Изобретать велосипед фразеологизм

Содержание скрыть

Изобрести велосипед

Изобрести велосипед

Должно быть, определенной категории творческих людей весьма неприятно слышать ироническую поговорку – «подумаешь, изобрел велосипед». Да, это средство передвижения принципиально за полтора века не изменилось, использует передачу мускульной силы человека на колесо.

Но почему так, к примеру, не говорят об автомобилях? Ведь и в этом случае принципиальная схема приведения в движение не меняется, работа новаторов направлена на совершенствование тягового двигателя, подвески, удобства управления, комфортности салона, повешение уровня безопасности и т.п.

Многие будут, наверное, удивлены, но, оказывается, немало креативных инженеров, конструкторов, дизайнеров и просто неравнодушных к велосипеду людей постоянно ищут новые решения по совершенствованию двухколесных машин, работая в тех же направлениях. И изобретений на «велосипедном фронте» очень много, причем иногда они просто поражают своей смелостью и неожиданностью.

Как выбрать горный велосипедКак выбрать горный велосипед при покупке? Все нюансы выбора маунтин-байка.

Фото и видео про экстремальный спорт «скайдайвинг» можно посмотреть на этой странице.

Цепной привод становится неактуальным?

Велосипед без цепи

Первые велосипеды приводились в действие педалями, размещенными непосредственно на оси колеса, затем был сделан большой шаг вперед – внедрена цепная передача крутящего момента. Со временем она совершенствовалась, появилась возможность регулировки прикладываемого усилия – переключения скоростей.

Казалось бы, что еще надо, система прошла испытание временем, проста и надёжна. Но конструкторы и изобретатели не успокаиваются.

Несколько лет назад группа венгерских инженеров представила в итальянской Падуе принципиально новый вид передачи усилия с педалей на ведущее колесо. Системе дано название Stringdrive, она чем-то напоминает ременную передачу, но это лишь внешнее сходство.

При вращении педалей усилия с них передаются на фигурные рычаги, которые совершают качательные движения. На рычагах размещены каретки с двумя шкивами. Каретки могут перемещаться вверх-вниз по зубчатой планке при переключении скоростей.

С обеих сторон ведущего заднего колеса установлены подпружиненные муфты, на каждый из которых намотаны и жестко закреплены тросики, который далее проходят через шкивы на рычагах педалей и жестко крепится к раме велосипеда.

Принцип действия таков. При движении педали вперед тросики натягиваются, раскручивая муфту на ведущем колесе, которая и передает ему вращательное движение. При обратном ходе педали муфта, под действием пружины, возвращается в исходное положение, вновь закручивая тросики на свои шкивы. Попеременное действие левой и правой педалей обеспечивает ровное поступательное движение велосипеда.

Интересно, что переключение их можно осуществлять как в движении, так и во время остановки. Кстати, есть возможность не только синхронного изменения передачи на обе стороны рамы, но и подстройки каждой педали индивидуально – это может быть актуальным для людей, у которых, в силу анатомических особенностей, заметна разница в развитии нижних конечностей.

Отличает такой велосипед и симметричность конструкции, что повышает его устойчивость и маневренность. Испытания показали, что машина обладает отменной плавностью хода, после которого становится даже несколько неудобно ездить на велосипеде, собранном по классической схеме.

Электровелосипед Yamaha PAS

Есть и еще несколько очень оригинальных разработок передачи усилия на колесо. Например, немецкие и японские конструкторы усовершенствовали карданную передачу, которая уже применялась иногда и ранее.

Новшество в том, что они снабдили ее автоматической компьютеризированной коробкой передач, которая сама выбирает оптимальный режим движения в зависимости от рельефа трассы и дорожной обстановки. Кроме того, эти новинки фирм Yamaha и Mercedes оснащены «умными» системами освещения и сигнализации, самостоятельно включающимися при снижении общей освещенности.

Как правильно хранить велосипед зимойА вы знаете, как правильно хранить велосипед зимой? Этот материал поможет продлить годы жизни вашего железного друга.

Что такое автожир и как он летает можно прочитать по этой ссылке. Все об этом необычном летательном аппарате.

Так же не пропустите небольшой рассказ о парашютном спорте здесь: pro-extrim.com/vysota/parashyuty/parashyutnyjj-sport.html

Можно ли изменить раму?

Тросик вместо трубы

Группа американских конструкторов пришла к выводу, что классическая треугольная схема рамы в ряде велосипедов – излишество, утяжеляющее общий вес машины.

В самом деле, труба, идущая от педалей к рулевой муфте, имеет постоянное напряжение лишь на разрыв, так почему бы не заменить ее прочным тросом?

Мало того что конструкция велосипеда значительно облегчается. Использование пружинного демпфера в передней части стального нержавеющего тросика и шарнирного соединения горизонтальной трубы рамы с вертикальной позволяют амортизировать удары, принимаемые передним колесом, при этом общая прочность конструкции ничуть не страдает.

Но и это еще не все. Испытания показали значительное повышение КПД подобного велосипеда.

Пружина, установленная в передней части троса имеет способность аккумулировать энергию, которая ранее тратилась впустую в «мертвой» части такта вращения педалей, и даже энергию ударов, пришедшихся на переднее колесо.

Растягиваясь, тросик с пружиной несколько увеличивают колесную базу велосипеда, а сокращаясь – придают ему дополнительное поступательное усилие.

Не боимся упасть!

Упал с велосипеда

Движущийся велосипед сохраняет устойчивость по ряду причин, в том числе и из-за того, что вращающиеся колеса имеют гироскопические свойства – способность сохранять ориентацию своей оси в пространстве.

Но начинающему велосипедисту этого не объяснить, для него главное – преодолеть свой первоначальный страх падения – дальше все придет. Как помочь новичку, неважно, ребенок это, или взрослый, который по каким-либо причинам не освоил этой науке в детстве?

Выход один – предоставить ему двухколесный велосипед с еще большей устойчивостью, подарить несколько секунд уверенности, в течение которых он сможет удержаться или беспроблемно остановиться.

Решение напрашивается само собой – усилить гироскопическое действие колеса. Именно этим путем пошли некоторые конструкторы при создании велосипедов повышенной безопасности.

Устойчивое колесо со встроенным гироскопом

Один из вариантов – установка на одной оси с передним колесом, внутри спиц, дополнительного маховика – гироскопа.

Он раскручивается вместе с колесом при начале движения, но так как обладает большой массой и, стало быть, инерционностью, продолжает вращаться даже при значительном снижении скорости велосипеда, обеспечивая ему вертикальную устойчивость.

Воплотить такую идею в жизнь удалось группе студентов Дартмутского колледжа, они назвали свою разработку GyroBike. Кстати, их конструкция была лицензирована и вошла в серийное производство, а наименование первой модели стало брендом созданной ими впоследствии компании «GyroBike».

Один лишь недостаток – гироскоп начинает вращаться только при движении велосипеда. А можно ли его раскрутить заранее, например, для самых маленьких ездоков, только осваивающих первые метры? Конечно, можно, для этого созданы колеса Gyrowheel со встроенным электрическим гироскопом.

Первой продукцией были 12-дюймовые колеса для детских велосипедов. Их компоновка обеспечивает размещение электродвигателя, аккумуляторов и массивного маховика-гироскопа. Электропривод дает возможность запуска системы стабилизации до начала движения, а значительное увеличение угловой скорости вращения гироскопа существенно увеличивает устойчивость велосипеда.

Успех первых моделей был столь заметен, что было принято решение о выпуске 16-дюймовых колес, и даже колес для стандартных «взрослых» велосипедов. Кроме того, в планах компании – кооперация усилий с производителями байков с целью выпуска фирменной модели велосипеда повышенной безопасности.

Как выбрать покрышки и какое должно быть давление в шинах велосипеда, читайте на нашем сайте.

Сборник лучших фильмов про альпинистов смотрите на странице этого сайта. Не нужно искать по всему интернету.

