Харьковский велозавод

Содержание скрыть

Харьковский велозавод

Харьковский велосипедный завод — советское и украинское промышленное предприятие в Коминтерновском (ныне Слободском) районе Харькова.

ХВЗ являлся одним из основных центров советского [1] и украинского велосипедного машиностроения.

Содержание

История [ | код ]

1923—1991 [ | код ]

3 ноября 1923 года Харьковским губисполкомом и горсоветом было принято постановление № 89 «В целях более рационального использования заводов Лейтнера и Блейхерта, объединить эти два завода и их оборудование в одно предприятие. Работу по переоборудованию закончить в течение двух с половиной месяцев». Этот документ является метрическим свидетельством о рождении первого государственного велосипедного завода в СССР [4] .

Ко времени организации велопроизводства на заводе работало всего 50 рабочих и специалистов-практиков, эвакуировавшихся в Харьков из Риги в 1915 году. Они составили костяк будущего коллектива — стали мастерами и инструкторами, обучали новичков. Ручной труд преобладал во всех цехах [4] .

К концу 1923 года в примитивных условиях и в сложной обстановке небольшой коллектив смог изготовить первые образцы нескольких веломашин, а в 1924 году было выпущено уже более 1000 велосипедов [4] .

Вскоре по желанию рабочих завод получил имя Г. И. Петровского [4] .

Первые велосипеды опробовали студенты Государственного института физической культуры А. Князев и И. Фрейдберг, которые совершили на них кругосветное путешествие. В 1924 году они отправились на восток, пересекли Сибирь, Китай, Японию, страны Латинской Америки, Европы и появились снова в Москве в 1927 году.

В 1926 году в производство была запущена первая модель велосипеда «Украина» [1] , популярнейшего и в наше время [5] .

В 1927 году завод выпустил 10874 велосипеда [6] (общая стоимость которых составила 1812,2 тыс. рублей) [7] . В ходе индустриализации СССР завод был реконструирован по проекту проектного института «Гипротракторосельхозмаш» [8] .

В 1932 году завод выпустил 70 тысяч велосипедов (общая стоимость которых составила 13147,9 тыс. рублей) [7] .

До начала Великой Отечественной войны летом 1941 года завод выпустил 1 млн велосипедов. В связи с приближением к городу линии фронта осенью 1941 года завод был эвакуирован [1] в Бухару, где до 1945 года выпускал продукцию для фронта [9] .

В 1945 году завод возобновил производство в Харькове. Начато производство велосипедов В-14, В-17 [1] [9] .

1950—1958 производство унифицированной модели велосипеда «Прогресс» В-110

В 1958 году завод начал экспорт велосипедов в иностранные государства [9] .

В послевоенный период, с 9 мая 1945 года до 1 января 1976 года, завод выпустил 16 млн велосипедов 47 различных моделей (2 млн из которых были проданы в 30 странах мира за границами СССР) [9] .

В конце 1970-х годов завод ежегодно выпускал 800 тысяч велосипедов свыше десяти различных моделей, которые продавались в СССР и шли на экспорт в 30 стран мира [6] .

В 1977 году завод начал выпуск новой модели спортивно-шоссейного велосипеда на замену модели В555, а также осваивал производство новой модели дорожного велосипеда с двухскоростными втулками [10] .

К 1979 году заводом было выпущено 20 млн велосипедов [6] .

В 1983 году на ВДНХ СССР завод представил новые разработки: дорожный велосипед модели «111-4111» и две его модификации — «111-412» и «111-413-Люкс» [11] .

При заводе действовало единственное в СССР конструкторское бюро велостроения [6]  — Центральное конструкторско-технологическое бюро велостроения (ЦКТБ Вело).

К началу 1986 года свыше 900 работников завода были награждены орденами и государственными наградами; завод выпускал свыше 10 моделей дорожных, спортивных и туристских велосипедов, которые продавались в 36 стран мира [12] .

При советской власти завод выпускал и множество разнообразных моделей детских, дорожных, шоссейных и спортивных велосипедов. Некоторые модели выпускаются до настоящего времени и пользуются спросом.

