Всё о горном велосипеде (история, виды и факты)
Горный велосипед, маунтинбайк (от английского — mountain bike, сокращённо MTB) является типом велосипеда, предназначенного для спортивного бездорожья (не исключено обратное). Имеет особую конструкцию, отличающуюся от городских, шоссейных, дорожных и трековых типов велосипеда. А также «горный велосипед» — общее название спортивных дисциплин, связанных с использованием горного велосипеда.
Гонка на горных велосипедах по пересеченной местности
Этот вид велоспорта включает в себя обход камней и трещин, крутых спадов, троп с грязем по просёлкам и другим грунтовым местностям, обычно называемым маунтинбайком. Эти велосипеды должны быть в состоянии выдерживать нагрузок от бездорожья с такими препятствиями, как бревна и камни. Используемые колеса на горных велосипедах, как правило, имеют широкие, узловатые шины. Они прочны на неровной поверхности и амортизации. С середины 1990-х годов, передние колеса подвески стали нормой, а с конца 1990-х годов, полная передняя и задняя подвеска становится все более частой. Некоторые горные велосипеды также оснащены наконечниками на руле, чтобы дать дополнительные рычаги для холм-альпинизма.
Из-за развития спорта в 1970-х годах, было разработано много новых подтипов горного велосипеда, таких, как Кросс-кантри (Сross-country — XC, скоростная езда по пересечённой местности), Мотоспорт, Фрирайд на велосипеде, скоростной спуск на горных велосипедах (Даунхилл — Downhill), различные дорожки и слалом соревнования. Каждый из этих видов требовал к велосипеду различные конструкции для оптимальной производительности.
История
История горного велосипеда такая же большая и разнообразная, как у обычного велосипеда.
Первоначально известные как «Klunkerz», эти велосипеды ехали в бездорожьях с момента их изобретения. В целях ввести хронику истории горных велосипедов и признать отдельных лиц и групп, которые внесли значительный вклад в этот вид спорта, в 1988 году был создан «Зал славы и музей Маунтинбайка» (от английского Mountain Bike Hall of Fame, сокращенно MBHOF), который располагается в г. Крестед Бат (Crested Butte), штат Колорадо.
Одним из первых примеров специально доработанного велосипеда для внедорожного использования является экспедиция солдатов Буффало из Миссоула (штат Монтана) в Йеллоустон (Yellowstone) в августе 1896 года.
Другой пример из истории горного велосипеда, когда велосипедисты в квалификации шоссейных гонках использовали велокросс как средство поддержания формы в зимний период. Велокросс в конечном итоге становится спортом в своем собственном праве в 1940 году, а первый чемпионат мира по велокроссу прошёл в 1950 году. Французский спортивный клуб «Velo Cross Club Parisien» (VCCP) собрал 21 юных велосипедистов из предместий Парижа, которые в период 1951 и 1956 годах участвовали в состязаниях, которые удивительно были похожи на современные гонки с горным велосипедом.
В 1955 году Соединенном Королевстве была учреждена стипендия внедорожных велосипедистов «Roughstuff» (от немец. переводится как «грубый материал»). В 1966 году штате Орегон, член клуба «Chemeketan» Д. Гвинн, построил специальную дорожку для велогонок по пересеченной местности. Он назвал его «горный велосипед» по прямому месту использования. Это может быть первое использование этого имени.
В 1968 году Англии Джефф Аппс (Geoff Apps) мотоциклист — испытатель, начал экспериментировать с типы горного велосипеда. В 1979 году он разработал специальный легкий велосипед, который однозначно подходил для влажной и грязной бездорожью в юго-Восточной Англии. Они были проданы под маркой «Cleland Cycles» лишь в конце 1984 года.
На протяжении 1990-х годов и первого десятилетия 21-го века, горный велосипед переехал из малоизвестного спорта на основную деятельность. Горные велосипеды и снаряжение к ним, которые когда-то были доступны только в специализированных магазинах или по почте, нынче стали доступными в стандартных магазинах. К середине первого десятилетия 21-го века, даже универмаги, такие как «Валмарт» (Walmart) начали продавать недорогих горных велосипедов с полной подвеской и дисковыми тормозами. Все горные велосипеды характеризуется 4-6 дюймом (100-150мм) шириной, с ними есть возможность спускаться и обрабатывать очень разные тяжелые трюки в горах.
