Как самостоятельно научиться правильно кататься на велосипеде
Велоспорт – полезное и приятное занятие. В небольших городах на этом транспорте можно бесплатно добираться на работу или до магазина. Но, к сожалению, у нас нет врожденного навыка езды на велосипеде. Некоторым уже во взрослом возрасте приходится постигать азы того, как правильно ездить на велосипеде. Бороться со страхами, учиться удерживать равновесие и познавать всю мощь железного коня.
Преимущества транспорта
Взрослый человек уже может получить права, и пользоваться машиной или мотоциклом. Зачем использовать велосипед, когда есть более быстрый и комфортный транспорт?
Ошибочно считать, что велики – это для детей и подростков. Ведь польза велопрогулок не уменьшается с возрастом. Да и добавляется несколько дополнительных приятных плюсов.
- Экономия. В сравнении с машиной или мотоциклом. Велосипед стоит дешевле, не нужно покупать гараж или место на стоянке. Не требуется заправлять бензином, проходить ежегодные техосмотры или покупать обязательную страховку.
- Мобильней. Скорость передвижения, конечно, ниже, чем на машине. Но только не в пробках. Пока что водители стоят в пробке и двигаются со скоростью пешехода, велосипедист легко объезжает пробку и быстро добирается до места. Можно срезать дорогу по переулкам и дворам. В некоторых городах есть выделенные полосы для велосипедистов.
- Простая парковка. В центре найти место для стоянки очень сложно, и иногда приходится оставлять транспорт в километре от точки назначения. С велосипедом все проще – можно пристегнуть замком к дереву, столбу или специальным платформам.
- Улучшение здоровья. Любой спорт полезен для организма, а уж тем более столь активный, как велосипедная езда. Все прекрасно понимают, какую пользу приносят велопрогулки.
- Сброс веса. Сидячий образ жизни негативно влияет на фигуру, а велосипед сможет помочь с этим. Достаточно ездить на работу и домой на этом транспорте, и фигура сразу начнет улучшаться.
Психологически велоспорт влияет на человека очень положительно. Свежий воздух, физическая нагрузка, ритмичные действия успокаивают. В результате налаживает сон и обмен веществ.
В целом польза велосипеда неоценима, осталось только научиться ездить на нем, чтобы познать всю прелесть данного спорта.
Особенности обучения езде на велосипеде взрослыми
Считается, что взрослому человеку невозможно научиться кататься на велосипеде, если он не обрел данный навык в детстве. Но это просто заблуждение.
Все ограничения в голове, и именно они мешают обучению. Чаще всего взрослому человеку стыдно учиться в солидном возрасте детскому навыку – это выглядит нелепо. Кажется неправильным. Из-за этого многие откладывают обучение, чтобы не позориться и не испытывать неловкость.
Для решения этого ограничения достаточно выбрать уединенную трассу, где нет посторонних людей. Так вам не придется думать о взглядах окружающих, и вы сосредоточитесь на обучении.
Вторая проблема – страх падения. Боясь упасть, человек слишком напрягается, из-за чего движения выходят скованными, резкими и часто приводят к падению. Вам нужно быть готовым к падениям и перестать бояться. Используйте защиту (шлем, наколеники, налокотники), чтобы избежать травм. Учитесь чувствовать, когда велосипед заваливается, и выправлять его положение.
В остальном у вас будет преимущество – мотивация. Дети не знают, ради чего учатся кататься на велике, их зачастую заставляют родители. А вы точно знаете, что хотите и готовы приложить к этому усилие.
Выбор велосипеда
Обычно ученики думают, что для начала можно взять в аренду или у друзей на время обучения. А уже потом, если получится, приобрести собственный.
Такая точка зрения имеет право на жизнь, но лучше не настраивать себя на поражение. Да и друзья могут дать неподходящий под ваши параметры транспорт. Очень часто падения и неудачи связаны с тем, что велосипед вам просто не подходит.
При выборе подходящего велосипеда нужно учитывать ваш рост. В таблице ниже вы найдете рекомендованные параметры.
На всякий случай проконсультируйтесь с продавцом в магазине, чтобы точно не прогадать.
Помимо высоты, нужно понять, сколько скоростей вам нужно. Односкоростные стоят меньше, но при этом вам придется прикладывать больше усилий, чтобы заехать на гору. Многоскоростные позволяют регулировать нагрузку, переключая цепь на звезды разного размера.
Если вы планируете кататься для удовольствия во дворе дома или по ровной дороге, тогда нет смысла в многоскоростном велике. А вот если планируете ездить по гористой местности, вам приходится возможность переключать скорость.
Подготовка велосипеда
Прежде чем приступить к тренировке, вам удостовериться, что транспорт исправен и не подведет вас в самый ответственный момент.
Для этого нужно:
- проверить работу тормозов;
- проверить давление в шинах;
- покрутить педали, чтобы определить уровень смазки целей;
- расположить сидение на комфортной для вас высоте;
- отрегулировать руль.
Во время обучения лучше опустить сидение, чтобы ноги доставали до земли. В случае опасности вы можете остановить падение, ступив на землю.
Принципы безопасной езды
Новичкам особенно важно озаботиться безопасностью и ради себя, и ради окружающих. Ответственно подойдите к тренировкам, чтобы не получить травм и не повредить чужую собственность.
Подходящее место для тренировок
Сначала вам нужно держаться подальше от дороги, чтобы не попасть под машину. Лучше всего отправиться в парк или на огороженную набережную.
Ваша цель: найти ровный участок асфальтированной дороги, желательно в безлюдном месте. Возможно придется выходить в будние дни, чтобы поймать пустые дорожки.
Отсутствие людей нужно для двух вещей. Во-первых, для безопасности, чтобы вы не врезались в прохожих. Во-вторых, для психологического комфорта – не придется переживать о том, как вы выглядите со стороны.
Ничто не будет мешать вашему катанию на велосипеде.
Специальная одежда
Подберите подходящую одежду на время тренировок. Будьте готовы, что вещь может запачкаться или порваться из-за падения.
Отдавайте предпочтение облегающим вещам, чтобы не зацепиться за части велосипеда. При выезде на трассу потребуется яркая одежда со светоотражающими полосками, чтобы автомобилисты вас замечали и объезжали заранее.
Выбирайте обувь с твердой подошвой и грубым протектором, который не будет скользить по педалям.
Защитная экипировка
Велоспорт травмоопасен, так что не относитесь слишком легкомысленно к тренировкам. В первое время вы будете с трудом контролировать поведение транспорта, и можно упасть.
Для защиты от травм используйте специальное снаряжение:
- Шлем для защиты головы при падении (может спасти вам жизнь).
- Наколенники и налокотники защитят суставы от травм (самые частые травмы).
- Перчатки спасут ладони от мозолей, да и хват на руль будет крепче.
- Велосипедные защитные очки не дадут потерять управление из-за попавшего в глаз насекомого или пыли.
Не бойтесь показаться глупым в полном обмундировании. Профессиональные велосипедисты не выезжают на дорогу без шлема, перчаток и очков. И прекрасно понимают, что это вопрос их жизни, а не просто модные аксессуары.
Этапы обучения езде на велосипеде
Получая новый навык, главное не спешить и действовать постепенно. Существует определенная последовательность, которую желательно учитывать при изучении велоспорта.
- Нужно научиться самостоятельно ездить по прямой. Овладеете этим уровнем, когда научитесь трогаться с места, уверенно ехать по прямой линии, тормозить и останавливаться по своему желанию.
- Простые трюки. Постепенно вы улучшаете свои умения, и лучше управляетесь с велосипедом. Учитесь поворачивать, ездить «змейкой» вокруг конусов, делать «восьмерку» и нарезать круги.
- Свободная езда. Полный контроль над движением велосипеда. Грамотный подбор передач и их переключение. Движение в гору и уверенный спуск с уклона. Преодоление препятствий вроде корней, «лежачих полицейских» и бордюров.
Научившийся всем этим премудростям велосипедист может отправляться в самостоятельную поездку. Основные навыки освоены, остается изучать более сложные трюки.
Как сесть на велосипед
Первым делом нужно научиться садиться на транспорт, чтобы начать движение:
- Поставьте велосипед сбоку от себя.
- Повернитесь лицом к рулю.
- Перекиньте ближайшую к велосипеду ногу через седло, и поставьте на землю с другой стороны.
- Поверните педали так, чтобы они были под углом 45 градусов.
