Как настроить переключатель скоростей на велосипеде
Часто случается так, что либо скорости на велосипеде переключаются не четко, либо была произведена установка каких-то новых элементов трансмиссии. В таком случае понадобится провести регулировку переключателя скоростей и эту работу вполне реально сделать своими силами, без обращения в специализированные мастерские.
Необходимая терминология
Чтобы разобраться в процессе самостоятельной регулировки переключателя скоростей, необходимо знать определение некоторых специфических терминов, иначе в инструкции будет трудно разобраться.
Что нужно запомнить:
- Переключатель скоростей (перекидка). Это элемент трансмиссии, который отвечает конкретно за переключение скоростей. Если же имеется задняя перекидка, то она еще выполняет роль поддержки натяжения цепи велосипеда. Можно описать перекидку (заднюю и переднюю) следующим образом: это параллелограммный механизм, оснащенный мощной возвратной пружиной, на котором зафиксирована рамка. Задний переключать имеет внутри рамки два ролика – если уровень натяжения троса повышается, то рамка сдвигает цепь на большие звезды, а если это натяжение троса уменьшается, то цепь с помощью рамки смещается в сторону малых звезд. Точно также работает механизм и переднего переключателя.
- Манетка. Она предназначена для переключения скоростей посредством изменения уровня натяжения тросика. Чаще всего манетка находится на руле, но в некоторых моделях велосипедов она может располагаться и на нижней трубе треугольника рамы. Обратите внимание:манетки и переключатели скоростей имеют общее соединение на руле (это обеспечивается тросом) и покрыты кожухом-рубашкой.
- Кассета. Так именуют задний узел трансмиссии, который состоит из звезд разной величины (разного диаметра и с разным количеством зубьев) и устанавливается на барабан задней втулки. Если модель велосипеда старая, то вместо барабана в задней втулке используется трещотка.
- Петух. Это металлическая деталь, которая способствует сохранению целостности рамы и заднего переключателя в случае, когда транспортное средство было подвержено удару. Петух всегда крепится на раму, а на эту металлическую деталь уже крепится перекидка. Когда происходит удар, то ломается как раз этот самый петух, а рама и переключатель скоростей (перекидка) остаются целыми.
- Система. Так называют передний узел трансмиссии, который состоит из звезд разного диаметра и с разным количеством зубьев. Эти звезды скреплены между собой и шатунами специальными полыми болтами на шатунах, но нужно знать, что в дешевых велосипедах полые болты отсутствуют – звезды и шатуны между собой скреплены клепками.
Почему происходит нарушение переключения скоростей
Чтобы понять, какие действия следует предпринять для регулировки переключения скоростей, нужно понимать, какие причины могут привести к рассматриваемой проблеме. Специалисты выделяют несколько таких предрасполагающих факторов:
- деформация петуха;
- растяжение троса;
- деформация переключателя скоростей;
- неправильно работающая возвратная пружина.
Как исправить дефекты
Идеально работать переключатель скоростей и собственно велосипед будет при новом (или не очень старым) тросе, с абсолютно целыми рубашками (и не пересохшими!) и не деформированными (или в малом объеме) звездами и цепью.
Если трос всего лишь растянулся, то нужно его будет просто подтянуть. Но если трос порвался, то без замены этого элемента не обойтись. Процесс замены троса не сложен, главное четко придерживаться рекомендаций специалистов:
- раскрутить фиксационный винт троса, который располагается на перекидке;
- вытянуть из рубашек трос;
- если необходимо, то разобрать манетку и вытянуть трос из нее;
- в специальный паз в манетке нужно вставить новый трос, причем, в паз должен войти именно металлический наконечник троса;
- весь трос смазать специальной смазкой, жалеть расходный материал не нужно;
- трос пропустить через рубашки;
- на раме имеются специальные пазы, в которые заправляются рубашки;
- на передке трос закрепить винтом.
При плохом переключении скоростей обратите внимание на возвратную пружину – она должна быть чистой и смазанной. Чтобы этого добиться, нужно всего лишь промыть пружину под проточной водой, полностью высушить и тщательно смазать.
Если рамка заднего переключателя скоростей стоит криво, то это может означать только одно – петух погнулся. Если это не критично, то поправить петух можно руками – нужно взять в руку задний переключать, который закреплен на петухе, а другой рукой – придерживать раму. Медленно вытягиваем проблемный элемент трансмиссии (петух) до относительно ровной постановки.
Обратите внимание: такой «ремонт» петуха является временным решением проблемы переключения скоростей. Дело в том, что петух – это расходный материал, который нужно вовремя менять, а не постоянно ремонтировать/вытягивать.
В некоторых случаях владелец велосипеда обращает внимание на деформированный задний переключатель (передний крайне редко страдает при ударе) – его также можно вернуть в исходное положение с помощью рук. Но если задний переключатель деформирован слишком сильно, то его целесообразно заменить.
Обратите внимание: выполнив специфические манипуляции по ремонту погнувшихся/деформированных деталей, не стоит слишком долго пользоваться велосипедом – это может закончиться падением, очередной поломкой в самые неподходящие моменты. А в некоторых случаях такая безалаберность может привести и к дорожно-транспортному происшествию!
Как правильно настроить задний переключатель
Чтобы самостоятельно настроить задний переключатель скоростей на велосипеде, нужно всего лишь четко соблюдать пошаговую инструкцию от специалистов по этому процессу. Итак, выполните все этапы:
- Правой манеткой переместить цепь на малую звезду.
- Открутить фиксирующий винт и отпустить трос.
- Найти винт, на котором есть пометка «Н». Отверткой нужно так отрегулировать этот винт, чтобы самая малая звезда лежала в одной плоскости с роликами, которые расположены в лапке (рамке).
- Натянуть трос рукой и зафиксировать его винтом.
- Проверить работу переключателя, и если он работает некорректно, цепь плохо переключается на большие звезды, то нужно натянуть трос сильнее (либо с помощью барабана, либо переключателем).
- Переместить цепь на самую большую звезду, имеющуюся в кассете.
- Найти винт с пометкой «L» и отрегулировать его так, чтобы лапка (рамка) и звезда находились в одной плоскости – в таком случае у перекидки не будет возможности попасть в спицы переднего колеса.
Как настроить передний переключатель
Для регулировки переднего переключателя тоже имеется четкая и простая пошаговая инструкция:
Не переключается скорость на велосипеде: что делать, спсобы исправления проблемы
Не переключается скорость на велосипеде: что делать, спсобы исправления проблемы
Необходимо всегда поддерживать велосипед в исправном состоянии. Но несмотря ни на что, некоторые детали имеют свойство изнашиваться, что влечет за собой определенные проблемы. Например, не переключается скорость на велосипеде. В чем же кроется причина и как это исправить? В одних случаях проблему можно решить на месте, в иных ситуациях требуется заменять изношенную деталь.
Причины
Схема работы переключения скоростей подразумевает перекидывание цепи. После того как манетка была дернута, нужно прокрутить педаль, только после этого цепь перейдет на другую звезду. Посторонние звуки и щелчки при переключении могут говорить о том, что нужна настройка перекидки.
Почему может не переключаться скорость:
- износились цепь или кассета;
- изогнулся петух;
- люфт переключателя;
- наличие повреждений у тросиков и рубашек;
- не проведена регулировка переключателя либо предыдущая настройка сбилась;
- поврежден трос перекидки (он может растянуться, порваться или быть близким к тому, чтобы разорваться);
- сломан переключатель;
- сломана пружина в переключателе;
- сточены зубцы роликов;
- цепь загрязнена, что мешает ей свободно перекидываться.
Поэтому при возникновении проблем с переключением, необходимо внимательно проверить каждую из возможных причин поломки. В большинстве случаев причина кроется в отсутствии регулировки или всему виной загрязнения. Детали могут изнашиваться только при долгосрочном и интенсивном использовании.
Исправление проблемы
Метод исправления возникшей проблемы будет определяться в зависимости от причины поломки.
Тросики и рубашки
Одна из самых частых проблем, с которой сталкиваются велосипедисты любители – износ тросиков. Для проверки состояния тросиков нужно найти участки без рубашки, после чего пощелкать манеткой. Это позволит увидеть внутреннюю часть троса, которая не должна иметь вылезающих нитей. Наличие подобных дефектов говорит о том, что трос пора менять.
Еще одна важная деталь — алюминиевый колпачок. Это обязательная часть троса, которая защищает его от распушения. Если он поврежден, то его необходимо заменить.
Трансмиссия
Если велосипедист заметил, что трос изношен или уже порвался, то необходимо приобрести в специализированном магазине аналогичную деталь и произвести замену в соответствии с алгоритмом:
Если же передачи переключаются, но не всегда так как требует того велосипедист, то проблема может быть заключена в роликах перекидки или кассетах, где стерлись зубцы. Единственный выход из такой ситуации — покупка новой детали.
Цепь приходит в негодность примерно каждые 100 километров. Хоть и после такого расстояния цепью можно пользоваться, она уже не будет выполнять все поставленные задачи должным образом. Поэтому у велосипедистов нередко можно заметить несколько запасных цепей.
Использование новых цепей позволит кассете прослужить дольше, так как изношенная деталь не будет влиять на остальные части велосипеда. Для определения состояния цепи используется инструмент «калибра».
[attention type=red]Важно! Цепь — это та деталь, которую невозможно починить, поэтому при износе необходимо просто приобрести новую.[/attention]
Петух
Ровный петух — залог качественного переключения скоростей в вашем велосипеде. Если же он погнулся, то есть два варианта: выгнуть его или приобрести новый. В любом случае, пока эта деталь не станет ровной, нет смысла даже пытаться настроить передачи на велосипеде, так как затея окажется неудачной из-за повреждения системы.
Одно из самых ненужных приспособлений для велосипедистов – защита для петуха. Такую деталь можно без проблем найти в любом городе. Но если сработает защита и сама деталь останется целой, а рама из-за этого треснет, то купивший такое приспособление, потерпит большие затраты.
Настройка переключателей
Переключатели на велосипеде делятся на передние и задние. Больше всего при езде повреждаются именно задние, поэтому рекомендуется произвести их настройку в первую очередь. Сам процесс будет долгим, так как здесь больше звезд, чем в переднем переключателе.
[attention type=yellow]Важно! К настройке скоростей на велосипеде необходимо переходить только после того, как все остальные детали были проверены на исправность.[/attention]
Настройка заднего переключателя:
Основные действия по настройке совершены. Велосипедисту осталось только отрегулировать точность переключений. Процедура будет усложняться в зависимости от количества используемых звезд.
Цепь устанавливается на звезды следующим образом: спереди — на самую маленькую, сзади — на самую большую. После этого подкручивается винт натяга до того момента, пока ролик не окажется максимально близко от кассеты. Он не должен тереться о кассету.
Аналогичная процедура, проводится и с цепью, которая после устанавливается на самую большую переднюю и самую маленькую заднюю звезды.
Настройка переднего переключателя:
Настраивать скорости потребуется до тех пор, пока цепь не начнет плавно и свободно перестраиваться с одной скорости на другую. Если при изменении скорости начинаются проблемы (трудный ход, цепь слетает и так далее), то трос натягивается при помощи настроечного болта до нужного положения.
После того как манипуляции с настройками завершены, проводится проверка системы при помощи заезда, где будут использоваться рекомендуемые соотношения передач. Регулировка — стандартная процедура для любого скоростного велосипеда, так как со временем натяжение тросиков ослабевает. Поэтому настройка скоростей часто является плановым мероприятием, при котором не требуется замена деталей.
Рекомендации
Не стоит ездить не велосипеде на скоростях, при которых появляется сильный перекос, 1/8, 3/1 и так далее. Рекомендуемые скорости для звезд зависят от размера:
- маленькие — 1 до 4;
- средние — 3 до 7;
- большие — от 7.
Несовместимость передачи и звезды приведет к тому, что цепь будет заедать и прокручиваться, из-за чего деталь износится на порядок быстрее.
Итак, если велосипед вдруг стал плохо работать, и езда перестала приносить удовольствие, то не следует сразу отправляться в специализированный магазин. При осмотре часто определяется, что причина плохого переключения передач кроется в комплексе мелких проблем, которые устраняются в домашних условиях: грязь, люфт, сбившиеся настройки переключателей и так далее.
Регулировка переключателя скоростей на велосипеде заднего, переднего, причины неправильного переключения и их устранение
Обычно переключатели меняют продвинутые велосипедисты, устанавливая на свой велосипед именно то оборудование, которое им хотелось бы, таким образом, подгоняя велосипед под свои задачи. Новичкам обычно не приходиться задумываться о таком приобретении, если только не случилась поломка. Тем не менее будет полезно рассмотреть популярные модели.
Первые модели были изобретены в 50-х годах. В сущности, система передач — это передний блок звёзд. Цепь перекидывается с одних звёзд на другие, увеличивая или уменьшая частоту вращения педалей.
- Быстрое вращение педалей с малой скоростью — пониженная передача. Комбинация больших звёзд спереди и сзади. Она создана для преодоления гор, бездорожья и подобных участков.
- Повышенная для высоких скоростей. Это большая звезда спереди и малая сзади.
Переключение происходит при помощи дерайлера:
- Монетки рулей тянут тросик.
- Рамка смещается и перекидывает цепь на соседнюю звезду.
- Сзади все то же самое. Латка перемещается от натяжения тросика и перекидывает цепь.
Теперь вы знаете как это работает. Существует две основные компании по производству изделий:
На руле передачи измеряются при помощи монеток:
Регулировка переключателя скоростей
Настройка переднего переключателя достаточно проста.
Однако есть свои особенности:
- Сначала необходимо отрегулировать положение переднего переключателя относительно рамки. Вам нужно немного ослабить так называемый регулировочный винт и установите рамку в горизонтальной плоскости. Эта рамка должна быть параллельно цепи.
- Следующий шаг — установка необходимой высоты переднего переключателя. Рекомендуется устанавливать зазор между грани рамки и зубьями не более 2 мм. Этот показатель во многом отвечает за качество переключения скоростей.
- Разместив рамку переднего переключателя правильно в обеих плоскостях, зафиксируйте винт.
- После этого, нужно установить цепь на самую большую звезду сзади и самую меленькую спереди.
- При помощи винта необходимо освободить трос. Крутите до упора, а затем выкрутите на один оборот так называемый регулировочный барабан.
- Теперь нужно установить рамку в такое положение относительно цепи, чтобы внутренняя сторона рамки была удалена на 1–2 мм.
- Слегка натяните трос и зафиксируйте винт.
- Теперь большую звезду системы необходимо установить цепь.
- Для регулировки используйте специальный винт H.
- Проверьте качество настройки.
Задний переключатель
Вам понадобится шестигранник и отвёртка. Перекинем цепь на самую большую звёздочку спереди. Сзади цепь накидываем на самую маленькую звезду. Делается это при помощи переключателя скоростей, даже если настройки сбиты.
Трос на переключателе фиксируется винтам, который нужно максимально ослабить. На монетки есть «барабанчик». Его нужно закрутить до упора. А затем отвернуть на несколько оборотов. Вращение подтягивает или опускает трос. Таким образом, совершаются микрорегулировки переключателя. Но сейчас мы нечего нерегулируем, а создаём нужный диапазон для будущих настроек.
Находим винт H на переключателе. Он должен быть подписан. Вращением этого винта регулируется положение роликов натяжителя переключателя относительно маленькой звёздочки.
Ваша задача сопоставить ролик натяжителя чётко напротив маленькой звёздочки.
Теперь подтяните трос и зафиксируйте винт. Очень сильно тянуть необязательно. Нужно чтобы трос просто расправился и был упругим. А вот зафиксировать лучше, как следует.
Теперь перекидываем цепь на самую большую звезду сзади. Пока передачи могут переключаться неправильно, потому что настройки полностью не окончены. Не стоит пугаться.
Спереди цепь должна быть на самой маленькой звезде. И последовательность действий повторяется. Только в это раз нужно настроить положение роликов натяжителя относительно большой звёздочки с помощью винта L. Его ход может быть менее заметным, так что будьте внимательны.
Теперь проверьте качество настроек. Может быть, нечёткость. Чтобы её устранить нужно сделать несколько щелчков барабанчиком. Теперь проверим ещё раз те же положения, где были нечёткости.
И также нужно проверить велосипед на ходу. А нечёткости скорректировать щелчками барабана. Практика вам поможет.
Передний переключатель
Для настройки вам потребуется шестигранник и крестовая отвёртка.
- Ставим цепь на большую звезду сзади. На маленькую спереди.
- Ослабляем крепёжный винт. Положение рамки регулируется винтом с маркировкой LOW. Наша задача установить зазор между цепью и левой стенкой рамки примерно в 0,5 мм.
- Теперь фиксируем тросик. Сильно натягивать не нужно. Переключаемся на меленькую звезду сзади и на большую спереди. Могут быть перебои. Пока это нормально.
- При помощи винта устанавливаем зазор меду цепью и правой стороной рамки переключателя в 0,5 мм.
- Проверяем качество настройки. Если цепь перекидывается с натягом, тогда проведите микронастройки. Сделайте не более 1–2 оборотов, чтобы не сбить настройки. Готово.
Причины некорректного переключения скоростей
При настройке переключателей многие могут столкнуться с некоторыми сложностями. Для начала немножко теории. Передний переключатель работает не сам по себе. Он работает в совокупности со звёздами системы.
На звёздах есть специальные наплывы, которые предназначены для того, чтобы цепь лучше переключалась. От состояния этих «пинов» напрямую зависит качество переключения. Если они сотрутся или износятся, тогда соответственно переключение будет очень сильно страдать.
Сам передний переключатель состоит из таких компонентов:
Рамка бывает разной толщины. Внутренняя ширина зависит от ширины цепи.
- Также нужно обратить внимание на люфты.
Как исправить дефекты
Петух — это кронштейн, на который крепится переключатель. Это заведомо слабое звено, потому что при ударе переключателя о землю повредиться именно этот компонент, а рама останется целой, что намного важнее.
Кстати, есть переключатели, которые крепятся на ось втулки. Механическая прочность системы выше, но это применяется только на экстремальном оборудовании.
Титановые рамы изготавливают с несъемными петухами, так как материал сам по себе прочный. Интересно, что на английском это звучит как Derailleur hangar. У нас же закрепилось название петух из-за гребешка на конце.
Съёмные петухи устанавливаются на карбоновые и алюминиевые рамы. Этот компонент отливается из алюминиевого сплава с большим содержанием углерода. Прочность невелика.
Если петух погнулся, то лучше его не выпрямлять. Он всё равно треснет.
Геометрия у петухов разная. Будьте внимательны перед покупкой. В велопоходы участники берут с собой запасные петухи. И обычно одного на два велосипеда хватает. Ломаются они не так уж часто.
Кстати, если петух всё-таки сломался, а кататься хочется, тогда можно сделать синглспид:
- Для этого возьмём выжимку.
- Выпресовываем один из пинов. Это не должен быть соединительный пин. Он толще остальных. Вы должны выпресовывать пин таким образом, чтобы он не выпал, а остался в звене. Лучше всего раскручивать не до конца и проверять насколько пин вышел.
- Теперь укорачиваем цепь до нужного размера. Заднее колесо лучше заранее продвинуть вперёд. Отмеряем, выжимаем полностью излишки звеньев. Кстати, точно так же заменяется старая цепь на новую.
- Устанавливаем цепь в выжимку обратной стороной. Жмём до тех пор, пока пин не щёлкнет. Этот щелчок можно пропустить. Будьте внимательны, иначе пин пройдёт дальше, чем нужно.
- Гораздо удобнее воспользоваться соединительным пином, длинный стержень которого фиксируется в звеньях, а излишки удаляются пассатижами.
- Теперь отодвигаем колесо, таким образом, цепь немного натянется.
Синглспид — велосипед с одно передачей. На нём можно добраться до ближайшего веломагазина, чтобы поставить новый петух.
Настроить велосипедные переключатели очень просто. Для этого не нужно обладать специальными навыками и знаниями. Следуйте инструкции, и у вас все получится!
Инструкция по регулировке переключателя скоростей на велосипеде Ссылка на основную публикацию
Настройка переключателей скоростей на велосипеде
В этой статье рассмотрим как производится настройка переключателей скоростей на велосипеде. Переключатели скоростей на первый взгляд могут показаться сложным механизмом хоть и имеют довольно примитивную конструкцию.
Переключение скоростей происходит из-за ослабления и натяжения тросика, двигающего переключатель. Т.е., по сути, переключатели являются простейшей механической конструкцией, и в их регулировке нет ничего сложного. Начинается настройка всегда с заднего переключателя, за исключением случаев когда требуется регулировка только одного из переключателей велосипеда.
Настройка заднего переключателя
Убедитесь, что переключатель не погнут. Если натяжитель цепи (лапка с двумя роликами внизу заднего переключателя) параллелен звездам кассеты, то все нормально.
Если нет, то скорее всего погнут не сам переключатель, а петух — крепление переключателя к раме.
Его легко выпрямить, потянув за переключатель, но не тяните за один натяжитель цепи! – он согнется раньше, чем выпрямится петух, а его уже не так просто выпрямить.
Приступаем к регулировке. Выбираем бОльшую скорость, при которой цепь стоит на самой маленькой звезде кассеты (блок звезд на заднем колесе). На переключателе есть 2 винта с маркировками H и L (см. картинку).
Крутим винт H (High) так, чтобы ролик переключателя стоял на одной линии с меньшей звездой. Теперь выбираем меньшую скорость – самая большая кассеты.
И теперь крутим винт с маркировкой L (Low) до выравнивания ролика с большой звездой.
После этого надо натянуть трос, при этом на манетке заднего переключателя должна стоять максимальная скорость. Убедитесь, что тросик четко лег в канавку у фиксирующего болта (на картинке обозначен цифрой 1) и затяните его. Закрепить трос надо с хорошей натяжкой.
Если плохо включаются высокие передачи (при наборе скорости на велосипеде), ослабьте натяжение троса регулятором (на картинке обозначен цифрой 2). Если плохо сбрасываются (при снижении скорости езды), то нужно натянуть трос, выкручивая регулятор натяжения.
Если обвеска байка по-дороже, то регулятор есть и на манетке, что позволяет регулировать натяжение тросика на ходу.
Теперь последняя регулировка. Поставьте цепь спереди на маленькую, а сзади на самую большую звезду и прокрутите педали назад.
Крутя винт натяжения (на картинке обозначен цифрой 3) добейтесь того, чтобы верхний ролик заднего переключателя находился как можно ближе к звезде, но не касался ее. Это нужно для наиболее плавного переключения скоростей.
Теперь поставьте максимальную скорость – спереди большая звезда, сзади самая маленькая и убедитесь, что и в таком положении ролик не касается звезды кассеты. На дешевых переключателях этой регулировки может и не быть.
Настройка переднего переключателя
Передний переключатель отрегулировать будет еще проще чем задний. Но важно чтобы он был правильно закреплен на раме велосипеда. Когда цепь стоит на самой большой звезде, от звезды до рамки переключателя должно быть от 1 до 3 мм. И рамка должна быть параллельна звездам. Если все так, то можно начинать настраивать.
Выставьте минимальную скорость – сзади самая большая, а спереди маленькая звезда.
Ослабьте натяжение тросика и крутите винт с маркировкой L (Low (где он находится видно на картинке) пока между цепью и рамкой переключателя не останется миллиметровый зазор.
После этого закрепляем тросик винтом (на картинке обозначен цифрой 4) с хорошим натяжением. Нужно следить, чтобы он лег в специальную канавку возле винта.
Теперь выставляем максимальную скорость, когда спереди цепь на самой большой звезде, и на меньшей кассеты, и крутим винт с маркировкой H (High), чтобы зазор между цепью и внутренней плоскостью рамки составил миллиметр. Если после этого цепь все равно неохотно залезает на большую звезду отверните немного винт H.
Теперь садимся на байк и пробуем насколько успешно прошла настройка переключателей скоростей. Если цепь плохо переключается на пониженную скорость (меньшие звезды) покрутите регулятор натяжения тросика, расположенный на монетке переднего переключателя на руле, чтобы ослабить натяжение тросика. Когда цепь вяло залезает на большие звезды, натяните тросик этим же регулятором.
Проблемы
Если при кручении педалей с усилием цепь проскакивает, это означает, что она растянулась и ее пора менять. Если вы ее давно не меняли, возможно придется поменять еще и звезды с кассетой, т.к. изношенная цепь быстро приводит в негодность звезды.
Если плохо включаются какие-то определенные скорости, проверьте свободно ли ходит тросик в рубашках и нет ли надломов, а также мест с расплетенной обмоткой тросика. Рубашки с надломами и те, в которых трос проходит с трудом подлежат замене, как и поврежденный тросик. Эта же проблема может быть вызвана погнутым петухом.
Если переключатель внезапно вообще перестал работать, то проблема однозначно в тросике: либо он плохо закручен фиксирующим болтом, либо порвался.
И еще важный момент. При переключении скоростей следите за тем чтобы не было перекоса цепи, из-за расположения ее одновременно на противоположных звездах шатуна и кассеты, а так же на средней звезде и крайних звездах кассеты. Неправильное расположение цепи показано схематически на картинке. Из-за этого происходит быстрый износ как цепи так и звезд.
В целом настройка переключателей скоростей велосипеда выполняется быстро (30-40 минут) и без особых усилий.
Почему на велосипеде скорости переключаются сами. Что нужно знать о настройке? Принцип работы переключателя скоростей — видео
Велосипеды очень крепко влились в нашу жизнь. При их помощи мы отдыхаем, передвигаемся до магазина и обратно, а некоторые даже путешествуют.
И это не удивительно, так как такой вид транспорта, как велосипед, обходится намного дешевле, нежели любой средний автомобиль. К тому же он не вредит экосистеме, да и вообще полезен для здоровья.
И конечно, как и любая другая техника, он имеет свойство ломаться.
Это может быть как банальный прокол шины, так и вполне серьезная поломка, например перелом передней вилки и т. п. Но все таки лидирующий вид поломки велосипедов после прокола шины — переключатель скоростей. Чаще всего такая проблема возникает со спортивными велосипедами, так как на городских или прогулочных велосипедах зачастую такая система отсутствует.
А принцип его работы заключается в том, что при помощи тросиков происходит натяжение или ослабление механизмов, и цепь переходит на нужную звездочку спереди или сзади.
Как настроить задний переключатель на велосипеде
— дело не хитрое, и его сможет осуществить любой, кто хоть немного разбирается в механизмах.
Чтобы самостоятельно настроить все механизмы и привести их в действие, нужно сделать следующее:
- нужно проверить, не погнут ли сам переключатель. Это можно определить, посмотрев на натяжитель — он должен быть параллелен звездам на заднем колесе. Если все дело в нем — то его нужно постараться выпрямить при помощи плоскогубцев или иных инструментов.
- если с переключателем все нормально, то скорее всего во всем виноват петушок (это крепление, на которое ставиться переключатель). Чаще всего он также загибается, и его приходится периодически выпрямлять, так что при первой поломке его нужно заменить.
Если все описанное выше выполнено или в порядке, то можно приступать к непосредственно самой настройке переключателя.
Выполнять это следует следующим образом:
- ставим переключатель на самую высокую скорость (то есть на самую маленькую звезду)
- находим два винта — H и L. Вращаем винт H, чтобы ролик на переключателе сдвинулся на одну отметку с меньшей звездой
- ставим на самую низкую скорость (большая звезда), и вращаем винт L до выравнивания ролика с большой звездой
- снова ставим на самую большую скорость, и натягиваем тросик. При этом нужно убедиться, что он попал в специальный прем. Натягивать следует по — туже!
- проверить переключение! Если переключается очень туго, или вовсе не переключаются, то нужно немного ослабить тросик, или наоборот натянуть его.
- если все работает хорошо, то можно считать что дело сделано.
Причины сбоя в работе заднего перебрасывателя
Причины могут быть разнообразными — это и загнутый петух или переключатель, плохая натяжка тросика, коррозия на деталях и т. п. Обычно такие проблемы случаются в том случае, если произвелась неправильная настройка переключателя или велосипедом давно никто не пользовался, что вызвало коррозию на деталях перебрасывателя , и его движение затруднено.
Регулировочные винты на переключателе
Регулировочные винты — это те самые H и L винты, которые используются при настройке заднего переключателя. Их действие основано на фиксации переключателя скоростей, что позволяет ему не болтаться.
Обычно к ним обращаются всего один раз, при первой настройке, и больше их не трогают. Но в случае поломки петушка или переключателя без них просто не обойтись.
Они не лишком чувствительны, поэтому их можно смело крутить и настраивать как нужно.
Тросики и рубашки
Особое внимание так же следует уделить и тросикам с рубашками. Рубашка — это оплетка тросика. А особое внимание следует им уделить по той простой причине, что если тросик или рубашка будут повреждены, то в самый ответственный момент он может порваться, и в последствии переключение скоростей будет невозможно.
Поэтому их нужно выбирать очень тщательно, чтобы не было никаких повреждений или следов ржавчины, и для каждого тросика свой тип рубашки. Их всего три — это плетка SIS, оплетка SIS-SP и витая оплетка. На основе выбранного тросика, следует подбирать и правильную рубашку. Иначе может произойти так, что тросик перетрет всю оплетку, и он выйдет из строя.
Петух заднего переключателя
Петух (или петушок) — это деталь, при помощи которой переключатель крепится к раме.
К тому же он обеспечивает более надежную защиту рамы от всестороннего воздействия, таких как например падение с большой высоты или большого перегруза велосипеда.
В первую очередь из строя выходит петух, и это спасает саму раму. Ведь петуха всегда можно поменять, а вот рама при повреждении может и не подлежать ремонту.
Поэтому эта деталь является так же очень необходимой, и если возникает потребность в его приобретении, то выбирая его, следует обратить внимание на следующие характеристики: его состав сплава (какие металлы использованы при изготовлении), качество (отсутствие сколов и трещин) и конечно же цена.
Он не должен стоить больше 500-600 рублей, конечно все зависит от желания покупателя. Можно приобрести и такие, которые стоят намного дороже, но это излишне.
Цепи и звездочки
Эти две детали являются основными частями велосипеда, так как при помощи их осуществляется непосредственно движение. Чаще всего звездочки представляют из себя касету , которая состоит из 6-7 звездочек. Все зависит от количества скоростей на велосипеде.
А цепи различаются по шагу и длине. Шаг цепи — это размер одного звена на звездочке или цепи, и в соответствии с шагом на звездочке, нужно подбирать цепь с нужным шагом. Длина в основном везде одинаковая, но может быть и индивидуального размера. Тогда ее придется очень долго искать, или же склепать самостоятельно.
Ролики натяжителя цепи
Ролики натяжителя входят в механизм, который обеспечивает качественное натяжение цепи во время переключения скорости или во время движения самого велосипеда. Без него цепь не будет держаться на одном уровне, что не позволит ни крутить педали, ни производить переключение скоростей.
Переключатели на руле
Переключатели на руле бывают двух видов — рычажные и цилиндрические. Рычажные представляют собой небольшой рычажок, расположенный слева или справа на руле, при помощи которого происходит натяжение тросика.
Цилиндрические — это переключатели, которые монтируются вместе с резиновой или пластиковой ручкой на край руля. Переключение здесь происходит при повороте ручке вниз или вверх с последующем натяжении тросика и перемещении цепи на нужную звезду, расположенную сзади. Они гарантируют качественное и быстрое переключение не слезая с велосипеда и прямо во время движения.
Точная настройка заднего переключателя как сделать
Самым важным фактором при регулировке переключателя является точность. Произвести точную настройку можно так, как описано в начале статьи, но при осуществлении нужно уделить особое внимание не только регулировочным винтам, но и всему механизму в целом.
То есть при настройке нужно следить за состоянием натяженности цепи и тросиков, положению роликов и т. д., так как при точной настройке они могут уходить в сторону, что затянет время ремонта на некоторое время.
Как настроить передний переключатель на велосипеде
Регулировка переднего переключателя происходит немного проще, ежели заднего. Здесь важным фактором является его правильная и надежная установка на раму, а все остальное делается в течении 15 минут .
Правильное положение переднего переключателя — это когда цепь находится на самой большой звезде, и от звезды до рамки сохраняется расстояние 1-3 мм. Тогда можно считать, что переключатель установлен правильно.
- нужно выставить минимальную скорость-то есть сзади цепь стоит на самой большой звезде,а спереди на самой маленькой.
- немного ослабте натяжение тросика и крутите винт L, пока между цепью и рамой не останется зазор в 1мм
- прочно закрепляем тросик, перед этим вставив его в специальную канавку.
- выставляем самую высокую скорость
- регулируем при помощи винта H зазор между цепью и внутренней стороной рамки
- проверяем работоспособность
- если переключение идет туго, то настраиваем при помощи винтов до нужного состояния
- После всех проводимых манипуляций, велосипед следует отмыть и смазать все детали (цепь, звездочки и т. д.)
Переключатели на руле
Переключатели здесь стоят точно такие же, как и на заднее колесо. Они абсолютно ничем не отличаются, и даже располагаются точно так же.
Тросики и рубашки
Тросики на отличаются от переключателя на заднем тем, что они могут быть немного короче, и даже немного тоньше. А рубашки так же делятся на три типа, и под каждую рубашку — свой тросик.
Полезные советы по эксплуатации переключателей скоростей на велосипеде
Конечно, поломок и регулировок можно избежать, если тщательно соблюдать все правила.
- как можно чаще мыть велосипед и его детали, и после тщательно его высушивать, так как грязь и коррозия — главные враги металлических изделий
- смазывать все детали машинным маслом или солидолом (импортные средства справляются не очень качественно, а зачастую и вовсе вредят)
- лезть самостоятельно чинить механизмы только в крайних случаях, так как по неопытности можно только усугубить положение, так что лучше попросить о помощи профессионалов или друзей.
В заключении хочется сказать, что любую вещь можно починить самостоятельно, если все делать правильно, соблюдая все перечисленные выше советы. Или вовсе начинать следить за его состоянием от самого момента покупки. И тогда не придется раскошеливаться на новые детали, которые к тому же еще и стоят в 2 раза больше самого велосипеда.
Почему на велосипеде плохо переключаются передачи
Как обычно, на велосипеды начального уровня соответственно ставят трансмиссию самых недорогих групп. Когда передачи плохо переключаются и заедают, то владельцы таких велосипедов говорят, чего мол можно ожидать от недорогих компонентов. Очень сильно удивляются те, кто приобрел значительно более дорогой велосипед, когда также через время у них возникают проблемы с переключением.
Никто не хочет сказать, что разницы между топовыми и начальными компонентами нет, просто причины нечеткой работы переключателей не так зависят от их класса, как от их состояния и правильной настройки. Почему на велосипеде плохо переключаются передачи?
Причины плохого переключения передач
Тросики и рубашки
Самая распространенная причина плохого переключения, особенно у велосипедистов без опыта, у некоторых любителей велосипеда они находятся в ужасном состоянии. Осмотрите участки тросиков, не скрытых рубашкой и пощелкайте манетками, чтобы оголилась скрытая часть. На тросах не должно быть задиров или торчащих нитей. Если они есть, то тросы и может рубашки надо сразу менять.
Чтобы осмотреть трос полностью, надо разжать плоскогубцами алюминиевый колпачок, предохраняющий трос от распушения и открутить болт, который крепит трос к заднему переключателю.
Освободите рубашку из упоров и аккуратно снимите ее с троса. Второй конец троса можно оставить в гнезде в манетки. Когда трос полностью оголен, осмотрите его еще раз на предмет задиров нитей и потертостей.
Протрите его тряпкой с WD-40.
Если рубашки в порядке, то их можно использовать дальше. Чтобы прочистить их от грязи, которая там скопилась, залейте в них WD-40, и поводите там тросом.
Надо знать, что тросы и рубашки не смазывают, особенно густыми смазками, иначе через некоторое время в рубашках образуется смесь из смазки и грязи. Можно брызнуть легкой смазкой в виде спрея, но он быстро улетучится и толку будет мало. Есть тросики с покрытием из тефлона, они скользят лучше, стоят дорого и тефлон в местах трения стирается быстро.
Погнутый петух
Бывает так, что при идеально настроенном заднем переключатели, скорости переключаются нечетко, даже при хорошем состоянии тросиков и рубашек. Причиной может быть погнутый петух при неаккуратной транспортировке велосипеда или от удара.
Если вы проделали все процедуры регулировки и все равно не смогли добиться четкого переключения, осмотрите петух. Если он кривой, то его надо выравнивать, но не перестарайтесь, так как алюминий дает микротрещины.
Есть много способов его выровнять, но это уже в другой статье.
Люфт заднего переключателя скоростей
Осмотрите задний переключатель и там, где входит трос подвигайте его рукой от себя-от на себя. В идеальном варианте люфт должен вообще отсутствовать, но если он небольшой, то ничего страшного, особенно на недорогих группах компонентов трансмиссии.
При эксплуатации этот люфт постепенно увеличивается, и при переключении происходят задержка перехода на другую звезду, нечеткость и т. д. Очень точная настройка может исключить влияние люфта, ну а если он слишком большой, тогда надо менять переключатель.
Как правило причиной плохого переключения передач является комплекс тех проблем, что описаны выше. Все вместе по чуть чуть они дают негативный результат, просто необходимо регулярно ухаживать за велосипедом.
Как настроить задний и передний переключатели скоростей на велосипеде + фото и видео
Переключатели скоростей активно используются при катании как на горных, так и на городских велосипедах. От их качественной работы зависит многое: удовольствие от велопрогулки, качество езды и даже ваша безопасность. Перед каждым велосезоном нужно проверить и при необходимости правильно настроить этот механизм.
Какие детали помогают настроить переключатели скоростей
Многоскоростной горный или городской велосипед оснащён несколькими передачами и даёт новые возможности. На нём гораздо легче покорять вершины, ездить по неровностям, даже выполнять различные трюки. Чтобы получать удовольствие от велопрогулок, нужно правильно настроить переключатель скоростей.
Тем, кто впервые решил самостоятельно разобраться с механизмом переключателя, нужно сначала ознакомиться с деталями трансмиссии и их функциями.
Знание устройства современных велосипедов помогает правильно настроить переключение скоростей
Подробно останавливаться на каждой части велосипеда мы не будем. Рассмотрим лишь некоторые элементы, которые входят в состав трансмиссии.
- передний переключатель помогает цепи перемещаться по ведущим звёздам системы. Крепится к раме в районе педалей;
- система — часть переднего переключателя. Состоит и звёзд, различных по диаметру и количеству зубьев, которые крепятся на шатунах специальными болтами;
Передний переключатель находится в районе педалей
Задний переключатель расположен на заднем колесе
Цепь велосипеда — важная часть трансмиссии
Манетки крепятся на руле и отвечают за переключение скоростей
Трос трансмиссии соединяет манетку с переключателем
Работа у заднего и переднего переключателя скоростей заключается в следующем: если трос натягивается, то рамка переключателя передвигает цепь на более высокие звёзды. Если, наоборот, ослабить трос, то рамка перекинет цепь на меньшие звёзды.
Переключаются скорости с помощью шифтёров (монеток), расположенных на руле. Задний переключатель регулируется правым шифтёром. Таким образом цепь перескакивает между задними звёздами. А передний переключатель регулируется шифтёром с левой стороны. Так перескакивает цепь среди передних звёзд.
Принцип работы переключателя скоростей — видео
Типы переключения передач
Прежде чем производить настройку, определите, какое переключение передач у вашего велосипеда. Существует 3 основных типа переключателей.
Внутреннее переключение скоростей на горном велосипеде
Основа такой конструкции — планетарные втулки. В этом механизме не применяются кассеты. В трансмиссию входит всего 2 звезды: передняя и задняя. Весь механизм спрятан внутри. Обычно отсутствует и передний переключатель передач.
Все элементы переключателя скоростей спрятаны в корпус
Такой механизм часто встречается на шоссейных, прогулочных, складных и городских велосипедах. Сама система находится внутри задней планетарной втулки. Такой тип переключателя скоростей можно наблюдать, например, у городского велосипеда Forward Surf (3 передачи скоростей).
Внешнее переключение на скоростном велосипеде
Внешний тип принадлежит большинству многоскоростных велосипедов. Его используют как на горных, так и на городских прогулочных моделях. Механизм составляют переключатели передач и звёзды, образующие кассету или систему. Скорость меняется при помощи заднего и переднего переключателей.
Элементы внешнего типа переключения передач — переключатель и кассета
Такой тип переключения скорости можно увидеть как на городском Forward Dortmund (7 скоростей), так и на горном велосипеде Forward Agris (24 скорости). Этот переключатель можно настраивать самому, изучив механизм.
Устройство ходовой части велосипеда, принципы работы — видео
Комбинированный механизм
Комбинированный тип представляет собой сочетание внешнего и внутреннего механизма. Он крепится на втулке заднего колеса велосипеда.
Комбинированный переключатель является гибридом внешнего и внутреннего типов переключения скоростей велосипеда
Этот механизм встречается крайне редко, так как он собрал в себе все отрицательные стороны как внешней, так и внутренней системы переключения скоростей. Настраивается он только профессионалом.
Классификация переключателей
В современном мире существует множество фирм, которые создают оборудование для велосипедов. Самые лучшие по качеству модели изготавливают такие корпорации, как Shimano (Япония) и Sram (Америка), производящие целые линии переключателей.
Устройства для профессионалов:
Линии для спортивных велосипедов:
Переключатель скоростей Sram ESP 7.0 специально создан для спортивных велосипедов
Линейка переключателей для любителей:
Принципиальной разницы в регулировке и работе разных линий переключателей от одной фирмы нет. Например, разные группы переключателей фирмы Shimano работают одинаково и взаимозаменяемы. Допустим, на привод восьмискоростных переключателей Alivio, Altus, Acera можно ставить девятискоростные системы Deore, Deore XT, Deore LX, XTR и наоборот.
Разница между устройствами линейки Shimano — видео
Что может повлиять на качество работы переключателей
Важно выяснить, что стало причиной возникновения неполадок.
Растянутый трос
Этот дефект регулируется барабаном на шифтёре.
Порванный трос
Если деталь повреждена, её нужно заменить.
Меняем трос на велосипеде — видео
Проблемы с пружиной параллелограмма
Для более качественной работы возвратной пружины нужно её помыть. Затем смазать, предварительно почистив.
Погнулся или поломался петух
Если лапка заднего переключателя стоит косо, значит, погнулось крепление. Этот дефект вы можете исправить самостоятельно.
Деформация переключателя
Частая причина такой поломки — удар велосипеда. Обычно страдает задний переключатель, передний очень сложно погнуть. После поломки стоит проверить, какие именно детали поломались.
Меняем детали трансмиссии велосипеда — видео
Как отрегулировать задний переключатель скоростей
Задний переключатель — машинка, которая перекидывает цепь с одной звёздочки заднего колеса на другую. На сегодняшний день таким переключателем оборудовано подавляющее число скоростных велосипедов.
Задним переключателем скоростей оборудовано большинство скоростных велосипедов
Задний переключатель состоит из следующих элементов.
Настройка заднего переключателя нужна, если сбилась работа механизма, цепь перепрыгивает нужные звёзды, скорость не переключается, слышен скрежет или громкие звуки. Настроить механизм и отладить его работу можно самостоятельно. Вам понадобится крестовая отвёртка и шестигранник №5.
Для начала убедитесь, что переключатель установлен вертикально и параллельно велосипеду. Если всё в порядке, можно переходить к настройке. Для удобства переверните велосипед вверх колёсами, поставив на седло и руль, это даст доступ к самому переключателю и винтам регулировки.
С помощью правой манетки спускаем цепь
Отпускаем винт, держащий тросик
Винт Н ограничивает верхнюю передачу
Все 3 звёздочки должны лежать в одной плоскости
Оттягиваем рукой трос и закрепляем винт
Регулируем натяжение троса поворотом барашка
Регулируем положение переключателя
Настраиваем, пока рамка и самая большая звезда не образуют одну линию
Настройка заднего переключателя скоростей — видео
Регулировка переднего переключателя
Передний переключатель встречается реже, чем задний. Велосипеды с таким устройством более дешёвые. Передний переключатель переводит цепь по звёздам системы. Передвигаясь из стороны в сторону, он толкает цепь на следующую звезду.
Устройство переднего переключателя скоростей
Устройство переднего переключателя.
Основная проблема переднего переключателя — цепь задевает за рамку при езде. Устранить эту неполадку можно самостоятельно.
Настройка правильной работы механизма
Спускаем винт, держащий трос
Регулируем правильное положение рамки, для этого крутим винт L
Держим трос рукой и фиксируем винт
Натягиваем трос поворотом барашка против часовой стрелки
Регулируем рамку винтом Н
Устраняем неполадки переднего переключателя — видео
Как переключать скорости на любом велосипеде от Мерида до дамской модели
Чтобы легко и комфортно кататься, прилагая при этом меньшие усилия, нужно правильно переключать скорость.
Как переключать скорости правильно — видео
Если перед каждым велосезоном проводить профилактику работы переключателя передач, то проблемы, связанные с трансмиссией, сведутся к минимуму. Ведь очень неприятно, когда механизм даёт сбой в пути. А настроить переключатель скоростей самостоятельно и устранить неполадки несложно даже новичку.
Как на велосипеде переключаются скорости на велосипеде
Рано или поздно каждый велосипедист сталкивается с тем, что необходимо провести элементарное обслуживание велосипеда. Разумеется, если у байка обнаружена серьезная неисправность, то лучше всего обратиться в профессиональную мастерскую. Однако некоторые манипуляции со своим железным другом можно выполнять самостоятельно. Например, своими руками отрегулировать переключатель.
В каких случаях требуется настройка?
– Вы купили велосипед, который сотрудники магазина не обслужили должным образом (не была проведена полноценная предпродажная подготовка);
– Переключатель перестал работать корректно после неправильной перевозки байка;
– На велосипеде проехали уже много километров – трансмиссия нуждается в регулировке.
Какие нужны инструменты?
Настройка переднего переключателя
1. Установите переключатель в такое соотношение: наименьшую звезду поставьте спереди, тогда как наибольшую – сзади.
2. Аккуратно открутите тросик.
3. С помощью винта ограничителя под низкие передачи настройте положение рамки. Она должна быть расположена на расстоянии, не превышающем 3мм от цепи.
4. Осуществите легкую натяжку тросика переднего переключателя.
5. Поставьте скорость на средней звезде. Необходимо убедиться, чтобы цепь не задевала внешнюю рамку. В противном случае – натяните тросик посильнее.
6. Установите переключатель на самую маленькую звезду. Протестируйте, свободно ли переключаются скорости. Если работа некорректна, то настройте винт ограничителя под высокие передачи.
Настройка заднего переключателя
1. Отрегулируйте переключатель на самую маленькую звезду.
2. Ослабьте тросик. Просто открутите винт зажима, который установлен на зад. переключателе.
3. Установите цепь перед. переключателя на средней звезде.
4. Протестируйте работу цепи. Необходимо покрутить педали. При спаде цепи потребуется дополнительная регулировка винта ограничителя под высокие передачи. В конечном счете зад. переключатель и наименьшая звезда спереди должны быть расположены на одной линии.
5. Хорошенько натяните тросик. Зажмите болт, фиксирующий затяжку.
6. Проверьте работу переключателя, пройдясь по всем скоростям (от наименьшей до наибольшей). Если в каком-то месте система работает плохо, то продолжите регулировку натяжку тросика – до тех пор, пока каждая скорость не будет переключаться абсолютно корректно.
Примечание
В процессе настройки переключателя скоростей не забывайте, что любую манипуляцию с тросиком следует производить предельно аккуратно и скрупулезно. Торопиться точно не стоит! Откручивая/закручивая болты, тоже не спешите – не более одного оборота за раз.
Регулировка передач – крайне важный аспект, отражающийся на работе всего велосипеда. Отнеситесь к приводу максимально серьезно. Однажды настроив переключатель, делайте это систематически. И тогда езда на велосипеде будет приносить исключительно удовольствие!
Инструкция: как настроить скорости на шоссейном велосипеде
Сколько времени вы обычно тратите на то, чтобы настроить скорости на велосипеде? Или считаете, что такое непростое дело можно доверить только профессионалу? Понятные рекомендации, приведенные в нашей инструкции, помогут вам быстро отрегулировать передачи велосипеда самостоятельно.
Почему скорости могут плохо переключаться
Деформация петуха
Держатель заднего переключателя – расходная деталь, которая обычно деформируется или ломается при ударе (падении) велосипеда. Если держатель согнут, точное переключение передач велосипеда невозможно.
Как проверить: в нормальном положении петуха, рамка с роликами должна быть параллельной звездам скоростей. Если же рамка выгнута под углом к кассете, петух деформирован.
Как исправить в домашних условиях: вставить шестигранник в крепежное отверстие и попробовать осторожно выровнять деталь. Если деформация незначительна и не видна невооруженным глазом, исправить деталь можно только в мастерской.
Засор рубашек
Во время эксплуатации велосипеда внутрь рубашек попадает пыль, грязь и вода. Чтобы продлить срок службы рубашек, используйте колпачки с внутренним пыльником. Нюанс: не используйте тормозные рубашки для переключения скоростей.
Как проверить: отсоединить тросик переключателя и подвигать его вручную. Если рубашки засорены, тросик будет ходить туго.
Как исправить в домашних условиях: разберите систему, снимите колпачки с рубашек и обработайте внутри при помощи спрея по типу ВД-40 или тефлона. Второй этап — при помощи шприца залейте в рубашки любое машинное масло.
Залом или распушивание троса
Незначительная деформация тросика внутри рубашки может значительно ухудшить переключение скоростей.
Как проверить: снять рубашки и осмотреть состояние тросов. Убедитесь, что у тросов отсутствуют вылезшие нити и следы распушивания, в рубашках они ходят плавно и с минимальным усилием.
Как исправить в домашних условиях: полностью заменить износившиеся тросики.
Не работает половина кассеты
Частичная блокировка кассеты происходит из-за излишнего натяжения тросика.
Как проверить: проверьте положение рубашек. Возможно, одна из них вылетела из крепежного отверстия.
Как исправить в домашних условиях: подкорректируйте положение рубашки и проверьте уровень натяга троса.
Проскакивает цепь
Если цепь проскакивает при переходе на определенную скорость, источник проблемы – износ или деформация звезды.
Как проверить: осмотрите внимательно передние и задние звезды. Возможно, загнулся или сломан зубец, погнута звезда.
Как исправить в домашних условиях: поможет частичная или полная смена деталей кассеты.
Если цепь проскакивает с постоянной периодичностью, скорее всего проблема в самой цепи.
Как проверить: повращайте колесо и понаблюдайте, как цепь проходит по роликам заднего переключателя. Вы сможете вычислить звенья, которые не сгибаются. Такой эффект может наблюдаться после замены цепи, если пережато одно из звеньев, или звенья цепи погнулись после падения.
Как исправить в домашних условиях: если звено выгнуто винтом, его нужно убрать и укоротить цепь. Если звено выгнуто в одной плоскости, можно попробовать подкорректировать участок цепи с этим звеном вручную.
Износ элементов трансмиссии
Уровень износа цепи можно проверить:
- при помощи калибра, который вставляется в цепь и показывает процент износа
- при помощи штангенциркуля: выставить на 119 мм, после чего вставить в звенья цепи и развести до упора губок. Если показатель увеличивается более чем на 1% (120,19 мм), потребуется замена цепи и кассеты; при удлинении цепи на 0,75% достаточно заменить только цепь.
Чтобы проверить износ кассеты, визуально сравните ширину зуба наиболее часто используемой звезды с наименее часто используемым (как правило, самой большой). Если ширина сильно отличается, деталь пора заменить. Чтобы кассета служила максимально долго, старайтесь чаще переключать передачи для равномерного износа звезд.
Износ роликов проявляется частичным или полным стиранием его зубчиков. При выходе из строя подшипника заднего переключателя появляется значительный люфт. Необходимо заменить изношенные детали. Ролики на втулках скольжения считаются более долговечными и практичными по сравнению с роликами на шариковых подшипниках.
Чтобы проверить износ механизма трещотки, покатайтесь на всех передачах по очереди. Если проблема в орехе, то цепь будет проскакивать на всех скоростях. Необходимо заменить элемент трещотки или полностью кассету (в зависимости от строения механизма).
Несоответствие элементов переключателя
Иногда корректная регулировка переднего переключателя на велосипеде невозможна из-за несоответствия элементов параметрам минимальной разницы между числом зубов на большой и средней звезде.
Например, если переключатель, подходящий для системы 44/32, поставить в систему 42/32, его невозможно будет правильно установить. Перед заменой элементов убедитесь в их совместимости. Если сомневаетесь, выбирайте универсальный передний переключатель (типа Shimano Altus FD-M311), который подходит для большой звезды размера 42-48Т.
Когда необходима настройка скоростей
Система скоростей велосипеда требует корректировки, если срабатывают не все передачи или переключение некорректное. Это может произойти в результате:
- замены одного или нескольких элементов трансмиссии (цепи, кассеты, ролика, подшипника и т.д.)
- износа (растяжения) тросика или рубашек
- деформации деталей вследствие удара или падения
Иногда дополнительная корректировка требуется после покупки велосипеда. Перед тем как приступать к настройке скоростей на новом велосипеде, рекомендуется промять рубашки. Для этого потяните за тросик с умеренной силой во всех местах, где он оголен. После механического воздействия на тросик вы увидите, что он начал провисать. Освободите трос на заднем переключателе, подтяните регулировку на манетке и снова закрепите его.
Перед настройкой скоростей на велосипеде б/у очистите все элементы трансмиссии от грязи и пыли, смажьте пружину, тросики и цепь. Для корректной работы переключателя ширина цепи должна соответствовать уровню переднего переключателя. Недопустим сильный люфт переключателя и подшипников каретки. Следите, чтобы звезды системы были идеально ровными и вращались в одной плоскости.
Необходимый набор инструментов
В зависимости от модели велосипеда инструменты для настройки скоростей могут незначительно отличаться. Базовый набор выглядит так:
- Инструмент для откручивания винта, который фиксирует трос на переключателях (отвертка под шестигранник или звездочку, гаечный ключ на 9 в зависимости от типа переключателя)
- Ключ (отвертка) для настройки ограничивающих винтов
- Пассатижи для натяжения троса
Как настроить задний переключатель
Настройка ограничителя
Настройка заднего переключателя начинается с регулировки ограничительных винтов. Для регулировки крайнего положения переключателя устанавливаем цепь сзади на маленькую, а спереди – на большую звезду.
Винт L (Low) соответствует большой звезде, винт Н (High) – маленькой. При помощи этих винтов мы ограничиваем крайнее положение заднего переключателя, чтобы цепь не застревала между маленькой звездой и рамой, а также между спицами и большой звездой.
Винт Н нужно подкрутить так, чтобы верхний ролик заднего переключателя находился точно под маленькой звездой. Когда мы его завинчиваем, переключатель перемещается к спицам, когда отпускаем — наружу.
Подтягиваем трос и зажимаем его винтом. Если скорости плохо переключаются на маленькую звезду, слегка отпустите регулировочный винт Н.
Переводим цепь на последнюю звезду для настройки винта L. В плотно закрученном положении винт препятствует сбрасыванию цепи к спицам. Попробуйте повращать педали, нажимая рукой на переключатель. Если цепь спадает, закрутите винт туже.
Настройка перекидки
При натяжении троса манеткой переключатель переходит с меньшей звезды на большую, при освобождении — возвращается в первоначальное положение под действием пружины. Перед началом регулировки лучше совместить ролик переключателя с зубьями первой звезды. Таким образом каждая последующая скорость настраивается автоматически.
Завинтите до упора барашки на заднем переключателе и манетке, после чего отпустите на пол-оборота. Отвинтите крепежный винт и освободите тросик. Переведите цепь при помощи манетки на маленькую звезду, завинтите все регулировки тросика. Потом закрепите тросик и проверьте переключение скоростей, вращая педали.
Если при переходе на высокую скорость цепь перескакивает плохо, значит, трос перетянут. Его нужно ослабить, завинтив плотнее барашек на манетке. Если после ослабления тросика скорости плохо переключаются, ослабьте винт Н.
Если перекидка не переключает на большую звезду, барашек на манетке нужно ослабить, тем самым натянув тросик. Если скорости все равно плохо переключаются, слегка отпустите винт L.
Настройка натяжителя
Винт b-tension регулирует натяжение тела заднего переключателя. В разных моделях велосипедов он может находиться в районе петуха или верхнего ролика.
Обычно регулировка натяжителя не требуется, достаточно среднего положения, установленного по умолчанию.
Однако в некоторых случаях винт b-tension нуждается в регулировке:
- установка кассеты с большой задней звездой
- установка широкой кассеты
- смена длины цепи
После таких модификаций при переключении на низкую скорость верхний ролик заднего переключателя цепляется за зубья большой звезды. Вследствие этого возникает неприятный звук и сложности с переключением на большую звезду. При завинчивании болта b-tension задний переключатель отдаляется от большой звезды. Оптимальное расстояние — 5 мм между зубьями звезды и ролика переключателя. Регулировка заднего переключателя скоростей выполняется в положении цепи спереди на маленькой звезде, сзади — на большой.
Видео настройки натяжителя цепи:
Как настроить передний переключатель
Настройка переднего переключателя скоростей начинается после того, как настроены скорости на заднем. Перед настройкой убедитесь, что рамка переключателя из жесткого металла, без деформаций и трещин.
Видео настройки переднего переключателя:
Настройка ограничителя низких передач
Настраиваем регулировочный винт низких передач, обозначенный L. Спереди устанавливаем цепь на маленькую звезду, сзади – на большую. Подкручиваем винт L так, чтобы при вращении колеса цепь немного цепляла дальнюю нижнюю рамку переключателя. Как только вы почувствуете, что цепь трется о рамку, отпустите винт на четверть оборота.
Настройка ограничителя высоких передач
Сзади переставляем цепь примерно на середину кассеты, спереди при помощи манетки переключаем на среднюю звезду. Если цепь переходит на верхние звезды неохотно, нужно подтянуть трос, немного отпустив винт переднего переключателя. Отрегулировав цепь на средней звезде, переключаем спереди на большую, а сзади — на маленькую. Это второе крайнее положение, которое соответствует винту высокой передачи H. В таком положении регулируем винт таким образом, чтобы он ограничивал ход рамки переднего переключателя и цепь не слетала на шатун. Следите, чтобы цепь не цепляла внешнюю переднюю рамку при вращении педалей
Настройка перекидки
Сзади устанавливаем цепь на большую звезду кассеты, спереди – на маленькую. Убедитесь, что тросик занимает правильное положение в канавке.
Завинчиваем до упора регулировочный винт на манетке, потом отвинчиваем на один оборот. Откручиваем винт, фиксирующий тросик, и снимаем его. Ослабьте крепежный винт хомута переднего переключателя, чтобы выставить его в нужное положение по высоте и углу (в случае, если передний переключатель крепится к раме при помощи хомута). При установке перекидки соблюдайте два условия:
Что делать если не переключается скорость на велосипеде: способы решения проблемы
Необходимо всегда поддерживать велосипед в исправном состоянии. Но несмотря ни на что, некоторые детали имеют свойство изнашиваться, что влечет за собой определенные проблемы. Например, не переключается скорость на велосипеде. В чем же кроется причина и как это исправить? В одних случаях проблему можно решить на месте, в иных ситуациях требуется заменять изношенную деталь.
Причины
Схема работы переключения скоростей подразумевает перекидывание цепи. После того как манетка была дернута, нужно прокрутить педаль, только после этого цепь перейдет на другую звезду. Посторонние звуки и щелчки при переключении могут говорить о том, что нужна настройка перекидки.
Почему может не переключаться скорость:
- износились цепь или кассета;
- изогнулся петух;
- люфт переключателя;
- наличие повреждений у тросиков и рубашек;
- не проведена регулировка переключателя либо предыдущая настройка сбилась;
- поврежден трос перекидки (он может растянуться, порваться или быть близким к тому, чтобы разорваться);
- сломан переключатель;
- сломана пружина в переключателе;
- сточены зубцы роликов;
- цепь загрязнена, что мешает ей свободно перекидываться.
Поэтому при возникновении проблем с переключением, необходимо внимательно проверить каждую из возможных причин поломки. В большинстве случаев причина кроется в отсутствии регулировки или всему виной загрязнения. Детали могут изнашиваться только при долгосрочном и интенсивном использовании.
Исправление проблемы
Метод исправления возникшей проблемы будет определяться в зависимости от причины поломки.
Тросики и рубашки
Одна из самых частых проблем, с которой сталкиваются велосипедисты любители – износ тросиков. Для проверки состояния тросиков нужно найти участки без рубашки, после чего пощелкать манеткой. Это позволит увидеть внутреннюю часть троса, которая не должна иметь вылезающих нитей. Наличие подобных дефектов говорит о том, что трос пора менять.
Еще одна важная деталь — алюминиевый колпачок. Это обязательная часть троса, которая защищает его от распушения. Если он поврежден, то его необходимо заменить.
Трансмиссия
Если велосипедист заметил, что трос изношен или уже порвался, то необходимо приобрести в специализированном магазине аналогичную деталь и произвести замену в соответствии с алгоритмом:
- Открутить болт, который удерживает трос.
- Открыть манетку.
- Извлечь трос из манетки и рубашки, последние необходимо также заменить, чтобы восстановить всю систему без неожиданных повреждений новых деталей.
- В рубашки необходимо добавить немного WD40. Достаточно одной капли. Это количество смазки позволит улучшить скольжение троса. Если же залить туда какую-либо жирную смесь, то это приведет к образованию большого количества грязи.
[attention type=red]Совет! Не стоит приобретать тросики с тефлоновым покрытием, так как менее чем за год активного использования велосипеда он придет в негодность.[/attention] - Продеть новый трос в манетку и рубашки.
- Настроить переключатель.
- Удалить лишнюю часть троса.
- Конец необходимо закрепить наконечником, который также можно приобрести в специализированном магазине.
Если же передачи переключаются, но не всегда так как требует того велосипедист, то проблема может быть заключена в роликах перекидки или кассетах, где стерлись зубцы. Единственный выход из такой ситуации — покупка новой детали.
Цепь приходит в негодность примерно каждые 100 километров. Хоть и после такого расстояния цепью можно пользоваться, она уже не будет выполнять все поставленные задачи должным образом. Поэтому у велосипедистов нередко можно заметить несколько запасных цепей.
Использование новых цепей позволит кассете прослужить дольше, так как изношенная деталь не будет влиять на остальные части велосипеда. Для определения состояния цепи используется инструмент «калибра».
[attention type=red]Важно! Цепь — это та деталь, которую невозможно починить, поэтому при износе необходимо просто приобрести новую.[/attention]
Петух
Ровный петух — залог качественного переключения скоростей в вашем велосипеде. Если же он погнулся, то есть два варианта: выгнуть его или приобрести новый. В любом случае, пока эта деталь не станет ровной, нет смысла даже пытаться настроить передачи на велосипеде, так как затея окажется неудачной из-за повреждения системы.
Одно из самых ненужных приспособлений для велосипедистов – защита для петуха. Такую деталь можно без проблем найти в любом городе. Но если сработает защита и сама деталь останется целой, а рама из-за этого треснет, то купивший такое приспособление, потерпит большие затраты.
Настройка переключателей
Переключатели на велосипеде делятся на передние и задние. Больше всего при езде повреждаются именно задние, поэтому рекомендуется произвести их настройку в первую очередь. Сам процесс будет долгим, так как здесь больше звезд, чем в переднем переключателе.
[attention type=yellow]Важно! К настройке скоростей на велосипеде необходимо переходить только после того, как все остальные детали были проверены на исправность.[/attention]
Настройка заднего переключателя:
- Винт «H» необходимо закрутить так, чтобы он выровнялся с маленькой звездочкой.
- Винт «L» необходимо закрутить так, чтобы он был на линии с большой звездой.
- На манетке нужно задать высшую скорость.
- Трос натягивается и фиксируется.
- Если же после проведенных манипуляций высокие передачи включаются с помехами, то трос нужно ослабить. Если же ситуация обратная (передачи плохо скидываются), то трос нужно натянуть.
Основные действия по настройке совершены. Велосипедисту осталось только отрегулировать точность переключений. Процедура будет усложняться в зависимости от количества используемых звезд. Цепь устанавливается на звезды следующим образом: спереди — на самую маленькую, сзади — на самую большую. После этого подкручивается винт натяга до того момента, пока ролик не окажется максимально близко от кассеты. Он не должен тереться о кассету. Аналогичная процедура, проводится и с цепью, которая после устанавливается на самую большую переднюю и самую маленькую заднюю звезды.
Настройка переднего переключателя:
- Проверить правильность и прочность крепления.
- Сбросить натяжение на минимальной скорости.
- Винт «L» необходимо закрутить так, чтобы между корпусом и цепью создался зазор 1 мм.
- Закрепить трос при помощи болта.
- Повторить аналогичную процедуру с винтом «H», но тогда натяжение выставляется на максимальную скорость.
Настраивать скорости потребуется до тех пор, пока цепь не начнет плавно и свободно перестраиваться с одной скорости на другую. Если при изменении скорости начинаются проблемы (трудный ход, цепь слетает и так далее), то трос натягивается при помощи настроечного болта до нужного положения.
После того как манипуляции с настройками завершены, проводится проверка системы при помощи заезда, где будут использоваться рекомендуемые соотношения передач. Регулировка — стандартная процедура для любого скоростного велосипеда, так как со временем натяжение тросиков ослабевает. Поэтому настройка скоростей часто является плановым мероприятием, при котором не требуется замена деталей.
Рекомендации
Не стоит ездить не велосипеде на скоростях, при которых появляется сильный перекос, 1/8, 3/1 и так далее. Рекомендуемые скорости для звезд зависят от размера:
- маленькие — 1 до 4;
- средние — 3 до 7;
- большие — от 7.
Несовместимость передачи и звезды приведет к тому, что цепь будет заедать и прокручиваться, из-за чего деталь износится на порядок быстрее.
Итак, если велосипед вдруг стал плохо работать, и езда перестала приносить удовольствие, то не следует сразу отправляться в специализированный магазин. При осмотре часто определяется, что причина плохого переключения передач кроется в комплексе мелких проблем, которые устраняются в домашних условиях: грязь, люфт, сбившиеся настройки переключателей и так далее.
Источники:
https://sportzoom.ru/kak-nastroit-pereklyuchatel-skorostej-na-velosipede/
https://tj-service.ru/velozapchasti/ne-pereklyuchaetsya-skorost-na-velosipede-chto-delat-spsoby-ispravleniya-problemy
https://pro-bike.ru/article/sovety-velosipedistam-kak_nastroit_skorosti_na_velosipede-27472.html
https://livelong.pro/instruktsiya-kak-nastroit-skorosti-na-shossejnom-velosipede/
https://veloprofy.com/care/chto-delat-esli-ne-pereklyuchaetsya-skorost-na-velosipede-sposoby-resheniya-problemy/