Виды горного велосипеда
Из всех видов велосипедов горные велосипеды отличаются широкими покрышками (26 – 29 дюйм), которые имеют своеобразные «зубки» и прочные (часто двойные) ободы. Маунтинбайк обычно имеет толстую и прочную раму, прямого руля и высокого клиренса (рама располагается высоко над землей). Все части бывают повышенно-надёжными к износу, работают хоть в сильном загрязнении. Большое количество конструкции позволяют выбирать оптимальное передаточное число для эффективной езды по любому грунту. Передняя амортизационная вилка велосипеду такого вида нужна в экстремальных ситуациях, для которых она и предназначена.
Как правильно выбрать нужный вам тип из классификации горного велосипеда? Ведь сегодняшнее время их так много, что и сами производители затрудняются назвать количество выпущенных брендов горных велосипедов как минимум за этот год. А стоимость велосипедов различаются так сильно, что не имеет смысла их сравнивать, не разделив их по типам.
По типу подвески горные велосипеды делятся на четыре вида:
- Твердые или как часто называют Ригиды (Rigid) — жесткая как вилка, так и рама
- Хардтейл (Hard Tail) — твердая рама и вилка с амортизацией
- Двухподвес (Full Suspension) — оба колес имеют амортизационную подвеску
- Софттейл (Soft Tail) — это эволюционный уровень с хардтейла до двухподвеса. У этого вида маунтинбайка или в конструкции заднего треугольника добавлен амортизатор, или сама рама смягчает характерные трюки при умно-согнутым видом. Этот тип встречается весьма редко. Часто перед выбором велосипеда имеет место важный вопрос — выбрать хардтейл либо двухподвес— это самые популярные виды горных велосипедов.
Имея в виду, что горные велосипеды техническом плане являются сложными велосипедами, с недавних пор выделившись в отдельную классификацию, они уже успели разбиться на виды, заточенные под различные нужды велосипедистов.
Видов экстремальной езды на маунтинбайках немало и для каждого из них есть специальный тип велосипеда. Ниже перечислены основные направления, и стили езды в которых применяются горные велосипеды. Каждые из них имеют свои умные особенности:
Cross Country (кросс-кантри)
В начале своей жизненной пути этот тип горных велосипедов обозначался как маунтинбайк для скоростного кросса по пересеченным местностям. Велосипеды класса кросс-кантри очень развиты, из основных критерии для них ставится малая тяжесть. Часто используются хардтейлы с воздушной вилкой. Потому что технологии развиваются и нынче двухподвесы, как на фото, бывают никак не тяжелее класса хардтейл — они так же свободно применяются в кросс-кантри. Велосипеды кантри одни из самых дорогих в мире. Они подойдут для городской езды и являются самыми уникальными горными велосипедами.
Trial (триал)
Этот класс горных велосипедов для истинных экстремалов, всегда желающих испытывать на крепкость как себя, как и велосипед. Критериям этих горных велосипедов входят выполнение сложных технических элементов, прыжок через и по барьеру. Велосипед триал бывает обычно маленьким и легким, но при этом имеет прочную раму и в обязательном порядке гидравлических тормозов, потому что эта функция необходима максимально контролировать и управлять над байком. В категории подвески это могут как ригиды, так и хардтейлы. Существует у этого вида и категория под названием MOD велосипеды, заточенные только для вида триал: скоростные качества минимальные, могут отличаться от других видов велосипеда уменьшенными до 20 дюймов колесами, особой конструкцией рулевого стакана с соединённым тормозом, как у BMX. Эта конфигурация позволяет крутить руль на 360 градусов.
