История развития велоспорта

Содержание скрыть

Велоспорт

Велосипедный спорт (в широком смысле слова) — это перемещение по земле с использованием транспортных средств (велосипедов), движимых мускульной силой человека.

Велосипедный спорт включает в себя такие дисциплины, как гонки на треке, шоссе, пересеченной местности, маунтинбайк, соревнования в фигурной езде и игре в мяч на велосипедах — велополо и велобол и др. Основная цель гоночных дисциплин — наиболее быстрое преодоление дистанции.

Как вид спорта, велосипедный спорт управляется Международным союзом велосипедистов, находящимся в Швейцарии. В России аналогичные функции выполняет Федерация велосипедного спорта России.

Содержание

Дисциплины велоспорта

Велоспорт-шоссе

  • командная гонка
  • групповая гонка
  • парная гонка
  • гонка-преследование
  • раздельная гонка

Велокросс

  • групповая гонка
  • индивидуальная гонка

Велоспорт-трек

    — гонка на треке на два или три круга, в которой принимают участие от двух до четырёх гонщиков. Победителем в каждом конкретном заезде считается тот, кто первым пересёк финишную черту.
  • командный спринт
  • командная гонка преследования (индивидуальный заезд на 1 км, 500 м или 200 м)
  • мэдисон (парная гонка)
  • скретч (групповая гонка)
  • омниум (многоборье)

Горный велосипед

    • классический кросс-кантри
    • шорт-трек (шорт-корс)
    • марафон

    Триал

    История

    1869 — впервые состоялись официальные соревнования. Они прошли во Франции, дистанция пролегала между Руаном и Парижем (120 км). Велосипеды участников тогда были деревянными. Победителю удалось достичь средней скорости примерно 11 км/час.

    1863 — впервые прошло первенство мира на треке (Чикаго).

    1921 — впервые прошло первенство мира на шоссе (Копенгаген).

    1896 — велоспорт включен в программу Олимпийских игр.

    1911—1913 — впервые совершено кругосветное путешествие на велосипеде (А. Панкратов, Россия)

    Источники

    Ссылки

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое «Велоспорт» в других словарях:

    велоспорт — велоспорт … Орфографический словарь-справочник

    велоспорт — сущ., кол во синонимов: 3 • велоспорт трек (3) • велоспорт шоссе (2) • спорт (224) … Словарь синонимов

    велоспорт — езда на велосипеде с целью спортивного упражнения Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка

    велоспорт — велосипедный спорт спорт … Словарь сокращений и аббревиатур

    Велоспорт — м. Соревнования, гонки на треке, шоссе, по пересеченной местности и т.п. на велосипедах. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    велоспорт — велоспорт, велоспорты, велоспорта, велоспортов, велоспорту, велоспортам, велоспорт, велоспорты, велоспортом, велоспортами, велоспорте, велоспортах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    велоспорт — велосп орт, а … Русский орфографический словарь

    велоспорт — у, ч. Велосипедний спорт … Український тлумачний словник

    Велоспорт — (cycling), к этому виду спорта относятся гонки на велосипедах, соревнования по фигурной езде, а также игра в мяч на велосипедах, напр., велополо и велобол (вариант футбола, в к ром мяч передают колесами). Велогонки проводят в закрытых помещениях … Народы и культуры

    велоспорт — іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови

    Велосипедный спорт

    Велосипедный спорт (в широком смысле слова) — это перемещение по земле с использованием транспортных средств (велосипедов), движимых мускульной силой человека.

    Велосипедный спорт (велоспорт) включает в себя такие дисциплины, как гонки на треке, шоссе, пересеченной местности, маунтинбайк, соревнования в фигурной езде и игре в мяч на велосипедах — велополо и велобол и др. Велоспорт также является частью такого вида спорта как триатлон. Основная цель гоночных дисциплин — наиболее быстрое преодоление дистанции.

    Как вид спорта, велосипедный спорт управляется Международным союзом велосипедистов, находящимся в Швейцарии. В России аналогичные функции выполняет Федерация велосипедного спорта России.

    Содержание

    Дисциплины велоспорта

    Шоссейный велоспорт

    Олимпийские виды:

    • групповая гонка
    • индивидуальная гонка

    Не олимпийские виды:

    • командная гонка
    • многодневная гонка
    • гонка в гору

    Велокросс

    • групповая гонка
    • гонка с индивидуальным стартом

    Велотрековые гонки

       — гонка на треке на два или три круга, в которой принимают участие от двух до четырёх гонщиков. Победителем в каждом конкретном заезде считается тот, кто первым пересёк финишную черту.
    • командный спринт
    • командная гонка преследования (индивидуальный заезд на 1 км, 500 м или 200 м)
    • мэдисон (парная гонка)
    • скретч (групповая гонка) (многоборье)

    Горный велосипед

      • Олимпийский кросс-кантри: XCO
      • Марафонский кросс-кантри: XCM
      • Кросс-кантри по дистанции от одного пункта до другого: XCP (от одного пункта до другого)
      • Кросс-кантри по короткой кольцевой трассе: XCC (критериум)
      • Кросс-кантри гонка на время: XCT (гонка на время)
      • Кросс-кантри командная эстафета: XCR (командная эстафета)
      • Кросс-кантри многодневная гонка: XCS (многодневная гонка)

      BMX

      • BMX-рейс
      • BMX-верт
      • Флэтленд

      История

      1869 — впервые состоялись официальные соревнования. Они прошли во Франции, дистанция пролегала между Руаном и Парижем (120 км). Велосипеды участников тогда были деревянными. Победителю удалось достичь средней скорости примерно 11 км/час.

      1893 — впервые прошло первенство мира на треке (Чикаго).

      1921 — впервые прошло первенство мира на шоссе (Копенгаген).

      1896 — велоспорт включен в программу Олимпийских игр.

      1911—1913 — впервые совершено кругосветное путешествие на велосипеде (А. Панкратов, Россия)

      См. также

      Источники

      Ссылки

          Олимпийские виды спорта
      Летние Академическая гребля (ОИ) • Бадминтон (ОИ) • Баскетбол (ОИ) • Бокс (ОИ) • Борьба (ОИ) • Велоспорт (ОИ) • Водное поло (ОИ) • Волейбол (ОИ) • Гандбол (ОИ) • Гольф (ОИ) • Гребля на байдарках и каноэ (ОИ) • Дзюдо (ОИ) • Конный спорт (ОИ) • Лёгкая атлетика (ОИ) • Настольный теннис (ОИ) • Парусный спорт (ОИ) • Плавание (ОИ) • Прыжки в воду (ОИ) • Прыжки на батуте (ОИ) • Регби-7 (ОИ) • Синхронное плавание (ОИ) • Современное пятиборье (ОИ) • Спортивная гимнастика (ОИ) • Стрельба (ОИ) • Стрельба из лука (ОИ) • Теннис (ОИ) • Триатлон (ОИ) • Тхэквондо (ОИ) • Тяжёлая атлетика (ОИ) • Фехтование (ОИ) • Футбол (ОИ) • Хоккей на траве (ОИ) • Художественная гимнастика (ОИ)
      Зимние Биатлон (ОИ) • Бобслей (ОИ) • Горнолыжный спорт (ОИ) • Кёрлинг (ОИ) • Конькобежный спорт (ОИ) • Лыжные гонки (ОИ) • Лыжное двоеборье (ОИ) • Прыжки на лыжах с трамплина (ОИ) • Санный спорт (ОИ) • Скелетон (ОИ) • Сноуборд (ОИ) • Фигурное катание (ОИ) • Фристайл (ОИ) • Хоккей с шайбой (ОИ) • Шорт-трек (ОИ)
      Исключённые Баскская пелота (ОИ) • Бейсбол (ОИ) • Водно-моторный спорт (ОИ) • Жё-де-пом (ОИ) • Крикет (ОИ) • Крокет (ОИ) • Лакросс (ОИ) • Перетягивание каната (ОИ) • Поло (ОИ) • Регби (ОИ) • Роке (ОИ) • Рэкетс (ОИ) • Софтбол (ОИ)
      Показательные Хоккей с мячом (ОИ)
      • Велоспорт

      Wikimedia Foundation . 2010 .

