Как правильно настроить передний переключатель велосипеда?
Настраивать передний переключатель скоростей вообще не стоит до тех пор, пока не настроен задний. Но перед тем как что-то настраивать, нужно досконально знать, как оно действует. Поэтому попробуем разобраться в принципе его работы.
Как работает этот переключатель
Это не автоматическая коробка передач Типтроник, и работает переключатель очень просто. Если отбросить все условности, то это просто стальная рамка, подвешенная на раме велосипеда, которая способна перемещаться вправо и влево. Перемещаясь, она толкает велосипедную цепь и заставляет ее перемещаться с одной звездочки на другую. Приводится в движение тросиком, который соединен с манеткой на руле.
Вроде бы все просто, но не так, как кажется. Переднему переключателю скоростей приходится работать с самой загруженной, верхней частью цепи, которая передает усилие на задние звездочки и постоянно находится в натяжении. Поэтому в случае, если переключатель настроен неверно, сменить передачу будет непросто даже при идеальных настройках задней перекидки.
Для того чтобы вся регулировка стала ясна и понятна, представим, что мы устанавливаем ее на голую раму велосипеда. Настройки с чистого листа, своего рода.
Установка переднего переключателя на раму
Чтобы определить, правильно ли перекидка установлена на раме, мы должны убедиться в том, что:
- рамка переключателя находится на 2 мм выше, чем зубцы самой большой передней звезды;
- рамка должна располагаться строго параллельно блоку ведущих звезд;
- передний переключатель велосипеда помыт, удалена вся грязь и пыль, он смазан и все регулировочные винты вращаются свободно;
- цепь находится на самой большой звезде сзади и на самой маленькой звезде спереди;
- зажимной винт приводного троса ослаблен;
- кожух троса распущен (находится в свободном, ненатянутом состоянии);
- угол передней перекидки – средняя линия должна быть параллельна средней линии рамы.
Ниже мы поместили рисунок, на котором попытались продемонстрировать исходные положения всей конструкции перед настройкой.
Маленький совет – чем ниже будет опущен передний переключатель, тем его работа будет четче.
И вот тут возникает вопрос, на решение которого мы повлиять не сможем без замены перекидки. Если радиус звезды больше того, на который рассчитан переключатель, то задняя часть рамки будет цеплять зубья большой звезды. Но иногда это можно вылечить тонкими регулировками, о которых мы поговорим позже. А пока у нас все готово и нас ждет настройка переднего переключателя.
Методика настройки
Шаг первый
Вращением винта 1 добиваемся того, чтобы рамка находилась на минимальном расстоянии от цепи со стороны каретки. Следим за тем, чтобы при этом цепь не задевала рамку.
Шаг второй
Крепим трос привода переключателя скоростей. Слегка натянув его, фиксируем винтом или гайкой крепления. Если есть прокладочная шайба с канавкой, укладываем трос в нее и зажимаем.
Шаг третий
Перебрасываем цепь на самую маленькую звездочку сзади и на самую большую спереди. Вращением винта 2 добиваемся минимального расстояния между цепью и рамкой, но без соприкосновения.
Шаг четвертый
Проверяем работу переключателя под нагрузкой. Если цепь свободно перемещается по всем звездам и не задевает рамку при езде, можем считать настройку законченной. Поздравляем.
Но вам никогда не удастся настроить так, чтобы цепь не терла о рамку при передней самой высокой и задней самой низкой и наоборот. Стремиться к этому нужно, но не у всех получается. Поэтому, если вы хотите достичь академических высот в настройке передней перекидки, то только практика поможет в этом.
Иногда виной скрежета рамки о цепь может быть повышенный износ перекидки. Проверить это просто – если рамка имеет люфт, лучше переключатель скоростей поменять на новый. Его ремонт не стоит того времени, которое вы потратите, а новый не так уж и дорог, к тому же будет гарантия, что он проходит еще не один сезон.
Но в любом случае, как бы вы тщательно не настраивали переднюю перекидку, она не спасет от скрежета цепи о рамку, если вы переключаете передачи не правильно. Не вдаваясь в тонкости, запомните самое главное – не нужно переключаться скорости во время нагрузки на педали. Т.е. на секунду перестаньте давить на педали, переключите скорость и плавно (без лишнего давления) сделайте несколько оборотов педалями. Когда пока не поймете, что цепь перешла на нужную звезду, можно продолжить обычное педалирование. Причем, чем более дешевая система на вашем велосипеде, тем строже стоит выполнять данное правило.
В целом, описанных выше настроек вполне достаточно для удобной и беспроблемной эксплуатации переднего переключателя скоростей.
Установка переключателя скоростей на велосипед
Любой изобретение человека не вечно. Этот критерий подходит и к велосипеду. Но, если сломался какой – либо элемент, то его можно починить или заменить. В данной статье речь пойдет о том, каким образом установить на спортивный вид велосипеда переключатели скоростей. Причем обзор коснется не только установки, но и процесса регулировки и настройки.
Существует множество причин, по которым такая деталь требует замены или повышенного внимания. Это может быть поломка вызванная падением, растягивание тросика, плохая функциональность всего прибора. Для того чтобы не отвозить велобайк в мастерскую и не тратить лишние деньги, мы предоставляем нужные алгоритмы действий, связанные с описанными выше проблемами. Решить такой вопрос в домашних условиях реально. Нужно немного терпения и внимательное изучение предоставленных инструкций.
Основные конструкционные особенности передней перекидки с принципом действия
Для того чтобы ответить на вопрос об установке переключателей скоростей, сначала нужно описать их конструкционные особенности.
Свой анализ начнем со структуры переднего варианта данного изделия.
- Для чего нужен хомут? С его помощью данный объект закрепляется на велосипеде.
- Параллелограмм. Элемент, в виде подпружиненной детали с шарнирами. Геометрически напоминает параллелограмм. Это основа для движения передней перекидки.
- Рамка направляющая. Состоит из двух частей. Внутренней и внешней. Движение цепи осуществляется по внутренней части.
- Болты для регулирования. Представлены в виде двух ограничителей. Их задача – препятствовать движению рамки в направлении основной рамы или в обратную сторону.
- Болт для фиксации тросика. Его цель – обеспечить надежную фиксацию троса, который служит для организации переключения передач.
Фото 1. Настройка переднего переключателя.
Кратко рассмотрели конструкцию. Теперь опишем принцип действия изделия. Как и в любом спортивном велосипеде – основная задача состоит в простом направлении цепки на выбранную звездочку.
Рассмотрим процесс переключения с большей звезды на более малую. При этом действии ослабевает натяжение тросика, и пружина начинает тянуть параллелограмм вместе с рамкой направления на небольшую дистанцию к раме. При этом внешняя часть рамки обеспечивает давление на цепь, что и приводит к ее перескакиванию на нужную звездочку.
Если надо перескочить на большую звезду с маленькой, то весь механизм происходит в обратном порядке.
Параллелограмм при достижении крайних точек упирается в ограничители, которые не позволяют цепке соскочить на каретку.
Регулировочный процесс и настройки переднего переключателя
Перед настройкой или установкой переднего переключателя, нужно обязательно провести предварительный этап. Без него регулировка и настройка данного переключателя будет невозможна.
Что делаем на первоначальном этапе.
- Осуществляем проверку на соответствие перекидки под систему звездочек. Часто бывает, приобретенный механизм по своим техническим параметрам не соответствует звездам именно этой модели. Никакая настройка здесь не поможет. Нужно только перекидка от оригинального производителя.
- Обязательна проверка на существующие люфты. При предыдущих падениях или столкновениях рамка и параллелограмм образовали люфты. Передача сразу станет нечеткой, и настройка будет проблемной. Визуально оценить состояние и устранить по возможности дефекты.
- Все элементы переключателя необходимо очистить от налипшей грязи. Она точно не даст возможности грамотно настроить передачу. После этого произвести смазку всего изделия.
- Следующим в процессе подготовки будет тросик. Оцениваем его состояние после процесса демонтажа. Если присутствуют разрывы, нужно срочно заменить. В другом случае, очищаем от грязи и производим смазывание. Обратно ставить на место его не надо. Это произойдет в процессе настройки.
- Акцентируем внимание на очищении и процессе смазывания самой цепи.
- Рекомендуем, к этому времени уже иметь настроенный задний переключатель скорости. Так легче будет осуществляться настройка переднего механизма.
После всех предварительных мероприятий можно начинать настройку и регулировку переднего переключателя. Если дело намного тяжелее, то купленный заранее новый переключатель начинаем монтировать на велосипед.
