История создания велосипеда кратко

От «костотрясов» до «кенгуру». История велосипедов в России

19 апреля – Международный день велосипеда. В России этот вид транспорта пользуется популярностью на протяжении почти двух столетий. Первые велосипеды в нашей стране начали появляться в XIX веке в Петербурге. SPB.AIF.RU выяснил, как это было, и какие двухколесные были в моде два столетия назад.

На «костотрясе» в Москву

История изобретения велосипеда в том виде, в котором он дошел до наших дней, доподлинно неизвестна. По одной из популярных версий, первый велосипед с педалями, сиденьем, рулем и двумя колесами сконструировал российский крепостной механик Ефим Артамонов в 1800 году. Конструкция, изобретенная им, весила 40 кг и достигала полутора метров в высоту. К переднему колесу диаметром чуть больше метра были приделаны педали, а заднее колесо, которое было в два раза меньше, крутилось по инерции. Впоследствии такая модель была названа «костотрясом»: ехать на таком транспорте было неудобно и даже болезненно. Тем не менее, через год механик все же доехал на своем изобретении из Екатеринбурга до самой Москвы. Император Александр I, впечатленный таким результатом, даже освободил умельца от крепостного права. Однако, патент на создание велосипеда Ефиму так и не выдали. В итоге в скором времени необычное изобретение было забыто.

Первый велосипед из-за неудобной конструкции назывался

Несколько лет спустя лесничий из Германии Карл фон Драйс сконструировал похожую модель из дерева – правда, в этом варианте у велосипеда не было педалей, и человеку приходилось постоянно отталкиваться ногами от земли. В 1817 году изобретение немца запатентовали как первый в мире велосипед. Его конструкция постоянно модернизировалась, и уже в середине XIX века на моделях велосипеда появилась цепная передача – такую модель назвали «кенгуру» – а еще через несколько лет шины на колесах стали накачивать воздухом, и транспорт мог развивать скорость до 30 км/ч.

Транспорт аристократов

В России велосипеды стали появляться в Петербурге во второй половине XIX века. Тогда этот вид транспорта считался роскошью, и позволить его себе мог далеко не каждый: велосипед стоил от 250 до 400 рублей, тогда как средняя зарплата рабочего составляла всего 20 рублей. В 1880 году в городе на Неве было зарегистрировано сто велосипедистов. Одним из первых российских велосипедистов стал император Александр II, который на своем «костотрясе» любил совершать велосипедные прогулки по Царскому Селу. Кататься по Петербургу не мог даже царь: в то время ездить на велосипеде по улицам города было строго запрещено. Одним из популярных маршрутов у велосипедистов было Петербургское шоссе неподалеку от Царского Села. Этим воспользовались хитрые веломеханики: чтобы увеличить свою прибыль от ремонта, они протягивали поперек дороги тонкую проволоку или прикатывали на шоссе крупные камни, чтобы велосипедисты не смогли избежать аварии.

Раньше на велосипеде можно было ездить только за городом.

Велосипедисты смогли добиться разрешения кататься в черте города лишь в конце XIX века. Специально для этого был издан целый свод правил: например, на велосипедах запрещалось ездить в местах большого скопления людей, а также парках или скверах. Считалось, что человек на двухколесном «железном коне» своим видом пугает обычных лошадей, запряженных в повозку. Этому был посвящен отдельный пункт: «В случае беспокойства лошадей велосипедист обязан умерить ход или сойти с велосипеда, – говорилось в правилах, – и, по возможности, закрыть его собой».

В Петербурге и Москве было созданы целые общества велосипедистов.

Экзамен для велосипедистов

В царской России для того, чтобы получить разрешение право ездить на велосипеде, необходимо было сдать экзамен. Чтобы получить права, нужно было тронуться с места на велосипеде, сделать «восьмерку», а потом резко затормозить и спрыгнуть с транспорта. За всеми манипуляциями экзаменуемого следила строгая комиссия из трех полицейских. Если человек справлялся со всеми заданиями, он получал специальный документ и номерной знак на велосипед. Провалившие экзамен люди тренировались и совершали новую попытку через неделю. Согласно документам, подобный экзамен сдавали и представители царской династии. Кататься на велосипеде любили Александр III, императрица Мария Федоровна, Николай II и все его дети, а великий князь Сергей Михайлович даже принимал участие в велосипедных гонках.

На велосипеде любили кататься члены царской семьи.

С развитием транспорта интерес к велосипеду стал падать. В начале XX века, когда появились первые мотоциклы, многие велоорганизации Москвы и Петербурга распались. Стоимость велосипеда снизилась, и теперь его могли себе позволить все желающие. В настоящее время этот вид транспорта смог вернуть себе былую популярность: теперь каждый может выбрать себе «железного коня» на любой вкус и цвет. Многие осознанно оказываются от автомобиля и делают выбор в пользу велосипеда: он абсолютно экологичен, избавляет от ожидания в пробках и позволяет заниматься спортом по пути на работу или во время прогулки. Сейчас можно уверенно сказать: за велосипедом – будущее.

Когда изобрели велосипед?

Официально изобретателем первого велосипеда считается немец Карл фон Дрез из Карлсруэ. В 1817 году он создал первый в мире двухколесный самокат. У этого транспортного средства не было педалей, и передвигаться на нем можно было только при помощи ног.

Усевшись на сидение, нужно было отталкиваться от земли – только так колеса приводились в действие. При особых навыках и тренированных ногах можно было достичь скорости до 10 км/ч.

Первый велосипед

Рис. 1. Первый велосипед.

Важная составляющая велосипеда – колесо – было изобретено гораздо раньше, около 6 тысяч лет назад. Однако все это время его использовали только для передвижения телег, возов и карет, которых тянули на себе лошади.

Появление новых моделей

Необычное транспортное средство фон Дреза подстегнуло умы других изобретателей. В результате в течение ближайших 150 лет велосипед имел множество различных вариаций, пока не приобрел современный вид.

  • Во второй половине XIX века в Европе стала набирать большую популярность интересная модель велосипеда, который в народе прозвали «костотрясом» и «пауком». У этого экипажа уже появились педали, однако переднее колесо было очень большим, достигавшим 2 м. Заднее колесо, напротив, было очень маленьким. Передвигаться на таком велосипеде было совсем непросто!

Костотряс

Рис. 2. Костотряс.

    Лишь спустя 20 лет был изобретен велосипед, который походил на современный. Француз Пьер Мишо выровнял размеры обеих колес, закрепил педали на переднем колесе, а тормоз – на заднем. Он создал и продал две модели такого велосипеда, но очень скоро заказов стало так много, что уже в первый год изобретатель продал 400 моделей своего «детища».

Некоторые историки уверены, что первым, кто создал велосипед, был гениальный мастер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Как выяснилось, он еще в 1495 году нарисовал подробный макет двухколесного механизма, однако об этом стало известно лишь в конце XIX века.

Современный велосипед

В наши дни многие люди не представляют свою жизнь без «двухколесного друга». На нем ездят на работу, в школу, выбираются на загородные прогулки, отправляются в далекие путешествия.

  • 1. Где живут слоны
  • 2. Где живут белые медведи (1 класс)
  • 3. Окружающий мир (2 класс): Путешествие по Москве

Сегодня каждый человек может подобрать велосипед по своему вкусу и потребностям:

  • Складные – легко складываются на две половинки и так же легко раскладываются. Такие модели легко помещаются в багажнике автомобиля.
  • Модели с небольшими колесами – на них очень удобно передвигаться по улицам современного города.
  • Детские и подростковые велосипеды – отличаются небольшими размерами и устойчивыми колесами.
  • Гоночные – легкие и прочные, они способны развивать скорость до 60 км/ ч.
  • Горные – одни из самых популярных моделей. На них можно ездить и в городе, и по проселочной дороге.

Гоночный велосипед

Рис. 3. Гоночный велосипед.

Что мы узнали?

При изучении одной из тем по программе окружающего мира за 1 класс мы узнали, когда изобрели первый велосипед. В разное время разные изобретатели делали его все более удобным и надежным. В настоящее время существует очень много различных моделей велосипедов.

История велосипеда

Одноколесный bike велосипед «пенни-фартинг»

Думаете раз сайт об автомобилях, то велосипедам здесь не место. Совсем не так. До создания и разработки автомобиля, необходимо было изобрести что-то более простое и доступное. Этим изобретением как раз и стал велосипед.

До 1817 года сведений подтверждающих создания велосипеда, не было. Рисунок Леонардо да Винчи и его ученика Джакомо Капротти на котором изображен духколёсный велосипед с цепной передачей и рулем, по мнению многих, является подделкой. Самокат 1791 года, приписываемый графу Сивраку — подделка и фальсификация 1891 года, искусно выдуманная журналистом Луи Бодри. На самом деле никакого графа не было, прототипом ему послужил Джин Хенри Сиврак, который получил в 1817 году разрешение на импорт четырехколесных транспортных средств.

Несмотря на то, что велосипед кажется нам как нечто совершенно простое и гениальное, в действительности он был изобретен минимум в три приема.

Первые конструкционные решения.

История велосипеда начинается в 1817 году, когда Барон Карл фон Дрез, немецкий профессор, создал первый двухколесный самокат. Сие изобретение было названо «машина для ходьбы». У него уже был руль, но, тем не менее, педали еще отсутствовали; рама же была деревянной. Отсюда и пришло название дрезина. Позднее машина Дреза завоевала популярность в Великобритании, где ее прозвали «денди-хорз».

«машина для ходьбы» Карла фон Дреза 1817 «машина для ходьбы» Карла фон Дреза 1817 превью-кликни для увеличения превью-кликни для увеличения Превью — увеличение по клику.

Только в 1839-40 кузнец Кирппатрик Макмиллан из деревушки на юге Шотландии, добавив педали и седло, усовершенствовал изобретения Дреза. Его изобретение уже в большей степени было похоже на велосипед.

В 1845 году Р.У. Томпсон, ученый из Франции, запатентовал надувную шину, но поскольку она была технологически несовершенной, то дальнейшего распространения не получила.

В 1862-63 годах Пьер Лалман, мастер по изготовлению колясок для детей, оснастил «денди-хорз» педалями — на переднем колесе. Затем он перебрался в Париж и создал первый похожий на современные прототипы велосипед. В 1864 году начался массовый выпуск «денди-хорзов» с педалями, причем рама уже была металлическая благодаря Пьеру Мишо и братьям Оливье. Доходят слухи, что и само название «велосипед» было придумано Мишо. В 1866, уже в Америке, Пьер Лалман запатентовал свое изобретение, следовательно, его и можно называть изобретателем велосипеда. Но все же это был еще не тот велосипед, который мы привыкли видеть в нынешнее время.

В 1867 году Каупер изобрел модель колеса со спицами, а 78 году Лоусон ввел цепную передачу.

Rover — «Скиталец», именно так назывался первый велосипед, похожий на те которые иcпользуются в наши дни. Он был создан в 1884 Джоном Кемпом Старли, а уже через год активно выпускался. В дальнейшем фирма Rover стала огромным автомобильным концерном, но к сожалению 15 апреля 2005 года, она обанкротилась и была ликвидирована.

«Золотой век» велосипедов.

В 1888 году, Джоном Бойдом Данлопом были изобретены надувные шины из каучука, они были куда более совершеннее, нежели запатентованные в 1845 году. 1890-е годы стали золотым веком велосипедов, теперь благодаря надувным покрышкам прозвище «костотрясы», которое было присуще всем велосипедам благополучно забылось. Теперь езда была мягкой и даже приятной.

Велосипед Мишо педальный велосипед Мишо 1860 превью-кликни для увеличения Превью — увеличение по клику.

В 1898 году были изобретены педальные и ручные тормоза, а также механизм свободного хода, позволяющий не крутить педали, когда велосипед катится сам.

Ближе к современности.

История велосипеда выходит на новый уровень. В 1878 году появляется первый складной велосипед. В 90х годах изобретена рама из алюминия, а в 1895 году лигерад — велосипед на котором можно ездить лежа. Причем только в 1914 году фирмой «Пежо» началось массовое производство лигерадов.

Начало 20 века характеризуется первыми механизмами переключения скоростей. Для переключения скорости необходимо было снять, а затем перевернуть заднее колесо. Планетарный механизм переключения изобретен в 1903 году. А переключатель скоростей, известный нам в том виде, который используется сейчас, появился лишь в 1950 году, благодаря известному итальянскому велогонщику Туллио Кампаньоло.

Велосипеды продолжали совершенствоваться на протяжении всего 20 века. В 1974 году — производство велосипедов из титана, через год уже из углепластика, а в 1983 году был изобретен первый велокомпьютер. В начале 90х годов получило свое распространение систама индексного переключения скоростей.

На этом, ни в коем случае, история велосипеда не заканчивается, просто я считаю нужным закончить рассказ, поскольку и так уже слишком далеко ушел от тематики сайта.

Как изобретали велосипед

Тот вид, в котором мы знаем велосипед сейчас, это средство передвижения обрело далеко не сразу. Хотя каждый из нас привык относиться к его существованию, как к должному, история изобретения велосипеда прошла долгий и тернистый путь перед тем, как предстать в привычном для нас виде.

Велосипед на траве

Мифы о создании велосипеда

Существует множество мифов по поводу первенства в его разработке, и лидерство удерживает известнейший изобретатель Леонардо да Винчи со своим учеником Джакомо Капротти. Не так давно были якобы обнаружены зарисовки того средства передвижения, которое заслужило любовь и признание в нынешнем веке. Но это остаётся всего лишь мифом, так как многие считают данную информацию фальсификацией, не имеющей ничего общего с действительностью. Хотя некоторые энтузиасты создали вполне рабочую модель по этим эскизам.

