ПДД велосипедиста, можно ли ездить строго по ПДД, велосипед на тротуаре-пешеходной дорожке
ПДД велосипедиста критично для понимания того что происходит на дорогах с участием велосипеда. В теории считается что Правила дорожного движения велосипедиста описывает все дорожные ситуации, к сожалению, это не так даже в теории. На практике ситуация совсем печальна. В ПДД есть серьезные ограничения для движения велосипедистов, плюс ряд моментов не описано. Соответственно, соблюдать ПДД велосипедистам очень сложно, иногда невозможно.
Для поездок на велосипеде водительское удостоверение не нужно и выехать на проезжую часть или тротуар может кто угодно. При этом базовое пониманием ПДД критично, интуитивная безопасная езда в условиях современного города невозможна. Хотя бы просмотрите ПДД поверхностно, даже понимание его разделов может спасти жизнь.
Оглавление:
ПДД велосипедиста – тексты основных глав
Привожу основные моменты велосипедной части ПДД. Глава 1 (ее часть) и глава 24 (целиком).
На фотографии и исходном видео – пример грубейшего игнорирования ПДД велосипедистом, что достаточно типично в России.
ПДД велосипедистам не указ
ПДД РФ, 1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:
…удалено…
“Велосипед” – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
“Велосипедист” – лицо, управляющее велосипедом.
“Велосипедная дорожка” – конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
“Велосипедная зона” – территория, предназначенная для движения велосипедистов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33.1 и 5.34.1.
“Пешеход” – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
“Пешеходная дорожка” – обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1.
“Пешеходная зона” – территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34.
“Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)” – конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 – 4.5.7.
“Участник дорожного движения” – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
Комментарии к ПДД велосипедиста, гл 1.
В целом формулировки 1 главы понятны и вызывают мало вопросов. Можно выделить лишь несколько моментов.
Определение электровелосипеда достаточно странное – половинчатое – получается, что если электропривод велосипеда не отключается на 25 км/ч – устройство перестает считается велосипедом. Плюс нет инструментов контролировать электровелосипед на практике.
Самокаты, электросамокаты, моноколеса, ролики, скейтборды и другие средства индивидуально мобильности (СИМ) в текущей редакции ПДД не упомянуты. По текущей редакции люди на данных средствах передвижения не отличаются от пешеходов. Разговоры об изменении этой части ПДД ведутся.
ПДД РФ, 24. Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
по правому краю проезжей части – в следующих случаях:
отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;
движение велосипедистов осуществляется в колоннах;
по обочине – в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;
по тротуару или пешеходной дорожке – в следующих случаях:
отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2017 N 832)
24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.
24.4. Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.
24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.
Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.
Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 – 100 м.
24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.
24.7. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов.
Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.
24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.12.2018 N 1478)
двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);
пересекать дорогу по пешеходным переходам.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)
24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.
24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.
24.11. В велосипедной зоне:
велосипедисты имеют преимущество перед механическими транспортными средствами, а также могут двигаться по всей ширине проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, при соблюдении требований пунктов 9.1(1) – 9.3 и 9.6 – 9.12 настоящих Правил;
пешеходам разрешается переходить проезжую часть в любом месте при условии соблюдения требований пунктов 4.4 – 4.7 настоящих Правил.
(п. 24.11 введен Постановлением Правительства РФ от 04.12.2018 N 1478)
Комментарии к ПДД велосипедиста, гл 24.
Один из наиболее характерных пунктов:
поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
Левый поворот фактически исключен.
На практике проехать строго по ПДД из точки А в точку Б в крупном городе на велосипеде часто невозможно, нарушать ПДД придется. Гипотетически конечно можно придумать маршрут с возможностью соблюдать ПДД, но это непросто.
Вопрос принципиального соблюдения ПДД всеми участниками процесса вне рамок данного текста.
ПДД и велосипедист на тротуаре, велосипедист и пешеходы
Нахождение велосипедиста на тротуаре, пешеходной велодорожки также регулируется ПДД. Если велосипедисту менее 14 лет или вы сопровождаете велосипедиста менее 14 лет, то езда по тротуару при отсутствие велосипедной или велопешеходной дорожки основное место движения.
Для велосипедистов старше 14 лет все заметно усложняется, действуют шесть пунктов ПДД 24.1 – 24.6, повторю 24.
