Как отрегулировать тормоза на велосипеде? Задние тормоза на велосипеде
Если гидравлические тормоза на велосипед установлены очень давно и стали работать хуже, то пора их отрегулировать. Для начала устанавливаем диск на втулку колеса, нужно чтобы все болты были равномерно и тщательно затянуты.
Отцентровываем калипер по отношению к диску
Теперь переходим к главному: как отрегулировать тормоза на велосипеде в первый раз? Нам нужно, чтобы диск ровно располагался в калипере. Чтобы добиться этого, между ним и рамой устанавливают шайбы. Они бывают различной толщины, поэтому установка происходит методом подбора. Это длительный процесс, потому что при затягивании болтов калипер гораздо сильнее прижимается к раме, чем если просто прижать его рукой. Подставив шайбу, постоянно нужно плотно закручивать и смотреть, как расположился калипер по отношению к диску.
Однако гидравлические тормоза на велосипед регулируются намного проще. Для этого существуют адаперы, которые располагаются между задним треугольником рамы и калипером.
Необходимо сперва прикрутить адаптер, а к нему уже калипер. Однако болты пока не стоит затягивать, они должны просто всё фиксировать. После этого нужно зажать тормозную ручку и понаблюдать, как колодки зажмут диск. Когда он прижмётся, калипер встанет на своё рабочее место.
Для большей надёжности стоит подёргать немного колесо, чтобы всё полноценно стало на места, и затянуть болты. Когда всё зафиксировано, нужно прокачать тормоза. Делается это резким нажатием на ручку раз 15-30. Это проделывается для того, чтобы колодки стали в идеальную позицию для торможения.
При незажатых тормозах происходит трение колодки о диск
Бывает так, что вроде бы всё отрегулировано, идеально установлено, а при проверке немного смещается, после чего колодки задевают диск. Как отрегулировать тормоза на велосипеде в таком случае? Определяем, какая из колодок трётся. После этого расслабляем болты на адаптере и смещаем его в сторону трения. Также смотрим, чтобы колодка стала параллельно с ротором. И так методом подбора добиваемся идеального результата.
Когда же и левая и правая колодки цепляют диск, нужно настроить шестигранник на тормозной ручке. Его необходимо выкручивать до тех пор, пока колодки не встанут, как надо. Он именно для такой регулировки и предназначен. После всех настроек стоит опять проверить, как всё работает
Если искривлён диск
В случае искривления диска, как отрегулировать тормоза на велосипеде? Его необходимо выровнять. Делать это можно специальным инструментом, а можно использовать разводной ключ. Нужно определить зону искривления и в среднюю её часть установить разводной ключ, предварительно подложив кусок ткани, чтобы не поцарапать поверхность. После этого — выгнуть в необходимом направлении.
Если поршни выдвигают колодки неравномерно
Если один поршень не работает свободно, он, скорее всего, засорился. В таком случае стоит снять колесо, после чего вынуть из калипера колодки. Вам понадобится чистая металлическая пластина, в которой имеются отверстия под крепёжные штыри.
Используя её, отодвиньте исправный поршень и нажмите на ручку тормоза, чтобы мог вылезти засорённый. После этого необходимо протереть его чистой тряпкой и нанести на его поверхность минеральное масло (неагрессивное к резине). Затем верните поршень обратно, вытерев излишки масла. Чаще загрязняются задние тормоза на велосипеде, наверное, из-за того что там имеется больше механических деталей и привод.
Когда поршни не могут вернуться в исходное положение?
Поршни могут не возвращаться по причине их засорения, тогда нужно сделать процедуру, описанную выше. Дело может быть и в тормозной ручке, в неё также может попасть грязь. Тогда нужно будет её разобрать и почистить. Более серьёзная проблема — это когда протекла масляная система тормозов. Если течь несильная, то стоит поменять прокладки в стыках. В случае более сложных поломок может понадобиться замена тормозов.
Бывает так, что ручка тормоза проваливается. Это может возникнуть, когда внутрь гидролинии попал воздух. Исправить это поможет прокачка тормозов. Однако такое может быть и из-за пробоя в гидравлике. В зависимости от места протекания нужно заменить прокладки, худший вариант — замена гидролинии.
