Инструменты для ремонта велосипеда — всё о велоспорте
Инструменты для самостоятельного ремонта велосипеда
Каждый уважающий себя велолюбитель должен иметь навыки устранения мелких неполадок своего транспортного средства: настройка переключателей, прокачка гидравлического тормоза, правка восьмерки и (здесь можно дополнить список на свое усмотрение).
Так какие же инструменты понадобятся для устранения минимального количества неполадок, которые иногда застают врасплох? Один из лучших вариантов, который позволяет избежать покупки каждого отдельного инструмента — приобретение полноценного набора всех необходимых для ремонта велосипедного средства инструментов.
Тем не менее, подход собирания инструментов по мере их необходимости вполне неплох, если знать, что покупать.
Базовые инструментыПервым в списке необходимого инструментария является набор шестигранников. Главное условие покупки: минимум экономии и самое главное — избежать недееспособного китайского товара.
Пригодится удобный в пользовании, сделанный из добротной стали, набор ключей (количество и размеры — на усмотрение владельца).
Crank Brothers, Park Tools, Ice Toolz и многие другие производители предлагают самые разные варианты.
Ключ для спиц так же играет огромную роль. Появление на колесе восьмерки может привести к некорректной работе тормозов (в случае с ободными). Да и навык правки восьмёрок пригодится. Приноровившись, можно выправлять колеса минут за пять.
Существуют варианты как на картинке ниже, а есть немного иные: сделаны в форме окружности с отверстиями для ниппелей различных размеров.Возникают ситуации, когда просто не обойтись без кассетного съемника, хлыста и разводного ключа. Комплект будет полезен, если необходимо заменить кассету или фиксирующая гайка раскрутится.
Хлыст можно заменить старым полотенцем или чем-то другим, чтобы удержать кассету от вращения. Правда, это только увеличивает риск сделать что-то не так. Важно понимать разницу между кассетой и трещоткой: для них требуются разные съемники.Выжимка цепи — еще один востребованный инструмент.
Разрыв цепи — дело крайне неприятное, а уж если застало за многие километры до дома, то и вовсе отвратительное. Инструмент займет немного места в рюкзаке, но значительно сэкономит время и силы в случае поломки.Желательно обзавестись монтажками: голыми руками резина разбортовывается отнюдь не всегда.
Конечно, данную процедуру можно провести и подручными средствами (отвертками и т.д.), но в такой ситуации значительно возрастает риск порвать камеру.Даже при наличии запасной камеры лучше дополнительно запастись ремкомплектом, так как, по закону подлости, новая камера может быть пробита, не проехав и километра.
Вышеуказанные инструменты позволят велолюбителю оказать базовое обслуживание двухколесному другу, а может и транспортному средству кого-то из друзей.
Основной набор велосипедных инструментов
Вместо ключа для педалей можно взять обычный ключ на 15, но лучше все же приобрести специальный велосипедный. Такой ключ, наверняка, пройдет в самые узкие зазоры педали и шатуна, так как имеет специальное тонкое сечение. Необходимо приобрести и комплект для снятия системы и каретки. Существует огромный разброс различных стандартов.
Только недавно наиболее популярным был тип каретки (особенно на недорогих моделях велосипедов) «квадрат», для снятия которого были нужны выжимка шатунов и шлицевой ключ.В нынешнее время популярность набрали уже системы Hollowtech (а так же Hollowtech II, GXP, PressFit). Чтобы снять такую систему потребуется всего один ключ – для чашек каретки.
В любом случае, «квадрат» все еще выпускается, поэтому будет разумно раздобыть информацию о стандарте каретки имеющегося велосипеда.Трос или рубашку можно перерезать чем угодно, но правильнее будет при этом использовать кусачки-тросорезы. Такие кусачки предотвращают распушение кончика троса.
Запрессовать трос в специальный алюминиевый наконечник гораздо легче, ровно как надеть тот, что для гидролиний или рубашек.Как в ремонте велосипеда, так и просто по хозяйству будет полезен молоток с прорезиненной ударной частью. Редко, но бывает, что нужно как следует приложиться, но в тоже время ничего и не повредить.
В велосипедном деле он подходит для настройки позиции переднего переключателя или же для снятия шатунов.Отрегулировать и почистить втулки с насыпными подшипниками помогут конусные ключи. Новичкам велоспорта перед потенциальной покупкой ключей лучше проконсультироваться у продавца или знакомых о том, какие втулки стоят на велосипеде.
Многие нынешние велосипеды выпускаются со втулками на промышленных картриджных подшипниках, для разборки которых инструменты не требуются. Иногда в конструкции велосипеда применен стандарт Torx, поэтому, во избежание различных неловких ситуаций, лучше обзавестись набором и таких ключей.Набор для прокачки гидравлических тормозов — еще одна упрощающая жизнь вещь.
При желании сэкономить такой набор прокачки можно смастерить и из одноразового шприца, но готовый инструмент во много раз удобнее (необходимые наконечники и другие инструменты входят в комплект). Дополнительно стоит запомнить о том, что одни тормоза работают на минеральном масле, другие — на тормозной жидкости DOT.
Соответственно, все зависит от бренда и модели тормоза.Вооружившись упомянутыми выше инструментами, владелец оставляет лишь немногие причины обратиться к механикам: торцевание рамы или обслуживание амортизаторов.
Набор продвинутого велосипедиста
Ремонтная стойка — отличный вариант для удобства обслуживания, а при наличии места и хранения велосипеда.Выравнивать восьмерки на колесе вполне возможно не снимая последних. Станок для правки колес, однако, завоевывает сердце раз и навсегда.
Самостоятельная сборка колес быстро даст понять всю важность наличия подобного инструмента, ровно как и тензометра, измеряющего равномерность натяжения спиц.Актуально это и при весе владельца в 100 килограмм.
Неплохо будет обзавестись и динамометром, при помощи которого легко затягивать любой болт с таким усилием, которое отмечено в инструкции. Очень часто болты перетягивают, что приводит к преждевременному износу деталей.
Все перечисленное выше — очень полезные инструменты, с которыми жизнь станет гораздо легче. Своевременное обслуживание велосипеда с должным вниманием значительно продлевает срок его эксплуатации.
Дополнительный список инструментов для любого велосипедиста можно найти в статье по ссылке: Какие инструменты нужны каждому велосипедисту
Посмотрите список лучших полезных статей по вело-тематике
Инструмент для ремонта велосипеда
Таблица применяемости инструментов для велосипедов
Отвертки, ключи под внутренний шестигранник, накидные,рожковые, разводные ключи |
В современном велосипеде много винтов и гаек под внутренний шестигранник, поэтому пару небольших отверток (плоскую и крестообразную) и набор ключей следует возить с собой всегда. Продаются они в хозяйственных магазинах, а также в магазинах авто запчастей. Существуют наборы ключей специально для велосипеда, в виде перочинного ножа. Они могут содержать различные полезные приспособления, такие как монтировки для покрышек. Если вы покупаете первый велосипед, имеет смысл сразу же купить такой набор. Велосипедные наборы шестигранников обычно имеют самый большой ключ размером 8, и этого хватает почти на все случаи жизни. (по крайней мере, в полевых условиях) |
Но на некоторых велосипедах может потребоваться шестигранник размером 10, поэтому автомобильный набор ключей дома или в гараже все равно лишним не будет. Да и работать в стационарных условиях удобнее именноавтомобильными ключами, поскольку они имеют более длинные ручки. |
Дома также неплохо иметь наборы рожковых или накидных ключей размером до 16мм, А если на Вашем велосипеде колеса не имеют быстросъемных зажимов, то следует возить с собой несколько таких ключей подходящего размера, или же воспользоваться ключом типа семейного. (Пользоваться семейным ключом дома неудобно — он короткий, и врезается в руки.). Разводной ключ нужен реже, но и его иметь не помешает. Если на Вашем велосипеде колеса можно снять без применения инструментов, то его возить с собой необязательно. А вот дома иметь разводной ключ большого размера (32, или 40 мм) очень даже рекомендуется. В современном велосипеде многие детали изготавливаются из алюминиевых сплавов, которые имеют неприятное свойство прикипать намертво. В тех случаях, когда не помогает ни керосин, ни матюги, может пригодится большой ключ (вместе с достаточно мощными тисками). |
Если на велосипеде стоят дисковые тормоза, то надо также иметь ключи типа PHILIPS |
Монтировки для покрышек |
Если Вы можете снять покрышку с обода руками, то без них можно обойтись. Если же покрышки тугие, а пальцы далеки по силе сжатия от пассатижей, то парочку монтировок следует возить с собой всегда — ковырять покрышки отвертками не рекомендуется. Автомобильная монтировка для велосипеда подходит слабо. В состав велосипедных ключей часто включаются пластмассовые монтировки, которые удобно возить с собой. А дома можно иметь и вот такие металлические монтировки — лучше три штуки. |
Ключ для спиц |
