Что такое велосипед? Значение слова, происхождение
Спор о достоинствах машины и велосипеда все еще актуален. Внесем и мы свою лепту в эти дебаты. Рассмотрим вопрос о том, что такое велосипед. Мы не пройдем мимо значения слова, его перевода на основные европейские языки, расскажем об истории самого изобретения.
Происхождение
В русский язык слово попало из французского в середине XIX века. В язык Жан-Поля Сартра оно проследовало прямиком из латыни, где velox – это «скорость», а pes множественное число существительного «нога». Правда, другие словари указывают, что pes – это родительный падеж того же самого существительного. Тут можно выбрать одну или другую сторону, но суть от этого не меняется. Латинское слово «велосипед» означает «быстроног». Кажется, хотя бы раз, но каждый из нас слышал подобное определение.
Значение
После того, как мы разобрались с происхождением объекта исследования, было бы недурно узнать его смысловое содержание. В толковом словаре написано следующее: «Двухколесная или трехколесная машина для езды, приводимая в движение ножными педалями».
Значительно нагляднее словарного определения фото велосипеда, которое есть в нашей статье. Но давайте не будем сердиться на словарь, ведь у него на самом деле довольно трудная задача – дать обобщенное представление о целом классе явлений. Ведь велосипеды все очень разные, особенно сейчас.
Фразеологизм
Продолжая лингвистическую часть нашего повествования, необходимо сказать и об устойчивом выражении, в котором задействован объект исследования. Мы хорошо знаем этот фразеологизм – «изобретать велосипед». Он означает нечто всем хорошо известное, трюизм, общее место. Речь может также идти о чем-то уже давно существующем в мире и не нуждающемся в представлении. Проблема «изобретения велосипеда» – это вопрос актуальности, который распространяется на все сферы человеческой жизни. Когда люди создают нечто, начиная от рассказа и кончая технической новинкой, главный вопрос, который им вслух или про себя задает общество: «Что в этом нового?». Творцы как могут оправдываются. В литературе, правда, происходит естественный отбор: то, что людям не нравится и не кажется оригинальным, просто не проходит отбор строгих редакторов.
На вопрос о том, что такое велосипед, можно ответить и так: это часть устойчивого словосочетания.
Перевод на основные европейские языки
Языки можно учить по-разному. Кто-то считает, что эффективно начинать с основ и исследовать грамматику, потом на этот скелет наживлять «мясо» слов, выражений. А кто-то придерживается иной методики, при которой человек учит несколько слов каждый день. Мы внесем свою лепту, скорее, во второй подход, ибо предложим читателю перевод слова «велосипед» на пять основных европейских языков. Итак, список:
- bicycle (по-английски);
- fahrrad (по-немецки);
- bicicletta (по-итальянски);
- bicicleta (по-испански);
- bicyclette (по-французски).
Бросается в глаза схожесть испанского и итальянского варианта. Их различает одна буква «t». Любопытно также и то, что во всех языках, представленных выше, основной упор делается на устройство аппарата – на наличие у него двух колес. Русский же упирает на силу ног ездока.
История велосипеда. Мифы и легенды
Лингвистическая часть закончена. Наступила пора рассказать немного о самом устройстве. Естественно, у нас нет задачи рассказать об истории полновесно. Укажем пунктиром только основные вехи. Без экскурса в историю трудно понять, что такое велосипед.
До 1817 года. Велосипед – это то, что является объектом мифов и легенд. Нет достоверных данных о том, что устройство было изобретено до этого времени. Немецкий ученый Дрез создает самокат, который напоминает велосипед без педалей. Потом устройство становится популярным в Великобритании.
Изобретатель велосипеда — Пьер Лалман
Затем для аппарата придумали педали. Изобретателей последних было двое — Киркпатрик Макмиллан и Пьер Лалман. Француз сделал более совершенные приспособления, чем его шотландский коллега, зато последний оснастил велосипед седлом. Они ничего не знали друг о друге, и разница между техническими преобразованиями составляла 23 года (в 1839-1840 и 1862 соответственно). Источники говорят, что именно Пьер Лалман – изобретатель велосипеда. В 70-х годах XIX века появляется смешная на современный взгляд модель, у которой очень большое переднее колесо и очень маленькое заднее.
Прототип современного велосипеда
Велосипед, похожий на современный, создал Джон Кемп Старли. Назывался он Rover или «Скиталец». О влиянии этого изобретения можно судить хотя бы потому, что велосипед так и называется в некоторых языках, к примеру, rower – это по-польски.
В дальнейшем изобретались шины, которые делали езду приятной, тормоза, различные модификации самого аппарата. Полученные данные позволят лучше понять читателю, что такое велосипед.
Машина vs велосипеда
Наш экскурс в историю продолжается, но факты будут приправлены долей моральных рассуждений.
В начале XX века популярность «быстроногих» падает — их вытесняют машины. Но в 1960-е они снова в моде, потому что люди задумались об экологии и пользе велосипеда для жизни. Речь, конечно, о Европе и Америке.
Машина – это удобно и приятно, но все еще весьма опасно для человека и вредно для окружающей среды. Сейчас многие люди в России пересаживаются на велосипеды. Как и в 60-е годы в Америке, дает о себе знать пропаганда здорового образа жизни и привлечение внимания людей к экологическим проблемам. Но такие меры следует признать неэффективными, потому что для велосипедистов отсутствуют элементарные условия в нашей стране. Например, нет велосипедных дорожек на трассах, что делает передвижение на «быстроногом» почти экстремальным видом спорта. Поэтому любителей и активных пользователей велосипеда значительно меньше, чем хотелось бы и могло бы быть в идеале, если все устроить так, как надо.
Какая польза от велосипеда?
После уяснения значение слова «велосипед» можно поговорить и о том, что дарит человеку дружба с самим аппаратом. Многие наверняка мучаются вопросом: покупать или нет? Список преимуществ следующий:
- кардиотренировки;
- улучшение пищеварения;
- похудение;
- тонус мышц;
- прекрасный способ снять стресс.
Самое интересное, что от езды на велосипеде вреда почти никакого. Противопоказания носят только индивидуальный характер. Если продолжать сопоставление с машиной, то человек не может купить автотренажер, чтобы быть в форме, а велосипед такой проблемы не создает. Когда на улице холодно, мрачно, пасмурно и мерзко, можно сесть на велотренажер и получить заряд бодрости.
Увлечение ездой на велосипеде – отличный способ завязать знакомство
Наверное, полным-полно всяких клубов автолюбителей, но вряд ли их узы такие уж тесные. С велосипедистами другая история. Они любят кататься все вместе, это отличный способ найти себе пару или новых друзей. Кроме того, общая тема уже есть: прекрасным стартом хоть дружеских, хоть любовных отношений может стать разговор о происхождение слова «велосипед». Те времена, когда мужчины и женщины «случайно» женились, кажется, уходят в прошлое. Теперь молодым людям хочется какой-то общей основы для отношений. Совместные интересы замечательно подойдут в качестве последней. Почему бы не начать с обоюдного увлечения велосипедными прогулками? Тем более, что проблема одиночества стоит все еще довольно остро. Несмотря на ожидания, интернет не принес здесь никакого облегчения, напротив, он усложнил ситуацию. Теперь люди, у которых проблемы с общением с себе подобными, могут вовсе не выходить из дома, если им этого не хочется. Интернет предоставляет широкие возможности жизни в виртуальном пространстве. Велосипед в такой ситуации не только прекрасный способ передвижения, но и повод выйти-таки на улицу.
Каким был первый велосипед
История создания первого велосипеда насчитывает не один век. А потому, достоверно утверждать, что тот или иной изобретатель в одиночку изобрел велосипед нельзя. Впрочем, споров по этому поводу существует немало. Ведь каждый пытается приписать эту заслугу человеку-земляку. Так, если вы подойдете с вопросом кто создал велосипед к шотландцу, то получите ответ – шотландец, мотивированный своими доводами, подкрепляемыми «доказательствами». Но истина заключается в том, что создали это чудо передвижения сразу множество изобретателей, так или иначе повлиявших на это событие, предлагая свои разработки и механизмы.