Дадим ногам отдохнуть!

Велосипед с пропеллером

Подавляющее большинство моделей велосипедов используют для движения мускульную силу ног ездока. Существуют интересные разработки, в которых привод осуществляется с помощью рук, но они, скорее, похожи на спортивные тренажеры, нежели на средство передвижения.

Конструкторская мысль всегда работала над вопросом, как облегчить велосипедисту жизнь, какие способы придания поступательного движения можно дополнительно применить на этой небольшой машине.

Размещаются на велосипедах компактные двигатели внутреннего сгорания. Существует немало разновидностей электроприводов, в том числе и мотор-колесо.

Некоторые разработчики создают даже электрические велосипеды, у которых необходимая энергия поступает с солнечных батарей, встроенных в колеса.

Если честно, идея эта рассматривалась уже давно, энтузиастами неоднократно изготавливались самодельные устройства. Но несколько лет назад американская компания PacificWind выпустила на рынок модельный ряд ранцевых винтовых двигателей, разработанных специально для движения на велосипеде.

Идея понравилась, кстати, и любителям роликовых коньков, лыжникам, скейтбордистам.

Ранец Thrustpac

Ранец невелик по размеру, не отличается большой шумностью, но, вместе с тем, в него заложена мощность в полторы лошадиных силы. Это дает возможность велосипедисту, без использования педалей, разгоняться до скорости более 50 км/час. Винт, в целях безопасности, имеет ограждение, оббитое мягким материалом.

Двигатель имеет интересный принцип управления – гибкий тросик соединён со специальной перчаткой, и велосипедист выбирает нужные режимы работы привода буквально «мановением пальцев».

Система очень экономична – в среднем от полутора до двух литров топлива на 100 километров пробега, при этом вес ранца – всего от 5 до 8 килограмм, в зависимости от модели и ее мощности.

Существуют и более «сумасшедшие» идеи – оснащение велосипеда портативными реактивными ускорителями – но это, скорее, лежит в плоскости экспериментального творчества, не предназначенного для повседневного использования.

Имеет ли право на жизнь идея самодельного электровелосипеда? Читайте на страницах нашего сайта.

Научиться ездить на заднем колесе и удивлять всех своих друзей сможет любой, кто не пропустил вот этот материал )

Рассказ о нескольких разновидностях экстремального спорта, связанного с прыжками с большой высоты: pro-extrim.com/vysota/dzhamping/jumpings.html

Велосипед-амфибия

Велосипед-амфибия

Это не миф — велосипеды учатся преодолевать водные преграды, позволяют своему владельцу совершать поездки по спокойной воде. И это уже – не только смелые эксперименты, а серийная модель.

Итальянская компания SBK Engineering из города Виджевано освоила выпуск комплекта, который в считанные минуты превращает шоссейный велосипед в самодвижущийся катамаран.

Весь комплект, за исключением нескольких деталей, которые постоянно закреплены на велосипеде, легко умещается в небольшой ранец, весом всего 11 килограмм. Процесс перевода велосипеда из сухопутного в «водоплавающий» занимает 10–15 минут и не требует никаких специальных инструментов.

Привод – винтовой, крепится к переднему колесу, и служит как для придания тягового усилия, так и для управления этим плавучим транспортом.

Велосипедист обычным образом садится в седло, крутит педали и управляет направлением движения, как и на суше – с помощью руля.

Вращение передается с педалей на заднее колесо, а с него, через гибкий тросик — уже на сам привод. Кстати, этот же тросик используется и в процессе сборки, для передачи усилия на насос для накачки двух входящих в комплект поплавков: достаточно сесть на велосипед, как на велотренажер, и, вращая педали, быстро накачать оба поплавка.

Неугомонные конструктора и дизайнеры не прекращают своей деятельности по изобретению новых велосипедов. Теряешься в догадках – какие еще усовершенствования у них в разработке? Но то, что новаторские идеи у них есть и будут – в этом сомнений нет никаких.

Читайте также

5 комментариев

Мне понравилась идея с применением ранцевых винтовых двигателей, можно и педали покрутить, а если устал, то на ранец переключиться. Только вот интересно, не сдует ли самого ездока с велосипеда? Наверное крепко придется держаться:) Вообще все идеи интересные. Недавно видела велосипед с лыжами вместо колес, очень здорово парень на нем с горки катался. Что-то вроде альтернативы сноуборду и горным лыжам получилось.

Да вот это очень интересно чего чего но такого даже и не видел очень интересно на таком прокатиться Системе Stringdrive ну а электрику сей час пихаю куда не попадя что там уже велосипеды есть которые до 80 км в час разгоняться !

Да, очень увлекательная и познавательная статья. Я думаю, каждому человеку, который ее прочитал, закралась в голову мысль: «Скорее бы эти идеи распространились шире!». И правда, очень бы хотелось) Вы только представьте ситуацию: семья с детьми катается на велосипедах по воде, например) думаю, было бы отлично

История создания велосипеда: кто изобрел, эволюция, интересные факты

Своими руками

Сейчас велосипеды как никогда актуальны. Люди задумались об экологии, о безопасном для окружающей среды транспорте. Мало кто знает, что над созданием двухколесного средства передвижения работали на протяжении долгих лет. Сказать однозначно, кто изобрел велосипед, невозможно. Ведь над ним трудились многие, совершенствуя конструкцию из года в год.

Древние прототипы

Сложно сказать, кто изобрел первый велосипед. Конструкции, которые двигались при помощи мускульной силы человека, создавали в разные периоды времени.

Впервые о подобном средстве передвижения говорили еще при правлении Александра Македонского. Античные источники утверждают, что у Дионисия, правителя Сиракуз была повозка, называвшаяся гемаксионом и относящаяся к прототипам велосипедов. Позже такие устройства создавались в Риме.

На Руси первым изобретателем самокаток была Шамшуренкова. Конструкция напоминала телегу, рассчитанную на 1–2 пассажиров, с 4 колесами. Управлялась человеком, место для которого было предусмотрено сзади, оборудовано педалями. Кулибин усовершенствовал самокатку, сделав ее более легкой и маневренной. У его конструкции было 3 колеса и рычаг для поворотов.

В 1801 году крепостной Ефим Артамонов придумал велосипед на двух железных колесах и с деревянным сиденьем. Историки утверждают, что за свое изобретение крестьянин получил вольную и награду — 25 рублей от самого Александра 1.

В 1493 году Леонардо да Винчи нарисовал средство передвижения с 2 колесами, рулем, педалями и цепью. Правда, по его эскизу велосипед никогда не мастерили.

Считается, что в 1791 году Граф де Сиврак изобрел деревянный велосипед. Но многие современные историки уверены, что этот человек — вымышленное лицо. Соответственно, и средство передвижения он не создавал.

Велосипед по эскизу Леонардо да Винчи Велосипед Ефима Артамонова

История изобретения

Многие мастера создавали свои варианты современных велосипедов. Каждый вносил в конструкцию что-то новое, делая средство передвижения все более совершенным.

Барон Карл Фридрих Кристиан Людвиг Дрез фон Зауерброн представил свой велосипед в 1818 году в Париже. Это была двухколесная деревянная беговая машина с тормозами. Чтобы поехать, человеку нужно было отталкиваться ногами об землю. Педали в конструкции не предусматривались.

Изначально изобретение мало кого заинтересовало, но позже случай помог устройству барона завоевать популярность. Из-за плохого урожая пришлось вырезать всю скотину, так как нечем было кормить животных. Зарезаны были и лошади. Людям не на чем было ездить, на помощь пришла дрезина (так назвали конструкцию Дреза).

Изобретатель Киркпатрик Макмиллан из Шотландии в 1840 году модифицировал дрезину, снабдил ее сиденьем, педалями. Благодаря такому дополнению средство передвижения стало похоже на современные модели велосипедов.

