Велоактивация: как выбрать горный велосипед для мужчины по комплектующим
Полезность велопокатушек сложно переоценить. Это и отличное средство от стресса, и один из лучших способов поддержания физической формы в тонусе, не говоря уже о том, сколько удовольствия способна доставить даже простая неспешная прогулка. Однако насладиться всеми достоинствами велоактивности можно только после осуществления правильного выбора байка.
Important question: как выбрать подходящий для мужчины горный велосипед самостоятельно
Темой, как выбрать горный велосипед для мужчины, чаще всего интересуются далеко не любители профессиональных дисциплин: кросс-кантри, фрирайд, даунхилл, триал, дерт джампинг. Среди поклонников этого вида великов самый большой процент приходится на велотуристов, а все потому, что любимый ими хардтейл обладает:
- отличными ездовыми качествами по пересеченной местности;
- высокой прочностью, что позволяет с уверенностью вешать на него багажник и рюкзак-штаны, внося до 20-25 кг дополнительной нагрузки;
- приемлемым накатом на шоссейных участках;
- превосходной адаптивностью к преодолению подъемов за счет большого количества скоростей.
Подвеска
Искать подходящую модель следует после определения желаемого типа горного байка по виду подвески:
- Хардтейл (жесткая рама + амортизирующая передняя вилка). Наиболее универсальный и доступный в денежном эквиваленте вид двухколесных средств передвижения. Подходит для использования в кросс-кантри, туризма, городского передвижения и паркового катания.
- Двухподвес (оба колеса оснащены амортизацией). Весьма дорогой и предназначенный для применения в условиях перемещения на большой скорости по сложной пересеченной местности. Зачастую используется исключительно в профессиональных целях: кросс-кантри и даунхилл.
- Ригидный (жесткие рама и вилка). Предназначен для профессионального применения в таких направлениях, как триал и дерт джампинг. Редко ригидные модели встречаются среди обычных прогулочных моделей МТВ бюджетного сегмента.
Конструктивно веломашина состоит из рамы и закрепленных на ней велокомпонентов. Познавая азы правильного выбора подходящего горного велосипеда, полезно знать, какое сырье используется для производства рамных конструкций:
- обычная сталь;
- хромомолибденовые стали;
- алюминиевые сплавы;
- титан;
- углеродное волокно.
Стальные рамы встречаются лишь на байках начальных уровней. Единственный недостаток – высокий вес. Преимущество – отличные демпфирующие свойства.
Наиболее распространены рамы из алюминиевых сплавов. Обладая оптимальной стоимостью эти конструкции весьма легкие, но жесткие.
К сведению . Качественную раму отличит использование технологии баттинга труб при их изготовлении (бывает одинарный, двойной, тройной). Наличие отметки об использовании данного метода производства указывает на различную толщину стенок трубчатого изделия с одного конца, двух или в трех местах (способ позволяет увеличивать количество материала в высоконагруженных местах и снижать его – в местах с наименьшей концентрацией напряжений).
Components: выбор нового горного велосипеда по компонентам
Если изготовление рамы закреплено непосредственно за производителем, имя которого и нанесено на ней, то велокомпоненты в виде колес, подседельных штырей, трансмиссии, вилок и прочего закупаются у других фирм.
Амортизационные вилки
Современные демпфирующие вилки для горных байков бывают нескольких видов. Первоначальная разница обусловлена видами демпфирующего элемента и пружины.
- Пружинно-эластомерные (так называемые «макеты»). Ставятся на велосипеды стоимостью до 600$. Вилки весьма посредственно отрабатывают дорожные неровности. Вполне подходят для передвижения по асфальту.
- Масляно-воздушные. Пружина – воздух, демпфер – масло. Устанавливаются на двухколесные изделия от 500$. Отлично справляются с демпфированием различных неровностей. Слабоваты для даунхилла.
- Пружинно-маслянные. Превосходно отрабатывают неровности. Наиболее дорогие. Подходят для всех дисциплин.
Колеса
Грамотное решение задачи, как выбрать свежий горный велосипед для мужчины, подразумевает подбор соотвествующей размерности колес. На данный момент горные байки комплектуются тремя типами колес:
- 26» – характерны для прогулочных моделей; хорошо управляются, способствуют динамичному разгону, удовлетворительный накат;
- 29» – экземпляры с такими колесами именуются как найнеры: отличный накат, хорошо глотают неровности. Минусы: долго набирают необходимую скорость, велосипед обладает худшей управляемостью, нежели аналог на 26-х.
- 27,5» – недавно появившийся рамер, компромиссный вариант между достоинствами 26-х и 29-х колес.
При осмотре колес следует поинтересоваться, из какого материала изготовлен обод и сколько стенок он имеет. Предпочтительны модели с двойным алюминиевым ободом: и прочны, и легки.
Самый важный элемент колеса – втулка. Практически все производители используют более-менее ресурсные втулки со среднем уровнем защиты от грязи и воды.
Определяем, какой горный велосипед лучше всего выбрать для различных целей: тормоза и трансмиссии
Трансмиссия
Любой МТВ имеет в базе трансмиссию с определенным набором скоростей. Количество последних определяет, степень комфортности подбора частоты вращения педалей (каденс должен быть 80-100 об/мин) на различных участках.
