Как починить цепь велосипеда

Содержание скрыть

Ремонт велосипеда своими руками

Сеть пестрит множеством статей на велосипедную тематику про уход, ремонт, любовь к своей вело машине. Наша же статья посвящена всем без исключения слагаемым этой чудесной техники: механизмам, узлам, деталям. Материал весьма обширный, но это и хорошо. Когда у вас будет подобная инструкция, вы не будете больше разыскивать дополнительную информацию в других местах.

Периодически прочитывая данное руководство, вы будете получать базовые понятия. Научиться ремонтировать велосипед собственноручно можно, только изучив массу статей, технических подробностей, углубившись в сложности конструкции и механики двухколесной машины. Одна статья физически не способна уместить все многообразие данного технического средства.

Когда вы ежедневно ездите на своем велосипеде, то подвергаете износу практически все комплектующие изделия, узлы, механизмы. Значит, необходимо обслуживаться в специализированной мастерской либо у опытного профессионала. Однако, подробно ознакомившись с устройством, принципом действия, взаимозаменяемостью каждого велосипедного узла, в этом необходимость просто отпадает.

Практика показывает, что каждый пользователь в 80% случаев может самостоятельно отремонтировать, настроить, отрегулировать, заменить любую составляющую нашего друга на двух колесах. Начинать заботиться о нем следует уже сразу после покупки в магазине, на сайте, в салоне. И тогда ремонт велосипеда своими руками из рутинного изматывающего действа превратится в приятную познавательную процедуру.

Начало эксплуатации велосипеда сопряжено с таким явлением, как первичная приработка узлов, деталей, механизмов. Все трущиеся поверхности контактируют друг с другом. В результате неидеальной обработки образуется стружка. Смазка, масляные субстанции, которыми в изобилии напичканы точки трения и подшипниковые узлы, являются местами сбора колоссального объема микростружки.

На первый взгляд, так должно и быть – смазка выполняет функцию «уборщика». Однако, при несвоевременном осуществлении сервисного обслуживания, накопившиеся микрочастицы металла вместе с масляной «кашей» начинают работать в качестве абразивной пасты. За счет повышения коэффициента трения начинается интенсивный износ поверхностей, трущихся в этой опасной субстанции.

Величина коэффициента трения может увеличиться в несколько раз. На это прямо влияет длительность промежутков между плановыми сервисными обслуживаниями вашего металлического коня. Проведя первое сервисное обслуживание, далее можно регулировать периодичность проведения профилактических и ремонтных мероприятий на свое усмотрение.

После удаления абразивных микрочастиц, замены смазывающих веществ коэффициент трения существенно снизится. Подвеска машины начнет лучше глотать все дорожные неровности, даже мелкие. Тормоз придет в нормальное состояние, останавливая вас, как железнодорожный стоп кран. Общий пробег вашего велосипеда значительно увеличится. Соответственно, межремонтные интервалы можно продлевать в зависимости от его технического состояния.

Инструменты для ремонта своими руками

Качественное сервисное обслуживание велосипедов, особенно дорогих эксклюзивных моделей, требует использования хороших надежных инструментов, материалов, устройств. Ниже предлагается базовый набор, рекомендуемый экспертами велосипедного дела. Его желательно иметь каждому велосипедисту. Заменить данный перечень какими-либо аналогами попросту невозможно.

  1. Набор гаечных ключей.
  2. Набор накидных и торцевых шестигранных ключей.
  3. Киянка.
  4. Набор пассатижей. Они необходимы в качестве съемников для демонтажа стопорных колец. Можно использовать самые обыкновенные модели.
  5. Набор отверток – крестообразных, плоских, шлицевых.
  6. Ножницы, хомуты различных сечений. Они необходимы для обжимки гидравлических шлангов, монтажа оборудования в штатные места на раме, крепежа электрических кабелей, многих важных компонентов конструкции.
  7. Пинцет.
  8. Набор торцевых насадок с рычагами специальной конструкции.

ремонт велосипеда своими руками

Инструменты для ремонта велосипеда

Дополнительные приспособления, съемники, инструменты

Перечень, предложенный выше, является базовым, без которого невозможно обойтись. Далее рекомендуем обзавестись удобными практичными изделиями, которые не обязательны, но могут очень сильно помочь при обслуживании велосипедной техники либо когда осуществляется ремонт велосипеда. Они станут незаменимыми помощниками в пути и облегчат многие монтажные операции. При наличии подобных ключей любой велосипед легко разбирается вплоть до голой рамы.

  1. Выжимка цепи.
  2. Съемник каретки.
  3. Втулочный, трещоточный ключи.
  4. Съемник кассеты вместе с тормозными дисками стандарта Shimano (Center Lock).
  5. Ключ для спиц, которым устраняются колесные дефекты.
  6. Насос высокого давления.
  7. Съемник для кривошипов.
  8. Набор прозрачных трубок для прокачки гидравлических тормозов.
  9. Специальная щетка для чистки приводной цепи.
  10. Дозирующий шприц для доливки жидкого масла.
  11. Мерительный стакан.
  12. Набор для ремонта пробитых колесных камер.

ремонт велосипеда инструменты

Инструменты для самостоятельного ремонта велосипеда

Перечень расходных материалов

Расходные материалы постоянно необходимы при эксплуатации любого транспортного средства, даже совершенно нового – авто, мотоцикла, мотороллера, велосипеда. Это элементы, которые быстро засоряются либо приходят в негодность и их необходимо регулярно менять в процессе пользования техникой. Это, в первую очередь, пластичные смазки, жидкие масла на синтетической основе, растворители, некоторые другие материалы.

  1. Растворитель для комплексной очистки приводной цепи и звездочек.
  2. Консистентная смазка для обработки пружин вилок, манеток, уплотнительных колец подвески, храповиков, подшипников.
  3. Очиститель тормозных элементов и деталей трансмиссии.
  4. Тормозная жидкость для велосипедных тормозов марки DOT либо гидравлическое масло. Жидкости подбираются под конкретные типы тормозных механизмов вашего велосипеда.
  5. Масло для смазки пружинок переключателей передач, цепи, контактных педалей, при загрязненных условиях эксплуатации.
  6. Масло для смазки штанов вилки, пропитки сальников, смазки пневматических камер подвески.
  7. Масло вилочное. Внимание: обязательно вилочное! Оно необходимо для демпфирования.