Восьмерки — самая распространенная болезнь обода. Даже самый лучшийобод при очень аккуратном катании все равно через какое-то время будет иметь восьмерку. Если она не сильная, то можно потерпеть, но вот с большой восьмеркой (например, после падений) ехать получается не всегда. Особенно на велосипедах с тормозами V-BRAKE — они очень критично относятся к восьмеркам. Поэтому ключ для спиц тоже стоит постоянно возить с собой. Аналогичный ключ для отечественных велосипедов подходит плохо — он только повреждает ниппели спиц. |
Набор для ремонта камер |
В состав этого набора входят заплатки, клей, и шкурка. Его настоятельно рекомендуется возить с собой. |
Выжимка для цепи |
Выжимка для цепи. На многих велосипедах цепь выполнена неразъемной, и для ее снятия / замены необходим специальный инструмент — выжимка. Она позволяет разъединять и соединять звенья цепи. Если на Вашем велосипеде цепь разъемная, то выжимка не нужна.Этот инструмент следует иметь дома, возить с собой его необязательно (за исключением дальних поездок). |
Ключ для втулок |
Таких ключей надо иметь две штуки. Они предназначены для разборки, сборки и регулировки подшипников втулок колес. Заменить такой ключ обычным рожковым не получается — рожковый ключ толще. В крайнем случае можно использовать семейный ключ. |
Съёмник шатунов |
В большинстве современных спортивных велосипедов ось каретки имеет квадратное сечение, а шатуны надеваются на ось и притягиваются гайками или винтами. Для установки шатунов не требуется никаких специальных инструментов, кроме гаечного ключа. Для снятия шатуна необходимо использовать специальный инструмент — съемник. |
На некоторых типах кареток (стандарт OCTALINK) ось выполнена пустотелой, имеющей круглое сечение. (В природе существует и третий стандарт шатунов и кареток, который называется ISIS. Он похож на OCTALINK, но несовместим с ним. Для него нужен свой съемник )Инструмент для обслуживания каретки |
Инструмент для обслуживания каретки |
На многих современных спортивных велосипедах кареточный узел выполнен неразборным и необслуживаемым. Для его установки и снятия необходим специальный шлицевой ключ. |
Иногда вместо шлицевого ключа для кареточного узла нужно использовать ключ такой формы. |
А может потребоваться и такой. Его можно заменить обычным рожковым ключом на 36 мм, или в крайнем случае применить разводной / газовый ключ. Газовым ключом надо пользоваться аккуратно — можно легко повредить раму. |
Если же кареточный узел выполнен разборным, то его надо регулировать и разбирать, используя такой ключ. Хотя, в крайнем случае, можно обойтись и семейным ключом. Инструмент для обслуживания кассеты и трещотки |
Инструмент для обслуживания кассеты и трещётки |
Необходимость снять кассету возникает достаточно часто. Например, при регулировке втулки заднего колеса, или при замене спицы со стороны кассеты. Для снятия и установки кассеты необходим такой съемник. Какой съемник покупать — зависит от того, какой тип задней втулки используется на Вашем велосипеде. Для втулки с навернутой трещоткой надо использовать тот, что на фотографии слева. Для втулок SHIMANO — один из остальных Если ось втулки пустотелая, то лучше приобрести тот, что справа (с направляющей осью) |
При снятии кассеты возникает проблема ее удержания, потому что отвинчивать кассету приходится в направлении свободного вращения заднего колеса. Для удержания кассеты применяется такой хлыст. Его можно сделать самому из велосипедной цепи. В крайнем случае можно воспользоваться автомобильным съемником для масляного фильтра.Кусачки для тросов |
Кусачки для тросов |
Кусачки нужны при замене тросов тормозов и переключателей. Эти же кусачки могут напрессовать наконечник на трос. Обычными пассатижами не получается аккуратно перекусить трос — он сплющивается и потом начинает расплетаться. Если кусачек нет, можно аккуратно отпилить лишний кусок троса болгаркой, а наконечник напрессовать на трос пассатижами. Можно выйти из положения и с помощью достаточно мощного паяльника — просто залудить конец троса. Стальные тросы неплохо лудятся кислотой, а тросы в тефлоновой оболочке я лудить не пробовал. |
Какие инструменты нужны велосипедисту от новичков до опытных
Велосипед – это сложный механизм, который требует должного ухода, обслуживания и своевременного ремонта. Сейчас не будем говорить о том, какой велосипед нуждается в ремонте чаще, а какой реже. Просто рассмотрим какие инструменты нужны.
Минимальный набор инструментов
Перечисленные ниже инструменты нужно не просто иметь дома, а по возможности брать с собой в дорогу.
- Шестигранные ключи. Самый часто используемый инструмент для велосипеда. Он необходим для снятия многих навесных элементов, регулировки тормозов и скоростей велосипеда. Так как шестигранники используются очень часто, не стоит экономить на покупке этого инструмента. Дешевые шестигранники очень быстро стираются. Желательно, чтобы набор был компактный и многофункциональный, чтобы можно было взять его с собой. Также будет неплохо, если в наборе будут и отвертки (плоские и крестовые).
- Семейный ключ. Эта стальная пластина со множеством разнокалиберных отверстий заменяет сразу несколько рожковых ключей и практически не занимает места. Если в пути понадобится открутить гайку, то такой ключ должен быть под рукой. Им не особо удобно пользоваться, поэтому это вариант на крайний случай. Дома или в гараже нужна полноценная замена.
- Выжимка для цепи. Если у вас порвалась цепь, то этот нехитрый инструмент пригодится для того, чтобы укоротить её и вынуть поврежденные звенья. Актуально при выездах на значительные расстояния.
- Монтажки для колёс. Бортировочные лопатки используются при установке и демонтаже покрышек. Они могут быть изготовлены из металла или пластика. Стоит захватить их на случай прокола, так как отвёртки не слишком подходят для этих целей и могут порвать камеру или повредить обод.
- Набор для ремонта камеры. Одной из самых частых поломок является прокол колеса, поэтому стоит захватить запасную камеру, а также несколько заплаток, клей, насос, наждачную бумагу и какое-либо средство для обезжиривания поверхности.
Без перечисленных выше инструментов вам будет крайне затруднительно провести ремонт в полевых условиях.
Основной набор инструмента для велосипеда
- Ключ для спиц. Тут все понятно — на колесах появляются восьмерки, их нужно править. Если обод мягкий, а вес у вас выше, чем у гонщиков в шоссейном пелотоне, то периодически придется посещать веломеханика. Ремонта там на минуту и такой ключик полностью решает проблему.
- Набор отвёрток.
Этого набора будет достаточно, чтобы провести базовое техническое обслуживание велосипеда самостоятельно. Такие наборы часто продаются комплектом в специальном чемоданчике.
Продвинутый уровень велоинструментов
- Стойка для ремонта велосипеда. Крайне удобная конструкция, позволяющая не сгибаться над велосипедом, а заниматься им в естественной позе.
- Стенд для выравнивания восьмерок.
Инструменты для ремонта велосипеда
Опубликовано 08.05.2016, автор Алексей
Со временем счастливый обладатель новенького велосипеда сталкивается с проблемой его поломки. Проще всего отвезти велосипед в мастерскую, где за тебя сделают всю работу. Но это не всегда возможно и весьма дорого.
Поэтому я бы рекомендовал потихоньку начать покупать инструменты для велосипеда. Большинство операций очень простые, не займут много времени, а сами инструменты быстро себя окупят.
Вдобавок, не будет страха отправиться в длительный велопоход в одиночку.
Инструменты для ремонта велосипеда можно поделить на 2 категории:
1) Первоочередные, которые понадобятся не только в домашних условиях, но и в покатушках любой длительности. Их есть смысл приобрести сразу.
2) Для сложного ремонта и замены специфичных велосипедных деталей. Приобретаются по мере необходимости.
Первоочередные инструменты для велосипеда
1) Набор шестигранников или мультитул. В современных велосипедах практически во всех узлах используются болты на шестигранниках.
Можно купить обычный автомобильный набор, можно приобрести только те шестигранники, которые понадобятся для вашего велосипеда (навскидку их порядка трех), а можно купить мультитул.
Мультитул, помимо шестигранников, может иметь несколько видов отверток, выжимку для цепи (о ней дальше), плоскогубцы, кусачки, нож, пилу. Я писал отчет об одном из мультитулов, но он имеет скорее общее назначение. Для велосипеда подойдет более компактный с меньшим набором инструментов.
2) Выжимка цепи. Необходима для съема цепи, инструмент незаменим, ибо если в покатушке у вас порвется цепь, то поменять звено или просто укоротить ее вручную не получится. На выжимке, как и на шестигранниках, экономить не стоит, иначе она лишь будет греть душу, пока на практике не покажет свою недееспособность.
3) Ремнабор для камеры. Камеру дешевле заклеить, чем каждый раз покупать новую. В ремнабор входит комплект заплаток, клей и наждачка. На правах рекламы здравого смысла рекомендую залить в камеры автомобильный герметик типа Hi-Gear, и забыть о проколах.
4) Бортировочные лопатки. Понадобятся при установке и съеме покрышки. Многие справляются руками, но в случае с шоссейной резиной или широкими кросс-кантрийными покрышками процесс будет затруднительным. Портить ободья и подвергать риску камеру, используя отвертки или ключи можно, но стоит ли?
5) Ключ для спиц (чебурашка). Небольшие восьмерки можно с легкостью научиться исправлять самому, нужен лишь ключ. Спицы частенько ломаются при езде, поэтому в велопоход берут запасные, и инструмент точно пригодится.
