когда необходимо подняться по лестнице или «запрыгнуть» на параллельно идущий тротуар.
  3. Прыжок как трюк. Его исполняют на ровном месте, и никакой цели в плане передвижения трюк не несёт. Существует большое количество вариантов трюков, да и сам прыжок часто является инициирующим или составным элементом для сложных трюков и выступлений.

Каждый из таких прыжков требует отдельной подготовки. К счастью, мало у каких байкеров данные интересы пересекаются. Трюки выполняют вполне конкретные спортсмены, интересующиеся BMX, а «перенос» и вовсе фишка скорее для видеороликов, а не для реального использования.

Профессиональные трюки

Пожалуй, не меньше половины «профессиональных» трюков — это прыжки. На деле же — почти все. Трюки с прыжком называются «хоп» (от английского слова «прыжок»), и обычно выделяют следующие «хопы»:

  • Тач-хоп — прыжок, отрывающий заднее колесо с прокатом на переднем;
  • Банни-хоп — классический трюк, запрыгивание на препятствие после разгона;
  • Сайд-хоп — с места на препятствие сбоку;
  • Гэп — прыжок в длину. Выполняется с разными техниками;
  • Дроп — спрыгивание с препятствия. Правильно выполнить спрыгивание даже сложнее, чем обычный прыжок;
  • Тос — прыжки на заднем колесе, комбинация хопа и катания на заднем (Вилли);
  • Бронко — гэп на длину байка, достаточно сложный в балансировке (заднее колесо должно стать на место переднего).

Далее идут комбинации, изменения и прочие девиации. Трюки постоянно развиваются, и многие лидеры BMX-движения изобретают новые приёмы — более зрелищные, но и более опасные для райдера.

Велосипеды и особенности

Перечисленные ранее профессиональные трюки исполняются, конечно, на специализированных велосипедах. Обычно это BMX, собственно, многие трюки просто невозможно выполнить при наличии амортизаторов.

Горный байк

Тем не менее, самым популярным остаётся MTB, на котором, скорее всего, нам и предстоит практиковаться и учиться. На горном байке не стоит осваивать сложные трюки. Это не только неудобно, но и попросту опасно.

Наличие переднего, ато и заднего, амортизатора снижает управляемость велосипеда в полёте, а большой вес и крупные размеры делают всю конструкцию очень неудобной для велосипедиста.

На горном велосипеде прыжки используются для преодоления препятствий (вариант 1), и следует отталкиваться от этого. Преодоление препятствий — это обычный прыжок передним колесом, очень редко — сайд-хоп. Грамотная подготовка и понимание ограничений своего байка очень важны при подготовке и исполнении.

BMX принципиально отличается от MTB по многим параметрам. Основные из них:

  • небольшие размеры рамы — для хорошей управлямости;
  • большая надёжность к нагрузке как рамы, так и других компонентов (руль, педали);
  • передачи — позволяют управлять байком в любой ситуации.

Специализированный велосипед создавался для трюков, и выполнять их на нём намного удобнее. В общем виде все рекомендации по подготовке из следующей главы подходят и для BMX, но выполняются на них на порядок быстрее и проще.

Особое внимание следует уделять педалям. Очень велика разница между контактными и обычными. В контактных прыжок делается всем телом, ноги велосипедиста фактически «тянут» за собой велосипед, и подъём рамы осуществляется очень легко.

В случае с «топталками» всё несколько сложнее. Прыжок производится не движением тела, а упругим ответом рамы и покрышек после удара по педалям. Многие давно практикующие райдеры не замечают этого, но новичку перестроиться будет очень сложно. Главное, понимать, что мы ждём ответа от конструкции байка, а не прыгаем на нём сами. После нескольких часов целенаправленной тренировки проблем обычно не бывает.

Учимся и тренируемся

Научиться прыгать на велосипеде поможет только тренировка. Это залог хорошего исполнения, потому ею необходимо заниматься отдельно, до реального катания и настоящих бордюров.