Downhill (даунхилл)
Этот термин дословно переводится как «вниз с горы», вид горного велосипеда предназначен для скоростного спуска с гор. В этом виде состязаний с даунхилами не могут состязаться другие виды. Эти маунтинбайки являются самыми дорогими. При производстве таких видов горного велосипеда применяются самые прочные рули, вилки с амортизацией, рамы и остальные части. Из-за большой толщины амортизаторов (160-200 мм, а иногда и больше) они внешне похожи скорее мотоцикл, ежели велосипед. У этих велосипедов нет переднего переключателя и часто вообще используется трансмиссия, как на фото, вместо переключателей. Колеса имеют очень широкие покрышки для большей устойчивости и прочности. На них устанавливаются исключительно гидравлические тормоза, а из за того что, скорость они набирают хорошую и нагреваемый от торможения диск может деформировать вилку, его ставят специально увеличенного диаметра. Эти маунтинкайки являются образцом надежности, для них вес не важен и порой весят больше 20 кг, центр тяжести даунхиллов перенесен на заднюю часть. Использовать даунхилл для езды по городу является лишней тратой сил, потому что быстрее ехать не получится, разгоняться тоже.
FreeRide (фрирайд)
Велосипеды для фрирайда смело назвать внедорожником по своему призванию. Обычно является двухподвесом, возможен и хардтейл. Эти горные велосипеды самое то для любителей езды. Особенность их структур в укороченном выносе и раме, что дает возможность не терять управление над велосипедом и контролировать на любой скорости. Тормоза обычно бывают дисковые, возможно и установить механику. Одной из класификации продвижения фрирайда — North Shore является катание по мостикам (порою на очень большой высоте) и преодоление искусственных барьеров и трамплинов. И используются байки по установке похожие к даунхиллу, но немножко легче весом. А вообще это раздел настолько широк, что маунтинбайк для фрирайда может очень сильно различаться один другого.
Улучшенная версия велосипеда даунхил фрирайд
Dirt Jumping (дерт джампинг)
Dirt Jumping (дерт джампинг)
Дорожка имеет в себе сплошные трамплины с контуром уклонов, которые идут друг за другом и прокладываются самими велосипедистами с помощью лопат. Велосипед должен быть твёрдым (Rigid) и достаточно тяжёлым, чтобы не потерять управление в воздухе. Этот вид горного велосипеда чуточку похож на BMX: рама небольшая ростовкой, но с достаточно длинной верхней трубой. Педаль так называемая «топталка» имеет большое количество агрессивных элементов, почти всегда у нее нет скоростей и можно обойтись без тормоза в передней части, потому что он будет мешать, когда будем выполнять трюки, связанные с кручением рулевой части. Для дерта подходит и хардтейл.
Почему вы зря купили свой горный велосипед: мнение сотрудника велошколы
В настоящее время сформировалась тенденция считать горные велосипеды универсальным типом, который можно рекомендовать к приобретению начинающим пользователям: тем, кто еще не определился со своим стилем езды.
Причиной формирования этой тенденции является в первую очередь мода: у нас в России принято считать так называемые горные велосипеды универсальной моделью.
И хотя на данный момент эта тенденция начинает постепенно «сдвигаться» в сторону городских велосипедов, но часть населения продолжает по инерции покупать и мечтать о горном велосипеде.
Почему это неправильно?
Горный велосипед (независимо от дисциплины, для которой он предназначен) — средство транспорта, разработанное с учетом специфики внедорожного использования. В условиях города такой велосипед будет пустой тратой энергии.
Единственное преимущество, которое имеет горный велосипед по сравнению с сити-байками/круизерами при эксплуатации в городе (как на асфальте, так и в парках и т. д.) – потенциальная возможность совершать прыжки, тем самым преодолевать препятствия мешающие движению в городе, бордюры, сливные решетки и т.д.
На практика показывает, что прыгать на горном велосипеде умеют единицы, а те, кто умеют это делать — и так могут совершить такой же трюк на практически любом велосипеде.
Чем плоха езда на горном велосипеде в городе?
- Неудобная посадка (если вам удобно — значит вы сидите неправильно).
- Жесткие, неудобные сиденья.
