Как легко отрегулировать задний переключатель велосипеда
Замок велосипедной цепи
Для регулировки нам понадобятся обычная отвертка плюс шестигранник (чтобы открутить трос). Так же нужна будет выжимка цепи – чтобы снять цепь, или полскогубцы – чтобы расщелкнуть замок цепи. Классно работает мультитул для велосипеда 14в1. Переворачиваем велик в положение “упор руля и сиденья” и…
Сначала обязательно снимаем цепь и трос переключения
Снимаем цепь при помощи выжимки
Это делаем либо с помощью выжимки, если на ней не стоит замка, либо с помощью плоскогубцев, если замок для цепи есть.
При этом способе цепь снять нужно. Я раньше очень не любил этого делать. Но потом понял – что быстрее ее скинуть, настроить переключатель, а потом поставить ее обратно. Ниже, из фотографий, вы поймете, почему цепь будет мешать при настройке заднего переключателя.
Трос переключателя отвинчивается обычным шестигранником, можно из мультитула.
Внимательно осматриваем переключатель и кассету звездочек
Очищаем ролики заднего переключателя от смазки и грязи, и делаем дефектовку. Сдвиньте рукой задний переключатель в положение “между звездочками”, и проверьте – насколько сильно качается направляющий ролик. Если направляющий ролик (который ближе к звездочкам) болтается и люфтит “от звезды до звезды” – то… печаль-тоска. Вам придется отремонтировать задний переключатель велосипеда. Иначе нормально настроить задний переключатель, к сожалению, не получится.
Так же осматриваем задние звездочки (8-11 штук). Чаще всего, крайние звездочки (самая маленькая и самая большая) будут в порядке, потому что на них вы ездите меньше всего. А вот центральные звездочки будут сильно сточены. Это, конечно, не сильно влияет на качество переключения передач, но у вас могут наблюдаться “проскоки” цепи через зубья. В результате вам придется снять кассету звездочек с колеса велосипеда. А потом заменить ее либо полностью, либо самые сточенные звезды.
Если вы обнаружили, что звезды “съело” цепью, и она растянулась – самое время замерить ее растяжение. А так же подумать либо о покупке новой Campagnolo Record – цепи на 8500км, либо взять три подешевле, и заняться ротацией цепей с заменой каждые 750 километров. Этим вы продлите срок службы как задних, так и передних звездочек. Если…
“Если что” – то звезды и цепь нужно менять одновременно. Потому что если вы поставите новую, нерастянутую на “съеденно-растянутые” звезды – ваша цепь очень быстро растянется. И растянется она до состояния звездочек, даже если вы будете корректно заниматься чисткой и смазкой велосипедной цепи.
Верно и обратное. При установке нормальных звездочек и сохранении “растянутой” цепи – цепь будет “перескакивать” через зубья и быстро их сотрет до своего убитого состояния. После замены нужно будет отрегулировать задний переключатель.
как настроить задний переключатель – начинаем с крайних положений
После дефектовки нам нужно настроить задний переключатель. Регулировка минимального и максимального хода производится при помощи одного из двух винтов. Это винты под крест-шлиц, и их видно на корпусе переключателя. Винты расположены рядом друг с другом, примерно в сантиметре-полутора. Так же, рядом с ними часто можно найти буквы “H” и “L”. Они показывают, какой винт отвечает за верхнее, а какой за нижнее положение.
Ограничение по маленькой звезде выставлено неверно, цепь будет скидываться в промежуток между маленькой звездочкой и переключателем. Чревато разрывом цепи.
Ограничение по маленькой звезде выставлено верно – просто крутим один из двух винтиков сначала в одну сторону, если не попали – то в другую. Другой винтик будет ограничителем максимальной звезды 🙂
После того, как отрегулировали положение ролика над маленькой звездой – переходим к большой. Для настройки заднего переключателя вам нужно просто нажать на него рукой или пальцем. И довести до большой звезды.
Цепь пересколчила большую звезду кассеты и сломала защиту – случается в том случае, если ограничение выставлено слишком большое, как на фото ниже.
Толкаем переключатель до упора. Видим, что он уходит слишком далеко за большую звезду, в результате цепь соскакивает между кассетой и спицами и ломает защитное кольцо. Иногда рвет спицы, если пластикового кольца нет.
Чтобы отрегулировать задний переключатель – необходимо верно настроить максимальный ход – направляющий ролик должен оказаться точно над самой большой звездочкой. Просто толкаем рукой – и проверяем. Для регулировки крутим “другой” шлицевой винт на корпусе переключателя 🙂
Регулируем положение переключателя над звездами.
Теперь подсоединяем на место трос переключения передач. Гайку регулировки длины троса (он находится между рубашкой и переключателем) на переключателе закручиваем до упора. Гайку регулировки на манетке (на руле, находится между рубашкой и манеткой) тоже закручиваем до упора. Сам трос просто натягиваем “от руки” и закрепляем под крепежным болтом под шестигранник.
Затем, чтобы настроить задний переключатель, щелкаем манеткой два (допустим) раза. В результате ролик должен оказаться (по уму) над третьей звездой. Но, скорее всего, у вас будет так, как на фото ниже 🙂
Трос натянут недостаточно – переключатель не доходит до 3-й звезды. Для регулировки используем гайку регулировки натяжения троса между рубашкой и переключателем.
Понемногу откручиваем гайку натяжения троса на рубашке, щелкаем манеткой туда-сюда и проверяем положение заднего переключателя на 3-й звезде. Ролик должен оказаться точно над ним. После каждого подкручивания гайкой – прощелкиваем манеткой до минимума – а потом обратно. Чтобы исключить провисы троса в рубашке – бывает и такое.
Как только вы точно выставите ролик над одной из звезд – он автоматически будет точно перемещаться и между другими звездами.
Если правильно отрегулировать задний переключатель – то направляющий ролик всегда будет точно над каждой из звездочек кассеты Прощелкиваем по всему диапазону и убеждаемся, что смогли корректно произвести настройку.
Исключение бывает в том случае, если сам переключатель сильно выработан. Он может быть поведен, перекошен, может погнулся петух между переключателем и рамой. В результате, придется искать какое-то среднее положение. Чтобы и внизу более-менее попадало на звезды, и вверху.
После этого надеваем обратно цепь – крутим педали (велик же еще вверх колесами?). Щелкаем переключателем туда-сюда, крутим педали, опять щелкаем. Наслаждаемся видом перебегающей по кассете цепи. Этим можно заниматься еще минут 10-15, поверьте, не надоедает 🙂
Как отрегулировать задний переключатель во время езды
Если во время езды почувствуете, что цепь не закидывается на бОльшую звезду (для снижения скорости) – немного натяните трос. Это можно сделать ОТКРУЧИВАНИЕМ гайки. Много не крутите – один щелчок – четверть оборота – проехались, пощелкали манетками. Попереключали скорости, проверили, если недостаточно – еще на один щелчок.
Если перетянете -то цепь может начать плохо скидываться на мЕньшую звезду (для увеличения скорости). И чтобы дать ей возможность скидываться корректно – закрутите гайку на один щелчок. Дальше проверьте – если мало – то еще на один. Так же проедьтесь, попереключайте скорости. Ну а если слишком ослабили – то крутим по одному щелчку обратно 🙂
Переключатели уровня Shimano Deore, Shimano XT нужно будет слегка регулировать каждые 500-700 километров. Если класс переключателя ниже – то чаще. Так же, если у вас дешевые рубашки и тросы – они будут “вытягиваться”. В результате настройка будет уплывать.
Где можно купить задние переключатели и запчасти за пол-цены?
Wiggle и CRC
Есть два замечательных сайта, на которых я делаю покупки велосипедных запчастей в 90% случаев. Это Wiggle, и Chain Reaction Cycles (CRC). Несмотря на то, что оба этих сайта находятся в Великобритании – у них очень четко отлажена система доставки в Россию. Они работают через EMS – а по России EMS работает крайне быстро.
Запчасти и ролики к задним переключателям скоростного велосипеда на сайтах Wiggle и CRC
Цены и доставка
За доставку деталей из Великобритании вам придется заплатить всего лишь от 350 рублей, это сравнимо с ценами из наших интернет-магазинов при пересылке обычной Почтой России по нашим внутренним направлениям. По времени – иногда выходит даже и быстрее, порядка 5-7 дней, так как работают они через EMS.
По ценам – там почти всегда дешевле чем в соседнем веломагазине и реально всегда дешевле, чем в наших интернет-магазинах. К тому же там бывают честные скидки. На первую покупку там тоже предоставляется скидка (иногда до 20%) – просто загляните на главную страницу.
Нажмите на изображение, чтобы перейти в раздел запчастей для переключателей на CRC
Бесплатная доставка
Самое интересное, что вы можете получить бесплатную доставку, если купите запчастей на определенную сумму – она обычно указана на сайте. У меня был случай, когда посылка весом 11,5(!) килограммов (в ней был турботрейнер-велотренажер) приехала из Великобритании абсолютно бесплатно.
Если бы доставка была платной – мне бы пришлось заплатить за эту доставку около 70 долларов. Сильно подозреваю, что они сработали себе в минус – но заработали очень лояльного клиента.
Хотите скидки на передние и задние переключатели от 60 до 80 процентов? – Легко! Просто внимательно следим за распродажами 🙂
Почему два сайта, а не один какой-то определенный?