смазка велосипеда при ремонте

Расходные материалы при ремонте и обслуживание велосипеда

Велосипедные смазки

Ремонт велосипеда самостоятельно осуществляется с обязательным наличием современных смазывающих средств. Велосипед, как и любое другое транспортное средство, где постоянно осуществляются процессы повышенного трения, нуждается в регулярном смазывании. Существуют три разновидности сугубо велосипедных масел:

  • аэрозольные;
  • жидкие;
  • консистентные.

Первая группа применима для смазки переключателей тросов, шарнирных соединений, цепи, демонтажа прикипевшей резьбы.

Жидкие смазки реализуются в флаконах-масленках. Масло типа И5А, используемое для швейных машинок, идеально подходит и для смазки задних втулок, цепей любых велосипедов. Не рекомендуется пользоваться на морозе.

Густые консистентные смазки можно приобрести в банках либо тюбиках. Ими обрабатывают подшипниковые узлы, резьбовые соединения.

Износ велосипеда

При регулярной эксплуатации износ вашего двухколесного друга неизбежен. Каждый узел будет изнашиваться по-своему и к этому необходимо быть готовым.

Падение жесткости рамы

В результате избыточного накопления усталостного напряжения искажается геометрия рамы. Деформированный несущий корпус не способен правильно воспринимать нагрузочные режимы от всех дорожных неровностей. Возрастает риск появления трещин, разрывов в точках соединения рамных труб.

Трещины чаще всего возникают в месте сварных швов на рулевом и кареточном стаканах. Также это происходит на перьях, дропаутах – местах посадки вала втулки заднего и переднего колеса. Аккуратная, неспешная езда поможет предотвратить слишком быстрое накопление усталостных напряжений.

Падение жесткости колес

Максимально загруженной велосипедной частью являются колеса. Новые диски идеальные, без биения, но после нескольких лет эксплуатации профиль каждого обода имеет массу деформаций – вмятины, восьмерки, растянутые спицы. Некоторого улучшения можно добиться подтяжкой спиц с помощью специального ключа.

Износ подшипников

Самый интенсивный износ наблюдается в узлах: втулках, трещотке, каретке, педалях, роликах заднего переключателя. Меньше страдают подшипники рулевой колонки и шарниров задней подвески. Все перечисленные узлы следует регулярно перебирать, обоймы и шарики очищать от старой смазки. Заложить новую смазку, это продлит срок эксплуатации подшипников.

В случае заедания подшипниковых узлов, подшипники необходимо заменить также с закладкой новой смазки. Затем обработать посадочные стаканы, цапфы опирающихся валов, подшипниковые кольца.

ремонт велосипеда

Износ подшипника велосипеда

Износ трансмиссии

Главный привод велосипеда – цепная зубчатая передача. Во время интенсивной эксплуатации она растягивается, звездочки вырабатываются, зубья стираются. В итоге цепь срывается, проскакивает, случаются разрывы. Дорожная пыль, грязь, мелкие камни попадают между роликами. Из-за этого снижается продольная гибкость цепи, заклинивают звенья.

Цепь необходимо регулярно очищать и смазывать. Когда она придет в полную негодность – ее необходимо заменить. Если этого своевременно не сделать, дефектная цепь сточит зубья звездочек. Заменив только цепь, владелец не сможет эксплуатировать свой велосипед как раньше. Даст себя знать несоответствие шага звеньев. Поэтому при выработке цепи необходима замена всех элементов трансмиссии.

Менять придется: звездочки, большую и маленькую, педали вместе с валом, приводную цепь, направляющие ролики, натяжитель цепи. Настройки переключателя передач изменяются по мере растяжения натяжного троса. На протяжении всего периода пользования велосипедом переключатель следует настраивать путем подтягивания троса. Как определить износ тросика?

Если вы увидели, что его рабочая часть расплелась, значит, ваш тросик полностью износился. Храповой механизм манеток и пружинка переключателя также подлежат регулярному уходу. Их необходимо смазывать и подстраивать. Держатель заднего переключателя скоростей, его еще называю петух, также необходимо заменить, если ваш велосипед часто падает. В результате этот узел получает повреждения.

Износ подвески

Амортизаторы и вилки служат для минимизации ударных нагрузок. Тем самым велосипедист чувствует себя комфортно при преодолении дорожных неровностей. Упругими компонентами подвески являются пружины сжатия либо воздушные камеры. Узлами, гасящими колебания, служат открытые масляные ванны или картриджи закрытого типа.

Постепенно пружины теряют свою упругость. Они все больше и больше проседают. Специальные кольца уплотняют пневматические камеры, но при эксплуатации они тоже изнашиваются и пропускают воздух, необходимый для создания комфорта при движении. В масле концентрируются продукты износа металлических поверхностей, поэтому оно постепенно теряет свои демпфирующие характеристики.

Сальники, уплотнительные кольца, расположенные в вилке, начинают протекать. Они пропускают воздух, а на ногах велосипедиста остаются грязные следы. Если своевременно не заменить пыльники, сальники, уплотнительные кольца, появится люфт в направляющих втулках вилки – башингах. Диаметр ног вилки варьируется в пределах 28-40 мм.

Чаще всего у популярных моделей данное сечение составляет 32 миллиметра. У модели Demo 8 и Fox 2008 World Cup Edition этот размер 40 мм. Чем больше сечение ног вилки, тем надежнее вся конструкция передка. Это значит, что торсионная жесткость существенно выше. По изменению фактуры и цвета вилки владельцу легко определить износ подвески. Для этого производители используют специальное напыление трущихся поверхностей ног.

Различные модели вилок эксплуатируются с разным напылением. Используемые технологии:

  • полировка;
  • хромирование;
  • анодирование;
  • тефлон.