Джованни Фонтан – первый четырехколесный прототип современного велосипеда
Попытки изготовить транспортное средство, которое будет приводиться в движение посредством силового воздействия человека, прослеживаются на страничках истории уже очень давно. Так, еще в начале 15-го века (а точнее в 1418 году), изобретатель Джованни Фонтан сконструировал некое подобие велосипеда. Его механизм был прост: четыре колеса на двух осях (передние и задние), приводимые в действие веревкой, натянутой между шкивами. Популярности такое средство передвижение не завоевало, так как передвигаться на нем было как минимум не практично, да и время это не особо принимало изобретателей, пытавшихся облегчить жизнь людей.
Современный четырехколесный велосипед
Конец 15 века – первый чертеж устройства, похожего по принципу действия на велосипед. До сих пор достоверность датирования чертежа и его подлинность вызывает сомнения у историков, тщательно изучавших эту эпоху. Начиная с 1493 года (предполагаемой даты создания чертежа) до 1974 года это творение приписывали никому иному, как Леонардо да Винчи. Но благодаря ряду экспертиз, удалось установить то, что это не его творенье. Затем, когда эта информация была обнародована, были выдвинуты теории, о причастности к созданию чуда техники ученика Да Винчи. Информация тоже была опровергнута. Проводились и тесты на возраст, после которых эксперты сошлись во мнении – чертеж подделка.
Представители моделей начала 19-го века
1791 год породил еще один исторический миф. Именно в этом году, согласно патриотического мифа, учрежденного историком из Франции в 1891 году повествовал о создании первого велосипеда. Модель по легенде была следующая: Граф Комте де Сикрак создает целерифер, представленный привычной деревянной лошадью, которая оснащена колесами, пришедшими на замену полозьям. Уже в 1976 году, исследователь из Франции развеял это суждение, приведя собственные доводы и исторические факты. Так, Жан Сиврак из Марселя продал целерифер за границу. Это было четырехколесный скоростной тренажер, получивший название целерифер в 1817 году.
Еще одно историческое упоминание о велосипеде, появляется на страничках «Словаря Верхотурского уезда Пермской губернии» в 1910 году, описывая события 1801 года. Так, исходя из записи становиться понятно, что некий крепостной кузнец Евим Артамонов создал диковинное для того времени изделие. Оно представляло собой конструкцию из железа, оснащенную колесами, педалями, рулем и сиденьем. От современных представителей изобретение отличало лишь форма колес: заднее было вдвое меньше роста человека, а переднее – по диаметру вдвое превышало заднее. Согласно записям, Артамонов добрался на своем детище до Москвы, где изделие было передано в царскую коллекцию редких вещей, а со временем было утрачено. Других доказательств, кроме записей в словаре, способных подтвердить это суждение – нет.
Общепринято датировать первый аналог современного велосипеда 1817 годом. На фоне разразившегося голода и массового забоя лошадей, немецкий изобретатель барон Карл Дрез явил миру диковинное устройство. С виду, он напоминает велосипед, в современном понимании. Изготавливаемый из дерева, первый аналог имел свои недостатки. Так, необходимо было находить баланс, чтобы сдвинуть переднее колесо транспорта при повороте. В связи с чем, отрывать ноги от земли, теряя упор, было бы опрометчиво. Потому и не было педалей, как на нынешних представителях велосипедов. В движение устройство приводилось силой ног – для езды необходимо было отталкиваться от дорожного покрытия. Напоминает популярные в наше время беговелы. Принцип конструкции в дальнейшем совершенствовался, конструкция становилась сложнее, а дерево быстро отошло на задний план как материал для изготовления.
Идея первого велосипеда не особо прижилась в свое время. Это было обусловлено тем, что 1817 год отметился хорошим урожаем, что привело к увеличению прироста лошадей – незаменимого на тот момент типа транспорта. А велосипедисты, теряя баланс, не редко сбивали прохожих, что привело к запрету первых велосипедов. И только спустя 50 лет, велосипеды возвращаются вновь, уже улучшенными, и адаптированными под потребности людей.
Спустя 50 лет после создания первого аналога велосипеда
Более современная модель велосипеда, или как тогда было принято его называть «костетряса», появляется в 1863 году. Он был изготовлен из стали, и вся конструкция была хоть и более устойчивой, чем ее предшественники, но все же тяжелой. Еще одна сложность в эксплуатации такого вида транспорта, заключалась в дорожном покрытии – старушка Европа была устелена брусчаткой. Только представьте себе, как сильно тряс наездника такой велосипед, если и на ровной дороге его представить сложно. Впрочем, для загородных дорог, где брусчатки не было, изделие пришлось по вкусу любителям ускользнуть от суеты городских улиц. Приводился в движение этот велосипед благодаря прямому приводу – педалям на переднем колесе.
С развитием металлургической отрасли, появилась возможность изготавливать цельнометаллические конструкции, меньшие по весу и более прочные, чем их предшественники. Такие велосипеды появляются в 1870 году и сразу же получают свое название – «Большеколес». Все упиралось в диаметр колес изделия, так как производителям был известен принцип – чем больше размер, тем дольше проедет устройство с одного вращения педалей.
Несмотря на значительные изменения в плавности передвижения, обеспечиваемые наличием резиновой шины, «Большеколесы» все еще были не столь удобны в эксплуатации. Так, из-за размеров колес, конструкция была не устойчива и слишком восприимчива к преодолению даже незначительных препятствий. Участились случаи падения велосипедистов, причем не вбок, а именно вперед. Но устройство выпускалось в разных ростовых вариантах: можно было подобрать модель, подходящую под длину ноги велосипедиста. Вот только стоимость диковинки была по карману не каждому и составляла полугодовую зарплату обычного рабочего.
Модель 1870 года стала своего рода прорывом, круто повлиявшим на последующее развитие велосипедов. Тому сопутствовали еще и некоторые события, сыгравшие немаловажную роль для совершенствования и массового выпуска велосипедов. Вот некоторые из них, пришедшиеся на 19 век:
- Жюль Сюрирей в 1869 году изобретает и патентует стальные шарикоподшипники. Они же попали в массовое производство благодаря Фридриху Фишеру, наладившему изготовление этих изделий в 1972 году.
- Суппортные тормоза были запатентованы английскими изобретателями Броуветом и Харрисом в 1876 году. Это был первый аналог в мире.
- 1878 год, англичане Скотт и Филлот патентуют особый механизм переключения скоростей – планетарного типа. Изначально изобретение разрабатывалось для установки в ступицу ведущего колеса (на тот момент, это было переднее).
- В том же году, развернул свою деятельность первый американский производитель велосипедов – Columbia Bicycle. Свои мощности, производитель развернул в штате Коннектикут, на заводе швейных машин. На рынок Коламбия Байцикл вышли с двадцатью страницами наименований предлагаемой продукции. От европейских, американские модели отличались большим задним колесом, диаметром порядка 60 дюймов.
Цена таких велосипедов была на тот момент заоблачной. В качестве сравнения: швейная машинка стоила порядка 13 долларов, а ценена велосипедов превышала ее в 10 раз! Потому, ориентир производителя был нацелен на аудиторию предпринимателей, с высокими доходами и состоянием. Еще несколько событий этой эпохи не следует оставлять без внимания:
- 1879 год ознаменовался появлением цепного привода к заднему колесу. Автором изобретения стал англичанин Генри Джон Лоусон.
- 1880-е годы: выпускались модели женских велосипедов. Они были трехколесными, а их скорость езды была не высока. Параллельно продолжалась эксплуатация «Большеколесов» мужской половиной населения. Вот только риск свернуть себе шею никто не уменьшил. Правда, несправедливо называть трехколесные модели того времени сугубо женскими. Ведь их предпочитала элита общества: врачи, ученые и даже священнослужители.