Просто потому, что у них практически всегда есть скидки на определенные группы товаров. Смотрите и там, и там. И если я, к примеру, искал тот же велостанок-турботрейнер – то на Wiggle в тот момент их не было со скидками, а на CRC – были. 130 евро вместо 280 – есть разница?
Или, вообще анектодичный случай. Я купил гидравлические дисковые тормоза Hayes профессиональной линейки со скидкой 60%. Передний – на Wiggle, задний – на CRC. Просто у них так были сделаны скидки – ну а я этим воспользовался 🙂
Нажмите на изображение, чтобы перейти в раздел запчастей для переключателей на Wiggle
А может, у них был расчет, что если чел покупает передний за пол-цены и задний за полную цену – то прибыль все равно останется. Не знаю. Но – система одновременного поиска на двух сайтах сработала отлично – два профессиональных тормоза по цене (меньше) одного стоят на моем велике.
Где купить?
Поэтому – для покупки задних переключателей и других запчастей вы можете смело переходить и на Wiggle: задние переключатели и запчасти к ним; и на ChainReactionCycles: запчасти для переключателей и задние переключатели. Либо можете нажать на картинки – и разделы с запчастями откроются в новых вкладках.
Удачных и недорогих покупок!
Поделитесь в комментариях, раз в сколько километров вы производите настройку заднего переключателя?
Алекс “На Байке” Сидоров
Блюдо дня: Как “АвтоАс” Кен Блок тренируется между заездами на своей полноприводной тачке
Как настроить переключение скоростей на велосипеде стелс
Как правильно настроить переключатель скоростей на велосипеде?
8 минут Автор: Михаил Санников 156
Прежде чем переходить к настройке переключателя скоростей, следует понять его место во всём механизме привода и общие настройки, ведь, кроме настройки, переключатель должен быть корректно установлен, к нему должна подходить корректная система переключения, и цепь должна подходить под звёзды. Далеко не всегда проблемы с системой переключения вызваны неверной настройкой, но с плохой установкой или ошибочным подбором комбинации элементов. Кроме того, по ошибке на велосипед могут поставить не подходящие друг другу элементы.
Подготовка к работе
Инструменты
Переключатели скоростей – одни из самых сложных по устройству, но достаточно ненагруженных в плане инструментария элементов велосипеда. Для того чтобы всё настроить, понадобится всего несколько вещей:
- отвёртка;
- пассатижи;
- ключ на 9 или набор шестигранников (в зависимости от производителя);
- сменные тросики и рубашки (если понадобится замена).
Первый шаг – проверка подводки:
- Проверка тросика (он должен быть правильно закрыт рубашкой, легко тянуться и реагировать на работу манеток).
- Проверка рубашек (на поверхности как тросика, так и рубашек не должно быть серьёзных повреждений или явных загибов, так как они приведут в итоге к блокированию переключения тем или иным способом).
- Подключение (тросик должен быть заведён и зажат в приёмнике без торчащих заусенцев и провисающих мест).
Второй шаг – установка и закрепления переключателей. Это необходимо, если переключатель настраивается после того, как его пришлось ремонтировать или поменять.
Третий шаг – продевание цепи. Перед закреплением переключателей (цепь должна быть продета в них) или, наоборот, после закрепления (цепь замыкается уже на установленных устройствах).
Проверяем все подводки и закрепления, после чего приступаем к настройке.
Передний переключатель
Передний переключатель обычно имеет больший ход и требует меньше настройки, потому обычно начинают с него. Кроме того, перенастройка здесь требует меньше точности и её проще проводить повторно, уже после заднего.
Регулировка высоты
Самое первое, что потребуется проверить на передней рамке – его высоту. При установке часто случаются неточности, когда переключатель слишком далеко от звёзд, либо когда он их задевает. Механизмы несовершенны, и цель регулировки высоты – правильно настроить рамку (примерно на 2-3 миллиметра выше большой звезды). После установки – проверить расстояние, провернув систему со вдетой цепью.
Регулировка угла
Вторая проблема уже и установки, и настройки. Всё устройство должно быть параллельно звёздам общей оси рамы. Это определяется специальными устройствами или проверкой параллельности на глаз: просто подносим велосипед к линии взгляда так, чтобы один из краёв колеса, втулки или иного ориентира оказывался на одной линии и становился «невидимым», и проверяем, не расходится ли наша цепь или рамка.
При серьёзных отклонениях работаем с установкой переключателя, возможно, придётся даже снять устройство, при небольших – со специальными винтами настройки, если таковые есть на нашей модели.
Задний переключатель
Первичные проверки заднего велосипедного переключателя скоростей начинаются с его механизма. Будучи более сложным, чем передний, он может скрывать в себе больше проблем, чем можно исправить с помощью настройки:
- Петух – особое крепление, и, будучи обыкновенно отдельной от рамы частью, петух повреждается при падениях и даже серьёзных нагрузках, поэтому проверить его параллельность раме и вообще целостность очень важно.
- Возвратная пружина – её дефекты часто воспринимаются как проблемы с рубашкой тросика, так как выглядят одинаково: переключение на ослаблении тросика становится проблемным. Пружины обычно меняют уже вместе со всем устройством.
- Подвод тросика – вторичная проверка, на многих переключателях, особенно бюджетных Shimano, тросик заводится в задний переключатель сзади, создавая своеобразную «петлю». Именно на ней обычно появляются повреждения, так как эту точку легко повредить при падении или езде по траве.
Ограничители
Собственно, это то, что обычно и называют «регулировкой переключателя» ¬– это работа с High и Low ограничителями. Суть в том, чтобы не дать цепи спадать со звёздочек в крайних положениях. Делается эта настройка одновременно и на передних, и на задних звёздах при (в идеале) отключенном тросике. Т.е. сначала производится регулировка, а только потом под винт заводится тросик и прижимается. Это увеличивает точность и исключает эффект натяжения, который может помешать при работе.
Что нужно знать? На каждом переключателе есть два винта регулировки, обычно помеченных двумя буквами:
- H – high или hard – «высокий», положение цепи на самой большой звезде спереди и самой маленькой сзади;
- L – low или light – «низкий», положение на самой маленькой цепи спереди и самой большой – сзади.
Цель регулировки – выставив цепь на соответствующих звёздах, вращать отвёрткой соответствующие болты до тех пор, пока цепь не будет параллельна рамкам и, соответственно, при корректной установке самого механизма, параллельной плоскости колеса и звёздам. Дополнительные условия:
- Цепь не должна слетать при переключении на крайнюю звезду.
- Рамка или цепь не должны задевать ось и раму.
- Цепь не должна «скрести» о переключатель скоростей.
После настройки весь механизм следует собрать и проверить на предмет корректной работы. Все переходы должны быть понятными, чтобы цепь не провисала и не задевала раму или рамки. Недостатки, выявленные в этом «тест-драйве» требуют серьёзного подхода, потому как могут говорить не только о некорректной настройке, но и о других проблемах в байке, и лучше починить его сразу, а не ожидать серьёзных повреждений.
На планетарных втулках
Переключение передач в планетарных втулках полностью отличается от обычного описанного механизма, но тоже требует периодической настройки. За изменение передач на планетарках отвечает «толкатель» –небольшой элемент, напоминающий цепь, соединяющий механизм переключения внутри втулки с тросиком.
Для того чтобы хорошо всё отрегулировать, необходимо найти шлиц на толкателе (точка соединения жесткой и подвижной части устройства) и на предпоследней скорости выровнять его с осью колеса (для этого обычно предусмотрены специальные смотровые окошки). Шаги настройки таковы:
- Выставляем предпоследнюю скорость: 2 для трёхскоростной втулки, 3 для четырёхскоростной.
- Снимаем пыльник или иную защиту точки подключения тросика к толкателю.
- Освобождаем толкатель и находим необходимую точку, отслеживая через смотровое окошко совпадение шлица и оси колеса.
- Подтягиваем тросик с помощью винта, выравнивая толкатель.
- Закрываем защиту.
Иную настройку переключения для планетарной втулки самостоятельно сделать затруднительно. Понадобится полностью разобрать весь механизмах, что в домашних условиях достаточно проблемно.
Заключение
Настройка переключателя скоростей только выглядит сложной, но может быть проведена самостоятельно. Новичков этот процесс отпугивает, и вполне обоснованно, сложностью всего комплекса работ. Ведь при настройке может быть выявлен недостаток, связанный и с рамой, и со звёздами, и с системой, и со втулками.
В целом, операция по регулированию – одна из самых зависимых от корректности сборки и настройки практически всего байка. Она требует к себе серьёзного внимания. Несмотря на все сложности, настройку необходимо проводить постоянно и не забывать о ней, ведь качество катания в первую очередь зависит от приводного механизма, да и ремонт будет требоваться намного реже.
Правильная настройка переключения скоростей на велосипеде
5 минут Автор: Андрей Смирнов 176
Современные велосипеды, оснащенные системой передач, позволяют быстро и с минимальными энергетическими потерями передвигаться в любых условиях: затяжные подъемы, пересеченная местность, дороги с резкими поворотами, которые требуют постоянного изменения скорости и передаточного отношения. Сюда можно отнести и езду против ветра, бездорожье, плохое качество асфальта… В общем, значение трансмиссионного узла просто колоссально, особенно на горных байках.
