Харьков велосипедный завод

Содержание скрыть

Велосипеды

Велосипеды

Купить недорого велосипеды в Украине предлагает интернет-магазин «Velo-Harkov». В нашем каталоге Вы сможете выбрать и дешево купить велосипед для подростков мальчиков и девочек, любителей велосипедного туризма и городских прогулок, соревнований с доставкой в каждый город Украине.

От чего зависит цена велосипедного байка?

Ответ известен каждому потребителю — от типа и производителя транспорта, материалов, примененных технологий и пр. Поэтому, когда речь заходит о низкой цене, покупатели ассоциируют ее с плохим качеством товара, совершенно забывая о самом продавце. Наш интернет-магазин «Velo-Harkov» недорогих велосипедов в Харькове продает двухколесный транспорт по ценам прямых поставщиков. Отсутствие посредников в цепи «продавец-потребитель» сокращает стоимость товаров на 13-24%. На весь выставленный в каталоге товар действует гарантия производителя сроком от 6 месяцев до 1.5 лет.

У нас покупают байки для взрослых,а также велосипеды BMX

  • эргономичная конструкция;
  • строгое соответствие типу, назначению модели;
  • безопасность транспорта;
  • надежность, прочность конструкции;
  • соответствие заявленным производителем характеристикам.

Если Вы хотите недорого купить велосипед в интернет-магазине с доставкой в Киев или другой город Украины на максимально выгодных условиях, ознакомьтесь с ассортиментом «Velo-Harkov». В каталоге выставлены модели 2017-2019 гг. ведущих брендов Украины, Европы: «Avanti», «OptimaBikes», «IMPULSE-BIKE», «LEON» и многих др.

Как сделать грамотный выбор?

Недовольство покупкой в 9 из 10 случаев связано с некорректным выбором модели. Выбирая недорогие велосипеды в интернете, покупатель подбирает модель по бренду и стоимости, лишь вскользь уделяя внимание ее характеристикам. Чтобы не разочароваться в покупке прежде, чем оформлять заказ, дайте мысленно ответ на следующие вопросы:

  • Для каких конкретно целей Вы хотите купить велосипед — туризм, велосипедные прогулки по городу,трюковые BMX ,здоровый образ жизни, семейные вылазки за город и т.д.?
  • Какой двухколесный транспорт подойдет конкретно мне? Имеет значение диаметр и ширина колеса, высота, тип рамы.
  • Каков бюджет? У нас Вы сможете купить недорогие детские велосипеды, модели для подростков и взрослых лучших производителей Европы. Обращайте внимание на акции и скидки.
  • По каким дорогам предстоит ездить — асфальт, пересеченная местность, горная и т.д.?
  • Для какого сезона подбирается двухколесный транспорт?

Условия, в которых будет эксплуатироваться байк, во многом определяют комфорт езды, срок службы техники и особенности ухода за ней. Например, туристические типы великов делают простыми в обслуживании. Их функциональные узлы не боятся грязи, пыли и влаги (цельные, закрытые механизмы), поэтому ежедневную чистку выполнять не нужно, что дает возможность насладиться поездкой.

Недорогие велосипеды

Сложно ли сделать заказ?

Чтобы недорого купить велосипед в Украине, сделайте онлайн-заявку на «Velo-Harkov». Если с выбором возникнут трудности, консультант интернет-магазина придет на помощь. Выбранный байк будет доставлен в течение 2-14 дней. Отправка товара осуществляется после подтверждения заказа.

Где выбрать и купить велосипед в Харькове

Велосипед — это самый демократичный способ перемещения по городу, который дарит вам оптимальное сочетание комфорта и движения. Городские велосипеды сейчас активно используют и дети, и взрослые, причем даже высокопоставленные особы. В этом есть определенный шик — и доказательством тому служат многочисленные примеры европейских госслужащих, избегающих дорожных пробок и одновременно обеспечивающих себе отличную физическую форму. Велосипеды в Харькове распространены пока меньше, чем в любой другой европейской столице, и мы рады внести свой вклад в популяризацию велоспорта в жизнь граждан Украины. Выбрать, заказать и купить велосипед в Украине вы сможете на нашем сайте!

«Вело-Харьков» — ваш проводник и надежный партнер в мире велосипедов в Украине

Магазин «Вело-Харьков» предлагает вам свои услуги по подбору и заказу велосипедов ведущих торговых марок мира, начиная от самых демократичных и заканчивая эксклюзивными. В нашем ассортименте всегда представлены как спортивные, так и дорожные велосипеды, мужские, женские и детские, горные и туристические. Разнообразие торговых марок, моделей и комплектаций позволит вам найти именно то, что вы ищете — будь то простой городской велосипед не дорого или брендовый эксклюзивный спортивный. У нас делают заказы как простые любители здорового образа жизни, так и профессиональные спортсмены, которым, например, необходимо купить трюковый велосипед или скоростной шоссейный велосипед.

Харьков — отличное место для того, чтобы укреплять свое здоровье и поддерживать физическую форму, и лучшим средством для этого безусловно является велоспорт.

Широкий выбор и гарантия отличных цен

Очень популярны в Украине сейчас велосипеды Winner — Харьков только недавно узнал о том, что под этим брендом выпускается сейчас качественная и надежная велотехника. Сочетание цены и качества у велосипедов марки Виннер оптимально и позволит вам на несколько лет обеспечить себя демократичным средством передвижения. Разумеется, мы готовы предложить вам велосипеды и других марок, не менее достойных и не менее известных:Kinetic ,Camaro, Benetti и так далее. Если вы хотите купить велосипед в Харькове, рекомендуем сравнить наши цены с предложениями в других торговых точках и интернет-магазинах, и вы убедитесь сами, что сравнение окажется в нашу пользу.

Как выбрать велосипед

Перед тем, как выбирать велосипед, вам будет полезно определить для себя, где и как вы собираетесь кататься. Это позволит сузить круг подходящих моделей. Сравнив подходящие модели вы определитесь, какие детали велосипеда для вас главные, а какие — второстепенные, на что стоит потратить больше денег, а что не нужно покупать вообще. Как известно, грамотно поставленный вопрос — это уже половина решения. После того как вы определитесь с функционалом, вам останется найти самые выгодные модели велосипедов по цене и качеству. Итак, начнём с типов катания.