На байках среднего ценового диапазона распространены 27- и 30-скоростные трансмиссии. Велики до 500$ комплектуются 18-, 21-, 24- скоростями. Чем меньше скоростей, тем дешевле в обслуживании трансмиссия. Оптимальным с точки зрения надежность/качество считаются 27-диапазонные модели.
Трансмиссия формируется на основе следующих компонентов:
- Система (кассета + цепь + передние звезды с шатунами).
- Передний/задний переключатели скоростей.
- Манетки (штифтеры – элементы, которыми непосредственно посылается команда переключателям на смену скорости).
Производителей трансмиссии два: Shimano и SRAM. У каждого линейка состоит из различных групп. Разбираясь, какой горный велосипед лучше выбрать, следует обращать внимание на класс оборудования.
В линейке Шимано группы по возрастанию расположены следующим образом:
- Tourney.
- Altus.
- Acera.
- Alivio.
- Deore.
- SLX.
- XT.
- XTR.
У СРАМа высший класс именуется как Х0. Чем выше цифра рядом с буквой Х, тем выше группа.
Встретить велосипед, скоростная система которого скомплектована на базе одной группы, не удастся. Для снижения цены двухколесного друга компоненты подбираются из различных классов. Штифтеры, передний дерейлер, система – зачастую классом ниже. А вот задний переключатель выбран из более высокой группы оборудования. Вне зависимости того, какая надпись нанесена на нем, и стиля катания необходимо знать, как настроить задний переключатель на велосипеде своими руками. Это придется делать несколько раз в сезон, возможно даже в полевых условиях.
К сведению . Оптимальными для длительной щадящей эксплуатации и туризма считаются группы Shimano Alivio/Deore, SRAM X4/X5.
Тормоза
На MTB могут устанавливаться тормозные системы одного из двух видов:
- V-Brake (ободные).
- Дисковые.
Современная тенденция такова: дисковые тормоза практически вытеснили ободные. Последние зачастую ставятся лишь на бюджетные велики стоимостью до 300$. Ничего плохого в таких системах нет – они с лихвой обеспечивают требуемое в простых условиях замедление. В профессиональных дисциплинах же значительно проигрывают дисковым.
Дисковые тормоза бывают двух видов: механические и гидравлические. Системы с гидроприводом ставятся на модели от 500$ и обеспечивают превосходную модуляцию и требуют приложения весьма малых усилий. В сравнении с механикой сложнее в обслуживании, полевой ремонт невозможен, но отлично показывают себя в спортивных дисциплинах.
Осуществляя выбор горного велосипеда, как и любой другой вещи, следует привязываться к ее стоимости:
- до 300$: простые модели исключительно для прогулочного использования и городской эксплуатации.
- 300$ – 500$: начальные машины, предназначенные для передвижения по асфальту с редкими вылазками на пересеченную местность.
- 500 – 1 000$: вполне функциональные модели, подходящие для эксплуатации в смешанном цикле: асфальт/легкая пересеченка. Оптимальная ценовая категория для приобретения велосипеда с акцентом на туризм.
- 1 000 – 1 500$: достойные экземпляры любительского уровня, адаптированные к «пересеченке» различной сложности. Именно этот сегмент – осмысленный «потолок» для приобретения велосипеда, на котором планируется совершение длительных туристических поездок.
- 1 500 – 2 500$: гоночные модели базового уровня, предназначенные для участия в соревнованиях.
- свыше 2 500$: профессиональные гоночные модели превосходного качества. Применение оправдано только в специальных дисциплинах.
К сведению . 95% рынка горных байков делят между собой хардтейлы и двухподвесы. До 1 500$ рекомендуется приобретать аппарат с жесткой рамой. Качественный двухподвес стоит не менее 1 500$. Более дешевые модели с задним амортизатором оснащаются некачественными демпфирующими элементами, склонными к некачественной амортизации и внезапной поломке под воздействием резкой критической нагрузки.
Какие бывают способы посадки на велосипеде?
Велосипед считается одним из самых простых в управлении видов транспорта. Со стороны езда на велосипеде выглядит элементарно. Однако не каждый любитель двухколёсных «коней» знает, какую огромную роль в процессе катания играют законы физики.
Для того чтобы экономить силы и развивать хорошую скорость, спортсмен должен учитывать на первый взгляд незаметные факторы. Например, такие как сопротивление воздуха, утомляемость позвоночника. Для увеличения коэффициента полезного действия при кручении педалей нужно выбирать правильную посадку.
Что такое посадка на велосипеде?
Велосипедной посадкой называется поза спортсмена, в которой он передвигается на своём двухколёсном снаряде.
При обучении езде на велосипеде тренеры, как правило, уделяют немало внимания посадке ученика на снаряде. Ведь этот фактор в будущем может стать решающим при участии юного велосипедиста в гонках.
Важность правильной посадки
Почему же так важна правильная посадка на велосипеде? Дело в том, что многие велосипедисты проводят на снаряде очень много времени. Если при этом они выберут неправильную, искажённую позу, могут вскоре ощутить боль в спине, пояснице, плечах и конечностях.