Несмотря на неоценимую помощь, трансмиссия велика требует частого внимания, ухода, порой долгой и нудной возни. К одним из компонентов, которым периодически требуется уделять время, является механизм переключения, состоящий из переднего и заднего переключателей. На первый взгляд, устройство этих деталей кажется сложным. На практике же настроить переключение скоростей очень просто.
Почему скорости на велосипеде плохо переключаются
Обычно мысль о необходимости исправления неполадок с переключателями приходят, когда цепь слишком тяжело переключается между звездами, или же передачи вовсе не переключаются. Проблема посещает внезапно, как вариант, можно обратиться к мастеру.
Однако, этот вопрос решить в сервисе можно за пару минут, а денег придется отдать за час. Может, стоит повозиться самому?
Прежде чем приступить к инструкции по настройке системы скоростей велосипеда, определимся, почему она некорректно работает:
- Переключатели имеют повреждения. Для решения проблемы нужна полная замена.
- Деформированный петух – защита заднего устройства переключения. Обычно советуют менять, но один раз можно выправить.
- Износ пружины или растянутый трос. Необходима замена, настройка переключателей.
Очень часто все компоненты трансмиссии находятся в исправном состоянии, а передачи все равно переключаются плохо. Новые детали, или детали с небольшой выработкой, установленные в трансмиссионный узел – распространенная причина плохого хода цепи по звездам.
Настройка переключателей в домашних условиях
А сейчас разберемся, как самому настроить скоростную систему. Переключатели на велосипедах с многозвездочной трансмиссией делятся на передние и задние. Последние наиболее уязвимы при катании в разнообразных дорожных условиях, риск их повреждения выше по сравнению с передними, а вот настройку надо проводить в самом начале. Очевидно, что задний переключатель обслуживает больше звезд, поэтому и настраивать его дольше.
Внимание! Если присутствуют повреждения, а натяжитель располагается не параллельно раме и кассете, то правильно отрегулировать систему не получится!
Настройка заднего переключателя:
Для начала понадобятся винты L и H – они видны хорошо, искать не надо. Также присутствуют тросовый регулятор, натяжной и фиксирующий винты.
- При помощи H ролик выравнивается с маленькой задней звездочкой. Закручиванием винта L выставляем ролик на одну прямую с большой задней звездой.
- Выставить самую высокую скорость на манетке.
- Натянуть и зафиксировать трос при помощи болта-фиксатора.
- Большие передачи должны включаться без помех, в противном случае с помощью регулятора тросик немного ослабляется. Дополнительная натяжка понадобится, если передачи плохо сбрасываются.
Собственно, сама настройка произведена, осталось отрегулировать точность переключения. Особенно это касается систем с большим количеством звезд. Для этого цепь устанавливается на большую звезду сзади и маленькую – спереди. Подкручиванием натяжного винта добиваемся оптимального положения ролика – максимально близко от кассеты. То же самое надо проделать и наоборот: установить цепь на максимальную звезду спереди и минимальную – сзади. Ролик не должен тереться о кассету, просто располагаться рядом с ней.
Как правильно настроить переключатель спереди:
- Проверить крепление устройства.
- На минимальной скорости сбросить натяжение троса.
- Винтом L создать зазор между корпусом переключателя и цепью (1 мм).
- Закрепить трос регулировочным болтом.
Аналогичное следует проделать и с H-винтом. Должна быть выставлена максимальная скорость, а величина зазора с цепью не должна превышать одного миллиметра.
Настройка скоростей на обоих велосипедных переключателях проводится до тех пор, пока цепь не будет свободно перебрасываться с одной звезды на другую. Если она идет трудно, необходимо отрегулировать правильное положение троса с помощью настроечного болта.
После всех манипуляций проверяется вся система. Для этого надо прокатиться на велике и попробовать все рекомендуемые соотношения передач. Отметим, что на горных велосипедах регулировка трансмисии – это обычная периодическая процедура, и если вдруг передача пошла туго, не спешим делать выводы о поломке, а делаем то, что описано выше.
Не стоит думать, что качественная трансмиссия не нуждается в настройке системы переключения. Да, возможно, для комплектующих от shimano это надо будет делать реже, но рано или поздно все равно придется столкнуться.
Только что мы познакомились с простым способом настройки переднего и заднего переключателей. Действительно ли это нужно? Регулировка механизма переключения необходима трансмиссии, как шины колесу. Своевременная помощь «узлу движения» позволит не только решить текущие проблемы, но и предупредить их в будущем. Вовремя устраняйте все возникшие неудобства и катайтесь с удовольствием!
Как настроить переключатель скоростей на велосипеде
Став счастливым обладателем байка, вы должны быть готовы к тому, что со временем придется самостоятельно осуществлять элементарное техническое обслуживание велосипеда. Конечно, если речь идет о серьезной неисправности, лучше всего обратиться за помощью к специалистам, но многие манипуляции можно спокойно выполнить своими силами.
Когда необходимо настраивать?
- Вы приобрели байк, который не был качественно отрегулирован сотрудниками магазина;
- Проблемы с переключателем возникли вследствие неправильной транспортировки велосипеда;
- Байк прошел значительный пробег, и теперь система переключения скоростей нуждается в перенастройке;
Необходимый набор инструментов:
- Отвертка;
- Набор ключей шестигранников;
- Пассатижи;
- Запасные тросики;
Настраиваем передний переключатель
- Ставим переключатель скоростей в следующее соотношение: наименьшая звезда спереди и наибольшая сзади;
- Откручиваем трос;
- При помощи винта ограничителя для низких передач регулируем положение рамки, она должна находиться на расстоянии не более 3 миллиметров от цепи;
- Слегка натягиваем трос переднего переключателя;
- Переключаем скорость на среднюю звезду и проверяем, не задевает ли цепь внешнюю рамку. Если задевает, необходимо сильнее натянуть трос;
- Ставим переключатель на наименьшую звезду и проверяем, насколько легко происходит переключение передач. Если переключатель не срабатывает, регулируем винт ограничителя для высоких передач.
Настраиваем задний переключатель
- Настраиваем переключатель на наименьшую звезду.
- Послабляем трос. Для этого необходимо открутить винт зажима, расположенный на заднем переключателе.
- Ставим цепь переднего переключателя на среднюю звезду.
- Проверяем работу цепи. Для этого нужно просто покрутить педали. Если цепь начинает падать, подрегулируйте винт ограничителя для высоких передач. В итоге ваш задний переключатель и самая маленькая звезда спереди должны стать на одну линию.
- Сильно натяните трос и зажмите болт, который отвечает за фиксацию затяжки.
- Начинаем проверять переключатель прощелкивая каждую скорость от самой маленькой до наибольшей. Если в определенном месте система дала сбой, дальше регулируем натяжку троса, пока все скорости не будут легко переключаться.
В момент настройки переключателя скоростей обязательно помните о том, что все манипуляции с тросом необходимо производить плавно и очень осторожно. Наберитесь побольше терпения и избегайте резких движений. Когда вы откручиваете или закручиваете болты, делайте это постепенно, не более чем один оборот за раз.
Помните о том, что настройка скоростей – очень важный момент, который отражается на работе вашего байка в целом. Поэтому отнеситесь к приводному механизму со всей серьезностью, и один раз овладев техникой настройки скоростей, проводите ее систематически!
Велосипедная цепь – это одна из важнейших составляющих вашего байка, поэтому от ее исправности зависят не только общие ощущения от езды, но и ваша безопасность.
Трансмиссия играет очень важную роль в работе всего велосипеда, поэтому вы должны внимательно следить за износом отдельных ее частей.
Для того, чтобы установить на велосипед дисковые тормоза, можно отправиться в любую веломастерскую, либо осуществить данный процесс самостоятельно.
Тормозная система любого байка – важнейший элемент механики, который отвечает за вашу безопасность во время поездки.
Потребность в снятии велосипед ной цепи возникает, когда её необходимо заменить, почистить или удалить сломавшееся звено.
Как настроить переключение скоростей на горном или городском велосипеде
Переключатели скоростей активно используются при катании как на горных, так и на городских велосипедах. От их качественной работы зависит многое: удовольствие от велопрогулки, качество езды и даже ваша безопасность. Перед каждым велосезоном нужно проверить и при необходимости правильно настроить этот механизм.
Какие детали помогают настроить переключатели скоростей
Многоскоростной горный или городской велосипед оснащён несколькими передачами и даёт новые возможности. На нём гораздо легче покорять вершины, ездить по неровностям, даже выполнять различные трюки. Чтобы получать удовольствие от велопрогулок, нужно правильно настроить переключатель скоростей.
Тем, кто впервые решил самостоятельно разобраться с механизмом переключателя, нужно сначала ознакомиться с деталями трансмиссии и их функциями.
Трансмиссия — это совокупность деталей велосипеда, которая позволяет взять на себя часть нагрузки велосипедиста. Она также помогает ездить по сложным поверхностям, например, по горам.
Знание устройства современных велосипедов помогает правильно настроить переключение скоростей
Подробно останавливаться на каждой части велосипеда мы не будем. Рассмотрим лишь некоторые элементы, которые входят в состав трансмиссии.