Полный износ башингов становится основной причиной истирания покрытия вилочных ног. Башинги направляют ноги прямо во внутреннее пространство вилки. За счет этого предотвращается появление люфта штанов.

Тормозной износ

Первыми в велосипеде изнашиваются тормозные колодки. Сила торможения при этом, естественно, снижается на любой дорожной поверхности. По мере истирания колодки необходимо заменить. В поршнях тормозного калипера, иногда ошибочно именуемого суппортом, накапливается грязь, песок, мелкие камешки. Как следствие, качество передачи силы торможения становится заметно меньше.

В результате износа может появиться воздух в системе гидравлики. Он проходит через микроскопические трещины в ручках торможения либо поршнях калипера. Устраняется данный дефект прокачкой системы с использованием специального велосипедного комплекта.

Полная переборка велосипеда

Данный раздел нашей статьи предлагает ознакомиться с основами кардинального демонтажа и монтажа велосипеда. Аналогично проблемам износа, будут рассмотрены все системы дорожной машины.

Прежде, чем начинать демонтаж, раму следует полностью очистить от коррозии, грязи, песка, мелких камешков. Если это проигнорировать, в дальнейшем не удастся избежать проблем. Остатки загрязнений вместе с маслом попадут в рабочие органы и будут угрожать техническим характеристикам велосипеда в качестве абразива. Пока на нем есть грязь, сложно понять рабочий объем всего ремонта. Мыть лучше всего под небольшим давлением. Хороший вариант – влажная тряпка и щетка.

Очистив раму на все 100%, следует произвести внимательный осмотр каждого узла, убедившись в отсутствии либо наличии повреждений и износа. Характерными проблемными точками каждой рамы есть:

  • шарниры задней подвески;
  • дропауты;
  • верхние перья заднего треугольника;
  • рулевой стакан;
  • кареточная труба.

При обнаружении даже мельчайших дефектов сварных швов всю раму придется однозначно заменить. Потертости рамы рекомендуется закрасить. Для белого либо черного цвета эта процедура не составит труда. Остальные цвета подбираются специалистами по компьютеру. Для подкраски необходим баллончик с краской и малярный скотч. Чтобы краситель идеально ложился на металл, необходимо использовать спиртовой раствор.

ремонт велосипеда своими руками

Покраска рамы велосипеда

Подвеска

Сервисные операции с амортизационной вилкой включают в себя:

  • Очистка пыльников, ног от пыли, грязи, битумных отложений.
  • Замена масла.
  • Смазка пружин, поршней, колец уплотнения сальников.

Иногда приходится менять картриджи, пружины, но подобные мероприятия очень редкие. Важно при демонтаже не потерять либо не повредить кольцевые пружинки обжима. Они созданы для защиты внутренних полостей вилки от проникновения грязи. Картриджи вилок следует обслужить на предмет улучшения их функциональности: почистить, перебрать, смазать. При этом становятся лучше величина хода, отскок, компрессия.

На практике переборка и обслуживание картриджей является весьма трудоемкой операцией, поэтому идеальным вариантом будет доверить ее профессиональным специалистам по ремонту велосипедной техники.

Задние амортизаторы обслуживаются по аналогии с вилками.

Сервисное обслуживание трансмиссии

После тормозных колодок цепь является вторым велосипедным элементом, который необходимо периодически менять по мере износа. Качественные велосипедные цепи мировых производителей способны пройти несколько тысяч километров. При этом их необходимо своевременно обслуживать.

ремонт велосипеда самостоятельно

Демонтаж цепи велосипеда

Современные изготовители производят цепи с замками специальной конструкции, которые быстро, удобно демонтировать и которые надежно удерживают цепь при движении. Велосипедист может легко самостоятельно снять ее одним движением в пути. Далее можно сменить цепь на новую, чтобы сразу же продолжить движение либо произвести ее ремонт. При отсутствии замка следует использовать специальную выжимку из ремонтного комплекта.

Сам принцип сервисного обслуживания предусматривает периодическую очистку важных узлов от старой смазки, скопившейся грязи. При этом внутреннее пространство между цепными роликами смазывается жидким маслом. Окончательный штрих обслуживания – регулировка правильного натяжения цепи.

велоремонт своими руками

Натяжение цепи велосипеда

Система

Систему, как и многие другие механизмы вашего железного друга, следует регулярно очищать фланелевой салфеткой, смоченной в растворителе. При монтаже звездочки должны быть расположены друг относительно друга. Большая звездочка изготовлена так, что на ее наружной стороне имеется специальный пин или штырь. Его необходимо выставить напротив кривошипа.

Этот штырь служит предохранителем против выпадения цепи со звездочки. Маленькая и средняя звездочки своими внутренними зубьями смотрят на кривошип. Пин средней звездочки смотрит на каретку. Подобное расположение чрезвычайно важно для синхронной работы всего приводного механизма.

Кассета

Кассетой называется комплект звездочек. Каждая из них напрессована на барабан втулки, которая изготовлена со шлицевыми пазами. Обычно в наборе 7 шестерен. Их крепеж выполнен на пауке. Иногда в качестве дополнения в комплект входит еще 1-4 звездочки. Кассета способна функционировать в составе велосипеда больший период, чем цепь, но меньший, чем система.

Сервисное обслуживание кассеты осуществляется методом очистки с помощью растворителя и мягкой фланелевой салфетки. При этом удаляется грязь, скопившаяся на поверхностях металлических деталей, во впадинах и соединениях. Демонтаж и монтаж кассеты производят с помощью специального съемника. С этим приспособлением ремонт своими руками не выглядит сложным процессом.

Каретка

Велосипеды современных производителей оснащаются двумя типами кареток:

  1. Интегрированные (модели GXP, Hollowtech II).
  2. Картриджные (модели ISIS, Octalink, Howitzer).

Все каретки собираются на промышленных подшипниках, через которые вал соединяется с шатунными палками посредством шлицевых соединений. Конструктивно они состоят из двух чашек, в каждую из которых запрессовано по подшипнику. Приступая к разборке, следует запомнить местоположение правой и левой чашек относительно кареточной трубы. С каждой стороны резьба в стакане разная.