      Смотреть что такое «Велосипедный спорт» в других словарях:

      ВЕЛОСИПЕДНЫЙ СПОРТ — ВЕЛОСИПЕДНЫЙ СПОРТ, пользование велосипедом для упражнения в езде с различной скоростью и на различные расстояния (катание, гонки и пр.) или в качестве средства передвижения при прогулках и более длительных и даже кругосветных путешествиях… … Большая медицинская энциклопедия

      Велосипедный спорт — Велосипедный спорт. Шоссейная гонка. ВЕЛОСИПЕДНЫЙ СПОРТ, гонки на треке, шоссе, пересеченной местности (велокроссы), а также соревнования в фигурной езде и игре в мяч на велосипедах велобол и велополо. Первые соревнования состоялись во Франции… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      ВЕЛОСИПЕДНЫЙ СПОРТ — гонки на треке, шоссе, пересеченной местности, а также соревнования в фигурной езде и игре в мяч на велосипедах велобол и велополо. Зародился в Европе в 1860 е гг. В программе Олимпийских игр с 1896; чемпионаты мира на треке с 1893, на шоссе с… … Большой Энциклопедический словарь

      велосипедный спорт — гонки на треке, шоссе, пересечённой местности, а также соревнования в фигурной езде и игре в мяч на велосипедах велобол и велополо. Зародился в Европе в 1860 х гг. В программе Олимпийских игр с 1896; чемпионаты мира на треке с 1893, на шоссе с… … Энциклопедический словарь

      велосипедный спорт — dviračių sportas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Grupė sporto šakų – dviračių lenktynės treku, plentu arba raižyta vietove (krosas), dailusis važiavimas dviračiu, sportiniai dviračių žaidimai. Atsirado 1860 m. Europoje.… … Sporto terminų žodynas

      Велосипедный спорт — вид спорта, включающий гонки по пересечённой местности, по шоссе, на Треке, фигурную езду на велосипедах, Велобол. Первое официальное соревнование по В. с. состоялось во Франции в 1869 между Руаном и Парижем (120 км) на… … Большая советская энциклопедия

      Велосипедный спорт — журнал, см. Велосипед и речной яхт клуб … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      Велосипедный спорт на летних Олимпийских играх 2008 — Велоспорт на летних Олимпийских играх 2008 Трековые гонки Гонка преследования мужчины женщины Командная гонка преследования мужчины … Википедия

      Спорт в Буркина Фасо — Спорт широко распространен в стране, наиболее популярные виды  футбол, баскетбол, велосипедный спорт, регби юнион, гандбол, теннис, легкая атлетика, бокс и боевые искусства[1][2]. Содержание 1 Футбол … Википедия

      Спорт в Буркина-Фасо — Спорт широко распространен в стране, наиболее популярные виды  футбол, баскетбол, велосипедный спорт, регби юнион, гандбол, теннис, легкая атлетика, бокс и боевые искусства[1][2]. Содержание 1 Футбол … Википедия

      Шоссейный велоспорт

      Шоссейный велоспорт — одна из дисциплин велоспорта, подразумевающая гонки по дорогам с твёрдым покрытием на шоссейных велосипедах. Олимпийская дисциплина с 1896 года.

      Шоссейный велоспорт относится к летним видам спорта, сезон стартует ранней весной и заканчивается осенью. Наиболее престижные соревнования проходят в период с марта по октябрь.

      История шоссейного велоспорта началась в 1868 году, [1] а первая крупная велогонка, «бабушка всех однодневок» — Льеж — Бастонь — Льеж, проводится начиная с 1892. Большинство самых известных и престижных в настоящее время гонок появилось в конце 19 — начале 20 веков.

      Является наиболее популярной и развитой в коммерческом отношении дисциплиной велоспорта. Особенно популярен в Европе, где проходят важнейшие шоссейные велогонки: легендарные классические однодневки и гранд туры.

      Соревнования делятся на групповые гонки и гонки с раздельным стартом. По классификации UCI велогонки делятся на разные категории, имеющие числовые обозначения. С 2009 года гонки высшей категории, подведомственные UCI, входят в ПроТур, а гонки, принадлежащие организаторам гранд туров, составляют серию Монументов велоспорта. По итогам выступлений на всех соревнованиях велосипедисты получают баллы в Рейтинг UCI.

      Содержание

      Специализации гонщиков

      Классик

      Специалист классических однодневок, способен преодолевать неровности рельефа и длительное время находиться в отрыве, сохранив при этом достаточно сил на финиш. Может одержать победу на отдельных этапах многодневных гонок, но не обладает достаточной восстанавливаемостью и стабильностью, чтобы бороться за высокие места в генеральной классификации.

      Спринтер

      Обладает большой мышечной массой и резким рывком на финише, но выпадает даже на небольших подъемах. Силовые спринтеры предпочитают мощный раскат своего поезда и финиш с колеса разгоняющего, более резкие самостоятельно выбирают позицию в голове пелотона и выигрывают за счет «взрывного» рывка. Некоторые спринтеры способны неплохо преодолевать горы и финишировать в небольшой подъем.

      Раздельщик

      За счет аэродинамической посадки, правильного педалирования и достаточной мышечной массы, раздельщик обладает хорошим индивидуальным ходом. Он может держаться в горах при ровном темпе, но во время атак, как правило, выпадает. Такие гонщики проводят хорошие смены и могут долгое время находиться на первой позиции в группе, не сменяясь, а также пытаться убежать в одиночку. Но основная их специализация — гонки с раздельным стартом.

      Горняк

      Легкий спортсмен, обладающий хорошим рывком в гору. Обычно горняки преодолевают перевалы в рваном ритме, пытаясь сбросить соперников «с колеса», при этом хорошо восстанавливаются в горе. Во время атаки они часто приподнимаются из седла, «танцуя на педалях». Но за счет небольшой массы тела, их выдувает из группы на равнине при сильном боковом ветре. Горняки также обладают худшим индивидуальным ходом, нежели раздельщики.

      Мастер скоростного спуска

      Умеет грамотно проходить технически сложные спуски, за счет чего может заработать большое преимущество, атакуя под гору. Может уверенно спускаться с незнакомых перевалов и при плохих погодных условиях.