Типы катания

Производители специально разбивают свои модельные ряды на классы, чтобы при общей определенности со стилем, покупатель уже выбирал модель, соответствующую его запросам и материальным возможностям.

Для спокойного катания по городу подойдут городские велосипеды, оснащённые грязевыми щитками, удобным мягким седлом и багажником для вещей.

Для катания по шоссе лучше всего подойдёт шоссейный велосипед с узким спортивным седлом, спортивным рулём и узкими гладкими покрышками.

Если вы собираетесь кататься на даче, по пролескам или по паркам, по бездорожью, вам подойдёт МТБ (горный велосипед) или гибрид. У этих велосипедов более прочная конструкция, жёсткий протектор на колёсах и хороший амортизатор.

Для любителей экстремального катания в городе существуют велосипеды BMX и велосипеды для фрирайда, позволяющие прыгать, летать и делать кульбиты. Для экстремальных спусков и гонок по пересечённой местности выпускаются велосипеды для даунхилла и байкеркросса. В придачу к таким велосипедам вам обязательно понадобятся шлем, наколенники, налокотники и другое защитное оборудование.

Цена вопроса

После того как вы определились с типом катания, можно приступать к ценам. Вы уже понимаете, какими характеристиками должен обладать ваш велосипед, понимаете, что для вас второстепенно. К примеру, если вы собираетесь ездить на велосипеде на работу, нет смысла покупать титановую раму или амортизатор, рассчитанный для гонок или экстремального использования. Также нет смысла выбирать жёсткое узкое седло или широкие покрышки с жёстким протектором. Зато вам пригодится хороший привод, блокируемый амортизатор, седло с гелевым наполнителем и грязевые щитки. Чем конкретнее вы представляете, чего ждёте от велосипеда, тем лучше вы потратите деньги. Вы сможете купить велосипед с теми преимуществами, которые сможете оценить по достоинству, не переплачивая за ненужные вам детали и аксессуары.

Если вы сомневаетесь в том, нужна вам та или иная деталь, позвоните по тел. и специалисты из компании «Вело-Харьков» подскажут вам, какие характеристики велосипеда важны для того или иного типа катания.

Выбирая велосипед, сравните его цену и функционал. Чем ниже цена и больше заявленных возможностей, тем больше риск купить некачественный велосипед. Например, двухподвесный велосипед не может стоить 2500гр., его минимальная цена — 4000 гр. Не стоит рисковать, покупая очень дешёвый велосипед, потому что велика вероятность покупки некачественного товара.

Также с большой аккуратностью стоит покупать дорогой велосипед. Внимательно изучите его характеристики и взвесьте, насколько они для вас необходимы. Задайте себе вопрос, почему именно этот велосипед стоит так дорого и достаточно ли у вас знаний и умений, чтобы оценить те преимущества, которые заявлены в его конструкции. Поговорите с продавцом: убедитесь в наличии гарантии и узнайте, какова процедура возврата, если велосипед вам не подойдёт.

Самое простое решение — купить велосипед среднего класса. Диапазон выбора велосипедов среднего класса очень широк, а риск купить бракованный товар довольно низок. Кстати, полезный совет по сравнению цен велосипедов. Коробки передач, или навески, выпускают всего две компании в мире, Shimano и Sram. Найдя у разных фирм или в разных магазинах похожие велосипеды с одинаковой коробкой передач, вы можете определить, где выгоднее приобрести велосипед.

Звонок другу

Если у вас есть знакомые, разбирающиеся в велосипедной тематике, это замечательно. Однако будьте осторожны. Перед тем, как советоваться по поводу модели, уточните, каким именно велосипедным спортом занимается ваш знакомый. Бесполезно следовать советам приятеля, увлекающегося дёртом, даунхиллом или BMX, по поводу велосипеда для езды по городу или паркам. Помните, что вы подбираете велосипед под себя, под свои нагрузки и свой стиль катания.

Попробуйте вспомнить, не покупал ли недавно велосипед кто-нибудь из ваших знакомых. Возможно, если они остались довольны моделью и компанией-продавцом, вам удастся сэкономить время на поиск нужного магазина. Также советуем вам ознакомиться со статьёй где покупать велосипед.

Позвоните по телефону и специалисты из компании «Вело-Харьков» бесплатно проконсультируют вас по интересующим вопросам.

Удачи вам в выборе!

Вопрос «Можно ли ездить на велосипеде зимой» вряд ли можно назвать актуальным.

Крутить педали по снегу не только можно, но и нужно. Зимние условия дают значительные нагрузки на тело, прокачивают вестибулярный аппарат, выносливость и навыки управления.

Зимний велосипед – это удовольствие и залог хорошего спортивного уикенда. Что для всего этого нужно? Незначительная подготовка байка под условия снега, с учетом которой велосипед в холодное время года подарит вам удовольствие не меньшее, чем в летнее время года.

Как ездить на велосипеде зимой и получать от этого удовольствие

Зимние условия трактуют определенные условия подготовки и эксплуатации.

1. Несмазанные и неухоженные тросы тормозной системы, или системы переключения передач чувствительны к снегу, забиваются и перестают работать так, как того хочется райдеру;

2. Минеральная гидравлика (Shimano) тормозных систем не любит условия низких температур. При подготовке байка отдавайте предпочтение механическим дисковым тормозам (Avid), или гидравлике на DOT-масле (Hayes, Magura);

3. Если у вас мягкая вилка, то зимой вы узнаете насколько она хороша – сальники амортизаторов высокого уровня не дубеют и позволяют вилке работать в мороз, в то время как сальники плохих амортизаторов превращают деталь в неподвижный элемент велосипеда;

4. Катание зимой требует идеальная состояния втулок – грязь в барабане, или в подшипниках зимой превращается в головную боль велосипедиста: собачки задней втулки начинают бесконечно щелкать и проявлять другие симптомы фатального разрушения;

5. Подготовка велосипеда к зиме включает в себя значительную потребность в смазке цепи. Снег прекрасно вымывает масло.

6. Резина без шипов имеет неплохое сцепление только на относительно мягком снеге, в то время как подмерзшие колеи превращаются в неприятное испытание для велосипедов, обутых в резину без шипов.