После 1991 [ | код ]

С начала девяностых годов экономическое и финансовое положение завода резко ухудшилось, уменьшились объемы производства продукции. В 1999 году акционером «Харьковского велосипедного завода» стала фирма ПВПФ (Частная производственно-промышленная фирма) «ЮСИ» и получила эксклюзивное право на продажу всего ассортимента продукции, который производится этим предприятием.

Начиная с 2001 года, завод начал наращивать объемы производства, существенно расширять ассортимент изделий и восстанавливать утраченные ранее позиции на рынке велопродукции.

В 2001 году завод увеличил объём производства в 2,5 раза по сравнению с 2000 годом, выпустив 80,2 тыс. велосипедов [13] (рекордное количество за весь период после 1991 года) [14] .

24 марта 2009 [15] на заводе сгорел лакокрасочный цех, общая площадь пожара составляла 150 м² [16] [17] . В тушении пожара принимали участие 12 пожарных расчётов, но из-за сильного задымления тушение огня было затруднено [18]

К 2011 году численность работников предприятия сократилась до 500 человек, основным источником дохода предприятия стало предоставление в аренду помещений завода [19] .

В 2012 году завод получил государственный заказ на изготовление велосипедов для «Укрпочты» [20] .

По состоянию на 2016 год, общая производственная мощность ЗАО «Харьковский велосипедный завод» позволяла выпускать до 800 тыс. велосипедов в год. Выпускалось 16 моделей велосипедов. Было налажено производство спортивно-шоссейных велосипедов и комплектующих к ним, а также сопутствующих товаров для быта и отдыха.

По состоянию на 2016 год на заводе ведется сборка велосипедов в основном из импортных компонентов, также собственное изготовление деталей. ХВЗ предлагает покупателям классические дорожные велосипеды «Украина» и «Украина LUX», многоскоростные модели «Турист» и «Эдельвейс», серию современных многоскоростных MTB-велосипедов с алюминиевой рамой для езды по городу и бездорожью, также детские и подростковые модели.

Современное производство [ | код ]

К 2020 году завод практически полностью разобран, на части его площадей строится комплекс бюджетных новостроек, часть площадей заброшена (поросла деревьями, завалена мусором). Часть площадей и офисных помещений сдана в аренду под офисы, склады, небольшие цеха.

По некоторым данным в 2020 году на территории завода делается часть комплектующих для велосипедов марки ХВЗ (рама, багажник, вилка, алюминиевые обода).
К концу 2020 года планируется перенести остатки производства за город. [21]

Харьковский велозавод

Харьковский велосипедный завод — советское и украинское промышленное предприятие в Коминтерновском (ныне Слободском) районе Харькова.

ХВЗ являлся одним из основных центров советского [1] и украинского велосипедного машиностроения.

1923—1991

3 ноября 1923 года Харьковским губисполкомом и горсоветом было принято постановление № 89 «В целях более рационального использования заводов Лейтнера и Блейхерта, объединить эти два завода и их оборудование в одно предприятие. Работу по переоборудованию закончить в течение двух с половиной месяцев». Этот документ является метрическим свидетельством о рождении первого государственного велосипедного завода в СССР [4] .

Ко времени организации велопроизводства на заводе работало всего 50 рабочих и специалистов-практиков, эвакуировавшихся в Харьков из Риги в 1915 году. Они составили костяк будущего коллектива — стали мастерами и инструкторами, обучали новичков. Ручной труд преобладал во всех цехах [4] .

К концу 1923 года в примитивных условиях и в сложной обстановке небольшой коллектив смог изготовить первые образцы нескольких веломашин, а в 1924 году было выпущено уже более 1000 велосипедов [4] .

Вскоре по желанию рабочих завод получил имя Г. И. Петровского [4] .

Первые велосипеды опробовали студенты Государственного института физической культуры А. Князев и И. Фрейдберг, которые совершили на них кругосветное путешествие. В 1924 году они отправились на восток, пересекли Сибирь, Китай, Японию, страны Латинской Америки, Европы и появились снова в Москве в 1927 году.