Спустя 7 лет устройство еще раз доработал французский изобретатель Пьер Лалман. Он перенес педали на переднее колесо. Для того чтобы конструкция двигалась, их надо было крутить. Переднее колесо Пьер сделал больше, чем заднее.

Англичанин Джон Кемп Старли в 1884 году создал первый двухколесный велосипед, внешне очень похожий на современный. Он имел одинакового размера колеса, педали, руль, сиденье, цепную передачу.

Термин велосипед придумал Жозеф Нильсефор Ньепс, французский изобретатель.

1818 год 1840 год 1868 год 1884 год

Эволюция велосипеда

Сказать, кто изобрел велосипеды первым, как уже упоминалось выше, точно нельзя. В России (1800 год), Ефим Артамонов создал конструкцию весом 40 кг, высотой 1,5 м. На переднем колесе располагались педали, оно было в два раза больше заднего. Но запатентован изобретенный велосипед не был. Поэтому Артамонов не вошел в историю, как официально признанный создатель.

В 1840 году почти никто не пользовался двухколесным средством передвижения. А вот в 1880 году российских велосипедистов было уже около ста. Даже Александр II привез себе из Парижа такой транспорт. Правда, катался на нем император всего несколько раз.

1868 год. В Екатеринбурге у сына лесничего появилось деревянное двухколесное средство передвижения. Его для ребенка смастерил отец. В этом же году, в Париже, компания Мейер и К выпустила велосипеды с цепным приводом на заднем колесе.

1869 год. Интересное изобретение появилось в Воронеже. Оно имело колеса из дерева, окованные железом. Диаметр их существенно отличался — переднее было больше.

1878 год — появился велосипед из газовых труб. Его создал Генрих Мамиель. На колесах была резина. Вес конструкции составлял 36 килограмм.

1870–1885 годы — время велосипедов. Их называли пауками, то ли из-за спиц в колесах, то ли из-за согнутой позы, которую принимали все ездоки.

1884 год — стартовало производство велосипедов с двойным цепным приводом и одинаковым диаметром колес. Выпускала их компания Хиллман, Херберт и Купер.

В 1885 году популярностью пользовалось изобретение под названием Rover, сделанное Джоном Кемпом Старли. Оно подходило женщинам, подросткам — было низкое, с удобным сиденьем, цепной передачей. Переднее колесо было больше заднего.

1888 год. Джоном Данлопом, ветеринарным врачом из Европы, были придуманы каучуковые шины. Езда на двухколесном средстве передвижения стала более комфортной.

1890 год. Впервые стали делать конструкции с ромбовидными (замкнутыми) рамами. С этого момента и по сегодняшний день внешний вид этого транспорта оставался практически неизменным.

1898 год — изобретены педальные тормоза, механизм свободного хода. Теперь, когда велосипед разгонялся, крутить педали было необязательно — какое-то время он ехал сам.

Начало XX века — двухколесное средство передвижения оборудовали планетарным переключателем скоростей. А уже в 1970 году велосипеды стали делать из углепластика, титана. Это значительно уменьшало вес конструкции. В 1983 году систему переключения скоростей усовершенствовали.

Кроме привычного всем велосипеда, сегодня есть и другие подобные средства передвижения. Они отличаются друг от друга конструкцией, внешним видом. Это:

  1. Трицикл (3 колеса вместо 2).
  2. Трицикл-тандем (конструкция с 3 колесами, на которой могут катиться 2 человека одновременно: сиденья расположены одно за другим).
  3. Социабль (двухместное средство передвижение с 3 колесами, на котором сиденья находятся параллельно друг другу).

Сегодня велосипеды — одно из самых распространенных средств передвижения в мире. Доказан тот факт, что английские богачи в 2, 5 раза чаще ездят на них, а не на автомобилях. В некоторых странах, например, Германии, (Фрайбург, район Фаубан), другие транспортные средства вообще запрещены. Чтобы не ходить пешком, люди пользуются велосипедами.

Самые дорогие по стоимости двухколесные средства передвижения выпускает компания Aurumania. Конструкция покрыта золотом (24-карата) и украшена кристаллами Сваровски. Стоят они около 100 тысяч долларов.

Занимательные мифы

Не вся информация о создании первого велосипеда — правда. Самые популярные мифы, которым верят люди:

  1. Говорят, что Иван Кулибин изобрел первый велосипед. На самом деле это не так. Он сделал нечто другое — самоходный экипаж. Появившиеся своеобразное транспортное средство с 3 колесами и рычагом управления так и не стало популярным.
  2. Говорят, что Артамонов смог проехать 5 тысяч километров на своем изобретении и оставил его в музее Нижнего Тагила. После долгих проверок было выяснено, что велосипед, который находится в коллекции — ненастоящий, изготовлен намного позже. Из этого делается вывод, что изобретатель не преодолевал такое расстояние, а вся эта история — просто вымысел.
  3. Говорят, что Граф Сиврак создал самый первый из велосипедов в мире. Но историки доказали, что такого человека вообще не существовало. А был Джин Сиврак. Он действительно делал самоходные экипажи, но они не имеют никакого отношения к велосипедам.

Помимо этих слухов есть и другие, порой противоречивые. Например, некоторые медики 19 века утверждали, что длительная езда на велосипеде способна привести к ослаблению потенции у мужчин. Современная медицина этот факт опровергает. Более того, поговаривали, что и девушкам такая езда грозит бесплодием. Это тоже неправда.

Видео


Открыть америку велосипед фразеологизм. Кто изобрел велосипед

⊙ Знать историю вопроса, чтобы, как говорится, не изобретать второй раз велосипед — важнейшая заповедь науки. Дилетант её не признаёт. ЛГ, 1984.В нашей стране существует лучшая в мире переводческая проза <. >, вместо того чтобы использовать всё достигнутое нашей переводческой школой, велосипед начинают изобретать заново. И. Калякина, Зачем воздвигать памятник?

Почему же в странах, отнюдь не самых отсталых в научно-техническом отношении, от конкурсных отметок в вузах давно отказались? Может быть, не стоит цепляться за старое и отжившее? И изобретать заново велосипеды тоже не стоит? Не присмотреться ли к чужому, успешному опыту? ЛГ, 1985.

Если судить серьёзно и непредвзято, изобретать велосипед не пришлось <. >, хотя появилось немало изобретателей велосипедов; без них тоже никак нельзя было обойтись, так уж человек устроен. П. Проскурин, Порог любви.

Велосипед изобрести, / Потом руками развести, / Сказать: «Простите, я не знал, / Что есть уже оригинал <. >». А. Шлыгин, Дерзость.

Даже самое «оригинальное» рацпредложение — это по сути бывшее изобретение <. >. Биться в этих случаях с муками творчества <. > всё равно, что в наше время заново создавать велосипед <. >. Переизобрести изобретённое — вновь создать «велосипед» или заново открыть интегральное исчисление — здесь это отнюдь не считается зазорным. А. Иванов, Не изобретать «велосипед»!

⊛ Мазохизм не устаревает, потому что существовал всегда <. >. Захер-Мазох не изобретал велосипед, а просто впервые красочно и одновременно доступно описал пресловутое получение наслаждения от боли. Сов. секретно, 2001.

Человек он новый, придумает что-нибудь, а окажется, велосипед изобрёл — всё это давным-давно предусмотрено, проделано. А. Кулешов, Белый ветер.

Так что же, «новые поэты» изобретают вновь деревянный велосипед? В действительности оно так и есть, если все поиски новизны сводить лишь к новизне формы, оторвав её от содержания <. >. ЛГ, 1984.

— У меня в лаборатории эти молодцы могли ещё натворить чудес <. >. Пусть ваш Красов сам придумывает деревянный велосипед, да на нём и едет к славе. Н. Асанов, Богиня победы.

⊜ Твой бог — общий бог, не пытайся выдумать какую-нибудь карманную религию, для индивидуального пользования <. >, помни, что и до тебя люди искали смысл бытия, искали и многое нашли. Не изобретай заново деревянного велосипеда! В. Тендряков, Апостольская командировка.