Велосипед «Украина»: особенности и история

Велосипед «Украина»: особенности и история

Велосипед «Украина», выпускаемый Харьковским велосипедным заводом имени В. И. Петровского, был очень популярен в СССР во второй половине прошлого века. Люди с удовольствием приобретали эту надёжную модель и использовали её на протяжении длительного времени. Особенной популярностью велосипеды «Украина» пользовалась у жителей сельской местности, которые ездили на них на почту, в магазин, на работу и в лес за грибами.

Немного истории

Харьковский велозавод (ХВЗ) начал свою деятельность в начале 20-х годов XX века, выпустив за всю историю своего существования огромное количество велосипедов. Предприятие занималось производством дорожных, спортивных и туристических моделей, снискавших огромную популярность не только у обычного населения, но и среди спортсменов. Вехой в истории производства велосипедов стала проходившая в СССР Олимпиада-80, в преддверии которой завод получил большой заказ на выпуск трековых и шоссейных моделей «Чемпион шоссе» и «Рекорд».

За всю историю своего существования завод выпустил более 30 моделей взрослых и детских велосипедов, среди которых были как эксклюзивные образцы, выпуск которых ограничился двумя-тремя экземплярами, так и массовые модели, такие как «Турист», «Старт-шоссе», «Спутник» и, конечно же, «Украина».

Харьковский велозавод существует и поныне, выпуская современные модели, больше известные под брендом «Водан». Продукция предприятия, как и в старые времена, отличается высокой надёжностью и долговечностью.

Первый мужской велосипед «Украина» сошёл с конвейера предприятия в 1926 году и был оснащён стальной рамой и колёсами размером 26». В таком виде он выпускался до начала Великой Отечественной войны, после чего производство было приостановлено. По окончании ВОВ предприятие вновь приступило к выпуску велосипедов и представило публике модель «Украина» В-120, пришедшую на смену легендарному «Прогрессу» В-110, созданному, в свою очередь, на базе немецкого образца довоенных времён.

Плюсы и минусы

Дорожные велосипеды «Украина» были очень популярны не только в Советском Союзе, но и поставлялись в 28 стран мира. Высокий спрос на советские модели был обусловлен рядом важных достоинств, выгодно отличавших их от велосипедов других производителей.

  • Крепкая и надёжная конструкция позволяла эксплуатировать велосипед в сложных условиях без риска деформации рамы и поломки основных узлов.
  • «Украина» была одним из самых долговечных велосипедов и безотказно служила своим владельцам по нескольку десятилетий. Более того, сохранившиеся до наших дней модели до сих пор на ходу, и единственное, на что сетуют их владельцы – это коррозия металла и необходимость замены седла, которое от времени пришло в негодность.
  • Высокая грузоподъёмность харьковских моделей позволяла осуществлять перевозку на багажнике взрослых пассажиров и транспортировку тяжёлых грузов.

Однако помимо достоинств были у «Украины» и свои недостатки, главным из которых называют большой вес, превышающий 17 кг. Это затрудняло передвижение по пересечённой местности и песку и делало невозможным длительные прогулки. Кроме того, система переключения скоростей у «Украины» отсутствовала, что в сочетании с большим весом ещё больше осложняло управление. Следующим весомым минусом был дефицит запчастей, достать которые не представлялось возможным.

Люди годами ходили в «Спорттовары» в надежде случайно застать в продаже камеры, покрышки, клинья шатунов или тормозные барабаны. Также встречался и мелкий брак, который чаще заключался в перекосе резьбы различных соединений.

Модели и их технические характеристики

Харьковским велозаводом были выпущены несколько моделей «Украина», подробные характеристики которых рассмотрены ниже.

Первой модификацией «Украины» стала мужская модель В-120, выпуск которой пришёлся на 1961–1968 годы. Она отличалась удлинённой рамой, крепкими вилками и усиленными стойками. Последние имели болтовое крепление, чем выгодно отличались от конструкций со сварным соединением. Передняя колёсная втулка имела цельное исполнение, обеспечивающее концентричность шариковых дорожек. Более того, модель В-120 оборудовалась дополнительным ручным тормозом клещевого вида, воздействующим на обод заднего колеса.

Особое внимание следует уделить седлу. Оно имело добавочную переднюю пружину и широкий каркас, что обеспечивало хорошую амортизацию и повышало удобство пользования велосипедом. Багажник также имел усиленную конструкцию, которая обеспечивалась цельнометаллическим, без использования сварки, корпусом и крепкими стойками. Прижим имел пружинное исполнение и очень надёжно фиксировал располагавшийся на нём груз. Заднее колесо можно было закреплять в нужном положении, регулируя при этом натяжение цепи. Сумки для инструментов имели удобный замок и были выполнены в современном по тем временам дизайне. На раму и переднюю вилку был нанесён красивый рисунок, значительно улучшающий внешний вид велосипеда.

База велосипеда составляла 1175 мм, расстояние от каретки до верхней точки подседельной трубы достигало 580 мм, а диаметр колёс был равен 622 мм, что соответствует 28 дюймам. Ввиду больших габаритов пользовались велосипедом преимущественно мужчины, в то время как женщинам и детям управлять им было проблематично. Ширина покрышек достигала 4 см, количество зубьев на передней звезде составляло 48 штук, на задней – 19. Вес В-120 был равен 16,5 кг.

Модель дополнительно комплектовалась насосом, защитой цепи, фарой и мини-динамо-машиной. Большинство моделей окрашивалось в чёрный цвет, хотя встречались и голубые, и даже зелёные образцы. Спицы часто окрашивались в тон раме, поэтому колёса с хромированными спицами попадались редко.

Велосипед «Украина» В-130 вышел в 1966 г. и стал 10-миллионной моделью, выпущенной заводом (в 1979 году был выпущен 20-миллионный экземпляр, а к 1991 году – 30-миллионный). По сравнению с предыдущей моделью у него были более глубокие крылья, педали стали отливаться из алюминиевых сплавов, появилась откидная подножка и багажник над передним колесом. Обода изготавливались из стали и имели П-образный профиль. На переднем ободе присутствовало 36 спиц против 32 у предыдущей модели, что значительно повышало его грузоподъёмность.