- Отсутствие крыльев в базовой комплектации и хрупкость, не эстетичный вид + слабая функциональность докупаемых изделий.
- Широкие покрышки с развитыми грунтозацепами плохо едут по асфальту, очень большие энергопотери при движении.
- При правильной (высокой) посадке завышен центр тяжести, вероятность упасть гораздо выше, чем на городском велосипеде.
Кроме того, большинство бюджетных горных велосипедов, продающихся сегодня на российском рынке — крайне низкого качества изготовления и компонентов, за эти же деньги обычно можно купить нормальный городской велосипед или хороший круизер.
Практика показывает, что чаще всего новички выбирают дешевые горные велосипеды, которые плохо едут и по асфальту и по грунту.
А так как люди не умеют правильно передвигаться на горном велосипеде, выбирать нужную передачу, педалировать на высоком каденсе (число оборотов педалей в минуту) — то зачастую велосипед после покупки простаивает на балконе.
Кому действительно нужно покупать горный велосипед?
Единственная категория пользователей, передвигающихся в основном по асфальту, кому можно рекомендовать отказаться от покупки городского велосипеда в пользу горного – это люди желающие в перспективе заняться любительским спортом. Или же те, кто уже тренируется на горном велосипеде, но по каким-то причинам не может иметь несколько велосипедов.
Как узнать, какой велосипед нужен именно вам? Читайте гид покупателя «Велосипед: один руль, два колеса и множество вариантов выбора».
Как выбрать горный велосипед
Если вы хотите купить горный велосипед в Москве на распродаже, спешим вас предостеречь от необдуманного приобретения. Давайте вместе разберем, каким должен быть хороший MTB и сделаем обзор топ-5 популярных производителей маунтинбайков.
Перед покупкой MTB определите, для какого типа езды вы его берете. Если он нужен для даунхилла, кросс-кантри и фрирайда, обращайте внимание на «выносливые» модели с профессиональной комплектацией. Например, двухподвесы — велосипеды с передней и задней подвеской, обладают повышенной проходимостью и лучшей скоростью в местах, где дорог никогда не было.
Для прогулок по грунтовым тропинкам, по полям и лесам в пригородной зоне, а также по плохому асфальту в городе можно выбрать классический хардтейл. Модели с амортизатором только на вилке более легкие, скоростные и маневренные, чем двухподвес в этих условиях.
Колеса
Колеса на горных велосипедах бывают такого диаметра:
- 24″ — чаще всего встречаются на подростковых и женских моделях, подойдут для пользователей низкого роста;
- 26″ — классический и универсальный вариант;
- 29″ — за счет большого размера обеспечивают лучший контакт с дорогой, быстрее разгоняются на ровной дороге в черте города. Минус: большой вес из-за крупного размера обода и резины. Но для пользователей высокого роста — оптимальный вариант.
Учитывайте, что рама велосипеда проектируется для определенного диаметра колес. В дальнейшем вы не сможете установить колеса большего или меньшего диаметра.
Самый распространенный материал для производства рам — алюминиевый сплав. Он прочный и недорогой. Но для агрессивной и экстремальной езды выбирайте более легкие и надежные рамы из титана, карбона и хром-молибдена. Стоимость этих материалов гораздо выше, но в плане практичности они выигрывают у простого алюминия.
Оборудование
Оснащение велосипеда — это:
- трансмиссия (все ее детали, включая звезды, шатуны, переключатели скорости, цепь, кассету и пр.);
- амортизаторы;
- колеса (обода, спицы, втулки);
- тормоза.
Оборудование бывает разных классов, каждый из которых рассчитан на определенный тип езды. Рассмотрим на примере компонентов бренда Shimano, которые сейчас используют большинство производителей.
Для начального уровня подходит оборудование Acera и Altus, для базового — Alivio. Для езды по грязи и сложной трассе класс оснащения должен быть не ниже типа Deore. Средний, высокий и гоночный уровень — это SLX, Deore XT и XTR соответственно.
Такую классификацию применяют в Shimano. Другие производители используют свои обозначения. Например, компания Sram определяет уровни своего оснащения от X3 до X10 или XX.