Кроме того, неправильная посадка на велосипеде сулит быстрым утомлением спортсмена.
Различия посадок по высоте
Для разных целей катания велосипедисты используют разные типы посадки на снаряде.
- низкую;
- среднюю;
- высокую.
В первом случае верхняя часть туловища спортсмена располагается практически горизонтально, что позволяет максимально сократить воздействие сопротивления воздуха на движущийся снаряд.
Во втором и третьем случае сопротивление воздуха выше. Поэтому гонщики никогда не пользуются такими способами посадки. Выпрямив туловище, они будут тратить больше сил на разгон.
Среднюю и высокую посадки, когда тело относительно снаряда наклонено на 45 и 90 градусов соответственно, чаще используют туристы или любители велосипедных прогулок в неспешном темпе.
Типы посадок по сфере применения
Для того чтобы говорить об этих способах посадки более подробно, нужно упомянуть, что все они различаются сферами использования. Поэтому их также можно разделить ещё и на такие типы:
- спортивная;
- туристическая;
- прогулочная;
- экстремальная (горная).
Спортивная
Как мы уже сказали ранее, спортивная посадка — низкая. Она позволяет спортсмену быстрее разгоняться на двухколёсном снаряде. Поэтому она используется преимущественно гонщиками.
При спортивной посадке человек наклонён вперёд так, что его спина практически параллельна земле.
Чтобы достичь комфорта при спортивной посадке, необходимо правильно настроить снаряд. В частности, седло велосипеда поднимают так, чтобы оно было выше руля. Рукоятки руля же при этом опускаются максимально вниз. Разница между высотой руля и седла, как правило, достигает пяти или десяти сантиметров.
Так как спортсмены, как правило, соревнуются по несколько часов, важно максимально разгрузить спину при движении. Для этого рукоятки гоночного велосипеда делаются продолговатыми, чтобы на них можно было опустить локти. Поэтому такую позу также называют локтевой.
Спортивная посадка не только помогает уменьшить сопротивление воздуха. В такой позе мышцы велосипедиста могут работать на полную мощность и при этом долго не уставать.
Туристическая
Туристы проводят за рулём велосипеда много времени. Но от спортсменов их отличают следующие особенности: за спиной у туриста, как правило, находится рюкзак, а при езде турист не будет смотреть вперёд. Он будет общаться с попутчиками и обозревать окрестности.
Поэтому туристы используют не низкую (спортивную) посадку, а среднюю. В такой позе угол между телом человека и дорогой достигает 45 градусов.
Для того чтобы турист чувствовал себя удобно в таком положении, на его снаряде должны быть настроены высоты седла и руля. Желательно, чтобы эти части располагались на одном уровне. Или же руль может быть выше сидения примерно на пять сантиметров.
В таком положении турист сможет долго крутить педали и не уставать. Вес верхней части туловища человека будет сосредоточен на руках, поэтому их нужно держать прямыми. Иначе конечности быстро устанут.
Эффективной для туристов эта поза считается ещё и потому, что она позволяет ехать по неровной дороге (а такие часто встречаются на пути путешественников). Кочки и бугры на поверхности не нанесут ущерба позвоночнику человека.
Прогулочная
Человека, прогуливающегося на велосипеде, от туриста и гонщика отличает то, что он не работает на результат. Ему не так важно сохранять силы, ведь он крутит педали в весьма умеренном темпе. Ему вообще нет никакого дела до сопротивления воздуха, потому что он не разгоняется.
Поэтому для прогулок обычно используют высокую посадку, при которой угол между спиной человека и дорогой равняется девяноста градусам.
В такой позе человек может непринуждённо, без усилия рулить. Также с прямой спиной удобно рассматривать всё, что находится вокруг, и общаться.
Для того чтобы прогуливающийся велосипедист чувствовал себя комфортно в положении высокой посадки, руль его снаряда должен быть выше седла. Разница в высотах этих частей равняется десяти сантиметрам и более.
Однако в таком положении рекомендуется ездить только по гладкой дороге. Прямой позвоночник никак не амортизирует на дорожных выступах. Поэтому каждый «прыжок» колеса будет отрицательно сказываться на здоровье всей спины.
Стоит отметить, что описанные выше способы посадки актуальны только для прогулочных или шоссейных велосипедов. Способы посадки на горном же велосипеде немного отличаются.
Посадка на горном велосипеде
Езда на горном велосипеде должна обеспечивать не только эффективную работу мышц ездока, но и его безопасность. Поэтому спортсменам важно не только правильно расположить своё тело, но и верно настроить горный велосипед.
Использование посадки
«Горная» посадка подходит не только велосипедистам, периодически проезжающим горные кроссы, но и экстремалам, которые любят делать трюки.
Положение тела
Во время езды по горной местности или во время выполнения трюков с прыжками и возвышениями положение тела спортсмена не статично. Велосипедист то прижимается близко к рулю (но не облокачивается на рукоятки как гонщик), то немного выпрямляется.
Опытные велосипедисты-горняки говорят, что при правильной посадке спортсмену должно быть неудобно сидеть на стоящем на месте велосипеде, но при этом именно эта поза должна быть самой удобной при езде.
Если человек сидит правильно, его плечи будут расслаблены. Руки при этом будут немного согнуты в локтях.