Грамотный монтаж переднего переключателя
Итак, как же правильно установить передний вид переключателя скорости? Рассмотрим алгоритм необходимых действий.
- Определяем правильность положения. Оно должно быть таким, чтобы ось рамки направления параллельно относилась к передним звездочкам. При этом зазор между внешней частью рамки и наибольшей звездой не превышал двух миллиметров.
- Расстояние до большой звездочки настраивается при перемещении перекидки. Отгибая параллелограмм, соотносим ровно рамку и наибольшую звездочку, добиваясь минимизации расстояния.
- Иногда на рамке производитель устанавливает нужные метки
- Теперь определяем высоту и точку, где пройдет фиксация хомута переключателя. Отмечаем место с помощью маркера. Подтягиваем болт.
- Регулируем ось по отношению к звездам, с помощью ослабления болта на хомуте.
- Вращаем переключатель с положением рамки параллельно передним звездам.
- Затягиваем болт на хомуте и проверяем расстояние рамки до наибольшей звезды и их параллельность.
- Окончательно закрепляем хомут.
Установка завершена можно переходить к следующему этапу – настройке.
Процесс настройки переключателя скоростей
Как правильно произвести настройку переднего переключателя велобайка?
Данную инструкцию распишем по шагам с описанием нужных действий.
- На переключателе устанавливаем самый маленький вариант скорости. Закручивание регулировки по натяжению тросика лучше осуществить до упора
- Одновременно задний переключатель выставляется на самую малую скорость. Получается цепь на больших звездочках в обоих вариантах исполнения.
Фото 2. Процесс настройки
- Ограничители ставятся в такой режим, чтобы максимально приблизить рамку (внутреннюю часть) к цепи.
- Вот теперь вставляем тросик на место фиксирования и производим натяжку с помощью болта.
- Передачу устанавливаем на большую звездочку впереди и наименьшую – позади.
- Второй ограничитель регулируется с целью сближения внешней части с цепкой.
- Устанавливаем поочередно различные варианты скоростей на обеих перекидках. Производя кручение педелей, осуществляем переключения по всем скоростям. Если все в порядке, то нужно идти на дорогу для испытания там.
В принципе, особой сложности нет, только терпение и внимательность к деталям процесса.
Причины нарушения функциональности заднего переключателя
Переходим к проблеме как установки задних переключателей скоростей на велосипедах.
Перед тем, как осуществить регулировку или настройку заднего варианта, нужно оценить его состояние. Существует несколько причин, на основе которых и будет выявлено нарушение работы этого устройства. В данной инструкции не только опишем возможные причины проблемы, но методы их устранения.
- Первоначально проверяем на деформацию петуха и рамку заднего переключателя. Как это сделать? Устанавливаем впереди наибольшую звезду, а позади наименьшую. Встав позади велобайка, определяем положение обоих роликов. Если они находятся на одной прямой и при этом перпендикулярны земле, то все в порядке. В других случаях такие детали лучше заменить, потому что осуществить выравнивание в бытовых условиях сможет лишь опытный мастер.
- Есть ли люфты у параллелограмма. С помощью переключателя проверяем состояние. Сломанную деталь заменяем на новую.
- Что из себя представляют ролики? Какова их целостность? Главное оценить степень их износа. Если уровень дефектов большой – дорога в веломагазин.
- Последним шагом станет проверка цепки на износ. При сильном растяжении убираем лишние звенья, используя специальный инструмент. Возможен вариант замены и этого элемента.
- Всю грязь надо очистить со всего переключателя и его деталей.
- Оцениваем степень износа тросика с его очисткой и смазыванием.
- Цепь нужно тоже обязательно смазать, предварительно подобрав нужную смазку.
- Не забыть произвести очитку и смазывание кассет переднего и заднего колеса.
Предварительный этап закончен, переходим непосредственно к настройке заднего переключателя.
Регулировочный процесс и настройки заднего переключателя
Предварительный этап позади, начинаем действия по настройке переключателя заднего колеса.
- Положение – наибольшая звезда впереди, наименьшая позади.
- Снимает болт, фиксирующий тросик и убираем его.
- Регулируем натяжение троса закручиванием.
- Для предотвращения соскакивания цепки устанавливаем в нужный режим ограничитель. Цель – добиться правильного соотношения осей по ролику натяжителя, направляющего элемента и наименьшей звезды.
- Тросик натягивается рукой и вставляется в подготовленный паз. Производим фиксацию.
- Теперь передачи. Проверяем четкость перескакивания цепи с большой звезды на меньшие. Здесь важны параметры быстроты, четкости и тишины.
- Регулируем второй ограничитель. Ролики, служащие для переключения и наибольшая звезда находятся, обязаны на одной прямой.
- Натяжитель цепки регулируется с достижением зазора в пять миллиметров между роликом направления и наибольшей звездой.
- Теперь осуществляем проверку. Сначала дома, крутя педали. Затем на улице.
Если что-то не удовлетворяет процесс повторить снова, более тщательно.
Все описанные действия требуют только внимательности, времени и немного терпения. В любом случае произведение таких действий дома обойдется намного дешевле, чем сервисное обслуживание. НЕ говоря уже о приобретении бесценного опыта.
Регулировка и настройка переднего переключателя скоростей
Настоятельно рекомендую перед тем как начать настройку/регулировку переднего переключателя настроить задний переключатель, чтобы у вас все корректно работало. Данная инструкция подойдет для настройки всех марок и моделей передних переключателей: Shimano, Sram, Microshift, Campagnolo и других.
Прежде чем начать регулировку переднего переключателя
Перед тем как начать настройку переднего переключателя убедитесь, что у вас выполняются следующие условия:
- Используются звезды под переключение. Данные звезды имеют специальную форму, зацепы и пины, чтобы цепи было проще перескакивать между звездами.
- Рамка переключателя не повреждена. Если рамка будет помята, стерта или люфтить — отрегулировтаь такой переключатель практически не возможно.
- У вас велосипед не из продуктового магазина (Ашан, Лента, велосипед на литых дисках и тд.). Велосипеды низкой ценовой категории обычно имеют самы дешевые передние переключатели, которые сделаны из тонкой стали. Эта сталь гнется и не дает нормально переключать скорости.
1. Начинаем с откручивания (ослабления) болта, который держит трос переднего переключателя.
Обычно болт откручивается шестигранником на 5 или гаечным ключом на 9.
2. Далее рекомендую проверить положения рамки переключателя относительно системы звёзд.
Если ваш переключатель крепиться болтами к раме, а не хомутом как в моем случае, то выставлять высоту и угол переключателя не нужно, так как там уже все выставлено с завода.
А. Проверить угол поворота. Рамка переключателя должна быть параллельна звёздам системы.
Старайтесь ориентироваться не по цепи, а по звездам, так как цепь может стоять на крайних передачах и передний переключатель будет установлен не правильно. Красными линиями я показал центральную звезду и внутреннюю сторону переключателя.
Б. Проверить высоту. Рамка переднего переключателя должна располагаться чуть выше на 1-3 мм. чем самая большая звезда системы. Для регулировки сдвиньте рамку рукой, чтобы она оказалась над 3-й звездой и настройте высоту.
Наклейка на рамке переключателя Shimano Tourney, которая помогает установить передний переключатель по высоте. На фото, кстати новый велосипед, на котором передний переключатель установлен значительно выше чем необходимо.
Чаще всего на новых передних переключателях shimano установлена наклейка, на которой показано какая должна быть высота переключателя.
3. Теперь начнём работать с тросиком и манеткой на руле.
А. Найдите на манетке болт натяжения троса и вкрутите его до упора в манетку и на пол оборота выверните.
Натяжитель троса показал стрелкой. В моем случае это комборучка (тормоз и манетка в одном корпусе), но и на обычной манетке натяжитель такой же.
Б. Натяните трос рукой или воспользуйтесь пассатижами и затяните его фиксирующим болтом, о котором я писал в пункте 1. Обратите внимание, что на прижимающих трос шайбах есть специальные канавки. Необходимо закрепить трос именно в них.
4. Начинаем выставлять крайние положения рамки переключателя болтами «H» и «L».
«High» — устанавливает крайнее положение на самой большой звезде системы.
«Low» — регулирует крайнее положение переключателя на самой малой звезде.
