Как правильно настроить передний переключатель скоростей на велосипеде

Содержание скрыть
1 Как настроить передачи на велосипеде shimano
4 На велосипеде не переключаются передачи. Что делать, если не получается настроить задний переключатель скоростей велосипеда

Как настроить передачи на велосипеде shimano

Любой современный спортивный велосипед оснащен многоскоростной трансмиссией. Наличие большого количества звездочек как спереди, так и сзади потребовали разработки и внедрения перебрасывателей. Однако гибкость системы не позволила создать дерейлеры, которые не подлежали бы регулировке. Впрочем, опасаться ее не стоит. Все устройства фирмы Shimano идентичны по конструкции и в их наладке нет ничего сложного. Зная инструкцию, ее выполнит любой велосипедист даже в полевых условиях.

Устройство и причины выхода из строя тыльного перебрасывателя цепи

Наладочные элементы

На перебрасывателе зафиксирован трос. По команде манетки он или ослабевает, или натягивается, перемещая тем самым рамку. Несмотря на простоту устройства, в конструкции дерейлера предусмотрено целых пять объектов, задающих курс его работы:

  • Закладной болт с гайкой, закрепляющий трос.
  • Винт, регулирующий натяжение цепи.
  • Барабан, задающий натяжение троса (в более дорогостоящих системах находится на манетке).
  • 2 винта-ограничителя крайних положений (L – низкие передачи, H – высокие).

Почему переключатель начал плохо работать

Версий по этому поводу может быть много. Одна из самых распространенных – банальное растяжение троса и оседание рубашки. Встречается на новых велосипедах любой категории после 200-300 км пробега. Еще могут быть рассмотрены такие варианты или даже их вариации:

  • Распушился трос или на его поверхностях в местах изгибов появились задранности.
  • Загрязнены рубашки. Их хватает максимум на две смены тросика. В качестве профилактики можно рассматривать промывку внутренних поверхностей WD-40 (брызгнуть и подвигать трос по направляющей).
  • Гнутый петух (деталь, удерживающая «переклюк» на раме). Порой традиционная настройка заднего переключателя велосипеда Шимано не дает результатов. В этом случае стоит осмотреть держатель на предмет изгиба. Петух выравнивается специальной машинкой или на раме. При осуществлении операции на алюминиевой рамной конструкции необходимо действовать осторожно – материал хрупок.
  • Люфт в перебрасывателе. Выявляется очень просто – достаточно стать с боковой стороны байка, взяться за место, куда входит трос и подвигать его от себя-на себя. На группах оборудования Shimano Tourney, Altus люфт допускается. У остальных должен отсутствовать. Наличие больших перемещений вносит нечеткость в механику переключений.
  1. Смазывать трос, особенно вязкими консистенциями типа солидола, не рекомендуется – эффект легкого переключения пропадет быстро, а смазка будет притягивать грязь.
  2. Намеренно удлинять или укорачивать рубашки нежелательно – в местах изгиба будет повышенное трение.

Как производится настройка заднего переключателя скоростного велосипеда Шимано: подробная инструкция

Среди новичков бытует мнение, что лучше не лезть в механизм переключения. Аргумент – не умею, все собью. Однако бояться нечего – самостоятельная регулировка тормозов на горном байке не сложнее наладки трансмиссии. К тому же, индексная система переключения передач сконфигурирована таким образом, что сломать ее нельзя. Процесс стоит начинать с подготовительных мероприятий.

Подготовка к операции


Грамотная наладка немыслима без очистки механизмов. Иногда достаточно тщательной чистки привода для перевода перебора передач в адекватное русло. Очистительные мероприятия заключаются в следующем:

  • Почистить перебрасыватель и кассету.
  • Вымыть цепь и нанести на нее смазку.
  • Отмыть ролики от старой смазки.

В завершение подготовительного этапа настройки переключателя задней трансмиссии Шимано производится отсоединение дерейлера от троса – выкручивается винт и тросик отводится в сторону (снимать его не обязательно). Перед этой операцией установить самые маленькие звезды сзади и спереди, руководствуясь рекомендациями, как правильно переключать передачи на велосипеде без вреда механизмам.

Технология регулировки заднего переключателя на примере Shimano Tourney

Для полноценной отладки механизма специалисты рекомендуют снимать цепь. Это общий случай. Вникнув же в суть проблемы потери работоспособности, эта манипуляция может и не потребоваться.

Начальная настройка

Суть базовой наладки – выставить граничные положения переключателя. В этом случае желательно цепочку снять – так будет удобнее. Став сзади велосипеда, выполняем такие операции:

  • Винтом регулировки ограничения самой высокой передачи (Н) добиться расположения в одной плоскости роликов перебрасывателя и самой маленькой звезды кассеты. Есть один секрет – если устройство не новое и располагает люфтами, ролики выставляются не в одну линию с крайней звездой кассеты, а со смещением от втулки буквально на волосок.
  • Преодолевая усилие пружины, переместить рукой дерейлер в крайнее левое положение (ближе к втулке) и, вращая винт L, обеспечить совмещение плоскости роликов с линией самой большой звездочки. Опять же, если наблюдалось затрудненное перебрасывание на заднюю звезду с наибольшим количеством зубьев, переключатель стоит сместить на несколько микрон ближе к спицам.
  • Поставить цепь.

Окончательная регулировка

Перечисленные переходы обязательно выполняются при установке нового «переклюка». Отдельную актуальность базовая наладка может приобрести в случае глубокой ревизии привода, рубашек и тросов, но не всегда. Главный критерий возникновения потребности в регулировке ограничительных точек – нарушение четкости перехода цепи в крайние положения.

Дополнительные приспособления

Обычно настройка на нормальную работу заднего переключателя Шимано ограничивается быстрой подналадкой. Для ее выполнения необходимо вывесить заднее колесо, для чего потребуется одно из перечисленного:

  • Ремотная стойка.
  • Подставка для заднего колеса.
  • Гладильная доска.
  • Помощь друга.
Теоретические и практические аспекты юстировки

Суть окончательной регулировки или подналадки в процессе эксплуатации – задать требуемое для отличной работы манетки натяжение троса. Добиться этого можно путем совершения таких манипуляций:

  • Натянуть рукой трос и затянуть винт на переключателе. Тросик должен попасть в канавку шайбы болта.
  • Выставить на штифтере задней трансмиссии вторую передачу.
  • Откручивать барабан натяжения троса, находящийся либо на манетке, либо на перебрасывателе до тех пор, пока цепь не будет уверенно находиться на второй звезде (натягивать тросик).
  • Проверить четкость перебора передач, переключаясь с первой на вторую и обратно. Если цепочка плохо переходит со второй на первую – натянуть трос. В обратной ситуации – ослабить натяжение тросика.

Конструкция системы SIS Index такова, что отрегулировав переключение на двух звездах, автоматически настраивается корректный переброс на всем пакете.

К сведению. Если на каких-либо звездочках цепь задерживается, при этом на остальных переключение находится в границах приемлемого – причина либо в износившемся тросе, либо в больших люфтах перебрасывателя.

Коротко о главном

Идея настройки заднего переключателя из линейки Шимано заключается в достижении незамедлительного перебора цепью пакета звезд кассеты по команде манетки. Причин некорректной работы механизма может быть несколько и не все они устраняются регулировкой. Версий плохого функционирования задней трансмиссии, устраняемых наладкой, может быть всего две:

  • Перебрасыватель достаточно долго эксплуатируется или заменялся: отрегулировать граничные положения рамки.
  • Дерейлер обладает внушительным запасом ресурса, но разладился – почистить/заменить тросик и рубашки, отрегулировать натяжение троса, вращая барабан.

Механизм селектора передач маунтинбайка только на первый взгляд кажется сложным, на самом деле его наладка выполнима даже без помощи специалиста. Оборудование среднего уровня Alivio имеет оптимальное соотношение качества и цены, поэтому меньше подвержено износу, что облегчает юстировку его узлов. Сломать агрегат переключения в процессе работы у вас вряд ли получится – конструкция системы проста и надежна, а вот моральное удовольствие от самостоятельно проделанной операции гарантировано.

Устройство перебрасывателя и причины его функциональных сбоев

Перед тем, как настроить задний переключатель скоростей на велосипеде, нелишним будет узнать причины сбоев в работе механизма. Суть неполадок заключается в следующих пунктах:

  • Повреждения троса или отсутствие на нем смазывающего вещества.
  • Нарушение целостности рубашки троса.
  • Изогнутый петух – крепление механизма к раме веломашины.
  • Износ цепи или кассеты со звездочками.
  • Заклинивание роликов цепного натяжителя.
  • Неполадки манетки смены передач на руле.

Винты для регулировки заднего переключателя скоростей Shimano на горном велосипеде: технический минимум

Несмотря на многообразие перебрасывателей параллелограммного типа от японского производителя, их конструкция и принцип работы похожи. В процессе юстировки устройства принимают участие пять элементов:

  • 1 – крепление троса в виде закладного болта с гайкой.
  • 2 – винт для натяжения троса с барабаном.
  • 3 – винт для корректировки натяжения цепи.
  • L – ограничительный винт для юстировки низких передач.
  • H – ограничительный винт для корректировки высоких передач.