Если нужно поменять тормоза
Теперь рассмотрим, что делать в том случае, когда меняем тормоза для велосипеда. Чтобы их поставить, гидролиния должна быть отсоединена, ведь её нужно будет протянуть через крепления. Если гидролиния прикреплена к раме, можно не отсоединять.
Мы рассмотрим более сложный вариант и точно будем знать, что делать в этом случае. Отсоединим гидролинию и проденем её через крепления. Но перед тем как всё это сделать, нужно отсоединить колодки, чтобы они остались чистыми. Ведь работа с маслом грязная, и можно невзначай испачкать колодки и диск.
Отсоединяем гидравлический шланг и видим кулачок, который вставлен в него, и компрессионный фитинг (он похож на кольцо, надетое сверху). Кулачок предназначен для того, чтобы при сильном нагреве системы предотвратить сокращение пластикового шланга. А фитинг удерживает его на своём месте.
Чтобы протянуть гидролинию, её конец нужно отрезать вместе с кулачком и фитингом. Срез должен быть чистым и ровным. Для этого лучше использовать специальный резак, с помощью которого можно быстро и качественно всё осуществить. Если такого инструмента нет, то можно воспользоваться лезвием или ножом и срезать аккуратно на ровной поверхности.
Собираем всю систему
Подключаем шлангочку, она засовывается внутрь калипера, и нужно оставить зазор примерно в сантиметр. Готово, можно ставить оливку и компрессионный фитинг. Сперва на шлангочку наденем гайку, после — зажим. Когда он надет, вставляем фитинг в шланг. Чтобы он сидел надёжно, его нужно вбить. Шланг для этого зажимаем и вбиваем в него фитинг. Готово. Теперь фиксируем гайкой, однако стоит помнить, если сильно её зажать, то тормоза не будут работать, поэтому стоит быть с этим предельно внимательным.
Мы полностью изучили вопрос о том, как отрегулировать тормоза на велосипеде любого типа. Применяя эти знания на практике, легко можно устранять любые неполадки с гидравлическими тормозами.
Настройка и регулировка тормозов на велосипеде — дисковых и ободных, механических и гидравлических.
Перед тем как перейти к главному вопросу как настройка тормозов на велосипеде выделим несколько их видов: дисковые, гидравлические, ободные. Благодаря большому ассортименту на рынке, каждый велолюбитель сможет выбрать именно то, что больше нравится. Любой из представленных вариантов в одинаковой мере выполняют задачи, поставленные перед ними, а именно сбивание большой скорости. Различие между ними всего лишь в контактной поверхности. Если для гашения больших скоростей покупают диски, то для других типов приобретают тормоза, контактирующие непосредственно с самим ободом. Эти тормозные элементы могут иметь разную величину, от которой зависит сама площадь прикосновения. Как правило, чем она больше, тем лучше осуществляется уменьшение оборотов колеса.
Регулировка механических дисковых тормозов на велосипеде.
Сегодня популярными становятся дисковые тормоза, и сумасшествие по ним началось примерно 4 года назад. Дело вовсе не в надежности, а в том, что наличие их на велосипеде создает впечатление гоночного мотоцикла либо подчеркивает крутость владельца такого байка.
Главные особенности дисковых тормозов:
- преодолевать высокие скорости;
- тормозить без блокировки колес;
- не изнашивать обода;
- не обращать на погодные условия.
Регулировать дисковые тормоза необходимо следующим образом:
- проверить на месте ли трос, отвечающий за работу дискового тормоза, потому что иногда он может, быть не на своем месте и это является причиной трудной езды;
- посмотреть, правильно ли размещено колесо в самой раме;
- затягиваем все болты, крепящие тормоз к задней либо передней вилке;
- проверяем затяжку винтов на втулке колеса;
- настраиваем подвижную и статичную колодки;
- ослабляем болты, держащие тормозную машинку с колодками;
- зажимаем ручку тормоза (если вам нет, кому помочь, тогда зафиксируйте рукоятку на руле при помощи веревки);
- после этого, колодки должны пристроиться под диск;
- закручиваем винты.
Регулировка и настройка гидравлических тормозов на велосипеде.