      Универсал

      Велогонщик, сочетающий в себе несколько разных специализаций. Если спортсмен не борется за победу в общем зачете, он может пытаться уходить в отрывы на этапах разного профиля.

      Генеральщик

      Гонщик, нацеленный на борьбу в генеральной классификации многодневок. Генеральщиком может быть горняк, хорошо едущий разделку, или раздельщик, умеющий держаться в горах. Для победы в общем зачете велосипедист должен хорошо восстанавливаться в процессе гонки.

      Грегари

      Грегари выполняет работу на капитана команды: возит «на колесе», ловит атаки конкурентов, передает воду и питание из технички. Он жертвует своими шансами ради общекомандного успеха. Наличие в команде хороших грегари, способных оказать поддержку в решающие моменты гонки, является одним из важнейших факторов для обеспечения победы ее капитана.

      Виды шоссейных гонок

      Классическая однодневка

      Велогонка, проходящая по классическому маршруту (иногда, с незначительными изменениями) в течение одного соревновательного дня. Большинство таких гонок проходит весной, в начале сезона, и осенью, в его завершении. Сложность однодневок заключается в большой длине дистанции (за 200 км), пересеченном рельефе и трудном для преодоления дорожном покрытии (брусчатка, гравий, или просто разбитая дорога).

      Наиболее известные классики:

        Милан-Санремо Тур ФландрииГент — Вевельгем Париж — Рубэ Амстел Голд РейсФлеш ВалоньЛьеж — Бастонь — ЛьежКлассика Сан-СебастьянаДжиро ди Ломбардия Париж — Тур

      Критериум

      Однодневная круговая гонка по очкам, обычно проходящая в пределах города. Наибольшую известность имеют критериумы, проводящиеся после окончания главной велогонки сезона, Тур де Франс, с участием ярко выступивших на ней спортсменов.

      Исторически сложилось, что слово критериум присутствует в названии французской многодневки Критериум ду Дофине Либере, которая критериумом не является.

      Многодневка

      Велогонка, состоящая из этапов, продолжительностью от нескольких дней до более, чем недели. На многодневке разыгрываются победы в общем зачете и на отдельных этапах, обычно присутствуют и другие классификации. В отличие от однодневных соревнований, гонщики должны распределить свои силы на все этапы.

      Наиболее известные многодневки:

        Париж — НиццаТиррено — АдриатикоТур Страны БасковКритериум ду Дофине ЛибереТур Швейцарии Тур Каталонии Тур ГерманииЭнеко Тур

      Гранд тур

      Гранд тур — самый престижный вид соревнований в шоссейном велоспорте, победа на нем ценится больше, чем успех на любой другой гонке (включая чемпионат мира и Олимпийские игры).

      Представляет собой трехнедельную многодневку, состоящую из 21 этапа различных профилей и двух дней отдыха. Помимо генеральной классификации, разыгрываются горный, спринтерский и командный зачеты, а также некоторые другие, специфичные для данной конкретной гонки. Решающими для общего зачета становятся «королевские» горные этапы и гонки с раздельным стартом, для финальной победы спортсмен также должен обладать хорошей восстанавливаемостью на протяжении всех трех недель гонки.

      Если гранд тур заканчивается групповым этапом, он становится «этапом дружбы». На таком этапе велосипедисты большую часть времени общаются между собой и ведут гонку в спокойном ритме. Борьба разворачивается только на последних кругах по городу, когда разыгрывается спринтерский финиш. Отрывы на «этапах дружбы» побеждают не часто.

      Гранд туров всего три, все они проводятся в середине сезона по дорогам Франции, Италии и Испании:

        Tour de France — Тур де Франс (проводится в июле, с 1903) Giro d’Italia — Джиро д’Италия (проводится в мае, с 1909) Vuelta a España — Вуэльта Испании (проводится в сентябре, с 1935; проходила весной до 1995)

      Виды этапов многодневок

      Пролог

      Короткая гонка с раздельным стартом (как правило, до 10 км) перед первым этапом многодневки. Из-за очень короткой дистанции, на прологе нельзя добиться большого преимущества в общем зачете. Победа, как правило, достается не раздельщику, а специалисту именно этого вида дисциплин. Существуют как индивидуальные, так и командные прологи.

      Гонка на время с раздельным стартом

      ITT (англ.  Individual time trial ) — гонка, в которой участники стартуют поодиночке, через определенные промежутки времени. На таких этапах обычно используются специальные разделочные велосипеды и другие предметы экипировки, обладающие большей аэродинамикой. В случае, если велосипедист накатит стартовавшего перед ним участника, правилами запрещено объединяться в группу и «сидеть на колесе».

      Помимо обычных гонок с раздельным стартом, существует также разделка в гору. На таких этапах используются велосипеды для групповых гонок, а шансы на победу имеют раздельщики с хорошим горным ходом.

      Как равнинные, так и горные разделки обычно являются решающими этапами за борьбу в генеральной классификации.

      Командная гонка на время с раздельным стартом

      TTT (англ.  Team time trial ) — гонка с раздельным стартом, в которой команды выступают полными составами. На гранд турах итоговое время всех участников команды начисляется по пятому финишировавшему гонщику, выпавшие в отвал велосипедисты получают дополнительное отставание. Победу на таком этапе может одержать хорошо скатанная команда, имеющая в своем составе несколько специалистов гонок с раздельным стартом.

      Спринтерский этап

      Этап включает в себя минимум неровностей рельефа, за счет чего пелотон может с легкостью накатить отрыв и удерживать большую скорость на последних километрах дистанции, чтобы никто не мог атаковать вторым темпом. Практически все такие этапы заканчиваются групповым спринтом, шансы отрыву могут дать плохие погодные условия, или же крупный завал в пелотоне.

      В случае сильного бокового ветра, команды, борющиеся за высокие места в генеральной классификации могут попытаться увеличить темп, за счет чего группа разорвется на несколько эшелонов. Оказавшиеся в отвале гонщики рискуют заработать большое отставание в общем зачете. Спринтерские команды также используют эшелоны, чтобы отрезать своих конкурентов от розыгрыша этапа.

      Пересеченный этап

      Профиль этапа содержит множество некатегорийных подъемов и пригорков низших категорий, тем самым напоминая Арденские классики. Отрыв на таком этапе имеет большие шансы на успех, но сохраняется также возможность спринта из общей группы. Если отрыв доезжает, победа обычно достается специалисту классических однодневок.

      Горный этап

      Содержит один, или несколько подъемов высоких категорий, и может заканчиваться финишем в гору, со спуска, или в долине. На таком профиле сложно заработать большое преимущество в общем зачете. Если этап финиширует в долине, выпавшие гонщики имеют возможность накатить группу на спуске, вернуться в пелотон могут даже некоторые спринтеры. Победу на этапе обычно разыгрывают гонщики из отрыва.

      «Королевский» горный этап

      «Королевские» горные этапы включают в себя большое число подъемов первой и высшей категории сложности. Они обязательно заканчиваются финишем в гору, или сразу после технически сложного спуска. Как правило, такие этапы становятся решающими в генеральной классификации, а также в зачете лучшего горного гонщика.