Седло
Высоту седла нужно настроить так, чтобы даже при полностью опущенной педали нога, стоящая на ней, оставалась немного согнутой в колене.
Подавляющее большинство велосипедистов-горняков предпочитают устанавливать седло горизонтально. Считается, что это самое удобное положение этой части снаряда.
Однако нельзя не отметить, что подъёмы проще проходить с немного опущенным носом седла. А выполнять трюки проще в том случае, если нос детали немного поднят.
Многие велосипедисты (особенно те, что питают тёплые чувства к дисциплине кросс-кантри) устанавливают руль ниже сидения на пять сантиметров. Это позволяет добиться низкой посадки, подобной той, что используют гонщики.
Однако положение, в котором седло и руль находятся на одном уровне, тоже допустимо.
Особенности
Езда по горам или бугристым велотрекам — единственный случай, когда человек может передвигаться не исключительно сидя. Допускается также и возможность становления спортсмена на педали. Однако нужно понимать, что это очень не эргономичное положение, при котором все мышцы устают быстрее.
Мы рассказали вам об основных типах посадки на велосипеде. Помните, что от положения вашего тела зависит то, насколько удобным и продуктивным будет ваше катание.
Мы будем благодарны, если в комментариях вы расскажете о том типе посадки, который используете, и опишите его плюсы и минусы.
Гибридными велосипедами уже никого не удивишь, но есть среди них относительная новинка, которая вызывает повышенный интерес общественности, — велосипед, скрещённый с мопедом.
Какие бывают горные лыжи? По уровню катания, по радиусу поворота, по виду снежного покрытия, по видам спорта. Трассовые и внетрассовые.
Рулевая колонка велосипеда, разновидности, состав механизма, рекомендации по уходу и использованию, как выбирать
Велосипедная рулевая колонка обеспечивает плавное и легкое вращения вилки и руля в стакане рамы велосипеда. Главные элементы вращения — это подшипники. Рулевые колонки могут иметь разные конструкции и типы.
Что такое рулевой стакан велосипеда?
В велосипедной конструкции рулевая труба представлена в виде двух чашек из двух подшипников — верхнего и нижнего. Опциональность заключается в работе нескольких колец, обеспечивающие поворот рулевого механизма. Также присутствует для распора выноса своеобразный якорь.
Типы рулевых колонок:
Резьбовые (Threaded) — шток вилки нужен с резьбой на конце. Устаревший тип колонки, сейчас применяется на очень дешевых велосипедах, иногда на сити-байках и серии «комфорт». Особенность этого типа — возможность изменять высоту руля, просто раскрутив колонку и вытянув шток вилки выше из стакана велосипеда.
Безрезьбовые — шток вилки нужен без резьбы. Современный тип велосипедной рулевой, который используется практически на всех велосипедах.
Безрезьбовые рулевые имеют разновидности:
Классическая неинтегрированная колонка (Aheadset или Threadless) — одна из распространенных разновидностей, широко применяется на разных типах велосипедов. Состоит из нижней и верхней чашки с проточкой под подшипники. Подшипники находятся вне рулевого стакана. Чашки впрессовываются снизу и сверху в рулевой стакан, далее влаживаются подшипники, накрываются пыльниками от грязи, по краям кольца. Соединяется вся конструкция якорем внутри штока и крышкой якоря с затяжным болтом.
Полуинтегрированная рулевая колонка (Zero Stack) — главное отличие от неинтегрированной колонки это то что подшипники находятся внутри рулевого стакана рамы, а снаружи остается только кольцо и пыльник. В остальной конструкция и фиксация в сборе схожие. Обладает хорошей пылезащитой и надежностью конструкции, также Zero Stack легко собрать и обслуживать. В полуинтегрированных колонках могут использоваться как шариковые, так промышленные подшипники.
Интегрированная рулевая колонка (Integrated System) — у этого вида рулевой отсутствуют чашки. Подшипники впрессовываются в рулевой стакан, в котором уже проточено место для них. Тут требуется совместимость рамы с подшипниками. В интегрированной колонке используют только промподшипники.
Также есть собственные разработки производителей:
Campagnolo Hiddenset — стандарт Campagnolo, требующий специально обработанной рулевой трубы. Модификация полуинтегрированной рулевой колонки, где используют конические подшипники чашки.
Perdido — полуинтегрированная рулевая колонка с особым размером подшипника и чашками, которые глубже утоплены в раму.
Рулевая Columbus является разновидностью безрезьбовой Aheadset со своими собственными типоразмерами подшипника. Рулевая труба не имеет каких-либо фрезерованных посадочных гнезд внутри, подшипники располагаются вне рамы, во внешних чашках.
Устройство рулевого механизма
Рулевой механизм состоит из следующих элементов:
- Руль – основа из железа или металла, при помощи которой и производится управление велосипедом во время движения. На нем располагаются особые точки хвата, аксессуары, закреплены грипсы, которые обеспечивают удобное положение рук во время движения. .
- Вынос – труба, при помощи которой руль крепится ко всему механизму.
- Рулевая колонка. Состоит из двух чашек, верхнего и нижнего подшипников, а также колец, позволяющих трубе свободно поворачиваться в стакане.