⊝ Что же касается ассоциативного метода построения моих сочинений <. >, то это лично моё. Впрочем, как знать? Может быть, ассоциативный метод давным-давно уже открыт кем-нибудь из великих и я не более, чем «изобретатель велосипеда«. В. Катаев, Алмазный мой венец.

Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс . Е.Н. Телия . 2006 .

Смотреть что такое «ИЗОБРЕТАТЬ ВЕЛОСИПЕД» в других словарях:

Изобретать велосипед — Разг. Ирон. Обнаруживать, создавать заново что л. давно открытое, общеизвестное. Мелерович, Мокиенко, 1997, 94 … Большой словарь русских поговорок

велосипед — а, м. vélocipède m. 1. Самокат, сиденье на 2 или 3 колесах, который можно (севши на него) приводить в движение ногами с помощью особого механизма. Павленков 1911. В покоях наследника престола великого князя Александра можно увидеть карты земных и … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ВЕЛОСИПЕД — (от лат. velox быстрый, и pes, pedis нога). Машина для езды, приводимая в движение ногами ездока; изобретена Дре (Drais). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВЕЛОСИПЕД от лат. velox, быстрый, и pes … Словарь иностранных слов русского языка

ВЕЛОСИПЕД — ВЕЛОСИПЕД, а, муж. Двухколёсная или трёхколёсная машина для езды, приводимая в движение ножными педалями. Гоночный в. Детский в. Ехать на велосипеде. • Изобретать велосипед (разг.) придумывать то, что давно известно. | прил. велосипедный, ая, ое … Толковый словарь Ожегова

ВЕЛОСИПЕД — Изобретать велосипед. Разг. Ирон. Обнаруживать, создавать заново что л. давно открытое, общеизвестное. Мелерович, Мокиенко, 1997, 94. Купить велосипед (самокат). Жарг. мол. Шутл. ирон. Зазнаться. БСРЖ, 92 … Большой словарь русских поговорок

ИЗОБРЕТАТЬ ДЕРЕВЯННЫЙ ВЕЛОСИПЕД — кто Создавать заново давно известное; предлагать устаревшие идеи как новые, оригинальные. Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х), стремясь к открытию чего л. нового, на деле занимается отжившими, не представляющими интереса вопросами. Говорится … Фразеологический словарь русского языка

ИЗОБРЕТАТЬ ВЕЛОСИПЕДЫ — кто Создавать заново давно известное; предлагать устаревшие идеи как новые, оригинальные. Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х), стремясь к открытию чего л. нового, на деле занимается отжившими, не представляющими интереса вопросами. Говорится … Фразеологический словарь русского языка

ИЗОБРЕТАТЬ ДЕРЕВЯННЫЙ ВЕЛОСИПЕДЫ — кто Создавать заново давно известное; предлагать устаревшие идеи как новые, оригинальные. Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х), стремясь к открытию чего л. нового, на деле занимается отжившими, не представляющими интереса вопросами. Говорится … Фразеологический словарь русского языка

велосипед — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? велосипеда, чему? велосипеду, (вижу) что? велосипед, чем? велосипедом, о чём? о велосипеде; мн. что? велосипеды, (нет) чего? велосипедов, чему? велосипедам, (вижу) что? велосипеды, чем?… … Толковый словарь Дмитриева

велосипед — а; м. [от лат. velox (velocis) быстрый и pes (pedis) нога] Машина для езды, приводимая в движение ногами с помощью педалей. Двухколёсный, трёхколёсный в. Гоночный в. Детский в. Складной в. Кататься на велосипеде. Изобретать в. (также: открывать… … Энциклопедический словарь

«Открыть Америку»: значение фразеологизма, примеры, тональность выражения, синоним

Как сказать человеку, что он не рассказал ничего нового или интересного. Есть много выражений, но сегодня мы рассмотрим одно из них, а именно «открыть Америку». Значение фразеологизма будет рассмотрено на доступных и понятных примерах.

Тон либо частичка «не»

Прежде всего, следует сказать, что это очень коварное выражение. И мы не откроем Америки, если скажем, что рассматриваемый речевой оборот обычно употребляется с частичкой «не», либо тон дает понять собеседнику, что он сморозил какую-то глупость.

Сначала примеры, потом значение фразеологизма.

Экзамен по математике в университете

Идет экзамен в вузе. Сдается высшая математика. Студент не знает ничего, но все равно подходит, берет билет и садится готовиться. Проходит время. Он отвечает перед преподавателем и вдруг с силой выдает:

— Дважды два – четыре!

— Я вижу, подготовились вы основательно к экзамену. Жаль вас огорчать, но сейчас вам не удалось открыть Америку. Значение фразеологизма, думаю, вам знакомо неплохо? Поэтому прошу на пересдачу на следующей неделе. За смекалку и шутку могу поставить «отлично», жаль только то, что оценка эта не пойдет в зачет.

Смысл выражения

Пример помогает прояснить значение: «открывать Америку» – это рассказывать, сообщать, делать что-то, уже давным-давно известное всем и везде.

Конечно, выражение является неформальным, и на официальной встрече или начальнику (вообще вышестоящему) его сказать нельзя. При этом, если начальник в широком смысле слова считает, что он вправе так сделать, то он может сказать про Америку и ее открытие своему подчиненному. Справедливости ради скажем, что так поступают не слишком культурные и воспитанные люди.

Можно понять, что выражение «открыть Америку» (значение фразеологизма это предполагает) достаточно обидное для того, с кем человек говорит. При этом, конечно, оно позволительно в общении между друзьями, когда люди знают друг друга давно и ничего оскорбительного не подразумевается в этом случае.

Фразеологический синоним

Есть и аналогичное в нашем языке словосочетание «изобретать велосипед». Конечно, Америку Х. Колумб открыл аж в 1492 году, но и велосипед с нами уже достаточно давно (с конца 19 века).

Например, разговаривают два друга о футболе и один из них недавно впервые увидел как играет Лионель Месси и говорит своему товарищу:

— Ты знаешь, я тут смотрел матч «Барселоны» и понял: Месси – лучший игрок мира!

— Скажи мне, что ты предпочитаешь открытия или изобретения?

— Смотри, в языке есть два фразеологизма «открыть Америку», значение фразеологизма я тебе чуть позже скажу, и другой — «изобрести велосипед», ты какой выбираешь?

— Не нравится мне все это, ты будто бы издеваешься надо мной. Ну ладно, давай про Америку благороднее как-то.

— Хорошо, так вот, сообщив мне столь ценную информацию про лучшего футболиста мира и рекордсмена, ты не сказал ничего нового, т.е. не открыл Америки.

— А у выражения «изобрести велосипед» аналогичный смысл.

Мораль

В общем-то, само выражение не имеет моральной нагрузки. Но важно то, чему оно учит, а именно проверять информацию, которую хочешь поведать миру.

Если общение не имеет официального статуса, например, как приведенный выше разговор двух друзей о футболе, то не так страшно на какую-то реплику услышать комментарий:

-А ты знаешь фразеологизм «открыть Америку», его значение тебе известно?

— Так вот ты не открываешь тем, что говорить, земли индейцев.

— Ну и ладно, переживу как-нибудь.

Согласитесь, что даже от знакомого человека слышать нечто подобное обидно, а представьте, если это защита дипломной работы или диссертации, и в ответ на свой доклад соискатель слышит: «Ну, вы не открыли Америки, вы знаете, все это хорошо известно. Грубо говоря, это трюизм». Выкрик из зала принадлежит, конечно, вредному преподавателю. Такой субъект присутствует на каждой защите. Всем он прекрасно знаком.

Казалось бы, выражение одно, но контекст совершенно разный, от друга про Америку услышать не страшно, а вот услышать нечто подобное от официального лица – это трагедия.