Последовательность

Итак, чтобы прыгнуть через препятствие, повторяем следующие шаги:

  1. Набираем небольшую скорость до препятствия (если едем быстро, притормаживаем, на высокой скорости учиться нереально).
  2. Поднимаем руль — на вытянутых руках упираемся в руль и помогаем ему в пружинящем движении обратно, как бы «прыгаем» на нём.
  3. Движение велосипеда продолжается, и поднятое колесо оказывается над препятствием.
  4. Переносим вес тела вперёд, опираясь на приземляющийся руль.
  5. Снимаем нагрузку с педалей или помогаем заднему колесу подняться, можно немного подпрыгнуть.

Ура, мы совершили первый прыжок!

Собственно, классический трюк «банни-хоп». Техника прыжка абсолютно аналогична прыжку через бордюр, правда выполняется более спортивно и делится на два подтрюка.

Для старта выбираем «переднюю» ногу, с которой будет начинаться исполнение, с неё и будем выполнять все элементы.

Первая часть трюка — это выпрыгивание:

  1. Переносим вес назад, чтобы центр массы (обычно попа) оказался за задним колесом.
  2. Сгибаем колени и локти, вжавшись в велосипед.
  3. Потягиваем руль прямыми руками на себя.

Вторая часть — поджатие:

  1. Перенести вес вперёд, упираясь в руль.
  2. Согнуть колени, освобождая педали от нагрузки.

Чтобы более высоко прыгать, делаем выпрыгивание и поджатие более высокими, играя на инерции и чувстве всей конструкции велосипеда. Просто, но требует практики. Все элементы выполняются плавно, настоящие профессионалы «играют» с инерцией очень эффективно, и выполняются зрелищные прыжки.

При любых прыжках не следует забывать о технике безопасности. В первую очередь, делать трюк стоит только тогда, когда в его итоге можно быть уверенным на 100%: поверхность не скользкая, высота препятствия понятна, трюк уже тренирован и ранее выполнялся правильно. Самая частая проблема — недооценка высоты препятствия или расстояния до него, что приводит к тому, что переднее колесо врезается в край, инерция теряется, и велосипедист падает, а иногда повреждается колесо и камера.

Также нельзя забывать о защите. При езде на велосипеде всегда должен быть надет шлем, а лучше ещё и комплект защиты ног и рук.

Заключение

Прыжки на велосипеде — это не только развлечение спортсменов и мальчишек во дворах, но и очень полезный навык, облегчающий передвижение по городу и пересечённой местности. Как и все трюки, они требуют осторожности и тренировки, но доступны любому велосипедисту.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

НАЗВАНИЕ ТРЮКОВ НА ВЕЛОСИПЕДАХ

Настроение сейчас — утрененее

Пробив (Pedal-Kick, пробивка, пробивание и т.д.) – прыжок на заднем колесе вперёд с нажатием на педаль. Одно из основных движений всего велотриала.

Подкрут (Pedal-Up, крутка и т.д.) – прыжок с разгона на препятствие подкручивая педали.

Рэйл-Ап (Rail-Up) – прыжок подкрутом на что-нибудь тонкое (труба, перила, забор и т.д.).

Хук-ап (Hook-Up) – прыжок с разгона на препятствие, при этом сначала заносится на препятствие только переднее колесо, а заднее бьётся в препятствие, и потом сразу же(пока есть инерция) заносится заднее колесо. Только этим способом можно запрыгнуть на очень высокие парапеты.

Тач-хоп (Touch-Hop и т.д.) — прыжок с разгона на препятствие подкручивая педали и отталкиваясь об препятствие передним колесом.

Банни-хоп (Bunny-Hop, баник и т.д.) — прыжок с разгона на препятствие НЕ подкручивая педали.

Сайд-хоп (Side-Hop, сайд и т.д.) – прыжок с места на препятствие боком или просто прыжок в сторону.