24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
по тротуару или пешеходной дорожке – в следующих случаях:
отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2017 N 832)
Двигаться по тротуару можно, если отсутствует возможность двигаться иным способом – соответственно, тут все опирается в трактовку “отсутствует возможность двигаться ”, которая не имеет однозначного толкования. Принципиальная возможность двигаться есть всегда.
В порядке убывания последовательность, где нужно ехать для велосипедиста старше 14 лет выглядит следующим образом:
1. По велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов;
2. По правому краю проезжей части;
4. По тротуару или пешеходной дорожке.
Каждый последующий пункт в списке предполагает, что предыдущие пункты отсутствуют.
При этом, при движении по тротуару или пешеходной дорожке есть серьезные ограничения – пункт ПДД 24.6.
24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.
Тут опять используются неоднозначные термины “подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц”.
Если пешеходу нужно притормозить или ускориться, или сделать шаг в бок – то это однозначное создание помехи.
По факту делать велосипедисту на тротуаре нечего, но по ощущения в Москве и многих других городах по тротуарам идет основной велотрафик. Велосипедисты не готовы выезжать на проезжую часть по множеству причин. Это создает серьезный хаос.
ПДД велосипедиста в городе – Борис Джонсон, мэр Лондона
Борис Джонсон, премьер-министр Великобритании, ранее мэр Лондона (энтузиаст велопроцесса, внедрил велопрокат на этой должности) говорит что поездка на велосипеде по тротуару самый стыдный поступок в его жизни ;)…
Дополнительно почитать про ПДД для велосипедиста можно например по ссылке
Теория использования велосипеда как транспорта описана в материале:
Обзор ПДД для велосипедистов
Велосипед – экологичная альтернатива большинству наземных транспортных средств. Кроме прочего, его использование помогает развить хорошую физическую форму. Любой обладатель двухколесного коня участвует в ДД (дорожном движении). Следовательно, обязан придерживаться ПДД для велосипедистов.
Правила дорожного движения для велосипедистов
ПДД для велосипедистов позволят грамотно пользоваться своими возможностями, знать права и запреты.
Беглое изучение Правил приведет читателя к разделу № 24 – «Дополнительным требованиям к движению велосипедистов и водителей мопедов».
По факту все сложнее: на обладателей двух колес распространяется гораздо больше правил.
Понятие и определение велосипеда
Бытовое и техническое толкование, использующееся в Правилах дорожного движения, различаются. В быту это средство на колесах, которое едет за счет кручения педалей.
В ПДД определению отведен пункт 1.2: «ТС (транспортное средство) от двух колес и более, которое приводится в действие с помощью мускульной силы того, кто им управляет.
Важно, что это именно «транспортное средство». Ведь Правила распространяются на все ТС, без исключения. Второй нюанс – велосипедист, управляющий двухколесным, не считается пешеходом. Исключение – случаи, когда владелец ведет ТС рядом, а сам идет пешком. Эта особенность расширяет перечень возможностей.
В некоторых ситуациях быстрая смена статуса дает право переходить проезжие части по нерегулируемым переходам, заходить под «кирпич» и т.д.
Техническое состояние
Особых требований вроде обязательного наличия шлема (как у мотоциклистов) к водителям данных двухколесных не предъявляется. Но перед тем, как выехать, владельцу следует произвести осмотр ТС и обеспечить исправное функционирование в пути. Это предписывает пункт ПДД 2.3.1.
Этот же пункт запрещает езду, когда:
- неисправна рабочая тормозная система;
- повреждено рулевое управление;
- не горят или отсутствуют фары.
Есть велолюбители, которые в попытках уменьшить массу ТС, удаляют тормоза и другие конструктивные элементы. Это нарушение ПДД, которое карается административными санкциями.
Алкогольное опьянение велосипедиста
Здесь все ясно: любой вид опьянения не дает право управления. Официально это правило отражено в пункте ПДД 2.7. Здесь же описан запрет на передачу велосипеда сторонним гражданам, которые находятся в опьянении.
Сигналы поворота
Параграф ПДД 8.1. распространяется на всех владельцев транспортных средств и предписывает подавать определенные сигналы с помощью звука или света во время старта, разворота, перестроения, поворотов, а также при торможении и на остановках.
Если фары не работают, ручной сигнал нужно подавать заранее, до начала маневра. На руль рука возвращается одномоментно со стартом движения. При этом важно, чтобы не возникали помехи для остальных лиц на дороге.