В 1926 году в производство была запущена первая модель велосипеда «Украина» [1] , популярнейшего и в наше время [5] .

В 1927 году завод выпустил 10874 велосипеда [6] (общая стоимость которых составила 1812,2 тыс. рублей) [7] . В ходе индустриализации СССР завод был реконструирован по проекту проектного института «Гипротракторосельхозмаш» [8] .

В 1932 году завод выпустил 70 тысяч велосипедов (общая стоимость которых составила 13147,9 тыс. рублей) [7] .

До начала Великой Отечественной войны летом 1941 года завод выпустил 1 млн велосипедов. В связи с приближением к городу линии фронта осенью 1941 года завод был эвакуирован [1] в Бухару, где до 1945 года выпускал продукцию для фронта [9] .

В 1945 году завод возобновил производство в Харькове. Начато производство велосипедов В-14, В-17 [1] [9] .

1950—1958 производство унифицированной модели велосипеда «Прогресс» В-110

В 1958 году завод начал экспорт велосипедов в иностранные государства [9] .

В послевоенный период, с 9 мая 1945 года до 1 января 1976 года, завод выпустил 16 млн велосипедов 47 различных моделей (2 млн из которых были проданы в 30 странах мира за границами СССР) [9] .

В конце 1970-х годов завод ежегодно выпускал 800 тысяч велосипедов свыше десяти различных моделей, которые продавались в СССР и шли на экспорт в 30 стран мира [6] .

В 1977 году завод начал выпуск новой модели спортивно-шоссейного велосипеда на замену модели В555, а также осваивал производство новой модели дорожного велосипеда с двухскоростными втулками [10] .

К 1979 году заводом было выпущено 20 млн велосипедов [6] .

В 1983 году на ВДНХ СССР завод представил новые разработки: дорожный велосипед модели «111-4111» и две его модификации — «111-412» и «111-413-Люкс» [11] .

При заводе действовало единственное в СССР конструкторское бюро велостроения [6] — Центральное конструкторско-технологическое бюро велостроения (ЦКТБ Вело).

К началу 1986 года свыше 900 работников завода были награждены орденами и государственными наградами; завод выпускал свыше 10 моделей дорожных, спортивных и туристских велосипедов, которые продавались в 36 стран мира [12] .

При советской власти завод выпускал и множество разнообразных моделей детских, дорожных, шоссейных и спортивных велосипедов. Некоторые модели выпускаются до настоящего времени и пользуются спросом.

После 1991

С начала девяностых годов экономическое и финансовое положение завода резко ухудшилось, уменьшились объемы производства продукции. В 1999 году акционером «Харьковского велосипедного завода» стала фирма ПВПФ (Частная производственно-промышленная фирма) «ЮСИ» и получила эксклюзивное право на продажу всего ассортимента продукции, который производится этим предприятием.

Начиная с 2001 года, завод начал наращивать объемы производства, существенно расширять ассортимент изделий и восстанавливать утраченные ранее позиции на рынке велопродукции.

В 2001 году завод увеличил объём производства в 2,5 раза по сравнению с 2000 годом, выпустив 80,2 тыс. велосипедов [13] (рекордное количество за весь период после 1991 года) [14] .

24 марта 2009 [15] на заводе сгорел лакокрасочный цех, общая площадь пожара составляла 150 м² [16] [17] . В тушении пожара принимали участие 12 пожарных расчётов, но из-за сильного задымления тушение огня было затруднено [18]

К 2011 году численность работников предприятия сократилась до 500 человек, основным источником дохода предприятия стало предоставление в аренду помещений завода [19] .

В 2012 году завод получил государственный заказ на изготовление велосипедов для «Укрпочты» [20] .

По состоянию на 2016 год, общая производственная мощность ЗАО «Харьковский велосипедный завод» позволяла выпускать до 800 тыс. велосипедов в год. Выпускалось 16 моделей велосипедов. Было налажено производство спортивно-шоссейных велосипедов и комплектующих к ним, а также сопутствующих товаров для быта и отдыха.