При выборе рулевой колонки следует учитывать особенности рулевого механизма, а также самого транспортного средства.
Наличие колонки не должно вызывать дискомфорт. Особых правил выбора рулевых колонок не существует, поскольку отдельные производители стараются подходить к их созданию на основе своих собственных технологий. Правильным решением будет подобрать колонку того же производителя, что и велосипед – вероятность, что в таком случае она подойдет к вашему транспортному средству, очень велика.
Стаканы
Все вышеперечисленные колонки требуют под себя конкретной модели стакана рамы. Взаимозаменяемости нет ни для одного из указанных типов. Только свои параметры.
Существуют следующие виды стаканов:
- Интегрированные. Их характерные черты — вогнутая внутрь поверхность + усеченные фаски. Такие детали можно встретить 4-х размеров:
- 1 дюйм (это 26.35 мм);
- 1 и 1/8 дюйма (41.1 мм);
- 1 и 1/8 Italian (41.95 мм);
- 1 и 1.8 FSA Standard (41.6 мм).
- Полуинтегрированные. Это прямые трубы без всяких выпуклостей/вогнутостей. У таких прямая фаска под прямым углом глубиной 15 мм, не менее. Здесь тоже свои размеры, и разброс их чуть меньше, к тому же нет путаницы производителей в связи с долями дюйма:
- 1 дюйм (это 41.35 мм);
- 1 и 1/8 (43.95 мм);
- 1.5 дюйма (55.9 мм).
- Стандартные. Они аналогичны по форме и размерам полуинтегрированным, но очевидно уже и меньше в большинстве случаев. Стандарты все те же, а размеры другие:
- 1 дюйм (это 30.05 мм);
- 1 и 1/8 (33.9 мм);
- 1.5 дюйма (49.57 мм).
По указанным выше размерам возможны допуски — 0,5-1 мм. Однако следует таких допусков избегать, чтобы не допустить образования люфта вилки. В противном случае это непременно скажется на качестве езды в сторону его (качества) ухудшения.
Установка и регулировка рулевого узла велосипеда
Перед установкой колонки, рама должна быть отторцована и очищена от грязи, пыли и задир. Чашки рулевой запрессовываются в стакан специальным прессом. Важно при запрессовки обеспечить параллельность установки чашек в рулевом стакане. Так что применять молоток или другой ударный инструмент очень не рекомендуется, велик шанс не правильной установки чашек, может треснуть рулевой стакан.
Далее собрать остальные детали – вставить вилку, в чашки вложить смазанные подшипники, накрыть их кольцами и пыльниками, стянуть весь механизм вкрутив болт в якорь, который установлен в вилке.
Резьбовые колонки регулируются закручиванием верхней конусной гайки. У безрезьбовых рулевых закручиваем верхний болт на крышке якоря, предварительно раскрутив болты на выносе руля.
Если рулевая отрегулирована правильно люфт в этом узле отсутствует, а руль вращается плавно, без скрипов и запинок.
Устройство и типы рулевых колонок
При производстве велосипедов используются два типа рулевых колонок — резьбовые и безрезьбовые колонки.
Резьбовой тип
Данный тип использовался очень долгое время, при этом ещё в советских велосипедах он устанавливался всегда. Но качество работы данной рулевой — всё зависит от процесса изготовки. Если хорошо обжата колонка и, немаловажно, качественными материалами — в работе она ведь надёжная.
При этом есть всё таки один изъян — при экстремальном вождении есть риск расшатывания всей конструкции, т.к. она для подобных вождений не предназначается.
Устройство колонки можно представить следующим планом:
- Резьба в данной конструкции расположена на штоке вилочной части, а опорный конус расположен на вилочной короне.
- Вращение нижнего подшипника сосредоточено в нижней части рулевого механизма, а само местоположение его — на ранее оговорённом опорном конусе.
- Регулирующая сторона, обеспечивающая регулирование плотности затяжки всей конструкции, находится в верхней части рулевой конструкции.
- Закрепление выноса руля обеспечивается распоркой при вставке во внутрь вилочного штока.
- В последующем распорка закрепляется об верхную часть выноса длинным сквозным болтом.
Безрезьбовой тип
Несмотря на достаточную надёжность предыдущего типа при разумном использовании — безрезьбовой рулевой механизм более надёжный и более современный вариант.
К тому же способен работать без регулировки длительный период времени, если правильно настраивать при необходимости. К сожалению данный тип устанавливается в дорогих моделях велосипедов.
Конструкцию данной колонки можно представить следующим планом:
- Фиксирующее действие оказывается не использованием гаек, а непосредственно выносом руля.
- Рулевой якорь осуществляет прижим выноса руля к себе.
- Держание непосредственно якоря осуществляется своими упругующими свойствами, т.к. Он вбит в вилочный шток.
- Вернёмся к выносу руля — вилочный шток служим ему основанием, и не имеет характерно резьбы.
- По диаметру безрезьбовая конструкция составляет 1 1/8 дюйма, но встречаются вариация от 1 до 1 1/2.