- Опустите ведущую ногу на нее, как на ступеньку. Велосипед начнет движение.
- Садитесь на седло, и когда вторая педаль будет наверху, наступите на нее второй ногой.
- Продолжайте крутить педали, чтобы было легче держать равновесие.
С оглядкой на то, что вы новичок, можно упростить процедуру. Для этого сиденье нужно опустить на высоту, с которой вы сможете достать обеими ногами до земли. Тогда вам нужно перекинуть ногу на другую сторону велосипеда, сесть на сидение, и двумя ногами опереться о землю.
Держите равновесие
Самое главное в езде на велосипеде – держать равновесие. И именно этот момент пугает всех новичков. Им кажется, что они непременно упадут. Из-за этого боятся разогнаться, а на низкой скорости шансы упасть выше.
Побороть этот страх можно с помощью простого упражнения: езда без педалей.
Вам нужно сесть на сидение велосипеда так, чтобы ноги доставали до земли. Руки крепко держат руль, не давая ему колебаться.
Перед стартом поставьте одну ногу на педаль, а второй оттолкнитесь от земли. Вы начнете двигаться, а одна нога почувствует, как вращается педаль. Не бойтесь – вы в любой момент можете опустить стопы, чтобы предотвратить падение.
Сейчас вам нужно научиться держать равновесие в рамках неспешной и безопасной поездки. Старайтесь проехать как можно дольше по прямой линии. Равновесие удерживайте телом, а не рулем.
Научитесь удерживать равновесие, переходите к следующему упражнению.
Как правильно ездить на велосипеде
Во время езды нужно придерживаться следующих правил:
- Нельзя паниковать за рулем транспорта.
- Ровно сидите на сидение, равномерно распределив вес.
- Мышцы должны быть расслабленными.
- Равномерно распределите вес по рукам и ногам.
- Двигайтесь плавно, не совершайте резких движений – это увеличивает шансы на падение.
- Смотрите вперед на дорогу, а не под колеса.
- Первые тренировки проходят по прямой и ровной дороге.
Двигайтесь со средней скоростью, т.к. при низкой сложно удержать равновесие. А на высокой слишком высокая цена падения.
Садитесь на велосипед, и начинайте крутить педали. В прошлом упражнении вы уже научились удерживать равновесие, так что не стоит бояться. За счет кручения педалей вы просто увеличите скорость передвижения, но суть удержания баланса остается прежним.
Если вам все еще страшно, попросите знакомого придерживать велосипед за багажник во время вашего передвижения. Так учат детей, страхуя их до последнего. В какой-то момент он отпустит, и вы поедите сами.
Техника педалирования
Существуют небольшие нюансы того, как нужно правильно крутить педали:
- Вам нужно не просто давить попеременно на педали, и именно крутить их – проворачивать по кругу.
- Важна скорость педалирования (каденс). Оптимальная скорость – 60-90rpm, чтобы не уставать слишком быстро. Для учета скорости можно использовать дополнительные приспособления, к примеру Велокомпьютер SigmaSport 1600.
- Техника «танцовщица» – это педалирование стоя. Позволяет быстрее двигаться, но отнимает много сил. Используйте ее, когда нужно забраться в гору, быстро нагнать соперника или ускориться на ровном участке. При этой технике нужно использовать высокую передачу, чтобы можно было прикладывать больше сил. Низкая передача просто убьет все ваши усилия, но не даст результат.
Новичкам не нужно стремиться сразу овладеть техникой «танцовщицы», потому что в этом нет никакой нужды. Для начала научитесь просто крутить педали и не падать.
Как нужно правильно тормозить
Выберите длинный ровный участок дороги, чтобы ничего не мешало движению. На нем можно потренироваться в торможении.
Тормоза обычно расположены на руле – два рычага для двух колес. Вам нужно запомнить, какой из них за какое колесо отвечает. Это очень важно.
Во время торможения новичкам нужно использовать тормоз для заднего колеса – это безопасное торможение. Передний тормоз действует быстрее, но неопытный велосипедист может слишком резко нажать на тормоз, и после экстренного торможения перелететь через руль.
Основное правило использования – нажимать аккуратно, плавно, пока что велосипед не остановится.
Как поворачивать на велосипеде
Перед поворотом нужно сбавить скорость, чтобы уменьшить радиус движения велосипеда.
Направьте руль в ту сторону, куда планируете поворачивать. В эту же сторону должен наклонить и велосипед, и велосипедист. Несильно, буквально на несколько градусов.
Не двигайте руль слишком резко, лучше заходить на поворот заранее по широкому радиусу.
Как переключать передачи
Относится к тем, у кого велосипед с несколькими скоростями. Это очень удобно для велопрогулок по гористой местности.
Правильно подобранная передача может улучшить скорость, сэкономить силы при длительных поездках или при подъеме в гору.
Основные правила переключения скоростей:
- Переключать нужно во время движения, когда крутятся педали.
- Следите, чтобы цепь не была слишком сильно натянута во время переключения передачи.
- Переключайте скорости последовательно, не перескакивайте с самой нижней к самой верхней за несколько секунд.
Какую именно передачу выбрать зависит от ваших физических способностей и местности. Просто прислушивайтесь к своим ощущениям, и меняйте скорость, если что-то не устраивает.
Когда будете подбирать нужную скорость, нужно следить, чтобы цепь не образовывала перекосы. Достаточно посмотреть вниз, на цепь, и оценить ее расположение: она должна двигаться параллельно рамкам переднего переключателя.
Как правильно парковать велосипед на стоянке
Для сохранности вашего велосипеда нужно использовать замок. Лучше всего подходит U-lock, который назван так из-за своей U-образной формы. Его пристегивать не так удобно, как обычным замком с цепью, но и воришкам сложно снять.
Закрепляйте к устойчивым и крепким конструкциям: прочные перила, ограждения или специальные дуги для парковки велосипедов.
Как правильно ездить по склонам
Спускаться со склона нужно осторожно и соблюдая определенную технику. В зависимости от крутости наклона нужно выбрать свою тактику:
- Легкий уклон. Согните колени и локти, центр тяжести сдвиньте к заднему колесу. Смотрите на 3-5 метров вперед. Используйте оба тормоза: и передний, и задний.
- Крутой уклон. Согните руки и ноги, отодвиньтесь с сидения назад, зависнув над задним колесом. Сохраняйте минимальную скорость, просто чтобы удерживать равновесие. Используйте оба тормоза. Смотрите на метр вперед, иногда бросая быстрый взгляд вперед, чтобы заметить дерево или другое препятствие. Если появится чувство, что колесо проскальзывает, нужно чуть-чуть отпустить тормоз буквально на секунду.
- Скоростной спуск. Центр тяжести расположить над кареткой, руки и ноги согнуты. Скорость высокая, но постоянно оценивать местность вперед – 3-4 метра. В сложных местах плавно притормаживать, чтобы пройти, и потом снова разогнаться.
Старайтесь постепенно набирать крутость склона, чтобы плавно повышать сложность обучения. Работайте в проверенной местности, где устойчивая поверхность. Берите друзей с собой, чтобы в случае падения они оказали помощь.
Основные правила дорожного движения для велосипедистов
Велосипедист – участник дорожного движения, и должен соблюдать ПДД. К сожалению, не все воспринимают всерьез поездки на велосипеде, и из-за этого возникает много дополнительных сложностей и разногласий с автовладельцами или пешеходами.
Необходимо ознакомиться с основными правилами для велосипедистов, прежде чем вы начнете передвигаться на длинные дистанции.
Нарушение правил наказывается штрафами от 800 до 1500 рублей, в зависимости от правонарушения.
Алкогольное опьянение велосипедиста
Велосипед – транспортное средство, и водитель должен садиться за руль только в трезвом состоянии.
Об этом ясно написано в ПДД, пункт 2.7. За нарушение закона грозит штраф от 1000 до 1500 рублей. Прав за это не лишают, но вы рискуете своим здоровьем, отправляясь кататься в пьяном состоянии.
Сигналы поворота
У велосипедиста нет возможности фарами предупреждать окружающих о своих маневрах, так что придется делать все вручную. И при этом не нужно импровизировать – все сигналы уже продуманы, и надо использовать их.
- Поворот или перестроение направо – вытяните правую руку или согните в локте левую и вытяните ее.
- Поворот или перестроение налево – вытяните левую руку или согните в локте правую и вытяните ее.
- Остановка – поднимите любую руку вверх. Не тормозите сразу, как только поднимите руку, дайте машинам время среагировать.