      На последних подъемах пелотон сильно просеивается, впереди остается только группа фаворитов общего зачета и сильных горняков, большинство уехавших в отрыв гонщиков догоняют. Разрывы между участниками на финише бывают очень большими, и едущие в дальних отвалах велосипедисты рискуют не вписаться в лимит времени.

      Победа на таком этапе считается одним из главных достижений в карьере любого гонщика.

      Команды

      Большинство профессиональных шоссейных команд имеет коммерческих спонсоров. Названия команд, как правило, включают названия своих титульных спонсоров. Большая часть команд, выступающих на высоком уровне, имеют в той, или иной степени интернациональные составы. Кроме того, команда может иметь лицензию одной страны и спонсироваться компанией, базирующейся в другой стране.

      Согласно классификации UCI, профессиональные команды делятся на команды ПроТура и континентальных дивизионов. Команды ПроТура автоматически получают возможность выступать в гонках этой категории, а континентальные могут получить приглашение от организаторов и ехать по вайлд кард (англ.  wild card ), количество которых ограничено.

      Помимо гонщиков и спортивных директоров, в состав команды входит обслуживающий персонал: механики, массажисты, доктора. Во время гонки спортсменов сопровождает несколько машин технической помощи, а для трансферов между этапами используется командный автобус. Тренировочные базы большинства команд находятся в Европе.

      Из российских команд, в настоящий момент лицензию ПроТура имеет только Катюша. Она создана на основе континентальной Tinkoff Credit Systems, принадлежавшей российскому предпринимателю Олегу Тинькову.

      В отличие от других гонок, на чемпионате мира и Олимпийских играх в качестве команд выступают национальные сборные.

      Призовые майки

      В качестве трофеев в велосипедном спорте используются призовые майки.

      Майки разыгрываются в различных классификациях многодневок, промежуточные лидеры которых награждаются после каждого этапа. Если гонщик владеет несколькими майками одновременно, на следующем этапе он наденет майку, имеющую больший приоритет. А остальные достанутся спортсменам, занимающим следующие за ним места в соответствующих классификациях. Лидеры некоторых номинаций вместо маек награждаются номерами, оформленными особым образом.

      Победитель чемпионата мира получает майку с радужными полосками, которую может носить на всех гонках вплоть до следующего чемпионата. Но чемпион мира в групповой гонке может носить майку только на групповых этапах, а в раздельном старте — только на разделках. Аналогично ситуация обстоит и с майками национальных чемпионов, которые оформляются в цвета национального флага.

      Призовые майки в порядке уменьшения приоритета:

      • майка лидера генеральной классификации
      • майка лучшего спринтера
      • майка горного короля
      • майка лучшего молодого гонщика
      • майка чемпиона мира
      • майка национального чемпиона

      Как правило, под цвет призовой майки раскрашивается велосипед и вся экипировка гонщика. Особенно, если он собирается довезти эту майку до конца гонки, или удерживать ее в течение длительного времени.

      Тактика

      Работа в группе

      Основная группа

      Основная группа является самым большим формированием велосипедистов на дистанции гонки. В глубине пелотона спортсмены хорошо закрыты от ветра, за счет чего достигается экономия свыше 40 % энергии. [2] Но находясь на такой позиции, гонщики имеют большую вероятность попасть в завал, или оказаться в отвале, в случае разрыва группы. Поэтому, фавориты генеральной классификации стараются держаться в голове пелотона, в окружении своих грегари.

      Впереди группы идет работа сменами. Может быть организована как быстрая вертушка, позволяющая значительно увеличить скорость, так и работа длинными сменами, которая менее затратна. Как правило, группу тащит за собой команда лидера общего зачета, которая пытается не отпустить отрыв слишком далеко, а на равнинных этапах к преследованию подключаются спринтерские команды, заинтересованные в победе на этапе.

      Команды, гонщики которых находятся в отрыве, не участвуют в преследовании. Они даже могут попытаться дезорганизовать работу сменами, отсылая своих велосипедистов в голову группы.

      Во время розыгрыша спринтерского финиша, спринтерские команды стараются держать максимально возможную скорость, чтобы никто не смог уйти в отрыв на последних километрах дистанции. Некоторые из них также выстраивают поезда для раската своих спринтеров на финиш.

      Отрыв

      Группа велосипедистов, отъехавших вперед по дистанции гонки от пелотона. В отрыв ездят с разными целями: побороться за победу на этапе, заработать звание самого агрессивного гонщика, собрать очки на промежуточных финишах, или же просто выполнить обязательства перед спонсором, напомнив о существовании своей команды. За счет небольшого числа участников, отрыв обладает лучшей маневренностью, и в нем легче организовать работу сменами. Но велосипедисты в отрыве тратят больше сил и заметно устают к концу этапа.

      Гонщики команд, незаинтересованных в доезде отрыва, работают там «полицейскими», не принимая участия в сменах.

      Если отрыв доезжает, не обладающие спринтерским рывком гонщики пытаются разорвать группу и убежать от соперников в одиночку. Чем большее преимущество отрыв имеет над преследователями, тем раньше его участники могут закончить слаженную работу и начать разыгрывать финиш этапа.

      Гонщик, претендующий на высокие места в какой-либо классификации, может договориться с одним из спортсменов, чтобы объединить усилия в отрыве. В таком случае один из велосипедистов заработает преимущество в интересующем его зачете, а второму достанется победа на этапе.

      Отвал

      Группа гонщиков, по тем, или иным причинам отставшая от пелотона. Оказавшиеся в отвале велосипедисты стремятся как можно скорее вернуться в основную группу. Работа в небольших отвалах организуется по принципу отрыва, а в многочисленных — как в основной группе.

      Если в отвал попадает один из лидеров команды, за ним опускается несколько грегари, чтобы подтащить гонщика к пелотону.

      Групетто

      Групетто (итал.  grupetto ) — отвал на горном этапе, заинтересованный в прохождении трассы гонки в спокойном ритме. Гонщики, находящиеся в групетто не стремятся вернуться в основную группу, их единственной целью является попадание в лимит времени. Как правило, в такие отвалы собираются спринтеры, а также травмированные спортсмены, не способные преодолевать горы в высоком темпе.

      Классификации многодневок

      Генеральная классификация

      Гонщики, борющиеся за победу в генеральной классификации, а также в зачете лучшего молодого гонщика, должны экономить силы и беречься от падений на равнинных и пересеченных этапах. На дистанции с простым профилем их не отпустят в отрыв конкуренты, поэтому решающими для общего зачета становятся «королевские» горные этапы, где лидеры гонки остаются один на один со своими главными соперниками, и гонки с раздельным стартом.

      Горняки стараются атаковать в подъем, а раздельщики проходят горы от обороны. Они стараются не проиграть много на горных этапах и наверстать упущенное в разделках. Добиться заметного преимущества можно также на технически сложных спусках с перевалов, и в случае образования эшелонов на равнине.

      На некоторых многодневках за первые три места на этапе начисляется временная бонификация, увеличивающая отрыв, или сокращающая отставание гонщика в общем зачете.

      Спринтерский зачёт

      Очки в спринтерский зачет дают промежуточные финиши и основной финиш этапа. На равнинных этапах большинство промежутков разыгрывают гонщики из отрыва, поэтому решающими, как правило, становятся основные финиши. Чем больше профиль этапа подходит для спринтеров, тем большее число очков разыгрывается на его финише.