Прокид (проброс, рывок и т.д.) – исходное положение: переднее колесо на препятствии, а заднее на земле. Делая прокид, Вы прыжком ставите заднее колесо на место переднего, а переднее подымаете в воздух.

Гэп (Gap) – прыжок в длину. Можно делать геп с помощью пробива(Pedal-Kick), подкрута(Pedal-Up), банни-хопа(Bunny-Hop), сайд-хопа(Side-Hop) и т.д.

Прыжок с докатом (через морду) — в основном обозначает, что трюк(гэп, сайд-хоп, пробив и др.) заканчивается тем, что на парапет вы приземляетесь сначала на переднее колесо, а потом делая рывок переднее колесо подымаете в воздух, а заднее ставите на парапет. То есть вы как бы перекатываетесь с переднего на заднее колесо. Последнее время это очень модно.

Дроп (Drop) – спрыгивание с высоты.

Вили (Whelly) — езда на заднем колесе c вращением педалей.

Сёрф (Serf, manual, и т.д.) – езда на заднем колесе без вращения педалей.

Передний сёрф (Front Serf, front manual, nose manual) — езда на переднем колесе.

Toc – прыжки на заднем колесе на месте

1. Correction hop или Static hop.
Маленькие прежики на двух колесах для удержания равновесия.

2. Track stand.
Балансировка на двух колесах, используя небольшие движения колес вперед-назад.

3. Wheelie.
Езда на заднем колесе. Когда едешь не велосипеде, отклонись всем телом назад и резко прокути педаль шоколадной ногой. Постоянно контролируй баланс, а то можно упасть на спину .

4. Up&Over.
Закидывание на препятствие переднего, затем заднего колеса.

5. Endo (Эндо)
Поднятие заднего колеса путем нажатия переднего тормоза и переноса веса тела вперед.

6. Bronco.
Прыжок вперед всей базой байка, после которого заднее колесо оказывается там, где было перднее.

7. Sidehop.
Прыжок в сторону двумя колесами.

8. «Шоколадная нога».
Нога, с которой удобней начинать делать фишки.

9. Toc (Ток)
Прыжки на заднем колесе. На малой сскорости зажмите пердний тормоз и перенесите вес тела вперед, оторвав немного заднее колесо от земли, а потом зажмите задний тормоз и переносите вес тела назад. Всатв на заднее колесо, начинаете выдергивать руль на себя и делать прыжки вверх. Стоя на месте, зажмите задний тормоз. Перенесите вес тела назад и одновременно выдергивайте руль на себя. Так как равновесие смещено назад, то нужно вдергивать руль на себя и немножко подпрыгивать для того что-бы не упасть на спину. При выполнении этой фишки не сгибайте руки в локтях!

10. Pedal kick.
Прыжки вперед на заднем колесе, делаются при помощи резкого нажатия шоколадной ногой на педаль. Стоя на заднем колесе в четком балансе, переведи ноги в положение параллельное оси вела и в следующий момент резко нажмите на педаль, одновременно откинувшись назад, потянув руль на себя и чуть-чуть подпрыгнув. После прыжка резко зажмите тормоз, что-бы не упасть на спину. Что-бы осуществить последующие прыжки- делайте все то же самое: отводите педаль, отпускате тормоз, резко нажимаете педаль, зажимаете тормоз и снова отводите педаль.

11. Bunnyhop (Баннихоп)
Подпрыгивание (отрыв от земли обоих колес) с подачей туловища назад и после этого вперед.

12. Bunnyhop up (Баннихоп ап)
Использование Bunnyhop’а чтобы забраться на препятствие. Вы можете приземлиться на рокринг, заднее колесо, переднее колесо или на оба колеса, (или вообще не приземлиться. (шутка)) но все равно считать это Bunnyhop up’ом.