Выставляем крайнее положение рамки с помощью болта «L»
Чтобы настроить крайне положение болта «L» необходимо переключиться на самую большую звезду на заднем переключателе (соответствует первой скорости на манетке). Далее начинаем крутить болт «L» пока между цепью (которая находится на самой малой звезде системы) и рамкой переключателя не останется зазор около 1 мм (чем меньше тем лучше главное, чтобы цепь не терлась об рамку переключателя).
Выставляем центральное положение рамки переднего переключателя
Необходимо перебросить цепь на центральные звезды кассеты с помощью заднего переключателя. Переключаем с первой на вторую скорость (цепь изначально должна находиться на 1-й звезде), если не переключается, то необходимо натянуть тросик регулятором натяжения (Смотри пункт 3.А), который находится на манетке. Крутим до тех пор пока цепь не будет четко и быстро переходить на среднюю звезду.
Выставляем крайнее положение рамки с помощью болта «H»
При настройке крайнего положения «H» нам нужно переключиться на самую маленькую звезду на кассете, что соответствует самому большому числу на правой манетке от 6 до 11 в зависимости от того сколько у вас там скоростей. Цепь закидываем на третью звезду (самую большую звезду на системе) и крутим винт «H». Настраиваем рамку так, чтобы цепь не слетала на шатун с педалью зазора в 1 мм будет вполне достаточно.
5. Проверяем чёткость переключения передач.
Попробуйте по переключать скорости и посмотреть переходит ли цепь на все звезды.
Чаше всего цепь не переходит со второй звезды на первую и цепляет рамку переключателя. Это решается путём откручивания болта «L» (чтобы рамка переключателя сместилась в сторону рамы) на один два витка и все должно заработать идеально.
Отличия настройки шоссейного переключателя от МТБ
Отличий в настройки переднего переключателя на горном велосипеде и на шоссейном нет. Единственное, что в шоссейном велосипеде в системе звзед используется не 3 звезды, а две, что делает настройку более быстрой.
Если у вас двойная система. Вам потребуется также выполнить все пункты, а в 4-ом пункте не будет настройки центрального положения, а натяжение тросика будет регулироваться при переключении на 2-ю звезду, там где будет настройка крайнего положения с помощью винта «H».
Поздравляю вы настроили передний переключатель, также рекомендую проверить правильная ли у вас длина цепи.
Как установить передний переключатель скоростей на велосипед
Настройка переднего переключателя скоростей на велосипеде
В какой-то момент любому велолюбителю приходится заниматься ремонтом и регулировкой передних переключателей скоростей (ППС) на велосипедах. Частота ремонта, как правило, зависит от дешевизны изделия. Причин выхода из строя переключателя множество и нет смысла их все анализировать. Принцип действия будет один и тот же. В данной статье описываются подробные действия по настройкам и регулировке переключателей.
Правила выбора переднего переключателя скорости велосипеда. Его конструкция и принципы работы.
Процесс регулировки и настройки ППС велосипеда следует начать с детальным ознакомлением конструктивных особенностей.
Проанализируем функции всех отдельных элементов ППС.
- Хомут. Данная деталь служит креплением переключателя на велосипедный корпус.
- Изделие параллелограмма. Подпружиненное изделие на шарнирах. По сути это основа движущегося элемента ППС, с функцией крепления рамки.
- Направляющая рамка состоит из внешних и внутренних сторон. В ее внутренностях располагается цепь.
- Болты L и H. Служат для регулировки движения рамки по отношению к корпусу велосипеда. Ограничивают степень перемещения.
- Болт, закрепляющий трос. Предназначен для четкой фиксации данного элемента.
Переходим к принципу работы ППС. Он заключается в простом перекидывании цепки на выбранную звездочку. При этом в процессе при перебросе передачи с диаметрально большой звездочки на малую ослабевает натяжение тросика. Пружина заставляет параллелограмм вместе с рамкой перемещаться в сторону корпуса. Внешняя часть рамки оказывает давление на цепку, провоцируя соскок на определенную звездочку. Если требуется произвести переброс на большую звезду, процедура происходит в обратном порядке. ТО есть тросик натягивается и сдвигает параллелограмм в обратную сторону от корпуса. Рамка, своей внутренней частью и специальными зацепами производит заброс на больший тип звезды.
Болты L и H не дают параллелограмму покинуть крайних положений.
На основании каких параметров можно подобрать лучшие модификации ППС? Чтобы грамотно ответить на этот вопрос эксперты рекомендуют рассмотреть три критерия:
- метод крепления;
- вид подвода троса;
- технические характеристики системы звездочек.
Что касется способа крепления то существует три вида.
- Крепление производится на базе «Braze-on».
- Фиксация с помощью хомута на раму.
- Непосредственно на каретку велосипеда.
Самым распространенным и надежным является второй способ. Размеры хомута колеблются от толщины рамы.
Тросик подводится к переключателю двумя способами:
- через верхнюю трубу рамы;
- посредством нижней трубы рамы.
Каждый из описанных способов имеет свои достоинства и недостатки.
Теперь подробно остановимся на характеристиках системы звездочек. Рассмотрим все параметры, на которые стоит обратить внимание при подборе ППС, чтобы не приобрести ненужную вещь.
- Определяем тип системы (две или три скорости).
- Оцениваем самый большой диаметр звездочки. Рамка зависит от данного критерия по ширине изгиба.
- Высчитываем емкость. Для этого нужно определить разницу между зубцами наибольшей звезды и наименьшей простым вычитанием.
- Также определяем разность между большой и средней звездами. Неправильное значение приведет к некачественной работе переключателя.
- Обращаем внимание на длину оси. Если ось каретки не совпадает с настройками переключателя, работа последнего станет частичной.
- Вычисляем угол, образующийся между подседельной трубой и нижними перьями рамы.
Используя все перечисленные показатели можно приобретать подходящий вид переключателя.
Фото 1. Настройка переднего переключателя.
Процедура установки переднего переключателя
Какие действия необходимо совершить перед тем, как настраивать передний переключатель? Обычно настройке предшествует разборка ППС и его снятие для проведения обслуживания. До проведения процедуры настройки очень важно четко установить передний переключатель.
Многие велолюбители задают вопрос о том, как произвести установку ППС на велосипеде самостоятельными действиями. Разберем такой алгоритм по пунктам.
- Идеальным считается положение, при котором направляющая рамка в области продольной оси размещалась параллельно передним звездочкам. Цепь лучше демонтировать на время установки.
- Добиваемся минимального расстояния между рамкой и большой звездой путем выравнивания и отгибания параллелограмма.
- Определяем высоту, согласно которой хомут зафиксирует переключатель. Слегка подтягиваем фиксирующий болт хомута.
- Регулировка положения оси рамки осуществляется вращением переключателя. При этом рамка должна стать параллельно передней системе звезд.
- Проверяем расстояние от рамки до наибольшей звездочки и параметры параллельности. Затягиваем фиксатор хомута.
- Установка завершилась. Одеваем цепь и переходим к настройке
Процедура настройки ППС
Для начала желательно установить велосипед так, чтобы заднее колесо было приподнято. Для этого подойдет идеально обычная гладильная доска.
Фото 2. Процесс настройки
Выполняем четко последовательные этапы действий.
- Сперва выставляется наименьшая скорость на переключателе. Трос при этом не может быть зафиксирован на перекидке. Используя манетку натягиваем трос до упора вращательными движениями по ходу часовой стрелки. Не нужно затягивать максимально.
- Задний переключатель ставится в позицию самой маленькой скорости. В результате – первая скорость на обоих звездах.
- Регулируем ограничитель L, приближая внутреннюю сторону рамки к цепке. Описанный болт вращается против часовой.
- Трос монтируется в место закрепления на ППС и натягивается с помощью плоскогубцев. Фиксируем.
- Устанавливаем передачу впереди на наибольшую звездочку, а позади _ на наименьшую.
- Переходим к ограничителю Н. Внешняя сторона должна максимально приблизится к цепке. Регулируем вращательными движениями.
- Теперь устанавливаем скорость 5 на заднем переключателе. При вращении педалей изменяем скорости ППС по всему диапазону.
- Ставим скорость 2 впереди и меняя положение задней перекидки осуществляем проверку на трение цепки о рамку. При наличии такого дефекта регулировка производится натяжением троса.
- Производим тестирование переключателя на ровном и безопасном участке дорожного полотна.
Механизм устранения проблем после произведенных настроек
В принципе, регулирование ППС – обычный несложный алгоритм, предусматривающий техническое обслуживание велосипеда на дому. Если четко придерживаться описанных инструкций, то проблем с настройкой возникнуть не должно. В то же время слишком частая регулировка может привести к поломке переключателя или к снижению его функциональности.