      На горных этапах большая часть спринтеров собирается в групетто, а спринтеры, умеющие терпеть в горе, могут попытаться уйти в отрыв. Они собирают промежуточные премии, расположенные в долинах, недоступные для своих конкурентов.

      В отличие от горных премий, за все спринтерские промежутки дается одинаковое число очков. На некоторых многодневках основные финиши также дают равное количество баллов в спринтерскую номинацию, вне зависимости от профиля этапа.

      Звание горного короля

      В борьбе за звание горного короля, гонщики набирают очки на вершинах перевалов разной сложности. Решающими в классификации становятся вершины первой и высшей категории, за которые дается наибольшее число баллов. Для этого велосипедисты стараются уходить в отрывы на горных этапах, а когда им это не удается — атаковать на вершине горы из основной группы, чтобы собрать оставшиеся очки.

      Если гонщик, нацеленный на победу в этой классификации, не может вступить в борьбу на данном перевале, его товарищи по команде стараются финишировать первыми и отобрать очки у его конкурентов. В случае, когда горняков в конце гонки разделяет небольшое число баллов, они также могут уезжать в отрывы на пересеченных этапах и атаковать на пригорках низших категорий.

      На некоторых многодневках баллы за прохождение последней горы этапа удваиваются.

      Звание самого агрессивного гонщика

      Звание самого агрессивного гонщика получает спортсмен, который больше всех остальных пытался уезжать в отрывы. В зависимости от конкретной гонки, учитывается число отрывов, в которых поучаствовал гонщик, или общее количество времени, проведенное им перед основной группой. На некоторых гонках учитывается вклад гонщика в работу по формированию и сохранению отрыва. В случае победы отрыва, звание может быть передано первому из проигравших, в качестве утешительного приза.

      Для победы в этой номинации по итогам всей гонки, велосипедист должен уходить в как можно большее число отрывов на этапах разного профиля, а также стараться становиться самым агрессивным гонщиком по итогам этих этапов.

      Командный зачёт

      Лидерство в командном зачете получает команда, гонщики которой заняли большее число высоких мест на этапе. На некоторых многодневках существует также зачет команд, учитывающий положение в генеральной классификации. Для победы в этой номинации все гонщики команды должны иметь одинаково хороший уровень подготовки и стараться заработать как можно большее число первых мест.

      История велосипеда

      Наверное каждый слышал выражение «изобретать велосипед» и понимает вкратце его суть, но только зная «историю изобретений» (aka эволюцию) велосипеда – можно понять многогранность этого фразеологизма.

      Однажды Леонардо, как всегда, поднялся на балкон, глотнул крепкого папиросного дыма, и стал, по своему обыкновению, изобретать…

      Однако безмятежность на его лице вскоре уступила место смятению: «вертолёт, подводная лодка, беспроводные наушники» – лихорадочно перебирал в уме да Винчи – все полезные вещи он уже придумал. Неужели не осталось ничего!? Маэстро оказался заложником собственного гения. Холодок пробежал по спине, и глубокая печаль охватила Леонардо…

      Но тут взгляд его упал на очки с большими круглыми линзами (которые он изобрёл чтобы читать газеты) – «как похоже на… Велосипед!» – его мастер ещё не изобретал сегодня! И великий мыслитель вновь погрузился в работу – на Земле шла эпоха Возрождения…

      Леонардо да

      Возможно, впрочем, что всё было совсем не так. И если некоторые изобретения – водка, десептиконы, пенициллин – сразу появились в привычном для нас виде. То другие (к их числу относится и велосипед) прошли долгий путь развития и становления. И путь этот не был гладким – т.к. в то время люди не создали ещё пневматические колеса, амортизаторы и асфальтовые дороги.

      На самом деле существуют предания о древних велосипедах «божественной» конструкции (религиозные изображения различных эпох), сборки Ефима Артамонова и т.д… но сведения о них весьма туманны. Ещё есть средневековые свидетельства о механических тележках… Подробнее о всех этих «мифических и доисторических» велосипедах, трициклах и квадрациклах будет рассказано ниже, а начнем мы с истории велосипедов конструкции которых подтверждены патентами или подобными документами (подлинность которых не вызывает сомнений… по крайней мере на данный момент).

      Официальная история велосипеда

      Первые «двухколёсники» являлись, по сути, «беговелами» – они были снабжены седлом, имели 2 колеса и были выполнены преимущественно из древесины (а вот руль был не у всех).

      Первым запатентовать «велосипед» догадался изобретательный (или предприимчивый) немецкий барон – в 1817 году профессор Карл фон Дрез собрал макет, а в 1818-м зафиксировал документально свои права на «машину для бега», которую впоследствии прозвали «дрезиной».

      Есть так же данные о том, что в 1808 году в Париже уже использовался 2-колесный беговел (но без руля) – человек сидел на нем и отталкивался от земли ногами.

      Возможно именно эту примитивную конструкцию и доработал Дрез (оснастил рулевым управлением). А так же доказал на практике эффективность созданного им механизма (совершив путешествие длиной 13 км менее чем за час, а это приличная скорость по сравнению с пешим ходом).

      Самокат Дреза

      Laufmaschine (машина для бега)

      • два колеса одинакового диаметра,
      • в качестве покрышки – железная лента,
      • подшипники скольжения на латунных втулках,
      • задний колодочный тормоз,
      • масса – 22 кг.

      Рулевая ось смещена вперед относительно середины колеса (если говорить «по-рабоче-крестьянски») – благодаря этому колесо стабилизируется по ходу движения (закон физики). Кстати, рулевую ось современных велосипедов делают наклонной с той же целью.

      Также Дрез описал в газете возможные модификации своей машины. Таким образом конструкция «беговела для взрослых» получилась довольно удачной и быстро распространилась по разным странам.

      В частности, английский делец Денис Джонсон удачно «раскрутил» свою модификацию самоката с регулируемой высотой седла (здесь уже появляется термин «велосипед»). А сама машина получила народное название «денди-лошадь» (из-за щеголеватого вида тогдашних велосипедистов).

      Так совпало, что в 1815 г. произошло крупное извержение вулкана в Индонезии, а в 1816 (как следствие) – аномально холодное лето и неурожай (в Европе и Северной Америке). В результате существенно сократилось поголовье лошадей.

      Считается, что именно эти события натолкнули Дреза на мысль о разработке «альтернативного вида транспорта». Не исключено также, что нехватка лошадей способствовала распространению самокатов (т.е. Дрез «просто угадал»).

      К тому же, в первой трети XIX века в Западной Европе сформировалась сеть проселочных дорог с покрытием из щебня (что так же располагало к передвижению колёсным транспортом).

      Так или иначе, многие европейские и американские производители карет стали выпускать собственные версии или клоны «машины для бега».

      Технические решения того времени были сплошь деревянными: рама, руль, багажник, обода, спицы – всё из дерева… Даже велосипедисты иногда попадались «деревянные» 😬 , но это и сейчас бывает. 🙃

      Однако с распространением нового транспорта появились и связанные с ним аварии. Очевидно, что культура вождения велосипеда была ещё не высока, да и конструкция не совершенна. Дошло до того, что власти некоторых городов стали запрещать «механическую лошадку»… в результате – интерес к велосипеду как ярко вспыхнул, так же быстро и угас.