13. Helikopter.
Спрыгивание с препятствия с разворотом на 360 градусов.

14. Street.
Разворот байка путем поднятия заднего колеса и его поворотом в сторону.

15. Gap (Гэп)
Расстояние между двумя препятствиями. В английском также используется как глагол, означающий «перепрыгнуть данное расстояние». Использование: «Сначала Side hop вот сюда, потом Gap через эту дыру». Означает, сначала запрыгивание боком на препятствие, потом с него перепрыгивание на другое препятствие через определенное расстояние.

16. Pivot (Пивэт)
Pivot на переднем колесе — блокировка переднего тормоза с последующим переносом заднего колеса в определенную сторону. Например: Pivot Drop off с переднего колеса

17. База байка (Wheelbase) (Вилбэйз)
Расстояние между втулками колес или немного больше, в зависимости от того, о чем идет речь. Если речь идет о Gap’е длиной с базу вела, то имеется в виду расстояние, в которое может поместиться байк.

Виды спорта на велосипеде

Для большинства велосипед – это образ жизни, но много и тех, кто занимаются велоспортом профессионально. Виды спорта на велосипеде очень разнообразны.

Есть те, которые требуют от атлетов развивать большие скорости на ровных дорогах, а есть те, в которых оценивается сложность выполнения различных акробатических трюков. В общем, каждый сможет подобрать себе что-нибудь подходящее.

Первые велодисциплины

Первые велосипеды мир увидел в начале XIX века. Спустя примерно 65 лет уже прошли первые соревнования.

31 мая 1868 в Париже, в парке Сен Клу был организован первый в мире велостарт. Велосипедисты соревновались на дистанции в 2000 метров. Спустя год прошли следующие соревнования, а дистанция увеличилась в целых 60 раз и составила 120 км.

Райдеры преодолевали путь от Парижа до Руаны на тяжелых «костотрясах». На этих байках полностью отсутствовала какая-либо амортизация, а вес составлял около 30-40 кг, поскольку велик изготавливался из кованных металлических деталей.

Время победителя составило чуть более 10-ти с половиной часов. Но современники утверждали, что справиться с этими великами было очень тяжело.

Следующим шагом в развитии велогонок было изменения типов байков. Так, после 70-х годов стали широко использоваться «пауки». На этих великах было большое переднее колесо и маленькое заднее.

Велосипеды, самокаты, комплектующие

Welt Rockfall 1.0 27 (2019)

Stels Navigator 705 MD V010 (2019)

Stels Miss 8500 V (2015)

Silverback Sola 2 (2018)

Чуть позже добавилась цепная передача, что положительно сказалось на скорости, но негативно отразилось на управляемости и безопасности.

К 1885 году появились первые прототипы велопокрышек, которые накачивались воздухом. Эта инновация быстро прижилась, особенно в велоспорте. Благодаря ей соревнования стали более динамичными и зрелищными.

К концу XIX века стали организовываться и многодневные гонки по шоссе, а также начали строиться первые треки.

В программу Олимпийских игр велоспорт попал только в 1900 году, поскольку международной федерации еще не существовало.

На последующих трех Олимпийских играх не было точной регламентации дистанций и велодисциплин. Организаторы сами принимали решение о том, какие дисциплины включать в Игры.

Четкой регламентации велодисциплин добились только к 1928 году. А женщин выпустили на олимпийские велосипедные гонки только в 1984 году.

Что касается России, то велоспорт добрался сюда спустя 15 лет. Первые соревнования проводились в 1883 году сразу на нескольких дистанция. Следует отметить, что эти соревнования носили статус международных и стали началом российского велоспорта.

Шоссейный велоспорт

Шоссейные гонки на велосипедах появились раньше других велодисциплин. Старты на этих соревнованиях могут насчитывать тысячи участников, а наблюдать за ними будут миллионы фанатов по всему миру.

Среди шоссейных гонок, как наиболее популярные, выделяют следующие:

  • Индивидуальная,
  • Групповая,
  • Критериум,
  • Многодневная.

Первые 2 вида можно рассмотреть совместно, поскольку главным отличием является тип старта. В индивидуальной – это раздельный старт через определенные интервалы, а в групповой – это масс-старт.