- передний переключатель помогает цепи перемещаться по ведущим звёздам системы. Крепится к раме в районе педалей;
- система — часть переднего переключателя. Состоит и звёзд, различных по диаметру и количеству зубьев, которые крепятся на шатунах специальными болтами;
Передний переключатель находится в районе педалей
Задний переключатель расположен на заднем колесе
Самые надёжные цепи — матовые серого цвета. Если цепь имеет желтоватый оттенок — это говорит о её низком качестве. Средними по качеству считаются никелированные цепи.
Цепь велосипеда — важная часть трансмиссии
Манетки крепятся на руле и отвечают за переключение скоростей
Трос трансмиссии соединяет манетку с переключателем
Механизм изменения скоростей
Работа у заднего и переднего переключателя скоростей заключается в следующем: если трос натягивается, то рамка переключателя передвигает цепь на более высокие звёзды. Если, наоборот, ослабить трос, то рамка перекинет цепь на меньшие звёзды.
Переключаются скорости с помощью шифтёров (монеток), расположенных на руле. Задний переключатель регулируется правым шифтёром. Таким образом цепь перескакивает между задними звёздами. А передний переключатель регулируется шифтёром с левой стороны. Так перескакивает цепь среди передних звёзд.
Принцип работы переключателя скоростей — видео
Типы переключения передач
Прежде чем производить настройку, определите, какое переключение передач у вашего велосипеда. Существует 3 основных типа переключателей.
- Механизм внешнего переключения.
- Механизм внутреннего переключения.
- Комбинированный тип.
Внутренний механизм переключения передач появился раньше, чем внешний. Прародитель многоскоростных втулок — английская компания Sturmey-Archer. Именно они создали первые двух и трехскоростные втулки, которые были выпущены в 1902 году.
Внутреннее переключение скоростей на горном велосипеде
Основа такой конструкции — планетарные втулки. В этом механизме не применяются кассеты. В трансмиссию входит всего 2 звезды: передняя и задняя. Весь механизм спрятан внутри. Обычно отсутствует и передний переключатель передач.
Все элементы переключателя скоростей спрятаны в корпус
Такой механизм часто встречается на шоссейных, прогулочных, складных и городских велосипедах. Сама система находится внутри задней планетарной втулки. Такой тип переключателя скоростей можно наблюдать, например, у городского велосипеда Forward Surf (3 передачи скоростей).
Этот механизм сложно отрегулировать непрофессионалу. При необходимости лучше обратитесь в веломастерскую.
Внешнее переключение на скоростном велосипеде
Внешний тип принадлежит большинству многоскоростных велосипедов. Его используют как на горных, так и на городских прогулочных моделях. Механизм составляют переключатели передач и звёзды, образующие кассету или систему. Скорость меняется при помощи заднего и переднего переключателей.
Элементы внешнего типа переключения передач — переключатель и кассета
Такой тип переключения скорости можно увидеть как на городском Forward Dortmund (7 скоростей), так и на горном велосипеде Forward Agris (24 скорости). Этот переключатель можно настраивать самому, изучив механизм.
Устройство ходовой части велосипеда, принципы работы — видео
Комбинированный механизм
Комбинированный тип представляет собой сочетание внешнего и внутреннего механизма. Он крепится на втулке заднего колеса велосипеда.
Комбинированный переключатель является гибридом внешнего и внутреннего типов переключения скоростей велосипеда
Этот механизм встречается крайне редко, так как он собрал в себе все отрицательные стороны как внешней, так и внутренней системы переключения скоростей. Настраивается он только профессионалом.
Классификация переключателей
В современном мире существует множество фирм, которые создают оборудование для велосипедов. Самые лучшие по качеству модели изготавливают такие корпорации, как Shimano (Япония) и Sram (Америка), производящие целые линии переключателей.
Устройства для профессионалов:
- Shimano XTR, Sram ESP 9.0 и Sram ESP X.0 занимают лидирующие позиции по цене и качеству. В основном они используются в велосипедах, предназначенных для соревнований. Отличаются низким весом конструкции.
- Shimano deore xt, Shimano Saint, Shimano slx заняли второе место в той же категории. Используются в велосипедах с 27 передачами.
- Shimano Deore LX, Shimano Dura-Ace, Shimano Hone — третье место. Они предназначены для устройств с максимальным количеством скоростей.
Линии для спортивных велосипедов:
- Sram ESP 7.0 и Shimano Deore — аналогичные конструкции. Составлены из очень прочных комплектующих и предназначены для 24 передач.
- Sram ESP 4.0, Sram ESP 5.0, Shimano Nexave и Shimano alivio дешевле, чем профессиональная линейка. Они выдерживают до 24 скоростей и предназначены для туристических моделей велосипеда.
Переключатель скоростей Sram ESP 7.0 специально создан для спортивных велосипедов
Линейка переключателей для любителей:
- Sram ESP 4.0, Shimano C201 и Shimano acera комплектуются к более дешёвым гибридам и горным велосипедам начального уровня. Выдерживают до 24 передач.
- Sram ESP 3.0, Shimano Nexus и Shimano altus предназначены для прогулочных, городских велосипедов.
- Shimano tourney создан для спокойной ровной езды. Переносит 21 передачу.
Принципиальной разницы в регулировке и работе разных линий переключателей от одной фирмы нет. Например, разные группы переключателей фирмы Shimano работают одинаково и взаимозаменяемы. Допустим, на привод восьмискоростных переключателей Alivio, Altus, Acera можно ставить девятискоростные системы Deore, Deore XT, Deore LX, XTR и наоборот.
Разница между устройствами линейки Shimano — видео
Что может повлиять на качество работы переключателей
Важно выяснить, что стало причиной возникновения неполадок.
Растянутый трос
Этот дефект регулируется барабаном на шифтёре.
- Когда цепь движется беззвучно и с трудом заскакивает на большие звёзды, значит, трос растянулся. Покрутите барабан по часовой стрелке до тех пор, пока деталь не натянется до нужного положения.
- В случае когда цепь не хочет спускаться на маленькие звёзды, расслабьте трос, покрутив барабан против часовой стрелки.
- Проверьте работу переключателя скорости. Если нужно, ещё подкрутите барабан. Регулируйте до тех пор, пока цепь не начнёт плавно перескакивать.
Порванный трос
Если деталь повреждена, её нужно заменить.
- Выкрутите фиксирующий винт на перекидке.
- Разберите манетку, чтобы вытащить трос.
- Вставьте новый, обработайте специальной смазкой.
- Пропустите его сквозь рубашки и установите их на место.
- Зафиксируйте новый трос на переключателе.
Меняем трос на велосипеде — видео
Проблемы с пружиной параллелограмма
Для более качественной работы возвратной пружины нужно её помыть. Затем смазать, предварительно почистив.
Погнулся или поломался петух
Если лапка заднего переключателя стоит косо, значит, погнулось крепление. Этот дефект вы можете исправить самостоятельно.
- Одной рукой держите лапку, а другой захватите переключатель.
- Аккуратно, без резких движений выравнивайте положение петуха до тех пор, пока задняя рама не встанет ровно.
Петух стоит заменить на новый при первой возможности. Даже если вы его выровняли, такая деталь прослужит недолго.
Деформация переключателя
Частая причина такой поломки — удар велосипеда. Обычно страдает задний переключатель, передний очень сложно погнуть. После поломки стоит проверить, какие именно детали поломались.
- Если это рамка — выровняйте или поменяйте запчасть.
- Если поломался винт, который регулирует натяжение цепи, или ушко, крепящее этот винт, то лучше заменить детали. В противном случае скорости будут очень плохо переключаться.
Меняем детали трансмиссии велосипеда — видео
Как отрегулировать задний переключатель скоростей
Задний переключатель — машинка, которая перекидывает цепь с одной звёздочки заднего колеса на другую. На сегодняшний день таким переключателем оборудовано подавляющее число скоростных велосипедов.
Задним переключателем скоростей оборудовано большинство скоростных велосипедов
Задний переключатель состоит из следующих элементов.
- Рамка переключателя. От её длины зависит количество скоростей велосипеда.
- Два ролика, которые отвечают за направление цепи: направляющий и ролик натяжителя.
- Сам механизм (параллелограммный).
- Крепёжный болт.
- Ограничитель нижней передачи — винт с надписью L.
- Ограничитель верхней передачи — винт с надписью Н.
- Направляющая тросик канавка.
- Винт регулировки натяжителя.
Настройка заднего переключателя нужна, если сбилась работа механизма, цепь перепрыгивает нужные звёзды, скорость не переключается, слышен скрежет или громкие звуки. Настроить механизм и отладить его работу можно самостоятельно. Вам понадобится крестовая отвёртка и шестигранник №5.
Для начала убедитесь, что переключатель установлен вертикально и параллельно велосипеду. Если всё в порядке, можно переходить к настройке. Для удобства переверните велосипед вверх колёсами, поставив на седло и руль, это даст доступ к самому переключателю и винтам регулировки.
- Первым делом спустите цепь на наименьшую звёздочку. Делайте это манеткой на правой ручке велосипеда, именно она ответственна за задний переключатель.
Регулировка переключателя скоростей на велосипеде
Велосипеды очень крепко влились в нашу жизнь. При их помощи мы отдыхаем, передвигаемся до магазина и обратно, а некоторые даже путешествуют. И это не удивительно, так как такой вид транспорта, как велосипед, обходится намного дешевле, нежели любой средний автомобиль. К тому же он не вредит экосистеме, да и вообще полезен для здоровья. И конечно, как и любая другая техника, он имеет свойство ломаться.