Одновременно с подачей сигналов надо тщательно следить за тем, чтобы не въехать в яму или не нажать на тормоз. Оба действия чреваты падением и травмами.
Где можно ехать на велосипеде?
Правила для велосипедистов, достигших 14-летия, в этом вопросе регламентированы несколькими пунктами раздела № 24.
- Разрешается движение по специально выделенным участкам. Это дорожки или полосы, которые предназначены для двухколесного транспорта или для пеших участников ДД.
- Допустима езда по дороге справа в один ряд (возможна и в два ряда, если в колонне велосипеды имеют ширину не более 75 см).
- Можно двигаться по обочине.
- Допускается езда по тротуару и дорожкам, предназначенным для пешеходов.
Важно, что разрешения возможны лишь в тех ситуациях, когда предыдущие пункты отсутствуют.
Движение по дороге с игнорированием пункта № 1 возможно в двух случаях:
- ширина двухколесного ТС — более 100 см;
- езда происходит в колонне. Сами вело-колонны делятся на коллективы по 10 участников (или по 10 пар, если перемещаются в две колонны). Группы соблюдают дистанцию – от 79 до 99 метров.
Если владелец двухколесного сопровождает велосипедиста не старше 14 лет, он вправе ехать по тротуарам или пешим дорогам вне зависимости от того, имеются ли первые три пункта.
Выделенные полосы для велосипедистов
Не так давно Правила пополнились следующими знаками для обозначения выделенных полос:
- знаки 5.11.2 и 5.12.2 — дорога с полосой для велосипедистов и ее конец, соответственно;
- знак 5.13.3 Выезд на дорогу с полосой для велосипедистов;
- знаки 5.14.2 и 5.14.3 — полоса для велосипедистов и ее окончание.
Выделенная территория предназначается лишь для перемещения водителей двухколесного транспорта.
Особенности движения по полосам для общественного транспорта
Велосипедисты вправе перемещаться по выделенным линиям. Это участки, предназначенные для курсирования общественных маршрутов. Но владелец двух колес вправе выехать на указанную полосу только тогда, когда нет дополнительных условий, которые запрещают въезд, а сама полоса обозначена каким-либо знаком из перечисленных:
- Знаки 5.14 и 5.14.1 — полоса для маршрутных транспортных средств (МТС) и ее окончание;
- Знаки 5.11.1 и 5.12.1 — дорога с полосой для МТС и ее конец, соответственно;
- Знаки 5.13.1 и 5.13.2 — выезд на дорогу с полосой для МТС.
Где на велосипеде ехать нельзя?
На велосипеде запрещены:
- повороты с перекрестка налево, если количество полос 2 или более;
- развороты на полосах с трамвайными рельсами;
- развороты на дорогах, где имеется от двух и более полос для движения в одном направлении;
- переезды дорог по переходам для пеших участников ДД;
- движение по автомобильным магистралям.
Кроме того, запрещается двигаться под знак «Въезд запрещен» («кирпич»).
Дети и подростки на велосипеде
Дети до трех лет могут кататься на трехколесных велосипедах дома или на закрытой дворовой территории. Дети от 3 до 7 лет катаются в сопровождении или под надзором взрослых. Также допустим вариант, когда взрослый перевозит детей в велокорзине.
В возрасте от 7 до 10 лет ребенок уже осознает, какие опасности таит дорога, но неосмотрительность и невнимательность чревата необдуманными действиями вроде внезапных выездов на оживленную проезжую часть.
- провести предварительное разъяснение по действию в тех или иных ситуациях;
- познакомить с азами ПДД;
- снарядить защитным шлемом и одеждой со светоотражающими элементами;
- ограничить зону перемещения;
- обеспечить контроль безопасности за счет GPS-трекеров и других специализированных приспособлений.
Безопасность подростков от 12 лет и старше осуществляется теми же методами. Кроме перечисленного, следует объяснить, что юный велосипедист должен тщательно контролировать техническое состояние ТС, осматривать его, своевременно подкачивать шины и проверять исправность тормозной системы.
Велосипедисты от 7 до 14 лет могут курсировать по тротуарам, вело- и пешеходным дорогам, а также в пределах всей пешеходной территории.
Школьникам нельзя кататься по велополосам, обочинам и дорогам.