- Еще одно удивительное изобретение появилось в 1888 году. Его автором стал, как ни странно, ветеринар, который в попытках облегчить передвижение на трехколесном велосипеде для своего сына, изобрел пневматическую шину. С того самого момента, безопасность и комфорт предлагались в одном флаконе, и стали неразлучны.
- 1890 год – изготовление приближенного к нашей эпохе варианту велосипеда. Здесь оба колеса уже были одинакового размера. Транспорт оснащался цепным приводом, звездочками. Все это стало возможным лишь благодаря развитию металлургии, что позволило создавать качественные комплектующие. Естественно, таких аксессуаров как крылья или защита цепи, ручные тормоза – не было. Но зато, ножной тормоз на таких моделях уже присутствовал, а это сыграло не малую роль в увеличении безопасности для велосипедиста.
Изобретение 1890 года (безопасный велосипед), дало серьезный толчок последующему развитию и популяризации такого рода изделий. Огромные колеса перестали быть актуальными, благодаря изменению передаточного числа, ставшему возможным из-за развития привода. Но все же на первые модели «безопасных велосипедов», все еще были не столь комфортными из-за использования цельно-литых резиновых шин, что усложняло передвижение. Конец эпохи «большеколесов» был положен изобретением пневматической шины. Именно этот переломный момент сделал большие колеса не актуальными на 100%. 19 век ознаменовался началом общей доступности нового вида транспорта. Велосипеды ставали все более дешевыми, хотя по прежнему позволить себе новинку мог далеко не каждый. Именно в эту эпоху велосипеды наращивали актуальность и стали востребованными.
20 век для развития велосипедов
20 век известен как период развития технологий. Естественно, это открыло новые возможности для производителей велосипедов, что позволило улучшить их качество, приведя к современному виду. Так, есть ряд «видных» событий, которые следует отметить для периода 20-го века:
- 1903 год ознаменовался началом применения ступиц с многоскоростным редуктором. Заслуга в изобретении такого механизма отдается Стюрмейну Арчеру. Изделие не только прижилось у производителей велосипедов, но и не теряло актуальности порядка 50-ти лет. Сменили такой тип механизма привычные современные переключатели с кассетой звездочек на заднем колесе, в 1950 году.
- 1930 год – создание особого типа велосипедов, оснащенных амортизированной вилкой, широкими покрышками и многоуровневой рамой. Придумал такой дизайн новатор своего времени Швинн. Он ориентировался на аудиторию подростков, так как считал (и не ошибся), что их интерес к такой модели будет весьма успешным.
- 1977 год – компания Marin Co разрабатывает первый аналог известного нам горного велосипеда. Новаторами и первопроходцами, сыгравшими ключевую роль в открытии, стали Гарри Фишер, Крейг Митчел и Джо Бриз.
- 1994 год – первые гидравлические тормоза дискового типа.
На самом деле, за 20 век велосипед пережил столько преображений, что это вызвало необходимость разделения на классы этого вида транспорта. Если еще 100 лет назад, о детских моделях не особо думали, то сейчас они мало чем отличаются от взрослых аналогов. За свою историю велосипеды были оборудованы максимально комфортными комплектующими, актуальными для своего времени. И сейчас, все больше и больше нововведений можно встретить на выпускаемых ежегодно новинках.
Велосипед
Велосипе́д (стар. фр. vélocipède , от лат. vēlōx «быстрый» и pēs «нога») — колёсное транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека через ножные педали или (крайне редко) через ручные рычаги. Наиболее распространены велосипеды с двумя колёсами, но бывают и трёхколёсные велосипеды. В современном мире также используют электропривод для усиления мускульной силы человека.
Правила дорожного движения России определяют велосипед как «транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нём» [2] .
Содержание
История [ править ]
В 1817 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез из Карлсруэ создал, а в 1818 запатентовал первый двухколёсный самокат, который он назвал «машиной для бега» (Laufmaschine). Самокат Дреза был двухколёсным, снабжён рулём и выглядел в целом, как велосипед без педалей; рама была деревянной.
С 70-х годов XIX века стала приобретать популярность схема «пенни-фартинг». Название описывает несоразмерность колёс, ибо монета пенни была намного больше фартинга.
Первый велосипед, похожий на используемые в наши дни, назывался Rover — «Скиталец». Он был сделан в 1884 году английским изобретателем Джоном Кемпом Старли и выпускался с 1885 года. В отличие от велосипеда «пенни-фартинг», Ровер обладал цепной передачей на заднее колесо, одинаковыми по размеру колёсами, и водитель сидел между колёсами [3] .
Первый складной велосипед сделан в 1878 году, первые алюминиевые — в 1890-х годах, а первый лигерад (иногда называемый рикамбент, велосипед, на котором можно ездить в лежачем положении) — в 1895 году (а в 1914 году началось массовое производство лигерадов фирмой «Пежо»).
Велосипеды продолжали совершенствоваться и во второй половине XX века. В 1974 году началось массовое производство велосипедов из титана, а в 1975 — из углепластика. В 1983 году был изобретён велокомпьютер. В начале 1990-х получили распространение системы индексного переключения скоростей.
Социальная роль [ править ]
Производство велосипедов сыграло большую роль в создании технической базы для других видов транспорта, прежде всего автомобилей и самолётов. Многие технологии металлообработки, разработанные для производства как велосипедных рам, так и других частей велосипедов (шайб, подшипников, зубчатых колёс), впоследствии использовались в производстве автомобилей и самолётов. Многие автомобильные фирмы, созданные в начале XX века (например, Rover, Шкода, Morris Motor Company, Опель), начинали как велосипедные. Начинали как производители велосипедов также Братья Райт [4] .
Общества велосипедистов добивались улучшения качества дорог. Примером такой организации является Лига Американских Любителей Колёсного Транспорта (League of American Wheelmen), в конце XIX века в США возглавлявшая и финансировавшая Движение за Хорошие Дороги (Good Roads Movement). Улучшение качества дорог также ускорило развитие автомобилей.
Велосипеды сыграли свою роль в эмансипации женщин. В частности, благодаря им в 1890-х в моду вошли женские шаровары, что помогло освободить женщин от корсетов и другой сковывающей одежды. Кроме того, благодаря велосипедам женщины обрели беспрецедентную мобильность. Так, например, знаменитая американская суфражистка Сьюзен Энтони (1826—1906) заявила 2 февраля 1896 в интервью газете «New York World»:
В рассказе Чехова «Человек в футляре» главный герой был настолько поражён видом женщины на велосипеде, что отказался на ней жениться.
— говорит профессор Факультета ландшафтной архитектуры Христианского университета Чжунъюань Дай Юнти. Он утверждает, что стимулирование использования велосипеда в густонаселённых тайваньских городах должно стать важной мерой по уменьшению выбросов в атмосферу парниковых газов, а велосипедисты становятся ближе к окружающей среде [5] .
Применение [ править ]
Можно выделить три основные сферы применения велосипеда:
- Транспорт — велосипед рассматривается как транспортное средство для перевозки людей и грузов.
- Спорт — существуют различные спортивные дисциплины, с особыми требованиями к конструкции велосипеда.
- Развлечение, досуг — велотуризм, катание в рекреационных зонах. Детские, подростковые, цирковые велосипеды и т. д.
Почтовые службы многих стран используют велосипеды с конца XIX века. Так, британская почта (англ. Royal Mail ) использует велосипеды с 1880-х. Общее количество почтальонов-велосипедистов составляет 37 000 в Великобритании, 27 500 в Германии, 10 500 в Венгрии.
Полиции многих стран используют велосипеды для патрулирования улиц, особенно в сельских районах. Велопатрули, как и велосипедная почта, появились в конце XIX века. К примеру, полиция английского графства Кент закупила 20 велосипедов в 1896 году, а к 1904 году число полицейских велопатрулей составило уже 129. Преимуществами велопатрулей является свобода от автомобильных пробок, возможность патрулировать в пешеходных зонах, возможность скрытно подобраться к подозреваемому.
В Великобритании велосипеды традиционно используются для доставки газет. Это позволяет брать на работу подростков, у которых ещё нет водительских прав. В бедных странах велосипеды иногда используются для доставки обедов.
Также велосипеды используются в «скорой помощи» Лондона, Таллина и многих других городов, позволяя медикам быстрее добираться до пациентов по городским пробкам [6] [7] .
Даже автомобильная индустрия использует велосипеды. На заводе «Мерседес-Бенц» (нем. Mercedes-Benz ) в Зиндельфингене (нем. Sindelfingen ), Германия, рабочие передвигаются по территории завода на велосипедах. У каждого отдела — велосипеды своего цвета [8] .
Велосипеды использовались в военном деле. В ходе англо-бурской войны (1899—1902) обе стороны (Великобритания и южноафриканские республики) использовали велосипеды в разведке и для доставки сообщений. Специальные части патрулировали железные дороги на велодрезинах. В первой мировой войне обе стороны активно использовали велосипеды в разведке, для доставки сообщений, для транспортировки пострадавших (смотри статью Самокатчики). Япония успешно использовала велосипеды для вторжения в Китай в 1937 году и для вторжения в Сингапур через Малайзию в 1941. В вермахте велосипедами были оснащены самокатные роты, входившие в состав разведывательных батальонов всех пехотных дивизий. Велосипеды позволяли скрытно и внезапно перебросить тысячи солдат и застать противника врасплох. Кроме того, они не требовали ни грузовиков для своей переброски, ни дефицитного топлива. Союзники использовали в своих операциях парашютистов, экипированных складными велосипедами. Велосипеды использовались партизанами для перевозки грузов в ходе вьетнамской войны. В Швеции велосипедные войска просуществовали до 2001, а в Швейцарии — до 2003. По некоторым данным, велосипеды использовались американскими частями спецназа в ходе афганской кампании.
В цирке на двухколёсных велосипедах ездят медведи и обезьяны, а на трёхколёсных — слоны. Чрезвычайно популярны и разнообразны также акробатические трюки с использованием велосипедов [9] .
Велосипедные гонки [ править ]
Велогонки начали проводиться сразу после изобретения велосипедов. Первые гонки проводились на велосипедах «пенни-фартинг» и других опасных велосипедах, что часто приводило к травмам. С 1890-х годов стали популярными многодневные велогонки. К ним относится старейшая из регулярных велогонок — 1200-километровая гонка «Париж-Брест-Париж», впервые прошедшая в 1891 году. Эта велогонка не состояла из этапов: секундомер включался на старте и выключался, когда спортсмен достиг финиша. Велосипедист сам решал, сколько времени ему тратить на сон. Веломногодневка «Тур де Франс», проводящаяся с 1903 года, относится к категории гранд-туров — самая популярная и престижнейшая из всех существующих велогонок [10] [11] .
Кроме многодневных велогонок, есть и велогонки на короткие дистанции. В США популярны велогонки на дистанции до 5 км. В последнее десятилетие приобрели популярность велогонки на горных велосипедах — кросс-кантри. Близок к ним велокросс (или циклокросс [12] ) — гонки на велосипедах, очень похожих на шоссейные, по пересечённой местности. Для гонок на велодромах используются специальные трековые велосипеды, без переключения скоростей.
Гонки, кроме того, делятся на индивидуальные и командные. Существует большое количество видов и дисциплин велосипедных гонок, в том числе и экстремальных.
Велосипеды в настоящее время [ править ]
Европа [ править ]
В настоящее время велосипеды наиболее популярны в странах Северной и Западной Европы. Самая «велосипедная» страна Европы — Дания, средний житель этой страны проезжает за год на велосипеде 893 километра. Следом идут Нидерланды (853 км). В Бельгии и Германии средний житель проезжает за год на велосипеде около 300 километров. Наименее популярен велосипед в странах Южной Европы — среднестатистический испанец проезжает за год на велосипеде всего 20 километров [13] .
Современная популярность велосипеда в Европе — результат проводимой правительствами политики, так как популяризация велосипеда способствует разгрузке центров городов от автомобилей, улучшению экологической обстановки, а также улучшает здоровье людей.
Для популяризации велосипеда и велосипедного туризма принимаются следующие меры: устройство велосипедных дорожек и прочей инфраструктуры; меры, облегчающие использование велосипеда в сочетании с общественным транспортом (велосипедные стоянки, как правило, крытые, а зачастую и охраняемые, на вокзалах и автостанциях, оборудование пассажирских поездов специальными вагонами для пассажиров с велосипедами и тому подобное). По инициативе Европейской федерации велосипедистов ведётся создание сети паневропейских велосипедных трасс EuroVelo.
В Амстердаме (Нидерланды), называющем себя велосипедной столицей Европы, есть даже специальная гостиница для велосипедистов, Van Ostade Bicycle Hotel [14] . Можно арендовать водный велосипед [15] , велосипед-тандем и даже велосипед для 8 человек [16] . В этом городе велосипеды — обычное средство передвижения, куда более распространённое, чем автомобили. Отчасти это связано с недостатком и дороговизной парковок в Амстердаме как и в других крупных городах.
В Финляндии велосипеды повсеместно используются, несмотря на суровый климат. На них принято ездить и зимой [17] .
В России велосипед распространён слабо, за исключением особых мест, таких как Академгородок в Новосибирске, где их численность напоминает места Амстердама. Например, в Москве этот вид транспорта не пользуется такой популярностью, как в Европе, даже летом. Причин этому несколько: неразвитость велосипедной инфраструктуры (велодорожки, велостоянки и др.), перегруженность улиц мегаполиса автомобильным транспортом, неудобство хранения велосипеда в многоквартирных домах, а также отношение большей части населения к велосипеду как к «несерьёзному» виду транспорта.
Система совместного использования велосипедов
Во многих крупных городах Европы (а также и США) существуют системы проката велосипедов, которые включают в себя множество специальных парковок, на которых можно автоматически (по кредитной карте или специальному абонементу) брать велосипед. Возвращать велосипед можно на любую удобную парковку.
Азия [ править ]
Во многих странах восточной и юго-восточной Азии, таких как Китай, Индия и Индонезия, велосипед является одним из основных средств передвижения благодаря своей дешевизне. Однако использование велосипедов в азиатских странах, в частности в Китае и Индии, сокращается, благодаря тому, что их жители переходят на автомобили, мотоциклы и мопеды. Иногда власти принимают меры против велосипедного транспорта, поскольку он мешает движению автомобилей. Так, в декабре 2003 года в Шанхае движение велосипедов было временно запрещено.
Китай также является основным производителем велосипедов, в частности благодаря тому, что в последние десятилетия большинство велосипедных фирм перевели производство в эту страну. Порядка 95 % велосипедов производится в Китае.
Велосипедные рекорды [ править ]
С момента создания велосипеда производятся постоянные попытки определить предел скорости для разных велосипедных конструкций:
- 268,83 км/ч (с уменьшенным сопротивлением воздуха [18] ) Фред Ромпельберг (Нидерланды) установлен на Бонневильской соляной равнине (штат Юта, США) в 1995 году.
- 133,28 км/ч (82,819 миль/ч) — установлен Сэмом Уиттингемом на лежачем велосипеде Varna Diablo конструкции Георгия Георгиева 18 сентября 2009 года в Батл-Маунтин, Невада, США [19][20] .
Также в 2010 году Маркус Штольц развил скорость 210 км/ч с горы в Чили.
Устройство велосипеда [ править ]
Велосипед классической конструкции состоит из рамы, шарнирно закреплённой на ней рулевой вилки с рулем и передним колесом, заднего колеса, седла на подседельном штыре, педалей с кривошипами (ошибочно называемыми шатунами), цепной передачи и тормозов. Дополнительно велосипед может оборудоваться одним или двумя амортизаторами, крыльями (для защиты от брызг), багажником, светотехникой (лампами и/или световозвращателями — катафотами), звуковым сигналом, подставкой-«подножкой» и др.
Колёса [ править ]
Как правило, на велосипеде устанавливаются два колеса одинакового диаметра. Каждое колесо состоит из обода, который соединяется со втулкой с помощью спиц, резиновой камеры (она аналогична автомобильной, но более тонкая) и покрышки (шины) с протектором. В последнее время набирают популярность бескамерные колёса.
Шире протекторы у горных велосипедов, они уменьшают тормозной путь велосипеда и защищают камеру от проколов стёклами, гвоздями и тому подобным.
Рама [ править ]
Рама — часть велосипеда, к которой крепятся другие его компоненты — колёса, педали, седло, руль.
Конструкция [ править ]
Классическая рама состоит из труб, или перьев, образующих два треугольника — передний и задний, причём задний треугольник раздвоен и образует заднюю вилку для крепления заднего колеса. Такая форма обеспечивает наибольшую жёсткость рамы при минимальном её весе.
Передний треугольник образован подседельной трубой, соединяющей седло и каретку; нижней трубой, соединяющей каретку с рулевой колонкой; и верхней трубой, соединяющей рулевую колонку с подседельной трубой. Задний треугольник образован двумя парами труб, идущих от подседельной трубы и каретки к втулке заднего колеса.
Существуют рамы без верхней трубы или с верхней трубой, идущей рядом с нижней. Такие рамы называются открытыми. Открытая рама тяжелее закрытой с аналогичными характеристиками, но на велосипед с открытой рамой удобнее садиться и слезать. В прошлом велосипеды с открытой рамой использовались женщинами (можно было сесть на велосипед, будучи в юбке и не нарушая приличий), из-за чего их часто называют «женскими». Сейчас они популярны среди обоих полов.
Рамы для городских и детских велосипедов иногда делают складными, что удобно при хранении и транспортировке велосипеда (например, в Московском метрополитене запрещено провозить велосипеды, кроме складных и детских [21] ). Складные рамы, как правило [22] , делаются открытыми.
Материалы [ править ]
Комфортабельность рамы и ходовые качества велосипеда зависят от мягкости материала. Мягкие рамы лучше поглощают вибрацию и имеют лучший накат (в тяжелом транспорте этот параметр называется «выбег») на неровных поверхностях. Жёсткие рамы позволяют передавать энергию от педалей к колёсам с меньшими потерями.
Рамы могут делаться из стали, сплавов алюминия, титана, магния, а также из углепластика (карбона). Также довольно редко встречаются рамы из стеклопластика, они могут использоваться только на шоссейных велосипедах.
Вилка [ править ]
Служит для соединения переднего колеса, руля и рамы. Может быть жёсткой или со встроенным амортизатором. Также на вилку крепятся тормоза, крыло, датчик скорости и другое вспомогательное оборудование.
Жёсткие вилки дешевле и легче.
Амортизационные вилки повышают комфортность езды по неровной поверхности, улучшают сцепление с дорогой на неровностях. Они более дорогие, тяжёлые, при педалировании поглощают часть энергии. Амортизационные вилки различаются принципом работы, ходом вилки, наличием различных настроек. Зачастую к таким настройкам относятся включение и выключение амортизирующих функций (это позволяет снизить потери энергии при вращении педалей) и регулировка амортизаторов.
Передача [ править ]
Крутящий момент с оси каретки (вращаемой кривошипами с педалями) на заднее колесо обычно передаётся с помощью цепной передачи. Она состоит из ведущих звёзд, ведомых (задних) звёзд, собственно цепи и дополнительных механизмов. Совокупность ведущих звёзд называется системой, совокупность ведомых звёзд — кассетой.
В простейшем случае велосипед имеет только по одной ведущей и ведомой звезде (синглспид). Этот вариант хорошо подходит для езды по равнинным дорогам. Для рельефной местности лучше подходят многоскоростные велосипеды. Современный уровень развития велоиндустрии позволяет производить недорогие и качественные многоскоростные модели. Поэтому многие современные велосипеды оборудованы механизмами переключения скоростей, что делает их пригодными для любых условий.
Переключатель скоростей в том виде, в каком он применяется сегодня на большинстве велосипедов, изобрёл известный итальянский велосипедист Туллио Кампаньоло (en:Tullio Campagnolo) в 1950 г. Звёзды (как сзади, так и спереди) смонтированы в блоки, и переключение осуществляется с помощью бокового смещения цепи направлением её на нужную звезду. Чтобы обеспечить равномерное натяжение цепи при разных передаточных отношениях, задний переключатель оборудован специальным устройством натяжения. Велосипед может иметь от 1 до 11 ведомых звёздочек и 1—3 передних, что позволяет обеспечить до 33 передач. Впрочем, передачи зачастую частично пересекаются (например, положения 48/16 и 36/12 эквивалентны); но такое пересечение необходимо для более удобного и плавного переключения. Кроме того, эффективность передач не одинакова: при большом перекосе цепи (например, с первой передней на последнюю заднюю звезды) трение и износ цепи сильно возрастает, потому такими передачами активно пользоваться не рекомендуется.
Переключатели управляются с помощью натяжения тросиков, которое регулируется специальными ручками переключения. У велосипедов до конца 1980-х — начала 90-х натяжение тросиков регулировалось плавно, из-за чего велосипедисту необходимо было самому определять положения, соответствующие переключению на очередную передачу. Позднее получили распространение системы индексного переключения, в которых механизм дискретно управляет перемещением тросика и, соответственно, переключателя. Само переключение осуществляется нажатием кнопок или дискретным перемещением рычагов. В настоящее время появились и приобретают популярность (в основном в профессиональном и полупрофессиональном спорте) электронные системы переключения, такие как Shimano Di2 и аналоги от других фирм. Они могут быть как проводными, так и беспроводными.
Используется и планетарный механизм переключения передач, который целиком находится в задней втулке. По сравнению с внешним переключением его механический КПД несколько ниже [23] но он менее подвержен воздействию внешней среды и более удобен в обращении (в частности, позволяет переключать передачи, стоя на месте), поэтому активно применяется для городских и туристских велосипедов. В городских велосипедах из планетарных механизмов чаще всего применяются комбинированные трёхступенчатые; реже семи-, восьми- и одиннадцатиступенчатые, обеспечивающие переключение трёх, семи, восьми или одиннадцати передач и тормоз. Долгое время трёхскоростные втулки являлись самыми лёгкими и отлаженными, но в последнее время японская фирма Shimano стала выпускать восьмискоростные модели, которые, по их заявлениям, отлажены лучше, чем трёхскоростные. Втулки с планетарным механизмом переключения передач могут иметь вмонтированный тормоз, например, барабанный. Но существуют и облегчённые бестормозные втулки. Самые дорогие модели (например, втулки фирмы Рохлофф (Rohloff) дают 14 передач, обеспечивая изменение передаточного соотношения более чем 500 %, но такие втулки имеют большой вес, порядка 2 килограммов.
Необходимо заметить, что отсутствие переключения передач не говорит о дешевизне велосипеда. Так, односкоростные велосипеды иногда применяются для экстремальных дисциплин («Дёрт», «Стрит») и некоторых видов велогонок (в частности, трековых) — как для увеличения КПД, так и для снижения массы.
Помимо цепной передачи неоднократно предпринимались попытки создать велосипед с вальным приводом, однако достаточно массово она стала применяться лишь в последние годы. Вальный привод имеет большую массу, но практически не требует обслуживания [источник не указан 2846 дней] . Также при использовании вала отсутствует и такая традиционная для велосипеда проблема, как слетание цепи. Главный недостаток — поддерживаются только планетарные механизмы переключения. Несмотря на значительные преимущества в использовании, в дорожных велосипедах вальная передача встречается ещё сравнительно редко. В простонародье такую передачу (привод) часто называют карданной, по аналогии с похожим узлом автомобилей, но в велосипедном вальном карданный вал практически не используется.
Также в последнее время появились серийные модели велосипедов с использованием шевронного ремня в качестве привода. Преимущества в отсутствии смазки и шума, меньшей массы, большей прочности и большего ресурса по сравнению с цепью. Недостатки, как и у вальных систем, поддерживаются только планетарные механизмы переключения. Но, главное, что ремень можно установить только на специализированную раму с размыкаемым (обычно правым верхним) пером, так как сам ремень не разъёмный.
Тормоза [ править ]
Тормоза бывают ободными (клещи, консольные, v-brake), дисковыми и барабанными. В прошлом существовали также вариации тормоза, действующие непосредственно на шину («Современный велосипед, выбор его и применение» — 1895 г., стр. 152). Также в качестве особой разновидности тормоза можно рассматривать режим рекуперативного торможения у некоторых электровелосипедов.
В ободных тормозах усилие прикладывается к ободу колеса. Они обладают своими преимуществами перед дисковыми тормозами:
- Тормозное усилие прикладывается к ободу, тем самым уменьшается нагрузка на спицы и втулку.
- При длительном торможении (спуске с горы) ободные тормоза гораздо меньше нагреваются за счёт большей площади обода по сравнению с тормозным диском.
- Ободные тормоза очень неприхотливы, настройка очень простая, в отличие от дисковых, которые часто нужно перестраивать после снятия колеса.
- Имеют меньший, чем дисковые тормоза, вес, что важно для некоторых велоспортивных дисциплин.
- Дёшевы. Цена качественных дисковых тормозов в несколько раз выше ободных. Именно поэтому на подавляющем большинстве бюджетных велосипедов стоят ободные тормоза.
В дисковых тормозах усилие прикладывается к специальному диску, они имеют много преимуществ перед ободными:
- Дисковые тормоза имеют заметно большее тормозное усилие и следовательно повышают безопасность велосипедиста, также они более надёжны в использовании.
- Они меньше засоряются при езде по грязи, так как расположены ближе к центру колеса. Ободные тормоза расположены с краю колёс и при их загрязнении сильно снижается эффективность торможения. Кроме этого, налипший вокруг клещей ком грязи может вовсе заблокировать колесо. По этой же причине (попадание абразивной грязи и пыли) при частой езде по грунту колодки и тормозные диски дискового тормоза стираются медленнее, чем колодки и обода колёс в случае тормоза v-brake.
- Качественные дисковые тормоза позволяют более плавно регулировать тормозные усилия.
- Дисковые тормоза можно использовать со слегка искривлённой геометрией колеса, в то время как ободные начнут задевать обод и притормаживать велосипед.
- Качественные дисковые тормоза требуют обслуживания гораздо реже, чем ободные. Но обслуживание, зачастую, не может производиться в полевых условиях. Особенно это относится к гидравлическим дисковым тормозам.
Барабанные тормоза, как правило, делятся на два типа. Первый тип, так называемый «ножной» тормоз (coaster brake), чаще всего приводится в действие от вращения педалей в обратную сторону. В барабанных тормозах этого типа тормозной механизм находится внутри втулки ведущего колеса, тормозное усилие прикладывается к внутренней поверхности корпуса втулки.
Второй тип барабанного тормоза — так называемый роллерный тормоз (roller brake) — представляет собой отдельный узел велосипеда, закреплённый на втулке как ведущего, так ведомого колеса. Чаще всего механизм роллерного тормоза приводится в действие рукояткой на руле, соединённой с тормозом тормозным тросом.
Большинство велосипедов оснащаются ручным приводом тормоза, как наиболее безопасным и удобным. Также используются ножной привод тормоза, воздействующего на ведущее колесо.
По виду привода ручные тормоза делятся на механические (приводимые в движение тросиком) и гидравлические. Гидравлические обеспечивают большее тормозное усилие. Чаще используются в даунхиле, фрирайде, триале. В гидравлических тормозах используется минеральное масло или тормозная жидкость (DOT-4, DOT-5); поломку, в отличие от поломок механических тормозов, вне мастерской часто устранить нельзя, однако поломка качественного гидравлического тормоза крайне редка при правильном обслуживании. Чаще всего гидравлический привод используется для дисковых тормозов.
Ножные тормоза приводятся в действие путём вращения педалей в обратную сторону (противоположную рабочей). Такие тормоза имеют определённые преимущества, такие как защищенность от воды, грязи и снега (это обусловлено тем, что они спрятаны в задней втулке колеса), дешевы, неприхотливы в обслуживании. Но у таких тормозов есть и недостатки: действуют только на заднее (то есть ведущее) колесо, требуют определённого привыкания. Также педальный тормоз несовместим с классическим переключателем скоростей. Это ограничивает применение педального тормоза только велосипедами с одной передачей и велосипедами с планетарным переключателем передач. Иногда педальный тормоз дополняется передним ручным, обычно одного из ободных типов. Главный недостаток ножного тормоза — в случае слетания цепи задействовать тормоз невозможно, в этом случае резко повышается риск попадания в аварию. Впрочем, даже в этом случае при известной сноровке можно аварийно остановиться при помощи ног, заваливания велосипеда набок либо поставив ногу на переднее колесо перед вилкой (если не стоит переднее крыло).
При использовании ручных тормозов следует нажимать оба рычага одновременно и плавно, без рывков. Передний тормоз допускает бо́льшую силу торможения без блокировки колеса из-за высокого расположения центра масс и перераспределения нагрузки на переднее колесо при торможении. Но на переднем колесе, в отличие от заднего, нельзя допускать полную блокировку колеса — это приведёт к падению вперёд через руль, в то время как с заблокированным задним колесом можно удерживать равновесие, спускаясь, например, с крутого холма. Также резкое нажатие на рычаг переднего тормоза крайне опасно при прохождении поворота: срыв на юз переднего колеса (что случается на влажной или пыльной дороге) быстротечен, его практически невозможно выровнять и это грозит падением. Поэтому начинающим велосипедистам нажимать рычаг переднего тормоза раньше заднего опасно. Для экстренного торможения опытные велосипедисты смещают тело назад по ходу движения (свешиваются за седло), насколько это возможно, и уже тогда сильно выжимают рычаг переднего тормоза. Либо применяется блокировка заднего колеса с поворотом велосипеда перпендикулярно направлению движения и завалом на бок.
Также стоит отметить, что при правильном использовании дисковых или клещевых тормозов передние тормозные колодки изнашиваются быстрее задних. Кроме этого, не рекомендуется применять торможение задним тормозом с юзом, так как это может быть небезопасно и приводит к быстрому износу задней покрышки.
Седло [ править ]
Седло является важной частью велосипеда: большинство проблем с комфортом связаны с неудобным седлом.
Широкие и мягкие сёдла менее удобны для педалирования, потому что мешают работе ягодичных мышц. Узкие жёсткие сёдла позволяют мышцам работать более правильно, что делает их более удобными при регулярной езде, особенно на большие дистанции. Однако с непривычки они могут вызывать неприятные ощущения в области таза.
Помимо правильной формы седла, на комфорт и эффективность езды влияет правильная посадка, которая регулируется высотой подъёма подседельного штыря, а также наклоном и продольным положением седла. Иногда подседельный штырь может включать в себя амортизатор, смягчающий удары при езде по неровной поверхности. Седло должно подбираться индивидуально, так как в идеале его ширина должна соответствовать расстоянию между седалищными буграми таза.
Различают мужские и женские седла. Также существуют сёдла с различными дополнениями, например, воздушными вырезами.
История велосипеда
Идея передвижения на колесах за счет мускульной силы человека родилась очень давно. Различные коляски, повозки, приводимые в движение человеком на четырёх, трёх и двух колесах, появились почти одновременно в Германии, Франции, Англии и других странах.
Барон Карл фон Дрез, 1820 год
Первый велосипед
Все же родоначальником веломашины как таковой считают немецкого барона Карла фон Дреза (иногда пишется Драйс или Дрейс). В 1814 году он сконструировал свое двухколесное детище — деревянный самокат, который сам назвал «машиной для хождения». Соседи изобретателя прозвали данный самокат «прогулочной лошадью». Но движения велосипедиста напоминали скорее работу ног лыжника: человек передвигался, отталкиваясь ногами от земли.
В 1817 году Карл фон Дрез получил патент в Германии на изобретение якобы первого в мире велосипеда.
Беговая машина Карла фон Дреза, 1817 год.
В мире конструкторов этот вариант простейшего сооружения из двух колес, впервые управляемых с помощью руля, получил название по фамилии своего создателя — «дрезина». Слово «дрезина» и сегодня есть в нашем словаре, но означает оно немного иной агрегат.
Существует множество выдумок и мифов, связанных с началом истории велосипеда. К примеру, по непроверенным данным, российский умелец Артамонов объехал немецкого барона на своих колёсах на целых 14 лет.
Крепостной мастеровой нижнетагильского завода Ефим Михеевич Артамонов создал свой цельнометаллический велосипед еще в 1800 году. Продемонстрировал он его широкой публике — «в день Ильи Пророка года 1800 ездил на диковинном велосипеде по улицам Екатеринбурга», а в 1801 году добрался на своем самокате в Москву, преодолев по бездорожью более 5 тысяч км и показал свое детище во время коронации царя на Ходынском поле, за что был освобожден от крепостной зависимости. Весила «веломашина» Артамонова более 40 кг. Шатуны и педали крепились на переднем, ведущем колесе, диаметр которого превышал метр; диаметр заднего колеса — почти в 2 раза меньше. Общая высота велосипеда была около 1,5 метра. Но русскому мастеровому патент на изобретение не выдали.
В 1839−1840 годах шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан усовершенствовал изобретение Дреза, добавив педали, кривошип и рычаги к заднему колесу. Педали толкали заднее колесо, с которым они были соединены металлическими стержнями. Переднее колесо возвращалось рулем, велосипедист сидел между передним и задним колесом. Велосипед Макмиллана опередил свое время, но не получил большого распространения.
Педальный привод, придуманный Киркпатриком Макмилланом, 1839 год.
Дальнейшее техническое улучшение велосипеда происходило в Западной Европе и Соединенных Штатах Америки. Предприятия производят веломашины с усовершенствованной системой шатунов, прикрепленной непосредственно на переднее колесо.
Благодаря французскому мастеру каретных дел по фамилии Мишо в 1853−х годах появилась конструкция велосипеда, названная впоследствии «костотрясом».
«Костотряс» Пьера Мишо, 1853 год.
Пьер Мишо запатентовал педальный привод на переднее колесо велосипеда. Шатуны закреплялись на колесной оси; также впервые были применены: подпружиненное седло и тормоз, воздействующий на обод заднего колеса. Практически одновременно с Мишо подобную машину изобрел механик Пьер Лалльман.
Хотя англичане прозвали этот «самоходный» велосипед «костотрясом», но его популярности это не повредило.
Оптимальная конструкция
Официальной датой начала проведения соревнований по велосипедному спорту принято считать 31 мая 1868 года, когда на аллеях парка парижского пригорода Сен-Клу была организована гонка на 2000 метров. Ее победителем стал англичанин Дж. Мур, который в следующем году триумфально финишировал в шоссейной гонке «Париж — Руан» на 120 км, впервые проводившейся на «костотрясах» . По словам очевидцев, от участников этого мучительного испытания требовались «сила слона и ловкость обезьяны». Победитель англичанин Мур окончил дистанцию за 10 часов 45 минут, т.е. со скоростью спортсмена-пешехода.
Катание на двухколесной транспортной новинке становится повсеместно причудливым увлечением. В Англии этим видом спорта увлекались и молодые, и старые, и мужчины, и женщины.
Вы можете себе представить, как велосипедист тех времен выглядел даже после короткой поездки по пыльной дороге? Но любители и владельцы этого нового средства передвижения не замечали ни стершихся подметок, ни замызганных штанов, ни усталости. Правда, остается открытым вопрос, отчего у человека больше ныли ноги — от ходьбы или от езды на «веломашине»?
При всем этом первые любители велосипедной езды героически противостояли и усмешкам врагов, и лаю собак, которые так и кидались на седоков «железных коней», причиняя немало транспортных невзгод. Поэтому велосипедисты возили с собой кнуты и пробочные пистолеты, дабы отгонять разъяренных псин. Правда, нельзя сказать, что в наше время собаки сильно поменяли свое отношение к велосипедистам.
В 1867 году изобретателем Каупером была предложена удачная конструкция металлического колеса со спицами. Годом позже парижская фирма «Мейер и К°» начала выпуск велосипедов с цепным приводом на заднее колесо.
Цепной привод французской компании «Мейер и К°», 1868 год.
С 1869 года велосипеды стали оборудовать металлической рамой. В том же году на смену железным пришли шины из цельной резины. Хотя, по правде говоря, никаким новшеством это не было — еще в 1845 году англичанин Роберт Уильям Томпсон запатентовал надувную шину, но его изобретение было надолго забыто.
1870−1885 годы были периодом «пауков», т.е. высоких велосипедов с разновеликими колесами. К оси переднего колеса были прикреплены педали и руль, а велосипедисту приходилось сидеть практически на вершине переднего колеса.
Большеколёсный велосипед, 1870 год.
Их производили и французы, и немцы (фирма в Нюрнберге), и англичане. Также они назывались «большеколёсный велосипед» (англ. «Ніgh bicycle» или «High Wheeler») и «пенни-фартинг» (англ. «Penny-farting»).
Желание изобретателей увеличить расстояние, пройденное велосипедом за один оборот колеса, приводило к увеличению диаметра ведущего колеса, и, соответственно, к уменьшению заднего. Притом увеличилась скорость, набираемая данным велосипедом, по сравнению с его предшественниками. В дальнейшем скорость велосипеда была доведена до 30 километров в час.
К сожалению, передвижение на «пауке» было довольно небезопасным — этому способствовали большая высота сидения и смещенный к переднему колесу центр веса. При малейшем толчке велосипед опрокидывался, и седок совершал кульбит через руль. Прогресс «пауков» шел по пути уменьшения веса и увеличения надежности узлов машин.
В 1872 году в Британии был собран «Ариэль» — экземпляр велосипеда с большим передним колесом, в дальнейшем получивший название «Ординари» (с англ. — «обычный»).
Альтернативой «паукам» были трехколесные велосипеды.
Хотя, нужно заметить, что именно на усовершенствованном «пенни-фартинге», можно сказать «небоскребе», Томас Стивене совершил в 1885−м кругосветное путешествие, передвигаясь со скоростью 60 километров в день.
В 1878 году английский изобретатель Лоусон ввел в конструкцию велосипеда цепную передачу.
Вслед за «пауками» стала распространяться другая модель велосипеда, названная «кенгуру» — с цепной передачей, увеличение скорости в этом велосипеде достигалось соотношением шестерен.
Велосипед «Кенгуру» с цепным приводом, 1878 год.
В 1880 году Петербургская городская управа зарегистрировала около 100 велосипедов, а через 2 года они появились в Москве. Для булыжной мостовой они были малопригодны. К тому же езда на них в городе была строжайше запрещена.
Усовершенствование полюбившегося транспортного средства продолжалось — только в 1892 году во Франции было выдано 1000 патентов на новые велосипедные конструкции, в Англии — 2400, в США — 4000!
В 1884 году Джеймс К. Старли изобретает «безопасный велосипед», конструкция которого — с равновеликими колесами — стала прообразом современных моделей.
«Безопасный велосипед» с равновеликими колёсами, 1884 год.
Но настоящий переворот в изобретении велосипедов произошел в 1887 году, когда шотландский ветеринар Джон Бойд Данлоп применил полую пневматическую шину. Для того чтобы сделать более приятной езду на «костотрясах» для своего сына, он «обул» колеса велосипеда кольцами садового резинового рукава, применяемого для поливки цветов, и наполнил их водой. Тряска значительно уменьшилась, но появилось другое неудобство — водяные шины сильно замедлили движение. Тогда изобретательный врач накачал шины воздухом. Для того чтобы воздух не выходил обратно, он изобрел особый клапан, автоматически закрывающийся под напором уплотненной атмосферы. Пневматические шины были тем новшеством, которого не хватало «стальному коню» для окончательного признания его удобным способом передвижения.
В последующие годы в конструкцию велосипеда вносится очень много усовершенствований, направленных на улучшение его прочности, легкости, красоты и возможности достижения на нем высоких скоростей. За короткий срок велосипед получил широкое распространение как одно из средств транспорта, отдыха и спорта.
Велосипедный спорт
Начиная с 1870 года, в различных городах Франции, Италии, Великобритании и других странах начинается строительство велотреков.
Велосипедная гоночная лихорадка, охватившая в конце 19 века Западную Европу и Америку, докатилась и до российских просторов. Первое официальное соревнование было проведено в Москве 24 июля 1883 года на двух дистанциях — 1,5 и 7,5 верст. В гонках приняли участие американский, австрийский и английский спортсмены.
1883 год и стал датой рождения велосипедного спорта России.
Вторым по значению для развития отечественного велоспорта было соревнование, состоявшееся 23 сентября 1884 года на Царском Лугу (Марсовом поле) в Санкт-Петербурге. Эти выступления ускорили создание Московского клуба велосипедистов и Московского общества велосипедистов-любителей. В Петербурге такое общество (первое русское) было создано еще в 1882 году, а вот его Устав был утвержден 5 декабря 1884 года.
В 1896 году среди любителей велосипедной езды москвичи увидели Льва Николаевича Толстого. 70−летний писатель прекрасно владел машиной. Почитатели вскоре подарили ему велосипед с серебряными спицами.
Центрами велосипедной жизни постепенно стали города Рига, Киев, Одесса. Вначале состязания проводили на ипподромах и шоссе. В дальнейшем на средства общества и крупных предпринимателей были выстроены циклодромы (треки). В 1891 году в Москве был построен трек, покрытый цементом. В Петербурге действовал деревянный трек длиной 250 метров, который собирался за полчаса. А в Одессе в 1894−м был построен первый велотрек с асфальтовым покрытием длиной 360 метров.
С 1890 года в велосипедном спорте наметилось несколько категорий гонщиков: профессионалы, любители и независимые. С появлением пневматических шин велосипедные гонки получили широкое распространение не только на треке, где до этого гонялись только «пауки» и «кенгуру», но и на шоссе.
Здесь хочется подчеркнуть, что пневматические шины усовершенствовал именно наш соотечественник — Г. Иванов, который предложил раздельные камеру и покрышку.
1890 год также стал годом создания «классического» в нашем понимании велосипеда. Французская фирма Clement, Paris выпустила модель с названием Safety — с замкнутой рамой, подвесной кареткой, цепным (блоковым) приводом, колесами одинакового диаметра, которые имели радиальные спицы. Практически единственными недостатками этого велосипеда, как для нашего времени, были литые резиновые шины «Кушен» и отсутствие свободного хода в цепной передаче.
В 1891 году было положено начало традиционной дорожной гонке «Бордо — Париж» длиной 600 километров.
А в России в том же году произошло важнейшее событие в спортивной жизни — розыгрыш звания «Первый ездок России» (его еще назвали первым «Всероссийским чемпионатом»). В Москву тогда съехались сильнейшие гонщики Петербурга, Киева и Одессы. В программе была гонка на дистанции 7,5 версты, считавшейся тогда классической. Подобные соревнования были проведены потом в 1892−1894 г.г. в Москве.
В 1894−м впервые был проведен интереснейший марафон от Москвы до Нижнего Новгорода, но шоссе оказалось таким разбитым, что только двое спортсменов доехали до Волги.
Надо отметить и рождение в 1895 году самой тяжелой и длительной гонки «Петербург — Москва».
Победителем ее стал волевой и выносливый гонщик Михаил Дзевочко.
В 1898 году американская «велосипедостроительная» фирма в штате Индианаполис выпустила на рынок современную веломашину Waverley, которая отличалась оригинальным дизайном, деревянными ободами на колесах, а самое главное — технической новизной. Ее блоковая цепь имела шаг в один дюйм.
1899−й стал годом рекорда велосипедной скорости — гонщик Мэрфи «Миля» проехал 1 милю за 57,75 секунды.
До наших дней дошло только заслуженно заработанное прозвище этого велогонщика, а вот фамилия осталась неизвестна.
Наиболее значительной дорожной гонкой является гонка для профессионалов вокруг Франции — «Тур де Франс». Впервые она состоялась в 1903 году, общая протяженность — 5000 километров. Условия этой сверхдальней гонки меняются каждый год, подвергаются изменению и этапы.
Олимпийские велогонки
Велосипедный спорт — одна из немногих дисциплин, которая была представлена на всех Олимпийских играх современности. Причем для участников Игр I Олимпиады в Афинах был построен трек, во многом отвечающий современным стандартам. 8 апреля 1896 года были даны первые олимпийские старты, в которых приняли участие велосипедисты из 5 стран Европы. В программу соревнований было включено 5 видов гонок на треке и один — на шоссе.
Российские велосипедисты впервые выступили на олимпийской трассе в Стокгольме в 1912 году.
Из 12 гонщиков только один велосипедист закончил 320−километровую гонку, он был на 60−м месте. Но уже в 1926−м российские гонщики убедительно победили на состязаниях в Париже и Бермене. Однако официальный счет выступлениям на международной арене был открыт лишь в 50−е годы, после признания наших гонщиков Международным союзом велосипедистов в 1952 году.
Уникально достижение французского спортсмена Пауля Массона, ставшего на одной Олимпиаде трехкратным чемпионом.
Командный заезд на 4000 метров, Олимпийские игры в Финляндии. Хельсинки, 1952 год.
Фото: Life
На первых Олимпийских играх лидировали велосипедисты Франции и Великобритании, затем к ним присоединились спортсмены Дании, Италии, Германии, СССР.
На Олимпийских играх в Атланте в 1996 г. велосипедисты крутили педали в погоне за медалями на шоссе, на треке и по дорогам Атланты. Тогда впервые в истории Олимпийских игр к своим двухколесным братьям присоединился горный велосипед, для которого характерны широкие колеса.
Кстати, изобрели горный велосипед чуть больше 20 лет назад хиппи из Северной Калифорнии.
Одним из наиболее заметных явлений олимпийского движения в последние десятилетия является постоянное расширение видов программы. К началу 90−х годов приобрели массовую популярность новые виды велосипедного спорта: маунтинбайк (горный велосипед), триатлон, ряд дисциплин трековой программы соревнований.
Эта тенденция затрагивает и программу женского велосипедного спорта. На XXVII Олимпийских играх в Сиднее в 2000 году программа соревнований по велосипедному спорту была расширена до 18 видов, из них 7 комплектов медалей разыграны женщинами.
Источники:
https://www.syl.ru/article/370065/chto-takoe-velosiped-znachenie-slova-proishojdenie
https://cyclearea.ru/velofitnes/1077
http://wp.wiki-wiki.ru/wp/index.php/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4
https://er-ka.ru/istoriya-velosipeda/