6) Ключ для педалей. Насколько мне известно, для всех педалей нужен обычный ключ на 15, но специальный обладает тонким сечением, а также удобной формой, что облегчит процесс съема педалей. Педали откручиваются против хода движения, то есть правая педаль откручивается против часовой стрелки, а левая наоборот – за часовой стрелкой.
Инструменты для сложного ремонта велосипеда
1) Инструменты для съема кассеты. Кассету доводится снимать при уходе за втулкой заднего колеса, при смене спицы со стороны кассеты, и непосредственно для замены кассеты на новую, что делается примерно в 2-3 раза реже, чем смена цепи.
Понадобится накидной ключ с хлыстом и съемник. Кассета откручивается по направлению, в котором колесо свободно вращается, а потому используется хлыст из цепи, который можно и самому сделать, но проще купить.
Можно также извращаться с полотенцами и всячески проявлять фантазию.
Со съемником все немного сложнее. Если кассета идет на 7 звездочек, то в ней используется втулка с навернутой трещоткой, и тогда понадобится левый съемник (на фото). Для всех остальных втулок – оставшиеся два, причем для пустотелой лучше взять правый съемник, так как у него есть направляющая ось.
2) Инструменты для снятия системы и обслуживания каретки. Однозначно посоветовать инструмент не получится. Каретки делятся на 2 типа – картриджные (неразборные) и разборные. Изначально понадобится выжимка для шатунов. Затем в первом случае (для картриджной каретки) будет достаточно шлицевого ключа, как на картинке ниже:
А для разборных несколько вариаций ключей – это может быть и шлицевый, и такие как на фото:
К тому же сейчас пользуется популярностью система Hollowtech, с которой достаточно иметь лишь ключ для чашек каретки. В общем, шатуны и каретки – это тот узел, где лучше проконсультироваться в веломагазине.
3) Ключи для втулок. Сейчас многие из них неразборные (картриджные) и не нуждаются в специальном инструменте при обслуживании. Тем же, у кого втулки на насыпных подшипниках, понадобятся конусные ключи.
4) Набор для прокачки дисковых тормозов. Продаются готовые варианты, особых сложностей с выбором нет.
5) Тросорезы. Специальные кусачки для тросиков нужны, чтобы кончик не расплетался. Желательно также использовать специальный наконечник, в который впрессовывается конец тросика.
6) Линейка для замера износа цепи. Полезная в хозяйстве штука. Позволяет точно определить, нужно ли менять цепь или аллилуя – финансовые траты откладываются на потом. Чтобы цепь прослужила дольше, не забывайте ее смазывать. Я отдельно рассматривал, чем лучше смазывать цепь велосипеда.
7) Стенд для ремонта. Сомневаюсь, что многие из прочитавших статью купят его – жаба задавит. Однако, в процессе ремонта велосипеда, уверен, мысли о стенде вас не будет покидать.
Кажется, на этом список основных инструментов для велосипеда и его ремонта исчерпал себя. Вообще, инструменты недешевые, но активным катальцам в долгосрочной перспективе будет выгоднее обзавестись ими.
Ремонт велосипеда дома своими руками
2016-05-15 Обслуживание и уход за велосипедом 2995
Содержание:
Велосипедисты содержать должны свое транспортное средство в надлежащем состоянии. Только так велосипед продолжит работать надежно, а значит, можно не беспокоиться за безопасность.
Придется прибегать к помощи профессионалов, но мелкие неисправности рекомендуется устранять своими руками.
Чтобы ремонт проходил гладко, а байк после него работал только лучше, стоит воспользоваться советами, о которых пойдет речь.
Инструменты, без которых невозможно провести ремонт велосипеда
Для ремонта велосипеда дома, придется приобрести минимум инструментов:
- различного размера гаечные ключи;
- шестигранник;
- набор пассатижей;
- киянку и пинцет;
- шлицевые отвертки и крестовые;
- хомуты и ножницы;
- насадки торцевые.
У владельцев байков должны быть эти наборы инструментов. Но, со временем, их арсенал обязательно пополнится: втулочным ключом и выжимкой для снятия цепи, ключом трещоточным и спицевым, машинкой для чистки цепи, щеткой и другими.
Материалы смазочные
Используют следующие смазочные материалы:
- аэрозольные. Они понадобятся, если смазать нужно тросики, цепи, сочленения шарнирные;
- жидкие смазки типа И5А, применяют точечно. Предназначаются они для смазывания барабанов, цепей, втулок задних. Но ездить в холодное время года на этой смазке нельзя, потому что из-за затвердевания при низких температурах, она ухудшает работу велосипеда;
- для обработки резьбы и подшипников используют исключительно густые смазочные материалы.
Инструкция по ремонту велосипеда дома для чайников
Рама велосипедная
Идеальным решением перед переборкой станет мытье рамы в мыльном растворе под водой проточной с использованием губки. Когда рама вымыта, осматривают ее на отсутствие сколов и трещин, которые могут в будущем обернуться проблемой. Если трещины или потертости найдены, их требуется закрасить. Использовать можно краску в баллончиках, которая с такой задачей справляется легко.
С особой тщательностью проверяют: кареточную трубу, а также рулевой стакан, перья верхние треугольника заднего и подвеску заднюю.
Перебираем колонку рулевую своими руками
Чтобы ремонт проводить дома своими руками, важно знать, что переборка этого узла имеет нюансы, зависящие напрямую от типа колонки.
Для колонок интегрированных своевременно проведенная смазка служит залогом надежного функционирования.
Сложнее с колонкой шарикоподшипниковой интегрированной, где требуется заменить вовремя пришедшие в негодность шарики, о чем предупреждают скрип, появляющийся в рулевом стакане, и трудности при повороте колеса.
Что нужно знать о замене подвески
Ремонт велосипеда дома не обойдется без настройки вилки. Она требует замены старого масла, изношенной пружин, поршней, сальников.
Помимо профилактического или планового ремонта необходимо пыльники и ноги очищать от загрязнения регулярно.
Приступая к ремонту в домашних условиях, нужно внимание сосредоточить на том, чтобы не сломать кольцевые пружины, служащие своеобразной защитой от проникновения частиц пыли и грязи в вилку.
Уход за трансмиссией
Под трансмиссией понимают совокупность узлов и деталей: кассету, цепь, трещотку, переключатель скоростей. Цепь велосипеда – деталь вторая по очереди, требующая регулярного ухода.
Если имеется специальный замок, то снять цепь не представляет труда. Если нет, придется использовать выжимку, помогающую цепь легко снять.
Правила ухода за этой деталью предусматривают очистку от грязи цепи, контроль натяжения и смазывание роликов.
Набор задних звездочек, называемый кассетой, также очищается от грязи и пыли с помощью растворителей. Используют для этого съемник – специальное устройство, с которым кассеты снять и установить проще даже велосипедисту без опыта.
Перебираем трещотку дома своими руками
Метод используют похожий: промывают промышленные подшипники, затем, смазывают и возвращают на прежнее место. Шарики подшипников шариковых осматривают на наличие деформации, заменяют (если повреждения обнаружены), промывают, устанавливают на прежнее место, смазав предварительно. Механизм велосипеда, если работа сделана грамотно, работать станет лучше.
Разбираем каретку
Несмотря на то, что каретки интегрированные, как картриджные, относятся к конструкциям неразборным, для текущего обслуживания каретки разбирают. Важно, выполняя это дома своими руками, запомнить расположение элементов.
Как разобрать тросики и манетки, или о ремонте своими руками
Поскольку манетки – механизм, испытывающий незначительные нагрузки, для него достаточно обслуживание проводить в сезон раз. Состоит оно в проведении чистки и замене отработанных смазочных материалов. При этом, внимание уделять нужно тросикам: протирать маслом, чтобы получить внутри механизма плавное скольжение.
Ремонт велосипеда дома, или как ухаживать за тормозами
Относят к системе тормозной: ручки тормоза, гидролинии, калиперы.
На первом этапе проверяется состояние поршней. Новыми заменяют детали, если необходимо. Заметить неполадки в работе калиперов просто: о них свидетельствует долгое и слабое торможение, а также проваливание ручки. Решением проблемы в ликвидации появившихся неисправностей.
Тормозная ручка устроена примитивно: корпус, поршень, ручка. Вызвать сложность может уплотнительное кольцо. Если дома отремонтировать не получается, обратитесь к мастерам, которые проведут замену поршней и колец.
При ремонте велосипеда дома, придется прокачать тормозную жидкость. Для переборки это явление нормальное. Тормозная жидкость быть должна однородной. Если это свойство утрачено, может нарушаться работа тормозов, что опасно для велосипедиста. Проведенная вовремя замена, гарантирует надежность торможения и безопасность гонщика.
Регулировка педалей
Несмотря на простоту, педали считаются нежным механизмом. А, поскольку нагрузка ни них приходится значительная, износ происходит скоро. Проверяется работа педалей легко, поэтому рекомендуют проводить ее дома своими руками.
Прокрутив педали, следим за тем, насколько они крутятся и останавливаются быстро. Если останавливаются скоро, а крутятся медленно – нужна смазка.
Разбираются педали с торца, а перебирают по стандартной схеме для промышленных и шариковых подшипников.