Специальные винты L и H, с помощью которых выполняется регулировка заднего переключателя скоростей велосипеда с Shimano Alivio, физически ограничивают перемещение механизма, чем предотвращают соскакивание цепи. На практике ими пользуются в основном только при отладке нового перебрасывателя, впоследствии процедура не нужна.

В случае, когда погнут петух или сам механизм, то корректировка ограничительными винтами может на короткое время решить проблему. Их чувствительность не очень высока, поэтому 1-2 оборота за один раз вполне оправданны.

Методика: как правильно настроить на велосипеде задний переключатель скоростей Шимано?

Процедура ремонта и отладки узлов цепной передачи должна проводиться на чистой веломашине. Обязательно следует поднять заднее колесо, для чего подвешивают раму на крючке или же готовят специальную подставку.

Подготовительный процесс

Как сказано выше, грамотную настройку предваряет тщательная очистка. Иногда даже такая процедура способна благотворно повлиять на работоспособность механизмов. Технологические моменты подготовительных работ заключаются в следующем:

  1. Почистить переключатель и кассету звездочек.
  2. Очистить от старой смазки ролики натяжителя.
  3. Вымыть и смазать цепь.

Далее нужно освободить торос, для чего винты натяжения у манетки и на заднем перебрасывателе вкручивают до упора. Тросик из зажимного винта следует вытянуть, но снимать его вовсе не обязательно. Не помешает осмотреть его с целью обнаружения повреждений и при необходимости обработать смазкой.

Как наладить ограничитель высоких передач?

Для юстировки цепь устанавливают в положение высокой передачи, когда задействованы самая малая звезда сзади и большая спереди. Для тех, кто интересуется, как на горном велосипеде настроить задний переключатель скоростей, важно запомнить – суть юстировки заключается в установке задней маленькой звезды в одну линию с роликами натяжителя. Реализация этой задачи осуществляется за счет вращения регулировочного винта H:

  • по часовой стрелке – рамка отклоняется в сторону большой звездочки;
  • против часовой стрелки – рамка смещается к внешней стороне.

Как отрегулировать ограничитель низких передач?

Функционал ограничительного винта L состоит в предотвращении переброса цепи за пределы большой звезды. Неправильная наладка может привести к заклиниванию цепи в промежутке между звездой и спицами или невозможности включения низкой передачи.

Перед процедурой наладки нужно установить цепь так, чтобы она находилась сзади на большой звездочке, а спереди – на маленькой. Винт L максимально выкручивается, чтобы переключатель двигался без ограничений. Цель настройки – выставить ролики натяжителя и большую заднюю звезду в одну плоскость. Задача выполняется при помощи вращения винта L:

  • по часовой стрелке – узел перебрасывателя смещается в сторону малой звездочки;
  • против часовой стрелки – узел перемещается в сторону колеса.

Как отладить натяжение троса?

Технологический процесс прост – достаточно отладить переход между двумя соседними звездами, индексная система смены передач устроена так, что переключение будет отрегулировано на всех звездах кассеты:

  • натянуть трос рукой и зафиксировать его крепежным болтом;
  • окончательная наладка осуществляется вращением пустотелого винта с барабаном (позиция 2 на рисунке), цепь должна легко переходить с одной звезды на другую и обратно при одном нажатии на манетку.

По завершении регулировки заднего переключателя скоростей Shimano на горном велосипеде следует надежно натянуть и закрепить тросик. Важно, чтобы он лег в направляющую канавку. Если работы выполнены правильно, то при вращении педалей цепь работает бесшумно и не соскакивает в сторону.

Настройка натяжителя цепи

Натяжитель представляет собой узел перебрасывателя, который обеспечивает оптимальную жесткость цепной передачи. Чрезмерное натяжение не только затрудняет передвижение цепи, но и изнашивает систему переключения передач. Ослабленное же состояние препятствует четкому переходу.

Отладка узла натяжителя выполняется по схеме:

  • Установить цепь сзади на самую большую звездочку, а спереди – на самую малую.
  • Если при передвижении цепи ролик натяжителя задевает кассету, то нужно закрутить винт натяжения (позиция 3 на рисунке) так, чтобы зазор между ними составлял около 5 мм.
  • Установить цепь сзади на самую маленькую звездочку, а спереди – на самую большую, и повторить операцию, описанную в пункте 2.

Возможные нюансы

Иногда поразительные результаты дает обычная промывка и смазка тросов и их рубашек. Практика показывает, что после этой операции делать переходы становится значительно легче. При обнаружении порванного тросика с частью расплетенных проволочек его следует немедленно заменить. Такая же ситуация с рубашкой, у которой наблюдаются повреждения.

Причиной неожиданных сбоев при перебросе передач могут быть две причины:

  • Вырвало трос из фиксирующего болта механизма.
  • На одном из концов рубашки продавилась заглушка.

Перед тем, как настроить на горном велосипеде задний переключатель скоростей, нужно проверить состояние петуха. Он может погнуться в результате падения или при езде по неровной поверхности. Выпрямлять деталь непосредственно на веломашине категорически нельзя, потому что рамка узла хрупкая, лучше демонтировать погнутый петух и выровнять его на металлической плите.

Также следует обратить внимание на степень изношенности цепной передачи, которая возникает по причине долгой езды на нестандартных комбинациях передач. Ролики натяжителя цепи нуждаются в периодическом обслуживании – их необходимо минимум раз в год очищать и смазывать.

Статистика твердит, что передний «переклюк» реже нуждается в обслуживании, нежели задний. Простота конструкции также на стороне «передка». Почему же тогда возникает масса вопросов при установке и наладке этого узла. В чем заключается капризность передней перекидки? И в конце концов, как сделать работу так, чтобы результат не вызывал недовольства и нареканий.

Схема работы перекидки

Перед тем, как настроить передний переключатель скоростей на велосипеде, мы рекомендуем изучить его конструкцию. Обладая этими знаниями, исполнителю гораздо легче ориентироваться в настройках и понимать предназначение каждой из них.

В фокусе – только продукция Shimano, как наиболее популярная. На деле же отличий между японской продукцией и американским SRAM практически нет. Так же как и между дешевым Tourney и дорогим Deore. Более того, если вы вникните в принцип действия и суть настройки, то вам будет совершенно не важно, какой байк перед вами: бюджетный Стелс с передней перекидкой Shimano Altus или дорогущий Cube с суперлегким Deore XT.

Разбираться в устройстве будем по фото переключателя серии Alivio:

  • Внутренняя и внешняя часть направляющей рамки. Между ними ходит цепь. Функция рамочной конфигурации – перемещать цепку с одной звезды на другую.
  • Подпружиненный параллелограмм, к которому прикреплена рамка. Двигается при натяжении/ослаблении тросика, таская за собой рамочную конструкцию.
  • Болт-фиксатор троса. Посредством тросика манетка двигает параллелограмм.
  • Регулировочные болты крайних положений (L и H). С помощью их производится настройка граничных позиций рамки, чтобы цепь не соскочила с первой и третьей звезд.
  • Хомут. Обеспечивает закрепление перекидки на центральной трубе (в которую вставляется подседельный штырь).

Диагностика текущего состояния

Точность переброса цепи зависит не только от выставленных регулировок. Роль также играет положение перекидки относительно звёзд и отклонения геометрии рамки от номинальной формы. Бывает и такое, что трос попросту порвался и переключатель банально не работает. Именно поэтому этап диагностики мы поместили перед описанием полной процедуры регулирования.

Почему не переключаются скорости спереди при переходе с 1-й на 2-ю или со 2-й на 3-ю

Причина, по которой цепь не перебрасывается на передние большие звезды без дополнительной натяжки, состоит в растянутом тросике. При таком раскладе необходимости в настройке с «нуля» нет. Достаточно покрутить барашек шифтера и все станет на свои места.

К сведению. Дополнительная натяжка – это подтягивание троса в текущем режиме с помощью триггера на манетке. К примеру, вы переключаете цепь с первой звезды на вторую, клацая ручку до цифры «2». Цепок трется о рамку, но не переходит на соседнюю зубчатую шестерню. Тогда вы поднатягиваете тросик, немного утапливая рукоятку в сторону включения третьей передачи, но не включая ее, и цепочка свободно переходит на звезду №2.

Выкрутите барашек на 1 оборот и пробуйте переключаться на месте, подняв заднее колесо и вращая педали. Если цепь по-прежнему свободно не переходит на большие звезды, то крутите барабан на пол-оборота и пробуйте пользоваться перекидкой на месте вновь. Повторяйте серию «поворот на ½ оборота – проверка» до тех пор, пока переключения в обе стороны не станут точными.

К сведению. Ход барашки ограничен 5-ю – 6-ю оборотами. Если этого запаса недостаточно, то подтяните трос на самом переключателе, открутив болт крепления тросика. Перед зажиманием, закрутите барабан на манетке до упора, а затем отпустите на 1 оборот. Снова повторите процедуру регулировки барашком.


Добившись четкого переброса на месте, проедьтесь, и испытайте работу переднего блока скоростей. Под нагрузкой настройка может показаться не такой идеальной, поэтому придется покрутить барабанчик в ту или иную сторону в пределах ½ оборота и тут же проверить новое положение в процессе езды.

Отчего цепь не перебрасывается на переднюю большую звезду

Если с 1-й звездочки на 2-ю цепка переходит беспрепятственно, а со 2-й на 3-ю не переключается, то дело в неправильном граничном положении передней перекидки. Сбить его можно в процессе ремонта:

  • Неправильно подобран кареточный картридж: длина вала не соответствует паспортной документации на велосипед.
  • Неверно выставлен ограничитель перемещения рамки по большой звезде (болт Н).

Почему передний переключатель трется о цепь

Чтобы понять, в чем дело, одного такого симптома недостаточно. Уточните, на какой именно передаче трет:

  • Задевает на средней звезде. Используется перекошенная передача или недотянут/перетянут трос.
  • Цепляет только на первой звездочке. Неверно настроено ограничение рамки (болт L), цепь сильно перекошена или перетянут тросик.
  • Трется на самой большой звезде. Плохо отрегулирована граница по большим передачам (болт Н), перекошена цепь или недотянут трос.

К сведению. Цепка может задевать за рамку на любой передаче, если грани рамочной конструкции не параллельны звездам.

Технология замены передней перекидки

Если передний переключатель неверно установлен на раме велосипеда, то отрегулировать его не получится. Раз уж назревает разговор о методологии монтажа, уместно обсудить и суть демонтажных мероприятий.

Как снять

Без рассоединения цепки здесь не обойтись. Эту процедуру мы уже подробно изучали в материале, как поменять цепь на велосипеде с переключаемыми передачами . Если нет замка, то потребуется выжимка. Но в дальнейшем мы советуем не отказываться от такой удобной вещицы как замочек для цепи.

Снятый цепок желательно вымыть. Важно подобрать средства, о чем мы не раз упоминали в соответствующей публикации. Хотя итог исследования технологии, чем и как почистить велосипедную цепь в домашних условиях , впечатлил. Мы пришли к тому, что удобней всего это сделать струей высокого давления, причем прямо на велосипеде.

  1. Отсоединить от нее трос.
  2. Рассоединить хомут крепления к раме.

Как установить

Закрепляя дерейлер на раме, не спешите наглухо затягивать хомут его крепления. Во-первых, в случае с тонкостенной баттированной рамой чрезмерная затяжка приведет к тому, что подседельная труба погнется. Во-вторых, перекидка еще не выставлена относительно звезд.


Правильно поставить – это значит выполнить два требования:

  • Рамка должна быть параллельна звездам.
  • Между зубьями самой большой передней звезды и рамочной конструкцией должен быть зазор в районе 2 мм, но не более 3 мм.

Теперь затягивайте хомут, соблюдая разумный момент, и ставьте цепь.

Внимание! Помните о том, что фронтальные перекидки различаются между собой. Поэтому при выборе новой учитывайте такие моменты:

  • Количество зубьев на каждой звезде системы.
  • Тип тяги: верхняя или нижняя (определяет подвод тросика – снизу рамы или сверху).

Регулировка переднего переключателя скоростей Shimano на горном велосипеде

Сперва воспользуйтесь инструкцией по настройке задних скоростей Shimano на велосипеде. Ведь исправный тыльный дерейлер – одно из требований подготовительных мероприятий. В числе их также имеются:

  • Проверка тросика и рубашек. Расплетение волокон и заедание в рубашке не допускается.
  • Правильная установка узла перебора передач на раме, изложенная в предыдущем пункте.
  • Отсоединенный от переключателя тросик.


Наладка механизма ведется строго в изложенной последовательности:

  • Настроить ограничитель по низшим передачам. Переключитесь на самую маленькую звезду спереди и самую большую – сзади (по манеткам это будет 1-1). Вращайте винт L, чтобы добиться максимально близкого расположения цепи к внутренней грани рамки. При этом цепка не должна тереться о рамочную конструкцию. Отнеситесь к этому этапу серьезно, если не хотите, чтобы цепь слетела и ее закусило между кареткой и маленькой звездой.
  • Подсоединить трос к переключателю. Перед присоединением закрутите барашек на шифтере до упора, а затем выверните его на 1-1,5 оборота. На заключительном этапе это облегчит подналадку.

  • Настроить ограничитель по верхним передачам. Перебросьте цепок на самую большую звезду спереди и самую маленькую – сзади (к примеру, на манетках 27-скоростного велосипеда это будет 3-9). Крутите винт H, чтобы максимально близко переместить внешнюю грань рамки к цепи. Опять же, цепка не должна тереться о перекидку.
  • Отрегулировать точность переброса передней перекидки с помощью барашка на манетке. Каждый делает это по-разному. Один из способов – сесть на велосипед и в движении с помощью барабанчика подобрать такую силу натяжения троса, при которой цепь свободно переходит с 1-й на 2-ю звезду и со 2-й на 3-ю. Второй способ – поставить велосипед на месте, переключится на среднюю звезду и поочередно поставить сзади 2-ю и предпоследнюю звезды. Цепь не должна тереть в этих положениях. Крайний метод не отличается точностью, требует проверки в движении и несправедлив для перекидок дешевого класса.

К сведению. Смазывая тросик, используйте только специальную силиконовую смазку, которая не притягивает пыль.

Перспективные вопросы

Многоскоростные велосипеды с одной звездой спереди – стоит ли их покупать

Мода на три звездочки закончилась с приходом 10, 11, 12-скоростных кассет. Дело в том, что на трансмиссиях 3х7-3х9 три зубчатых шестерни спереди выполняют важную функцию – перекрывают передаточные отношения, позволяя взбираться на подъемы и вкручивать на спусках.


Количество зубьев на новых многозвездочных кассетах подобрано таким образом, что позволяет делать то же самое с одной звездой спереди. Поэтому использовать еще две звездочки смысла нет. Для дисциплины кросс-кантри это существенный прорыв, поскольку фронтальная перекидка здесь – самая ненадежная часть велосипеда.

Можно ли убрать передний переключатель на велосипеде 3 на 9 скоростей

Снять можно, если велосипед используется в гражданской эксплуатации. Холмистая местность свободно преодолевается на передачах 2-1, 2-2. Оптимальную скорость на равнине можно поддерживать в режиме 2-6, при этом перекоса цепи не будет. Но если вы любитель «вкручивать» под 27-30 км/ч, большой звезды вам будет не хватать.

Настройка переключателей (переднего и заднего): инструктаж для самостоятельной настройки

Хорошего всем дня, утра или вечера (возможно даже ночи). И здоровья непременно Вам и Вашим!

Сегодня поговорим о трансмиссии велосипеда. Не для кого не секрет (кроме новичков, для которых это просто новинка), что четко работающая трансмиссия современных велосипедов это, в первую очередь, дань умению настроить точно и грамотно переключатели и лишь затем — технологический прогресс и стремление человечества создавать всё лучшее и лучшее вопреки всему практичному и меркантильному .

Предельная точность переключения, завораживающая музыка шелеста цепи об звезды системы и кассеты — это конечно же «ровнорукость» настройщика. Опыт, совесть (как без этого), нанотехнологии велосидные — в этом почти легко запутаться. И да, не редкость, когда велосипед даже приехав с завода, может быть не настроен на отчетливое переключение передач и требуется небольшая до-настройка, однако это не беда и отчаиваться не стоит — ведь сегодня мы Вам расскажем основные сведения и некоторые тонкости, необходимые для самостоятельной настройки переключателей передач на велосипеде и, как результат, велосипед станет Вам чуточку ближе!

( вполне схематично и понятно, для многих переклюков практически всех проихводителей эта картинка справедлива, осталось только осилить немного теории)

Прим. редактора (и автора статьи по совместительству). Вообще (как я себе это вижу), каждый считает своим непременным долгом написать статью о том, как он (и только он!) умеет настраивать переключатели, но — с этой статьей малость иначе и ничего такого не происходит ни пафаса ни амбиций ни йумора , вы просто научитесь настраивать переклюки самостоятельно — без особых трудностей и в любую погоду (кстати, осень сейчас особенно прекрасна! Вы не находите? комментим-лайкаем если «да» ).

(принцип работы переключателя с верхней и нижней тягами, те же … переклюки только в профиль)

Настройка переключателей на велосипеде — общие сведения

А общие сведения про «переклюки» предельно просты — это дорогие, не очень дорогие или совсем бюджетные «железки», которые дают возможность переключать передачи, собственно вот и ВСЁ, это ВСЁ что требуется от них и нам — для нормального переключения. Конечно же, нельзя не упомянуть о манетках переключения передач, но скорее всего их приходится упоминать лишь вскользь, ведь они лишь «задают» необходимое и желаемое, в то время как троса, заправленные в рубашки и переключатели совместно делают свою работу — «указывают» цепи где её место.

( крепления для тросика, а практически по центру, рядом с кассетой мы видим L и H винтики)

Также желательно не перегнуть рубашки тросов, не укоротить их слишком сильно, как и не «оставить» им лишней длины, держать эти узлы велосипеда (да и все узлы, разумеется) в чистоте и порядке, закручивать «настроечные» винтики-болтики грамотно и всякое такое означает, что у нас сегодня есть немного интересной работы!

(Как может заводиться тросик в заднюю перекидку: в случае с Shimano XT рубашка троса предельно коротка и это (!) не очень влияет на четкость переключения (для для Шимано менее свойственно, чем например у Срэм (Sram). Обычно в моделях попроще (см. другие фото) трос практически на 180 градусов меняет своё направление, выходя из упора на раме.)

Getting started (приготовление)

Конечно прелюдия малость затянулась, но для того чтобы все прошло максимально успешно имеется несколько моментов (условий), которые должны выполняться:

— цепь. А именно: длина цепи должна соответствовать шатунам и кассете, с которыми она, цепь, собираются работать, т.е. быть не слишком короткой, чтобы не залезть в спицы под нагрузкой и конечно же, не слишком длиной т.к. она будет провисать (чревато некорректной работой как на набрасывание передачи потяжелее так и на скидывание на передачи полегче. И вообще может не получиться нормально настроить переключатели)

( вид на перекидку Shimano SLX сбоку: рамка переключателя и цепь, которая работает без трения)

Для определения правильной длины цепи можно воспользоваться проверенным способом — закинуть цепь на самые большие звезды (на шатунах и на кассете) и добавив мысленно плюс одно полное звено (внешняя рамка цепи длиною в один дюйм (2.54 см)), укорачивать (цепи всегда длиннее, чем большинству требуется, как правило 5 и более целых звеньев приходится удалять). Стоково («из коробки») цепь всегда смазана заводской смазкой, если кататься посуху и не видя грязи, то такой смазки обычно хватает на первые 200-250 км, потом ждите свист.
БОНУС. Другой проверенный способ досконально работает на системах с тремя звездами и кассетами на 7 или 9 скоростей — в максимально среднем положении (средняя звезда шатунов и на кассете серединка — пятая (девятирик) или четвертая (семерик) ролики переключателя и самая маленькая звездочка если смотреть со стороны должны образовывать вертикальную линию — без ощутимых смещений вперед или назад. Это и есть самая правильная длина цепи!

(правильно заведенный трос, зафиксированный болтиком и оконцованный специальным наконечником — «я це люблю» (с))

— тросики-рубашки. С ними все более-менее понятно — тросик это «кровь» трансмиссии, держать его чистым, слегка смазанным (минимализируя трение) и неповрежденным — вот и всё что требуется. И в этом случае, тросику отлично «помогает» рубашка, т.е. «кровеносный сосуд» в котором кипит эта «кровь», предохраняя от излишних и ненужных внешних взаимодействий с грязью, пылью, влагой, прочим бесполезным. Троса и рубашки бывают разные (по ценам, по бренду, по материалам используемым), но если соблюдать чистоту и аккуратность — даже дешевые троса и рубашки прослужат Вам долго. К тому же, в МТБ мире становится правилом хорошего тона прятать тросики в рубашку на всю длину (превосходная грязеустойчевость), но если тип велосипеда другой (не мтб или кросс) или правила хорошего тона просто пустой звук для велопроизводителя — рубашки укорачивают по принципу разумной достаточности и в то же время по принципу «не перегибай» палку рубашку (про рамы, в которых троса ходят внутри рамы (т.н. внутренняя проводка тросов) мы пока также не говорим);

к манеткам претензий нет и быть не может — они просто тянут и ослабляют хват троса. И если у вас бытует заблуждение, что более дорогие шифтеры дадут вам счастье — go ahead and try, попробуйте в самом деле. «Переклюки» могут работать резче (быстрее), жестче, лучше «держать» настройки, весом они могут быть легче (как правило незначительно на фоне легких рам и колес, с чего обычно и стоит начинать, если Вы латентный весоманьяк), а бюджетные «переклюки» — они будут малость помедленнее, мягче происходит переключение (для покатушек ведь). Что в принципе приводит к простой мысли о том, что каждому свое: гонщику — гонщиково, туристу — туристово, а покатушечнику — покатушечное железо, и не думайте, что если Вы катаетесь по парку, то Sram XX или Shimano XTR дадут Вам счастье в абсолюте, будет просто «понтовее» — да, но не более того. Ходят слухи, что для этого есть всякие айфоны, чернильные ручки из драг.металлов и прочие определенно очень нужные в хозяйстве вещи;
— пластиковые (и не обязательно пластиковые) упоры, барашки-барабаны и концовки тросиков — мелочь не очень то и достойная этого упоминания, но просто нужная и всё;
ролики заднего переключателя. К новым роликам обычно претензий нет, а вот слегка пожившие и повидавшие — загрязняются и при работе в «холостую» теряют обороты. Ресурс у них очень разный, все зависит от используемых материалов (в самых дорогих случаях, это карбон (внешне), а подшипники — керамические, в бюджете — пластик-пластик и ещё раз пластик).

(На фото: ролик-натяжитель, а также длинная однако жесткая лапка ролик держащая в своих кросс-кантри объятия (длина дает возможности устанавливать на кассетах звезды 34 и 36 и беспроблемно на них переключаться))

Настойка переключателей: теория и практика

По очередности настройки, вначале следует браться за задний переключатель и только досконально отстроив его — переходить к переднему переключателю. Настройка заднего переключателя На самом деле на так страшна как её малюют, заодно вы сможете обзавестись навыками терпеливости, веломеханства (лайт — сленг, в смысле легкое механство), не важен уровень оборудования и количество скоростей — принципы в общем-то похожие (просто для большего количества скоростей — немножко большая микроточность настройки нужна, и то — особо не переживайте!).

( Переключатель Shimano XT — переклюк достаточно высокого уровня чтобы уже смело принимать участие в гоночных соревнования и прочей не-простой «жести»)

Для начала необходимо установить цепь в положение, при котором она будет установлена в позицию «большая звезда спереди, маленькая — сзади». Следующий шаг — это ослабление троса переключателя. Делается это путем закручивания барабана («барашек» иной раз звучит) на заднем переключателе по часовой стрелке до отказа. Т.е. когда мы крутим против часовой стрелки — мы тем самым делаем натяжение троса. До упора также закручиваем (по часовой, разумеется) барабан и на манетке переключения передач (есть такой, специально для быстрой подстройки на ходу). Ослабив максимально барашками трос, его следует вынуть из специального болтового крепления (в более простых переключателях возможны крестовые винтики, что не суть), ослабив шестигранником. При этом оставляем трос в переключателе (настройке не помешает), хотя заодно можно потестировать плавность хода троса — если трос ходит в рубашке легко и без дергатни — значит все нормально и идем далее. При загрязненности троса или механическом повреждении такой «тест» даст понять состояние.

(очень отчетливо наблюдаемый винтики L (Low — для низких передач) и H (High — для тяжелых, высоких, соответственно))

Далее, смотря на перья велосипеда сзади, мы должны увидеть, что ролики заднего переключателя (натяжитель — это ролик снизу, направляющий ролик — соответственно, второй) и самая маленькая звезда кассеты располагаются на одной вертикальной прямой. Если этого не происходит — регулировочный винтик «H» нам в помощь: при роликах смещенных немного вправо относительно звезды кассеты надо крутить H по часовой стрелке (иначе «затяжеляться передача» будет проблематичнее), если ролики находятся левее — крутим в противоположную сторону, против часовой стрелки. В результате верной настройки положения роликов цепь находясь на маленькой звезде кассеты должна не дергаться, не пытаться соскочить и вообще вести безшумные, порядочный образ жизни.

(Кстати, обратите внимание на способ крепления переднего переключателя — «под ушко», т.е. на раме специально наверено крепление под переключатель. В противовес бывает переключатели «под хомут» (процентов на 80ти базовых и средних велосипедов горного назначения) можно увидеть на соседних фото (это снова как бы намек на то насколько найнеровская рама Ghost технологична и интересна даже в мелочах))

Теперь мы закрепляем трос, который ранее ослабляли. Натягиваем его как можно сильнее одной рукой, направляем трос в специальную канавку (внимательно — зажать рядом с канавкой не в счет!), сильно не затягиваем (резьба у «переклюка» в том месте бывает нежная). Если всё натянуто хорошо, смело перейдем к настройке больших звездочек кассеты. Для этого необходимо винтик L покрутить против часовой стрелки до тех пор, пока он не будет влиять на положение роликов и цепи. Цепь ставим в положение самая большая на кассете и на шатунах самая маленькая звезда.

(вид сверху происходящего: когда будете крутить винтики L и H очевидно, что так будет удобнее всего смотреть за их «движением» к правильной настройке)

К слову сказать, из-за того что цепь в опасной близости со спицами а «переклюк» ещё не отрегулирован — делаем это аккуратнее и медленнее. По аналогии с винтиком H и его настройкой L — винтик должен находится в таком положении, чтобы ролики образовывали одну прямую со звездочкой кассеты. Как правило, крутить L-винт приходится просто до появления затруднения во вращении.

(прямо на нас смотрит B-tension винтик, левее и вверх мчаться L & H винтики, ближе к нам — установлен трос переключения передач — в принципе, ничего нового, но смотреть на это можно снова и снова (а если Вы ещё и механик — ну Вы поняли… просто обязаны!)

Остались последние штрихи. Если на заднем переключателе Вашего велосипеда есть настройка натяжения цепи (т.н. B-tension), то Вам следует произвести следующие телодвижения: в положении в котором сейчас находится цепь (напомним, большая звезда сзади и малая спереди) прокручивая педали назад смотрим — как себя ведет направляющий ролик (тот который ближе к кассете), если он соприкасается со звездами кассеты, то надо покрутить этот винтик так чтобы ролик отодвинулся хотя бы на полсантиметра.

Затем повторяем эту процедуру для положения «маленькая звезда спереди — маленькая звезда сзади» и смотрим как направляющий ролик снова себя «ведет».

И самый последний штрих — работа «под нагрузкой». Необходимо немного покататься (о да!), ведь самое правдивое переключение будет получено только в таких, настоящих, условиях. Если цепи не удается быстро и четко переместиться на другие звездочки поменьше, или наоборот — на большие звездочки, то скорее всего (при всем остальном настроенном пошагово) необходимо покрутить барабан натяжения троса, по пол оборота, по обороту достаточно — и пробовать-пробовать-пробовать.

( Пример номер раз. Грязные ролики (смазка сделала свои грязедорожки), тело переклюка кое-как почти чистое, кассета — жуть какая грязная (минут 20 заняло чистить только её), трос и рубашки тоже — не первой свежести. Это просто позор и ганьба (укр. полит. сленг), виной всему — лень. Велоколлеги, не ленитесь — ведь если не Вы — то кто?)

Кстати, это даже можно совершать на ходу, желательно на знакомой и не нагруженной ни рельефом, ни пешеходами, ни машинами местности (барашек у манетки бывает не у всех переключателей, поэтому в некоторых случаях возможно придется слазить с велосипеда для до-настройки).

(пример номер два, того как не стоит пачкать переключатель, трос, цепь. Да и вообще — вот что значит держать в не-чистоте (минут через 30-40 я все тщательно вычистил, получилась песня!) — это просто стыдно. особоенно если велосипед Вы любите, уважаете или хотя бы дружите изредка с ним.)

Это в принципе и всё про задний переключатель. Если Вы все сделали как было описано выше — задний переключатель будет работать точно как швецарский часовой механизм, а все ведь ради этого и затеяно!

Ой, простите, забыл сказать, что может пойти не так и почему: — задний переключатель может быть сломан, побит, погнут. Какие-то выпрямительные манипуляции могут конечно венчаться успехом, но вероятность такая что даже не хочется сопоставлять эти малые цифры в процентах (лайф-хак! Владельцы 6ти скоростных систем, семериков и восьмериков могут относительно ликовать — ширина между звездами кассеты достаточно большая, чтобы было можно слегка «налажать» с настройкой все равно в неё попадая. Другое дело 9, 10 а теперь уже и 11 (встречайте в магазинах вашего города) скоростей — там необходима немного большая точность настройки (даже «девятку» можно соотнести к простым, а вот у 10 и 11 цепь значительно уже — ведь на ту же площадь посадочного места для кассеты впихивают значительно больше звезд);
— кассета установлена криво (криворуко в том числе) или звездочки кассеты немного деформированы;
— лажа с тросиками/рубашками (обсуждалось выше, «тест на» предлагался также);
— крюк (петух/серьга/штука, как угодно) на который устанавливается переключатель, может также быть слегка погнутым или погнутым не слегка. Во всех этих случаях — замена решение попроще, решение посложнее — пытаться что-то решить и собрать из имеющегося, поэтому не стесняйтесь обращаться к веломеханику (есть у нас один на примете);
— нефункционирующая манетка, что бывает крайне редко, даже с самыми младшими моделями в линейке продукции. Вы сами поймете, когда ей придет время, но — естественным образом это произойдет ой-как-не-скоро.
— ролики (натяжитель и направляющий) могут иметь люфт или могут подклинивать (хотя под нагрузкой их сопротивление проблемно ощутить). Проверяется просто — на шат каждый ролик (если ролик в порядке, ход будет минимальным) и на свободный ход (просто крутануть без цепи касаясь пальцем по зубчикам).

В общем, как Вы видите — это целая наука, настройка заднего переключателя по образу и подобию «идеального велосипеда» (открою Вам секрет — таких не бывает, бывает только Ваш(и) велосипед(ы) и настройка лично под Вас.

Передний переключатель и его настройка.

С ним все немного проще — передний переклюк имеет фрикционный механизм (вернее, фрикционный принцип действия), то есть он постоянно при своей работе, перекидывании, контактирует с цепью. Но настроить передний переключатель значительно проще заднего, чем сейчас и займемся, готовьте внимательность и любознательность!

(Acera прошлого модельного ряда Shimano, нынче она девятискоростная (была восьмерка!), немного геометрически жестче и визуально агрессивнее.)

Классически и традиционно, для начала ослабляем болт, который фиксирует тросик. Для этого на манетке есть специальный барабан, который необходимо закрутить по часовой стрелке до упора (затем, раскручивая его мы будем увеличивать натяжение троса). Как правило, передний переклюк настраивают на три звезды (в оборудовании постарше-посерьезней на шатунах две и в некоторых крайне велоспециализациях (сферические кросс-кантрийщики) уже появляются тенденции в частности и готовые продукты в целом, чтобы велосипед был совсем без переднего переключателя (и без левой манетки), просто используя одну звезду на системе.

Если Вы настраивали задний переклюк буквально несколько мгновений назад — у Вас могло сохранится следующее положение цепи: самая большая звезда на кассете, самая маленькая звезда на системе (шатунах). Трос мы ослабили ранее (сейчас неприкрученный), так что вращая L-винтик устанавливаем положение рамки, при котором цепь будет как можно ближе к внутренней рамке переднего переключателя и в то же самое время, не будет тереть об эту самую рамку. Затем, натягиваем тросик и направляем его в канавку в креплении тросика. Для настройки больших передач ставим цепь на самую большую звезду спереди и самую малую сзади — это максимально тяжелая передача.

По аналогии с винтиком «L» (Low), винтик «H» (High) крутим таким образом, чтобы внешняя рамка была максимально близка к цепи, но в этом положении цепь не задевала рамку. Почему может не получится: — рамка переключателя установлена недостаточно параллельно по отношению к звездам системы, или сам передний переклюк установлен не слишком высоко/низко по отношению к шатунам (немного проще с передними переклюками стандарта «под ухо» — специально приваренные/намотанные (карбон)) «ушки» позволяют установить переключатель не обхватывая трубу рамы зажимом, по идее — это добавляет жесткости конструкции (а жесткость тождественна четкости если речь идет о переклюке) — звездочки системы могут быть очень изношены, «восьмерить», быть просто деформированными — визуально все как правило видно, надо только пристальнее глянуть; — лень настраивать… но, ВНЕЗАПНО мы, «Великом», можем Вам в этом и многом другом, велосипедном помочь! Не буду повторяться в каким условиях и как следует проверять совершенные настройки, посмотрите немного выше — там написано. Напомню, что подстройку на ходу можно будет делать барашком на манетке.

Как должно было стать понятным, настройка переключателей — дело совершенно не трудное, так что Вы самостоятельно сможете привести свой велосипед в состояние ездовой и боевой готовности, ну а время потраченное на общение со своими двухколесным товарищем — оно, разумеется сближает и роднит!

Как настроить передний переключатель

Хотя даже это не гарантирует, что вы сможете настроить передний переключатель идеально. Перед настройкой убедитесь, что тросик и рубашка, чистые, целые, не ржавые, без резких изгибов и изломов. В противном случае избыточное трение тросика об рубашка не позволит настроить передний переключатель.

Принцип работы переключателя.

В переключателе установлена пружина которая тянет его в одну сторону, а за тросик вы тянете его в другую. Когда тросик не натянут пружина отводит переключатель в крайнее положение до упора в винт L в сторону самой маленькой звезды . Когда тросик натянут максимально переключатель двигается в сторону больших звезд и упирается в винт H. Винт H (High) — высокая передача, скорость, L (Low) — низкая передача, скорость. Обратите внимание H и L относится к скорости, и на переднем переключателе соответствуют большой и малой звезде, а на заднем переключателе наоборот. Манетка на руле вытягивает за каждый щелчок определенную длину троса которая соответствует перемещению переключателя на одну звезду (если переключатель с микрошифтом, то 3 щелчка на одну звезду). Винт натяжения тросика сокращает или удлиняет путь тросика, тем самым регулируя положение. переключателя. Переключайте передачи только крутя педали, т.к. иначе цепь не сможет перейти с одной звезды на другую и может погнуться или цепь или переключатель.

Выставьте переключатель так, чтобы рамка была параллельна цепи.

повернутые и правильно стоящий передний переключатель

повернутые (А и В) и правильно стоящий передний переключатель (С)

зазор от звезды до рамки переключателя

И расстояние от большой звезды до переключателя было 1-2 мм. Вернее расстояние должно быть минимальным при котором звезда не цепляет за переключатель (чем короче участок цепи от переключателя до звезды тем лучше переключение).

Порядок действий, чтобы настроить передний переключатель:
  1. Переключите передний переключатель на самую маленькую звезду, а задний на самую большую (в зависимости от того на какой звезде цепь стоит сзади она будет отклоняться на разное расстояние относительно переднего переключателя, а нам нужно настроить крайнее положение).
  2. Вкрутите винт натяжения тросика на манетке, оставив 2 оборота.винт натяжения тросика переключателя
  3. Отпустите тросик на переднем переключателе (ослабив зажимающий винт). Запомните как он был зажат, под него есть специальная канавка и когда будете зажимать не перекручивайте тросик вокруг винта).
  4. Винтом L выставьте рамку переключателя так, чтобы цепь не задевала за рамку с минимальным зазором (бывает, что звезды или шатуны погнуты поэтому покрутите педали и убедитесь, что цепь не задевает рамку ни в каком положении).зазор от цепи до рамки переключателя
  5. Проверьте, что тросик свободно перемещается в рубашке, и зажмите его так, чтобы он не провисал и не был натянут (будьте осторожны, затянув слишком сильно можно перерубить отдельные проволочки).
  6. Переключите передний переключатель на самую большую звезду, а задний на самую маленькую. Если вы не можете переключить на самую большую переднюю звезду, то возможно тросик натянут не достаточно — тогда выкрутите винт натяжения троса на достаточную величину. Или может быть винт Н затянут слишком туго и не пускает переключатель, в таком случае выкрутите его на достаточную величину.
  7. Винтом Н выставьте рамку переключателя так, чтобы цепь не задевала за рамку с минимальным зазором (покрутите педали и убедитесь, что цепь не задевает рамку ни в каком положении). зазор от цепи до рамки переключателя
  8. Попереключайте скорости и винтом натяжения тросика отрегулируйте четкость работы. Чтобы переключатель лучше закидывал на большие звезды вам нужно выкручивать винт, а чтобы лучше сбрасывал на маленькие — закручивать.
  9. Если не можете настроить, чтобы цепь не задевала за рамку при любых передачах сзади и спереди то выберите скорости на которых вы катаетесь и настраивайте их. Пренебрегая сочетаниями которые лучше избегать. Например не рекомендуется включать передачи на которых цепь сильно изгибается (сочетание больших звезд сзади и спереди или маленьких звезд сзади и спереди).
Передний переключатель работает хуже, чем задний потому, что он переключает натянутую цепь передающую нагрузку.

Поэтому старайтесь переключать его на холостом ходу когда цепь натянута не сильно, переключателю будет легче отклонять цепь.

Если вы сделали все как написано, а переключатель работает плохо или задевает цепь, то видимо престижную английскую школу Хогвартс вы не заканчивали и придется платить колдуну. Но имейте в виду вокруг толпы шарлатанов, которые колдовать не умеют и волшебные артефакты у них не настоящие.

На велосипеде не переключаются передачи. Что делать, если не получается настроить задний переключатель скоростей велосипеда

Настройка скоростей на велосипеде нужна в случаях поломки, замены основных составляющих системы переключения передач, или во время сборки оборудования. При должном изучении тематического материала каждый человек может самостоятельно настроить скорости на своем велосипеде. Такие навыки нужно совершенствовать, если велосипедист планирует длительное катание на своем двухколесном транспорте.

Процесс настройки всей системы переключения начинается с заднего переключателя. Настраивать велосипед, для удобства, желательно перевернув на руль, или зафиксировав его на весу.

Как настроить скорость заднего переключателя на велосипеде

  • Для настройки заднего переключателя выставляем цепь на вторую звезду на передней системе звезд. Сзади ставим цепь на самую маленькую звезду. Эти движения делаются, удерживая заднее колесо на весу, и прокручивая вручную педали.
  • При переключении на маленькую звезду могут возникнуть проблемы. Цепь не доходит или издает странные звуки — нужно настроить ограничитель. Сзади переключателя находятся два болта, каждый такой ограничитель выполняет свою функцию. Один с пометкой High (регулирует высокие передачи, на маленькой звезде), другой Low (регулирует низкие передачи, на большой звезде). Бывает, что отсутствует маркировка. Тогда ориентируемся по внешнему расположению болтов.
  • Аккуратно подкручивается ограничитель High (зафиксировав нужные по величине звезды) до исчезновения проблемы (лишних звуков, перескоков, например).
  • Подкручиваем ограничитель Low, также фиксируя соответствующие звезды. При оптимальной настройке, цепь не перескакивает через звезду, и не звучит.
  • Проверяется работа переднего переключателя (перещелкиваются звезды).
  • Отрегулируйте натяжение велосипедного троса. Регулятор, отвечающий за натяжение троса, находится на манетках , или на заднем переключателе возле троса. Если настройки правильные, вся система не должна издавать необычных звуков, другие явные проблемы тоже должны отсутствовать.

Как настроить скорость переднего переключателя на велосипеде

  • Передний переключатель настраивается так же, как и задний. У него тоже есть регулятор High и Low.
  • Переключается задняя система звезд на большую звезду. Передняя система звезд остается на средней звезде. Могут появиться проблемы трения цепи о защиту. В таком случае регулируется ограничитель Low до исчезновения проблемы. Зрительно можно увидеть, как это работает.
  • Перенастраивается ограничитель High. Для этого на задних звездах сбрасывается цепь на маленькую звезду, а на передних звездах ставится самая большая звезда.
  • Если цепь трется о защиту, перемещаемся к регулированию троса, регулятор которого расположен на рулевых манетках . Внимательно изучается реакция системы на движения регулятора, это поможет лучше ориентироваться в настройке.
  • Переключаются звезды для проверки на посторонние звуки и лишние движения.

Как настроить скорость на велосипеде — перекос цепи

  • Возникает из-за неправильного сочетания звезд во время поездок, особенно в горку. Неправильная эксплуатация приведет не только к неправильному износу цепи и звезд, но и к болезненному состоянию коленей. Берегите свои колени, потому, что цепь и звезды можно заменить, а суставы не восстанавливаются!
  • Правильные сочетания звезд: первая передняя звезда — задняя с первой по четвертую ; вторая звезда спереди — с третьей по шестую сзади; третья звезда спереди — с четвертой по самую маленькую звезду сзади.

Самые частые причины, мешающие переключению скорости на велосипеде

  • Дефекты на тросике — может распушиться.
  • Рубашка, защищающая трос, забивается грязью. Грязь также засоряет цепь, заднюю перекидку.
  • Изменение функциональности переключателей и петуха при падении (сбой настроек, погнутость).
  • Люфт на заднем переключателе.

Непредвиденные ситуации могут случиться в любых условиях катания на велосипеде. Поэтому нужно подготовиться загодя. Ещё в домашней обстановке изучается транспорт, собираются самые необходимые инструменты, которые понадобятся в пути, в случае поломки. Знания — это сила. Если чувствуете, что можете подзабыть пройденный материал, но кататься хочется, сделайте небольшую распечатку, чтобы на месте быстренько вспомнить, что к чему. Качайте видео на телефон! Гайки должны быть всегда надежно закручены, но не перетянуты.

В этой статье рассмотрим как производится настройка переключателей скоростей на велосипеде. Переключатели скоростей на первый взгляд могут показаться сложным механизмом хоть и имеют довольно примитивную конструкцию.

Переключение скоростей происходит из-за ослабления и натяжения тросика, двигающего переключатель. Т.е., по сути, переключатели являются простейшей механической конструкцией, и в их регулировке нет ничего сложного. Начинается настройка всегда с заднего переключателя, за исключением случаев когда требуется регулировка только одного из переключателей велосипеда.

Настройка заднего переключателя

Убедитесь, что переключатель не погнут. Если натяжитель цепи (лапка с двумя роликами внизу заднего переключателя) параллелен звездам кассеты, то все нормально. Если нет, то скорее всего погнут не сам переключатель, а петух — крепление переключателя к раме. Его легко выпрямить, потянув за переключатель, но не тяните за один натяжитель цепи! – он согнется раньше, чем выпрямится петух, а его уже не так просто выпрямить.

Приступаем к регулировке. Выбираем бОльшую скорость, при которой цепь стоит на самой маленькой звезде кассеты (блок звезд на заднем колесе). На переключателе есть 2 винта с маркировками H и L (см. картинку). Крутим винт H (High) так, чтобы ролик переключателя стоял на одной линии с меньшей звездой. Теперь выбираем меньшую скорость – самая большая кассеты. И теперь крутим винт с маркировкой L (Low) до выравнивания ролика с большой звездой.

После этого надо натянуть трос, при этом на манетке заднего переключателя должна стоять максимальная скорость. Убедитесь, что тросик четко лег в канавку у фиксирующего болта (на картинке обозначен цифрой 1) и затяните его. Закрепить трос надо с хорошей натяжкой. Если плохо включаются высокие передачи (при наборе скорости на велосипеде), ослабьте натяжение троса регулятором (на картинке обозначен цифрой 2). Если плохо сбрасываются (при снижении скорости езды), то нужно натянуть трос, выкручивая регулятор натяжения. Если обвеска байка по-дороже, то регулятор есть и на манетке, что позволяет регулировать натяжение тросика на ходу.

Теперь последняя регулировка. Поставьте цепь спереди на маленькую, а сзади на самую большую звезду и прокрутите педали назад. Крутя винт натяжения (на картинке обозначен цифрой 3) добейтесь того, чтобы верхний ролик заднего переключателя находился как можно ближе к звезде, но не касался ее. Это нужно для наиболее плавного переключения скоростей. Теперь поставьте максимальную скорость – спереди большая звезда, сзади самая маленькая и убедитесь, что и в таком положении ролик не касается звезды кассеты. На дешевых переключателях этой регулировки может и не быть.

Настройка переднего переключателя

Передний переключатель отрегулировать будет еще проще чем задний. Но важно чтобы он был правильно закреплен на раме велосипеда. Когда цепь стоит на самой большой звезде, от звезды до рамки переключателя должно быть от 1 до 3 мм. И рамка должна быть параллельна звездам. Если все так, то можно начинать настраивать.

Выставьте минимальную скорость – сзади самая большая, а спереди маленькая звезда. Ослабьте натяжение тросика и крутите винт с маркировкой L (Low (где он находится видно на картинке) пока между цепью и рамкой переключателя не останется миллиметровый зазор. После этого закрепляем тросик винтом (на картинке обозначен цифрой 4) с хорошим натяжением. Нужно следить, чтобы он лег в специальную канавку возле винта.

Теперь выставляем максимальную скорость, когда спереди цепь на самой большой звезде, и на меньшей кассеты, и крутим винт с маркировкой H (High), чтобы зазор между цепью и внутренней плоскостью рамки составил миллиметр. Если после этого цепь все равно неохотно залезает на большую звезду отверните немного винт H.

Теперь садимся на байк и пробуем насколько успешно прошла настройка переключателей скоростей. Если цепь плохо переключается на пониженную скорость (меньшие звезды) покрутите регулятор натяжения тросика, расположенный на монетке переднего переключателя на руле, чтобы ослабить натяжение тросика. Когда цепь вяло залезает на большие звезды, натяните тросик этим же регулятором.

Проблемы

Если при кручении педалей с усилием цепь проскакивает, это означает, что она растянулась и ее пора менять. Если вы ее давно не меняли, возможно придется поменять еще и звезды с кассетой, т.к. изношенная цепь быстро приводит в негодность звезды.

Если плохо включаются какие-то определенные скорости, проверьте свободно ли ходит тросик в рубашках и нет ли надломов, а также мест с расплетенной обмоткой тросика. Рубашки с надломами и те, в которых трос проходит с трудом подлежат замене, как и поврежденный тросик. Эта же проблема может быть вызвана погнутым петухом.

Если переключатель внезапно вообще перестал работать, то проблема однозначно в тросике: либо он плохо закручен фиксирующим болтом, либо порвался.

И еще важный момент. При переключении скоростей следите за тем чтобы не было перекоса цепи, из-за расположения ее одновременно на противоположных звездах шатуна и кассеты, а так же на средней звезде и крайних звездах кассеты. Неправильное расположение цепи показано схематически на картинке. Из-за этого происходит быстрый износ как цепи так и звезд.

В целом настройка переключателей скоростей велосипеда выполняется быстро (30-40 минут) и без особых усилий.

Многие люди, покупая современный велосипед, не знают, как пользоваться всеми его удобствами. Их пугают все эти тросики, переключатели и множество разных штук. Естественно, они не знают, как переключать скорости на велосипеде, чтобы было легче ехать. Однако, если во всё это оборудование вникнуть и понять, как оно работает, то езда станет намного приятнее и комфортнее. А починка того или иного узла станет увлекательным хобби.

У бывалых велосипедистов не вызывает вопросов переключение скоростей. А вот начинающим стоит разъяснить все нюансы, связанные с вопросом, как переключать скорости на велосипеде. Неграмотное переключение рано или поздно может привести к разрыву цепи или даже поломке переключателей. А если вы находитесь в дальней поездке, то это может серьёзно застать вас врасплох. Грамотное переключение скоростей — это не только залог исправности вашего велосипеда, но и максимально продуктивной езды при любом рельефе местности.

Чтобы всё было понятно, рассмотрим конструкцию велосипеда. За переключение передних скоростей на аппарате отвечает левая триггерная монетка. За переключение задних скоростей отвечает правая триггерная монетка.

Как переключать скорости

Переключать скорости обязательно в движении, то есть вы должны вращать педали. Подбирать скорости нужно не только исходя из рельефа местности и ваших физических возможностей, но и так, чтобы цепь не образовывала перекосов. Убедиться в том, что прекосов нет, можно просто взглянув на цепь. Если она двигается параллельно рамкам переднего переключателя, то выбранная скорость является оптимальной. Перекос возникает, когда цепь на передней большой звезде и на задней, также большой. То есть нужно равномерно переключаться как на кассете, так и на передних звёздах шатунов. Крайности здесь нежелательны, если только они ни с донной стороны.

Уловка для лучшей работы переключателей

Есть один секрет, как правильно переключать скорости на велосипеде, чтобы цепь и переключатели изнашивались как можно меньше. Когда цепь на крайней звёздочке, необходимо дожимать переключатели, а не сразу же их отпускать. Нужно нажать на рычаг и, когда цепь перешла на нужную передачу, проехать секунду или две, удерживая его, и только потом отпускать. Со временем, став более опытным, вы будете чувствовать, когда нужно отпускать рычаг.

Миф и правда о подъёмах

Что касается верхних рычагов, то они переключаются одним щелчком и не требуют дожатия. Начинающих велосипедистов часто пугают тем, что переключать скорости при езде в гору категорически нельзя, но это не так. Правила переключения в гору очень просты: Если необходимо сбросить скорость на передних звёздах, то следует замедлить вращающий момент педалями, то есть переключения должны быть плавными.

Замедлять вращающий момент педалями во время переключения передних скоростей следует потому, что разница между звёздами на передней трансмиссии, как правило, составляет около 10-ти зубьев. Это требует плавного переключения. Поэтому, двигаясь в гору, да и просто по ровной местности, необходимо замедлить вращающий момент педалей. Тогда произойдёт плавное и корректное переключение. Если же при подъёме нужно добавить скоростей на задней трансмиссии, то следует немного увеличить вращающий момент педалями. Зная, как переключать скорости на велосипеде правильно, вы существенно продлите жизнь своему двухколёсному другу.

Чего не нужно делать на подъёмах

Единственное, чего точно не стоит делать при подъёме в гору, так это увеличивать скорость на передних звёздах, переключать с первой на вторую и со второй на третью. Увеличивать скорости сзади можно абсолютно спокойно, не боясь, что с велосипедом, что-то случится.

Если после переключения скоростей вы слышите клацанье или другие посторонние звуки, то это значит, что переключения не произошло, и необходимо дожать рычаг. Либо переключатели нуждаются в корректной настройке. Правильному переключению скоростей лучше всего научит личный опыт. Поэтому катайтесь, пробуйте, тренируйтесь. И тогда вопрос о переключении скоростей не будет вызывать затруднений.

Как настроить скорости на велосипеде, чтобы всё оборудование отлично работало

Настраиваем задний переключатель. Цепь нужно перевести на маленькую звёздочку. После отпускаем тросик, для этого необходимо открутить болт, который его зажимает. После находим винт, который отвечает за смещение лапки заднего переключателя. Он отмечен буквой «Н». При помощи отвёртки его необходимо сместить так, чтобы передача на кассете, где лежит цепь, была в одну линию со звёздами на заднем переключателе. То есть лежала в одной плоскости.

После этого берём трос и максимально вытягиваем его, затем фиксируем винтом, который до этого мы распустили. После фиксации пробуем, как работает задний переключатель скоростей на велосипеде. В случае если цепь плохо перебрасывается на звёзды большего размера, нужно подтянуть трос. Это делается при помощи специального «барашка», который находится там, где этот тросик входит в переключатель, он похож на гайку с более выпуклыми гранями. Крутим его по часовой стрелке.

Надеваем цепь на большую звёздочку. Это делается при помощи винта, который отмечен буквой «L», меняем положение переключателя, для того чтобы сместить лапку и поставить её в ряд с большой звездой, расположенной на кассете.

Передний переключатель скоростей на велосипед

Приступаем к настройке переднего переключателя. Для этого спереди ставим на маленькую звёздочку, сзади — на большую. Возьмём шестигранник №5, чтобы отпустить винт держащий трос. Берём отвёртку и регулировочным винтом, отмеченным буквой «L», передвигаем рамку. Её нужно поставить так, чтобы между внутренней частью и цепью был промежуток равный 3-4 мм. Когда нижний предел настроен, нам нужно закрепить трос обратно. Для этого натягиваем его пальцами и в таком положении фиксируем винтом.

Переходим к настройке второй звёздочки

Трос закреплён, цепь нужно поставить сзади на маленькую звёздочку, а спереди перекинуть на вторую. Если цепь задевает рамку, то необходимо подтянуть трос. Его натягиваем при помощи «барашка», он расположен на манетке, которая находится слева. Поворачивать нужно до тех пор, чтобы цепь перестала задевать рамку. После того как промежуток между рамкой и цепью составит 3-4 мм, это означает, что настроены первые две звезды.

Настраиваем третью звезду

Первоначально цепь может задевать рамку. Чтобы это исправить, нужно при помощи регулировочного винта с надписью «H» подвинуть её в направлении от велосипеда. Так мы увеличим пространство между рамкой и цепью. После того как всё выставлено, цепь не должна ничего задевать.

Настройка переключателей везде идентична, и нет различия — велосипед 6 скоростей или в нём 32 передачи. Просто шести- или восьмискоростные имеют только задний переключатель. Ведь на шатунах у них одна звезда. Благодаря этому в их конструкции на один компонент меньше.

В этой статье мы обсудили, как переключать скорости на велосипеде правильно, чтобы его компоненты работали исправно и надёжно, а также научились регулировать передачи — как заднюю, так и переднюю, это не так сложно, как кажется. Стоит попробовать один раз, разобраться, и потом можно будет налаживать оборудование за считанные минуты. Отдельно стоит сказать о смазке цепи, она должна быть специализированной, ни в коем случае нельзя применять солидол, он убьёт цепь. Так что хорошо ухаживайте за своим велосипедом, и он отплатит отличной работой и удобством езды.

Велосипед, особенно скоростной, это сложное техническое устройство, для настройки которого требуется определенный навык и опыт. У большинства новичков, недавно купивших новый велосипед, возникает масса вопросов по его настройке. Несмотря на то, что почти все новые велосипеды уже подготовлены к использованию, достаточно быстро наступает момент, когда требуется настройка переключателей скоростей велосипеда. Данный факт вызывает массу вопросов у начинающих велосипедистов.

Разобраться в правильной настройке передач велосипеда самостоятельно практически невозможно. Часто бывает так, что из-за небольшой неточности в переключении велосипедист без должного опыта, пытаясь самостоятельно разобраться, приводит переключатели в такое состояние, что они становятся полностью разрегулированны, а иногда и вовсе повреждает их. При настройке скоростей велосипеда очень важно знать, что именно необходимо делать. В нашем материале Вы найдете полезные инструкции по регулировке скоростей велосипеда, как переднего, так и заднего.

Терминология

Для качественной настройки скоростей необходимо хотя бы поверхностно знать о том, какие детали участвуют в процессе переключения передач. Еще лучше подробно изучить их устройство. Переключение скоростей управляется при помощи , которые расположены на . Манетки передают усилие, через систему на переключатели, которые располагаются на передних звездах и задних звездах велосипеда. Переключатели скоростей осуществляют перемещение цепи по звездам разного размера, что позволяет изменять передаточные числа и оптимизировать усилие на педали в различных дорожных условиях.

Когда необходима настройка скоростей. Подготовка к настройке

Чаще всего необходимость в настройке появляется, когда происходит нечеткое переключение передач или срабатывают не все передачи. Обычно это связано с износом системы переключения, в таком случае достаточно обычной настройки. При замене деталей трансмиссии на новые, так же необходима настройка. Перечислим некоторые возможные причины некорректного переключения скоростей:

  • Растяжение троса или его искривление — наиболее частая причина, возникающая в процессе естественного износа. Если тросик только растянулся, то достаточно обычной настройки. Если тросик искривлен, то необходимо его заменить перед настройкой.
  • Изношенные рубашки — пересохшие и поврежденные рубашки значительно ухудшают качество переключения скоростей. При подозрении на рубашку, лучше её полностью заменить.
  • Плохо работающая возвратная пружина так же может вызывать некачественное переключение.
  • Деформация петуха или переключателя — одна из частых причин плохого переключения, связанная с ударами и падениями. В таких случаях, чаще всего, требуются замена поврежденных деталей.

Перед регулировкой переключателей скоростей необходимо очистить все перечисленные выше элементы от пыли и грязи, смазать тросики и возвратную пружину переключателя. Вам будет намного удобнее заниматься регулировкой или ремонтом велосипеда при наличии специального стенда или хотя бы подставки под заднее колесо, в противном случае нужна будет помощь друга.

Выполнив все указанные действия можно переходить к непосредственной настройке переднего или (и) заднего переключателя.

Как же правильно регулировать и переключать скорости на велосипеде

Если у Вас плохо или недостаточно чётко переключаются , или же Вы установили новые детали, связанные с трансмиссией, Вам нужно будет произвести настройку. Если у Вас нет желания или возможности везти свой велосипед в мастерскую, воспользуйтесь советами, изложенными в данной статье.

Для начала предлагаю определиться с терминологией.

Манетка – устройство, предназначенное для управления переключателем скоростей путём изменения натяжения троса. Обычно крепится на руле (реже может крепиться на нижнюю трубу переднего треугольника рамы).

Переключатель скоростей (перекидка) – компонент трансмиссии непосредственно для переключения скоростей. В случае задней перекидки, ещё и для поддержания натяжения цепи. Перекидка, как задняя, так и передняя, представлена пареллелограммным механизмом с мощной возвратной пружиной, на котором закреплена рамка. На заднем переключателе рамка (лапка) содержит внутри два ролика. При увеличении натяжения троса лапка сдвигает цепь на большие звёзды, при ослаблении – в сторону меньших. Рамка переднего переключателя при натяжении троса сдвигает цепь в сторону более крупных звёзд, при ослаблении – в сторону более мелких.

Манетки и переключатели скоростей на руле соединены тросом, который покрыт кожухом – рубашкой.

Петух – металлическая деталь (преимущественно изготавливаемая из алюминия с высоким содержанием углерода, но некоторые райдеры заказывают стальные), предназначена для сохранения целостности рамы и заднего переключателя при ударе. Петух крепится на раму, а на петух, в свою очередь, крепится перекидка. При ударе по перекидке ломается именно петух, не рама или сама перекидка.

Кассета – задний узел трансмиссии, состоит из звёзд разного диаметра (с разным количеством зубьев), устанавливается на . На старых и дешёвых велосипедах вместо шлицевого барабана используется трещотка.

Система – передний узел трансмиссии, состоит из звёзд разного диаметра, закреплённых бонками (специальными полыми болтами) на шатунах. На дешёвых велосипедах системы неразборные, шатуны и звёзды скреплены заклёпками.

Причины некорректного переключения скоростей

Наиболее распространенными причинами являются:

  • растяжение троса;
  • плохо работающая возвратная пружина;
  • деформация петуха;
  • деформация переключателя.

Способы исправления дефектов

Лучше всего Ваша трансмиссия будет работать с новым или не очень старым тросом, целыми и не пересохшими рубашками, не слишком деформированными цепью и звёздами. Части троса, находящиеся внутри рубашки, цепь, звёзды, переключатели ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть смазаны специальными лубрикантами.

В случае растяжения троса, нужно всего лишь подтянуть барабан натяжения троса на манетке. Если же трос порвался, или начинает рваться, его необходимо заменить.

  1. раскрутите винт фиксации троса на перекидке,
  2. вытяните трос из рубашек (если он сильно топорщится — обрежьте),
  3. разберите манетку, если нужно, и вытащите из неё трос,
  4. вставьте новый трос металлическим наконечником в специальный паз в манетке,
  5. смажьте густой смазкой весь трос,
  6. пропустите его через рубашки,
  7. установите рубашки в пазы на раме,
  8. закрепите трос на перекидке крепёжным винтом.

Пружина возвратного механизма должна быть чистой и смазанной. Промойте её сильной струёй воды, после чего .

Погнутый петух можно распознать по косо стоящей рамке заднего переключателя, либо с помощью специального инструмента, который обычно водится в хороших веломастерских. Если петух изогнут не очень сильно, его можно выправить вручную. Для этого возьмите в руку задний переключатель, закреплённый на петухе, а другой рукой придерживайте раму. Не спеша вытяните петух до относительно ровной постановки задней лапки. Но помните, это временный метод . Петух – расходник и его стоит менять, а не ровнять.

Деформация переключателя происходит также при ударе. Чаще встречается деформированный задний переключатель, передний погнуть будет сложно.
На переднем переключателе погнуться может только рамка – её нужно вручную, либо при помощи нехитрого инструмента, выгнуть. В случае сильного повреждения, лучше приобрести новый .

На заднем переключателе может погнуться рамка – её можно выгнуть. Может согнуться или треснуть, параллелограммный механизм, выход – только замена детали . Возможна поломка винта регулировки или ушка, в котором он крепится. Не смертельно, но переключаться будет значительно хуже, лучше в ближайшее время его заменить.

Помните, не стоит долго ездить на деформированных или собственноручно выгнутых деталях. От этого может зависеть удобство при езде, и даже Ваша безопасность.

Настройка заднего переключателя

Итак, у Вас нет дефектов трансмиссии, все детали относительно новые (или совсем новые). И вот теперь нужно настроить чёткое переключение скоростей.

Источники:

https://ingener-pto.ru/2019/12/12/kak-nastroit-peredachi-na-velosipede-shimano/
https://dnipro.bike/nastroyka-pereklyuchateley/
http://provelosiped.ru/2016/11/19/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB/
https://dingonn.ru/stroitelstvo-i-remont/the-bicycle-does-not-switch-gears-what-should-i-do-if-i-can-not-adjust-the-rear-bicycle-speed-switch.html