По состоянию на 2016 год на заводе ведется сборка велосипедов в основном из импортных компонентов, также собственное изготовление деталей. ХВЗ предлагает покупателям классические дорожные велосипеды «Украина» и «Украина LUX», многоскоростные модели «Турист» и «Эдельвейс», серию современных многоскоростных MTB-велосипедов с алюминиевой рамой для езды по городу и бездорожью, также детские и подростковые модели.

Современное производство

К 2020 году завод практически полностью разобран, на части его площадей строится комплекс бюджетных новостроек, часть площадей заброшена (поросла деревьями, завалена мусором). Часть площадей и офисных помещений сдана в аренду под офисы, склады, небольшие цеха.

По некоторым данным в 2020 году на территории завода делается часть комплектующих для велосипедов марки ХВЗ (рама, багажник, вилка, алюминиевые обода).
К концу 2020 года планируется перенести остатки производства за город. [21]

Где находится ближайший велотрек? Список велодромов.

Совсем недавно мы говорили о том, чем можно заменить велосипед зимой. Среди прочих вариантов, если вы еще не читали ту статью, обсуждался поход на велотрек. Альтернатива интересная, хорошая, но присутствует далеко не в каждом городе. В этой статье мы расскажем о велотреках и велодромах подробнее, а также перечислим существующие. Перечислять, правда, будем недолго – мало их.

Велотреки создаются исключительно для спортивных целей, спортсмены на них тренируются, испытывают новые велосипеды и соревнуются. Строятся треки в форме овала с углами наклона на поворотах в 42 градуса, а на прямых участках в 12 градусов. Наклоны эти помогают гонщикам выдерживать высокий темп движения без снижения скорости в тех самых поворотах. Дистанция трека колеблется от 133 до 500 м при ширине 5-10 м. Международные соревнования (Чемпионат Мира, Олимпийские игры) проходят на дистанции 250 м, а ширина требуется 7 м.. Покрытие велотрека бывает бетонным или, что является классикой, деревянным. На него наносится специальная разметка, позволяющая ориентироваться гонщикам и производить точные измерения параметров движения. Важно, также отметить, что параметры велотреков регламентируются правилами международной организации UCI. Под ее началом проводятся все значимые международные соревнования на велосипедах.

Велотрек является частью велодрома. Последний обустроен таким образом, чтобы райдерам было где не только педали покрутить, но и провести ряд необходимых ритуалов до и после велосипедных процедур.

И скорость. На трековых велосипедах гонщики набирают скорость 70-90 км/ч – неплохо для велосипеда с одной-то скоростью. Минимальная скорость прохождения виража должна быть не ниже 35 км/ч, чтобы попросту не соскользнуть по наклонной поверхности. Движение по треку осуществляется против часовой стрелки.

С этим разобрались, теперь обратимся к географии и посмотрим, жителям каких стран и городов повезло больше других.

Украина

Киевский велотрек

Киев

Длина – 266 м
Ширина – 8 м
Полотно – бетон
Под открытым небом

Первый циклодром в Киеве был построен в 1899 году. Второй в 1913-м году, а в 1967-м был полностью реконструирован с пристройкой административного здания. К сожалению, в 2009 году велотрек был частично разрушен, но уже в 2016-2017-х годах восстановлен и реконструирован. Киевский велотрек находится под открытым небом, посему для зимних увеселений не пригоден.

Велотрек «Динамо»

Харьков

Длина 333,3 м
Ширина 8 м
Полотно – бетон
Под открытым небом

Родина велосипедов ХВЗ, таких любимых и популярных по сей день, несмотря на сильнейшее моральное устаревание. Ну, любят их за аскетизм и простоту. Было бы странно, если бы город-родитель великого множества велосипедов жил без велодрома. Харьковский велотрек был построен в 1958-м году, он является частью спортивного комплекса. В 2016-2017-м годах велотрек был реконструирован.