Тормоза
Вечный вопрос: что лучше — дисковые или ободные тормоза (V-Brake)? Ободные тормоза так называются, потому что одна из их частей является ободом колеса.
- низкая стоимость;
- легко заменить колодки;
- слабая тормозная мощность позволяет сравнительно плавно остановить велосипед.
К недостаткам можно отнести плохую работу во время дождя и в условиях повышенной влажности.
Дисковые тормоза бывают двух типов:
Их преимущества — быстрая остановка, меньший тормозной путь. Они подойдут для каменистой, горной местности и мокрой трассы. Это более надежный и практичный вариант.
Минусы: высокая цена и сложность в замене тормозных колодок.
Скорость
Чтобы кататься на велосипеде с одной передачей, нужно обладать хорошей физической подготовкой. Такие варианты чаще выбирают профессиональные спортсмены, для которых в приоритете легкость конструкции. В основном классические хардтейлы имеют от 18 до 27 скоростей, чтобы облегчить пользователям передвижение на разных участках дороги.
Топ-5 производителей
Langtu
Название компании переводится с китайского языка как «волк». За более чем 10-летнюю историю развития бренда, велосипеды Langtu стали популярны в Европе, США, Южной Корее, Японии и России. Продукция выпускается в 8-ми основных сериях. Всего существует около 100 оригинальных фирменных моделей.
Пример: велосипед Langtu TB 027 оснащен задней и передней амортизационными подвесками. Модель предназначена для комфортной езды по бездорожью. Ее особенности — система складывания, которая делает перевозку в автомобиле и хранение более комфортной.
Dewolf.
Компания Dewolf основана в 2012 году в Германии Дитрихом Вольфгангом, который 12 лет жизни посвятил шоссейным велогонкам и получил степень магистра в медицинском университете. Фирменные линейки разрабатывают специалисты из Германии, Италии и России. Производство в Китае и на о. Тайвань позволило снизить цену на велосипеды без ухудшения качественных характеристик.
Пример: яркая розовая женская модель Dewolf GL 55 2017-2018 года станет лучшим спутником для энергичной покорительницы холмов и сложных трасс! Этот «горняк» оснащен 26-ти дюймовыми колесами, имеет 21 скорость и два дисковых механических тормоза (передний и задний).
Black one
Компания была основана в Новой Зеландии. Фирменные велосипеды, несмотря на низкую цену, имеют вполне достойное качество. В производстве используется комплектация Shimano, SunRace и Power. На всех моделях установлены двойные обода. В линейках встречаются как варианты с алюминиевой, так и со стальной рамой.
Пример: горный мужской велосипед начального уровня Black One Hooligan 26 D сошел с конвейера в 2018 году. Эта модель укомплектована передней амортизационной вилкой, 26-ти дюймовыми колесами, дисковыми механическими тормозами, грязезащитными крыльями и подножкой. Рама из прочной стали. 21 скорость.
Stark
Компания Stark Bikes появилась на свет в 2001 году в России. Это известный производитель, который для проектирования новых линеек привлекает ведущих инженеров отрасли и спортсменов. Бренд выпустил 100 + моделей в 200 + модификациях, что позволяет каждому подобрать модель «под себя».
Пример: модель 2018 года Stark Luna 26.1 V — это женский MTB с алюминиевой рамой и пружинно-эластомерной вилкой. Велосипед оснащен задними и передними ободными механическими тормозами V-brake. Модель имеет 21 скорость, укомплектована крыльями, подножкой, щитком для цепи. Обода колес — двойные алюминиевые. Рама также выполнена из прочного алюминия, педали — из пластика.
Giant
Велосипеды Giant начали производить на о. Тайвань в 1972 году. Основали компанию молодые инженеры, целью которых было сделать велоспорт более доступным для всех. На международный рынок бренд вышел через 14 лет. В линейках Giant есть профессиональные и любительские модели.