Еще одним отличием является то, что в групповой гонке очень важна тактика отдельной команды. Ведь для победы может быть не достаточно лишь одного высокого результата отдельного спортсмена.

Критериум – круговая гонка, в которой имеют место быть промежуточные отсечки. На них могут либо подсчитываться промежуточные очки каждого спортсмена, либо отсеиваться последние.

Чаще всего такие гонки проводятся на городских улицах. Благодаря этому, критериум является очень зрелищным и динамичным соревнованием.

Многодневная гонка то же самое, что и групповая, только проводится в несколько этапов.

Каждый, кто хоть немного знаком с велосипедами слышал про Тур де Франс. Это самая знаменитая многодневка в мире велоспорта.

Каждый день спортсмены должны преодолевать участки различной протяженности с минимальным отдыхом между гонками.

Гонки по треку проходят в закрытых помещениях. Данным соревнованиям присуща контактная борьба, поскольку дистанции могут быть меньше километра, а скорости спортсмены развивают очень большие. Самые популярны следующие дистанции:

  • Спринт и командный спринт,
  • Гонка по времени,
  • Гонка по очкам,
  • Гонка преследования,
  • Скретч.

Протяженность спринтерских гонок составляет, как правило, не более 3-х кругов. Правила просты – пересечь финишную черту первым.

Особенностью командного спринта является то, что для победы команды достаточно победы только одного ее члена.

Поэтому, как правило, 2 участника команды помогают третьему развить максимальную скорость, а так же защищают его от атак, на протяжении одного-двух кругов, а потом сходят с дистанции.

Гонка по времени – индивидуальная гонка, в которой участник должен преодолеть заданное расстояние как можно быстрее. В гонке по очкам велосипедист должен набрать максимальное количество очков, которые даются на промежуточных отрезках.

Гонка преследования – одна из самых протяженных в велотреке. Участники стартуют с противоположных сторон трека. Задача второго – догнать первого. Расстояние заезда ограничивается 3-4-мя километрами.

Скретч – разновидность гонки на выбывание. Как только участника обгоняют на один круг, он сходит с дистанции. Если же лидер добьется форы в 1 круг, то он автоматически побеждает.

Маунтинбайк

Маунтинбайк, или горный велосипед зародился в США. Именно там впервые начали обкатывать горы на байках. В скором времени MTB стал не обязательно для гор, а для езды по бездорожью.

Сегодня маунтибайк является самой популярной велодисциплиной среди любителей. Данная дисциплина делится на разные виды, но самыми эффектными и популярными являются следующие:

Кросс-кантри самая популярная и общедоступная разновидность среди всех остальных.

Для участия в любительских соревнованиях по XC не требуется покупать дорогой байк и обладать какими-либо специальными навыками. Достаточно лишь поднять уровень своей физической подготовки и просто получать удовольствие от происходящего.

Даунхилл – одна из самых зрелищных, экстремальных и травмоопасных дисциплин маунтинбайка. Спортсмену необходимо преодолеть трассу, проложенную на спуске с горы, со множеством препятствий, как искусственных, так и естественных.

Для занятия даунхиллом, в отличие от кросс-кантри, требуется специальный дорогой байк и высокий уровень технической подготовки спортсмена.

Дерт – соревнования, на которых спортсмен должен выполнять различные трюки на трассе с множеством трамплинов. Судьями оценивается сложность трюков и чистота их выполнения.

4Х – спуск сразу 4-х спортсменов по одной трассе. Как правило трасса с различными трамплинами и другими препятствиями. Очень зрелищная дисциплина, поскольку на протяжении всего спуска между спортсменами завязывается контактная борьба.

Дисциплина ВMX тоже зародилась в США. Большинство соревнований этого направления заключаются в выполнении различных трюков. Главным различием является место их выполнения: ровная поверхность, рамп или же городские условия.

Есть еще и BMX-racing. Данная дисциплина очень сильно напоминает 4Х из маунтинбайка.