Обслуживание колес и ремонт дома своими руками
Перебирать втулки с подшипниками промышленными часто не нужно – достаточно делать это в два сезона один раз. Чаще требуют переборки шарикоподшипники – раз в сезон с переборкой шариков, т.е. отбраковывают потертых и с вмятинами.
Чтобы выиграть в весе, т.е. уменьшить его, владельцы велосипедов выбирают нередко оода менее прочные. Но это чревато появлением биения ободов: восьмерки (осевого) и радиального, когда форма обода напоминает яйцо. Исправить дома своими руками проблему помогает специальный спицевый ключ: сняв покрышку, вытягивают в противоположную искривлению сторону, спицы.
Какие детали первыми выходят из строя
Наряду с плановым обслуживанием, случаются незапланированные поломки, именуемые износом естественным. Детали, пришедшие в негодность, подлежат замене.
Обращать внимание нужно на такие детали:
- Раму. Потеря жесткости приводит к деформирмации рамы, которая из-за избыточного накопившегося напряжения даже может треснуть. Во время катания агрессивного, появление трещин неизбежно, поэтому за состоянием этой детали следить обязательно.
- Подшипники. Это еще одна деталь, быстро изнашиваемая и замены требующая в первую очередь. Износ подшипников касается трещотки, заднего переключателя, педалей. Дольше срок службы у подшипников, подвески задней и колонки рулевой. Обнаружить проблему помогает появляющийся посторонний звук и изменения в работе механизма.
- Колеса. Поскольку нагрузка на них максимальная, износ происходит быстрее прочих деталей. Распространенной проблемой считается растяжение спиц, приводящая к деформированию втулки байка и оси велосипедной втулки, что приводит к проблемам при движении.
- Трансмиссия. Насколько легко движется велосипед, зависит от состояния цепи. Если она грязная, сточенная или растянутая, адекватно работать транспортное средство не сможет. Цепь должна быть чистой и смазанной всегда, поэтому настраивается она по мере надобности или заменяется своими руками или с помощью мастера.
- Подвесы. При появлении признаках износа – масляных следов из-за течи колец уплотнительных или сальников, потере во время езды упругости, изменения цвета напыления на ногах, внимание должно быть обращено на пневмокар и пружины. Необходимо проверить на целостность башинги и пыльники.
- Тормоза. Нередко неисправные тормоза, точнее – вышедшие из строя колодки становятся причиной аварий, как и воздух, попавший в гидравлику и загрязненные поршни калипера.
Ремонт велосипеда дома своими руками продлит срок службы средства передвижения и сделает безопасной и комфортной езду. Ремонт велосипеда дома своими руками для многих является способом, который помогает почувствовать свою состоятельность и самостоятельность, становится интересным хобби и полезным.
Видео: Ремонт и уход за велосипедом
Инструменты вашей веломастерской
За многие годы через мои руки прошло большое количество велосипедов, а также накопился полный набор инструментов для их обслуживания. Велосипеды продолжают появляться и уходить, но инструменты останутся со мной до конца жизни. Вот почему так важно покупать качественные инструменты, если вы собираетесь самостоятельно ремонтировать и настраивать свой велосипед.
Профессиональные инструменты для ремонта велосипеда не дешевы, но с ними даже сложный ремонт становится легкой задачей. С ними вы будете уверены, что не повредите только что купленные компоненты, велосипед или самого себя. Работа с дешевым инструментом приводит к печальным последствиям. Если велосипед дорогой, то лучше пользоваться соответствующими инструментами.
Инструменты для домашней веломастерской
Затратив скромную сумму на покупку инструмента, вы сможете выполнять большую часть работ по обслуживанию велосипеда в домашних условиях.
Инструменты для ремонта рамы, профессиональные и режущие инструменты стоят довольно дорого, но со временем вы, возможно, станете рассматривать их покупку как ценное капиталовложение. Но пока у вас нет инструментов, лучше доверить установку новых компонентов и регулировку велосипеда веломеханику местного магазина.
Со временем, набравшись технического опыта, вы сможете подсчитать и сравнить, сколько вы тратите денег в веломастерской и сколько затратите средств, если купите нужные инструменты.
Ниже представлен базовый набор инструментов для домашней веломастерской, которые смогут удовлетворить большую часть ваших потребностей:
- шестигранные ключи на 1.5, 2, 2.5, 3, 4, 5, 6, 8 и 10 мм
- напольный насос
- устройство для очистки цепи
- щетки для чистки
- плоскогубцы и пассатижи
- кусачки для резки тросов
- отвертки (большие и малые, плоские и крестовые)
- нейлоновая (или деревянная) киянка и плотницкий (металлический) молоток
- набор рожковых гаечных ключей от 6 до 24 мм
- съемник кассеты
- хлыст для снятия кассеты
- выжимка цепи
- натяжитель тросов
- шило
- съемник звезд
- разводной ключ
- конусные ключи (17 мм, 15 мм и 13 мм)
- педальный ключ
- конические гаечные ключи (17.15 и 13 мм)
- профессиональная вытяжка цепи
- измеритель износа цепи
- моментальные ключи
- съемник шатунов
- ключи для рулевых колонок (не обязательно)
- съемник каретки
- станок для центровки колес
- с лицевые ключи.
Возможно, вы также найдете полезными следующие инструменты:
- комплект для прокачки дисковых тормозов
- ножовка
- напильники (плоские и полукруглые)
- набор торцевых ключей.
Более «продвинутые» домашние инструменты
По мере роста опыта имеет смысл добавить к своему инструментальному набору следующие наименования:
- пресс для чашек рулевой колонки
- съемник чашек рулевой колонки
- съемник кольца подшипника с короны вилки
- пресс кольца подшипника для установки на корону вилки
- устройство для выпрямления петуха рамы
- набор метчиков для нарезки резьбы
- инструмент для выравнивания заднего дропаута («ушей» под колесо на раме)
- инструмент для обточки тормозных дисков
- шаблон для резки рулевой колонки.
Специализированные и профессиональные инструменты:
- инструмент для развертки и обточки рулевого стакана
- инструмент для нарезки резьбы и обточки каретки
- инструмент для обточки короны вилки
- развертка для подседельной трубы
- приспособление для выверки рамы
- измеритель линии цепи
- приспособление для центрирования колеса
- измеритель натяжения спиц
Ремонт в дороге
Базовый полевой набор инструментов должен состоять из складного набора шестигранников. отвертки, двух лопаток для снятия покрышек, одной или двух камер и велоаптечки с заплатками.
Поместив этот базовый набор в подседельную сумку, вы избавите себя от необходимости забивать свои карманы инструментом.
Для длительных поездок можно добавить выжимку цепи, спицевой ключ, маленький разводной ключ и мелкие запчасти, а также тормозные колодки и звенья цепи.
Полный комплект для длительных путешествий вдали от дома должен включать:
- лопатки для съема покрышек
- две запасные камеры
- велоаптечку (набор для заклеивания проколов)
- заплатки для покрышек
- спицевой ключ и запасную спицу (хороши для экстренных случаев спицы из тросов)
- хороший насос, который также позволяет накачивать амортизатор (если на велосипеде используется воздушная вилка или задняя подвеска)
- качественная выжимка цепи, несколько запасных звеньев и сменных осей
- шестигранники: как правило, на 2.5, 3, 4, 5, 6 и 8 мм
- мультитул с плоскогубцами и острым ножом
- маленькая бутылочка масла для цепи с дозирующей капельницей
- стяжки
- запасные тросы и тормозные колодки (нужны только в том случае, если вы едете туда, где нет веломагазинов).
Советы по перевозке инструментов
- Спицы можно прикрепить к раме или спрятать в подседельный штырь.
- Спицы из тросов удобны для быстрого ремонта, поскольку не требуют продевания через отверстия во фланцах втулки, а цепляются крючков что избавляет от необходимости снимать кассету.
- Используйте дорожный ремонтный набор только в поездках. Беря инструмент из дорожного набора для домашнего ремонта велосипеда, вы, в конце концов, когда-нибудь оставите лопатки для покрышек на кухонном столе… и не сможете ими воспользоваться, когда они действительно понадобятся в дороге.
- Носите спицевой ключ на кольце для ключей — так его легче будет найти.
- Инструменты можно набить в старую бутылку для воды и поместить в запасной держатель для фляги. Чтобы инструменты не гремели, закрепите их ремешком для обуви.
- Если вы катаетесь с друзьями, нет необходимости брать с собой несколько насосов для колес и амортизатора. Распределите ремкомплект между собой, чтобы не возить одно и то же.
Рюкзаки гидраторного типа идеальны для перевозки большого количества инструмента, особенно таких больших предметов как камеры и насос для амортизатора. Эти вещи лучше перевозить на спине, подальше от велосипеда, а также карманов, которые могут отвиснуть под тяжестью и доставлять регулярные неудобства при преодолении неровностей.
Велоаптечка: инструменты
Велоаптечка – комплект для ремонта велосипеда, необходимый набор каждого велосипедиста. Всегда отправляясь в дорогу необходимо возить с собой все нужные инструменты и материалы для быстрых ремонтных работ. Что должно входить в велоаптечку и какие самые частые поломки могут быть в пути.