Несколькими годами позже свет увидел более совершенный вариант велосипеда В-130 – В-130К, у которого появился вынос руля относительно рулевой колонки и изменилась конфигурация руля. Раму обновлённой модели украшала надпись «Украина» и мелкий симпатичный узор. Выпуск осуществлялся вплоть до 1976 г.

Велосипед «Украина» В-134 выпускался с 1968 по 1975 год и имел откидывающуюся подножку, багажник над передним колесом, защиту цепи и фару. Передний обод включал в себя 32 спицы, а педали, выполненные из стали, имели резиновые вставки. Модель выпускалась в чёрном, красном, голубом и бирюзовом цветах, причём крылья чёрных моделей были украшены белыми линиями, а у моделей других цветов они были чисто-белыми. База велосипеда составляла 1175 мм, высота – 560 и 580 мм, размер колёс – 28», количество зубьев на передней и задней звёздочках – 48 и 19 соответственно.

С 1971 года к раме начали приваривать крюки для насоса, а с 74-го года рукоятки руля приобрели бочковидную форму и стали окрашиваться в белый цвет. Вес В-134 составлял 17 кг, а его стоимость в 1969 г. достигала 51 рубль 70 копеек, притом что средняя зарплата не превышала 80 рублей.

Начиная с 75-го года, ХВЗ начал выпуск моделей с обновлённой маркировкой: 111–413, 111–411 и 111–412. Новые велосипеды унаследовали все главные черты предшественников и отличались незначительными изменениями конструкции и дизайна, такими как наличие ушек для крепления защиты цепи, рулём новой конфигурации и штампованным логотипом «ХВЗ», вместо надписи «Украина» или «Харьков» на корпусе втулки.

Новые модели были укомплектованы насосом, звонком, сумкой с инструментом и велоаптечкой, а некоторые модели дополнительно оснащались подножкой, фарой, динамо-устройством, счётчиком пробега, передним багажником и зеркалом. Начиная с 80-го года, свет увидели модификации 111–421, 111–422 и 111–423, имеющие иную конструкцию седла, более современный декор и изменённые дропауты. Последней советской моделью ХВЗ является модель с укороченной базой «Украина» 111–431.

Далее смотрите процесс реставрации велосипеда ХВЗ «Украина» В-130.

Харьковский велозавод

Харьковский велосипедный завод — советское и украинское промышленное предприятие в Коминтерновском (ныне Слободском) районе Харькова.

ХВЗ являлся одним из основных центров советского [1] и украинского велосипедного машиностроения.

Содержание

История

1923—1991

3 ноября 1923 года Харьковским губисполкомом и горсоветом было принято постановление № 89 «В целях более рационального использования заводов Лейтнера и Блейхерта, объединить эти два завода и их оборудование в одно предприятие. Работу по переоборудованию закончить в течение двух с половиной месяцев». Этот документ является метрическим свидетельством о рождении первого государственного велосипедного завода в СССР [4] .

Ко времени организации велопроизводства на заводе работало всего 50 рабочих и специалистов-практиков, эвакуировавшихся в Харьков из Риги в 1915 году. Они составили костяк будущего коллектива — стали мастерами и инструкторами, обучали новичков. Ручной труд преобладал во всех цехах [4] .

К концу 1923 года в примитивных условиях и в сложной обстановке небольшой коллектив смог изготовить первые образцы нескольких веломашин, а в 1924 году было выпущено уже более 1000 велосипедов [4] .

Вскоре по желанию рабочих завод получил имя Г. И. Петровского [4] .

Первые велосипеды опробовали студенты Государственного института физической культуры А. Князев и И. Фрейдберг, которые совершили на них кругосветное путешествие. В 1924 году они отправились на восток, пересекли Сибирь, Китай, Японию, страны Латинской Америки, Европы и появились снова в Москве в 1927 году.

В 1926 году в производство была запущена первая модель велосипеда «Украина» [1] , популярнейшего и в наше время [5] .

В 1927 году завод выпустил 10874 велосипеда [6] (общая стоимость которых составила 1812,2 тыс. рублей) [7] . В ходе индустриализации СССР завод был реконструирован по проекту проектного института «Гипротракторосельхозмаш» [8] .

В 1932 году завод выпустил 70 тысяч велосипедов (общая стоимость которых составила 13147,9 тыс. рублей) [7] .

До начала Великой Отечественной войны летом 1941 года завод выпустил 1 млн велосипедов. В связи с приближением к городу линии фронта осенью 1941 года завод был эвакуирован [1] в Бухару, где до 1945 года выпускал продукцию для фронта [9] .

В 1945 году завод возобновил производство в Харькове. Начато производство велосипедов В-14, В-17 [1] [9] .

1950—1958 производство унифицированной модели велосипеда «Прогресс» В-110

В 1958 году завод начал экспорт велосипедов в иностранные государства [9] .

В послевоенный период, с 9 мая 1945 года до 1 января 1976 года, завод выпустил 16 млн велосипедов 47 различных моделей (2 млн из которых были проданы в 30 странах мира за границами СССР) [9] .

В конце 1970-х годов завод ежегодно выпускал 800 тысяч велосипедов свыше десяти различных моделей, которые продавались в СССР и шли на экспорт в 30 стран мира [6] .

В 1977 году завод начал выпуск новой модели спортивно-шоссейного велосипеда на замену модели В555, а также осваивал производство новой модели дорожного велосипеда с двухскоростными втулками [10] .

К 1979 году заводом было выпущено 20 млн велосипедов [6] .

В 1983 году на ВДНХ СССР завод представил новые разработки: дорожный велосипед модели «111-4111» и две его модификации — «111-412» и «111-413-Люкс» [11] .

При заводе действовало единственное в СССР конструкторское бюро велостроения [6]  — Центральное конструкторско-технологическое бюро велостроения (ЦКТБ Вело).

К началу 1986 года свыше 900 работников завода были награждены орденами и государственными наградами; завод выпускал свыше 10 моделей дорожных, спортивных и туристских велосипедов, которые продавались в 36 стран мира [12] .