Все данные жесты регламентированы пунктами ПДД 8.1-8.2.
Возраст велосипедиста
Кататься на велосипеде можно в любом возрасте, если вы не выезжаете со двора и тротуара.
Выезжать на проезжую часть и становиться полноценным участником движения можно только после 14 лет.
Дорожные знаки для велосипедистов
На велосипедах можно ездить по дороге, а значит это движение должно как-то контролироваться. Существуют отдельные знаки, предназначенные для велосипедистов.
Вы можете ознакомиться с ними ниже.
Самое главное для вас – запомнить последний, запрещающий, знак. Если увидите велосипед в красном круге, не заезжайте на территорию.
Световые приборы
По правилам ПДД (19.1) все транспортные средства в ночное время суток, а также в условиях недостаточной видимости (туман, тоннель), должны быть оснащены световыми приборами.
По отношению к велосипеду есть весьма конкретное указание: использовать фары или фонари.
Помимо этого рекомендуют использовать световозвращающие элементы, но они необязательны. За их отсутствие вас не оштрафуют, но для собственной безопасности лучше озаботиться.
Полезные рекомендации для новичков
Во взрослом возрасте постигать велосипедную науку может быть страшно, но вы получите несомненный плюс от этих знаний. После небольшой тренировки вам обязательно понравится чувствовать ветер у себя в волосах, ощущать скорость и при этом полную безопасность.
Для облегчения вашего обучения, позвольте дать несколько советов:
- Морально подготовьтесь к тому, что в первое время у вас будет плохо получаться. Вы взрослый человек, но некоторое время будете кататься хуже детей. Это абсолютно нормально, и в этом нет ничего постыдного – все начинали с этого.
- Постоянно практикуйтесь. Разучиться кататься на велосипеде невозможно, но можно растерять сноровку и навыки. Для тех, кто хочет не просто покататься во дворе, нужно как минимум раз в неделю выбираться на велопрогулку.
- Найдите наставника. Вам не нужно платить тренеру или учителю, с этой ролью справится ваш друг, который уже уверенно держится в седле. Пусть следит и страхует вас, пока что вы делаете первые движения. Самостоятельный урок может закончиться ссадинами и порезами.
- Не используйте наушники в дороге. Вы управляете транспортом, а значит нужно быть сосредоточенным. Музыка в наушниках может помешать услышать чей-то окрик или сигнал машины, из-за чего вы попадете в аварию. Не отвлекайтесь от дороги.
- Заведите аптечку и берите ее с собой. Можно найти удобные и компактные футляры, в которые помещается самое необходимое, и при этом их можно закрепить на раме или на багажнике. Никаких конкретных требований к аптечке нет, но положите бинты, спирт, перекись, жгут и т.д.
В обществе не принято считать велосипед серьезным транспортом, но не стоит его недооценивать. Соблюдайте бдительность во время движения, и не забывайте проверять своего железного друга на исправность. И тогда он вас не подведет.
Как сделать ТО велосипеда: пошаговое руководство
Технический осмотр велосипеда – это один из важнейших этапов обслуживания, который позволяет добиться длительной эксплуатации узлов.
Содержание:
- Очистка системы звезд и цепи
- Без снятия
- Демонтаж
- Сушка/смазка
- Переборка и смазка передней и задней втулки
- Переборка и смазка кареточного узла
- Проверка натяжения спиц и исправление восьмерок
- Чистка и настройка тормозов
- Чистка, переборка и смазка рулевой колонки
- Настройка переключателей скоростей
- Проверка состояния шин и их подкачка до рекомендуемого давления
Разделить его можно на несколько основных вариантов работ:
- чистка;
- протяжка;
- осмотр на наличие износа (с заменой деталей);
- смазка.
В периодическом обслуживании нуждаются абсолютно все узлы велосипеда, которые являются подвижными:
- система (цепь, кассеты со звездами);
- втулки колес;
- каретка;
- спицы;
- тормоза;
- рулевая колонка;
- переключатели;
- покрышки.
Рассмотрим особенности ТО для каждого элемента в отдельности.
Очистка системы звезд и цепи
Даже если цепь закрыта кожухом, она является одной из самых уязвимых частей велосипеда. На ней скапливается грязь, влага, абразив с дороги, которые разносятся по звездам.
Связанных проблем масса:
- при движении это вызывает усиленное трение;
- появляется посторонний скрип;
- подвижные элементы стачиваются быстрее;
- появляется биение;
- зубья цепи становятся тоньше;
- увеличивается люфт;
- звенья вытягиваются быстрее.
В итоге существенно сокращается ресурс механизма и его составляющих.
В обслуживании узел нуждается примерно каждые 100 км, можно проводить чаще, если периодически выезжаете на грунтовку или уважаете бездорожье
Работу нужно проводить в несколько этапов:
- чистка;
- сушка;
- смазка.
Цепь и звезды нужно промыть от грязи и налипшей смазки, удалить абразив из подвижных участков, металлические частицы из зазоров. Комки грязи легко смыть ветошью и водой, звезды прочищаются щеткой, из зазоров трещетки можно выковырнуть запрессованную грязь, например, отверткой. Далее так же понадобится щетка для более детальной очистки. Кассету отмыть проще, достаточно ее просто разобрать.
Мы, в своей мастерской по ремонту велосипедов спб , всегда начинаем именно с промывки, так как это одна и самых важных частей базового тех обслуживания.
Для промывки цепи используется два метода: без снятия и с демонтажом
Без снятия
В первом случае можно использовать специальную машинку, она включает несколько жестких щеток, установленных в пластиковом корпусе. В корпус заливается чистящая жидкость, обычно это едкие растворы, как уайт-спирит или бензин Б-70 (из специализированных средств можно выделить Pedro’s Bye Grease). Затем педалями совершается несколько оборотов, пока жидкость не станет грязной. После этого ее нужно слить и заменить свежей и так до тех пор, пока средство не останется чистым после прокрутки педалей.
Значительно улучшить качества машинки позволяют магниты, они устанавливаются рядом со щетками.
При чистке в такой модифицированной системе магниты удаляют металлическую стружку из мест соединений щечек звеньев с осями
Многие велосипедисты просто продувают звенья, используя аэрозоли, для этих задач подойдет:
- WD-40;
- очиститель карбюратора, как ABRO CARB&CHOKE CLEANER;
- обезжириватель Liqui Moly Schnell Reiniger и схожие вещества;
- моющее для авто Turtle Wax Engine Cleaner и аналоги.
Другой удобный метод – мойка высокого давления, можно использовать собственную или съездить на ближайшую станцию. Вода под давлением вымывает грязь из самых труднодоступных щелей. Однако, в этом случае нужно беречь втулки, для этого на передней кассете цепь должна быть переключена на большую звезду, а сзади на меньшую.
Демонтаж
В этом случае цепь нужно снять и поместить в емкость с растворителем. Демонтаж проводится за счет разъемного звена или выдавливанием оси при помощи специального ручного пресса.
Этапы:
- залить в бутылку растворитель так, чтобы цепь в него погрузилась полностью;
- встряхнуть;
- слить;
- несколько раз повторить процедуру;
- залить воду с моющим средством;
- встряхнуть;
- просушить.
Сушка/смазка
После обработки цепь должна просохнуть, в условиях гаража или квартиры это занимает около 1-1,5 часов.
Можно продуть цепь компрессором, после этого к смазыванию приступить сразу
Следующим этапом звенья смазываются. Правильно выполненное смазывание позволяет исключить необходимость постоянной чистки, в частности, наносить масло нужно исключительно в подвижное место звеньев, где вращается ось.
Переборка и смазка передней и задней втулки
В зависимости от конструкции, выделяют несколько типов втулок:
- со свободным ходом;
- без свободного хода;
- со встроенным тормозом;
- со встроенной динами-машиной;
- планетарные.
В конструкции наиболее распространенных втулок используются два типа подшипников: насыпные или промышленные. У насыпных имеется посадочное место, куда засыпаются шарики, снаружи они прижимаются специальной гайкой, устанавливается пыльник для защиты от дорожной грязи.
Промышленные запрессовываются на посадочное место, используются типовые подшипники
Некоторые эксперты считают, что у насыпных лучше накат, но они нуждаются в регулировке и чаще требуют обслуживания. Промышленные проще поменять и их не нужно настраивать.