      1820 — 1860 года

      В свете «вышесказанного» не удивительно, что распространение получили более устойчивые 3-х и 4-колесные транспортные средства. В частности, успешное производство квадрациклов организовал англичанин Уиллард Сойер.

      Однако 2-колесные велосипеды (бициклы, бициклеты), езда на которых требует меньше усилий – не были забыты и продолжали совершенствоваться. В середине XIX века изобретатели экспериментировали над конструкцией. В частности, появляется такой важный механизм, как привод от педалей.

      велосипед Макмиллана

      В 1839 году шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан оснастил заднее колесо приводом через шатуны. Педали нужно было не вращать, а по очереди нажимать. Изобретатель даже попал в ДТП и был оштрафован (однако есть мнение, что протокол был сфальсифицирован его сыном)… Как бы то ни было – известности в свое время эта конструкция не получила.

      Такой же велосипед в 1845 году собрал Гэвин Дальцелл для своих хозяйственных нужд (вероятно позаимствовав идею). Впрочем он и не заявлял никаких прав. Эта модель выставлена в Глазго, в музее.

      И точно такую же машину изготовил Томас Макколл, который занимался производством и ремонтом повозок. Это произошло в 1869 году, когда уже был известен велосипед Мишо (о нем – далее). И кто из этих шотландцев действительно «изобрел очередной велосипед» – не понятно.

      1860 — 1880 года

      Однажды в 1862 году 19-летний француз Пьер Лалман собирал, как всегда, детскую коляску (поскольку такая у него была работа)… Пиво уже изобрели и, к тому же, молодой Пьер в свое время прогулял большую часть занятий по механизации – поэтому коляска получилась, мягко говоря, нестандартная: приглядевшись, Лалман сообразил, что он «изобрел велосипед»… В следующем году конструктор перебрался в Париж, где «официально собрал» изобретённый им механизм.

      В 1864 году предприимчивые братья Оливье наладили массовое производство такого бицикла. Главным специалистом стал Пьер Мишо (каретный инженер). Есть мнение, что название «велосипед» популяризировал именно он.

      А в 1866-м Лалман перебрался в США, где получил патент на свою идею… либо Лалман, который работал на братьев Оливье, украл изобретение Мишо и запатентовал его в Америке (как говорится, мнения разнятся).

      «Костотряс»

      велосипед Michaux

      Не смотря на наличие рессоры, этот механизм всё равно получил прозвище «костотряс» – которое закрепилось за ним вплоть до появления пневмоколес.

      В последствии Мишо заменил деревянную раму (она порой трескалась) на чугунную, а затем – на кованую железную (как и у появившихся к тому времени многочисленных конкурентов).

      Технические решения этого периода: педали закреплены на ступице переднего колеса (как на детском велосипеде – ведь Лалман был мастером колясок для малышей), а седло базируется на рессоре поверх изогнутой рамы.

      1880 — 1900 года

      С такой кинематической схемой, как у велосипеда Мишо, для повышения скорости нужно увеличивать диаметр ведущего колеса (или уменьшать рычаг педалей – что тоже не удобно). Да и давить ногами легче вниз, а не вперед… Таким образом, появилась схема «пенни-фартинг» (монеты разного размера), или же «паук».

      Penny-farthing

      Penny-farthing

      Но за «скорость» пришлось не мало заплатить:

      • стоило наехать на препятствие и такая машина легко опрокидывалась вперед,
      • забраться в седло было весьма проблематично…

      Тем не менее, облик «высокого велосипеда» стал классическим.

      Технические решения второй половины XIX века (конструкцию год от года совершенствовали, запатентовано много деталей и механизмов):

      • в 1867 году появляется кованый железный обод;
      • примерно в то же время деревянные спицы уступили место металлическим, расположенным по касательной (идею дорабатывали несколько лет);
      • покрышки из сплошной резины – гасили вибрацию;
      • на гоночных моделях стали применять шарикоподшипники;
      • а в 1876 году (либо в 78-м, информация на этот счет разнится) – появляется цепная передача, а вместе с ней – возможность изменить компоновку…

      А между тем, военные (как у них это водится), находят боевое применение новым технологиям – в 1870 году французы применяют велосипеды при осаде Бельфора…

      Вооруженные силы других государств также берут «железного коня» на вооружение: 1878 – Италия; 1884 – Венгрия; 1886 – Германия; 1888 – Бельгия…

      Королева Виктория, кстати, в то время была обладательницей трехколесного Royal Salvo (да-да трициклы и квадрациклы тогда были популярны среди тех, кто не желал сломать себе шею).

      Однажды в 1884 году Джон Кемп Старли взобрался по стремянке на высокий «пенни-фартинг» и поехал кататься. Спустя некоторое «расстояние ÷ время» он обнаружил, что стремянка осталась далеко позади, и слезть с велосипеда не представляется возможным… так он и ездил, пока бензин не кончился. 😁

      Впоследствии, обдумав сложившуюся ситуацию, конструктор скомпоновал велосипед «Скиталец» (Rover). Эта машина имела уже современные очертания.

      Безопасный велосипед

      велосипед Rover 1885 года

      В 1880≈90-е годы было разработано несколько моделей «безопасного» велосипеда с цепной передачей, Rover – наиболее удачный и коммерчески успешный. Позже фирма перешла на выпуск автомобилей.

      В 1888 г. Роберт Уильям Томсон совершил велопрогулку и почувствовал себя «как после вчерашнего» – от тряски очень разболелась голова. Тогда инженер «поднапрягся» и придумал каучуковые пневматические шины.

      А Джон Бойд Данлоп, который также был сторонником комфорта, и вместе с тем противником дискомфорта – сконструировал велосипедный клапан.

      Таким образом, появились нормальные шины – и динамическая нагрузка на велосипедиста уменьшилась «на порядок».

      В 1898 году увидел свет механизм свободного хода и педальные тормоза. Отпала необходимость крутить педали постоянно, появилась возможность тихо и праведно двигаться накатом.

      Практически тогда же сконструировали и ручной тормоз…

      В плане технических решений уже вырисовывался почти современный велосипед… Не хватало только нержавеющей стали и антикоррозионных покрытий – металлурги не поспевали за «изобретателями велосипедов» 😊.

      Кроме того, после каждой поездки, машину нужно было чистить и смазывать (впрочем, это и сегодня будет не лишним).

      В 1890-е годы женщины также получили приспособленный именно для них велосипед (особая конструкция позволяла ездить юбке – дама в брюках тогда вызвала неодобрение).

      В то же время стали появляться «необычные» модели:

      • 1878-й – складной велосипед;
      • 1890-е – алюминиевая рама;
      • 1895-й – лигерад (лежачий велосипед).

      К 1889 году английская армия имела 30 батальонов военных велосипедистов (в т. ч. использовались и складные велосипеды).

      XX век

      В целом к двадцатому веку компоновка велосипеда достигла уже определенного технического совершенства, но прогресс не замер на месте.

      велосипедисты начала XX века

      Разрабатывались и совершенствовались механизмы переключения скоростей – в основном для удовлетворения потребностей спортсменов.

      Во второй половине столетия популярность набирают облегченные скоростные модели… велосипеды (оснащенные двигателями) превращаются в мопеды, а затем «деградируют» в усиленные трюковые (BMX) и горные велосипеды.

      В целом же по отрасли – осваиваются новые материалы, технологии и варианты компоновки.

      Технические решения XX века:

      • Рамы из легированной стали и титана (1974 год), углепластика (1975 год)… и т.д.
      • Механизмы переключения передач различного принципа действия.
      • Электрический и бензиновый мини-двигатели.
      • Велокомпьютер (в 1983 году).

      В Советском Союзе «не отвлекались» на «потребительские эксперименты», а производили замечательные «неубиваемые» классические ве́лики.

      велосипедисты СССР

      В США, к середине XX столетия, в связи с «взрывным» распространением автотранспорта, интерес к велосипедам угас (в основном только дети и катались) … но в 1970-е популярность велосипедов опять возросла – здоровый образ жизни, экономия энергии и т.п. тренды (на самом деле арабы вдруг пожадничали нефть, а свою добывать американцы тогда ещё не научились 😈 ).

      В Европе велосипеды пользовались стабильным спросом: и для туризма, и для велоспорта, и в качестве обыденного средства передвижения.

      А китайский «Летящий голубь» – стал самым массовым механическим ТС в мире. В период с 1950 по 2007 года одна только модель Pigeon PA-02 выпущена в количестве 500 млн. экземпляров. В КНР «Flying Pigeon» – синоним слова «велосипед» (в 80-е годы китайцы стояли за ними в очереди, как советские граждане за «Жигулями»).

      Во время Первой и Второй мировых войн велосипеды (односкоростные модели) применялись противниками с обеих сторон.

      Использовались, в качестве транспорта, и во Вьетнамской войне.

      В швейцарской армии велосипеды были «сняты с вооружения» лишь в 2003 году.

      А войска Шри-Ланки и сейчас имеют велосипедные подразделения.

      Кратко проиллюстрировать историю велосипеда можно с помощью этой картинки:

      краткая история велосипеда в одной картинке (для детей)

      Влияние велосипеда на развитие автопрома

      Многие автомобильные системы и детали были впервые применены и «доведены до ума» именно на велосипедах:

      • ступицы свободного хода;
      • шарикоподшипники;
      • цепная передача;
      • пневмошины…

      Так же и не мало автопроизводителей начинали с производства велосипедов:

      • Автогигант «Rover» начинал с выпуска велосипедов.
      • Генрих Бюссинг (создатель «Omnibus») начал своё дело с «изобретения» велосипеда.
      • Фирма «Peugeot», кроме прочего, в 1914 году плотно занималась лигерадами.
      • Фабрика по производству швейных машинок «Opel» с 1886 года наладила изготовление велосипедов (автомобилей – с 1899 года).
      • Велосипедисты Вацлав Лаурин и Вацлав Клемент организовали фирму ныне известную как «Skoda», которая также начала с изготовления велосипедов, а в дальнейшем взяла курс на автомобилестроение.
      • Производитель велосипедов Уильям Моррис основал Morris Motors.

      История велоспорта

      Спортивные состязания с применением велосипедов появились сразу после изобретения оных. Например, упомянутый выше, Карл фон Дрез – сразу же поспешил установить «велорекорд» (гарантированный, т.к. первый в своём роде), а заодно доказать, таким образом, состоятельность своего изобретения.

      Гоночные «пенни-фартинг», в отличие от обычных, оснащались первыми шариковыми подшипниками – для обеспечения легкости хода.

      В 1885 г. Джордж Смит выиграл велогонку (100 миль) на Rover II с цепной передачей.

      Следующий прорыв – пневмошина.

      Чарльз Терронт в 1891 г. стал чемпионом веломарафона Париж – Брест – Париж на шинах Michelin.

      В 1903 г. был разработан редуктор с возможностью переключения скоростей, но применять его в велогонках разрешили только в 1930-х годах.

      До этого спортсмены имели право использовать лишь вариант «2 звездочки на ведущем колесе» – справа и слева. Они снимали колесо, переворачивали его и, таким образом, «переключали» передачу.

      В 1950-е годы, велогонщик и изобретатель, Туллио Кампаньоло (Италия) разработал современный механизм переключения передач.

      А в 1990-е получили распространение индексные переключатели скоростей.

      В 1934 г. участие лигерадов в гонках было запрещено… и лишь спустя 70 лет для них разрешили свои, отдельные, соревнования.

      Легенды о изобретателях велосипедов

      Согласно преданию, Леонардо да Винчи совместно со своим учеником Джакомо Капротти выполнил чертеж современного велосипеда.

      велосипед Леонардо да Винчи

      Но здесь есть несостыковка – известно, что Леонардо был умный человек, т.е. он наверняка знал, что «изобретать велосипед» это моветон. Таким образом очевидно, что он не стал бы этого делать… к тому же ученые (не только британские) и историки, в большинстве своем, утверждают, что «эскиз велосипеда Леонардо да Винчи» – подделка.

      В Нижнетагильском Краеведческом музее хранится велосипед Ефима Артамонова якобы 1800 года выпуска. Говорят, что на нем крестьянин-умелец по велению Акинфия Демидова совершил марафон длиной 2 тыс. верст до Москвы – чтобы удивить царя…

      велосипед Артамонова

      Но вот неувязочка – анализ железа показал, что механизм изготовлен не раньше 1870 г. Впрочем это легко объяснить – старое-доброе уральское железо (теперь такого не делают), потому вот оно и выглядит, как новое. Однако имеются и другие противоречия: дороги в России до сих пор местами еще «не изобретены» – стало быть, не было их тогда. Т.е. велопробег крестьянину пришлось бы совершать через болотные топи и лесной валежник… К тому же, транспорт не оборудован катафотами – как бы Ефим в таком виде посмел показаться на глаза царю?

      Рассказывают также, будто граф де Сиврак любил проехаться на самокате 1791 года изготовления. На самом же деле, графа путают с однофамильцем – импортером 4-колесных экипажей (в 1817 году) Джином Генри Сивраком.

      Есть и другие загадочные свидетельства о «древних предках» современного велосипеда…

      Двухколесные транспортные средства:

      • Изображение велосипедиста на обелиске из Луксора (XIII век до н.э.).
      • 640 год: Раби ибн Зияд (арабский полководец) сконструировал машину, на которой можно ехать, как на верблюде.
      • Велосипедист на витраже XVII века в церкви Св. Егидия (Stoke Poges, деревня в Англии) – 1642 г.
      • На мемориальном камне изобретателя Майкла Каслера (1733…1772 г.) закреплена табличка с изображением велосипеда (который «подрисовали» в 1820 году).

      … при желании можно найти еще больше упоминаний о «доисторическом велосипеде».