Велотрек СКА

Львов

Длина – 382 м
Ширина – 4,5 м (наклон 47 градусов)
Полотно – сибирская лиственница
Крытый

Единственный крытый велотрек в Украине находится во Львове, построен он в 1980-м году в рамках спортивного комплекса. Особенность Львовского велотрека заключается в его небольшой ширине – всего 4,5 м, что накладывает ограничения на проведение международных соревнований (необходимо 7м). Компенсируется недостаток ширины большим углом наклона – 47 градусов, что позволяет повысить скорость прохождения виражей. Покрытие полотна выполнено деревянными досками толщиной 20 см. В спортивный комплекс также входит футбольный стадион и другие сооружения.

Беларусь

Минск-арена

Минск

Длина – 250 м
Ширина – 7,3 м (наклон 41 градус)
Полотно – сибирская ель
Крытый

Минский велодром построен в рамках большого спортивного комплекса в 2008-м году с учетом всех международных стандартов. В 2009 году он принимал Чемпионат Европы, куда съехалось более 400 спортсменов. В 2013-м году в Минске прошел Чемпионат Мира по велоспорту на треке. Шикарный новый комплекс… ох, и красивый. Построен объект инфраструктуры города с велодромом благодаря указу президента от 2005 года. Молодцы ребята, что тут еще можно сказать) Современно, международно-актуально, воодушевляюще.

Россия (крытые велотреки)

Крылатское

Москва

Длина – 333,33 м
Ширина – 10 м (наклон 42 градуса)
Полотно – сибирская лиственница

Крытый

Велодром в Москве, наверное, один из самых интересных, что и не удивительно, ведь строился он к Олимпийским играм 1980-го года. На момент постройки, а это был 1979 год, велотрек в Крылатском был еще и одним из самых быстрых в мире, позволяя развивать скорость до 90 км/ч. Возможным это было благодаря уникальной геометрии, где прямые участки составляли протяженность всего 37 метров. На Олимпийских играх, для которых он и строился, спортсмены установили 13 новых мировых рекордов. Последующие 20 лет в Крылатском обогатили мир еще на 200 рекордов.

Локосфинкс

Санкт-Петербург

Длина – 250 м
Ширина – 8,5 м

Крытый

Велотрек в Питере был построен в 1956 году и демонтирован в 2006, так как не соответствовал современным требованиям. В 2008 году город обзавелся новым велотреком, который соответствует всем международным стандартам. К сожалению, информации о данном велодроме в сети интернет практически нет. Даже технические параметры его удается узнать с большим трудом.

Омский Велотрек

Омск

Спортивное сооружение в Сибири открыло свои двери велосипедистам в 2014 году. Разумеется, он соответствует всем международным стандартам. Проблема только в том, что информации о нём тоже очень мало. Известно только, что он есть.

Россия (Велотреки под открытым небом)

Тульский велотрек

Тула

Первый циклодром в Туле появился в 1896-м году, в 1910-м он пережил реконструкцию. Вторая реконструкция прошла в 1939-м году, а потом еще и в 1953-м. Тульский велотрек один из немногих (один, если быть точным), который может похвастать посещением Л.Н. Толстого. Известно также, что покрытие на нем бетонное, а функционирует он по сей день. Даже соревнования принимает и готовится к реконструкции.

Велотрек «Сатурн»

Пенза

Длина – 333,33 м
Ширина – 6 м
Полотно — бетон

Открыт велотрек в 1981-м году, работает он и в наши дни, принимая областные и всероссийские соревнования.

Ярославский велотрек

Ярославль

Еще один велодром, о котором очень мало информации. Известно, что построен он в 1970-х годах. При велодроме есть даже небольшая гостиница и велошкола, где около 200 воспитанников делят между собой 45 велосипедов.

Велотрек «Локомотив»

Ростов-на-Дону

Ну… он есть и это уже лучше, чем “ничего”.

Казахстан

Республиканский велотрек «Сарыарка»

Нур-Султан (Астана)

Длина – 250 м
Ширина – 7 м (наклон 42 градуса)
Полотно – сибирский кедр
Крытый

Велотрек построен в 2009-2011 годах и представляет из себя сооружение в виде велосипедного шлема. Дерево для трека выдерживалось в специальных камерах около 2-х лет, чтобы в дальнейшем, при эксплуатации, не происходило деформации. Строился комплекс для VII зимних Азиатских игр, после чего велотрек был признан лучшим в мире. Да, настолько серьезно в Казахстане подошли к вопросу строительства и соответствия международным требованиям.