Эксперты рекомендуют проводить ТО втулок каждые 5000 км:
- удаляется смазка;
- при необходимости меняются шарики;
- закладывается новая смазка.
Если дорожное покрытие сложное, стиль езды агрессивный или качество втулок низкое, то ТО может потребоваться существенно раньше. Признаком необходимости осмотра является посторонний шум при вращении колеса, его затрудненное вращение, люфты.
Причин проблем может быть несколько:
- неверная затяжка конусов;
- смазка загрязнена абразивом или металлическими частицами от выработанных деталей;
- смазки попросту нет;
- детали сильно изношены и появились большие зазоры;
- у промподшипника разрушился сепаратор или корпус.
Для обслуживания необходимо разобрать втулки:
- колеса снимаются с перьев рамы;
- демонтируется тормозная система;
- раскручиваются гайки;
- удаляются пыльники (для насыпных);
- снимаются прижимные конуса (аккуратнее, шарики могут выпасть) или выпрессовываются старые промподшипники;
- извлекается ось.
С задней втулкой работа идентичная, но кассета или трещотка чуть осложняют доступ. При необходимости их можно снять, воспользовавшись шлицевой головкой.
Все снятые детали очищаются от старой смазки, после чего проводится визуальный осмотр на предмет износа.
Не забывайте посчитать шарики, с обеих сторон втулки их должно быть одинаковое количество. Обычно их 9 и более на каждую сторону
После чистки нужно заложить свежую смазку (промы просто меняются на новые). Нужно добавить небольшое количество, чтобы при сборке шарики залипали в нее и не выпадали в процессе (если не держатся, стоит добавить). Слишком жирным слоем наносить не нужно, так как лишнее будет выдавлено и на него начнет налипать грязь, ускоряя износ.
Для смазки подойдет густое ГСМ:
- Литол-24;
- Цифтим-158 или 201 и аналогичные.
Сборка производится в обратном порядке, после нее нужно настроить конуса (для насыпных). Для этого они затягиваются так, чтобы колесо вращалось затрудненно, затем надо их начать равномерно отпускать, пока вращение не станет свободным. Если появился люфт – конуса слишком расслаблены, их нужно дотянуть.
Переборка и смазка кареточного узла
Каретка испытывает значительные нагрузки при педалировании, расположена в нижней точке рамы, потому уязвима для грязи и ударов.
Частота ТО во многом зависит от типа каретки:
- открытые. Оснащаются чашками, которые вкручиваются по резьбе. Такая конструкция больше подвержена загрязнениям и чаще нуждается в обслуживании. Преимущество в простоте разборки;
- закрытые (капсульные системы и картриджи). За исключением редких моделей вообще не разбираются, но в минимальной степени подвержены загрязнениям.
Первыми признаками необходимого ТО будет посторонний шум, скрип и подкусывания при вращении педалей
Начинаются проскальзывания, езда затрачивает все больше усилий. Если появился скрип или педаль проскальзывает в верхнем положении, возможно клин шатуна слабо затянут. Стук и заедание – сигнал повреждения сепаратора подшипника или шариков.
Для снятия каретки необходим соответствующий инструмент, он может сильно меняться в зависимости от модели и типа узла:
- выжимка шатуна;
- шлицевые ключи;
- съемники;
- рожковые ключи;
- отвертки.
Для снятия нужно перевернуть велосипед, затем открутить педали и снять шатуны. Далее откручивается стопорная шайба, левая и правая чашки (против часовой стрелки и по ее ходу соответственно). Стоит быть внимательным, так как на этом этапе высок риск выпадения шариков. Снимаются каретки влево.
В разобранном состоянии видно износ компонентов
Подшипники при необходимости меняются, все крепежные и посадочные места нужно промыть, подойдет для этого WD-40. Открытые подшипники протираются от старой смазки, устанавливаются (если живые) на место и смазываются свежим ГСМ, для этого подойдет Литол-24 или аналогичные густые смазки.
Сборка проводится в обратном порядке, но перед установкой шатунов необходима регулировка:
- ослабить левую чашку так, чтобы ось беспрепятственно вращалась;
- закрутить до упора стопорную шайбу;
- подтянуть или ослабить чашку, чтобы не было подклиниваний при вращении оси.
Проверка натяжения спиц и исправление восьмерок
Спицы могут иметь различное исполнение от материала и формы до калибра (1,5-2,34 мм). Нагрузки на эти элемент появляются сразу, как только райдер садится на седло, существенно возрастает она при катании по сложным рельефам, прыжкам, резким торможениям.
В результате постепенно происходят их деформации, которые могут привести к дефектам колес:
- «восьмерка» — боковое искривление;
- «эллипс» — радиальное;
- «зонт» — смещение по отношению ко втулке.
Сравнительно легко и без специального оборудования можно выправить только первый дефект. Визуально он выглядит, как болтание колеса в горизонтальной плоскости при движении. Это приводит к тому, что сложно выставить тормоза, колесо ведет себя нестабильно, появляются биения, при сильном искривлении катание становится невозможным.
Регулировка подразумевает натяжение или ослабление спиц, важно учесть, что натяжение правых спиц приводит к смещению обода в ту же сторону и наоборот
Постепенно спицы растягиваются, потому периодически их нужно менять, иначе соединение обода и втулки потеряет жесткость.
Инструмент:
- спицевой ключ. Размер нужно подбирать в соответствии с типоразмером спиц;
- измеритель силы натяжения спиц;
- отвертки;
- ключи.
Параллельно с регулировкой стоит проверить силу натяжения. Для каждой модели и варианта спиц существует определенное значение, на передних колесах оно ниже, чем сзади.
Для работы удобно использовать специальный станок для балансировки, если его нет, достаточно перевернуть велосипед вверх колесами
Проверка натяжения осуществляется путем раскачки обода в стороны, при этом появляется свободный ход, его максимальное значение не должно быть больше 2 мм. Спицы, у которых показатель больше, нужно пометить (изолентой, мелом).
Исправляем «восьмерку»:
- мелом на ободе нужно отметить участок, где проявилось отклонение;
- ослабляется спица, находящаяся ближе всего к центру отмеченного участка;
- спицы в области «восьмерки» ослабляются;
- противоположные подтягиваются;
- от центра к краям дефекта натяжение постепенно ослабляется.
Первая попытка замет много времени, нужно понять принцип и наработать опыт.
Чистка и настройка тормозов
Метод обслуживания зависит от типа тормозной системы, выделяют несколько наиболее распространенных видов:
- V-brake;
- механические дисковые;
- гидравлика.
Первые наиболее просты конструктивно и в обслуживании. Им периодически нужна чистка, в том числе тросов, смазка. Проверять нужно состояние колодок, чтобы трос не подклинивал в канале.
Если при торможении вы не чувствуете эффективного замедления, появляется скрип, то нужно проверить колодки. Если они незначительно износились, то можно провести регулировку.
Регулировка:
- ослабляется болт, удерживающий тормозной трос на одной из лапок;
- он протягивается чуть дальше через болт, старайтесь держать лапки в натяжении, иначе трос может выскользнуть из паза при их разжатии;
- фиксирующий болт затягивается.
Лапки могут быть выставлены неравномерно, в этом случае нужно:
- открутить болт, удерживающий лапки;
- снять их с оси;
- «вибрейки» выставляются в нескольких положениях, на противоположной стороне лапки будет торчать пружинка, ее вставляют в одно из отверстий на раме, их несколько для регулировки интенсивности разжатия;
- оси очищаются сухой ветошью;
- смазываются, подойдет жидкое масло или WD-40;
- обе лапки ставятся на одном уровне;
- крепления затягиваются.
Тросы нужно смазывать, для этого подойдет жидкий аэрозоль, как ВДшка, который сможет проникнуть по всей длине рубашки
Дисковая механика дает лучшее замедление при срабатывании, она достаточно проста в обслуживании и поддается ремонту буквально на коленке в поле. Тормозные линии (рубашки, тросы) обслуживаются идентично предыдущему типу.
Изменено положение колодок, они находятся в корпусе, обычно одна неподвижна, ее и можно выставить при необходимости:
- если вращение колеса затруднено, возможно колодка сильно выдвинута. Болтом снаружи калипера ее немного отворачивают, колодка утапливается;
- если замедление не интенсивное, то винт нужно чуть закрутить, но не слишком много, чтобы он не касался диска при свободном вращении колеса.
Важно соблюдать центровку, диск и паз калипера должны находиться в одной плоскости.