Рассмотрим особенности и нюансы использования велосипеда после настройки ППС. Данные рекомендации позволят сэкономить время на ремонте и избежать износа элементов байка.
- При старте нужно использовать исключительно низкие передачи. Это нужно делать из-за прилагающихся огромных усилий.
- Чтобы облегчить эту процедуру лучше использовать самую низкую передачу в трансмиссии.
- Скорости нужно менять постепенно, не перепрыгивая через несколько позиций.
- При преодолении подъема, передача занижается заранее. Нельзя это делать при движении вверх.
- Переключать скорость не рекомендуется, когда велосипед простаивает. В таком положении натяжение небольшое и при начале движения может случиться поломка. Поэтому процесс переключения скорости осуществляем по ходу движения.
- Цепь перебросилась. Сразу не увеличиваем давление. Цепка должна полностью войти в новый ритм движения.
Если спокойно разобраться в описываемой проблеме, то процедуру регулировки и настройки не выглядит тяжелым и непонятным делом. Главное не спешить и придерживаться методических указаний. Не нужно расстраиваться если не получилось сразу. Успокойтесь и повторите свои действия снова. Запомните, самый сложный этап – это грамотный монтаж переднего переключателя на раму. От производителя перекидки ничего не зависит. Только ваше внимание и терпение.
Как настроить передний переключатель скоростей Shimano на горном велосипеде
Статистика твердит, что передний «переклюк» реже нуждается в обслуживании, нежели задний. Простота конструкции также на стороне «передка». Почему же тогда возникает масса вопросов при установке и наладке этого узла. В чем заключается капризность передней перекидки? И в конце концов, как сделать работу так, чтобы результат не вызывал недовольства и нареканий.
Схема работы перекидки
Перед тем, как настроить передний переключатель скоростей на велосипеде, мы рекомендуем изучить его конструкцию. Обладая этими знаниями, исполнителю гораздо легче ориентироваться в настройках и понимать предназначение каждой из них.
В фокусе – только продукция Shimano, как наиболее популярная. На деле же отличий между японской продукцией и американским SRAM практически нет. Так же как и между дешевым Tourney и дорогим Deore. Более того, если вы вникните в принцип действия и суть настройки, то вам будет совершенно не важно, какой байк перед вами: бюджетный Стелс с передней перекидкой Shimano Altus или дорогущий Cube с суперлегким Deore XT.
Разбираться в устройстве будем по фото переключателя серии Alivio:
- Внутренняя и внешняя часть направляющей рамки. Между ними ходит цепь. Функция рамочной конфигурации – перемещать цепку с одной звезды на другую.
- Подпружиненный параллелограмм, к которому прикреплена рамка. Двигается при натяжении/ослаблении тросика, таская за собой рамочную конструкцию.
- Болт-фиксатор троса. Посредством тросика манетка двигает параллелограмм.
- Регулировочные болты крайних положений (L и H). С помощью их производится настройка граничных позиций рамки, чтобы цепь не соскочила с первой и третьей звезд.
- Хомут. Обеспечивает закрепление перекидки на центральной трубе (в которую вставляется подседельный штырь).
Диагностика текущего состояния
Точность переброса цепи зависит не только от выставленных регулировок. Роль также играет положение перекидки относительно звёзд и отклонения геометрии рамки от номинальной формы. Бывает и такое, что трос попросту порвался и переключатель банально не работает. Именно поэтому этап диагностики мы поместили перед описанием полной процедуры регулирования.
Почему не переключаются скорости спереди при переходе с 1-й на 2-ю или со 2-й на 3-ю
Причина, по которой цепь не перебрасывается на передние большие звезды без дополнительной натяжки, состоит в растянутом тросике. При таком раскладе необходимости в настройке с «нуля» нет. Достаточно покрутить барашек шифтера и все станет на свои места.
К сведению. Дополнительная натяжка – это подтягивание троса в текущем режиме с помощью триггера на манетке. К примеру, вы переключаете цепь с первой звезды на вторую, клацая ручку до цифры «2». Цепок трется о рамку, но не переходит на соседнюю зубчатую шестерню. Тогда вы поднатягиваете тросик, немного утапливая рукоятку в сторону включения третьей передачи, но не включая ее, и цепочка свободно переходит на звезду №2.
Выкрутите барашек на 1 оборот и пробуйте переключаться на месте, подняв заднее колесо и вращая педали. Если цепь по-прежнему свободно не переходит на большие звезды, то крутите барабан на пол-оборота и пробуйте пользоваться перекидкой на месте вновь. Повторяйте серию «поворот на ½ оборота – проверка» до тех пор, пока переключения в обе стороны не станут точными.
К сведению. Ход барашки ограничен 5-ю – 6-ю оборотами. Если этого запаса недостаточно, то подтяните трос на самом переключателе, открутив болт крепления тросика. Перед зажиманием, закрутите барабан на манетке до упора, а затем отпустите на 1 оборот. Снова повторите процедуру регулировки барашком.
Добившись четкого переброса на месте, проедьтесь, и испытайте работу переднего блока скоростей. Под нагрузкой настройка может показаться не такой идеальной, поэтому придется покрутить барабанчик в ту или иную сторону в пределах ½ оборота и тут же проверить новое положение в процессе езды.
Отчего цепь не перебрасывается на переднюю большую звезду
Если с 1-й звездочки на 2-ю цепка переходит беспрепятственно, а со 2-й на 3-ю не переключается, то дело в неправильном граничном положении передней перекидки. Сбить его можно в процессе ремонта:
- Неправильно подобран кареточный картридж: длина вала не соответствует паспортной документации на велосипед.
- Неверно выставлен ограничитель перемещения рамки по большой звезде (болт Н).
Почему передний переключатель трется о цепь
Чтобы понять, в чем дело, одного такого симптома недостаточно. Уточните, на какой именно передаче трет:
- Задевает на средней звезде. Используется перекошенная передача или недотянут/перетянут трос.
- Цепляет только на первой звездочке. Неверно настроено ограничение рамки (болт L), цепь сильно перекошена или перетянут тросик.
- Трется на самой большой звезде. Плохо отрегулирована граница по большим передачам (болт Н), перекошена цепь или недотянут трос.
К сведению. Цепка может задевать за рамку на любой передаче, если грани рамочной конструкции не параллельны звездам.
Технология замены передней перекидки
Если передний переключатель неверно установлен на раме велосипеда, то отрегулировать его не получится. Раз уж назревает разговор о методологии монтажа, уместно обсудить и суть демонтажных мероприятий.
Как снять
Без рассоединения цепки здесь не обойтись. Эту процедуру мы уже подробно изучали в материале, как поменять цепь на велосипеде с переключаемыми передачами . Если нет замка, то потребуется выжимка. Но в дальнейшем мы советуем не отказываться от такой удобной вещицы как замочек для цепи.
Снятый цепок желательно вымыть. Важно подобрать средства, о чем мы не раз упоминали в соответствующей публикации. Хотя итог исследования технологии, чем и как почистить велосипедную цепь в домашних условиях , впечатлил. Мы пришли к тому, что удобней всего это сделать струей высокого давления, причем прямо на велосипеде.
- Отсоединить от нее трос.
- Рассоединить хомут крепления к раме.
Как установить
Закрепляя дерейлер на раме, не спешите наглухо затягивать хомут его крепления. Во-первых, в случае с тонкостенной баттированной рамой чрезмерная затяжка приведет к тому, что подседельная труба погнется. Во-вторых, перекидка еще не выставлена относительно звезд.
Правильно поставить – это значит выполнить два требования:
- Рамка должна быть параллельна звездам.
- Между зубьями самой большой передней звезды и рамочной конструкцией должен быть зазор в районе 2 мм, но не более 3 мм.
Теперь затягивайте хомут, соблюдая разумный момент, и ставьте цепь.
Внимание! Помните о том, что фронтальные перекидки различаются между собой. Поэтому при выборе новой учитывайте такие моменты:
- Количество зубьев на каждой звезде системы.
- Тип тяги: верхняя или нижняя (определяет подвод тросика – снизу рамы или сверху).
Регулировка переднего переключателя скоростей Shimano на горном велосипеде
Сперва воспользуйтесь инструкцией по настройке задних скоростей Shimano на велосипеде. Ведь исправный тыльный дерейлер – одно из требований подготовительных мероприятий. В числе их также имеются:
- Проверка тросика и рубашек. Расплетение волокон и заедание в рубашке не допускается.