Это может быть как банальный прокол шины, так и вполне серьезная поломка, например перелом передней вилки и т. п. Но все таки лидирующий вид поломки велосипедов после прокола шины — переключатель скоростей. Чаще всего такая проблема возникает со спортивными велосипедами, так как на городских или прогулочных велосипедах зачастую такая система отсутствует.
Как настроить задний переключатель на велосипеде
Настройка переключателя скоростей — дело не хитрое, и его сможет осуществить любой, кто хоть немного разбирается в механизмах.
Чтобы самостоятельно настроить все механизмы и привести их в действие, нужно сделать следующее:
- нужно проверить, не погнут ли сам переключатель. Это можно определить, посмотрев на натяжитель — он должен быть параллелен звездам на заднем колесе. Если все дело в нем — то его нужно постараться выпрямить при помощи плоскогубцев или иных инструментов.
- если с переключателем все нормально, то скорее всего во всем виноват петушок (это крепление, на которое ставиться переключатель). Чаще всего он также загибается, и его приходится периодически выпрямлять, так что при первой поломке его нужно заменить.
Если все описанное выше выполнено или в порядке, то можно приступать к непосредственно самой настройке переключателя.
Выполнять это следует следующим образом:
- ставим переключатель на самую высокую скорость (то есть на самую маленькую звезду)
- находим два винта — H и L. Вращаем винт H, чтобы ролик на переключателе сдвинулся на одну отметку с меньшей звездой
- ставим на самую низкую скорость (большая звезда), и вращаем винт L до выравнивания ролика с большой звездой
- снова ставим на самую большую скорость, и натягиваем тросик. При этом нужно убедиться, что он попал в специальный прем. Натягивать следует по — туже!
- проверить переключение! Если переключается очень туго, или вовсе не переключаются, то нужно немного ослабить тросик, или наоборот натянуть его.
- если все работает хорошо, то можно считать что дело сделано.
Причины сбоя в работе заднего перебрасывателя
Причины могут быть разнообразными — это и загнутый петух или переключатель, плохая натяжка тросика, коррозия на деталях и т. п. Обычно такие проблемы случаются в том случае, если произвелась неправильная настройка переключателя или велосипедом давно никто не пользовался, что вызвало коррозию на деталях перебрасывателя , и его движение затруднено.
Регулировочные винты на переключателе
Регулировочные винты — это те самые H и L винты, которые используются при настройке заднего переключателя. Их действие основано на фиксации переключателя скоростей, что позволяет ему не болтаться. Обычно к ним обращаются всего один раз, при первой настройке, и больше их не трогают. Но в случае поломки петушка или переключателя без них просто не обойтись. Они не лишком чувствительны, поэтому их можно смело крутить и настраивать как нужно.
Тросики и рубашки
Особое внимание так же следует уделить и тросикам с рубашками. Рубашка — это оплетка тросика. А особое внимание следует им уделить по той простой причине, что если тросик или рубашка будут повреждены, то в самый ответственный момент он может порваться, и в последствии переключение скоростей будет невозможно.
Поэтому их нужно выбирать очень тщательно, чтобы не было никаких повреждений или следов ржавчины, и для каждого тросика свой тип рубашки. Их всего три — это плетка SIS, оплетка SIS-SP и витая оплетка. На основе выбранного тросика, следует подбирать и правильную рубашку. Иначе может произойти так, что тросик перетрет всю оплетку, и он выйдет из строя.
Петух заднего переключателя
Петух (или петушок) — это деталь, при помощи которой переключатель крепится к раме. К тому же он обеспечивает более надежную защиту рамы от всестороннего воздействия, таких как например падение с большой высоты или большого перегруза велосипеда. В первую очередь из строя выходит петух, и это спасает саму раму. Ведь петуха всегда можно поменять, а вот рама при повреждении может и не подлежать ремонту.
Поэтому эта деталь является так же очень необходимой, и если возникает потребность в его приобретении, то выбирая его, следует обратить внимание на следующие характеристики: его состав сплава (какие металлы использованы при изготовлении), качество (отсутствие сколов и трещин) и конечно же цена.
Он не должен стоить больше 500-600 рублей, конечно все зависит от желания покупателя. Можно приобрести и такие, которые стоят намного дороже, но это излишне.
Цепи и звездочки
Эти две детали являются основными частями велосипеда, так как при помощи их осуществляется непосредственно движение. Чаще всего звездочки представляют из себя касету , которая состоит из 6-7 звездочек. Все зависит от количества скоростей на велосипеде.
А цепи различаются по шагу и длине. Шаг цепи — это размер одного звена на звездочке или цепи, и в соответствии с шагом на звездочке, нужно подбирать цепь с нужным шагом. Длина в основном везде одинаковая, но может быть и индивидуального размера. Тогда ее придется очень долго искать, или же склепать самостоятельно.
Ролики натяжителя цепи
Ролики натяжителя входят в механизм, который обеспечивает качественное натяжение цепи во время переключения скорости или во время движения самого велосипеда. Без него цепь не будет держаться на одном уровне, что не позволит ни крутить педали, ни производить переключение скоростей.
Переключатели на руле
Переключатели на руле бывают двух видов — рычажные и цилиндрические. Рычажные представляют собой небольшой рычажок, расположенный слева или справа на руле, при помощи которого происходит натяжение тросика.
Цилиндрические — это переключатели, которые монтируются вместе с резиновой или пластиковой ручкой на край руля. Переключение здесь происходит при повороте ручке вниз или вверх с последующем натяжении тросика и перемещении цепи на нужную звезду, расположенную сзади. Они гарантируют качественное и быстрое переключение не слезая с велосипеда и прямо во время движения.
Точная настройка заднего переключателя как сделать
Самым важным фактором при регулировке переключателя является точность. Произвести точную настройку можно так, как описано в начале статьи, но при осуществлении нужно уделить особое внимание не только регулировочным винтам, но и всему механизму в целом.
Как настроить передний переключатель на велосипеде
Регулировка переднего переключателя происходит немного проще, ежели заднего. Здесь важным фактором является его правильная и надежная установка на раму, а все остальное делается в течении 15 минут .
Правильное положение переднего переключателя — это когда цепь находится на самой большой звезде, и от звезды до рамки сохраняется расстояние 1-3 мм. Тогда можно считать, что переключатель установлен правильно.
Советы по точной настройке
- нужно выставить минимальную скорость-то есть сзади цепь стоит на самой большой звезде,а спереди на самой маленькой.
- немного ослабте натяжение тросика и крутите винт L, пока между цепью и рамой не останется зазор в 1мм
- прочно закрепляем тросик, перед этим вставив его в специальную канавку.
- выставляем самую высокую скорость
- регулируем при помощи винта H зазор между цепью и внутренней стороной рамки
- проверяем работоспособность
- если переключение идет туго, то настраиваем при помощи винтов до нужного состояния
- После всех проводимых манипуляций, велосипед следует отмыть и смазать все детали (цепь, звездочки и т. д.)
Переключатели на руле
Переключатели здесь стоят точно такие же, как и на заднее колесо. Они абсолютно ничем не отличаются, и даже располагаются точно так же.
Тросики и рубашки
Тросики на передний переключатель отличаются от переключателя на заднем тем, что они могут быть немного короче, и даже немного тоньше. А рубашки так же делятся на три типа, и под каждую рубашку — свой тросик.
Полезные советы по эксплуатации переключателей скоростей на велосипеде
Конечно, поломок и регулировок можно избежать, если тщательно соблюдать все правила.
А именно:
- как можно чаще мыть велосипед и его детали, и после тщательно его высушивать, так как грязь и коррозия — главные враги металлических изделий
- смазывать все детали машинным маслом или солидолом (импортные средства справляются не очень качественно, а зачастую и вовсе вредят)
- лезть самостоятельно чинить механизмы только в крайних случаях, так как по неопытности можно только усугубить положение, так что лучше попросить о помощи профессионалов или друзей.
В заключении хочется сказать, что любую вещь можно починить самостоятельно, если все делать правильно, соблюдая все перечисленные выше советы. Или вовсе начинать следить за его состоянием от самого момента покупки. И тогда не придется раскошеливаться на новые детали, которые к тому же еще и стоят в 2 раза больше самого велосипеда.
Регулировка заднего переключателя скоростей
Полезные советы, которые помогут Вам отрегулировать задний переключатель скоростей байка
Подготовительный этап, который предшествует работам по настройке заднего переключателя скоростных режимов велосипеда, заключается в выявлении его неисправности. Посмотрите – не погнулся ли он в процессе езды. Так как ему приходится занимать крайне невыгодное с точки зрения защищенности выпирающее расположение. По этой причине велосипедисты называют его наиболее уязвимой частью байка. Испытав удар, он прогибается к спицам. Но, если его установка была осуществлена на так называемый петух, то ему ничего не грозит. В данном случае деформируется сам петух. Когда же таковая деталь отсутствует, даже не самый сильный удар повредит раму. Старайтесь пользоваться байком крайне осторожно. Оградите задний переключатель от возможных столкновений с чем бы то ни было.