Для регулировки дисковых тормозов можно использовать лист белой бумаги. Требует поставить ее за диск и это даст возможность настроить зазор между резиновой основной колодки и самым диском. В качестве инструмента можно взять шестигранники на 4 мм и 5 мм, линейку, крестовую отвертку. Проделываем все начальные действие, как указано на примере с механическими дисковыми тормозами и прокручиваем винты до тех пор, пока вы не почувствуете, что уже они не поддаются зажиму. На всех велосипедах с использованием такой тормозной системы диски немного искривлены и во время езды будет слышно трение. Избежать это можно при помощи разводного ключа, то есть требуется им немного выгибать основу диска с целью добиться абсолютной ровности. Но после долго катания на байке, они снова деформируются. Проверяем расположение самого адаптера и снова подтягиваем болты. Если сама машинка немного смещена в сторону, тогда необходимо их ослабить и подставить белый лист бумаги. Оцениваем зазор между колодками и диском и затягиваем болты обратно.
Как прокачать гидравлические тормоза на велосипеде – видео.
- прокачка системы дисковых тормозов начинается с раскручивания главного цилиндра, и после установки его в горизонтальном положении;
- снимаем крышку с самого цилиндра (в большинстве случаев для крепления используются винты с крестообразными пазами);
- прогоняем тормозную жидкость на минеральной основе через систему;
- убедитесь в том, чтобы отсутствовали шарики воздуха;
- устанавливаем прибор с жидкостью во входной ниппель (исключайте ее попадание на краску велосипеда, так как в составе могут быть компоненты разъедающие ее);
Настройка и регулировка ободных тормозов v brake на велосипеде.
В подавляющем большинстве случаев на бюджетных велосипедах, прогулочных и детских велосипедах устанавливают v brake. Это ободные тормоза с приемлемой мощностью и модуляцией ― не осуществляется блокировка колеса. Перед началом работы необходимо обеспечить себя следующим инструментом: шестигранник на 5 мм и 3 мм, отвертка, а также плоскогубцы.
Особенности настройки v brake:
- расстегнуть сами тормоза;
- основное требование ― выставить колесо в ровную позицию;
- вернуть все в исходное положение;
- затягиваем трос при помощи шестигранника и плоскогубцев;
- если ход ручки большой, тогда требуется еще больше подтянуть трос и усилить сами тормоза;
- проверяем обороты колеса ― ход должен быть свободным. Бывает, когда слышно терние, тогда в этом случае стоит отрегулировать сами спицы;
- если одна тормозная поверхность v brake ближе к ободу, чем другая, берем отвертку и отпускаем или закручиваем отжимные колодочные винты.
Выше были представлены краткие инструкции для тех, кто любит закрепить свои знания не только при помощи видео, но и в текстовом формате. Тормоза велосипеда, виды, настройка ― присутствуют в этой статье. Каждая тормозная система сопровождается ознакомительной инструкцией, особенно сложные ее виды ― гидравлический вариант. Для них существуют ограничения в подборе жидкости и если не соблюдать советы, то халатное отношение и заливка чего попало приведет к получению травмы и нервному стрессу. Если нет желания посещать травматолога ― придерживайтесь правил. Любой из типов тормозов со временем изнашивается и подлежит замене. Практика показывает, что менее уязвимы дисковые модификации, которые могут прослужить достаточно долгое время. Если неправильно их отрегулировать, то индекс зажима между передним и задним тормозом будет разным. Кто-то скажет, что причина в длине троса, так как передняя часть в два раза короче задней. Если тросик закрыт не полностью, то старайтесь его смазывать. Дело в том, что внутри резиновой шланги есть стальная трубка, которая отвечает за плавное и свободное скольжение троса. Со временем она ржавеет, а это приводит к разрывам и его расплетению и чтобы такого нюанса избежать, желательно нанести немного капель машинного масла либо солидола на него.
Как проверить и отрегулировать тормоза на велосипеде, полезные советы
Ремонт
С каждым годом количество любителей катания на двухколесном транспорте только растет. Исправность и долговечность конструкций зависит от качества обслуживания. Вопрос о том, как отрегулировать тормоза на велосипеде, возникает довольно редко, но требует своевременного решения. Правильно работающая система обеспечивает комфортную, безопасную езду.
Виды тормозов
Выбор подходящих тормозов велосипеда зависит от режима эксплуатации и финансовых возможностей. Так, дисковые считаются самыми дорогими, v-brake – более экономичный вариант. Гидравлика и ободная система тоже отлично выполняют свои функции. Каждая разновидность имеет свои достоинства и недостатки.