Алматинский велотрек

Длина – 333,33 м
Ширина – 7 м (наклон 37 градусов)
Полотно – неизвестно
Под открытым небом

В 2019-м году в строй вошел велотрек, который простоял без работы почти 30 лет. Построен он был изначально в 1979 году, очевидно, что СССР так готовился к Олимпийским играм – строил велотреки по всей стране.

Туркменистан

Ашхабадский велотрек

Ашхабад

Длина – 250 м
Ширина – 7,1 м
Полотно -– неизвестно
Крытый

Построен крытый велотрек в 2012-2014-м годах к Азиатским играм 2017-го года.

Он современный, интересный и в 2021-м году в нём будут проводиться UCI Track Cycling World Championship. Источники утверждают, что материал полотна произведен в Финляндии. Надо полагать, что уровень трека подразумевает использование качественного дерева. Казахстан, кстати, тоже принимает соревнования под эгидой UCI, такие велотреки просто так не строят.

Велотреки в других странах

В западной Европе велотреков довольно много и описать все невозможно в рамках одной статьи. Поэтому ограничимся велодромами, которые недавно принимали или скоро будут принимать Чемпионат мира по трековым велогонкам (UCI Track Cycling World Championships). А больше всего велотреков на душу населения в Японии, но велокультура в Стране восходящего солнца это тема совсем другой статьи.

Польша, Прушкув (BGZ Arena)

В 2019-м году в в Прушкуве прошел Чемпионат Мира по трековым велогонкам под эгидой UCI. Было разыграно 20 комплектов медалей, по 10 среди мужчин и женщин.

Германия, Берлин (Velodrom)

Построен велодром в 1997 году с прицелом на проведение Олимпийских игр 2000-го года. К сожалению, заявка Германии была отклонена. В 2020-м году с 26-го февраля по 1 марта Берлин принимал Чемпионат Мира по трековым велогонкам.

Туркменистан, Ашхабад (Ашхабадский велотрек)

Франция, Париж (Велодром Сен-Кантен-ан-Ивелин)

Vélodrome de Saint-Quentin-en-Yvelines

Чемпионат Мира по трековым велогонкам 2022-года пройдет в Париже, на следующий год после Ашхабада

Сколько стоил велосипед в СССР: цены детских, городских складных моделей

Автор: Елена Владимировна Новикова. Копирайтер, журналист, маркетолог. Высшее образование, КарГу имени Е.А. Букетова.. Дата: 29 января 2021. Обновление статьи: 24.01.2021. Время чтения 8 мин.

Все мальчишки и девчонки в СССР проводили свободное время не в интернете, а рассекая на велосипедах. Такая покупка была доступна среднестатистическому советскому труженику, так как цены простых моделей составляли 45–75 руб. Складные, туристические были дороже, но и их стоимость не превышала 192 руб.

Двухколесные и трехколесные «друзья» всегда пользовались особой народной любовью в Советском Союзе. Уже давно исчезла страна, скорость жизни увеличилась в разы, но популярность их не прошла. Однозначно изменилась функциональность и цены, но, чтобы понять насколько, сравним с характеристиками и стоимостью велосипедов в СССР.

Предыстория

Любили прогулки на железном коне и до революции, но в тот период позволить это могли только обеспеченные люди. Семнадцатый год сравнял социальные слои. Поэтому правительству пришлось задуматься о возможности серийного производства такого транспорта.

велосипеды до революции были очень экстравагантными

Фото: велосипеды до революции были очень экстравагантными

Первым специализированным предприятием стал Харьковский велосипедный завод. В ноябре 1923 г. с его контейнера вышла первая партия в 1 000 изделий. Выпуск приостанавливался только на время Великой Отечественной войны, но возобновился сразу после её завершения.