Самые распространенные поломки в пути
- Колесо – пробитая резина, это самая частая проблема в дороге;
- Разрыв цепи – встречается реже, но так же требует починки;
- Затирка тормозов;
- Гнутый обод («восьмерка«).
Мультитул
Мультинструмент (многофункциональный набор инструментов) – предмет первой необходимости в велоаптечке. Включает в себя складываемые пассатижи и дополнительные приспособления: ножик; шило; пилу; отвертку; ножницы. Бывает со сменяемыми головками для накидного ключа. Главное отличие мультитула от перочинного ножика с плоскогубцами – большой блокирующий элемент у пассатижей.
Основное предназначение этого инструмента – осуществлять мелкий ремонт вело транспорта. При неудачных падениях может деформироваться наклон руля, сидения, а восстановить их в нормальное расположение без мультитула достаточно сложно. Также инструмент необходим для подкручивания болтов.
Латки и клей
Одна из самых распространённых поломок в пути: спущенные шины и пробитые камеры. Если не воспользоваться латками и клеем в дороге, то придется везти или нести байк вручную, именно поэтому необходимо всегда с собой иметь наждачку для зачистки резиновой поверхности, несколько заплаток и резиновый клей.
Одна из важных составляющих аптечки это запасные камеры на велосипед. В поездке часто бывают случаи, когда произвести быстрый ремонт колеса не представляется возможным и единственный выход продолжить путешествие это замена камеры, что можно сделать достаточно быстро и заклеить велокамеру, имея при себе все необходимые материалы и инструменты.
Бортировочная лопатка
Это не необходимый, но полезный инструмент для каждого велопутешественника. Он пригодится в случае возникновения сложности в снятие покрышки, как правило при этом используется гаечные ключи или отвертки, но это неудобно и небезопасно для колеса, возможны механические повреждения при бортировки.
Ботировочная лопатка производится из твердых пластиков и металлов. С металлическими инструментами следует быть аккуратными, они могут поцарапать поверхность и оставить зазубрины на ободке колеса.
Дополнительный набор велосипедиста
Отправляясь в дальнее путешествие необходимо брать с собой все приспособления для починки сложных поломок в любой ситуации.
Этот набор включает в себя:
При поломке или заедании педалей лучше пользоваться не мультиинструментами, а специальными ключами с тонким сечением и способностью входить в узкие отверстия между шатуном и педалью. Самый оптимальный ключ с сечением 15.
Раньше велосипедная каретка была квадратная, съём детали производился выжимкой шатуна и шлицевым ключом. Новые байки оснащены системой Hollowtech, для съёма не требуется ключ снятия чашки каретки. Недорогие байки продолжают оснащаться квадратной системой, поэтому перед приобретением инструмента необходимо уточнить тип установленной каретки.
Трос можно порезать чем угодно, но лучше специальными кусачками чтобы не распушать концы, тогда кончик останется ровным и его можно запрессовать в специальный колпак.
С помощью этого инструмента можно подправить позицию переднего переключателя без деформации деталей байка.
В современных дорогих байках применяют детали с катриджными наполнениями. Ремонтные работы по катриджной втулке не требует применение инструмента для разборки детали, поэтому перед приобретением ключа уточняется тип втулки.
Нужен в дороге для накачивания колеса.
Небольшой инструмент необходим при разрыве цепи, в случае поломки можно быстро снять и заменить рванное звено.
Комплект деталей требует достаточно места поэтому приобретается специальная сумка для велоаптечки, которая прикрепляется к багажнику или подседельной трубе.
Большинство байкеров для этого пользуются специальными подседельными сумками, они крепко закрепляются на подседельных штырях и потерять ее довольно сложно, главное чтобы туда поместились все инструменты.
При большом наборе лучше воспользоваться разнообразными нарамными и подрамными приспособлениями, или рюкзаком (например, рюкзак-штаны), чтобы уместить не только велоаптечку но и все необходимые в дороге вещи.
Набор для бывалых байкеров
Если велосипедные поездки — это не развлекательная прогулка на маленькие дистанции, то требуется механизмы для ремонта любых поломок в дорожных условиях: как пользоваться велоаптечкой при серьезных ремонтных работах и что для этого нужно:
- Стойка для ремонта
Небольшой инструмент поможет починить байк не сгибаясь в неестественном положении, что крайне облегчит и ускорит работу. Инструмент складной, не занимает много места, поэтому можно спокойно возить с собой.
Поправить колесо можно на раме, но со стендом работа качественнее и быстрее.
Небольшой прибор для равномерного натягивания спицы, незаменим для постоянного слежения за состоянием колес, особенно необходим велосипедистам повышенной весовой категории.
Прибором можно отследить состояние цепного аппарата и своевременно поменять или натянуть цепь. Слежение за состоянием цепи в любой экстремальной поездке увеличит службу трансмиссионных звездочек, кассеты и самой цепи. Прибор поместится в кармашек рюкзака.
Вот и весь набор настоящей велосипедной аптечки, с такими приспособлениями не страшны никакие поломки в пути.
Аксессуары для велосипеда: какие бывают и как выбрать?
Велосипед как средство передвижения становится все более популярным. Но чтобы катание на нем было комфортным, необходимы некоторые аксессуары. Сейчас существует множество таких атрибутов, и они становятся все более востребованными.
Простые необходимые принадлежности
Все аксессуары для велосипеда условно можно подразделить на необходимые, которыми пользуются постоянно, атрибуты для безопасности велосипедистов и современную электронику.
Предусмотреть все неожиданные ситуации невозможно, но определенный необходимый набор велосипедных аксессуаров должен быть у каждого велосипедиста. Такой комплект должен включать несколько предметов.
Велосипедный насос
Он необходим, чтобы в любой момент подкачать спустившееся колесо. Обычно насос имеет крепления, фиксирующие его к раме, и у многих велосипедов оборудовано для этого место.
Для любителей подойдет обычная ручная модель.
Для профессиональных гонщиков необходим большой насос, способный подкачать колеса за несколько секунд.
Такие модели имеют манометр, который показывает давление в колесах, что очень важно для скоростных гонок.
При выборе насоса предпочитать следует универсальные модели, подходящие для камер любого типа.
Велоаптечка
Она включает основные запасные детали и элементарный инструмент для ремонта. Обычно аптечка состоит из комплекта шестигранников и наиболее часто используемых отверток, при помощи которых можно осуществить элементарный ремонт, устранение мелких поломок. Она также может дополняться ножом и выжимкой для цепи.
Существует еще и специальный набор, называемый мультиключ, включающий весь данный инструмент. Такой набор удобен тем, что он компактный и занимает мало места.
При выборе велоаптечки следует обратить внимание на наличие в ней комплекта для заклейки проколов в камере и пластмассовой лопаточки для монтажа покрышек. Однако некоторые проколы не подлежат устранению, поэтому рекомендуется также иметь запасную камеру.
Замок
Кражи велосипедов случаются довольно часто. Оставляя байк без присмотра, его следует фиксировать замком, чтобы предотвратить угон. Замки бывают с цепью, без нее и с тросом.
Обычные металлические цепи непрочные, и их легко можно разрезать ножовкой. Оставлять велосипед с данным замком можно лишь на непродолжительное время. Хорошей прочностью отличаются цепи из специального сплава и со звеном сложной конфигурации: разрезать их крайне сложно.Замки с тросом имеют меньший вес, и они удобнее в эксплуатации.
Рекомендуется приобретать замок, имеющий трос свернутый спиралью: при большой длине троса он занимает мало места.
При выборе замка следует также учесть длину цепи или троса: она должна быть такой, чтобы можно было заблокировать не только раму, но и колесо. Для обеспечения комфорта во время катания на велосипеде следует приобрести несколько полезных атрибутов.
Флягодержатель и подстаканник
Данные приспособления предназначены для удержания емкостей с жидкостью — фляги, бутылочки, стакана, термоса. Они позволяют велосипедисту утолить жажду, не делая остановок. Подстаканник обычно фиксируется на руле, а флягодержатель можно также поставить и на стойке под сиденьем, и на багажнике.
Рога для руля или грипсы
Они предназначены для обеспечения надежного сцепления кистей рук и руля. Многофункциональность данного аксессуара делает его незаменимым для комфортной езды.
При длительных поездках очень устают руки. Рога делают возможным поменять положение рук, благодаря чему напряжение снимается с одних мышц, перераспределяясь на другие.
Они могут также уберечь руки при падении, а при подъеме в гору можно усилить работу педалей, если применить более широкую хватку кистями, что актуально для горного велосипеда. Чаще всего грипсы изготавливаются из резины, которая плохо проводит тепло, что позволяет создать температурный комфорт для рук.
Крылья на колеса
Они нужны для предохранения байка и велосипедиста от загрязнения брызгами грязи, вылетающими из-под колес. Существует много моделей данного атрибута: пластиковые, быстро снимающиеся модели и фиксирующиеся к раме; металлопластиковые удлиненные и с большим охватом колеса; металлические постоянные.
Для горного велосипеда используются крылья несколько меньшей длины и другой формы, соответствующей этому виду байка. Их можно легко установить и снять благодаря специальному механизму.
При выборе данных аксессуаров следует учитывать конструкцию велосипеда.