Поэтому, чтобы не слышать ни о велосипеде, ни о Колумбе, ни об Америке на важных для себя мероприятиях, человек должен основательно готовиться и несколько раз перепроверять информацию, которую хочет сообщить.

Теперь читатель знает, что значит «открыть Америку» и, надеемся, он не будет использовать это выражение в неподобающей обстановке и без необходимости, ибо оно достаточно обидное, даже если сказано в шутку, так как несет в себе нотку пренебрежения.

История изобретения велосипеда

Удивительно, но факт – велосипеду 200 лет. В 1817 году немец Карл фон Дрез из города Карлсруэ придумал нечто, схожее с самокатом на двух колесах, который мог передвигаться при помощи ног ездока. В следующем году он запатентовал «машину для бега», внешним видом напоминающую современную модель велосипеда, однако не имеющую педалей и с деревянной рамой.

6 лет работал фон Дрез над машиной, пока в 1816 году не провел первые ее испытания. Машина, развивавшая скорость до 10 км/ч, вызвала восторг публики, однако городские власти к новинке отнеслись холодно.

Выпуск первой партии велосипедов, называемых тогда Laufmashine, спонсировал один баварский герцог, а уже через год новомодная техническая новинка дошла до Парижа и Лондона.

От фон Дреза до Лармана

Разумеется, механики в разных местностях, как только к ним в руки попадала техническая «штучка», пытались ее усовершенствовать. Так, в маленьком городе на юге Шотландии простой работяга-кузнец Киркпатрик Макмиллан, осмотрев немецкую модель, позаботился о комфорте ездока и ускорении передвижения и добавил к самокату седло и педали.

Внешним видом модель Макмиллана уже походила на современный велосипед, да и принцип передвижения был схожим:

  • человек толкал педали;
  • педали приводили в движение заднее колесо;
  • велосипед двигался, а управлять им можно было с помощью руля.

По каким-то причинам, скорее всего, об изобретении кузнеца мало кто узнал, а сам он не пытался афишировать свое изобретение, оно не получило достаточного распространения.

Поэтому выпускаемые до шестидесятых годов XIX столетия велосипеды так и передвигались с помощью ног.

Следующим «первооткрывателем» был Пьер Ларман, в 1862 году он установил на «денди хорз» (как прозвали техническое двухколесное средство передвижения) педали.

Во многих источниках именно Лармана называют создателем велосипеда, хотя даже задолго до Дреза попытки придумать быстрое средство передвижения были. Некоторые даже приписывают авторство Леонардо да Винчи, якобы в его рисунках прослеживаются подобные формы. Однако данные версии нежизнеспособны.

Педали на велосипеде 19-летнего изобретателя Лармана были расположены на переднем колесе. Если в конструкции Макмиллана их нужно было толкать, то у юного француза их необходимо было крутить, что и делали активно любители технических новинок того времени.

Уже через год братья Оливье, промышленники из Лиона, решили выпускать «денди-хорзы» в промышленных масштабах. В сотрудничестве с каретником Пьером Мишо они продолжали совершенствовать технику: сделали раму не деревянной, а металлической, назвали конструкцию велосипедом.

Пенни-фартинг – эпоха в истории велосипеда

Появившиеся и широко распространенные с 70-х годов XIX века конструкции велосипедов имели колеса разного размера. Переднее по диаметру значительно превосходило заднее колесико, разница размера и дала название технике – монеты пенни и фартинг так же различались размером, как и колеса велосипеда.

Такая техника грозила ездоку получить травмы: сиденье было расположено высоко, а центр тяжести смещался вперед. При наезде на малейшее препятствие велосипед опрокидывался вперед, и ездок мог получить травмы.

Причиной появления столь неустойчивой и травмоопасной конструкции стало желание увеличить скорость передвижения, ведь приводов на велосипедах тех лет не было, и небольшой диаметр колеса ограничивал скорость. Чтобы ее прибавить, человеку пришлось бы крутить педали быстрее. Какое уж тут удовольствие от прогулки!

Решить проблему, связанную с необходимостью увеличения переднего колеса, помогло запатентованное в 1869 году изобретение Юджина Мейера.

Он придумал, как из железной проволоки можно сделать спицы. Это привело к снижению веса изделия при хорошей прочности колеса.

Конечно, выглядели пенни-фартинги необычно и пользовались популярностью у любителей велосипедных прогулок. На подобных велосипедах проводились первые соревнования.

Конструкция оказалась прочной и позволила в 1885 году Томми Стивенсу объехать на велосипеде вокруг света.

«Прогулка» длиной в 20000 километров вызвала новый интерес к изобретательству. Англичанин Джеймс Старлей усовершенствовал колеса и добавил шариковые подшипники, литые резиновые шины. Рамы велосипеда стали делать из полых труб, что дополнительно облегчало вес изделия, но не прочность.

Современная модель велосипеда

Совершенствование двухколесного «железного коня» продолжалось: в 1878 году англичанин Лоусон добавил цепную передачу, а в 1884 году появился Rover – модель велосипеда, практически ничем не отличимая от современных.

«Скиталец», придуманный англичанином Джоном Кемпом Старли, имел равного диаметра колеса, раму и цепную передачу на заднее колесо. Седло велосипедиста комфортно располагалось между колесами, на раме. Конструкция «Роверов» считалась безопасной.

Интересно! В некоторых европейских языках слово «Ровер» стало нарицательным и означает «велосипед», а сама фирма, начавшая свою деятельность с двухколесного транспорта, стала крупным автомобильным концерном, который благополучно существовал до 2005 года. К сожалению, он был ликвидирован по причине банкротства.

Следующим этапом развития велосипедного производства стало оснащение их надувными каучуковыми колесами. Изобретение принадлежит шотландцу Джону Бойду Данлопу. Теперь езда даже по бездорожью стала мягче, и двухколесный «конь» избавился от прозвища «костотряс».

90-е годы XIX века – целая эпоха велосипедостроения. Бициклеты, которые до того времени производились из стали, раньше не красили, и поддерживать внешний вид «железного коня» приходилось с помощью чистки керосином, бензином. В 1890 году появились первые модели велосипедов из алюминия.

  • педальные тормоза – с 1898 года;
  • механизм свободного хода, облегчивший движение с горы;
  • ручные тормоза, хотя их оценили не сразу.

Изменялся и внешний вид велосипедов: в 1878 году был придуман складной вариант, а чуть позднее, в 1895 году был придуман «лежачий» велосипед – лигерад. С 1914 года их производство на заводе «Пежо» стало массовым.

Век XX. Новая эра велосипеда

Популярный вид транспорта активно совершенствовался и в прошлом веке. Был придуман механизм переключения скоростей. Сначала он был примитивным: две звездочки на задник колесах. Велосипедист останавливался, снимал заднее колесо, переворачивал его, затем вновь устанавливал, фиксировал и натягивал цепь. Для спортивных соревнований это было неприемлемо, поэтому умы изобретателей создали планетарный механизм, представляющий собой систему зубчатых колес.

Современный механизм переключения передач был придуман только в 1950 году, его создал известный велогонщик из Италии, Туллио Кампаньоло, сам производящий двухколесную технику.

Во второй половине прошлого века велосипеды стали изготавливать из титана, углепластика. Современные технологии позволили облегчить вес «железного коня», что повлияло и на скорость движения. В СССР было развито производство велосипедов, и кататься на них начинали с самого раннего возраста. «Левушку», «Школьник» и «Каму» помнят все, кому за 40. Для самых маленьких велосипеды были трехколесными, трансформируемыми – из трехколесного в двухколесный.

Сейчас интерес к двухколесному транспорту переживает новый бум популярности.