Пример: Giant XTC JR 26 + Plus — модель, рассчитанная на подростков. Его особенности: легкая современная алюминиевая рама ALUXX-Grade Butted Aluminium, жесткая вилка, 9 скоростей, дисковые тормоза. Подойдет для пользователей от 14 лет.
При покупке горного велосипеда обратитесь к консультанту интернет-магазина Velomot. Профессионал поможет подобрать модель, которая подходит для ваших целей, роста и веса.
Как выбрать велосипед?
Велосипед — отличный способ не только активно отдохнуть на выходных, но и добираться на работу, избегая пробок, да и сэкономить на транспорте. Только вот какой велосипед выбрать? Это во многом зависит от того, как и где мы будем его использовать. Но это лишь одна из составляющих при выборе велосипеда. А что же ещё надо знать?
Виды велосипедов и их назначение
При входе в веломагазин у нас должен быть хотя бы набросок наших ожиданий от велосипеда, который вы собираемся купить. Я надеюсь, что эта статья поможет вам в этом вопросе.
Рынок заполнен самыми разными моделями велосипедов. Есть велосипеды, предназначенные для конкретных целей, а также универсальные модели, одинаково хорошо работающие в городских условиях и на лесной тропе. Ниже представлены основные типы велосипедов и способы их использования:
- Горный велосипед — пожалуй, самый популярный вид данного транспорта. Его популярность, связана с его универсальностью. Горный велосипед прекрасно справляется не только с пересеченной местностью и бездорожьем, но и прекрасно показал себя на асфальтовом покрытии. Конечно, есть специальные горные велосипеды приспособлены именно для крутых спусков, каменистых дорог.
- Дорожный велосипед— также называемый велогоночным, адаптирован для движения по дорогам с твердым, искусственным покрытием, в основном характеризуется тонкими и гладкими шинами. У гоночных велосипедов необычно изогнутый руль, чтобы велосипедист мог принимать аэродинамическое положение. Это помогает ему развивать более высокие скорости во время движения;
- Туристический (треккинговый) велосипед — предназначен для туризма, это может быть подтверждено такими аксессуарами, как крыло, динамо-машина с освещением или багажная полка. Некоторые люди считают, что треккинговый велосипед демонстрирует собой комбинацию горного велосипеда с дорожным велосипедом. Его характеризует удобное седло, а велосипедист находится в нем в вертикальном положении;
- Городской велосипед — как следует из названия, он лучше всего работает при езде по городу, отличается изогнутой рамой, которая облегчает посадку, а также дополнительным переключателем, благодаря чему вы можете переключить передачи стоя прямо на месте, крылья — частое дополнение к городским велосипедам, багажная полка и корзина для покупок, расположенная на рулевом колесе;
- Кроссовый велосипед — это симбиоз шоссейного и горного велосипеда. На нем можно ездить как в городе, так и на пересеченной местности. Такой велосипед способен преодолевать большие расстояния. Кроссовые велосипеды похожи по своей конфигурации на шоссейные модели. Колеса у таких велосипедов обычно объемные в 27.5-28 дюймов, что придает им большую накатанность. Они хорошо идут в гору, однако не так маневренны, как шоссейники. Да и колеса у них потяжелей шоссейных.
- Складные велосипеды — это компактный велосипед для города. Он отлично помещается в багажник машины, легко собирается и переносится в метро. Велосипеды этой группы бывают настолько компактны, что даже помещаются в офисе под письменный стол. Обычно они имеют диаметр коле 24 дюйма и ниже. Однако маленькие колеса являются и их недостатком. На них сложно преодолевать бордюры и скорость у них не так высока, как у городских. Зато такие модели сегодня часто оснащают электромоторами, что позволяет серьёзно увеличивать их скорость.
- Велосипед BMX — предназначен для более профессионального катания и занятий так называемыми трюки, то есть катание на рамах или лестницах, отличается прочной рамой и относительно небольшими колесами.