Обслуживание и смазка рулевой колонки
Главный враг долговечности рулевого узла это люфт. Может возникнуть при ослаблении болтов, раскручивании резьбовых соединений, разрушению подшипника. Езда на велосипеде с люфтом в рулевой колонке приведет к выработке чашек и уничтожению подшипников.
Также следует обращать внимание на хрусты, скрипы и отсутствие плавности поворота руля. Это симптомы отсутствия смазки, разрушения подшипника или попадания грязи и песка в середину рулевой.
Интегрированные колонки на промподшипниках менее всего нуждаются в обслуживании и смазки. За счет минимального количества деталей и их надежности периодичность замены смазки может доходить до 3-4 сезонов. При условии средних условий эксплуатации и применении качественных смазок.
В остальных рулевых используются различные типы подшипников, от чего зависит их срок эксплуатации и периодичность обслуживания. Насыпные, сепараторные и игольчатые подшипники менее надежны чем промподшипники. Для увеличения срока службы деталей используйте качественные консистентные смазки на синтетической основе.
Рекомендуемая периодичность обслуживания неитегрированных и полуинтегрированных рулевых колонок:
- При активном использовании велосипеда в средних и тяжелых условиях — 1 раз в год
- При обычном использовании велосипеда в средних условиях — 1 раз в два года
- При появлении люфта, затруднении вращения, хрустов и скрипов обращайтесь в мастерскую для устранения проблемы.
Типы рулевых стаканов велосипеда
Среди рулевых стаканов выделают три их вида.
Стандартный
Это же резьбовые, о которых мы говорили ранее. Данный тип использовался в советском вело-строении и до сих пор многими производителями мира используется в так называемых прогулочных и дорожных моделях в силу отсутствия сильных напряжений на стакан.
Так или иначе, сравнивая надёжность этого типа с другими — она уступает нехило.
Полуинтегрированный безрезьбовой стакан
Данный тип обозначается как (ZS) — Zerostack, в переводе «нулевой подъём». Решение данного вида предполагается: по внутренному диаметру двух чашек запрессоывается во внутрь, при этом из выступающих частей снаружи вылезают либо резиновый пыльник, либо внешние кольца чашек.
Конструкция повторяет идею обычной безрезьбовой колонки, с единственным отличием — размером подшипников и их расположением внутри стакана.
Данное решение для велосипедов часто используется в узком направлении производства профессиональных моделей в силу своей дороговизны.
Можно выделить следующие преимущества:
- В силу того, что отсутствуют выступающие части в данном элементе, руль возможно максимально низко прижать к раме.
- Из-за буквального нахождения руля у рамы данные модели велосипедов оптимальны для некоторых велосипедных дисциплин.
- Также в силу прижатия к раме повышается и прочность данного элемента.
- Расположение руля максимально низко к раме также благоприятно сказывается на аэродинамическую посадку водителя велосипеда.
Интегрированный безрезьбовой стакан
Обозначение данного типа — (IS), то есть Integrated. Во многом данная разновидность элемента схожа с полуинтегрированным, но выступает уже полностью профессиональным видом. Полное слияние со стаканом велосипеда обеспечивается за счёт вставки рулевой колонки в стакан.
Реализация немного отличается от предыдущего типа — если в нём прессовались чашки, то в интегрированном запрессовываются уже сами подшипники в заранее подготовленные проточные посадочные канавки, при этом используются подшипники исключительно промышленные.
Промышленные (закрытого типа) подшипники применяются в связи с их надёжностью, т.к. иные варианты быстро выводят из строя стакан рамы. И в промах есть интересный момент — используются варианты только со скошенной нижней гранью под градусами 45-45 или 36-36, реже 36-45.
Неоспоримым достоинством данного решение остаётся привлекающая внешне система без выступающих за кромки стакана различных элементов, а также её скрытость от глаз, позволяющая произвольно регулировать высоту выноса.
Также неоспоримость вызывает тот факт, что в силу практической закрытости от пыли и прочей грязи, подшипники дольше сохраняют свои эксплуатационные качества.
Одним из серьёзных минусов данной конструкции — в случае поломки со временем или по другим причинам, она ведёт за собой поломку и посадочного места в стакане рамы. Часто ремонт подобного — чересчур дорогое удовольствие.
Рулевая колонка горного велосипеда
В рулевом механизме горных байков рулевая колонка — это самый сложный элемент. Однако и ее можно ремонтировать своими руками, если есть определенные знания или желание во всем разобраться самому.
То же самое можно сказать и о регулярном (ежесезонном) обслуживании горных велосипедов. Однако, когда речь идет о начинающих любителях экстремальной велосипедной езды или каких-то, по-настоящему серьезных поломках, лучше своевременно — ради собственной же безопасности — обратиться за помощью к квалифицированным специалистам в области велоремонта.
Принципы выбора горного велосипеда
К выбору любого велоснаряда следует подходить внимательно. А когда дело касается велосипеда, которому предстоит справляться с такими повышенными нагрузками, как преодоление горных вершин, желательно знать ещё и некоторые правила подбора.
Выбор горного велосипеда может показаться сложным из-за большого количества разных моделей, но на деле все немного проще
В этой статье мы расскажем о том, как выбрать горный велосипед или, как его ещё называют, маунтинбайк. Но для начала давайте разберёмся, что же вообще представляет собой этот снаряд.