Во многих городах по причине вечных «пробок» на дорогах велосипед стал удобным средством передвижения, а стремление к здоровому образу жизни сделало популярными велосипедные прогулки. Чуть не с пеленок малыши удобно устраиваются в трайке, чуть позже осваивают два колеса. Горные и городские велосипеды, модели для мужчин и женщин – все модели не перечислить, и каждая имеет свои особенности. Двухколесный транспорт претерпел такие изменения, что никто уже и не помнит, с чего все начиналось. Не на слуху и имя немецкого барона фон Дреза, который первым соединил деревянную раму и два колеса.

Открыть америку значение фразеологизма велосипед. Изобретать велосипед значение

⊙ Знать историю вопроса, чтобы, как говорится, не изобретать второй раз велосипед — важнейшая заповедь науки. Дилетант её не признаёт. ЛГ, 1984.В нашей стране существует лучшая в мире переводческая проза <. >, вместо того чтобы использовать всё достигнутое нашей переводческой школой, велосипед начинают изобретать заново. И. Калякина, Зачем воздвигать памятник?

Почему же в странах, отнюдь не самых отсталых в научно-техническом отношении, от конкурсных отметок в вузах давно отказались? Может быть, не стоит цепляться за старое и отжившее? И изобретать заново велосипеды тоже не стоит? Не присмотреться ли к чужому, успешному опыту? ЛГ, 1985.

Если судить серьёзно и непредвзято, изобретать велосипед не пришлось <. >, хотя появилось немало изобретателей велосипедов; без них тоже никак нельзя было обойтись, так уж человек устроен. П. Проскурин, Порог любви.

Велосипед изобрести, / Потом руками развести, / Сказать: «Простите, я не знал, / Что есть уже оригинал <. >». А. Шлыгин, Дерзость.

Даже самое «оригинальное» рацпредложение — это по сути бывшее изобретение <. >. Биться в этих случаях с муками творчества <. > всё равно, что в наше время заново создавать велосипед <. >. Переизобрести изобретённое — вновь создать «велосипед» или заново открыть интегральное исчисление — здесь это отнюдь не считается зазорным. А. Иванов, Не изобретать «велосипед»!

⊛ Мазохизм не устаревает, потому что существовал всегда <. >. Захер-Мазох не изобретал велосипед, а просто впервые красочно и одновременно доступно описал пресловутое получение наслаждения от боли. Сов. секретно, 2001.

Человек он новый, придумает что-нибудь, а окажется, велосипед изобрёл — всё это давным-давно предусмотрено, проделано. А. Кулешов, Белый ветер.

Так что же, «новые поэты» изобретают вновь деревянный велосипед? В действительности оно так и есть, если все поиски новизны сводить лишь к новизне формы, оторвав её от содержания <. >. ЛГ, 1984.

— У меня в лаборатории эти молодцы могли ещё натворить чудес <. >. Пусть ваш Красов сам придумывает деревянный велосипед, да на нём и едет к славе. Н. Асанов, Богиня победы.

⊜ Твой бог — общий бог, не пытайся выдумать какую-нибудь карманную религию, для индивидуального пользования <. >, помни, что и до тебя люди искали смысл бытия, искали и многое нашли. Не изобретай заново деревянного велосипеда! В. Тендряков, Апостольская командировка.

⊝ Что же касается ассоциативного метода построения моих сочинений <. >, то это лично моё. Впрочем, как знать? Может быть, ассоциативный метод давным-давно уже открыт кем-нибудь из великих и я не более, чем «изобретатель велосипеда«. В. Катаев, Алмазный мой венец.

Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс . Е.Н. Телия . 2006 .

Смотреть что такое «ИЗОБРЕТАТЬ ВЕЛОСИПЕД» в других словарях:

Изобретать велосипед — Разг. Ирон. Обнаруживать, создавать заново что л. давно открытое, общеизвестное. Мелерович, Мокиенко, 1997, 94 … Большой словарь русских поговорок

велосипед — а, м. vélocipède m. 1. Самокат, сиденье на 2 или 3 колесах, который можно (севши на него) приводить в движение ногами с помощью особого механизма. Павленков 1911. В покоях наследника престола великого князя Александра можно увидеть карты земных и … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ВЕЛОСИПЕД — (от лат. velox быстрый, и pes, pedis нога). Машина для езды, приводимая в движение ногами ездока; изобретена Дре (Drais). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВЕЛОСИПЕД от лат. velox, быстрый, и pes … Словарь иностранных слов русского языка

ВЕЛОСИПЕД — ВЕЛОСИПЕД, а, муж. Двухколёсная или трёхколёсная машина для езды, приводимая в движение ножными педалями. Гоночный в. Детский в. Ехать на велосипеде. • Изобретать велосипед (разг.) придумывать то, что давно известно. | прил. велосипедный, ая, ое … Толковый словарь Ожегова

ВЕЛОСИПЕД — Изобретать велосипед. Разг. Ирон. Обнаруживать, создавать заново что л. давно открытое, общеизвестное. Мелерович, Мокиенко, 1997, 94. Купить велосипед (самокат). Жарг. мол. Шутл. ирон. Зазнаться. БСРЖ, 92 … Большой словарь русских поговорок

ИЗОБРЕТАТЬ ДЕРЕВЯННЫЙ ВЕЛОСИПЕД — кто Создавать заново давно известное; предлагать устаревшие идеи как новые, оригинальные. Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х), стремясь к открытию чего л. нового, на деле занимается отжившими, не представляющими интереса вопросами. Говорится … Фразеологический словарь русского языка

ИЗОБРЕТАТЬ ВЕЛОСИПЕДЫ — кто Создавать заново давно известное; предлагать устаревшие идеи как новые, оригинальные. Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х), стремясь к открытию чего л. нового, на деле занимается отжившими, не представляющими интереса вопросами. Говорится … Фразеологический словарь русского языка

ИЗОБРЕТАТЬ ДЕРЕВЯННЫЙ ВЕЛОСИПЕДЫ — кто Создавать заново давно известное; предлагать устаревшие идеи как новые, оригинальные. Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х), стремясь к открытию чего л. нового, на деле занимается отжившими, не представляющими интереса вопросами. Говорится … Фразеологический словарь русского языка

велосипед — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? велосипеда, чему? велосипеду, (вижу) что? велосипед, чем? велосипедом, о чём? о велосипеде; мн. что? велосипеды, (нет) чего? велосипедов, чему? велосипедам, (вижу) что? велосипеды, чем?… … Толковый словарь Дмитриева

велосипед — а; м. [от лат. velox (velocis) быстрый и pes (pedis) нога] Машина для езды, приводимая в движение ногами с помощью педалей. Двухколёсный, трёхколёсный в. Гоночный в. Детский в. Складной в. Кататься на велосипеде. Изобретать в. (также: открывать… … Энциклопедический словарь

Изобретать велосипед значение

Время от времени в нашей печати появляются сенсационные сообщения об изобретении нового велосипеда. Большинство из них предваряется своеобразным «злобным кивком» в сторону выражения изобрести велосипед, как бы нейтрализирующим его негативно- ироническую оттеночность:

«ВЕЛОМОБИЛЬ, КАКИХ НЕ БЫЛО. Брянск, 25 мая, (Внештатный корр. «Правды» М. Атаманенко). Считают, что заново изобрести велосипед дело ненужное. Однако инженер одного из брянских предприятий В. Беловенко решил опровергнуть расхожее утверждение и сконструировал веломобиль. Это трехколесная одноместная машина, у которой четыре передачи, рассчитанные на разный уровень физической подготовки и возраст. При необходимости она легко превращается в соединении с обычным велосипедом н в четырехколесный тандем. С помощью специальных шарниров можно подсоединять грузовую тележку, смонтировать более объемный багажник, легкую кабину. Веломобиль удобен в использовании. Руль его откидывается, что облегчает посадку, седло и накладная спинка устанавливаются в любом положении. К тому же машина разбирается и складывается за считанные минута» (Правда, 1987, 26 мая).