Дисковые
Дисковый механизм изначально был прерогативой автомобилей и мотоциклов. Со временем эта система перекочевала в веломир. Состоит она из тормозного диска, колеса, прикрепленного к втулке и калипера, внутри которого располагаются колодки. Самые распространенные размеры элемента: 140, 160, 180, 185, 203, 220 мм. Чем больше диаметр ротора, тем более эффективной будет работа всей конструкции.
Дисковые велосипедные тормоза могут быть механическими или гидравлическими. К преимуществам механизма относят:
- мощное, быстрое торможение;
- эффективность работы в любых условиях;
- возможность установки на широких покрышках;
- долговечность колодок;
- механизм не влияет на износ обода.
Среди недостатков отмечают сложный ремонт в полевых условиях при отсутствии специального инструмента. Кроме того, дисковая система характеризуется большим весом, имеет высокую стоимость.
Механический
Гидравлический
V-brake
При установке механизма тормозной тросик подводят сбоку к верхней части рычага. Последний сжимает обе части элемента с картриджными колодками. Благодаря параллельному прижиманию обеспечивается быстрое торможение. К преимуществам системы относят:
- простота и эффективность конструкции;
- небольшой вес по сравнению с барабанными и дисковыми механизмами;
- доступная стоимость.
Среди недостатков тормозов v-brake отмечают снижение результата при попадании на обод грязи или воды. В связи с повышенным трением о частицы пыли, песка механизм быстрее изнашивается. Еще один минус – невозможно установить такую систему на велосипед с широкими колесами.
Гидравлические
Принцип действия гидравлических тормозов такой же, как у ободных и дисковых. Единственное отличие заключается в том, что в действие элемент приводят не тросики, а специальная гидролиния, соединяющая механизм с тормозными ручками. К преимуществам конструкции относят:
- самое мощное торможение в отличие от других типов;
- высокий уровень контроля тормозного усилия;
- эффективное функционирование при любых погодных условиях;
- возможность использования с широкими колесами;
- механизм не влияет на износ обода.
Среди недостатков гидравлического тормоза для велосипеда отмечают сложность ремонта, поиска подходящих запчастей, выпрямления погнутого ротора. Механизм имеет большой вес, стоит дорого.
Ободные
Данный механизм является самым популярным в настоящее время. Действует он непосредственно на поверхность ободьев, приостанавливая их вращение. Приводные ручки располагаются на руле, прижимные элементы – в непосредственной близости от колес. Все детали соединяют при помощи тросиков.
Существует несколько разновидностей механизма: клещевые, кантилеверные, v-brake. К преимуществам ободных тормозов относят:
- простота конструкции;
- ремонтопригодность как в домашних условиях, так и поездках;
- высокая эффективность торможения;
- универсальность;
- небольшой вес.
Ободные тормоза не лишены недостатков. Изделия характеризуются невысокой модуляцией, чувствительностью к искривлению ободьев. Влага и грязь ухудшают работу механизма, при длительном использовании конструкция нагревается, что приводит к истиранию колодок.
Клещевой
Кантилеверный
V-brake
Схема
Проверка работоспособности тормозной системы
Определить состояние тормозов на велосипеде можно при помощи визуального осмотра либо наблюдений во время езды. К наиболее распространенным неполадкам механизма относят:
- Специфические звуки. Это могут быть периодические постукивания, гул на скорости, скрип или свист. Подобные признаки свидетельствуют о неисправности колодок либо механических элементов.
- Слабая реакция на усилие. Если тормоза плохо работают, не сразу замедляют обод, – это признак проблем с гидравликой или тросиками.
- Механическое повреждение тросиков, деталей механизма. Обычно такие поломки можно обнаружить при визуальном осмотре.
После приобретения нового велосипеда в обязательном порядке проводится обкатка и регулировка тормозов, которую выполняют несколько раз после катания. Если байк не использовался на протяжении нескольких месяцев, особенно в холодное время года, колодки и механизмы нуждаются в полноценном сервисном обслуживании.
Поверхностные осмотры велосипедных тормозов необходимо осуществлять перед каждой поездкой. Следует удостовериться, что все элементы чистые, занимают свои места. При умеренной эксплуатации раз в полгода рекомендуется проходить проверку у квалифицированного специалиста. Существует ряд проблем, которые неопытный человек не сможет вовремя заметить и устранить. При интенсивном использовании придется проводить диагностику чаще – раз в 2–4 месяца.