В BMX-racing не требуется выполнять трюки, главное пересечь финишную черту первым. В заезде по склону с трамплинами могут принимать участие до 8 человек.

Мужские «игры» на свежем воздухе. Какими бывают гонки по бездорожью

Трудности только добавляют адреналина и желания победить.

Недавно в Ростовской области состоялись соревнования автомобилей с колёсной формулой 4х4. На старт вышли 17 экипажей, а до финиша добрались лишь 11. Проехав более 22 километров по бездорожью меньше чем за час (15 кругов по полтора километра), гонщики из разных городов показали зрителям высший пилотаж вождения машин в экстремальных условиях.

О том, кому пришла в голову идея менять асфальт на степь с буераками и ямы с водой, какие бывают виды гонок и в чём их особенности, кто разрабатывает маршруты и что нужно делать, чтобы победить в авторалли, «АиФ-Ростов» рассказали организаторы джип-спринта «От винта» 2016», участники внедорожного клуба «Корпорация монстров» из Волгодонска Роман Гунькин и Вячеслав Шарко.

Вячеслав Шарко и Роман Гунькин.

Джип-спринт

Джип-спринт – это скоростные гонки участников по специально подготовленной замкнутой трассе. Чем сложнее трасса, тем больше трудностей на пути гонщиков. Непредвиденное может случиться в любую секунду, и тогда зрители становятся свидетелями настоящего внедорожного шоу с элементами невероятного драматизма.

Роман Гунькин, 32 года, техник-технолог общественного питания, повар четвертой категории, владелец ассенизаторской машины, на которой сейчас и работает.

Один из основателей клуба «Корпорация монстров».

Роман Гунькин: «Именно за острыми ощущениями, драйвом и адреналином едут участники на гонку. Чтобы оправдать их ожидания, организаторы устраивают на трассе спецучастки с оврагами и лужами, подъемами спусками – усложняют естественный ландшафт для разнообразия. В последний раз мы создавали искусственные препятствия несколько дней. Три трактора рыли ямы глубиной в полколеса, потом качали воду из ближайшего водоёма».

Вячеслав Шарко: «Все внедорожники движутся «по кольцу» одновременно. Поэтому ширина трассы 8-10 метров, чтобы сразу могли пройти две машины, а если они застряли, третья имела возможность их обогнать».

Что происходит в кабине во время гонок – не передать словами.

Роман Гунькин: «Перед стартом обычно невероятное напряжение, волнение и даже паника. Но вот – отмашка, включаешь передачу, бросаешь сцепление, и уже забываешь обо всём, кроме трассы. Только вперёд, только быстрее. На финише спина, конечно, мокрая, во рту сухо, а руки дрожат. И снова волнение: знаешь, что претендуешь на медаль, но не знаешь, какого она будет достоинства».

Самые крутые внедорожники 61-го региона | Фотогалерея

Соревнования внедорожников категории «Спорт». ГАЗ-69 преодолевает искусственный ров.

Семейный экипаж из Ростова-на-Дону. Девушка-штурман, помогает проехать ров, при помощи «сэнд-траков».

Категория «Спорт». Сузуки заглох посреди ямы.

Новочеркасский экипаж в борьбе за лидерство. Штурман тянет трос.

Эпичный момент! «Подмочили репутацию». Штурман в поисках лебёдки.

Экипаж «ОМОН» из Ростов-на-Дону. Прорыв на лидирующие позиции.

 Категория «Спорт». И это не предельная глубина!

Ростовский экипаж «ОМОН» преодолевает яму на одном дыхании.

Категория «Туризм». Штурман борется с природой.

Штурман, лебедка, якорь и никакая преграда нипочем!

Концентрация пилота на пределе.

«Нырок» в исполнении экипажа из посёлка Целина Ростовской области.

Правильного штурмана видно сразу: он глаза и руки экипажа.

Экипаж «Корпорации монстров» в борьбе с коварной жижей.