«СЕЛ И ПОЕХАЛ. Очередное традиционное Тартуское велоралли на этот раз собрало более 2600 участников. Люди разных возрастов, целые семьи вышли на старт этих популярных соревнований. Но среди них был один особенный участник изобретатель. велосипеда. Да, Николай Кудрин не согласился с известной поговоркой о том, что велосипед изобретать бессмысленно. И мало того, что изобрел, но и прошел всю дистанцию в 106 километров на машине собственной конструкции» (В. Панцырев. Комсом. правда, 1985, 28 мая).

С нашими отечественными изобретателями велосипедов успешно конкурируют и зарубежные велоконструкторы. И хотя в соответствующих европейских языках, как увидим, нет нашей поговорки об этой нехитрой машине, наши журналисты столь же активно стремятся ее использовать, рассказывая о новых и новых заморских диковинках:

«ИЗОБРЕЛИ. ВЕЛОСИПЕД. Ироническая поговорка «изобрели велосипед» в наше время потеряла оттенок насмешки. Велосипеды продолжают изобретать, и небезуспешно. Недавно во Франции сконструирован электрический велосипед. Он развивает скорость до 45 километров в час, преодолевает довольно значительные подъемы и проходит без подзарядки батарей 125 километров. Велосипед легок в управлении, устойчив на ходу, а 125 километров прот бега обходится велосипедисту всего в один франк» (Правда, 1983, 14 марта).

«ВОКРУГ КОЛЕСА. Стоит ли изобретать велосипед? Ответ как будто бы известен заранее. И тем не менее американец Поль Макгриди готов биться об заклад, что будущее за его изобретением. Созданная им машина в первую очередь предназначена для любителей путешествий. Сконструированный с учетом законов аэродинамики, велосипед Макгриди может развивать скорость свыше 50 км/ час (из газеты «Интернэшнл геральд трибюн»)» (Комсом. правда, 1982, 4 дек.).

Разумеется, раз по части изобретения велосипедов существует такая острая конкуренция, то журналисты не проходят и мимо проблемы приоритета в этом деле. И бывает, находят патриархов велостроения именно у нас на родине. Вот начало большой заметки А. Юсина об изготовлении спортивных веломашин:

«И ВЕЛОСИПЕД ИЗОБРЕТАЮТ. Когда хотят сказать о каком-то безнадежном начинании, обычно иронизируют: «Изобретает велосипед». С того дня, как 177 лет назад уральский умелец Ефим Михеевич Артамонов сконструировал свой велосипед (сохранившийся до наших дней в Нижне-Тагильском краеведческом музее), зарегистрировано несколько тысяч авторских заявок на изобретение двухколесных машин. » (Правда, 1978,27 февр.).

Итак, первый изобретатель как будто бы найден. Был ли им на самом деле наш соотечественник, уральский умелец Ефим Михеевич Артамонов?

Пожалуй, и журналист А. Юсин знал, что нижнетагильский мастер не был таким изобретателем: он лишь хотел подчеркнуть, что на Урале уже около 200 лет назад такая машина изготовлялась.

Кто изобрел велосипед

И действительно — история велосипеда, в принципе, хорошо известна. Уже в середине XIII в. английский ученый Бэкон предсказал, что будут сконструированы такие машины, которые не будут использовать тягу животных, а будут двигаться «самоходом». В начале XV в. появился чертеж такой машины. Она приходила в движение с помощью усилий человека, сидевшего внутри нее и оперирировавшего веревкой и системой колес и колесиков.

Идея самодвижущихся транспортных средств вдохновляла и таких знаменитых художников, как Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер. Последний даже спроектировал для императора Максимилиана Первого великолепные кареты, которые приводились в движение слугами с помощью различных механизмов. В начале XVI в. в немецком городе Пирна была изобретена карета, двигавшаяся без лошадей, усилиями самого изобретателя, с помощью системы рычагов и шестеренок. К сожалению, этот один из первых «велопроходцев» далеко на своей машине не уехал: на пути в Дрезден, при большом стечении многочисленных зрителей, он увяз в грязи.

Немало попыток изобретения велосипедов было с тех пор. Из них стоит упоминания знаменитая карета, сконструированная в 1649 г. в Нюрнберге «циркульным мастером» Гаутчем. Это был удивительный «самоход», украшенный великолепной резьбой. Достаточно было нажать на его рычаги, и карета начинала двигаться в любом направлении , преодолевала возвышенности, давала задний ход. И — с невероятной для самоходов того времени скоростью 2 тысячи шагов (т. е. около полутора километров) в час! Боковые стороны кареты были украшены изображениями ангелов, вздымавших по знаку едущего свои трубы и издававших «трубный глас». Если зрители преграждали карете путь, то дракон (похожий, скорее, на козла или греческого Пана) с передней части бешено вращал глазами и брызгал в них водой, чтобы очистить себе дорогу. Тайна волшебной кареты скоро обнаружилась. Оказалось, что ее приводят в действие с помощью нехитрых механизмов — мальчишки, спрятанные внутри машины. Карета Гаутча так понравилась шведскому принцу Карлу Густаву, приехавшему в Нюрнберг, что он купил ее в 1650 г. за 500 рейнских теллеров и позднее включил в атрибуты своих королевских выездов.

Самым старым и очень примитивным прототипом нынешнего велосипеда историки техники считают так называемую целериферу (из лат. celerifera — букв, ‘быстроноска’) француза М. де Сиврака, Она была сконструирована в 1690 г. Этот велосипед еще многое сохранял от средств передвижения с помощью лошадиной тяги. Изобретатель соединил оба колеса, а перекладину-основу снабдил седлом, на котором велосипедист сидел по-кавалерийски и попеременно отталкивался ногами от земли, приводя таким способом свою машину э движение. Этим удерживалось, кстати говоря, и равновесие — задача и сейчас еще для начинающих велосипедистов достаточно сложная. Целерифера Сиврака, однако, довольно быстро была предана забвению, и лишь в 1779 г. ее «вновь изобрели» его земляки £ланшар и Магир. Они-то и назвали свое изобретение велосипеду т. е. «быстроногий» (из лат. velox ‘быстрый’ и ped *нога’). Подобный же тип «самодвижки» сконструировал в 1784 г. и механик Трекслер в Богемии, в небольшом городишке Штырски Градец.

Приблизительно в те же годы и подключился наш уральский мастер Ефим Артамонов к этой европейской «велогонке». А дальше уже, собственно говоря, велосипед не изобретался, а лишь усовершенствовался, хотя, конечно, сравнив машины двухсотлетней давности с нынешними изящными гоночными «великами», мы бы, быть может, и не поняли, что перед нами — в принципе один и тот же самодвижущийся механизм.

История нашего изобретения, следовательно, отодвигается в XIII в. Но и это еще не самый древний временной предел. В глубь веков уходят следы безымянных изобретателей велосипедов. Ведь поскольку велосипед состоит из простых, давно известных деталей (колес, шестеренок, кривошипно-шатунного механизма), которые использовались еще до нашей эры, — как, скажем, шестерни, найденные в Древнем Риме во II в. до н.э., — то велосипед мог быть изобретен как минимум тысячу лет назад. Это, между прочим, подтверждается и документально.

В римском Национальном музее есть саркофаг с изображением человека, едущего на машине, весьма напоминающей велосипед. Саркофагу около 2000 лет. Изображения подобных машин встречаются на стенах развалин Древнего Египта, Вавилона, Помпеи.

Но и это не предел истории велоизобретательства. Поскольку основная деталь велосипеда — колесо (ср. европейские наименования велосипеда по колесу: нем. Fahrrad, чеш. kolo, англ. bicycle и т. д.), то дату первооткрытия можно передвинуть в еще более темную глубь веков. До недавнего времени считалось, что родиной колеса является Восток — Месопотамия. Археологи, однако, лет двадцать назад установили, что его колыбелью был район Причерноморья.. В болгарской деревне Беково недалеко от Черного моря было найдено самое старое колесо из доселе известных. После детальных анализов установлено, что этому экземпляру — свыше 5850лет.