Багажник, велосумка
Не являются обязательными принадлежностями велосипеда, но облегчают перевозку багажа. Выбирая багажник, нужно принимать в расчет габариты и вес предполагаемых к перевозке вещей. Модель, фиксирующаяся в 4 точках, способна выдержать вес до 50 кг, а нетяжелый груз (до 4 кг) можно перевозить в багажнике, который устанавливается к подседельной стойке.
Сумки для велосипедов различаются по конструкции и также бывают разных габаритов — объемом от 5 до 85 л. Наиболее удобными считаются монобаулы с лямками, что делает возможным применять их как рюкзак. Велосумки можно крепить как к раме, так и под сиденьем.
Удобна также и корзина для велосипеда. Она довольно вместительна и имеет ремешки, которые фиксируют вещи, не давая им выпасть при езде.
Велосипедная одежда
Комфорт при катании на байке в большой степени зависит от одежды. Она должна быть сшита из качественного материала, хорошо пропускающего воздух и позволяющего телу дышать, быстро сохнуть и иметь терморегулирующие свойства.
Велосипедная амуниция включает такие специфические принадлежности одежды, как велофутболка, способная выводить влагу и быстро сохнуть, бриджи (шорты) со вшитой прокладкой, впитывающей пот и защищающей от неудобств во время катания, носки с отражателем, куртка с огнями-сигналами.
Вшитые в рукава светодиоды активизируются при движении. При поднятии руки они указывают другим участникам движения о намерении совершить поворот влево или вправо.
Полезная электроника
Прогресс современных технологий делает возможным намного расширить потенциал велосипеда. Для этого существует много различных приспособлений.
Велокомпьютер
Он представляет собой счетчик пробега байка и спидометр. Такой прибор необходим для скоростного катания, чтобы контролировать ход тренировки. Это многофункциональное устройство позволит следить как за текущей, так за средней и максимальной скоростью, определять время поездки, а также общий и ежедневный километраж.
Прибор дает возможность реально просчитать силы, определить величину потраченной энергии, намечать длительные заезды.
Существуют также универсальные гаджеты, имеющие одновременно функции навигатора, фитнес-трекера, системы от угона, подсветки и даже музыкального центра.
Такой прибор необходим велосипедистам, совершающим длительные путешествия на большие незнакомые расстояния. Сенсорный экран укажет местоположение байка в данный момент, маршрут, скорость.
Существуют разные несколько различающиеся модели навигаторов. Так, модель Schwinn Cyclenav, сообщая маршрут, непосредственно посылает сигнал на телефон велосипедиста, используя обычный звук и экран.
Генератор-аккумулятор для велосипеда
Устройство вырабатывает и накапливает энергию, от которой заряжаются гаджеты, телефоны и иные приборы. Быстрота его зарядки зависит от скорости движения велосипеда, и наиболее эффективно она происходит при скорости 20 км/ч, хотя начинается процесс уже при скорости 5 км/ч.
Корпус такого прибора имеет водонепроницаемое покрытие, и он устанавливается обычно на колесо.
Велорадар Backtracker
Устройство имеет 2 блока: гаджеты, один из которых устанавливается на руль, а другой – на подседельную стойку. Передний гаджет показывает приближающийся транспорт с расстояния в 140 м.
В заднем блоке находится процессор ARM и система радиолокации.
Он может также выполнять и функции обычного габаритного фонаря.
Видеокамера для велосипеда
Зеркало не всегда может давать в достаточном объеме вид заднего плана дороги. Видеокамера легко справляется с такой задачей. Одной из лучших моделей считается камера Hexagon, которая устанавливается за седлом.
Получив с гаджета картинку, она затем передает ее на смартфон. Умный прибор выполняет и необычные функции: контролирует самочувствие велосипедиста, записывает пройденный путь, пересылает видео поездки непосредственно в интернет, сообщает о случившейся аварии в службы спасения.
В корпус камеры встроены яркие светодиоды, которые ночью служат фонарями.
Противоугонные системы
Существует много разных моделей этого устройства. Система BikeSpike, которая, по сути, является GPS-маячком, имеет вид обычного держателя для емкости с водой, и его можно использовать и в этом качестве. Устанавливается устройство на раму.
При попытке угона девайс издает громкий звук, привлекая к себе внимание. Вместе с сигналом на телефон владельца поступает сообщение об угоне с указанием на экране смартфона местонахождения байка.
Другим противоугонным средством, считающимся более надежным, являются GPS-педали и GPRS-педали. Особенностью прибора является то, что снять ноги с педалей невозможно без специального ключа. Кроме указания местонахождения байка, они выполняют и функцию фитнес-трекера: учитывают километры пути и потраченные при этом калории, указывают скачки скоростей и перепады высот.
Велоаксессуары для безопасности
Безопасность велосипедиста очень важна. Для ее обеспечения существуют множество нужных вещей.
Перчатки велосипедные
При падении велосипедист рефлекторно протягивает вперед руки, при этом в первую очередь травмируются ладони. Перчатки помогут это предотвратить. Кроме того, в перчатках ладони не натираются об руль и не образуются мозоли.
Велосипедные перчатки бывают 2 видов – короткие с открытыми кончиками пальцев, которые используют летом, и длинные, закрывающие всю кисть: они подходят для зимы и защищают от мороза и ветра. Ладонь на перчатках обычно выполнена из натуральной или искусственной, но качественной кожи, а верхняя часть — из спандекса, лайкры или иного материала, способного пропускать воздух и влагу.
При покупке, примеряя перчатки, следует сжать пальцы в кулак: при этом перчатки не должны давить на пальцы. Выбирать лучше яркие модели: они более заметны при подаче сигналов при движении.
Велосипедный шлем
Это самая необходимая принадлежность снаряжения велосипедиста. Он предназначен для защиты головы от травм при падении. Качественный шлем изготовлен из пены, которая не имеет эластичных свойств. Замена шлема необходима, если он даже один раз испытал удар, поскольку повторного удара он может не выдержать.
Несколько иную конструкцию имеет шлем для горного велосипеда. Корпус изготовлен из эластичного материала, способного восстанавливать форму после удара. Поэтому его можно использовать многократно после легких падений.
Выбирая шлем, нужно помнить, что он должен быть легким, но прочным, и обладать хорошей вентиляцией.
Очки необходимы, поскольку во время движения глаза часто страдают от попадания мошек, частиц пыли, а также от ветра. Очки для велосипеда отличаются от обыкновенных солнцезащитных своей обтекаемой формой, наличием резиновых вкладышей и более плотной посадкой на лице.
Более удобны очки, у которых можно менять линзы. В пасмурную погоду подходят обычные прозрачные, в солнечную — темные стекла, а в туман — оранжевые или светло-зеленые. Стекла таких очков не разбиваются на мелкие осколки при ударе, а значит, не могут повредить глаза.
Для горного велосипеда лучшим вариантом являются модели со светочувствительными стеклами, которые реагируют на свет. Их можно использовать и в солнечную, и в пасмурную погоду.
Наколенники
Этот аксессуар не является обязательным. Но он необходим велосипедистам, занимающимся экстремальными видами катания с выполнением трюков.
Велосипедные световые компоненты
Такие атрибуты необходимы, и их набор устанавливается ПДД. Они включают передний фонарь и заднюю мигалку. Фонари обеспечивают безопасное движение ночью.
По правилам впереди устанавливается белый фонарь, сзади — габаритный красный. Ни в коем случае фонари не должны заменяться светоотражающими элементами. Ассортимент передних фонарей довольно большой: они различаются мощностью, режимом работы, наличием аккумуляторов.
Более мощные фонари необходимы тем велосипедистам, кто совершает ночные поездки. Для горных велосипедов фонарь следует подбирать с широким радиусом рассеивания света, чтобы безопасно ездить по незнакомым дорогам.
Задние габаритные красные фонари предназначены для обозначения присутствия байка на дороге. Отличие задних фонарей заключается в основном режимом мигания.
Светящиеся наклейки
Их можно разместить по всему байку, и ночью они будут дополнительными элементами, делающими велосипед более заметным на дороге. Светоотражающие элементы должны быть также и на одежде.
Зеркала
Считается, что зеркала не совсем нужный атрибут. Однако они облегчают движение в потоке транспорта. На скорости неудобно поворачиваться назад, а это необходимо при совершении поворотов. При наличии зеркала такая необходимость отпадает, так как в нем можно видеть обстановку на дороге.
Сигнал на руль
Он нужен для звукового предупреждения о приближении байка к иным участникам движения. Сигналы могут быть различного вида: обычный звонок, клаксон, пищалка.
Какие нужны украшения?
Каждому велосипедисту хочется, чтобы его байк не только выполнял свое назначение, но и выглядел красиво.
Украсить велосипед можно различными способами:
- наклейками на раму и руль;
- декоративным украшением ленточками, искусственными цветами, разноцветной проволокой, флажками;
- окраской в разный цвет корпуса байка;
- украшением спиц;
- световым оформлением.
Эффектный вид имеет велосипед, если на колеса поставить разноцветные светодиодные ленты. Они не только украшают байк, но и делают его очень заметным в ночное время. Такая подсветка может быть постоянной, мигающей и с разным режимом работы.
На колеса можно также установить светящиеся наклейки и катафоты. На спицы велосипеда можно надеть разноцветную соломку для напитков или обмотать их цветной проволокой.