Чистка, смазка и переборка рулевой колонки
Конструктивно рулевая колонка проста, она включает пару подшипников (в верхней им нижней части). Если они разваливаются, то появляется хруст, повороты руля могут стать тяжелее, чем до этого.
Для обслуживания узел необходимо разобрать:
- откручивается верхнее крепление (якорь), которое прижимает вынос к стакану;
- снимается руль;
- снимаются проставочные кольца, пыльники;
- верхний подшипник будет доступен после этого, его нужно снять и промыть в керосине или WD;
- раму поднимаем и получаем доступ ко второму подшипнику снизу, его так же промываем.
Подшипники могут быть изношены, сепаратор поврежден, шарики высыпались. В таких случаях лучше их заменить. Аналогично, если есть следы ржавчины. В крайнем случае все промывается и собирается в обратном порядке до ближайшего ТО, когда будет проведена замена.
Настройка переключателей скоростей
Первые признаки нарушений в работе переключателей скоростей – это перескакивания цепи через звезду. Переключения могут быть «задумчивыми», неточными, все это усложняет работу со скоростями на ходу, отвлекает и бесит.
Многие дешевые переключатели в целом плохо держат настройку, вплоть до того, что дешевый механизм будет нужно калибровать чуть ли не после каждого выезда
Важный элемент заднего переключателя – петух, то есть металлический кронштейн, который защищает раму от повреждений, принимая нагрузку от удара на себя. Разумеется, в таких условиях элемент не редко ломается. Рынок предлагает сотни вариантов петухов, потому подбор может оказаться затруднен, в крайнем случае можно найти услуги фрезерования кронштейна по образцу (для этого лучше не выбрасывать сломавшийся петух).
Для замены петуха нужно открутить винт переключателя на нем и снять его. Затем откручивается болт, фиксирующий кронштейн.
Если он просто погнулся во время катания и заменить нечем, можно попробовать выправить:
- взяться за основание переключателя;
- потянуть его в исходное, без рывков;
- если есть возможность, то снять и погреть;
- после этого удобно использовать тиски.
Так как большинство петухов изготовлены из алюминия или силумина, они очень ломкие
Оба переключателя используют трос, он прокладывается через рубашки. Обслуживание этих элементов идентично тросам и каналам тормозной системы.
Для регулировки заднего переключателя используется алгоритм:
- переместить цепь на малую звезду;
- отпустить трос, открутив фиксирующий винт;
- винт с пометкой Н регулировать отверткой до тех пор, пока малая звезда не будет на одной линии с лапкой переключателя;
- подтянуть трос рукой и зафиксировать винтом, после этого нужно проверить, чтобы переключатель при смещении рычажка манетки на одну передачу переходил ровно на одну звезду. Если этого не происходит — трос лучше еще подтянуть;
- далее смещаем цепь на большую звезду кассеты/трещотки;
- выставляем винтом L лапку на одну линию с большей звездой. Если этого не сделать, то переключатель может попасть в спицы колеса, он будет поврежден и колесо так же пострадает.
Регулировка переднего переключателя схожа:
- выставляем цепь на меньшую звезду и отпускаем трос;
- винтом L выставляем рамку так, чтобы цепь находилась по центру между стенками скобы переключателя. Нужно добиться положения, при котором цепь не будет их касаться;
- подтягиваем трос рукой и фиксируем винтом;
- с помощью заднего переключателя смещаем цепь на малую звезду, а на передних звездах выставляем на середину;
- если в этом положении цепь трет по рамке, натяжение увеличиваем барабаном манетки переднего переключателя. Нужно добиться среднего положения, чтобы не было касаний;
- смещаем цепь на большую звезду, если есть касания рамки, выставляем ее винтом Н.
Проверка состояния шин и их подкачка до рекомендуемого давления
Степень накачки камер зависит от условий и стиля катания:
- если вы предпочитаете горный стиль, часто съезжаете на грунтовки и лесные дорожки, давление нужно сбавить. Это позволит увеличить сцепление с дорогой, так как покрышка будет больше продавливаться и площадь контакта увеличится;
- для дорожного стиля и городской езды нужно накачивать колеса сильнее. Пятно контакта уменьшится, накат станет заметно лучше.
Для измерения давления нужен насос с манометром, он выдает несколько значений:
- бар — атмосфера)/BAR;
- килопаскали/kPa;
- фунт на квадратный дюйм/PSI.
Один бар равен 1 атмосфере, 100 КПаскалей или 14,504 PSI
Как правильно ездить на велосипеде: советы профессионала
Поговорим о том, как правильно ездить на велосипеде, ведь уметь кататься – еще не значит, ездить технически корректно. А между тем, от техники зависит и ваша выносливость, и комфорт, и безопасность.
К слову о безопасности! Если вы новичок и только учитесь ездить, обязательно надевайте на голову защитный шлем, а на локти и колени специальные накладки. Учитесь ездить на ровной и гладкой площадке, без ям и кочек. Обязательно изучите литературу по теме «как правильно падать с велосипеда», ведь без этого, к сожалению, на начальном этапе не обойтись.
Итак, давайте выясним, как правильно кататься на велосипеде – подробно изучим каждый шаг с нуля. Готовы?
Подготовка (что нужно проверить перед тем, как ездить)
Перед переходом к правилам – как правильно ехать на велосипеде по дороге, давайте подготовимся к первой тренировке:
- Найдите безлюдную площадку с ровным покрытием. Если у вас плохо с чувством баланса, пусть это будет лужайка с мягкой травкой или проселочная дорога с рассыпчатым грунтом. Имейте ввиду, на такой почве «приятнее» падать, но вот ездить и крутить педали гораздо сложнее;
- Хорошо, если на выбранном для обучения участке будут пологие склоны – так вы научитесь правильно ездить с горки и назад;
- Уточните правила езды на велосипедах в вашем городе – обязателен ли шлем, можно ли заезжать на тротуары и т.д.;
- Наденьте удобную одежду, которая не будет цепляться за механизмы и мешать ездить;
- Желательно выбрать обувь с закрытым носком, чтобы защитить пальцы ног при падениях или экстренных торможениях;
- Учитесь ездить днем, в хорошую сухую погоду. Берите с собой воду, хорошее настроение, и, желательно, компаньона, который на начальных порах поможет с равновесием.
Как правильно садиться
Ну что же, вы подготовились, нашли площадку, оделись, не забыли про защитный комплект. Наступила пора практики – давайте уже выясним, как правильно ездить на велосипеде по дорогам и трассе!
- Первым делом опустите сиденье так, чтобы вы могли поставить обе ноги на землю, удерживая велосипед между ног.
- Попробуйте оттолкнуться от земли ногами и проехать немного вперед – прочувствуйте, как байк катится, попробуйте, держась за руль, немного поворачивать;
- Теперь пришла пора ездить и крутить педали. Сядьте прямо, физически ощутите массу своего тела и постарайтесь распределить вес равномерно на обе стороны. Поставьте одну ногу на верхнюю педаль и мягко нажмите на нее, начав круговое движение. Вторую ногу сразу разместите на нижней педали и подхватывайте движение, нажимая на нее, когда она окажется наверху;
- Смотрите вперед – если будете изучать землю, обязательно упадете и никогда не подружитесь с равновесием;
- Если у вас есть помощник, пусть он поддерживает вас за поясницу. Не за велосипед, ведь в этом случае он помогает вам поддерживать баланс.
Как правильно тормозить
Чтобы правильно крутить педали на велосипеде, важно научиться тормозить. В этом случае вы подсознательно будете уверены в своей безопасности, ведь в любой момент сможете остановиться.
Велосипеды оснащаются ножным или рулевым тормозом. Иногда обоими.
- Если на руле есть рычаги – это рулевые тормоза, они отвечают за переднее и заднее колесо. Разберитесь с механизмами их работы, понажимайте на рукоятки, медленно катя велосипед рядом с собой. Вы увидите, что, если зажать задний тормоз, заднее колесо перестает крутиться. Если передний – встает переднее колесо, но перед этим байк слегка «рванет вперед».
- Ножной тормоз срабатывает, если крутануть педали в обратную сторону – для этого просто нажмите на заднюю педаль по направлению к полу.
- У великов с фиксированной передачей, тормозов нет, поэтому, чтобы замедлиться, перестаньте крутить педали, удерживайте их горизонтально, надавив на них всем телом, слегка наклоненным вперед.
Чтобы правильно слазить с велосипеда, вам нужно сначала поставить одну ногу на поверхность, затем перекинуть вторую, чтобы байк оказался сбоку.