Что ж — не случайно, видимо, синонимом нашего выражения иногда выступает именно изобретать колесо ‘начинать все сначала’: «Беда еще в том, что подчас приходится самим «изобретать колесо»» (В. Наливай. Эстетика рабочего города. — Известия, 1965,6 февр.).

Удивительно, кстати, что при столь большой древности колеса и велосипеда выражение об их изобретении — самой первой молодости. Его не зафиксировал ни один толковый словарь русского языка, кроме словаря С. И. Ожегова. Нет его и во всех фразеологических словарях русского языка, кроме большого русско-китайского словаря 1984 г., где приводится контекст из «Литературной газеты»: «Выходит на трибуну поэт и обрушивается на критику за то, что она, мол, не замечает такого-то и такого-то. А на самом деле изобретает велосипед. Просто он не читал критиков. Они давно и не раз писали о названных поэтах» (РКФС, 40).

Изобретать велосипед синоним

Удивительно, пожалуй, и то, что это выражение не зафиксировано в других языках — даже в близкородственных белорусском и украинском. При довольно тщательных поисках можно лишь найти несколько синонимов об изобретении в русском языке типа открыть Америку или прост, изобрести нож хлеб резать и их эквиваленты, например: чеш. vymyslet trakař ‘изобрести тележку’, vymyslet malou násobilku ‘изобрести небольшую таблицу умножения’, итал. inventáře Tombrello ‘изобрести зонтик’, фр. ne pas inventer le fil a couper le beurre ‘не изобрести нитки для резки масла’. Самым общеизвестным в этом ряду является выражение об изобретении пороха — пороху не выдумает ‘о недалеком, неизобретательном, ненаходчивом человеке’. Оно, правда, имеет несколько иное значение, чем наше изобретать велосипед, но в его основе все то же представление об изобретении чего-либо давно изобретенного: нем. das Pulver nicht erfunden haben, фр. ne pas inventer la poudre, исп. no haben inventado la pólvora и т. п.

О судьбе изобретателя пороха (им считают монаха Бертольда Шварца, хотя китайцы задолго до его изобретения пользовались порохом для праздничных фейерверков) можно сказать словами героя М. Горького, а точнее — книги, которую этот герой читал: «В одной из них [книг]. было сказано: «»Собственно говоря, никто и не изобрел пороха; как всегда, он явился в конце длинного ряда мелких наблюдений и открытий»» (В людях).

Это относится — быть может, даже в большей степени — и к изобретению велосипеда. Столь простое устройство, конечно же, было изобретено так давно, что серьезные попытки изобретать его вновь может делать лишь человек, абсолютно не сведущий в истории технического прогресса. Именно поэтому наша поговорка и оценивает такого чудака столь насмешливо, что каждая попытка усовершенствовать велосипед нуждается в особой извиняющей его оговорке.

«Открыть Америку»: значение фразеологизма, примеры, тональность выражения, синоним

Как сказать человеку, что он не рассказал ничего нового или интересного. Есть много выражений, но сегодня мы рассмотрим одно из них, а именно «открыть Америку». Значение фразеологизма будет рассмотрено на доступных и понятных примерах.

Тон либо частичка «не»

Прежде всего, следует сказать, что это очень коварное выражение. И мы не откроем Америки, если скажем, что рассматриваемый речевой оборот обычно употребляется с частичкой «не», либо тон дает понять собеседнику, что он сморозил какую-то глупость.

Сначала примеры, потом значение фразеологизма.

Экзамен по математике в университете

Идет экзамен в вузе. Сдается высшая математика. Студент не знает ничего, но все равно подходит, берет билет и садится готовиться. Проходит время. Он отвечает перед преподавателем и вдруг с силой выдает:

— Дважды два – четыре!

— Я вижу, подготовились вы основательно к экзамену. Жаль вас огорчать, но сейчас вам не удалось открыть Америку. Значение фразеологизма, думаю, вам знакомо неплохо? Поэтому прошу на пересдачу на следующей неделе. За смекалку и шутку могу поставить «отлично», жаль только то, что оценка эта не пойдет в зачет.

Смысл выражения

Пример помогает прояснить значение: «открывать Америку» – это рассказывать, сообщать, делать что-то, уже давным-давно известное всем и везде.

Конечно, выражение является неформальным, и на официальной встрече или начальнику (вообще вышестоящему) его сказать нельзя. При этом, если начальник в широком смысле слова считает, что он вправе так сделать, то он может сказать про Америку и ее открытие своему подчиненному. Справедливости ради скажем, что так поступают не слишком культурные и воспитанные люди.

Можно понять, что выражение «открыть Америку» (значение фразеологизма это предполагает) достаточно обидное для того, с кем человек говорит. При этом, конечно, оно позволительно в общении между друзьями, когда люди знают друг друга давно и ничего оскорбительного не подразумевается в этом случае.

Фразеологический синоним

Есть и аналогичное в нашем языке словосочетание «изобретать велосипед». Конечно, Америку Х. Колумб открыл аж в 1492 году, но и велосипед с нами уже достаточно давно (с конца 19 века).

Например, разговаривают два друга о футболе и один из них недавно впервые увидел как играет Лионель Месси и говорит своему товарищу:

— Ты знаешь, я тут смотрел матч «Барселоны» и понял: Месси – лучший игрок мира!

— Скажи мне, что ты предпочитаешь открытия или изобретения?

— Смотри, в языке есть два фразеологизма «открыть Америку», значение фразеологизма я тебе чуть позже скажу, и другой — «изобрести велосипед», ты какой выбираешь?

— Не нравится мне все это, ты будто бы издеваешься надо мной. Ну ладно, давай про Америку благороднее как-то.

— Хорошо, так вот, сообщив мне столь ценную информацию про лучшего футболиста мира и рекордсмена, ты не сказал ничего нового, т.е. не открыл Америки.

— А у выражения «изобрести велосипед» аналогичный смысл.

Мораль

В общем-то, само выражение не имеет моральной нагрузки. Но важно то, чему оно учит, а именно проверять информацию, которую хочешь поведать миру.

Если общение не имеет официального статуса, например, как приведенный выше разговор двух друзей о футболе, то не так страшно на какую-то реплику услышать комментарий:

-А ты знаешь фразеологизм «открыть Америку», его значение тебе известно?

— Так вот ты не открываешь тем, что говорить, земли индейцев.

— Ну и ладно, переживу как-нибудь.

Согласитесь, что даже от знакомого человека слышать нечто подобное обидно, а представьте, если это защита дипломной работы или диссертации, и в ответ на свой доклад соискатель слышит: «Ну, вы не открыли Америки, вы знаете, все это хорошо известно. Грубо говоря, это трюизм». Выкрик из зала принадлежит, конечно, вредному преподавателю. Такой субъект присутствует на каждой защите. Всем он прекрасно знаком.

Казалось бы, выражение одно, но контекст совершенно разный, от друга про Америку услышать не страшно, а вот услышать нечто подобное от официального лица – это трагедия.

Поэтому, чтобы не слышать ни о велосипеде, ни о Колумбе, ни об Америке на важных для себя мероприятиях, человек должен основательно готовиться и несколько раз перепроверять информацию, которую хочет сообщить.

Теперь читатель знает, что значит «открыть Америку» и, надеемся, он не будет использовать это выражение в неподобающей обстановке и без необходимости, ибо оно достаточно обидное, даже если сказано в шутку, так как несет в себе нотку пренебрежения.

Источники:

https://pro-extrim.com/ground/velo/izobresti-velosiped.html
https://sport-snaryazhenie.ru/velosipedy/svoimi-rukami/321-kto-izobrel
https://ledi-i-sport.ru/populyarnye-stati/otkryt-ameriku-velosiped-frazeologizm-kto-izobrel-velosiped.html
https://zevs-studio.ru/pohudenie/otkryt-ameriku-znachenie-frazeologizma-velosiped-izobretat-velosiped-znachenie.html