- Правильная установка узла перебора передач на раме, изложенная в предыдущем пункте.
- Отсоединенный от переключателя тросик.
Наладка механизма ведется строго в изложенной последовательности:
- Настроить ограничитель по низшим передачам. Переключитесь на самую маленькую звезду спереди и самую большую – сзади (по манеткам это будет 1-1). Вращайте винт L, чтобы добиться максимально близкого расположения цепи к внутренней грани рамки. При этом цепка не должна тереться о рамочную конструкцию. Отнеситесь к этому этапу серьезно, если не хотите, чтобы цепь слетела и ее закусило между кареткой и маленькой звездой.
- Подсоединить трос к переключателю. Перед присоединением закрутите барашек на шифтере до упора, а затем выверните его на 1-1,5 оборота. На заключительном этапе это облегчит подналадку.
- Настроить ограничитель по верхним передачам. Перебросьте цепок на самую большую звезду спереди и самую маленькую – сзади (к примеру, на манетках 27-скоростного велосипеда это будет 3-9). Крутите винт H, чтобы максимально близко переместить внешнюю грань рамки к цепи. Опять же, цепка не должна тереться о перекидку.
- Отрегулировать точность переброса передней перекидки с помощью барашка на манетке. Каждый делает это по-разному. Один из способов – сесть на велосипед и в движении с помощью барабанчика подобрать такую силу натяжения троса, при которой цепь свободно переходит с 1-й на 2-ю звезду и со 2-й на 3-ю. Второй способ – поставить велосипед на месте, переключится на среднюю звезду и поочередно поставить сзади 2-ю и предпоследнюю звезды. Цепь не должна тереть в этих положениях. Крайний метод не отличается точностью, требует проверки в движении и несправедлив для перекидок дешевого класса.
К сведению. Смазывая тросик, используйте только специальную силиконовую смазку, которая не притягивает пыль.
Перспективные вопросы
Многоскоростные велосипеды с одной звездой спереди – стоит ли их покупать
Мода на три звездочки закончилась с приходом 10, 11, 12-скоростных кассет. Дело в том, что на трансмиссиях 3х7-3х9 три зубчатых шестерни спереди выполняют важную функцию – перекрывают передаточные отношения, позволяя взбираться на подъемы и вкручивать на спусках.
Количество зубьев на новых многозвездочных кассетах подобрано таким образом, что позволяет делать то же самое с одной звездой спереди. Поэтому использовать еще две звездочки смысла нет. Для дисциплины кросс-кантри это существенный прорыв, поскольку фронтальная перекидка здесь – самая ненадежная часть велосипеда.
Можно ли убрать передний переключатель на велосипеде 3 на 9 скоростей
Снять можно, если велосипед используется в гражданской эксплуатации. Холмистая местность свободно преодолевается на передачах 2-1, 2-2. Оптимальную скорость на равнине можно поддерживать в режиме 2-6, при этом перекоса цепи не будет. Но если вы любитель «вкручивать» под 27-30 км/ч, большой звезды вам будет не хватать.
Как настроить передний переключатель
Итак, благодаря этой статье вы уже умеете настраивать задний переключатель, давайте теперь разберемся с передним.
И как всегда, не нужно бояться самостоятельно настраивать свой переключатель. Едва-ли вы что-то сломаете или повредите, если не будете делать это нарочно и с избыточной силой
- Определяемся с типом переключателя
- Регулируем положение переключателя
- Регулируем зазор
- Точная подгонка
- Итог
Принцип работы переднего переключателя аналогичен с задним, вы натягиваете трос манеткой, а трос смещает переключатель. Вы отпускаете трос манеткой, пружина возвращает переключатель.
Определяемся с типом переключателя
Но для начала необходимо определиться с типом крепления переключателя к раме. Вам поможет следующая картинка с переключателем XTR FD-M985 и FD-M985-E:
Как видите бывают 2 типа переключателей:
Первый тип крепится к подседельной трубе рамы специальным хомутом. Переключатель может вращаться вокруг трубы и двигаться вверх-вниз по ней, что требует дополнительной точности при установке.
Второй тип крепится к раме. Такой переключатель немного двигается вверх-вниз, что позволяет точно отрегулировать высоту. И он всегда находится в плоскости звёзд, что позволяет избежать лишней мороки с настройкой.
Если на вашей раме нет крепления для такого переключателя, то вы можете приобрести специальный переходник (фигура 6 на фото), который в свою очередь зажимается между кареткой и кареточным стаканом велосипеда. Не забудьте выставить такой переходник параллельно подседельной трубе рамы.
Сегодня рассмотрим первый тип переключателя, так как он самый требовательный в настройке. Второй тип настраивается так же, за исключением выставления переключателя в одну плоскость со звёздами.
Настройка
Шаг 1: Переключитесь на саму большую звезду сзади и самую маленькую звезду спереди.
Шаг 2: Полностью вкрутите болт регулировки преднатяга троса на манетке.
Шаг 3: Ослабьте болт хомута переключателя, чтобы он мог свободно вращаться вокруг подседельной трубы рамы. Отрегулируйте угол переключателя так, чтобы его рамки были параллельны маленькой звезде шатунов.
Шаг 4: Теперь отрегулируйте высоту переключателя. Переключите передачу на самую большую переднюю звезду (если вам не удается переключить т.к. переключатель упирается и не хочет идти выше, то см. Шаг 8). Разные производители рекомендуют высоту от 1 до 3 миллиметров между вершиной зуба большой звезды и гранью внешней рамки. Если не хотите париться с измерениями, то можно выставить зазор с помощью обычной монеты. Вставьте монету так, чтобы она была зажата между большой звездой и гранью внешней рамки. Закрутите болт хомута переключателя.
Шаг 5: Вернитесь обратно на самую маленькую звезду спереди и самую большую сзади. Ослабьте болт, который фиксирует трос переключателя. С помощью отвертки и болта «L» выставьте минимальный зазор между внутренней гранью рамки и цепью. Вращая болт по часовой стрелке, вы уменьшаете зазор, вращая против увеличиваете.
Шаг 6: Сделайте 1 оборот болта регулировки преднатяга троса на манетке.
Шаг 7: Слегка натяните сам трос и зафиксируйте его болтом. При этом переключатель не должен сместиться в сторону большей звезды.
Шаг 8: Переключите передачу на самую большую звезду спереди и на самую маленькую сзади. Если вам не удается переключить т.к. переключатель упирается и не хочет идти выше, то воспользуйтесь болтом с маркировкой «H» и выкручивайте его пока цепь не перескочит на большую звезду.
Шаг 9: Выставьте минимальный зазор между внешней гранью рамки и цепью так, чтобы цепь практически касалась внешней рамки, но не задевала её. Вращая болт «H» по часовой стрелке, вы уменьшаете зазор, вращая против увеличиваете.
Шаг 10: Вращайте педали попутно переключая скорости на передних звёздах с помощью манетки вверх-вниз. Если цепь плохо сходит с большой звезды на маленькую, то ослабьте трос, вращая болт регулировки преднатяга троса на манетке из Шага 2 по часовой стрелке. Если цепь плохо закидывает на большую звезду, то стоит натянуть трос вращая болт регулировки преднатяга против часовой стрелки. Добейтесь оптимальной работы. Profit!
Производителями допускается небольшое подтирание рамок переключателя в крайних положениях при сильных перекосах цепи. Это положения, когда цепь находится на маленькой звезде впереди и маленькой звезде сзади или большой звезде спереди и большой сзади. Но лучше попробовать избежать подтираний точной настройкой.
Итог
Регулировка переднего переключателя не такая сложная задача, пользуясь рекомендациями в статье вы сможете отрегулировать переключатель самостоятельно.
Как правильно настроить передний переключатель велосипеда?
5 минут Автор: Михаил Скворцов 56
Настраивать передний переключатель скоростей вообще не стоит до тех пор, пока не настроен задний. Но перед тем как что-то настраивать, нужно досконально знать, как оно действует. Поэтому попробуем разобраться в принципе его работы.
Как работает этот переключатель
Это не автоматическая коробка передач Типтроник, и работает переключатель очень просто. Если отбросить все условности, то это просто стальная рамка, подвешенная на раме велосипеда, которая способна перемещаться вправо и влево. Перемещаясь, она толкает велосипедную цепь и заставляет ее перемещаться с одной звездочки на другую. Приводится в движение тросиком, который соединен с манеткой на руле.
Вроде бы все просто, но не так, как кажется. Переднему переключателю скоростей приходится работать с самой загруженной, верхней частью цепи, которая передает усилие на задние звездочки и постоянно находится в натяжении. Поэтому в случае, если переключатель настроен неверно, сменить передачу будет непросто даже при идеальных настройках задней перекидки.
Для того чтобы вся регулировка стала ясна и понятна, представим, что мы устанавливаем ее на голую раму велосипеда. Настройки с чистого листа, своего рода.
Установка переднего переключателя на раму
Чтобы определить, правильно ли перекидка установлена на раме, мы должны убедиться в том, что:
- рамка переключателя находится на 2 мм выше, чем зубцы самой большой передней звезды;
- рамка должна располагаться строго параллельно блоку ведущих звезд;
- передний переключатель велосипеда помыт, удалена вся грязь и пыль, он смазан и все регулировочные винты вращаются свободно;
- цепь находится на самой большой звезде сзади и на самой маленькой звезде спереди;
- зажимной винт приводного троса ослаблен;
- кожух троса распущен (находится в свободном, ненатянутом состоянии);
- угол передней перекидки – средняя линия должна быть параллельна средней линии рамы.
Ниже мы поместили рисунок, на котором попытались продемонстрировать исходные положения всей конструкции перед настройкой.
Маленький совет – чем ниже будет опущен передний переключатель, тем его работа будет четче.
И вот тут возникает вопрос, на решение которого мы повлиять не сможем без замены перекидки. Если радиус звезды больше того, на который рассчитан переключатель, то задняя часть рамки будет цеплять зубья большой звезды. Но иногда это можно вылечить тонкими регулировками, о которых мы поговорим позже. А пока у нас все готово и нас ждет настройка переднего переключателя.
Методика настройки
Шаг первый
Вращением винта 1 добиваемся того, чтобы рамка находилась на минимальном расстоянии от цепи со стороны каретки. Следим за тем, чтобы при этом цепь не задевала рамку.
Шаг второй
Крепим трос привода переключателя скоростей. Слегка натянув его, фиксируем винтом или гайкой крепления. Если есть прокладочная шайба с канавкой, укладываем трос в нее и зажимаем.
Шаг третий
Перебрасываем цепь на самую маленькую звездочку сзади и на самую большую спереди. Вращением винта 2 добиваемся минимального расстояния между цепью и рамкой, но без соприкосновения.
Шаг четвертый
Проверяем работу переключателя под нагрузкой. Если цепь свободно перемещается по всем звездам и не задевает рамку при езде, можем считать настройку законченной. Поздравляем.
Но вам никогда не удастся настроить так, чтобы цепь не терла о рамку при передней самой высокой и задней самой низкой и наоборот. Стремиться к этому нужно, но не у всех получается. Поэтому, если вы хотите достичь академических высот в настройке передней перекидки, то только практика поможет в этом.
Иногда виной скрежета рамки о цепь может быть повышенный износ перекидки. Проверить это просто – если рамка имеет люфт, лучше переключатель скоростей поменять на новый. Его ремонт не стоит того времени, которое вы потратите, а новый не так уж и дорог, к тому же будет гарантия, что он проходит еще не один сезон.
Но в любом случае, как бы вы тщательно не настраивали переднюю перекидку, она не спасет от скрежета цепи о рамку, если вы переключаете передачи не правильно. Не вдаваясь в тонкости, запомните самое главное – не нужно переключаться скорости во время нагрузки на педали. Т.е. на секунду перестаньте давить на педали, переключите скорость и плавно (без лишнего давления) сделайте несколько оборотов педалями. Когда пока не поймете, что цепь перешла на нужную звезду, можно продолжить обычное педалирование. Причем, чем более дешевая система на вашем велосипеде, тем строже стоит выполнять данное правило.
В целом, описанных выше настроек вполне достаточно для удобной и беспроблемной эксплуатации переднего переключателя скоростей.
Как снять передний переключатель скоростей на велосипеде
Снятие, установка и настройка переднего переключателя передач
Рассмотрим элементы регулировки современного переднего переключателя передач.
- Болт крепления переключателя передач.
- Болт крепления управляющего тросика.
- Ограничительный винт низшей передачи (малая звезда, L).
- Ограничительный винт высшей передачи (большая звезда, H).
Натяжение тросика регулируется бобышкой на манетке.
Необходимые инструменты
- Шестигранник 5 мм.
- Плоская или крестовая отвертка.
Снятие
- Ослабьте болт, крепящий тросик и выньте его.
- Если рамка переключателя передач разъемная, выньте цепь из нее, если нет — снимите цепь с велосипеда.
- Если переключатель крепится хомутом к подседельной трубе, отвинтите болт на нем и снимите переключатель. Если переключатель крепится пластиной к каретке, потребуется снятие каретки — работа, требующая специальных съемников (не описана).
Установка
- Наденьте хомут на подседельную трубу рамы. Убедитесь, что он соответствует диаметру трубы.
- Слабенько затяните болт на хомуте.
Регулировка
Прежде, чем регулировать передний переключатель передач, необходимо его почистить и смазать.
- Выньте рубашку тросика из упоров на раме.
- Установите рамку на 1-3 мм выше самых длинных зубьев большой звезды системы. На новых переключателях для этого есть прозрачная наклейка. Немного подтяните хомут.
- Добейтесь строгой параллельности рамки переключателя звездам системы. При окончательной затяжке хомута переключатель может немного поворачиваться — придерживайте его.
- Вставьте рубашку тросика в упоры. Если тросик еще не присоединен к переключателю, завинтите бобышку на манетке до упора и отверните на один оборот. Натяните тросик и, аккуратно уложив его в канавку, затяните болт крепящий тросик.
- Установите цепь, если она снималась.
- Установите цепь на малую звезду системы и большую звезду кассеты. Вращая ограничитель L, установите рамку так, чтобы цепь была расположена в 1 мм от внутренней пластины. Ввинчивая винт, вы сдвигаете рамку к средней звезде.
- Переключитесь на самую большую звезду системы и малую кассеты. Вращая ограничитель H, установите, держа тросик в натяжении, рамку так, чтобы цепь располагалась в 1 мм от наружной пластины. Ввинчивая винт, вы сдвигаете рамку к средней звезде.
- Вращая педали, попробуйте переключать передачи в обе стороны по одной. Если цепь плохо сходит с больших звезд на маленькие, необходимо ослабить тросик, вращая бобышку регулировки натяжения тросика по часовой стрелке. В противном случае — наоборот.
После того, как вы добьетесь четкого переключения, прокатитесь немного. Под нагрузкой четкость переключения несколько ниже. Если необходимо, произведите подстройку.
При сильно диагональных положениях цепи, например, 3-1, 2-9, 1-7, 1-8, 1-9, цепь может тереться о рамку переключателя. Это допустимо, т. к. данные передачи являются нежелательными для использования.
Проблемы
Если вы так и не смогли настроить переключатель, необходимо убедиться, что тросик нигде не заедает в рубашках. Для этого, выньте рубашку тросика из упоров на раме. Все рубашки должны легко двигаться относительно тросика. Если это не так, попробуйте смазать тросик или замените рубашки, предварительно очистив тросик. На тросике не должно быть лопнувших жил в рабочей области. Установите тросик на место и прокрутите педали, чтобы цепь заняла соответствующую звезду.
Люфт на конце рамки переключателя не должен превышать 1-2 мм.
Можно также почитать об устройстве переключателей передач.
Последнее обновление 12 октября 2004.
Как правильно настроить передний переключатель велосипеда?
5 минут Автор: Михаил Скворцов 56
Настраивать передний переключатель скоростей вообще не стоит до тех пор, пока не настроен задний. Но перед тем как что-то настраивать, нужно досконально знать, как оно действует. Поэтому попробуем разобраться в принципе его работы.
Как работает этот переключатель
Это не автоматическая коробка передач Типтроник, и работает переключатель очень просто. Если отбросить все условности, то это просто стальная рамка, подвешенная на раме велосипеда, которая способна перемещаться вправо и влево. Перемещаясь, она толкает велосипедную цепь и заставляет ее перемещаться с одной звездочки на другую. Приводится в движение тросиком, который соединен с манеткой на руле.
Вроде бы все просто, но не так, как кажется. Переднему переключателю скоростей приходится работать с самой загруженной, верхней частью цепи, которая передает усилие на задние звездочки и постоянно находится в натяжении. Поэтому в случае, если переключатель настроен неверно, сменить передачу будет непросто даже при идеальных настройках задней перекидки.
Для того чтобы вся регулировка стала ясна и понятна, представим, что мы устанавливаем ее на голую раму велосипеда. Настройки с чистого листа, своего рода.
Установка переднего переключателя на раму
Чтобы определить, правильно ли перекидка установлена на раме, мы должны убедиться в том, что:
- рамка переключателя находится на 2 мм выше, чем зубцы самой большой передней звезды;
- рамка должна располагаться строго параллельно блоку ведущих звезд;
- передний переключатель велосипеда помыт, удалена вся грязь и пыль, он смазан и все регулировочные винты вращаются свободно;
- цепь находится на самой большой звезде сзади и на самой маленькой звезде спереди;
- зажимной винт приводного троса ослаблен;
- кожух троса распущен (находится в свободном, ненатянутом состоянии);
- угол передней перекидки – средняя линия должна быть параллельна средней линии рамы.
Ниже мы поместили рисунок, на котором попытались продемонстрировать исходные положения всей конструкции перед настройкой.
Маленький совет – чем ниже будет опущен передний переключатель, тем его работа будет четче.
И вот тут возникает вопрос, на решение которого мы повлиять не сможем без замены перекидки. Если радиус звезды больше того, на который рассчитан переключатель, то задняя часть рамки будет цеплять зубья большой звезды. Но иногда это можно вылечить тонкими регулировками, о которых мы поговорим позже. А пока у нас все готово и нас ждет настройка переднего переключателя.
Методика настройки
Шаг первый
Вращением винта 1 добиваемся того, чтобы рамка находилась на минимальном расстоянии от цепи со стороны каретки. Следим за тем, чтобы при этом цепь не задевала рамку.
Шаг второй
Крепим трос привода переключателя скоростей. Слегка натянув его, фиксируем винтом или гайкой крепления. Если есть прокладочная шайба с канавкой, укладываем трос в нее и зажимаем.
Шаг третий
Перебрасываем цепь на самую маленькую звездочку сзади и на самую большую спереди. Вращением винта 2 добиваемся минимального расстояния между цепью и рамкой, но без соприкосновения.
Шаг четвертый
Проверяем работу переключателя под нагрузкой. Если цепь свободно перемещается по всем звездам и не задевает рамку при езде, можем считать настройку законченной. Поздравляем.
Но вам никогда не удастся настроить так, чтобы цепь не терла о рамку при передней самой высокой и задней самой низкой и наоборот. Стремиться к этому нужно, но не у всех получается. Поэтому, если вы хотите достичь академических высот в настройке передней перекидки, то только практика поможет в этом.
Иногда виной скрежета рамки о цепь может быть повышенный износ перекидки. Проверить это просто – если рамка имеет люфт, лучше переключатель скоростей поменять на новый. Его ремонт не стоит того времени, которое вы потратите, а новый не так уж и дорог, к тому же будет гарантия, что он проходит еще не один сезон.
Но в любом случае, как бы вы тщательно не настраивали переднюю перекидку, она не спасет от скрежета цепи о рамку, если вы переключаете передачи не правильно. Не вдаваясь в тонкости, запомните самое главное – не нужно переключаться скорости во время нагрузки на педали. Т.е. на секунду перестаньте давить на педали, переключите скорость и плавно (без лишнего давления) сделайте несколько оборотов педалями. Когда пока не поймете, что цепь перешла на нужную звезду, можно продолжить обычное педалирование. Причем, чем более дешевая система на вашем велосипеде, тем строже стоит выполнять данное правило.
В целом, описанных выше настроек вполне достаточно для удобной и беспроблемной эксплуатации переднего переключателя скоростей.
Замена и настройка переднего переключателя.
09.06.2014 автор Руслан Шамырханов | комментариев 13
Я заменил передний переключатель на своем велосипеде. Это один из моих первых апгрейдов. В первоначальной комплектации стояла Shimano Acera, но в начале этого сезона я ее сломал. А может быть до ломал, потому что переклюк, уже в прошлом сезоне, начал вести себя подозрительно, путался в показаниях некорректно перекидывал цепь. Неоднократные настройки не помогли. На большой и малой звездах, издавая неприятные звуки, цепь терлась об рамку, а в самый неподходящий момент рамка закусывала цепь, пока в один прекрасный день окончательно не погнулась. В чем дело? Думаю во мне, потому что не слушался маму переключался под нагрузкой. Ну и ладно. Все приходит с опытом. Сломался, так сломался. Главное, я не сломался 🙂 . Зато есть повод для апгрейда. Сначала решил подняться до deore, но порыскав в интернетах, обнаружил, что за несущественную доплату к деоре можно добавить буквы ХТ. Принципиальным моментом при выборе дэрейлера было верхнее крепление, потому как нижнее крепление не выдержало испытание грязью с мелкими камнями при покорении весенних холмов. Цена вопроса, с доставкой с чайника, примерно 10000 в национальной валюте. Заказал. Ждал. Пока ждал, решил рихтануть Асеру и хоть как-то кататься. При помощи некоторых волшебных слов и двух плоскогубцев (или как правильно? плоскогубец, плоскогубц, плоскогубцей 🙂 ) на глаз подровнял рамку и поехал. Без нагрузки все было хорошо, и я было подумал, что поспешил с заказом обновки, но стоило чуть чуть поднажать, переклюк снова погнулся и закусил цепь 🙁
И вот, ура! Наступил двенеделижданный день получения переключателя. За ним, не заставил себя долго ждать и день замены. Замену производил во дворе на специальном станке «скамейке»
приготовил все, что может понадобиться для замены. И даже новую цепь, на случай если старая уже устала.
снял цепь и переключатель . Оценил состояние старой цепи. Сравнил ее длину с новой, измерил линейкой. Старая цепь еще сезон походит
убрал новую цепь обратно в коробку
Крепление переключателя уперлось в нижний болт для крепления флягодержателя. Но расстояние от рамки до звезды получилось в аккурат — 3 мм. Хотя хотел 2 мм.
Заменил. Дальше настроил по этому видео
На новом переключателе проехал много километров, управляя велосипедом одной рукой. Одной рукой переключаю, другой слезы счастья вытираю.
Как настроить передний переключатель скоростей Shimano на горном велосипеде
Статистика твердит, что передний «переклюк» реже нуждается в обслуживании, нежели задний. Простота конструкции также на стороне «передка». Почему же тогда возникает масса вопросов при установке и наладке этого узла. В чем заключается капризность передней перекидки? И в конце концов, как сделать работу так, чтобы результат не вызывал недовольства и нареканий.
Схема работы перекидки
Перед тем, как настроить передний переключатель скоростей на велосипеде, мы рекомендуем изучить его конструкцию. Обладая этими знаниями, исполнителю гораздо легче ориентироваться в настройках и понимать предназначение каждой из них.
В фокусе – только продукция Shimano, как наиболее популярная. На деле же отличий между японской продукцией и американским SRAM практически нет. Так же как и между дешевым Tourney и дорогим Deore. Более того, если вы вникните в принцип действия и суть настройки, то вам будет совершенно не важно, какой байк перед вами: бюджетный Стелс с передней перекидкой Shimano Altus или дорогущий Cube с суперлегким Deore XT.
Разбираться в устройстве будем по фото переключателя серии Alivio:
- Внутренняя и внешняя часть направляющей рамки. Между ними ходит цепь. Функция рамочной конфигурации – перемещать цепку с одной звезды на другую.
- Подпружиненный параллелограмм, к которому прикреплена рамка. Двигается при натяжении/ослаблении тросика, таская за собой рамочную конструкцию.
- Болт-фиксатор троса. Посредством тросика манетка двигает параллелограмм.
- Регулировочные болты крайних положений (L и H). С помощью их производится настройка граничных позиций рамки, чтобы цепь не соскочила с первой и третьей звезд.
- Хомут. Обеспечивает закрепление перекидки на центральной трубе (в которую вставляется подседельный штырь).
Диагностика текущего состояния
Точность переброса цепи зависит не только от выставленных регулировок. Роль также играет положение перекидки относительно звёзд и отклонения геометрии рамки от номинальной формы. Бывает и такое, что трос попросту порвался и переключатель банально не работает. Именно поэтому этап диагностики мы поместили перед описанием полной процедуры регулирования.
Почему не переключаются скорости спереди при переходе с 1-й на 2-ю или со 2-й на 3-ю
Причина, по которой цепь не перебрасывается на передние большие звезды без дополнительной натяжки, состоит в растянутом тросике. При таком раскладе необходимости в настройке с «нуля» нет. Достаточно покрутить барашек шифтера и все станет на свои места.
К сведению. Дополнительная натяжка – это подтягивание троса в текущем режиме с помощью триггера на манетке. К примеру, вы переключаете цепь с первой звезды на вторую, клацая ручку до цифры «2». Цепок трется о рамку, но не переходит на соседнюю зубчатую шестерню. Тогда вы поднатягиваете тросик, немного утапливая рукоятку в сторону включения третьей передачи, но не включая ее, и цепочка свободно переходит на звезду №2.
Выкрутите барашек на 1 оборот и пробуйте переключаться на месте, подняв заднее колесо и вращая педали. Если цепь по-прежнему свободно не переходит на большие звезды, то крутите барабан на пол-оборота и пробуйте пользоваться перекидкой на месте вновь. Повторяйте серию «поворот на ½ оборота – проверка» до тех пор, пока переключения в обе стороны не станут точными.
К сведению. Ход барашки ограничен 5-ю – 6-ю оборотами. Если этого запаса недостаточно, то подтяните трос на самом переключателе, открутив болт крепления тросика. Перед зажиманием, закрутите барабан на манетке до упора, а затем отпустите на 1 оборот. Снова повторите процедуру регулировки барашком.
Добившись четкого переброса на месте, проедьтесь, и испытайте работу переднего блока скоростей. Под нагрузкой настройка может показаться не такой идеальной, поэтому придется покрутить барабанчик в ту или иную сторону в пределах ½ оборота и тут же проверить новое положение в процессе езды.
Отчего цепь не перебрасывается на переднюю большую звезду
Если с 1-й звездочки на 2-ю цепка переходит беспрепятственно, а со 2-й на 3-ю не переключается, то дело в неправильном граничном положении передней перекидки. Сбить его можно в процессе ремонта:
- Неправильно подобран кареточный картридж: длина вала не соответствует паспортной документации на велосипед.
- Неверно выставлен ограничитель перемещения рамки по большой звезде (болт Н).
Почему передний переключатель трется о цепь
Чтобы понять, в чем дело, одного такого симптома недостаточно. Уточните, на какой именно передаче трет:
- Задевает на средней звезде. Используется перекошенная передача или недотянут/перетянут трос.
- Цепляет только на первой звездочке. Неверно настроено ограничение рамки (болт L), цепь сильно перекошена или перетянут тросик.
- Трется на самой большой звезде. Плохо отрегулирована граница по большим передачам (болт Н), перекошена цепь или недотянут трос.
К сведению. Цепка может задевать за рамку на любой передаче, если грани рамочной конструкции не параллельны звездам.
Технология замены передней перекидки
Если передний переключатель неверно установлен на раме велосипеда, то отрегулировать его не получится. Раз уж назревает разговор о методологии монтажа, уместно обсудить и суть демонтажных мероприятий.
Как снять
Без рассоединения цепки здесь не обойтись. Эту процедуру мы уже подробно изучали в материале, как поменять цепь на велосипеде с переключаемыми передачами . Если нет замка, то потребуется выжимка. Но в дальнейшем мы советуем не отказываться от такой удобной вещицы как замочек для цепи.
Снятый цепок желательно вымыть. Важно подобрать средства, о чем мы не раз упоминали в соответствующей публикации. Хотя итог исследования технологии, чем и как почистить велосипедную цепь в домашних условиях , впечатлил. Мы пришли к тому, что удобней всего это сделать струей высокого давления, причем прямо на велосипеде.
- Отсоединить от нее трос.
- Рассоединить хомут крепления к раме.
Как установить
Закрепляя дерейлер на раме, не спешите наглухо затягивать хомут его крепления. Во-первых, в случае с тонкостенной баттированной рамой чрезмерная затяжка приведет к тому, что подседельная труба погнется. Во-вторых, перекидка еще не выставлена относительно звезд.
Правильно поставить – это значит выполнить два требования:
- Рамка должна быть параллельна звездам.
- Между зубьями самой большой передней звезды и рамочной конструкцией должен быть зазор в районе 2 мм, но не более 3 мм.
Теперь затягивайте хомут, соблюдая разумный момент, и ставьте цепь.
Внимание! Помните о том, что фронтальные перекидки различаются между собой. Поэтому при выборе новой учитывайте такие моменты:
- Количество зубьев на каждой звезде системы.
- Тип тяги: верхняя или нижняя (определяет подвод тросика – снизу рамы или сверху).
Регулировка переднего переключателя скоростей Shimano на горном велосипеде
Сперва воспользуйтесь инструкцией по настройке задних скоростей Shimano на велосипеде. Ведь исправный тыльный дерейлер – одно из требований подготовительных мероприятий. В числе их также имеются:
- Проверка тросика и рубашек. Расплетение волокон и заедание в рубашке не допускается.
- Правильная установка узла перебора передач на раме, изложенная в предыдущем пункте.
- Отсоединенный от переключателя тросик.
Наладка механизма ведется строго в изложенной последовательности:
- Настроить ограничитель по низшим передачам. Переключитесь на самую маленькую звезду спереди и самую большую – сзади (по манеткам это будет 1-1). Вращайте винт L, чтобы добиться максимально близкого расположения цепи к внутренней грани рамки. При этом цепка не должна тереться о рамочную конструкцию. Отнеситесь к этому этапу серьезно, если не хотите, чтобы цепь слетела и ее закусило между кареткой и маленькой звездой.
- Подсоединить трос к переключателю. Перед присоединением закрутите барашек на шифтере до упора, а затем выверните его на 1-1,5 оборота. На заключительном этапе это облегчит подналадку.
- Настроить ограничитель по верхним передачам. Перебросьте цепок на самую большую звезду спереди и самую маленькую – сзади (к примеру, на манетках 27-скоростного велосипеда это будет 3-9). Крутите винт H, чтобы максимально близко переместить внешнюю грань рамки к цепи. Опять же, цепка не должна тереться о перекидку.
- Отрегулировать точность переброса передней перекидки с помощью барашка на манетке. Каждый делает это по-разному. Один из способов – сесть на велосипед и в движении с помощью барабанчика подобрать такую силу натяжения троса, при которой цепь свободно переходит с 1-й на 2-ю звезду и со 2-й на 3-ю. Второй способ – поставить велосипед на месте, переключится на среднюю звезду и поочередно поставить сзади 2-ю и предпоследнюю звезды. Цепь не должна тереть в этих положениях. Крайний метод не отличается точностью, требует проверки в движении и несправедлив для перекидок дешевого класса.
К сведению. Смазывая тросик, используйте только специальную силиконовую смазку, которая не притягивает пыль.
Перспективные вопросы
Многоскоростные велосипеды с одной звездой спереди – стоит ли их покупать
Мода на три звездочки закончилась с приходом 10, 11, 12-скоростных кассет. Дело в том, что на трансмиссиях 3х7-3х9 три зубчатых шестерни спереди выполняют важную функцию – перекрывают передаточные отношения, позволяя взбираться на подъемы и вкручивать на спусках.
Количество зубьев на новых многозвездочных кассетах подобрано таким образом, что позволяет делать то же самое с одной звездой спереди. Поэтому использовать еще две звездочки смысла нет. Для дисциплины кросс-кантри это существенный прорыв, поскольку фронтальная перекидка здесь – самая ненадежная часть велосипеда.
Можно ли убрать передний переключатель на велосипеде 3 на 9 скоростей
Снять можно, если велосипед используется в гражданской эксплуатации. Холмистая местность свободно преодолевается на передачах 2-1, 2-2. Оптимальную скорость на равнине можно поддерживать в режиме 2-6, при этом перекоса цепи не будет. Но если вы любитель «вкручивать» под 27-30 км/ч, большой звезды вам будет не хватать.
Источники:
https://velofans.ru/remont/kak-pravilno-nastroit-peredniy-pereklyuchatel-velosipeda
https://cyclearea.ru/velosiped-i-ego-sostavlyayushhie/ustanovka-pereklyuchatelya-skorostej-na-velosiped
http://veloboy.ru/regulirovka-i-nastroyka-perednego-pe/
https://velomania.su/velosiped/kak-ustanovit-perednij-pereklyuchatel-skorostej-na-velosiped.html
https://velomania.su/velosiped/kak-snyat-perednij-pereklyuchatel-skorostej-na-velosipede.html