При советской власти завод выпускал и множество разнообразных моделей детских, дорожных, шоссейных и спортивных велосипедов. Некоторые модели выпускаются до настоящего времени и пользуются спросом.

После 1991

С начала девяностых годов экономическое и финансовое положение завода резко ухудшилось, уменьшились объемы производства продукции. В 1999 году акционером «Харьковского велосипедного завода» стала фирма ПВПФ (Частная производственно-промышленная фирма) «ЮСИ» и получила эксклюзивное право на продажу всего ассортимента продукции, который производится этим предприятием.

Начиная с 2001 года, завод начал наращивать объемы производства, существенно расширять ассортимент изделий и восстанавливать утраченные ранее позиции на рынке велопродукции.

В 2001 году завод увеличил объём производства в 2,5 раза по сравнению с 2000 годом, выпустив 80,2 тыс. велосипедов [13] (рекордное количество за весь период после 1991 года) [14] .

24 марта 2009 [15] на заводе сгорел лакокрасочный цех, общая площадь пожара составляла 150 м² [16] [17] . В тушении пожара принимали участие 12 пожарных расчётов, но из-за сильного задымления тушение огня было затруднено [18]

К 2011 году численность работников предприятия сократилась до 500 человек, основным источником дохода предприятия стало предоставление в аренду помещений завода [19] .

В 2012 году завод получил государственный заказ на изготовление велосипедов для «Укрпочты» [20] .

По состоянию на 2016 год, общая производственная мощность ЗАО «Харьковский велосипедный завод» позволяла выпускать до 800 тыс. велосипедов в год. Выпускалось 16 моделей велосипедов. Было налажено производство спортивно-шоссейных велосипедов и комплектующих к ним, а также сопутствующих товаров для быта и отдыха.

По состоянию на 2016 год на заводе ведется сборка велосипедов в основном из импортных компонентов, также собственное изготовление деталей. ХВЗ предлагает покупателям классические дорожные велосипеды «Украина» и «Украина LUX», многоскоростные модели «Турист» и «Эдельвейс», серию современных многоскоростных MTB-велосипедов с алюминиевой рамой для езды по городу и бездорожью, также детские и подростковые модели.

Современное производство

К 2020 году завод практически полностью разобран, на части его площадей строится комплекс бюджетных новостроек, часть площадей заброшена (поросла деревьями, завалена мусором). Часть площадей и офисных помещений сдана в аренду под офисы, склады, небольшие цеха.

По некоторым данным в 2020 году на территории завода делается часть комплектующих для велосипедов марки ХВЗ (рама, багажник, вилка, алюминиевые обода).
К концу 2020 года планируется перенести остатки производства за город. [21]

Харьковский велозавод

Харьковский велосипедный завод — промышленное предприятие в Немышлянском районе Харькова.

ХВЗ являлся одним из основных центров советского [1] и украинского велосипедного машиностроения.

Содержание

История

1923 — 1991

3 ноября 1923 года Харьковским губисполкомом и горсоветом было принято постановление № 89 «В целях более рационального использования заводов Лейтнера и Блейхерта, объединить эти два завода и их оборудование в одно предприятие. Работу по переоборудованию закончить в течение двух с половиной месяцев». Этот документ является метрическим свидетельством о рождении первого государственного велосипедного завода в СССР [4] .

Ко времени организации велопроизводства на заводе работало всего 50 рабочих и специалистов-практиков, эвакуировавшихся в Харьков из Риги в 1915 году. Они составили костяк будущего коллектива — стали мастерами и инструкторами, обучали новичков. Ручной труд преобладал во всех цехах [4] .

К концу 1923 года в примитивных условиях и в сложной обстановке небольшой коллектив смог изготовить первые образцы нескольких веломашин, а в 1924 году было выпущено уже более 1000 велосипедов [4] .

Вскоре по желанию рабочих завод получил имя Г. И. Петровского [4] .

Первые велосипеды опробовали студенты Государственного института физической культуры А. Князев и И. Фрейдберг, которые совершили на них кругосветное путешествие. В 1924 году они отправились на восток, пересекли Сибирь, Китай, Японию, страны Латинской Америки, Европы и появились снова в Москве в 1927 году.

В 1926 году в производство была запущена первая модель велосипеда «Украина» [1] , популярнейшего и в наше время [5] .

В 1927 году завод выпустил 10874 велосипеда [6] (общая стоимость которых составила 1812,2 тыс. рублей) [7] . В ходе индустриализации СССР завод был реконструирован по проекту проектного института «Гипротракторосельхозмаш» [8] .

В 1932 году завод выпустил 70 тысяч велосипедов (общая стоимость которых составила 13147,9 тыс. рублей) [7] .

До начала Великой Отечественной войны летом 1941 года завод выпустил 1 млн. велосипедов. В связи с приближением к городу линии фронта осенью 1941 года завод был эвакуирован [1] в Бухару, где до 1945 года выпускал продукцию для фронта [9] .

В 1945 году завод возобновил производство в Харькове [1] [9] .

В 1958 году завод начал экспорт велосипедов в иностранные государства [9] .

В послевоенный период, с 9 мая 1945 года до 1 января 1976 года, завод выпустил 16 млн. велосипедов 47 различных моделей (2 млн. из которых были проданы в 30 странах мира за границами СССР) [9] .

В конце 1970-х годов завод ежегодно выпускал 800 тысяч велосипедов свыше десяти различных моделей, которые продавались в СССР и шли на экспорт в 30 стран мира [6] .

В 1977 году завод начал выпуск новой модели спортивно-шоссейного велосипеда на замену модели В555, а также осваивал производство новой модели дорожного велосипеда с двухскоростными втулками [10] .

К 1979 году заводом было выпущено 20 млн. велосипедов [6] .

В 1983 году на ВДНХ СССР завод представил новые разработки: дорожный велосипед модели «111-4111» и две его модификации — «111-412» и «111-413-Люкс» [11] .

При заводе действовало единственное в СССР конструкторское бюро велостроения [6] — Центральное конструкторско-технологическое бюро велостроения (ЦКТБ Вело).

К началу 1986 года свыше 900 работников завода были награждены орденами и государственными наградами; завод выпускал свыше 10 моделей дорожных, спортивных и туристских велосипедов, которые продавались в 36 стран мира [12] .