Предприятия по выпуску действовали в Москве, Минске, Перми и других городах. На любом из этих заводов изготавливали качественные образцы. Это достигалось за счет применения высококачественных материалов. У велосипедов тех лет практически не было дополнительных аксессуаров, зато бонусом шла высокая коррозийная прочность.

Одной из первых моделей стал «ЗИЧ-1», производство которого было налажено в 1946 г. на новосибирском авиационном заводе. На нем была предусмотрена стальная прочная рама, для лучшей аэродинамики – руль сконструирован в спортивном варианте.

ЗИЧ-1

Еще одним популярным дорожным мужским вариантом в пятидесятых годах стал байк «Урал». Велосипед сконструировали с расчетом на повышенную устойчивость.

Урал

Фото: «Урал» с сумкой для инструментов в комплекте

«Младший брат» «Уралец» предназначался для подростков старше 10 лет. Кстати, выпускали его до 1994 г.

От редактора! В послевоенные годы велосипед еще оставался роскошью для людей со средним доходом. Мальчишки мечтали о таком транспортном средстве. По данным ЦСУ СССР, в 1953 г. он стоил 592 руб., тогда как зарплата по стране была 558 руб., а в сельском хозяйстве и вовсе 445 руб. Для сравнения: говядину можно было купить за 12,50 руб., сливочное масло – за 25,50 руб., а 1 кг сахара – за 12,60 руб.

Стоимость и модели

Информация о ценах сохранилась благодаря не только воспоминаниям, но и сведениям из паспортов.

Таблица 1. Стоимость некоторых велобайков СССР

Модель Год В сов. руб. Средняя з/та По курсу 2020 г., рос. руб.
Турист 1979 104 148,74 46 157
Орленок 45 19 971
Аист 1989 74,70 217,74 20 255
Кама 1989 100 217,74 27 114
Турист 1990 192 248,40 49 668

Источник: паспорта и инструкций

От редактора для сравнения! Цены в 1989–1990 гг. на другие товары: мясо – 2,30 руб., картофель – 30 коп., хлебобулочные изделия – в среднем 31 коп.

Как видим, советский человек мог позволить себе купить велосипед, но выбор был ограниченным.

Справка от редактора! Для пересчета в современные рубли применен курс соответствующих лет и калькулятор инфляции доллара.

Для детей

В Советском Союзе серьезно занимались производством именно детских велосипедов. При создании любого такого проекта конструкторы ориентировались на возрастные особенности будущего потребителя.

Для самых маленьких отлично подходил трёхколёсный «Малыш», выпускаемый с 1962 г. На нем мог передвигаться ребенок с года до трех. Для ребят постарше хорошо подходил «Дружок», на нем можно было оттачивать навыки езды на двухколесном велосипеде.

Малыш

Фото: первый друг советских ребят – «Малыш».

Многие сегодняшние взрослые старшего поколения вспоминают, что они научились кататься на «Школьнике». Его производство началось еще в 1956 г. на профильном предприятии города Горький. Прогулочный двухколесный друг был предназначен для езды по асфальту или дорогам с ровным покрытием.

Школьник

Фото: легендарный «Школьник»

Ранние модели делились по гендерному признаку. Для мальчиков выпускали велосипеды с рамой закрытого типа, для девочек – она смещена под углом немного вниз. В остальном конструкцию транспорта можно было назвать довольно примитивной.

В пятидесятых годах был популярен еще один детский велотрансформер. «Ветерок» можно было использовать в качестве двух- или трехколесной модели. Такой вариант предназначался для детей старше 3 лет.

Городские

Самыми любимыми среди школьников младшего возраста были «Орленок» и «Ласточка». Прототипом такого транспорта стали немецкие довоенные образцы. Первые партии увидели свет в 1949 г. Их выпуск без особых технических доработок продолжался до 1979 г.

В конце периода продаж цена велосипеда составляла 45 руб. Это было намного меньше автомобиля. Например, ВАЗ-2106 можно было купить за 8 400 руб.

Разница двух одинаковых моделей заключалась в геометрии рам. У «мужского» варианта она была закрытая, а у женского – открытая.