Следуя хронологии, следующий миф гласит о том, что некий граф де Сиврак в 1791 году изобразил человека на подобии самоката, прозванной «потешной лошадкой». Но подтверждение этой фальсификации были получены, как и автор — Луи Бодри, француз, создавший её в 1891 году, используя Джина Хенри Сиврака, коммерсанта, получившего позволение импортировать четырёхколёсные экипажи в 1817 году, как прототип для несуществующего графа.

Ещё одна легенда касается отечественных просторов, и гласит о некоем крепостном умельце Ефиме Артанове, что жил на Урале, в Тагильском посёлке, который разросся и известен как г. Нижний Тагил. Миф гласит, что на этом изобретении он одолел 2000 вёрст до Москвы, дабы удивить царя по приказу его хозяина, некого Акинфия Демидова. Что у него якобы получилось, и он получил за это свободу для себя и своей семьи. Остался даже тот самый велосипед, но химический анализ выявил то, что это подделка, что была сделана не раньше 1870 года. Да и описание этого события, что найдены в рукописях В. Д. Белова, не совпадают с датами из официальных хроник. Есть мнение, что основой для создания мифологической личности Артамонова был использован вполне реальный человек — некий изобретатель Е. Г. Кузнецов-Жепинский, тоже крепостной, получивший свободу за факт создания дрожек с верстометром и музыкальным органом в 1801 году.

Велосипед по макету Леонардо да Винчи

От дрезины до «пенни-фартинга»

Официальная история развития велосипеда началась тогда, когда профессор Карл фон Дрез, немец по происхождению, носивший титул барона, запатентовал в 1817 году первый в мире двухколёсный самокат. Его личное название изобретения звучало как «машина для бега», ведь она не имела педалей и седла, и передвигаться на ней можно было только отталкиваясь ногами. А в остальном он был подобен современным велосипедам и был выполнен из дерева. Англичане и французы окрестили новинку дрезиной, в честь изобретателя. Со временем в Великобритании она приобрела немалую популярность. К тому моменту в обиходе было иное название — «дэнди-хорсе». Их выпуском занялись многие предприниматели, один из которых снабдил дрезину седлом с возможностью регулировать высоту. И именно в то время впервые, благодаря французу Ж. Н. Ньепсу, прозвучало слово «велосипед» (vélocipède).

Бытует теория, что необходимость создания велосипеда появилась у людей после произошедшего извержения вулкана Тамбора, повлёкшего аномальную погоду во всём Северном полушарии. Это повлекло голод, что привело к понижению поголовья лошадей.

Новый виток развития наступил в 1840 году на юге Шотландии. Кузнец из небольшой деревни усовершенствовал самокат Дреза своим способом, добавив седло и, главное, педали, которые придавали вращение заднему колесу. Переднее же управлялось посредством руля. Эту модификацию постигла та же участь, что и все изобретения, опередившие своё время — известности она не приобрела.

Самокат Дреза

Следующий патент, касающийся велосипеда, был получен Пьером Лалманом, занимавшимся сборкой детских колясок во Франции, и содержал в себе схему оснащения велосипеда педалями на переднем колесе. А ещё он ничего не знал о шотландской разновидности дрезины, и потому его педали требовалось крутить, а не толкать.

Велосипед в исполнении Лалмана вскоре был замечен и по достоинству оценён. Братья Оливье, крупные промышленники, в сотрудничестве с инженером Пьером Мишо поставили их производство на поток. Мишо оказался первым, кто догадался выполнить рану велосипеда из металла. Но их сотрудничество продлилось недолго, и вскоре Лалман отбыл в Америку, где и получил патент на своё изобретение. По всей видимости, его можно рассматривать как фактического изобретателя велосипеда.

Во второй половине XIX века стали популярны велосипеды системы «пенни-фартинг». Имя ей дали две одноимённые монетки, с которыми сравнивали соразмерность колёс, первое из которых в разы больше заднего. Седло и педали находились почти прямо над передним колесом, имеющим диаметр 130–160 см. Такие большие колёса делались из расчёта покрытия как можно большего расстояния за один оборот колеса. Но центр тяжести смещался вперёд, и любой камень на пути велосипеда мог привести к тяжёлой аварии. Позже придумали сместить сидение ездока чуть назад, что повысило безопасность езды, но крутить педали стало сложнее.

Колесо с металлическими спицами — дело рук изобретателя Каупера, который предложил её в 1867 году. Идея оказалась очень удачной. А цепная передача появилась в велосипеде благодаря другому изобретателю — Лоусону, и датирована 1878 годом.

Велосипед Penny-Farthing

Ровер и золотой век велосипедистов

Rover («Скиталец») — такое название носит первый велосипед, который похож на те, что мы видим сейчас. Создан он был в далёком 1884 году Д.К. Старли, а производился он со следующего года. Теперь на велосипеде использовалась цепная передача, а колёса были одного размера. Конструкцию сразу же окрестили безопасной. Само же слово осталось во многих языках, обозначая велосипед. Кстати, в России из-за одинакового диаметра колёс такое средство передвижения называлось бисиклетом либо бициклетом — но со временем слово из обихода выпало и забылось.

И 1888 год ознаменовался появлением надёжных шин из каучука, которые предохраняли колесо от мелких камней и сделавшие поездки удобнее и избавившие сами велосипеды от прозвища «костотрясы». Изобретатель был не первым, кто придумал саму концепцию шин, это было сделано и запатентовано в 1845 году, но его технология была намного совершеннее и могла быть использована в массовом производстве.

История развития велосипеда в 1890 году вошла в свой Золотой век. Но и в нём существовала проблема, портившая жизнь велосипедистам. Это была ржавчина. Нержавейку тогда варить ещё не умели, потому уход за двухколёсным другом занимал очень продолжительное время. В тематической книге, датированной 1895 годом, инструкция по уходу занимала ни много, ни мало — 4 страницы.

Велосипед Rover

Складную конструкцию придумали в 1878 году, а велосипед, на котором передвигаться можно в положении лёжа («лигерад») — в 1895. С 1895 года начали выпускать алюминиевые рамы.

Такие переключатели скоростей, которые мы видим сейчас, изобрели только в 1950 году велогонщиком и производственником велосипедов — Туллио Компаньоло. А появились они в начале XX века. Первый способ переключения скоростей был довольно долог и трудоёмок. Система включала в себя две звёздочки на заднем колесе, которые нужно было снять, вынуть заднее колесо, перевернуть, вновь зафиксировать да натянуть цепь. А планетарный механизм был разработан в 1903, хотя стал популярен только через 30 лет.

Вторая половина XX века также изобиловала инновациями, эволюция велосипедов продолжалась. А 74-й год ознаменовался началом применения титановых сплавов в производстве рам, а через год стали применять углепластик. В 1983 появился велокомпьютер, а в последнем десятилетии миллениума разработали индексную систему переключения скоростей.

Современный велосипед

Пару слов в заключение

Но не стоит считать, что велосипеды пользовались стабильной популярностью. Они имели свои взлёты и падения, как, например, период с 1905 года. В то время рынок насыщался автомобилями, и интерес к велосипедам был невысок. Возвращаться в массы он начал только в 70-х годах, когда проблемы экологии и здорового образа жизни начали занимать в умах людей должное место. Нынче самой большой популярностью они пользуются в Европе. Лидируют среди всех Дания и Нидерланды. Жители этих стран в среднем за год преодолевают 900 км. По 300 км в год проезжают люди в Бельгии и Германии.

В заключение можно сказать, что начавшаяся почти 200 лет назад история велосипеда далеко не закончена, и через сотню лет он вполне может занимать такое же важное место в жизни людей, как и сейчас.

Самые быстрые велосипеды

Ездить на велосипеде умеет каждый второй житель планеты, но очень быстрый велосипед покупает не так много людей. Скептики считают, что двухколёсный железный друг, по сравнению с авто, ползёт как черепаха. С этим мнением готовы поспорить специалисты, они точно знают, какой велосипед самый быстрый в мире. Предлагаем и вам удостовериться в быстроте передвижения велосипеда.

Велосипед с мотором

Конструируем собственный велосипед с мотором, устанавливаем над задним крылом двигатель от бензопилы или бензокосы. Способы установки, а также готовые решения.

Велосипед с карданным приводом

Мы настолько привыкли к цепным велосипедам, что существование других разновидностей даже не рассматривается. А зря! Ведь существует ещё велосипед с карданом, который начал выпускаться гораздо раньше цепных моделей.

Источники:

https://spb.aif.ru/society/people/ot_kostotryasov_do_kenguru_istoriya_velosipeda_v_rossii
https://obrazovaka.ru/okruzhayushhiy-mir/kogda-izobreli-velosiped-1-klass.html
https://autohis.ru/velo.php
https://aktsport.ru/velosiped/istoriya-velosipeda.html