Описание
Что такое велосипед наверняка никому объяснять не нужно. Но горный велосипед отличается от большинства своих двухколёсных собратьев. Вот отличительные черты такого снаряда:
- Рама. Горный велосипед обладает рамой, выполненной в форме трапеции. Она очень прочная и даже визуально выглядит мощнее прочих.
- Каретка. У интересующего нас снаряда каретка делается выше, чем у других велосипедов. Это связано с тем, что для путешествий по склонам и бездорожью горный велосипед должен обладать увеличенным дорожным просветом.
- Вилка. Вилка у такого снаряда мягкая и пружинящая.
- Амортизация. На некоторых горных велоснарядах устанавливаются задние амортизаторы, которых не встретишь у городских или шоссейных моделей.
- Колёса. Горный велосипед имеет толстые и прочные колёса. Покрышки имеют очень ярко выраженный рисунок протектора.
Плюсы и минусы
К преимуществам этого снаряда можно отнести повышенную проходимость, устойчивость и мягкость.
Говоря о недостатках, нужно упомянуть о том, что на многих видах горных велоснарядов нельзя развивать большие скорости.
Теперь, когда мы понимаем, как должен выглядеть среднестатистический горный велосипед, пришло время поговорить о принципах его подбора.
Принципы подбора
Все горные велосипеды различаются следующими характеристиками:
- типом;
- трансмиссией;
- колёсами;
- размером;
- функционалом;
- тем, складной снаряд или не складной;
- ценой.
Далее, подробно рассмотрим каждый из пунктов.
Выбор по типу
Для того чтобы определиться с подходящим типом маунтинбайка, решите, как и для чего вы будете его использовать.
Выделяются следующие популярные типы:
- скоростной;
- кросс-кантри;
- триал;
- даунхилл;
- фрирайд;
- жёсткий ригид;
- дёрт-джамп.
Скоростной
Это, пожалуй, самый популярный тип горного велосипеда. Его можно использовать как на горных склонах, так и в условиях города. Для гонок такой снаряд подойдёт едва ли, однако развиваемой им скорости хватит для ежедневного использования на городских дорогах.
Скоростные велосипеды бывают двух типов:
- хардтейл;
- двухподвес.
У первого амортизационная вилка и жёсткий задник, у второго есть ещё и задняя амортизация.
Кросс-кантри
Такой вид тоже считается универсальным. К особенностям велосипедов кросс-кантри можно отнести малый вес и высокую технологичность.
Кататься на таком снаряде можно как по бездорожью, так и по городу.
Триал
Эти снаряды подходят любителям экстрима. Чаще триалы покупают подростки. Это обусловлено тем, что такие модели оснащаются лёгкой, миниатюрной, но в то же время прочной рамой.
Колёса у такого «велика» чуть меньше, чем у аналогов. Тормозной системой они не оснащаются. Главная особенность такого велосипеда — руль, который может вращаться вокруг своей оси. Благодаря этому на триале можно выполнять весьма эффектные трюки. Однако к езде на таком снаряде нужно приноровиться.
Даунхилл
Такие велоснаряды позволят спускаться вам с горных склонов, развивая большую скорость.
Это одна из самых дорогих моделей маунтинбайков.
Фрирайд
Эту модель можно было бы назвать самым «внедорожным внедорожником». Если вы собираетесь пробираться через сложные каменистые склоны, то вам нужен велосипед фрирайд-типа.
Жёсткий ригид
Не самый комфортный тип велосипедов, практически лишённый амортизации. Сглаживание ударов чаще происходит за счёт самой рамы и её конструкционных особенностей. Но иногда встраивается один амортизатор в задний треугольник. В любом случае передняя часть этой модели остаётся весьма жёсткой.
Дёрт-джамп
Велосипеды, созданные для искусственных трасс. Они не оснащаются скоростями и тормозной системой.
Трансмиссия
Существует миф, что чем большим количеством скоростей обладает горный велосипед, тем быстрее на нём можно ездить. Однако разные передачи делаются для того, чтобы увеличить коэффициент полезного действия при подъёме на возвышенности разной крутизны и при спуске с них.
Лучшие маунтинбайки, как правило, обладают 24 скоростями. Для этого у них есть три звёздочки на переднем колесе и восемь звёздочек на заднем.
Колёса
Сегодня можно встретить маунтинбайки с колёсами диаметром от 26 до 29 дюймов.
Нужный вам диаметр зависит от того, как вы будете использовать велосипед.
Большие колёса обладают превосходной проходимостью, однако им требуется больше времени на разгон. У них прекрасное сцепление, но они много весят. Маленькие колёса позволяют быстрее набирать скорость, но не хуже показывают себя на бездорожье.
Размер
Не забывайте, что покупаемый снаряд должен подходить вам по размеру. Проще всего выяснить нужный размер, «примерив» снаряд. Встаньте ровно, так чтобы рама была у вас между ног, а седло — под ягодицами. Оцените примерное расстояние от рамы до паха. Оно не должно быть меньше десяти сантиметров.
Если вам полюбился велоснаряд неподходящего размера, а продавец не может предложить другую ростовку, помните, что изменить высоту байка можно, установив другие колёса.