Как правильно ездить
Корректная езда на велосипеде основана на удерживании равновесия и размеренном кручении педалей. В свою очередь, правильное педалирование на велосипеде основано на понятии каденса – частоты полного оборота при вращении. Так вот, если вы умеете ездить правильно, у вас стабильный каденс – это значит, частота вращения не снижается из-за склонов или подъемов. Исключение – если вы хотите притормозить или разогнаться.
Если вам удастся «поймать» свой каденс – сможете долго ездить на велике, не уставая и получая огромное удовольствие. При этом, самое главное, крутить педаль не только на этапе удобной четверти вращения, но в течении всего оборота. Попробуйте ездить именно так – стоит понять это один раз и дальше проблем уже не будет.
Чтобы научиться удерживать баланс, забудьте о нем. Просто садитесь и езжайте. Да, сначала вы, возможно, пару раз свалитесь. Потом вас будет заносить из стороны в сторону, а велосипед станет упрямо пытаться ездить по кругу. Ничего страшного – поверьте, так бывает у всех новичков. Пара тренировок – и вы научитесь. Причем, вы так и не поймете, в какой именно момент проблема с равновесием отпала. Просто осознаете, что это больше для вас не проблема.
Как правильно поворачивать
Чтобы правильно двигаться на велосипеде по дороге и трассе, вы должны уметь не только ездить, но и поворачивать.
- В процессе езды плавно поверните руль в ту сторону, куда хотите повернуть;
- Почувствуйте, как ведет себя велосипед, ощутите смену направления движения;
- Удерживайте равновесие;
- На первых порах не дергайте руль слишком резко, не стремитесь выполнить крутой разворот;
- В случае потери баланса, жмите на тормоза или спрыгните с велика одной ногой на землю (только если скорость движения низкая).
Как видите, научиться правильно поворачивать на велосипеде не сложно, самое главное – удерживать равновесие и не торопиться.
Как правильно ездить, спускаясь с горки
Несмотря на то, что с горки велосипед способен ездить и самостоятельно, спуск тоже требует соблюдения правильной техники:
- Первые пару раз спуститесь несколько раз без педалей, при этом сиденье пусть будет опущено, чтобы вы могли притормаживать ступнями (на всякий случай);
- Когда научитесь удерживать баланс, пробуйте ставить ноги на педали;
- Во время спуска старайтесь плавно зажимать тормоза, чтобы слегка замедлить движение. Ни в коем случае не тормозите «колом», иначе полетите кувырком;
- Когда спуск завершится, спокойно продолжите движение вперед.
Как правильно переключать передачи/разгоняться
Итак, мы научились правильно педалировать на велосипеде, дальше будет немного сложнее. Давайте освоим основы правильного переключения передачи:
- Удобнее всего переключать скорости левой рукой;
- Для задней передачи используют правую руку;
Вот принцип работы коробки передач на велосипеде: на низких передачах крутить педали легче, но вы будете преодолевать небольшое расстояние. Высокая передача дается сложнее, зато вы проедете намного дальше.
Чтобы переключиться на нижнюю передачу, перейдите на меньшую звездочку впереди или на большую сзади. И наоборот.
Итак, чтобы ехать быстрее и дальше (чтобы разогнаться), переключайтесь на верхние передачи. Чтобы преодолеть сложный участок с кочками и ямами, то есть, замедлиться, включайте нижние. На нижних передачах рекомендуется поворачивать и тормозить. Если вы хотите уметь правильно ехать на велосипеде в гору, также осваивайте низшие передачи.
Учиться ездить и работать с коробкой передач рекомендуется на ровном участке. Вы должны почувствовать, что при переключении скоростей, вам становится легче или труднее крутить педали и ощутить, как велосипед, буквально устремляется вперед и долго едет на одном обороте, или же совершает полное вращение за куда меньшее время.
Если вы научитесь правильно разгоняться на своем велосипеде, то есть, делать это с минимальными физическими затратами (а для этого и нужна коробка), езда станет для вас сплошным удовольствием.
Как правильно парковаться
Далее выясним, как правильно парковать велосипед на стоянке – это важно знать с точки зрения этики по отношению к окружающим вас людям. А еще, это залог безопасности вашего железного коня и гарантия того, что он не будет угнан.
- Паркуйтесь и пристегивайте велик на специальных стоянках;
- Если выделенной парковки для велосипеда нет, найдите железный забор, но байк поставьте с внутренней стороны ограждения, чтобы он не мешал прохожим;
- Среди других байков пристегивайте велосипед в серединке (так безопаснее);
- Для пристегивания ищите фиксированный объект, который трудно сломать или выкорчевать;
- Блокируйте именно раму, а не только колесо, которое легко открутить и уйти с основной конструкцией;
- Старайтесь, чтобы замок не располагался слишком близко к поверхности. В этом случае его легко будет сломать при помощи болтореза, который использует землю в качестве точки опоры;
- Крепите замок так, чтобы скважина была направлена к земле – так сложнее его взламывать;
- Можно парковать велик двумя замками или одним и цепью;
Как запрыгивать на бордюр
Разумеется, высота препятствия должна быть разумной – не более 25 см, в противном случае, лучше спешиться или объехать;
- Притормозите перед бордюром;
- Поддерните переднее колесо за руль вверх;
- Когда оно окажется в воздухе, как бы насадите его на бордюр и сразу же перенесите вес тела вперед;
- Заднее колесо, потеряв нагрузку, само запрыгнет на препятствие, вслед за передним;
- Вот и вся техника.
- Чтобы съехать с бордюра, также сбавьте скорость, перенесите вес тела назад и слегка поддерните переднее колесо вверх. Мягко съезжайте с препятствия, и продолжайте движение.
Правильная техника езды на велосипеде только на первых порах кажется сложной. Вся соль в том, что как только вы освоите ее основы, сразу же без проблем будете ездить технически корректно. Это как с плаванием – стоит один раз научиться удерживать тело на плаву, и вы уже никогда не утонете. Удачи вам! И в завершение приятная статистика. В среднем человеку хватает всего 8-10 занятий с велосипедом, чтобы вполне сносно научиться ездить.
Езда на велосипеде: польза, правила, какой купить для города
Езда на велосипеде имеет огромное количество преимуществ. Регулярные вело-прогулки и использование велосипеда в качестве основного транспорта повышает вашу выносливость, заряжает позитивной энергией и, конечно, помогает поддерживать вашу фигуру в отличном состоянии. Катаясь на велосипеде, вы можете совмещать приятное с полезным: заботиться о своем здоровье и добираться в нужное место. Это может быть магазин, работа, друзья, или вы просто можете исследовать новые интересные места, как в городе, так и за его пределами.
Если вы втянетесь, и будете кататься на велосипеде не только по двору или в ближайшем парке, но и делать более дальние и продолжительные поездки, вы увидите много нового и интересного. Велосипед может стать важной частью вашего здорового образа жизни!
Польза от езды на велосипеде
Польза от езды на велосипеде
Сомнений в пользе от езды на велосипеде не возникает. И польза заключается не только в том, что езда на велосипеде улучшает вашу физическую форму. Велосипед – это быстрый и надежный вид транспорта. И, поверьте, очень часто добраться на велосипеде в нужную точку быстрее, чем на общественном транспорте. Но в первую очередь, велосипед – это улучшение эмоционального состояния.
Что дает езда на велосипеде и использование его в качестве транспорта?
- Быстрое передвижение по городу без пробок.
- Всегда бесплатная парковка!
- Экологический вид транспорта: без шума, без выхлопов, без сбитых на смерть животных!
- Отлично для фитнеса: повышает мышечный тонус, прокачивает ноги и спину, подтягивает живот.
- Сжигает жир, а не бензин!
- Укрепляет здоровье: снижает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, уменьшает риск заболевания диабетом, тренирует нервную систему.
- Дает ощущение счастья, свободы, полета.
- Дает возможность исследовать новые места.
От автора: поверьте, это невероятное ощущение, “лететь” на велосипеде с наушниками в ушах, чувствовать свое тело и контроль над велосипедом. Добраться до тех мест, куда пешком никогда-бы не дошла, открывать во время поездки новые цели и возможности!
Какие мышцы работают при езде на велосипеде
При езде на велосипеде, работают почти все группы мышц, но, в первую очередь, это, конечно, ноги. Во время езды, отлично прокачиваются квадрицепсы (это группа мышц на передней части ног выше коленей), хорошо прорабатывается бицепс бедра и ягодичные мышцы (ваша попа и бедра), и, конечно, голень (икроножные и камбаловидные мышцы).