ремонт велосипеда

ремонт каретки велосипеда

Аналогично обслуживаются все остальные важные узлы и механизмы велосипеда, меняются изношенные элементы, закладывается новая смазка. Как становится понятно из нашей статьи – велоремонт своими руками является совсем не сложным мероприятием. При регулярном обслуживании ваш двухколесный друг будет радовать вас своим безупречным внешним видом и надежными механическими характеристиками. В добрый путь на велосипеде!

Какими инструментами и как снимать с велосипеда цепь, порядок действий

Ремонт

Владельцы любых транспортных средств знают, что техника нуждается в бережном обращении и регулярном обслуживании. Часто ремонт приходится выполнять самостоятельно. Одна из наиболее распространенных проблем: как снять цепь с велосипеда своими руками. Именно от состояния этого элемента зависит функциональность, удобство эксплуатации всего механизма.

Разновидности изделий

Велосипедная цепь представляет собой один из ключевых элементов трансмиссии. Существует две разновидности подобных изделий:

  1. Замочная. Данный тип дополнен специальными замками, которые служат для фиксации звеньев между собой. Чтобы снять зажимное устройство, необходимо просто разъединить его. Проще всего отыскать разъемы на предварительно очищенной цепи. Обычно на поверхности детали имеется клеймо производителя.
  2. Сплошная. Представляет собой непрерывную линейку звеньев без разъемов. Такие изделия не могут разомкнуться во время езды или затеряться. Снятие цепи происходит сложнее, чем в предыдущем варианте. Если произвести открепление от звездочек, полотно просто провисает вниз, поэтому весь процесс может занять довольно много времени. Главный минус модели – неудобство использования.

Специалисты не рекомендуют ремонтировать цепь на скоростных велосипедах прямо на дороге, поскольку это грязная работа. Скорее всего, одежду, в которой производят подобные манипуляции, придется выбросить. Если в пути случилась поломка, лучше попросить знакомых довезти транспорт до дома, и уже там выполнить все процедуры.

Замочная
Сплошная

Когда нужно снимать

О неисправности цепного узла велосипеда со скоростями можно узнать еще до появления серьезных проблем. Для этого необходимо оценить количество преодоленных километров. На состояние детали влияют также следующие факторы:

  • правильность выбора подходящей передачи;
  • нагрузки, приходящиеся на педали;
  • качество дорожных покрытий;
  • скорость передвижения на велосипеде.

Первые признаки неисправности – это непривычные звуки при условии, что смазка была произведена вовремя, а также возникновение сложностей при переключении передач. Для оценки состояния цепи необходимо отогнуть ее от большой звездочки. Если деталь свободно отходит от 3-х и большего количества зубцов, необходимо срочно заменить ее. Снимать элемент придется и по другим причинам:

  • полноценная чистка, необходимо проводить систематически для удаления скопившегося абразива и смазки;
  • механические повреждения, замена вышедших из строя звеньев;
  • изменение длины полотна при новых комбинациях звездочек на горном велосипеде;
  • замена вышедшего из строя элемента.

Со временем любая цепь велосипеда изнашивается. Определить степень повреждений можно по состоянию полотна. Если оно растянулось, смещение ячеек приводит к серьезному повреждению звездочек. На глаз выявить износ довольно сложно, поэтому лучше измерить длину детали. Стандартный показатель – 24 звена.

Существует информативный метод определения уровня изношенности. Велосипедную цепь необходимо снять и измерить. 30,5 см – идеальные значения, 30,6-30,8 см – средняя степень, более 30,8 см – повреждение звеньев, звездочки и всей трансмиссии.

О неисправности цепи свидетельствуют непривычные звуки при условии, что смазка была произведена вовремя, а также возникновение сложностей при переключении передач
Растянутое полотно цепи и смещение ячеек приводит к серьезному повреждению звездочек
Для оценки состояния цепи необходимо отогнуть ее от большой звездочки: срочная замена требуется в том случае, если деталь свободно отходит от 3-х и большего количества зубцов

Как выполнить демонтаж разных типов цепей

Все инструкции о том, как можно снять цепь с велосипеда, описывают один и тот же порядок работ. Для выполнения потребуется стандартный набор инструментов:

  • ключ для откручивания заднего колеса;
  • плоскогубцы, необходимы для удерживания пина и сегментов;
  • выжимка – специальное устройство для выпрессовки пинов.

Замена поврежденного, провисающего, разорванного или соскакивающего полотна требует снятия цепи. Существует два способа выполнения процедуры. Оптимальный вариант зависит от разновидности крепления звеньев.

Ключ для откручивания заднего колеса

Плоскогубцы
Выжимка

Без замка с выжимкой

Правильно выполнить процедуру поможет выжимка, которая состоит из металлического основания и закручивающегося болта. Иногда этот инструмент входит в комплектацию набора шестигранников. Специалисты рекомендуют брать его с собой в дорогу. Цепь без замка снимают в соответствии с инструкцией:

  • в первую очередь выбирают одно или несколько звеньев для размыкания;
  • ячейки кладут на инструмент так, чтобы пин располагался непосредственно перед выжимной осью устройства;
  • аккуратными движениями винт выкручивают, натягивают ось в направлении на себя;
  • ось ставят на место при помощи зажима звеньев и возврата первоначального положения пина.

Снять цепь с велосипеда без замка довольно сложно. Если пин выдавить до конца, обратно вставить его самостоятельно уже не получится. Механизм не разбирается без специальных инструментов, поэтому не пользуется популярностью среди любителей велоспорта.

Если приходится многократно разбирать цепь на велосипеде, необходимо каждый раз выбирать разные звенья. Выдавливание одного и того же штифта снизит прочность полотна.

С замком

Замковое полотно соединяется специальным устройством, которое легко разбирается. Чтобы найти крепление, необходимо внимательно осмотреть цепь со всех сторон. На разъемном звене обычно выбито название бренда. Раскрыть его можно при помощи отвертки, пассатижей либо ключа с выемками или любого другого инструмента. Процедура состоит из нескольких этапов:

  • необходимо найти разъемные звенья, выбрать одно из них;
  • ячейку зажимают подходящим инструментом и выполняют осторожные движения в сторону;
  • деталь снимают для выполнения ремонтных работ либо замены.