Конечно, вышеупомянутые виды велосипедов — это далеко не все, что можно найти в веломагазине. Просматривая выставки, вы можете встретить более специализированные или причудливые модели, например, электровелосипед или тандем. Задавая себе несколько основных вопросов перед покупкой, мы увеличиваем вероятность того, что выбранный нами двухколесное средство будет служить нам долгое время и обеспечивать комфорт в выбранных нами условиях вождения.
Какой велосипед купить?
При выборе велосипеда прежде всего следует учитывать вид и форму рамы, рост велосипедиста, диаметр колес и тормозную систему. А теперь давайте о каждом из этих параметров поговорим поподробнее.
Выбор велосипеда по росту. Под какой рост какая рама велосипеда подходит?
Начнем с того, что размер рамы велосипеда определяется по ее высоте, длине и может обозначаться как в дюймах, сантиметрах, а также буквенными обозначениями. В основном длину рамы замеряют по высоте подседельной части рамы (без учета трубы сидения). Обычно производители наносят ростовку на подседельную трубу. Чтобы вам было проще выбрать размер рамы ниже приведена таблица для разных видов велосипедов с соотношением роста велосипедиста и требуемым размером рамы.
Впрочем, можно определить какой вам нужен размер рамы и самостоятельно. Для этого необходимо измерить длину ноги с внутренней стороны (от пятки до паха).
Для городских велосипедов коэффициент 0,685, для горных — 0,66, для дорожных — 0,70. Именно на эти цифры необходимо помножить размер вашей ноги, и вы получите размер необходимой для вас велосипедной рамы.
В зависимости от размера рамы и формы рамы велосипедист будет находится за рулем байка в вертикальной, наклонной или полулежачей посадке. Складные велосипеды имеют универсальную ростовку, дорожные — от 2 до 3 вариантов, а горные от 3 до 5 размеров. Также при выборе размера рамы следует учитывать и диаметр колес. Чем больше размер колес, тем меньше должен быть размер рамы.
Какой диаметр колеса велосипеда выбрать по росту
Сначала несколько слов о том, как измеряется размер колеса, — это диаметр колеса без учета покрышки. Обычно эту величину производители указывают в дюймах, но бывает и в сантиметрах. Наиболее популярны велосипеды с размером колес — 26, 27,5 и 29 дюймов.
Для справки: в 1 дюйме 2,54 см.
Маленькие колеса в 20-24 дюйма удобны для переноски в общественном транспорте. Велосипеды с таким диаметром колес очень часто делают складными. Они подходят для езды по городу. Однако скорость у них небольшая.
Велосипеды с колесами 26-29 дюймов подойдут для заасфальтированных дорог и шоссе, а также для передвижения по пересеченной местности (26 дюймов с соответствующими шинами).
Внимание! Байки с малым размером колеса разгоняются быстрее чем с большим.
Пока наиболее распространённым диаметром колеса является 26 дюймов. На них очень легко найти покрышки и шины. Однако, в последнее время из-за своих скоростных качеств и универсальности, все большую популярность приобретают колеса с диаметром в 27.5 дюймов. А вот для скоростных 29-дюймовых колес необходимо хорошее сцепление с дорогой.
Внимание! Чем больше диаметр колеса, тем большую скорость может развивать велосипед.
Виды тормозов на велосипед. Какие тормоза лучше на велосипеде?
Велосипеды могут комплектоваться одним из трех видов тормозов: ободными, гидравлическими и барабанными тормозами. А теперь о каждом из этих видов велосипедных тормозов расскажу поподробней.
Ободные тормоза
Этот вид тормозов назван так из-за того, что процесс торможения у них происходит за счет давления колодок тормозной системы на обод колеса. А вот какие типы ободных тормозов есть читайте ниже.
Клещевые
Это самая старая модель тормозов. Сейчас их применяют очень редко и используют в основном в детских велосипедах, поскольку маленькому ребенку ими пользоваться гораздо проще (а значит безопасней). При нажатии на ручку трос сводит две боковины вместе (как в клещах) и смыкает их на ободе колеса. В качестве недостатка таких тормозов можно отметить быстрое загрязнение механизма, в следствии чего снижается эффективность торможения. При снеге и дожде такие тормоза малоэффективны.