У взрослых «мальчиков» свои машинки на верёвочке. Штурман разматывает лебёдку.

А так происходит знакомство с трассой. Штурманы прощупывают дно и оценивают глубину ямы.

Категория «Спорт». Экипаж из Сальска преодолевает искусственную канаву.

Штурман, с помощью якоря и лебедки, вытягивает машину из грязи.

Бороться до последнего, пока есть силы. Даже если грязь по фары.

Чистый джип – позор хозяина. Экипаж «Корпорации монстров» после прохождения трассы.

Самые крутые внедорожники 61-го региона | Фотогалерея

Соревнования внедорожников категории «Спорт». ГАЗ-69 преодолевает искусственный ров.

Семейный экипаж из Ростова-на-Дону. Девушка-штурман, помогает проехать ров, при помощи «сэнд-траков».

Категория «Спорт». Сузуки заглох посреди ямы.

Новочеркасский экипаж в борьбе за лидерство. Штурман тянет трос.

Эпичный момент! «Подмочили репутацию». Штурман в поисках лебёдки.

Экипаж «ОМОН» из Ростов-на-Дону. Прорыв на лидирующие позиции.

 Категория «Спорт». И это не предельная глубина!

Ростовский экипаж «ОМОН» преодолевает яму на одном дыхании.

Категория «Туризм». Штурман борется с природой.

Штурман, лебедка, якорь и никакая преграда нипочем!

Концентрация пилота на пределе.

«Нырок» в исполнении экипажа из посёлка Целина Ростовской области.

Правильного штурмана видно сразу: он глаза и руки экипажа.

Экипаж «Корпорации монстров» в борьбе с коварной жижей.

У взрослых «мальчиков» свои машинки на верёвочке. Штурман разматывает лебёдку.

А так происходит знакомство с трассой. Штурманы прощупывают дно и оценивают глубину ямы.

Категория «Спорт». Экипаж из Сальска преодолевает искусственную канаву.

Штурман, с помощью якоря и лебедки, вытягивает машину из грязи.

Бороться до последнего, пока есть силы. Даже если грязь по фары.

Чистый джип – позор хозяина. Экипаж «Корпорации монстров» после прохождения трассы.

Вячеслав Шарко: «Организм бурлит, пот – градом летом и зимой. Салон машины и ты сам – в грязи. Но, как говорится, танки грязи не боятся. Удары головой о разные места никто не считает. И если водитель держится за руль, то штурман, порой, парит, как в невесомости».

Вячеслав Шарко, 31 год, инженер-конструктор предприятия по производству оборудования для АЭС.

Штурман внедорожника, многократный победитель гонок различных уровней.

Во время гонки, несмотря на препятствия, участники умудряются развивать скорость до 40-50 километров в час. Но скорость в джип-спринте – ещё не всё. За нарушения регламента – сбитая вешка, сход (заезд за линию трассы) экипаж получает штрафные очки и тогда ему пьедестала не видать.

Вячеслав Шарко: «Штурман – руки и ноги экипажа. В его обязанности входит максимально облегчить движение. Он откопает машину, протянет трос, проверит глубину лужи собственными ногами, занырнёт под капот и зацепит крюк.

Если машина застряла, бежит за якорем (специальное приспособление, а то и трактор или грузовик – прим ред.). Потом цепляется и сам себя вытягивает, при помощи электрической лебёдки».

• Пилот, временно, кайфует, а штурман, вкалывает.

Бывает, ломаются дворники, и тогда штурман – ещё и глаза внедорожника. По словам организаторов, на гонках в Романовской две машины гонялись без дворников, а одна из них умудрилась проехать маршрут за 24 минуты и занять третье место.

Кто-то побывал «в контакте» – столкнулся с соперником, помял капот, у кого-то вывалилась фара, кто-то навсегда потерял госномер своего автомобиля. А самая «везучая» машина «разулась» перед финишем.