Также, эффективно прорабатываются мышцы спины и поясница (выпрямители позвоночника и весь мышечный корсет позвоночника). Это очень полезно, для укрепления спины. Тренировка этих мышц снижает риск возникновения травм позвоночника при больших физических нагрузках.
И, конечно, во время езды на велосипеде, активно работает пресс и мышцы рук (бицепс, трицепс, дельты, предплечья), ведь вам нужно постоянно держать в напряжении свое тело, если вы катаетесь активно.
Но, не стоит думать, что от катания не велике, вы накачаете большие мускулы. Да, вело-прогулки укрепят ваши мышцы, сделают их более рельефными и выносливыми, но большими они не станут. Для увеличения мышц и накачки мускулов нужен тренажерный зал и работа с большими весами.
Какие мышцы работают при езде на велосипеде
Сколько калорий сжигается за час езды на велосипеде
Вопреки популярному мнению, что езда на велосипеде сжигает очень большое количество калорий, это не совсем так. Больших энергозатрат требует спортивная езда с большой скоростью на шоссейных велосипедах или езда по сложной пересеченной местности на горных велосипедах. В большинстве случаев, мы катаемся в городе на городских велосипедах в умеренном темпе.
При езде в городе на велосипеде за час, в среднем, тратиться 300 ккал (при весе велосипедиста 50-70 кг).
То есть, в среднем, на 1 кг веса за час тратиться 5 ккал. Если ваш вес выше, чем 50-70 кг, то просто умножьте свой вес на 5 и вы получите приблизительное число калорий, которое истратите за час езды на велосипеде. Оптимальная продолжительность вело-прогулки для неподготовленного человека составляет 1-2 часа.
Для сравнения, езда на горном велосипеде по горной пересеченной местности или спортивная тренировка на шоссейном велосипеде расходует, приблизительно, 500-600 ккал. А профессиональные велогонки требуют от 700 ккал в час и выше.
Какой велосипед лучше купить для езды по городу
Почему-то так сложилось (видимо благодаря хорошей работе маркетологов), что самыми популярными велосипедами, в том числе и при поездках по городу, стали горные велосипеды. При этом, они далеко не идеально подходят для городских условий.
Чтобы правильно выбрать тип велосипеда, нужно правильно поставить требования его эксплуатации. Но, большинству людей нужно комфортное и быстрое передвижение по городу, нечастые прогулки по ровным грунтовым дорогам и тропам в парках и за городом, надежность и простота эксплуатации.
Под эти требования, в качестве первого велосипеда лучше всего подойдет именно городской или гибридный велосипед. Они имеют, достаточно, простую конструкцию, относительно, невысокую цену, удобство эксплуатирования и езды.
Почему не горный велосипед? Горный велосипед создан для сложных условий пересеченной местности, на нем неудобно ездить в городе. Он имеет чрезмерное количество сложных элементов конструкции, которые нужно обслуживать, а это не только время, но и деньги.
Но, если вы все же планируете кататься в основном по пересеченной местности и не асфальтированным дорогам, то, конечно, выбирайте горный велосипед.
Есть еще один популярный вид велосипедов – шоссейный. Шоссейник – это скоростной велосипед, предназначенный для быстрой езды по шоссе, исключительно по дорогам с хорошим покрытием. Но этот вид велосипедов, скорее, для профессионалов, а не для любителей.
В качестве первого велосипеда, я рекомендую выбирать недорогую модель. Со временем, вы сами поймете, какой велосипед вам нужен и поменяете своего железного коня. Не гонитесь за дорогими брендами, но, при этом покупайте модель известной марки в спортивном магазине. Велосипеды неизвестных марок из гипермаркетов, таких, как Лента или Ашан – это, всегда, риск и лотерея.
Какой велосипед лучше купить для езды
Чем отличается городской велосипед от гибридного?
Городской велосипед обычно имеет колеса меньшего диаметра, чем у гибридного, удобное седло, багажник и крылья, комфортный для вертикальной посадки руль. Городские велосипеды часто делают с одной передачей (без возможности переключения скоростей), так как, в основном, они используются на прямых асфальтированных городских дорогах.
Гибридный велосипед – это что-то среднее между городским, горным и шоссейным велосипедом. У него, часто, большие колеса, как у шоссейного велосипеда, но с более широкой резиной. При этом гибридный велосипед имеет спортивное седло и спортивный руль, как у горного велосипеда. А также, гибриды, оснащаются трансмиссией (системой переключения передач).
На что стоит обратить внимание при выбор городского или гибридного велосипеда:
- Количество скоростей. Не гонитесь за количеством. Для передвижения по городу или тропам, в большинстве случаев, достаточно 3-8 скоростей (передач). А можно обойтись и одной передачей (так называемые велосипеды синглспид). У синглспида есть свои преимущества: его конструкция проще и надежнее и требует намного меньше ухода и вложений, при езде на синглспиде лучше прорабатываются ваши мышцы, вы уже не сможете облегчить работу мышцам, переключившись на пониженную передачу. Главный минус одной передачи: тяжело заезжать в крутые горки.
- Колеса. Чем больше колеса – тем лучше и быстрее велосипед будет катиться по асфальту. Поэтому для быстрой езды по асфальту лучше большие колеса диаметром 28″ (700). Чем шире колеса, тем лучше они катят по грязи, но, тем хуже по асфальту. Для городского велосипеда, с периодическими выездами на тропы и проселочные дороги хорошо подойдут покрышки шириной 28-40 мм.
- Тормоза. Профессионалы считают, что лучше дисковые тормоза. Но это мнение актуально для дорогих моделей велосипедов. Для бюджетных городских или гибридных велосипедов подойдут тормоза типа V-brake, или даже ножной задний тормоз. Лучше хорошие простые надежные и недороги тормоза V-brake, чем плохие, не качественные дисковые.
- Вилка и подвеска. Тоже самое, что с тормозами. На недорогих велосипедах амортизаторы в вилке используются очень не качественные, и, фактически, не рабочие. Так сказать, для красоты (вспоминаем маркетологов). Поэтому, можно смело покупать городской или гибридный велосипед с жесткой вилкой. Не берите велосипед с задней подвеской – это совершенно не нужно, при езде в городе.
- Рама. Это, пожалуй, самое главное в велосипеде. Ведь, если другие детали можно заменить, то чтобы поменять раму – нужно покупать новый велосипед. Чем меньше вес велосипеда – тем лучше. Легкий велосипед быстрее едет, его легче поднимать. Лучше, чтобы рама была алюминиевая. При выборе рамы, особое внимание уделите ее размеру. Она должна подходить вам по росту. Основные размеры рам: S (рост 145-165 см), M (рост 156-178 см), L (рост 172-185), XL (рост выше 185 см). У разных производителей маркировки размеров могут отличаться, поэтому лучше уточнять подходящий размер рамы конкретной модели. А еще лучше посидеть или даже прокатиться на велосипеде в магазине, чтобы понять, удобно ли вам.
Правила езды на велосипеде
Лучше всего изучить правила дорожного движения, перед поездками на велосипеде по городу. Но есть общие, основные правила езды на велосипеде, которые знать необходимо.
- Пешеход всегда прав! Велосипед – это средство повышенной опасности, поэтому будьте очень осторожны, чтобы кого-нибудь не задавить.
- Даже если автомобилист не прав, это вам не поможет! Конечно, водители автомобилей, часто, как-будто, не замечают велосипедистов, но это не значит, что если у вас приоритет, то нужно лезть под колеса автомобиля.
- Запрещено управлять велосипедом в состоянии алкогольного опьянения.
- Сигнал поворота на дороге необходимо подавать заранее рукой, вытянутой в сторону поворота.
- Запрещен поворот налево на дорогах, где больше одной полосы движения. В этом случае нужно слезть с велосипеда и перейти пешком по пешеходному переходу.
- Перед выездом, нужно обязательно проводить осмотр технического состояния велосипеда.
- На велосипеде нужно двигаться по велосипедной дорожке, если ее нет, то по правому краю дороги или обочине, в крайнем случае, при отсутствии возможности движения по велодорожке, дороге или обочине, допускается движение по тротуару. Велосипедам можно двигаться по выделенным полосам для общественного транспорта.