Кантилеверные
Эти тормоза пришли на смену клещевым. В них смыкание тормозных дуг на ободе колеса стало более эффективным из-за появления в конструкции двух тяг. Однако такие тормоза тоже сейчас встречаются крайне редко. Разве, что на старых моделях велосипедов.
Гидравлические
Принцип работы таких тормозов в следующем: при нажатии на тормозной рычаг давление по патрубкам передается на основной тормозной цилиндр, который раздает усилие на тормозные цилиндры по бокам обода колеса. Дальше за счет давления происходит выталкивание тормозных колодок к самому ободу.
Такой вид тормозов встречается крайне редко — как-то не прижились. Скорей всего это произошло из-за сложности в ремонте и обслуживании, а также запаздывающего отклика тормозов на нажатие тормозного рычага (модуляция). Однако надо отдать должное самой эффективности торможению, которое не вызывает никаких нареканий. Именно поэтому такие тормоза применяют в триале.
V-brake (ви-брейк)
Это самый простой и дешевый вид тормозов. С помощью двух рычагов и тросика с нажимной ручкой они приводится в действие и зажимают диск колеса. У таких тормозов более длительный период торможения чем у дисковых.
Дисковые тормоза
У этого вида велосипедных тормозов процесс торможения происходит за счет воздействия тормозной системы на звездочку велосипеда.
Механические
Такие тормоза очень похожи по принципу действия на V-брейк. У дисковой механики в специальной тормозной коробке (калипере) размещен поршень, который через тросик с ручкой на руле сдавливает диск колеса с помощью двух колодок.
Гидравлические
Здесь уже на диск колеса давят одновременно 2 поршня, которые находятся в герметичной коробке. Сигнал на торможение к поршням передается от ручки с помощью специальной жидкости по трубке (гидролиния). Такие тормоза являются самыми надежными в плане скорости торможения и минимизации тормозного пути. Однако у них есть и недостатки. Если в системе образуется течь (а такое бывает), то их ремонт более трудоемкий и дорогой чем у механики или ви-бейка.
Барабанные тормоза
Такие тормоза находятся внутри задней втулки колеса и имеют ручной, чаще ножной привод. Тормозные колодки внутри втулки при торможении раскрываются, зажимая тормозной барабан. Чаще такие тормоза встречаются на городских или дорожных велосипедах, имеющих планетарный механизм переключения и одну передачу. Большим пих плюсом является неприхотливость в эксплуатации и долговечность. Однако слетании цепи со звездочки остановить велосипед практически невозможно. И вообще эти тормоза считаются одними из самых медленных.
Выбор тормозов для велосипеда: подведем итог
Все зависит от характера вашей езды, самого велосипеда и условий его эксплуатации. Если вы не увлекаетесь скоростной или экстремальной ездой, то вам вполне будет достаточно и ободных тормозов типа V-brake или дисковой механики. А чтобы ориентироваться в ценовой политике велосипедных тормозов, то следует учитывать, что ободные тормоза дешевле дисковых, а гидравлика дороже механики.
В заключении
Надеюсь, приведенная выше информация поможет выбрать подходящий именно для вас велосипед. Ведь велосипед — это не только средство передвижения, но и стиль жизни. Велоспорт имеет большое количество достоинств. Прежде всего такой вид транспорта положительно влияет на здоровье человека. Кроме того, это экологический вид транспорта.
Стоит добавить, что, выбирая велосипед в качестве транспортного средства, мы также экономим деньги. Нам не нужно платить за топливо, осмотры или страховку, нам также не нужно платить за билеты в общественном транспорте. В годовом исчислении экономия может достигать более десятка тысяч рублей.
Источники:
http://www.velo-style.com/info/novice/vsyo-o-gornom-velosipede-istoriya-vidyi-i-faktyi/
https://roscontrol.com/community/article/pochemu-vi-zrya-kupili-svoy-gorniy-velosiped/
https://www.velomot.com/articles/kak-vybrat-gornyy-velosiped/
https://kakhz.ru/pokupaem/kak-vybrat-velosiped.html