Чтобы поверить петух либо задний переключатель скоростного режима на деформацию, необходимо скрупулезно осмотреть заднюю часть рамки последнего. Его направляющие ролики (их всего 2) должны располагаться на одинаковом уровне, друг напротив друга. Вместе с тем, не упускайте из виду цепь, которая протянута между ними. Она не должна иметь перекосов. Ее оптимальное положение — вертикальное.
Ни в коем разе не стремитесь придать искореженному петуху прежний вид посредством сгибания переключателя скоростных режимов в реверсивном направлении. Иначе Вы деформируете его рамку. Прежде, чем начинать рихтовку кронштейна, демонтируйте его с рамы байка. Впрочем, можно воспользоваться инструментом, который обычно крепят на петух – там, где должен располагаться сам переключатель. Он выполняет функция специального рычага. Причем к нему прикреплен указатель, позволяющий выравнивать петух с точностью до миллиметра.
Учтите, что некоторые переключатели, которые изготовлены компанией «Campagnolo», оснащены наклонной рамкой. То есть, так называемый ролик натяжителя установлен в некотором отдалении от спиц, нежели ролик, задающий направление.
Винты-ограничители заднего переключателя скоростных режимов
Данные элементы предназначены для той цели, чтобы лимитировать траекторию перемещения заднего переключателя. Как правило, винты-ограничители установлены в задней секции основной конструкции переключателя. Они блокируют его перемещения, не позволяя ему продвигаться за пределы периферийных звезд. Благодаря чему цепочка не соскакивает.
Зачастую регулировку крайних уровней переключателя выполняют на только что выпущенном байке и впоследствии производить ее уже не требуется. Однако, если в процессе переключения на периферийные звездочки, цепочка то и дело начинает соскакивать, необходимо отрегулировать винты. Это позволит придать переключателю оптимальное положение. Тем не менее, не стоит забывать, что соскакивание цепи провоцирует, как правило, погнутая рамка или деформированный петух. Следовательно, потребуется их выпрямить, вернув им прежнюю форму. В крайнем случае – заменить. Если этого не сделать, велосипедист может получить серьезную травму.
Винты-ограничители, которыми комплектуются современные переключатели скоростей, маркируются такими английскими буквами, как «H» и «L». Первой обозначаются высокие передачи. Второй – низкие. Примечательно, что старые переключатели не имели маркировки. Зато на них можно было отчетливо рассмотреть, какой именно из установленных винтов плотно прилегает вплотную к самой рамке, а также затрудняет ее перемещение.
Самые важные настройки для заднего переключателя скоростных режимов
Ограничитель высоких передач (винт «Н»)
Когда винт, отвечающий за ограничение высокоскоростных передач, затянут недостаточно сильно – цепь рано либо поздно потеряет контакт с небольшой звездочкой и сорвется с нее. С одной стороны, она окажется зажатой так называемым пером рамы. С другой же – ее заблокирует и сама звездочка. Если же хорошенько приложиться к винту-ограничителю высокоскоростных передач, очень сильно перетянув его, то он способен заблокировать перестроение цепи на наименьшую звездочку. Однако, не стоит предпринимать поспешных действий. Как показывает практика, перестроение на высокие передачи дает сбои не по причине неправильно отрегулированного ограничителя. Обычно проблема кроется в погнутом переключателе. Также причиной сбоя может стать и деформированный петух.
Перевод цепи на уровень, который занимает наиболее высокая передача (в таком случае большая звездочка оказывается на переднем плане, а маленькая – отодвигается на задний), является первоочередным условием для регулировки периферийного состояния переключателя скоростных режимов. Также потребуется выкрутить анкерный болт и уменьшить напряжение троса. Что же касается регулировочных барабанов, которыми оснащается манетка и рычаг заднего переключателя скоростных режимов, то их, наоборот, необходимо закрутить до предела.
Основная цель таких манипуляций заключается в выставлении роликов, которые есть в переключателе скоростных режимов, на один уровень с наиболее маленькой звездой. В том случае, если закручивать винт-ограничитель «Н» в правую сторону, то рамку переключателя скоростных режимов удастся сместить в сторону спиц колеса. А вот откручивание винта в обратную сторону позволит, наоборот, отдалить рамку от спиц.
Как только регулировка уровня будет завершена, необходимо сильно натянуть тросик. Вместе с тем, потребуется воспользоваться анкерным винтом, чтобы намертво зафиксировать его.
Ограничитель низких передач (большая звездочка «L»)
Недостаточно сильно затянутый винт-ограничитель, который выполняет функцию регулятора низких передач, может ослабить цепь. В итоге, в процессе движения байка та просто-напросто слетит с большой звездочки. Она окажется зажатой не только спицами колеса. Но и самой звездочкой. Тут же произойдет блокировка колеса, спицы покорежатся, цепь запутается, и велосипедист упадет на землю. Если же затянуть винт-ограничитель до предела, то цепь не сможет перестроиться на большую звезду.
Для того, чтобы осуществить настройку этого периферийного положения, следует переключить цепь на уровень пониженной передачи. В таком случае небольшая звездочка окажется на переднем плане, а самая большая переместиться – на задний. Затем демонтируйте винт, промаркированный английской буквой «L». Таким образом, он не будет ограничивать переключатель скоростных режимов.
Выполнить данную работу необходимо для то, чтобы разместить ролики, которыми оснащен переключатель, на одном уровне с большой звездой. Также потребуется закрутить винт-ограничитель «L» в правую сторону. Но не до упора, а до тех пор, пока он не примет нужное положение.
Сильная фиксация винта-ограничителя отодвигает переключатель скоростных режимов в сторону маленьких звездочек. Если же его, наоборот, ослабить, то он переместиться ближе к спицам колеса.
Тонкая регулировка заднего переключателя скоростных режимов
Когда переключатель скоростных режимов отрегулирован корректно, то в дальнейшем он потребует лишь незначительных калибровок. Как показывает практика, они будут сводиться к незначительной настройке либо полной замене тросика.
Регулировка осуществляется при помощи специально предназначенных для этих целей калибровочных барабанов, монтаж которых происходит на манетку. У горных байков они расположены, непосредственно, на самом переключателе скоростных режимов. Также производитель может установить их на трубе рамы. А вот барабаны, которыми оснащаются шоссейные велосипеды, находятся рядом с упором рубашки тросика. Примечательно, что выполнять настройку можно посредством совершенно любого барабана, предназначенного для регулировки.
Правда, прежде, чем осуществить регулировку, следует переместить манетку на уровень самой скоростной передачи (за нее отвечает маленькая звездочка). Одновременно необходимо удостовериться в том, что регулировочный рычаг перемещен в периферийную плоскость.
После чего требуется задать манетке следующий скоростной режим и начать вращать педали. Это позволит цепи перестроиться на расположенную рядом звезду. В том случае, когда цепь на нее не переместиться, то необходимо посильнее натянуть тросик. Воспользуйтесь барабаном, предназначенным для регулировки. Поверните его влево, и тросик моментально натянется струной. Не стоит резко поворачивать барабан. Делайте это плавно, в пол оборота, пытаясь одновременно переключать скорости. Ведь чрезмерно перетянутый барабан может привести к смещению цепи. Конечно же, при переключении передач проблем возникнуть не должно. Но, как только, велосипедист попробует перевести их в периферийной положение, проблем не избежать.
Нюансы тонкой регулировки переключателя скоростей
1. Для того, чтобы осуществить настройку перехода на большие звезды – необходимо натягивать трос. И никак иначе. Когда цепь перемещается на большую звезду с некоторой натяжкой, то это означает, что тросик недостаточно натянут. Исправить положение можно при помощи калибровочного барабана, который необходимо повернуть в левую сторону.
2. Чтобы выполнить регулировку переключения на небольшие звезды, потребуется ослабить трос. В том случае, если цепь перемещается на небольшую звезду в достаточно замедленно темпе – следовательно, тросик ослаблен. Необходимо повернуть регулировочный барабан вправо.
Но бывают ситуации, когда перестроение задних передач на разных звездочках происходит не одинаково равномерно и плавно. Значит, деформирован петух.
Винт, предназначенный для регулировки натяжения (B-tension)
Современные переключатели скоростных режимов комплектуются двумя рычагами. Один из них, который называется «A-pivot», находится внизу и подымает рамку переключателя скоростных режимов наверх – туда, где расположена маленькая звезда. Другой, «B-pivot», перемещает рамку в совершенно другое направление, по ближе к большой звездочке. Чтобы при переходе с одного скоростного режима на другой не возникало никаких сбоев – необходимо сбалансированное натяжение пружин.
Подавляющее большинство задних переключателей скоростных режимов оснащаются полезным винтом. В классификации Shimano он фигурирует под названием «B-tension adjuster». Он позволяет придать пружинам рычага с маркировкой «В» оптимальное натяжение. Иными словами, этот винт регулирует высоту ролика, который задает направление. Чтобы выполнить настройку, переместите цепь на большую звезду с задней стороны. Закрученный влево винт для регулировки позволит ролику подняться вверх, поближе к звезде. Одновременно, увеличиться и степень натяжения цепи. Улучшиться и четкость перестроения с одной скорости на другую. При этом не допускайте, чтобы ролик задевал звездочку. Между ними должен быть промежуток равный 5 мм.