Функционал
Для многих райдеров принципиальным является наличие дополнительных функций у велосипеда.
К приятным дополнениям можно отнести следующее оборудование:
- бортовой компьютер;
- мигалки;
- крылья;
- инструменты.
Бортовой компьютер
Бортовой компьютер поможет вам определить скорость движения и то, какая передача включена в этот момент. Часто бортовые компьютеры могут также посчитать пройденный километраж и время, затраченное на дорогу.
Мигалки
Мигалки и фары помогают освещать дорогу в тёмное время суток и оповещать других участников движения о вашем присутствии на пути.
Подзаряжать их не нужно. Светящиеся элементы получают энергию от вращения колёс.
Крылья
Крылья не позволяют расплёскиваться грязи из-под колёс. Это помогает велосипедисту дольше сохранять свою одежду чистой.
Инструменты
Хорошо, если в комплекте с велосипедом продаются необходимые для его обслуживания ключи и насос. Тогда вам не придётся искать подходящий инструментарий самостоятельно.
Складной
Как мы уже сказали, маунтинбайки довольно крупные и тяжёлые. Перевозить их в автомобиле или хранить в квартире не так-то просто.
Но для того чтобы облегчить процессы перевозки и хранения, можно приобрести складной снаряд.
Сегодня складной маунтинбайк по уровню комфорта оказывается ничуть не хуже, чем цельный горный велосипед. Однако недостатками складной снаряд тоже обладает.
Например, он может оказаться недостаточно манёвренным. Катание на таком байке требует сноровки. Многие профессионалы используют складной велосипед для долгих и непростых поездок. Мы говорим лишь о том, что приобщить к таким путешествиям складной велосипед будет сложно новичку.
Развивать высокую скорость складной байк тоже позволяет не всегда. Однако, используя лучшие модели, вы не почувствуете скоростной неполноценности этого снаряда.
Если вы решили купить именно складной велосипед, значит, вопрос комфортности его транспортировки и хранения стоит перед вами остро. Поэтому запомните, что лучшие трансформирующиеся модели обладают небольшой рамой с шарниром посередине и направляющими руля и седла. Именно такой складной велосипед сможет максимально уменьшиться в размере.
Немудрено, что лучшие модели стоят дорого. Недорогие горные велосипеды, как правило, обладают сомнительным качеством. Приобретая такой байк, вы потратите больше, справляясь с различными поломками.
Однако есть всё-таки способ найти недорогие горные велосипеды. Ищите скидки в хороших спортивных магазинах. Иногда в рамках различных акций покупателям предлагают хорошую горную продукцию по низкой цене.
Бренды
Чтобы найти хороший байк по небольшой цене, нужно знать, что искать. Ниже мы расскажем о самых популярных велосипедных брендах, под которыми выпускается действительно качественная продукция.
- GT Bicycles и GT. Один из самых популярных брендов. Снаряды обладают очень прочной рамой, которая выполняется по принципу двойного треугольника. Этой продукцией пользуются как любители, так и профессионалы велосипедного спорта.
- Scott. Долгое время под этим брендом выпускались исключительно профессиональные снаряды. Но не так давно эта продукция ушла в массы. При этом качества своего она не потеряла.
- Trek. Эти велосипеды есть на прилавке практически каждого магазина. Представители этой компании постоянно внедряют в производство какие-то инновации. Благодаря их решениям на свет появились облегчённые рамы для горных велосипедов.
- Fort. Стремительно развивающийся производитель. Его продукцию покупают те, кто делает упор на скорость и манёвренность изделия.
- Cube. Немецкая фирма, которая использует для производства технологии, разработанные специалистами BMW. Продукция компании не только комфортна и функциональна, но ещё и обладает привлекательным внешним видом.
Не забывайте о том, что выбор горного велосипеда сродни подбору автомобиля. Этот транспорт тоже должен быть надёжным, служить долго и «высасывать» как можно средств из своего обладателя. Практически невозможно взять за бесценок какую-либо малоизвестную модель и эксплуатировать её так же, как и дорогие основательные аналоги.
Поэтому старайтесь заранее взвешивать все плюсы и минусы продукции, сопоставлять в голове цену и качество. Так вы сможете приобрести действительно хороший продукт.
Своим опытом в подборе маунтинбайка вы можете поделиться в комментариях.
Всё большее количество велосипедистов отдают предпочтение складным моделям. Мы расскажем, какими бывают недостатки и преимущества складного велосипеда.
Как выбрать велосипед. На какие типы подразделяются велосипеды, в чём заключаются их характерные отличия и конструктивные особенности, как подобрать размер велосипеда по росту для мужчин и женщин.
Не все велосипеды сложны в устройстве и стоят дорого. Мы расскажем, как выбрать дорожный велосипед, который не влетит в копеечку и будет долго вас катать.
Источники:
https://autobann.su/kak-vybrat-gornyi-velosiped.html
https://aktsport.ru/velosiped/tipyi-posadki.html
https://portalss.ru/zapchasti/rulevaya-kolonka-velosipeda-ustroystvo-vidy-i-harakteristiki-ustanovka-i-smazka.html
https://aktsport.ru/velosiped/kak-pravilno-vyibrat-gornyiy-velosiped.html