Людям, которые столкнулись с проблемой настройки системы впервые, лучше прибегнуть к помощи мастера, который подскажет, как правильно отрегулировать тормоза на велосипеде.
Какие инструменты понадобятся при регулировке и установке
Забота о тормозной системе – основная обязанность каждого велосипедиста. От состояния механизмов зависит удобство катания, безопасность спортсмена и окружающих его людей. Полноценное обслуживание конструкции невозможно без специальных инструментов:
- отвертки – потребуются крестовые и с плоским шлицем;
- набор гаечных ключей либо специальные велосипедные приспособления;
- шестигранники;
- прокладка-клин – служит для настройки зазора, актуальна при наличии тормозных колодок мягкого типа без металлических элементов;
- кусачки;
- калипер велосипеда, переходники, колодки, рычаг;
- тросики;
- ротор, набор метизов;
- хомуты для фиксации троса на раме.
Идеально для установки и последующей регулировки тормозного механизма подходят специальные наборы велосипедистов. Если их нет, придется подбирать инструменты отдельно. Перед началом работ нужно найти подходящее свободное место, поставить байк в удобное положение, подготовить все необходимое, разложить рядом. В таких условиях монтаж и настройка займут гораздо меньше времени.
Отвертки
Набор гаечных ключей
Шестигранники
Кусачки
Калипер
Тросик
Ротор
Метизы
Как самостоятельно установить на велосипед
Установка тормозной системы на велосипед не вызывает сложностей у мужчин, которые разбираются в технике. Работа состоит из нескольких этапов:
- с байка снимают все навесные элементы в том числе и колеса;
- ручки тормоза надежно фиксируют, калипер необходимо натянуть шестигранниками, гидролинию – хомутами;
- колеса и все остальные части конструкции устанавливают на прежние места.
Регулировке подлежит задний, передний и ручной механизм. Корректировка системы v-brake подразумевает изменение натяжения тросика, а также геометрии крепления колодок. Ободные тормоза настраивают очень просто в связи с тем, что их конструкция является открытой. В большинстве случаев процесс заключается в замене испорченных элементов.
Регулировка дисковых систем проводится довольно редко. Подразумевает проверку состояния ручки, передачи, колодки. Если ротор поврежден, на его поверхности присутствуют сколы, трещины, настраивать механизм бессмысленно, придется заменить.
Гидравлические тормоза пользуются популярностью среди профессиональных спортсменов. Процесс регулировки будет таким же, что и у механических. Единственное отличие – работа с тормозной жидкостью, которую необходимо стравливать в холода для улучшения хода колодки.
Механические виды тормозных систем порой нуждаются в регулировке угла прижимания колодки. Элемент должен располагаться параллельно ротору. Это поможет увеличить срок эксплуатации механизма.
Особенности регулировки на детских моделях
Детские велосипеды всегда оснащают ножным тормозом, который срабатывает при вращении педалей в обратную сторону. Такое устройство считается наиболее безопасным и простым в использовании по сравнению с ручными аналогами. Механизм располагается в задней втулке, внутри находятся колодки.
На подростковые велосипеды устанавливают те же системы, что и на взрослые модели. Чаще всего это ободные либо дисковые тормоза.
Ножной либо барабанный тормоз долговечен, устойчив к износу, однако, осматривать и регулировать его необходимо систематически. Для проверки работоспособности механизма нужно подтянуть педали в обратном направлении. При полной исправности системы тормоз срабатывает после совершения четверти оборота колеса. Если этого не происходит, конструкция функционирует неправильно. Элемент находится в закрытой втулке, поэтому самостоятельно ремонтировать его не рекомендуется.
Тормозная система – один из важнейших технических узлов велосипеда. Встречаются разные виды механизмов, каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Регулировка деталей проводится не слишком часто, при наличии соответствующих навыков можно выполнить работу самостоятельно.
Видео
Регулировка тормозного троса на велосипеде
Тормозные системы на современных байках бывают ободными и дисковыми. Разница между системами заключается в способе торможения: дисковый приводится в действие тросом и тормозит по закрепленному на втулке диску, а ободный – по ободу.
Чаще всего для настройки системы достаточно установить симметричное расположение тормозных колодок, отрегулировать рычаг и подтянуть тормозной трос.