      Также есть данные о различных тележках, которые приводились в движение мускульной силой (не по принципу «тяни/толкай», а именно посредством механизмов):

      • В 1420 г. итальянский врач Джованни да Фонтана сделал эскиз автомобиля, в котором вращающий момент передается через трос и барабан (впрочем, все мы в детстве такое рисовали).
      • В 1649 г. немецкий кузнец Ганс Кож (Hans Hautsch) – местный Кулибин – изготовил машину, оборудованную «вечным двигателем» (по типу часового механизма). Машина ехала якобы «без затрат энергии» со скоростью 1,6 км/ч… (надо думать, что «нефтяная мафия™» быстро «прикрыла эту лавочку»).
      • В 1655 г. часовщик Стефан Фарфлер, который не мог ходить, построил себе трехколесный (а затем четырехколесный) «мобиль» с ручным приводом (ворот, зубчатая передача). То есть он сделал инвалидную коляску, которая была ему так необходима.
      • В 1690 г. Ричард Эли из Ла-Рошель (Франция) сконструировал экипаж с мышечным приводом.
      • В 1840 г. (когда велосипед уже был запатентован) английский плотник Уиллард Сойер сделал квадрацикл, а позже организовал его «серийное» производство.

      Так был ли велосипед вообще когда-нибудь изобретен? Возможно, он является самодостаточной сущностью… А может быть, велосипед реален лишь в границах нашего восприятия!? 😏

      Развития велосипедного движения в городской среде

      История и опыт развития велосипедного движения в городской среде

      Современным городам, вне зависимости от уровня их благосостояния, социальных условий и специфики транспортных систем, присуща общая тенденция – активное становление и развитие велосипедного движения. Взглянув на развитие двухколесного транспорта в различных странах мира, можно сделать интересные и полезные выводы, которые способны повлиять на характер нашего будущего.

      Городской велосипед: рассвет, закат и снова рассвет

      В начале ХХ века в Европе и Новом Свете велосипеду пророчили славу главного транспорта будущего. До середины 20-х годов число пользователей двухколесного средства передвижения на улицах городов увеличивалось в математической прогрессии. В нем были заинтересованы представители всех слоев общества. К началу прошлого века в США уже существовали крупные веломагистрали, к примеру, трасса, соединяющая Пасадену и Лос-Анджелес.

      1.jpg

      Развитие автомобилестроения привело к тому, что востребованность велосипедов начала снижаться. В США к середине 30-х годов машины стали общедоступными. В Европе массово пересаживаться в персональные авто начали в послевоенное время. Об экологической составляющей тогда никто не думал, комфорт и удобство были превыше всего. К 70-м годам в Европе уже никто не воспринимал велосипед как альтернативу автомобилям.
      Старый Свет начал пересматривать свое отношение к двухколесному транспорту во второй половине 70-х. Экономический кризис, колебание цен на нефть, перегрузка дорожной инфраструктуры и осознание важности экологических вопросов создали предпосылки для новой «велосипедной революции».
      В настоящее время актуальность этого городского транспорта крайне высока не только в экологически сознательной Европе и США, но и в других странах. На востоке это обуславливается перенаселением и экологическими проблемами. В Латинской Америке, с ее социальными неурядицами, малоимущие слои населения, для которых велосипед является основным средством передвижения, массово борются за развитие соответствующей инфраструктуры.

      Опыт главной велостолицы мира

      Копенгаген и Амстердам заслуженно делят между собой статус главных велосипедных столиц мира. К началу ХХ века столица Дании была безоговорочным лидером по развитию двухколесного транспорта и соответствующей инфраструктуры. На ее улицах разъезжало более 80 тыс. велосипедистов. Пережив упадок велодвижения, к 80-м годам Копенгаген вернул былую велосипедную славу.

      2.jpg

      Сейчас более 50% горожан использует велосипед в качестве основного средства передвижения. На 550 тыс. жителей приходится 650 тыс. байков, а количество автомобилей при этом ничтожно мало – 125 тыс. зарегистрированных машин.

      Естественно, именно в Дании существует наиболее совершенная велосипедная инфраструктура. Удивляет даже не столько суммарная протяженность дорожек, а продуманность подхода к их созданию. Речь идет о грамотной плотности транспортных артерий и выделении линий под чрезвычайно популярные здесь грузовые велосипеды. Отдельно стоит отметить уровень обустроенности дорог (наличие станций техобслуживания, подножек на перекрестках) и доступности парковок в каждом месте. Статистика Копенгагена убедительно иллюстрирует зависимость снижения аварийных ситуаций по мере развития велосипедной инфраструктуры.

      Уютный велосипедный Хельсинки

      В финской столице велосипеды, начиная с 30-х годов, на равных сосуществуют с городским транспортом. Во второй половине ХХ века прослеживался существенный спад их популярности, но уже к 90-м годам байки восстановили былую славу. Финская модель велосипедной инфраструктуры отличается от датской. Приоритет отдается не большому количеству автономных велодорожек, а широким односторонним полосам вдоль автомобильных магистралей.

      3.jpg

      Нельзя сказать, что такая модель менее удобная. Особенно с учетом того, что специально для велосипедистов снизили планку допустимой скорости для передвижения в городе. Сейчас по Хельсинки на автомобиле нельзя передвигаться быстрее 40 км/ч.

      Лондон и эффективная работа над ошибками

      Столица Соединенного Королевства встретила Миллениум на грани транспортного коллапса. Дорожная система Лондона переживала систематические перегрузки, а ситуация в центре и прилегающих районах оставалась стабильно критической. В начале 2000-х стали применяться активные меры, направленные на решение существующих проблем. Помимо ограничения количества парковок и общего автомобильного трафика в центре, тогдашний столичный мэр Б. Джонсон сделал дополнительную ставку на развитие двухколесного транспорта.

      5.jpg

      Несмотря на то, что еще 20 лет назад велосипед в Англии считался непопулярным городским транспортом, сейчас более 30% семей имеют байки и активно используют их для повседневного передвижения. Велосипедная инфраструктура здесь тоже имеет свою специфику. На карте города присутствуют скоростные велодорожки в исторических районах города. На периферии предпочтение отдается транспортным артериям с не слишком быстрым движением. Отдельно существуют особые зоны, в которых райдерам уделяется повышенное внимание.

      Велосипедный Гамбург – пример немецкой педантичности

      Несмотря на то, что процент велосипедистов в Гамбурге не столь значителен как, к примеру, в Дании или Голландии, и составляет всего 12%, к вопросу организации инфраструктуры здесь подошли очень ответственно. Общая протяженность маршрутов составляет порядка 300 км. В рамках стимулирования развития велодвижения, муниципалитет внедрил соответствующие законодательные поправки в пользу велосипедистов. В Гамбурге очень активно развита система проката техники, которую планируют включить в структуру городского транспорта.

      6.jpg

      Перспективы Москвы

      Москву пока сложно назвать bike-friendly city, но, безусловно, этот город обладает всем необходимым потенциалом, чтобы стать таковым. Несмотря на имеющиеся сложности с транспортной системой, последние годы столичный муниципалитет последовательно реализует программы, направленные на развитие двухколесного движения. Доля велосипедистов на столичных дорогах составляет не более 0.5%, что очень немного даже несмотря на плотность населения в Москве.

      Источники:

      https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/836973
      https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/164623
      https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/702914
      http://bikes.ironhorse.ru/bicycle-history/
      https://novasport.ru/poleznoe/razvitiya-velosipednogo-dvizheniya-v-gorodskoy-srede/

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector