Как отрегулировать дисковые тормоза на велосипеде
Дисковые тормоза обеспечивают отличную модуляцию торможения и большую мощность в любую погоду. Они также позволяют использовать шины большего размера, чем ободные тормоза, и им все равно, если ваше колесо немного погнулось. Однако тихая, предсказуемая работа без трения зависит от долей миллиметра зазора между колодкой и ротором . Если тормоза начали тереться, причин может быть несколько, поэтому мы добавили меню, которое поможет проверить все возможные проблемы, а также отрегулировать сами суппорты.
Необходимые инструменты
Инструменты, необходимые для регулировки дисковых тормозов вашего велосипеда
Вам понадобится шестигранный ключ на 5 мм или ключ Torx T25 в зависимости от монтажных болтов ваших тормозов.
Для сброса тормозных цилиндров можно использовать широкую отвертку, рычаг с широким колесом или аналогичный плоский рычаг.
Для выпрямления изогнутого ротора потребуется инструмент для выпрямления ротора с прорезью или большой чистый разводной гаечный ключ.
Осмотрите суппорт
Убедитесь, что поршни тормоза движутся свободно, посмотрев через суппорт
Сначала убедитесь, что оси затянуты, а колеса не качаются в раме / вилке. Теперь потяните за тормоз, глядя на колодки по обе стороны от ротора. Они оба должны перемещать одинаковую сумму одновременно. Если движется только одна колодка, вам нужно вытащить колесо и задвинуть поршни обратно в суппорт с помощью плоской отвертки, рычага для шин или специального поршневого инструмента.
Проверьте правильность ротора
Диск можно выпрямить, очень осторожно согнув его с помощью инструмента для правки ротора или чистого гаечного ключа
Если тормоз работает нормально, проверьте прямолинейность ротора, проверив его на качение между колодками. Если вам нужно выпрямить его, используйте инструмент для выпрямления ротора, если он у вас есть, или чистый разводной гаечный ключ, если у вас его нет. Сгибайте ротор только очень осторожно и постепенно, чтобы не перегибать его в неправильном направлении. Если вам не удается увидеть ротор между колодками, поместите велосипед на светлом фоне. Подойдет даже кусок белой бумаги на полу. Убедитесь, что ротор плотно закреплен на ступице, так как это может вызвать трение, поскольку ротор слегка перемещается.
Отцентрируйте суппорт
Ослабление крепежных болтов суппорта позволяет отрегулировать суппорт
В большинстве случаев проблема возникает из-за небольшого переключения тормозов или переключения колес на колеса с немного другим положением диска. Чтобы повторно выровнять тормоза, вам нужно немного ослабить крепежные болты, чтобы можно было просто сместить суппорт в сторону. Тормоза на стойке крепятся болтами через суппорт. Тормоза с плоским креплением крепятся болтами к нижней части рамы, а иногда и к дальней стороне вилки.
Иногда вы можете повторно центрировать тормоз, потянув за рычаг, чтобы зажать суппорт на роторе. Затем вы поочередно осторожно затягиваете каждый болт, и теоретически ваш тормоз будет идеально отцентрован, и вы будете готовы к езде. К сожалению, это работает не так хорошо, как говорят большинство руководств, так что будьте готовы выстроить все вручную.
Вручную отцентрируйте суппорт
Для выравнивания колодок вручную необходимо убедиться, что диск находится на одной линии и находится по центру между колодками
Выравнивание тормоза вручную – это всего лишь случай частичного смещения суппорта в сторону до тех пор, пока не будет постоянно чистый зазор между колодкой и ротором при вращении колеса.
Опять же, затяжка болтов, при которой вам нужно достаточно сильно нажать для их перемещения, упростит тонкую регулировку. Использование светлого фона также является большим подспорьем для определения сбалансированного положения тормоза. Не удивляйтесь, если вам придется сделать несколько небольших изменений положения и подтягивания, чтобы ротор также работал чисто.
При взгляде сверху убедитесь, что суппорт расположен перпендикулярно ротору, посмотрев на тормоз спереди или сзади. Это не должно быть проблемой с тормозами с плоским креплением, если рама и вилка правильно выровнены. Однако в некоторых тормозах с опорой на стойку используются пары вогнутых и выпуклых шайб, которые могут слегка смещаться в сторону. Опять же, это просто случай небольших корректировок, чтобы ротор работал чисто через тормоз.
Затяните суппорт
Как только вы довольны настройкой, затяните крепежные болты небольшими попеременными оборотами на каждом из них, чтобы момент затяжки не смещал суппорт с линии. Теперь сильно нажмите на тормоза пару раз, а затем поверните колесо, чтобы убедиться, что все работает плавно, и предполагая, что теперь вы готовы к поездке. Если не ослабить, подкрутите, а затем снова затяните, пока не станет.
Всегда проверяйте другой тормоз в одно и то же время и быстро вращайте колесо до и после каждой части вашей обычной езды, так как даже легкие потертости могут очень раздражать при езде, особенно в мокрых и / или песчаных условиях.
Рекомедуемые товары
Запчасти для велосипеда – это огромная категория товаров, которые дополняют ваш байк. Многие велосипедисты покупают только основную его часть – раму, самостоятельно подбирая детали для создания индивидуального типа велосипеда. Здесь представлено большое разнообразие запчастей: от спиц, грипс, втулок, выносов руля до велокамер, педалей, тормозов и подшипников. Каждый сможет подобрать деталь, соответствующую его типу велосипеда, стилю, размерам, а также выбрать запчасти определенной фирмы-производителя.
Как проверить и отрегулировать тормоза на велосипеде, полезные советы
Ремонт
С каждым годом количество любителей катания на двухколесном транспорте только растет. Исправность и долговечность конструкций зависит от качества обслуживания. Вопрос о том, как отрегулировать тормоза на велосипеде, возникает довольно редко, но требует своевременного решения. Правильно работающая система обеспечивает комфортную, безопасную езду.
Виды тормозов
Выбор подходящих тормозов велосипеда зависит от режима эксплуатации и финансовых возможностей. Так, дисковые считаются самыми дорогими, v-brake – более экономичный вариант. Гидравлика и ободная система тоже отлично выполняют свои функции. Каждая разновидность имеет свои достоинства и недостатки.
Дисковые
Дисковый механизм изначально был прерогативой автомобилей и мотоциклов. Со временем эта система перекочевала в веломир. Состоит она из тормозного диска, колеса, прикрепленного к втулке и калипера, внутри которого располагаются колодки. Самые распространенные размеры элемента: 140, 160, 180, 185, 203, 220 мм. Чем больше диаметр ротора, тем более эффективной будет работа всей конструкции.
Дисковые велосипедные тормоза могут быть механическими или гидравлическими. К преимуществам механизма относят:
- мощное, быстрое торможение;
- эффективность работы в любых условиях;
- возможность установки на широких покрышках;
- долговечность колодок;
- механизм не влияет на износ обода.
Среди недостатков отмечают сложный ремонт в полевых условиях при отсутствии специального инструмента. Кроме того, дисковая система характеризуется большим весом, имеет высокую стоимость.
Механический
Гидравлический
V-brake
При установке механизма тормозной тросик подводят сбоку к верхней части рычага. Последний сжимает обе части элемента с картриджными колодками. Благодаря параллельному прижиманию обеспечивается быстрое торможение. К преимуществам системы относят:
- простота и эффективность конструкции;
- небольшой вес по сравнению с барабанными и дисковыми механизмами;
- доступная стоимость.
Среди недостатков тормозов v-brake отмечают снижение результата при попадании на обод грязи или воды. В связи с повышенным трением о частицы пыли, песка механизм быстрее изнашивается. Еще один минус – невозможно установить такую систему на велосипед с широкими колесами.
Гидравлические
Принцип действия гидравлических тормозов такой же, как у ободных и дисковых. Единственное отличие заключается в том, что в действие элемент приводят не тросики, а специальная гидролиния, соединяющая механизм с тормозными ручками. К преимуществам конструкции относят:
- самое мощное торможение в отличие от других типов;
- высокий уровень контроля тормозного усилия;
- эффективное функционирование при любых погодных условиях;
- возможность использования с широкими колесами;
- механизм не влияет на износ обода.
Среди недостатков гидравлического тормоза для велосипеда отмечают сложность ремонта, поиска подходящих запчастей, выпрямления погнутого ротора. Механизм имеет большой вес, стоит дорого.
Ободные
Данный механизм является самым популярным в настоящее время. Действует он непосредственно на поверхность ободьев, приостанавливая их вращение. Приводные ручки располагаются на руле, прижимные элементы – в непосредственной близости от колес. Все детали соединяют при помощи тросиков.
Существует несколько разновидностей механизма: клещевые, кантилеверные, v-brake. К преимуществам ободных тормозов относят:
- простота конструкции;
- ремонтопригодность как в домашних условиях, так и поездках;
- высокая эффективность торможения;
- универсальность;
- небольшой вес.
Ободные тормоза не лишены недостатков. Изделия характеризуются невысокой модуляцией, чувствительностью к искривлению ободьев. Влага и грязь ухудшают работу механизма, при длительном использовании конструкция нагревается, что приводит к истиранию колодок.
Клещевой
Кантилеверный
V-brake
Схема
Проверка работоспособности тормозной системы
Определить состояние тормозов на велосипеде можно при помощи визуального осмотра либо наблюдений во время езды. К наиболее распространенным неполадкам механизма относят:
- Специфические звуки. Это могут быть периодические постукивания, гул на скорости, скрип или свист. Подобные признаки свидетельствуют о неисправности колодок либо механических элементов.
- Слабая реакция на усилие. Если тормоза плохо работают, не сразу замедляют обод, – это признак проблем с гидравликой или тросиками.
- Механическое повреждение тросиков, деталей механизма. Обычно такие поломки можно обнаружить при визуальном осмотре.
После приобретения нового велосипеда в обязательном порядке проводится обкатка и регулировка тормозов, которую выполняют несколько раз после катания. Если байк не использовался на протяжении нескольких месяцев, особенно в холодное время года, колодки и механизмы нуждаются в полноценном сервисном обслуживании.
Поверхностные осмотры велосипедных тормозов необходимо осуществлять перед каждой поездкой. Следует удостовериться, что все элементы чистые, занимают свои места. При умеренной эксплуатации раз в полгода рекомендуется проходить проверку у квалифицированного специалиста. Существует ряд проблем, которые неопытный человек не сможет вовремя заметить и устранить. При интенсивном использовании придется проводить диагностику чаще – раз в 2–4 месяца.
Людям, которые столкнулись с проблемой настройки системы впервые, лучше прибегнуть к помощи мастера, который подскажет, как правильно отрегулировать тормоза на велосипеде.
Какие инструменты понадобятся при регулировке и установке
Забота о тормозной системе – основная обязанность каждого велосипедиста. От состояния механизмов зависит удобство катания, безопасность спортсмена и окружающих его людей. Полноценное обслуживание конструкции невозможно без специальных инструментов:
- отвертки – потребуются крестовые и с плоским шлицем;
- набор гаечных ключей либо специальные велосипедные приспособления;
- шестигранники;
- прокладка-клин – служит для настройки зазора, актуальна при наличии тормозных колодок мягкого типа без металлических элементов;
- кусачки;
- калипер велосипеда, переходники, колодки, рычаг;
- тросики;
- ротор, набор метизов;
- хомуты для фиксации троса на раме.
Идеально для установки и последующей регулировки тормозного механизма подходят специальные наборы велосипедистов. Если их нет, придется подбирать инструменты отдельно. Перед началом работ нужно найти подходящее свободное место, поставить байк в удобное положение, подготовить все необходимое, разложить рядом. В таких условиях монтаж и настройка займут гораздо меньше времени.
Отвертки
Набор гаечных ключей
Шестигранники
Кусачки
Калипер
Тросик
Ротор
Метизы
Как самостоятельно установить на велосипед
Установка тормозной системы на велосипед не вызывает сложностей у мужчин, которые разбираются в технике. Работа состоит из нескольких этапов:
- с байка снимают все навесные элементы в том числе и колеса;
- ручки тормоза надежно фиксируют, калипер необходимо натянуть шестигранниками, гидролинию – хомутами;
- колеса и все остальные части конструкции устанавливают на прежние места.
Регулировке подлежит задний, передний и ручной механизм. Корректировка системы v-brake подразумевает изменение натяжения тросика, а также геометрии крепления колодок. Ободные тормоза настраивают очень просто в связи с тем, что их конструкция является открытой. В большинстве случаев процесс заключается в замене испорченных элементов.
Регулировка дисковых систем проводится довольно редко. Подразумевает проверку состояния ручки, передачи, колодки. Если ротор поврежден, на его поверхности присутствуют сколы, трещины, настраивать механизм бессмысленно, придется заменить.
Гидравлические тормоза пользуются популярностью среди профессиональных спортсменов. Процесс регулировки будет таким же, что и у механических. Единственное отличие – работа с тормозной жидкостью, которую необходимо стравливать в холода для улучшения хода колодки.
Механические виды тормозных систем порой нуждаются в регулировке угла прижимания колодки. Элемент должен располагаться параллельно ротору. Это поможет увеличить срок эксплуатации механизма.
Особенности регулировки на детских моделях
Детские велосипеды всегда оснащают ножным тормозом, который срабатывает при вращении педалей в обратную сторону. Такое устройство считается наиболее безопасным и простым в использовании по сравнению с ручными аналогами. Механизм располагается в задней втулке, внутри находятся колодки.
На подростковые велосипеды устанавливают те же системы, что и на взрослые модели. Чаще всего это ободные либо дисковые тормоза.
Ножной либо барабанный тормоз долговечен, устойчив к износу, однако, осматривать и регулировать его необходимо систематически. Для проверки работоспособности механизма нужно подтянуть педали в обратном направлении. При полной исправности системы тормоз срабатывает после совершения четверти оборота колеса. Если этого не происходит, конструкция функционирует неправильно. Элемент находится в закрытой втулке, поэтому самостоятельно ремонтировать его не рекомендуется.
Тормозная система – один из важнейших технических узлов велосипеда. Встречаются разные виды механизмов, каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Регулировка деталей проводится не слишком часто, при наличии соответствующих навыков можно выполнить работу самостоятельно.
Видео
Как правильно тормозить на велосипеде? 10 советов
Мы с вами уже столькому вместе научились. Я говорю о разного рода советах относительно велосипедов, которые мы иногда публикуем. Разумеется, советы эти пригодятся новичкам, в первую очередь. Хотя, как знать, может и еще кому-то они станут полезны. В любом случае — они бесплатны) Между прочим, научившись грамотно тормозить начинаешь быстрее ездить. Да, звучит это контринтуитивно, однако реальность оказывается таковой.
0. Убедись, что тормоза есть
Не смешно, кстати. Дело в том, что есть велосипеды, конструкция которых наличие тормозов не предусматривает. Речь идет о трековых велосипедах, которые делаются максимально жесткими, легкими и быстрыми. Суть этих велосипедов кроется уже в самом названии — они предназначены для использования на треке, то есть на велодроме. Пол там выстелен специальными породами дерева, ветра нет, повороты имеют наклон, чтобы можно было не сбавлять скорость. в общем, там все сделано для максимальных скоростей, тормозами там не пользуются и скоростями тоже. Звезда сзади всего одна и она напрямую соединена со втулкой без храпового механизма. Если кажется, что такая техника не ездит быстро. то спешу вас уверить, что 70 км/ч они набирают. Разумеется, для таких скоростей необходимо и подготовкой определенной обладать.
В общем, тормозов там нет, при желании остановиться приходится ногами замедлять вращение педалей постепенно останавливая свой ход. Второй способ остановиться заключается в переносе веса тела на переднее колесо о блокировке педалей. При таком раскладе колесо совсем блокируется и велосипед останавливается. Вы могли такое наблюдать в среде фиксеров. да, такие велосипеды еще фиксами называют. Так вот, к чему всё это. фиксы являются наиболее опасными на дорогах общего пользования по вышеперечисленным причинам. В некоторых странах на законодательном уровне предписано оборудовать велосипеды независимыми тормозами.
Потом, когда-то, когда наберешься опыта, можно пробовать и другие варианты. Но и в этом случае выбирая велосипед без тормозов ты подвергаешь риску не только себя, но и окружающих.
1. Убедись, что тормоза настроены
Кто-то любит, когда тормоза хватают в начале хода ручки, кому-то нравится, когда они хватают поближе к рулю. не важно, где они будут хватать, главное, чтобы они позволяли тормозить. Важно учитывать также, что ручка подведенная слишком близко к рулю может ограничивать усилие торможения в экстренных ситуациях. То есть, ручка все равно должна иметь приличный запас хода и не прижиматься к рулю вплотную.
Кроме ручек, следует настроить и тормозные машинки (калиперы). Идеальным считается параллельный подвод колодок. Тогда начало торможения хорошо ощущается и качество торможения интереснее. И не имеет значения конструктив ваших тормозов, данное правило справедливо для любых тормозов от любых брендов с любыми колодками (дисковая гидравлика или механика, ободная гидравлика или механика).
2. Учитывайте дорожные условия
Торможение в сухую и мокрую погоду различается довольно сильно.
Во-первых, ободная классика на шоссейниках или МТБ с наличием воды работает намного слабее и это важно учитывать, находясь на дороге. В конечном итоге, они будут тормозить, но их эффективность снизится процентов на 80. Дисковая механика и гидравлика менее чувствительны к влаге. Там эффективность снижается только в самом начале торможения, однако быстро приходит в норму. Причин для этого много и останавливаться на них мы не будем. Просто зафиксируем у себя в голове, что дисковые тормоза при наличии влаги тормозят практически без потери эффективности.
Во-вторых, мокрая погода подразумевает наличие воды на дороге. Забегая наперед скажу, что ездить быстро по мокрой дороге можно, аквапланирования не произойдет. Говорю я это не просто так, а потому, что многие отталкиваются от теории автомобильной. Но давайте не забывать, что площадь контакта велосипедного колеса с дорогой в разы меньше, давление в покрышках, как правило, выше, чем у автомобиля. всё это позволяет велосипедному колесу сохранять такую-же площадь контакта с поверхностью, как в сухую, так и в мокрую погоды. Если пофантазировать, то, конечно, да, велосипедное колесо может начать аквапланировать, но на скоростях близких к скорости света, так что не переживайте.
Торможение в мокрую погоду всё же становится менее эффективным даже с дисковыми тормозами. Вся суть в снижении коэффициента трения между резиной покрышки и дорогой. То есть, тормозной путь вырастет. Также полезно учитывать этот фактор и при прохождении поворотов, колеса могут просто заскользить, если начать закладывать велосипед на мокрой дороге, как на сухой. Рельсы. тут вообще беда, метал смоченный дождиком и вовсе на лед похож. Но мы говорим о торможении. Итак, принимайте во внимание погодные условия в контексте торможения, обстановку на дороге, наличие на дорожном полотне различных артефактов, пыли, щебенки, смолы. Всё это в значительной степени влияет на эффективность торможения, а значит и на дистанцию, необходимую для остановки.
3. А нужно ли вообще тормозить?
Вопрос отличный. Зачастую некоторые райдеры жмут на тормоза просто потому, что ехать быстро страшно. Что ж, вполне резонно. Или нет. Было бе неплохо посмотреть подальше вперед, чтобы убедиться в отсутствии препятствий, которые потребуют снижение скорости. вполне вероятно, что тормозить и вовсе не стоит. Довольно часто работу по снижению скорости на себя берет ветер и изгиб ландшафта, дайте им делать за вас некоторую работу.
4. Тормозите перед поворотом
Ну, это утверждение слышали многие, тут даже спорить не приходится. Действительно, наиболее безопасно сбрасывать скорость перед входом в поворот.
Хотя тормозить в повороте никто не запрещает. Главное выбрать момент, когда траектория наиболее прямая. Нажимать же на тормоза следует максимально нежно и аккуратно. Работать ручкой так же, как на прямой не стоит, ведь можно легко сорваться в занос. Тормозить в повороте приходится, например, когда его радиус неожиданно изменяется или встречается неожиданное препятствие.
Так что. сбрасывайте скорость перед поворотом, особенно, если он “закрытый”. Если приходится тормозить уже в нём, то делайте это максимально аккуратно.
5. Не бойтесь переднего тормоза
Многие боятся переднего тормоза, как огня. Кто-то избегает использование его из-за неприятного опыта, когда пришлось лететь через руль, кто-то просто боится его без весомых причин на это. А зря.
Передний тормоз намного эффективнее заднего. Прям ощутимо мощнее. Если обратите внимание на горные велосипеды, мотоциклы и даже автомобили, то обнаружите, что после остановки передняя их часть приподнимается, а задняя опускается. Так происходит потому, что транспортное средство, как и человек на нем, обладает инерцией. Если с этой инерцией на велосипеде не работать, то она будет каждый раз выбрасывать вас из седла. А работать с ней очень просто, достаточно перенести свой вес максимально назад и хорошо упереться руками в руль перед торможением передним тормозом.
Если всё так и сделать, то вы обнаружите, что тормозить передним тормозом намного эффективнее, велосипед останавливается значительно быстрее. Еще быстрее остановка произойдет, если использовать сразу оба тормоза. Однако стоит понимать, что даже при переносе веса назад возможен отрыв заднего колеса и переворот вперед. Поэтому передний тормоз резко нажимать не стоит даже в самых экстренных ситуациях. Начало воздействия на него должно быть плавным настолько, насколько это возможно. Со временем вы привыкнете к нему.
Также полезно знать, что при торможении передним тормозом блокировка колеса происходит намного сложнее и реже, но всё-таки происходит. В этом случае сохранять управление очень сложно. Опять же, если вес перенесен назад, а руки уперты в руль, то вы должны будете справиться. У меня была ситуация, когда в очень широком повороте я тормозил передним и задним тормозом на мокрой дороге, перед автомобилем. Заблокировались тогда оба колеса, но сохранить равновесие удалось. Хотя да, речи об управляемости уже не шло. Учитывайте еще и состояние дороги. если торможение началось на асфальте и переходит на пыльный участок, то интенсивность воздействия на ручку следует снизить, так как блокировка колеса вполне может произойти. Отпустить ручку также следует, когда съезжаете на песок, он вообще очень коварен в этом контексте.
В целом и общем, не бойтесь переднего тормоза. Начинайте им пользоваться хотя бы немного для начала, дальше войдете во вкус и навыки придут сами. Когда я только начинал ездить, то пользовался только задним тормозом. Сейчас я задним тормозом себе только немного помогаю, основное торможение, особенно экстренное, у меня происходит передним тормозом.
Перелетал ли я через руль? Нет. Однако были ситуации резкого торможения, когда заднее колесо поднималось очень высоко, благо интуитивно отпускал руку и велосипед возвращался в исходное положение. На сегодняшний день заднее колесо поднимается во время торможения у меня только тогда, когда этого хочу я. Играя весом и силой нажатия я могу контролировать высоту поднятия заднего колеса. В экстренных ситуациях. они бывают у меня с течением времени все реже, так как гоняю только когда нет других участников движения.
6. Задний тормоз для сыпучих дорог
Только что я вас уговаривал пользоваться передним тормозом чаще, а сейчас буду отговаривать. Сыпучие поверхности очень скользкие, а блокировка переднего колеса полностью лишает вас радости выбора направления своего движения. Стало быть, на сыпучих участках наиболее благоразумно использовать задний тормоз. Не забывайте, что заблокированное заднее колесо тормозит намного хуже, чем катящееся.
7. Не блокируйте колеса, оставьте это детям
Во-первых, тормозить заблокированным колесом очень дорого. Покрышка рано или поздно придет в негодность от такого режима. Хотя должен признаться, что мне это приносило определенное удовольствие. Дело в том, что я покупал такие покрышки, которые в теплое время года свистели во время движения юзом на тротуарной плитке и на асфальте с большим содержанием смолы. Прямо как автомобильные покрышки, только тише. Ну, нравилось мне это дело, вот и развлекался. А потом шёл и покупал новые покрышки снова и снова.
Переход на шоссейник меня сильно дисциплинировал, так как покрышки намного тоньше во всех смыслах. Одно торможение юзом формирует на ней очень ощутимый плоский участок. Если торможение было долгим, то такое плоское пятно будет еще “стучать” по попе во время движения. Так что. теперь я колеса не блокирую.
8. Не налегайте на задний тормоз
Нет, ну серьезно, я же рассказал про прелести переднего. оставьте задний уже в покое.
9. Дисковые или ободные тормоза?
Да какая вообще разница?
На мой взгляд, дисковые гидравлические тормоза намного интереснее ободных. Но и ободные порой умеют удивлять своей эффективностью. Только если не пыльно, не грязно и нет дождя. Дисковые имеют наибольшее преимущество по части модуляции (управлении силой сжатия тормозных колодок) усилия при небольшом усилии на ручке. Современные гидравлические модели позволяют осуществлять даже самые интенсивные остановки всего-то одним пальцем. Ни одни ободные на такое не способны даже при самых идеальных условиях. С другой стороны и заблокировать такое колесо проще, что чревато заносом и падением.
10. Учитесь тормозить
Да, даже такое незатейливое дело требует подготовки. Грамотное понимание процессов, которые происходят в момент торможения, позволяет грамотнее распоряжаться своими тормозами. В идеальных условиях на передний тормоз должно приходиться 75% всей нагрузки, и только 25% на задний тормоз.
Увлеченный велосипедист с 2014-го года. Терпеть не мог, когда велосипед в ходу издавал посторонние звуки, что заставляло его многократно все перебирать, перемазывать и обновлять. Любит вникать в тонкости, посему многочисленные переборки своего велосипеда вылились в дальнейшем в работу веломехаником. Прошёл тернистый путь от Shimano Acera на Comance Tomahawk через SLX до XTR на Specialized S Works, а потом просто пересел на бюджетный шоссейник на оборудовании Campagnolo Xenon 10. За плечами веломарафон (МТБ) Куяльник 2019-года, где на маршруте Light занял 5-е место. В настоящее время остается активным пользователем велосипеда и продолжает углублять свои знания в этой сфере.
Дисковые тормоза
Тормоза дискового типа известны давно. Они присутствуют и в автомобилях, и в мотоциклах. Еще совсем недавно для велосипедов это было настоящей экзотикой, и они показывали статусность владельца. С 2000 года при появлении на рынке фирмы «SHIMANO» ситуация резко переменилась. Появился огромный выбор тормозов. В 2001 году стали выпускаться дисковые тормоза для байков среднего класса. И при дальнейшей подобной тенденции этот тип тормозов становится очевидным конкурентом «V-брейкам» векторного типа.
А теперь подробнее поговорим о структуре дискового тормоза. Стальной диск закрепляется с левой стороны рядом со спицами на втулке колеса. Благодаря простому механизму к крутящемуся диску прижимаются колодки с правой и левой стороны. При этом происходит следующее: сила торможения возрастает благодаря сильному сжатию колодок. Колодки обычно производят из абразивного материала. При этом дисковой тормоз существенно отличается от ободного. Он имеет алюминиевый обод. Конструкторы вынуждены изощряться в подборе для колодок хитрых и специальных композиций во избежание стирания обода. Обод стирается за счет абразивных колодок. Стальной же диск можно эксплуатировать в течение многих лет. Диаметр стальных дисков варьируется от 140 до 200 мм, при этом он на переднем колесе значительно больше, чем на заднем.
Устройство тормозов дискового типа.
Дисковые тормоза подразделяются на:
- Механические;
- Гидравлические;
- Гибридные.
Теперь рассмотрим устройство гидравлических тормозов. Управляющий цилиндр с поршнем помещен в тормозную ручку на руле. Тормозные колодки соединены специальным высокопрочным рукавом и приводятся в действие за счет силового цилиндра. Вся эта герметичная система заполняется маслом. У гидравлических систем отсутствует расширительный бачок. При этом для ремонта и замены масла Вам потребуются специальные навыки, умения и набор велоинструментов.
Конструкция механических, или «тросиковых», не сложна. Как у V-брейк и кантилевера, трос тянется за счет приводного рычага. Тормозные колодки фиксируются к диску за счет простого устройства ходового многозаходного винта, клина или кулачка. Колодки и трос двигаются в различных взаимно-перпендикулярных плоскостях.
Гибридные представляют собой сочетание механики и гидравлики. Благодаря рычагу, трос влияет на гидравлическую часть с управляющим и силовым цилиндром, которая сосредоточена в корпусе тормоза. Между ними помещается небольшой объем масла.
Минусы и плюсы
Обычно дисковые тормоза сравнивают между собой и с другими видами тормозов.
Тормоза подразделяются на:
- клещевой тип;
- кантилеверный тип;
- векторный тип;
- гидравлический тип;
- ободной тип («MAGURA»);
- роллерный тип.
Все тормоза, кроме роллерных, имеют влияние на обод колеса. Поэтому они называются «ободными». Роллерные крепятся с левой стороны на втулку колеса. Роллерный тип тормозов и барабанные тормоза на автомобиле или мотоцикле имеют одинаковый принцип действия. Появились эти тормоза сравнительно недавно и должны были стать главным конкурентом дисковым тормозам. Но в силу большого веса и размеров, а также отсутствия совместимости со множеством амортизационных вилок, они не стали таковыми. Они имеют возможность маленького обратного вращения колеса при зажатом тормозе. Поэтому их применение ограничилось «NEXAVE», «NEXUS» и велосипедами этой категории.
Плюсы дисковых тормозов следующие:
- наибольший коэффициент трения стального диска с абразивом;
- отсутствие влияния условий: погодных и дорожных*;
- отсутствие забивания снегом и грязью*;
- «вечные» обода*;
- длительная эксплуатация абразивных колодок и дисков *;
- высокая тормозная мощность;
- нормальная работа тормоза даже при повреждении обода*;
- отсутствие сильного разогрева стальных дисков при торможении (для горных условий и «DH» – даунхилла)*;
- точное дозирование тормозного усилия;
- работают по принципу «отрегулировал – забыл»*
Главные минусы дисковых тормозов составляют:
- цена;
- вес*;
- необходимо наличие специальных втулок с крепежом для дисков и специальных узлов крепления тормоза на вилке и задних перьях байка*;
- повышенные требования к торсионной жесткости амортизационной вилки;
- сложная инсталляция гидравлических систем;
- ограничение ремонтопригодности в полевых условиях (для Г.С.)*;
- большая нагрузка на спицевой набор колеса;
- сложная замена абразивных колодок.
Разницу между дисковыми тормозами составляет их конструкция.
Г. С. обладают явными преимуществами за счет своих характеристик:
- передача усилия с помощью несжимаемой жидкости;
- наличие минимума трущихся поверхностей;
- отсутствие люфтов;
- легкая регулировка и дозировка тормозного усилия;
- быстрый отвод колодок от диска при отпускании тормозной рукоятки;
- высокая мощность тормоза.
Механические дисковые тормоза проигрывают гидравлическим в силу следующих характеристик:
- наличие люфтов;
- трущиеся поверхности;
- упругость передаточных звеньев;
- повышенный износ.
Преимущества механических систем:
- небольшая цена;
- большая надежность;
- простой ремонт и обслуживание в полевых условиях;
- сопряжение с абсолютно любой универсальной тормозной ручкой;
- при правильной смазке – слабое влияние окружающей температуры.
Гибридные занимают промежуточное место за счет своих эксплуатационных характеристик.
Необходимо заметить, что существуют различные версии дисковых тормозов для экстремальных велосипедов. Для «DH», параллельного слалома и фрирайда специально производят тяжелые, мощные тормоза с дисками увеличенного диаметра, а иногда «плавающими» с двухпоршневой скобой. Для кросс-кантрийных – всегда облегченные и компактные.
Необходимые рекомендации
Если у Вас достаточно средств и Вы увлекаетесь экстремальным велоспортом, то Вам необходимо приобрести гидравлический тип тормозов.
Если же Ваш бюджет ограничен и Вам важен простой и надежный ремонт, оптимальным выбором в этом случае является покупка тормозов «механических» или «гибридных».
Экономичный вариант – это купить комплект, включающий 1 тормоз, 1 диск и 2 втулки – переднюю и заднюю. В летний период тормоз следует поставить на переднее колесо, а для зимних грязевых велопоходов – на заднее. Тормоз легко крепится при помощи хомутов к вилке и задним перьям. При наличии необходимого оборудования, механический тормоз можно смастерить самому.
Заключение
Тип дискового тормоза – это перспективное направление, быстро захватывающее мировой рынок. Но следует помнить, что «кантилеверы» («ALIVIO») и «V-брейки» при наличии фантазии и золотых рабочих рук могут работать и в сложных дорожных российских условиях.
Источники:
https://zarulemvelosipeda.ru/2020/10/29/kak-otregulirovat-diskovye-tormoza-na-velosipede/
https://sport-snaryazhenie.ru/velosipedy/remont/6-kak-otregulirovat-tormoza
https://velojournal.net/kak-pravilno-tormozit-na-velosipede-10-sovetov
https://www.velosklad.ru/velo-obzor/info/24-diskovye-tormoza