Возможностей для декора велосипеда очень много, нужно только проявить фантазию и изобретательность.
О том, как выбрать аксессуары для велосипеда, узнаете в следующем видео.
Велосипедные втулки: что нужно знать новичку для ремонта своими руками
Чтобы не собирать подшипники по всей квартире, чтобы у вас не было «лишних спиц», читайте, что вам стоит знать про велосипедные втулки.
- А вы не забыли подписаться на наш канал Telegram?
Втулка — центральная часть колеса, упирающаяся на неподвижную ось, которая в свою очередь крепится к дропаутам вилки и рамы велосипеда. Качественная втулка призвана обеспечить минимальное трение при вращении колеса, улучшая таким образом накат велосипеда. Кроме того, чем лучше втулка, тем дольше ее ресурс и меньше проблем возникает после эксплуатации велосипеда в мокрую погоду и в болоте. Велосипедные втулки обладают рядом отличительных характеристик, в перипетиях которых мы с вами будем разбираться.
Расположение
В первую очередь, втулки делятся на передние и задние. Передняя в своем устройстве несколько проще, ведь она ответственна только за крепление колеса и его вращение. Задняя же втулка, кроме данных функций, еще несет на себе трещотку или кассету. Здесь подробнее.
Трещотка и кассета — набор звездочек, необходимых для переключения передач. В первом случае они представляют между собой монолитную неразборную конструкцию, как правило, из 5-7 звездочек. Во втором случае отдельные звезды могут быть заменены при необходимости. Например, когда себя изнашивает более ходовая звезда. Кассеты состоят чаще всего из 8-12 звезд. Кассета является более предпочтительным вариантом для покупки. Втулка, рассчитанная под кассету, всегда будет надежнее трещоточной и выдержит больший вес ездока.
Отдельно отметим планетарные задние втулки. В их внутренности заключен механизм переключения передач (3-5). Переключаться можно даже стоя на месте.
Фиксация
Существует 2 способа фиксации втулки к велосипеду. Более простой и дешевый вариант — двумя гайками под ключ на 16. Более удобный и дорогой — эксцентриком. В данном случае для снятия колеса понадобится лишь отжать ручку эксцентрика. Этот процесс занимает считанные секунды. На всех качественных велосипедах в обязательном порядке будут установлены втулки под эксцентрик.
Эксцентрик — вещь, с которой снять колесо можно за считанные секунды
Тормоза
Кроме крепления колес, втулки еще ответственны и за тормоза. Таким образом, втулки делятся на те, которые работают лишь с тормозами типа V-brake, и которые рассчитаны также под дисковые тормоза. Следует понимать, что при этом любая втулка подойдет под V-brake. Есть также втулки под барабанные тормоза, но это в наше время редкость и встречаются такие лишь на редких городских велосипедах.
Материал изготовления
Здесь все просто. Стальные втулки — дешевые, но тяжелые и подвержены коррозии; алюминиевые — дороже, но легче и не ржавеют.
Размер
Есть разные стандарты осей втулок. Они отличаются по диаметру: чем он больше, тем надежнее втулка, но при этом и весит она будет также больше. Для обычного горного и кроссового велосипеда характерен диаметр 9-10 мм, более экстремального — 14-15 мм.
Оси втулки отличаются по длине. Передние, как правило, равны 108-110 мм, а задние более длинные — 135-146 мм.
Количество спиц
Два наиболее распространенных стандарта — втулки на 32 и на 36 спиц. Разумеется, чем меньше спиц, тем колесо легче, но при этом менее прочное, и наоборот. Важно, чтобы и втулка, и обод колеса были рассчитаны под одно количество спиц.
Втулка и обод колеса должны быть рассчитаны под одно количество спиц
Типы подшипников во втулке и что лучше
В современных втулках используются 2 типа подшипников: насыпные и картриджные (в народе их называют «пром, «промы», втулка «на промАх»).
1. Насыпные подшипники
Во втулках с насыпными подшипниками есть возможность их регулирования путем подтягивания / ослабления внешних чашек. Также они лучше выдерживают угловые нагрузки, возникающие при наклоне колеса при поворотах.
Однако насыпные подшипники требуют частой проверки и ухода. Если внутрь попадает песок или другой абразив, то он начинает интенсивно изнашивать шарики и чашки. И если сами шарики и внешние чашки можно заменить, то внутренние чашки подшипника, которые выточены внутри втулки, замене не подлежат. При сильном повреждении надо менять втулку или пробовать полировать чашки, но это помогает не всегда, да и делать это умеет далеко не каждый мастер.
- И еще одна деталь: некоторые производители используют конструкцию с сепараторами, некоторые же просто насыпают шарики между чашками.
Насыпные подшипники. Требуют частой проверки и ухода
2. «Промы»
Втулки «на промАх» менее прихотливы, имеют лучшую инерцию. При повреждении «прома» его выпрессовывают и вставляют новый. Но есть нюанс: цена. Качественные картриджи с такими подшипниками стоят ощутимо дороже переменных шариков для насыпных подшипников. А еще «промы» меньше рассчитаны на угловые нагрузки.
- Совет Bike&Me: на таких подшипниках экономить не стоит. Дешевые или уже с немалым пробегом, они могут заклинить.
«Промы». Менее прихотливы, имеют лучшую инерцию
- У нас есть YouTube-канал — подписывайтесь!
Желаете получать наши статьи в социальных сетях? Подписывайтесь на наши каналы в Twitter, Telegram и Facebook!
Инструменты для горного велосипеда
Прошлой осенью Андрей Потапенко открыл для меня новый дивный мир. Оказывается, можно тренироваться зимой не испытывая дискомфорта от низких температур, жесткого бокового ветра, глубоких снегов и скользких льдов, хамства водятлов, если скатываешься в гордом одиночестве и укоризненных взглядов спутников, если скатываешься в группе с более сильными и резвыми велотуристами. Всё, что для этого нужно — купить велосипедный станок. Ни тебе трат на спортзал, ни ограничений по длительности тренировки — сказка! Однако я ясно понимала, что покупка этого приспособления — задача не из простых, особенно для моего гуманитарного, не замутненного техническими понятиями, разума. Как выбрать станок? Где? Почём? С какими характеристиками и какой фирмы?
Интернет был немногословен. Я изучила ассортимент велостанков, которые теоретически можно купить в Москве, прочла те статьи, которые накопали для меня Гугл, Яндекс и Нигма, и скомпилировала.
Итак, что же представляет собой (или из себя) велосипедный станок. Это конструкция в (на) которую вы можете взгромоздить свой собственный велосипед и крутить педали, не покидая пределов квартиры. Велостанок позволяет регулировать нагрузку, выбирать характер тренировки, стоит (иногда!) дешевле полноценного велотренажера и занимает мало места.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: РОЛЛЕРНЫЙ СТАНОК
Первое, что нужно знать об устройствах для домашних велосипедных тренировок — они бывают двух основных типов. Терминология касательно этих объектов еще не устоялась в нашем языке, поэтому будем называть их Roller (роллерный) и Trainer (трейнер).
Роликовый велостанок Minoura Action Roller Advance.
Roller — это рама, на которой размещены 3 продолговатых валика (в смысле — ролика). Ставите велосипед на эту раму и пытаетесь на нем удержаться. Станок имитирует езду на велосипеде по ровной местности, тренирует навыки руления и удержания равновесия.
На этом видео мы можем наблюдать спортсмена, который установил Roller на лоджии и крутит педали, придерживаясь рукой за стенку. Как пишет автор видео «надо прочувствовать велосипед и попробовать удерживать равновесие при помощи подруливания. Когда все получится, вы заметите, что езда на станке практически не отличается от езды на велосипеде по дороге».
На роллерном велостанке, кроме основных навыков, отлично тренируется круговое вращение педалей без раскачивания корпуса, езда по колее. Со временем, прочувствовав станок и поведение велосипеда на нем, можно будет приступать к полноценным тренировкам и отрабатыванию техники езды. (с)
Роллерный станок отлично подходит для работы на баланс и значительно улучшает навыки обращения с велосипедом, но основным недостатком является то, что большинство роликов не обеспечивают никакого сопротивления, усилие можно менять лишь переключением передач на велосипеде. Вы можете купить дополнительное сопротивление, но, в отличие от других типов станков, ваш велосипед не будет стоять на месте, и этот тип станка для помещений сложно использовать большинству новичков – нужно иметь серьезные навыки, иначе вы окажетесь на полу (в лучшем случае) или вовсе «уедете» в стену, шкаф, а то и в окно (бывали такие случаи). (с)
Роллерные станки различаются между собой по форме роликов (существуют прямые ролики и конические, которые дают велосипеду больше устойчивости, позволяя, например, вкручивать способом «танцовщица»), материалам, весу, используемым подшипникам и цене. При тренировке, чтобы уберечь валики от преждевременного истирания, не стоит использовать покрышки с глубоким рисунком протектора (а тем более — шипованые). Лучше всего обуть велосипед в слики.
У отечественных продавцов можно купить Roller за сумму от 4 до 15 тысяч рублей.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ — ТРЕЙНЕР И ЕГО ВИДЫ
Более компактный, более распространенный и более навороченный вариант станка. Дает больше возможностей, но требует больше возни.