При советской власти завод выпускал и множество разнообразных моделей детских, дорожных, шоссейных и спортивных велосипедов. Некоторые модели выпускаются до настоящего времени и пользуются спросом.

После 1991

В 2001 году завод увеличил объём производства в 2,5 раза по сравнению с 2000 годом, выпустив 80,2 тыс. велосипедов [13] (рекордное количество за весь период после 1991 года) [14] . 24 марта 2009 [15] на заводе сгорел лакокрасочный цех, общая площадь пожара составляла 150 м² [16] [17] . В тушении пожара принимали участие 12 пожарных расчётов, но из-за сильного задымления тушение огня было затруднено [18]

К 2011 году численность работников предприятия сократилась до 500 человек, основным источником дохода предприятия стало предоставление в аренду помещений завода [19] .

В 2012 году завод получил государственный заказ на изготовление велосипедов для «Укрпочты» [20] .

Продукция

  • Велосипеды: детские, подростковые, шоссейные, горные, дорожные, легкодорожные, городские, спортивные (трековые), специальные — трёхосные («рикша»).
  • Изготовление заготовок корпуса задней втулки дорожного велосипеда, втулок заднего колеса в сборе и запасных частей к велосипеду.
  • Производство товаров народного потребления: ручные тележки, сушки для посуды, подставки под горячее и так далее.
  • Услуги: производство велосипедов под заказ, сервисное обслуживание выпускаемой продукции.

Велосипеды дорожные:

  • «Украина»
  • 111-431
  • 111-472 «Эдельвейс» [21]

Велосипеды спортивно-туристические и шоссейные:

  • В-31 «Турист»
  • В-32 «Турист»
  • В-33 «Турист»
  • В-34 «Спутник»
  • В-37 «Спутник»
  • В-39 «Спутник»
  • В-301 «Спутник»
  • 153-411 «Турист»
  • 153-421 «Турист»
  • 153-412 «Спорт»
  • 153-422 «Спорт»
  • 153-413 «. »
  • 153-414 «Спутник»
  • 153-424 «Спутник»
  • В-541 «Спорт»
  • В-542 «Спорт»
  • В-542-01 «Спорт» (манетки на руле)
  • В-551 «Чемпион»
  • В-552 «Харьков»
  • В-552и «Чемпион-шоссе» (спец. заказ)
  • 155-411 «Старт-шоссе»
  • В-553 «Старт-шоссе»
  • В-555 «Старт-шоссе»
  • 155-461 (с 2006 года)
  • 113-622 «Спорт-шоссе»
  • 114-622 «Спорт-шоссе»
  • 153-452 «Турист»

Трековые

  • 156-421 «Рекорд»
  • «Метеор» (спец. заказ)
  • «Квант» (спец. заказ)
  • «Спринт» (спец. заказ)
  • «Тахион» (спец. заказ; конструктор — Р. И. Воронцов)
  • «Спорт» (спец. заказ)

Напишите отзыв о статье «Харьковский велозавод»

Примечания

  1. 12345 Харьковский велосипедный завод им. Г. И. Петровского // Украинская Советская Энциклопедия. том 12. Киев, «Украинская Советская энциклопедия», 1985. стр.36
  2. [www.kharkov.ua/region/history.htm Славные даты истории Слобожанщины и города Харькова] / интернет-сайт города Харькова
  3. [www.ua-region.info/00232779 ХАРЬКОВСКИЙ ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ЗАВОД ИМ. Г.И. ПЕТРОВСКОГО, ПАО — сайт, контакты, адреса, телефоны, продукция и услуги, интернет реклама]
  4. 1234 [usi.ua/velo/index.php?gi=3&st=34 История предприятия]
  5. [www.archive.gov.ua/ukr/viewexhibitions/46.html Історія велосипеда на аркушах конструкторських документів ЦДНТА України]
  6. 1234 Велосипедный завод имени Г. И. Петровского // Г. К. Андреева, В. В. Олейник. Знакомьтесь — Харьков. Харьков, «Прапор», 1979. стр.52-53
  7. 12 Харьков // Большая Советская Энциклопедия. / редколл., гл. ред. О. Ю. Шмидт. 1-е изд. Т.59. М., ОГИЗ, «Советская Энциклопедия», 1935. ст.450-458
  8. Гипротракторосельхозмаш // Г. К. Андреева, В. В. Олейник. Знакомьтесь — Харьков. Харьков, «Прапор», 1979. стр.39
  9. 1234 Велосипедный имени Г. И. Петровского // Харьков: краткая справочная книга. Харьков, «Прапор», 1976. стр.62-63
  10. В. В. Камеристый. Конструкции велосипедов в десятой пятилетке // журнал «Автомобильная промышленность», № 11, 1977. стр.40-42
  11. С. А. Спесивцев. Автомобилестроители Украинской ССР на ВДНХ // журнал «Автомобильная промышленность», № 2, 1983. стр.26-28
  12. И. А. Орленко. Туристу о Харькове. Путеводитель. Харьков, «Прапор», 1986. стр.131
  13. Жить стало. // газета «Сегодня», № 41 (1089) от 21 февраля 2002
  14. «В прошлом году в Украине было выпущено 80200 велосипедов — рекордная за последнее десятилетие цифра. Харьковский велосипедный завод — единственное в нашей стране предприятие, производящее велосипеды и запчасти к ним. Почти пятая часть продукции идет на экспорт«
    Украина — велосипедная страна // газета «Сегодня», № 28 (1076) от 6 февраля 2002
  15. [korrespondent.net/magnolia/783177-spasateli-mchs-likvidirovali-pozhar-na-velozavode-v-harkove Спасатели МЧС ликвидировали пожар на велозаводе в Харькове] // «Корреспондент.NET» от 24 марта 2009
  16. Ирина Стрельник. Пожар на велозаводе: в едком дыму спасатели работали «на ощупь» // газета «Вечерний Харьков» от 26 марта 2009
  17. [www.rbc.ua/rus/news/v_harkove_na_territorii_velosipednogo_zavoda_proizoshel_pozhar_zhertv_net_240320090 В Харькове на территории велосипедного завода произошел пожар, жертв нет] // «РБК — Украина» от 24 марта 2009
  18. [www.sq.com.ua/show_news/84791.html Новости Харькова, свежие харьковские новости дня]
  19. [www.segodnya.ua/regions/kharkov/kharkovckie-promyshlennye-hihanty-utratili-byluju-cilu.html Харьковские промышленные гиганты утратили былую силу. Велосипедов сейчас делают за два месяца столько, сколько за одну смену в 80-е] // «Сегодня.UA» от 8 сентября 2011
  20. В Харьковской области массово появятся свои почтальоны Печкины // газета «Вечерний Харьков» от 19 июня 2012
  21. [www.uzhforum.com/showthread.php?t=1280 Недорогой горный велосипед «Эдельвейс» ХВЗ]