Световое оснащение велосипедистов
Правила предписывают эксплуатировать фары или фонари после заката, в тоннелях или в условиях плохой видимости. В дневные часы необходимо включать фару или ходовые огни.
На практике велосипедисты часто пренебрегают использованием света в дневные часы. Все это чревато штрафом, который вправе наложить любой сотрудник ГИБДД.
Система обозначения велосипедистов
Как любой другой участник движения, велосипедист должен заранее предупреждать о планируемых маневрах. Осуществляется предупреждение руками. Но только в том случае, если рюкзак или велорама не оборудованы соответствующим образом.
- Поворачивая направо или перестраиваясь, велосипедист вытягивает в сторону правую руку и сгибает в локте под углом в 90 градусов.
- Для левого поворота или перестроения используется левая конечность.
- Для остановки вытягивается вверх любая из рук.
Если велосипедист едет в колонне, он использует дополнительные обозначения. Например, предупреждение о ямах и выбоинах – опущенная вниз левая или правая рука (в зависимости от того, с какой стороны яма).
Возраст велосипедиста
Управление велосипедом допускается с любого возраста. Но ПДД для велосипедистов разных возрастных категорий различаются.
Кроме того, движение по дороге допускается лишь с подросткового периода, но не ранее 14 лет.
Запреты для велосипедистов
Водителям двухколесного транспортного средства запрещено:
- двигаться, используя всего лишь одну руку или вовсе не придерживая руль;
- перевозить груз, затрудняющий управление или выступающий на полметра и более за пределы велотранспорта;
- осуществлять перевозку пассажиров, в том числе, до семи лет, без соответствующей конструкции и специально оборудованного сидения;
- совершать повороты влево и разворачиваться в местах, где есть рельсы и курсируют трамваи;
- разворачиваться на проезжей части, которая имеет не менее двух полос в одном направлении;
- пересекать переходы, предназначенные для пеших участников;
- брать на буксир какой-либо транспорт, не считая предназначенный для эксплуатации с велотранспортом.
Сложные ситуации на перекрестках
Во избежание конфликтных ситуаций на дороге к велосипедистам предъявляется ряд требований:
- осмотреться перед выполнением маневра. На многих моделях двухколесного транспорта зеркала обзора отсутствуют, однако велосипедист должен удостовериться, что не нарушает правил и не мешает другим водителям и пешеходам;
- не мешать другим участникам движения во время обгона. Велосипедисты имеют право на обгон слева, но для этого нужно убедиться в том, что не будут причинены неудобства и помехи.
Отдельный пункт – передвижение по перекресткам:
- машина, которая сворачивает вправо и движется параллельно с велосипедом, должна уступить последнему путь, если тот движется по прямой траектории;
- велосипедист уступает место всем ТС, которые движутся с правой стороны;
- однополосная дорога допускает возможность повернуть влево по той же траектории, что автомобиль или мотоцикл.
Остальные ситуации предусматривают два способа повернуть:
- движение по перекрестку в качестве пешехода, ведя велосредство рядом и держа обеими руками;
- движение прямо с последующей остановкой, поворот и вновь – движение прямо.
Бывают ситуации, когда водители велосипедов движутся рядом с препятствиями. К ним относятся углы, тоннели, заросли и все, что мешает полноценному обзору. В этом случае владелец двух колес обязан применить звуковой сигнал, который будет свидетельствовать о приближении ТС в условиях затрудненной видимости.
В РФ установка спецсигнала имеет рекомендательный характер, а за рубежом считается обязательной.
ДТП с велосипедистом
Велосипедисты аналогично иным участникам ДД, тоже иногда попадают в аварии. Статистика гласит: транспортные происшествия с участием велосипедистов увеличиваются в весенне-летний период.
Владельцам двухколесного транспорта стоит помнить, что они не одни на дороге и аналогично другим водителям отвечают за свои действия и несут ответственность.
Правила поведения при ДТП:
- категорический запрет на удаление с места аварии;
- запрещено трогать собственное ТС или перемещать его;
- обязательно нужно вызывать сотрудников автоинспекции.
Избежать неприятной ситуации позволит банальная осторожность: несмотря на то, что велосипедисты могут легко развивать скорость до 35 км/ч и более, запрещено появляться на дороге внезапно и стремительно.
А владельцам автомобилей следует внимательно контролировать передвижение велосипеда во избежание ДТП.
Спорные ситуации и примеры из практики
К числу наиболее популярных нарушений ПДД относятся:
- езда навстречу ТС;
- перемещение по пешеходным переходам.
На практике часто оказывается, что в обеих ситуациях 90% водителей двухколесных не знакомы с ПДД для велосипедистов и продолжают вести себя, как обычные пешеходы.
Между тем, перечисленные маневры чреваты травмами, а в случае с пересечением пешеходного перехода – даже гибелью. Особенно, если за рулем двухколесного несовершеннолетний, и его сбил водитель автомобиля.
Парадоксально, но водитель четырехколесного ТС не будет считаться виновным, поскольку должен пропускать по переходу только пешеходов. А велосипедисты не приравнены к пешеходам.
Максимальная скорость велосипедиста
Велосипедисты – тоже участники движения. Поэтому для них введены ограничения на предельно допустимую скорость езды:
- в условиях города запрещается развивать скорость свыше 60 км/ч;
- во дворах, жилых массивах движение ограничено максимумом в 20 км/ч.
Важно: велосипедист должен подчиняться любым дорожным знакам, предписывающим ограничение скорости. Еще один нюанс: ускоряться свыше 25 км/ч можно лишь за счет собственных сил.
На практике средняя скорость в городе составляет от 10 до 14 км/ч, а при наличии специализированных дорожек увеличивается до 18 км/ч. На шоссе скорость увеличивается в связи с отсутствием светофоров и переходов, но зависит от качества покрытия и вида велосипеда, и составляет от 20 до 32 км/ч. Более высокий темп способны поддерживать лишь опытные велосипедисты с хорошей мышечной массой, высокой выносливостью и безупречной подготовкой.
Штрафы велосипедистам за нарушения
Интересный факт: статья 12.1 главы № 12 КоАП РФ не рассматривает велосипед в качестве ТС. Это подтверждает сноска с определением «транспортных средств». В ней прописано, что ТС имеет объем двигателя от 50 кубических сантиметров и мощность от 4 кВт.
Но существуют статьи 12.29 и 12.30. Они предусматривают санкции за нарушение ПДД велосипедистами.
Так, если ПДД нарушает велосипедист, на него налагается взыскание – 800 рублей. Алкогольное опьянение, повлекшее нарушение Правил, карается штрафом от 1000 до 1500 рублей.
Если нарушения привели к помехам в движении ТС или повреждению здоровья потерпевшей стороны, сумма штрафов составит 1000 и от 1000 до 1500, соответственно.
Однако в течение двух недель с момента ДТП можно воспользоваться 50% скидкой при оплате штрафов.
Могут ли велосипедиста лишить прав?
Разумеется, лишить прав велолюбителя никто не может. Хотя бы потому, что у него нет водительского удостоверения. Права не нужны для управления данным двухколесным ТС.
Но важно знать: велосипедист, нарушивший ПДД и являющийся виновником аварии, повредивший чье-то здоровье или собственность, будет привлечен. Пострадавшие имеют право на компенсацию за причиненный ущерб и моральный вред. Такие правила предписывает статья Гражданского кодекса РФ № 151.
Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.
По какой стороне дороги должен ехать велосипедист в 2019 году?
По какой стороне дороги должны двигаться велосипедисты?
Многие велосипедисты используют байк как практичное транспортное средство и передвигаются на нем в магазины, на дачу, на природу и даже на работу.
Единственная проблема – отсутствие необходимого количества специальных велодорожек, к примеру, на город-миллионник может найтись всего одна или две. Остается один вариант – движение наравне с машинами по автомобильным дорогам и трассам.
Для безопасного передвижения каждый велосипедист должен строго придерживаться ПДД, в которых, среди прочего, черным по белому написано, по какой стороне дороги должен ехать велосипедист.
Ездить на неподготовленном велосипеде нелепо и крайне опасно, поэтому важно определить, как и где должен ехать велосипедист и чем при этом руководствоваться.
Безопасность велосипедиста
Не все понимают, что велосипед приравнивается к автомобилю, поэтому на дороге велосипедисту потребуется соблюдать общие правила движения на проезжей части (касающиеся немеханических транспортных средств).
Наравне со всеми остальными участниками дорожного движения — с автомобилистами, мотоциклистами, водителями гужевого транспорта и пешеходами — велосипедисты обязаны не только знать, но и неукоснительно придерживаться всех ПДД, актуальных на 2019 год.
Рассмотрим, какие важные факторы необходимо учитывать для безопасного движения велосипедистов.
Исправность
В первую очередь, велосипедист обязан тщательно следить за исправностью транспортного средства.
А именно — проверить все важнейшие детали велосипеда, (руль, исправные тормоза), проверить, оснащен ли он другими важными деталями для движения по трассе:
- светоотражателями (сзади, спереди, и по бокам);
- фонарями, которые работают в темное время суток;
- исправным звонком для подачи звукового сигнала.
Велосипедист должен выделить свой велосипед на проезжей части, чтобы как транспортное средство, так и сам водитель были хорошо заметны со стороны всем остальным участникам движения.
Дорожные знаки
Водителю велосипеда необходимо быть особенно внимательным к следующим знакам:
- знакам приоритета;
- знакам особых предписаний (сообщающих о движении маршрутных ТС, одностороннем движении);
- знакам, которые указывают направление движения;
- знакам запрета поворотов и въезда.
Однако при этом все другие знаки велосипедист тоже обязан знать и неукоснительно соблюдать. Во время движения водителю велосипеда следует учитывать и дорожную разметку:
- запрещено пересекать сплошную линию;
- не стоять в местах, которые размечены желтым цветом;
- пропускать пешеходов на «зебре».
Также велосипедист должен правильно передвигаться в группе, быть предельно внимательным и обладать хорошей реакцией.
Скорость
Согласно ПДД, передвигаться синхронно с потоком автомобилей – это наиболее безопасный вариант для каждого транспортного средства.
Но на дороге следует развивать и удерживать довольно высокую скорость, не меньше 20 км/час.
Придерживаться такого скоростного режима необходимо, поскольку слишком медленная езда может создать помехи автомобилям, поскольку им придется маневрировать, объезжая велосипедиста.
В особенности это касается более узких дорог, где разъезд со встречным и попутным транспортом затруднен.
Стоит отметить, что высокая скорость оправдана только в том случае, если все остальные транспортные средства движутся быстро.
Дистанция
Для велосипедиста дистанция– это расстояние по длине между другими транспортными средствами и ним.
Боковой интервал – это расстояние по ширине. Безопасная и комфортная езда по дороге предполагает необходимость в выдерживании дистанции и интервала, чтобы в случае развития опасной ситуации велосипедист мог свернуть в сторону.
В случае сокращения дистанции со впереди идущим автомобилем, понадобиться сбавить темп, или же наоборот — ускориться, если дистанция уменьшается с транспортом, идущем сзади.
В случае параллельного передвижения не следует чересчур близко прижиматься к припаркованным или попутным автомобилям, и на это есть обоснованные причины:
- Есть шанс упасть на авто в результате неровности на дороге.
- Машина может каким-либо образом задеть велосипедиста.
- Дверь стоящего автомобиля может внезапно открыться.
Итак, внимательность – это залог безопасного движения на велосипеде. При этом следует тщательно следить за происходящим по бокам и впереди.
Дорога – это движение, поэтому обстановка может меняться каждую секунду. Полезно приобрести специальное зеркало заднего вида и закрепить его на руле, благодаря чему получится следить за дорогой также и сзади.
Где ездить?
По какой стороне должны двигаться велосипедисты? Это достаточно спорный вопрос среди водителей велосипедов: одни утверждают, что двигаться нужно по ходу движения, некоторые предпочитают ехать «против шерсти», третьи вообще не задумываются над подобным вопросом. Кто же прав?
Правила дорожного движения четко и ясно определили правильное положение велосипеда: попутно с другими транспортными средствами, но правее. К примеру, по краю дороги или же в правом ряду в случае многополосного движения.
Также ПДД определили, что езда велосипедистов старше 14 лет возможна в порядке убывания:
По какой стороне дороги должен ехать велосипедист по ПДД в 2018 году
В текущей статье будут рассмотрены правила дорожного движения для велосипедистов. С каждым годом количество велолюбителей в нашей стране увеличивается, это средство передвижения пользуется все большей популярностью, хотя России еще и далеко до азиатских стран.
Любой водитель транспортного средства обязан соблюдать все правила поведения на дороге. И велосипедист тут не исключение. Он является точно таким же участником дорожного движения, как и автомобилисты.
Гражданин, управляющий велосипедом, управляет транспортным средством, таким образом, на него возлагается большинство прав и обязанностей, аналогичных правам и обязанностям водителей автомобилей и велосипедист обязан ехать по направлению движения автотранспорта (в попутном направлении). Если он везет велосипед рядом с собой, он становится пешеходом и при движение по проезжей части должен двигаться во встречном направлении движению.
Возрастные группы
Выясним, со скольки лет можно стать полноправным велосипедистом. ПДД для велосипедистов дифференцированы в зависимости от возраста. По возрасту велолюбители подразделяются на 3 группы, 2 группы дети и 1 группа взрослых:
- Возрастная категория до 6 лет включительно.
- Возрастная категория младше 15 лет, но старше 6 лет.
- Взрослые (начиная с 15 лет).
Общие запреты
Другие запреты, действующие для велосипедистов:
- Управление рулем без применения рук
- Везти с собой детей 6-и лет и младше без наличия оборудованных на велосипеде специальных мест
- Перевозка пассажиров без наличия оборудованных на велосипеде специальных мест
- Перевозка негабаритного груза (выступающего более чем на 50 сантиметров за габариты велосипеда)
- Перевозка груза, который мешает управлению
- Запрещено производить буксировку неисправного велосипеда либо производить буксировку самим велосипедом
- Запрещается двигаться навстречу потоку транспорта
- Передвижение по трассе без специального шлема на голове
- Использование мобильного телефона без применения гарнитуры
- Езда по автомагистралям (обозначенным соответствующим знаком)
- Управлять своим транспортом в состоянии алкогольного опьянения либо передавать его лицу, находящемуся в таком состоянии
Где по правилам можно ездить на велосипеде
Для ребенка 6-и лет и младше:
- Разрешено осуществлять передвижение по всем тротуарам
- Точно также разрешается двигаться по пешеходным дорожкам
- Аналогично по велопешеходным дорожкам
- Это же разрешается делать в пешеходных зонах
Обратите внимание, велосипедисту младше 7-и лет разрешается передвигаться лишь в зонах, где разрешено движение с пешеходов. Это сделано для обеспечения безопасности ребенка.
Передвижение всем велолюбителям по некоторым частям дороги запрещено. Где именно передвижение не разрешается:
- Передвигаться на велосипеде по пешеходным переходам. Правильным будет покинуть велосипед и, став пешеходом, спокойно перейти на другую сторону улицы
- Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах, имеющих трамвайные пути или имеющих 2 и более полос для движения в данную сторону
Для велосипедистов от 7 до 14 лет разрешено передвигаться:
- По всем тем же участкам дорог, что и предыдущая возрастная категория
- Дополнительно добавляется велосипедная дорожка
- Одно из последних введений в ПДД относительно велосипедистов заключалось в появлении спецполосы на дороге, предназначенной исключительно для движения велосипедистов (по аналогии с полосой для маршрутных транспортных средств).
Права данной возрастной категории немного расширены, но тоже довольно ограниченны в целях их безопасности.
Перед выездом будущий велосипедист обязан проверить работоспособность своего велосипеда. Впоследствии в движении также необходимо поддерживать его в рабочем состоянии.
Запрещено управлять неисправным велосипедом, а именно:
- с нерабочим рулем
- с нерабочими тормозами, то есть заменять тормоза ногами категорически запрещается.
Если это велосипедист старше 14 лет, где ему можно передвигаться:
- Аналогичные участки, что и для предыдущих возрастных категорий
- По проезжей части с правого края. Движение здесь разрешается только при отсутствии специальных выделенных полос для передвижения велосипедистов.
- По обочине. Двигаться по этой части дороги разрешено производить лишь при отсутствии возможности производить движение по дороге и отсутствии специальных дорожек для велосипедистов.
- По пешеходной дорожке или тротуару. Движение здесь разрешено лишь в случае полного отсутствия вышеперечисленных полос. Либо если вы перевозите ребенка до 7 лет или сопровождаете ребенка до 14 лет.
- По выделенной полосе для движения маршрутного транспорта. Лишь при установке соответствующих знаков, обозначающих выделенную полосу. При этом должны отсутствовать запрещающие знаки (например «кирпич»).
Подчеркнем, что осуществлять движение по проезжей части разрешается только при наступлении 15-летнего возраста.
Как правильно двигаться
При этом, если велосипедист мешает движению других лиц при движении по местам, предназначенным для пешеходов, он должен стать пешеходом.
Когда велосипедисты осуществляют движение с правого края дороги, повышается риск осуществления ДТП и велосипедист должен четко понимать как должен двигаться, поэтому в данном случае также выдвигаются определенные требования, а именно:
- Двигаться разрешается в один ряд
- В два параллельных ряда разрешено движение организованной колонне велосипедистов, когда если суммарная ширина колонны не больше 75 сантиметров
- В каждом ряду колонны разрешается передвигаться максимум 10 велосипедистам.
- Дистанция между колоннами — не меньше 80-100 метров
- Ширина велосипеда совместно с грузом не должна быть более 100 сантиметров
Особо следует подчеркнуть, что пешеходные переходы предназначаются лишь для пешеходов и автомобилисты имеют на них преимущество перед велосипедистами, передвигающимися по ним.
Световые и звуковые сигналы
Велосипедист также обязан:
- соблюдать все сигналы светофора
- соблюдать так называемое правило «правой руки»
- использовать приборы освещения (специальные фары, фонари) в темное время суток. Таким образом, движение ночью при наличии лишь светоотражателей запрещено.
- использовать звуковой сигнал при передвижении по территории с ограниченной видимостью из-за имеющихся помех или слабой освещенности (тоннель)
Установка специального звонка не является обязательным требованием, но рекомендуется.
Во время совершения любого маневрирования на дороге велосипедисту необходимо подавать соответствующие сигналы. Здесь он ничем не отличается от водителя автомобиля. Сигналы велосипедиста на дороге должны быть понятны другим участникам движения. Сигналы следует подавать рукой:
- При остановке необходимо поднять руку вверх
- Поворачивая налево или разворачиваясь — указать направление вытягивая левую руку
- Поворачивая направо — аналогично делается сигнал только правой рукой
В случае возникновения дорожно-транспортных происшествий велосипедисту запрещается:
- Покидать место происшествия
- Изменять местоположение передвигать велосипед
Следует также знать — на велосипедиста возлагаются штрафы на сумму 1000-1500 рублей за соответствующие нарушения правил дорожного движения.
Понятно конечно, что все новые законы и правила изощрённо издевательские, но всё-же:
1. Мой путь до работы на веле около 3 км. На эти три км приходится более 20 пешеходных переходов (Казань). Если на каждом слезать с вела- весь смысл велика пропадёт . Нужно будет ехать на авто.
2. Жестикулировать руками нужно. Но это должно быть рекомендательно, а не обязательно. Можно и навернуться на повороте , когда вместо того, чтоб рулить, ты руками машешь. На перекрёстках машины проносятся близко. Длина моей руки сантимов 70. Тоже как-то опасно вытягивать её в сторону. Могут зеркалом ушибить.
А во время экстренного торможения не держаться за руль физически нельзя. А по правилам должен руку вверх поднять. Соответственно, становишься нарушителем. И сам виноват.
3. Про движение в колонне про общую ширину 75 сантимов вообще не понял. Между какими частями должно быть 75 сантимов? между рамами чтоли? Ширина руля сантиметров 60. соответсвенно, в одну сторону торчит 30. На двоих, едущих параллельно 30+30= 60 см . Плюс Локти торчат шире руля. Получается, что физически два велосипедиста по правилам параллельно не поместятся . А учитывая состояние дорог — там метра полтора должно быть. Как вообще велоколонну отличить от независимых велосипедистов и применить к колонистам особые правила?
4. Буксировать велосипедам запрещено? Тоесть, как в Европе, детей на прицепе возить нельзя? А на высоте полтора метра, в детском кресле-можно?
5. По трассе можно только в каске. Посмотрел классификацию автомобильных дорог России на Вики. Так и не понял, какой вид дороги считать трассой
Источники:
https://rulims.ru/pdd-velosipedista-mozhno-li-ezdit-strogo-po-pdd-velosiped-na-trotuare-peshekhodnoj-dorozhke/
https://avtoproblema24.ru/pdd/dlya-velosipedistov/
https://indrive.net/81010-po-kakoj-storone-dorogi-dolzhen-ehat-velosipedist.html
https://cabinet-lawyer.ru/avtopravo/po-kakoy-storone-dorogi-dolzhen-yekhat-velosipedist.html