Для того, чтобы установить ваш велосипед в Trainer, нужно заменить эксцентрик заднего колеса велосипеда на тот, что идет в комплекте со станком. Ставим велосипед в станок, надежно зажимаем гайки эксцентрика муфтами станка с обеих сторон. А теперь тонкости. Покрышку на заднее колесо нужно ставить абсолютно лысую. Качать ее нужно на рабочее давление в зависимости от веса тренирующегося (а не на максимальное, которое написано на покрышке). Вал станка абсолютно гладкий, он прижимается к колесу сзади-снизу. Сила прижима фиксируется винтом. Тонкость состоит в том, чтобы прижать достаточно сильно, но не переусердствовать. Если прижать слишком сильно — станок будет гудеть даже на низких скоростях, а покрышка (и подшипники вала) быстрее износятся. При правильном прижиме, износа покрышки практически нет, немного шуметь станок начинает лишь на скоростях выше 40-45км\ч. Определить, правильно ли установлен прижим, можно, резко увеличив скорость с места, без разгона. В самом начале должно быть легкое проскальзывание покрышки относительно вала. Если его нет — прижим сильный, если проскальзывание постоянное при резком наборе скорости — прижим слабый. Второй признак, по которому можно определить правильность прижима, это ширина соприкосновения покрышки с валом. Но в статье, откуда я взяла этот фрагмент, дается параметр только для шоссейника, так что нам придется определять опытным путём.
Это о трейнерах вообще, а теперь о частностях. Существует три типа Trainer — воздушные, магнитные и жидкостные.
ВОЗДУШНЫЙ
Наименее дорогой из трех типов велостанков. В воздушном тренажере сопротивление дают лопасти маховика, который вращается, когда вы вращаете шатуны. Чем быстрее вы крутите педали, тем больше сопротивления вы будете чувствовать.
Недостатки — очень ограниченный диапазон сопротивления и высокий уровень шума по сравнению с остальными видами станков.
МАГНИТНЫЙ
Велостанок Minoura B60-R с магнитным сопротивлением и дистанционным управлением.
Эти станки — гораздо более тихие, чем воздушные. Сопротивление достигается при помощи электромагнита. Уровень сопротивления может быть линейным (неизменяемым) в более простых моделях и переменным в более навороченных станках, что обеспечит вам разнообразные тренировки. Изменяется уровень сопротивления или переключением непосредственно на маховике (7-10 позиций), или при помощи дистанционного управления. Так в некоторых (не самых дорогих!) станках заявлено наличие 10-позиционной манетки для регулировки нагрузки, которая устанавливается на руль.
ЖИДКОСТНЫЙ
Велостанок Elite Supercrono Power Fluid с жидкостным сопротивлением.
Жидкостные станки считаются самыми тихими и самыми дорогими. Они обладают прогрессивным сопротивлением: чем быстрее вы крутите педали, тем оно выше. По этой причине, они хорошо подходят для интервальных тренировок. В жидкостном велостанке используются синтетические силиконовые масла, которые устойчивы к нагреванию, так что вязкость жидкости остается постоянной в течение всего срока службы станка. В сочетании с объемистым маховиком, жидкостный велостанок дает самые реалистичные ощущения езды по дороге из всех трех типов Trainer.
Цена на трейнеры колеблется от 6 до 55 тысяч рублей.
ROLLER И TRAINER: РАЗЛИЧИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Устойчивость: в роллерном станке устойчивость достигается за счет движения. Трейнер же удерживает велосипед в вертикальном положении.
Размеры: в собранном виде Roller занимает больше места, чем Trainer.
Фиксация велосипеда: на роллерный станок вы просто ставите велосипед, а дальше как в известной песне — «сел и поехал». Установка же велосипеда на трейнер — дело хитрое (см. выше).
Шумность: роллерный станок по сложившемуся у пользователей мнению, более шумный, чем все разновидности трейнеров.
Переднее колесо: в Roller опирается на передний валик и прокручивается, как при езде по дороге, так что если у вас стоит динамо-втулка — вы можете сочетать приятное с полезным и тренировку — с зарядкой аккумуляторов, например. Еще забавнее — подсоединить гирлянду: родные могут использовать вас в качестве ёлки. В езде на Trainer переднее колесо не задействовано.
Заднее колесо: при тренировках на Roller МОЖНО пользоваться теми же покрышками, на которых вы ездите по дорогам. А вот для Trainer НУЖНО обязательно ставить на заднее колесо лысую покрышку (см. выше).
Сопротивление: на станках Roller практически отсутствует. Правда, можно купить дополнительное сопротивление и имитировать езду в горку, например. На большинстве станков Trainer сопротивление можно менять.
Велокомпьютер: чтобы контролировать свою скорость и километраж ламината на Trainer велокомпьютер придется устанавливать на заднее колесо (с беспроводными компами этот финт, как вы понимаете, не прокатит). Так как на станке Roller переднее колесо активно — в этом случае ничего менять не придется.
АКСЕССУАРЫ
Под этим красивым словом скрывается всё то, что делает домашнюю езду более комфортной, а кошелек — более худым.
Покрышки для Trainer — абсолютно лысые и абсолютно непригодные для использования вне станка. Готовьтесь переобувать велосипед регулярно (или имейте в запасе колесо специально для станка). В отечественной продаже не видала. только у буржуинов. Стоят около 25 евро. Есть экземпляры и для Roller.
Подставка под переднее колесо для Trainer — пустячок а приятно. Их много, они разнообразные. Самая простая стоит порядка 16 евро.
Специальные коврики (шумо-пото-поглощающие) под станок. Чтобы не залить пoтом дорогой ламинат. Стоят порядка 70 евро.
Видео, имитирующее езду по дороге. Можно просто запустить «трассу для одного», можно через Интернет сконнектиться с друзьями и катать вдвоем, втроем, толпой. Жаль, как поход это не засчитают. Стоит. минуточку, кто кричал «скачаем»? Ну хорошо, в буржуинских магазинах можно купить диск за 20 евро и дороже, а можно скачать бесплатно, хотя это и будет нарушением закона.
Одежда — рекомендуются шорты с памперсом и прочая синтетика, отводящая влагу от тела.
Пульсометр, вычислитель каденса — настоятельно рекомендуется: вы же не просто так ногами болтаете, вы тре-ни-ру-е-тесь!
БРЕНДЫ
Мне чаще всего встречались станки под марками Tacx, Elite, CycleOps и Minoura, причем первый лидирует с большим отрывом. Наверное, на него и стоит ориентироваться.
НА ЧТО ЕЩЕ СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ВЫБОРЕ СТАНКА
Уровень шума. Все станки шумят в большей или меньшей степени. В характеристиках количество децибел не напишут, поэтому, если есть возможность, протестируйте станок перед покупкой. Выбирайте станок с тем уровнем шума, который вас не раздражает.
Ощущения от езды на станке. Если станок не дает даже отдаленных ощущений реальной езды, напоминая вам о том, как это здорово — кататься на велосипеде, будете ли вы долго его использовать?
ТРЕНИРОВКИ НА СТАНКЕ
Об удобствах вкатывания на станке дома я писала в самом начале. Для большего комфорта можно включить на компьютере какое-нибудь забойное видео (снятое во время похода, например, или просто художественный фильм — лишь бы он не мешал сосредоточиться на процессе).
Остановлюсь только на одном очень важном пункте: тренироваться нужно либо на лоджии (балконе) либо с открытым окном, так как кислород в помещении будет сжираться с громадной скоростью. А о потребностях организма в кислороде во время тренировок вы знаете не хуже меня.
ВЕЛОСИПЕДНЫЙ СТАНОК СВОИМИ РУКАМИ
Статья «Тренажер из велосипеда» опубликованная в 28 выпуске издания «Мастерок». Москва, 1982 г. расположена по адресу: http://velorama.ru/blogs/48702
Руководствуясь этой статьёй, вы можете сделать немудрящий Trainer своими руками. Копипастить нет смысла, вставлю только рисунок для затравки:
А на этом видео вы можете вживую наблюдать тренировку на самодельном деревянном роллерном станке:
Звуки, конечно, кошмарные. Но если есть пара поленьев и руки чешутся — отчего бы не попробовать? Результат может оказаться неожиданным.
При написании данного обзора мною были использованы источники:
Если тема вас заинтересовала — не ленитесь пройтись по ссылкам: очень много интересной и важной информации, которая не вошла в мой обзор.
Большое спасибо всем, чьи мысли и слова я использовала в обзоре. Не меньшее спасибо тем, кто прочел до конца. И отдельно — низкий поклон Кириллу и Мефодию за любезно предоставленные буквы!
Источники:
https://spiegelstudio.ru/raznovidnosti/instrumenty-dlya-remonta-velosipeda-vsyo-o-velosporte.html
https://velife.ru/zapchasti-i-detali/chto-dolzhno-byt-v-nabore-veloaptechki-velosipedista.html
https://vplate.ru/velosiped/aksessuary/vybor/
https://bikeandme.com.ua/novickam/obsluzhivanie-velosipeda/1069325-velosipednye-vtulki-chto-nuzhno-znat-novichku-dlya-remonta-svoimi-rukami
http://www.veloturist.ru/master/master.html?id=15