Литература и источники

  • Велосипедный завод имени Г. И. Петровского // Н. Т. Дьяченко, М. В. Уманский, В. В. Олейник. Харьков: путеводитель. 2-е изд., испр. и доп. Харьков, «Прапор», 1967. стр.66

Ссылки

  • [usi.ua/velo/index.php?gi=3&st=61 Сайт завода]
  • [commondatastorage.googleapis.com/static.panoramio.com/photos/original/25224804.jpg Фото продукции]
  • [maps.google.com/maps?f=q&hl=ru&geocode=&q=%D0%A3%D0%B4%D1%8B&sll=50.430502,36.427402&sspn=0.049645,0.1157&ie=UTF8&t=h&om=1&ll=49.980895,36.27928&spn=0.003132,0.007231&z=17&iwloc=addr Завод со спутника]. Можно увеличить

Отрывок, характеризующий Харьковский велозавод

Все замолкли, и негромкий, бархатно приятный голос запел песню. В конце третьей строфы, враз с окончанием последнего звука, двадцать голосов дружно вскрикнули: «Уууу! Идет! Разом! Навались, детки. » Но, несмотря на дружные усилия, плетень мало тронулся, и в установившемся молчании слышалось тяжелое пыхтенье.
– Эй вы, шестой роты! Черти, дьяволы! Подсоби… тоже мы пригодимся.
Шестой роты человек двадцать, шедшие в деревню, присоединились к тащившим; и плетень, саженей в пять длины и в сажень ширины, изогнувшись, надавя и режа плечи пыхтевших солдат, двинулся вперед по улице деревни.
– Иди, что ли… Падай, эка… Чего стал? То то… Веселые, безобразные ругательства не замолкали.
– Вы чего? – вдруг послышался начальственный голос солдата, набежавшего на несущих.
– Господа тут; в избе сам анарал, а вы, черти, дьяволы, матершинники. Я вас! – крикнул фельдфебель и с размаху ударил в спину первого подвернувшегося солдата. – Разве тихо нельзя?
Солдаты замолкли. Солдат, которого ударил фельдфебель, стал, покряхтывая, обтирать лицо, которое он в кровь разодрал, наткнувшись на плетень.
– Вишь, черт, дерется как! Аж всю морду раскровянил, – сказал он робким шепотом, когда отошел фельдфебель.
– Али не любишь? – сказал смеющийся голос; и, умеряя звуки голосов, солдаты пошли дальше. Выбравшись за деревню, они опять заговорили так же громко, пересыпая разговор теми же бесцельными ругательствами.
В избе, мимо которой проходили солдаты, собралось высшее начальство, и за чаем шел оживленный разговор о прошедшем дне и предполагаемых маневрах будущего. Предполагалось сделать фланговый марш влево, отрезать вице короля и захватить его.
Когда солдаты притащили плетень, уже с разных сторон разгорались костры кухонь. Трещали дрова, таял снег, и черные тени солдат туда и сюда сновали по всему занятому, притоптанному в снегу, пространству.
Топоры, тесаки работали со всех сторон. Все делалось без всякого приказания. Тащились дрова про запас ночи, пригораживались шалашики начальству, варились котелки, справлялись ружья и амуниция.
Притащенный плетень осьмою ротой поставлен полукругом со стороны севера, подперт сошками, и перед ним разложен костер. Пробили зарю, сделали расчет, поужинали и разместились на ночь у костров – кто чиня обувь, кто куря трубку, кто, донага раздетый, выпаривая вшей.