Участник «разулся» — покрышка слетела с колеса перед самым финишем! Фото: Из личного архива Вячеслава Шарко и Романа Гунькина

Сказать, что в эти 30 минут гонки адреналин зашкаливает, а от грязищи, напряжения и контакта с машиной, выделывающей пируэты у гонщиков море драйва, — это ничего не сказать.

Гонка проходила в трёх категориях: «Стандарт», «Туризм» и «Спорт». Возраст участников – 18 плюс, как, впрочем и во всех соревнованиях внедорожников. Кстати, иногда в гонках участвуют и женщины.

Gps-ориентирование

Другой вид гонки – это gps-ориентирование. Экипажу выдают лист с координатами точек. Точки забиваются в навигатор. Выигрывает экипаж, который набрал, нашёл, доехал до большего количества точек, за определенное время.

Роман Гунькин: «Точка засчитывается, если выполнены определенные правила взятия точки и постановки кадра. Правила и постановку прописывают в регламенте. Зачастую требование – «рука-рука». Одна рука на номере автомобиля, а вторая на точке».

Чтобы победить, экипажу нужно пройти максимальное количество точек за определённое время и предоставить фотографию.

Вячеслав Шарко: «Организаторы изощряются, как могут: рисуют точки в тоннелях, устанавливают в болоте, запутывают экипаж всевозможными записями. А тут ещё навигатор подводит – выдает погрешность в расстоянии. Можно не только мимо «точки» проехать, но и вообще заблудиться».

Гонка по легенде

Экипажу выдается маршрутная карта (или дорожная книга), в которой нарисованы ориентиры и расстояние до них. Проезжая, строго, по маршруту, экипаж «собирает точки». На каждой точке написана цифра, которая является частью координаты финиша. Штурман должен написать цифру, строго в свою ячейку (согласно схеме), иначе координата финиша будет не верной, и экипаж, не попадет на финиш.

Роман Гунькин (один из организаторов гонок и единственный, кто рисует карты и придумывает маршруты): «Гонка по легенде – азартное приключение, во время которого могут происходить невероятные истории: например, пропадает табличка с номером.

Бывает, не успею я её установить, как корова свалит. А в день соревнований сколько раз вешки пропадали! Поэтому ещё и дополнительные символы, «намёки» оставляю – стрелки, записки, вещички разные… Короче, нужно не только ехать, ориентироваться на местности, но ещё и думать».

Вячеслав Шарко: «Очень часто экипажи по-разному понимают ориентиры, не могут договориться, ссорятся, иной раз доходит, что пилот хочет высадить штурмана… Хорошего в этом мало: в 300-х километрах от города просто необходимо взаимопонимание. Конечно, в критическом случае – кончился бензин, авария или конфликт, есть телефон организатора, по которому экипаж может вызвать подмогу».

А что до легенды, то и само её создание происходит непросто: Роман Гунькин сочиняет её недели две. Сначала прокручивает в голове, потом изучает карты на Googlе, сам выезжает на местность, прокладывает маршрут (порой приходиться проезжать трасу 3-4 раза), расставляет таблички.

В последний раз участники гонок стартовали и финишировали в пяти километрах от Волгодонска, а «крутились» по маршруту внедорожного квеста в радиусе 30-40 километров.

Соревнуются экипажи внедорожников, главным образом, не ради кубков и наград, а ради удовольствия.

В Ростовской области — порядка 20-ти клубов любителей внедорожного отдыха. И каждый из них мечтает, чтобы следующий этап чемпионата России прошёл на Дону.

Источники:

https://portalss.ru/vybor-velosipeda/osobennosti-velosipeda-dlya-kross-kantri.html
https://zextrem.com/zemlya/velosport/vidy-i-spartakiady.html
https://avtopraim.ru/velosiped/kak-nazyvaetsya-pryzhki-na-velosipede.html
https://rostov.aif.ru/society/details/tanki_gryazi_ne_boyatsya_vsya_pravda_o_muzhskih_igrah_na_svezhem_vozduhe