При поломках в дороге далеко не всегда при себе имеются специальные инструменты. В такой ситуации можно снять цепь с замком с велосипеда, используя только руки. Процедура осуществляется по инструкции:

  • выбранную ячейку зажимают большим и указательным пальцами;
  • производят сдвиг конструкции из металла в сторону (удобно использовать для этого обычную нитку);
  • нить аккуратно цепляют за край полотна в выбранном заранее месте, затем тянут ее в сторону, отодвигая механизм;
  • после этого вышедший из строя элемент на велосипеде без скоростей снимают для ремонта либо замены;
  • если предполагается замена, после снятия старого новый элемент осторожно вставляют в общее полотно.

При наличии цепи с замком производят ремонт велосипеда без выжимки. Экстренный ремонт производят во избежание соскакивания детали либо ее разрыва. Сделать это можно своими руками, не прибегая к помощи специалистов.

Самостоятельная установка

Процедуру можно выполнить самостоятельно, для этого потребуется стандартный набор инструментов, выжимка. Установка цепи на синглспид наиболее простая, состоит всего из двух этапов. Сначала полотно навешивают на обе звездочки, затем защелкивают замок. Со скоростными велосипедами необходимо действовать иначе:

  • переключатели фиксируют на маленьких звездочках;
  • на звезды крепят цепь, с учетом расположения натяжных роликов;
  • соединяют ячейки цепного узла;
  • велоцепь сжимают, запрессовывают ось.

Особенности установки цепи на велосипед во многом зависят от разновидности полотна. Изделия с замком сначала крепят на малые звездочки, затем сверяют положение специальных роликов. После установки звеньев механизм затягивают, зажимают вокруг него всю конструкцию.

После того как получилось собрать полотно, необходимо проверить правильность выполнения работы. Если наблюдается сильное натяжение либо провисание, положение механизма меняют, в противном случае велосипедист может получить травмы в процессе езды.

Снятие и замена цепи на скоростных велосипедах обычно не вызывает никаких сложностей. С монтажом вполне может справиться даже новичок, не имеющий опыта в подобной работе. Если процедуру выполняют впервые, стоит воспользоваться пошаговыми инструкциями с подробным описанием каждого этапа.

Установка цепи на синглспид состоит всего из двух этапов: сначала полотно навешивают на обе звездочки, затем защелкивают замок
На скоростных моделях переключатели фиксируют на маленьких звездочках, крепят цепь, после чего соединяют ячейки цепного узла, сжимают велоцепь и запрессовывают ось

Видео


Как правильно укорачивать цепь на велосипеде с выжимкой и без нее

Ремонт

Велоспортом на любительском уровне увлекаются многие. Но внезапно провисшая цепь способна сильно испортить удовольствие от прогулки. Чтобы этого не произошло, за транспортным средством нужно правильно ухаживать, а также своевременно выяснить, как укоротить цепь на велосипеде и приобрести все необходимые для этого инструменты. Работу вполне можно выполнить самостоятельно, следуя рекомендациям специалистов.

Зачем разбирать цепь

Только цепь, натянутая без провисаний и перекосов, обеспечивает эффективную передачу крутящего момента с педалей на заднюю велосипедную ось. Необходимость разобрать и укоротить ее может быть обусловлена следующими причинами:

  1. Замена вследствие сильного износа или поломки. Новая цепь – это стандартные 114–116 звеньев. На обычных шоссейных велосипедах она, как правило, используется целиком, на горных – приходится укорачивать ее на 8–10 звеньев. У байка для триала оставляют только необходимый минимум.
  2. Конструктивные изменения. После модернизации велосипеда цепь нередко начинает болтаться, прокручиваться, спадать со звездочек, невзирая на качественный уход.
  3. Провисание вследствие длительной эксплуатации, интенсивной нагрузки, смены набора звездочек.

Чтобы определить оптимальную длину, необходимо переключить передачу так, чтобы спереди и сзади цепь лежала на самой большой звездочке. Затем звенья размыкают, подтягивая ее до упора. Сделав отметку, добавляют еще 2–3 звена, чтобы не допустить повышенных нагрузок на трансмиссию.

Тем, кто не уверен в собственных силах, настоятельно рекомендуется обратиться в специализированный магазин. Там можно получить и грамотную консультацию, и профессиональную техническую помощь.

Замена цепи может потребоваться вследствие сильного износа или поломки
Довольно часто цепь начинает болтаться или прокручиваться после модернизации велосипеда
Провисание цепи возможно в связи с длительной эксплуатацией либо сменой набора звездочек

Необходимые инструменты

Специалисты в области различных лайфхаков и те, кто начал заниматься велоспортом еще в советское время для того, чтобы разъединить цепь, рекомендуют применить камень и гвоздь. Но, поскольку прогресс не стоит на месте, для этого давно создан специальный инструмент – выжимка (chaintool). Она напоминает небольшие тиски без станины. Стоимость устройства более чем демократичная – 500–1000 рублей.

Практика показывает, что выжимки в «мультитулах» (особенно в дешевых) выдерживают максимум 3–5 применений. Поэтому для многодневного похода по местности со сложным рельефом лучше иметь в рюкзаке качественный инструмент, сделанный из высокопрочной стали.

Механизм действия выжимки предельно прост. Имеющийся упор не дает пластинам звеньев на цепи деформироваться и выгнуться в процессе выталкивания соединительного штыря (пина). Поворотный винт без приложения значительных усилий его выдавливает.

Кроме основного инструмента, для того чтобы укоротить цепь велосипеда, потребуются ветошь, керосин и любая смазка (например, WD-40). Перед началом работы необходимо тщательно очистить механизм переключения передач. «Непрофессиональные» приспособления – молоток, гайки, гвозди и так далее используют только в крайнем случае.