- На велосипеде обязательно должны быть установлены и работать ходовые огни в светлое время суток и фонари в темное время суток.
- Езда на велосипеде разрешена в любом возрасте, но по проезжей части только с 14 лет.
- Вело-шлем не обязателен. Но с ним безопаснее!
- Штраф за нарушение правил для велосипедистов – 800 руб (на 2018 год). Есть несколько исключений: нанесение вреда здоровью другому участнику движения, создание помех другим движущимся средствам, управление в состоянии алкогольного опьянения – от 1000 до 1500 рублей.
Будьте осторожны и внимательны, при езде на велосипеде, следите за ситуацией на дороге, и старайтесь предвидеть ее наперед.
Напоследок, отмечу, что велосипед – это действительно гениальное изобретение и не просто игрушка для развлечения, а серьезное средство передвижения и отличный тренажер для вашего здоровья и хорошей формы тела.
Как выбрать велосипед для города? В какой одежде кататься? Отвечают эксперт и велолюбители
Отличительные черты городского велосипеда — прямая или относительно прямая посадка и небольшое число скоростей. Главное, что для езды на подобных велосипедах не нужна подготовка или специальная одежда: можно просто взять и поехать.
Перед тем как начать выбирать подходящую модель, определитесь с особенностями вашего передвижения по городу. Например, если у вас на пути очень много подземных переходов, то нужен легкий велосипед, а если вам надо доезжать до места назначения быстро и при этом не взмокнуть, — дорожный. Тем, кому надо возить детей в сад и забирать покупки из магазина, подойдет вариант с низкой рамой.
Какие велосипеды для города бывают?
Это наша любимая модель — имеет не очень широкие колеса (до 35 мм) диаметром 28 дюймов, почти без протекторов, посадка не совсем прямая, примерно под 45 градусов. Такой велосипед быстрый, накатистый, на нем можно ехать, не прикладывая больших усилий.
Велосипед с широким седлом и прямой посадкой. Имеет, как правило, широкий руль и толстые колеса 26-го диаметра. На таком велосипеде чувствуешь себя как в кресле, но едешь при этом не очень быстро. Хорош, если вы не уверены в своей физической подготовке или просто хотите ехать никуда не спеша.
Очень удобен в трех случаях: если вы хотите кататься за городом, сочетать велосипед и метро или если вам негде хранить транспорт.
Тоже может быть хорош именно для городского передвижения. На него можно поставить крылья и передний багажник — получится почти дорожный велосипед, только быстрее.
Его еще зачем‑то называют «с женской рамой». На таких велосипедах передвигаются почти все жители Нидерландов, например. У него прямая посадка, но при этом такой велосипед не стоит путать с круизером.
Велосипед с низкой рамой Electra, 54 000 р.
Дорожный велосипед Stels, 11 070 р.
Шоссейный велосипед Format, 74 570 р.
Складной велосипед Btwin, 15 999 р.
Шлем Los Raketos, 3490 р.
Бутылка Klean Kanteen, 2250 р.
Набор фонарей Topeak, 5900 р.
На что обращать внимание при покупке?
Пробуйте, насколько вам удобно сидеть под определенным углом наклона. И важно проверить, подходит ли для этой посадки седло: чем более наклонно вы сидите, тем более узкое седло вам нужно.
Тут важно понять, где и как вы будете использовать велосипед. Если у вас на работе есть велопарковка на улице, а дома удобный лифт (или вообще можно ставить велосипед на первом этаже), то по сути вам не так важен вес. Но если вы понимаете, что будете таскать велосипед везде, лучше определиться, какой вес вы готовы поднимать несколько раз в день.
У велосипедов есть размерная сетка рамы: надо выбрать под ваш рост, а потом уже настраивать высоту седла и рамы. Важно, чтобы когда вы ехали, нога выпрямлялась полностью в нижней части.
Сталь прочнее, но тяжелее. Алюминий легче и не ржавеет.
Выбирайте велосипед с более простым устройством, чтобы было меньше чему ломаться. В таком случае вы сможете обойтись одним ТО в год.
Велосипед с планетарной втулкой (центральной частью колеса. — Прим. ред.) всегда удобнее, так как все переключения скоростей будут происходить внутри нее, и цепь никогда не слетит.
На самом деле это не особо важный параметр. В центре Москвы и во всем Петербурге спокойно можно обходиться велосипедом с одной скоростью, три скорости нужны лишь иногда. Дополнительные скорости — скорее прикольное добавление.
В зависимости от ваших нужд надо проверить возможность установки багажника, корзины, переднего багажника, детского кресла и полноразмерных крыльев. Вообще, из обязательных аксессуаров мы рекомендуем следующие:
— передний и задний фонари (даже если вам кажется, что вы не будете ездить по вечерам, это наверняка может случиться);
— хороший замок (U-lock или цепь);
— крылья;
— мультитул, насос (хотя можно накачать на заправке, в веломагазине, велокафе);
— что‑то для перевозки грузов/телефона.
В какой одежде удобно кататься по городу?
Катается на городском велосипеде 10 лет
У меня розовый круизер с большим сиденьем, крыльями и звонком, без скоростей и ручного тормоза, который я купила еще в 2011 году в магазине недалеко от дома. Потом взяла к нему корзину где‑то в Сокольниках.
Я чаще катаюсь в парках или на ВДНХ, там можно получить больше удовольствия, не отвлекаясь на светофоры, машины и пешеходов. Поэтому я надеваю шорты или леггинсы. Верх может быть любым. Также у меня был опыт катания в платье миди, и мне было комфортно. Что касается обуви, то обычно это кроссовки, но только потому, что я и так всегда в них. Думаю, будет удобно кататься и в любой другой обуви на плоском ходу. У меня есть корзинка, где я храню вещи, чтобы можно было переодеться или переобуться.
С собой в поездку обычно беру воду, сумку, замок для велосипеда. Отдельного крепления для бутылки у меня нет, но с корзиной оно мне и не нужно. Еще у меня есть фонарик, так как они обязательны, если ты участвуешь в велозаездах по городу. Также у моего велосипеда был звонок в комплекте.
Блуза Lime
Очки Bershka
Кепка Monki
Кеды Vans
Сумка Bimba Y Lola
Ветровка adidas
Велосипедки Zara
Артем
Катается на городском велосипеде полгода
Я покупал велосипед осенью 2020-го, а этот год, как известно, сильно подкосил поставки почти в любой индустрии. В магазинах банально ничего не было, так что мой поиск перешел на «Авито». Взял Fuji Feather 2014 года, который нужно было немного пофиксить — поменять покрышки, перевернуть колесо и пройти ТО.
Что касается выбора одежды, то все зависит от задачи и условий. Если ты едешь из точки А в точку Б — скажем, в офис, — то можно надеть под кофту футболку или белье из быстро отводящих влагу высокотехнологичных материалов. Это может быть полиамид вроде Dri-Fit (материал Nike для тренировок. — Прим. ред.): так ты не приедешь в офис мокрый. Хлопок же впитывает влагу и делает поездку менее комфортной. В идеале лучше взять с собой свежую футболку: Dri-Fit влагу выводит, но запах никто не отменял. Если офис в 10 минутах езды, ты едешь налегке или просто катаешься, можно одеться так же, как на прогулку. Я стараюсь надевать что‑то яркое вроде розового рюкзака или цветных носков.
По поводу обуви — я уже год катаюсь в одной и той же паре Nike SB Stefan Janoski. Их плоская подошва крепко держится на педалях, и ступни чувствуют себя комфортно. Помните, что поездка может быть испорчена какими‑то мелочами: то жарко, то натирает ногу и так далее. Чем меньше лишних деталей в одежде, тем приятнее поездка .
Мой аксессуар номер один для велосипеда — это шлем! В Москве это особенно важно, потому что культура доли автомобилистов оставляет желать лучшего . Лучше заранее позаботиться о сохранности головы. По той же причине у моего велосипеда есть задний и фронтальный фонари. А также со мной всегда бутылка воды.
Источники:
https://legkonauchim.ru/sport/kak-nauchitsya-katatsya-na-velosipede
https://houseprokat.ru/to-velosipeda/
https://gtonorm.ru/kak-pravilno-ezdit-na-velosipede/
https://bandwolf.ru/ezda-na-velosipede-polza-pravila-kak/
https://daily.afisha.ru/beauty/19496-kak-vybrat-velosiped-dlya-goroda-v-kakoy-odezhde-katatsya-otvechayut-ekspert-i-velolyubiteli/