Задние переключатели скоростей от производителя «Campagnolo»
В начале 21 века все модели переключателей скоростного режима, которые выпускает компания «Campagnolo», стали оснащаться одной полезной опцией – регулировкой степени натяжения пружины рычага «А». Ее полное название расшифровывается, как «A-tension adjustment». По-большому счету, данная опция целиком и полностью противоположна функции «B-tension adjustment». Ведь ослабление пружины рычага «А» и, наоборот, затягивание точной такой же детали в рычаге «В» приносят идентичный эффект.
Как правильно переключать передачи велосипеда
Сегодня я посвятил статью переключению передачи велосипеда. У моей машины пять передач. Первый велосипед, который у меня был, имел только одну передачу, и я был безумно счастлив, когда в подростковом возрасте купил велосипед с тремя передачами. Но что же делать с велосипедом, у которого 20 или 30 передач?
Первое, о чем спрашивают люди, когда узнают, что у меня «правильный» велосипед, звучит так: «Оооо, а сколько у него передач?». Конечно, когда я говорю, что их 27 (по крайней мере, в теории), они, должно быть, думают, что мой велосипед очень быстрый из-за количества передач. На самом деле, он быстрый, потому что на нем ездит такой атлетичный человек, как я (ха-ха, хотелось бы верить). Количество передач никак не влияет на скорость велосипеда. Оно лишь должно делать его более эффективным в различных ситуациях.
Что такое система ведущих звезд и кассета велосипеда?
Я думал, что кассета – это устройство из 1980 года, которое унылые подростки тогда использовали для записывания сентиментальных песенок в подарок девушкам. По крайней мере, так делал я. А вы? А вот в велосипедном спорте кассета – это термин, обозначающий шестеренки (черт возьми! Не шестеренки, а звездочки!) на заднем колесе. Кассета может иметь до 11 звездочек с различным количеством зубьев.
Если вы действительно увлекаетесь велосипедами, то сейчас вам будет очень интересно. Остальным, вероятнее всего, будет немного скучно, поэтому вы можете даже пропустить следующий абзац. А я все же расскажу об этом. Количество зубьев каждой звездочки влияет на то, как соотносятся передачи велосипеда. Чаще всего на велосипедах устанавливают звездочки моделей от 11-23Т до 11-33Т. Это означает, что кассета имеет 11 звездочек, каждая из которых имеет от 23 до 33 зубьев в зависимости от модели. Часто встречается довольно сбалансированная модель 11-28Т, но, конечно, чем больше количество зубьев, тем «ниже» будет первая передача, значит, легче будет взбираться на холм на велосипеде (а это ведь ХОРОШАЯ вещь!).
Понятие «система ведущих звезд» объединяет цепные звездочки, которые находятся спереди велосипеда (относительно кассеты) рядом с местом, куда крепятся педали. Можно купить велосипед с двойной системой ведущих звезд, что означает наличие двух цепных звездочек, а также с тройной системой. Вы, конечно, догадались, что в этом случае у велосипеда будет три цепные звездочки. Они могут иметь разное количество зубьев и здесь будет действовать правило, обратное тому, что применяется относительно кассеты. Чем меньше зубьев имеет цепная звездочка, тем «ниже» будет передача. Запутались? Это объяснимо.
Конечно, до тех пор, пока вы не решите повысить количество передач или купить велосипед в профессиональных целях, вам не стоит особенно заморачиваться о том, как именно соотносятся передачи. Большинство дорожных велосипедов имеют соотношение, которое в 99% случаев работает хорошо. Поэтому пойдем дальше!
Как пользоваться переключателем передач на велосипеде
В старые добрые времена нужно было использовать всего два небольших переключателя, закрепленных на раме велосипеда, чтобы менять передачи. Прокрутил их до тех пор, пока цепи не перестали смещаться, и готово. Как далеко зашел прогресс! Когда я впервые попытался поменять передачу на моем велосипеде, у меня ушло полчаса на то, чтобы понять, как именно работает переключатель передач и как он связан с тормозами. Ага!
Итак, есть два переключателя. Правый относится к задней кассете, а левый – к системе ведущих звезд спереди. Примечательно, что крутятся переключатели в обе стороны!
Правый переключатель вы будете использовать чаще, так как он контролирует кассету сзади. Нажимая на него и крутя его вниз (или двигая), вы сдвигаете цепь на звездочки с меньшим диаметром, а передача меняется на более высокую, то есть ваши ноги будут двигаться медленнее. Соответственно, движение переключателя в обратном направлении смещает цепь на более низкую передачу, и ваши ноги должны двигаться быстрее.
Перемещая левый переключатель вниз, вы смещаете цепь на переднюю звездочку меньшего размера, и ноги двигаются быстрее. Переключая его в другую сторону, вы получаете обратный результат.
Все еще не разобрались?
Все не так плохо, как кажется. Вы быстро привыкнете, а я приведу три примера, чтобы вам было легче это сделать:
Несколько полезных примеров
Если у вас двойная система ведущих звезд спереди, большее количество времени вы будете использовать меньшую звездочку. Большая пригодится, чтобы спускаться с горки.
Найдите оптимальный темп
Цель переключения передач состоит в том, чтобы позволить вашим ногам двигаться в оптимальном темпе и с подходящей скоростью. Темп должен быть примерно 70-100 оборотов в минуту. Часто начинающие велосипедисты сталкиваются с тем, что крутят педали слишком медленно, оказывая чрезмерную нагрузку на мышцы. Чтобы определить наиболее подходящий для вас темп, понадобится некоторое время. Как только вы это сделаете, вы заметите, насколько повышаются эффективность, удовольствие и скорость, если вы используете нужную передачу в нужный момент и, следовательно, едете в подходящем темпе.
Вы могли заметить, что опытные велосипедисты почти постоянно переключают передачи, немного изменяют их то тут, то там и постоянно находятся в поиске идеального темпа. Очевидно, что дорожные и погодные условия постоянно меняются, поэтому и передачи тоже постоянно нужно переключать.
По существу, вам нужно стараться постоянно придерживаться комфортного и эффективного темпа. В этом ваша цель! Сначала это может показаться сложным, ведь в вашем распоряжении будет множество передач. Для начала выставьте переднюю передачу на среднюю ведущую звездочку (если у вас тройная система ведущих звезд) или на меньшую (если двойная). Сконцентрируйтесь на том, чтобы выбрать наиболее подходящую заднюю передачу, освойте это. Когда наберетесь опыта, вы сможете создавать различные комбинации передней и задней передач.
Как переключаться на подходящую передачу в нужный момент
Не забывайте, что главная цель переключения передач состоит в том, чтобы обеспечить себе подходящий темп езды. Помня это…
Смотрите вперед и переключайте передачу заранее – это одна из наиболее важных вещей, которую нужно усвоить, чтобы в нужный момент переключать передачи во время вращения педалей. Вы не сможете переключить передачу, когда ваш велосипед стоит или в момент подъема на гору, когда система передач перегружена. Следите за тем, какие дорожные условия ждут вас впереди, и меняйте передачи в соответствии с этим. Например, когда вы подъезжаете к перекрестку, вам нужно замедлиться, то есть переключить передачу на ту, которая даст вам возможность затем легко и быстро тронуться с места. Точно так же, когда вы приближаетесь к холму, переключите передачу до того, как начнете заезжать на него. Если вы этого не сделаете, во время подъема будет крайне трудно или даже невозможно переключить передачу, ведь система передач будет испытывать серьезную нагрузку. Делать это легче, когда вы съезжаете откуда-либо, ведь в этот момент система передач менее загружена, но вы потеряете скорость, если будете ехать на низкой передаче слишком долго.
Переключайте одну передачу за раз – не пытайтесь переключать и переднюю, и заднюю передачу одновременно. Это создает риск сползания цепи с кассеты или, как минимум, приводит к неприятным скрипящим звукам при переключении передач и изнашиванию кассеты.
Удостоверьтесь, что вы не крутите педали назад, когда переключаете передачи – это, наверное, совет для тех, кто постарше, потому что, насколько я помню, на старых велосипедах с тремя передачами, какой был у меня в отрочестве, нужно было убрать ноги с педалей, чтобы переключить передачу. А если система переключения работала с перебоями, нужно было немного прокрутить педали назад. На современных дорожных велосипедах это, скорее всего, приведет к спаданию цепи, поэтому не делайте так!
Передачи велосипеда, которые не следует использовать
Я уже упоминал, что мой велосипед имеет 27 передач, то есть 9 звездочек на задней кассете и тройную систему ведущих звезд спереди. На самом деле, некоторые передачи будут работать практически одинаково, а несколько передач работать не будут вообще. Вернее, работать-то они будут, но цепь при этом будет издавать скрипящие звуки и быстро изнашиваться.
Вам нужно избегать ситуации, которая называется «натяжение цепи». Цепь располагается под непривычным углом, когда и спереди, и сзади находится на самых больших звездочках. Получается, что спереди цепь расположена дальше всего от рамы велосипеда, а сзади, наоборот, ближе всего. Такое положение цепи чрезмерно растягивает ее, что часто приводит к повреждению зубьев звездочек. Кроме того, вы, вероятно, почувствуете, что цепь будто бы немного подпрыгивает и оказывает сопротивление вращению педалей.
Такую же точно проблему вы встретите, если поместите цепь на меньшие по диаметру звездочки и спереди, и сзади.
Передачи велосипеда, которые вам на самом деле понадобятся
Я не могу сказать, сколько передач из 27 имеющихся действительно можно использовать на практике. Точно знаю, что 80% времени, которое я провожу на велосипеде, цепь спереди находится на средней кассетной звездочке. Задние передачи я переключаю часто, используя практически каждую из них, чтобы поддерживать необходимый темп езды.
Если я заезжаю на длинный и крутой склон, я переключаюсь на самую большую кассетную звездочку спереди и использую, наверное, только две или три самых маленьких звездочки сзади. Но это происходит довольно редко. Обычно этого не делаю, а использую среднюю переднюю звездочку в сочетании с самой большой задней. Так моя скорость не опускается ниже 35-37 км/ч, что меня устраивает.
На особенно больших горках я обычно использую среднюю звездочку спереди и самую большую сзади. Если попадается чересчур крутой холм, смещаю цепь на меньшую переднюю звездочку и одну из звездочек большего размера сзади (первую, вторую или третью).
По существу, я использую только 9 передач на средней кассетной звездочке и 3 на самой маленькой. Получается, что из 27 имеющихся скоростей я использую (дайте-ка мне калькулятор…) всего 15.
Я думаю, большинство велосипедистов используют систему передач именно так. По крайней мере, мне этот принцип хорошо подходит. Упрощая все сказанное, повторюсь, что вам нужно большее количество времени использовать среднюю кассетную звездочку, а на меньшую или большую переключаться тогда, когда вы заезжаете на холм или съезжаете с него.
(Полезное примечание: Недавно я сменил велосипед. Теперь у меня двойная система основных звезд. Я потратил много времени, чтобы понять, на какой из передних звезд мне удобнее поддерживать привычный темп. Конечно, это немного раздражало меня, но я нашел решение для себя. Я переключаю только задние передачи, стараясь большее количество времени оставаться на большой передней звездочке. Маленькую я использую только тогда, когда взбираюсь вверх по склону.
Наконец, немного о чистоте!
Этот текст посвящен тому, как использовать систему переключения передач наиболее эффективно, поэтому мне просто необходимо упомянуть, что необходимо содержать ее в чистоте и тщательно регулировать. Когда вы только начинаете ездить, система переключения передач блестит и работает очень профессионально. Чтобы она оставалась тихой, плавной и служила долгий срок, нужно, чтобы она была чистой, а не покрытой слоем грязи. Такие системы легко собирают грязь и пыль, поэтому вы должны регулярно обезжиривать поверхности и смазывать их маслом. Так они останутся в идеальном состоянии надолго.
Аналогично, нетрудно поддерживать в порядке степень натяжения цепи и других составляющих системы переключения передач. Нужно быстро и аккуратно переключать передачи. Это поможет уменьшить время длительных поездок. Чем дольше и чаще вы переключаете передачи, тем быстрее разбалтываются переключатели. Вы и не заметите, как вместо одного легкого толчка вам придется прокручивать переключатели, чтобы сменить одну передачу. Можно, если это необходимо, заменить детали системы переключения передач, настроить их так, чтобы передачи велосипеда переключались быстро и плавно. Вы заметите огромную разницу!
Регулируем передний переключатель скоростей
Настройка переднего переключателя скоростей проводится методом натяжения велоцепи и переключения задних скоростей, поэтому его начинают настраивать только после установки заднего.
Специфические особенности механизма в том, что он работает только при натянутой велоцепи.
Основные правила настройки
Точная настройка велосипедной коробки зависит от установленной высоты подъема и угла переключателя.
Установка угла держателя
Чтобы поставить систему под правильным углом надо переключатель скоростей установить параллельно передним звёздам (вид сверху).
Любое смещение угла будет отражаться на качестве езды:
- Минимальный сдвиг по оси провоцирует постоянный соскок велоцепи при работе скоростей.
- Сдвиг панели внутрь предотвращает смещение велоцепи, но при скоростной езде задевает раму.
- Наружный сдвиг передней панели избавляет от трения, но велоцепь слетает при переключении скоростей.
Фиксация высоты держателя
Высота установления переднего скоростного переключателя отражается на точности передач.
Если механизм расположить ниже положенного уровня, велоцепь перестанет нормально перемещаться по звездам.
Если держатель расположен выше положенного, то переключение цепей происходит с задержкой или неправильно.
При правильном расположении между верхним зубчиком большой звезды и наружной панелью остается максимально допустимое расстояние 2 мм.
Меньший зазор делает переключение передачи более чётким.
Настройка переднего переключателя скоростей на велосипеде с регулировкой высоты:
- Переключить рычаг до перемещения велоцепи на среднюю звезду;
- Внешняя панель должна расположиться над внешней звездочкой;
- Проверить правильное расположение переключателя можно рублевой монеткой с 2 мм толщины;
- Монетка вставляется в проём верхнего зуба большой звезды и наружной пластины, если она легко вставляется в проём, то следует подкрутить регулировочный винт;
- Следующий шаг – фиксация высоты: ослабить трос и переключить скорость на самую малую звезду;
- После этого открутить установочный болт, настроить нужную высоту и закрутить;
- Заключительный этап: велоцепь перебросить на среднюю звезду и проверить высоту установки.
Данные действия производятся до достижения оптимального зазора (в одну монетку) между зубчиками малой звезды и нижним краем панели механизма.
При установке необходимо учитывать размеры трансмиссионных звёзд: если звездочка больше оптимального размера для переключателя, то он будет задеваться зубчиками звезды и расстояние зазора надо увеличивать.
Если размер звезды меньше положенной нормы, передача скоростей останется четкой, но цепь будет задевать раму при переключении на малые звезды.
Чтобы не испортить трансмиссионную систему следует настраивать ограничитель велоцепи.
Болты ограничители
Болты, ограничивающие смещение, маркируются L и Н.
- L – ограничение смещения за границы внутренней звезды;
- H – ограничение смещения наружной звезды;
- Пластиковый винт (барабан) – регулятор натяжения тросика.
При отсутствии маркировки функциональность выясняется следующим образом: переключить передачу на внутреннюю ведущую звездочку и повернуть болт в разные стороны, если скоростной переключатель смещается, то это L; движения не происходят – H.
Механизм регулировки низких скоростей
- Передний переключатель переключить на малую звезду впереди и большую сзади;
- Открутить тросик переключателя;
- Отрегулировать панель переключателя болтом L так, чтобы внутренний участок панели не касался велоцепи (если расстояние более 2 мм закрутить болт, если менее – открутить);
- Натянуть трос переключателя (он должен немного болтаться (1 см));
- Переключить велоцепь на среднюю звезду и проверить контакт с внешней панелью. Если задевает – натянуть трос пластиковым болтом (открутить на два оборота) так, чтобы расстояние между велоцепью и панелью переключателя стало минимум 2-3 мм.
Регулировка ограничителя высоких передач
- Велоцепь фиксируется на малой звездочке сзади и большой спереди;
- Если прокрутить регулировочный болт Н налево, то панель переместится к раме; при вращении болта направо – отодвигается от рамы;
- Переключатель должен устанавливаться так чтобы наружный угол панели находился рядом с велоцепью и не задевался при педалировании;
- Чтобы отрегулировать смещение цепей с больших на малые звезды – барабан вращается направо;
- Если переключение с малых на большие звездочки производится со слабым напором надо затянуть тросик пластиковым болтом против хода часов.
Блокировка для велоцепи
Блокировку устанавливают для предотвращения слёта велоцепи со звезд.
Регулировка переключения скоростей часто требует ослабления регулировочного болта, поэтому велоцепь слетает при переключении скоростей, для этого ограничитель прикрепляется к подседельной трубе и не даёт слетать велоцепи с трансмиссионной системы.
Проверка велосипеда в действии
После настройки скоростей проверяется работа байка в движение и под физической нагрузкой: при езде велоцепь должна перемещаться по звездам мягко, быстро, и не задевать скоростную панель, если задевает – проверить расположение панели, шестеренки или деформацию звезд. Об обслуживании велоцепи подробно написано в этой статье.
Также проблемы с переключением могут появиться из-за трения троса и замедления вращения рамки под воздействием пружин.
Основные проблемы переключения передач и их решение
- Прокрутка цепи может говорить об износе и необходимости замены.
- При тугом переключении скоростей можно попробовать спустить тросик или проверить его на перегибы.
- Если велоцепь касается панели переключателя надо отрегулировать его болтом на контрольной ручке.
А для более комфортного катания и предотвращения поломки байка следует соблюдать элементарные правила:
- При старте пользоваться только низкими скоростями;
- Менять скоростной режим плавно и без скачков на разные передачи;
- Перед заездом на гору снизить передачу заранее;
- Переключать скорости исключительно при спокойной езде;
- После переключения скоростей снижать нагрузку на педали на долю секунды.
Подробнее о настройки переднего переключателя скоростей смотрите в видео:
Источники:
https://alexonbike.ru/diy-bike-repair/kak-legko-otregulirovat-zadnij-pereklyuchatel-velosipeda/
https://avtopraim.ru/velosiped/kak-nastroit-pereklyuchenie-skorostej-na-velosipede-stels.html
https://veloservice.by/articles/%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F-%D1%81/
https://interesportal.ru/kak-pravilno-pereklyuchat-peredachi-velosipeda/
https://velife.ru/remont-i-uxod/kak-nastroit-perednij-pereklyuchatel-skorostej.html