Выжимка
Керосин
WD-40

Инструкция по укорачиванию

При наличии выжимки ответ на вопрос, как укоротить на велосипеде цепь, очевиден. Если же ее нет, процесс превращается в лотерею. Возможно, операция увенчается успехом. Но также вероятно, что велосипедист останется без транспортного средства.

С выжимкой

Чтобы разомкнуть цепь с замыкающим звеном и укоротить ее, нужно действовать согласно следующей инструкции:

  1. Поставить велосипед на стойку. При ее отсутствии – на любую твердую ровную поверхность колесами вверх.
  2. С помощью ветоши и керосина (или иного подходящего средства) тщательно очистить цепь от пыли, грязи, остатков смазки.
  3. Найти замыкающее звено («замок»). Производители обычно существенно облегчают задачу, делая его немного темнее или светлее прочих. Еще один отличительный признак – наличие выступающих валиков, скрепленных наружной пластиной, и большого овального отверстия вокруг 1–2 из них.
  4. Прокрутить педали, перемещая замыкающее звено между шестернями. Это существенно облегчает доступ к нему.
  5. Раскрыть замыкающее звено на велосипедной цепи. Конструктивно это можно сделать по-разному, поэтому нужно заранее ознакомиться с инструкцией. Чаще всего валик извлекают путем вращения на шарнирах или открывают звено сгибанием. Реже оно одноразовое, тогда нужно снимать элемент, например, острогубцами.
  6. Определить, сколько звеньев потребуется снять. Лучше убрать меньше, чем переборщить. Установить их обратно новичкам проблематично.
  7. Зажимом или зажимным механизмом выжимки зафиксировать следующее звено с того конца цепи, откуда снято замыкающее.
  8. Установить штифт выжимки точно над валиком этого звена. Начать его выдавливать, плавно поворачивая ручку по часовой стрелке. До конца извлекать его нельзя, иначе потом собрать цепь будет практически невозможно. Валик должен показаться снаружи, но быть все еще надежно зафиксирован внутри звена.
  9. Повторить со вторым валиком, полностью разобрав это звено. Снять внешнюю пластину, открывая доступ к центральной части, где фиксируется уже следующее. Продолжать до того момента, пока не будет снято нужное число звеньев. Перед тем как укоротить цепь скоростного велосипеда, необходимо убедиться, что после снятия на ее концах остаются звенья разного типа. Узкое вставляют между «ушками» широкого. Чтобы разобрать цепь велосипеда без замка, начинать можно с любого звена.
  10. Собрать укороченную цепь, поставив «замок» на оба ее конца. Удобнее делать это с помощью плоскогубцев и отвертки. Совместить их так, чтобы можно было защелкнуть валики. Если замыкающее звено одноразовое, необходимо заблаговременно приобрести новое.
  11. Установить оба звена в наружную прорезь на выжимке так, чтобы валики «смотрели» в сторону ее штифта. Вращать ручку против часовой стрелки, пока с противоположной стороны не покажется головка. Длина выступающих частей обоих валиков должна быть одинаковой.
  12. Слегка ослабить цепь, установив звено во внутреннюю прорезь выжимки и прижав ее штифт к валику. Провернуть ручку примерно на четверть оборота.
  13. Тонким равномерным слоем нанести на цепь смазку.

Чтобы после укорачивания соединить цепь определенных брендов, например, Shimano и Campagnolo, требуются особые валики для ее сборки. При их отсутствии приступать к процедуре не имеет смысла – собрать звенья в цепь заново все равно не получится.

Поставить велосипед на стойку, а при ее отсутствии – на любую твердую ровную поверхность колесами вверх
С помощью ветоши и керосина (или иного подходящего средства) тщательно очистить цепь от пыли, грязи, остатков смазки
Найти замыкающее звено («замок»)
Прокрутить педали, перемещая замыкающее звено между шестернями, чтобы облегчить доступ к нему
Раскрыть замыкающее звено, следуя инструкции
Определить, сколько звеньев потребуется снять
Зажимом или специальным механизмом зафиксировать следующее звено с того конца цепи, откуда снято замыкающее
Установить штифт выжимки точно над валиком этого звена и выдавить его, плавно поворачивая ручку по часовой стрелке
Повторить действие для второго валика, полностью разобрав это звено
Используя плоскогубцы и отвертку, собрать укороченную цепь, поставив «замок» на оба ее конца
Установить оба звена в наружную прорезь на выжимке так, чтобы валики «смотрели» в сторону ее штифта
Слегка ослабив цепь, установить звено во внутреннюю прорезь выжимки и прижать ее штифт к валику
Тонким слоем нанести на цепь смазку

Без специального приспособления

Чтобы не пришлось думать, как размыкается велосипедная цепь без специальных приспособлений, настоятельно рекомендуется брать с собой необходимый инструмент даже в непродолжительные поездки. Попытки разбирать цепь без выжимки – это всегда риск погнуть или замять звенья без возможности последующего их восстановления. Но когда другого выхода нет, можно попробовать расцепить ее, действуя так (метод подойдет и для велосипедных цепей без замка, и при наличии замыкающего звена):

  1. Подходящий штырь (гвоздь, сверло, дюбель, шило) толщиной чуть меньше валика звена приставить к пину (при его отсутствии – к любому звену).
  2. Подложить под цепь и внутрь звена гайку, шайбу, еще что-нибудь похожее. Это предмет, играющий роль «усилителя», не даст замяться звеньям.
  3. Молотком, камнем, иным оказавшимся под рукой предметом, осторожно ударять по штырю, пытаясь выбить соединение. Залог успеха – размеренность и аккуратность манипуляций.

Необходимо сначала потренироваться на звене, которое не используется. Это поможет приобрести необходимую сноровку. Цепь с велосипеда в любом случае придется снимать – для работы нужна твердая опора. В «полевых» условиях ею может стать плоский камень, кирпич.

Если заранее изучить конструктивные особенности модели велосипеда и приобрести все необходимые инструменты, проблем с тем, чтобы укоротить цепь, как правило, не возникает. Хуже ситуация, когда приходится пользоваться подручными средствами – это реальный риск серьезно повредить механизм. От поломок в пути никто не застрахован, поэтому лучше возить с собой все, что может потребоваться для экстренного ремонта.

Подложив под цепь и внутрь звена гайку, осторожно ударять молотком по штырю, пытаясь выбить соединение.

Видео


Виды замков для цепи велосипеда, способы установки и снятия

Виды замков для цепи велосипеда, способы установки и снятия

За свою жизнь я сталкивался с 3-мя видами велосипедных замков. Сегодня расскажу, как легко поставить и снять цепной замок в любом его виде.

Вид 1: Цепной замок с двумя пинами

Давно уже не встречались мне такие замки, но их по-прежнему используют для односкоростных цепей и на старых советских велосипедах. Например, замок KMC MissingLink 1 sp Z410-SO.

Конструкция

Конструкция их предельно проста — есть щечка, на которой расположены 2 пина. Они просовываются в отверстия в звеньях цепи и прижимаются шайбой с двумя отверстиями. Все фиксируется стопорной щечкой.

Как установить замок цепи с двумя пинами

Чтобы закрыть данный замок, необходимо упереться пасатижами в пин и в щечку замка со стороны, где нет разреза. Давим пасатижами, и замок установлен. Если нет пасатижей, используем отвертку. Упираемся отверткой в край щечки, где нет разреза, и жмем, пока замок не закроется.

Как разомкнуть замок цепи с двумя пинами на одной стороне

Эти замки открыть проще всего. Достаточно пасатижами схватить пин и стопорную щечку со стороны разреза, немного надавить — и замок открыт. Если нет пасатижей, можно использовать отвертку. Упираемся отверткой в край щечки со стороны разреза и жмем, пока замок не откроется.

Видео по установке и снятию замка:

Вид 2: Замок цепи с 2-мя симметричными частями

Самый распространенный и удобный вид замков. Устанавливаются практически на всех современных многоскоростных велосипедных цепях. С этими замками часто случаются сложности при снятии. Когда я снимал такой замок руками в первый раз, то разбил руки в кровь, но замок так и остался на месте. Чаще всего встречается на цепях KMC, Sram, FSA. Что удивительно, Shimano такие замки не использует. Используются практически под любое количество скоростей от 1 до 11.

Как установить замок цепи с 2-мя симметричными частями

Поставить замок очень просто. Его не нужно защелкивать, так как мы это сделаем как только надавим первый раз на педаль. Но можете попробовать потянуть цепь в разные стороны, чтобы услышать щелчок замка. Главное, убедиться, что все части замка вошли друг в друга.

Как снять замок цепи с 2-мя симметричными частями

Чтобы снять симметричный замок, вам потребуются обычные плоскогубцы. Загибаем цепь так, чтобы она напоминала букву «П», где вершина буквы и есть наш замок. В этом положении нам нужно надавить на замок плоскогубцами наискосок (по диагонали), чтобы сдвинуть две части замка (прижимать плоскогубцами со сторон, где из щечки выходит пин). Метод работает идеально! И руки целы, и времени занимает 15 секунд.

Подробнее смотрите на видео:

Есть еще способ снятия с помощью рук 🙂 , веревки или тросика — это когда пины обматывают веревкой и потом стягивают, но обычно «тугие» замки такими способами не открываются.

Вид 3: Цепной замок с подпружиненной щёчкой

Один из самых сложных в установке и снятии замков, проблем доставляет массу. Данный замок встречается преимущественно на цепях Shimano в следующих моделях: HG91, CN-HG70, CN-HG50, CN-UG51, CN-HG40, CN-UG51, а также такие замки есть и у KMC Z610RB.

Конструкция

Замок состоит из двух частей. Первая часть — это два пина, находящиеся на одной щечке, и еще одна щечка (планка) с отверстием по середине, которая удерживает звенья цепи от размыкания.

Как установить замок цепи с подпружиненной щёчкой

После того как мы соединяем цепь первой частью замка с двумя пинами, мы должны закрепить планку. В планке имеется отверстие, куда можно просунуть один из пинов. Просовываем 1-й пин и смещаем планку отверстием ко 2-му пину. Далее нам необходимо подогнуть цепь двумя руками так, чтобы пин зашел в отверстие под пин в планке. Как только пин войдет в отверстие, нужно будет немного выгнуть цепь в обратную сторону, чтобы пин встал в сове рабочее положение. Я в начале боялся гнуть, думал, сломаю, но все получилось!

Более подробно можно увидеть на видео:

Как снять замок с подпружиненной щёчкой

Это самый трудный этап, голыми руками это сделать не всегда получается. Нам для снятия замка потребуется отвертка. Как и в случае установки нужно согнуть цепь, чтобы пин подошел к месту на планке, где он может выйти, но без отвертки этого не происходит. Нужно помочь пину освободиться от планки, поэтому в одной из рук нужно удерживать отвертку и сгибать цепь, надавливая на пин отверткой в момент его подхода к расширению в планке. Как только пин выйдет, вы услышите щелчок — это значит, что все у вас получилось правильно.

Данные замки не предполагают повторное использование, обычно после снятия они гнутся. Но всегда можно попробовать выгнуть обратно и поставить замок еще раз, если другого замка под рукой нет.

Вид 3.1: Подпружиненная щёчка с двумя отверстиями

Есть еще одна разновидность замка с подпружиненной щёчкой. Это когда сама щечка имеет не одно отверстие, а два, но принцип установки и снятия не отличается от вида 3.

Как открывается и закрывается замок данного типа, можно посмотреть ниже:

Важно отметить то, что в зависимости от количества звезд на вашей кассете или трещотке меняется ширина цепи, а, соотвественно, и сам замок. Поэтому нужно обращать внимание при покупке замка, чтобы он был одинаковой ширины с цепью.

А какие виды замков встречали вы? Поделитесь в комментариях, я обязательно дополню материал.

Как починить или спаять золотую или серебряную цепочку в домашних условиях

Как починить или спаять золотую или серебряную цепочку в домашних условиях

При постоянном ношении, пустотелости или наличии брака, золотые и серебряные цепочки могут разрываться или деформироваться. А проблемы, возникающие в запорном механизме, могут привести к потере изделия. Как починить золотую или серебряную цепочку в домашних условиях и что для этого необходимо? Можно ли починить порвавшуюся цепочку, чтобы место разрыва было незаметным?

Как запаять цепочку в домашних условиях

Ремонт серебряной цепочки своими руками — работа филигранная и ответственная. Необходимо иметь оборудование, набор реагентов и главное, навыки работы с ними. В противном случае можно испортить изделие, а вместо восстановления обезобразить его. Если требуемое оборудование и реактивы отсутствуют и такого вида работы — в новинку, лучше отказаться от намерения запаять серебряную цепочку в домашних условиях, а предоставить выполнение этой работы специалисту из ювелирной мастерской. То же касается и ремонта золотой цепочки.

Основные понятия и определения

Перед тем как приступить к ремонтным работам по серебру или золоту, важно иметь комплект необходимых материалов:

  • Припой — специальный сплав металлов, имеющий температуру плавления ниже, чем чистый металл.
  • Флюс — смесь или единичное вещество органического или неорганического характера, способствующее равномерному распределению припоя по поверхности и предотвращающее окисление металла при нагревании.
  • Кислотный раствор (не путать с кислотным флюсом) осветляет металл после пайки.

Чем паять серебряную цепочку

В зависимости от пробы серебряного украшения, выбирается марка припоя, который выпускается в виде прутков, кусочков и т. д. Не менее важной характеристикой вспомогательного сплава является его текучесть и твердость.

Серебряный припой состоит из серебра, цинка и меди, может включать олово. Чем выше содержание серебра в сплаве, тем прочнее будет пайка. Температура плавления припоя варьируется от 640 до 780 ° C, в то время как температура плавления чистого серебра — 961 ° C.

Пайка серебряной цепочки в домашних условиях включает несколько стадий.

  1. Используя любой огнеупорный материал (кирпич, асбест), надежно закрепить части изделия.
  2. Места спайки обработать флюсом и положить между ними припой.
  3. Осторожно равномерно прогреть металл до образования паяльного шва (постараться спаять серебряную цепочку так, чтобы шов был прочным и одновременно незаметным).
  4. Охладить изделие, удалить флюс и припой, затем отполировать.
  5. Чтобы осветлить место пайки, обработать его кислотным раствором, например, азотной кислоты.

Запаять серебряную цепочку в домашних условиях паяльником самому возможно, используя специальный припой, совмещенный с флюсом.

Можно ли запаять золотую цепь

В домашних условиях запаять золотую цепочку возможно аналогично методике, описанной выше, применяя золотой припой. Он содержит золото, серебро, медь, цинк и в некоторых сплавах кадмий. Температура плавления припоя варьируется от 710 до 850 ° C, в то время как аналогичный показатель для чистого золота — 1063 ° C.

Важно понимать, что ремонт золотой цепочки неспециалистом, даже при наличии необходимых материалов, является достаточно сложным. Поэтому лучший выход из ситуации — воспользоваться услугами мастеров по ремонту ювелирных изделий.

Сломался замок на цепочке: как починить

В ювелирных изделиях используется в основном 3 вида замка:

  • карабинный, в котором может ломаться штифт или пружинка;
  • шпрингельный — практически не подлежит ремонту, только заменяется на новый;
  • коробочка — ломается язычок или страховка.

Отремонтировать замок на цепочке своими руками легко, если его отдельные части не сломались, а несколько деформировались, например, в случае замка-коробочки. Требуется лишь немного поджать и вернуть их в прежнее положение. Починить карабин можно, заменив штифт или пружинку (если таковые имеются в наличии).

Сделать застежку на золотой или серебряной цепочке можно самостоятельно, лишь заменив ее на новую. В остальных случаях починить застежку на цепочке лучше в ювелирной мастерской. Специалист подберет необходимые запчасти и отрегулирует их взаимодействие при установке.

Что делать, если цепочка растянулась

Так как серебро и золото являются мягкими металлами, при неаккуратном обращении плетение может вытянуться. Прежде всего, это касается изделий, выполненных из некачественных сплавов или со сложным филигранным переплетением. При серьезном внешнем воздействии растянутая серебряная цепь или золотое переплетение деформируется необратимо.

тяжеловесные золотые цепи

Тяжеловесные золотые цепи в каталоге Sunlight

Если растянулась золотая цепочка простого плетения, можно самостоятельно удалить часть «лишних» звеньев до прежней длины. Если плетение сложное и многогранное, то независимо от материала, лучше прибегнуть к помощи специалиста.

К чему рвется цепочка на шее

Если верить суевериям, данная примета несет двойственное объяснение.

  • Если порвалась цепочка с крестиком, Бог дает право выбора собственного пути.
  • Другое объяснение говорит, что в окружении появились люди с негативной энергетикой, которые желают зла, наводят порчу, а священный символ нейтрализует это воздействие.
  • Если цепочка с крестиком порвалась, но вы успели поймать крестик — впереди ждут проблемы со здоровьем.

Если же отбросить все приметы и суеверия, разрыв цепочки объясняется либо неосторожным обращением, либо плохим качеством изделия.

«Застегни мою любовь вокруг шеи, я живу, чтобы украшать тебя – ты моя драгоценность» — говорила Грейс Ливингстон-Хилл (американская писательница). Аккуратное и бережное отношение к ювелирным изделиям продлит на долгие годы радость «общения» с ними.

Источники:

https://velosiped33.ru/remont-velosipeda-svoimi-rukami/
https://sport-snaryazhenie.ru/velosipedy/remont/66-kak-snyat-tsep
https://sport-snaryazhenie.ru/velosipedy/remont/73-kak-ukorotit-tsep
http://veloboy.ru/vidy-zamkov-dlya-cepi-velosipeda-spos/
https://wiki.sunlight.net/kak-pochinit-ili-spayat-zolotuyu-ili-serebryanuyu-tsepochku-v-domashnih-usloviyah.html

Adblock
detector