Тормозной трос – механическая конструкция для передачи усилия между частями относительно произвольно меняющихся расположений, благодаря этой передаче срабатывает тормоз.
Тормозной трос для велосипеда обладает повышенной прочностью, состоит из трубчатой оболочки и сердечника перемещающихся относительно друг друга.
Тормозной трос выглядит надежнее скоростного, т.к. принимает увеличенную нагрузку. Длительная эксплуатация растягивает провод и нужен постоянный контроль растяжки троса.
Общие характеристики тросика
Тормозной трос на велосипед производится из износостойких тонких стальных или тефлоновых нитей равномерно сплетённых и покрытых гибким полимерным материалом. Для защиты применяются тефлоновые смазочные средства.
Самый надежный вариант тормозного тросика произведен из нержавеющей стали. Постоянная эксплуатация велосипеда провоцирует загрязнение оплетки.
Со временем прочность каждой жилы уменьшается: образуются отдельные протёртые участки подверженные разрыву, расслоению и перегибу.
Тросовая оболочка (оплетка) производится в нескольких модификациях:
Витая оплетка – представляет собой несколько пар изолированных проводников с добавлением металла, каждый из них покрыт защитным пластиком, внутренний отсек обработан смазочным средством для снижения величины трения.
Ценовая категория этих оплеток низкая, в продажу поступает редко.
Оплетка SIS – спиралевидная оплетка, вместо тонких металлических нитей в пружину вкручиваются металлические листы, внутренняя поверхность обработана тефлоновой смазкой.
Этот вид оплеток наиболее распространен в продаже на сегодняшний день и используется на тормозных и скоростных тросиках.
SIS-SP – модернизация современного троса, представляет собой параллельные нити покрытые полимерными слоями.
В отличие от других типов не изменяют длины провода, и балансируют натяжение. Внутреннее пространство смазано силиконовой жидкостью.
Оплетка считается самой надежной, благодаря ряду факторов тормозная система работает наиболее точно.
Основные функции системы
Главные параметры, отвечающие за работу тормозящей системы это:
- Сила торможения – насколько сильно тормоз зажимает обод и максимальное усилие требуемое для остановки или фиксации байка.
Диапазоны нажима рычага называются тормозной модуляцией.
Проверка реакции колодок
При спущенном рычаге тормоза зазор между колодками и диском не должен превышать 2 мм с обеих сторон.
Чтобы проверить необходимость регулировки надо повращать барабан тормоза по часовой стрелке при нажатом и свободном рычаге.
Перед тем как заменить тормозной трос на велосипеде следует проверить работу колодок:
- Колодки плотно контактируют с диском (ободом) – регулировка не требуется, тормозной проводник в нормальном натяжении.
- Колодки не достают до диска – длина троса укорачивается до требуемого уровня.
При нажиме на рычаг колодки должны плотно контактировать с диском или ободом и останавливать вращение.
Регулировка длины троса
Перед началом регулировки следует проверить крепление тормоза. При слабой разбалансировке трос можно отрегулировать на руле велосипеда – просто затянуть крепление на тормозной ручке фигурным болтом.
- Проверка положений регуляторов – они должны быть прикручены в необходимом положении.
- В участке где трос крепится к тормозному рычагу открутить шестигранным ключом фиксирующий болт.
- Открутить надстроечный винт на рычаге тормоза.
- Достать трос из рубашки, проверить его на целостность, при необходимости заменить.
- Продеть трос обратно в оплетку, проверить свободу перемещения.
- Подсоединить конец троса с круглым креплением к тормозному рычагу и прикрутить надстроечный винт.
- Настроить переключатель в рабочий режим.
- На другой конец троса натянуть резиновый или алюминиевый пыльник так, чтобы узкая часть была направлена в сторону троса. Закрепить трос фиксирующим винтом.
- Временно завинтить болты регулировки.
- Пассатижами настроить оптимальный уровень натяжки троса: тормоз должен немедленно реагировать на давление рычага.
- Шестигранником регулируется локация тормозной колодки относительно диска или обода на расстояние до 1 мм между ними.
- После этого проверяется вращение барабана и реакцию колодок, которые не должны задевать диск при опущенном тормозе.
- При нажиме рычага тормозные колодки задевают только область диска.
- Зафиксировав трос в необходимом положении закрутить регулировочный винт.
- Для завершения подкрутить регуляторы на тормозном рычаге.
После фиксации троса остается небольшой отрезок шнура, чтобы исключить попадание в систему велосипеда его необходимо накрутить или обрезать, оставив в запасе 8 см.
Корректировка и настройка тормоза
Регулировка тормозов включает в себя не один натянутый трос тормоза. Важная часть в настройке тормозной системы – замена и регулировка тормозных колодок.
Замену колодок для тормозов производят при стирании поверхности. На дисковых тормозах износ системы намного медленнее чем в ободном типе.
Для гарантированной надёжности в торможении регулировку механических дисковых тормозов начинают после натяжки троса. При натяжении троса следует учитывать:
- расстояние от колодок тормоза до диска составляет 0,2-0,4 мм;
- колодки симметрично располагаются относительно дисковой плоскости.
Для этого после натяжки троса следует проверить расстояние между колодкой и диском.
Колодки регулируются с помощью болтов, чтобы передвинуть их в нужный диапазон следует подвинчивать и ослаблять болт.
После проверки выставляется зазор между колодками и диском так, чтобы при вращении колеса они не соприкасались.
Ну и самое главное убедиться, что колодки обеспечивают нормальное и своевременное торможение велосипеда.
Настройка дисковых тормозов велосипеда
Езда на велосипеде по бездорожью требует наличия на нём хороших тормозов. К качественной тормозной системе относят дисковую, поэтому многие велосипедисты предпочитают устанавливать именно её. Эта система хороша ещё и тем, что её можно настроить самостоятельно в домашних условиях.
Дисковые тормоза
Дисковые тормоза характеризуются высокой эффективностью и управляемостью. Их устанавливают на велосипеды, предназначенные для экстремального катания по бездорожью.
Они делятся на механические и гидравлические. Имеют разную конструкцию и отличаются принципом работы. Поэтому и настройка их отличается между собой.
Механические
Наиболее дешёвым вариантом дисковых тормозов являются механические. Принцип их работы заключается в механической передаче энергии торможения, которая осуществляется с помощью тросика.
Достоинства и недостатки механики
К основным достоинствам механических дисковых тормозов в велосипеде можно отнести:
- достаточно низкую цену по сравнению со стоимостью гидравлики;
- тросики и рубашки в процессе эксплуатации не требуют особой осмотрительности, стоят недорого и продаются в любом магазине запчастей;
- возможность самостоятельного ремонта в случае деформации диска.
Основным недостатком механического тормоза является необходимость постоянно регулировать механизм, строго следить за состоянием тросиков и рубашки и регулярно их смазывать.
Регулировка механических тормозов
Слабое торможение и трение диска о колодку при езде на велосипеде говорит о том, что механическим тормозам требуется регулировка. Суть её заключается в том, что нужно равномерно и без перекосов настроить положение диска относительно колодки. Для этого нужно совершить следующие действия:
- Для начала следует отрегулировать тормозную рукоятку. Если в случае выжимания рукоятки до отказа она достаёт до пальцев, следует её ход сделать менее свободным. Для этого нужно ослабить контргайку и вывернуть регулятор. После этих действий вновь проверить ход тормозной рукоятки.
- Следующим этапом является проверка зазора между диском и колодками. Если диск установлен криво, его следует отрегулировать, ослабив винты.
- После ослабления винтов тормоз начинает свободно двигаться. После этого следует вновь выжать до упора тормозную рукоятку и с помощью ткани или резинки зафиксировать её в этом положении. Благодаря таким действиям калипер правильно центрируется относительно тормозного диска.
- Получив правильное положение калипера, можно смело начинать равномерно затягивать винты крепления.
- Закончив с винтами, следует открепить рукоятку.
После выполнения этих действий диск по отношению к колодкам будет иметь идеально ровное положение, что обеспечит отличное торможение.
Гидравлические
Наиболее дорогой вариант дисковых тормозов. Работают благодаря специально проложенной гидролинии. Торможение при езде на велосипеде осуществляется благодаря давлению столба жидкости.
Достоинства и недостатки гидравлики
Среди достоинств можно выделить следующие:
- более лёгкий ход тормозной ручки из-за отсутствия трения тросика о рубашку;
- высокий контроль тормозного усилия (модуляция);
- низкая чувствительность к перегревам при долгом торможении;
- в случае износа колодок не нужна постоянная настройка.
К основным недостаткам гидравлических тормозов, установленных на велосипеде, можно отнести более высокую стоимость по сравнению с механикой, а также высокую вероятность повреждения гидролинии. Причём её ремонт проблематично сделать в домашних условиях и потребуется работа специалиста, которая к тому же обойдётся недёшево.
Регулировка гидравлических тормозов
Как и в случае с механическими тормозами, причиной настроить гидравлические служит возникновение посторонних шумов во время езды, а также появление сопротивления при движении. Прежде чем начать регулировать гидравлическую тормозную систему, следует провести простую проверку: регулировка необходима, если быстро раскрученное колесо легко останавливается при задевании диска тормозов. Регулировка гидравлики в велосипеде имеет следующие этапы:
- Для начала нужно добиться подвижности калипера, ослабив его болты.
- Затем до упора нужно выжать рукоятку.
- Нужно обратить внимание на клапаны на колодках: они должны стоять симметрично и находиться на одинаковом расстоянии от ротора.
- Если клапаны установлены верно, можно затягивать болты на механизме, при этом не отпуская рукоятку тормозов. При этом нужно добиться идеального положения диска: он должен находиться от колодки на минимальном расстоянии, не превышающем полмиллиметра, но при этом не касаться её. Добиться такого положения достаточно тяжело, поэтому рекомендуется осуществлять эти действия с посторонней помощью.
- Закрутив все болты, можно отпустить рукоятку.
- В завершение нужно настроить ручку тормоза с помощью шестигранника.
Прочие неисправности
Плохое качество торможения не всегда можно исправить с помощью регулировки тормозов. Встречаются неисправности, требующие иных действий.
Выравнивание диска
Случаются ситуации, когда регулировка тормозов не приводит к положительным результатам. Такое может случаться, если тормозной диск деформирован. Выпрямить его самостоятельно не составит большого труда. Для этого его необходимо снять с велосипеда и положить на ровную поверхность. Далее, с помощью разводного ключа, следует отгибать диск в сторону, противоположную изгибу. Все действия нужно проводить аккуратно, постоянно проверяя работу.
Если деформация диска не слишком сильная, его можно не снимать и регулировать прямо на велосипеде. При этом нужно помнить, что все инструменты должны быть абсолютно чистыми. По возможности их желательно обезжирить.
Потеря мощности
В некоторых случаях дисковые тормоза не требуется регулировать, они начинают хуже работать по другим причинам:
- Стирание тормозных колодок. Для начала нужно проверить, на месте ли они и, при необходимости, заменить на новые.
- Попадание на колодки смазочной жидкости. Следует протереть колодки бензином или специальным обезжиривающим средством.
Дисковые тормоза на велосипеде отличаются высоким качеством и не требуют тщательного ухода. Все мероприятия по настройке и контролю можно осуществлять самостоятельно. Тем не менее рекомендуется хотя бы раз в год проверять тормозную систему у специалистов.
Как осуществляется установка дисковых тормозов на велосипед? Можно ли их устанавливать на велосипеды, которые не предназначены для этого? Ведь из всех существующих тормозных систем дисковые тормоза являются наиболее преимущественными.
Как производится настройка ободного тормоза велосипеда, важно понимать каждому велосипедисту. Безопасность велосипедиста и других участников движения напрямую зависит от исправности тормозной системы велосипеда. Для поддержания нормального функционировании необходимо своевременно регулировать систему.
Причинами, почему скрипят тормоза на велосипеде при торможении, могут быть: материал, из которого они сделаны, состояние механизма, погодные условия. Разобравшись с причинами, вы легко устраните неприятность, а ваши поездки станут не только комфортными и приятными, но и безопасными.
Источники:
https://www.syl.ru/article/154239/new_kak-otregulirovat-tormoza-na-velosipede-zadnie-tormoza-na-velosipede
http://alrego.ru/nastrojka-regulirovka-tormozov-na-velosipede-diskovy-h-obodny-h-mehanicheskih-gidravlicheskih/
https://sport-snaryazhenie.ru/velosipedy/remont/6-kak-otregulirovat-tormoza
https://velife.ru/remont-i-uxod/kak-otregulirovat-tormoznoj-tros-na-velosipede.html
https://aktsport.ru/velosiped/kak-nastroit-diskovyie-tormoza.html