Казалось бы, что в тех, почти невообразимо тяжелых условиях существования, в которых находились в то время русские солдаты, – без теплых сапог, без полушубков, без крыши над головой, в снегу при 18° мороза, без полного даже количества провианта, не всегда поспевавшего за армией, – казалось, солдаты должны бы были представлять самое печальное и унылое зрелище.
Напротив, никогда, в самых лучших материальных условиях, войско не представляло более веселого, оживленного зрелища. Это происходило оттого, что каждый день выбрасывалось из войска все то, что начинало унывать или слабеть. Все, что было физически и нравственно слабого, давно уже осталось назади: оставался один цвет войска – по силе духа и тела.
К осьмой роте, пригородившей плетень, собралось больше всего народа. Два фельдфебеля присели к ним, и костер их пылал ярче других. Они требовали за право сиденья под плетнем приношения дров.
– Эй, Макеев, что ж ты …. запропал или тебя волки съели? Неси дров то, – кричал один краснорожий рыжий солдат, щурившийся и мигавший от дыма, но не отодвигавшийся от огня. – Поди хоть ты, ворона, неси дров, – обратился этот солдат к другому. Рыжий был не унтер офицер и не ефрейтор, но был здоровый солдат, и потому повелевал теми, которые были слабее его. Худенький, маленький, с вострым носиком солдат, которого назвали вороной, покорно встал и пошел было исполнять приказание, но в это время в свет костра вступила уже тонкая красивая фигура молодого солдата, несшего беремя дров.
– Давай сюда. Во важно то!
Дрова наломали, надавили, поддули ртами и полами шинелей, и пламя зашипело и затрещало. Солдаты, придвинувшись, закурили трубки. Молодой, красивый солдат, который притащил дрова, подперся руками в бока и стал быстро и ловко топотать озябшими ногами на месте.
– Ах, маменька, холодная роса, да хороша, да в мушкатера… – припевал он, как будто икая на каждом слоге песни.
– Эй, подметки отлетят! – крикнул рыжий, заметив, что у плясуна болталась подметка. – Экой яд плясать!
Плясун остановился, оторвал болтавшуюся кожу и бросил в огонь.
– И то, брат, – сказал он; и, сев, достал из ранца обрывок французского синего сукна и стал обвертывать им ногу. – С пару зашлись, – прибавил он, вытягивая ноги к огню.
– Скоро новые отпустят. Говорят, перебьем до копца, тогда всем по двойному товару.
– А вишь, сукин сын Петров, отстал таки, – сказал фельдфебель.
– Я его давно замечал, – сказал другой.
– Да что, солдатенок…
– А в третьей роте, сказывали, за вчерашний день девять человек недосчитали.
– Да, вот суди, как ноги зазнобишь, куда пойдешь?
– Э, пустое болтать! – сказал фельдфебель.
– Али и тебе хочется того же? – сказал старый солдат, с упреком обращаясь к тому, который сказал, что ноги зазнобил.
– А ты что же думаешь? – вдруг приподнявшись из за костра, пискливым и дрожащим голосом заговорил востроносенький солдат, которого называли ворона. – Кто гладок, так похудает, а худому смерть. Вот хоть бы я. Мочи моей нет, – сказал он вдруг решительно, обращаясь к фельдфебелю, – вели в госпиталь отослать, ломота одолела; а то все одно отстанешь…
– Ну буде, буде, – спокойно сказал фельдфебель. Солдатик замолчал, и разговор продолжался.
– Нынче мало ли французов этих побрали; а сапог, прямо сказать, ни на одном настоящих нет, так, одна названье, – начал один из солдат новый разговор.
– Всё казаки поразули. Чистили для полковника избу, выносили их. Жалости смотреть, ребята, – сказал плясун. – Разворочали их: так живой один, веришь ли, лопочет что то по своему.
– А чистый народ, ребята, – сказал первый. – Белый, вот как береза белый, и бравые есть, скажи, благородные.
– А ты думаешь как? У него от всех званий набраны.
– А ничего не знают по нашему, – с улыбкой недоумения сказал плясун. – Я ему говорю: «Чьей короны?», а он свое лопочет. Чудесный народ!
– Ведь то мудрено, братцы мои, – продолжал тот, который удивлялся их белизне, – сказывали мужики под Можайским, как стали убирать битых, где страженья то была, так ведь что, говорит, почитай месяц лежали мертвые ихние то. Что ж, говорит, лежит, говорит, ихний то, как бумага белый, чистый, ни синь пороха не пахнет.
– Что ж, от холода, что ль? – спросил один.
– Эка ты умный! От холода! Жарко ведь было. Кабы от стужи, так и наши бы тоже не протухли. А то, говорит, подойдешь к нашему, весь, говорит, прогнил в червях. Так, говорит, платками обвяжемся, да, отворотя морду, и тащим; мочи нет. А ихний, говорит, как бумага белый; ни синь пороха не пахнет.
Все помолчали.
– Должно, от пищи, – сказал фельдфебель, – господскую пищу жрали.
Никто не возражал.
– Сказывал мужик то этот, под Можайским, где страженья то была, их с десяти деревень согнали, двадцать дён возили, не свозили всех, мертвых то. Волков этих что, говорит…
– Та страженья была настоящая, – сказал старый солдат. – Только и было чем помянуть; а то всё после того… Так, только народу мученье.
– И то, дядюшка. Позавчера набежали мы, так куда те, до себя не допущают. Живо ружья покидали. На коленки. Пардон – говорит. Так, только пример один. Сказывали, самого Полиона то Платов два раза брал. Слова не знает. Возьмет возьмет: вот на те, в руках прикинется птицей, улетит, да и улетит. И убить тоже нет положенья.
– Эка врать здоров ты, Киселев, посмотрю я на тебя.
– Какое врать, правда истинная.
– А кабы на мой обычай, я бы его, изловимши, да в землю бы закопал. Да осиновым колом. А то что народу загубил.
– Все одно конец сделаем, не будет ходить, – зевая, сказал старый солдат.
Разговор замолк, солдаты стали укладываться.
– Вишь, звезды то, страсть, так и горят! Скажи, бабы холсты разложили, – сказал солдат, любуясь на Млечный Путь.
– Это, ребята, к урожайному году.
– Дровец то еще надо будет.
– Спину погреешь, а брюха замерзла. Вот чуда.
– О, господи!
– Что толкаешься то, – про тебя одного огонь, что ли? Вишь… развалился.
Из за устанавливающегося молчания послышался храп некоторых заснувших; остальные поворачивались и грелись, изредка переговариваясь. От дальнего, шагов за сто, костра послышался дружный, веселый хохот.
– Вишь, грохочат в пятой роте, – сказал один солдат. – И народу что – страсть!
Один солдат поднялся и пошел к пятой роте.
– То то смеху, – сказал он, возвращаясь. – Два хранцуза пристали. Один мерзлый вовсе, а другой такой куражный, бяда! Песни играет.
– О о? пойти посмотреть… – Несколько солдат направились к пятой роте.

Пятая рота стояла подле самого леса. Огромный костер ярко горел посреди снега, освещая отягченные инеем ветви деревьев.
В середине ночи солдаты пятой роты услыхали в лесу шаги по снегу и хряск сучьев.
– Ребята, ведмедь, – сказал один солдат. Все подняли головы, прислушались, и из леса, в яркий свет костра, выступили две, держащиеся друг за друга, человеческие, странно одетые фигуры.
Это были два прятавшиеся в лесу француза. Хрипло говоря что то на непонятном солдатам языке, они подошли к костру. Один был повыше ростом, в офицерской шляпе, и казался совсем ослабевшим. Подойдя к костру, он хотел сесть, но упал на землю. Другой, маленький, коренастый, обвязанный платком по щекам солдат, был сильнее. Он поднял своего товарища и, указывая на свой рот, говорил что то. Солдаты окружили французов, подстелили больному шинель и обоим принесли каши и водки.

Источники:

https://velo-harkov.city/velosipedy/
https://vplate.ru/velosiped/brendy/ukraina/
https://wiki4.ru/wiki/%D0%A5%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4
http://wiki-org.ru/wiki/%D0%A5%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4