Технически изогнутая рама у «Орленка» создавалась, чтобы его было удобно транспортировать на плече вверх по лестничному пролету. От остальных детских моделей этот образец отличали взрослые детали. А это уже считалось по-настоящему «крутым» признаком.

Орленок

Для старшего поколения больше подходил «Турист». Эта модель была выпущена в массы в 1949 г. Его преемник «Спутник» являлся дорожно-туристическим вариантом, который использовали и как прогулочный, и как скоростной велосипед. Он появился в 1961 г. как результат переименования «Туриста» и выпускался до 1983 г.

Складные

Такой транспорт был удобен в перемещении, но уступал своими качественными характеристиками.

Самая известная модель в Союзе – «Кама» пермского производства. У нее был высокий руль, удобное сиденье.

Не меньшей популярностью пользовался «Салют» этого же производителя. Замок для складывания был встроен в открытую раму. Эта модель была похожа на предыдущую, но шла на более крупных колесах. Пользователи отмечали, что полезность от складывания была востребована только при хранении. В общественном транспорте «Салют» неудобно было провозить даже в сложенном виде.

Салют

Еще одной интересной моделью стал «Аист». Этот простой велосипед «родился» на минском производстве еще в 1947 г. и выпускался вплоть до 1992 г. без особых изменений.

Интересно! В 1950 г. продали стотысячный «Аист».

Среди ощутимых преимуществ – металлические крылья, защита цепи, светоотражающие элементы, багажник, звонок и даже сумка с инструментами.

Спортивные

Небольшая доля советского велопроизводства ориентировалась именно на спортивные модели. Например, «Москва-80» разработана специально для гонок на шоссе.

Интересный факт: этот велосипед разрабатывали для подготовки и дальнейшего участия советских спортсменов в будущей Олимпиаде. Но несмотря на большую проделанную работу, команда от Союза так и не приняла на них участие в общем соревновании, пересев на проверенные итальянские Colnago. «Москву-80» «оседлали» камерунские спортсмены.

предолимпиадная «Москва-80»

Фото: предолимпиадная «Москва-80»

Еще одним «гоночным» вариантом стал «Рекорд». Специальная конструкция рамы выполнялась из тонкостенных труб. Руль также был переделан под свойства аэродинамики.

А вот следующая модель – «Спринт» – еще и трансформировался под использовавшего его спортсмена. Вес таких транспортных устройств не поднимался выше 9 кг.

Было и стало

Во времена СССР велосипед стоил от 45 до 192 сов. руб., или от 19 971 до 49 668 руб. в пересчете на деньги 2020 г. В любом случае, среднестатистический советский гражданин тратил на покупку меньше 1 зарплаты.

Наши современники продолжили традицию любви к этому виду транспорта. Конечно, сегодняшнее разнообразие веломоделей просто поражает. Например, «Яндекс.Маркет» говорит о таких ценах:

  • самый популярный городской велосипед STELS Navigator 395 28 Z010 (2018 г.) – 9 000 руб.;
  • детский Navigator First Bike для «начинающих» – 2 508 руб.;
  • «малышковый» Novatrack Neptune 12 (2019 г.) – 4 446 руб.;
  • самая дорогая современная модель Kettler Traveller 1.0 Trapez 2020 г. –76 500 руб.

От редактора! Как видим, при средней зарплате, по данным Росстата, 47 649 руб. на август 2020 г. велосипед остается доступной покупкой.

Но большой выбор аксессуаров открывает дверь в новый мир веловозможностей. Пользователи могут подобрать всё: от фонарика до мини-компьютера. Последний будет показывать скорость, время тренировки и даже считать калории сидящего на нём «всадника».

Источники:

http://ru.wikibedia.ru/wiki/%D0%A5%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4
https://ru.wikiredia.com/wiki/%D0%A5%D0%92%D0%97
https://velojournal.net/velotrack-velodrome-ukraine-belarus-russia-kazakhstan-turkmenistan-list
https://yakapitalist.ru/finansy/skolko-stoil-velosiped-v-sssr/

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector